Якопо бассано — биография и картины

Краткая биография Бассано

>> Все биографии >> Художники из Италии

Бассано (ок. 1515-1592) в своем творчестве пережил смену многих художественных тенденций, по-своему преображая их.

Будучи типичным представителем искусства венецианской Террафермы (такое название получила венецианская провинция), мастер живо реагировал на все новое, что происходило в живописи, и с немалой долей провинциальной наивности воплощал это в своих произведениях.

Якопо да Понте получил свое прозвище по месту рождения в городке Бассано дель Граппа, расположенном в долине реки Бренты у подножия Альп. Точная дата его рождения неизвестна. Один из первых биографов Бассано называет 1510 год, другие источники упоминают 1515 и 1517/18 годы.

Первые уроки живописи Якопо получил у своего отца Франческо да Понте. Благодаря ему же Якопо получил хорошее образование – отец был человеком большой культуры, увлекался философией и литературой.

В “Бегстве в Египет”, первой самостоятельной работе художника, написанной в 1534 году, проявились черты своеобразного таланта молодого мастера – непосредственность, искренность, тяготение к изображению конкретных жизненных явлений.

В 1535 году Бассано на несколько лет поселяется в Венеции и работает в мастерской Бонифацио Веронезе.

Художника привлекает пышный быт города, его захватывает ощущение вечного праздника, столь характерное для жизни Венеции того времени.

В венецианской живописи начинается возрождение традиций историко-религиозного жанра Беллини и Карпаччо. Якопо отдает им дань в цикле картин, написанных для Зала приемов Палаццо Пубблико в Бассано.

После 1540 года, когда умирает отец, Якопо окончательно переселяется в Бассано.

В это время в его творчестве обнаруживается все более личностный подход к осмыслению классических ренессансных образцов, а часто и решительный отход от них.

Самое значительное произведение этого периода – “Битва Самсона с филистимлянами” (Дрезденская галерея). В ней силен диссонанс между внешне гармоническими формами и внутренней патетикой, проявившийся в неожиданных и резких ракурсах.

Более удачные художественные решения находит Бассано в тех случаях, когда динамика композиции приходит в гармонию с эмоциональным строем произведения.

Пример такого рода – прекрасное “Шествие на Голгофу” из музея Фитцуильям в Кембридже. Известно, что прототипом к картине послужила гравюра А. Венециано “Несение креста”.

Но образец для мастера – всего лишь толчок к созданию своего собственного поэтического мира.

Апофеоза движения и внутренней динамики достигает Бассано в “Мученичестве св. Екатерины” (Бассано, Городской музей). В этот период были у художника и иные настроения и увлечения. Так, он создает замечательную серию пасторальных сцен – и в первую очередь “Поклонение пастухов” (Хемптон Корт) и “Троицу” (Ангарано, церковь Санта Тринита).

Тут в полной мере перед нами предстает Бассано-лирик, воспринимающий природу в ее тихой поэтичной красоте. Именно природа венецианской Террафермы становится главным героем его картин. Простые крестьянские постройки, окруженные густой листвой деревьев, берег реки, уводящий взгляд в подернутую синей дымкой даль.

Да и персонажи картин – это деревенские типы, которых все чаще и чаще начинает изображать художник.

В картине “Тайная вечеря” (Рим, галерея Боргезе) Якопо переносит действие в крестьянскую среду. Поражает правдивость, с которой художник пишет апостолов-крестьян, их загорелые лица и мускулистые руки. В этом смысле картина представляет собой кульминационный момент творческого развития мастера. Нигде в последующих произведениях Бассано не будет столь близок реальной жизни.

Пожалуй, еще только великолепное “Поклонение пастухов”, написанное около 1548 года (Каракас, коллекция Джусти), гармонически сочетает в себе полноту реализма и поразительную одухотворенность образов.

После этого Бассано, увлеченный, как почти все итальянские художники того времени, маньеристическими влияниями, будет двигаться по пути внутреннего надлома, субъективных исканий, преувеличенной экспрессии.

1550-е годы были переломными для многих художников Италии – достаточно назвать имена Тинторетто, Веронезе, Тициана. Сущность этого перелома заключалась в первую очередь в утрате того гармоничного мировоззрения, которое было создано эпохой Возрождения.

“Казнь Иоанна Крестителя” (около 1550, Копенгаген, Королевская галерея) стала воплощением маньеристических исканий Бассано. Спиритуализация образа достигла предела. Формы искажены. Движение лишено реальности и служит выражением неких внутренних сил.

Изощренность поз, удлиненность пропорций, условность колорита, переходящего от зеленовато-фиолетовых к оранжево-желтым тонам – все это четкие стилевые признаки маньеризма.

Несколько раз в 1550-е годы Бассано возвращается к своей любимой теме – “Поклонению пастухов”, а в 1558 году создает картину “Иоанн Креститель в пустыне” (Бассано, Городской музей).

Следующее десятилетие (1560-е годы) проходит для Якопо Бассано под знаком возвращения к традициям венецианской живописи позднего Возрождения.

Недаром посетивший в 1566 году Венецию Джордже Вазари говорит, что картины Бассано `высоко ценятся главным образом за изображение обыденных вещей и животных`. И действительно, его “Пастораль” (Лугано, коллекция Тиссен) – одна из лучших картин художника.

Бассано вновь достигает необычайной внутренней гармонии, заставляя вспоминать лучшие достижения венецианской живописи.

В 1570-е годы творческая активность Якопо Бассано возрастает. Он пишет огромные алтарные образы, украшает фресками капеллу дель Розарио в небольшой приходской церкви в Картильяно.

В это время складывается особая форма его сотрудничества со старшим сыном Франческо, породившая столько споров в отношении авторства многих картин.

Из мастерской Бассано выходят в основном большие многофигурные композиции, но художественное качество этих вещей значительно уступает тому, что делал художник в предыдущие годы.

Правда, в последние годы учеными было открыто несколько небольших живописных произведений, принадлежащих кисти самого мастера. Они (например “Сусанна и старцы”, 1585, Ним, музей) свидетельствуют о неустаревающем мастерстве живописца, о его верности на протяжении четырех десятилетий традициям венецианской живописи.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-bassano

Бассано Якопо

Краткая справка из БСЭ:

Бассано (Bassano; собств. да Понте, da Ponte), Якопо (около 1517—18, Бассано, Венето, — 13.2.1592, там же) — крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. В творчестве Б.

воздействия маньеризма сочетались с демократической тенденцией; в свои религиозные полотна он вводил сцены крестьянского быта, изображения животных, натюрморт. Насыщая композиции динамичными ритмами, прибегая к эффектам вечернего и ночного освещения, Б.

придавал своим образам драматическую окраску. Произведения: «Христос в Эммаусе» (приходская церковь, Читтаделла); «Поклонение пастухов» (1568) и «Крещение св.

Луциллы» — оба в Городском музее, Бассано; «Отдых на пути в Египет» (Пинакотека Амброзиана, Милан), «Благовестие пастухам» (Национальная галерея искусства, Вашингтон).

Цитаты:

Бассано — большой, далеко еще не оцененный по заслугам художник. Его репутации вредит то обстоятельство, что бесчисленные плохие копии и произведения его подражателей значатся под его именем.

Кроме того, надо принять во внимание, что не только сам Якопо, проживший до восьмидесяти двух лет, неустанно работал до самой смерти, но что плодовиты были и дети его, талантливые художники, шедшие по стопам отца, а традиции мастерской да Понте не прекращались в Бассано сто лет после смерти ее основателя. Получилось перепроизводство, какое-то фабрично-трафаретное повторение одних и тех же мотивов и приемов. «Мода на Бассано» породила шаблон, а шаблон привел к ремесленности и упадку. Но, разумеется, эти печальные обстоятельства не могут изменить прекрасную суть искусства самого Якопо и умалить ту роль, которую ему дано было сыграть в истории европейской живописи.

Читать о Бассано в тексте книги

В густой красочности есть общее между Бассано и Мельдолой, но «световедение» у того и другого различное. Мельдола предпочитает одинаково всюду разлитый свет, чередующийся с красиво расположенными тенями и сияющий по всей поверхности цветистым узором. У Бассано мы встречаемся с борьбой света и мрака, с той светотенью, которая в нашем представлении связана с именем Рембрандта.

Он любит окунуть изображаемую сцену в потемки, среди которых лишь там и здесь он зажигает пятна яркой киновари, светло-розовых и нежно-лазурных красок. Ни у кого при этом нет такой зелени, как у Бассано, такой синевы, таких прозрачных, при всей их контрастности, теней. Любит Бассано — и в этом он является настоящим предвестником Рембрандта — и эффекты ночного освещения.

Так, одной из его любимых тем было «Положение в гроб», которое он изображает при свете факелов, а также «Рождество Христово», в котором свет, исходящий от Младенца, сочетается со светочами, принесенными пастухами (Венский музей). Но Бассано, великий поклонник природы, представляет не только «романтическую» сторону красочности и освещения.

Читайте также:  Музей самоваров, тула, россия

В ряде картин он является и «пленэристом».

Читать о Бассано в тексте книги

Картины:

Якопо Бассано Святой Иероним. Венецианская АкадемияЯкопо (или Франческо?) Бассано. Охота. Венский музейЯ. Бассано. Зима. Гравюра И. ЗаделераЯ. Бассано. Осень. Гравюра И. Заделера

Источник: http://www.benua-history.ru/bassono.html

Бассано Якопо

УвеличитьAdoration of the Shepherds — Бассано Якопо

Купить картину или постер «Adoration of the Shepherds» вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляны

от 673,96 р.

УвеличитьAdoration of the Shepherds — Бассано Якопо

Купить картину или постер «Adoration of the Shepherds» вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляны

от 745,88 р.

УвеличитьBanquet Scene — Бассано Якопо

Купить картину или постер «Banquet Scene» вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляными красками и

от 578,84 р.

УвеличитьChrist Among the Doctors — Бассано Якопо

Купить картину или постер «Christ Among the Doctors» вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляными

от 698,32 р.

УвеличитьChrist Crowned with Thorns — Бассано Якопо

Купить картину или постер «Christ Crowned with Thorns» вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляны

от 614,80 р.

УвеличитьChrist Healing the Lame Man — Бассано Якопо

Купить картину или постер «Christ Healing the Lame Man» вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину маслян

от 538,24 р.

УвеличитьDiana and Actaeon — Бассано Якопо

Купить картину или постер «Diana and Actaeon» вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляными краска

от 505,76 р.

УвеличитьExpulsion of the Merchants from the Temple — Бассано Якопо

Купить картину или постер «Expulsion of the Merchants from the Temple» вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут

от 735,44 р.

УвеличитьIsraelis Drinking the Miraculous Water — Бассано Якопо

Купить картину или постер «Israelis Drinking the Miraculous Water» вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут кар

от 759,80 р.

УвеличитьLazarus and the Rich Man — Бассано Якопо

Купить картину или постер «Lazarus and the Rich Man» вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляными

от 706,44 р.

УвеличитьMadonna and Child with Saints — Бассано Якопо

Купить картину или постер «Madonna and Child with Saints» вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масл

от 672,80 р.

Источник: http://www.postergrad.ru/hudozhniki/558/bassano_jakopo.html

Итальянский художник Бассано Якопо да Почте. Биография и картины художников

БАССАНО Якопо,  прозвище  Якопо  да

Почте Bassano,  Jacopo da Ponte, dU

(ок.. 1515, Бассано, Венето — 1592, там же)

Итальянский художник Ученик

своего отца,  Франческо,  он вскоре

отправился в Венецию, где занимался

в мастерской Бонифа-цио де Питгати.

Три полотна  на  библейские  сюжеты

(1535),   исполненные  для  Палаццо

Публике в Бассано (ныне —  Бассано,

Гор.   музей),  представляют  собой

синтез различных влияний: повество-

вательные  схемы,  заимствованные у

Бонифацио, сочетаются с новым нату-

рализмом. Уроженец Террафермы, Бас-

са-но был восприимчив не  только  к

реалистическим формам, но и к мань-

еризму. В работах 1535-1540, свобо-

дившись  к  тому времени от влияния

Бонифацио, он заимствует у Пордено-

не пластические композиции, в кото-

рые включаются фрагменты, потрясаю-

щие  своей  правдивостью (,  Дрезден,  Картинная

гал.;  ,  Вели-

кобритания,  Бергли-Хаус,  собрание

Читайте также:  Бункер гитлера, берлин, рассказ, фото, адрес

Эксетера). Маньеризм Бассано. Вене-

цианская маньеристическая живопись,

достигшая своего апогея около 1540,

открыла для Бассано  новые  возмож-

ности;  каждая его картина уже сама

по себе приобретает эксперименталь-

ную ценность. 1540-1550. В эти годы

Бассано  создает  одно  за   другим

очень разные произведения:    (Бассано,

Гор. музей), напоминающее Понтормо;

(Копенга-

ген,  Гос.  художественный  музей),

где удлиненные и тонкие фигуры  ис-

кусно  втиснуты  в узкое пространс-

тво; (Великоб-

ритания, Уэстон-Парк, собрание гра-

фа Бредфорда),  навеянное немецкими

гравюрами;  <\p>

(Лондон, дворец Хэмптон Корт); (Милан, пина-

котека  Амброзиана),  где  присущий

маньеризму  ритм  позволяет выявить

фрагменты,   наделенные   неистовой

жизненной правдой. Его палитра выс-

ветляется, тона теряют прежнюю теп-

лоту.  Если  в своих ранних работах

Бассано с помощью свободных и реши-

тельных  мазков  создавал  ощущение

целостности,  то теперь, сосредото-

чившись на рисунке,  художник расч-

леняет живописную фактуру более ко-

роткими мазками,  чтобы каждой гра-

фической случайности придать  живо-

писность. 1550-1560. Опыт предшест-

вующего   десятилетия    решительно

трансформируют   вкусы  Бассано.  В

  (ок.  1550,  Рим,

гал. Боргезе) стремительный рисунок

и резкие тени выделяют головы апос-

толов  и  натюрморт  на столе.  Это

произведение, знаменующее конец це-

лого  периода в творчестве Бассано,

свидетельствует о знакомстве масте-

ра  с  кья-роскуро Тинторетто и ис-

кусством Скьявоне (,  Будапешт,  Музей  изобрази-

тельных   искусств).    По-прежнему

сильно  ощущается напряжение формы,

а  в  разряженном   и   опрокинутом

пространстве    видны   реалистично

трактованные  фрагменты,  в  чем-то

сходные с реализмом испанских живо-

писцев XVII  в.  (например,  ослик,

вытянувший шею над красными цветами

в , Стокгольм,

Нац.   музей).  Игрой  драгоценного

света он передает хаотичность  дра-

пировок  и лепит человеческие тела.

В (Рим,  гал.

Боргезе)  люди и животные,  изобра-

женные на фоне ясного  и  холодного

неба,  наделены  какой-то фантасти-

ческой индивидуальностью,  предвос-

хищающей искусство Эль Греко.  Лег-

кие линейные формы,  заимствованные

у Пармиджанино (известного в ту по-

ру главным образом через Скьявоне),

извиваются,  заслоняя  одна другую,

однако сохраняют  свое  правдоподо-

бие.   На   картинах,  созданных  в

1540-е, реалистические детали в на-

полненном  тенями пространстве выг-

лядят совсем по-новому  (, Кливленд, музей).

В 1550-е Бассано наделяет эти  тени

реальной  значимостью  — рассветы и

закаты превращают его композиции  в

настоящие  пейзажи.  В  этот период

картины художника  излучают  особое

сияние; холодный колорит достигает-

ся  обильным  применением  грунтов.

Это сияние придает работам художни-

ка лирическую и фантастическую  вы-

разительность, основополагающую для

маньеризма.  Новые  вкусы   Бассано

особенно  проявились в его картинах

на библейские сюжеты:  в сценах Ис-

хода  и в притчах,  изображенных на

фоне утренней зари или  в  вечерних

сумерках, в пасторальном пейзаже. С

конца  1560-х  Бассано   продолжает

развивавать этот жанр,  хотя и сов-

сем по-другому. Такие произведения,

как (Вена, Музей ис-

тории искусств), в котором передана

первозданная  чистота  и  напряжен-

ность,  столь потрясшая Эль  Греко,

позволяют   лучше   понять  картины

(Лон-

дон,  дворец Хэмптон Корт) и (Лугано,  собрание Тис-

сен-Борнемиса),  все  же отличая их

от тех библейских тем, к которым он

обратится позднее.  1560-1570. Важ-

ной датой в  хронологии  творчества

Бассано  является 1562,  когда было

создано для  ц.  СанТео-

нисто (Тревизо,  музей), напоминаю-

щее картину .  Фигура

Христа резко выделена на фоне высо-

кого неба,  темного от сгустившихся

туч,  с  редкими  отблесками света;

внизу, на холмах, над которыми воз-

вышается  крест и где находятся Ма-

рия и Иоанн, напротив, свет холоден

и прозрачен.  Это новое и необычай-

ное для своего времени зрелище  по-

разило впоследствии воображение Эль

Греко и  Веронезе.  Отныне  Бассано

освобождается  от  наваждений мань-

еризма и обращается к более широко-

му  освоению натуры.  Выразительная

мощь фигуры  Христа  передана  пос-

редством   интенсивной,  энергичной

трактовки   света,   преобразуемого

цветом. Некоторые части фигуры, ос-

вещенные полосами света, напоминают

  детали,  напи-

санные десятью  годами  позднее.  В

(Венеция, гал. Ака-

демии) Бассано достигает такой жиз-

ненной правды, которая предвосхища-

ет искусство  Борджанни  и  реализм

XVII   в.  <\p>

(1568,  Бассано, Гор. музей) знаме-

нует собой новый период в творчест-

ве художника,  связанный с несколь-

кими большими ал-тарными картинами.

Избавившись от вымыслов и  фантазий

прежних лет, Бассано оказывается во

власти лирики света и магии мазка —

живописи  одновременно естественной

и  сочиненной.  В  его  нарративных

композициях фигуры располагаются по

диагонали, интонации часто сумереч-

ны, а игре светотени придан поэтич-

ный характер (,

Бассано, Гор. музей). Буколические,

пасторальные мотивы вновь проступа-

ют в картинах,  иллюстрирующих раз-

личные  библейские  и  евангельские

сюжеты   (сцены   потопа,  жизнь  и

Страсти  Христовы),  представленные

на фоне дворцов или в сельском пей-

заже,  часто ночью,  когда  большое

значение придается освещению — пла-

мя,  свечи, пылающие угли (,  Венеция,

Дворец дожей;  ,  Прага,  Нац.  гал.). В серии

аллегорических изображений  месяцев

и  времен  года художник воссоздает

сельскую жизнь с ее полевыми и  до-

машними  работами.  Распространение

библейских  и  пасторальных   сцен.

Библейско-пасторальный жанр Бассано

нашел широкое распространение среди

его  учеников  и помощников;  около

1570 к этому  жанру  обратился  сын

художника,  Франческо,  а впоследс-

твии и другие его сыновья.  Их кар-

тины  пользовались  большим успехом

среди  венецианских  и  иностранных

коллекционеров. Обилие заказов при-

вело к тому,  что по настоянию Бас-

сано  были исполнены многочисленные

копии с его оригиналов, поэтому се-

годня сложно определить, кому имен-

но из сыновей художника принадлежит

авторство  той  или  иной  картины.

Позднее творчество  Бассано.  Около

1580 манера Бассано вновь меняется.

Так, в картине (Басса-

но, Гор. музей) внезапное появление

святого,  вооруженного и верхом  на

белом коне,  на фоне темного грота,

разрушает былую гармонию и вносит в

произведение беспокойную ноту.  Ин-

терпретация сцен Страстей Христовых

становится более трагич-ной, свето-

вые эффекты ослабевают из-за  чувс-

тва  тревоги,  возвращается одержи-

мость визионерскими фантазиями, ха-

рактерная для ранних работ художни-

ка. Самые дерзновенные эксперименты

его  молодости  и  непосредственное

изучение поздних работ  Ти-циана  и

Тинторетто  приводят к рождению аб-

солютно нового  живописного  языка,

сокровенного  и  полного драматизма

(, 1585, Ним, Му-

зей  изящных  искусств).  Всю  свою

жизнь Бассано прожил в родном горо-

де, работая для городских и окрест-

ных церквей,  вдали от Венеции, где

торжествовало искусство Ве-ронезе и

Тинторетто. Тем не менее он признан

одним  из  новаторов  венецианского

маньеризма и занимает в истории жи-

вописи  XVI  в.  совершенно  особое

место.  Его  искусство   колеблется

между  двумя направлениями:  первое

тяготеет к стихии вымысла, фантазии

и воображения (что будет подхвачено

Эль Греко),  второе — к натурализму

и  световым эффектам (в этом смысле

можно сравнить  картины  Бассано  с

произведениями  Веласкеса и импрес-

сионистов). Сыновья Бассано. Четве-

ро сыновей Бассано также занимались

живописью: Франческо (1549, Бассано

—  1592,  Венеция),  Леандро (1557,

Бассано — 1622, Венеция), Джероламо

(1566,  Бассано — 1621,  Венеция) и

Джамбаттиста (1553, Бассано — 1613,

там же). Двое из них получили широ-

кую известность.  Франческо, в 1579

переехавший  в  Венецию,  продолжал

писать сцены из домашнего  и  сель-

ского  быта,  а затем исполнил нес-

колько  картин  в  духе  Тинторетто

(Венеция,  зал  Большого  Совета во

Дворце дожей).  Леандро,  также пе-

ребравшийся в Венецию, был мастером

Читайте также:  Возвращение блудного сына, гверчино, 1628

портрета и  приспособил  живописную

манеру  отца  к венецианским вкусам

конца XVI в. (серия , Вена,

Музей истории искусств).

Источник: http://biblo-ok.ru/biblio-ok/slovar-impr/61-page.php

Бассано, Якопо (1517/18-1592)

11.09.2012

Один из великих провинциалов Террафермы, ловкий изобразитель козочек и ягнят, последний великий живописец Возрождения, крестьянский король венецианской живописи чинквеченто, утонченный и артистичный мастер, представитель наиболее демократической и реалистической линии венецианского искусства, маньерист.

Все эти достаточно разноречивые определения, список которых можно продолжить, относятся к художнику Якопо да Понте, более известному как Якопо Бассано. Вряд ли это имя звучит сейчас так же громко, как имена других венецианских мастеров.

Но в знаменитом веронезовском «Пире в Кане» (1562) автор изобразил в квартете музыкантов, кроме себя самого, Тинторетто и Тициана, также и Якопо Бассано и тем самым оставил свидетельство современника, понимающего толк в искусстве, о значительности «музыки» последнего.

Якопо да Понте действительно искусно музицировал, особенно на духовых инструментах, но все же известность и даже популярность он снискал благодаря своей кисти.

Небольшой городок Бассано на севере венецианской провинции — Террафермы, в котором родился Якопо да Понте, был далек от центров ренессансной культуры и не имел собственной художественной школы вплоть до рубежа 15 -16 веков.

Именно в это время здесь начинает работать Франческо да Понте — отец будущего художника. Франческо — весьма образованный человек, увлекающийся литературой и философией, не только дал неплохое образование сыну, но и привил ему любовь к искусству, стал его первым учителем.

Якопо начал делать свои первые шаги в искусстве с совместной работы с отцом, который сохранил в 16 веке приемы и методы кватроченто. С 1530-х годов молодой художник занимается уже самостоятельной художественной деятельностью.

В его ранних живописных работах недостаток мастерства и архаизмы искупаются иногда непосредственностью видения, наблюдательностью взгляда и лирическими интонациями.

В 1535 году Якопо Бассано совершает свою первую поездку в столицу республики св. Марка, где некоторое время работает в мастерской Бонифацио Веронезе, «самого благонамеренного живописца Венеции» (В.Н.

Лазарев). Молодой художник получает возможность преодолеть свой «глухой» провинциализм, приобщиться к художественным достижениям чинквеченто, к культуре Венеции, переживающей в этот момент расцвет.

В произведениях Бассано второй половины 1530-х годов уже вполне определяются сильные и слабые стороны его таланта, его интересы и пристрастия. На раннем этапе творчества он осознанно заимствует готовые композиционные схемы и мотивы из работ различных художников. Так, основа построения «Бегства в Египет» восходит к фреске Джотто, а образ Мадонны с младенцем — к фреске Тициана.

Подобные заимствования, которые будут постоянно у него встречаться, определены особенностью художественного сознания — ему всегда будет важен не столько замысел, сколько его исполнение, не столько сюжет, сколько его воплощение.

Отсутствие «композиторского» дара компенсировалось в работах художника необычайно тонким чувством цвета, а также рисунком, который с годами становился все совершеннее.

Одной из лучших картин его раннего периода является «Поклонение волхвов» (1-я половина 1540-х, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), в которой сочетание изумрудно-зеленых, вишнево-красных, синих, коричневых и приглушенно-оранжевых тонов свидетельствует о нем как о прирожденном колористе.

Диагональные построения, используемые здесь для введения многочисленных персонажей, в дальнейшем творчестве станут излюбленным композиционным приемом. И, наконец, в «Поклонении волхвов», как и в некоторых других работах того времени, проявился интерес к крестьянским образам, изображение которых никак не связано по сюжету со священными событиями. Постепенно эти персонажи будут занимать все больше места на его полотнах, что приведет к появлению крестьянского жанра.

Пребывание Якопо в Венеции было, по-видимому, недолгим. С начала 1540-х годов он почти безвыездно живет в родном Бассано, предпочитая его провинциальный быт и спокойную местную природу столичной жизни.

Это добровольное «отшельничество» не мешало, однако, живописцу интенсивно впитывать новые художественные веяния. Он интересуется не только искусством Венеции, но и Эмилии, Тосканы, Рима.

В его работах так или иначе видны следы влияния или прямого заимствования изобразительных формул из произведений Бонифаций Веронезе, Лотто, Парденоне, Пармиджанино, флорентийских маньеристов, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Веронезе и даже немецких мастеров.

Разные художественные импульсы, доходившие до живописца преимущественно в рисунках и гравюрах, не привели к растворению его творческой индивидуальности.

Однако когда в 1540-е годы маньеристические тенденции получали все большее распространение в искусстве Венеции, Якопо, чуткий к изменениям, оказался в некоторой растерянности. Он часто менял манеру, пробовал различные средства художественной выразительности, искал то, что было бы созвучно его темпераменту.

В это время он создает подчеркнуто эмоциональные и напряженные образы («Христос в храме», Эшмолен-музей, Оксфорд), строит необычайно динамичные композиции с большим количеством фигур, с преувеличенной экспрессией поз и движений («Мученичество св. Екатерины», Городской музей, Бассано; «Битва Самсона с филистимлянами», Картинная галерея,. Дрезден).

До середины 1560-х годов маньеризм играл важную стилеобразующую роль в творчестве Бассано. Он расширил в его искусстве репертуар композиционных схем и пластических мотивов, обогатил художественный язык большей тонкостью эмоциональных характеристик.

Но уже в таких произведениях 1550-х — начала 1560-х годов, как «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1558), «Распятие» (1562, оба — Городской музей, Бассано), Якопо, уходя от субъективистских крайностей маньеристической стилистики, пытается сплавить ее (хотя и не всегда органично) с более естественным и непосредственным видением натуры. И эта тенденция будет определять эволюцию его живописи.

С середины 1560-х годов в его творчестве особое место станут занимать жанровые картины, а также композиции на библейские сюжеты, связанные с сельским бытом и дающие возможность показать крестьян, их быт, утварь, скот.

Стремление художника к изображению подобных сельских сцен было созвучно интересу венецианской публики, желавшей смены сюжетного репертуара.

Многочисленные «Месяцы года», «Ноевы ковчеги», «Времена года», «Стихии», «Всемирные потопы», изображения ярмарок, базаров, переселений, гроз позволили художнику наполнить свои картины бесчисленным множеством лошадей, овец, ослов, собак, изобразить крестьян, их быт, дома, показать «бесчисленные котлы, кастрюли и сверкающие медью кухонные принадлежности, затем — осветить боковым светом не одну тысячу потных спин поселян в бумазейных и ситцевых рубахах, окинуть беглым взором щеки крестьянок и строптивых мальчишек и, под конец, показать торчащий подол белой рубахи… выбившийся из штанов мальчишки…» (Р.Лонги).

Необычайный успех, выпавший на долю этих композиций, привел к тому, что художник, будучи не в силах выполнять все заказы, поручал их сыновьям. Массовое изготовление по заготовкам Якопо жанрово-библейских сцен получило название «бассанизма» и сослужило плохую службу живописцу, лучшие произведения которого растворились в огромном потоке ремесленной продукции.

Несмотря на то, что Якопо действительно явился родоначальником крестьянского жанра, сам этот жанр был составной частью его живописной системы. Главные достижения живописца — в области собственно живописной техники, которую он довел в своем роде до совершенства.

С помощью мелких мазков, чутко реагирующих на свет, из которых сотканы его лучшие полотна, художник моделировал объемную форму, виртуозно передавал неуловимые переходы от света к тени. Созданный им художественный мир обладал необычайной материальностью, предвосхищавшей веризм Риверы.

Один из авторов 16 века сравнивал его с Апеллесом, говоря, что он вводит в заблуждение человеческий глаз. Якопо был также изобретателем ночных сцен и сцен с искусственным освещением.

Художник прожил долгую и плодотворную жизнь. Его творчество наполнено поисками, в которых достижения чередуются с неудачами. Но жажда совершенства никогда не покидала художника.

Перед смертью он сокрушался, что не имеет больше возможности «заново учиться и… усваивать добрые основы живописи, уже с осознанием того, сколь трудно достичь совершенства в этом искусстве…

подобном огромному океану».

Г.Прохоров

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.

Источник: http://www.art-100.ru/text.php?id_texts=3523

Ссылка на основную публикацию