Карл i, король англии, на охоте, антонис ван дейк

Антонис Ван Дейк: под покровительством отца и короля/Классики/Дом Художников

Великий фламандский художник Антонис Ван Дейк прожил всего лишь 42 года, но успел войти в историю живописи благодаря созданным им картинам в жанре портрета, мифологии и религии.

Сама судьба благоволила таланту художника, которого впоследствии назовут великим фламандским художником.

Антонис Ван Дейк родился в богатой семье – его отец торговал шелковыми тканями, на рубеже XVI-XVII веков подобное занятие приносило огромные прибыли.

Это позволило мальчику уже в 10-летнем возрасте вместе с другими учениками брать уроки живописи у очень известного на то время художника Хендрика Ван Балена.

Здесь в течение пяти лет Ван Дейк осваивает именно техническую сторону мастерства живописца, и у него уже в раннем возрасте складывается своя собственная, особая манера.

Антонис Ван Дейк, “Автопортрет”, между 1627 и 1623 гг. Холст, масло

Благодаря мастерски созданной Ван Дейком серии изображений апостолов в 20-летнем возрасте его принимают в профессиональное объединение художников – Гильдию Святого Луки в Антверпене, куда входили представители различных видов искусства.

Гильдия покровительствовала художникам: оказывала помощь в открытии мастерской и наборе учеников, членство в Гильдии давало право выйти на рынок искусств со своими работами, Гильдия контролировала качество работ на международном рынке в Европе. Регистрация Гильдией Святого Луки в статусе мастера позволяла художникам получать хорошие и прибыльные заказы.

Талант молодого Ван Дейка сразу же оценил великий Рубенс – Ван Дейк становится его помощником, выполняя самые ответственные фрагменты в его картинах. Работая вместе с Рубенсом, Ван Дейк овладевает приёмами композиции.

Огромное количество сюжетов христианского евангелия, преобладающее в творчестве великих художников того времени, говорит о том, что именно церковь была основным заказчиком работ талантливых живописцев.

Образы новорожденных, образы матерей с младенцами, образы умирающего или уже умершего Христа-спасителя, где каждая ниточка полотна пронизана, именно соткана из эмоций, была большим подспорьем в донесении сути христианского учения населению XVI века, в основном, малограмотному.

Совсем ещё маленький, кажущийся беззащитным, младенец – такой трогательный, хочется дотронуться до этого малыша, погладить его нежную и бархатную кожу новорожденного. Это очень сильный образ.

Кто хотя бы раз в жизни брал такого маленького двух-трехмесячного ребеночка на руки, поймёт, о чём речь. А на картине Ван Дейка он спит и его совсем не хочется тревожить – а хочется защитить, укрыть его от всех невзгод и жизненных неурядиц.

Мать бережет сон своего малыша – Мадонна с большой любовью выполняет свою материнскую миссию…

Однако подлинную славу фламандскому художнику Ван Дейку принесли его блестящие аристократические портреты – некоторые из них с фотографической точностью воссоздают лики людей, живших в XVI веке, и по праву могут называться “художественными документами эпохи”.

Хотя современники часто упрекали Ван Дейка в том, что он льстил своим моделям, изображая их чуть красивее, чем они были на самом деле – однако, как мы понимаем, мало кто мог это высказать вслух в его эпоху.

Заказать собственный портрет могли только очень титулованные и знатные особы, обладающие огромным влиянием, поэтому художник имел полное право не обращать внимания на подобные происки недоброжелателей.

Антонис Ван Дейк, портрет английской королевы Генриетты-Марии, 1632

Спустя века производит впечатление костюм маркизы Бриньоле Сале (Антонис Ван Дейк, “Портрет маркизы Бриньоле Сале”). Роскошный и великолепный наряд способен придать любой женщине подлинное величие.

Даже просто примерив подобный костюм – королевская осанка и аристократические манеры появятся у женщины сами по себе.

Сам титул “маркиза” в XVI веке в Генуе чаще всего давался во Франции быстро разбогатевшим, так называемым “новым дворянам” – в иерархии высшего дворянства он располагается между герцогом и графом – и предполагал наличие крупного земельного владения в Западной Европе.

Слава мастера позволяет Ван Дейку в 28-летнем возрасте вернуться в Антверпен и стать придворным художником правительницы Фландрии – параллельно с ним там довольно успешно работает Рубенс. Видимо, Ван Дейка и приняли ко двору именно по рекомендации его учителя. Однако амбиции юноши не позволяют Ван Дейку оставаться художником номером два в родном городе, и он отправляется в Лондон.

В 33 года карьера Ван Дейка достигает пика: его приглашают ко двору английского короля Карла I, и Ван Дейк становится придворным художником самого блестящего двора в Европе.

Карл I оказывает ему покровительство: устраивает женитьбу Ван Дейка на Мэри Ратвен, молодой фрейлине королевы, что позволяет художнику пополнить ряды английской аристократии.

Также король жалует Ван Дейку рыцарское звание.

 Антонис Ван Дейк, портрет английского короля Карла I

Ван Дейку особенно удается передать властность во взгляде своих моделей – именно так смотрят люди, обладающие королевской властью.

Поразительное количество портретов содержат в себе с особой тщательностью вырисованные фрагменты, а именно – изображения рук. Ван Дейк с особым акцентом выделяет именно руки человека – причём каждый раз в разных ракурсах.

Руки человека являются символом управления жизнью человека и как образ означают телесную силу, власть, мощь, способность к действию.

Похоже, таким образом художнику удавалось передавать индивидуальность черт характера своих моделей.

 Антонис Ван Дейк, портрет Ван Дейка и Портера, 1930-е гг. Холст, масло

Ван Дейк обладал талантом символично с помощью изображения одних только рук передавать разную информацию. Художник оставил после себя автопортрет, на котором руки изображенных мужчин лежат на камне – как на твердой основе: но рука художника – в перчатке, а рука королевского постельничего – обнажена, что явно свидетельствует о разнице в общественном положении позирующих.

Антонис Ван Дейк, портрет детей английского короля Карла I и королевы Генриетты-Марии

Осанка и величественность детей сразу же наводит на мысль о том, что это не обычные дети, а дети именно из королевской семьи, занимающей самое высокое положение в обществе.

Ван Дейк становится любимцем Карла I – исследователи отмечают, что король часто посещал мастерскую художника. Однако из-за политических неурядиц в 1630-е годы королевская казна тает на глазах – и Ван Дейк покидает Англию в поисках более высоких гонораров. Материальные трудности подрывают жизненные силы художника – он умирает в возрасте 42 лет от тяжелой болезни.

автор: Надежда Панталий

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Antonis-Van-Dejk-pod-pokrovitelstvom-otca-i-korolya.aspx?ID=437

Ван Дейк

ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599–1641) –знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта.

Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны.

В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в.

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.

С юных лет ван Дейк обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие св. Петра», ок. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель; «Юпитер и Антиопа», ок. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).

 
Около 1618-20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры.

Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, ван Дейк в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная гал., Берлин-Далем). 

Святой Иероним

Святой Иероним

Мученичество святого Себастьяна

Автопортрет в виде Париса

В конце 1620 — начале 1621 ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен. 
В произведениях этого периода (портрет Ф. Снейдерса с женой, Картинная галерея, Кассель; «Св.

Мартин», церковь Сен-Мартен, Завентем) определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. 
С конца 1621 ван Дейк жил в Италии (гл. обр. в Генуе).

В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623, Палаццо Питти, Флоренция)

Anthony van Dyck — Virgin and Child — Walters

Anthonis van Dyck — Madonna en kind met de Heilige Catharina van Alexandrië

Anthony van Dyck — Virgin with Donors

Коронование терновым венцом,1620

Читайте также:  Картина "бульвар капуцинок", клод моне, 1873

Оплакивание Христа 1634

Anthony van Dyck — Pentecost

Anthony van Dyck — The Brazen Serpent

Anthony van Dyck — Christ on the Cross

Anthony van Dyck — Crucifixion —

La Piedad (Van Dyck)

Поцелуй Иуды

Mucius Scaevola vor Porsenna Rubens van Dyck

Святой Амвросий и император Феодосий

:Anthony van Dyck — Venus Asks Vulcan to Cast Arms for her Son Aeneas

:Anthony van Dyck Rinaldo and Armida

Амур и Психея

Anthony van Dyck — Jupiter and Antiope

Пьяный Силен

Antoon Van Dyck — Silène ivre soutenu par un faune et une bacchante

Anthony van Dyck — St George and the Dragon

Anthony van Dyck — St Martin Dividing his Cloak

Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты — старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж.

Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель; мужской портрет, ок.

1623, Эрмитаж, Ленинград).

Портрет Франса Снейдерса с женой,1631

Портрет кардинала Бентивольо

Маркиза Бальби,1625

Маркиз Антонио Джулио Бриньоле — Сале,1625

Портрет Паулины Адорно

Портрет Элизабет или Терезии Ширли в восточной одежде

Портрет леди Элизабет Тимблиби и виконтессы Доротеи Андовер

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком,1625

Мария-Луиза де Тассис,1630

Портрет ребёнка с птицей

 
С конца 1627 до 1632 ван Дейк снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы.

Это период высшего творческого подъёма ван Дейка, когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Гал.

Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов «Иконография») раскрыть богатство духовной жизни своих современников.

Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции («Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; «Отдых на пути в Египет», кон. 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). 

Отдых на пути в Египет,1625

Сусанна и старцы

Самсон и Далила,1625

Триумф Силена,1625

Видение блаженного священника Иосифа,1625

Портрет Томаса Ховарда, графа Арунделя и его жены Алатеи Тальбот

Портрет семьи Ломеллини

Портрет Мари де Ро

Портрет маркизы Елены Гримальди, супруги маркиза Николо Каттанео

Портрет Мари Русвен, жены художника

Портрет рыцаря с красной повязкой

Генриетта Мария,1625

Карл 2 в детстве,1625

Карл 1,1625

Шарлотта Баткенс госпожа Ануа с сыном,1631

Портрет Маргариты Лотарингской

Портрет королевы Генриетты Марии с карликом Джеффри Хадсоном

Anne Fitzroy, Countess of Sussex (1661-1722), Circle of Anthony van Dyck

Anthony van Dyck — Portrait of Philadelphia and Elisabeth Wharton

Портрет Вильгельма Оранского с его невестой Марией Стюарт

Charles II, Marie and James II

С 1632 ван дейк работал в лондоне как придворный художник карла i, исполнял многочисленные портреты короля («карл i на охоте», ок. 1635, лувр, париж), его семьи («дети карла i», 1637, виндзорский замок) и знати (портреты ф. уортона, нац. гал. искусства, вашингтон, дж. стюарта, метрополитен-музей, нью-йорк); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры

Портрет короля Англии Карла I верхом на коне,1635

Конный портрет Карла Первого, короля Англии

Конный портрет Карла Первого, короля Англии с его шталмейстером Сен-Антуаном

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд,1632

В последних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран. 

http://bibliotekar.ru/Kdeyk/index.htm

http://commons.wikimedia.org

http://wmuseum.ru/   http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post216258138/

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43526373172/prev

Ван Дейк. Как художнику удалось стать величайшим портретистом

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1622-1623 гг. Государственный Эрмитаж. Wikipedia.org

Фландрия. Антверпен. В зажиточной купеческой семье в 1599 году родился Антонис Ван Дейк. Он был седьмым по счёту ребёнком. Его мать родит ещё пятерых. И умрет вскоре после 12-ых родов. Антонису было всего 8 лет.

Его отец не видел ничего дурного в том, что сын хочет стать художником. Ведь его мать виртуозно вышивала. Сам он в молодости увлекался рисованием. Поэтому с лёгким сердцем в 10 лет отец отдал мальчика в обучение к художнику.

Имея талант и необыкновенную усидчивость, уже через 4 года обучения юный Ван Дейк начал работать самостоятельно.

Ван Дейк был вундеркиндом

Вот его автопортрет, написанный в 14 лет. Ван Дейк явно был вундеркиндом. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста. Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1613 г. Музей истории искусств в Вене. Wikipedia.org

Его успехи замечены. В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.

А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.

Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия

По этой работе уже можно сказать, что быть Антонису Ван Дейку великим портретистом.

Но пока он этого ещё не осознал, он попадает в ученики к великому Рубенсу.

Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс ?

Рубенс редко писал портреты. Чаще он получал заказы на алтарные картины или картины на мифологические сюжеты. Под его влиянием Ван Дейк создаёт немало полотен на эти же темы.

Вот одна из ранних его картин на мифологический сюжет о Самсоне и Далиле.

Антонис Ван Дейк. Самсон и Далила. 1619 г. Далвичская картинная галерея, Лондон. Commons.wikimedia.org

Сама по себе эта картина великолепна. Однако за основу Ван Дейк взял работу Рубенса. Найдите 10 отличий.

Питер-Пауль Рубенс. Самсон и Далила. 1609-1610 гг. Национальная Лондонская галерея. Commons.wikimedia.org

А если серьёзно, то Ван Дейк уже внёс много чего своего, особенного. Он не стал изображать Самсона с гипертрофированными мышцами, как его учитель. Сделав героя более человечным. При этом усилил драму, добавив эмоций. Посмотрите, как взбудоражена женщина рядом с Далилой.

Рубенс более роскошен и монументален. Ван Дейк более эмоционален и человечен. Что и сделает его впоследствии великим в портретном жанре.

По словам современников 20-летний Ван Дейк писал с тем же мастерством, что и зрелый Рубенс. До сих пор по части работ не установлено авторство. Так обстоит дело с “Пьяным Силеном”.

Антонис Ван Дейк (?). Пьяный Силен. 1620 г. Национальная Лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Достигнув уровня мастерства учителя, Ван Дейк задумался. А стоит ли ему тягаться с Рубенсом на поприще исторической живописи?

Тогда он начал больше принимать заказов на портреты.

Портреты, которые общаются с нами

Уже в 20-летнем возрасте Ван Дейк пишет портреты аристократов, отличающиеся невероятным мастерством. Как будто оно с неба на него свалилось. Такого уровня иные художники достигают к 40 годам.

Посмотрите на знаменитый «Семейный портрет».

Антонис Ван Дейк. Семейный портрет. 1621 г. Государственный Эрмитаж

Герои картины очень естественны. Особенно их руки. Вообще Ван Дейк будет всегда уделять особое внимание рукам. Именно по ним вы можете узнать его портреты.

Если видите красивые руки с длинными пальцами, грациозно расслабленные, значит перед вами творение Ван Дейка.

Герои “Семейного портрета” не просто позируют, они “общаются” с нами. Они рассказывают, какие у них интересы. Как они любят тихие семейные вечера. Какие у них отношения. Как они ещё узнают друг друга, поженившись пару лет назад. Но уже успев построить тёплые отношения.

Однако в этом портрете ещё мало того индивидуального стиля, по которому Ван Дейк узнаваем. Его современнники-портретисты писали в том же ключе.

Сравните его портрет с работой Корнелиса де Воса. Написанный в том же 1621 году. Правда мастер на 14 лет старше Ван Дейка.

Корнелис де Вос. Семейный портрет. 1621 г. Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе, Бельгия. Wikipedia.org

Ван Дейк чуть не стал итальянским художником

В 22 года Ван Дейк уезжает в Италию. Где он проведёт 6 лет. Путешествовать он направился по настоянию Рубенса, который был немного задет талантом ученика. И решил, что так будет лучше для всех.

Здесь Ван Дейка привлекли шедевры Тициана. Изящество поз, которым он в будущем наделит каждого английского аристократа, он позаимствует именно у этого художника Эпохи Возрождения.

Читайте также:  Коронование девы марии - энгерран картон » музеи мира и картины известных художников

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.

Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Ван Дейк мог стать религиозным художником

Вернуться художника заставило несчастье в семье. Серьёзно заболела его сестра. Однако живой он не успел ее застать.

Несколько лет Ван Дейк сосредотачивается на религиозных сюжетах. Видимо под влиянием происшедшего. Так появилась его картина “Вознесение Марии”.

Антонис Ван Дейк. Вознесение Марии. 1628-1629 гг. Национальная галерея Вашингтона. Nga.gov

Почему-то Ван Дейк всех святых дев изображал с толстыми шеями. Да и некоторые ангелочки у него весьма странные. Вот зачем один из них обернул голову покрывалом? Да ещё так своенравно на нас смотрит.

Вот для сравнения картина Рубенса на ту же тему.

Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф. Artchive.ru

У Рубенса больше возвышенности, религиозной торжественности. Его герои не подразумевают двусмысленности. Мария безукоризненна. Ангелы тоже.

Нет, все-таки не зря Ван Дейк отступил. Зачем бороться с гением? Когда можно уехать в другую страну и стать равным по величию, но в другом жанре. Так Ван Дейк и поступил.

Почему Ван Дейк переехал в Англию

В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником.

Он согласился. В Англии у него были все шансы стать художником номер один. Алтарные картины англичанам были не нужны. Этим они отличались от католиков. А вот портреты с удовольствием заказывали.

Вот какой портретная живопись в Англии была до приезда Ван Дейка.

Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Что вы видите? Абсолютно неподвижных кукол. С цветом кожи и худобой тяжело больных существ. И оживить этих людей не может ни яркий румянец, ни парадная одежда.

Ничего удивительного, что Ван Дейк пленил английскую аристократию. И в первую очередь короля Карла I.

Вот самый известный его портрет, созданный Ван Дейком. “Карл I на охоте”.

Антонис Ван Дейк. Портрет Карла 1 на охоте. 1635 г. Лувр, Париж. Renessans.ru

Перед нами живой человек. Джентельмен. Никаких тяжёлых платьев, а лишь охотничий костюм. Непринужденная, но аристократичная поза. Томный взгляд человека, наделённого властью.

Королю было, от чего прийти в восторг. И он заказывает свой портрет, а также портреты жены и детей 30 раз!

Антонис Ван Дейк. Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон. 1633 г. Национальная галерея Вашингтона

Ван Дейк, конечно, приукрашивал своих заказчиков. Судить об этом мы можем по воспоминаниям их современников. Одна дама видела портреты Ван Дейка. По которым заключила, что все дамы в Англии красивы.

Но была сильно разочарована, когда вживую увидела Королеву Генриетту-Марию. Вместо миловидной женщины ей явилась немолодая особа с тощими руками, кривыми плечами и торчащими изо рта передними зубами.

Звёздный час Ван Дейка

Мастеру был присвоен титул дворянина. Он получил из рук короля звание рыцаря. Мечты сбылись.

Ему позируют самые знатные вельможи британского общества. У него нет отбоя от дорогостоящих заказов.

Ван Дейк виртуозно чувствует и передает на холсте атмосферу королевского окружения. Портретист придает осанке своих клиентов горделивость, а позам и жестам элегантное благородство.

Вот отпрыски семейства Стюарт. Один из самых известных портретов Ван Дейка.

Антонис Ван Дейк. Лорд Джон Стюарт и его брат Лорд Бернард Стюарт. 1638 г. Национальная лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Этим кавалерам всего по 17 и 16 лет. Оба они погибнут в возрасте 23 лет на Гражданской войне. В результате которой погибнет и сам Карл I. Он будет единственным казнённым английским королём за всю историю Англии.

Антонис Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

А эти дамы рассказывают свою семейную историю. Та, что слева, сестра мужа той, что справа.

Портрет был написан в знак их примирения. Ведь граф Стюарт женился на девушке без согласия семьи. Через некоторое время его родственники признали этот брак.

И сестра графа благосклонно это демонстрирует.

Еще Ван Дейк был непревзойдённым детским портретистом. Хоть и изображает он их во взрослых позах и взрослой одежде. А иначе не позволял этикет.

Но в их глазах мы можем уловить озорство. А ещё читается у каждого свой характер.

Антонис Ван Дейк. Старшие дети короля Карла 1. 1636 г. Королевское художественное собрание Виндзорского замка, Великобритания

Горшочек, не вари

Ван Дейк был по горло завален подобными заказами. Каждый аристократ жаждал быть запечатлённым Ван Дейком.

В результате получилось как в сказке, “Горшочек, не вари”.

Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.

Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.

Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.

Антонис Ван Дейк. Портрет сэра Энтони-Джорджа Дигби. 1638 г. Далвичская картинная галерея, Великобритания. Commons.wikimedia.org

Личная жизнь Ван Дейка

В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были отношения не один год.

Но жениться он решил на аристократке. Мисс Лемон была в полном шоке, когда узнала о помолвке возлюбленного. Устроила скандал, попытавшись откусить художнику палец. Чтобы он не смог больше писать. Но благо ей не удалось этого сделать.

Антонис Ван Дейк. Маргарет Лемон (портрет не окончен). 1639 г. Хэмптон-корт замок, Великобритания. Royalcollection.org.uk

Несчастной пришлось смириться. И в 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.

Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639 г. Музей Прадо, Мадрид. Artchive.ru

Была ли это любовь? Или очередной тщеславный поступок? Неизвестно. В любом случае семейное счастье длилось очень недолго.

Однажды Ван Дейк поехал в Париж, где занимался росписями галерей Лувра. Там он серьезно заболел. Вернувшись домой в декабре 1641 г., он скончался. Ему было всего 42 года.

Похоронен он был в день крестин своей новорожденной дочери. Которой на тот момент было всего восемь дней.

Почему Ван Дейк так известен

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.

Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.

Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.

Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.

О другом выдающемся художнике Эпохи Барокко читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.

* Вночь на 24 августа 1572 года католики устроили массовое убийство гугенотов (протестантов) на улицах Парижа. Погибло 6000 человек.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/van-deyk/

«Тройной портрет Карла I» Антониса ван Дейка

Антонис ван Дейк был обласкан монаршими особами. Его кисть ценили и щедро оплачивали многие королевские особы. Писал он и правда знатно. Но из галереи его работ, очевидно, выделяется «Тройной портрет Карла I». Зачем так много короля на одном полотне, рассказывает Снежана Петрова.

«Тройной портрет Карла I», Антонис ван Дейк (1636)

Сюжет

Антонис ван Дейк начал писать портрет во второй половине 1635 года, когда король был в самом расцвете сил. Стоит честно признать, что художник был не первый, кто на одном полотне изобразил человека в нескольких ракурсах. Собственно, он даже не отрицал, что позаимствовал идею у венецианца Лоренцо Лотто, чей «Портрет мужчины в трех ракурсах» находился в Королевском собрании.

Читайте также:  Болото. фрагмент, якоб исакс ван рейсдал

Тройной портрет написан для создания бюста Карла I

На Карле I три камзола разного цвета, но один и тот же кружевной воротник. Слева он придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, правая рука держит плащ. Однако все это — мелочи жизни.

Главной задачей ван Дейка было изобразить максимально точно голову монарха.

За счет техники — художник писал жидкими красками, не обводя контуры линией, а свободно означая их игрой света и тени — создано то эмоциональное напряжение, которое потом отметят многие.

Лоренцо Лотто «Портрет мужчины в трех ракурсах»

В чем, собственно, дело, спросите вы? Почему так важна голова? Раскрываем секрет: портрет был написан специально для изготовления бюста Карла I. Находчиво, не правда ли? Сам монарх не мог присутствовать в мастерской, фотографии тогда, как вы понимаете, не было. Остается портрет.

Полотно отослали в Рим скульптору и архитектору Лоренцо Бернини. Последний, увидев портрет, заметил «некоторую горестную обречённость, читающуюся в чертах государя». Как в воду глядел — через несколько лет Карла I казнили.

Семье Карла I ван Дейк посвятил десятки полотен

Летом 1636 года бюст был готов, через год его доставили заказчику. Представленный в Оутлендском дворце, бюст вызвал восхищение английского общества. Но, вероятно, не очень его ценили, если не уберегли при пожаре в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.

Контекст

О Карле I стоит сказать отдельно. Он был королем Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Он был у власти 20 лет, и все это время совершал фатальные ошибки.

Конечно, как настоящий король Карл хотел усиления своей власти, а также церкви, которая, ясно-понятно, в благодарность поддерживала бы его. На алтарь своих амбиций он готов был положить традиционные права сословий и принцип неприкосновенности частной собственности подданных.

«Карл 1, король Англии, на охоте», Антонис ван Дейк

Действовал король решительно: рубил реформами направо и налево, вводил новые налоги, отнимал у дворян земли, ставил на высшие государственные должности епископов. Карл I всячески хотел сблизить шотландское пресвитерианство с англиканством, а Шотландия этого никак не хотела. Так начались «Епископские войны».

За 20 лет ван Дейк написал более 900 картин

В Ирландии тоже были недовольны Карлом и подняли восстание. После окончательного разрыва с парламентом Карл в 1642 году фактически начал гражданскую войну.

Однако и тут у монарха не заладилось. В конце концов, схваченного Карла судили, признали виновным как тирана, изменника и врага отечества, приговорив к казни. 30 января 1649 года Карл был обезглавлен в Уайтхолле.

Судьба художника

Ван Дейк за всю свою жизнь ничем, кроме живописи, не занимался. Уже в 14 лет он писал портреты, за которые люди были готовы платить. А в 16 лет открыл свою мастерскую. Бизнес пошел в гору. В какой-то момент стало понятно, что самый добротный заказчик — монархи. Так художник оказался при дворе Якова I.

У короля Англии и Шотландии живописец пробыл недолго — несколько месяцев на рубеже 1620−1621 годов. Сложно сказать, почему прекратилось сотрудничество, но примечательно, что к работе с монархами ван Дейк вернулся только в 1627 году, когда стал придворным художником испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении.

Незадолго до ее смерти ван Дейк покидает двор и отправляется в Лондон, где с 1632 года всецело посвящен Карлу I. Можно сказать, они нашли друг друга — муза и художник. На руку художнику играл и тот факт, что в те времена в Лондоне совершенно отсутствовали художественные традиции.

И кто знает, по какому пути пошла бы английская живописная школа, если бы не ван Дейк. Глядя на его портреты, художники Англии учились уму-разуму. Например, как написать официальный парадный портрет, показав заказчика благородным, утонченным интеллектуалом.

В итоге в XVIII веке английская живопись переживала бум мастеров жанра.

Антонис ван Дейк. Автопортрет

Что же до Карла I, то он принадлежал к тем немногим монархам Англии, кто признавал развивающее влияние искусства на народ и поощрял творцов всех мастей.

В картинах ван Дейка монарх увидел черты итальянской живописи, и это особенно пленяло его. Король и королева постоянно заказывали фламандцу свои портреты.

35 изображений Карла I (из которых 7 — конных), 35 — королевы Генриетты, бесчисленные портреты королевских детей — все это ван Дейк.

Задний план и драпировки за ван Дейка писали помощники

В благодарность монарх посвятил художника в рыцари и пожаловал статус королевского художника, что было не только почетно, но и, как вы понимаете, прилично оплачивалось.

В Лондоне ван Дейк и закончил свои дни. За 40 с небольшим лет своей жизни он написал (внимание!) около 900 полотен. Секрет здесь не только в том, что художник работал быстро и легко. Дело в том, что у него была армия помощников — художники, которые делали всю грязную работу: писали задние планы, драпировки и тому подобные вещи.

Источник: https://reworldart.ru/?page_id=1429

Антонис ван дейк (anthony van dyke) — 1599 — 1641

studiapriz
Margaret, Lady Tufton,1632

Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck, английский вариант написания имени — Anthony, Энтони; 22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году в 10 — летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы.

Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70 — летнего старика.

С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».

К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств),

отличающийся изяществом и элегантностью.

В 1618—1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.

В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской. Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты.

С 1618 по 1620 гг. он работал в мастерской Рубенса.

Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621

1й берлинский вариант — не сохранился; 2й — Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620, 1й вариант — Мадрид, Прадо; 2й — Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св.

Мартин и нищие» (1620—1621, 1й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). В конце 1620 — начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1621 — 1627 Ван Дейк живет и работает в Германии. В 1627 году ван Дейк вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование.

В Англии в 1639 году он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Ратвен.

Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в Соборе святого Павла в Лондоне.

Inna Sh опубликовала запись в подборке Живопись созвучная поэзии.

Автопортрет

Автопортрет

Император Карл V на коне 

Молодая женщина с ребенком

Двойной портрет художника Франса Снейдерса и его жены (c.1621)Генуэзский аристократГенуэзская дворянка с сыномПортрет Марии Луизы де Тасси Портрет дамы в черном перед красной портьерой (c.1630)

Портрет неизвестной женщины (c.1630)

Портрет Анны Докит, графини Мортон и леди Анны Кирк (c.1631)

  Карл I Английский и Генриетта Французская 

Джеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский 

Королева Генриетта Мария и её карлик Сэр Джеффри Хадсон (1633)

Карл I, король Англии на охотеПортрет Анны Карр, графини Бедфордской Королева Генриетта МарияДжорджа Дигби, 2-й граф Бристольский и Уильям Рассел , 1-й герцог Бедфордский (1637)

Диана Сесил, графиня Оксфорд 

Леди Борлас Лорд Джон и лорд Бернар Стюарты (c.1638)Портрет леди Д`Обиньи Вильгельм II, принц Оранский и принцесса Генриетта Мария Стюарт, дочь Карла I Английского (1641)Августино ПаллавичиниАнна УэйкСемейный портрет

Леди Люси Перси 

Сэр Роберт Шерли

Терезия, леди Ширли  Портрет дамы Портрет королевы Генриетты МарииКоролева Генриетта Мария  Св. Варфоломей Жена и дочь Колина де Ноле 

Margaret, Lady Tufton,1632

Авраам и Исаак 

Дева Мария с младенцем и святыеИоанн Креститель в пустыне Христос на крестеСнятие со крестаАпостолАпостол Иуда   Амур и Психея 

Вознесение Богородицы 

Картины художника:http://classic-online.ru/ru/art/painter/Van-Dyck/6582

Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post387546433

Источник: https://to-priz.livejournal.com/148214.html

Ссылка на основную публикацию