Моисей со скрижалями закона, гвидо рени

Читать онлайн «Яхве против Баала

Прежде всего эти инструкции касались Ковчега Завета, Скинии (переносного храма), жертвенника и многочисленной утвари, а также всего, что нужно было для «правильных» жертвоприношений – вплоть до мельчайших деталей процедуры посвящения Аарона на должность первосвященника. Были названы и помощники, которых «выбрал» и «обучил» Яхве для изготовления наиболее сложных из технических объектов и предметов. Все эти «детали» занимают с 25 по 31 главу Ветхого Завета (и к некоторым из этих деталей мы в дальнейшем еще вернемся).

Более того, как следует из текста, Моисею на горе были также продемонстрированы некие «образцы» наиболее важных технических объектов и предметов, которые предстояло изготовить (откуда взялись, куда делись и что собой представляли эти «образцы» – неизвестно).

В довершении ко всему Моисей получил некие «скрижали», которые на самом деле вовсе не были простыми «табличками с заповедями», как их часто представляют. Но особенности этих «скрижалей» мы рассмотрим несколько позже – когда речь пойдет о содержимом Ковчега Завета.

«И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход, глава 31).

Рис. 183. Моисей со сводом законов (Гвидо Рени)

Судьба «богоибранного народа» на волоске

Понятно, что на все это действительно требовалось немало времени. Поэтому шестой визит на гору затянулся. Затянулся настолько, что евреи, остававшиеся у подножия, от безделья и неведения происходящего проявили ненужную инициативу.

«Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть» (Исход, глава 32).

Если присмотреться к тексту, то можно заметить, что в действиях евреев не было никакого злого умысла – они все также были готовы подчиняться Яхве и верить в него.

Но его доверенного лица уже долго не было, а как «правильно» поклоняться Яхве, они еще не знали (ведь Моисей только получал в это время инструкции об этих правилах) – вот евреи и пошли знакомым им путем.

А в то время фигурки богов (то есть идолы) были приняты повсеместно, и евреи (совсем не из злого умысла!) могли пренебречь запретом на изготовление идолов, как маловажным или второстепенным требованием.

Вдобавок, под словом «идол» обычно понимается антропоморфный образ бога, так что запрет на изготовление идолов евреи могли воспринять лишь как запрет на именно антропоморфные фигурки. Тем более, что вышедшие из Египта евреи, долго жившие под влиянием египетских традиций, еще не успели привыкнуть поклоняться незримому и «аморфному» богу – им нужен был какой-то зримый образ!..

Вот и возник телец – самый распространенный в то время в древнем мире образ бога. Вдобавок, Яхве называл себя «главным» богом, а образом «главного» бога в то время был именно телец.

Однако тут евреи то что называется «попали». Ведь телец – это образ Баала, главного соперника Яхве и того самого бога, которого Яхве как раз собирался сбросить с трона!.. И таким образом получилось, что евреи вместо поклонения своему любимому Яхве, сделав тельца, поклонялись его злейшему врагу!..

Вдобавок, принося жертвы тельцу, они таким образом отправляли «жизненную энергию» жертв не Яхве, а Баалу. То есть Баал в результате этого жертвоприношения мог получить некий «странный» сигнал, который мог привлечь его внимание, а вот это Яхве совсем не нужно было сейчас…

Источник: http://www.rulit.me/books/yahve-protiv-baala-hronika-perevorota-read-446626-108.html

И. Кравченко — Галерея Боргезе

Доменикино (Доменико Дзампьери) (1581–1641) Охота Дианы 1616–1617. Холст, масло. 225×320

Воспитанник болонской живописной школы, Доменикино в своем творчестве обращался к наследию художников Возрождения. И если те воспринимали античность как нечто живое, то академисты — как прошедшее «обработку» ренессансными мастерами.

Отсюда наличие в работах Доменикино на мифологические сюжеты игрового начала, которое в данном случае соответствует сюжету картины «Охота Дианы». Полотно было заказано живописцу кардиналом Пьетро Альдобрандини для виллы во Фраскати.

Художник изобразил состязание нимф в меткости стрельбы, подобное тому, что было описано в «Энеиде» древнеримского поэта Вергилия. Одна стрела должна была попасть в дерево, вторая — в ленту, а третья — в летящую птицу. Диана, продемонстрировав свои умения, не скрывает радости, потрясая в воздухе луком и колчаном, а нимфа слева всматривается в цель, натянув тетиву.

Другая нимфа, в центре, сдерживает борзую, готовую кинуться на кого-то, прячущегося за пышными кустами. Так в картине возникает мотив мифа об Актеоне, который увидел купающуюся нагую Диану, чем разгневал ее: она превратила охотника в оленя, и его разорвали собственные собаки.

Но у Доменикино присутствует лишь намек на миф и его драматическую коллизию, поэтому атмосфера полотна остается легкой.

Игривый дух, царящий в работе, лучше всего выражают две юные нимфы на переднем плане, сидящие в ручье. Одна из них, уже вступивших в пору телесного цветения, еще по-детски невинно смотрит на зрителя, вторая с ребячьим удивлением указывает вдаль. Эти две девичьи фигурки связывают зрителя с происходящим на полотне.

Доменикино (Доменико Дзампьери) (1581–1641) Охота Дианы. Фрагмент 1616–1617. Холст, масло. 225×320

Доменикино (Доменико Дзампьери) (1581–1641) Охота Дианы. Фрагмент 1616–1617. Холст, масло. 225×320

Доменикино (Доменико Дзампьери) (1581–1641) Кумская сивилла Около 1617. Холст, масло. 128×94

На этой картине художник, для которого античность представляла неиссякаемый источник вдохновения, изобразил Кумскую сивиллу, одну из древнеримских прорицательниц, которые назывались по месту своего обитания.

Античный миф рассказывает о том, что влюбившийся в девушку Аполлон подарил ей способность предсказания и возможность жить тысячу лет, но попросить вечной молодости возлюбленная забыла.

Доменикино изобразил ее юной, цветущей, с румянцем на щеках и пухлыми губами, одетой в богатый тюрбан и пышное платье, со стоящей рядом виолой. Девушка держит в руке свиток, на нем записаны ее пророчества, и раскрыла книгу, где также рассказала о судьбе мира.

Облик молодой сивиллы полон трепета, оттого что ей ведомы тайны, недоступные другим, и еще потому, что живописец явно любовался своей моделью, с которой писал древнюю героиню. В то же время в ее позе, спокойных жестах рук чувствуется внутреннее величие.

Стремление к высокой гармонии изображения, выраженное здесь, было свойственно искусству классицизма, одним из непосредственных предшественников которого и стал мастер.

Франческо Альбани (1578–1660) Весна (Туалет Венеры) 1616–1617. Холст, масло. Диаметр 154

Воспитанник Болонской академии, в которой большое внимание уделяли возрождению античного наследия, Аль-бани нередко обращался к мифологическим сюжетам. Их он трактовал в игровом ключе.

В данном случае художник взял сюжет, который был популярен у европейских живописцев, достаточно вспомнить Тициана, Рубенса и Веласкеса. Речь идет о Венере перед зеркалом, которое держит Амур. Альбани изобразил богиню любви прихорашивающейся с помощью нимф, одна из которых надевает ей украшение.

Автор поместил сцену на лоно природы с тенистыми деревьями, светлыми полянами, прозрачным источником и голубыми гористыми далями.

Вокруг резвятся амуры, один из них срывает с дерева яблоки и бросает остальным, что напоминает о мифологическом суде Париса, отдавшего яблоко Венере, прекраснейшей из богинь.

Тондо, то есть круглая по форме картина, Альбани несет в себе черты декоративной живописи.

Этому способствуют легкий сюжет, позволивший изобразить незатейливую приятную сценку, и единая цветовая гамма с тончайшими оттенками красок, отчего работа напоминает гобелен.

Полотно является примером раннего классицизма, когда формы еще не застыли, а образы отличались живостью и вызывали искреннюю симпатию.

Джованни Франческо Гверрьери (1589–1657) Лот с дочерьми 1617. Холст, масло. 145×165

Влияние Микеланджело Меризи да Караваджо на европейскую живопись породило целое направление под названием «караваджизм», одним из представителей которого был Гверрьери.

На картине изображен эпизод из жизни Лота после того, как он оставил Содом, который был истреблен Богом вместе с жителями за беззакония тех. Действие происходит в пещере, где праведник поселился с двумя дочерьми.

«И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином и переспим с ним и восставим от отца нашего племя» (Бытие, 19:31–32).

Одна из дочерей подносит отцу чашу с вином, другая затаенно смотрит на происходящее.

Сцену выхватывает из мрака огонь светильника. Караваджо сплошь и рядом прибегал к использованию магического освещения, часто происходящего из невидимого и непонятного источника.

Последователи художника, перенявшие его прием контрастной светотени, нередко изображали на картинах свечу или, как в данном случае, светильник.

Поэтому если у Караваджо на полотнах царит тревожное настроение, то многие караваджисты и Гверрьери в их числе достигали прямо противоположного эффекта: уюта, теплоты изображенного. Ощущение таинственности происходящего, которого требовал сюжет, наполняет эту работу.

Гвидо Рени (1575–1642) Моисей со скрижалями Закона. Около 1624. Холст, масло. 173×134

В начале XVII века в итальянской живописи на первый план выходят ученики Болонской академии, то есть воспитанники братьев Карраччи, а также последователи Караваджо. В творчестве Рени соединились оба эти направления.

На данном полотне изображен получивший божественные заповеди Моисей. Мощный и вдохновенный облик пророка подчеркивает его алое одеяние. Тучи, бегущие по небу, усиливают волнительный и торжественный момент события, в которое вовлечена природа.

Художническая страстность Рени сближает его по духу с Караваджо, у которого он перенял не только контрастное освещение, но и умение эмоционально заострить происходящее на картине. Так, нарочитая драматизация изображенного, которая была свойственна академистам, превращается у живописца в живую человеческую взволнованность.

При этом Рени передает вселенский масштаб события и наделяет человека той внутренней высотой, когда он может разговаривать с Богом.

Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680) Похищение Прозерпины 1621–1622. Мрамор. Высота 255

Бернини работал в разных областях искусства — скульптуре, архитектуре, живописи и даже театре. Но прежде всего он был ваятелем, сумевшим вдохнуть жизнь в мрамор и создававшим наполненные движением и окрашенные яркими эмоциями персонажей композиции.

Эта скульптура, выполненная им для кардинала Боргезе в начальный период творчества, воплощает миф о том, как бог подземного царства Плутон похитил богиню плодородия Прозерпину.

Искусство барокко, ярким представителем которого являлся мастер, тяготело к изображению напряженных моментов, а данный миф позволял выразить драматизм неравной борьбы. Огромный, кряжистый Плутон, напоминающий могучий дуб, обхватил тело вырывающейся из его рук нежной богини.

Все здесь построено на контрасте: силы и физической слабости, мускулистого, грубоватого и гладкого, трепещущего тела, наконец, устойчивости героя и порывистости героини.

Кроме того, Бернини любил изображать развитие сюжета, то есть вносил в свои работы категорию времени. В данном случае он достиг этого необычным способом.

При взгляде на скульптуру слева виден момент борьбы, фронтально — уже триумф Плутона, а справа — то, что последует за похищением Прозерпины, то есть ее водворение в Аид, который символизирует изображение лающего пса Цербера, сторожившего выход из подземного царства.

И в то же время мраморная группа рождает ощущение пластического единства, потому что оба персонажа одинаково наполнены теми жизненными соками, ощущение которых мастер умел передать даже в камне.

Источник: https://profilib.org/chtenie/32513/i-kravchenko-galereya-borgeze-10.php

Моисей

Само существование Моисея довольно спорно. Долгие годы историки и библеисты ведут дискуссии на эту тему. По словам ученых-библеистов, Моисей является автором «Пятикнижия» – первых пяти книг еврейской и христианской Библии. А историки нашли в этом некие противоречия.

Пророк Моисей

Пророк Моисей – одна из центральных фигур в Ветхом Завете. Он спас евреев от угнетения египетских правителей. Правда, историки продолжают настаивать на своем, ведь никаких доказательств этим событиям нет. Но личность и жизнь Моисея, безусловно, заслуживают внимания, так как для христиан он является прообразом Христа.

В иудаизме

Родился будущий пророк в Египте. Родители Моисея принадлежали колену Левия. Испокон веков на левитах лежали обязанности священнослужителей, поэтому они не имели права владеть собственными землями.

Предположительный период жизни: XV—XIII вв. до н. э. На тот момент израильский народ из-за голода был переселен на территорию Египта. Но дело в том, что для египтян они были чужими.

А вскоре фараоны и вовсе решили, что евреи могут стать для них опасными, ведь они встанут на сторону врага, если на Египет решит кто-либо напасть. Правители начали угнетать израильтян, они в буквальном смысле сделали их рабами. Евреи работали на каменоломнях, строили пирамиды.

А вскоре фараоны и вовсе решили убивать всех еврейских младенцев мужского пола, дабы остановить прирост израильского населения.

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила

Читайте также:  «ослепление самсона», рембрандт — описание картины

Мать Моисея Иохаведа три месяца пыталась скрыть своего сына, а когда поняла, что больше этого делать не сможет, положила ребенка в папирусную корзинку и пустила ее по реке Нил. Корзину с малышом заметила дочь фараона, которая купалась неподалеку. Она сразу поняла, что это еврейский ребенок, но пощадила его.

За всем происходящим наблюдала сестра Моисея Мариам. Она рассказала девушке, что она знает женщину, которая сможет стать для мальчика кормилицей. Таким образом, вскормила Моисея его же родная мать. Позднее дочь фараона усыновила ребенка, и он стал жить во дворце, получил образование. Но с молоком матери мальчик впитал веру своих предков, и так и не смог поклоняться египетским богам.

Нахождение Моисея

Ему было сложно видеть и терпеть жестокость, которой подвергался его народ. Однажды он стал свидетелем страшного избиения израильтянина.

Он просто не смог пройти мимо – он выхватил плетку из рук надзирателя и избил его до смерти.

И хотя мужчина считал, что произошедшего никто не видел, вскоре фараон приказал найти сына своей дочери и убить его. И Моисею пришлось бежать из Египта.

Поселился Моисей в Синайской пустыне. Женился на дочери священника Сепфоре, стал пастухом. Вскоре у них появилось два сына – Гирсам и Елиезер.

Пастух Моисей

Каждый день мужчина пас стадо овец, но однажды он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Подходя к кусту, Моисей услышал голос, который называл его по имени и велел снять ему его обувь, так как он стоит на святой земле.

Это был голос Бога. Он сказал, что Моисею суждено спасти еврейский народ от угнетения египетских правителей.

Он должен пойти к фараону и потребовать сделать евреев свободными, а для того, чтобы израильский народ поверил ему, Бог даровал Моисею умение творить чудеса.

Моисей перед пылающим кустом

На тот момент правил Египтом уже другой фараон, не тот, от которого Моисей бежал. Моисей был не столь красноречив, поэтому во дворец он отправился со старшим братом Аароном, который стал его голосом.

Он попросил правителя отпустить евреев в земли обетованные. Но фараон не только не согласился, но и стал требовать от израильских рабов еще больше. Пророк не смирился с его ответом, он приходил к нему с этой же просьбой еще не раз, но каждый раз получал отказ.

И тогда Бог послал на Египет десять бедствий, так называемых библейских казней.

Сначала воды Нила стали кровью. Лишь для иудеев она оставалась чистой и пригодной для питья. Египтянам удавалось пить только ту воду, которую они покупали у израильтян. Но фараон посчитал это колдовством, а не карой Божьей.

Десять казней египетских: Наказание кровью

Второй казнью стало нашествие лягушек. Земноводные были повсюду: на улицах, в домах, постелях и еде. Фараон сказал Моисею, что поверит, что эту беду на Египет послал Бог, если он сделает так, чтобы лягушки исчезли. И согласился отпустить иудеев. На как только жабы пропали, он отказался от своих слов.

И тогда Господь послал на египтян мошек. Насекомые лезли в уши, глаза, нос и рот. Тут уже и колдуны стали уверять фараона, что это наказание от Бога. Но он был непреклонен.

И тогда обрушил на них Бог четвертую казнь – пёсьих мух. Скорее всего, под этим названием скрывались оводы. Они жалили людей и скотину, не давая покоя.

Вскоре скот египтян стал умирать, в то время как у евреев с животными ничего не случилось. Разумеется, фараон уже понял, что Бог оберегает израильтян, но дать народу свободу вновь отказался.

Десять казней египетских: Гром, молнии и огненный град

И тут тела египтян стали покрываться ужасными язвами и нарывами, их тела чесались и гноились. Правитель всерьез испугался, но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха, поэтому ниспослал на Египет огненный град.

Восьмой карой Господа стало нашествие саранчи, они съедали всю зелень на своем пути, не осталось на земле египетской ни одной травинки.

А вскоре на страну опустилась густая тьма, ни один источник света не рассеивал эту темноту. Поэтому египтянам приходилось перемещаться на ощупь.

Но тьма становилась с каждым днем все плотнее, и двигаться было все сложнее, пока не стало вовсе невозможным.

Фараон вновь позвал Моисея во дворец, он пообещал отпустить его народ, но только в том случае, если евреи оставят свой скот. Пророк не согласился на это и пообещал, что десятая казнь станет самой страшной.

Десять казней египетских: Казнь первенцев

За одну ночь умерли все первенцы в египетских семьях. Чтобы кара не постигла израильских младенцев, Бог велел, чтобы каждая еврейская семья зарезала ягненка, а его кровью обмазали косяки дверей в домах. После такой страшной беды фараон отпустил Моисея и его народ.

Это событие стало именоваться еврейским словом «Песах», что означает «прохождение». Ведь гнев Бога «обошел» все дома. Праздник Песах, или Пасха – это день избавления израильского народа из египетского плена. Заколотого ягненка евреи должны были запечь и кушать стоя в кругу семьи. Считается, что со временем эта Пасха преобразовалась в ту, которую люди знают сейчас.

По дороге из Египта случилось еще одно чудо – воды Красного моря расступились перед иудеями. Они шли по дну, и так им удалось перейти на другой берег. Но фараон не ожидал, что евреем так легко будет даваться этот путь, поэтому он пустился в погоню. Он также последовал по дну моря. Но как только народ Моисея был на берегу, вода вновь сомкнулась, похоронив в пучине и фараона, и его войско.

Моисей раздвигает море

После трехмесячного путешествия люди оказались у подножия горы Синай. Моисей поднялся на ее вершину, чтобы получить у Бога наставления. Диалог с Богом длился 40 дней, и сопровождался он страшными молниями, громом и огнем. Бог передал пророку две каменные скрижали, на которых были записаны главные заповеди.

В это время народ согрешил – создал Золотого тельца, которому люди стали поклоняться. Спустившись вниз и увидев это, Моисей разбил и скрижали, и Тельца. Он тут же вернулся на вершину и 40 дней замаливал грехи еврейского народа.

Моисей с заповедями

Десять заповедей стали для людей законом Божьим. Приняв заповеди, еврейский народ пообещал их соблюдать, таким образом был заключен священный Завет между Богом и иудеями, в котором Господь обещал быть милостивым к евреям, а они, в свою очередь, обязаны жить правильно.

В христианстве

История жизни пророка Моисея во всех трех религиях совпадает: еврейский подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, освобождает свой народ и получает от бога десять заповедей. Правда, в иудаизме имя Моисея звучит иначе – Моше. Также иногда евреи называют пророка Моше Рабейну, что в переводе означает «наш учитель».

Православная икона Моисея

В христианстве знаменитый пророк почитается как один из главных прообразов Иисуса Христа. По аналогии с тем, как в иудаизме Бог дарит людям Ветхий Завет через Моисея, так и Христос приносит на Землю Новый Завет.

Также важным эпизодом во всех ветвях христианства считается появление Моисея в паре с пророком Илией перед Иисусом на горе Фавор во время Преображения. А Православная церковь включила икону Моисея в официальный русский иконостас и назначила 17 сентября днем памяти великого пророка.

В исламе

В Исламе у пророка тоже другое имя – Муса. Это был великий пророк, который разговаривал с Аллахом, как с простым человеком. А на Синае Аллах ниспослал Мусе священное писание –Таурат. В Коране имя пророка упоминается не раз, его история приводится в качестве назидания и примера.

Реальные факты

Считается, что Моисей является автором «Пятикнижия» – пяти томов Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Долгие годы, вплоть до семнадцатого века, никто не смел в этом сомневаться. Но со временем историки находили все больше нестыковок в изложении.

Например, в последней части описывается смерть Моисея, а это противоречит тому, что писал книги он сам. Также в книгах много повторов – одни и те же события трактуются по-разному.

Историки считают, что все же авторов «Пятикнижия» было несколько, так как в различных частях встречается разная терминология.

Моисей, разбивающий скрижали Завета

К сожалению, в Египте не было обнаружено никаких вещественных доказательств существования пророка. Ни в письменных источниках, ни в археологических находках не было упоминаний Моисея.

За сотни лет его личность обросла легендами и мифами, вокруг жизни Моисея и «Пятикнижия» ведутся постоянные споры, но до сих пор ни одна религия не отказалась от «Десяти Божьих заповедей», которые когда-то представил пророк своему народу.

Смерть

Сорок лет Моисей вел народ через пустыню, и его жизнь закончилась на пороге обетованной земли. Бог повелел ему подняться на гору Нево. И с вершины Моисей увидел Палестину. Он прилег отдохнуть, но к нему пришел не сон, а смерть.

Смерть Моисея

Место его погребения было скрыто Богом, чтобы народ не начал паломничество к могиле пророка. В итоге умер Моисей в 120 лет. 40 лет он прожил во дворце фараона, еще 40 – жил в пустыне и работал пастухом, и последние 40 – выводил израильский народ из Египта.

До Палестины не дошел и брат Моисея Аарон, он умер в 123 года из-за недостатка веры в Бога. В итоге довел иудеев на обетованную землю последователь Моисея – Иисус Навин.

Память

  • 1482 – фреска «Завещание и смерть Моисея», Лука Синьорелли и Бартоломео дела Гатта
  • 1505 – Картина «Испытание Моисея огнем», Джорджоне
  • 1515 – Мраморная статуя Моисея, Микеланджело
  • 1610 – Картины «Моисей с заповедями», Рени Гвидо
  • 1614 – Картина «Моисей перед пылающим кустом», Доменико Фетти
  • 1659 – Картина «Моисей, разбивающий скрижали Завета», Рембрандт
  • 1791 – Фонтан в Берне «Моисей»
  • 1842 – Картина «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила», Алексей Тыранов
  • 1862 – Картина «Нахождение Моисея», Фредерик Гудолл
  • 1863 – Картина «Моисей источает воду из скалы», Иван Крамской
  • 1891 – Картина «Переход евреев через Красное море», Иван Айвазовский
  • 1939 – Книга «Моисей и монотеизм», Зигмунд Фрейд
  • 1956 – Фильм «Десять заповедей», Сесиль Де Милль
  • 1998 – Мультфильм «Принц Египта», Бренда Чапман
  • 2014 – Фильм «Исход: цари и боги», Ридли Скотт

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/29492-moisei.html

Моисей в западном искусстве: от патриарха до вождя

Библейская фигура Моисея занимает одно из центральных мест в основных монотеистических религиях, хотя реальная историчность этого великого персонажа всё ещё является предметом богословского обсуждения среди специалистов в этой дисциплине.

Слава человека, носившего это имя, дошла до потомков, и художники всех времен — от Микеланджело, Рафаэля, Гвидо Рени до Рембрандта и Шагала —  находили вдохновение для своих произведений в священной истории пророка, представляя Моисея в различные моменты его миссии, где иудейские элементы иконографически переплетаются с христианскими.

Обширная и многожанровая выставка в Музее искусства и истории иудаизма в Париже, которая открылась в эти дни и продолжится до 21 февраля 2016 года, воспевает величие этой титанической библейской фигуры, поводыря человечества, с помощью ста пятидесяти произведений. Среди них — картины, рисунки, гравюры, скульптуры, рукописи, предметы искусства и документальные фильмы, в которых нашли отражение различные представления о Моисее в западном мире с древних времен до сегодняшнего дня.

Несмотря на запрет, содержащийся во второй заповеди Декалога не создавать статуи и изображения, в синагоге в античном городе Дура-Европос на Евфрате (в нынешней Сирии), сцены из жизни Моисея, взятые из книги Исхода, были расписаны уже в третьем веке до нашей эры, в качестве обоснования мессианской эры. Рассказ об основных этапах жизни Моисея и об  открытии этих фресок выстроен в чётко структурированной форме девяти тематических разделов, на которые подразделяется выставка, начинающаяся с обширного раздела кодексов и рисунков шестнадцатого века.

Уже с расцветом искусства гравюры, начиная со второй половины пятнадцатого века, растущий интерес со стороны гуманистов к древним еврейским источникам в значительной мере способствовал возникновению и развитию иконографической традиции Моисея.

Рисунки шестнадцатого века на сюжет о том, как Моисей превращает жезл в змея, созданные в 1580 году итальянским художником-маньеристом Чезаре Неббиа, сопровождают первый этап выставки, вместе с множеством кодексов шестнадцатого-семнадцатого веков,  связанных с главными произведениями  еврейской философской мысли.

Среди представленных на выставке томов можно особо выделить произведения Филона Александрийского, опубликованные в 1619 году Жаком Бессеном, и книгу  издания 1521-го года Мистика жизни Моисея, рассказанная Григорием Нисским.

Этот том предоставлен парижской исторической библиотекой Сент-Женевьев, принадлежащей Сорбонскому университету в Париже.

Наконец, замечательные образцы девятнадцатого века пасхальных Агада, (сборников молитв, благословений, комментариев к Торе и песен, прямо или косвенно связанных с темой Исхода из Египта и ритуалом праздника Песах).

Эти книги принадлежат Музею искусства и истории иудаизма, в стенах которого проходит выставка.

Читайте также:  Успение девы марии, андреа мантенья

Сцены из жизни Моисея представлены на драгоценных тканых коврах ручной работы из шерсти и шелка производства фабрики Гобеленов, таких, как «Моисей у Неопалимой купины» выполненный в 1683 году по картине Шарля ле Бруна, или аналогичная модель по картине Себастьяна Бурдона, сотканная в 1657-1663 годах на Королевской мануфактуре гобеленов в Обюссоне, и представленная частной коллекцией.

На произведениях христианских гебраистов (изучавших еврейскую литературу и грамматику), представляющих собой своеобразный мост между двумя культурами, сосредоточен второй раздел выставки.

Важное значение еврейских источников, не только для распространения образного представления о Моисее, но также в качестве основы диалектических отношений между культурами, существующими с древних времен, задокументировано в латинском переводе Библии, – в Вульгате, перевод которой осуществил блаженный Иероним, – где,  возвращаясь к отрывку из Книги Исхода (34, 29-30), описывается  момент, когда Моисей спустился с горы Синай с двумя скрижалями откровения в руках и с сияющим лицом.

Происходящее от древнееврейского глагола Qaran, и использованное только для Моисея, слово «сияющее» описывал законодателя с двумя видимыми глазу и раздвоенными вокруг лба лучами, передавая, таким образом, изображение, которое  Микеланджело, один из наиболее образованных художников своего времени, не мог не знать, и даже использовал его в надгробном памятнике Юлию II (1513-1516) в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Примерно в середине семнадцатого века Филипп де Шампень воспринял буквально традицию Вульгаты, написав с большой выразительностью лицо законодателя Моисея сияющим, с двумя яркими лучами. На картине одного из самых почитаемых художников эпохи барокко (масло, холст), патриарх изображён  с двумя скрижалями Закона, которые он показывает народу. Картина в настоящее время принадлежит французскому Музею-де-Пикардия в Амьене.

В политико-религиозных трактатах эпохи Возрождения Моисей обретает главным образом значение образцовой модели современного суверенитета и великого законодателя. Образ пророка в качестве идеального правителя широко использовался в художественных школах периода Контрреформы.

Мирская и духовная власть сходятся в своих представлениях образа  Моисея, в его божественной избранности.

Величайшие  художники того времени – Микеланджело, Федерико Барокки и Николя Пуссен –  изображали Моисея в произведениях, которые предназначались самым влиятельным покровителям искусств эпохи.

Хотя и связанные с литургическими требованиями, свой вклад в традицию изображений  Моисея внесли иконографические представления пророка-полководца еврейских общин Западной Европы. Предметы культа редкой красоты и ценности подчёркивают расширение изобразительного ряда на эту тему.

Среди литургической утвари выделяются три полоски из  шелка и льна, соединявшие части ефода – деталь облачения первосвященника – с фигурами и отрывками из Торы, выполненные в  хронологический период от середины восемнадцатого века до конца девятнадцатого, принадлежащие Музею искусства и истории иудаизма; ценный оттиск на акварельной бумаге 1877-1879 годов, озаглавленный «Таблица, указывающая на восток», мизрах литовца Натан Моше Бриллианта» из частной коллекции в Тель-Авиве; и некоторые роскошные произведения ювелирного искусства, такие как лампа из позолоченного серебра позолота восемнадцатого века.

С двадцатым веком начался этап великой художественной революции, на которую значительное влияние  оказало еврейское изобразительное искусство.

В 1906 году открылась Иерусалимская академия искусств Бецалель, которую возглавил Борис Шац, в целях поощрения талантливых молодых евреев.

Фигура Моисея становится одной из ключевых тем для перспектив художественного исследования и для  расцвета современного еврейского искусства.

В разделе, посвящённом этому периоду, выделяется издание Библии 1908 года, с реалистичным, на полную страницу, изображением Моисея, держащим Скрижали Закона, работы художника Эфраима Моше Лилиена, активного деятеля движения, возникшего в Берлине в начале ХХ века, направленного на создание национального еврейского искусства.
Под напором этого нового пыла художественного возрождения, библейские темы переплетаются с мечтательной лирикой таких  художников, как Лессер Ури, в его пастели на бумаге: Моисей на горе Нево смотрит на Землю Обетованную (1928), где искусство становится средством для самоопределения.

Среди главных свидетельств израильского искусства двадцатого века в последнем разделе выставки особняком стоят Моисей и Неопалимая Купина, написанные Реувеном Рубиным в 1923 году. Став одним из основателей Академии Бецалель, Рубин воплощал в Израиле новое искусство для нового общества, в котором необычная трактовка Моисея стала метафорой возрождения.

Догмы и иудейско-христианские тайны нашли в фантастическом  символизме Шагала одно из самых высоких выражений. Примитивизму Рубина, который пересекал улицы Палестины, Шагал противопоставляет синкретизм культур и учений, которые  проявляют себя через библейские темы.

Таким образом родились одиннадцать офортов, осуществлённых в 1956 году, где Шагал иллюстрирует сцены из жизни Моисея.

Вдохновляясь одним из центральных моментов Исхода, художник изображает переход Моисея через Красное море, в знаменитой картине 1955 года, представленной Центром Помпиду, где наряду с темой духовного завоевания Земли Обетованной проявилось мощная хартия свободы самого человека.

Последний раздел выставки завершается размышлениями некоторых выдающихся мыслителей ХХ века о важности восстановления образа Моисея в эпоху секуляризации, начиная с  анализа, который Зигмунд Фрейд посвящает «Моисею» Микеланджело в своем эссе 1914 года, опубликованном в журнале «Имаго» и документально подтверждённым образцом текста Фрейда, предоставленным парижским психоаналитическим обществом.

И завершающим аккордом выставки является короткометражный фильм Микеланджело Антониони, снятый в 2004 году, во время реставрации скульптурной группы в гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи: мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 235 см занимает в ней  центральное место. Фильм называется «Взгляд Микеланджело», в котором режиссер становится актёром-героем, ведя молчаливый диалог экстаза и размышления перед лицом бессмертия, величия искусства.

Луиза Недду, итальянская журналистка, доктор искусствоведения
Источник: Радио Ватикана

Источник: http://sib-catholic.ru/moisey-v-zapadnom-iskusstve-ot-patriarha-do-vozhdya/

Скрижали Завета — священная христианская реликвия

Скрижали Завета — две каменные плиты, которые, по библейской легенде, переданы Моисею Богом на горе Синай. На них были высечены десять заповедей. В 586 г. войска вавилонского царя Навуходоносора II разрушили храм, где хранился Ковчег Завета — ларец со скрижалями внутри, С тех пор они утрачены.

Считается, что первые законы люди получили от Бога; тот заключил с ними договор, или Завет — как должно поступать. До получения Закона Божьего у них не было писаных правил, каждый жил, как учили его предки и как подсказывала совесть. Но, проявляя заботу о людях, чтобы те не утратили Закон Божий, Бог высек в камне десять важнейших заповедей и передал народу через пророка Моисея.

Книга «Исход» — вторая книга «Пятикнижия», первых книг христианской Библии и еврейской Торы, повествует об освобождении еврейского народа из египетского рабства и об удивительном путешествии евреев к горе Синай под предводительством пророка Моисея.

Моисей поднялся на гору, где Бог передал ему две каменные плиты с выбитыми на них «письменами божьими» — текстом десяти заповедей. Тем временем народ начал роптать из-за слишком долгого отсутствия Моисея, своего учителя.

Аарон, брат Моисея, собрал у людей золотые украшения и сделал из них идола — Золотого тельца, которому евреи стали поклоняться.

Когда же Моисей спустился с горы Синай и увидел, что народ поклоняется идолу, он в гневе уничтожил тельца, разбил скрижали, данные ему Богом, а многие из отступников, поклонявшихся тельцу, были убиты. Позже Бог велел Моисею самому вытесать из камня новые плиты и снова подняться на гору Синай, где во второй раз высек те же 10 заповедей.

Кроме того Бог приказал сделать Моисею из дерева ковчег-ларец, в котором скрижали впоследствии и хранились. День, когда скрижали были переданы Моисею, считается днем заключения священного договора, а ковчег — символом этого союза между Богом и людьми.

Ковчег Завета не следует путать с Ноевым ковчегом или ковчегом-корзиной, в котором мать спрятала младенца Моисея, чтобы спасти от гибели.

Кроме новых скрижалей с высеченными на них заповедями, по преданию, в Ковчеге Завета хранились также и обломки старых скрижалей, разбитых Моисеем. Отправляясь на войну, евреи брали их с собой в качестве священного талисмана, а также затем, чтобы святыня не попала в руки врагу.

Во время исхода из Египта ковчег со скрижалями хранился в скинии — походном храме. Позднее царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, тем самым сделав этот город центром религиозной жизни народа Израиля. К 950 г. до н.з. сын Давида Соломон завершил строительство Иерусалимского храма, величайшей еврейской святыни.

Сюда был торжественно перенесен Ковчег Завета.

Этот храм простоял три с половиной столетия, но в 586 г. до н.э. жестокий царь Навуходоносор II в очередной раз захватил Иерусалим, разграбил и разрушил до основания храм Соломона вместе со всеми святынями, убив и угнав в рабство большую часть жителей Иерусалима. Ковчег со святыми скрижалями в результате этого набега был утрачен.

Нам ничего не известно доподлинно ни о форме и размерах скрижалей, ни о том, как именно выглядели надписи на них. По еврейским преданиям, скрижали представляли собой куб, длина каждой из сторон составляла один локоть.

Каждый куб имел сквозное отверстие в виде цилиндра, и надписи на ассирийском и древнееврейском языке были высечены на всех поверхностях — изнутри и снаружи.

Примерно в таком виде скрижали изображают в синагогах и еврейских книгах.

В христианской традиции принято иное изображение скрижалей — их представляют в виде плоских продолговатых плит или страниц раскрытой книги, причем верхняя кромка имеет округлую форму. Также нигде нет точного свидетельства, как заповеди располагались на скрижалях.

Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, были ли первые пять заповедей высечены на первой скрижали, а другие пять — на второй.

Есть версия, что все десять заповедей Договора Божьего располагались на обеих скрижалях, подобно тому, как сегодня мы составляем договоры в двух экземплярах.

Скорее всего, этого уже никто никогда не узнает, если только более 2500 лет назад не произошло чудо, и ковчег со скрижалями все же не был спасен от рук разрушителей.

Источник: http://mir-faktov.com/item/228-skrizhali-zaveta-svyashchennaya-khristianskaya-relikviya.html

Уэйд Лорон — Десять Заповедей. Лорон Уэйд Десять заповедей Содержание

Page 2

С этим файлом связано 31 файл(ов). Среди них: _Самуэль Баккиокки — Одежда и украшение Христиа…doc, Б. Карсон. Золотые руки.doc, Ueyd_Loron_-_Desyat_zapovedey.pdf, Баккиоки Самуэль. Бессмертие или воскресение.doc, Nensi_Vanpelt_-_My_tolko_nachinaem.

doc, Lourens_Krabb_-_Sozidanie_braka.pdf, Kress_Sh_-_Pripravleno_smekhom.pdf, 25_udivitelnykh_brakov.pdf, from_the_heart.pdf, Янси — Много шума из-за церкви.doc и ещё 21 файл(а).

Показать все связанные файлы
Первая заповедь

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Исход 20:3

— Ты, кажется, не понимаешь, Джеки. На карту поставлены твое будущее, твоя жизнь».

— Нет, папа. Это ты не понимаешь. Ты уже забыл, как сам был молодым. Я люблю Денни. А ты, кажется, никак не можешь этого понять.Гарри Уильямс смотрел на дочь и не верил своим ушам. Затем он вздохнул, покачал головой и терпеливо продолжил.— Джеки, ты должна послушать меня.— Нет! Я не собираюсь никого слушать. Я сказала тебе, и на этом все. В следующий вторник мы распишемся. Или ты хочешь, чтобы мы ушли и жили в хижине?После паузы Гарри заговорил снова, тщательно подбирая слова: — Хорошо. Я понимаю, это твое решение. Я не собираюсь заставлять тебя изменить его. У меня только один вопрос.На этот раз Джеки, обрадовавшись, что отец уважает ее право выбора, не перебивала. — В прошлый четверг ты надела белую блузку, тогда как Денни просил тебя надеть другую. Как он отреагировал?— Ну, блузка, которую он хотел, чтобы я надела, была с пятном. — Я спрашиваю не об этом. Какая была реакция твоего парня? Что он сказал, увидев тебя в белой блузке?— Ну… он не очень был рад.— Да. Он стиснул кулаки и закричал на тебя. И это в тот самый вечер, когда мы пригласили его к себе домой на ужин? А что было потом?— О, папа, не имеет значения. Все в прошлом. Почему ты вспоминаешь об этом?— Потому что Денни без тени смущения поставил тебя в неловкое положение перед всей семьей, когда ты сказала что-то такое, что не понравилось ему. Доченька, если он обращается так с тобой сейчас, то что будет потом, когда …».— Прекрати! Прекрати! — пронзительно закричала Джеки, затыкая уши. — Как ты не можешь понять? Я люблю Денни. Он — все для меня. Ничто другое не имеет для меня значения. То, что ты говоришь, не имеет для меня значения. То, что ты думаешь, не имеет для меня значения. Я люблю его, я обожаю его. Вот что имеет значение. Понимаешь?— Ты обожаешь его? Ты обожаешь его, Джеки? Кто же Денни для тебя? Твой бог?— Да, если хочешь. Денни — мой бог.Здесь мы отстранимся от разговора отца с дочерью и зададим вопрос. Отец Джеки рассказывал мне позже, что слова дочери ножом вонзились в его сердце. Не показалось ли вам, что он чересчур драматизирует ситуацию? Почему ему было мучительно больно слышать эти слова?Слова дочери так сильно ранили Гарри Уильямса, потому что знал, с какой силой любовь может ранить нас и какими ужасными последствиями обернуться. Любовь прорывается сквозь нашу скорлупу, делая нас крайне уязвимыми и ранимыми.Посмотрите на отчаявшихся родителей, ожидающих возле отделения интенсивной терапии современной больницы. Почему они испытывают такие муки? Из-за любви. И эти же родители, возможно, несколькими годами позже будут так же сильно страдать, если их ребенок придет домой, набравшись наркотиков.

Читайте также:  Христос в пустыне, 1872, крамской

Как ужасно было родителям Джеки несколько месяцев спустя видеть, как их дочь пожинает последствия своего решения.

Наступило прояснение, и она увидела, что связала себя с тем, кто постоянно ревновал ее, кому невозможно было угодить, кто подавлял ее дух злыми насмешками, а иногда и кулаками! Вот почему так трепетал Гарри Уильямс. Ему было страшно видеть, как его дочь вручала себя тому, кто мог так сильно обидеть ее.

И вот почему Бог дал нам первую заповедь. Это предупреждение, продиктованное глубокой заботой. Эта заповедь означает: «Не становись рабом ложных богов. Не отводи первое место в твоей жизни тому, кто или что в конце концов принесет тебе разочарование и боль».

Ложные боги

Древний Израиль был окружен народами, которые рьяно поклонялись «другим богам». Одним из них был Дагон — верховное божество филистимлян, соседствовавших с израильтянами с запада. Филистимляне просили Дагона о хороших урожаях и больших уловах рыбы, что означало для них изобилие и процветание.

Финикийцы, северные соседи израильтян, поклонялись богине луны Астарте. Она была богиней плодородия. Поклонение ей было особенно популярным, поскольку сопровождалось пьяными пиршествами и оргиями. На востоке от Израиля моавитяне поклонялись богу Хамосу, а аммонитяне — Молоху.

Оба этих божества, в особенности Молох, одобряли принесение в жертву детей с целью задобрить и умилостивить богов. Люди, участвовавшие в этих чудовищных ритуалах, надеялись заполучить силу этих богов.Сегодня в моде другие культы. Большинство людей не кланяются богам из дерева, камня или металла.

Но деньги, секс и власть по-прежнему являются движущей силой миллионов людей. В очередной раз покупая газету, обратите внимание на обложки модных журналов и названия статей. Заметьте, что в центре обсуждения —всевозможные шоу и сериалы.

Что это вам говорит о «богах», которым так пылко поклоняются люди сегодня?Затем задайте себе вопрос: «Каков результат поклонения этим богам?» Подобно богам древности, они так же оборачиваются против поклоняющихся им и пожирают их.

Неистовое поклонение сексу привело к эпидемии СПИДа.

Почему же никто не говорит о самом ясном и очевидном решении проблемы? Его не трудно обозначить. Нет никакой нужды в том, чтобы масштабы бедствия росли. Самое простое и очевидное решение состоит в том, чтобы отвернуться от вероломного божества и поднять на должную высоту семейные ценности и таинство брака.

Но вместо этого политические лидеры стран всего мира взывают к богу «денег», чтобы спасти ситуацию. «В следующем году, — говорят они, — мы потратим еще больше миллионов. Мы построим лаборатории, которые будут намного больше и лучше.

Затем мы найдем вакцину, чтобы вы могли продолжать жить по-прежнему, не опасаясь последствий».Терроризм стал мечом слабых, отчаянным прибежищем бессильных. Его взращивают фанатизм и невежество.

Он находит добровольцев в лагерях несчастных беженцев, где молодежь ежедневно подпитывается идеологией ненависти.А какое решение предлагается тем, кто подвергается атакам со стороны таких молодых фанатиков? Обратиться к богу «силы». «Мы построим ракеты и сделаем бомбы лучше прежних.

С их помощью мы выкурим и раздавим тех, кто притесняет нас».Каков результат такой стратегии? Каждый случай применения грубой силы лишь усиливает ненависть фанатиков к окружающему миру.

Ненависть порождает еще больший гнев и убеждает их в том, что они являются жертвами и что их жестокость вполне оправдана.

«Не становись рабом ложных богов, — говорит первая заповедь, — не отводи первое место в твоей жизни тому, кто или что в конце концов принесет тебе разочарование и боль».

Неудача Цветов

Новый Завет повествует нам, как однажды сатана пришел к Иисусу с открытым посягательством на первую заповедь. Сначала он показал Ему «все царства мира и славу их», а затем сказал: «Всё это дам тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:8, 9). Читай: деньги, секс и власть. Ты можешь иметь все это!

Но Иисус в ответе не просто отмел всех ложных богов. Помимо этого Он напомнил первую заповедь, записанную в Книге Второзаконие (10:20). «Написано, — сказал Он, — Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).

Отвергнуть ложных богов, прекратив поклонение им, недостаточно. Мы должны заменить поклонение им на поклонение небесному Богу.

Поколение назад «дети цветов» — юноши и девушки в рваной одежде и с длинными волосами — заполнили улицы и парки западного мира.

Большинство называло их хиппи. Мало кто в наши дни восхищается ими. Но мы должны признать, что у них была цель. Они отвергали фальшивые ценности материализма. Так почему же это движение потерпело крах? Потому что они пытались избавиться от фальши, ничего не предложив взамен.

В конце концов стало ясно, что они просто заменили одну форму эгоизма на другую.

В те же годы миллионы людей пытались воплотить в жизнь идеалы коммунизма, которые, по сути, защищают принципы равенства и братства и созвучны учению Христа. Почему же коммунисты не построили идеальное общество, о котором так долго мечтали? По той же причине. Подобно любой утопической идее, коммунизм разбился о скалы действительности.

Предполагалось, что если людям рассказать об их нужде в изменении и убедить их в том, что это им под силу, они изменятся. Но знание того, что есть добро, недостаточно, как и восприятие его на уровне разума.В 1970-х годах психолог Гарвардского университета Лоренс Колберг заявил, что нашел способ сделать людей нравственно выше.

Его метод базировался на опросе. Он опрашивал людей, как следует поступать в предполагаемых ситуациях. Он сказал, что достиг успехов, обучив их методам нравственного обоснования и мотивации, каждый раз подводя людей к правильным ответам.

Но теория Колберга потерпела неудачу, когда кому-то вздумалось спросить, является ли знание правильного ответа гарантией правильного поступка. В лучшем случае ответ был «иногда».Истинная мораль происходит из обращенного сердца благодаря тому, что Библия называет благодатью.

Апостол Павел сказал: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). «Познать, что есть воля Божия», означает больше, чем дать правильные ответы на вопросы морали и предполагает больше, чем информированность.

Мы не можем заявить, что познали что-то, оставаясь безразличными к этому. Мы должны сделать это частью нашей жизни. И такое возможно, если мы будем преобразовывать себя «обновлением ума».

Столь коренное изменение, лежащее в основе праведной жизни, не является естественным процессом.

Хотя поведенческая сторона и нравственная подоплека имеют место, но они далеко не определяющие факторы в таком изменении. Псалмопевец, понимая это, написал: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). Обновленное сердце — это акт творения, это Божий дар.

Вот почему первая заповедь, которая велит нам удалить ложных богов, на этом не останавливается. «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Место «других богов» не может пустовать.

После того, как заповедь говорит нам, чего мы не должны делать (поклонятся ложным богам), она объясняет нам, что же мы должны делать.

После запрещения следует призыв к поклонению истинному Богу.

Любовь и поклонение

Однажды кто-то спросил у Иисуса, какая самая важная заповедь. Он ответил цитатой из Книги Второзаконие 6:5: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Затем Он добавил: «Сия первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37, 38).

Когда сатана пытался искусить Его, Иисус сказал, что заповедь приказывает нам поклоняться Богу. Здесь Иисус говорит, что поклонение подразумевает любовь.«Я люблю Денни. Я просто обожаю его», — заявила Джеки.

Она, конечно же, не думала о поклонении в библейском смысле, но была ближе к истине, чем вы думаете, потому что поклонение в Библии — это не что иное, как выражение любви.Поклонение, подобно любви, это расположение сердца.

Это позиция и решение сделать Бога первым, возвести Его на престол своей жизни и воздать царские почести.Предоставить Богу верховную власть означает, что мы не будем пытаться подчинить Его нашим предвзятым представлениям о Нем или не станем ожидать, что Он должен поступить определенным образом.

Нельзя верить в Бога настолько, насколько понимаем Его. В таком подходе отправной точкой нашей веры будет атеизм, а продвигаться к вере мы будем, только прилагая разумные усилия. Более того, Бог будет ограничен нашими интеллектуальными способностями.

То, чему мы станем поклоняться, будет не Богом, а ограниченным существом, раз мы будем знать Его глубину, ширину и высоту, Его начало и конец.

Это отнюдь не говорит о том, что в христианской вере нет места разуму и она не ценит доказательства, подтверждающие ее. Нет ничего плохого в том, чтобы проверять и исследовать эти доказательства, но они не являются ее основой.

Познание Бога начинается не с человеческого разума, но с откровения. И Бог первым должен открыть Себя. Мы сами не в состоянии этого сделать. Во всей полноте Бог открыл Себя через Иисуса Христа. «Бога не видел никто никогда, — заявляет евангелист, — Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.

1:18). С ранних лет Иисус учил людей, каков Бог. Когда Он собирал детей, брал их на руки и благословлял, когда Он учил Своих учеников на берегу озера, когда Он усмирял бурю и очищал храм, фактически Он говорил: «Таков Бог!»Перед распятием Иисуса Филипп попросил: «Покажи нам Отца» (Ин. 14:8).

С болью Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: „покажи нам Отца“?» (Ин. 14:9).

Снова и снова Евангелие показывает нам Филиппа как ученика, который охотнее сомневается, нежели верит. К сожалению, я тоже подчеркну это.

С таким отношением Филипп был на краю погибели, поскольку откровение Бога никогда не вкладывается насильственно в наши головы. Оно дается тем, кто желает открыть глаза, уши и более всего сердце.

Вместо монументального убеждения мы нуждаемся в простом желании устранить все препятствия на пути к вере и перестать отрицать очевидное.

Когда мы принимаем первую заповедь и признаем Бога истинным Божеством, только тогда нам будет доступно это личное откровение.

Отвести Богу первое место в своей жизни — это значит отложить любую идею, корысть или мысль, которая могла бы конкурировать с Ним или принизить Его Божественный авторитет. Это основополагающий принцип истинной морали и духовной жизни.

Это критерий оценки тех решений и альтернатив, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.

В каждом отдельном случае мы спросим себя: «Как этот фильм, игра, дружба, работа, приобретение повлияет на мои взаимоотношения с Богом?» Когда мы на самом деле станем так жить, закон и мораль войдут в нашу жизнь, мир займет место муки, а надежда удалит депрессию и отчаяние. Тогда и только тогда мы начнем понимать духовную глубину послушания, которую описал Иисус в Нагорной проповеди.

Почему эта заповедь первая?

Даже те многие люди, которые подсознательно верят в существование Бога, не сумеют до конца достигнуть цели поставить Бога на первое место в своей жизни. Но это единственное место, которое Он может занимать, если Он на самом деле Бог. Вот почему эта заповедь идет первой.

Все остальные являются просто моральными правилами, и в них не больше силы, чем в тысячах других хороших идей, если мы не отведем Богу Его место, если не сделаем Его Правителем и Господом нашей жизни.

Вопрос не состоит в том, есть ли у меня полное понимание Бога и Его воли относительно моей жизни и достаточно ли я хорош, чтобы Бог принял меня? Вы не можете прийти к первой заповеди, повинуясь остальным девяти. Вместо этого вы должны прийти к девяти другим заповедям через первую.

Вопрос, который я должен задать себе, чрезвычайно прост, но очень важен: «Хочу ли я отдать Ему Его законное место? Хочу ли я сделать Его главным в моей жизни?» В этом суть первой заповеди.

Вот древний призыв, обращенный к нам и звучащий на протяжении веков: «Чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор. 10:12).

перейти в каталог файлов

Источник: http://vkist.ru/loron-uejd-desyate-zapovedej-soderjanie/index.html

Ссылка на основную публикацию