Картина «нестор-летописец», васнецов — описание

Нестор-летописец — ОдигитриЯ

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Флавия, и Н.М. Карамзина. Но для нас, для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец. Он — отец русской истории. Он по праву причислен к лику святых, в земле Российской просиявших.

9 ноября — 895 лет со дня кончины преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах

От Сотворения мiра

В.Васнецов

Если бы пророк Моисей, наученный Богом, не оставил известий о начале и строении мира, о прародителях человечества, то всё было бы предано забвению. Слава Богу, он вложил в людей потребность помнить. И очевидцев событий, любителей древности вдохновил перелагать время в слово, записанное или переданное из уст в уста.

По образцу известных уже тогда позднеантичных и раннехристианских хроник русскую историю летописец Нестор начал от Сотворения мира: от Адама и Всемiрного потопа.

Келья, вместившая мир

Годы жизни летописца выпали на самое начало второго тысячелетия — XI столетие. Для него совсем недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже сотрясали Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными.

Из кельи Печерского монастыря взирал на тр монах Нестор. Мала его келья, но вместила весь мiр, всю Русь Святую.

Кто был преподобный Нестор? По одним известиям, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Киево-Печерскому в 17 лет. Есть и такое мнение, что Нестор — это митрополит Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати», ушедший в конце жизни для трудов летописания в монастырь.

В то время, по словам преподобного Нестора, «чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх.

Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании».

Здесь настолько всё понятно, что разъяснения требует, быть может, только словосочетание «делили епитимью»: наказание прегрешившего брали на себя также и его товарищи. Например, делили число ежедневных земных поклонов.

Дивно ли, что, вырастая в атмосфере молитвы, любви, согласия и воздержания, монахи были украшением Руси? Монастыри назывались тогда рассадниками просвещения. Очень хорошее слово — «рассадники». То были парники — место, где выращивается рассада будущих растений, цветов. Там начинается жизнь нужная и полезная.

Труды и дни

Что может быть интересного в жизни монаха? Он не ходит в военные походы, не путешествует, не охотится на диких зверей, один его день похож на другой. Он не различает времён года, события жизни за монастырской стеной его не касаются.

Что же он делает? Он спасает свою душу. Но главное —он молится за ближних своих, за Отечество. Страшно представить, что будет, если молитва монахов прекратится. Все беды налетали на Россию тогда, когда шли нападки на Православную веру.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля писал историю Руси.

Всюду летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя нет рисовки: человек, достигший высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, попробуем вникнуть в изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе». Заметим: не сам грех и даже не мысль о нём, но именно тень мысли о грехе.

Первым по времени было сочинение Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида». В нём высокая молитвенность соединена с точностью описания, нравоучительность заключена в самом повествовании. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией.

Тяжко печалится он о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Пишет: «Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Иисусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия».

Второй труд его — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного и вот составил его жизнеописание.

Оно написано просто и вдохновенно.

«Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий».

Нестерова «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов: Лаврентьевской летописи (1377 г.), Первой Новгородской летописи (XIV в.) и Ипатьевской летописи (XV в.). Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093— 1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы.

Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что доселе к ним прибегают историки как к проверенному источнику сведений о Древней Руси.

Главное дело жизни

«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории. Не временных, а временных лет — охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

Мы не Иваны, не помнящие родства. «Повесть» Нестора, как и книги историков Карамзина, Иловайского, Татищева, Соловьёва, должна быть нашим настольным чтением.

Нестор видит русскую историю в контексте мировой.

Несомненно, что он детально знал Священное Писание, греческий и латинский языки, философию и литературу античности, византийские сборники хроник и сказаний, монастырские записи, исторические сборники, был знаком с воспоминаниями торговцев, воинов и путешественников. Всё это он осмысливал с единственной целью — показать историю Руси как неотъемлемую часть м!рового исторического процесса.

Свод игумена Лаврентия, как считают литературоведы, содержит наименее искажённый список «Повести» Нестора. Эта редакция заканчивается описанием чудесного события И февраля 1110 года, когда над Печерским монастырём возвысился огромный огненный столп.

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью.

Но летопись Нестора нельзя назвать только историей Руси, её Крещения, церковной или гражданской хроникой. Это история русского народа, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мiра.

Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мiре нового молодого народа — русского.

Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

Завещание

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году.

Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской.

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824-1825, опубл. в 1831), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».

Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни.

Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года.

Надо вспомнить и епископа Владимирского Симона, описателя, как говорили раньше, Киево-Печерского патерика — книги о монахах Киево-Печерской Лавры.

Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник. Мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах Лавры.

Владимир Николаевич КРУПИН

Русский Дом

Источник: http://www.odigitria.by/2009/11/10/nestor-letopisec/

Галина Дятлева, Кристина Ляхова — Мастера исторической живописи

В. М. Васнецов. «Нестор-летописец», 1919

Хотя каждый из богатырей воплощает в себе определенные типические черты, вместе они стали символом всего древнерусского воинства.

Они твердо сидят в седлах своих богатырских коней и всем своим видом выражают уверенность в своих силах и нерушимость дружбы.

Величественность изображению придает и истинно русский пейзаж: желтый степной ковыль, темный лес за спинами всадников, клубящиеся в небе облака, словно объединяющие фигуры одетых в сверкающие серебром доспехи воинов.

Васнецов построил композицию огромного полотна так, что богатыри, выдвинутые на первый план, как бы возвышаются над горизонтом и кажутся необыкновенно сильными и мощными. Их монументальность подчеркивают маленькие елочки, растущие у ног коней.

«Богатырей» у Васнецова купил за шестнадцать тысяч рублей П. М. Третьяков. К тому времени старый коллекционер уже передал свое грандиозное собрание (1276 картин русских художников, 471 рисунок, 10 скульптур, 84 полотна иностранных мастеров) в дар Москве. Васнецовские «Богатыри» стали одним из последних приобретений Третьякова, умершего 4 декабря 1898 года.

В 1899 году в Москве состоялась первая персональная выставка Васнецова. Современники свидетельствуют, что публика валила на нее толпами. Художника огорчало то, что на ней не было П. М. Третьякова: это была первая выставка после смерти знаменитого коллекционера, подарившего родине свое замечательное собрание картин.

Читайте также:  Геополитический младенец, дали, 1943

https://www.youtube.com/watch?v=AIfzFL0c__w

В творчестве Васнецова множество лиричных портретов друзей и знакомых. Мастер никогда не писал их на заказ, а только по зову своего сердца. Один из самых удачных — портрет М. В. Нестерова (1926, Третьяковская галерея, Москва), созданный художником незадолго до смерти. Умер Васнецов в возрасте 78 лет от остановки сердца.

Мастеров, подобных Илье Ефимовичу Репину, Василию Ивановичу Сурикову, Василию Васильевичу Верещагину, Виктору Михайловичу Васнецову, среди других художников исторического жанра в конце XIX — начале XX века в России не было.

Их младшие современники (Андрей Петрович Рябушкин, Сергей Васильевич Иванов, Аполлинарий Михайлович Васнецов, Борис Михайлович Кустодиев, Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа и др.) создавали совершенно иные по звучанию картины. Изменилась тематика, другими стали герои.

Вместо значительных событий, острых конфликтов и ярких образов живописцы стремились запечатлеть красоту старинных одежд, архитектуры, передать быт, обычаи, традиции далекого прошлого.

В отличие от своего знаменитого брата, Виктора Васнецова, Аполлинарий Васнецов гораздо больше времени и внимания уделял пейзажу. И если старшего брата привлекали человеческие образы (богатыри, полководцы, князья, витязи, боярышни), то младший преуспел в области исторического пейзажа.

Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово Вятской губернии. Первым его учителем стал брат, В. М.

Васнецов, а затем уроки живописи и рисунка художник получил у мастера Эльвиро Андриолли, расписывавшего в Вятке новый собор.

Живя вместе со старшим братом в Петербурге, Аполлинарий увлекся идеями народничества и, вернувшись в Вятскую губернию, некоторое время работал учителем в одной из сельских школ.

Выросший в северном селе, Васнецов с детства любил и понимал природу, ставшую главной темой его творчества. Художник писал: «Природа, окружавшая меня в детстве, воспитала во мне пейзажиста. Местность моей родины, с. Рябово, была живописна и разнообразна».

При создании пейзажей молодой художник пользовался советами своего земляка, знаменитого живописца И. И. Шишкина. Позднее он обращался за консультациями к таким известным мастерам, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов.

Ранние произведения Васнецова, отразившие впечатления художника от поездок по стране (в 1880–1890-х годах он побывал на Украине, в Крыму, на Кавказе, путешествовал по Уралу), передают его увлечение монументальными, обобщенными образами природы («Родина», 1886; «Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895 — все в Третьяковской галерее, Москва).

Поэтическое восприятие природы отразилось в зрелых работах мастера — таких, как пронизанное тонким лиризмом полотно «Лесное озеро» (1902, Третьяковская галерея, Москва). Умение чувствовать и понимать красоту природы сказалось и в произведениях Васнецова с исторической тематикой.

В 1897 году Аполлинарий занимался созданием эскизов декораций к опере М. П. Мусоргского «Хованщина». В этих работах («Красная площадь», «Стрелецкая слобода», «Скит» — все в Третьяковской галерее, Москва), очень точно передающих стилистику музыкального произведения, Древняя Русь предстала именно такой, какой видел ее знаменитый композитор.

А. М. Васнецов. «Новгородский торг», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Возможно, именно вступление к опере Мусоргского («Рассвет на Москве-реке») и навеяло замысел исторической картины Васнецова «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот» (1900, Третьяковская галерея, Москва).

Удивительно точно художник воссоздает облик города, величественную красоту древнего Кремля, башен, колокольни Ивана Великого, торжественно возвышающихся над низкими деревянными домами горожан.

Лунный свет, падающий на ночной город и спокойную гладь воды, придает изображению поэтический вид.

Заинтересовавшись историей, Васнецов начал изучать все, что относится к прошлому России. Он познакомился с документами, археологическими открытиями, сделанными на территории Московской Руси, изучал старинную утварь, исторические костюмы XVII столетия.

Картины Васнецова очень достоверно и в то же время эмоционально и лирично отражают облик старинной Москвы. Название картины точно передает место действия: «Старая Москва.

Улица в Китай-городе начала XVII века» (1900, Русский музей, Санкт-Петербург), «Москворецкий мост и Водяные ворота» (1900, Третьяковская галерея, Москва). На многих своих исторических картинах мастер изобразил и людей, живших в ту эпоху.

Человеческие фигуры — не просто дополнение к пейзажу, его украшение. Герои полотен Васнецова живут своей жизнью, занимаются обычными, будничными делами.

А. М. Васнецов. «Монастырь в Московской Руси», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Не менее выразительны акварели и иллюстрации Васнецова. Они еще более наглядно, чем картины, передают контраст между белокаменными кремлевскими постройками и деревянным московским зодчеством: «Книжные лавки на Спасском мосту», «Площадь Ивана Великого в Кремле» (1903, Исторический музей, Москва).

В 1900-х годах Аполлинарий Васнецов вместе с другими художниками принял участие в создании «Картин по русской истории» издательства И. Кнебеля.

Одна из композиций серии, получившая название «Новгородский торг», изображает торговую площадь в Великом Новгороде в эпоху его могущества.

Художник показал храм Иоанна Предтечи на Опоках (в его подвалах бережно хранились самые важные документы Новгородской республики, городская казна, ценные товары), торговые лавки и склады, расположенные по краям площади.

https://www.youtube.com/watch?v=ESDqI6pYKWc

Здесь вели свой торг русские и заморские купцы. Рядом с храмом Иоанна Предтечи стояли весы, служившие эталоном для всех новгородских земель. На заднем плане картины автор изобразил детинец — огражденную центральную часть города с боярскими теремами и собором Св. Софии, куда от площади через реку Волхов вел деревянный мост.

Интересна и композиция «Монастырь в Московской Руси», также выполненная для издательства И. Кнебеля. Васнецов знакомит зрителей с историей создания на Руси монастырей, ведущих начало от маленьких скитов, выстроенных монахами-отшельниками на севере и востоке Московского государства.

К отшельникам присоединялись монахи и послушники, а вместо небольшой часовни строился красивый деревянный храм с колокольней. Монахи жили собственным трудом, они сеяли и обрабатывали землю, несли знания и давали советы мирскому населению, завоевывая уважение окружающих.

Со временем князья отдавали монахам в пользование земли, крестьян, и таким образом из маленького скита монастырь превращался в большое феодальное владение.

Художник прекрасно знал историю Древнерусского государства. В 1901 году вышла в свет книга «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря, в которой была напечатана статья Аполлинария Васнецова «Облик старой Москвы». В ней рассказывалось не только об архитектуре, но и о жизни городского населения.

В 1901 году Васнецова пригласили преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник играл активную роль в организации выставок «36 художников», являлся учредителем Союза русских художников. С 1918 года живописец стоял во главе Комиссии по изучению старой Москвы.

Источник: https://profilib.org/chtenie/121202/galina-dyatleva-mastera-istoricheskoy-zhivopisi-50.php

Слайд презентации. Картина В. М. Васнецов «Нестор-летописец»

Тема урока: « Повесть временных лет». Особенности древнерусской летописи, её связь с искусством».

(Интегрированный урок в 7 классе)

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями древнерусских летописей;

показать связь русской истории, литературы, живописи; на примере шедевров Древнерусского искусства показать высоту духовных устремлений русского народа, привить вкус к красоте художественного слова.

Оборудование: сборник «Рассказы русских летописей» (Москва, «Просвещение», 1992 год), электронная презентация « Древняя Русь», герб Москвы, иллюстрации учеников.
Эпиграф: «О светло светлая и украсно украшена земля русская!

И многими красотами удивлена еси». (Отрывок из летописи)

Ход урока:

Так писал летописец о нашей родной земле много веков назад. Итак, русская летопись. Мы с вами только чуть-чуть прикоснулись к этому чистому и звонкому роднику, имя которому летопись. Из этого родника выросла вся наша замечательная русская литература. Вы, конечно, почувствовали, что летописные сказания похожи на легенды, устные народные предания.

Летописи – описание истории земли русской по летам, по годам. В них мы находим описание важных, значительных событий в истории Руси. Писали летописи в монастырях – центрах культуры и просвещения. Создавали летописи монахи – люди просвещённые, глубоко верующие, беззаветно преданные своей родной земле.

При составлении летописи монахи использовали дневники походов, донесения сторожей (лазутчиков), письма разного рода, грамоты, духовные завещания. И мы с огромной благодарностью относимся к людям, которые сохранили для нас сведения о былом.

Замечательный художник и знаток русской древности В. М. Васнецов так и назвал свою картину «Нестор-летописец».

  1. Слайд презентации. Картина В. М. Васнецов «Нестор-летописец».

Сочинение ученика по картине.

На картине В. М. Васнецова «Нестор-летописец» мы видим небольшую монашескую келью. В самом центре на высоком деревянном стуле перед кафедрой в простой рясе сидит убелённый сединами старец – монах. В тихой келье при свете лампады неустанно пишет Нестор свой труд.

Лежат на столе древние книги – огромные в толстых кожаных переплётах с медными застёжками. Скрипит гусиное перо в руке летописца. Одной рукой он придерживает свиток тонко выделанной кожи. Бумаги ещё нет. Взгляд монаха сосредоточен. Он весь погружен в события, о которых пишет в летописи.

Ни -что не может отвлечь от его труда. В келье царит мир, тишина, покой. Обстановка кельи очень проста. Мы видим аналой с Евангелием, на стенках иконы, на кафедре вазочка с гусиными перьями. За спиной монаха через арку окна открывается вид на древний город. Над золотыми куполами храма раскинулось безбрежное небо.

Замечателен образ летописца Пимена в драме А.С. Пушкина « Борис Годунов»

3. Чтение учеником наизусть отрывка из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов».

— Какие же черты летописца показал А.С. Пушкин в этом отрывке?

Свой труд летописец называет безымянным. И понимали его как исполнение воли Божией. Монахи — летописцы редко оставляли нам свои имена. Это ещё были и безымянные молитвенники за землю русскую.

До нас дошли имена немногих из них.

И одно из таких имён – имя монаха-летописца Нестора, создавшего «Повесть временных лет», самую древнюю русскую книгу, которая дойдёт до потомков, станет первой историей Руси.

Тихо-тихо в келье летописца. Оживают под неторопливым пером события и люди, прочитаем и мы отрывки из этой книги.

-Чтение отрывков из летописи.

«На сих горах будет город великий…»

«Начали братья Кирилл и Мефодий составлять славянскую азбуку…»

«Не посрамим земли Русской…»

«Пришли впервые печенеги на Русскую землю…»

Читайте также:  Италия и германия, фридрих овербек

«Тогда выступил муж Владимира…»

«Завёл Владимир на дворе своём в гриднице пиры…»

«И пошёл Владимир на Ярополка брата своего…»

«Имейте любовь между собою…»

«Воздвиг дьявол распрю среди братьев Ярославичей…»

— А слышится ли за докуметальной точностью повествования голос летописца?

(Да, автор прославляет защитников родной земли , славит мудрых князей, распространителей просвещения, составителей азбуки, осуждает тех князей, которые воевали со своими братьями. За документальной точностью – тревога и боль за судьбу родной земли.)

  1. Слайд презентации «Куликовское сражение».

Давайте послушаем ещё один отрывок из летописи.

Чтение отрывка «О побоище на Дону и о том, как Великий князь бился с ордою».

— О каком важном событии в жизни Русского государства рассказал летописец?

(Да, это Куликовское сражение. Велика победа под предводительством Дмитрия Донского. )

Слайд презентации «Памятник Дмитрию Донскому в Коломне».

Именно из нашей подмосковной Коломны русская дружина и ополчение под предводительством князя Дмитрия отправлялись на решающую битву.

-Вы услышали взволнованный голос автора? Почувствовали напряжение, тяжесть этого сражения?

(Да, победа на Куликовом поле была добыта дорогой ценой. Но без этой победы не было бы объединения всего русского народа для окончательной победы над врагом. Она показала, что наше спасение в силе и единстве.)

5.Мысль о единстве звучит в лучших произведениях древнерусского искусства.

Слайд пезентации. «Троица» Андрея Рублёва.

Рассказ ученика.

В одном из залов Третьяковской галереи находится одна из самых известных и прославленных в мире икон, а также одна из самых любимых и почитаемых на Руси – «Троица», написанная в начале 15 века великим древнерусским живописцем Андреем Рублёвым.

Под зелёным дубом перед жертвенной чашей за столом мы видим трёх ангелов, которые словно между собой ведут тихую, неспешную беседу.

Кажется поначалу, как далёк этот сюжет от реальной жизни с её бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?

Головы ангелов наклонены друг к другу, чуть заметные движения от одного к другому, краски одеяний перекликаются одна с другой в различных деталях одежды. Фигуры ангелов образуют круг, воспринимаются как одно целое, неделимое. Мир. согласие. любовь – вот к чему призывал своих современникоа Андрей Рублёв, и не было в ту эпоху призыва более важного.

Слайд презентации. Икона Божией Матери «Владимирская».

Рассказ ученика.

Говоря об эпохе Древней Руси, нельзя не сказать о том, какое место в духовной жизни наших предков занимали иконы. Особенно почитаемы на Руси иконы Божией Матери. Русь издревле называют уделом Пресвятой Богородицы.

Перед образом Божией Матери молились наши предки в часы испытаний, перед лицом смертельной опасности, перед началом походов и сражений, перед принятием важных, ответственных решений, в дни душевной скорби и невзгод.

Одна из самых почитаемых и любимых на Руси икон – «Богоматерь Владимирская». По преданию эта икона была написана самим евангелистом Лукой и была привезена на Русь из Византии.

Невозможно отвести глаз от лика Богородицы, которая словно смотрит в душу каждого смотрящего на неё. Глаза её выражают великую скорбь. Они вызывают глубочайшее сочувствие к страданию матери, которая предчувствует трагическую участь своего сына.

Младенец нежно обнял шею матери. Этот стиль в иконописи получил название «Умиление».

Произведения древнерусского искусства в литературе, в живописи, в архитектуре остаются по сей день непревзойдёнными шедеврами. Они отражение высоты духовных устремлений наших предков, их стремления к идеалу, совершенству, святости. Из такого чистого и святого источника выросла наша русская литература. Уже у своих истоков она служила высоким нравственным идеалам: любви к Богу, к родной земле, к ближнему.

Слайд презентации «Герб Москвы».

-Чтение наизусть стихотворения Р. Рождественского «Всадник».

Темнолицый и огневолосый,

Весь в лучах уходящего дня,

Прорываясь сквозь сумрак белесый,

Над обрывом он вздыбил коня.

И глаза его в сумрачном блеске,

Разгораясь, как тёмный алмаз,

В полустёртой столетьями фреске

Неотступно летели на нас.

Пред художником встал как виденье,

Этот всадник на голой стене,

Уносящийся вихрем в сраженье

Со стрелою, застрявшей в броне.

Он схватил свои кисти в восторге,

Чтоб навеки тот миг удержать,

Словно некогда сам, как Георгий,

Вёл на недругов русскую рать.

В полумраке пустого собора,

Про еду забывая и сон,

Он писал то, что встало для взора

Из клубящейся дали времён.

Он писал не для тьмы и покоя,

Не для нимбов и ангельских крыл,

Он в отважное сердце героя

Неуёмную страсть перелил.

И летит его всадник крылатый

Всех архангелов краше стократ,

Принимая на светлые латы

Бурной жизни победный закат.

Литература: Словарь юного художника

( Москва « Просвещение 1999г.)

Рассказы русских летописей

(М., «Просвещение» 1992г.)

«Рассказы по родной истории»

(Москва, «Просвещение» 1999 г.)

Источник: http://literature-edu.ru/literatura/14543/index.html

Нестор Летописец. Отец русской истории

08 ноября 2015 31689 просмотров <\p>

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие.

Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов.

Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.
 

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.

), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей.

К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых  и мог учиться Нестор.

В то время, по словам преподобного Нестора

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим».

В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения.

Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.
 

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда».

В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией.

В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет».

Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095).

В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы.

Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её.

Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью.

Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
 

Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени.

Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания.

Читайте также:  Подмосковный бородинский музей-заповедник наконец-то обрел границы » музеи мира и картины известных художников

Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год).

По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г.

была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.
 

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни.

Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года.

Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.

___________________________________________

Вниманию всех любителей русской истории
Лицевой летописный свод. Читать онлайн
___________________________________________

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).

Источник: http://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi

Сочинение описание по картине Нестор -летописец. Васнецов нестор летописец картина

Главная » Картины васнецова » Васнецов нестор летописец картина

Картина пропитана уважением и признательностью к этому великому человеку, не просто человеку, а известнейшему историку древности, ведь благодаря его трудам, мы знакомы с «Повестью временных лет», а также и с походами князя Игоря. Не зря художник изобразил историка с нимбом на голове, так как считает, что место этого человека среди святых и мудрых людей.

Картина насыщена цветами, переходы придают реальности и четкости, будто картину написали только что и краска еще сохнет. На ней изображен старик, но лицо у него совершенно не старческое, оно покрыто отметинами опыта и мудрости, оно одновременно и строгое, и доброе.

Весь облик историка как будто учит нас пониманию жизни и осмыслению того, что нас окружает и дает нам знания. Запечатлен момент, когда историк излагает на бумаге свои мысли и исторические факты, его руки сильные и жилистые, перо в его руках также не потрепано, оно выглядит так, будто им вовсе не работали, но в книге видны уже ранее занесенные записи.

Взгляд историка устремлен в книгу и нахмуренные брови немного надвинуты на глаза, так его вид становится еще более суровым и благородным. лишь седина и залысина свидетельствуют о том, что перед нами человек преклонного возраста, остальное же говорит об обратном, что изображенная личность еще не готова покидать этот бренный мир.

Видимо художник старался изобразить историка в процессе написания одной из его работ, потому как и пейзаж за спиной , и освещение, и предметы в руках говорят нам о том, что действительно происходит важный исторический процесс.

Глубокие морщины на лбу и под носом настолько хорошо видны, что создается такое впечатление, будто автор картины лично был знаком с историком или писал его портрет. Вся картина пропитана духом стремления к познаниям и творчеству, а также к донесению до потомков истин.

Оцени ответ

nebotan.com

Описание картины Марка Антокольского «Нестор Летописец»

Работа над скульптурой закончена в 1890 году и выполнена в реалистической манере. Летописец, изображен сидящим за столом. Его голова немного наклонена, а фигура естественна. Взгляд выражает печаль и раздумье.

Поглощенный своей работой Нестор Печерский, выглядит немного усталым и смиренным. Аскетичное одеяние старца точно передано скульптором Антокольским.

Он воспроизводит мягкие складки одежды, а фигура отражает свет и тень, что делает образ живым, ощущается сила индивидуальности в выражении лица монаха. В мраморном образе запечатлен Нестор – старец и монах-летописец, гениальный древнерусский писатель, живший на рубеже веков ХI-ХII века.

Он был первым собирателем бесценных исторических сведений о первоначальной Руси. Преподобный Нестор пришел в Печерскую обитель в возрасте 17 лет.

Киево-Печерский монастырь стал для юноши настоящей школой жизни и обогатила знанием книжной мудрости. Талант и обширная ученость сочетались в нем с необыкновенной мудростью. В этом он подражал Преподобному Феодосию – игумену, которого считал образцом монашеского подвижничества. Нестор приобщился к летописанию при руководстве своего наставника Никона.

Сведения, полученные от печерских старцев, позволили Нестору восстановить картину первоначальной жизни обители, а также собрать по крупицам наследие, житие и наставления отца Феодосия.

На закате своей жизни монах предпринял эпохальный труд о народе и державе – «Повесть временных лет» », который стал зерном для последующих летописных сводов и осталась главным источником сведений об истории русского средневекового государства.

Летопись не простой исторический документ, в ней он проповедовал о всецелом очищении, преображении личности через борьбу. До сих пор Нестор является покровителем всех, кто учится и трудится в ученье.

opisanie-kartin.com

Описание картины Васнецова Нестор Летописец

Янв 1, 0001admin Литература

описание картины Васнецова Нестор Летописец.

  • С первых упоминания о Киевской Руси прошло уже много-много лет. Откуда же до нас дошли такие старинные знания? Историю возникновения русского государства мы знаем благодаря летописи – «Повесть временных лет» , автором этой летописи был Нестор.

    По сути, летописец Нестор является первым историком, попытавшимся поведать современникам и потомкам об истории земли русской. Обращаясь всё к той же летописи, можно говорить, что Нестор родился в 1064 году. Умер же летописец в 1114 году. Достигнув 17-ти летнего возраста, Нестор отправился в Печорскую обитель, где принял монашеский постриг.

    В Печорской лавре проживало большое количество достойных братьев. Будущему летописцу было с кого брать пример. Нестор постоянно самосовершенствовался: духовно и умственно.Летописец обладал незаурядными умственными способностями. Нестор с уважением относился к различным знаниям, церковь же в этом отношении была очень консервативна.

    Первым письменным произведением Нестора стало житие Святых Бориса и Глеба. Произведение поражает своим красноречием и глубиной мысли. Затем за авторством Нестора идет житие преподобного Феодосия Печорского. Житие преподобного выдающиеся произведение русской письменности 11 века.Основная работа Нестора – летопись «Повесть временных лет» .

    Начало работы над ней датировано 1112 годом. Нестор потрудился на славу. До сих пор, «Повесть временных лет» является одним из основных источников знаний по русской истории. Нестору удалось прекрасно изложить имеющуюся у него информацию, без пристрастий и прикрас поведать то, что знает он сам.

    Летопись Нестора расскажет нам о княгине Ольге, первых русских князьях, о крещении Руси.Имя Нестора навсегда вписано в русскую историю. Благодаря этому человеку, мы имеем достоверные и более-менее подробные сведения о наших славных предках. Летописец жил в тяжелые времена. На Руси начинались усобицы, постоянно совершали набеги на Русь и кочевники.

    Печерская обитель, в которой жил летописец, была разорена кочевниками в 1096 году. Наш герой сильно переживал, но, не смотря на трудности, продолжил свой путь. Летописец Нестор похоронен в пещерах Антония Печерского. Нестор почитается русской православной церковью.

» Без заголовка 1853

otstavanie.ru

Сочинение на тему: Великий летописец нестор

Великий летописец нестор

Самыми ранними древнерусскими произведениями были ле­тописи, в которых записывались события по годам, или, как говорили в старину, по летам. На протяжении семи веков, с XI по XVII столетие, создавалось русское летописание.

Первую историю Древней Руси — летопись под названием «По­весть временных лет » составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В заглавии своего великого труда он написал: «Се Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть ».

Летописец подробно излагает не только историю славянс­ких племен, но и связывает ее с историей всего человечества.

Он описывает события давно минувших дней и своего времени, сла­вит князя Владимира, который ввел христианство на Руси, тем самым открыв государству дорогу для культурного развития и обмена с другими народами.

Высоко оценивает Нестор заслуги Ярослава Мудрого, много сделавшего для просвещения Руси.

Он упорно трудился над уточнением хронологии, начиная повествование с 852 года, поскольку под этим годом он нашел в Византийской хронике первое упоминание о Руси. Однако Не­стор не считал этот год «началом» Русского государства. По­весть в том виде, как ее написал Нестор, не дошла до нас.

Летописец постоянно напоминает о моральности поступков, об уважительном отношении к отеческим традициям и обыча­ям. От первых рассказов («Месть Ольги», «Об убийстве Бориса и Глеба», «Белгородский кисель», «Ослепление Василька») до последних утверждает мысль, что зло наказуемо.

На этой странице искали :

  • сочинение по картине васнецова нестор летописец
  • описание картины васнецова нестор-летописец
  • сочинения для 6 класса
  • описание картины васнецова нестор летописец
  • описание картины нестор летописец

vsesochineniya.ru

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny-vasnecova/vasnecov-nestor-letopisec-kartina.html

Ссылка на основную публикацию