Крестный ход в курской губернии, репин

Крестный ход в Курской губернии

Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии». Холст, масло. Крупное произведение «Крестный ход в Курской губернии» художник начал еще в Москве.

Замысел произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину довелось наблюдать красочную процессию сельского крестного хода, но окончательно оформился значительно позже, после поездки в Курскую губернию, в знаменитую Коренную Пустынь, славившуюся своими многолюдными и торжественными крестными ходами. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году.

Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге на фоне холмов с пеньками от хищнически вырубленного леса торжественно и чинно движется многолюдная процессия.

Репин с замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферу происходящего: томящий зной, иссушивший все вокруг; клубы пыли, поднятые движением неисчислимой массы людей; ослепительный блеск солнечных лучей, как бы концентрирующихся в сверкающей на солнце золотой ризе дьякона и отражающихся в радужном переливе красок позолоченного, разукрашенного цветами и лентами выносного фонаря; мерный рокот толпы, одержимой сознанием серьезности совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами. Все это создает впечатление подлинности изображенного, позволяет буквально ощутить колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха.

Но Репин не ограничился этой внешней фиксацией события.

Изображая толпу, он создал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классов пореформенной России, вскрыл существо их социальных отношений, царящее в обществе неравенство, показал обездоленность и бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на земле, мечтает о лучшей доле. В центре толпы, бесцеремонно прижав к себе икону, величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица, с чванливым высокомерием взирающая на окружающую чернь. При ней надменный и грубый сельский староста, дубинкой и окриками оберегающий барыню от напора толпы. Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставной военный. А чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный, хитрый и прижимистый кулак-подрядчик с красной лоснящейся физиономией. Все эти «хозяева жизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и занятого своим разговором духовенства, которому и дела нет до «чудотворной». Шествие с иконой открывает рыжеволосый дородный дьякон в великолепной золотой ризе, щеголевато помахивающий кадилом и кокетливо откидывающий со лба разметавшиеся кудри.

Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой». И это действительно было так, в особенности по отношению к Репину, который по своему дарованию был художником большой темы – мелкие, случайные эпизоды и события, маловыразительные типы и характеры никогда не привлекали его, не могли вдохновить на создание картин.

Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. Развивая традиции Перова-обличителя, Репин трактует эти образы в острогротесковом плане и в то же время очень самостоятельно, по-репински увлекаясь яркой характерностью своих персонажей, словно выхваченных из гущи жизни.

Он сделал немало эскизов и набросков и завершил грандиозное полотно уже в Петербурге, представив его на Одиннадцатой передвижной выставке.

Картина действительно произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм.

Но все друзья художника, передовая молодежь, студенты, интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом. Все последние работы Репина вызывали у его друзей восторженные отзывы.

Прогрессивно настроенная интеллигенция превозносила художника до небес.
Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/repin_krestny_hod.html

Репин. Крестный ход в Курской губернии: что на самом деле изображено на картине

Традиционно считается, что картина изображает крестный ход, сопровождающий чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери, переносимую ежегодно, в 9–ю пятницу по Пасхе, из Знаменского собора в Курске и Курскую Коренную пустынь, где икона пребывала до 12–го (24–го) сентября, после чего возвращалась в Курск.

Крестный ход в Курской губернии (1880–1883) — одна из самых знаменитых картин Ильи Репина.

Крестный ход собирал во второй половине XIX века от 30 до 60 тысяч участников и был в числе наиболее популярных религиозных шествий в России.

Художник критично отнесся к изображаемому шествию. «Чистая» публика, охраняемая конной стражей от «серой» представляет собой некоторого рода фрик–шоу, одно лицо нелепей другого.

Охрана свирепствует. Чем проще персонажи картины, тем они симпатичнее Репину. Мужики, несущие икону, выглядят уже достойно. Горбун, отгоняемый от иконы, вызывает сочувствие.

В общем, перед нами полотно, сочетающее великолепие живописной техники и традиционное передвижнически–народническое отношение к изображаемому: очевидно, что автор в бога не особенно верует (во всяком случае, не считает нужным таскаться огромной толпой за иконами), а социальное расслоение его расстраивает.

Картина — не фотография.

Мы знаем церемониал крестных ходов с Коренной иконой, утвержденный еще в 1830–е годы, и это позволяет нам понять, что художник достаточно вольно обошелся с тем, что он видел. Из шествия изъяты все его элементы и участники, которые казались Репину вредными для композиции.

Например, в реальном крестном ходе участвовало множество кавалеристов Казанского драгунского полка.

Но, видимо, Репин считал нужным подчеркнуть роль полиции, а армия казалась ему несоответствующей направлению картины — и вот драгуны исчезли.

Вслед за драгунами исчезли и иные неуместные объекты — например, значки ремесленных цехов Курска.

В то же время, несомый на носилках золотой артефакт в центре картины не упомянут в церемониале и я не могу найти ему объяснения.

Во всяком случае, его не следует принимать за Коренную икону — во всех крестных ходах главную святыню традиционно (и в наше время тоже) несут впереди, перед ней носятся только кресты, хоругви и церковные фонари.

Кстати, объект на носилках справа на переднем плане — это тоже не Коренная икона.

Это большой фонарь с зажженными свечами, особо устроенный для этой церемонии. Его несли сразу же за иконой, которая, следовательно, не попала в картину.

Духовенство поразбежалось.

Курск и Коренную пустынь разделяет 29 километров.

Путь этот, запросто проходимый любым крестьянином за день, казался непосильным для неприученного к физической нагрузке духовенства. Курский архиерей не сопровождал икону даже до городской черты Курска.

У городской черты отчаливало и курское духовенство. Для дальнейшего сопровождения иконы путь разбивался на четыре отрезка, на каждом из которых икону сопровождало сельское духовенство: благочинный, шесть священников и четыре диакона. И только у самого монастыря крестный ход встречала его братия с архимандритом.

Репин, не придерживаясь фотографической точности, еще более усилил эту ноту: на картине мы видим всего лишь двух священников, двух иеромонахов и диакона.

В сравнении с несметной толпой простого народа духовенство почти что отсутствует. При этом, по–видимому, четыре священника на являются официальными участниками, они идут в толпе.

В общем, из одиннадцати духовных лиц, назначенных сопровождать икону, десять куда–то слиняли, оставив дьякона отдуваться за всех.

Читайте также:  Скульптура японии - фото, описание

Репин попал в самую точку: духовенство, а в особенности ученое, академическое, мало одобряло религиозный стиль простого народа, связанный с почитанием артефактов.

Архиереи, начиная с елизаветинской эпохи, относились к мощам, иконам, крестным ходам, лобызанию святынь и пр.

с позиций, напоминающих англиканскую Низкую церковь: нам самим это не интересно и кажется ненужным, но если кто–то верит, то мы мешаться не будем.

Кстати сказать, и сам крестный ход был запрещен курским епископом с 1767 по 1791 год: архиерею было неприятно, что духовенство курского собора и братия Коренной пустыни собачатся между собой по поводу разделения доходов, получаемых от святыни.

Расчистив полотно от духовных лиц, Репин говорит зрителю: перед вами вера простого народа и правящего класса, которые при этом не могут объединиться в вере и преодолеть социальные барьеры, но не вера духовенства.

Бояре, мужики и полиция прилежно тащатся по жаре за святыней, волоча за собой свои привычные конфликты, духовенство же тем временем куда–то слилось.

Очень мало полиции.

Полиция на картине — отличная иллюстрация принципа «правда жизни не есть правда искусства». Картина кажется переполненной полицейскими, которые кого–то бьют, стращают и не пускают.

На самом же деле на всю огромную толпу приходится четыре чина полиции: становой пристав, его помощник и два урядника (это нижние чины).

Все остальные конные люди с бляхами — это выборные должностные лица сельских обществ, сельские старосты либо сотские.

И не мудрено: по нормативам той эпохи на 2500 человек сельского населения приходился лишь один штатный чин полиции.

Всех остальные — нечто вроде дружинников, которых привлекли к охране порядка принудительно — от выбора в сельские старосты и сотские нельзя было отказаться, а сотским часто даже и не платили, а вот распоряжения полиции (например, явится для охраны церковной процессии) они были обязаны выполнять.

В нашу эпоху после появления на улице старичка с написанным от руки плакатиком «миру–мир» в течение трех минут появляется автобус с омоном и десять сотрудников центра «Э» в штатском.

Не так была устроена старая Россия: толпа в тридцать тысяч человек спокойно шла через полуезда в сопровождении четырех полицейских.

Не зная будущего, современники (и явно Репин в их числе) наивно считали Россию страной, переполненной полицейскими, что и отразилось на нашем полотне в полной мере.

Заметим, что икону было от чего охранять. В 1898 году двинутый на всю голову юноша Анатолий Уфимцев устроил в Знаменском соборе взрыв с целью уничтожить икону.

Государь император не продемонстрировал рвения в защите чувств верующих от кощунников, ожидаемого от властей сегодня: учитывая, что идиот устроил взрыв ночью, чтобы не пострадали люди, царь повелел прекратить уголовное преследование и просто сослал его на пять лет в Акмолинск.

Репин Илья «Горбун.Этюд к картине.1881 Холст,масло, 63 на 52 Государственный Русский музей

Репин Илья «Богомолки-странницы».Этюд к картине 1878 Холст,масло, 73,3 на 54,5 Третьяковская галерея
«Богомолки-странницы. Этюд к картине «Крестный ход в Курской губернии»

Лес.

Процессия проходит мимо пригорка, на котором совсем недавно рос лес, срубленный самым варварским образом.

Вместо того, чтобы провести в разновозрастном лесу выборочную рубку зрелых деревьев, весь лес просто свели под корень.

Это — проявление огромной экологической проблемы той эпохи, обезлесения Центральной России. Сельское население быстро росло, и крестьяне, остро нуждавшиеся в земле (равно как и помещики, остро нуждавшиеся в деньгах), приступили к бесхозяйственному и вредоносному уничтожению лесов.

Результаты не заставили себя ожидать: климат попортился, засухи усилились, реки стали более полноводными весной и маловодными зимой.

В широком смысле, вязкая жара, хорошо переданная художником (разумеется, все крестьяне в процессии надеются на то, что икона пошлет им дождь, необходимый для урожая), и есть следствие видимого нами вырубания леска.

Бедность.

На переднем плане мы видим фонарь, который несут мужики, явно приодевшиеся по праздничному случаю: на них надеты добротные синие кафтаны, подпоясанные пестрыми кушаками.

Мы видим ноги пятерых, и все они в лаптях. Невозможно поверить, что эти люди имели сапоги, но их не надели.

Охранник, преграждающий путь горбуну, тоже в лаптях. И только более важный староста, сопровождающий толстую барыню с иконой, является счастливым обладателем сапог.

Источник

От себя добавлю современные фотографии этого крестного хода.

желающие почитать об истории чудотворного Образа смотрите здесь

Источник

Источник: https://obiskusstve.com/1223973228147640685/repin-krestnyj-hod-v-kurskoj-gubernii-chto-na-samom-dele-izobrazheno-na-kartine/

Илья Ефимович Репин Крестный ход в Курской губернии: Описание произведения

«Крестный ход в Курской губернии» называли энциклопедией русской жизни. Репин не помещался в рамках бытописания, и в данной картине эта его особенность, пожалуй, выражена более, чем где-либо еще. Кажется, вся Россия как она есть шагает здесь под иконами.

Повод для написания картины был вполне реальный – Курская губерния славилась своими пышными крестными ходами, и Репин специально приезжал туда, чтобы делать эскизы. Но получилось, как нередко у него бывало, куда больше, чем было запланировано. Чуковский в воспоминаниях о художнике назвал эту картину стереоскопической.

Она кажется даже не картиной, а кадром из фильма, причем вовсе не остановленным, кадром в движении. Из глубины картины на нас движется разноголосый людской поток.

Персонажи сбиты в толпу, но при этом, если навести фокус зрения на каждого из них, мы обнаружим, что эта толпа, слившаяся, казалось бы, в единую массу, состоит из очень разных индивидуализированных персонажей, каждый из которых являет собой определенный типаж – это Чуковский и назвал стереоэффектом.

Людской поток движется по раскаленной дороге, поднимая пыль. Впереди мы видим певчих, которые несут украшенную лентами будку с позолоченным куполом, в ней зажжены свечи. За певчими – простолюдин, сильно выгнувшийся вперед, словно заранее спасаясь от удара кнутом – ему удалось подобраться поближе к «чуду».

Две богомолки несут иконы, а затем – и кулаки, чиновники, и мещане, и крестьяне, и полицейские – целый калейдоскоп. По центру процессии шествует высшее сословие. Видны купцы и их дети с книжками, за ними толстый рыжий священник в парадной рясе. Он размахивает кадилом и явно доволен происходящим.

За ним обращает на себя внимание барыня, разряженная в пух и прах и с выражением притворного благочестия на лице. Подле нее – целый ряд представителей знати.

«Высших» от «низших» отделяют конные урядники, справа один из них замахнулся чтобы полоснуть нагайкой кого-то, подобравшегося слишком близко к господам.

Слева – толпа нищих, именно они истово ждут милости и чуда от икон, именно им «к чуду» близко не подобраться. В сгорбившихся фигурах богомолок (низшие слои художник тоже отнюдь не идеализирует) – тупая покорность, сочетание обреченности и наивной веры в чудо. Вперед вырвался горбун – этот персонаж был очень интересен для художника, сохранилось множество эскизов и набросков его (1, 2, 3). Причем первоначально лицо его выражало муку, в окончательном же варианте остались неудержимость, истовая вера в чудо, устремленность.

Эпическое полотно Репина сравнивали с произведениями Толстого – только им двоим удавалось выразить так полно, живо и детально то, что именуется скучными словами «народные типажи». Кстати, Репин и Толстой были дружны, Репин со второй женой часто гостил в Ясной Поляне.

Читайте также:  Коронование девы марии - энгерран картон » музеи мира и картины известных художников

Пейзаж здесь тоже не случаен. Процессия движется мимо свежесрубленных пней, и это тоже элемент обличительного направления картины. Репин вспоминал: «Эксплуататоры края вырубили мои любимые леса».

Обращает на себя внимание искусный колорит картины – пышущая жаром дорога, яркое, безоблачное небо, золоченые образа, купол, риза священника, пестрое людское море.

Крестный ход – не новшество в русской живописи. Из предшествующих работе Репина вспоминается «Сельский крестный ход на Пасху» Василия Перова.

Но до такого всеобъемлющего масштаба «Ход» Перова не дотягивает, он более конкретен и менее всеохватен.

Картина была показана на 11-й передвижной выставке и вызвала множество споров.

Прогрессивно настроенная общественность пришла в восторг, реакционная критика упрекала художника в том, что он слишком увлекся обличением.

Павел Третьяков полотно купил, однако ж посетовал художнику на то, что на ней ни одного приятного лица! Широко известен ответ Репина: «Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных лиц?»

Источник: https://artchive.ru/artists/567~Ilja_Efimovich_Repin/works/25908~Krestnyj_khod_v_Kurskoj_gubernii

Картина И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» :

Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии» была задумана художником в середине 1870-х годов. В это время мастер жил в родном Чугуеве. Начало работы относится к 1880 году, окончание – к 1883 году.

Предварительные эскизы

Уже в 1878 году Репин работает над эскизами к картине «Крестный ход в Курской губернии» в Москве, в монастырях в округе. Под Звенигородом он встречает горбуна.

Сначала он пишет только голову, затем по пояс и наконец в полный рост.

В Курской губернии в Коренной пустыни, в Чернигове, под Киевом – везде побывал художник, чтобы проникнуться атмосферой крестного хода, чтобы потом перенести его на полотно.

Освещение в прессе

Когда картина «Крестный ход в Курской губернии» была выставлена на 11-й выставке передвижников, то она вызвала резкие негативные отзывы в прессе. Писалось, что это очень пристрастное изображение русской жизни.Художник увидел лишь урядников с плетьми, гоняющих народ.

Он специально подобрал жирную барыню, которая несет чудотворную икону, потому что она – самая почетная личность в городе. В то же время прогрессивные критики писали, что это только изображение внешней обрядности, а искренней веры на картине нет. Все это были точные и верные замечания, даже у противников полотна. Именно с этими мыслями был написан «Крестный ход в Курской губернии».

Картина актуальна и сегодня. Она вызывает резкие отзывы приверженцев православия и некоторых политизированных журналистов.

Описание картины

В жаркий летний день по пыльной дороге движется многолюдная процессия к тому месту, где явилась к ним чудотворная икона.

С одной стороны, это нищее забитое угнетенное простонародье, а с другой – власть предержащие. Урядники на конях не бездействуют.

Один из них в белом мундире прямо в середине толпы народа хлещет по ней нагайкой, другой пока еще только угрожает, но в любой момент пустит ее в ход.

Местных аристократов, в особенности барыню с надменной безобразной физиономией, несущую икону, охраняет деревенский староста, который размахивает палкой, чтобы никто не мог приблизиться к ней. За ней идут представители духовенства в синих камилавках, оживленно беседуя на отвлеченные темы. Этот момент Репин видел сам и был горячо возмущен.

Чуть позади нее – плотный молодой мужчина, одетый в светло-серый костюм. Это, видимо, ее сын. Рядом с барыней в бантах слева шествует в штатском разбогатевший купец с окладистой бородой. Чуть позади – отставной офицер, видимо, влиятельный помещик. Чуть впереди двигается разморенный от жары, краснолицый и красноносый дьякон в золотых ризах с кадилом. Это – центральная часть шествия.

Крестный ход в Курской губернии медленно продвигается мимо холма, где некогда рос лес, от которого остались только пеньки. Он безобразно вырублен. Над всей картиной поднята клубами пыль от сотен сапог неисчислимого количества людей, двигающихся за иконой.

Композиционное построение

Крестный ход в Курской губернии идет по диагонали. Он медленно наплывает на зрителя от левого края горизонта к правой стороне картины. Толпа художником делится на две части. В левой стороне изображены странники и юродивые, среди которых больше всего выделяется горбатый калека на костылях. Именно его отгоняют палкой от центра шествия.

Типы лиц на картине

Рядом с калекой – две убогие нищенки с давно потерявшими цвет платками, которые глубоко надвинуты на загорелые и грязные лица.

Выражение их лиц совершенно безнадежно: никакая икона не повернет их жизнь к лучшему.У одной из них костыли. Чуть дальше – мещаночка в нарядном белом с синими узорами платке.

На ее лице – радостное оживление: не каждый день случается праздник, где можно показать себя во всей красе.

Не менее интересна правая часть. Две женщины, сгибаясь не от тяжести, а от благолепия, несут пустой киот от иконы. За ними идут два чисто одетых 8-10-летних мальчика, приобщаясь к православным торжествам. За их поведением наблюдает отец в белой манишке и с белым галстуком и дед, который строго поднял палец, требуя от детей тишины.

Самыми первыми изображены осознающие торжественность и важность своего дела мужики и крестьяне, несущие изукрашенный лентами выносной фонарь. Они чисто и нарядно одеты, их волосы, как и у многих других, напомажены маслом. У кого-то есть сапоги, кто-то обут в новые лапти.

Репин писал не портреты, а определенные психологические типы людей. Поэтому интересно наблюдать, как он разворачивает на картине фигуры. Вот мальчик оборачивается и глядит на полицейского, а дальше полицейский наклоняется, разговаривая с кем-то в толпе.

Над всей неисчислимой процессией, конца которой не видно, жарко печет солнце и клубится пыль. Марево закрывает конец шествия и развевающиеся хоругви. Небо застыло в полной истоме. Все цвета на картине создают особую симфонию, сочную, но не декоративную. Каждый мазок необходим, чтобы определить место всякого предмета.

Репин всей душой отвергал чистое искусство. Для него было главным отобразить действительность, которую он видел рядом с собой. Когда писал Репин «Крестный ход в Курской губернии», им прежде всего двигала идея, что содержание определяет форму произведения. Так был создан один из самых реалистичных портретов России.

Источник: https://www.syl.ru/article/292512/kartina-i-e-repina-krestnyiy-hod-v-kurskoy-gubernii

Крестный ход в Курской губернии И. Е. Репин 1880-1883

Крестный ход в Курской губернии 1880-1883, Перед зрителем художник Илья Репин раскрывает живописную процессию крестного хода, отражая на широком полотне картину русской жизни второй половины 19 века.

На картине Крестный ход в Курской губернии изображено огромное количество народа сопровождающих несение чудотворного образа к святому месту на фоне не совсем ясного, можно сказать пыльного пейзажа со спускающимися холмами, на которых проглядываются пеньки от недавно вырубленных деревьев.

Как видно шествующая толпа не однородна, относящаяся к разным слоям населения того времени в котором царило бесправие и неравенство, в самом центре толпы шествует более богатое сословие, по краям к шествию примкнули бедняки жестко оттесняемые от центральной части процессии грозными полицейскими-жандармами и крепкими лохматыми мужиками время от времени выкрикивающих на нищих для соблюдения дистанции.

В правой части толпы видно как замахнулся на мужичка своей нагайкой неистовый урядник, тупо выслуживающийся перед идущими господами.

На переднем плане мы видим низкорослого горбуна одухотворенно идущего вперед, стараясь не замечать оттесняющего его палкой деревенского старосту.

Читайте также:  Моисей со скрижалями закона, гвидо рени

Фигура горбуна у Репина это целая история, горбуна художник долго подбирал, находясь в поисках персонажа отражающего силу душевного порыва и веры.

Очень интересен центральный сюжет картины, где шествует высокомерная помещица и величественно держит икону, серьезно осознавая важность положенной на нее задачи. Ее как бы охраняет от назойливой толпы фигура кривоного купчишки.

В этих персонажах Репин как бы высмеивает, подчеркивая чванство, высокомерие над простыми и обделенными жизнью людьми.

Классически показан художником типаж краснощекого дьякона важно шествующего в процессии крестного хода, не принужденно помахивающего кадилом в правой руке а левой поправляющий кудри с потного лба.

Точно подмечены художником персонажи глубоко верующих горожанок с нежностью несущих пустой киот из под иконы а перед ними гордо шествуют группа дюжих и крепких крестьян держа за толстые поручни фонарь.

В картине Крестный ход в Курской губернии Репин будучи очевидцем подобных событий довольно полно отобразил выразительность характеров широких слоев общества, отражающие состояние жизни русского народа.

Произведение Репина вызвало много положительных откликов у прогрессивной части населения среди которых были Крамской, Стасов. Также не мало было и критических атак на художника за обличительство и высмеивания в этом произведении.

Сегодня картина Крестный ход в Курской губернии хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Источник: http://www.art-portrets.ru/krestnyy_hod.html

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии

Илья Ефимович Репин (1844—1930) Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883 Холст, масло. 178 × 285,4 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Общепризнано мастерство Репина в эпических, «хоровых» картинах народной жизни: здесь ему не было равных, кроме Сурикова.

Как Суриков, так и Репин обладали вместе с тем сильнейшим чувством индивидуальных характеров и типов.

Какая бы большая толпа ни представала на их полотнах, она состояла из личностей, которые внутри толпы не стирались, а вели каждая свою тему, свою мелодию, так что зрелище толпы, массы являлось подобием симфонии, богато инструментованным сложным действием, не утрачивая живописного единства.

Уже первое общее зрительное впечатление от «Крестного хода в Курской губернии» внушительно: в знойном мареве, в тучах пыли по большому проселочному тракту на нас движется, колыхаясь, людская лавина, нестройная, поющая, гомонящая, над ней высятся хоругви да урядники на лошадях. Сразу рождается ощущение, что движется сама матушка-Россия, — вот только куда движется и на что уповает? 

Мы начинаем зрительно странствовать по картине и обнаруживаем, что толпа распадается на сословия: в шествии есть хозяева, есть приблудные, есть блюстители порядка, охраняющие хозяев от приблудных нагайками и палками. 

Илья Ефимович Репин (1844—1930) Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883 ФрагментИлья Ефимович Репин (1844—1930) Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883 ФрагментИлья Ефимович Репин (1844—1930) Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883 ФрагментИлья Ефимович Репин (1844—1930) Крестный ход в Курской губернии.

1880—1883 ФрагментИлья Ефимович Репин (1844—1930) Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883 ФрагментИлья Ефимович Репин (1844—1930) Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883 ФрагментИлья Ефимович Репин (1844—1930) Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883 ФрагментИлья Ефимович Репин (1844—1930) Крестный ход в Курской губернии.

1880—1883 ФрагментИлья Ефимович Репин (1844—1930) Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883 Фрагмент

Замечаем степенных мужиков, несущих разукрашенный лентами фонарь, толстую барыню, которая несет чудотворную икону, щеголеватого дьякона, мордастого кабатчика, видим калик перехожих, и среди них — юношу-горбуна.

Этот убогий, хромой горбун, с лицом сосредоточенно-серьезным, опираясь на костыль и загребая на ходу непропорционально длинными руками, спешит, вырвался вперед и, чувствуется, твердо намерен идти до конца за божьей иконой, хотя его грубо отталкивают.

Судя по большому количеству этюдов горбуна, Репин был страстно захвачен его обликом, так же как раньше, работая над «Бурлаками», увлекся бурлаком Каниным, расстригой, своеобразным философом из народа, ставшим в ряды отверженных (его терпеливо-страдальческое лицо, кроткий, глубокий взгляд Репин запечатлел в образе ведущего бурлака).

Увлеченностью самобытными народными характерами Репин близок писателю Лескову. Как и Лескова, его привлекали не только праведники, а характеры самые различные, но необыденные, был бы в них напор жизни.

Он блистательно написал портрет чугуевского протодьякона Ивана Уланова, багроволицего старика, с шишковатым носом, с бровями как жирные черные пиявки, — «весь плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев».

В этом православном иерее Репину чудился отголосок язычества, что-то от славянского языческого жреца.

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/50711.html

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии

1880-1883. Холст, масло. 178 x 285,4. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Замысел картины возник в 1877 в Чугуеве. Первоначально композиция предполагалась как «Крестный ход в дубовом лесу», и художник работал над ней до 1881. Летом 1881 И.Е.

Репин предпринял поездку в Курск и его окрестности, где в монастыре Коренная Рождество-Богородичная пустынь летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы. По возвращении художник приступил к новому варианту «Крестный ход в Курской губернии».

С этого момента он не оставлял работы над картиной и завершил ее в 1883 к выставке «11-я ТПХВ 1883-1884».

Живописные и графические эскизы и этюды находятся в ГТГ (1881, «Паломник», бумага, акварель, графитный карандаш), ГРМ (1880 и 1882), а также в собраниях музеев России, за рубежом и в частных коллекциях.

В картине «Крестный ход в Курской губернии» дана вся Россия: отсталые, страшные формы ее общественной и духовной жизни, социальная иерархия, надежды, развлечения, судьбы.

В «Крестном ходе» Репин предскажет даже форму начала первой русской революции (крестный ход 9 января 1905!), даст образ русской толпы и в то же время русского народа, покажет индивидуальности и характеры. Он даст пейзаж Родины, совсем разный в вариантах своего сюжета.

Корней Иванович Чуковский описывал «Крестный ход» следующим образом: «…это непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца… Обо всем этом с такой же экспрессией мог бы написать лишь один человек – Лев Толстой. Лишь у Льва Толстого нашлись бы слова, чтобы описать каждого из этих людей: так сложны и утонченные характеристики, сделанные репинской кистью… Здесь предельная степень реалистической правды».

Все герои этой живописи– одна огромная семья, один громадный, разросшийся род России. Той самой великой, страшной и смешной России, которая движется в картине.

Да это же не холст, это скорее старинная кинолента, только странно, что она цветная! Идет-бредет вся Россия. Она в пути, но еще не знает, куда ее приведет дорога.

Гениалтный художник провидел судьбы, запечатлел глаза, облики, фигуры, дал точнейшие по исчерпывающей полноте своих характеристик народные типы.

Не знаете куда пристроить собаку на время отпуска? Тогда вам поможет передержка собак, которая представлена по адресу http://передержка-домашняя.рф

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/ilya-repin-krestnyiy-hod-v-kurskoy-gubernii/

Ссылка на основную публикацию