Картина вакх и ариадна, тициан вечеллио

Вакх и Ариадна. Путеводитель по шедевру Тициана

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1623 гг. Национальная лондонская галерея

Чтобы насладиться картиной, написанной на мифологический сюжет, важно сначала разобраться в ее героях и символике.

Конечно, все мы слышали, кто такая Ариадна и кто такой Вакх. Но, возможно, запамятовали, почему они встретились. И кто все остальные герои на картине Тициана.

Поэтому предлагаю для начала разобрать картину «Вакх и Ариадна» по кирпичикам. А уж потом насладиться ее живописными достоинствами.

Тициан. Вакх и Ариадна (путеводитель по картине). 1520-1523 г. Национальная лондонская галерея

1. Ариадна

Дочь критского царя Миноса. А Минотавр – ее брат-близнец. Они не похожи, но единоутробны.

Минотавр, в отличие от своей сестры, был монстром. И каждый год съедал по 7 девушек и 7 юношей.

Понятно, что жителям Крита это надоело. Они призвали на помощь Тесея. Он справился с Минотавром в лабиринте, в котором тот обитал.

Но выбраться из лабиринта ему помогла как раз Ариадна. Девушка не устояла перед мужественностью героя и безоглядно влюбилась.

Она дала своему любимому клубок ниток. По нитке Тесей и выбрался из лабиринта.

После этого молодая пара сбежала на остров. Но по какой-то причине девушка быстро разонравилась Тесею.

Что ж, видимо сначала он не мог не отплатить благодарностью за ее помощь. Но потом понял, что не может полюбить.

Он оставил Ариадну одну на острове. Вот такое коварство.

2. Вакх

Он же Дионис. Он же Бахус.

Бог виноделия, растительности. А ещё театра. Может поэтому его выпад в сторону Ариадны так театрален и манерен? Не удивительно, что девушка так отпрянула.

Вакх на самом деле спас Ариадну. Будучи в отчаянии от того, что ее бросил Тесей, она была готова покончить жизнь самоубийством.

Но Вакх увидел ее, влюбился. И в отличие от вероломного Тесея, решил на девушке жениться.

Вакх был любимым сыном Зевса. Ведь тот сам его выносил в своем бедре. Поэтому не смог отказать ему, и сделал его жену бессмертной.

За Вакхом следует его свита. Развеселая и разухабистая. Вакх славился тем, что проходя мимо, он избавлял людей от бытовых неурядиц и заставлял их почувствовать радость жизни.

Ничего удивительного, что его свита пребывала все время в таком экстазе веселья.

3. Пан

Мальчик Пан – Бог пастушества и скотоводства. Поэтому он тянет за собой отрубленную голову телёнка или осла.

Земная мать отказалась от него, испугавшись его вида при рождении. Отец Гермес отнёс младенца на Олимп.

Мальчик очень понравился Вакху, так как без перерыва танцевал и веселился. Так он и попал в свиту Бога виноделья.

На мальчика-пана лает кокер-спаниель. Эту собачку тоже часто можно увидеть в свите Вакха. Видимо, в качестве питомца лесная ватага любит его за веселый нрав.

4. Силен со змеей

Силены были детьми Сатиров и Нимф. От отцов козлиные ноги им не доставались. Красота их матерей перебила этот ген. Но часто Силена изображают с повышенной волосатостью.

Этот же вовсе не волосатый. Видимо мама-нимфа была особенно хороша.

Еще он чем-то похож на Лаокона. Этот мудрый человек уговаривал жителей Трои не завозить троянского коня в город. За это Боги наслали на него и его сыновей огромных змей. Которые их и задушили.

На самом деле ещё в текстах древнеримских поэтов Силены часто описывались нагими и обвитыми змеями. Это вроде как украшение, слияние с природой. Все-таки они лесные жители.

5. Силен волосатый

У этого Силена видимо гены папы-Сатира были помощнее. Поэтому козлиная шерсть густо покрывает его ноги.

Над головой от трясёт телячьей ногой. Пир же все-таки. Вместо одежды – листья. Вполне к лицу лесному существу.

 6 и 7. Вакханки

По названию уже понятно, что эти дамы были истовыми поклонницами Вакха. Сопровождали его на многочисленных пирах и оргиях.

Несмотря на свою миловидность, были девушками довольно кровожадными. Именно они однажды растерзали бедного Орфея.

Он пел песню о богах, но забыл упомянуть Вакха. За что и поплатился от его преданных спутниц.

Эмиль Бен. Смерть Орфея. 1874 г. Частная коллекция

8. Пьяный Силен

Пожалуй, самый популярный персонаж из свиты Вакха. Судя по его виду, он дольше всех пребывает в свите Бога разгулья.

Ему уже за 50, он с лишним весом и всегда встельку пьян. Так пьян, что почти без чувств. Его посадили на осла и поддерживают другие сатиры.

Тициан изобраз его позади процессии. Но другие художники часто изображали его на первом плане, рядом с Вакхом.

Вот у Вазари пьяный, обрюзгший Силен сидит у ног Вакха, не в силах оторваться от кувшина с вином.

Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Радищевский музей, Саратов

9. Созвездие «Корона»

По просьбе Вакха Гефест, Бог-кузнец, сделал для Ариадны венец. Это был подарок на свадьбу. Именно этот венец и превратился в созвездие.

Тициан изобразил его и правда в виде венца. Настоящее же созвездие не просто так называется «Корона». С одной стороны оно не замыкается в кольцо.

Это созвездие можно наблюдать на всей территории России. Лучше всего его видно в июне.

10. Корабль Тесея

Еле заметный кораблик слева картины принадлежит тому самому Тесею. Он безвозвратно покидает бедную Ариадну.

Живописные премудрости картины Тициана

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520 г. Национальная лондонская галерея

Теперь, когда герои все расшифрованы, можно и живописные достоинства картины разобрать. Вот самые важные из них:

1. Динамика

Тициан показал фигуру Вакха в динамике. «Застав» его в прыжке с колесницы. Это большое новаторство для Эпохи Возрождения. До него героев изображали более статичными.

Мне такой полет Вакха чем-то напомнил «Мальчика, укушенного ящерицей» Караваджо. Который был написан 75 лет спустя после «Вакха и Ариадны» Тициана.

Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей. 1595 г. Национальная лондонская галерея

И только после Караваджо это новаторство приживётся. И динамика фигур будет важнейшим атрибутом Эпохи Барокко (17 век).

2. Цвет

Посмотрите, какое у Тициана ярко-синее небо. Художник использовал ультрамарин. Для того времени – очень дорогая краска. Она подешевела лишь в начале 19 века, когда ее научились производить в промышленных масштабах.

Но Тициан писал картину по заказу Герцога Феррары. Тот видимо и давал денег на подобную роскошь.

3. Композиция

Композицию Тициан выстроил тоже интересно.

Картина делится по диагонали на две части, два треугольника.

Верхняя левая часть – небо и Ариадна в голубом одеянии. Правая нижняя часть – зелено-желтая палитра с деревьями и лесными божествами.

А между этими треугольниками пространства – Вакх, как скрепа. С развивающейся розовой накидкой.

Такая диагональная композиция – тоже новаторство Тициана, будет чуть ли не главным видом композиции всех художников Эпохи Барокко (спустя 100 лет).

4. Реализм

Обратите внимание, как реалистично Тициан изобразил гепардов, запряженных в колесницу Вакха.

Это очень удивительно, потому что в то время не было зоопарков и уж тем более энциклопедий с фотографиями животных.

Где же Тициан видел этих животных?

Могу предположить, что он видел зарисовки путешественников. Все-таки он жил в Венеции, для которой внешняя торговля была главным делом. И людей путешествующих в этом городе водилось немало.

Вот такой путеводитель по картине Тициана у нас получился. Напишите, понравился ли Вам такой формат описания картин?

О другом шедевре мастера читайте в статье «Венера Урбинская. 5 удивительных фактов о картине Тициана».

Читайте также:  Портрет елены фоурмен с двумя детьми, рубенс, около 1636

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/vakh-i-ariadna-titian/

Презентация к уроку по МХК на тему: Картина Тициана Вакх и Ариадна

Слайд 1

ШЕДЕВРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ с комментариями По Роберту Каммингу ДОРЛИНГ КИНДЕРСЛИ Лондон-Нью-Йорк-Штутгарт-Москва Художник и его творение Подробные комментарии в этой презентации помогут постичь замысел художника и понять особенности его воплощения.

Слайд 2

Вакх и Ариадна

Слайд 3

ЭТО ОДНА ИЗ ТРЕХ великолепных картин на мифологические сюжеты, написанных Тицианом по заказу Аль­фонсо д’Эсте,герцога Феррары , области Северной Италии. Картины предназна­чались для украшения алебастровой ком­наты в загородном дворце. Перед нами встреча Ариадны, дочери критского царя Миноса, и бога вина Вакха, которые влюбились друг в друга с первого взгля­да.

Венец Ариадны, подброшенный в небо Вакхом, превратился в созвездие (вверху слева). Впоследствии Вакх женился на Ариадне, и боги даровали ей бессмертие. Тициан прославился своим мастерством в изображении бурных чувств. Великий колорист эпохи Возрождения, он передал внезапную пылкую страсть, охватившую Вакха и Ариадну, сочетаниями сияющих глубоких красок.

Колористические связи Розовый цвет накидки Вакха и красный — пояса Ариадны связывают фигуры влюбленных, заставляя зрителя переводить взгляд от одной к другой. Облака в небе Очертания облака вторят складкам развевающейся накидки Вакха, усиливая экспрессию его движения. Над Ариадной облако закручивается вихрем, подобно тканям ее одежд. Тициан. Вакх и Ариадна. Ок . 1522-1523.

175 х 190 см. Холст, масло. Лондон, Национальная галерея.

Слайд 4

Телячья голова Один из отталкивающих обрядов служения Вакху — расчленение тельца и пожирание сырого мяса участниками шествия. Младенец сатир волочит голову тельца, взглядом приглашая зрителя принять участие в празднестве. Цветок каперса между его копыт — древний символ любви. Лаокоон.

Фигура мускулистого мужчины восходит к знаменитой древнегреческой статуе, изображающей гибель троянского жреца Лаокоона, задушенного морскими змеями. Найденная при раскопках в 1506 г., она произвела огромное впечатление: многие художники Возрождения, в том числе Рафаэль (с. 32),включали этот мотив в свои произведения.

Бог вина Вакх (Дионис) — греческий бог вина и экстаза. Он всегда молод, упитан и легко узнаваем по венку из лавра или лозы на голове.

Пронзительное, страстное выражение лица Вакха — одна из пленительных особенностей этой картины ” Именно Венеция обнаружила эти красоты … именно Тициан одержал эту победу ” Диего Веласкес Диего Веласкес Носильщик с вином Спутник Вакха с чаном вина на спине напоминает Атланта, навеки осужденного поддерживать плечами небесный свод.

Слайд 5

Ариадна Увидев отплывающий корабль Тезея, Ариадна поняла, что покинута возлюбленным. Но тут она встретила своего будущего супруга Вакха. Любовь с первого взгляда Пораженный красотой Ариадны, Вакх, не помня себя, выскакивает ей навстречу из своей колесницы.

Венок бессмертия На голове Вакха венок из виноградной лозы и плюща. Это знак бессмертия. Обрядовая музыка Менады и сатиры предаются веселью вакханалии, упива­ясь пляской под звуки литавр. Два гепарда Обычно в колесницу Вакха впряжены леопарды. Их замена гепардами — « вольность » Тициана.

Менада Неистовые менады сопровождают Вакха.

Слайд 7

Тициан ( ок . 1487-1576) Величайший живописец венецианской школы, Тициан ( Тициано Вечеллио ) почти всю жизнь прожил в Венеции. Тогда это был один из самых могущественных городов Евро­пы. Исполняя заказы папы, королей Франции и Испании, Тициан преуспе­вал, как мало кто из художников за всю историю искусства.

Свободный стиль его поздней живописи оказал огромное влияние на Веласкеса (с. 56) . Тициан (автопортрет) Силен Жирный пьяный старик верхом на ослице — это Силен,глава сатиров и приемный отец Вакха. Его часто изображали именно в таком образе.

Носильщик с вином Спутник Вакха с чаном вина на спине напоминает Атланта, навеки осужденного поддерживать плечами небесный свод. Отзвуки Томный взгляд, которым обме­нивается эта менада с сатиром, резко отличается от пламенных взоров главных героев.

Подобно великому английскому драматургу Шекспиру, Тициан часто включал в свои картины побочные сюжеты, чтобы оттенить или усилить основную тему. Музицирующие менады Менада из свиты Вакха, ударяю­щая в литавры, повторяет позу изумленной Ариадны.

Осталь­ные участники буйного шест­вия тоже играют на музыкаль­ных инструментах: бьют в бу­бен или дуют в охотничий рог. На них лает собачка, как бы слу­чайно оказавшаяся на переднем плане, — милая подробность, присущая работам Тициана. Восторженный сатир Пьяный сатир размахивает телячьей ногой. Он увенчан и опоясан лозой, а в левой руке у него жезл, увитый виноградным побегом.

Слайд 8

201 5 год Разработка учителя МХК МБОУ «Школа № 32» города Ростова-на-Дону Лепёхиной Татьяны Валентиновны

Слайд 19

Разработано учителем ИЗО высшей категории Лепёхиной Т.В. МБОУ «Школа №32» г. Ростова-на — Дону

Источник: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2015/12/02/kartina-titsiana-vakh-i-ariadna

Картина Тициана. Бахус и Ариадна

1520-1522. Национальная галерея, Лондон. Картина художника Тициано Вечеллио «Бахус и Ариадна» (Размер картины 175 x 190 см, холст, масло). 

Дионис (Бахус, Вакх) в греческой мифологии — вечно юный бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия, известный как «бог с бычьими рогами», поскольку любил принимать вид этого могучего животного, сын Зевса и фиванской царевны Семелы.

Зевс, явившийся перед царевной в сверкании молний, нечаянно испепелил свою смертную возлюбленную, но успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его себе в бедро. В положенный срок бог родил ребенка и отдал на воспитание нимфам. Возмужав, Дионис, странствуя по свечу, встретил покинутую Тесеем Ариадну и женился на пей.

Дионис славился как бог, освобождающий людей от забот и снимающий путы размеренного быта, поэтому шествие Диониса носило экстатический характер; в нем участвовали сатиры, вакханки и менады.

Опоясанные змеями, они все крушили на своем пути и славили Диониса, упиваясь кровью растерзанных ими диких животных и увлекая за собой толпы ликующих людей. В Древнем Риме Дионис почитался под именем Бахуса (Вакха).

Ариадна — дочь царя Крита Миноса и его супруги Пасифаи. Ни каких сверхъестественных вмешательств в процесс. Девушка жила на Крите в Кносском дворце, танцевала себе на сцене, которую специально для нее сконструировал Дедал, и, собственно, была счастлива. Но приехал на остров Тесей, покорил ее сердце на спортивных играх , и девушка потеряла голову, забыв обо всем, об отце и матери и даже о державных интересах. Держава тут вот причем. Тесей прибыл на остров, чтобы убить чудовище Минотавра, каннибала с телом человека и головой быка. Афины, откуда прибыл Тесей, несли страшную дань — семь юношей и семь девушек должны они были раз в семь лет отдавать на съедение чудовищу. Вот, Тесей и вызвался избавить страну от гнета. Ариадна обещала помочь возлюбленному, если тот возьмет ее в жены — и помогла. Минотавр жил в запутанном Лабиринте, и мало было его убить, нужно было затем еще и выбраться из клубка коридоров, переходов и лестниц. Во-первых, Ариадна дала Тесею нить, разматывая которую по дороге, тот всегда мог был уверен, что найдет путь назад. Эту дельную мысль подсказал девушке, конечно, изобретательный Дедал. А во-вторых, она дала юноше корону, светящуюся в темноте.

Так вот, Тесей Минотавра убил, Ариадну на корабль — и скорей домой! Но по дороге у острова Наксос корабль застала страшная буря, корабельщики были вынуждены пристать к берегу. А ночью Тесею приснился сон — дескать, Ариадна предназначена другому, а именно Дионису (взревновал, видимо).

Читайте также:  Блудный сын, джорджо де кирико - описание картины

А может, Тесей, это придумал, чтобы оправдаться: утром, пока Ариадна еще спала, он быстренько собрал вещички, позвал спутников и был таков. Девушка просыпается — а вместо возлюбленного — извольте! — рядом старый приятель, Дионис! Я так полагаю, именно тут меж них произошел скандал, в результате которого Дионис зашвырнул на небо ариаднову корону.

Так или иначе, бог царевну уговорил, и она за него замуж таки вышла…

 Героический оптимизм, присущий тициановской работе после 1516—1518 годов, видимо, связан с общим подъемом в духовной и общественной жизни Венеции, вызванным ощущением жизненной стойкости города, проявленной во время борьбы с Камбрейской лигой и последовавшей за ней войной так называемой Священной лиги. Уже нет «джорджоневской тишины» и в его «Вакханалиях», и в частности в картине «Бахус и Ариадна». Эта картина воспринимается как взволнованный гимн красоте и силе утверждающего себя человеческого чувства. Композиция картины целостна и свободна от отвлекающих второстепенных сцен и деталей. Радостно ликующий Бахус широким и свободным жестом обращается к Ариадне. Горячий колорит, красота стремительных движений, взволнованный пейзаж, созвучный настроению, характерны для этой картины. 

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2012/04/blog-post_5092.html

Л. Мельникова — Тициан Вечеллио

Портрет мужчины с перчатками. 1520–1522

На картине «Вакханалия на острове Андрос» (1523–1524, Музей Прадо, Мадрид) изображена оргия жителей острова, которые пьют, развлекаются и бесчинствуют. На холме возлег пьяный Селен, в правой части полотна изображена обнаженная девушка, которая изрядно испив вина, уснула на белом покрывале, забыв о своей наготе. Тут же, рядом с ней, ребенок справляет нужду…

Вакх и Ариадна. 1520–1523

Несмотря на то, что аллегорические картины Тициана имели большой успех, мастер на довольно длительное время отошел от мифологии. Наверное, он чувствовал, что слепая радость жизни и веселье мифологических героев слишком далеки от современного мира с его проблемами и пороками.

Тициан за свою творческую жизнь написал множество портретов дожей для зала Большого совета, но, к сожалению, они сгорели во время пожаров. Особое место в галерее придворных портретов, принадлежащих его кисти, занимает «Портрет Федерико II Гонзага» (около 1525–1529, Музей Прадо, Мадрид), в котором герой запечатлен с любимой болонкой.

Гонзага представлен почти во весь рост, темно-синяя одежда с изумительным орнаментом придает его образу роскошность и некую торжественность. Мужчина с тонкими чертами лица и аккуратной ухоженной бородой исполнен чувства собственного достоинства. Он смотрит на зрителя слегка отрешенным взглядом.

Тонкими аристократическими пальцами Гонзага гладит свою собачку, которая очень трогательно тянется к нему всем телом.

Вакханалия на острове Андрос. 1523–1524

В этом же году художник получил печальную весть — умер итальянский живописец, представитель венецианской школы Витторе Карпаччо. Узнав об этом, Тициан написал картину в память о нем — «Положение во гроб» (1523–1526, Лувр, Париж).

Слева Богоматерь и Мария Магдалина, поддерживающая ее за плечи, с ужасом наблюдают, как безжизненное тело Христа несут трое Его учеников, чтобы положить во гроб. Оно словно светится изнутри, наполняя передний план холста сиянием.

Картина построена на сочетании красного и черного цветов, передающих драматический эпизод тревожно и динамично.

Продолжая христианскую тему, около 1530 Тициан приступил к полотну «Ужин в Эммаусе» (Лувр, Париж) с традиционным евангельским сюжетом. За столом, покрытым белоснежной скатертью, сидит воскресший Христос вместе с двумя своими учениками.

За этим чудесным явлением наблюдают, вероятно, хозяин заведения и официант, любезно подающий кушанья, которые Иисус благословляет жестом руки. Композиция очень лирична, выдержана в нежных тонах и написана легкими свободными мазками.

Положение во гроб. 1523–1526

Портрет Федерико II Гонзага. Около 1525–1529

«Портрет императора Карла V с собакой» (1532–1533, Музей Прадо, Мадрид) — первое произведение Тициана, в котором герой изображен в полный рост. Во время многочасовых позирований между художником и императором завязались очень дружественные отношения, Тициан многое узнал о его жизни и о нем самом.

Это был бесконечно уставший от власти человек, жизнь которого полна бездушной официальности и формальности. Неслучайно живописец изобразил его в простой одежде, а не роскошном парадном костюме, раскрывая тем самым в своем герое, прежде всего, человека. Единственное преданное существо в его жизни — это собака.

По словам свидетелей, Карлу V очень понравилась картина, он был восхищен мастерски выполненной работой.

Переполненный чувств, император крепко обнял художника, в ответ послышались восхищенные возгласы его присутствующей на тот момент свиты, от которой впоследствии мастер получил большое количество заказов, что очень его радовало.

Ужин в Эммаусе. Около 1530

После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. Это известие стало большим ударом для Тициана и он, боясь худшего, решил незамедлительно обвенчаться. Несмотря на то, что усилиями лучших врачей женщина пошла на поправку, художник жениться не передумал.

Поскольку он был очень известным человеком, эта новость быстро разлетелась по всей Венеции. Однако в 1525 состоялось очень скромное венчание, в домашней обстановке и в кругу самых близких и родных людей.

Тициан некоторое время побыл с семьей, но как только супруга поправилась, он все же уехал в Венецию, где его ждали многочисленные дела и незаконченные заказы.

Время летело быстро, и в один ужасный день ему сообщили, что Чечилии снова плохо и она лежит при смерти. Тициан мчался к ней изо всех сил, но едва успел… Чечилия изменилась до неузнаваемости.

После рождения третьего ребенка у нее снова началось кровотечение. Тициан провел бессонную ночь у ее постели. Несмотря на все старания спасти Чечилию, 5 августа 1530 она умерла.

Новорожденную назвали Лавинией.

Живописец переживал эту утрату очень тяжело. Он жил, как во сне, что-то делал, с кем-то встречался, но никого не слышал и ничего не видел. Все мысли были заняты любимой Чечилией, которая была его верным другом, преданной супругой, любящей матерью.

Только сейчас, потеряв ее, он понял, как много света привнесла в его жизнь эта женщина, как она была скромна и благородна. Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой.

Ничто не мешало ему рисовать, потому что она создавала все условия, чтобы ее мастер мог спокойно творить.

Он бродил по дому, убитый горем, не находя себе места, и вдруг наткнулся на холст, который давно ждал заказчик, — «Мадонна с кроликом» (около 1530, Лувр, Париж). У Тициана навернулись слезы на глазах — в женском образе слева была изображена сама Чечилия!..

Портрет императора Карла V с собакой. 1532–1533

Шло время, дети росли. Два брата были очень разными: старший Помпонио — эгоистичным и ленивым, младший Орацио — спокойным и покладистым. Маленькая Лавиния напоминала чертами лица мать.

Тициан с каждым днем яснее понимал, что больше не может находиться в доме, где каждый угол напоминает ему о невосполнимой потере. Но он также очень устал от Венеции и не хотел туда возвращаться.

Художник долго искал себе новое жилье, пока, наконец, не нашел его в тихом, уединенном, почти безлюдном месте — на окраине Бири-Гранде. 1 сентября 1531 он арендовал двухэтажный дом с мезонином и широкой террасой.

Спустя время умерла мать Тициана, что еще более усугубило его депрессивное состояние. Только дети и их радостный смех в доме помогли мастеру воспрянуть и жить дальше.

Несколько лет художник жил в своем доме почти затворником, сутками не выходя из мастерской. Он много работал, а в свободные часы общался с детьми. Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей.

Читайте также:  Биография и картины антонио каналетто

Прошло время, и вот однажды кто-то заметил, что каждый день ближе к вечеру к дому живописца подплывала гондола с молодой женщиной, которая, стараясь быть незамеченной, быстро поднималась на второй этаж по наружной лестнице.

Конечно, никто не упрекал художника, напротив, родные надеялись, что ее появление как-то скрасит уединение Тициана и успокоит его душу.

Мадонна с кроликом. Около 1530

Источник: https://profilib.org/chtenie/75250/l-melnikova-titsian-vechellio-4.php

Читать

Тициан Вечеллио — величайший художник всех времен и народов, являющийся наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело одним из четырех титанов итальянского Возрождения.

Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Велика роль Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа, он был крупнейшим портретистом, оказаться запечатленным кистью которого являлось высшей наградой.

Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Образы, созданные им, отличает хрупкость, торжественность, сочетание одухотворенности и обыденной реальности, трагизм.

Несмотря на то, что мастер прожил почти сто лет, до последнего дня сохраняя ясность восприятия, мышления, ума, зоркость зрения и удивительную трудоспособность, благодаря чему он не выпускал кисть из рук до конца своих дней. Тициан оставил обширное художественное наследие. Его творчество приходится на период наивысшего расцвета Венеции, ее могущества и славы, время глобальных исторических событий.

Портрет мужчины в платье с синими рукавами (Людовико Ариосто). Около 1510

Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Способности к рисованию мальчик проявил в возрасте десяти лет, и был отправлен родителями в Венецию на обучение.

Он постигал основы изобразительного искусства в мастерской Джованни Беллини, который познакомил его с уже известным тогда живописцем Джорджоне. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции.

Именно это событие послужило тому, что о художнике заговорили очень рано, тем более уже первые его работы отличает весьма реалистическая передача деталей, что в молодом возрасте редко кому удавалось.

Первый период творчества Тициана приходится на время, когда Венеция, благодаря мощному флоту, прочным торговым связям и довольно развитой экономике, жила в спокойствии и благополучии.

Поэты, писатели, музыканты и художники изображали счастливого человека на лоне безмятежной природы, а основными темами произведений искусства, представленными в аллегорической форме, что было особенно близко молодому Тициану, стали любовь, красота, поэзия отношений.

Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T.V». С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана.

Впрочем, неважно на самом деле, кто именно изображен на холсте, поскольку внимание здесь нужно обратить именно на манеру письма молодого художника и мастерство исполнения. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична.

Постепенно произведения Тициана наполнялись повествовательностью, динамикой, напряжением и драматизмом. Природа на них не молчалива и статична, а полна жизни, как и люди, населяющие ее, переполнены чувств и движения. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.

Выбирая для работы время суток, он отдавал предпочтение часам перед закатом, когда небо озарено густым цветом, а любимым временем года для него была осень с буйством и многоцветием красок. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета.

Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира.

В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать.

На переднем плане, обратившись к зрителю спиной, расположилась обнаженная женщина с флейтой в руке. Скорее всего, — это Муза. В левой части композиции стоит еще одна обнаженная дева, собирающаяся набрать воды в сосуд. Нагота героев выглядит весьма гармонично, поскольку является частью окружающей природы и важной аллегорией выражения целомудренных чувств.

Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого.

Однако в этой удивительно поэтичной атмосфере есть место прозе жизни, от которой невозможно укрыться: на заднем плане справа, под густыми кронами деревьев, бредет пастух со своим стадом овец. В глубине виднеются также крыши домов, в которых живут люди, не подозревающие о существовании такого райского уголка природы.

Хотя герой еще не начал играть на лютне, создается ощущение, что чарующие звуки уже успели заполнить пространство. В картине прослеживается влияние приемов Джорджоне — изображение идеального мира, наполненного иллюзиями и как будто существующего вне времени.

Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.

Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе.

В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Тот неохотно отрывается от своего занятия: хоть он и повернул голову в сторону, однако пальцы его продолжают трепетать над клавишами.

Лицо мужчины сурово и вот, почему: слева изображен юноша в шляпе с надменным пустым взглядом, обращенным на зрителя, и застывшей на губах ироничной улыбкой. Видимо, мужчина, что постарше, понял, что этому слушателю абсолютно все равно, как они играют, он совершенно далек от мира музыки и безразличен к происходящему.

Рассердившись и не желая ласкать слух молодого человека, не способного воспринять глубину и прелесть мелодии, он решил незамедлительно прервать своего напарника. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона.

Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными».

Сельский концерт. Окало 1510

Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки, и читать его необходимо справа налево. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца.

Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии.

На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Его жизнь прошла, близится неминуемая смерть, он в печали опустил голову на грудь, выражая всем своим видом безысходность старости. Два черепа в его руке говорят о том, что недолог век молодой пары, ее ждет то же, что и все человечество: мы рождаемся, чтобы потом умереть.

К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах.

Прерванный концерт. Около 1510

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=564857&p=4

Ссылка на основную публикацию