Картина «проселок», саврасов, 1873

Алексей Кондратьевич Саврасов Проселок: Описание произведения

Картина Алексея Саврасова «Проселок» в полной мере воплотила запрос Павла Третьякова, который жаловался в письме Аполлинарию Горавскому на излишнюю искусственную красивость природы на картинах многих современников: «Дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Саврасов показал, как никому до него не удавалось, прелесть неприукрашенного российского пейзажа. И да, поэзия в его лужах безусловно есть.Картина «Проселок» – это отнюдь не парадный вид. Если пройти сквозь поэтичность и лиризм, которые обусловлены высочайшим мастерством художника, то пейзаж был бы, мягко говоря, не самым радостным.

Но у Саврасова он поет, льется и звучит, и «пройти сквозь» его лиризм не удастся. Высочайшее мастерство в том, что ни малейших попыток приукрасить действительность Саврасов не допускает. Размытая дождями дорога могла бы заставить вспомнить об одной из двух бед России. Растекшаяся грязь, лужи занимают первый план. Проселков таких не считано в России.

Но когда его пишет Саврасов, мы не о плохой дороге думаем, сердце сжимается от неназываемых, щемящих ощущений. Кстати, об ощущениях. Пейзаж вполне можно трактовать как «импрессионизм по-русски».

Разве не о попытке остановить мгновение он, разве не захватывает в водоворот ощущений?

Лужи блестят, словно драгоценные, «хляби дорожные» превращаются в эстетический объект, а небо – о небе Саврасова можно говорить бесконечно, не зря его именовали «царем неба».

«Без воздуха пейзаж – не пейзаж. Сколько в пейзаж березок или елей не сажай, что ни придумывай, а если воздух не напишешь – значит, пейзаж – дрянь», – говорил Саврасов. И здесь снова перекличка с импрессионистами, объявившими воздух полноценным героем живописи, а не фоном.

Художник использовал преимущественно теплые приглушенные тона. Благодаря этому картина словно переливается, источает внутренний, скрытый свет. Теплые цвета уравновешиваются ощущением свежести от изумрудной, омытой дождем травы.

Изображен момент после дождя и перед тем, как выглянет солнце. Саврасов вообще мастерски умел показать момент, предшествующий тому, как солнце пробьется сквозь тучи.

 Саврасов в своих пейзажах не тащит природу в горные выси, он раскрывает в ней – самой обычной, бытовой практически – ее красоту, внутреннюю суть и вневременность.

Художник подарил эту картину своему товарищу-передвижнику Иллариону Прянишникову, и 20 лет она находилась в закрытой коллекции. Публика ее впервые увидела лишь в 1893 году.

Источник: https://artchive.ru/artists/660~Aleksej_Kondratevich_Savrasov/works/14395~Proselok

Сочинение по картине Саврасова «Проселок»

Данная картина необычна сама по себе, несмотря на простое название. Саврасов очень тонкий художник и мастер своего дела. На картине «Проселок» автор смог изобразить некий шарм, воодушевление и чего- то необычного. Для создания иллюзии художник включил только темные тона, которые напоминают о чем-то суровом, грозном.

Картина создавалась в 1873 году. Сначала не было доступа к общественному обозрению публики данной картины. Саврасов не хотел показывать свое произведение искусства зрителям и подарил ее своему другу сподвижнику И. Прянишникову. Картина вышла в свет только в 1983 году и произвела настоящий фурор публики.

Не зря автор выбрал простой мотив. Он показал любителям искусства образ природы после дождя. Весь воздух буквально переполнен влагой. На переднем плане картины мы видим лишь часть, размытой дождем, дороги и справа часть луга.

Судя по светло-коричневому цвету размытой дороги, здесь находится песочно-глиняная почва. Так же слегка видны следы от проезжающего транспорта.

Если взять название данной картины за основу, то можно сказать что это и есть та самая проселочная дорога, окруженная ржаным полем.

На второй план картины автор поместил поле и несколько деревьев, дабы показать зрителю то, что здесь живет только природа и именно она властвует над всем живым. Дорогая не изображена прямо, а закругляется в правую сторону, скрывая от нас какой-то смысл. Это то, что является загадкой.

Деревья слегка взъерошены, трава колышется, сверху насела большая туча, заполняющая половину картины художника. Небо изображено более суровым. На нем нависли тяжелые тучи. И лишь слегка просвечивает солнечный луч, напоминая нам то время, когда только что была гроза.

Саврасов взял за основу образ природы. С помощью цветов красок он изобразил живой пейзаж проселочной дороги. Показал нам дорогу после дождя, взяв за основу светло-коричневый и грязно-зеленый цвет.

На дороге видны лужицы от которых исходит свет солнца. На заднем плане картины едва видна зелень. Складывается образ необъятного простора. И над этим простором нависли побелевшие облака.

Так обычно бывает после дождя.

Данной картине можно дать два названия: 1) с одной стороны «После дождя», а с другой «Проселок» как образ дороги.

На переднем плане картины, сверху, можно заметить проблески голубого неба. Это свидетельствует о том, что скоро будет солнечно и облака разойдутся. С одной стороны, человек боится грозной стихии, а с другой душа радуется тому, что темень пройдет и будет голубое небо.

Мне эта картина очень понравилась, несмотря на свой мрачный вид. Автор сумел передать образ природы. Он показал человеку то, что он бессилен над ее стихии.

(1 votes, average: 5.00

Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-savrasova-proselok.html

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Просёлок»

Алексей Кондратьевич Саврасов — выдающийся русский пейзажист, он является основоположником символистского пейзажа настроения в русской жи­вописи. Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 года в Москве. Отец мальчика был небогатым купцом.

С раннего детства мальчик интересовался искусством, в подростковом возрасте он даже писал для продажи небольшие пейзажи. Саврасов учился в Московском училище живописи, ваяния, зодчества.

Художник создал множество прекрасных картин, также он за­нимался педагогической работой, был руководителем пейзажного класса в московском Училище. Одним из его учеников был известный художник И. И. Леви­тан.

Именно он сказал о своём учителе: «Саврасов старался отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем род­ном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

Очень велика была роль Саврасова в развитии русской пейзажной живописи.

Картина «Просёлок» была написана в 1873 году. Это полотно Алексей Кондратьевич подарил своему другу, художнику Иллариону Прянишникову. Веро­ятно, именно поэтому картину практически никто не видел. Она первый раз появилась на выставке частных коллекций в 1893 году.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Появившись впервые на выставке, картина была высоко оценена общественностью. В одном из журна­лов того времени этот шедевр был охарактеризован как «чуть ли не высшая точка высшей точки в силе поэтической трактовки воздуха у Саврасова».

Картина «Просёлок» не может не привлечь к себе внимания. Здесь можно говорить об удивительной свободе исполнения. Кроме того, произведение отлича­ется многообразной открытой фактурой. Художнику удалось передать реальную жизнь. И это его истинная заслуга.

Красота будничной жизни передана свежестью воздуха, движение облаков, невзрачными деревьями, размытой дорогой. Если внимательно смотреть на картину, становится ясно, насколько мягкие и тёплые краски, которые выбрал художник. Деревья тянутся вверх, сияет небо, трава кажется живой и реальной.

Сначала может показаться, что художник выбрал на редкость простой и не слишком интересный пей­заж. На картине изображена грязная дорога, которую размыл дождь. Старые корявые деревья тянут свои ветви к небу.

Читайте также:  Поцелуй, густав климт - описание картины

Дорога уходит вдаль, на горизонте вид­неются поля. Обычный будничный пейзаж. Его нельзя назвать красивым. Облака на небе, освещённые яр­кими лучами солнца, навевают тревожные мысли. В целом картина может вызвать уныние и грусть.

Но это только первое впечатление.

На самом деле картина очень интересна. Худож­ник показывает неуловимую красоту этого заурядного пейзажа. Просёлок обладает собственным очарова­нием, неброским, неярким. Не грусть и не уныние вызывает этот вид, он заставляет задуматься о том, сколько истинной красоты можно заметить вокруг, насколько интересна и многогранна реальная жизнь.

Если внимательно смотреть на картину, становится ясно, что совсем недавно прошёл дождь. Лужи и грязь на дороге всегда появляются после дождя. Но пригреет солнышко, и они вскоре высохнут.

Небо после дождя становится на редкость ясным и чистым. Густые обла­ка вот-вот исчезнут, и небо будет радовать глаз своей чистотой. Деревья после дождя выглядят по-настояще­му счастливыми.

Теперь они ожидают тёплых лучей солнца, чтобы стряхнуть с себя сонное оцепенение.

* Солнце не заставило себя ждать. Его ласковые лучи освещают весь пейзаж, он начинает сиять осо­быми, яркими красками. Даже придорожные лужи сверкают, и их зеркальный блеск создаёт некоторое ощущение праздничности.

В воздухе разлито умиротворение и спокойствие. Здесь нет ни единой живой души — мы не видим людей и животных. И в этом есть свой смысл. Вечное одиночество и спокойствие природы создаёт особую гармонию.

Пейзаж на картине «Просёлок» был новаторским для русской живописи семидесятых годов XIX столе­тия. Это своего рода застывшее мгновение, которое за­печатлел художник.

На картине изображён короткий момент между дождём, который только что прошёл, и солнцем, которое появилось на небе после дождя. Картина выполнена в импрессионистической технике.

И к этому произведению как нельзя лучше подходит формула самого Саврасова: «Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько в пейзаж берёзок или елей не сажай, что ни придумывай, а если воздух не напишешь — значит, пейзаж — дрянь… »

На картине «Просёлок» воздух не просто написан, он выглядит на редкость реальным, свежим, чистым. Кажется, что мы сами ощущаем прохладу воздуха после дождя.

Картина словно светится изнутри. Такое впечатле­ние художнику удалось создать благодаря множеству тёплых тонов с разнообразными оттенками, которые переходят друг в друга. Благодаря мастерству ху­дожника обычный просёлок, не слишком красивый и интересный, превращается в художественный образ, яркий и запоминающийся.

На эту картину хочется долго смотреть. И посте­пенно мы замечаем всё новые и новые детали, делаю­щие пейзаж столь занимательным и необычным. Эта картина — настоящий шедевр русской пейзажной жи­вописи. Только настоящий художник может заметить красоту в простой и незаметной будничной жизни.

Источник: http://www.shollklass.ru/sochineniya-po-kartinam/2650-sochinenie-po-kartine-a-k-savrasova-prosjolok

Просёлок (картина). Проселок картина

ГлавнаяКартиныПроселок картина

Картина великого русского художника-импрессиониста XIX века Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» была написана в 1873 году. На полотне изображена простая и чарующая русская земля, омытая только что прошедшим дождем трава и размытая дорога.

На первом плане картины зритель видит только болотистую местность, тогда как вдали ему открываются деревья и даже золотое пшеничное поле.

Небо застилают тучи, но это совсем ненадолго, из-за них уже совсем скоро готово появиться солнце, чтобы летними жаркими лучами иссушить промокшую землю.

В правой части картины художник изображает кусочек холма, как бы приглашая зрителя заглянуть за холст и продолжить свой дальнейший путь в тиши и спокойствии проселочной дороги, рассветного неба и свежести мокрой травы. Картина находится, словно в туманной дымке, и только вдали проглядывается голубеющее небо, и наблюдаются явные признаки наступающего дня, который грозит быть солнечным и теплым.

Полотно одновременно и успокаивает, и навевает воспоминания о только что прошедшей грозе, отблески которой еще отражены в лужах на проселочной дороге. Несмотря на то, что сегодня картина является одной из эпохальных в творчестве художника, сам он был ею разочарован и не испытывал большой гордости за проведенную работу.

Может быть, поэтому он с такой легкостью подарил «Проселок» своему другу И.

Прянишникову, в закрытой домашней коллекции которого она и оставалась на протяжении долгого времени, будучи представлена зрителю только в 1893 году, то есть всего за несколько лет до смерти самого художника.

Как ни странно, картина понравилась и даже заслужила немало похвал, хотя ее и сравнивали с полотнами более характерными для другого художника-пейзажиста – Федора Васильева, от чего автор был не в восторге, отстаивая первенство на идею до самого конца.

opisanie-kartin.com

Просёлок (картина) — WiKi

История

Алексей Саврасов написал картину «Просёлок» в 1873 году. Когда картина была готова, Саврасов не стал посылать её на выставку передвижников, а подарил её своему другу — художнику Иллариону Прянишникову.

Только через двадцать лет, в 1893 году, картина была показана на одной из выставок и получила очень хорошие отзывы[3]. В том же 1893 году Илларион Прянишников подарил картину «Просёлок» Третьяковской галерее[1].

Описание

  Картина «Просёлок» на почтовой марке СССР 1971 года

На картине изображена размытая дождём просёлочная дорога, покрытая лужами и грязью. По-видимому, сильный дождь прошёл совсем недавно — небо покрыто тучами, а ветер продолжает трепать деревья (вётлы), стоящие вдоль дороги. Через тучи пробивается солнце, а слева от дороги видна яркая зелень свежей травы[3][4][5].

Картина передаёт чувство тоски и одиночества и отражает сложное психологическое состояние, в котором находился художник в период её создания[4].

Отзывы

Искусствовед Николай Новоуспенский называл картину «Просёлок» «одним из высочайших творений художника» и считал, что она может поспорить по своей художественной силе и содержательности с его наиболее известным полотном «Грачи прилетели»[6]. Далее он писал[6]:

Живопись «Просёлка» отличается свободой и зрелостью приёмов, тем особым благородством и эмоциональной насыщенностью мазка, которые свойственны только произведениям самого высокого художественного уровня. Именно цветовое решение рождает прежде всего то чувство волнения, которое возникает перед этой картиной у всякого, кто способен отзываться на поэзию художественного образа.

Искусствовед Фаина Мальцева называла «Просёлок» «новаторской по живописи и образному строю» картиной и отмечала смелость решения художника, «ограничившего сюжет пейзажа только мотивом размытой дождями просёлочной дороги, типичным для облика заброшенных в глуши селений»[7]. Она писала, что «мы едва ли найдём в творчестве Саврасова другое произведение, которое стало бы подобно „Просёлку“ второй вершиной его искусства после „Грачей“»[7].

Читайте также:  Якопо бассано — биография и картины

Примечания

  1. ↑ 1 2 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — С. 284—285. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  2. ↑ Саврасов Алексей Кондратьевич — Проселок (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 1 марта 2015.

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/proselok-kartina.html

Саврасов Алексей Кондратьевич — русский художник

Русский художник Саврасов Алексей Кондратьевич . Автор картин: Аллея; Бабья лямка; Берег реки; Болото вечером; Бурлаки на Волге; и многих других.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

Алексей Николаевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи.

Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках — К. И. Рабуса.

Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.

В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла.

Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” (оба 1850 год).

Более зрелой и мастерски исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” (1851 год). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым.

Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году “Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”.

И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид.

В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы.

Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е годы), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857). Исполнены они с исключительным графическим мастерством, хотя и различны по приемам, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач.

В целом раннее творчество Саврасова (“Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду”, 1851; “Вид в окрестностях Ораниенбаума”, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким “кулисным” контрастам переднего и заднего планов.

Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859).

Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”, 1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870).

Изначально свойственная Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину.

Результатом этой поездки стали работы “Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”, датированные 1852-м годом.

В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.

В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И.

Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу.

С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

Написанный в это время “Пейзаж с рекой и рыбаком” (1859) наглядно демонстрирует его достижения. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.

В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения.

Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году — “Вид на Москву от Мазилова”, “Пейзаж с мельницей” и “Вечерний пейзаж”. Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи.

Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.

Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России.

Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства.

“Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем.

Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.

Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки.

После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами.

Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.

Природа для живописи там “в высшей степени интересна”, так отзывался о красоте местной природы Саврасов, и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения.

Читайте также:  Вид тифлиса от сейд-абаза, айвазовский - описание картины

Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну “Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена” (1862). Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. И это в какой-то степени предопределило тот взлет в творчестве художника конца шестидесятых и семидесятых годов.

Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял своеобразие и обаяние родной природы. К этому периоду относятся — “Сельский вид” (1867), “Плоты” (1868), “Зимняя ночь” (1869). Найденный Саврасовым тип полужанрового пейзажа явился, по существу, лишь первым этапом его сложных творческих поисков.

Главной темой по-прежнему остается природа, близкая и созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства.

Уже в семидесятые годы русский реалистический пейзаж становится явлением исключительным среди пейзажной живописи других европейских школ и качественно отличается от художников барбизонской школы, создававших во Франции свободный от академических традиций национальный пейзаж.

В структуре русского пейзажа яснее, чем у барбизонцев, выступят черты , обобщающие и типизирующие натурный материал, и более сложно проявится связь с эстетикой и нравственными идеалами.

Более широким и емким у русских пейзажистов окажется круг и разнообразие никем не использованных мотивов. С подобными явлениями чаще всего приходится встречаться в многообразии и новизне саврасовских картин — “Вечер.

Перелет птиц” (1874), “Вечер. Поле с воронами” (1880-ые годы).

Нарастание сложных чувств и переживаний, частично связанных и с обстоятельствами личной жизни, заметно уже в картине 1869 года “Лосиный остров в Сокольниках”, и еще более явно в картине “Лунная ночь. Болото” (1870), в которых все располагает к лирической настроенности, к готовности вслушиваться и всматриваться.

В 1870 — 1875 гг. художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу.

Среди работ, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: “Волга близ городца” (1870), “На Волге” (1870-ые годы) и первая повествовательно раскрытая картина “Печерский монастырь под Нижним Новгородом” (1871).

К этому же времени относится и начало работы над картиной “Волга под Юрьевцем” (1871). Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.

Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине “Грачи прилетели” (1871).

Этюдная работа над “Грачами” шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церковка на фоне стылых дальних лугов, — все это слилось в образе удивительно проникновенном и лирическом.

Именно тут “настроение” — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А.

Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: “все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”.

К сожалению, эта картина, выставленная на первой передвижной выставке, не была в полной мере оценена современниками.

Только в девяностых годах эстетическая концепция, вносящая в пейзажную живопись лирическое переживание природы, будет в полной мере представлена в работах учеников Саврасова.

Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах.

Незримо-зримая “душа”, особое символико-поэтическое настроение оживляет и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (“Дворик”, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (“Сухарева башня”, 1872; “Вид на Московский Кремль. Весна”, 1873). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина “Проселок”, (1873).

Искусство Саврасова семидесятых годов представляет собой самый зрелый и яркий период творчества художника. Это сказывается не только на выборе тем, раскрывающих значительные явления жизни природы и смены ее состояний, но и на его непрестанных поисках их живописного выражения, поражающего внутренней правдой и глубоким знанием жизни.

Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.

Последующие работы позволяют судить насколько был велик творческий потенциал художника, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы, по-прежнему продолжающей его вдохновлять.

Сюда следует отнести — “Ивы у пруда” (1872), “Весенний день” (1873).

Нарастают черты символизма в искусстве Саврасова, придавая натуре свойства ностальгического видения (“Могила на Волге”, 1874; многие из поздних весенних и зимних пейзажей).

Получает свое продолжение волжская тема, прочно вошедшая в творчество Саврасова. Сюда следует отнести такие произведения: “Оттепель. Ярославль”, “Оттепель”, уже упоминавшаяся “Могила на Волге. Окрестности Ярославля” (все 1874 года), “Волга. Дали” (1870-ые годы), “На Волге” (1875).

Отдельно следует упомянуть такие работы: “Радуга”, “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы), “Вечер. Перелет птиц” (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж “Закат”.

Этим произведением как бы завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого размаха и многоплановости в его творчестве. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: “Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер.

Поле с воронами”, “Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-ые годы), “Сосны на берегу озера” (1880-ые — 1890-ые годы) и “Оттепель” (1887 год), исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках.

В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе “Грачей”.

Умер Саврасов в Москве 26 сентября 1897.

Картины художника

Аллея

Бабья лямка

Берег реки

Болото вечером

Бурлаки на Волге

В парке

Весенний день

Весна 1

Весна. На большой реке

Весна. Огороды

Весна

Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена

Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду

Вид на Московский Кремль. Весна

Грачи прилетели

Дворик. Зима

Деревья у озера

Домик в провинции

Дубы на берегу

Дубы

Закат над болотом

Зима 1

Зима

Зимний пейзаж

Зимняя ночь

Лосиный остров в Сокольниках

Лунная ночь. Болото

Оттепель. Ярославль

Пейзаж с рекой и рыбаком

Печерский монастырь под Нижним Новгородом

Привал обоза чумаков в степи. Рисунок из альбома

Проселок

Радуга

Разлив Волги под Ярославлем

Ранняя весна. Половодье

Распутица

Сельский вид

Сосны на берегу озера

Старый дуб у обрыва над рекой

Степь днём

Сухаревская башня

У ворот монастыря

Источник: https://wearts.ru/ruartist/197

Ссылка на основную публикацию