«ослепление самсона», рембрандт — описание картины

Ослепление Самсона Рембрандт

Выставка в Зале N 251 Нового Эрмитажа посвящена шедевру Рембрандта Ослепление Самсона из собрания Штеделевского Института (Франкфурт-на-Майне). Этот драматический момент изобразил Рембрандт в «Ослеплении Самсона».

Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений – оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила». Потерять волосы означало потерять силу.

За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников. Благодаря содействию Хейгенса, художник получил заказ на создание серии Страстей (Старая Пинакотека, Мюнхен).

Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. И вот ночью Далила остригает кудри Самсона, чем лишает его силы и призывает притаившихся наготове своих сородичей.

Одну из картин он повторил в большем по размеру и более удачном варианте.

  1. «Ослепление Самсона», Рембрандт — описание картины
  2. Описание картины Рембрандта «Ослепление Самсона»
  3. Картина Рембрандта «Ослепление Самсона» (краткое описание)
  4. Рембрандт, Рубенс и библейский Самсон –
  5. Картину Рембрандта Ослепление Самсона покажут в Эрмитаже
  6. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)

«Самсон, угрожающий своему тестю» (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина «Свадьба Самсона» (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Это символ жизненной силы, наделенной героем мифа. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Дела шли все хуже. В 1631 году Рембрандт решает покорить столицу Голландии Амстердам, крупнейший культурный и торговый город.

  • Описание картины «Ослепление Самсона»
  • Неистовый Самсон (Книга Судей, главы 13-16)
  • В Эрмитаже выставлена картина Рембрандта Ослепление Самсона
  • В Эрмитаж привезли Ослепление Самсона Рембрандта
  • Харменс ван Рейн Рембрандт ( )

Наиболее сильны эти черты в больших по формату, крупнофигурных композициях. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.

В настоящее время картина «Ослепление Самсона» находится в собрании Штеделевского Художественного института во Франкфурте-на-Майне. Настоящая брошюра «Рембрандт.

Было высказано предположение, согласно которому Ослепление Самсона – то самое полотно, о котором упоминает Рембрандт в переписке с Константином Хейгенсом, секретарем принца Фридерика Хендрика (1590-1687).

Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.

  • Читать онлайн Рембрандт автора Шмитт Гледис – – Страница 297
  • Рембрандт, Рубенс и библейский Самсон
  • Программа просмотра веб-материалов ( 286)
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

Ключевые слова: австрийская литература, Элиас Канетти, «Ослепление», живопись, масса, власть, Брейгель Старший, Рембрандт. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, – драма Дж.

Голландия XVII века являлась одной из самых передовых стран того времени извечного конфликта «отцов и детей» не получилось и скоро родители Рембрандта забрали сына из университета и отдали его первому учителю живописи Якову Ван Сваненбюрху. В эти же годы Рембрандт выполняет большой заказ на уже упоминавшуюся серию картин «Страстей Христовых» для правителя Нидерландов.

Композиция картины по-шекспировски динамична. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Благодаря этому, Самсон избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление – подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу). упали.

  1. Ослепление Самсона (картина) Информация о

Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – «Ослепление Самсона» (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). «Избиение Святого Стефана» (1625г. ), «Валаам» (1626г. ), «Товий и ангел» (1626г. ), «Давид и Голиаф» (приблизительно 1627г. ), «Самсон и Далила» (1628г. ), «Иеремия» (1630г. ), с их натурализмом, виртуозностью исполнения, гармонией цветов и оттенков буквально потрясли современников. Но их усилия оказались тщетными. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень и верёвки.

С самого детства в решающие моменты жизни на Самсона нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г. ), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864) в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, а также писатели-евреи: В.

Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке переиздано – издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990) Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» – «Любовь Самсона», 1951 – 52) и другие. Это «Снятие со креста», находящееся в Эрмитаже. Картина полна бурной динамики.

В основу картины легла история из Ветхого Завета.

Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др. ), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж.

Возможно именно из-за мрачного натурализма картины искусствоведы, говоря о творчестве Рембрандта, вспоминают об «Ослеплении Самсона» гораздо реже, чем она того заслуживает. Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж.

Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена. Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы. Полные жаждой мщения филистимляне ослепляют Самсона и ввергают его в темницу.

Волосы считались местонахождением души или магической силы.

За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников. После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет. 2 86 практики и интерпретации Аннотация.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» – буквально солнечный, «косы головы его» – солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу). Сюжет «Ослепление Самсона» взят из библейского сказания. В стремительном размахе сталкиваются движения — убегающей Далилы и воина с пикой.

Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам.

В настоящее время картина «Ослепление Самсона» находится в собрании Штеделевского Художественного института во Франкфурте-на-Майне. «Избиение Святого Стефана» (1625г. ), «Валаам» (1626г. ), «Товий и ангел» (1626г. ), «Давид и Голиаф» (приблизительно 1627г. ), «Самсон и Далила» (1628г.

), «Иеремия» (1630г. ), с их натурализмом, виртуозностью исполнения, гармонией цветов и оттенков буквально потрясли современников.

Не имеют они и поучительно-повествовательного характера, который был присущ таким картинам большинства голландских живописцев (в том числе и Питера Ластмана). Но даже столь жестокую сцену Рембрандт преображает своей гениальной живописью. Художник выбирает для изображения момент расправы – ослепление героя.

Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Волосы, безусловно, главный символ мифа.

В 1638 году Рембрандт пишет одно из самых значительных своих произведений, картину «Ослепление Самсона».

Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством. Но вместе с тем, Рембрандт становится подлинным мастером портрета (особенно удачно у него получались изображения умудрённых жизнью стариков) и автопортрета1. Мильтона «Самсон-борец».

Он молод, счастлив в любви, богат, полон энергии. Возможно именно из-за мрачного натурализма картины искусствоведы, говоря о творчестве Рембрандта, вспоминают об «Ослеплении Самсона» гораздо реже, чем она того заслуживает. Мы называем их вечными спутниками. Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы.

Он молод, счастлив в любви, богат, полон энергии. Их менее всего можно рассматривать как религиозные произведения. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Ослепление Самсона» посвящена временной выставке из традиционной серии Шедевры музеев мира в Эрмитаже, которая представляет картину Рембрандта ван Рейна «Ослепление Самсона» из собрания Штеделевского Института (Франкфурт-на-Майне).

Читайте также:  Зимний пейзаж (оттепель), саврасов - описание картины

Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих.

Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей Говорящей книги, объединенных общей темой – Рембрандт.

За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Уступив ее просьбам, Самсон открыл тайну:.

Вид Самсона беспомощно бьющегося в руках беспощадных врагов (размеры картины таковы, что все фигуры изображены в натуральную величину), орудие ослепления – зловещий изогнутый кинжал, торжество Далилы, выбегающей из шатра с ножницами в одной руке и волосами Самсона в другой – всё это производит на зрителя удручающее впечатление.

Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев, но Самсон исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка.

Один из друзей Христа с видимым усилием поддерживает тело казненного. А еще один, навалившись богатырю на грудь, самозабвенно высверливаем ему правый глаз кинжалом.

Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано.

Вид Самсона беспомощно бьющегося в руках беспощадных врагов (размеры картины таковы, что все фигуры изображены в натуральную величину), орудие ослепления – зловещий изогнутый кинжал, торжество Далилы, выбегающей из шатра с ножницами в одной руке и волосами Самсона в другой – всё это производит на зрителя удручающее впечатление.

После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего», а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи. В 1638 году Рембрандт пишет одно из самых значительных своих произведений, картину «Ослепление Самсона».

Богатырь Самсон попал в руки врагов из-за коварства своей возлюбленной Далилы. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке.

Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др. ).

Художник нигде не указал сюжет подаренного им полотна и остается неизвестным, принял ли Хейгенс этот дар живописца. Ослепление Самсона можно будет увидеть в одном из залов Нового Эрмитажа до конца октября.

Отросшие волосы вновь возвратили ему силу. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. В 1638 году Рембрандт пишет одно из самых значительных своих произведений, картину «Ослепление Самсона».

Такова, например, картина «Ослепление Самсона», подаренная Рембрандтом Константейну Хейгенсу в благодарность за посредничество при заказе серии картин на темы «Страстей Христовых» штатгальтером Фредериком-Генрихом.

Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Художник выбирает наиболее драматический эпизод легенды.

Голландия XVII века являлась одной из самых передовых стран того времени извечного конфликта «отцов и детей» не получилось и скоро родители Рембрандта забрали сына из университета и отдали его первому учителю живописи Якову Ван Сваненбюрху.

Враги ослепляют Самсона. Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне») В 19в. Но вместе с тем, Рембрандт становится подлинным мастером портрета (особенно удачно у него получались изображения умудрённых жизнью стариков) и автопортрета1. Художественный язык еще повышенно патетичен.

В основу картины легла история из Ветхого Завета.

Поднимая вопрос о ношении длинных волос, считается возможным объяснить это двумя причинами: 1) страхом за те беды, которые могут сотвориться со стриженными волосами и тем самым повредить человеку и 2) священностью головы, в которой обитает особый затылочный дух и боязнью неосторожным обращением с волосами причинить ему боль «Волосы рассматриваются чем-то вроде жилища или седалища бога, так что, если их обрезать, то бог теряет жилище, которое он имеет в лице жреца», говорит он. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др. ), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др. ). Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках. Сломленная отчаянием, она лишается чувств при виде истерзанного тела сына.

Она развёртывает в изображениях Рембрандта благодаря захватывающей неподкупности воззрения и живому стремлению к правдивости живописную панораму, «не замутнённую никаким морализмом вещественности» и вызывает к жизни такую всеобъемлющую иронию по отношению к существующей реальности, которую Томас Манн определял как «в своей неподкупности чудовищный смысл искусства», как «всеутверждение, являющееся одновременно и всеотрицанием». В статье анализируется мотив слепоты / ослепления в романе Э. Канетти «Ослепление» (1935), а также предпринимается попытка объяснить решение автора переименовать роман, первоначальное название которого «Кант загорается» подчеркивало доминирующую роль огненной символики. Он подчеркивает в изображении островолнующие, жестокие моменты. Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов.

Рембрандт же избрал самую трагичную сцену в этой истории – сцену ослепления. Рембрандт наполняет библейские сказания живым, человеческим содержанием. Полные жаждой мщения филистимляне ослепляют Самсона и ввергают его в темницу.

Полные жаждой мщения филистимляне ослепляют Самсона и ввергают его в темницу. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам.

Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.

Библейский сюжет о Самсоне – одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556 и ряд других пьес). При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам.

Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. В гамме человеческих чувств Рембрандта больше привлекают аффекты — боль испуг изумление, чем глубокие внутренние переживания. с рук его».

Рембрандт же избрал самую трагичную сцену в этой истории – сцену ослепления. если же остричь меня, то отступит от меня сила. В плену назорей совершил свой последний подвиг.

Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Он молод, счастлив в любви, богат, полон энергии. Далила, подкупленная сородичами, хитростью выведала источник силы героя.

В основу картины легла история из Ветхого Завета.

Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов. Заказов становилось все меньше. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/osleplenie-samsona-rembrandt/

Рембрант «Ослепление Самсона»

Это случилось в голландском городе Лейден, расположенном на берегу Рейна, от которого уважаемое в округе семейство получило прозвище «Ван Рейн». О детских годах великого голландца мы знаем очень мало, известно лишь, что Рембрандт никогда не вспоминал о жизни в Лейдене с неприязнью.

В 1620 году отец послал юного Харменса в университет, рассчитывая увидеть его юристом или теологом, но все интересы новоиспечённого студента были связаны с живописью.

Голландия XVII века являлась одной из самых передовых стран того времени, извечного конфликта «отцов и детей» не получилось, и скоро родители Рембрандта забрали сына из университета и отдали его первому учителю живописи Якову Ван Сваненбюрху.

Проучившись у Ван Сваненбюрха около трёх лет, Рембрандт ушёл от него в мастерскую Питера Ластмана, где неопытный ещё художник получил более серьёзную школу. Сам Ластман был признанный мастер исторической живописи, и любовь Рембрандта к библейской тематике во многом объясняется влиянием учителя.

В восемнадцать лет Рембрандт возвращается в Лейден и открывает здесь собственную мастерскую. Пристрастие художника к изображению историко-религиозных сюжетов выявляется уже в этот, самый ранний период его творчества. «Избиение Святого Стефана» (1625 г.), «Валаам» (1626 г.), «Товий и ангел» (1626 г.), «Давид и Голиаф» (приблизительно 1627 г.), «Самсон и Далила» (1628 г.

Читайте также:  Портрет кристины датской, герцогини миланской, ганс гольбейн младший, 1538

), «Иеремия» (1630 г.), с их натурализмом, виртуозностью исполнения, гармонией цветов и оттенков буквально потрясли современников. Но вместе с тем, Рембрандт становится подлинным мастером портрета (особенно удачно у него получались изображения умудрённых жизнью стариков) и автопортрета. Кстати, для студентов есть http://studynote.ru/studgid/retsenzii_na_diplomnye_raboty/ рецензия на дипломную работу по искусству.

В 1631 году Рембрандт решает покорить столицу Голландии Амстердам, крупнейший культурный и торговый город. Слава Рембрандта переехала сюда задолго до него, поэтому дела в Амстердаме сразу же пошли на лад.

От богатых заказчиков не было отбоя, мастерская художника стала центром притяжения для всех культурных людей голландской столицы. За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников.

Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов. Он молод, счастлив в любви, богат, полон энергии.

Богатейшая коллекция восточных костюмов, старинного оружия, ковров, экзотической утвари, украшений очень помогает ему в работе для создания исторического антуража героям библейской старины.

В 1638 году Рембрандт пишет одно из самых значительных своих произведений, картину «Ослепление Самсона». В основу картины легла история из Ветхого Завета. Самсон — великий герой и непобедимый силач страстно влюблён в Далилу, дочь народа филистимлян, с которым иудеи жестоко враждуют.

Далила, которую подкупили телегой серебра, выпытывает у своего возлюбленного тайну его нечеловеческой силы. Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы. И вот ночью Далила остригает кудри Самсона, чем лишает его силы и призывает притаившихся наготове своих сородичей.

Полные жаждой мщения филистимляне ослепляют Самсона и ввергают его в темницу. Проходит довольно много времени, и Самсона приводят в царский дворец, чтобы поиздеваться над беспомощным героем, но его волосы успели отрасти, а вместе с волосами вернулась и сила.

Слепой Самсон обрушивает стены здания на собравшихся филистимлян, но и сам гибнет вместе с ними.

На этот сюжет художниками Возрождения и Нового времени была написана не одна картика, но обычно изображались нейтральные эпизоды, например, искушение Самсона, или же тот момент, когда Далила остригает ему волосы. Рембрандт же избрал самую трагичную сцену в этой истории — сцену ослепления.

Вид Самсона беспомощно бьющегося в руках беспощадных врагов (размеры картины таковы, что все фигуры изображены в натуральную величину), орудие ослепления — зловещий изогнутый кинжал, торжество Далилы, выбегающей из шатра с ножницами в одной руке и волосами Самсона в другой — всё это производит на зрителя удручающее впечатление.

Возможно, именно из-за мрачного натурализма картины, искусствоведы, говоря о творчестве Рембрандта, вспоминают об «Ослеплении Самсона» гораздо реже, чем она того заслуживает. Во всяком случае, великолепная игра света и тени, психологизм и динамика изображённой сцены ставят это произведение в ряд величайших шедевров живописи.

В настоящее время картина «Ослепление Самсона» находится в собрании Штеделевского  Художественного института во Франкфурте-на-Майне.

Источник: http://www.webmechta.com/history/657-osleplenie-samsona

Ослепление Самсона

Живопись эпохи барокко
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Ослепление Самсона». Размер картины 236 x 302 см, холст, масло. Самсон — знаменитый библейский судия-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.

Будучи посвящен Богу в качестве назарея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества.

Нарушив обет назарейства, Самсон поддался страсти к коварной Далиле и был тайно лишен ею и волос, и силы, к великой радости филистимлян, которые овладели обессиленным богатырем, ослепили его и, уведя в плен, поставили Самсона на унизительную работу при мельничном жернове. Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению.

Его жизнь закончилась под развалинами филистимского капища, потрясенного им и рухнувшего на него вместе с массой ликовавших на его кровле филистимлян.

Самсон как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Книги Судей; история его подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей, находящих любопытное подтверждение в исследованиях новейших археологов и географов.

Уже первые исторические картины с библейскими сценами — от «Мученичества святого Стефана» (1625) до «Давида и Саула» (1630), от Христа, изгоняющего торговцев из храма (1626), до «Христа в Эммаусе» (около 1629) и «Динария кесаря» (1629), лучшие портреты этого времени, изображения пророчиц, апостолов и портреты выражают своеобразное противоречивое стремление художника к выразительности, являясь сплавом холодной серьёзности и драматического накала в творчестве Рембрандта. И это было не случайно. За этим стремлением скрывается, по-видимому, желание Рембрандта воплотить в тематически определённом действии, в событиях, страданиях и триумфе не только «страсти», но и показать раздвоенность, противоречивость человеческой сущности и в этом показе достичь пределов обнажённой жизненной правды.

С возникновением таких представлений изображающая сила художника Рембрандта начинает опережать воспринимающее сознание.

Она развёртывает в изображениях Рембрандта благодаря захватывающей неподкупности воззрения и живому стремлению к правдивости живописную панораму, «не замутнённую никаким морализмом вещественности» и вызывает к жизни такую всеобъемлющую иронию по отношению к существующей реальности, которую Томас Манн определял как «в своей неподкупности чудовищный смысл искусства», как «всеутверждение, являющееся одновременно и всеотрицанием».

История голландского искусства периода барокко. Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_15.html

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669)

Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.

В этот период он много пишет портретов членов своей семьи — матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей.

Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов.

В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописсца его большая заказная картина «Урок анатомии».

Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи — Саскии ван Эйленборх — и с этих пор попадает в патрицианские круги.

Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: «Флора», «Автопортрет с Саскией на коленях».

Но счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью.

Читайте также:  Музей театра ла скала, милан

Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом.

Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: «Синдики», «Возвращение блудного сына», поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.

Источник: http://cvetamira.ru/rembrandt-harmens-van-reyn-1606-1669

Библейский Самсон

САМСОН

САМСОН (Шимшон), сын Маноаха из колена Дана , «судья» (правитель) древних израильтян, чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13–16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине.

Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое,а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ.

Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом.

Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Самсон угрожает тестю. 1635 г.
Государственные музеи Берлина

В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона.

Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам.

Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Гюстав Доре.Самсон громит филистимлян ослиной челюстью

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону».

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Предательство Далилы. 1629-30 гг.
Государственные музеи Берлина

После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы.

Франческо Мороне. Самсон и Далила

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его».

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила.

Фрагмент

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона.

Фрагмент. 1636 г.

Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему.

Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.

Гробница Самсона сегодня

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет. Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

.Гибель Самсона

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

Шиферный барельеф «Самсон разрывает пасть льва»

XI—XII вв.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

«Самсон, раздирающий пасть льва» — центральный фонтан

дворцово-паркового ансамбля Петергофа. (1736 г.)

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в.

, особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.

).

Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.

), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951–52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф.

Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К.

Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

ЭЕЭ

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/857886.html

Ссылка на основную публикацию