Художник джозеф райт, картины и биография

Художник-новатор эпохи Просвещения Джозеф Райт из Дерби

И. П. Потемкина

Художник-новатор эпохи Просвещения Джозеф Райт из Дерби

Статья имеет цель привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новаторских идей живописи Англии эпохи Просвещения. Долгое время такому блестящему национально признанному на родине художнику как Джозеф Райт из Дерби, не посчастливилось получить заслуженной им славы в мировой искусствоведческой литературе.

Хотя его интереснейшие картины имеются во многих странах, в том числе и в России, значительных работ, посвященных его жизни и творчеству недостаточно. В нашей стране о нем нет специальных исследований, а имеются лишь краткие необходимые строки в энциклопедии, да упоминание в литературе о других художниках.

Путеводитель по музеям и галереям Лондона определяет его статус как неоклассического художника XVIII в. вместе с именами Гамильтона, Веста, Копли, Бари и Стабса (Guide to London museums and Galleries. London, W.C.1, p. 66).

В своей замечательной книге о Гейнсборо Е.А. Некрасова называет картины Райта «замкнутыми» законченными холстами с «читабельной» структурой (Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо. М., Изобразительное искусство, 1990. C. 6).

Находя такую оценку принижающей значение шедевров Райта, зритель может возразить насчет их замкнутости и читабельности. Все зависит от того, как понимать и оценивать читабельность живописи.

Восхищаясь и восклицая «Кто же не любит Гейнсборо, Рейнольдса и Хогарта!», зритель имеет право сравнивать изображаемую ими эмоциональную правду изящества с правдой полотен Райта.

Если портреты и пейзажи Гейнсборо и Рейнольдса вызывают у зрителя восхищение при виде изысканности прекрасных дам, их роскошной одежды и воспринимаются как специально парадные и, вероятно, приукрашенные, то полотна Райта вызывают философские мысли о смысле бытия, цели жизни, о разнице возрастной психологии людей, о значении экологии в жизни живых существ.

Так читается шедевр Райта в Национальной Галерее в Лондоне «Эксперимент над птицей, помещенной в воздушный насос» (An experiment on a bird in the Air Pump. 1768. Oil on canvas 183 x 224). На картине харизматический натурфилософ демонстрирует, как безвоздушное пространство действует на живые организмы.

Воздух из стеклянного сосуда выкачан с помощью большого прибора с воздушным насосом, изобретенным немецким физиком Отто фон Герике в 1650 г. Рядом лежит пара сфер, которые, если из них выкачать воздух, станут неразделимы. В стеклянном сосуде дорогостоящий белый какаду хватает воздух, задыхается и близок к смерти.

Только

231

седовласый ученый в облике живого бога-отца может спасти птицу, ослабив клапан на верхушке сосуда. Мальчик у окна спускает клетку ниже в надежде неотвратимого освобождения птички. Обе сестренки мальчика в ужасе, видя агонию своего любимца, а их отец приводит в утешение холодные доводы разума.

Пожилой мужчина справа думает о смерти — тема, на которую всегда наводит человеческий череп, который на картине находится в большом стеклянном сосуде, освещенном единственной в комнате свечой. Еще один традиционный лейтмотив мимолетности — часы, с которыми мужчина налево отмечает продолжительность демонстрации опыта.

Мальчик налево позади мужчины смотрит, как завороженный. Только пара молодых людей не интересуется происходящим в центре картины. Они влюблены и думают только о жизни. Это Мэри Варлав и Томас Колтман, которые собираются пожениться в следующем году. (Их двойной портрет после женитьбы, написанный Райтом в 1771 г.

, также находится в Национальной галерее).

Второй источник света в картине — луна за окном, штрих готики, напоминающий нам, что в конце XVIII в. наука и мистика бывают поставлены в тупик и оказываются одинаково захватывающими, поглощающими. Так, в Англии «Лунное общество» Эразма Дарвина бывало собиралось каждый понедельник перед полнолунием, чтобы обсудить достижения в науке и технике.

Достижения науки, философии, искусства, религии стали в XVIII в. источником оптимизма, уверенности в способности человека строить мир по своей воле и убеждениям.

Открытия сэра Исаака Ньютона в математике, физике и особенно астрономии отражены Райтом в его картине «Философ (или ученый), читающий лекцию о модели солнечной системы» («A Philosopher, lecturing on the orrery». Oil on Canvas 147,3 x 203,2).

Философ демонстрирует работу Вселенной по законам, открытым Ньютоном. Солнечная система представлена как форма раннего планетария. Этот шедевр был представлен на выставке в Лондоне в 1766 г. Тема картины совершенно необыкновенна.

Группа слушателей разного возраста, среди которых двое детей, освещены источником света вместо солнца, лучи которого выделяют эту группу из тьмы, символизирующей причины солнечных затмений.

Портреты заинтересованных слушателей, объединенных в группу, выполнены превосходно, отражая мысли и чувства каждого, соответственно его возрасту и знаниям. Это полотно, как живописная метафора, изображающая свет эпохи Просвещения в противоположность незнанию и темноте. Лучи света, исходящие из центра картины, символизируют распространение знаний и их влияние на людей любого возраста (от мала до велика).

Тема ремесла была выполнена в серии из пяти картин, изображающих ковку железа, работу в кузнице. Картины были выставлены

232

в Лондоне в «Обществе художников» в 1771 г. и были быстро раскуплены. Императрица Екатерина II купила картину «Ковка железа в кузнице снаружи» («An Iron Forge from Without») и «Иллюминация в Риме» (холст, масло 162,5 х 215). В настоящее время обе картины находятся в Эрмитаже.

Лорд Мельбурн купил картину «Кузница» прямо с мольберта. Лорд Пальмерстон, отец премьер-министра Англии XVIII в., купил картину «Ковка железа» (An Iron Forge), которая теперь находится в галерее Тейт в Лондоне. Комментируя выставку 1771 г., художник Нортком писал, что Райт — самый знаменитый художник светотени, пользующийся светом свечи.

Как художник светотени Райт постоянно обращался к бесконечным опытам со светоэффектами, особенно в освещении ночных промышленных сцен, посещая кузницы, стеклодувные мастерские, домны, фабрики по производству хлопка, цеха по производству фарфора.

Его картины могут быть освещены одним источником света, двумя, а также и самим предметом, например, раскаленным до бела предметом в кузнице. Райт сумел привлечь воображение под знамя науки. В 1774 г. Райт предпринял путешествие в Италию, в Неаполь. Там он стал свидетелем извержения вулкана Везувия.

Зрелище, которое он увидел, вдохновило его написать картину «Извержение Везувия», которая находится сейчас в музее им. А.С. Пушкина в Москве.

По возвращении в Дерби Райт соорудил в своей мастерской специальный аппарат для освещения предметов с помощью искусственного света, который помог бы имитировать различные краски и оттенки, отображающие более точно реальные явления природы.

Модели, портреты которых писал Райт, были люди, которые своим трудом внесли огромный вклад в служение на пользу общества не только города Дерби, но и Англии и всего прогрессивного человечества.

Так в портретах, прекрасно и точно выполненных Райтом, зрители узнают доктора Эразмуса Дарвина, деда Чарльза Дарвина, создавшего теорию эволюции человека. Эразмус Дарвин был врачом (лечил Райта), ученым, поэтом, изобретателем и воспитателем. Друг и сосед Райта Джон Вайтхерст (John Whitehurst, 178283.

Oil on Canvas 121 x 71,1 private collection) был не только изобретателем различных точных инструментов и часов, но и известным геологом. Он познакомил Райта со знаменитым Бирмингемским лунным обществом (Birmingham Lunar Society). Это была группа ученых, стремящихся доказать благо науки на пользу общества.

Среди членов этого общества были знаменитый изготовитель фарфора Джошуа Веджвуд, Джеймс Уатт — изобретатель парового двигателя. Райт не был членом этого общества, но разделял его интересы, что очевидно из сюжетов его картин.

233

Следует упомянуть прямую связь Райта с Руссо, публикации которого помог осуществить друг Райта Брук Вутби. Это были автобиографические «Диалоги» Руссо.

Итак, Райт работает как портретист, пейзажист и как великий мыслитель и психолог, отображает устремления человека в интеллектуальной, научной и индустриальной эволюции эпохи, с которой он идет в ногу. Как индустриальные мотивы его картин, так и портреты современников исполнены на фоне тщательно проработанных пейзажей и интерьеров.

Райт написал несколько автопортретов, первым из которых был его автопортрет в возрасте 20 лет в костюме Ван Дейка. Этот автопортрет был написан им в студии Томаса Хадсона в Лондоне.

Портрет свидетельствует о мастерском владении искусством драпировки.

Хотя Райт использовал живописные эффекты, изображая свои модели в шелковых, атласных одеждах с крупными украшениями из золота и жемчуга, но он никогда не приукрашивал черты лица или фигуры своих моделей.

Вот перед зрителем портрет Сары Карвер с маленькой дочерью Сарой (Portrait of Sarah Carver and her daughter Sarah, 1769-70. Oil on Canvas 127 x 101,6), протягивающей веточку вишенок попугаю на ветке.

Эта молодая женщина с довольно простыми чертами лица и небольшим двойным подбородком. На запястье у Сары браслет с портретом ее мужа.

Свою маленькую дочку Сара держит на руках, и вся компоновка фигур производит эффект трогательности, истинной человеческой красоты и доброты. Кредо Райта было показать внутренний мир личности в противоположность приукрашенной красоте капризных модниц Бата.

Двойной подбородок или слишком длинный нос модели не понравились бы заказчикам и заказчицам, и Райт понял, что не может стать модным портретистом ни в Бате, ни в Лондоне. Его портреты были слишком честными и точными.

Инновационные идеи Райта осуществляются не только сюжетным содержанием его полотен, но и техникой письма. Райт изобрел новый способ наложения красок.

Поверхность его полотен почти всегда гладкая, похожая на эмаль. Краски накладывались диагональными мазками. Став профессионалом в смешивании красок, он осторожно примешивал к ним самые разные пигменты.

Картины Райта долговечны и поверхность мало трескается и не осыпается.

Человеческая сущность Райта также притягательна. Из мемуаров племянницы Райта, а также из его автопортретов художник выделяется как человек не только красивый внешне, но и внутренне, обладая высокими морально-нравственными устоями. Это человек независимый, уверенный в своих убеждениях, способный совершать благородные поступки.

234

Семейная жизнь занимала очень важное место в жизни Джозефа Райта. В отличие от многих представителей своей эпохи он женился по любви, а не из-за высоких связей и денег.

Его жена Анна Свифт не считалась подходящей для него парой, так как принадлежала к менее обеспеченным и менее известным слоям общества. Племянница Райта в своих мемуарах писала, что это отрицательно сказалось на его славе.

Очевидно, боясь неодобрения семьи в выборе жены, Райт сообщил о своей женитьбе после того, как она состоялась, и он был со своей женой на пути в Италию. Райт был очень любящим отцом шестерых детей, из которых четверо были живы до зрелого возраста.

Он позволял детям играть и бегать по всему дому, даже в своей мастерской, чего не одобряла его племянница, считавшая, что идеи такого свободного воспитания, которые она не особенно приветствовала, исходили от Руссо и Дарвина.

Райт был женат на дочери рабочего шахты по добыче свинца, и в обществе города Дерби шутили, что его брак свидетельствует об инновационных индустриальных идеях в его творчестве.

Его племянница писала в своих мемуарах, что социальный статус его жены отрицательно повлиял на заказы, и из-за этого ему пришлось вести закрытую от общества жизнь и лишиться многих заказов от богатых людей.

Но нет никаких доказательств, что этот брак не был счастливым.

Долгое время Райт считался провинциальным художником, хотя и очень известным. Его новаторские идеи назывались в Английской Академии Художеств некоторыми отклонениями от привычных установленных правилами норм, хотя его картины постоянно выставлялись на выставках в Лондоне.

Приставка в его имени «Райт из Дерби», в котором он прожил всю жизнь и умер в 63 года, несколько подчеркивала провинциальность города, хотя, как очевидно из приведенной информации о его знаменитых гениальных жителях, Дерби, небольшой город, был теснейшим образом связан с передовыми идеями эпохи Просвещения.

Географическое расположение города очень выгодно для развития ремесел и промышленности, а живописные окрестности вызывают настроение отобразить природу этого края в прекрасных пейзажах.

Международное признание Джозефа Райта как художника мирового значения последнее время растет. Его картины постоянно выставляются на выставках в Лондоне, Лувре, в Нью-Йорке и других городах.

Двухсотлетие со дня смерти Джозефа Райта было отмечено в 1997 г. К этому дню вышла из печати книга «Джозеф Райт из Дерби.

1734-1797», изданная музеем и галереей Дерби, которая может служить значительным вкладом в историю искусствоведения не только Англии, но и других стран. Книга содержит много цветных

235

иллюстраций картин, портретов, рисунков и набросков, выполненных художником.

Все вышеизложенное призывает к изучению и написанию на русском языке отдельного подробного исследования о жизни и творчестве этого замечательного художника эпохи Просвещения, поскольку его строгий нравственный подход к творчеству и новаторские идеи сюжетов его картин актуальны и в наше время.

Читайте также:  Картина "тихая обитель", исаак левитан, 1890

Т. П. Самсонова

Философско-эстетические воззрения Ференса Листа: опыт осмысления к 200-летию со дня рождения

Годы жизни Ф. Листа (1811-1886) охватывают почти весь XIX в. Он был свидетелем величайших потрясений в Европе.

Год его рождения — время наивысшего могущества Наполеона, детство совпало с торжеством реакции Священного союза, отрочество и юность прошли в обстановке Реставрации, в зрелом возрасте он был свидетелем целого ряда буржуазных революций: 1830 г. в Париже, 1848-1849 гг.

в Венгрии и Германии; он пережил Парижскую коммуну и плоды господства Габсбургов в Венгрии. «Человек мира», блистательный виртуоз и свободный художник, экстравагантный романтик — он впитывал этот мир жадно и вдохновенно.

Встречи с выдающимися мыслителями своего времени, художниками, писателями, поэтами, композиторами оставляли глубокий след в его творческой натуре, заставляли размышлять о судьбах искусства и находить свой способ философского постижения мира своей музыкой. К таковым можно отнести фортепианный цикл «Годы странствий».

Это уникальное создание пианистической литературы, хотя сама тема странствий чрезвычайно характерна для романтического искусства вообще. Этот цикл занимает совершенно особое место в фортепианном творчестве Листа. Работа над ним продолжалась в течение 40 лет (30-е — 70-е гг.), ни над каким другим сочинением композитор не работал так много.

Большие гастрольные турне и просто путешествия по разным странам и городам Европы нашли отражение в этом цикле, объединённым одним названием, одной идеей — идеей синтеза искусств и программности в музыке. «Годы странствий» Листа — философский взгляд на мир большого художника, стадии его духовного роста. Сквозь музыку этих пьес можно усмотреть три этапа восхождения духовной зрелости композитора, которые соответствуют названиям частей цикла.

«Первый год. Швейцария». Это цикл пьес, первый том цикла «Годы странствий» навеянный картинами природы Швейцарии. Об-

236

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhnik-novator-epohi-prosvescheniya-dzhozef-rayt-iz-derbi

Райт Джозеф(Joseph Wright) | Студия И

Райт Джозеф (1734–1797)-один из наиболее выдающихся британских живописцев XVIII столетия.

Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в английском городке Дерби в семье адвоката — Джона Райта (1697—1767), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700—1764).

Джозеф был третьим из пятерых детей. Джозеф Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.

Решив стать художником, Джозеф Райт в 1751 году отправился в Лондон. В течение трёх лет (1751—1753 и 1756—1757) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона(1701-1779), у которого также учился Джошуа Рейнольдс. До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя.

Это прежде всего «Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Городская. художественная галерея,и «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби.
В ранний период своего творчества — с 1760 по 1773 годы, Джозеф Райт жил в Дерби. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ. Josiah Wedgwood), основателем компании «Веджвуд», и химиком Джозефом Пристли.

Художник неоднократно присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах.

В частности, в этот период им были написаны его знаменитые картины «Планетарий» (1766 год, Дерби, музей; вариант — Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768 год, Лондон, галерея Тейт Роджерса-Колтмана), отражавшие интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Великий Дени Дидро отметил эти работы Джозефа Райта, назвав их «серьёзным жанром».

Первые попытки пройти практику в качестве художника Джозеф Райт сделал в Ливерпуле,начав регулярно выставлять свои картины в Королевском Обществе Искусств в Лондоне.

В период с 1773 по 1775 годы Джозеф Райт работал в Италии, где рисовал древние руины, изучал при этом прорисовку ландшафтов , копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.

В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.

На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах.

В течение двух лет с 1775 по 1777 годы художник работал в Бате, где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо(1727-1788), выдающегося английского живописца, графика, портретисат и пейзажиста, однако, потерпев неудачу, вернулся в Дерби.

Начиная с 1778 года, Райтом были написаны его лучшие портреты: «Портрет сэра Брука Бутби», 1781 год, Лондон, галерея Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780—1782 годы, Дерби, городской музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786 год, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби. С этого времени произведения Райта начали экспонироваться в Королевской Академии, членом которой он вскоре был избран(ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году — полным).

Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход, но в в первую очередь, художник известен широкой публике своими научными и индустриальными работами, полными драматизма, что отличало его от других современников, ставя в один ряд с другими великими британскими художниками.

Впервые героями больших композиций художника стали рабочие и ученые, а не античные и библейские персонажи или жанрово-аллегорические фигуры. Художник считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве.

Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества, группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе, и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения.

До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако, благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.

В последние годы жизни Джозеф Райт часто болел и лечился у своего друга Эразма Дарвина.

Умер Джозеф Райт в Дерби 29 августа 1797 года в кругу семьи в своём родном Дерби, и был похоронен в основании церкви святого Алькмунда.
В 1968 году церковь была разрушена, чтобы освободить место для нового крупного раздела внутренней кольцевой дороги, проходящей через центр города, и, в настоящее время, находится под дорогой. Останки Райта были вывезены в кладбище Ноттингем Роад.

Творческое наследие Райта собрано, главным образом, в Иельском центре Британского искусства в Нью-Хэвене, в Уодсворт Атенеум в Хартфорде, в галерее Тейт в Лондоне и в музее Дерби, включая значительное собрание рисунков и акварелей.

Источник: http://www.stydiai.ru/gallery/joseph-wright/

Райт, Джозеф (художник)

Джозеф Райт

Дата рождения:

3 сентября 1734(1734-09-03) Место рождения:

Дерби, Англия Дата смерти:

29 августа 1797(1797-08-29) (62 года) Место смерти:

Дерби, Англия Страна:

 Великобритания Жанр:

живопись: портрет, пейзаж Работы на Викискладе

Джозеф Райт, Джозеф Райт из Дерби, Райт из Дерби (англ. Joseph Wright, англ. Joseph Wright of Derby, англ. Wright of Derby) (3 сентября 1734, Дерби, Англия — 29 августа 1797, Дерби, Англия) — один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия.

Художник выделяется мастерством световых эффектов, а также картинами, сцены которых освещены свечами. Испытал влияние караваджизма, в первую очередь, нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена.

Считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества, группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе, и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения.

Многие из картин Райта и рисунки являются собственностью городского совета города Дерби и выставлены в Музее и художественной галерее города Дерби.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в Дерби в семье адвоката — Джона Райта (1697—1767), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700—1764). Джозеф был третьим из пятерых детей. Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.

Решив стать художником, Райт в 1751 году отправился в Лондон.

Три года (1751—1753 и 1756—1757) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона, у которого также учился Джошуа Рейнольдс.

До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби).

Философ, объясняющий модель Солнечной системы (1766) Используйте курсор для определения, кто есть кто

В ранний период творческих исканий — с 1760 по 1773 годы — художник жил в Дерби. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ. Josiah Wedgwood), основателем компании «Веджвуд», и химиком Джозефом Пристли.

Присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах. В частности, в этот период им были написаны картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей; вариант — Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, галерея Тейт Роджерса-Колтмана), отражающие интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям.

Дени Дидро отметил эти работы Райта, назвав их «серьёзным жанром».

Первую попытку пройти практику в качестве художника Райт сделал в Ливерпуле, регулярно выставляя свои картины (напр., Мираван) в Королевском Обществе Искусств в Лондоне. Однако его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где художник жил и работал.

В период с 1773 по 1775 годы Джозеф находился в Италии, где рисовал древние руины (например, могилу Вергилия), изучал прорисовку ландшафтов («Человек, закапывающий норы»), копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.

В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.

  • Извержение Везувия (1774)
  • Дом в огне ночью (ок. 1785 — 1793)
  • Везувий в Посиллипо (ок. 1788)
  • Пещера, близ Неаполя (1774)
  • Грот в Салернском заливе, закат (ок 1780 — 1781)

На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах.

Два года (1775—1777) художник работал в Бате, где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо. Потерпев неудачу, вернулся в Дерби.

Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал.

Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780—1782, Дерби, музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби).

С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году — полным). Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу).

В последние годы жизни он часто болел и лечился у своего друга Эразма Дарвина.

Умер Джозеф Райт в Дерби 29 августа 1797 года в кругу семьи, и был похоронен в основании церкви святого Алькмунда.

В 1968 году церковь была разрушена, чтобы освободить место для нового крупного раздела внутренней кольцевой дороги, проходящей через центр города, и, в настоящее время, находится под дорогой. Останки Райта были вывезены в кладбище Ноттингем Роад.

У Райта и его единственной жены было шестеро детей, трое из которых умерли во младенчестве.

Творчество

Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход. Однако, в первую очередь, он известен своими научными и индустриальными работами, полными драматизма, что отличало его от других современников, ставя в один ряд с другими великими британскими художниками.

Впервые героями больших композиций стали рабочие и ученые, а не античные и библейские персонажи или жанрово-аллегорические фигуры. Местопроживание художника в Дерби как раз способствовало этому, так как именно здесь проявилась Индустриальная революция через кузницы, стекольные и глиняные магазинчики и местные фабрики.

Дух этих мест нашел отражение во многих работах художника, например, в «Лекции о солнечной системе» (ок.

1763—1765, Художественная галерея Дерби); «Опыт с воздушным насосом» (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон); «Кузница» (1773, Эрмитаж, Петербург), «Алхимик, открывающий фосфор» (1771—1795, Художественная галерея, Дерби)

  • Три человека, рассматривающих гладиатора при свечах (1765)
  • Кузница (1771)
  • (1772)
  • Эксперимент над птицей в насосе (1768)
  • Один из портретов, выполненных Райтом
Читайте также:  Весна, петров-водкин - описание картины

До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.

Творческое наследие Райта собрано, главным образом, в Иельском центре Британского искусства в Нью-Хэвене, в Уодсворт Атенеум в Хартфорде, в галерее Тейт в Лондоне и в музее Дерби, включая значительное собрание рисунков и акварелей.

См. также

Примечания

  1. A Philosopher Lecturing on the Orrery (1764-1766), Revolutionary Players, изображение из Музей и художественная галерея Дерби, Дерби, доступно на март 2011

Литература

  • Nicolson В. Joseph Wright of Derby: painter of light, v. 1-2, , 1968.
  • Большая советская энциклопедия в 30 томах. Третье издание

Ссылки

  • РАЙТ, ДЖОЗЕФ в Онлайн Энциклопедии Кругосвет.
  • Живопись онлайн
  • Работы Джозефа Райта на сайте музея Дерби.

Райт, Джозеф (художник) Информацию О

Райт, Джозеф (художник)

Райт, Джозеф (художник)
Райт, Джозеф (художник) Вы просматриваете субъект
Райт, Джозеф (художник) что, Райт, Джозеф (художник) кто, Райт, Джозеф (художник) описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D1%82,-%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84-(%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA)-278522.html

Пустая страница

Джозеф Райт (Joseph Wright) (по прозвищу «Райт из Дерби») (1734minus1797), английский художник, мастер световых эффектов, пионер индустриальной темы в изобразительном искусстве.

До конца жизни Джозефа Райт оставался провинциальным художником, однако, благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.

До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.

До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако, благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.

— Райт, Джозеф (художник) – Биография

Прервавшего работу и в за глубокой думчивости завороженно наблюдающего за превращениямиметалла, Им становится изображение молодого человека.

Тейт в Лондоне («Портрет Томаса Стенифорта», 1769 «Маяк в Тоскане», 1789) и в музее Дерби («Портрет Томаса Борроу», ок. 1773), в гал. гал. ) и композиции на исторические сюжеты.

Створки ширмы были прорезаны деревянными рамами на петлях, оклеенными черной бумагой.

Начиная с этого времени были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал.

Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Сюжет внешне прост: работа в маленькой деревенской кузнице поздним вечером или ночью.

В музее Дерби находится также значительное собрание рисунков и акварелей (в особенности, этюды с антиков и пейзажи).

В 1784 он пишет «Коринфскую девушку» (там же) выбор этой темы, развитой в поэме Хэйли, свидетельствует о том, что источником вдохновения для Райта была современная литература. художественная гал.

Иную грань замысла определяет образ кузнеца. В 1775 Райт уезжает в Бат, где тщетно пытается привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо и, в 1777, возвращается в Дерби.

1782minus1783 «Индийская вдова», 1783minus1785 «Вид Тиволи», 1783minus1786 «Пейзаж с радугой», 1794minus1795).

Тейт «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780-1782, Дерби, музей «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства). Академии, членом которой он становится в 1781.

Тейт), Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен) прошли ретроспективные выставки работ Райта. Ранние портреты (до 1760) исполнены Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор.

Если нужно, может выглянуть и луна и высветить какие-нибудь детали. Иную грань замысла определяет образ кузнеца. Природа представляет человеку свои богатства, этот опыт рождает научную и философскую мысль – так замыкается круг – мироздания он их использует, Идея Райта прочитывается ясно.

Тейт «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780-1782, Дерби, музей «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби). 1790), в Уодсворт Атенеум в Хартфорде («Старик и смерть», ок.

Начиная с этого времени были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал.

1770minus1772, Лондон, Нац.

В Кузнице отсутствует строгая последовательность сменяющих друг друга планов. Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу).

Довольно близок был Райт с Эразмом Дарвином (Erasmus Darwin) и другими членами Лунного общества (Lunar Society) – видной группировки промышленников, ученых и философов.

Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ.

-писал Александр Бенуа. 1771minus1773 «Алхимик, открывающий фосфор», 1771minus1795 «Портрет Самуэля Уорда», ок.

С 1778 произведения Райта выставляются в Кор. Тейт в Лондоне («Портрет Томаса Стенифорта», 1769 «Маяк в Тоскане», 1789) и в музее Дерби («Портрет Томаса Борроу», ок.

В картине «Мираван, открывающий гробницу своих предков» готические элементы сочетаются с неоклассицистическими, а сама композиция по своему странному характеру близка атмосфере романов А. Радклифф.

(Примечательно, что Райт отказывается от фиксированного в записной книжке мотивабездельника в позе человека, убивающего время. ) Для каких же целей Райту понадобились эти изменения. Художник писал также портреты («Портрет супругов Томас Колтман», ок.

Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу). Тейт «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780—1782, Дерби, музей «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби).

Двое мужчин сгибают в подкову железную полосу, которая должна служить источником света. Считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве.

Делившую мастерскую на две части, Приспособление напоминало створчатую ширму от потолка пола до и от стены до стены. Обаяние Кузницы -в самой живописи.

Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал.

(Примечательно, что Райт отказывается от фиксированного в записной книжке мотивабездельника в позе человека, убивающего время. ) Для каких же целей Райту понадобились эти изменения. написана Райтом в 1773 году.

Джозеф Райт (Joseph Wright) (по прозвищу «Райт из Дерби») (1734minus1797), английский художник, мастер световых эффектов, пионер индустриальной темы в изобразительном искусстве. С 1778 произведения Райта выставляются в Кор.

Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход.

гал. ) и композиции на исторические сюжеты. написана Райтом в 1773 году. «Портрет Томаса Беннета», Дерби, музей). Академии, членом которой он становится в 1781.

Кузница. гал. ) и композиции на исторические сюжеты. Наоборот, от первого, намеренно акцентированного плана (камни, щебень, тень, отбрасываемая фигурой кузнеца) пространство резко уходит в окутанную тьмой даль.

Художественная галерея, 17631765, «Алхимик, открывающий фосфор» (17711795, Художественная галерея, Дерби) Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему доход, стабильный Дерби) «Опыт с воздушным насосом» (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон) «Кузница» (1773, Эрмитаж, Петербург).

1771-1773 «Алхимик, открывающий фосфор», 1771-1795 «Портрет Самуэля Уорда», ок. «Иллюминация Замка св. Обаяние Кузницы -в самой живописи. 1780-1782, Тейт «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», «Портрет Томаса Гисборна с женой», музей Дерби, 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства). Кузница.

Лишь две максимально удаленные друг от друга точки – живой огонь горна и мертвенное сияние луны – говорят об огромном пространственном измерении, вмещенном Райтом в небольшое полотно.

В 1760 – 1773, период его творческих исканий, художник живет в Дерби он интересуется необычными световыми эффектами, моделирующими пространство и восходящими к искусству ут- рехтских караваджистов. 1782minus1783 «Индийская вдова», 1783minus1785 «Вид Тиволи», 1783minus1786 «Пейзаж с радугой», 1794minus1795). 1773), в гал.

1762- 1763 «Автопортрет», 1767minus1770 «Портрет Сары Карвер с дочерью», 1769minus1770 «Отшельник изучающий скелет», ок. Меняется и значение этой фигуры – она перестает быть центром картины.

Но при стилевой и живописной общности Кузницы имеют различия. музей 1775minus1778, Ливерпуль, гал. Плавные переливы сближенных тонов смягчают остроту перспективного развития. 1762- 1763 «Автопортрет», 1767-1770 «Портрет Сары Карвер с дочерью», 1769-1770 «Отшельник изучающий скелет», ок. Так создается эмоциональный образ пейзажа Кузницы.

Его мощная фигура в резком ракурсе вырисовывается на рубеже двух пространств – природы и человека. Двое мужчин сгибают в подкову железную полосу, которая должна служить источником света. Так создается эмоциональный образ пейзажа Кузницы. Которые обязательно должны быть в кузнице, На висят стенах подковы другие предметы ибо они удалены от света, едва приметны.

Тейт «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780minus1782, Дерби, музей «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства). В 1990 в Лондоне (гал. Если нужно, может выглянуть и луна и высветить какие-нибудь детали. Живописный эффект искусственного освещения определяет образную силу этих композиций.

С 1778 произведения Райта выставляются в Кор. Картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей вариант – Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, гал. Уокер 1778-1779, Санкт-Петербург, Гос. Полно воплощающая живописную идею художника-романтика.

«Портрет Томаса Беннета», Дерби, музей). Уокер 1778minus1779, Санкт-Петербург, Гос. Художник пленительно тонко разыгрывает световоздушную и колористическую феерию.

Меняется и значение этой фигуры – она перестает быть центром картины. музей 1775minus1778, Ливерпуль, гал. Жизнь художника прошла в небольшом городе Дерби (центральная Англия).

Он более не покидал Дерби вплоть до самой смерти исполняя портреты, пейзажи графства Дербишир исторические композиции и произведения, навеянные воспоминаниями об Италии («Озеро Неми», Париж, Лувр).

Атмосфера труда и научного поиска воссоздавалась Райтом с тонкими световыми эффектами действие его картин, как правило, разворачивается ночью, озаряемое светом луны или свечи, которые символизируют «свет разума».

Этот новый жанр живописи, блестящей иллюстрацией которого являются произведения Райта, был назван Дидро «серьезным жанром». 1762- 1763 «Автопортрет», 1767minus1770 «Портрет Сары Карвер с дочерью», 1769minus1770 «Отшельник изучающий скелет», ок.

Эта картина служит и прекрасным доказательством технического совершенства Райта. В картине «Мираван, открывающий гробницу своих предков» готические элементы сочетаются с неоклассицистическими, а сама композиция по своему странному характеру близка атмосфере романов А. Радклифф.

-писал Александр Бенуа. Ангела» (1774, Дерби, музей 1774minus1775, Бирмингем, Гор. Картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей вариант – Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, гал.

Он более не покидал Дерби вплоть до самой смерти исполняя портреты, пейзажи графства Дербишир исторические композиции и произведения, навеянные воспоминаниями об Италии («Озеро Неми», Париж, Лувр).

С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году — полным).

Академии, членом которой он становится в 1781. С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году полным).

В картине «Мираван, открывающий гробницу своих предков» готические элементы сочетаются с неоклассицистическими, а сама композиция по своему странному характеру близка атмосфере романов А. Радклифф.

Тейт в Лондоне («Портрет Томаса Стенифорта», 1769 «Маяк в Тоскане», 1789) и в музее Дерби («Портрет Томаса Борроу», ок. Период его творческих исканий, в 1760-1773, моделирующими пространство и восходящими к искусству утрехтских караваджистов, художник в живет Дерби он интересуется необычными световыми эффектами.

В музее Дерби находится также значительное собрание рисунков акварелей и (в особенности, этюды с антиков и пейзажи).

1763-1765, Художественная галерея Дерби) «Опыт с воздушным насосом» (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон) «Кузница» (1773, Эрмитаж, Петербург), «Алхимик, открывающий фосфор» (1771-1795, Художественная галерея, Дерби) Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход. Эрмитаж) эти темы вдохновляли художника и по возвращении в Англию (1775). Художник писал также портреты («Портрет супругов Томас Колтман», ок.

Этот новый жанр живописи, блестящей иллюстрацией которого являются произведения Райта, был назван Дидро «серьезным жанром». Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход.

Читайте также:  Арт-зона (зона искусств) 798, пекин, китай - рассказ об экспозиции

1782-1783 «Индийская вдова», 1783-1785 «Вид Тиволи», 1783-1786 «Пейзаж с радугой», 1794-1795). Плавные переливы сближенных тонов смягчают остроту перспективного развития.

Довольно близок был Райт с Эразмом Дарвином (Erasmus Darwin) и другими членами Лунного общества (Lunar Society) – видной группировки промышленников, ученых и философов.

Картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей вариант – Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, гал. С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году- полным).

Много работал как портретист. Художник писал также портреты («Портрет супругов Томас Колтман», ок. 1771minus1773 «Алхимик, открывающий фосфор», 1771minus1795 «Портрет Самуэля Уорда», ок.

Но при стилевой и живописной общности Кузницы имеют различия. Тейт) отражают интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Ангела» (1774, Дерби, музей 1774minus1775, Бирмингем, Гор.

В Кузнице отсутствует строгая последовательность сменяющих друг друга планов. А. С. Пушкина «Иллюминация Замка св.

Во время итальянского путешествия (1773) Райт пишет различные, впечатлившие его виды («Везувий», 1774, Дерби, музей 1778, Москва, Музей изобразительных искусств им.

Райт был дружен с целым рядом основоположников британской промышленной революции так, он был близко знаком с Джозайей Уэджвудом (Josiah Wedgwood), пионером местной керамической промышленности и Ричардом Аркрайтом (Richard Arkwright), принесшим технический прогресс в обработку хлопка. На стенах висят подковы другие предметы, которые обязательно должны быть в кузнице, едва приметны ибо они удалены от света. Этот новый жанр живописи, блестящей иллюстрацией которого являются произведения Райта, был назван Дидро «серьезным жанром».

Райт был дружен с целым рядом основоположников британской промышленной революции так, он был близко знаком с Джозайей Уэджвудом (Josiah Wedgwood), пионером местной керамической промышленности и Ричардом Аркрайтом (Richard Arkwright), принесшим технический прогресс в обработку хлопка. 1790), в Уодсворт Атенеум в Хартфорде («Старик и смерть», ок. Эрмитажная картина завершаетцикл. 1790), в Уодсворт Атенеум в Хартфорде («Старик и смерть», ок.

В музее Дерби находится также значительное собрание рисунков и акварелей (в особенности, этюды с антиков и пейзажи). Эта картина служит и прекрасным доказательством технического совершенства Райта. Тейт), Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен) прошли ретроспективные выставки работ Райта. Створки ширмы были прорезаны деревянными рамами на петлях, оклеенными черной бумагой.

Тейт) отражают интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. В произведении из собрания Эрмитажа он углубляет образ картины, меняя ее смысловое содержание.

Но ее живописная идея сложность отражает художественной эпохи и своеобразие творчества автора.

Во время итальянского путешествия (1773) Райт пишет различные, впечатлившие его виды («Везувий», 1774, Дерби, музей 1778, Москва, Музей изобразительных искусств им.

Во время итальянского путешествия (1773) Райт пишет различные, впечатлившие его виды («Везувий», 1774, Дерби, музей 1778, Москва, Музей изобразительных искусств им.

В 1784 он пишет «Коринфскую девушку» (там же) выбор этой темы, развитой в поэме Хэйли, свидетельствует о том, что источником вдохновения для Райта была современная литература.

Наоборот, от первого, намеренно акцентированного плана (камни, щебень, тень, отбрасываемая фигурой кузнеца) пространство резко уходит в окутанную тьмой даль.

Ангела» (1774, Дерби, музей 1774-1775, Бирмингем, Гор. Сюжет внешне прост: работа в маленькой деревенской кузнице поздним вечером или ночью.

Источник: http://gorod-el.ru/wdr/201705/dzhozef-rayt-hudozhnik/

«Кузница» написана Райтом в 1773 году. Сюжет внешне прост: работа в маленькой деревенской кузнице поздним вечером или ночью. Но ее живописная идея отражает сложность художественной эпохи и своеобразие творчества автора.

Конец XVIII века для Англии — время рождения романтизма с бунтарской тягой к идеалу и одновременно горестным осознанием несовместимости с окружающей действительностью и поэтому бегством в природу, которая представлялась спасением от всех бед.

Природа понималась широко: и как пейзаж, доступный взгляду, и как цепь законов мироздания, и как источник и объект научного познания мира.

Некоторые из ро мантических идей, связанных с личными впечатлениями и интересами, Райт пленительно реализует в своих произведениях. Жизнь художника прошла в небольшом городе Дерби (центральная Англия).

Во второй половине XVIII века Дерби и расположенные неподалеку Личфилд и Бирмингем — сердце промышленной революции, на ступившей в Англии ранее других стран, к рупнейшие центры научной и инженерной мысли.

Характерен дружеский круг живописца: Джеймс Уатт, усовершенствовавший паровой двигатель, Джозайя Веджвуд, создатель передового для своего времени керамического промышленного производства, и целый ряд других ученых, философов, стоявших у колыбели новой эпохи в науке и искусстве.

Многие картины Райта, поражавшие современников непривычной тематикой, рождены интересом живописца к научным исследованиям природных явлений, что было частью его романтического мироощущения. В них царит дух поклонения знанию, воспринимающемуся как таинство.

Живописный эффект искусственного освещения определяет образную силу этих композиций. Он строится на контрасте мягко освещенных лиц персонажей и окружающей их таинственной полутьмы, создающей эмоциональное звучание картин.

Недаром неподражаемый талант живописца в передаче эффектов освещения составил славу Райта у современников, да и сейчас его называют «художником света».

В эрмитажной «Кузнице» также выразилась романтическая основа искусства Райта из Дерби. Однако художником движет более сложная новаторская идея, чем открыто пантеистическое выражение интереса к науке о мироздании.

Автор «Кузницы» стремится увидеть необычное в обыденном сюжете, наделить рядовое событие исключительностью, связать его образными нитями с жизнью вселенной. Типичное для романтиков мироощущение, ярко сформулированное английской романтической поэзией:

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность

И небо — в чашечке цветка -,

писал Уильям Блейк, английский поэт и художник, один из основателей романтизма.

«Я не в себе живу: я лишь частица того, что вокруг меня» ,-скажет чуть по зднее Байрон.

Полотно отражает взгляды художника на мир как единство противоположных начал. Борьба света и тени для Райта имеет в «Кузнице» особый смысл. Два мира сосуществуют параллельно: мир людей, завороженных огнем, согревающим их, и поглотивший хрупкую группу необъятный мир природы, окутанный таинственным ночным молчанием, пронизанный холодным, без участным мерцанием луны.

Есть еще одна важная отличи тельная черта романтизма в произведении Райта.

Живописец, прекрасно знавший сложнейшие производственные процессы на фабриках Дерби и керамических предприятиях Веджвуда, поэтизирует старинный ремесленный труд — это своего рода романтическое бегство нервной и тонко восприимчивой натуры Райта от реалий промышленной эпохи. Поэтому «Кузницу» можно считать этапным произведением английского искуства XVIII века, импульсом более поздних художественных поисков прерафаэлитов.

Тема кузницы и связанные с ней ассоциации в духе романтической философи и чрезвычайно волнуют художника. Существует пять вариантов, написанных с 1771 по 1773 год на один и тот же сюжет — изображение кузницы в ночное время. Записная книжка Райта сохранила детально развернутый план этого цикла композиций: «Сюжет для ночных сцен. Кузница.

Двое мужчин сгибают в подкову железную полосу, которая должна служить источником света. Около наковальни может стоять бездельник в позе человека, убивающего время, он скрестил рук и на груди или зевает, вытянув руки и слегка изогнувшись. На стенах висят подковы; другие предметы, которые обязательно должны быть в кузнице, едва приметны, ибо они удалены от света …

Если нужно, может выглянуть и луна и высветить какие-нибудь детали».

Но при стилевой и живописной общности «Кузницы» имеют различия. Эрмитажная картина завершает цикл. Это наиболее зрелая работа серии, полно воплощающая живописную идею художника-романтика. Она единстве нная из этих пяти работ, где имеется пейзаж, причем не как фон, а как главный образно эмоциональный элемент картины.

Пейзаж настолько важен здесь для живописца, что он сознательно и смело на рушает классическую симметрию построения: действие из центра перенесено вправо — феерически вспыхивающий отраженным светом пламени горна передний план, контрастирующая с ним бархатная глубина неба над кровлей и тонущая в ночной тьме даль занимают большую часть картины.

В «Кузнице» отсутствует строгая последовательность сменяющих друг друга планов. Наоборот, от первого, намеренно акцентированного плана (камни, щебень, тень, отбрасываемая фигурой кузнеца) пространство резко уходит в окутанную тьмой даль.

Плавные переливы сближенных тонов смягчают остроту перспективного развития. Лишь две максимально удаленные друг от друга точки — живой огонь горна и мертвенное сияние луны — говорят об огромном пространственном измерении, вмещенном Райтом в небольшое полотно.

Так создается эмоциональный образ пейзажа «Кузницы».

От других вариантов серии ее отличает еще одна важная деталь, свидетельствующая о нарастании романтических тенденций в творчестве Райта. От варианта к варианту художник уменьшает число персонажей и меняет расположение главных действующих лиц.

Так, из восьми фигур первого варианта (1771) в Эрмитажной картине оставлено четыре; сцена труда двух кузнецов, ранее бывшая композиционным и геометрическим центром полотна, исчезла. В эрмитажной «Кузнице» лишь один кузнец, занятый работой, и то представленный спиной к зрителю.

Меняется и значение этой фигуры — она перестает быть центром картины. Им становится изображение молодого человека, прервавшего работу и в глубокой за думчивости завороженно наблюдающего за превращениями металла.

(Примечательно, что Райт отказывается от фиксированного в записной книжке мотива «бездельника в позе человека, убивающего время».) Для каких же целей Райту понадобились эти изменения? В произведении из собрания Эрмитажа он углубляет образ картины, меняя ее смысловое содержание.

Теперь Райт изображает не просто труд, рабочий азарт, а передает философское размышление о процессе преобразования, использования природных даров, человеческое преклонение перед могуществом земли.

Райт внимательно исследует различные человеческие характеры, очерченные магическим кругом пламени горна. Пытливая задумчивость человека в белой повязке оттеняется наивно изумленным выражением лица женщины, контрастом к ним воспринимается скептическая отрешенность старика, познавшего жизнь.

Иную грань замысла определяет образ кузнеца. Его мощная фигура в резком ракурсе вырисовывается на рубеже двух пространств — природы и человека.

Темный силуэт кажется принадлежащим окружающей кузнецу природе, окутанной таинственной тьмой ночи, и одновременно вовлеченным в действие, сконцентрированное вокруг живого огня горна. Кузнец становится связующим звеном между природными силами и человеческим опытом, наблюдением.

Идея Райта прочитывается ясно: природа представляет человеку свои богатства, он их использует, этот опыт рождает научную и философскую мысль — так замыкается круг мироздания.

Но, несмотря на четкую последова тельность раскрытия замысла, Райт далек от скучного поучительного тона. Обаяние «Кузницы» -в самой живописи. «Эта картина служит и прекрасным доказательством технического совершенства Райта.

Она до сих пор пленяет грацией своих контрастов, глубиной темных мест и мягкой силой освещения …» -писал Александр Бенуа. Художник пленительно тонко разыгрывает световоздушную и колористическую феерию.

Романтическое противопоставление пламени горна и серебристого мерцания луны создает особое эмоциональное состояние картины — грустную элегию, полную недосказанности мысли и противоречивых чувств.

Интересно, что Райт — достойный сын XVIII века, века технических изобретений,- сконструировал специальное устройство , помогавшее находить выразительную композицию для сцен при искусственном освещении. Приспособление напоминало створчатую ширму от потолка до пола и от стены до стены, делившую мастерскую на две части.

Створки ширмы были прорезаны деревянными рамами на петлях, оклеенными черной бумагой. Рамы легко открывались под любым углом и позволяли обозревать, как на сцене, любой предмет, помещенный за ширмой.

Комбинируя оттенки от пламенного, мощного пятна до едва заметного тревожного блика отраженного света, Райт создает напряженное световое поле картины.

Несомненно, поиски художника были передовыми для своего времени. В живописном отношении он больше связан с классицизмом, привержен гладкой живописной фактуре, строгому завершению форм линейными границами.

Но богатство цветовой гаммы оживляет этот совершенный порядок.

Палитра Райта изобилует интенсивным и теплыми тонами: пламенеющими переливами красных — от ослепительно — багряных до золотисто-розовых,-бесчисленными оттенками желтого, загорающимися богатыми рефлексами.

И все-так и одухотворяющее начало в живописном образе «Кузницы» создает свет. Именно он становится главным героем картины, усиливает ее живописные достоинства. Это делает Райта из Дерби предшественником выдающегося английского художника XIX века, столь же боготворившего свет,- Уильяма Тернера, чья живопись также построена на разнообразных и необычных световых модуляциях.

Не утратила своего значения «Кузница» И для нас. В ней историк искусства увидит памятник исканиям бурной романтической эпохи; живописец профессионально оценит виртуозность кисти, юный художник получит желанный урок постижения законов мастерства, глубже осознает сложный путь, ведущий от замысла к претворению, путь подлинного искусства.

Т.Верижникова
кандидат искусствоведения

Источник: http://izmerenie3.narod.ru/archiv/stati/rait01.htm

Ссылка на основную публикацию