«тайная вечеря», якопо бассано — описание картины

Якопо Бассано и его работы

Краткая биография и описание знаменитых работ мастера ренессанса.

Стиль Бассано

Якопо Бассано (около 1517, Бассано – 1592, Бассано), настоящее имя Джакомо да Понте, — выдающийся художник эпохи позднего Возрождения. Родился в семье художника Франческо Бассано Старшего. Живописи учился у своего отца, позже в Венеции — у Бонифации Веронезе.

В 1540 вернулся в родной город. Там у него была большая мастерская, а в 1549 он был назначен консулом.

Под влиянием Тициана, Лоренцо Лотто, Тинторетто и художников-маньеристов Бассано удалось выработать свой стиль, для которого характерны точность в воспроизведении реальности, жанровая трактовка религиозных композиций, в которые он включал сцены крестьянской жизни.

Его произведения отличают необычное освещение, которое словно исходит от полотен, высокая точность передачи деталей, а также естественность живописного повествования.

Основные произведения

  • Усекновение головы Иоанна Предтечи, около 1550, Государственный музей искусств, Копенгаген;
  • Пейзаж с притчей о сеятеле, 1560–1570, Музей Гиссеп-Борнемиса, Мадрид;
  • Рай на Земле, около 1573, Галерея Дориа Памфили, Рим.

Распятие, 1562. Холст, масло.
Бассано выразительно передает библейскую драму.

Крест с распятым на нем Христом, написанный ясными серебристыми тонами, высится над людьми на фоне затянутого тучами неба, от которого исходит темный вибрирующий свет. Позы и жесты людей у ног Спасителя, насыщенные тона усиливают драматизм картины. Крещение святого Лучиллы, около 1575. Холст, масло.

Позднее полотно Бассано, написанное яркими красками, отличается подчеркнутой игрой света. Широкая палитра прохладных, светящихся тонов создает эффект наполненного светом пространства.

Тайная вечеря, около 1547. Холст, масло.
В небольшое пространство картины вписаны фигуры апостолов и Христа. Позы, жесты, выражения лиц говорят о сильном волнении апостолов.

Бассано расширил традиционный религиозный сюжет и усилил жанровый мотив. Однако это следует рассматривать не как отход от религиозного понимания темы, но скорее как изобразительный модус, поясняющий смысл картины и являющийся в некотором роде пророческим, опережающим свое время.

На фрагменте отчетливо видна различная реакция апостолов на пророчество Христа о том, что один из них предаст его. Апостол на переднем плане указывает на преломлённый хлеб и смотрит на Спасителя открытым взглядом. Так художник передает легенду об искупительной жертве Христа.

Поклонение пастухов, около 1562. Холст, масло.
Произведение является типичным примером самобытного творчества художника в период после 1550. Обращение к бытовому жанру свидетельствует об интересе Бассано к природе и сельской жизни.

Религиозная тема служит предлогом для изображения идиллической сцены. Современники Бассано особенно ценили его работы за их близость к реальной жизни, гармонично сочетающуюся с духовностью.

От ранних произведений эту картину отличает сдержанный колорит.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/yakopo-bassano-i-ego-raboty.html

Якопо Тинторетто — картины

Якопо Тинторетто — мастер венецианской школы живописи эпохи Высокого Возрождения, который совершил удивительное открытие для своего зрителя в аспекте использования работ со светом для достижения необходимого эмоционально-образного эффекта в художественных произведениях. Его можно назвать предтечей художников стиля барокко по напряженности и динамике изображаемого. В 2018 году всеми почитателями творчества Тинторетто будет отмечаться круглая дата — 500 лет со дня рождения живописца.

Начало: художник эпохи Возрождения

Тинторетто — уроженец Венеции. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Сыну при рождении дал имя Якопо. Прозвище, под которым Якопо Робусти известен в истории искусства, дословно и означает «маленький красильщик».

Такое прозвище он получил, вероятно, в связи с тем, что с раннего возраста помогал малярам в их работе, а еще очень любил рисовать углем и папиными красками на стенах домов.

В качестве своих учителей называл своего первого реального учителя — Тициана, а также Леонардо да Винчи и Микеланджело, которых почитал за идеал художника.

Первые самостоятельные работы художник выполнил на мифологические темы. В 21 год Якопо стал хозяином художественной мастерской и на правах старшего получал наиболее выгодные заказы. Среди них — известное полотно Тинторетто «Тайная вечеря».

«Тайная вечеря»: описание первой версии

На этот популярный у художников сюжет Тинторетто создал два полотна в разные периоды развития своего мастерства: в начале пути и ближе к его концу. Между их написанием прошло 45 лет.

Есть и промежуточный вариант, датированный 1579-1581 годами, то есть через 34 года после первой и за 11 лет до последней.

Сравнение этих картин дает возможность увидеть процесс становления творческого почерка художника.

Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается.

С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. По центру небогатого помещения, пол которого вымощен квадратными каменными плитами, стоит прямоугольный недлинный стол, накрытый белоснежной скатертью.

Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Иисус повернут к зрителю лицом. Большинство апостолов — в профиль. Трое повернуты к нам затылком, причем один из них одет в черные одежды и отделен от прочих пустыми табуретами.

Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. С обеих сторон картины на переднем плане расположились молодые женщины, одетые в белоснежные одежды. Одна из них — в сопровождении пухленьких маленьких детей и черной собаки, спокойно сидящей на полу.

Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Иисус Христос еще не преломил хлеб, и даже не взял его — перед ним пока стоит полная тарелка. Он ведет беседу со своими учениками.

Вторая версия картины

Эта «Тайная вечеря» Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака.

Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря «открытой» композиции.

И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.

Место, в котором происходит трапеза, больше напоминает кабачок или таверну. Пол, как и в первой версии, выложен из квадратных плит двух цветов. Стол покрыт скатертью, но уже не белоснежной, а скорее сероватой.

Он низкий, и сидящие разместились на перевернутых боком табуретах. У торцевого конца стола на коленях в красноватого оттенка одеждах — Иисус Христос. Он, в отличие от предыдущего полотна, повернут полупрофилем.

По левой стороне стола третьим сидит человек в белой одежде, отмеченной в районе лопаток розоватыми пятнами, и спущенном черном плаще. Он — единственный, кто повернут к зрителю спиной. Видимо, это Иуда. Иисус в левой руке уже держит хлеб, но еще продолжает вести беседу.

Стол уже не делает акцент на центре картины, он располагается по диагонали от левого нижнего к центру правой стороны полотна. Он находится как бы немного сбоку, скромно и изолированно, образуя отдельный мир Иисуса и его учеников.

На дальнем плане картины Тинторетто мы видим ступени, ведущие на внутреннюю террасу таверны, где стены украшены цветными росписями, люди — нарядны. Они находятся по социальной лестнице выше, чем прочие. И лестницы между уровнями-планами могут рассматриваться как символ социального размежевания общества.

В отличие от первого варианта, в этом полотне больше живой обыденности, динамики и реалистической составляющей. А вот колорит гораздо более сдержан, многозначен и приглушен.

При этом Тинторетто продолжает совершенствовать работу по использованию света для создания эмоционального и смыслового акцента.

И освещенный дверной проем на дальнем плане можно трактовать как выход из грядущей ситуации. Но что будет, если в него выйти?..

Последняя версия

Последний вариант картины Тинторетто совсем далек от первого и гораздо более близок к барочной живописи. При всей монохромности колорита художник использует цветовые символы, и особое значение приобретают световые акценты, создавая контрасты и атмосферу мистического характера.

Событие показано автором как бытовая трапеза в таверне, где в активное действие включены все персонажи — и главные, и второстепенные. Особого напряжения и динамичности Тинторетто достигает через необычные для эпохи ракурсы и позы.

Стол, покрытый белой скатертью, служит разделительной чертой полотна на две зоны, отделяя суетную мирскую жизнь от мира Иисуса и апостолов. Светом выделяется та часть, где расположились главные библейские персонажи.

Иисус расположен не во главе стола, а среди своих учеников. Он уже разломил хлеб и раздает его апостолам. Ближе всех к зрителю, у самого края стола, располагается одетый в черный плащ Иуда.

С ним никто из апостолов не общается, зато простолюдин что-то нашептывает на ухо.

Сверху, под тяжелым плоским потолком, вьются персонажи с крыльями: то ли ангелы, то ли демоны. Но они четко разделены на две группы соответственно зонам. Одни более призрачны, другие изображены более материально. Все происходящее под потолком добавляет мрачной мистичности произведению.

Тинторетто-портретист

Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Мастер выбирает форму поколенного портрета. При этом атрибуты почти исключает — в качестве средства художественной выразительности они ему не нужны.

В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Все его персонажи словно статуи — недвижно застыли на полотне. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо.

Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Сами изображения просты и лаконичны, цветовая гамма скупа и не отвлекает от восприятия личности.

Есть в его коллекции и автопортрет, где из темного фона будто бы выплывает светлый овал испещренного морщинами лица глубокого и тонко чувствующего человека, много чего повидавшего в жизни.

Характеристика творчества

Ранним произведениям Тинторетто уже была свойственна классичность исполнительской манеры, но в дальнейшем художник нашел свой путь в живописи, совсем отличный от традиционного. Для его произведений характерны:

  • широкий мазок;
  • сложные ракурсы;
  • высокий горизонт;
  • богатый узор линий;
  • сдержанный колорит;
  • легкие и полупрозрачные образы на дальнем плане;
  • использование сети легких мазков для создания дальнего плана;
  • толстые, грубые линии;
  • световые акценты;
  • высокая динамика и энергетика;
  • использование впечатлений и образов бытовой стороны жизни.

«Чудо святого Марка»

Это полотно можно по праву назвать первым шедевром в творчестве Тинторетто. Суть истории не нова: раб-христианин повержен толпою язычников на землю и избиваем ею. Его ожидает страшная казнь.

Но вдруг с Неба спускается святой Марк и совершает чудо — тело христианина становится настолько прочным, что от него отскакивают все удары, а пакли и мечи разбиваются. Мы видим недоумение людей, узревших это чудо.

Постепенно толпа начинает бежать с площади.

Автор использует приемы, которые потом станут «визитной карточкой» его творчества: динамику поз и ракурсов.

За счет них направляются сюжетные потоки и внимание зрителей, разделение поля картины на зоны и выделение светом важных по смысловым акцентам моментов, персонажей, объектов.

Самая динамичная фигура в этой, еще не лишенной традиционности средств художественной выразительности Возрождения картине — святой Марк, покровитель Венеции.

При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе. Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах.

«Битва архангела Михаила с Сатаной»

Картины Тинторетто — это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Его работы — сплошной вихрь, водоворот, буйство! Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Особо интересно в этом плане полотно «Битва архангела Михаила с Сатаной».

Читайте также:  Картина "смерть инессы де кастро", брюллов

Стремительно налетает небесное воинство, и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Падают с ними и поверженные ангелы.

И опять излюбленный прием деления полотна на зоны: стремительное копье, разящее сатанинское отродье, разделяет картину по диагонали: в одной части — Мадонна с младенцем Иисусом на руках взирает с небес на битву, опираясь ногою на перевернутый серп луны, а другою утопая в белоснежном облаке.

Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи, исходящие от дланей Бога-Отца. Он воспарил над всеми и на просто благословляет архангела Михаила на битву, но и сам деятельно помогает ее исходу. И снова Тинторетто объединяет в своей технике материальность образов и призрачность свечения.

«Грехопадение Адама и Евы»

Это одно из ранних произведений Тинторетто. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева).

Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения.

В ней использованы плавные струящиеся линии, почти отсутствует свойственная художнику динамика, но вот особое владение светом насыщает пастельный монотонный пейзаж мягким и теплым свечением, как будто бы разливающимся на все благодатью Божьей.

«Юдифь»

Для создания удивительного произведения «Юдифь» Тинторетто использовал сюжет, не менее популярный, чем «Тайная вечеря». Полное название картины соответствует названию библейской легенды — «Юдифь и Олоферн».

В этой истории рассказывается о военачальнике вавилонского царя Навуходоносора Олоферне, который был умерщвлен израильской вдовой по имени Юдифь. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ.

В вариации Тинторетто мы видим ту часть сюжета, в которой Юдифь и ее служанка собираются унести отсеченную голову Олоферна. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.

Очень материально выписана текстура тканей, использован насыщенный, сочный колорит. А фигура Юдифи, склоненная в сторону, является косой осью, делящей плоскость полотна на две части. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы.

Тело Олоферна расположено таким образом, что кажется, будто он мирно спит, запрокинув голову, а Юдифь укрывает спящего. Вторая часть картины динамична и напряженна: автор использует для создания необходимого эффекта затененность и много черных пятен.

Драматизма добавляет и сильно скрученная фигура служанки, прячущей голову Олоферна за спину в складки одежды.

Церковные заказы

Речь идет о картине «Поклонение Золотому тельцу», написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто.

Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки, и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне — Моисей. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить.

Условно картина делится на две части — большую нижнюю, выделенную затемнением, и верхнюю светлую. В нижней помещены все, кто погряз в грехах и ересях. В верхней — просветленный Моисей и те, кто пошел за ним.

Вертикальной осью, вдоль которой идет деление и размещение персонажей, выступает гора Синай. Горизонтальной — темные облака и тенты над головами грешников.

Картина вся пронизана активным движением и насыщена персонажами, что свойственно кисти живописца.

«Страшный суд»

Произведение из ряда библейских, продолжающее в его творчестве историю существования мира. Свой «Страшный суд» Тинторетто, как и упомянутую выше картину, писал для алтаря церкви Санта-Мариа-дель-Орто. Расположено произведение справа.

Многофигурное полотно, выполненное, как и предыдущее, в коричневато-охристой гамме с использованием цветовых пятен, помогает притягивать и перемещать взгляд зрителя в авторской логике. Явно в нем можно насчитать пять горизонтальных ярусов: снизу-вверх — от темного к светлому.

Наверху на облаке — Деисус: в центре Иисус Христос, справа от него Дева Мария, слева — Иоанн Креститель. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Немного схоже с дантовскими «кругами». Чуть ниже — ангельское войско, исполняющее вердикт.

«Даная»

Еще один шедевр из мифологического творчества мастера — полотно «Даная». Тинторетто в основу произведения положил миф о дочери царя Аргоса, сын которой, по предсказанию оракула, должен был убить своего деда. Царь не решился на убийство дочери, но замуровал подальше от людских глаз, чтобы у нее не могло быть детей.

Даная посвятила себя Зевсу. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его. Так сбылось предсказание оракула.

Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае.

«Происхождение Млечного пути»

Картина, которая считается одной из звездных работ мастера среди всех произведений мифологического содержания. Сюжет его связан с мифом о Зевсе, который хотел одарить своего сына от земной женщины, Геракла, бессмертием. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной.

Из капель, пролившихся на небо, и образовался Млечный путь. Композиция, созданная Тинторетто, очень нарядна и выполнена в сочных ярких и в то же время чистых и нежных красках. Кроме главных участников истории, на полотне мы видим большое количество второстепенных персонажей.

Но второстепенными они являются лишь с виду, а на самом деле все элементы и герои картины являются аллегорическими изображениями, раскрывающими скрытый смысл произведения.

В построении композиции мастер использует свойственное ему деление полотна на зоны — в данном случае, как и в «Юдифи и Олоферне», наклонной осью является фигура спящей на небесном ложе Геры.

Таким образом, творчество Тинторетто стало пограничным между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени в итальянской живописи.

Источник: https://www.syl.ru/article/333501/yakopo-tintoretto—kartinyi-taynaya-vecherya-strashnyiy-sud-yudif-poklonenie-zolotomu-teltsu-hudojnik-epohi-vozrojdeniya

Якопо Бассано, Венецианский талант. | Вениамин Гайдпарков

Тайная Вечеря, 1542, Якопо Бассано, Last Supper 1542, by Jacopo Bassano(1510-1592)

Сегодня я должен был закончить про художницу Виже-Лебрён.

И у меня уже практически все картинки обработаны. Но на большой кусок работы мой организм не соглашается.

Не могу его победить.

Эту «Тайную Вечерю» я давно собирался показать. Я не буду расказывать и показывать этого художника.

Только пару слов для понятия. Это Венецианская школа позднего Ренессанса.

Когда умер Рафаэль(1520) сразу или чуть позже(по-разному относятся) наступил конец эпохи Высокого Возрождения и начался Маньеризм. Но Венеция сохраняла и развивала поздний Венецианский Ренессанс.

Начало школы идёт от Беллини и Джорджоне (жмите в метках Джорджоне), его ученик Тициан (в метках), великие, и главное интереснейщие таланты Веронезе и Тинторетто и примкнувший к ним всем, наш герой Якопо Бассано.

Западные историки искусства включают этого Бассано (большая династия художников)в главные имена основателей и создателей Венецианской школы. Вообще-то, этот Бассано (его отец был успешный художник и из четырёх сыновей-художников самого Якопо двое достигли серьёзной известности) был первым пейзажистом.

Пейзаж создали фламандцы в 15 веке. У них взяла Италия. Но Бассано был первым, кто писал очень много пейзажных работ. Давайте посмотрим. Я поместил эту картину, потому что мне на самом деле нравится. Бассано был интересной личностью. В 30-х годах он пожил несколько лет в Венеции и учился у известного художника.

Но в 1539 г. умер отец и Бассано вернулся в их городок Бассано-дель-Граппа, недалеко от Венеции, и прожил там до самой смерти больше чем 50 (пятьдесят) лет. Его не тянуло в столицы. Редкий характер. Он знакомился с живописью по эстампам. Но не забудьте, что эстампы (гравюры) были чёрно-белые.

Эту замечательную и такую оригинальную работу Бассано написал через три года после того как он вернулся домой. В этом определённо было преимущество. Родной город, семейная мастерская от отца и все в городе его знали. Спокойная, уверенная жизнь, которая позволяла заниматься живописью без особенных волнений.

На картине явно ощущается интерес Бассано к Маньеризму.

В дополнение к Маньеризму, нет сомнений, что на эту работу повлияли определённые гравюры (ксилография; есть в метках) Дюрера и понятно, что Бассано видел работы Рафаэля. Я не знаю кто будет столько читать. Теперь и вычеркнуть нечего.

Замечательный результат влияния Дюрера и Рафаэля мы видим в том, как Якопо написал участников драмы такими эмоционально заряжёнными. Вы чувствуете напряжение, которое Якопо подвесил в воздухе? Всё дрожит!

Почти что буквально. Эмоциональность участников художник соединил с динамикой сцены и с очень интересно стилизованными позициями фигур.

Переплетение ломаных линий в разных плоскостях, практически создаёт впечатление кубизма. Именно так, великая «Смерть пикадора» Гойи повлияла на Пикассо и на создание кубизма. Маньеризм придавал значение деталям.

Бассано очень удачно и наверное можно сказать творчески, использовал это.

Художник деталями и такой удачной, оригинальной композицией, заставил наше внимание двигаться от фигуры к фигуре, от одной сценки к другому островку из пары Апостолов.

Мы идём по кругу и не хочется отрываться. Бассано, живя почти что в деревне, умел использовать то что создавали великие предшественники, а также новые стили и направления. У него больше не будет такой удачи в многофигурной композиции. Но эта работа, на самом деле — настоящая удача. Здесь всё получилось. И кожа живая—тёплая, а?

Мышцы и сухожилия не картинные.

А посмотрите какую штуку Бассано сделал с босыми ногами под столом. Они почти что живут отдельно. Давайте немного посмотрим на участников. Кроме Христа, мне нравятся все.

Христос похож на Радзиховского, когда, давненько, (уже много лет ничего не смотрю)Радзиховский молчал несколько секунд, а потом отвечал на вопрос. Не надо делать тупые и пошлые замечания.

Общее сходство есть на самом деле. Но сам Христос какой-то непонятный. Не получился.

Он сказал Апостолам, что его сегодня предадут и уже не смотрит на них, а думает о том, что случится. Мы видим это на его лице. Именно так, часто, или нередко, писали Христа в «Тайной Вечере».. Видите как бывает. Всё было задумано абсолютно правильно, но что-то не получилось. Может быть это только я так вижу и чувствую?

Я вижу, что на лице Христа показаны его чувства о том, что с ним случится, но их, чувств нету. Они только показаны.

Иоанн, как всегда молоденький и спит. Здесь он не похож на женщину, но очень нежный юноша. Те идиоты, которые пытаются объявить что Леонардо да Винчи написал вместо Иоанна, Марию из Магдалы, просто идиоты! Есть более ранние работы «Тайная вечеря», 15-го века, где Иоанн ещё больше написан похожим на девушку, чем у да Винчи. Это была традиция. И больше ничего.

Длинными веками маленьких мальчиков одевали как девочек. С этим нет проблем, мудозвоны? Мудаки хотят продавать публике созданные ими самими тайны и с этого кушать белый хлеб с чёрной икрой. На этих работах почти всегда один Апостол с ножом. Я не могу назвать их всех. Но рядом с Христом всегда есть его брат Яков и Пётр.

Похоже, что лысый Апостол справа от Христа(смотрим от нас) это Пётр, который по воле художника предчувствует страшные, унизительные события, которые его ждут этой ночью.

Все остальные Апостолы, динамикой, эмоцией фигур и выразительными движениями рук активно участвуют в обсуждении того, что сказал Христос. Все, кроме одного. Тот что слева в тёмнозелёной одноцветной одежде, стоит один и не кричит, не размахивает и не вопрошает—КТО?

Наверное можно не сомневаться, что это и есть Иуда. Поставьте картину на экран (максимально большую), комфортно, без напряжения откиньтесь в кресле и медленно, по кругу, снова посмотрите на эту удачную, талантливую работу, на многократно повторенный сюжет в мировой живописи.

Вениамин.

Читайте также:  Какой экспонат считается жемчужиной лувра

Источник: http://maxpark.com/user/3661715701/content/1422245

Тайная вечеря

Adelina — 12.04.2012

Тайная вГ©черя— событие Евангелия, последняя трапеза Иисуса Христа с учениками и апостолами.Копия фрески Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (неизвестный автор 17 века).

Три важнейших события произошли на Тайной вечере, последней трапезе Иисуса Христа с учениками: предсказание Христом предательства Иуды, установление обряда причащения и омовение им ног учеников. События эти сопровождались определенными действиями участников вечери — действиями, реконструировать ход которых можно, сопоставив рассказы всех четырех евангелистов.

Как главные моменты этой вечери, так и ряд их деталей нашли отражение в живописи и получили свою интерпретацию.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1494 -1498. Фреска до реставрации. После омовения ног Иисус Христос открыл ученикам, что один из них предаст Его. Апостолы в испуге стали посматривать друг на друга, и каждый спрашивал Спасителя: «Не я ли, Господи?..

» Иуда также сказал: «Учитель, не я ли?» Иисус Христос тихо и кротко ответил ему: «Ты сказал». Иоанну, который сидел рядом с Христом, произнес: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» И отдал его Иуде Искариоту, проговорив: «Что делаешь, делай скорее». Никто не понял этих слов Спасителя.

И вот Иуда, у которого был ящик с деньгами, взял из рук Христа хлеб и вышел вон из комнаты.Тайная вечеря. Валентин де Булонь (1591-1632). В последние часы Своей жизни земной, во время Тайной вечери, беседуя с апостолами, Спаситель установил Таинство Евхаристии, или Причащения,— важнейшее в Церкви.

Благословив приготовленный хлеб, Христос преломил его и раздал ученикам со словами: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в воспоминание обо Мне». А по окончании вечери взял чашу «от плода лозного» (с виноградным вином) и подал ее ученикам: «Пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Так, под видом хлеба и вина, и стала принимать Церковь Тело и Кровь Своего Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи всего человечества. Таинство Евхаристии ежедневно совершается за богослужением, называемым литургией (обедней).Козимо Россели. Тайная Вечеря. Фреска Сикстинской капеллы.

На Тайной вечере Спаситель открыл Своим ученикам, что Он скоро оставит их, будет взят и распят, а они разбегутся от страха. На это апостол Петр сказал: «Господи!.. Я душу мою положу за Тебя!». Христос ответил: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Еще продолжалась Тайная вечеря, а Иуда уже побежал предавать своего Учителя.

Иисус с апостолами вышли из горницы и, воспев псалмы, направились на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад. В глубине сада Иисус, отойдя от учеников, стал молиться: «Отец Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, пусть будет так, как хочешь Ты».Jacopo Bassano (1542). Вернувшись к ученикам, Он застал их спящими. «Встаньте, приблизился предающий Меня»,— сказал им Иисус.

В сад входил Иуда с целой толпой вооруженных людей, заранее предупредив воинов, что арестовать надо того, кого он поцелует. Иисуса схватили и повели на судилище. Римский наместник Понтий Пилат, к которому привели Иисуса, не хотел предавать Его смерти: «Не нахожу Его виновным»,— отвечал он иудеям. Но те все же настояли на казни.

Пилат демонстративно умыл перед народом руки в знак того, что он не хочет брать на себя грех осудить невиновного, а иудеи громко кричали: «Распни Его, пусть кровь Его будет на нас и на детях наших!»Andrea del Castagno (1447). Веками Тайная Вечеря привлекала внимание христианских художников.

Для картины обычно выбирался один из двух ее драматических моментов либо утверждение Иисусом Христом Святого причастия, либо Его пророчество о том, что один из апостолов Его предаст. На раннехристианской мозаике VI века акцепт сделан полностью на причастии — Иуда вообще не выделен, апостолы спокойно, согласно римскому обычаю, полулежат за полукруглым столом.

Христос занимает почетное место слева.Никола Пуссен.Тайная вечеря (1647). На испанском алтарном фронтоне второй половин XIII века, несмотря на живость индивидуальной трактовки апостолов, также сделан акцент на причастии.

Но уже на фреске художника школ: Пьетро Лоренцетти, созданной до 1348 года, внимание сконцентрировано на предательстве: Христос смотрит на Иуду, единственного из всех апостолов лишенного нимба. Появляются дополняющие картину, не связанные с сюжетом изображения слуг и животных.Pietro Lorenzetti (1310- 20). У православных в Великий четверг совершается литургия Василия Великого.

На всенощной великого Пятка, которая совершается в страстной четверг вечером, бывает утреня с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Иисуса Христа. Во время этой службы верующие стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой. По старому обычаю, делают на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем.

В благочестивых семьях существует обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи. В кафедральных соборах совершается обряд «Умовение ног», а при митрополичьей московской кафедре в этот день варится святое миро.

Многие православные верующие в этот день приступают к Причастию, поскольку в Великую Пятницу литургия не служится, и литургия в Великий четверг — последняя перед Пасхой. В этот день принято мыть и украшать жилище, купаться (отсюда «чистый четверг»).Juan de Juanes (1560). В Католической Церкви Великий четверг — первый день Пасхального триденствия.

Утром в кафедральных соборах служится месса освящения мира, которую обязательно совершает епископ. Священники во время этой мессы обновляют обеты, принесённые ими при рукоположении.Вечером служится месса воспоминания Тайной Вечери, во время которой священники проводят обряд омовения ног прихожанам. Во время этой мессы после гимна «Слава в вышних Богу» смолкают орган и колокола, которые не используются до самой Пасхи. По окончании мессы Святые Дары переносятся с главного алтаря в боковой, так называемую «темницу», что символизирует арест и заключение под стражу Христа. Во время переноса поётся литургический гимн Pange lingua.Jacopo Tintoretto (1594).Доменико Гирландайо.Никола Пуссен Тайная Вечеря (1640).Николай Ге. Тайная вечеря (1861 — 1863).Pascal Adolphe Jean Dagnan Bouveret (1852 — 1929).Симон Ушаков.Александр Иванов.Нестеренко Василий Игоревич.Тайная вечеря. Сальвадор Дали.Поль Густав Доре Тайная Вечеря Гравюра 1865.Dirk Bouts (1464-68).Jaume Huguet.Симон Вуэ. Тайная Вечеря (1615-.1620).Джотто ди Бондоне.
Adelina.
Очень прошу не ставить в комментарии картинки. Спасибо за внимание!! Код в комментарии.

Архив записей в блогах:

— И когда матросы заканчивали драить пол, вниз сходил капитан, снимал свою белоснежную фуражку и пускал ее скользить по палубе… Если на ней оказывалось хоть пятнышко грязи, то капитан отдавал команду, и матросы вновь брались за швабры…Из многих …

Отеки, боль в рёбрах и просто поныть

Болит солнечное сплетение — страсть!! Спать на боках невозможно — либо слева, либо соответственно справа через 5-30 мин резкая аццкая боль, которая потом концентрируется прямо под ложечкой. На спине тоже не вариант(( Сплю которую ночь по 2-3 часа в общей сложности да ещё и в рабочем …

Вирус в Фейсбуке: защита и профилактика

В последние сутки наблюдаю в Фейсбуке шквал персональных сообщений от пользователей, с которыми давно не общался. Сообщения содержат мой юзерпик, ссылку на какой-то фишинговый сайт и подпись Anton Nossik Private Video! Разумеется, владельцы аккаунтов, с которых это сыплется, никакого отн …

Я вообще-то собиралась отправить эту запись под глаз, но подумала, что кому-то эти списки могут пригодиться, дети у всех есть, и детские дни рождения то и дело случаются, и приходится их праздновать. Вы можете взять мое меню и мой список за основу и написать свой, так гораздо легче, чем …

Источник: https://yablor.ru/blogs/taynaya-vecherya/2398289

«образовательные возможности картины «тайная вечеря» якопо тинторетто»

УДК: 18.07 (теория и методология искусства и проблемы искусствоведения)

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАРТИНЫ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЯКОПО ТИНТОРЕТТО»

Толстихина Екатерина Михайловна

Научный руководитель: д-р филос. наук Жуковский В.И.

Сибирский Федеральный Университет/Гуманитарный институт, Факультет искусствоведения и культурологии, Красноярск, Россия

Зачем человечеству нужны произведения искусства и почему картины прошлых веков интересны нашим современникам? Что такого содержит в себе произведение? Какие функции оно выполняет? Такие вопросы наталкивают на размышления, результатом которых может быть гипотеза о том, что произведение искусства что-то выражает, содержит в себе информацию и при контакте со зрителем произведение несет в себе образовательную функцию. Обратимся к конкретному примеру.

В современном мире диалектика плоти и души в человеке обсуждается достаточно редко. Считается, что человек, живущий плотью, и есть настоящий человек.

Такой человек ставит главным в жизни гедонизм, улучшение своей оболочки, заключающееся в материальных вещах, которыми он себя окружает. В такой ситуации духовная составляющая уходит на второй план.

А может ли преимущественно душевная организация стать образцом для человека?

Проблему диалектики душевного и плотского раскрывает произведение «Тайная вечеря» Якопо Тинторетто, мастера эпохи Возрождения. Но почему стоит обратиться именно к Якопо Тинторетто? Ведь этот сюжет достаточно распространен, и многие художники прибегают к данной теме.

Известны произведения «Тайная вечеря» у Джотто, Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Рафаэль Санти, Якопо Бассано, Дирка Баутса, Николаы Пуссена, Сальвадора Дали и других. Каждый художник освещает определенный аспект сюжета «тайная вечеря», который несет в себе определенную проблему.

В своем произведение Якопо Тинторетто обращается к раскрытию проблемы противоречия между пищей духовной и физической.

Якопо Тинторетто сформировался в период расцвета Высокого Возрождения, учился у великого Тициана. К сюжету «тайная вечеря» художник обращался неоднократно. Рассматриваемое произведение было написано в возрасте 76 лет, в год смерти, картина – как завещание.

Произведение написано для прекрасной венецианской монастырской церкви Сан Джорджо Маджоре. В церкви 3 нефа, с капеллами в боковых нефах, что создает простор пространству. Картина расположена справа от алтарной части на стене.

Произведение большое: 365х598. Когда зритель подходит к картине, появляется оптический обман кладки пола. Это достигается за счет трех оттенков камня. Пол выглядит как ступени, с гранью вверх.

Появляется момент восхождения к произведению.

Художественное пространство представляет библейский сюжет — последняя трапеза Иисуса Христа и двенадцати Апостолов. Сначала зритель теряется в пространстве произведения, где много действующих лиц и полумрак.

Однако, затем можно увидеть систему в расположении героев. Можно выделить следующих персонажей: Апостолов во главе с Исусом Христом, персонажей прислуживающих им и ангелов.

Появляется возможность выделить четкую структуру.

В картине изображена сцена трапезы. В нижней части персонажи заняты распределением еды. В средней части расположен длинный стол с сидящими за ним Апостолами во главе с Иисусом Христом. Стол заставлен яствами. Вверху — потолок, в пространстве которого представлена лампада и ангелы.

Отметим, что в художественном пространстве картины соединены два аспекта: изображены ученики Христа, но у них присутствуют нимбы, которые появляются после снисхождения Святого Духа. Таким образом, в произведении – апостолы.

«Все пространство произведения организовано за счет композиционной структуры, которая имеет облик виртуальной кривой». Она называется «figura serpantinata». Выявим ее движение.

Можно заметить, что все персонажи художественного образа подчиняются змеевидной фигуре и строятся в соответствии с ходом движения данной фигуры.

В художественном пространстве изображен персонаж, условно назовем его «распорядитель». Он в правом углу переднего плана представлен вполоборота. Его руки обращены в сторону стола с большим количеством пищи, а лицо в сторону женщины, на полу протягивающей наполненное блюдо. Мужчина в тяжелых бархатных одеждах.

Рядом расположена сидящая женщина, которую условно назовем «распорядительница». Она в тяжелом платье. Женщина протягивает «распорядителю» полное яства блюдо. На переднем плане помимо людей представлены животные – собака и кошка. Через корзину происходит объединение женской фигуры и кота, который став на задние лапы, заглядывает в корзину.

Линию серпантинаты перехватывает прижавшаяся к полу собака, выглядывающая из-под стола.

Линию продолжает персонаж, условно назовем его «Нищий с посохом». Он в левом углу стоит с наклоном к евангелисту, опираясь на посох. Его одежды бедные и рванные. На переднем плане в левой части изображен сидящий на краю персонаж с вытянутыми в сторону зрителя ногами.

Условно назовем его «Сидящий евангелист с останавливающим жестом». Он смотрит по диагонали в сторону правого верхнего угла. Его руки образуют останавливающий жест (руки расположены перед собой, и расставлены). У персонажа изображен нимб. Следующий персонаж тоже с нимбом. Условно назовем персонажа «отвернувшийся от зрителя евангелист».

Он сидит за столом и почти отвернулся от зрителя в сторону стоящего рядом персонажа. Далее изображено еще несколько евангелистов: «евангелист с поднятыми руками», «евангелист, смотрящий по диагонали», «евангелист с указующим жестом».

Затем явлен сидящий персонаж в непосредственной близости к Христу, который протягивает ему кусок хлеба. Условно назовем персонажа «евангелист слева от Христа».

Фигура Христа является вехой и продолжает собой линию. Он изображен за столом. Ему характерен яркий большой нимб. Далее представлен «евангелист, справа от Христа». По другую сторону стола – еще один персонаж в головном уборе, присевший к столу — Иуда. Далее расположены еще четыре евангелиста.

Кроме того на втором плане также изображено несколько персонажей, которые представлены силуэтно.

Они останавливают виртуальную кривую и направляют ее в нужную сторону, иначе, если зритель не поднимется в верхнюю часть произведения, — то вернется к пище физической (плотскому началу), эту же функцию направления выполняют ангелы.

Таким образом, посредством всех персонажей художественного образа происходит построение виртуальной кривой. Персонажи нанизаны на композиционную структуру, которая имеет два направления. Группа животных и персонажи в нижней части произведения направлены вниз, за пределы картины. Эти персонажи вкушают пищу. Они заняты физическим насыщением.

В верхней части расположен Иисус Христос с Апостолами, движение виртуальной кривой в этой части направлено вверх и уходит в темное пространство, которое высвечивается ангелами.

В ходе анализа произведения была выявлена фигура серпантинаты, которая имеет два направления: вверх и вниз. Двунаправленная фигура предполагает выбор движения. Произведение формирует диалектику выбора, где виртуальная кривая является чашей весов.

Картина предоставляет возможность сделать выбор: удовлетворить плоть или выбрать духовное насыщение. Композиционная структура формирует смысловую составляющую произведения.

Стоит отметить, что Якопо Тинторетто выбирает духовность, произведение указывает на это.

Общение с произведением было опробовано в игре с детьми, которая проводилась в окрестностях г. Красноярска.

Детям была предложена спонтанная работа с картиной, в ходе которой дети не выразили ясно, но показали структуру: смогли обнаружить в произведении «что-то тяжелое в нижней части и светлую легкость в верхней части». После наводящих вопросов определили художественную идею.

Из этого заключения можно сделать вывод, что произведение воздействует на человека. Композиционная структура готова оказать воздействие на зрителя. Произведение несет в себе образовательную функцию.

Источник: http://dereksiz.org/obrazovatelenie-vozmojnosti-kartini-tajnaya-vecherya-yakopo-ti.html

Пустая страница

Душевное волнение каждого из апостолов передано в жестах, позах, во взглядах. У мужчин этих современная стрижка волос. После этих слов мгновенно все объединились в группы и передают друг другу слова Спасителя.

Да. Упоминания о первых ученых-гуманистах, поэтах и живописцах, которые были уроженцами Бассано, относятся к XVI веку (таким образом, Якопо да Понте принадлежал к первому поколению «интеллигенции» своего города).

Он и сам не растерял еще сил, да и сыновья были рядом., в Распятии 1565 г. (Scuola di SanRocco), в Золотом тельце церкви S. Maria dell'Orto, вБлаговещении, с которого начинается серия картин в нижнем залеScuola di San Rocco и т. д.

В других произведениях он ищет большей густоты иединообразия в освещении масс, находясь под впечатлением таких картин, каклуврский Концерт Джорджоне (вероятно, не покидавший еще тогдаВенеции) или как грозовые картины Доссо Досси.

Другие апостолы (по пять слева и справа от Христа) склонили головы, положив их на руки так, что лиц не видно, только копны волос.

Напишите отзыв о статье Тайная вечеря

И как это все написано, каклегко, просто и чисто живописно. В Чудесв.

Предательство Иуды не врывается здесь, как голос мирского зла, в святую и печальную гармонию последнего вечера.

Его отец, Франческо да Понте (дата его рождения неизвестна, а умер он, по всей видимости, в 1540 году), был, как свидетельствует Карло Ридольфи, весьма образованным для своего времени человеком. Или уже заранее знал, что отныне его судьба будет связана с родным городом.

Жизнь художника текла спокойно. В 1535 году мы обнаруживаем его уже в Венеции, в мастерской Бонифацио Веронезе. Все участвуют в обсуждении, показывая это жестами, динамикой фигур.

Седоглавый Петр — во главе стола. У ног предателя лежит грызущая кость и тем самым воплощающая алчность собака. Кажется, что каждая фигура повторяет другую.

Только один Иуда не кричит и не жестикулирует, не спрашивает – Кто. Родина художника, небольшой провинциальный город Бассано (ныне его полное название — Бассано дель Граппа), никогда не имела, в отличие от, к примеру, Венеции, серьезных культурных традиций.

Неизвестно, с какого момента он начал помогать отцу в его трудах. Он лицом повернут к нам, а фигура на нас тень бросает. Как бы там ни было, Бассано пришлось «спасаться» в деревне, благодаря чему он создал великолепные фрески капеллы дель Розарио — единственное свое произведение в этом жанре.

Нельзя сказать, что, покинув Венецию, Бассано жил анахоретом.

Отрывок, характеризующий Тайная вечеря

Известны произведения «Тайная вечеря» у Джотто, Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Рафаэль Санти, Якопо Бассано, Дирка Баутса, Николаы Пуссена, Сальвадора Дали и других. Жуткая картина Бреры Нахождение тела св.

Вот таким образом Якопо не испытывал особого дефицита в сюжетах для собственных картин. Один из них в таких выражениях восхищался женщинами этого города: «Они доброго и доблестного нрава их обычаи и одежды скромны и далеки от роскоши».

Первые уроки живописи он также получил от отца.

Помимо прочего, если верить биографам Бассано, тот же Веронезе в своем знаменитом «Браке в Кане» (1562— 63) изобразил его рядом с собой, Тицианом и Тинторетто в группе музыкантов.

Это — патент, выданный живописцу и еще неким двум изобретателям за «новый способ строить мельницы, плотины, поднимать уровень воды и осушать болота».

Можно предположить, что за несколько лет Венеция с ее «праздником каждый день» успела прискучить молодому художнику, с детства привыкшему к иному ритму жизни и иному окружению.

В 1540 году Якопо да Понте получил из дому известие о смерти отца и поспешил в Бассано. Напротив, реакция на то, что говорит Учитель, загнана внутрь каждого их них. Так, есть сведения, что Паоло Веронезе послал своего сына Карлетто «учиться ремеслу» именно в мастерскую Бассано.

Родственники Бассано были одними из самых оригинальных жителей города. Лиц не видно. В целом же Бассано жил тихой и размеренной жизнью, как и положено центру сельской области. Вернее всего — второе.

Обращаем внимание на сверкающуюстеклянную посуду в картине Тайная вечеря в San Giorgio, на разныепредметы и фрукты на первом плане в картине на тот же сюжет в Scuola di SanRocco, на передачу деревянных стропил и соломы в картине Поклонениеволхвов и полуразрушенной стены и всяких принадлежностей плотницкогомастерства в картине Благовещение (обе там же).

  1. Якопо Бассано – Упоминания в других статьях
  2. Тайная Вечеря в иконах и картинах
  3. Живопись барокко в Венеции – Якопо Робусти-Тинторетто
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Предательство Иуды: иконы и картины
  6. Тайная Вечеря в произведениях искусства
  7. То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим

Но нельзя также сбрасывать со счетов и семейную обстановку. Самого светильника не видно: его закрывает темный силуэт Иуды (мужчины высокого роста, с бородой). Все они в негодовании и замешательстве от поступка Иуды, заслонившего им свет разума.

Одетая в розовое итемно-синее фигура святого рядом с зеленоватым тоном лежащего на полу трупа (голубые тени и ярко-лимонный общий тон), с охрой коленопреклоненного сенатора, с теплым серым тоном пола все это сливается в аккорд поразительной силы ипрелести, такой прелести, которая захватывает сначала всецело лишь постепеннозатем углубляешься в сюжет и отдаешь должное мастеру, признавая, чтотаинственное чудо не могло быть изображено более убедительно. По хлебе вошел в него сатана и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его.

Их он изучил гораздо более досконально, нежели его «коллеги» и друзья, оставшиеся в Венеции. За ним видны еще несколько нечетких темных фигур. С трудом можно поверить, что Бассано работал у Веронезе исключительно на положении ученика. Ведь этот сюжет достаточно распространен и многие художники прибегают к данной теме.

раскрывает произведение «Тайная вечеря» Якопо Тинторетто, мастера эпохи Возрождения. Но почему стоит обратиться именно к Якопо Тинторетто. Художник взял от Венеции все, пресытился ее празднеством и сменил это на спокойную и размеренную жизнь. И лишь Иисус спокойный и грустный.

Тогда живописцу был выдан патент за «новый способ строить мельницы, плотины, поднимать уровень воды и осушать болота». Марка (1548 г.

)уже появляется та формула, которую должен был развить до предельноговеликолепия Веронезе и которую мы встречали у Мантеньи, позже – у Пальмы, Моретто и Тициана. Слишком уж великовозрастен он был (в 1535 году ему минуло уже двадцать пять лет).

Его огорчило, прежде всего, то, что тень ненасытной жадности нас так легко может накрыть. Только что Христос произнес слова «Один из вас предаст меня».

Неизвестно лишь, как долго и в каком статусе находился он здесь. Каждый художник освещает определенный аспект сюжета «тайная вечеря», который несет в себе определенную проблему. Он увлекался изящной словесностью, философией и (ну куда же без этого в начале XVI века) алхимией. Молодой Иоанн в ногах у него, а сзади стоят плечами – другие апостолы.

К концу 1540-х годов мастер обзавелся семьей. Еще менее можно понять, к чему относится терраса с балюстрадой навтором плане.

Забегая вперед, скажем, что «инженерная мысль» не оставляла Бассано и позднее. Кастаньо выбирает драматический момент, когда Христос уже произнес: «Один из вас предаст меня» и апостолы недоуменно разводят руками, вопрошают друг друга, размышляют над смыслом сказанного, а мрачный чернобородый Иуда, уже не принадлежащий их братству, одиноко сидит по другую сторону стола.

Исследователи предполагают, что в 1574—75 годах художник был вынужден оставить Бассано (иные говорят, что это было граничит с эпидемией чумы, действительно разразившейся в эти годы в близлежащих городах, другие винят во всем религиозные распри, связанные с Контрреформацией).

Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое».

Успехом пользовались работы Якопо да Понте и у некоторых коллекционеров-любителей (в особенности им нравились его сельские сцены, где он с большой достоверностью воспроизводил пейзажи своей родной Террафермы).

Уже вернувшись в родной город и сделавшись вполне почтенным и зрелым мужем, он разбил подле своего дома (тоже, кстати, весьма необычного и напичканного различными техническими причудами) сад, где установил фигуры птиц и животных, которые были сделаны так искусно, что казались живыми.

Они сжались в своих плащах и никаких эмоциональных жестов, никакой экспрессии движений.

Носейчас же за последним рядом голов мастер сразу ускоряет темптехники, сразу меняет интенсивность колорита и весь фон (ограду сада своротами) он пишет с абсолютной развязностью, в каких-тонежно-белокурых, тающих, точно лишь навеянных красках. Он взял от Венеции все, что хотел взять.

Вокруг стола – действующие лица: на темном фоне переднего темного плана (внизу) – две параллельно изображенные слева и справа, открыв центр, две в плащах со спины фигуры апостолов – склоненные перед Учителем, даже сгорбленные, покрытые одинаково драпирующимися плащами. Справа, у стены, расположен очень мощный светильник, очень ярко освещающий всю фигуру Петра (больше всего лицо), скатерть белую на столе, наклоненную голову Христа и переполненные тревогой и смятением глаза апостолов. При этом он выглядит спокойно и отрешенно.

Источник: http://gorod-el.ru/wdr/201706/yakopo-bassano-taynaya-vecherya/

Ссылка на основную публикацию