Коронование девы марии — энгерран картон » музеи мира и картины известных художников

Ренессанс

=> Художники Ренессанса => Альбрехт Дюрер

«Алтарь Геллера» («Алтарь Вознесения Марии») — алтарный образ (триптих) Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Алтарь был создан между 1507 и 1511 годами по заказу патриция Якоба Геллера для церкви доминиканского монастыря во Франкфурте-на-Майне. Часть его сохранилась лишь в копии, выполненной в XVI веке художником Иобстом Харрихом.

История создания

В конце XV — первой четверти XVI веков доминиканский монастырь во Франкфурте-на-Майне украшался произведениями лучших художников того времени, в том числе Ганса Гольбейна старшего, Мастера из Франкфурта и Ханса Бальдунга. Для южного нефа монастырской церкви член франкфуртского муниципалитета и купец Якоб Геллер в 1507 году от своего имени и имени своей жены Катарины заказал алтарный образ.

Центральную часть алтаря и две внутренние створки должен был выполнить работавший в Нюрнберге Альбрехт Дюрер. Только четыре картины для левой и правой наружных створок Геллер заказал — хотя те должны были, как и первые, исполняться в особо сложной технике гризайлью — тогда предположительно жившему в Ашаффенбурге Маттиасу Грюневальду.

Мастерская Дюрера свою часть работы отправила во Франкфурт в августе 1509 года. Сохранились письма Дюрера, адресованные Геллеру, по поводу работы над алтарём. Картины Маттиаса Грюневальда были, вероятно, выполнены несколько позднее: в период с 1509 по 1511 год, так что алтарь мог быть установлен в церкви самое позднее в 1511 году.

В 1614 году герцог Максимилиан Баварский приобрёл центральную часть алтаря для своей коллекции произведений искусства.

Не позднее 1617 года с работы Дюрера нюрнбергским художником Иобстом Харрихом была выполнена копия для оставшегося во Франкфурте алтаря.

Благодаря этому обстоятельству в настоящее время можно представить себе как выглядел оригинал Дюрера, погибший в 1729 году при пожаре Мюнхенской резиденции.

В ходе секуляризации художественные произведения доминиканского монастыря были разрознены, в том числе и Алтарь Геллера. Створки были сняты с алтаря в XVIII веке, в 1804 году панели были разделены.

В настоящее время большая его часть находится во Франкфурте.

В Историческом музее экспонируется реконструкция алтаря с копией центральной части Харриха и выполненными в мастерской Дюрера картинами внутренних створок.

Сюжет

Основная композиция («Вознесение и Коронование Девы Марии») была вероятно, вдохновлёна «Алтарём Одди» («Коронование Девы Марии», 1503) Рафаэля, который в одной картине соединяет два сюжета: Апостолов у пустой гробницы Марии и её Коронование. Неизвестно, мог ли Дюрер видеть работу Рафаэля непосредственно в Перудже, во время предполагаемой поездки в Рим в конце своего пребывания в Венеции в 1506 году, или он познакомился с «Алтарём Одди» через его гравированные копии или рисунки.

Марию коронуют Иисус и Бог Отец. Над её головой парит голубь, обозначающий присутствие Святого Духа. Церемония происходит, в соответствии с иконографией, сложившейся в Северной Европе, в окружении множества ангелов. Композиция Коронования напоминает известную картину Ангеррана Картона (1454, Лувр, Париж).

Сцену наблюдают апостолы, собравшиеся у пустого саркофага. Почти в центре, но на заднем плане, Дюрер изобразил себя, держащим доску, на которой обозначен год окончания работы над картиной.

Левое крыло — под сценой мученичества святого Иакова изображён коленопреклонённый донатор Якоб Геллер со своим гербом. На правом крыле изображено мученичество Екатерины Александрийской, внизу — супруга Геллера Катарина фон Мелем с гербом.

Выбор святых явно связан с именами донаторов.

Святая мученица, Маттиас Грюневальд, фрагмент алтарной створки

Картины для внешних панелей выполнены в технике гризайли. Известно о восьми монохромных частях алтаря, где изображены:

  • Святой Кириак, исцеляющий дочь Диоклетиана (Грюневальд, в настоящее время — в Штеделевском институте)
  • Святой Лаврентий (Грюневальд, в настоящее время — в Штеделевском институте)
  • Святая Елизавета Тюрингская (Грюневальд, в настоящее время — в Кунстхалле, Карлсруэ)
  • Святая мученица (предположительно, Луция) (Грюневальд, в настоящее время — в Кунстхалле, Карлсруэ)
  • Святой Пётр (мастерская Дюрера)
  • Святой Павел (мастерская Дюрера)
  • Святой Христофор (мастерская Дюрера)
  • Фома Аквинский и два святых короля (мастерская Дюрера)

Источник: https://www.renesans.ru/renaissance/01_albrecht-durer/pictures_assumption_of_the_virgin_mary.shtml

Мадонны Рафаэля (42 картины)

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском» (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Солли» (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Пасадина» (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения — городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.

«Мадонна с младенцем на троне и святые» (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

«Мадонна Диоталлеви» (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу — Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. «Мадонна Диоталлеви» датирована 1504 годом.

На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения.

В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино — учителя Рафаэля.

«Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас «Мадонна Конестабиле» находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). «Мадонна Конестабиле» считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

«Мадонна Грандука» (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

«Малая Мадонна Коупера» (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Терранува» (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев — итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Ансидей» (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

 Мадонна Ансидей. Деталь

«Орлеанская Мадонна» (Madonna d'Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.

Картина Рафаэля «Святое семейство с безбородым святым Иосифом» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

«Мадонна в зелени» (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

«Мадонна с щеглёнком» (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.

«Мадонна с гвоздиками» (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. «Мадонна с гвоздиками», как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Прекрасная садовница» (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.

Картина Рафаэля «Святое семейство с агнцем» (Sacra Famiglia con l'agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.

Картина «Святое семейство Каниджиани» (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Картина Рафаэля «Мадонна Бриджуотер» (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

«Мадонна Колонна» (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Эстерхаци» (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).

«Большая Мадонна Коупера» (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и «Малая Мадонна Коупера», картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Темпи» (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.

«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна Альдобрандини» (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна в голубой диадеме» (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).

«Мадонна Альба» (Madonna d'Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы — герцогини Альба. «Мадонна Альба» долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

«Мадонна с вуалью» (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.

«Мадонна из Фолиньо» (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке.

Читайте также:  Метафизический интерьер с печеньем, де кирико, 1968

Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами.

Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

«Сикстинская Мадонна» (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа — святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

«Мадонна дель Импанната» (Madonna dell'Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

«Мадонна в кресле» (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

 «Мадонна в шатре» (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).

«Мадонна с рыбой» (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.

«Прогулка Мадонны» (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).

Картина Рафаэля «Святое семейство Франциска I» (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца — короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном — Иоанном Крестителем. Позади — фигуры двух ангелов.

Картина Рафаэля «Святое семейство под дубом» (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

«Мадонна с розой» (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

Картина «Малое святое семейство» (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).

Источник: http://top-antropos.com/history/item/134-madonny-rafajelja

Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов — Дневник живописи

В музее д’Орсе хранятся произведения живописи и скульптуры второй половины 19 века и начала 20 века. За это время живопись пережила не одну яркую революцию в стилях и направлениях. Возможно, они были отражением резких социальных и политических изменений в те времена.

В результате в этот короткий период “уместились” полотна   романтика Делакруа. Реалиста Курбе. Революционеров импрессионистов. Последовавших за ними постимпрессионистов (Сезанн, Ван Гог) и неоимпрессионизмов (Сера, Синьяк). А в самом начале 20 века в живописи уже расцвел символизм (Пюви де Шаванн, Гоген).

Кстати, мне повезло, что я попала в этот музей в 2012 году, так как до 2011 года он был закрыт на реконструкцию.

Примечательно, что большую часть денег на реконструкцию музей заработал себе сам. У директора музея в связи с малым бюджетом на ремонт, возникла идея организовать передвижные выставки из 200 шедевров. Это с лихвой окупило все расходы на реконструкцию.

Этот музей я посетила ради работ импрессионистов. Вот лишь 7 шедевров самых ярких представителей этого направления, которые хранятся в музее:

1.Эдуард Мане. Женщина с веерами. 1873 г

Эдуард Мане. Женщина с веерами. 1873 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Эдуард Мане – в первую очередь портретист, поэтому сложно обойти вниманием картину “Женщина с веерами”. На ней изображена Нина де Кальяс. Ей принадлежал один из самых блистательных салонов Парижа.

Картина для меня примечательна тем, как Мане смог показать за счёт позы и выражения лица характер этой женщины. Нина была своеобразна: невротична, склонна к депрессиям и имела слабость к алкоголю. На ее лице читается и  меланхоличность, и любопытство, и игривость. Это говорит о ее склонности к частой смене настроения и импульсивности.

Кстати, вееры в названии и на самой картине никакой символичностью не обладают. Мане использовал этот декор и в других картинах просто ради самого декора.

Еще один любопытный момент – я вот не сразу разглядела собачку. А вы её видите?

2. Клод Моне. Лондон, Парламент. Солнце пробивается сквозь туман. 1904 г

Клод Моне. Лондон, Парламент. Солнце пробивается сквозь туман. 1904 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Клод Моне, один из самых плодовитых художников-импрессионистов, любил создавать серии картин. Так он стремился показать, насколько может меняться один и тот же пейзаж под влиянием разной погоды или разного освещения.

В серии, к которой в том числе относится представленная картина, Моне хотел показать лондонский туман в разное время суток. Поэтому писал он эту картину как всегда быстро (не дольше 2 часов), чтобы успеть запечатлеть нужное ему мгновение.

Учёные считают, что подобные картины Моне – это достоверный источник информации о том, каков был климат, уровень загрязнения и даже состав воздуха в викторианскую эпоху.

На этой картине туман, а не здание парламента кажется главным действующим лицом. Настолько туман явственно проступает на переднем плане картины. Здание же выглядит, как мираж.

Кстати, в музеях России хранится как минимум 2 из 14 картин этой серии:

Слева: “Лондон, Парламент. Эффект тумана”. 1904 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Справа: “Лондон, Парламент. Чайки”. 1903 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.

3. Берта Моризо. Колыбель. 1872 г

Берта Моризо. Колыбель. 1872 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Берта Моризо была первой женщиной-художником, которая выставила свои работы наравне с мужчинами на исторической выставке импрессионистов в 1874 году.

На картине она изобразила свою сестру Эдму и её дочь. Сюжет вызывает очень приятные чувства, ведь девушка так тепло и заботливо наблюдает за своим ребёнком.

Кстати, Моризо так и не удалось при жизни продать эту картину. Она простояла в доме её сестры, пока не была куплена Лувром в 1930 году.

Примечательно, что в наши дни Моризо была признана самой дорогой художницей – её работа “После обеда” была продана в 2013 году за 11 млн. $ !

О главной женщине-импрессионисте читайте также в статье “Берта Моризо. Жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?”

4. Пьер-Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г

Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Картины Ренуара – это воплощение всего того хорошего и позитивного, что есть в нашей жизни. Сам художник говорил: “Картина должна быть красивой… В жизни и так много тяжёлого…”

Если его друг Клод Моне чаще писал природу, то Ренуара больше интересовали люди. Картина “Бал в Мулен де ла Галетт” очень характерна для художника: улыбающиеся, довольные жизнью люди приятно проводят время на танцплощадке под открытым небом.

Как истинный импрессионист, Ренуар превосходно воссоздал игру солнечных лучей и бликов от искусственного света на лицах и одежде отдыхающих.

Читайте также об ещё одной прекрасной работе Ренуара в статье “Почему на картине “Девушки в черном” НЕТ черного цвета?”

5. Фредерик Базиль. Розовое платье. 1864 г

Фредерик Базиль. Розовое платье. 1864 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Картина Базиля “Розовое платье” была создана, когда художнику едва исполнилось 20 лет. Жаль, что он погиб рано, в 29 лет, пойдя добровольцем на франко-прусскую войну. Сколько бы ещё прекрасных произведений он создал, если бы прожил долгую жизнь (в музеях и в частных коллекциях сейчас насчитывается не более 50 его полотен).

На картине изображена его кузина. Базиль выбрал необычную и приятную глазу игру тени и света – фигура находится в тени, а деревня вдали освещена солнцем.

Примечательно, что на предварительном рисунке девушка сидит лицом к нам. Однако Базиль решил на самой картине её изобразить сидящей спиной. Это делает картину ещё более неповторимой и таинственной.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

6. Камиль Писсарро. Красные крыши. 1877 г

Альфред Писсарро. Красные крыши. 1877 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Писсарро, как и Клод Моне, любил больше изображать природу и городские пейзажи. Любил также создавать серии полотен (как, например, бульвар Монмартр в Париже в разную погоду и в разные сезоны).

Картину “Красные крыши” Писсарро писал бок о бок со своим другом Полем Сезанном. Они часто работали рядом над одним и тем же пейзажем. Несмотря на тесную взаимосвязь между друзьями, работы получились совершенно разные. Это говорит о зрелости  и индивидуальном мастерстве каждого из них.

Поль Сезанн. Фруктовый сад. 1877 г. Музей изобразительных искусств, Санкт-Петербург (Флорида).

Его картина “Красные крыши” – это характерная для Писсарро работа: незатейливая природа в соседстве с человеком. Красота в простоте и обыденности – это мне и нравится в этом художнике.

О необычной жизни Писсарро читайте в статье “Камиль Писсарро. Картина ценой в одно пирожное”.

7. Альфред Сислей. Лодка во время наводнения в Порт-Марли. 1876 г

Альфред Сислей. Лодка во время наводнения в порте Марли. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж

Главными действующими лицами на многих картинах Сислея были небо и вода. На мой взгляд, он также виртуозно изображал небо, как Моне – снег и цветы.

Читайте также:  Портрет в. э. мейерхольда, б. д. григорьев, 1916

Картина “Лодка во время наводнения в Порт-Марли” – одна из шести в серии, посвящённой этому природному явлению в маленьком городке, где жил художник.

Две из них хранятся в музее Д’Орсе. Но эта мне больше нравится из-за более позитивного неба. Оно как бы говорит зрителю о том, что погода налаживается и самое сложное для жителей городка уже позади.

Альфред Сислей. Наводнение в Порт-Марли. 1877 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Чтобы подчеркнуть зыбкость и непостоянство природы, Сислей нарисовал здание более монотонными, неразличимыми мазками, а воду – короткими и отрывистыми. Это ещё больше подчёркивает нужный эффект.

***

Если вы любите импрессионизм, вы получите истинное удовольствие от посещения музея Д’Орсе. Работы этого направления занимают чуть ли не главенствующее положение в музее.

Здесь вы найдёте много шедевров. И скорее всего сделаете для себя приятные открытия, увидев не такие популярные и примелькавшиеся картины. Например, именно здесь я открыла для себя картины Берты Моризо.

Кстати, в России есть музей, в котором собраны работы русских импрессионистов. О нем вы можете почитать в статье “Музей русского импрессинизма: 7 картин, которые стоит увидеть”.

Читайте продолжение в статье “Музей д’Орсе в Париже. 7 шедевров постимпрессионистов, которые стоит увидеть”.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/muzey-orse/

Учебный фильм «Возрождение во Франции. Ангерран Картон — художник 15 века». История, 6 класс

Современные искусствоведы приписывают Ангеррану Картону четыре картины. Признанный шедевр среди них — «Пьета». Судя по готическим элементам его художественного почерка, он сформировался под влиянием стиля, господствовавшего на севере Франции.

Однако, творчество Картона не является простым следованием принципам североевропейской живописи, в нём чувствуется сильное влияние итальянских мастеров. Связано это с тем, что наиболее плодотворный период своего творчества он провел в Провансе, а конкретно в Авиньоне. Здесь была многочисленная итальянская диаспора.

Влияние итальянской живописи усилилось во время «авиньонского пленения пап». Художника характеризует резкость линий с подчёркнутыми контрастами светотени и стремлением к упрощённости форм. На удивление сохранилось много документов, которые были составлены между художником и его заказчиками.

По ним можно анализировать художественные вкусы аудитории 15 века. В фильме представлены все полотна мастера. Использована музыка Жоскена Депре.

Ангерран Картон родился около 1415 года на севере Франции, в городе Лане; образование получил в 1425-30 годах. Исторические источники сохранили несколько имён Картона. Его пикардийским именем было Шарретон или Шарретье (Charretier), однако когда он переехал в Прованс, имя было латинизировано, и звучало как Картон (Carton или Quarton). Судя по многочисленным готическим элементам его художественного почерка, он сформировался под влиянием стиля, господствовавшего на севере Франции. Величественностью своих композиций, а также некоторыми своими образами он обязан скульптуре готических храмов. В годы формирования Картона в Пикардии было сильным бургундское художественное влияние, в формировании художника сыграли роль произведения нидерландских художников, которые он, вне сомнения, там видел. Благодаря натурализму этих мастеров, усвоенному художником, он стал достаточно «прогрессивным» для живописи середины 15 века. В его произведениях видно внимание к формам предметов, характерным чертам человеческих лиц, пейзажу. Однако творчество Картона не является простым следованием принципам североевропейской живописи, в нём чувствуется сильное влияние итальянских мастеров. Манере художника свойственна определённая резкость с подчёркнутыми контрастами светотени и стремлением к упрощённости форм. Эта манера перекликается с произведениями итальянских художников, но, вероятно, не связана с ней непосредственно, так как, судя по тому, что Картон никогда не изображал в своих произведениях итальянских построек, принято считать, что он никогда не был в Италии. Тем не менее, итальянское искусство, процветавшее в Провансе ещё с 14 века, произвело на него сильное впечатление. Ряд сюжетов Картон заимствовал именно из него. Некоторые аналогии с изобразительным искусством Тосканы в творчестве художника можно объяснить его знакомством с картинами из коллекций флорентийских купцов, проживавших в Провансе. Кроме того, в Провансе Картон работал рядом с другим художником, который подобно ему приехал с севера, сформировался под влиянием искусства Яна ван Эйка, и по всей видимости был родоначальником провансальской манеры «упрощённости форм» — Бартелеми Д`Эйка. Картина «Благовещение» этого мастера, сыгравшая важную роль в формировании авиньонской школы, была создана между 1443 и 1445 годами, то есть в то же время, когда Картон жил в Эксе. Из архивных источников известно, что уже в 1444 он жил в Эксе, где написал алтарную картину для церкви в Таррасконе — св. Марту со святыми Лазарем и Магдалиной; в 1446 г. находился в Арле, а с 1447 года в Авиньоне, где жил в доме на площади св. Петра вплоть до 1466 года, когда его имя упоминается в последний раз. Авиньон в то время перестал быть местом пребывания папской курии, однако оставался крупным культурным и торговым центром. Дата смерти художника неизвестна. В архивах сохранились данные о семи его контрактах с разными заказчиками — дворянами, богатыми горожанами, духовенством. Эти заказы касались больших алтарей с балдахинами (1446—47 гг.; 1452—53 гг.; 1454 г.; 1461 г.; 1462—64 гг. и 1466 г.), а также одной хоругви для церковных процессий (1457—58 гг.). Из всех этих работ до наших дней дошли только две, однако на основании стилистического анализа художнику приписывают ещё два произведения, авторство которых документально не подтверждено.

Картина «Коронование Марии». Краткая информация об одной из четырех картин художника.

Контракт, составленный на создание этого произведения один из самых подробных в истории средневековой живописи (он опубликован в 1889 году аббатом Рекеном, а затем, в исправленном виде, в 1940 году А. Шабо).

Контракт был заключён в 1453 году между Картоном и Жаном де Монтаньяком, каноником церкви Сен-Агриколь в Авиньоне и капелланом церкви картезианского монастыря в Вильнёве. Картина, предназначенная для алтаря в церкви Сент Трините картезианского монастыря, должна была быть закончена в сентябре 1454 года.

Она не имела пределлы, а упоминаемый в контракте балдахин не сохранился. Программа произведения была очень амбициозной, на ней изображён весь христианский мир: рай со святыми и праведниками, земной мир с двумя священными городами — Римом и Иерусалимом и их святынями, и, наконец, ад.

Троица представлена в картине в виде голубя и двух совершенно одинаковых фигур. Это художественное воплощение догмата о тождестве Бога-отца и Бога-сына, утверждённого Флорентийским собором в 1439 году. Однако трактовка некоторых деталей объясняется исключительно художественными целями — разгрузить, и пластически прояснить композицию.

В 1449 годубольной Монтаньяк составил завещание, в котором пожелал быть изображённым в роли донатора со святым покровителем Мадонной. Эта картина должна была находиться рядом с его гробницей в монастырской церкви. Однако после выздоровления он, по всей вероятности, отказался от проекта, и совершил паломничество в Рим и Иерусалим.

«Коронование Марии» должно было символизировать это путешествие. В картине заметно влияние соборной скульптуры Северной Франции: точно по горизонтали, на стыке земного и подземного миров проходит полоса, которая служит перемычкой и поддерживает своеобразный тимпан с изображением Троицы.

Картина близка и франко-фламандским шпалерам, на которых также часто изображались крупные стилизованные фигуры рядом с персонажами, взятыми из повседневной жизни. Стиль картины, близкий «Благовещению» из Экса, в 15 веке был одним из больших стилей латинской Европы, наряду с тосканским и иберийским . Картина хранится в Городском музее в Вильнёв-лез-Авиньон.

Полный текст материала Учебный фильм «Возрождение во Франции. Ангерран Картон — художник 15 века». История, 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Источник: http://pedsovet.su/load/278-1-0-31458

«Небесный» Рафаэль: путешествие из Урбино в Рим |

В рамках проекта «Итальянская осень» и в честь открытия выставки «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей» в ГМИИ им. Пушкина мы подготовили маршрут по городам, где жил и работал великий мастер Ренессанса.

Урбино

  

Рафаэль родился 3 марта 1483 года в городе Урбино, в то время — одном из важных центров эпохи Возрождения. Отец Рафаэля, Джованни Санти, был известным живописцем, располагавшим собственной мастерской. Заказы для Санти поступали от самого герцога Урбино Федериго да Монтефельтро и его наследника Гвидобальдо.

В раннем детстве Рафаэль вполне предсказуемо увлекся живописью. Первые пробы пера были сделаны благодаря отцу и его подмастерьям. У юного Рафаэля была возможность изучать произведения признанных мастеров Возрождения — Пьеро делла Франческа, Мелоццо да Форли и других художников.

На протяжении всего творческого пути Рафаэль не раз будет покидать родной город и вновь возвращаться туда. Так, после окончания своей работы в Перудже, Читта-ди-Кастелло и Флоренции Рафаэль вернётся в Урбино, чтобы поработать над  заказами для герцогского двора.

Главное место, связанное с Рафаэлем в Урбино, – дом-музей, где художник появился на свет. Здесь находится первое известное живописное произведение мастера – «Мадонна с младенцем», написанная Рафаэлем в 1498 году на стене одной из комнат.

 

Дом-музей Рафаэля — www.accademiaraffaello.it

В Урбино также можно увидеть картину с условным названием «Немая». Этот женский портрет, выполненный в 1507 году, выставляется в Национальной галерее области Марке.

На полотне, скорее всего, изображена покровительница Рафаэля Джованна Фельтрия, сестра Гвидобальдо да Монтефельтро.

Именно она в 1504 году написала рекомендательное письмо гонфалоньеру Пьеро Содерини, прося оказать художнику из Урбино тёплый прием во Флоренции.

Национальной Галерее Марке — www.gallerianazionalemarche.it

Перуджа

 

Первое упоминание о Рафаэле в Перудже датируется 1490 годом – будучи еще мальчиком, он посещал мастерскую Перуджино. Доподлинно это неизвестно, но возможно, именно Рафаэль в 1497 году выполнил отдельные элементы полиптиха в церкви Санта-Мария-Нуова в городе Фано, а также принял участие в создании фрески в здании Гильдии Менял в Перудже.

В 1503 году по заказу Магдалины Одди Рафаэль начал писать картину «Коронование Девы Марии» (сейчас она в Ватиканской картинной галерее), предназначенную для церкви Сан-Франческо-аль-Прато. Картина осталась незаконченной, а после смерти Рафаэля ее дописал Джулио Романо.

Капелла Сан-Северо, Рафаэль и Перуджино, около 1505-1508 и 1521

Ещё один заказ Рафаэль выполнил для церкви Сант’Агостино – «Алтарь Колонна» (Метрополитен музей, Нью-Йорк).

Также в Перудже Рафаэль создаёт «Алтарь Ансидеи» (Национальная галерея, Лондон). Он выполнил эту работу по заказу Бернардино Ансидеи для его фамильной часовни в одной из церквей Перуджи. Часовня была посвящена святому Николаю из Бари (Николаю Чудотворцу).

В 1505 году Рафаэль работает над фреской в церкви Сан-Северо, которую после смерти мастера закончил Перуджино. Говорят, пожилой живописец был чрезвычайно опечален смертью Рафаэля и завершил работу из уважения к его безграничному таланту.

Читайте также:  Картина "бульвар капуцинок", клод моне, 1873

Капелла Сан-Северо — www.perugiacittamuseo.it

Читта-ди-Кастелло

Источник: https://latuaitalia.ru/art/nebesnyj-rafael-puteshestvie-iz-urbino-v-rim/

Ангерран Картон

Ангерран Картон родился около 1415 года на севере Франции, в городе Лане; образование получил в 1425-30 годах. Исторические источники сохранили несколько имён Картона. Его пикардийским именем было Шарретон или Шарретье (Charretier), однако когда он переехал в Прованс, имя было латинизировано, и звучало как Картон (Carton или Quarton).

Судя по многочисленным готическим элементам его художественного почерка, он сформировался под влиянием стиля, господствовавшего на севере Франции. Величественностью своих композиций, а также некоторыми своими образами он обязан скульптуре готических храмов.

В годы формирования Картона в Пикардии было сильным бургундское художественное влияние, в формировании художника сыграли роль произведения Яна ван Эйка, Робера Кампена и Рогира Ван дер Вейдена, которые он, вне сомнения, там видел.

Благодаря натурализму этих мастеров, усвоенному художником, он стал достаточно «прогрессивным» для живописи середины XV века. В его произведениях видно внимание к формам предметов, характерным чертам человеческих лиц, пейзажу.

Однако творчество Картона не является простым следованием принципам североевропейской живописи, в нём чувствуется сильное влияние итальянских мастеров. Манере художника свойственна определённая резкость с подчёркнутыми контрастами светотени и стремлением к упрощённости форм.

Эта манера перекликается с произведениями Доменико Венециано, Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо, но, вероятно, не связана с ней непосредственно, так как, судя по тому, что Картон никогда не изображал в своих произведениях итальянских построек, принято считать, что он никогда не был в Италии.

Тем не менее, итальянское искусство, процветавшее в Провансе ещё со времён Симоне Мартини и Маттео Джованнетти, произвело на него сильное впечатление. Ряд сюжетов Картон заимствовал именно из него.

Некоторые аналогии с изобразительным искусством Тосканы в творчестве художника можно объяснить его знакомством с картинами из коллекций флорентийских купцов, проживавших в Провансе.

Кроме того, в Провансе Картон работал рядом с другим художником, который подобно ему приехал с севера, сформировался под влиянием искусства ван Эйка, и по всей видимости был родоначальником провансальской манеры «упрощённости форм» середины XV века — Мастером «Благовещения» из Экса (Бартелеми д'Эйк).

Картина «Благовещение» этого мастера, сыгравшая важную роль в формировании авиньонской школы, была создана между 1443 и 1445 годами, то есть в то же время, когда Картон жил в Эксе. Из архивных источников известно, что уже в 1444 году он жил в Эксе, где написал алтарную картину для церкви в Тарасконе — св.

Марту со святыми Лазарем и Магдалиной; в 1446 г. находился в Арле, а с 1447 года в Авиньоне, где жил в доме на площади св. Петра вплоть до 1466 года, когда его имя упоминается в последний раз. Авиньон в то время перестал быть местом пребывания папской курии, однако оставался крупным культурным и торговым центром.

Дата смерти художника неизвестна. В архивах сохранились данные о семи его контрактах с разными заказчиками — дворянами, богатыми горожанами, духовенством. Эти заказы касались больших алтарей с балдахинами (1446—47 гг.; 1452—53 гг.; 1454 г.; 1461 г.; 1462—64 гг. и 1466 г.), а также одной хоругви для церковных процессий (1457—58 гг.). Из всех этих работ до наших дней дошли только две, однако на основании стилистического анализа художнику приписывают ещё два произведения, авторство которых документально не подтверждено.

«Богоматерь Милосердие»

Этот алтарь был заказан в Авиньоне в 1452 году Ангеррану Картону и Пьеру Виллату врачом короля Карла VI, Пьером Кадаром, который, подобно Картону, был уроженцем Пикардии. Кадар заказал эту картину для капеллы благословенного Петра Люксембургского в конвенте св.

Целестины в Авиньоне, и пожелал, чтобы у ног Марии были изображены его усопшие родители со своими святыми покровителями — двумя святыми Иоаннами — Богословом и Крестителем. В контракте говорится и о пределле, правда, без уточнения сюжета. В ходе исследования произведения вставал вопрос о том, создан ли он совместно двумя мастерами, или кем-то одним из них.

Анализ картины подтвердил, что она создана одной рукой, а сравнение её с «Коронованием Марии», автором которой согласно документам является Картон, доказывает, что авторство в данном случае принадлежит именно ему. Можно предположить, что Виллат исполнил менее важную часть алтаря — пределлу, которая не сохранилась.

Хотя Виллат был крупным мастером, а его карьера продолжалась до 1495 года, ни одно его произведение не известно. В 1452 году, в период совместной работы с Картоном, он был ещё молодым художником, лишь недавно приехавшим в Авиньон. Картина «Богоматерь Милосердие» замечательна своей широкой и свободной композицией, а также монументальностью форм.

На ней изображена Богоматерь, укрывающая своим плащом, то есть прощающая, и берущая под свою защиту всех людей — от папы Римского до простолюдинов. Сюжет картины известен в итальянском искусстве, по крайней мере, с начала XIV века. Сегодня она хранится в Шантийи, в музее Конде.

«Коронование Марии»

Контракт, составленный на создание этого произведения один из самых подробных в истории средневековой живописи (он опубликован в 1889 году аббатом Рекеном, а затем, в исправленном виде, в 1940 году А. Шабо).

Контракт был заключён в 1453 году между Картоном и Жаном де Монтаньяком, каноником церкви Сен-Агриколь в Авиньоне и капелланом церкви картезианского монастыря в Вильнёве. Картина, предназначенная для алтаря в церкви Сент Трините картезианского монастыря, должна была быть закончена в сентябре 1454 года.

Она не имела пределлы, а упоминаемый в контракте балдахин не сохранился. Программа произведения была очень амбициозной, на ней изображён весь христианский мир: рай со святыми и праведниками, земной мир с двумя священными городами — Римом и Иерусалимом и их святынями, и, наконец, ад.

Троица представлена в картине в виде голубя и двух совершенно одинаковых фигур. Это художественное воплощение догмата о тождестве Бога-отца и Бога-сына, утверждённого Флорентийским собором в 1439 году. Однако трактовка некоторых деталей объясняется исключительно художественными целями — разгрузить, и пластически прояснить композицию.

В 1449 году больной Монтаньяк составил завещание, в котором пожелал быть изображённым в роли донатора со святым покровителем Мадонной. Эта картина должна была находиться рядом с его гробницей в монастырской церкви. Однако после выздоровления он, по всей вероятности, отказался от проекта, и совершил паломничество в Рим и Иерусалим.

«Коронование Марии» должно было символизировать это путешествие. В картине заметно влияние соборной скульптуры Северной Франции: точно по горизонтали, на стыке земного и подземного миров проходит полоса, которая служит перемычкой и поддерживает своеобразный тимпан с изображением Троицы.

Картина близка и франко-фламандским шпалерам, на которых также часто изображались крупные стилизованные фигуры рядом с персонажами, взятыми из повседневной жизни. Стиль картины, близкий «Благовещению» из Экса, в XV веке был одним из больших стилей латинской Европы, наряду с тосканским и иберийским (Гонсалвеш, Бермехо). Картина хранится в Городском музее в Вильнёв-лез-Авиньон.

«Мадонна с младенцем в окружении святых и донаторов»

Этот алтарь, сохранившийся в неполном виде, не упоминается ни в одном из известных документов. Неизвестно и его истинное происхождение — гербы стёрлись, а вместе с ними пропала и надежда определить личность донаторов.

Колорит, моделировка, сдержанные лики, впалые глаза, тип Мадонны, руки, тонкий штриховой мазок — всё это свидетельствует в пользу авторства Картона. Костюмы также соответствуют моде второй половины 1440х годов.

Трон Мадонны, удивительно архаичный, с небольшими колоннами и тонкой позолотой, восходит к франко-фламандской миниатюре начала XV века. Картина хранится в Авиньоне, в музее Пти Пале.

«Пьета» из Вильнёв-лез-Авиньон

Особенности иконографии (св. Иоанн, снимающий с Христа терновый венок), и композиция этой картины оказали влияние на «Пьету из Тараскона», написанную в 1456 или 1457 году (Париж, музей Клюни); таким образом можно с уверенностью считать, она была создана раньше.

По всей вероятности, произведение предназначалось для картезианского монастыря в Вильнёве, однако эта идея долгое время считалась спорной. Сравнение с подлинными произведениями Картона (композиция, тип Христа, характер морщин, форма глаз, рук, лба) свидетельствуют об его авторстве. Донатор поразительно похож на Монтаньяка, который дважды появляется в «Короновании Марии».

Специалисты не без основания предполагают, что Монтаньяк, по возвращении из Святой земли, вновь обратился к своему проекту обетной картины, изложенному в завещании 1449 года. «Коронование Марии» предназначалось для алтаря и не заменило обетную картину (Монтаньяк изображён там в виде маленькой молящейся фигуры).

Напротив, «Пьета» с видом Иерусалима и крупной фигурой донатора на первом плане можно считать новой версией проекта 1449 года, задуманной после паломничества. Подобно северным мастерам — Яну Ван Эйку, Роберу Кампену, и Рогиру Ван дер Вейдену, Картон изображает донатора не в виде маленькой фигурки, но в том же масштабе, что и святых персонажей.

Композиция картины состоит из игры диагоналей вписанных полукруг. «Пьета», вероятно, была исполнена между 1454 и 1456 годами. Она ставит Картона в ряд самых значительных европейских художников XV века.

Миниатюры

По мере изучения творчества Картона, в круг приписываемых ему произведений входит все больше миниатюр из различных манускриптов.

Сегодня, исходя из стилистического анализа, ему приписывается иллюстрирование «Часослова» из Библиотеки Пирпонта Моргана, Нью-Йорк, над которым он, по всей вероятности, работал совместно с Бартелеми д’Эйком.

Около 1444 года оба художника находились в городе Экс, поэтому предполагается, что миниатюры к часослову были созданы в это время. Далее, ему приписываются две большие миниатюры в известном «Часослове маршала Бусико» (1460е годы), а также пять миниатюр в «Молитвеннике Жана де Мартена» (1465-66 гг.

, Париж, Национальная библиотека). Кроме этих работ сегодня кисти Картона приписывают миниатюры ещё в двух часословах — из галереи Хантингтона (ок. 1450г, Сан Марино, Калифорния), и в датируемом серединой XV века Часослове из Намура (Намур, Библиотека семинарии).

Источник: http://people-archive.ru/character/angerran-karton

Ссылка на основную публикацию