Врубель: картины, биография. произведения михаила александровича врубеля

Михаил Врубель: жизнь и творчество художника

Михаил Александрович Врубель (5  марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская Империя — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Содержание

Врубель Михаил Александрович родился в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей, и детство болезненного мальчика было счастливым.

В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем; с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств.

В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.

Выдающееся дарование Врубеля было замечено, и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви (XII в.). Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в.

), связанных со средневековой традицией, и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг С.И. Мамонтова.

Врубель жил в его доме и работал как скульптор, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число произведений.

Творчество Врубеля

Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века.

Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.

Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.

Врубель писал картины на темы pycских сказок и опер Н.А. Римского-Корсакова («Морская царевна», «Тридцать три богатыря» и др.). Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Пан».

PanRomeo and JulietThe Swan Princess

Искусствовед Н.М. Тарабукин писал об умении Врубеля «сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность», а цвет порождал форму.

И. Грабарь полагал, что Врубель «в русском искусстве занимает своеобразное место. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей».

А. Блок сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Интересные факты из жизни художника

Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое.

Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены.

Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.

Врубель вообще любил такие лица – задумчивые, с печатью обреченности, или же экстатические, одурманенные трансом. При этом, создавая свои шедевры – полотна, декоративные панно, скульптуры, фрески, Врубель редко бывал доволен ими. Зато духовным содержанием своих картин художник был не удовлетворен.

В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет.

Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.

Кстати, психиатры Усольцев и Введенский собрали коллекции картин Врубеля, которые были показаны публике в 1955 году.

Врубель жадно исследовал мир: путешествовал – с тем, чтобы потом сказать: «Сколько у нас красоты на Руси!», пробовал себя в разных видах искусства, реставрировал росписи купола Святой Софии в Киеве, был архитектором. Он спроектировал фасад дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве в 1891 году.

Жизнь – это путешествие вовне и вглубь себя самого, мог бы сказать Врубель. Его тревожное и самоуглубленное творчество напоминает о глубинах духа и его безднах.

Библиография

  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — Изд. 3-е. — М.: Республика, 1999. — 448 с. — ISBN 5-250-02693-1.

Источник: http://allpainters.ru/vrubel-mihail.html

Самые знаменитые картины Врубеля (описание + ФОТО)

Первый русский символист Михаил Врубель обладал особой манерой исполнения своих художественных произведений, так что его картины трудно перепутать с работами других художников.

Все знавшие художника и его друзья отмечали особый темперамент и своеобразный характер мастера, который и отобразился в его замечательных работах.

Познакомимся поближе с творчеством великого русского художника и представим галерею самых известных картин Михаила Врубеля.

Немного биографии и особенности творчества…

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в городе Омск, и уже 10 годам маленький Миша проявил артистические способности, в том числе и к рисованию. Ни его родственники, ни он сам и не думал, что станет художником, но уже первые его эскизы и наброски свидетельствовали о большом творческом потенциале.

Со временем, обучаясь в Академии художеств, у Врубеля появилась особая художественная манера, как говорится, свой почерк. То, что главным персонажем его работ стал демон, породило множество слухов, что художник продал душу дьяволу, а когда житель потустороннего мира открыл мастеру свое истинное лицо, Михаил Врубель ослеп и помешался рассудком.

Самые знаменитые картины Врубеля…

Художник много путешествовал, поэтому представим моменты озарения мастера и написание картин во времени и пространстве.

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885

За пять лет жизни в Киеве художник выполнил огромный объем работ, но самое главное — смог прикоснуться и впитать в себя истоки русской живописи.

На хорах Кирилловской церкви, которую Врубель самостоятельно расписал, он изобразил монументальную фреску «Сошествие Святого Духа на апостолов». Мастеру удалось точно соединить первоистоки византийской манеры иконописи с собственными портретными изысканиями.

Для написания фигур апостолов и Богоматери художник использовал реальные прототипы людей, с которыми общался во время жизни в Киеве.

Богоматерь с младенцем. 1884-1885

Икона, написанная Врубелем для иконостаса Кирилловской церкви, прославила художника и стала отправной точкой на его творческом пути.

Как отмечают специалисты, икона выполнена по всем канонам христианской иконографии, но Врубель привнес в нее портретную выразительность и необычность.

Поговаривали, что мастер был тайно влюблен в жену своего заказчика, искусствоведа Адриана Прахова, и с иконы на прихожан церкви смотрит именно она — Эмилия, и их младшая дочь.

Автопортрет. 1885

В творческой копилке художника множество автопортретов, но этот, написанный во время пребывания в Киеве, наиболее точно передает черты характера и устремления мастера.

Графика занимала особое место в творчестве, и автопортрет выполнен именно в такой манере. Целеустремленный, но немного напряженный взгляд, как бы символизирует, что художник еще находится в творческом поиске, еще ищет свою особую манеру передачи реальности на холсте и в скульптуре.

Размытые контуры также свидетельствуют об исканиях молодого художника, но в уверенно нанесенных карандашных линиях уже чувствуется твердая рука мастера.

Девочка на фоне персидского ковра. 1887

Вернувшись в Киев после поездки в Италию, Врубель снова с головой погрузился в творчество, и один из киевских предпринимателей заказал ему написать портрет дочери.

Врубель, как всегда, основательно подошел к делу, и выполнил портрет в манере, который специалисты назвали «портрет-фантазия». И здесь противоречивость натуры художника — в руках девочки красивые розы, а рядом острый кинжал.

Летом 2018 года Укрпочта выпустила марку номиналом 5 гривен, на которой изображена эта картина живописца и подпись: «Врубель Михайло Олександрович».

Демон сидящий. 1890

Именно в Москве под впечатлением произведения Михаила Лермонтова была написана самая известная картина.

Сидящий в окружении необычных цветов, Демон, скрестив руки, смотрит печально вдаль. Работая над иллюстрированием произведений М. Лермонтова, Врубелю удалось точно передать образ литературного героя. В его Демоне воплотились человеческие черты, внутренние противоречия, сила духа и постоянное сомнение.

Кажется, образ Демона, выполненный на холсте, окончательно подтверждает, что сомневающийся мастер нашел свой особый стиль.

Для любителей подземного мира и путешествий — наш материал Подземные приключения: самые интересные пещеры мира.

Царевна-лебедь. 1890

Врубель жил в русской культуре и находил в ней вдохновение. Картина «Царевна-лебедь» была написана под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина.

Художник работал над декорациями к постановке, а его первая жена играла царевну. Образ царевны у Врубеля печален и загадочен, и в нем заключен великий символизм, а само произведение — настоящая жемчужина его творческой коллекции.

Картина далека от сценического образа, ведь Врубель воплотил в картине всю двойственность лебединой сущности — стремление к небесам, чему-то светлому, и стремление к темным водам морской пучины.

Тамара и Демон. 1891

Это не картина, а иллюстрация к произведению Михаила Лермонтова «Демон». Но по художественному исполнению и передаче образов эта иллюстрация занимает важное место в творчестве художника.

Выполненная черной акварелью, иллюстрация передает весь трагизм свидания Демона с Тамарой, да и в настроении картины уже просматривается начинающаяся болезнь художника.

На всех иллюстрациях Демон в одной неизменной позе, «падший ангел», прочно поселившийся в мире темных сил. А вот Тамара всегда в разных позах, чем художник подчеркнул сомнения в ее выборе — между небесным и земным.

Принцесса Грёза. 1896

Отойдя от образа демона, Врубель, с присущей ему страстью, начал писать сказочные сюжеты.

Это полотно считают самым известным панно российской столицы, а написал его художник по мотивам драмы Эдмона Ростана. В это время он написал два полотна, которые должны были выставляться на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Но комиссия не допустила их к просмотру.

Ситуацию хотел спасти Савва Морозов, выставивший «Принцессу Греза» и «Микулу Селяниновича» в собственном павильоне, но публика враждебно приняла картины.

Демон летящий. 1899

Незаконченная картина Михаила Врубеля стала возвращением живописца к теме Демона после 8-милетнего перерыва.

Само произведение выполнено в темных, мрачных тонах. На демоне коричневая туника, перевязанная поясом. Он воспарил над горами Кавказа и рекой, но большинство деталей не прорисованы, так что не понятен окончательный замысел.

Демон летит, как и сам художник хотел взлететь, но в манере и темных тонах картины видно, что Врубель уже сильно болел. И символизм проявился в ее незаконченности…

Портрет сына. 1902

В 1901 году у Надежды Забелы и Михаила Врубеля рождается сын, которого назвали Саввой. Физически крепкий и здоровый мальчик имел дефект — у него была заячья губа.

Живописец винил в этом только себя, но, прервав работу над «Демоном поверженным», создал портрет Саввушки. На нас с картины смотрит детское лицо, но искаженное испугом и серьезным взглядом.

Описание картины всегда сопровождается припиской, что рождение сына с «заячьей губой», а больше — его внезапная смерть в 1903 году,- еще больше повергло художника в депрессию.

Демон поверженный. 1902

Идея написать этот сюжет зародилась еще в 1899 году, а жизненные потрясения и прогрессирующая болезнь окончательно утвердили автора в правильности выбора, и в 1902 Врубель закончил свое полотно.

Красивым фоном картины выступает горный пейзаж, залитый светом алого заходящего солнца, а на переднем плане — фигура поверженного демона. Он как бы зажат между верхним и нижним краем картины, и не может вырваться.

Выставленная в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусств» картина произвела настоящую сенсацию, а ранняя публика наблюдала, как автор переписывает свое полотно.

Шестикрылый Серафим. 1904

Последняя крупномасштабная работа живописца, созданная на стенах больницы В.П. Сербского, стала вершиной его творчества.

Этот синтез ярких цветов и экспрессии в полной мере раскрыл творческий потенциал и мастерство умельца живописи. Взгляд Серафима источает уверенность и надежду, а меч и лампада в руках ангела — яркие символы борьбы противоположностей.

Это великолепное произведение Врубеля известно и под другими названиями — «Азраил», а также «Ангел с мечом и кадилом».

Портрет Брюсова. 1906

Появился этот портрет благодаря тому, что уже окончательно потерявшему связь с реальностью Врубелю разрешили рисовать в недолгие минуты просветления.

Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля.

Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета — поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля.

  • К образу Демона Врубель приступил еще во время росписи Кирилловской церкви. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов.
  • Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен.
  • Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счете, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь.
  • Картина «Демон поверженный» уже весела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
  • При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались. Но однажды его друзья художники сделали большую выставку его картин… Врубеля признали, но было поздно, он уже был к тому времени тяжело болел.
  • Вечером перед смертью Врубель открыл окно и, вдыхая морозный воздух, произнес «Едем а Академию!» На следующий день в Академии художеств началась панихида прощания с художником, а по округе разносился надгробный плач.
Читайте также:  «тайная вечеря», якопо бассано — описание картины

Врубель умер в 1910 году, а ученые и искусствоведы до сих пор ведут спор о его месте в отечественном и мировом искусстве. Но ясно одно — Михаил Александрович Врубель, словно комета, пронесся по жизни, оставив свой неповторимый и яркий след на небосклоне российской и мировой культуры.

Окруженный людьми, он всю жизнь оставался одинок, проделав путь от отшельника-алхимика к пророку, своим творчеством намного опередив свое время, предсказав в своих картинах некоторые события своей собственной жизни.

Источник: https://topcafe.su/otdyh/iskusstvo/znamenitye-kartiny-vrubelya.html

Краткая биография Врубеля Михаила самое главное

Михаил Александрович Врубель – известный русский художник рубежа 19-20 веков, работавший во множестве техник; представитель символизма. Он является автором таких картин, как «Царевна-Лебедь», «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный».

Ранняя жизнь

Михаил родился в 1856 году в семье военного. Он не принадлежал к знати, однако род Врубелей мог похвастаться интернациональностью – здесь были поляки, финны, татары и русские.

Маленький Миша унаследовал светлые волосы и правильные черты лица от отца и глубокие карие глаза от матери, которая в 23 года умерла от туберкулеза.
Художник рос любознательным, веселым ребенком.

Он интересовался книгами, репродукциями картин; еще в раннем детстве проявилась его любовь к творчеству. Несмотря на то, что семья Михаила была небогатой, отец исправно платил за уроки рисования для сына.

Начало творческого пути

В 1880 году Врубель поступил в Академию художеств. Там его талант заметили; Врубель, еще не закончивший учебу, уехал работать в Киев. Пять лет подряд он занимался росписью Кирилловского собора, а после визита в Италию художник сформировал собственный стиль, расходившийся с православными канонами. Михаила перестали приглашать для реставрации храмовых фресок. 

Зрелые годы

Из Киева Врубель уехал в Москву. Малоизвестному художнику поручили проиллюстрировать поэму Лермонтова «Демон». После этого к Михаилу пришла слава; он стал востребованным живописцем. В 1896 году он женился на оперной певице Надежде Забеле. Она стала его единственной любовью и музой.

С этого времени начался период активной работы. Врубель, не жалея себя, занимался творчеством по 14 часов в сутки. До 1902 года Михаил создал все свои известнейшие полотна: «Пан», «Царевна-Лебедь», «Демон поверженный», «Портрет сына», «Сирень», «Утро». Психика художника не выдержала такой огромной нагрузки; Врубель стал душевно больным.

Болезнь и смерть

В 1902 году наступил первый кризис. Состояние Михаила Александровича было невероятно тяжелым. Он лежал в психиатрической клинике; к нему не пускали даже жену и сына. Позже его перевели в клинику при Московском университете, где состояние художника заметно улучшилось.

В 1903 году умер двухлетний сын Врубеля. Это стало точкой невозврата: о восстановлении не могло быть и речи. Через три года Михаил полностью ослеп, а в 1910 году скончался. Перед смертью он почти не приходил в сознание.

Михаил Врубель – гениальный художник, не понятый современниками. Его картины привлекают внимание зрителей своей глубиной и трагичностью, что говорит об их создателе как о человеке с тонкой душевной организацией. Он по праву считается одним из ярчайших русских творцов рубежа 19-20 веков.

для детей

Интересные факты и даты из жизни

← Вампилов Александр↑ БиографииТроцкий Лев Давидович →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/mihail-vrubel

Врубель Михаил биография

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Отец его, Александр Михайлович, происходил из польской семьи, был офицером на службе в Омской крепости с 1853 по 1856 года. Мама Анна Григорьевна была родственницей декабриста Басаргина Н.В.

К сожалению, она умерла, когда Михаилу было всего 3 года. В 1859 году отца Врубеля переводят в Астрахань, затем начались активные переезды по службе. С детства Михаил Врубель побывал во многих местах России. Когда Михаилу исполнилось 7 лет, отец снова женился.

В этом браке у него было 3 детей, один из которых умер еще маленьким.

В связи с частыми переездами ,Врубель учился в разных школах. В Одессе он закончил Ришельевскую классическую гимназию, в Петербурге ходил в рисовальный класс Общества поощрения художников, в Саратове ходил к частному педагогу по рисованию. Затем была снова рисовальная школа в Одессе.

В 1874 году Михаил поступает в С-Петербургский университет на юридический факультет. После его окончания Врубель служил юристом в Главном военно-судном управлении. Весь период учений Врубель уже увлекался рисованием, у него была очень хорошая зрительная памать. Ему нравилось копировать различные гравюры с журналов.

Затем он перешел к мифическим образом и античности («Сцена из античной жизни», «Пирующие римляне»).

В 1880 году Врубель начал ходить в вечерний класс Академии художеств П.П.Чистякова. Эта школа дала многое художнику, здесь уже у него появилась собственная манера письма: картины напоминали мозайку, предметы как будто бы состояли из множества кристалов.

В 1884 году Врубель участвует в реставрации фресок и росписей Кирилловской церкви в Киеве. Пригласил его профессор А.В.Прахов. На стенах церкви созданы такие произведения как «Сошествие святого духа на апостолов» и «Надгробный плач».

Дальше в 1887 году идет работа над фресками Владимирского собора в Киеве. Появляются работы «Воскресение», «Ангел с кадилом и свечой». Одна из знаменательных работ того времени, написанная на хорах Киевской церкви — «Сошествие святого Духа на двенадцать апостолов».

Тема была выбрана Праховым, а писалось произведение Врубелем самостоятельно.

В 1885 году Врубель едет в Италию, в Венецию для изучени византийских мозаек. Там же он продолжает писать иконы для Киевской церкви: «Христос», «Богоматерь с младенцем», «Св. Кирилл», «Св. Афанасий».

Нахождение в Италии повлияло на творчество художника. Появилась тяга к Востоку. По прибытии обратно в Киев были написаны Врубелем «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка».

В 1889 году Врубель приезжает в Москву. Там он знакомится с Мамонтовым и с членами его кружка. К этому времени Врубель уже создал иллюстрации к произведениям Лермонтова (13 рисунков). Большинство из них относились к «Демону». После этого образ Демона не покидал творчество Врубеля.

Михаил Врубель кроме рисования мог заниматься лепкой. В 1888 году он создал фигуру и бюст Демона. Затем опять серию картин с Демоном. Все они были написаны в особой манере, картины были как будто «кристализованы».

Образы героев, гор как-будто бы состояли из мерцающих кристалов. Все это было очень необычно для публики. В детстве художник увлекался минералогией, изучал драгоценные камни. Видимо это сыграло решающую роль в таком его видении.

А работах чувствуется трагизм, вечная борьба добра и зла.

В 1891 году Врубель становится главой гончарной мастерской в имении С. И. Мамонтова в Абрамцево. Здесь он создает свои шедевры: «Купава», «Волхова», «Мизгирь».

В 1894 году Врубель снова отправляется за границу. Он побывал в Риме, в Париже, Милане и Афинах.

https://www.youtube.com/watch?v=P_jbWYtLiDM

Врубель все больше начинает увлекаться монументальным искусством. Он создает такие шедевры как «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович».

Картины были заказанны для павильона Нижегородской всероссийской выставки. Параллельно Врубель работал над декорациями оперы С. И. Мамонтова, . А. Римского-Корсакова.

Под впечатлением опер появляется картина «Фауст», которая наполненна глубоким филосовским смыслом.

А .Бенуа выссказался о Врубеле так: «Он предлагал себя, свои богатства. Он готов был подарить нас храмами и дворцами, песнями и кумирами. Он ничего не просил за это; он молил только, чтобы ему давали выявляться, чтобы освобождали его от тяжелого бремени наполнявшего его существо вдохновения. Но мир не принимал его, чуждался и даже презирал.

Зачем блеск, игра, краски, веселье, когда и так живется в тусклости, в делах, во мраке и суете. И не верил никто Врубелю. Изредка кто-нибудь из чудачества купит у него картину или закажет ему стенопись, но сейчас же связи обрывались, филистеры погружались в отдых от сделанного усилия стать чудаками, а художник снова оказывался без дела и применения.

..»

Врубель продавал свои работы за гроши. «Пан», «Царевна-лебедь» уходили вдвое дешевле, чем художник собирался продавать. Его легко было уговорить, он особо не противился.

В 1896 году Михаил Врубель наконец-то влюбился. Это была достаточно известная певица Надежда Ивановна Забела. Она привнесла новую веру для Врубеля. Врубель создает серию ее портретов, в каких-то мифологических произведениях так же отмечен ее образ. Это был новый виток творчества художника. Он рисует замечательные портреты В. Я. Брюсова, С. И. Мамонтова.

В 1902 году на свет появляется одно из самых сильных произведений по своей трагичности — «Демон поверженный». Можно сказать, что демоны отражают судьбу самого Врубеля. Ведь будучи таким одаренным, он так и не сумел осуществить все свои грандиозные планы.

В первом «Демоне» 1890 года еще видна надежда и чувствуются силы, а в последнем демоне уже чувстуется неизбежность конца. Когда Врубель работал над «Демоном поверженным», у него начали проявляться первые симптомы его душевной болезни. Родные и близкие замечали это.

Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку» — Е.И.Ге.

В 1901 году Врубеля болезнь окончательно покосила. Говорили о том, что причиной тому слишком напряженная и нервная работа над картиной. Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу. Пол года он был полностью изолирован от общества, даже родные не имели права навещать его из-за тяжелого состояния.

Когда ему стало лучше, Врубель снова пытался взяться за кисти. Но сил не хватало, не было творческого подъема, наступила депрессия. Он уезжает с сыном Саввой в Крым, чтобы набраться новых впечатлений и для улучшения состояния. В тот момент, когда они остановились в имении фон Мекка, Савва заболел. Болезнь оказалась неизлечимой.

Год выдался очень тяжелым для семьи Врубеля. Смерть единственного сына, Забела потеряла голос, душевная болезнь Михаила — все навалилось разом. В 1904 году к художнику пришла слава. Он уже снова в С-Петербурге, более менее выздоровивший. В 1906 году художник теряет зрение, он ослеп.

1 апреля 1910 года Врубеля не стало. Его торжественно похоронили в С-Петербурге. Блок говорил прощальную речь: «..у Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее поражение»

После себя Врубель оставил около 200 произведений.

Источник: https://art-on-web.ru/vrubel_mihail/biography

Врубель Михаил

Декоративное панно «Философия» была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1899 году. Панно передает аллегорическую сцену, на которой изображена девушка. Ее обнаженное тело прикрыто материей бронзового цвета, демонстрируя обнаженную грудь. Рыжие волосы девушки […]

Читайте также:  Картина вакх и ариадна, тициан вечеллио

Была нарисована художником приблизительно в 1904 -1905 гг. Для ее создания использовался обычный лист бумаги, акварель, уголь и карандаш. Зритель может открыто наблюдать печальный взгляд пророка. Врубелю удалось передать в изображении всю […]

Михаил Врубель выполнил эту работу по заказу для оформления и декорации интерьера. Примечательная структура живописного и красочного панно, задача которого будет решить заполнение всего потолочного пространства. В этой картине особенно выделяются характерные […]

Потрясающая работа Михаила Александровича Врубеля «Сошествие Святого духа на апостолов» украшает цилиндрический свод Кирилловской церкви, расположенной в Киеве. Произведение относится к первым работам живописца. Согласно Евангелию, к апостолам пришел Святой дух в […]

Портрет с натуры был написан в 1898 году. При написании шедевра использовались масляные краски. Супруга одета в пышное платье, украшенное желтым широким поясом, голову украшает кисейная шляпка. В руках Надежда Ивановна держит […]

Керамическая скульптура «Египтянка» была создана художником М. А. Врубелем в 1891-1896 годах, когда он только начал увлекаться изготовлением изделий из этого материала. Творец изобразил прекрасное по своей пластике женское лицо – красивое […]

Михаил Александрович Врубель – художник со сложной судьбой. Жизнь его напоминает драму. Успешный молодой человек, во время обучения на юридическом факультете университета увлекшийся богемным образом жизни, к счастью, нашел в себе талант […]

Михаил Врубель один из тех русских художников, который стал отцом русского модерна. Именно элементы модерна, мастер использовал для создания уникального шедевра «Суд Париса». Врубель применял более точные линии, орнаменты, имеющие скрытый и […]

«Воскресение» Врубеля представляет собой эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве. Михаил Александрович Врубель – великий русский художник, скульптор и рисовальщик, который был пионером модернизма с оригинальным видением. Новатор по своей природе, […]

Савва Иванович Мамонтов (1841 — 1918) — один из богатейших людей в Российской империи, крупный железнодорожный магнат и благотворитель. Был широко известен современникам своей деятельностью, направленной на поддержку и развитие искусства. В […]

Источник: http://opisanie-kartin.com/vrubel-mixail/

Михаил Врубель, биография, жизнь, творчество

Предвестник кубизма, яркий представитель символизма, человек, который отлично совмещал в себе талант к графике и живописи в равной степени.

Детство

Михаил Александрович родился в Омске в 1856 году в этом же городе были рождены его младшие брат и сестра которые не дожили до юности. По причине частых родов и ослабленного здоровья в 1859 году скончалась мать мальчика. Пока овдовевший отец пытался справиться со всеми хлопотами, которые лежали на его плечах, мальчик проводил свои будни за рассматриванием картинок в детских книжках.

В 1863 году отец Михаила взял в жены Е. Х. Вессель которая была из знатного рода, что помогло ему в продвижении по службе. Новая мама для семейства оказалась настоящим сокровищем, она целыми днями занималась воспитанием всех детей.

В 1867 году семейство переехало в Саратов где у отца мальчика было новое назначение по службе. Вопреки любящей атмосфере, которая царила в доме Михаил и его сестра Анна всегда проводили время вместе и не были особо заинтересованы в дружбе с новыми родственниками.

Юность

Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело.

Это произведение настолько запало в душу юному дарованию что он позже исполнил его точную копию по памяти, со всеми мельчайшими деталями и нюансами. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ.

После перевода отца в Одессу и смены учебного учреждения Врубель на время прекратил активную творческую деятельность и больше уделял внимания естественным наукам. Обучение в целом, у юноши не отнимало много времени, он был лучшим учеником пока это было ему интересно.

В один момент его жизни Михаил сильно загорелся идеей актерской карьеры, но оставил эту затею с поступлением в университет.

Юридический университет

Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Возможно, на это повлияла способность мальчика быстро запоминать сложные тексты или знание нескольких языков. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план.

Обучение шло медленно и трудно, в конечном итоге юноша больше заинтересовался философией и совершенно забросил юридическое дело. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль.

В период обучения в университете им были нарисованы несколько иллюстраций к популярным в то время литературным произведениям.

Начиная с 1875 года Врубель активно начал развивать актерские таланты, но это требовало больших капиталовложений и ему приходилось подрабатывать репетитором. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела.

Начало художественного развития

Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмелей, которые нуждались в его репетиторских навыках. Отзывчивая семья приняла молодого человека как своего сына, и он надолго поселился у них в поместье. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать.

Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Не только любовь к искусству привили ему его новые знакомые, любовь к вину, которого было всегда много на столе гостеприимных знакомых, накрепко засела в жизни Врубеля.

Начиная с 1880 года, художник начал посещать курсы в Академии искусств где познакомился с Чистяковым и стал частым гостем в его студии. Наставник стал хорошим другом для молодого гения, о чем сам Врубель неоднократно упоминал в письмах к сестре.

Работа над оттачиванием пластики форм и передачи живости светотени до конца жизни чувствовалась в работах живописца.

Творческие эксперименты

Несмотря на своенравную манеру исполнения, далеко идущую от традиционного академизма, Чистяков поощрял творческие эксперименты своего ученика. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне».

Будучи человеком целеустремленным, Михаил не оставил попыток совмещать свое творчество с развитием своего бизнеса. С помощью своих давних знакомых Пампелей он нашел заказчика, который предложил гонорар в 200 рублей за любое его полотно на выбор.

Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась, и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени.

Знакомые художника помогли раздобыть предметы декора, которые использовались как фон в постановке. После окончания картины его пригласили в Киев для работы над восстановлением фресок Кирилловской церкви. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».

После завершения работы над этим проектом художник отправился в Италию для пополнения своих творческих знаний. Во время его проживания в Венеции город так сильно вдохновил его что Врубель закрылся в себе и целыми днями писал иконы и полотна повседневной тематики. После выхода из творческого наплыва художник начал ощущать жажду общения и недостаток любви.

По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. Однако женщина высмеяла его чувства и указала на очевидное обстоятельство отказа, ее замужество. После отказа у Врубеля начался кризис, он практически не рисует, а если и начинает полотно, то забрасывает его.

Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы.

Проблемы с психическим здоровьем

В 1890 году художник переехал в Москву. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. С 1890 года художник увлекся керамикой и сделал множество ярких заказов для богатых домовладений России.

Вплоть до 1896 года художник путешествовал по Италии, где работал в различных гончарных мастерских. По возвращению в Москву художника пригласили создать декорации для театра где он встретил свою будущую жену Надежду Забел. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника.

Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь».

Это полотно примечательно тем что художник создал его за сутки, на холсте, предназначенном для портрета любимой жены, что делает произведение довольно символичным. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон».

«Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.

Последние годы жизни

Все чаще у художника случались срывы, которые практически не прекращались после рождения сына в 1901 году. Стресс и давление, которое испытывал на себе рисовальщик, проявлялось в депрессии и буйном поведении. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам.

Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Его поместили в клинику для душевно больных где он, несмотря на частые галлюцинации продолжал писать картины.

«Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано.

В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался.

Интересные факты:

  • Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 века. Его манера писать «разноцветными кубиками» иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 века.
  • В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
  • Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое. Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
  • На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.
Читайте также:  Гризайль «единение страны» рембрандт, 1641

Награды:

  • Золотая медаль Парижской всемирной выставки (1900 год)
  • Вторая серебряная медаль Академии художеств (1883 год)

Источник: http://ThePerson.pro/mihail-vrubel/

Михаил Врубель Биография Врубеля

Январь 14, 2012

Имя Михаила Врубеля окружено легендами, которые начали складываться еще при его жизни. Его образ полностью соответствует романтическим представлениям: художник, одержимый Демоном, живущий только ради творчества, и как расплата за это, — одиночество, безумие и гибель.

Автопортрет

1904; 35,5х29,5 смбумага, уголь, сангинаГосударственная Третьяковская галерея

Москва

Михаил Врубель родился 5 марта 1856 года в Сибири, в Омске, третьим ребенком в семье. Его отец, Александр Михайлович, поляк по происхождению, был военным юристом.

Долг его службы требовал частых перемещений: Михаил закончил гимназию в Одессе, побывав в Астрахани, Петербурге и Саратове.

Мать художника, Анна Григорьевна, по отцу была дальней родственницей декабриста Басаргина, по матери — датчанка. Она умерла, когда мальчику исполнилось три года.

Через некоторое время отец женился вторично на Елизавете Христиановне Вессель, серьезной пианистке. Благодаря ей любовь и понимание музыки осталось во Врубеле на всю жизнь.

В семье была культурная и уютная обстановка; хотя появились свои дети, мачеха заботливо относилась к четырем детям от первого брака мужа.

Но теплые дружественные отношения Врубель сохранил на всю жизнь лишь со старшей сестрой Нютой — Анной Александровной Врубель, ставшей педагогом.

Врубель рос слабым и хрупким ребенком, начал ходить только в три года. И впоследствии, в зрелом возрасте, он был небольшого роста, с непропорциональной фигурой, не любил физических упражнений.

Художественные способности Врубеля проявились рано: по воспоминаниям сестры, «элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией».

На долгое время рисование оставалось только увлечением.

Окончив гимназию с золотой медалью, Врубель в 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года он совершил первую заграничную поездку в Швейцарию, Германию и во Францию с семьей, где служил гувернером.

Михаил Врубель в академии

Талант и призвание наконец взяли свое: после отбытия воинской повинности, осенью 1880 года Врубель поступил в петербургскую Академию художеств. Имея университетское образование, он был начитан, владел иностранными языками (в том числе латинским), неплохо разбирался в философии, увлекался Кантом, хорошо знал литературу, особенно любил Гете.

На третий год пребывания в Академии Врубель поступил в мастерскую Павла Петровича Чистякова, заурядного художника, но прекрасного учителя, в совершенстве владеющего секретами передачи объема и пространства на плоскости.

В этот год он подружился с Валентином Серовым и Владимиром фон Дервизом, познакомился с Ильей Репиным, который оказал на него сильное влияние.

По совету репина Врубель начал самостоятельную работу, нацеленную на изучение натуры.

Врубель и Серов увлекаются техникой акварели. Втроем с Дервизом они снимают мастерскую, где пишут обнаженную модель. Врубель усердно занимается акварелью, считая, что именно в этой технике рисунок и живопись неразрывны. В академические годы Врубель рисует с натуры по 12-14 часов в день. Эта суровая школа воспитывает твердую руку и поразительную зрительную память.

Киевский период Врубеля

Счастливая случайность прервала пребывание Врубеля в стенах Академии художеств. В 1884 году археолог и историк искусства, профессор Адриан Прахов обратился к Чистякову с просьбой указать ему ученика для выполнения монументальных живописных работ в Кирилловской церкви (XII век) в Киеве. Чистяков порекомендовал Врубеля, тот сделал эскиз — и был приглашен Праховым.

В Киеве Врубель погружается в новую для него стихию религиозной живописи. Недавний ученик Академии всего за один год создает монументальные росписи «Оплакивание» и «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви, пишет, имитируя мозаику, одного из ангелов в барабане Софийского собора.

В 1884 году Врубель был отправлен в Венецию для изучения памятников византийского и ренессансного искусства. В Венеции Врубель пишет четыре иконы (маслом на цинковых досках) для иконостаса Кирилловской церкви; лучшая среди них — «Богоматерь». В этом образе отразилось глубокое и безответное чувство художника к Эмилии Львовне, жене Прахова.

Еще осенью 1884 года, отправляя Врубеля в Венецию, Прахов обещал ему участие в росписях интерьера Владимирского собора. Но когда художник вернулся, дело росписи уже было передано в руки прославленного живописца Виктора Васнецова. Врубель воспринял это как страшное вероломство, был глубоко уязвлен как человек и как художник. Он не смог оставаться в Киеве и уехал в Одессу.

В 1887 году Врубель вернулся в Киев и, остыв от обиды и возмущения, исполнил несколько эскизов к отдельным композициям («Надгробный плач», «Воскресение»). Они были отклонены строительным советом собора. Участие художника в росписи Владимирского собора ограничилось написанием орнаментов (в боковых нефах), которые уже тогда приводили в изумление свободой творческой фантазии.

В Киеве Врубель окончательно сформировался как художник, впервые обратился к изображению Демона, но полностью реализовать свои возможности он не смог. Нестабильности его материального положения способствовал и его характер.

Спокойный, но легко увлекающийся, Врубель беспечно относился к деньгам, никогда не торговался с заказчиками и покупателями, отдавая свои шедевры за бесценок, часто уничтожал и переписывал завершенные вещи.

Итог его неустроенной киевской жизни подвел отец, навестивший сына в 1886 году.

Врубель в Москве

Уезжая летом 1889 года из Киева, Врубель не думал, что покидает его навсегда. Попав в Москву, художник остался в ней практически на всю жизнь. Здесь Врубель оказался среди крупных промышленников-меценатов и молодых, ищущих новых путей живописцев, артистов, литераторов.

Серьезную поддержку Врубель нашел в семье Саввы Мамонтова, крупного промышленника и мецената, владельца Русской частной оперы. Быстрому сближению художника с Мамонтовым и его художественным кружком способствовали Серов и Константин Коровин, работавшие в московском доме «русского Медичи» и его загородном имении Абрамцево.

1890-е годы были счастливейшими в жизни и творчестве художника.

В мамонтовском кружке Врубель увлекся идеей возрождения русского искусства и создания нового синтетического стиля, проникнутого «музыкой цельного человека».

В Москве он нашел многочисленных заказчиков, для которых создавал картины и панно, скульптуры и майолику, архитектурные проекты и чертежи для мебели, росписи балалаек и рисунки для обоев.

Портрет Н.И.Забелы-Врубель
в стиле ампир

124х75,7 смхолст, маслоГосударственнаяТретьяковская галерея

Москва

На репетиции оперы Гумпердинка «Гензель и Гретель» в конце 1895 года Врубель познакомился с солисткой Русской частной оперы молодой певицей Надеждой Ивановной Забелой, был покорен ее голосом, талантом, красотой и вскоре сделал ей предложение. Летом 1896 года они обвенчались в Женеве.

Тем же летом в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленная выставка, для художественного отдела которой Мамонтов заказал Врубелю два огромных панно.

Панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» стали поводом для «всероссийского скандала» в художественной среде, а Врубель был широко ославлен в газетах как декадент.

Жюри Академии художеств признало вещи «нехудожественными», и Савва Иванович «в пику Академии» выстроил для них специальный павильон, куда «валом валил народ».

Нижегородский скандал неожиданно принес художнику известность, а наличие на выставке кроме панно портретов, скульптур и театральных эскизов мастера осветило разные грани его таланта.

В конце 1896 года, после нижегородского происшествия, и в последующие два года отношения четы Врубелей с Мамонтовым были особенно дружескими.

В этот период Врубель стал постоянным декоратором Частной оперы, его жена — солисткой театра, исполнительницей главных партий в операх Николая Римского-Корсакова и романсов композитора. Театр в это время стал вторым домом для художника.

С 1900 года художник начинает экспонировать свои работы — сначала на выставках новаторского петербургского объединения «Мир искусства», потом группы «36-ти художников». Публика и даже художники не принимают его творчества. Со своими московскими коллегами, кроме друзей по кружку Мамонтова — Серова, Коровина, Ильи Остроухова, Василия Поленова — Врубель мало общается и редко посещает выставки.

Тяжелые испытания

В 1901 году Врубель работал над своим заветным Демоном; Надежда Ивановна ждала ребенка.

По воспоминаниям ее сестры, „Михаил Александрович готовился к этому событию очень весело, и ему, и жене казалось, что рождение ребенка не может помешать их элегантной и веселой жизни”.

Первого сентября родился сын, которого назвали Саввой. Личико ребенка было изуродовано «заячьей губой», что глубоко поразило Врубеля, увидевшего в этом какой-то недобрый знак.

Художник целиком уходит в работу над «Демоном», душевная тревога и эмоциональное напряжение достигают крайнего предела и провоцируют сильнейший приступ психического расстройства. Художника помещают в клинику.

В 1903 году, как только состояние здоровья Врубеля стабилизировалось, он вместе с семьей переезжает в Украину. Именно в Киеве случилась трагедия, которая окончательно подорвала душевное здоровье художника: умер его сын. Потерявший рассудок Врубель вновь попадает в клинику.

В краткие моменты просветления мастер создает поистине выдающиеся произведения, отмеченные хрупкой, какой-то неземной красотой…

Признание пришло к Врубелю слишком поздно. Когда он уже был безнадежно болен, его творчество, наконец, было оценено по достоинству.

О художнике и его картинах взахлеб писали символистские журналы «Весы» и «Золотое руно», Петербургская академия художеств присвоила ему звание академика.

В 1906 году на русской выставке в Париже, организованной Сергеем Дягилевым, работам Врубеля был отведен целый зал.

В том же году художника перевезли в Петербург, в известную лечебницу доктора Бари. Чтобы быть ближе к мужу, Надежда Ивановна поступила на службу в Мариинский театр.

Врубель стремительно терял зрение, и это положило конец его художественной карьере.

Теперь только музыка могла скрасить жизнь мастера: жена ежедневно приходила в клинику и, не скрывая слез, исполняла фрагменты из его любимых оперных партий…

После пяти мучительных лет душевной болезни и слепоты 1 апреля 1910 года Врубель умер в петербургской клинике доктора Бари.

Он убил себя сознательно, открыв в сильный мороз окно: простуда осложнилась воспалением легких, которое перешло в скоротечную чахотку, повлекшую летальный исход. Похороны художника состоялись 3 апреля на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

Из академической церкви к последнему приюту мастера гроб с его телом несли студенты Академии художеств. Церемонию прощания открыл поэт Александр Блок…

Надежда Ивановна ненадолго пережила мужа: вечером 20 июля 1913 года в концерте она исполнила «с каким-то особенным подъемом три романса Римского-Корсакова», а в полночь скоропостижно скончалась.

(1856-1910) Михаил Врубель

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы …
…что подо льдами Арктики?

Новые исследования показали, что количество углерода, скрытого подо льдами Арктики в форме углекислого газа, было недооценено примерно в 2 раза. Согласно новым данным, под ледяным покровом около 1,5 триллионов тонн углерода — вдвое больше, чем в атмосфере!

Источник: http://www.filoli.ru/artists/077-wrobel/wrobel-biography.php

Ссылка на основную публикацию