Весна, петров-водкин — описание картины

Картины Петрова-Водкина: описание

Картины Петрова-Водкина — уникального художника, творившего на стыке двух эпох, хранятся в лучших музеях России и за рубежом.

Получив великолепное художественное образование, он изучал иконопись, проявлял большой интерес к живописи Ренессанса. В 1910 году, после многочисленных путешествий, Кузьма Сергеевич увлекся импрессионизмом.

Синтезировав разные направления, он стал писать в особенной манере, по которой легко узнать его работы.

Многое изменилось со времени Революции, в том числе и отношение к ней, а произведения, которые создавал Петров-Водкин: картины, натюрморты — стали еще более современными и значимыми.

С помощью сферической перспективы он выводит зрителя за пределы плоскости в измерение, в котором есть время и движение.

Начинаешь не только видеть, но и слышать, что происходит, когда смотришь на картины Петрова-Водкина.

Художник с огромной радостью и воодушевлением воспринял весть о свершившихся переменах, принял активное участие в организации художественных мастерских и учебных заведений по всему СССР. Ведь он и сам произошел из простой рабочей семьи и никогда этого не стыдился.

Завтрак на солнечной веранде

Картина Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. На картине изображено радостное солнечное утро на даче.

На деревянном столике стоит граненый чайник, в котором отражается кот, а слева выглядывает собака, возможно, смотрящая на хозяина.

Невидимый герой картины только что пил чай из стакана, положил ложку на блюдце, на завтрак приготовлены яйца. В маленькой вазочке стоит букет свежих полевых цветов. Все пространство залито светом.

Здесь зарисована сценка из жизни. Полотно объемно; кажется, что можно войти в него, погладить пса, попить янтарный чай.

Портрет Анны Ахматовой

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин в позднем творчестве часто писал портреты членов семьи. Но создать образ известного поэта — это большая ответственность перед будущими поколениями. Кроме внешнего сходства нужно передать одухотворенность творческой личности, характер, свое художественное видение.

Портрет Анны Ахматовой был написан в 1922 году. Проницательный взгляд источает спокойствие и силу, боль и печаль о непоправимых потерях, мужество, чтобы их достойно перенести.

Многие художники запечатлели поэтессу, но работа Петрова-Водкина, вызвавшая много споров и нареканий современников, прошла испытание временем.

При написании был применен трехцветный метод, с которым в это время увлеченно экспериментировал художник.

Петроградская Мадонна

Еще в юном возрасте познакомился с двумя иконописцами и сам взялся за кисть Петров-Водкин. Картины того времени не сохранились.

Позднее, когда он уже получил художественное образование в Петрограде и Москве, до 1917 года писал иконы в модерновом стиле.

После Революции много скрытого смысла вкладывал в свои работы Петров-Водкин, описание картины стало невозможно без поиска ассоциаций и наличия определенных знаний.

Работа сразу же получила народное название «Петроградская мадонна».

Изображенная на картине «Петроград.1918 год» женщина сжимает руку младенца, а взгляд ее полон тревоги и печали за его будущую судьбу. По иконографии работа похожа на «Страстную» икону Божией Матери, посвященную событиям Страстной недели, последней перед Воскресением. Младенец Иисус взял Богородицу за руки, увидев ангелов, несущих орудия пыток для Распятия.

Картина обобщенно передает душевное состояние всех женщин в это сложное и страшное время, которые, несмотря на войну, лишения, продолжают исполнять свой святой материнский долг, давая тепло и заботу своим детям, стараясь, чтобы их не коснулись окружающие разруха и голод.

Пророчества в полотнах К.С Петрова-Водкина

Современники называли его древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее. Картины Петрова-Водкина не только отражали его восприятие настоящего, но и пророчили. Например, «Купание красного коня».

Написанное в 1912 году полотно произвело фурор в мире. Мощная энергия цвета ассоциировалась с грядущими неотвратимыми событиями. Революция приближалась; художники и поэты, веря в идеалы, мечтая о построении коммунизма, всей душой откликались на ее призыв.

Картины Петрова-Водкина оригинальны и прекрасны, в своем творчестве он сумел отразить жизнь простых людей, их духовность, драматизм времени.

Источник

Источник: https://www.obovsyom.ru/post/kartinyi-petrova-vodkina-opisanie

Оценка, продажа и реализация картин К. Петрова-Водкина

Краткая биография художника
Особенности творчества мастера
Цены, рекорды продаж картин Петрова-Водкина
Оценка, продажа и скупка картин Петрова-Водкина

  • Экспертиза картин
  • Как и где продать картину
  • Как ускорить продажу

Кузьма Сергеевич родился в 1878 году в российском городе Хвалынск. Необычная фамилия Петров-Водкин досталась ему от отца-сапожника и нередко служила причиной того, что от художника с неблагозвучной фамилией воротили нос.

К.С. Петров-Водкин (1878–1939)

В Хвалынске молодежь в те годы повально пьянствовала, так что рассчитывать на прекрасную жизнь не приходилось. Однако молодого Кузьму спас от такого неперспективного будущего его собственный талант. Провалившись при поступлении в самарское железнодорожное училище, юноша пошел на уроки живописи к Ф.Е. Бурову.

В связи со смертью Бурова, стать художником Кузьма не успел, однако его талант заметил известный архитектор Р.Ф. Мельцер, который приехал в Хвалынск для строительства особняка и увидел рисунки Петрова-Водкина.

С этого момента началось длительное обучение юноши вначале в Санкт-Петербурге, затем в Москве (учился у Валентина Серова) и за границей.

Кузьма Сергеевич относится к числу тех активистов, которые реорганизовали систему художественного образования в России.

Он преподавал в ряде художественных мастерских, состоял в обществах «Четыре искусства» и «Мир искусства», и с 1932 по 1937 годы работал председателем ЛОССХ.

К числу его выдающихся работ относятся «Богоматерь с младенцем», «Купание красного коня», «Богоматерь. Умиление злых сердец», «Мать и дитя», автопортрет и другие.

К. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912 г.

Скончался художник в 1939 году в Ленинграде в возрасте шестидесяти лет.

Особенности творчества мастера

Трехцветная система в живописи

В период неспокойных в стране революционных настроений художник продолжал глубокое изучение теории, которая помогала ему стать более искусным в живописи.

Одной из них была теория трехцветия, которую Кузьма Сергеевич описал в своей книге «Пространство Эвклида».

Ее суть заключается в том, что чистыми являются только красный, желтый и синий цвета, все остальные — смешанные, то есть их можно получить из этих трех цветов.

Изучая существующие к тому времени научные трактаты по теории цвета и проводя собственные эксперименты, художник пришел к выводу, что названные цвета должны быть базовыми в любой картине. Например, если сделать на белом холсте красный мазок, то вокруг него появится зеленоватое обрамление.

Многие художники воспринимают это обрамление и дорисовывают вокруг красных фигур. Однако Петров-Водкин необходимости в этом не видел. По его мнению, добавление в этом случае зеленого не только дает зрителю самому наслаждаться эффектом, но и приводит к новому смешению красок, грязнит цвета и саму картину.

Он призывает отказаться от сложных цветов, что открывает возможность зрителю любоваться чистыми цветами, чистой гармонией.

Система трех цветов в картине Петрова-Водкина «Полдень. Лето». 1917 г.

Сферическая перспектива

Петров-Водкин является автором так называемой сферической или наклонной перспективы. Этот подход предполагает влияние на человека его шарообразной планеты.

Это влияние художник передает с помощью особых художественных приемов: наклонного изображения персонажей, уходящего вдаль пространства и создания ощущения связи человека с планетой.

При этом сам автор метода предлагает в большей мере учиться планетарному видению, а не приемам переноса этого видения на бумагу. Сферическая перспектива отчетливо наблюдается в его картинах «Полдень. Лето», «Смерть комиссара», «Весна» и ряде других произведений.

Картина со сферической перспективой «Весна». К. Петров-Водкин. 1935 г.

Наклонная перспектива в картине Петрова-Водкина «Смерть комиссара». 1928 г.

Символизм в творчестве

Кузьму Сергеевича считают одним из последователей символизма, для которого символ приобрел особое значение.

Он видел в нем силу, которую можно противопоставить техническому прогрессу, силу, позволяющую увидеть за реальностью более глубокий смысл природы. Художник наделял символическим смыслом все компоненты живописи от эскиза до цвета.

Символизм ярко прослеживается в картинах «Купание красного коня», «1918 год в Петрограде», «Мать» и многих других.

К. Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде». 1920 г.

Цены, рекорды продаж картин Петрова-Водкина

Сколько стоят картины Петрова-Водкина в наше время? Для понимания того, каков спрос на его картины, обратимся к аукционным продажам.

К числу самых резонансных продаж произведений Петрова-Водкина можно, безусловно, отнести уход его картины с торгов 2012 года в аукционном доме MacDougall’s. Тогда на продажу выставили картину «Натюрморт.

Яблоки и яйца», эстимейт которой составил 2-3 миллиона фунтов стерлингов. В итоге работа была приобретена за рекордные 3,6 миллиона долларов.

Эта картина отражает характерный для художника принцип сферической перспективы, позволяющий изобразить предмет одновременно сверху и сбоку.

Кузьма Петров-Водкин. «Натюрморт. Яблоки и яйца». 1921 г.

В 2010 году состоялась не менее громкая продажа на торгах Сhristie's. На этот раз ажиотаж вызвала картина Петрова-Водкина «Вася», которую почти восемьдесят лет до этого никто не видел.

Последний раз она была представлена в 1932 году, после чего перекочевала в руки американского коллекционера. Интересно, что эстимейт картины составил только 350 тысяч долларов, но во время торгов цена взлетела в несколько раз.

В итоге полотно ушло с молотка за 2,6 миллиона долларов. Такую популярность картины эксперты объясняют редкостью их появления на аукционах.

Картина «Вася» К. Петрова-Водкина. 20 век.

Из других картин художника, проданных на аукционах, назовем «Материнство» (ушло за 1,7 млн долларов в 2009 г.), «Орфей» (0,9 млн долларов, 2013 г.) и «Мать с ребенком» (268 тыс. долларов, 2010 г.).

Так как картины Петрова-Водкина стоят немало, периодически появляется информация об их хищении или подделках.

Так, летом 2007 года в правоохранительные органы обратилась жительница Петербурга с заявлением о пропаже картин. Среди украденных работ была картина Петрова-Водкина «Купальщица».

Так как документов о подлинности картин у владелицы не было, а в доме даже не было сигнализации, одной из отрабатываемых версий была «кража под заказ».

По словам специалистов Московской Научно-исследовательская экспертизы им. Третьякова, мошенники могут намеренно приносить поддельные картины на экспертизу, так как после ее проведения на картине появляется специальный номерок.

При этом покупатель не всегда проверяет наличие самих бумаг. Такая история произошла как раз с одной из картин, выдаваемых за работу Петрова-Водкина. Покупатель уже практически отдал за полотно деньги, но в последний момент все же спросил об экспертном заключении.

В ответ на это мошенники ответили обычное: «Вероятно, потеряли».

Все это говорит о том, что перед покупкой или продажей нужно оценить картину Петрова-Водкина силами профессионалов и только потом совершать сделку. О том, как это сделать, а также как и где продать картину Петрова-Водкина выгодно, мы расскажем далее.

Оценка, продажа и скупка картин Петрова-Водкина

Экспертиза картин

Оценить картину Петрова-Водкина самостоятельно можно лишь условно. В то же время специалисты сделают это профессионально. Например, сотрудники Научно-исследовательского центра экспертиз им.

Бенуа проведут полноценную экспертизу картины Петрова-Водкина: определят истинный возраст полотна, его автора, место создания, используемые художественные приемы и примерную стоимость на рынке живописи.

Сделать это им позволяет современная лаборатория и большой опыт оценки произведений искусства.

Как и где продать картину Петрова-Водкина

Продажа работы такого известного автора складывается из двух составляющих: тщательного сбора данных о картине и поиске состоятельного покупателя.

Сбор данных подразумевает подробное описание истории ее написания, всех действий, которые с ней производились (участие на выставках, награды, продажи на аукционах, передача по наследству и т.д.

), а также представление самой картины (качественные фото, описание размеров, надписей).

В поиске подходящего покупателя вам помогут специализированные ресурсы. Например, вы можете продать картину Петрова-Водкина на нашем сайте «Лермонтов». Нашу галерею посещают ценители искусства, коллекционеры, готовые заплатить значительную сумму за подлинную ценность. Для продажи вам достаточно прислать нам качественные фотографии и описание картины.

Как ускорить продажу

Некоторые произведения искусства годами не могут найти своего покупателя. Ускорению продажи способствуют все необходимые документы о проведенной экспертизе, грамотное описание истории картины и разумная цена.

Если вы не хотите заниматься подготовкой картины к продаже, не желаете долго ждать, вы всегда можете продать картину нам за процент от ее стоимости.

Подробности о том, на каких условиях мы ведем скупку картин Петрова-Водкина, читайте в разделе о приеме на комиссию.

Связаться с нами можно по телефону или почте, указанным во вкладке «Контакты».

Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-petrova-vodkina/

Весна — Петров-Водкин К. С. :: Артпоиск — русские художники

В одной из своих бесед Петров-Водкин так ответил на упреки в том, что он возвращается «к космическому представлению о земле»: «Совершенно верно, об этом сейчас и нужно говорить.

Сейчас у нас люди летают на парашютах, поднимаются на 15 верст вверх, а мы, видите ли, будем думать, не качается ли у нас стол и т. д.

Объявляю во всеуслышание — мыслите о земле, как о планете, и никогда не ошибетесь, ребята!».

Обращаясь к темам современной действительности и отказываясь от символических иллюзий, Петров-Водкин вовсе не отказывается от идеала, от мечты. Он не становится рабом вещей и фактов. Для него реально не только видимое, но и чувствуемое, переживаемое. Признавая ценность мира предметного, художник ни на секунду не забывает о ценности мира духовного.

Именно поэтому любое изображение он не мыслит вне преображения. Таким образом, мечта художника перестает быть «небылицей», иллюзией, а становится той призмой, сквозь которую он воспринимает действительность. Жажда идеального направляет воображение художника, и оно видоизменяет формы предметного мира.

Читайте также:  Портрет кристины датской, герцогини миланской, ганс гольбейн младший, 1538

Настраиваясь «на волну» настроения своих героев, Петров-Водкин как бы ставит сам себя на их место. Он считает возможным в ряде случаев изображать то, что кажется его героям, то, что видится им. В некоторых произведениях Петрова-Водкина, например в картине «После боя», между реальным планом и воображаемым существует резкий разрыв.

Полного «совмещения» этих планов нет и в одной из поздних работ художника — «Весна» (1935).

На картине изображены влюбленные — парень и девушка. Их образы прекрасны своей чистотой. В фигуре юноши ощущается какая-то неловкость, скованность, выдающая робость первого чувства. Кажется, так трудно преодолима узенькая полоска пространства, разделяющая молодых людей! У них все еще должно свершиться, все полно ожиданием чуда…

Юноша и девушка словно бы вознесены великим чувством любви на вершину мира. Художнику важно выразить ощущение душевной высоты своих героев, которым все обыденное кажется безмерно далеким. И он изображает под обрывом — в самом низу картины — крохотные деревья и домики, ютящиеся у ног влюбленных.

При всей точности бытовой характеристики, образы юноши и девушки становятся приподнятыми над бытом, над повседневностью. По сути дела, Петров-Водкин поступает, как дети, изображающие то, что важно для них, например цветы, больше неважного, например — дома.

Детски-наивны в своей чистоте и откровенности краски картины: желтая (майка юноши), синяя (платье девушки), ярко-пунцовая (ее берет), нежно-бирюзовая (земля).

Нарушение перспективы — несомненная вольность художника, с которой отнюдь не каждый может согласиться. Но также несомненно и то, что вольность эта — поэтическая. Она отвечает общечеловеческим, вполне понятным чувствам, и в этом одно из веских оправдании живописца.

Многие картины Петрова-Водкина, порой несколько «странные» на первый взгляд, становятся понятными и внутренне мотивированными, когда мы уясняем образ мышления художника, его философию. Условность водкинских произведений рождена потребностью выразить значительные идеи. Она является средством обобщения.

Оперируя наиболее общими категориями, Петров-Водкин ищет изобразительных «формул», он всегда синтетичен. Выросший на Волге, соединяющей отдаленные концы земли русской, живописец стремится в создаваемых образах слить воедино черты, характерные для облика своей родины в целом. У Нестерова Россия — это наш север или средняя полоса.

У Кустодиевf — приволжская провинция — Кострома, Кинешма, Ярославль. Россия Петрова-Водкина — это Россия вообще, вне ее местных проявлений и особенностей.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/petrov-vodkin_kuz_ma_sergeevich_1878/vesna_071/

Описание картины Петрова-Водкина «Утренний натюрморт » и интересные факты о ней :

Большинство образованных людей, которые считают себя интеллигентами, неплохо разбираются в искусстве. Но многие из них знают только самые известные картины художников.

Это и не удивительно, ведь нельзя быть подкованным во всех областях знаний, если вы, конечно, не Анатолий Вассерман.

Именно поэтому мы подготовили описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, чтобы восполнить этот пробел в познаниях общественности в области искусства.

Биография

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин прожил довольно интересную жизнь.Он яркий пример того, как человек из низших слоев общества, почти безграмотный, смог стать профессором Академии Художеств и возглавить Ленинградский союз художников. Родом он из маленького городка Хвалынска.

Именно там прошло его детство, где он и получил первые уроки рисования у местных мастеров-иконописцев. Дальше Кузьма поступил в Самарский живописный класс Ф. Бурова. Именно здесь началось формирование неповторимого стиля художника. Свое дальнейшее художественное образование продолжил в Петербурге.

Художественное училище дало ему ту базу, которая отразилась в переосмысленной форме во всех работах Петрова-Водкина. Одной из первых работ художника стало полотно «В кафе».«Купание красного коня» стала следующей большой картиной художника.
Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова – Водкина, которое будет дано ниже, вызывает любопытство.

Это не самое знаменитое полотно художника, но оно является одним из тех, которые были написаны уже в собственном, неповторимом стиле.

История создания «Утреннего натюрморта»

Шел 1918 год. Только закончилась Октябрьская революция, но ее последствия все еще видны в городе. К Петрову-Водкину, который абсолютно не разбирался в политике, да и не пытался это сделать, новая власть оказалась благосклонна. Именно в 1918 году Кузьма Сергеевич становится преподавателем Академии художеств. Творчество этого периода направлено на осмысление революции и ее последствий.

История создания картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина довольно интересна. В период вечной нехватки продуктов и, как следствие, голода, художник не отчаивается. Он пытается донести до народа путем своих натюрмортов, что нужно ценить каждое мгновение своей жизни.

Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова–Водкина будет дано ниже, а пока рассмотрим стилистические особенности полотна. Оно выполнено в реалистичной манере, что не совсем характерно для художника. Но вот своим любимым цветам Кузьма не изменяет.

Полотно написано в трех любимых цветах художника: желтом, синем и красном.

Замысел художника

Основная мысль картины «Утренний натюрморт» (Петров–Водкин) заключается в передаче волнующего момента раннего утра. Закат солнца, который ежедневно наблюдал любой деревенский человек, сейчас становится чем-то чудесным. Немногие согласны променять 2 часа сна на 15-минутное любование первыми лучами солнца.

Петров–Водкин вырос в деревне, и ему доводилось видеть много рассветов и закатов. Именно поэтому в 1918 году, в момент рождения новой системы власти, Кузьма Сергеевич решает написать восход солнца. Эта тонкая аллегория едва прослеживается, но если присмотреться, то она видна во многих деталях картины.

Художник пытался показать, что любое утро счастливого человека должно начинаться с солнечных лучей и крепкого чая.

Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова–Водкина можно дать совсем кратко: завтрак деревенского человека, который испытывает нужду, но при этом не падает духом и умеет находить радость в каждом жизненном моменте.

Описание

Картина художника Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» — не самое выдающееся полотно, но одно из самых уютных. Тут видна нежность в каждой детали. На картине изображены кот и собака. Кот сидит на коленях у хозяина, а собака напротив них.

Понятно, что художник любит животных, и даже несмотря на бытовые трудности, он находит время и желание ухаживать за своими питомцами. На столе стоит букет полевых цветов.

По тому, что в букете присутствуют колокольчики и одуванчики, понятно что цветы были только что собраны, ведь на картине они изображены свежими, а как известно, в срезанном виде эти разновидности растений быстро вянут. Понятно, что вряд ли художник собирал цветы для себя. Скорее всего, он собрал их для любимой жены или дочки.

На столе лежит скудный завтрак — 2 яйца и коробок спичек. В коробке, скорее всего, соль — ее после революции было достать очень тяжело. От натюрморта веет добротой и свежестью. Художнику удалось остановить одно мгновение и удалось это сделать великолепно.

Источник: https://www.syl.ru/article/347759/opisanie-kartinyi-petrova-vodkina-utrenniy-natyurmort-i-interesnyie-faktyi-o-ney

Сочинение по картине Петрова-Водкина Утренний натюрморт 6 класс (описание)

Петров-Водкин — Утренний натюрморт

«Утренний натюрморт» Петрова-Водкина довольно красочная и насыщенная картина, произведение искусства. Она сразу привлекает внимание использованными тёплыми тонами и светлыми оттенками. Живость и яркость сполна присутствуют на этом полотне.

Блестящий чайник и яйца

Теперь стоит перейти к сюжету картины, к тому, что на ней изображено. Используя вид сверху, художник разместил на переднем плане стол оранжевого цвета. Однако поверхность стола не пуста, на ней находится блестящий чайник на ножках(а рядом лежит крышка от него), два яйца, сиротливо лежащих посредине, прозрачный стакан с чаем, стоящий на блюде. Там же лежит и ложка.

Букет

Стоит обратить внимание на бросающийся в глаза букет полевых цветов, которые стоят в небольшой прозрачной вазе. Рядом с ними небрежно валяется закрытый коробок спичек. Подле стола, с левой стороны картины видно голову сидящей собаки, которая завситливо посматривает на два яйца.

Какие же выводы по изображённому на картине мы можем сделать? Кто хозяин этой собаки и этого дома? Во-первых, можно предположить, что это жилище находится в сельской местности, поскольку букет цветов совершенно не похож на купленный в магазине. Скорее всего он собран собственноручно для украшения стола. Простая посуда и грубый стол только подтверждают это предположение.

Исходя из увиденного, можно догадаться, что хозяином дома является мужчина. Об этом свидетельствует минимум декора и аксессуаров, простота в посуде и в еде.

Также вполне вероятно, что этот мужчина одинок и живёт вместе с собакой. Этот факт подтверждают два яйца. Скорее всего, одно из них предназначено хозяину, а другое — его любимому питомцу.

Посуды для других жильцов на столе также не имеется.

Лёгкий завтрак хозяина свидетельствует о том, что, скорее всего, он отправляется на работу, возможно, связанную с физическим трудом, ведь с полным желудком работать физически довольно непросто. Соответственно, его возраст составляет 25-40 лет. Не исключено, что он работает в поле, где и нарвал цветов по пути домой, чтобы порадовать свой взор и взор своего любимца.

Конечно, смотря на эту картину, можно сделать множество далеко идущих выводов, не каждый из которых будет правилен, но основной вывод таков: «Утренний натюрморт» изображает типичный завтрак мужчины(каа молодого, так и старого), который проживает в деревне со своим верным другой — собакой, и, возможно, работает в поле.

2 вариант сочинения для 6 и 5 класса

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — известный русский художник. Он написал множество замечательных картин, интересны и выразительны его натюрморты. Один из выдающихся — «Утренний натюрморт», написанный в тяжелое голодное время, в 1918 году.

Художник изобразил простой деревенский завтрак. На улице раннее утро, комната залита солнечным светом. В центре картины стол. Он далеко не новый, его рыжеватого цвета поверхность покрыта царапинами. На обычном деревянном столе, даже не застеленном скатертью, стоит чудесный букет.

Нежно-голубые и желтые полевые цветы в прозрачной стеклянной вазе очаровывают своей красотой. Кажется, что стоит наклониться и почувствуешь их тонкий аромат. Стебли и листья светло-зеленого цвета прописаны с особой тщательностью.

Из съестного только пара неочищенных вареных яиц и стакан свежезаваренного чая.

Стакан стоит в блюдце, в нем же чайная ложка, она видна сквозь чай. Художник четко прорисовал граненый стакан, в трех гранях виднеется ложка. Рядом находится никелированный чайник, который идеально начищен и блестит на солнце. В нем, как в зеркале, отражается все, что находится на столе, и даже рыжий кот, которого нет на полотне.

С чайника снята маленькая крышка, она находится неподалеку. И это неслучайно, автор подчеркивает реальность происходящего, чай заварили совсем недавно, забыли накрыть крышкой. Слева изображен спичечный коробок, он имеет четкую форму. Никелированная трубка, находящаяся рядом, источник блеска.

Вообще, художник играет бликами, они на большинстве поверхностей.

На заднем плане изображена собака. Она ярко-коричневого цвета. Глаза собаки грустные, усталые, ее взгляд устремлен на хозяина. На картине нет человека, но он находится рядом, его окружают домашние любимцы.

Когда смотришь на полотно, кажется, что находишься на месте хозяина стола. Полотно наполнено светом, чистотой. Художник использовал только светлые и яркие краски, от картины веет свежестью. Петров-Водкин создал очень приятную картину.

Она проста, но оставляет очень радостное впечатление.

покойствие и покой овладевают зрителем во время просмотра этого натюрморта. В голодное время такой завтрак был желанным, художник запечатлел прекрасное утро и реальную жизнь, без прикрас. Возможно, что автор выразил в ней свой взгляд на жизнь, веру в лучшее будущее.

6, 7, 5 класс        

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-drugix-xudozhnikov/sochinenie-po-kartine-petrova-vodkina-utrennij-natyurmort

Кузьма Петров-Водкин: биография, произведения, личная жизнь, разбор картин

Иконы — как первые живописные впечатления. Посмертная эпитафия — в качестве одной из первых картин. Кузьма Петров-Водкин вполне мог продолжить семейное дело — выбрать сапожное мастерство или, как и намеревался, работать на железной дороге. Но стал художником — известным на весь мир.

«Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны»…

Иконописцы-староверы, сосед-караульщик и живописец-вывесочник стали, сами того не зная, первыми учителями для Кузьмы. В Хвалынске, где мальчик родился в семье сапожника, о живописи можно было лишь мечтать — глядя на зелень садов, лесистые холмы, высокий берег Волги. Рос Кузьма в природной красоте и любви, опекаемый родителями и бабушками.

С детства мальчик красками выражал свои эмоции. От восхищения красотой родной природы до трагических жизненных впечатлений. Как-то не рассчитал силы, плавая в Волге. Чудом остался жив, на помощь пришел сосед Илья Захаров. Спас Захаров многих, но ценой собственной жизни.

Читайте также:  Игроки в карты, лукас хейгенс ван лейден (лука лейденский)

Кузьма изобразил на железном листе качающуюся на волнах лодку, тонущих людей и надписи «Погибший за других», «Вечная тебе память». Это была одна из первых работ красками Петрова-Водкина. Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище.

Окончив четырехклассное городское училище, Кузьма о живописи всерьез не думал — отправился в Самару поступать в железнодорожный техникум. Лишь не сдав экзамен, пошел работать вывесочником и учиться в классы рисования Федора Бурова. Без особой творческой пользы: «Мы ни разу не пытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний».

За впечатлениями: от Петербурга до Африки

Кардинально изменил жизнь Петрова-Водкина приезд в Хвалынск петербургского архитектора Роберта Фридриха Мельцера. Увидев работы юноши, тот обещал помочь с учебой в Петербурге.

В 1895 году Кузьма выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица и учился на деньги хвалынских купцов.

Одна из первых работ художника Петрова-Водкина — образ Богоматери с младенцем на стене церковной аспиды в Александровском парке Петербурга.

Спустя два года Кузьма поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Валентин Серов. По принятой тогда моде, молодой художник отправился завершать образование за границу.

Побывал в Греции, Италии, Франции и даже Северной Африке — где совершенствовал технику рисунка и набирался впечатлений. Поднимался к жерлу Везувия, спасался в Сахаре от бедуинов.

Написал «Семью кочевников», портрет «Африканского мальчика», «Кафе» — множество этюдов и картин. Вернулся в Россию с супругой Марой.

«Друг мой, жена моя, — писал Петров-Водкин из-за границы — ты должна знать, какую большую обузу ты взяла на себя, полюбив своего Кузю. Мы будем деятельны и энергичны, будем работать для человечества».

Мир искусства

Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года — Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». Широкую и несколько скандальную славу художнику принесла картина «Сон». Реалист Илья Репин выступил с разгромной статьей, один из предводителей «Мира искусства» Александр Бенуа встал на защиту, считая картину шедевром.

«Купание красного коня» — главная работа Петрова-Водкина тех лет. Знаменитым стал второй вариант картины. Первый эскиз известен по черно-белой фотографии. Близкий в деталях, далекий в образах. Работая над полотном, художник находился под впечатлением от новгородских икон. Конь у Петрова-Водкина «запылал», как у Георгия Победоносца на творениях древнерусских мастеров.

Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. «Да, этот художник талантлив!» — произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Однако из-за военных событий полотно осталась в Швеции, вплоть до 1950 года.

«Искренний попутчик революции»

После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту». К примеру, «Селедка»: сама рыба, кусок черного хлеба и пара картошин — роскошь в голодном городе.

Набор продуктов нехитрый, но для революционного времени практически пир. «1918 год в Петрограде», картина, почти сразу ставшая известной как «Петроградская Мадонна». Одна из самых трогательных работ художника. Над суетой и толпами — лик, словно эхо старых образов иконной Богоматери. Молодая работница с младенцем на руках.

Ни взгляда назад: само спокойствие и сосредоточенность. Как символ материнства и надежды — полной смирения, в атмосфере тревоги и волнений. Десять лет спустя, к юбилею Красной армии, Петров-Водкин написал «Смерть комиссара».

Суровый пейзаж, хаотичное движение солдат вперед и бледное лицо, устремленное вдаль, словно последний молчаливый приказ — в бой. Позировал художнику поэт Сергей Спасский. Картина сдержанна и в то же время полна трагизма. 1928 год оказался непростым для самого художника.

Туберкулез прогрессировал и врачи запретили писать маслом — не выдерживали легкие. Из Ленинграда художник переехал в Детское Село. Он оказался в центре настоящего литературного кружка: Алексей Толстой по соседству писал «Петра I», Вячеслав Шишков работал над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывал «Братьев».

Не оставляя краски, Петров-Водкин взялся за перо: двадцать рассказов, двенадцать пьес, три повести. Одна из них, «Хлыновск», как попытка вернуться в детство и юность, пусть лишь на бумаге.

Источник: https://www.culture.ru/materials/145841/kuzma-petrov-vodkin-kak-syn-sapozhnika-khudozhnikom-stal

Натюрморты Петрова-Водкина

Минимальный набор предметов, игра с зеркальными поверхностями, яркие краски и любопытная личность художника – вот что делало натюрморты Петрова-Водкина уникальными.

Кузьма Петров-Водкин родился 24 октября 1878-го года в городке Хвалынск где-то между Самарой и Саратовом, на берегу полноводной Волги, в семье сапожника.

С детства мальчик много времени проводил на природе, исследовал окружающие городок холмы и яблоневые сады, а также познакомился с двумя местными иконописцами, которые и приоткрыли ему завесу мира искусства.

После окончания четырёхклассного городского училища Петров-Водкин он совершил неудачную попытку поступить в железнодорожное училище в Самаре он всё-таки осознал, что его дорога ведёт в искусство.

Некоторое время Петров-Водкин занимался у художника-вывесочника Бурова, а после его смерти создал с приятелями артель живописцев-вывесочников. Но главной удачей в его жизни стала демонстрация своих работ придворному архитектору Р.

Мальцеру, приехавшему проектировать дачу петербургской даме И. Казариной, сестре хозяйки, у которой работала в то время мать Петрова-Водкина. Работы юного художника поразили и Мальцера, и Казарину.

Заручившись их поддержкой, Петров-Водкин отправился в Петербург и сдал экзамен в Центральное училище технического образования барона Штиглица.

Проучившись там два году, Петров-Водкин отправляется в Москву, где в то время работал авангард русского искусства – Серов, Левитан, Трубецкой, Коровин. Там он учится вместе с будущими выдающимися художниками – Машковым и Сарьяном. С последним у него завязывается дружба на всю жизнь.

Острый ум Петрова-Водкина не ограничивается живописью. Он также изучает космогонию и психологию, химию и физику, музыку и литературу, что помогает ему постигнуть сложные закономерности живого и неживого мира. Особенно ярко эти поиски отобразились на знаменитых натюрмортах Петрова-Водкина.

Впрочем, само понятие «натюрморт» («мёртвая природа») некорректно использовать относительно ярких, радостных и таких живых предметных композиций Петрова-Водкина.

Натюрморты Петров-Водкин начал писать уже в зрелом возрасте, когда его сверстники уже давно прошли этот этап. Расцвет этого жанра в творчестве художника припадает на 1918-1920-е годы.

Особое мироощущение художника совершенно преобразило этот статичный жанр.

По набору предметов натюрморты Петрова-Водкина – это документальная летопись эпохи. Тощая селёдка, две картофелины и кусок хлеба – это и типовой скромный паёк того времени, и работа «Селёдка» Петрова-Водкина 1918-го года, хранящаяся ныне в Государственном русском музее.

Петров-Водкин. «Селёдка». 1918

В свои натюрморты Петров-Водкин любил включать зеркальные и стеклянные предметы – стаканы, самовар, чайник или просто зеркала – играя с рефлексиями. Также во многих натюрмортах появляются изображения других работ художника, что порождает их новую интерпретацию.

В целом, натюрморты Петрова-Водкина очень светлые, лёгкие и радостные, в них – непосредственность художественного восприятия мира и натуры.

Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918

Петров-Водкин. «Розовый натюрморт». 1918

Петров-Водкин. «Натюрморт с самоваром». 1920

Петров-Водкин. «Натюрморт с розами». 1922

Петров-Водкин. «Натюрморт с зеркалом». 1922

Петров-Водкин. «Натюрморт с письмами». 1925

Петров-Водкин. «Черёмуха в стакане». 1932

Петров-Водкин.«Натюрморт с чернильницей». 1934

Петров-Водкин. «Виноград». 1938

Материал подготовила: Юлия Сидимянцева

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Natyurmorty-PetrovaVodkina.aspx?ID=4141

К. С. Петров-Водкин. Зритель-оператор

?Фрагмент из книги С.М. Даниэль «Искусство видеть»

Художник, о котором пойдет речь, был учеником Серова и современником Эйзенштейна.

Прославив свое имя живописным творчеством, он отдал много сил литературе и много теоретизировал по проблемам искусства.

Он был оригинальным мыслителем и педагогом-экспериментатором, разработавшим систему обучения восприятию, названную им «наукой видеть». Речь идет о К. С. Петрове-Водкине, крупнейшем русском живописце первой трети 20 столетия.

Случайный посетитель Русского музея часто недоумевает перед картиной Петрова-Водкина «Весна»К. С. Петров-Водкин «Весна» (1935)На высоком холме, над обрывом расположилась па траве влюбленная пара — девушка и парень. Фигуры выдвинуты на первый план картины. И на том же первом плане, внизу под обрывом — изображенные в совсем ином масштабе, почти «игрушечные», деревья и домики.

Явное перспективное несоответствие! Основой для картины послужил рисунок “Над обрывом” (1920):

К. С. Петров-Водкин. Над обрывом 1920. Ленинград, ГРМ
Другая картина того же автора — знаменитая «Смерть комиссара». Действие снова разворачивается на высоком холме, и снова на первом плане две фигуры — смертельно раненный комиссар и поддерживающий его боец.

Как бы уносимый вихрем боя, скатывается с холма отряд красноармейцев. Но что это? Пейзаж на фоне изображения вздыбился, и даже река, не разливаясь, чудом держится на почти отвесной поверхности земли! Может быть, таким предстает мир глазам уходящего из жизни комиссара?

К. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара 1927-1928. Ленинград.

ГРМНазвав недоумевающего зрителя «случайным», я выразился так не случайно. О каких перспективных несоответствиях может идти речь? Если зритель имеет в виду «итальянскую» перспективу, то несоответствие вполне очевидно. Но почему тому же зрителю не придет в голову упрекать, например, А. А.

Блока в том, что его поэма «Двенадцать» не соответствует по своему строю поэтическим нормам Ренессанса? Более опытный зритель поймет, что живописец пользовался иной перспективой, иной системой построения образного пространства.Представим себе следующую геометрическую модель изображения.

На плоскости дана комбинация двух сферических поверхностей — выпуклой (в центре) и вогнутой (на периферии).
Слева выпуклая перспектива, справа – вогнутаяПервую назовем «сферой главного действия», вторую — «сферой фона». Теперь приведем эту модель в действие. Зритель приближается к картине.

Выпуклая поверхность «сферы главного действия» надвигается на него, целиком заполняет поле зрения и вытесняет «сферу фона» за его пределы (точнее, на периферию поля зрения). При этом вытесняемая вогнутая поверхность как бы окружает, охватывает зрителя со всех сторон.Зритель оказывается сведенным лицом к лицу с героями изображенного действия и одновременно «внутри» изображенного пространства.

С этой позиции все предметы «сферы фона» как равноудаленные от центра могут изображаться в масштабе, отличном от масштаба «сферы главного действия». Таков в самых общих чертах эффект «вхождения» в картину, запрограммированный «сферической перспективой» Петрова-Водкина.Повторяю, это только модель и не более того.

Было бы глубоким заблуждением сводить к ней всю реальную сложность художественного пространства картины. Однако при помощи простых моделей и приближаются к пониманию сложных явлений.

«Сферическая перспектива» Петрова-Водкина — отнюдь не перспектива в школьном понимании термина.

Своими оптико-геометрическими характеристиками она более соответствует «перцептивной перспективе», о которой речь шла выше. Это естественно: художник, по его собственным словам, работал над «живым смотрением», искал «живую видимость». Подвергая пересмотру нормы итальянской перспективы, он выдвигал на первый план факторы бинокулярности зрения, зависимости восприятия от активного взаимодействия предметов в пространстве, от положения тела наблюдателя (ось наклона), от его движения и т. п. Движение художник считал «главным признаком существующего» и призывал работать «при всяком положении глаза».

К.С.Петров–Водкин. Хвалынск. С 271.Строя пространство изображения, Петров-Водкин сознательно предусматривал путь его освоения зрителем. «Я осматриваю картину,— говорил художник,— так же, как потом ее зритель будет осматривать». Таким образом, организация пространства рассчитана на динамику воспринимающего, причем речь должна идти не только о динамике обзора, но и о движении самого зрителя.И все же термин «перспектива», даже при известных поправках, лишь условно применим в настоящем случае, поскольку Петров-Водкин посредством видимого стремится ввести зрителя в мыслимое, символическое пространство. Здесь уместно привести фрагмент из автобиографической повести художника «Пространство Эвклида»:

«Но теперь, здесь на холме, когда падал я наземь, предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал. Решив, что впечатление, вероятно, случайно, я попробовал снова проделать это же движение падения к земле.

Впечатление оставалось действительным: я увидел землю, как планету. Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приемы.

Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью,— я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме.

Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене».

О восприятии земли как планеты, о «планетарной» установке глаза художник говорил постоянно; на это и указывает «сферическая перспектива». Герои картин Петрова-Водкина, конечно, не «висят на земной стене», но разнообразие их пространственных ориентации связано с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины.

Читайте также:  Автопортрет с семью пальцами, марк шагал

Поэтому «сферическую перспективу» называют еще и «наклонной».Разумеется, в обыденном опыте, в ограниченном пространстве восприятия мы не чувствуем сферичность земли, и вполне очевидно, что «планетарная» ориентация Петрова-Водкина есть выражение его художественно-философской концепции.

Художник часто помещает своих героев на вершины гор или холмов, трактуя поверхность земли как абстрактногеометрическую форму, лишь «орнаментированную» цветом. Восприятие двоится: с одной стороны, мы как бы в упор видим структуру почвы, но, с другой стороны, такой геометрической мозаикой предстает земля с высоты птичьего полета.

Приведу одно тонкое замечание о картине «Утро. Купальщицы»:К.С.Петров–Водкин. «Утро.

Купальщицы» (1917; Ленинград, ГРМ)
«Серебристо-зеленая трава, служащая всему фоном, двузначна: это и реальная трава, сквозь которую местами просвечивает розоватая почва, и некая зеленая страна, видимая как бы с большой высоты, страна с гранеными морщинами холмов и гор, низинами и оврагами между ними».Русаков Ю.

“Петров–Водкин”Еще более очевиден этот эффект в «Смерти комиссара». При установлении такой отдаленной дистанции между зрителем и земной поверхностью изменяется и оценка масштабных соответствии: герои картины «вырастают» на глазах у зрителя и кажутся как бы парящими в пространстве.

Сказанное относится и к портретам Петрова-Водкина, где «сферой главного действия» становится человеческое лицо, часто занимающее всю плоскость холста. Преувеличенные размеры и близость контура головы к раме побуждают воспринимать лицо не только (и даже не столько) как объем, но как пространство с возрастающей по мере всматривания глубиной — почти ландшафт.К.С.

Петров-Водкин. Девушка в красном платке (Работница) 1925 Холст, масло. 61 x 50 см Частное собраниеМожно говорить о «космологизации» человека в портретах Петрова-Водкина. Художник вглядывается в человека, как во вновь от крытую планету.

И предметы в натюрмортах Петрова-Водкина включены в то же единство всеобщей, космической связи: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, общаются друг с другом ни своем предметном языке.

Отсюда пристрастие живописца к контрастному сопоставлению форм и материалов, к эффектам отражения (введение зеркала, стеклянных и вообще разных отражающих предметов), преломления в различных средах и т.п. Так сообщаются друг с другом предметы в «Утреннем натюрморте»
К. С. Петров-Водкин. Утренний натюрморт 1918.

Ленинград, ГРМгде в среду введена еще и собака, позиция которой обозначает особую точку зрения — изнутри картинного пространства. Мир вещей как бы демонстрирует здесь богатство зрительно изобразительных возможностей, предметы можно видеть с разных сторон, сверху, сбоку и даже сзади. в многократном отражении и преломлении, по тем самым они и образуют динамическое целое, композицию как совмещение различных позиций.

«Вскрытие между предметных отношений дает большую радость от проникновения в мир вещей: металл, жидкость, камень, дерево вводят анализирующего в их полную жизнь. Закон тяготения из абстрактного, только познавательного становится ощутимым, в масштабе близком, простом для всякого восприятия: колебания встречных, пересекающихся, сходящихся и расходящихся осей предметов, как в увеличительном стекле, проделывают перед вами законы движения, сцепления и отталкиваний».

К.С.Петров–Водкин. Хвалынск. С 271.

Источник: https://cultprosvet-mag.livejournal.com/11192.html

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Другие известные живописцы

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился на Волге в небольшом городке Хвалынске 5 ноября 1878 года. Он был первенцем в семье сапожника Сергея Федоровича Подкина и его жены Анны Пантелеевны, урожденной Петровой.

Когда мальчику шел третий год, отца забрали в солдаты и послали служить в Петербург, на Охту. Вскоре туда же перебралась и Анна Пантелеевна вместе с маленьким сыном.

Через два с половиной года произошло возвращение в Хвалынск, где мать поступила в услужение в дом местных богачей. Кузьма жил при ней во флигеле. 

Еще учась в четырехклассном городском училище, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением увиденного мальчик сделал первые самостоятельные пробы — иконы и пейзажи масляными красками. 

В 1893 году Петров-Водкин окончил училище. Поработав летом в судоремонтных мастерских, юноша к осени отправился в Самару поступать в железнодорожное училище. Однако он провалился. В итоге Петров-Водкин оказался в классах живописи и рисования Ф.Е.

Бурова. Здесь Кузьма получил азы живописного искусства. «До окончания нашего пребывания у Бурова, — вспоминал Петров-Водкин, — мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний». Через год Буров скончался.

 

Кузьма вернулся на родину. А далее ему помог случай. Молодым художником заинтересовался заехавший на время из Петербурга в Хвалынск архитектор Р.Ф. Мельцер. Его пригласила Ю.И. Казарина для постройки дачи. Мать же Кузьмы по-прежнему работала горничной у ее сестры.

Мельцеру показали работы юноши, выросшего на глазах хозяев дома. Пораженный архитектор вызвался помочь одаренному мальчику поступить учиться в Петербурге. Казарина, со своей стороны, обещала материальную поддержку.

И, действительно, долгие годы она присылала небольшие суммы Петрову-Водкину. 

Богородица с младенцем

В июле 1895 года Кузьма приехал в Петербург, а в конце августа выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица «в числе первых учеников».

Однако не удовлетворенный направлением этой школы Петров-Водкин в 1897 году перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в течение семи лет до 1905 года. Из всех преподавателей наибольшее влияние оказал на него В.А. Серов, о котором художник с любовью и уважением вспоминал всю жизнь.

В училище завязалась творческая дружба художника с будущими единомышленниками в искусстве — П. Кузнецовым, П. Уткиным, М. Сарьяном. 

Еще в годы пребывания в училище Петров-Водкин весной 1901 года на велосипеде вместе с товарищем совершает поездку за границу. Он достигает Мюнхена, где берет уроки в знаменитой школе.

Затянувшаяся учеба в училище объяснялась разными причинами отчасти необходимостью заработка, но больше страстным увлечением Петрова-Водкина литературой, отнимавшей много сил и времени.

И после окончания училища он на первых порах настолько захвачен литературным творчеством, что не сразу делает выбор в пользу живописи. Решающей оказывается встреча с В.Э.

Борисовым-Мусатовым, следуя совету которого Петров-Водкин едет осенью 1905 года для дальнейшего совершенствования в Италию и Францию. Кроме того, художник побывал в Алжире и во Франции (Париж, Бретань, Пиренеи). 

Петров-Водкин, Автопортрет, 1918

Путешествуя, он много наблюдает, много работает, изучает великих мастеров прошлого и современное искусство. Появляются тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Петров-Водкин возвращается на родину в 1908 году обогащенный яркими впечатлениями. За границей он женится и привозит в Россию Марию Иованович. Художник познакомился с ней в 1906 году.

Мария была дочерью хозяйки пансиона в Фонтенэ-о-Роз под Парижем, где жил художник. С тех пор они были неразлучны. Мария Федоровна выказала необыкновенную преданность мужу. После смерти мужа она сберегла и затем передала в музеи и архивы большую часть его художественного и литературного наследия.

Они поселяются в Петербурге, где проходит отныне вся дальнейшая жизнь художника. 

«Ученик великого Серова, он относился к своей деятельности традиционно для русских художников, как к высокой миссии, видя в искусстве одну из форм познания мира и мечту о красоте — вечный поиск гармонии. Ранний Петров-Водкин в своих первых пробах обращается к воображаемым, навеянным фантазией образам («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910).

Они еще малосамостоятельны, носят подражательный характер, в своей отвлеченной отрешенности и аллегоризме соприкасаясь с искусством символистов, с творчеством Пюви де Шаванна, а также с декоративизмом Матисса («Портрет жены», 1907; «Играющие мальчики», 1911) и отчасти с гротесково-заостренной образностью искусства Тулуз-Лотрека («Театр. Драма», «Театр.

Фарс», обе 1907).

«1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ

Но эти мимолетные влияния вскоре художником будут преодолены. Его искусство, все больше уходя корнями в родную почву, ощущая свою органическую связь с ней, откроет красоту земли русской, ее народа, с его культурой, и вместе с тем все пристальнее будет изучаться Петровым-Водкиным и творчески ассимилироваться великое наследие мировой культуры», — пишет В.А. Тамручи. 

В 1912 году Петров-Водкин написал картину «Купанье красного коня», принесшую ему громкую известность и вызвавшую много споров вокруг его имени.

Следующая картина, «Мать» (1913), напоминает об увлечении Петрова-Водкина иконой. Об этом говорит лепка лиц, система пробелов на локальных цветовых пятнах одежды.

Широкая картина родной земли, пространство, окружающее фигуру, навевают мысль о близости, о единстве человека с природой. 

История жизни Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина

В «Девушках на Волге» (1915) получило последующее развитие то, что было начато в полотнах, посвященных теме материнства, — поиски этического идеала, характерных черт духовной и физической красоты русской женщины. В 1917 году Петров-Водкин создает три картины на крестьянские темы, подводящие некоторые итоги его поискам последних лет.

Одна из них — «Семья» — развивает линию, начатую картинами «Мать» 1913 и 1915 годов. Необходимо отметить особое умение художника монументализировать простейшую жанровую сцену, превратить ее в устойчивый, словно высеченный в камне образ традиционной, дружной крестьянской семьи, собравшейся возле обедающего отца, чтящей в нем своего кормильца.

 

«Купание красного коня», 1912, ГТГ

Другая картина — «Утро. Купальщицы» — сюжетно продолжает «Девушек на Волге»; это как бы иная интерпретация, иной поворот той же темы… 

В своеобразный цикл входит и одна из самых поэтичных и философских картин Петрова-Водкина — «Полдень» (1917), в которой он, следуя традиции раннеренессансных мастеров, в чуть наивной, трогательной и вместе с тем глубоко продуманной форме дал панораму жизни русского крестьянина. 

Петров-Водкин приветствовал Октябрьскую революцию. С 1918 года он преподает в Петроградской академии художеств, неоднократно оформляет театральные постановки, создает много живописных полотен, графических листов. В 1920 году по живым впечатлениям событий того времени художник пишет картину «Петроград, 1918 год». 

«Театр. Фарс», 1907

В 1918-1919 годах Петров-Водкин много и напряженно работал и создал целую серию великолепных натюрмортов «Селедка» (1918), «Розовый натюрморт.

Ветка яблони» (1918), «Утренний натюрморт» (1918), «Скрипка» (1918), «Натюрморт с зеркалом» (1919), «Натюрморте самоваром» (1920), «Натюрморте пепельницей на зеркале» (1920), «Натюрморт.

Бокал и лимон» (1922), «Черемуха в стакане» (1932). 

Человек с самого начала был главной темой искусства Петрова-Водкина. Очень рано начинает складываться в его творчестве и определенный тип портрета. Индивидуальные черты каждого человека, его характерность как бы отступают на второй план, но не исчезают.

В портрете жены, исполненном в 1913 году, очень характерном для живописи Петрова-Водкина той поры, человек предстает как спокойный, вдумчивый наблюдатель, гармонически принимающий окружающий мир.

Эта же выразительность взгляда есть и в собирательных портретных образах Петрова-Водкина («Казачка», «Желтое лицо», «Работница», 1925), но, конечно, большую глубину и внутреннюю одухотворенность она получает в индивидуальных портретах с их более сложной и тонкой духовностью, интеллектуальностью.

«Жаждущий воин», 1915, ГРМ

Такова сдержанно-возвышенная и строгая «Анна Ахматова» (1922, Государственный Русский музей) — одна из вершин портретного искусства Петрова-Водкина. В синеве умных, влекущих своей загадочностью глаз Ахматовой, в ее задумчиво-печальном самоуглубленном взгляде раскрыта духовная красота человека и поэта.

 
Особое место занимают портреты дочери художника — Ленушки, появившейся на свет осенью 1922 года. В течение многих лет Петров-Водкин писал ее портреты и сцены в детской.

Такие картины он написал и во Франции — «Спящий ребенок» (1924) и «Утро в детской» (1924-1925), куда художник был командирован для ознакомления с художественным образованием и учебными пособиями в Западной Европе. 

Неоднократно возвращаясь к теме Гражданской войны, Петров-Водкин стремился к тому, чтобы запечатлеть события в их историческом значении. Он создает картины «После боя» (1923), «Смерть комиссара» (1927-1928), «1919 год. Тревога» (1934).

В эти последние годы в творчестве Петрова-Водкина ясно различаются два направления поисков.

Одна линия — поиски экспрессии, психологической напряженности, динамика характеров и композиций, другая — светлая линия гармоничных женских портретов и некоторых картин.

«Смерть комиссара», 1928

Акварельный лист «Весна в деревне» (1928) представляет вторую линию. Художник верен своей мечте о совершенных человеческих отношениях.

Верен он основным принципам своего искусства — убеждать не рассказом, а эмоциональными средствами самой живописи.

В небольшом акварельном листе он не строит сложной «планетарной» композиции, но образы любящих приподняты над прозой будней сочными красками, совершенством и законченностью линейно-пластического изображения». 

Во второй половине двадцатых годов у Петрова-Водкина неожиданно открылся туберкулезный процесс. В 1928-1929 годах болезнь принимает угрожающе тяжелую форму. Лечение в санаториях под Ленинградом, в Крыму и на Кавказе реальной пользы не приносит.

В течение нескольких лет Петров-Водкин не мог из-за болезненной реакции легких на запах масляной краски заниматься живописью. В эти годы он возвращается к давно заброшенной литературной работе.

Он пишет увлекательные автобиографические повести «Хлыновск», «Пространство Эвкпида», «Самаркандия». 

Могила К. С. Петрова-Водкина на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге

Умер Петров-Водкин 15 февраля 1939 года. 

Источник: http://tunnel.ru/post-petrov-vodkin-kuzma-sergeevich

Ссылка на основную публикацию