Гжельский музей

Экскурсии и мастер-классы

Музей Объединение Гжель является единственным музеем, в котором последовательно воссоздана вся история становления местной традиции. В этом его уникальность.

Более 2000 экспонатов

В Музее представлены более 2000 экспонатов.

Это и самые ранние образцы посуды XIV-XV веков, найденные при археологических раскопках на территории Гжели, и прекрасные образцы майолики периода расцвета XVIII века, и более поздние майоликовые изделия; фаянс и полуфаянс с бело-синей и цветной росписью; тончайший кузнецовский фарфор, начало которому было положено в Гжели; грубые поделки конца XIX – первой половины ХХ века, периода забвения и упадка, когда, казалось, художественные традиции гжельского промысла утеряны безвозвратно; и наконец, произведения возрожденной Гжели, начиная с середины ХХ века и до наших дней.

Наибольший раздел Музея посвящен современному этапу, который начинается с конца 40-х годов прошлого века, когда два подвижника А. С. Салтыков и Н. И.

Бессарабова на основе старых образцов возродили практически утраченные приемы производства фарфоровых изделий с кобальтовой подглазурной росписью.

На стенде, посвященном Наталии Ивановне Бессарабовой, можно увидеть произведения, которые заложили основу современных художественно-стилевых особенностей гжельского промысла.

Стенды с изделиями учеников Н. И.

Бессарабовой и учеников ее учеников показывают нам, как совершенствовались основные художественные приемы , например, знаменитый кистевой «мазок с тенями», ставший родовой приметой современной гжельской росписи. И, в то же время, становится очевидным, что каждый художник – творец, у каждого свой почерк, свои пластические решения и только ему присущая манера росписи.

Посетите мир неограниченной фантазии гжельских мастеров

В этом разделе Музея раскрывается мир неограниченной фантазии гжельских мастеров: кроме привычной посуды, кумганы и квасники самых разных форм, сюжетная мелкая пластика, шахматы, телефоны, часы, самовары, лампа в виде вращающейся карусели, картины, иконы и т.д.

Здесь выставлены произведения, которые поражают монументальностью и сложностью форм, а также изделия, которые завораживают виртуозностью живописного исполнения. С каждым из них связана своя история.

В нашем Музее Вы совершите путешествие не только в прошлое и настоящее, но и в будущее гжельского промысла. В Гжельском регионе создана непрерывная система художественного воспитания и обучения младшего поколения.

В одном из залов Музея вы можете проследить всю эту цепочку обучения и становления будущего художника – от детского сада, где дети делают первые попытки воплотить свои фантазии в глине, до Гжельского художественно-промышленного колледжа (в 2002 г.

получил статус института), в мастерских которого студенты не только учатся композиции, но и осваивают все секреты, перенимая опыт специалистов.

Посетить наш Музей Вы можете только в составе экскурсии, как групповой, так и индивидуальной, в сопровождении опытного экскурсовода. Экскурсии проводятся по предварительной записи. О времени посещения и ценах Вы можете узнать в разделе “Экскурсии и мастер-классы”.

Источник: http://gzhel.ru/about/museum/

Достопримечательности Гжели: обзор, фото и описание

При упоминании названия «Гжель» представляется определенный ряд ассоциаций – красота, узоры, синь, народные промыслы, фарфор.

А посуда из Гжели – один из главных подарков для придания свежести интерьеру любого помещения, особенно кухонного.

Кроме того, Гжель – город удивительных храмов. Поэтому все достопримечательно можно условно связать с двумя большими категориями – производственной и духовной.

Фабрика «Гжель»

Компания «Гжель» остается одной из самых древних и солидных по производству изделий из фарфора, известных на весь мир как народный промысел одноименного города. Она основала и стала главным лицом художественного стиля Гжель, уникальной продукции эстетики и качества.

Завод можно посетить на экскурсии, предполагающие знакомство туристов с технологией росписи на керамике с синей росписью, которую нельзя ни с чем спутать.

Музей «Гжель»

Вся история становления уникального промысла проходит в музее, расположенного на территории фабрики. В нем – свыше двух тысяч наименований предметов посуды.

Здесь и самые ранние образцы посуды средних веков, обнаруженные при раскопках, образцы майолики 18 столетия, а также более поздние его варианты. Различные фаянсовые полуфаянсовые предметы с росписью цветом или синью.

История хранит знаменитый кузнецовский фарфор, получивший истоки в этих краях.

Представлены и экземпляры весьма грубого вида от конца 19-начала 20 столетия при максимальном упадке художественного промысла Гжели. Наконец, яркое возрождение традиций в соответствующих работах прошлого века и наших дней, включающих не только посуду, но и другие предметы декора и обихода.

В одном из музейных помещений можно проследить и цепочку перехода прошлого в настоящее и будущее, а именно – обучение и становление будущего художника от детского сада до хкдожественно-промышленного колледжа, что осваивают не только методику, но секреты своих исторических предшественников.

Это предприятие специализируется на ручном производстве фарфоровых изделий высококачественного уровня. Все экземпляры – в лучших традициях народного промысла керамики воссоздали картину развития будущего в промысле. Здесь также проводятся посещения собственного производства фарфора, представлена выставка народных промыслов и даже имеется свой мини-зоопарк.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Этот храм воздвигнут в самом начале 18 века на месте каменной церкви. Последняя была основана на месте деревянной церкви 17 столетия. А двумя веками позже церковь стала благочинским центром. А в конце 19 века храм видоизменяется: добавляются две новые часовни из камня и вносятся изменения в устройство в колокольню.

Имеется три придела: связанный с именем Успения Богородицы, северный, что связан со святителем Николаем Мирликийским и южного направления – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Современный же вариант храма возникает в 1859 году, а архитектором явился Казимир Гриневский, окончивший с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге.

В 1938 году церковь закрылась и имела сильные повреждения. Уничтожено было все внутри храма, купол и колокольня были разобраны, погости и ограда церкви также пришли в негодность, здание превратилось в склад. И лишь в 1998 году возобновились службы. Работы же по восстановлению храма еще продолжаются, в частности отреставрирован купол, но многие элементы декора все же утрачены.

Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери

Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня.

Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей.

Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.

Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары.
Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.

Местоположение: улица Центральная — 154.

Это сооружение появилось в 1912 году в честь столетия завершения Отечественной войны. Финансы на ее устройство появились благодаря владельцу Фарфорового завода И.Е.Кузнецовым. А непосредственное строение возникло по проекту архитектора Б.М. Великовского. Последний раз обновления храма велись в 1990х годах.

Местоположение: село Новохаритоново.

Керамическое ремесло отсчитывает в области Гжели уже почти семь столетий. Началось его производство со тучных экземпляров, однако уже в 17 веке возникают фабрики, продукция которых стала широко распространяться по России. Незабываемый стиль синих узоров на белом полотне закончил свое формирование в 19 веке, а его новый виток – в 50х годах прошлого столетия.

Сегодня в Гжели выделяется два типа фарфора: производство массового плана и авторские коллекции. Первый вариант осуществляется с помощью печати. Он не очень затратен и приобретается без проблем в локальных лавочках, причем и за пределами города. А изделия дизайнерского типа продаются только у профессиональных мастеров, или на экспозициях.

Источник: https://dostoprimechatelnosti-m.ru/dostoprimechatelnosti-gzheli-obzor-foto-i-opisanie/

Экскурсии

Почему Люди любят ходить в музеи? Наверно, потому что ностальгия по прошлому присуща нам всегда! В человеке заложена тяга к своим корням, к своим истокам! Музей Гжельского промысла создан людьми, любящими свою землю. Эти люди по крупицам собирают информацию о своей истории. Ведь нам есть чем гордиться! История Гжельской земли насчитывает более 675 лет!

Сам музей расположен на территории сельского поселения Гжельское в с.Речицы , открыт на базе современного производства ООО «ГАЛАКТИКА и КОМПАНИЯ», выпускающего художественный фарфор по старинным традициям гжельских мастеров.

Экспозиция музея разбита на 2 зала. Первый зал – это история завода, как предприятия народного художественного промысла Гжель.

В нем показан большой ассортимент выпускаемой продукции, представлена портретная галерея скульпторов и художников, принесших славу заводу за свою 25-летную историю! Предприятие, построенное на месте пустыря, не только облагородило территорию, но и выпускает экологически чистую продукцию, сертифицированную по всем стандартам.

Второй зал рассказывает об истории Гжельской земли и в частности об истории развития Гжельского промысла. Гончарное производство существовало на нашей земле еще с XIV века. Рецепт русского фарфора на основе гжельских глин в 1745г. был разработан впервые в России русским ученым Виноградовым Д.И., сподвижником и современником М.В. Ломоносова.

А уже в 1803 году фарфоровое производство пришло на Гжельскую землю. Во дворах стали открываться маленькие заводики с небольшим горном, выпускающие изделия со своим личным клеймом. Дальнейшее развитие промысла привело к тому, что фарфоровые изделия стали выпускаться с росписью в один цвет — синей подглазурной краской, наносимой кистью.

И это сделало Гжельский фарфор узнаваемым во всем мире!

Славу Гжельской земле создают не только изделия, но и люди. В музее рассказывается о тех, кто внес ощутимый вклад в историю промысла, развитие промышленности на нашей земле. Своим новым рождением в 1940-х годах Гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой, Т. С. Дунашовой. Есть у нас свои поэты, писатели. О них тоже свой рассказ.

Гжельская земля – это не только глина и фарфор, это сама земля, это природа, что нас окружает. В музее рассказывается о таких интересных местах, как Гжельский стратотип, природный срез земли, которому насчитывается тысячи лет. И который, относится к меловому периоду. Есть рассказ и об уникальной орхидее, Венерин башмачок, которая произрастает в лесу возле д.Коняшино и цветет раз в 17 лет.

Музей познакомит с изделиями других заводов, таких как Кузяевский фарфоровый завод, ЗАО «Объединение Гжель», ОАО «Электроизолятор» и др., и расскажет об их истории развития.

Есть отдельная страница, посвященная Православным Храмам для тех, кому интересно узнать о православных традициях Гжельской земли.

Конечно, охватить всё невозможно, одно перечисление интересных экспонатов Музея займет много места и времени. Куда интереснее приехать к нам в гости на экскурсию в Гжель, все посмотреть и увидеть самим!

Кроме посещения Музея Гжельского промысла, на предприятии проводятся экскурсии в производство, где всех желающих ознакомят процессом производства Гжельского фарфора, с таинствами рождения настоящей Гжели. 

ПРАЙС-ЛИСТ НА ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

СТОИМОСТЬ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ГРУПП с 01.10.2018г.

Читайте также:  Музей кошек в амстердаме
Состав группы Программа Цена на 1 человека, руб.
БУДНИЕ ДНИ ВЫХОДНЫЕ ДНИ
Школьники/сопровождающие взрослые(количество человекв группе20-40 чел.) Посещение производства, музея школьники — 250 сопровоздающие — 350 школьники — 300сопровождающие — 400
мастер-класс 200 350
чаепитие 80 80

СТОИМОСТЬ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ для остальных групп с 01.10.2018г.

БУДНИЕ ДНИ: Группа от 10-25 человек: Индивидуальные экскурсии(от 2 до 9 человек)
1 Экскурсия Дети — 250 Дети – 300 (200+100)
(музей+производство) Взрослые — 350 Взрослые – 500 (300+200)
2. Мастер-класс:  300 рублей с человека  500 рублей с человека
3. Чаепитие:  80 рублей с человека  80 рублей с человека
ВЫХОДНЫЕ ДНИ: Группа от 10 до 25 человек: Индивидуальные экскурсии
1 Экскурсия Дети — 350 Оговариваются дополнительно!
(музей+производство) Взрослые — 450
2. Мастер-класс:  350 рублей с человека
3. Чаепитие: 80 рублей с человека

Мастер-класс: нанесение рисунка гуашью на бумаге и на полуфабрикате фарфоровых изделий. 

Все расписанные изделия являются вашими авторскими работами и по желанию забираются с собой. 

Чаепитие: в русских традициях с самоваром, баранками, конфетами.

На территории музея есть удобная стоянка для экскурсионных автобусов, фирменный магазин сувениров, продуктовый магазин.

Для детей-инвалидов, ветеранов ВОВ предоставляется скидка.

Время работы музея:      Будние дни: с 8 до 17ч.

                                        Выходные дни: по предварительному заказу

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИИ И МАСТЕР-КЛАСС В ГЖЕЛЬ 

Заказать экскурсии и мастер-класс Вы можете по телефонам:

8 9151324840  – МУЗЕЙ

8 (49646) 47-154 — офис

E-mail: galactic@krez.ru

Вы можете посетить сайт Музея Гжельского промысла http://www.muzejgzheli.ru/

Музей благодарит за помощь Будашкину Л.М., Сивову О.С., Кудейкину С.П., Фролову Е.А., Никитину Е.В., Коновалова Д. , Миронову Е.В., Администрацию Раменского краеведческого музея, Администрацию Кузяевской школы, жителей сельского поселения Гжельское, сельского поселения Новохаритоновское, коллектив ООО «ГАЛАКТИКА и КОМПАНИЯ»!

Источник: http://www.krez.ru/muzej/ekskursii.html

Экскурсия на Гжельский фарфоровый завод: «Просто я работаю волшебником…»

«Гжель» — слово звонкое. Кому-то оно напоминает весеннюю капель, кому-то журчание ручейка, кому-то голос колокольчика. А более всего оно похоже вот на что: возьмите кувшинчик, или блюдечко, или чашку тонкого фарфора, прикоснитесь — фарфор ответит: гжелллль…

Эти места всегда славились гончарным производством. Глинистые почвы не позволяли добиваться успехов в земледелии, зато на гончарный круг обилие разноцветных глин просто просилось. А дальше был путь к всеобщему признанию и любви: глина — майолика — фаянс — фарфор. Тот самый, синий, который не спутаешь ни с каким другим.

Хотите увидеть, как делается бело-синее чудо, и сотворить кусочек чуда своими руками? Добро пожаловать на экскурсию и мастер-класс на Гжельский фарфоровый завод!

На заводе гости смогут:

  • побывать в цехах, где рождается фарфоровое звонкое волшебство. В разные дни здесь совсем разная атмосфера. В будни — шум работающих станков и кипучая деятельность на всех этапах как ручного, так и механизированного производства, энергия созидания. В выходные — завод похож на театр без актёров и публики: тишина, магия декораций. Можно ходить и всё разглядывать. Ворота печи для остывания готовых изделий распахнуты, как занавес — и можно заглянуть туда, где послушная глина окончательно обретает форму, цвет и звон.
  • осмотреть экспозицию музея. В небольшом помещении — вся история завода, такая же разнообразная, богатая и узорчатая, как гжельская роспись.
  • и, наконец, самое волнующее — попробовать своими руками делать чудеса! Гости младшего возраста смогут сами вылепить сувенир из глины, а более старшие — нанести роспись на полуфабрикатное изделие, которое потом подвергнут самому настоящему обжигу и глазурованию.

Такие сувениры всегда становятся любимыми вещами в доме. Друзья непременно будут спрашивать: откуда такое? Ну как же — с Гжельского фарфорового завода! А вы ещё не были?

Экскурсионная программа

Стоимость экскурсии для школьников 6-11 классов

Цена на 1-го человека с учетом аренды автобуса Человек в группе Кол-во сопровождающих бесплатно
2550 руб. от 15 до 19 1
2450 руб. от 20 до 24 2
2150 руб. от 25 до 29 2
1950 руб. от 30 до 34 3
1750 руб. от 35 до 39 3
1700 руб. 40 и выше 4

Стоимость экскурсии для школьников 1-5 классов

Цена на 1-го человека с учетом аренды автобуса Человек в группе Кол-во сопровождающих бесплатно
2250 руб. от 15 до 19 1
2200 руб. от 20 до 24 2
1850 руб. от 25 до 29 2
1650 руб. от 30 до 34 3
1500 руб. от 35 до 39 3
1400 руб. 40 и выше 4

Цена экскурсии зависит от дня недели и удаленности школы от объекта посещения. Чтобы уточнить цену экскурсии, или узнать цену на другое количество экскурсантов, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (495) 642-33-54.

В стоимость экскурсии входит

  • Сопровождение группы на протяжении всей поездки (автобус подается к школе)
  • Доставка до места проведения экскурсии и обратно на застрахованном транспорте определенной вместимости с регулируемыми спинками сидений, кондиционером, телевизором, ремнями безопасности
  • Экскурсия по музею и цехам Гжельского фарфорового завода
  • Мастер-класс по лепке (для школьников 1-5 класса) или мастер-класс по росписи (для школьников 6-11 классов)

Полезная информация об экскурсии

  • Во время проведения экскурсии можно фотографировать
  • Изделие, выполненное экскурсантами на мастер-классе по росписи (с последующим обжигом) нельзя сразу забрать с собой; в течение недели поделку доставят в фирменный магазин фабрики по адресу ул. Мытная, д.66, где его и можно получить самостоятельно.

Популярные экскурсии для школьников

Расписание экскурсий

Источник: https://mos-tour.com/tours/ekskursiya_na_gzhel_skij_farforovyj_zavod_prosto_ya_rabotayu_volshebnikom/

Село Гжель: экскурсия, достопримечательности, Гжельский фарфоровый завод, фабрика фарфора «Синь России»

Недалеко от Москвы раскинулись три десятка сел, переходящих одно в другое. У каждого есть свое название. Однако называют их по имени одного из них – Гжель. Села знамениты народным промыслом. Веками гжельские мастера создавали здесь необыкновенной красоты расписную посуду, которую принято называть гжелью.

Из истории села

Первые поселения на этих землях появились в XIV веки. Известно, что в 1330 году Иван Калита завещал село своему сыну Ивану Красному. Позже этими землями владел Дмитрий Донской, а после него — Василий I. В XVII веке село Гжель вошло в состав Московского уезда.

В XVII столетии в деревне были построены две деревянные церкви. Одна из них действует и по сей день. Называется этот храм церковью Успения Пресвятой Богородицы. Второй давно разрушен. В начале XVIII века в Гжели построили каменный храм по проекту К. В. Гриневского.

С давних пор на Руси были известны залежи белой глины. Само слово «гжель» происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину.

Гончарными ремеслами на территории подмосковных сел Раменского района занимались издавна.

Первые упоминания об этом виде народного творчества встречаются в документах XIV века, затем в духовных грамотах московских князей и, наконец, в завещании самого Ивана Грозного.

В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому на гжельские земли следовало привести особую глину. Материал тогда использовался исключительно для изготовления аптекарских сосудов. В те времена этот промысел еще мало общего имел с искусством.

О гжельской глине писал в одном из своих трудов и Михаил Ломоносов. Об этом материале русский ученый сказал так: «Нигде не видал я ничего превосходнее».

Стоит сказать, что 400 лет назад создание различных кухонных предметов, статуэток и даже картин из фарфора для жителей тех мест, где была обнаружены залежи глины, стало необходимостью. Для земледелия эти места не годились.

На глине ничего не росло, а потому и пришлось местным жителям осваивать премудрости гончарного дела.

Керамический промысел приобрел огромное значение в XIX столетии. Сегодня здесь расположен завод, где и производят фарфоровую посуду. Называется главное предприятия Гжели «Синь России». В селе сегодня проживает всего тысяча человек. Расстояние от Москвы до Гжели – 43 км.

На территории села протекает река Гжелка, впадающая в Москву-реку. Помимо вышеназванного завода, здесь нет достопримечательностей. Слишком мало село Гжель. Из Москвы сюда, однако, нередко приезжают туристы. Процесс изготовления посуды довольно интересен. Об экскурсии в Гжель рассказано ниже.

Развитие гончарного производства

Прежде чем рассказать о том, что входит в экскурсионную программу, стоит вспомнить, с чего начинается история гжельской посуды.

Почти все обитатели тридцати окрестных деревень уже в XVIII веке были задействованы в гончарном деле. Они изготавливали чайную и столовую посуду, декоративную скульптуру, вазы, блюда.

На Гжельском фарфоровом заводе сегодня производят различную продукцию. Не только кухонную утварь, но и различного рода сувениры. Но гжельская посуда ранее не была предметом роскоши.

Она предназначалась для трактиров, постоялых дворов, домашнего обихода.

Примерно в 1800 году был основан первый фарфоровый завод. К концу столетия таких предприятий появилась более ста. В начале XIX века мастера начали наносить на посуду причудливые узоры кобальтовой краской.

Гжель знавала всякие времена. Были в ее истории и взлеты, и падения. После революции народный промысел исчез полностью. Возродился он лишь в послевоенные годы. Тогда и появилась та самая гжель, которую сегодня узнают во всем мире.

«Синь России»

Расцвет народного промысла в Гжели пришелся на восьмидесятые годы прошлого столетия. Здесь началось масштабное изготовление произведений по старинным рецептам. Конечно, использованием современной техники. Историки предполагают, что именно на месте завода «Синь России», основанного в 1989 году, несколько веков назад находилась небольшая фабрика по изготовлению гончарных изделий.

Предприятие ведет выставочную деятельность, участвует в российских и международных выставках.

С чего все начинается?

Изготовление гжельских изделий – процесс довольно трудоемкий. Он происходит в несколько этапов. Красота рождается в воображении художника, который карандашом делает набросок на бумаге и расписывает его задуманным узором.

Затем из пластилина делается модель, по которой отливают гипсовую форму. Замысел художника часто меняется в процессе работы. Ему нередко приходится что-то менять, особенно если речь идет о таких предметах посуды, как чайник, кофейник.

Ведь они должны быть не только красивыми, но и удобными.

Из чего состоит фарфоровая масса?

Следующий этап – подготовка глины. В создании фарфоровой смеси используется особое оборудование. В глину добавляют кварцевый песок, каолин, полевой шпат. Все эти составляющие очень важны, без них глина не превратится в фарфор.

Смесь загружают в машину, которая в некотором роде представляет собой гигантский миксер. Здесь масса перерабатывается в течение 25-28 часов. Получается шликер – мягкая кашеобразная смесь, незаменимая в изготовлении фарфора.

Создание заготовок

Шликер, разведенный до состояния густых сливок, литейщики заливают в формы. Смесь высыхает, приобретает задуманные очертания. Получается заготовка изделия. Сохнет она не менее 24 часов. После этого изделия «подвяливают».

Обжиг

Стены посуды должны быть одинаковой толщины. Считается, что опытный мастер умеет определять этот показатель на ощупь. Следующий процесс – обжиг. Будущую кухонную утварь помещают в газовую печь. Изделия приобретают прочность, твердость.

Читайте также:  Пейзаж с ацисом и галатеей, клод лоррен, 1657

Роспись

Кобальт – особая керамическая краска. Изначально он черный как сажа. Синей эта краска становится только после обжига. Гжельские мастера учитывают более 20 оттенков этого цвета. На Гжельском заводе трудятся представители нескольких художественных специальностей. Они занимаются росписью мелкой пластики, другие – посуды. Третьи наносят узоры на предметы интерьера.

Главный секрет гжельской росписи – это мазки. Главный прием – правильное соотношение белого и синего. Есть правило: каждый последующий мазок отличается от предыдущего.

Сначала на кисточку густо набирают краску, затем с разным нажимом раскладывают рисунок. Первый мазки – самые сочные.

В своей работе опытные мастера выбирают только качественные инструменты, потому как от этого зависит конечный результат.

Каждое гжельское произведение по-своему неповторимо. Фирменные цвета: сочно-синий, ярко-голубой, васильковый. Роспись и форма составляют единое целое. Орнамент дополняет, подчеркивает то, что было недосказано в пластике.

Экскурсии

Село, название которого давно стало одним из символов русского промыслового творчества, сохранило древний облик. В этом можно убедиться, съездив на экскурсию в Гжель. Сегодня здесь стоят небольшие домики, над ними возвышаются скромные церквушки.

Другие села, имеющие отношение к производству кухонной утвари, — Глебово, Трошково, Фенино, Речица, Турыгино, Ново-Харитоново. Добраться до этих легендарных мест несложно. Но лучше это сделать в рамках экскурсии по Гжели.

Из столицы на дорогу уйдет примерно полтора часа. В пути гид расскажет интересные факты из истории народного промысла.

Стоимость экскурсии по селу Гжель Раменского района зависит от туроператора, продолжительности, количества человек в группе.

Самостоятельно добраться до деревни, где расположен фарфоровый завод, можно на электричке, которая идет от Казанского вокзала. Время в пути – 2 часа 20 минут. Стоимость билета — примерно 150 рублей. До Гжельского фарфорового завода также идут автобусы от станции метро «Котельники».

Во время экскурсии по заводу «Синь России» можно узнать много интересных нюансов о творческом процессе мастеров. А именно:

  • как изготовить фарфоровую массу;
  • как правильно высушить и обжечь изделия;
  • почему необходимо два или даже три обжига;
  • что представляет собой процесс глазуровки.

Во время экскурсии по главной и единственной достопримечательности Гжели можно не только увидеть своими глазами рождение фарфорового чуда, но и сделать кое-что своими руками. Обжигать и формовать, конечно, никто не позволит. Однако для экскурсантов организовывают интересные мастер-классы по росписи. Проводятся они под руководством опытного мастера. Экскурсия продолжается два часа.

В завершение можно посетить склад и фирменный магазин, где в продаже более тысячи изделий по заводским ценам.

Есть еще одна экскурсия в Гжель, которая предполагает посещение не только этого села, но и соседнего, в котором располагается один из старейших заводов по производству фарфоровых изделий. Деревня называется Турыгино.

Предприятие, которое находится на его территории, – «Объединение Гжель». Посетители могут стать свидетелями творческого процесса – от создания наброска до росписи. На территории фабрики действует музей, в котором собрано около двух тысяч экспонатов.

Здесь также проводятся мастер-классы.

Инфраструктура Гжели

Дабы окунуться в атмосферу старины, стоит остановиться в Гжели на несколько дней. Здесь мало гостиниц, но они все же есть. Например, отели «Акварель» и «Кристина». В первом всего девять номеров. Стоимость аренды – 1500 рублей. «Кристина» — комплекс гостевых домов. Стоимость размещения в одном из них – 4000 рублей.

Шикарных ресторанов в этом старинном населенном пункте, конечно же, нет. Но поскольку Гжель нередко посещают туристы, все же здесь имеются небольшие предприятия общественного питания.

Одно из них, самое популярное среди экскурсантов, расположено на территории завода «Синь России». Здесь, согласно отзывам, можно вкусно пообедать. Вдоль Егорьевского шоссе находится несколько придорожных кафе.

Одно из них называется «Семь пятниц».

Стоит сказать еще об одной достопримечательности Гжели. Здесь находится Кунай-колодец, а рядом с ним — небольшая купель. Эти места паломники посещали еще до революции. Считается, что вода из Кунай-колодца обладает целебной силой.

Источник: http://fb.ru/article/389152/selo-gjel-ekskursiya-dostoprimechatelnosti-gjelskiy-farforovyiy-zavod-fabrika-farfora-sin-rossii

Гжель. Музей декоративно-прикладного искусства Гжельского университета

Гжель. Музей декоративно-прикладного искусства Гжельского университета.

В 1986 году состоялся первый выпуск специалистов на отделении декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Гжельского силикатно-керамического техникума. Дипломные работы выпускников стали точкой отсчета в формировании музейной коллекции. Они хранились в течение нескольких лет. В 1991 году, к 60-летнему юбилею техникума, преподавателем Т. Д.

Федоровской была организована выставка дипломных работ художников-керамистов. Инициатором создания музея был директор техникума, генеральный директор объединения «Гжель» Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии Виктор Михайлович Логинов.

Проект выполнил заслуженный художник РФ, преподаватель художественных дисциплин Анатолий Иванович Дрыга, который предложил идею модульного экспозиционного оборудования.

Музей был открыт в 1994 году. Первыми и постоянными его посетителями стали студенты художественного отделения, для которых он являлся методическим центром.

Экспозиции музея очень разнообразны: работы из шамотной массы, майолики, фаянса, полуфаянса и фарфора, уникальные артефакты, свидетельствующие об истории промысла.

Представлена выставка кузнецовского фарфора, на которой можно видеть изделия заводов Украины, Риги, Нижнего Новгорода и Бронниц.

Многих посетителей музея особенно привлекают тематические витрины: «За Русь Святую», «Гжельский фарфор», «Майолика Гжели», «Сказка в керамике или керамика в сказке», «Флора и фауна», «Морские фантазии», «Гжельское чаепитие», «Венеция», «Гжель православная».

Экспонаты музея награждаются дипломами, грамотами и благодарственными письмами в конкурсах областных, всероссийских и международных выставок, ярмарок и фестивалей, таких как: «Ладья», «Образование и карьера», «Кремлевские звездочки», «Молодые дарования», «Солнце светит всем», «Юность, наука, культура», «Фестос», «Образование, наука, культура» и др.

 На базе института в 1999 г. было открыто турбюро «Гжель», целью которого является пропаганда уникального народного художественного промысла.

Посетителей ожидает интереснейшая экскурсионная программа «Эта звонкая сказка Гжель», в которую входит знакомство с керамическим производством, посещение музея декоративно-прикладного искусства, мастер-классы, анимационные программы и чаепитие.

Обзорные экскурсии по музею декоративно-прикладного искусства – это знакомства с многовековой историей гжельского ремесла.

Основные темы экскурсии:

-Возникновение и развитие старейшего ремесла;
-История образовательного учреждения (от рисовальных классов до университета);
-Купеческая Гжель;
-Гжельские фабриканты;
-Роль М. В. Ломоносова, Д. И. Виноградова, А. Б. Салтыкова, Н. И. Бессарабовой в Гжельского промысле;
-Династия художников Хазовых, Московских, Олейниковых, Царегородцевых.

 Анимационная программа: 

Это короткие театрализованные постановки, посвященные традициям гжельского чаепития.  После экскурсии вы сможете подкрепиться или пообедать, для этого работники столовой подготовят все необходимое.

 Новогодняя поздравительная программа

Источник: http://lubitur.ru/gzhel-muzey-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-gzhelskogo-universiteta

5-9 класс

Экскурсия в музей Гжели, организованная турфирмой «Жемчужина», познакомит школьников с историей русской керамики и прославленным гжельским фарфором.

Побывав на родине отечественного гончарства, керамики и уникального фарфора с неземной красоты росписью, ребята разберутся во всех тонкостях технологического процесса изготовления фарфоровой продукции.

Музей Гжели представляет уникальные экспонаты, по которым можно запросто изучать историю керамики, а также работы новой эпохи.

Крупнейший центр керамики

С глиной знакомы практически все жители поселков и деревушек, регулярно скользящие по глинистым грунтовкам, размываемым дождями. Глина Гжели – нечто особое! Здесь можно запросто ставить памятник местным глинам, которые прославили Гжель на весь мир.

Это местечко издавна поставляло в столицу кирпич и изразцы, глиняную и фарфоровую посуду, керамические игрушки. Местные жители по сей день бережно хранят неповторимые облик фарфоровых изделий и традиции уникальной подглазурной росписи.

Экскурсия в музей Гжели познакомит школьников с историей гжельского промысла, отсчитывающему свою историю с XIV в.

Сине-белое чудо – русская Гжель

Побывав на экскурсии в музее Гжели, разместившемся на 400 квадратных метрах, школьники смогут увидеть более 2 тыс. уникальных экспонатов. Здесь собраны гжельские изделия разных времен, начиная с XV века. Музей представляет подлинники, изготовленные Кузнецовскими заводами и работы, выполненные современными авторами.

Посетителей музея поражает великолепие сине-голубой росписи и красота форм гжельской керамики. Неизменно привлекает интерес посетителей уникальный экспонат — самая большая керамическая ваза в мире. Гжельская роспись отличается тем, что роспись на изделия наносится до глазуровки, поэтому она не тускнеет со временем и не стирается.

Гжельский фарфор вечен.

Мастер-класс от гжельских мастеров

Экскурсия в музей Гжели завершается интереснейшим мастер-классом, на котором ребята смогут ознакомиться с технологическим процессом изготовления фарфора и спецификой гжельской росписи.

Школьники смогут, лично поучаствовав в процессе создания фарфоровых изделий, изготовить эксклюзивный подарок для своих близких. При музее работает салон-магазин, торгующий гжелью.

Здесь изделия можно купить по заводским ценам.

Как проходит мероприятие?

• Едем автобусом в Гжель – 2 ч.
• Экскурсия в музей Гжели – 2 ч.
• Свободное время – 0,5 ч
• Едем домой – 2 ч.

Затраты экскурсантов

Цена экскурсий в музей Гжели, предлагаемых туристической фирмой «Жемчужина», от 1100 руб./чел. Можно делать фотографии.

Расходы на поездку

• Экскурсия на фабрике – по производству и в музее.
• Работа экскурсовода.
• Мастер-класс – лепка или роспись (на выбор).
• Сопровождение. Доставка школьников.

Уникальная роспись

Побывав в Гжели, ребята соприкоснутся с живописной природой, дающей местным художникам вдохновение, образы и идеи для росписи и лепки. Здесь, среди первозданной красоты, рождаются гжельские шкатулки и сосуды, украшенные фигурками, оживают пасторальные сцены из гжельской жизни, сказок, былин.

Мастерство скульпторов и талант живописцев создают настоящие произведения искусства, достойные лучших музеев мира. Секрет Гжели –ее уникальное своеобразие, волнующее соприкосновением с природой.

Экскурсия на Ликино-Дулевский фарфоровый завод  Экскурсия на Богородскую фабрику деревянной игрушки

Источник: http://ekskursii-shkolnikam.ru/ekskursiya-v-muzey-gzheli

Гжель

Гжельский фарфор, пожалуй, самый известный народный промысел Московской области. В настоящее время гжельская посуда и сувениры изготавливаются как фабричным так и кустарным способом. Вдоль Егорьевского шоссе есть несколько поселений, которые все вместе и образуют Гжельский куст.

Фабрика находится в поселке Новохаритоново, при фабрике работает магазин, музей и организованы экскурсии по производству.

Чтобы попасть в музей нужно заблаговременно созвониться с экскурсоводом. Она назначит удобное время (такое, чтобы не было групповых экскурсий). Когда мы приехали еще не было никого кроме вахтерши. Позже подтянулась еще одна пара — парень с девушкой. Затем пришла экскурсовод и началась экскурсия по музею. Завод и музей находятся в некотором запустении. В апреле тут было холодно.

Раньше в Гжели было первоклассное месторождение белой морской глины. Ломоносов увидев пробу даже воскликнул, что никогда такой чистой глины не видел. Вокруг карьера царь немедленно выставил оцепление и практически вся глина шла на создание медицинской посуды. Теперь месторождение выработано и глину поставляют с Украины.

До революции изготовлением посуды и игрушек занимались свободные крестьяне (Гжель принадлежала императорскому двору и на ее территории не было крепостного права). В XIX в. по Касимовскому тракту (ныне Егорьевское шоссе) ехал в Москву на постоянное жительство богатый татарин с кучей денег.

И решил он заночевать у крестьянина Кузнецова (тот самый, что потом основал фабрику в Дулево). Больше никто этого татарина никогда и не видел. Сперва все подумали, что хозяин дома его и убил, но крестьянин сказал, что татарин ушел рано утром, а если кто ему не верит, то могут обыскать дом. Обыск ничего не дал.

Читайте также:  Музей игрушки в сергиевом посаде, россия

Но через несколько лет Кузнецов купил оборудование и открыл фабрику. Практически все подмосковные фарфоровые заводы основаны Кузнецовым.

Дела пошли в гору и Кузнецов стал поставщиком императорского двора. При помощи заграничных технологов его потомки подняли качества фарфора до мировых высот. Где-то в 1914 году один технолог захотел вступить в долю с владельцем фабрики. Но владелец фабрики ему отказал. В результате, технолог вместе с технологией решил перебраться куда-то под Нижний Новгород. Да и пропал.

Технология исчезла вместе с ним и как делать такой фарфор, как сделать, чтобы позолота не стиралась уже никто не знает. После революции Кузнецов отдал заводы советской власти и вскоре умер. В Гжели стали делать агитационный фарфор. Экскурсовод говорила о нем с перенбрежением.

Ведь качество у него было далеко не тем, что шло к императору… Однако аукционеры говорят, что агиттарелки продаются в Лондоне по 4 000 фунтов.

До Второй мировой войны фарфор был не только синим. После войны возникли проблемы с краской. Удалось достать только кобальтовую. Синий фарфор и получил Гран-При в Париже. Решили, что от добра добра не ищут и стали делать преимущественно синим.

Для Бориса Ельцина изготовили сервиз в зеленом. Сервиз на множество гостей, для каждой персоны 44 предмета. Кстати, сервиз хранится в музее не потому что президенту работа не понравилась, а потому что все ценные вещи на фабрике делают в 2-х экземплярах. Вдруг что-то разобьется, а у них есть запасная копия!

Мне больше нравится разноцветный фарфор.

Производство

Экскурсия по производству и  музею вместе стоит 250 рублей (на 2009 год). На производстве фотографировать запрещено, но редакции pmvd.info удалось сделать несколько кадров.

Это формовочный цех. Здесь смесь из которой потом получится фарфор заливают в формы и дают затвердеть. Оказывается, что сейчас вытягивание на гончарном круге практически не применяют.

Из этих заготовок выйдут отличные матрешки.

Необрезанные бычки. У застывших форм обрезают шов и затирают место шва губкой.

После этого формы на палетах загоняют в печи. Обслуживает печь обжигальщик. Это очень важная профессия. Если обжигальщик поставит одну деталь с краю печи, а другую в центре, то в процессе обжига они ужмутся по-разному и будет брак.

Сейчас в цехе обжига используются германские печи, но электроника стоит советская. Германские печи небольшого размера и поэтому большие изделия обжигать невозможно и на данный момент большеразмерного гжельского фарфора не производят.

 Температура в печи может достигать 4 000 градусов. После обжига изделие уменьшается на 17% и через несколько обжигов становится очень прочным. Чтобы фарфор стал еще прочнее используют разные добавки.

Например, в китайский костяной фарфор добавляют кости животных.

Готовая форма «Дачницы»

После обжига фигурку окунают в подкрашенную воду. Так очень легко найти дефекты — различного рода трещины. Сoстав красителя такой, что после повторного обжига он выгорает без следа. После второго обжига изделие начинают расписывать.

Расписчицы не имеют художественного образования, но художественным вкусом обладать обязаны. Грамотная расписчица может за день расписать несколько десятков чашек, тарелок и проч. Во время росписи кобальтовая краска черная и узор не особо читается. Красота мазков проступит только после финального обжига.

На настоящую «гжель» всегда ставят фирменное клеймо.

Расписанное изделие окунают в глазурь. Глазурь — это тоже глина и не представляет никакой опасности, поэтому макают изделие туда голыми руками. Дно изделия стараются смазать парафином. Это делается не для того, чтобы дно было шершавым и не скользило, а для того, чтобы во время высокоградусного обжига наша коровка не прилипла к палете.

После финальный обжига изделие идет к потребителю.

Источник: http://pmvd.info/ru/gzhel/

WWW. 4 TURISTA .RU

Октябрь 2012

Солнечным субботним днем октября посчастливилось нам побывать в музее народного промысла по призводству керамики Гжель.

Итак, экскурсия начинается с производства:

По эскизам художников вытачивают гипсовые формы будущих изделий.

Подготовленную жидкую глину заливают в форму доверху. Гипс впитывает влагу и глина на стенках формы приобретает более твердую основу. После получения необходимой твердости стенок изделия, излишек глины сливают.

Через некоторое время изделие дает усадку и легко извлекается из формы.

Те изделия, которые не получилось вынуть из формы без повреждений, пускают заново в производство, размягчая глину.

Далее, получившийся полуфабрикат сушат в печи для удаления влаги и придания прочности.

Затем оправщик срезает швы и заусенцы с помощью резачка и заглаживает влажной губкой.

После оправки изделия подвергают утильному обжигу, во время которого поддерживается относительно низкая температура — это способствует упрочнению и уплотнению изделия за счёт обезвоживания и усадки.

Затем изделия опускают в специальный раствор для проверки на наличие трещин. Изделие становится розовым, а трещина остается белой.
Если изделие состоит из нескольких частей, то его склеивают жидкой глиной.

Пройдя контроль изделия отправляются в живописный цех, где художницы расписывают каждую модель вручную. Роспись выполняется кобальтом, который в ходе обжига меняет свой чёрный цвет на синий, характерный для Гжельского фарфора.

Затем изделие покрывают глазурью при помощи кисти, окунания, заливки или пульверизации. Глазурь это — тонкий слой на поверхности керамического изделия, который в процессе обжига становится стекловидным.

После завершения процесса изготовления, изделие подвергается второму обжигу в течении нескольких часов. Это один из важнейших этапов производства – в процессе формируется фарфор, происходит расплавление глазури, равномерное ее распределение по всей поверхности и сплавление с изделием.

После этого обжига изделие приобретает окончательный вид .

После полученных знаний о производстве Гжельского фарфора, мы отправляемся в музей, где собраны изделия старинных мастеров и фабрик.

Примечательно, что раньше фарфор расписывали разными цветами, но впоследствии отказались от этого из-за дороговизны. Так и появился знаменитый сине-белый Гжельский фарфор.

Дорогущие и уникальный экспонаты стоят в музее на обычных полках без стекла, что создает для них определенную угрозу от нерадивых туристов.

Осмотрев еще несколько экспозиций, находящихся за стеклом, мы отправились домой…

Источник: http://www.4turista.ru/content/proizvodstvo-i-muzei-gzheli

История Гжельского промысла

26.02.2011 я съездила на экскурсию в Гжель, посуду из которой очень люблю.

Предусмотрена экскурсия в музей при ЗАО «Объединение Гжель» и на производство. Музей очень приятный, можно посмотреть образцы местных изделий с давних времён, вплоть до результатов раскопок. Посетителей пускают только по предварительной записи.

Гжель — местность, объединяет несколько сёл. По дороге на головное объединение в селе Новохаритоново наш автобус проехал, не останавливались, несколько маленьких населённых пунктов. Село Гжель, (не единственное, где производят знаменитый фарфор и майолику). Топоним происходит, предположительно, от слова «жгель» — «жечь», или финноугорское слово. Село впервые упоминается в духовной грамоте Московского князя Ивана Калиты, было дворцовым. В этом селе сейчас: фабрика «Синь России», храм, через него протекает река Гжелка. В селе Речицы сейчас — производство термостойкой посуды; интересный кирпичный храм. Село Трошково — гончарно-майоликовая фабрика (майолику некоторые ценители ставят выше фарфора), процесс традиционный, но привод электрический. Наконец, Новохаритоново.

Часовне по иконе Божьей матери «Воспитание» поставлена в память детей — жертв войны.

Новохаритоново раньше было на границе Гуслицкой волости, сюда бежали старообрядцы. У гусляков был свой диалект, и рассказывали нам об их промыслах: как нехороших — были сбирунами (профессиональными нищими) и фальшивонетчиками до середины 30-х XX века, занимались колдовством и ворожбой; так и почтенных: изготавливали иконостасы.

В селе — двух-трёхэтажные кирпичные, и маленькие деревянные дома. Есть колледж. Я сфотографировала несколько наличников, которые можно посмотреть в сообществе Узорочья и деревянное зодчество.

Гончарный промысел Гжели известен с древних времён, т.к. были большие запасы белой и цветной глины. Рассказывают о технологии — от гипсовой формы, до второго отжига, после глазури. Древний промысел, в музее — найденная керамика.Виды изделий из глины (керамика, керамос), о которых нам рассказали:

Терракота (выжженая земля) — декоративные изделия, пористая структура, в быту не используется.

Майолика — глазурованная терракота, от острова Майорка, крупного экспортёра. Много майолики в Абрамцево, Врубель работал. Впитывает 16% влаги. В Гжели для производства майолики используют местную красную глину.
Фаянс производится из цветной или (чаще) белой глины, технология сходна с фарфором, но другое соотношение компонентов. Название пошло от итальянского города Фаенца. Впитывает 8% влаги.
Наконец, фарфор — самая совершенная группа, непроницаем для влаги и газа. Ныне в Гжели производят фарфор (из привозной белой глины, своя выработана), а начиналось именитое производство с майолики.

Афанасий Гребенщиков в XVII веке на свою фабрику по производству майолики в Москве пригласил гжельских мастеров, но потом они вернулись в родные селения, открыли кустарные производства, составили такую сильную конкуренцию фабрике, что та закрылась. Его сын сумел наладить производство фарфора, но фабрика была закрыта указом императрицы, чтобы не составляла конкуренцию императорской.

В Гжели в XIX веке продолжали производить майолику, затем перешли на фаянс, добрались до фарфора с подглазурной росписью. Не знаю, какой материал изделий на снимке.

В Новохаритоново берёт начало династия Кузнецовых. В 1810-1812 гг., кузнец Яков Васильев основал здесь фарфоровое производство. В 1832 г.

его сын Терентий, взявший фамилию Кузнецов, основал завод в селе Дулево Владимирской губернии – но это уже другая история.

Представлены изделия 20-х и 30-х годов ХХ века.Новые мотивы старого стиля.

Целенаправленное возрождение промысла началось с 1946 года, но по фарфору, а не майолике. Большую роль сыграла Наталья Ивановна Бессарабова.

Дефицит красок после войны мало красок привёл к появлению с 50-х годов современной бело-синей гжели.

Кобальт — единственная подглазурная краска, держащая графику, другие расплываются, и в этой технике стали работать много замечательных мастеров.

Мастер Татьяна Сергеевна Дунашова, 1921 г.р., без художественного образования — мелкий рисунок, неповторим, кроме неё так делают только по трафарету.

Людмила Павловна Азарова прожила 90 лет, скульптор по образованию. Полезные советы давала. И не только она.

Работы разных мастеров. Художники работают кто по скульптуре, кто по посуде. Есть семейные пары.Круглые плоские «чайники» — квасники. Некогда, как и подсвечники, были полезной вещью в хозяйстве.В общем и целом – весьма симпатично.

В наши дни стараются возродить майолику в старинной гамме.Не забывая про нынешние традиции. Построена новая школа с профориентацией (колледж). Две девочки внесены в золотую книгу молодых дарований (лет десять — 15 назад).Ученики пробуют и общемировые тенденции.

Поздравляют преподавателей. Без кошек дело, конечно, не обойдётся.Отдельный зал с печками.Под заказ – и гжелевский стиль, и совсем посторонний.

Затянула я этот рассказ, а сразу после экскурсии рассказывала о любителе шахмат – мастере Юрии Гаранине, и небольшой очерк о гжельских котах – и майолика, и фарфор.

Источник: https://museum-world.livejournal.com/105804.html

Ссылка на основную публикацию