Железнодорожный музей — санкт-петербург

О музее железнодорожного транспорта в санкт-петербурге: официальный сайт

Посетители музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге могут узнать интереснейшие факты из истории работы, строительства и функционирования Царскосельской и Николаевской ж/д.

Также подробно рассказывается о том, какую роль сыграли железнодорожники в свержении царской власти, кто из них отличился на полях сражений в последовавшей гражданской войне.

Освещаются события первых пятилеток и подвиги работников в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

История музея

Согласно постановлению Президиума, 22 марта 1974 года на дороге был создан производственный музей, призванный увековечить подвиги работников на трудовом и военном фронтах. Это дата рождения музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге на Балтийской.

Собирать материалы, которые должны были стать фундаментом будущих экспозиционных выставок, начали 29 марта 1977 года после указа В. В. Чубатова, бывшего тогда начальником Октябрьской железной дороги.

Через год, 25 июля, состоялось открытие Центрального музея Октябрьской ж/д.

Музей железнодорожного транспорта в Петербурге

Следующее десятилетие усилиями любителей музей развивался путем сохранения техники, а его постоянный адрес был перенесен на станцию Шушары как самую близкую к Санкт-Петербургу.

Лишь в августе 1991 года здесь отрывается музей ж/д техники. Он был первым в стране. Но на тот момент он являлся лишь филиалом Октябрьского музея.

Уже тогда музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге был достаточно впечатляющих размеров:

  • общая площадь — 7500 квадратных метров;
  • экспозиционные пути в сумме растянулись на километр;
  • 40 экспонатов — паровозы, тепловозы, пассажирская и товарная техники и один электровоз.

В последующие годы здесь велась работа по восстановлению техники, количество экспонатов росло, добавлялись новые экспозиции, и музей перестал быть отражением жизни лишь Октябрьской железной дороги, став всероссийским.

Обратите внимание! Некоторые экспонаты являются зарубежными, прибывшими как подарки от других стран.

Современный этап развития музея железных дорог СПб не менее насыщенный. Так, в 2001 году на территории Варшавского вокзала была отрыта очередная экспозиция.

Экспозиция на площади Варшавского вокзала представляет из себя комплекс из 4 составляющих, общая площадь которых составляет более 1,5 км. Здесь отправляют в путь локомотивы, работающие на паровых двигателях.

Благодаря перенесению основных экспозиций в новое место, которое было недалеко от станций метрополитена, посещаемость резко возросла.

Так, город пополнился еще одной достопримечательностью — паровозным музеем в СПб.

В 2007 году принято решение о переносе музея Октябрьской железной дороги на станцию «СПб-Балтийский».

2012 год — начало строительства музея железных дорог СПб.

2017 год — музей железных дорог в Санкт-Петербурге принял первых посетителей.

Экспозиция

Музей динозавров в Санкт-Петербурге

Музей паровозов в СПБ имеет несколько корпусов, в которых представлено множество различных экспозиций.

В старом корпусе можно посмотреть следующие объекты:

  1. Посетители, прошедшие в первый корпус, могут посмотреть на тепловозы, вагоны и множество иных экспонатов. Необходимая атмосфера создается благодаря работе интерактивных экранов и видеоряду, повествующему о зарождении и развитии железных дорог на территории России.
  2. Пройдя в следующий зал, который располагается на втором этаже, можно также увидеть различные макеты, среди которых есть действующие на сегодняшний день железнодорожные станции. Здесь представлена практически настоящая железная дорога с узлами, развязками, поездами, совершающими движение.
  3. Поднявшись выше на один ярус, можно попасть в библиотеку и зал для лекций.

Новый железнодорожный музей

Новый корпус предлагает не менее увлекательные экспозиции для своих посетителей:

  • Первый этаж — это место, где на всеобщий осмотр выставлены локомотивы различных времен и эпох. Можно осмотреть вагоны имперской и советской России. Окунуться в эпоху времен Великой Отечественной войны или почувствовать себя покорителем сибирских просторов эпохи построения железнодорожных магистралей. Дополняют погружение в атмосферу видеоряд, платформа, выполненная в ретростиле, и многое другое.
  • Здесь же можно побывать в кабине машиниста, что является мечтой многих мальчишек, и увидеть настоящий поезд в разрезе.
  • Не менее интересным будет посещение симулятора электропоезда, где каждый сможет прочувствовать тяжесть работы машиниста на себе.
  • Второй этаж — это место различных переходов и мостиков, а также площадок, из которых отрывается прекрасный вид на все объекты, выставленные внизу.

Важно! На сегодняшний день* к обзору посетителей представлено 35 тысяч экспонатов, из которых 115 объектов — это подвижный состав.

Детский центр и другие развлечения в музее

Музей подводная лодка в Санкт-Петербурге

Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге на Садовой предлагает множество интересных развлекательных программ для подрастающего поколения.

Первым делом деток следует отвести на «Веселые паровозики», где ребятам расскажут много увлекательных историй и познакомят с историей железных дорог нашей страны:

  • маленьким посетителям в очень интересном формате расскажут о развитии и становлении ж/д транспорта России;
  • дети узнают, где «спят» паровозики;
  • также будет рассказано, где и когда «родился» первый железный конь;
  • будут проведены различные конкурсы и загаданы сложные загадки на данную тематику;
  • в завершение все желающие смогут смастерить поделку.

Данная программа рассчитана на посетителей от пяти до семи лет и длится около часа. Билет для взрослого будет стоить 300 рублей*. Дети до 7 лет проходят бесплатно.

Детский центр

Для более старших посетителей представлена программа «С тепловозом по Стране Советов», где юные любители тепловозов смогут полностью окунуться в эпоху (здесь постоянно большие очереди):

  • будет рассказано о постройке первых тепловозов;
  • будут сравнены параметры двух стальных гигантов — обводного тепловоза и паровоза, а также подведен итог об их технических характеристиках и отличиях;
  • также дети узнают, как воздействуют эти два локомотива на экологию;
  • посетители смогут оценить преимущества и недостатки транспортных средств;
  • в конце будет сделана поделка.

Отравляясь в одно из этих увлекательных путешествий, не следует забывать о необходимости соблюдать правила музея. Они не сложные:

  • В помещение нельзя входить в грязной обуви. Следует прихватить с собой сменную обувь или приобрести бахилы.
  • В Детском центре нет нянек или воспитателей. Родители, оставляя свое чадо без присмотра, сами несут ответственность за него.

Кроме того, здесь можно посетить различные увлекательные экскурсии, где профессиональные гиды расскажут много интересного. Доступны различные обзорные маршруты.

А самые отчаянные смогут на некоторое время стать настоящими машинистами, воспользовавшись возможностями современного симулятора.

В конце все желающие смогут купить памятные сувениры в специальной лавке.

Обратите внимание! При предварительной договоренности здесь можно провести школьные праздники или день рождения.

Центральный музей ж/д транспорта

Режим работы и другая важная информация

Все посетители, которые не имеют льгот на бесплатное посещение заведения, должны приобретать билет:

  • Для лиц, достигших совершеннолетия, и гостей страны предусмотрена покупка взрослого билета, который стоит 300 рублей*.
  • Льготами могут воспользоваться учащиеся школ и вузов, а также лица пенсионного возраста. Для них билет будет стоить всего 100 рублей*.
  • На праздник международного дня музеев все желающие могут посетить заведение абсолютно бесплатно.

Музей космонавтики в Санкт-Петербурге

Согласно режиму, установленному в музее железной дороги города Питера, любительскую видеосъемку оплачивать не нужно. Данное правило распространяется также на фотосъемку.

Важно! Если нужно сделать профессиональные фотографии или видео, следует заранее поставить в известность администрацию музея и оплатить в кассу 5 тысяч рублей*.

Поучаствовать в обзорной экскурсии можно в любой будний день, начиная с 12:00 до 16:00. Проводят экскурсионные прогулки каждые два часа. В выходной день — с 11:00 до 16:00 каждый час. Стоимость участия — 100 рублей*.

При условии, что экскурсия будет проводиться для организованной группы, численность которой достигает менее 20 человек, следует оставить предварительную заявку. Цена проведения экскурсионной программы — 3000 рублей* (для граждан, имеющих льготы — 2000 рублей*). Обслуживание на льготной основе проводится для учащихся средних и высших учебных заведений, а также пенсионеров.

Оплата при посещении музея не взимается со следующих категорий граждан:

  • лица, получившие звание героев СССР, соцтруда или РФ;
  • награжденные орденами Воинской или Трудовой Славы (при условии, что они являются полными кавалерами);
  • жители и гости города, удостоившиеся награды «За оборону Ленинграда» или «Житель блокадного Ленинграда»;
  • лица, являвшиеся узниками концентрационных лагерей, участники гетто, а также граждане, которые пострадали от немецко-фашистских захватчиков или их союзников в годы Великой Отечественной войны;
  • бывшие или теперешние сотрудники железной дороги, удостоившиеся звания «Почетный железнодорожник» или других наград РЖД.

Кроме того, за вход могут не платить лица с ограниченными возможностями первой и второй групп, а также люди, передвигающиеся при помощи инвалидной коляски. Сопровождающие лица также не оплачивают вход.

В категорию граждан, которые могут не оплачивать парковку на территории музея, входят сопровождающие экскурсионные группы, ликвидаторы и пострадавшие от взрыва на ЧАЭС, граждане, пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, семьи, имеющие статус многодетных, граждане России, служащие в вооруженных силах.

Не платят также дети сотрудников Малой Октябрьской железной дороги и дети, пребывающие в детдомах или школах-интернатах. Традиционно свободный вход для работников других музеев и детей, не достигших семилетнего возраста.

Музей железной дороги

Контактная информация музея железных дорог России в г. Санкт-Петербург

Для всех желающих отправиться в путешествие к музею при помощи карты на навигаторе будет полезна следующая информация:

  • Музей расположен в городе Санкт-Петербург по адресу: Библиотечный переулок, 4. Второй корпус. Это совсем рядом с Балтийским вокзалом.
  • Добраться суда не составит труда, поскольку здание расположено рядом со станцией метро «Балтийская».
  • Сюда ходит ряд автобусов. К примеру, маршруты 10, 65 и 67, также 73, 833А, 888 и ряд других.
  • Любителям путешествий на троллейбусе доступны маршруты 3 и 8.
  • Для горожан и гостей северной столицы доступна автопарковка Гатчинского двора, но она платная — 150 р./час*.

Работает музей со среды по воскресенье с 10:30 до 18:00, но войти в здание можно до 17:00. Телефон для справок: +7 (812) 457-23-16, адрес электронной почты — info@rzd-museum.ru.

Музей железных дорог России, Петербург, официальный сайт 

Дополнительные услуги на территории музея

При посещении музея каждый посетитель может воспользоваться услугами камеры хранения для сумок и сдать верхнюю одежду в гардероб.

Обратите внимание! Нельзя сдавать багаж больших размеров, велосипеды, самокаты, коляски и иные транспортные средства. Также придется оставить у себя документы и ценности. Не принимаются еда, напитки и техническая аппаратура. Если что-то было потеряно на территории музея, следует обращаться на стойку гардероба.

На территории есть кафе, где можно выпить чашечку чая или кофе, а также перекусить. Цены* достаточно демократичные:

  • чашечка «Американо» обойдется в 100 рублей;
  • ароматный чай, приготовленный и поданный в чайнике, — 180 рублей;
  • пончик обойдется в 140 рублей, а круассан — в 90.

Рассчитаться за заказ можно как наличными деньгами, так и банковской картой.

Ретропоезда из ж/д музея

В Санкт-Петербурге много замечательных мест, где можно погулять. Туристов привлекает непревзойденная архитектура и белые ночи, но, составляя список мест, обязательных к посещению, не следует забывать о музее железной дороги, ведь здесь можно получить ряд позитивных эмоций и значительно пополнить багаж знаний. Для сомневающихся на сайте представлен виртуальный тур.

Не стоит волноваться при посещении экспозиций с людьми с ограниченными возможностями, поскольку здесь нет перепадов или ям, везде установлены пандусы, а двери достаточной ширины. При необходимости можно воспользоваться лифтом.

Иностранцы не будут чувствовать себя неуютно благодаря наличию аудиогида, который работает на нескольких языках (по состоянию на 4 августа 2018 г. услуга недоступна), а стоит всего 200 рублей. В конце обзора можно купить сувениры.

*Информация и цены актуальны на август 2018 г.

Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/muzej-zeleznodoroznogo-transporta-v-sankt-peterburge.html

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге у Балтийского вокзала — режим работы и стоимость билетов 2018, адрес и официальный сайт

30 октября 2017 года в Санкт-Петербурге открылся новый железнодорожный музей. Официальное название «Музей железных дорог России», а в народе его часто называют «Паровозный музей». Осмотреть его экспозиции будет интересно не только взрослым и школьникам, но и детям, для которых организовано несколько занимательных игровых зон.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге — это самый большой музей подобного типа не только в нашей стране, но и в Европе. Для того, чтобы обойти все его экспонаты потребуется около пяти часов, а чтобы ознакомиться с ними, необходимо несколько дней. В музейном комплексе можно прекрасно провести время всей семьей.

Адрес железнодорожного музея в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, дом №4, корп. 2, стр. 1

Как доехать до железнодорожного музея в Санкт-Петербурге

Музей расположен рядом с Балтийским вокзалом, ближайшая станция метро «Балтийская». При выходе из метро следовать указателям «выход на площадь Балтийского вокзала». После выхода на площадь повернуть налево, пройти около 50 метров до арки с надписью «Гатчинский двор». Вход в музей находится в глубине Гатчинского двора Балтийского вокзала.

Для автомобилистов работает платная парковка в Гатчинском дворе, стоимость 150 рублей в час.

Телефон (справочная)

+7 (812) 457-23-16

Режим работы Железнодорожного музея в Санкт-Петербурге 2018 г

  • Время работы — с 10:30 до 18:00, касса закрывается в 17:00
  • Выходные дни – понедельник и вторник
  • Музей не работает с 20 по 25 мая 2018 г.
Читайте также:  Художник мясоедов: картины. биография григория григорьевича мясоедова

Стоимость билетов в Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге 2018 г

  • Для взрослых – 300 рублей
  • Для школьников, студентов и пенсионеров – 100 рублей
  • Любительская фото и видеосъёмка — бесплатно

Описание

Площадь новой выставочной площадки огромна – 57 тысяч кв. метров, это больше, чем размер Дворцовой площади. 17 тысяч кв. метров экспозиций находятся в закрытых помещениях. Всего собрано 28 тысяч экспонатов, причем, информацию о многих из них можно получить с помощью электронных киосков. Кроме того, представлено 38 мультимедийных инсталляций.

Конечно, осмотреть такое количество экспозиций без отдыха невозможно. Поэтому в музейном комплексе есть места для сидения, стилизованные под скамейки на перронах. Имеется детская комната, где дети могут поиграть в паровозики.

Для тех, кто посещал Паровозный музей (он находился за бывшим Варшавским вокзалом), отметим, что самые интересные экспонаты перенесены из него в новый музейный комплекс. Кроме старой железнодорожной техники, считавшейся гордостью российского машиностроения, представлены и новые экспонаты, которые раньше никто из посетителей не видел.

Примечательно, что самые популярные объекты (например паровоз) здесь можно увидеть не только снаружи, но и в разрезе. Внутреннее устройство вы рассмотрите с помощью мультимедийных вставок. То, о чем раньше вам на словах и на пальцах объяснял экскурсовод, теперь вы увидите в реальности.

Взрослые и дети постарше могут попробовать управлять электричкой. В музее установлен тренажер машиниста локомотива, выполненный в соответствии с кабиной электрички. Во время движения вам будет казаться, что вагон и ваш стул качаются. Всего предусмотрено шесть сценариев движения.

По одному из них на крыше вагона оказываются подростки-зацеперы. Машинист должен начать торможение, иначе может произойти несчастный случай.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге – это новый современный музей, где вы познакомитесь с прошлым и настоящим железных дорог. Благодаря применению мультимедийных технологий познавательный материал интересен и доступен для понимания не только взрослым, но и детям.

Официальный сайт железнодорожного музея в Санкт-Петербурге

rzd-museum.ru

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21346.htm

Новый Музей железнодорожного транспорта в СПб

Почти два века назад 30 октября 1837 года начала свою историю отечественная железная дорога – именно в этот день запустили Царскосельскую пассажирскую одноколейку.

Первый поезд состоял всего из восьми вагонов и путь проделал совсем не длинный (из Петербурга в Царское село), однако, это был поворотный день в развитии транспортного сообщения между городами страны.

В 2017 году в день юбилея железной дороги власти Санкт-Петербурга приготовили горожанам и гостям Северной столицы подарок – открытие Музея железнодорожного транспорта, самого крупного в России по занимаемой площади и количеству экспонатов.

На скорости через века

Масштабное расширение железнодорожных сетей России произошло после завершения магистрали из Петербурга в Москву – с момента ее открытия в 1851 году и запуска товарных и пассажирских поездов транспортное сообщение развивалось семимильными шагами.

В 1891 было начато строительство знаменитого Транссиба – самой длинной в мире железнодорожной магистрали, пересекшей Евразию и соединившей Атлантику с Тихим океаном. Роль поездов в жизни простых людей, а также развитии промышленности росла с каждым днем.
Расширение путей и увеличение пассажиропотока подталкивало развитие техники.

В железнодорожном музее в Санкт-Петербурге можно проследить эволюцию поездов от первых паровозов и вытеснивших их в середине XX века тепловозов и электровозов до современных скоростных электропоездов.

Особенности комплекса

Новый музей железной дороги находится по переулку Библиотечному возле Балтийского вокзала. Общая занимаемая комплексом площадь составляет более 57 тыс. кв. м.

Крытая часть музея состоит из двух корпусов: перестроенного исторического здания депо Петергофской железной дороги и построенного рядом нового строения, значительно большего по размерам. Здания похожи по форме, выдержанный в одном стиле и образуют единый ансамбль, между корпусами выполнен переход.

В центральной части территории музея сооружен поворотный круг, на котором посетители могут увидеть поезда в движении. В музее железнодорожного транспорта на Балтийской не просто демонстрируется техника разных времен.

В состав комплекса входят экспозиции и лекционные залы, он оборудован современными мультимедийными и интерактивными информационными системами, есть функция многоязыковой поддержки. Гостям предлагается 38 инсталляций и 6 тематических маршрутов, которые позволят отследить историю отрасли.

Музей железнодорожной техники будет интересен посетителям различного уровня подготовки: предлагаются обучающие программы для школьников, организован просмотр образовательных кинофильмов, представлены научно-технические выставки для специалистов в этой области. Особое место экспозиции занимает разрезная модель типового паровоза производства 50-х годов прошлого века – открытый корпус позволяет в подробностях увидеть внутреннюю конструкцию машины и понять принцип ее работы.

Что можно увидеть в Музее железных дорог в Санкт-Петербурге

Отреставрированные паровозы и тепловозы демонстрируются внутри крытых зданий и на открытой территории рядом с ними. Коллекция включает более 28 тыс. экспонатов, в том числе более 100 единиц подвижной техники.

Здесь можно увидеть единственный сохранившийся паровоз С-68, военную технику (в том числе уникальную сверхтяжелую артиллерийскую систему ТМ-3-12), пассажирские тепловозы (например, ТЭП80, побивший все рекорды по количеству перевезенных пассажиров), экспериментальный скорый «Сокол», не выпущенный в производство, и многое другое.

Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге принимает гостей уже с 31 октября 2017 года и каждый желающий может пополнить свои познания в области развития отрасли со дня зарождения почти 200 лет назад до современности.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/muzei/novyy-muzey-zheleznodorozhnogo-transp/

Список железнодорожных музеев Санкт-Петербурга

Дата публикации: 2016-09-20

Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня я перечислю все железнодорожные музеи Санкт-Петербурга и расскажу, что интересного можно увидеть в каждом из них.

1. Центральный музей железнодорожного транспорта

Этот государственный музей железной дороги – единственный в России.

Экспозиция музея поделена на  выставки, которые посвящены:

  • дорожным службам,
  • локомотивам и вагонам,
  • сигнализации и связи,
  • железнодорожному строительству.

Выставки охватывают период от создания первой железнодорожной магистрали и до наших дней.

Гордость музея — действующие экспонаты: макет сортировочной станции и макет железной дороги с пультом управления.

Режим работы и стоимость посещения

2. Музей отечественного мостостроения

Экспозиция музея посвящена российскому и советскому мостостроению от первого виадука древности до сложных инженерных конструкций наших дней.

Основная выставка посвящена мостам России XIX-XX веков.

Два зала музея занимает экспозиция о мостах Петербурга и их особенностях.

Также в музее находятся:

  • галерея портретов ученых и инженеров,
  • макеты мостов различных конструкций.

Режим работы и стоимость посещения

3. Натурный подвижной состав

Филиал музея железнодорожного транспорта. Обширная натурная коллекция подвижного состава разных лет находится за городом. Попасть туда не очень просто, но съездить и посмотреть стоит.

Среди экспонатов, стоящих на площадке:

  • дрезины,
  • вагоны разных лет – грузовые и пассажирские,
  • тепловозы,
  • старинные локомотивы на паровой тяге

и еще много интересного.

Разрешено трогать, заглядывать и фотографироваться.

Режим работы и стоимость посещения

4. Центральный музей Октябрьской железной дороги

Музей представляет интерес для тех, кто хочет узнать, как развивался транспортный узел Санкт-Петербурга и сеть его железных дорог.

Музей имеет площадку натурной техники.

Там можно посмотреть на настоящие:

  • артиллерийские установки,
  • бронеплощадки и бронепоезда,
  • вагоны различного назначения и разных эпох,
  • локомотивы нескольких типов.

И другую железнодорожную технику, которая в разное время использовалась на Октябрьской железной дороге.

Режим работы и стоимость посещения

5. Музей «Дорога Победы»

Это филиал музея Октябрьской железной дороги.

Экспозиция повествует о годах блокады Ленинграда и подвиге советских железнодорожников ради спасения мирных жителей из осажденного города.

Посетители могут осмотреть:

  • макеты Дороги Победы, карты;
  • фотографии и документальные свидетельства;
  • возле здания музея — легендарный локомотив, паровоз Эм 721-83, на котором из блокадного города вывезли отливки орудийных стволов, сделанных жителями Ленинграда.

Режим работы и стоимость посещения

6. Вагон-музей

Небольшой передвижной музей, созданный специально для жителей отдаленных населенных пунктов Октябрьской железной дороги, чтобы они могли знакомиться с историей старейшей магистрали страны, ее жизнью, подвигами ее сотрудников.

Экспозиция вагона музея – техническая коллекция, где выставлены:

  • документы,
  • фотографии,
  • приборы,
  • инструменты,
  • оружие

и прочие предметы, относящиеся к истории железной дороги от паровоза Черепанова до современности.

Режим работы и стоимость посещения

7. Музей истории «Пролетарского завода» (бывший Санкт-Петербургский Александровский завод)

Музей завода, где был создан первый паровоз российского производства.

Экспозиция музея разделена на три части, каждая из которых посвящена отдельному историческому периоду:

  • 1826—1917
    • допаровозная эра: землечерпалки, субмарины, пароходы
    • паровозостроение
    • украшение города – вклад завода
  • 1917—1963
    • Советский период
    • Великая отечественная война
  • 1963-наши дни
    • новые технологии
    • судовое и энергетическое машиностроение

Режим работы и стоимость посещения

В каждом из этих музеев вы откроете много нового и интересного для себя.

Источник: http://i-love-tourism.ru/zheleznodorozhnye-muzei-sankt-peterburga.html

Железнодорожный музей

В Санкт-Петербурге имеется множество мест, достойных внимания горожан и гостей северной столицы. Но мало кто знает о существовании такого интересного объекта, как железнодорожный музей.

Свою жизнь он начал в 1813 году. Именно в то время при Институте инженеров путей сообщения города Санкт-Петербурга был создан учебный центр-музей, экспонаты которого носили больше познавательный, нежели экскурсионный характер.

Экспозиция музея

По экспозиции единственного музея железнодорожного транспорта России государственного значения можно проследить всю историю развития и модернизации железных дорог, строительства вагонов и локомотивов, централизации и средств оповещения (сигнализации). Посетителям предоставлена возможность изучить жизнь железных дорог, начиная со времен Российской империи, и заканчивая временами современной России.

В залах музея представлены ныне действующие экспонаты, которые неоднократно участвовали в международных выставках.

Посетителям предлагается посетить одиннадцать залов, насчитывающих более 50 тысяч экспонатов. Залы расположены в хронологическом порядке, поэтому прогулка по музею превращается в настоящее путешествие во времени.

В коллекции музея собраны все составляющие развития железнодорожного транспорта. Это многочисленные вагоны и локомотивы, средства связи и управления, путевые и строительные машины, автоматизированные системы, а также мосты и прочие искусственные сооружения.

Детям будет интересно увидеть сортировочную станцию и железную дорогу с пультом управления движения поездов. Правда, данные предметы представлены здесь в виде макетов.

Основу экспозиции музея вместе с подлинными предметами техники составляют и уникальные модели вагонов, паровозов и мостов. Благодаря наличию обширного фотофонда, музей может рассказать всем интересующимся о методах и технологиях строительства железных дорог, начиная со времен Российской империи, и заканчивая нашими днями.

Данный музей целесообразно даже называть учебным пособием, ввиду того, что приблизительно 80% его посетителей являются студентами. Они приходят сюда для расширения своих знаний, в поисках большей информации о поездах и железных дорогах. Также здесь имеется клуб любителей, который может по записи посещать любой желающий.

Стоит отметить тот факт, что в здании железнодорожного музея расположено лишь малая часть всех экспонатов (3-4 процента). Но работники музея в качестве компенсации осуществляют выезды на всевозможные мероприятия и выставки, в университеты и школы минимум 10 раз в год.

Самые ценные экспонаты железнодорожного музея Питербурга

  • Модели мостов начала 19 столетия и современные воплощения;
  • Подробные карты железнодорожных путей;
  • Произведения искусства о железнодорожном сообщении;
  • Паровозы, тепловозы, электровозы (натура);
  • Модели составов, локомотивов и вагонов;
  • Альбомы тематических фотографий;
  • Гравюры.

Железнодорожный музей Санкт-Петербурга находится на улиц Садовая д. 50. Ежегодно его посещают около 80 тысяч посетителей. Здесь можно заказать такие увлекательные экскурсии, как «Выбор профессии», «Железная дорога людям», «Подвижной состав России» и т. д.

На территории России имеется несколько сотен выставочных центров и музеев железнодорожной тематики. Имеется и множество просто локомотивов-памятников, распределенных в разных уголках страны.

Большая их часть является подведомственными, открытыми при действующих депо и станциях.

Тем не менее, наибольший интерес вызывают натурные выставки, воплощенные из реальных подвижных составов и связанных с железной дорогой технических устройств.

Источник: https://samovar.travel/place/zheleznodorozhnyy-muzey/

Пять причин полюбить и возненавидеть новый железнодорожный музей в Петербурге | Заповедные железные дороги

Пять причин полюбить новый музей

1. Это современный музей

Просторный, светлый, технологичный, таким получился новый железнодорожный музей на товарном дворе Балтийского вокзала. Наиболее хрупкие и ценные образцы железнодорожной техники теперь стоят под крышей, экспозиция наконец стала всепогодной.

В музее есть пандусы и лифты для посетителей с особыми потребностями, минимальный набор инфраструктуры для посетителей: буфет, магазинчик, туалеты, детская комната. В новой экспозиции полностью отказались от бумажных информационных табличек, их сменили мультимедийные экраны, а также доходчивая и краткая информация на полу.

Вообще работа со светом и мультимедиа — сильная сторона музея. В каждом зале кроме информационных мини-дисплеев вас встретят и огромные экраны с качественно снятыми и смонтированными фильмами из истории российских чугунок.

Ну, а если после знакомства с видео-визитками работников РЖД в вестибюле вам не захочется полировать рельсы где-нибудь под Лугой или ремонтировать паровозы на Сортировочной, вы наверное вообще не любите железные дороги.

2. Это красивый музей

В отличие от многих других современных зданий в России музей оказался образцом хорошего вкуса.

Архитектура его отчетливо современная (вид нового здания сверху иногда сравнивают с “Тысячелетним соколом” из вселенной Звездных войн благодаря необычной форме), но при этом отлично вписана в ансамбль старинного железнодорожного узла — строение напоминает о внешнем виде и планировке круглых паровозных депо, но не копирует их.

Читайте также:  Музей эшера, гаага, голландия - адрес и экспонаты музея

Авторы разработали стильную навигацию, эффектное оформления мультимедийных ресурсов, даже придумали оригинальный дизайн тупиков в натурной части экспозиции. Проектировала музей Студия44 Никиты Явейна, одного из ведущих архитекторов России, чьи работы высоко котируются и за рубежом.

3. Это действующая железнодорожная станция

Никита Явейн умеет проектировать железнодорожные вокзалы, на его счету станции в Сочи, Астане, Ладожский вокзал Петербурга, проект реставрации вокзала в Великом Новгороде (ее спроектировал отец зодчего советский архитектор Игорь Явейн). Так что, не удивительно, что и музей получился не “мертвым”, на нем царит атмосфера действующей станции.

Хотя тут и стоят старые вагоны и локомотивы, у здания есть свои перроны, есть пространство для маневра техники, подъездные пути, соединяющие экспозицию с действующей железнодорожной сетью. Локомотивы можно заводить на новый поворотный круг внутри здания, легко переставлять на разные пути, вывозить на реставрацию.

Добавляют свои штрихи и запахи извуки доносящиеся с соседнего балтийского вокзала, от его платформ музей отделяют считанные метры.

4. Это разнообразный музей

Новый музей по праву считается главной железнодорожной экспозицией в стране. Тут представлены буквально все регионы бывшего СССР, все исторические периоды и все типы техники.

Бок о бок стоят прибалтийские дизели, грузинские электровозы, вагоны и локомотивы с самых разных железных дорог России, техника из Австрии, Германии, США.

Не будут разочарованы и те, кто ждал возвращения военной экспозиции — и пусковой ракетный комплекс, замаскированный под рефрижератор, и гигантская пушка  на железнодорожном ходу, и бронеплатформы, все “хиты” старого музея на местах, да еще экспонируются в существенно лучших условиях.

Добавилась и свежеотреставрированная техника с баз запаса и “кладбища паровозов” в Шушарах. Не забыли о стрелках, семафорах, дрезинах, даже телеграфных столбах. Особое место в сердцах петербургских фанатов займет подлинный поворотный круг с закрытого Варшавского вокзала.

5. Это музей с доброжелательными сотрудниками
Музей с порога радует доброжелательным отношением к посетителю. На входе вас встречают молодые и улыбчивые сотрудники в железнодорожной униформе, готовые дать консультацию по устройству экспозиции.

Даже служитель в гардеробе не просто принимает у вас одежду, но и доходчиво объясняет, в каких частях экспозиции вам пригодятся куртки, а в какие напротив в пальто лучше не входить. Смотрители в зале не только выслушивают информацию о недочетах (финский паровоз из Тампере в спешке “поменялся” табличками с русским ОВ), но и спешат их исправлять.

Радует и фигура руководителя музея — Николай Буров не только известный актер, автор одного из лучших аудиогидов по Петербургу, но и музейщик с большим стажем. При нем музей-памятник “Исаакиевский собор” заслуженно считался одним из ведущих в городе, да к тому же обеспечивал собственную реставрацию  и даже выходил в прибыль.

Все это позволяет надеяться, что недостатки нового ЖД музея будут устранены. А поработать есть над чем.

Пять причин возненавидеть новый музей

1. Это недостроенный музей

Открыть музей успели к 180-й годовщине начала движения на русских железных дорогах, но фактически он еще далек от готовности.

До самого последнего дня по тематическим форумам бродили слухи о том, что приоткроют музей лишь для высокого начальства, остальных же запустят в экспозицию лишь спустя полгода, когда завершатся финальные наладочные работы.

К счастью, опасения оказались ложными, но все равно – недоделок много. Неясно, как должен использоваться верхний этаж музея, пока галерея над экспозицией техники пусты, с них получится разве что разглядывать крыши вагонов и локомотивов.

Не все «детские болезни» экспозиции вылечены, часть мультимедийных экспонатов еще не функционирует так, как нужно, другие и вовсе отсутствуют. Некоторые таблички с информацией стоят не на своих местах. Отдельные части экспозиции еще закрыты.

2. Это неинтерактивный музей

Едва ли не главным обещанием музейщиков было создание интерактивной экспозиции. Увы, приходится констатировать, что оно не исполнено. Вся “интерактивность” сводится к возможности самостоятельно тыкать пальцами в меню мультимедийных дисплеев (в большинстве из них всего один пункт, выбор — это иллюзия).

Единственная по-настоящему интерактивная часть — симулятор машиниста поезда, не удивительно, что к нему стоят очереди из посетителей всех возрастов. Многие задумки не были воплощены — например, стенды, с которыми нужно было взаимодействовать особым образом, чтобы получить информацию.

Скажем, вы толкаете багажную тележку и получаете возможность познакомиться с историей вокзальных носильщиков в России. Ничего похожего в музее сегодня нет. Не стоит ждать и катаний на дрезине или других излюбленных в Европе железнодорожно-музейных развлечений. Даже возможности “залаза” в экспонаты сократились в сравнении со старым музеем на Варшавском вокзале.

Зато на каждом вагоне и локомотиве красуются запретительные таблички. В интереснейшие экспозиционные залы не попасть без экскурсовода, они закрыты для индивидуального посещения. Одним словом, “удивительное рядом, но оно запрещено”.

3. Это официозный музей

Хотя со времен написания стихотворения Некрасова «Железная дорога» прошло полтора века, транспортное начальство так и не научилось совмещать корпоративную гордость с гуманистическим пафосом. Музей представляет собой «причесанную» историю российских железных дорог, в которой практически нет места драме.

В ближайшем музее аналогичного класса, музее истории SVR (Финских Государственных железных дорог) в городе Хювинкяя, один из самых впечатляющих экспонатов — стоящий на запасном пути одинокий вагон-теплушка, в котором отправляли в ссылку высланных финнов.

Новый музей стремится пойти по этому пути — здесь есть несколько драматичных экспонатов, например, переоборудованный под госпиталь вагон пригородного сообщения, в который заносят раненых, или товарный вагон, в котором отправляются на фронт солдаты Великой Отечественной.

Увы, даже этим экспонатам не хватает реалистичности, они выглядят скорее как формальное “сочинение на тему”, а не искренняя попытка донести атмосферу трагических периодов отечественной истории.

В год юбилея революции стоило бы завести разговор и об условиях жизни и труда железнодорожников — на фоне роскошного служебного вагона дореволюционного МПС уместно смотрелись бы интерьеры рабочей казармы, в которой на каждого путейца приходилось около метра пространства.

4. Это музей со слабой зоной обслуживания посетителей

Современный музей отличается от музея середины ХХ столетия не только наличием мультимедийных экранов. Ничуть не меньшую роль играет дополнительная инфраструктура для посетителей — кафе, парковки, тематические магазины.

И вот тут у нового музея все совсем плохо — музейная лавка предлагает немногочисленные корпоративные сувениры сомнительного дизайна, несколько вариантов книг и фотоальбомов да скромный выбор моделей жд техники, в основном немецких.  Ассортимент совершенно не соответствует статусу музея.

То же можно сказать и о неуютном буфете. Даже платная парковка, по данным петербургских журналистов, работает рядом с музеем незаконно. Анонсированная железнодорожная библиотека тоже пока закрыта.

Единственный комплимент стоит отвесить детской комнате, она великолепно оформлена, а аниматоры действительно не дают юным посетителям скучать. В помещении с изящным металлическим балконом и кованной лестницей так и хочется впасть в детство.

5. Ради музея снесли несколько исторических зданий

Еще один повод возмущаться новым музеем – неоднозначное отношение к историческому наследию на окружающей территории. Еще несколько месяцев назад прямо за оградой музея можно было увидеть не только ржавые советские нефтеналивные баки, но и пару подлинных железнодорожных казарм Балтийского (Петергофского) вокзала.

Хотя эти строения и находились не в лучшем состоянии (некоторые даже были сняты с кадастрового учета) вряд ли их снос ради благоустройства территории был наилучшим решением. Как минимум дверям, окнам и фронтону одной из старинных деревянных построек могло найтись место в экспозиции музея.

Зато давно пустующие нефтяные цистерны не разобрали и даже выкрасили в радостный белый цвет. Теперь как новенькие!

Источник: https://rusbestrailways.ru/ru/article/pyat-prichin-polyubit-i-voznenavidet-novyy-zheleznodorozhnyy-muzey-v-peterburge

Музеи железнодорожной техники в России

Москва

Музей на Павелецком вокзале

Музей железнодорожного транспорта Московской железной дороги(МЖД) состоит из двух частей — исторической и технической.

Главное здание музея, представляющее исторический раздел, расположено на территории возле Павелецкого вокзала. Вторая часть музея — экспозиция исторического транспорта под открытым небом находится на Рижском вокзале.

Основная задумка формирования экспозиции — роль и влияние Московской железной дороги на индустриальное развитие России.

В главном здании музея вы обнаружите центральный экспонат выставки — старинный паровоз серии «У127». Этот паровоз официально является памятником техники Российской Федерации.

Российский, а позднее советский паровоз имел название «Красный паровоз», так как его почетным машинистом был В.И.Ленин. 23 января 1924 году этот же локомотив вел траурный поезд с телом вождя пролетариата до Павелецкого вокзала.

Благодаря тому, что паровоз хранился в отапливаемом ангаре, он сохранился до нашего времени в отличном состоянии.

На витринах музея наглядно представлено прошлое столичной магистрали в документах, чертежах, предметах, инструментах, знаках отличия, наградах и в форме одежды железнодорожников.

В залах расположены реконструкция внутреннего убранства купе 1 класса дореволюционной России, воссоздан кабинет начальника станции и комната работника железной дороги. Вы можете заглянуть в вагон электропоезда, где каждый пассажирский отсек представлен людьми разных эпох.

Кроме типичных музейных приемов применены современные технологии — интерактивные экраны, на которых, например, можно изучить устройство паровозов или поиграть в тематические игры.

Помимо исторической части в музее железной дороги вы сможете ознакомится с трудовыми буднями Московского отделения дороги нынешнего времени. В этом разделе представлены макеты современного рельсового автобуса РА-2, скоростного электропоезда «Спутник», скоростного поезда «Спасан».

В музее периодически проводятся конференции, собираются круглые столы.

График работы

  • Рабочие: среда, четверг, пятница, суббота с 10.00 до 19.00; касса до 18:00.
  • Воскресенье с 10.00 до 17.45; касса до 16:45.
  • Выходные: понедельник, вторник.

Музей на Рижском вокзале

Вторая часть музей железнодорожного транспорта Московской железной дороги(МЖД) расположилась на Рижском вокзале, под открытым небом.

На путях музея, общей длиной 1,6 км, расположились локомотивы, вагоны и другая техника, которая характеризует этапы развития железнодорожного транспорта России.

Всего представлено более 60 натуральных образцов:

  • 12 паровозов (серии Эм, Су, ФД, Еа, Ов, Л, Эр, СО, П36, ЛВ)
  • 12 тепловозов (ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3, ТЭ7,2ТЭ10Л, ТЭП10, ЧМЭ2, ТЭМ2, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10М, ТЭП60, ТГЭМ10)
  • 8 электровозов (ВЛ8, ВЛ22, ВЛ23, ЧС3, ЧС4, ЧС2К, ЧС2, ЭП200)
  • 3 салон-вагона
  • 2 санитарных вагона
  • «теплушка»
  • 10 единиц специальной техники (ПК5, СС1, СДПМ, АГД1М)

Экспонаты постоянно используются в съемках документальных и художественных фильмов. Периодически происходит пополнение музея образцами железнодорожного транспорта.

В здании музея расположен железнодорожный макет и магазин для любителей железнодорожного моделизма.

График работы

  • Рабочие: среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10.00 до 16.00.
  • Выходные: понедельник, вторник.

Санкт-Петербург

Центральный музей железнодорожного транспорта (ЦМЖТ)

Музей был основан в 1813 году и является одним из старейших технических музеев мира. За более чем двести лет работы удалось собрать 65 тысяч экспонатов на тему транспорта и железной дороги.

Экспозиция музея в хронологическом порядке рассказывает об истории железнодорожного транспорта России и представлена в 11 залах.

Кроме того, в музее представлена выставка натуральных образцов техники, насчитывающая около 50 единиц подвижного состава.

В музее представлено огромное количество моделей подвижного состава и макетов на разнообразные темы, а также фотографии, альбомы, чертежи, книги, документы, элементы пути, инструменты и другие предметы, характеризующие различные временные эпохи на железной дороге. Качество некоторых макетов поражает уровнем детализации и мастерством исполнения.

Огромная коллекция центрального музея поведает вам о истории развития Отечественных железных дорог, технологий строительства, локомотивного и вагонного парков, средств сигнализации и централизации, блокировки и связи.

График работы

Рабочие: понедельник, вторник, среда, четверг, воскресенье с 10.30 до 17.00.

Выходные: пятница, суббота.

Санитарный день: последний четверг каждого месяца.

Музей Октябрьской железной дороги

Музей был создан в 1978 году. Музей Октябрьской железной дороги знакомит посетителей с историей сети железных дорог на северо-западе страны и рассказывает о Санкт-Петербургском узле в частности. От трагических событий революции до современного положения дел.

Основная часть экспозиции — натуральные образцы железнодорожной техники. Их тут около 180 единиц. Выставка является наиболее полным собранием паровозов отечественной постройки, а также зарубежных, которые использовались на железных дорогах России.

Состав подвижного состава:

  • паровозы (серии О,ФД,Э, СО, Л,ЛВ, С, П36, Ь, 9П, БП, К5 и другие)
  • тепловозы (серии ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3, М62, ТЭ7, ТЭП10, ТЭП60, ТЭП70, ВМЭ1, ТГ, ТГМ3, ТЭМ1, ТЭМ5, ЧМЭ3, ТГ102-153, ТЭ5)
  • электровозы ( серии ВЛ22М, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ60)
  • основные типы пассажирских вагонов 20 века
  • грузовые вагоны
  • специальная техника

Экспонаты музея иллюстрируют драматические события революции и гражданской войны, последующей индустриализации, электрификации и перехода на новые виды тяги.

По состоянию на начало 2016 года для музея строится новый высокотехнологичный выставочный комплекс. К концу года планируется завершить строительные работы.

  • Адрес: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 114 (в здании Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек).
  • Телефон для справок: +7 (812) 436-34-48.
  • Официальный сайт музея
Читайте также:  Крестный ход в курской губернии, репин

График работы

  • Рабочие: по будням с 11:00 до 16:00.
  • Выходные: суббота, воскресенье.

Переславль-Залесский

Переславский железнодорожный музей

Неподалеку от города Переславль-Залесский в Ярославской области находится музей узкоколейного транспорта — единственный в России в своем роде.

Изначально это была железная дорога, по которой перевозили торф с болот. Узкоколейка длиной два километра проходит вблизи Блудова болота, где происходили события сказки Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца». Со временем дорога утратила свое экономическое значение и лишь силами энтузиастов получилось сохранить ее, как памятник истории.

Основная экспозиция музея расположена в посёлка Талица, там располагается депо и станция. На путях узкоколейки представлены натуральные образцы подвижного состава: вагоны, паровозы, тепловозы, дрезины, мотовозы и другие механизмы .

Состав узкоколейного подвижного состава:

  • паровозы (серии 157—469, Фт4-028, Гр-269, Кп4-469, Кп4-300, ВП4-2120, тип 63, )
  • мотовозы (четырёхосный МД54-4-1547, двухосный МД54-2, самоходные электростанции ЭСУ2а-511, ЭСУ2а-511, ЭСУ3- 2)
  • тепловозы (ТУ4-1984 )
  • автодрезина (№ 51, Уа № 4727, ПД1, ПМД-3-259, ГМД4 )
  • дрезина на базе автомобиля ЗИМ (ГАЗ-12)
  • мотодрезина ТДУ5
  • ручная дрезина
  • пассажирские вагоны
  • грузовые вагоны различных заводов 1890—1960 годов постройки
  • плужные снегоочистители системы Бьёрке, 1928—1953 годов постройки

В Переславском музее жд техники периодически проводятся выставки и другие мероприятия. Экспонаты музея периодически учувствуют в съемках кинофильмов.

  • Адрес: 152018 Россия, Ярославская обл., Переславский р-н, пос. Талицы, (п/о Купанское), ул. Лесхозная, дом 1
  • Телефон для справок: (48535) 4-94-79
  • Сайт Переславского музея

График работы

  • Весна-Осень
  • Рабочие: ежедневно с 10:00 до 18:00.
  • Выходные: понедельник, вторник.
  • Зима
  • Рабочие: ежедневно с 10:00 до 17:00.
  • Выходные: понедельник, вторник.

Ростов-на-Дону

Музей Северо-Кавказской железной дороги

С 2003 года неподалеку от Ростова-на-Дону, на станции Гниловская действует музей железнодорожной техники.

Общая длина путей экспозиционной площадки составляет 1900 метров. Музей насчитывает около 60 натуральных экспонатов техники, 50 из которых работоспособны. В экспозиции представлены очень ценные, уникальные образцы подвижного состава.

Состав подвижного состава:

  • Паровозы (Э 721-68, ФД20-1679, Э 709-84, Э 739-99, Э 750-11, ТЭ-322, Э 762-78, С017-2724, ФД20-1562, П36-0218, ЛВ-0333, С-250-64, С-250-64)
  • Вагоны (цистерна 3-х осная, цистерна 2-х осная, крытый 2-х осный вагон (НТВ), габаритный 2-х осный вагон, пассажирский 4-х осный, пассажирский 4-х осный салон СКВ, трофейный 2-х осный крытый, трофейная 2-х осная цистерна, цистерна 2-х осная, платформа 2-х осная, крытый 4-х осный вагон )
  • Кран 45-и тонный Январец
  • Тепловозы (ТЭ 3-6938, ТЭП60-0845, ТЭМ1М-0078, ТГК2-6970, М /2 15-3400)
  • Электровозы (ВЛ8-713, ВЛ41-073, ВЛ61-012, ВЛ80-015, ВЛ84-002 )
  • Электропоезд ЭР22-29
  • Щебнеочистительная машина ЩОМ-Д 125/39
  • Автодрезина АГМС-345

До музея можно добраться на ретро-поезде, который ходит с вокзала «Ростов-главный». Продолжительность поездки составляет 2 часа 30 минут.

График работы

  • Рабочие: ежедневно с 10-00 до 17-00
  • Выходные: понедельник.

Источник: http://www.modelzd.ru/ustroystvo-zhd/zheleznodorozhnye-muzej.html

О людях и паровозах: крупнейший железнодорожный музей открывается в санкт-петербурге

Именно из Санкт-Петербурга в сторону Царского Села отправился первый в российской истории пассажирский поезд. Это произошло  ровно 180 лет назад — 30 октября 1837 года. Музей Российских железных дорог откроется 1 ноября на новой территории вблизи Балтийского вокзала. Для этого было специально реконструировано бывшее локомотивное депо и построено новое здание.

К музею мы подходим под звуки прибывающих на Балтийский вокзал электричек.

«Это настоящее локомотивное депо Петергофской дороги, открывшейся через двадцать лет после первой — Царскосельской, его очень бережно отреставрировали.

Рядом — это не стадион, хотя современная часть музея издалека на него похожа. Весь музей был построен в рекордно короткие сроки», — рассказывает директор Музея Российских железных дорог Николай Буров.

Многолетняя история железных дорог и людей, которые их создавали, показана в 100 единицах подвижного состава, 28 тыс. экспонатов музейного фонда, 38 интерактивных и мультимедийных инсталляциях. Николай Буров рассказал ТАСС, что сюда смогут приходить больше 300 тыс. посетителей в год. И возвращаться, чтобы спокойно обойти всю территорию музея в 57 тыс. кв. м.

Колесо истории

В старом корпусе сохранился колодец, ставший теперь основой для познавательного макета, рассказывающего о работе старого железнодорожного депо и сортировочной станции. В старинные стены специалисты вписали стилизованные информационные табло и огромные плазменные панели, на которых отражается история. В центре зала — огромный круг с множеством цифр и обозначений.

Директор Музея железных дорог России Николай Буров

«Это называется «Стрелки времени» — если колесо покрутить, то можно выбрать определенный исторический период в развитии железнодорожного сообщения. Этот временной период и его основные вехи будут мгновенно отображаться с помощью проекторов», — показывает Буров. Рядом на восьми огромных экранах на стене появляются фотографии, видеокадры и даже мультипликация.

С помощью этих стрелок можно выбрать определенный маршрут по музею, но директор предлагает осматривать экспонаты в хронологическом порядке.

«Сначала было колесо!» — напоминает он. В историческом зале расположились колеса и разные виды рельсов, тележка на деревянном полозе, детально прорисованные модели первых паровозов. Реплика на паровоз Черепановых заставляет присмотреться к трубе, из которой идет дым только в виде тени на стене.

Если первая дорога — больше для развлечений, то Транссиб — это уже экономика, она дала начало развитию морского порта

Николай Буров

директор Музея Российских железных дорог

Здесь же ретромакет самой первой дороги Санкт-Петербург — Царское Село с продолжением до Павловска: на нем много движущихся фигур и деталей, а день сменяется ночью, и наоборот. В соседнем зале макет Владивостока — конечной точки Транссибирской магистрали.

«Это точная модель города того времени, и здесь совсем другая стилистика — более точная, а не такая условная, как у предыдущего макета.

Если первая дорога — больше для развлечений, то Транссиб — это уже экономика, она дала начало развитию морского порта», — объясняет директор музея.

Тут можно увидеть, чем проезд в вагоне четвертого класса отличался от первого и как выглядел кабинет министра путей сообщения.

Паровоз в разрезе и 3D-бинокуляры

Конечно, основную часть территории музея занимают самые крупные экспонаты — паровозы, поезда и разные виды вагонов. Уже на входе стоят два стареньких, но до блеска восстановленных танка-паровоза, которым больше ста лет. «Танк-паровоз никакого отношения к войне не имеет. Это маневровый локомотив, который возит на себе без тендера воду и топливо, поэтому танк», — объясняет Николай Буров.

Некоторые образцы техники уникальны: отлично сохранившийся паровоз серии С — С-68 или дореволюционный служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги с подлинным интерьером, в котором могли ездить последний китайский император или адмирал Колчак.

У артиллерийской установки ТМ-3-12 с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария Федоровна» совершенно уникальная судьба. «Стволы от главных орудий с линкора затопили, а потом достали, поскольку пушки стреляли на 42 км калибром 12 дюймов.

Их было произведено всего три штуки», — рассказал глава музея.

По его словам, именно эта пушка участвовала в зимней финской кампании и оказалась в плену, но перед уходом наши специалисты взорвали замок орудия, который спустя много времени противники восстановили по схожему образцу с другого линкора.

«Финны не успели воспользоваться орудием, потому что в результате решительного наступления пушка вновь оказалась на нашей стороне. Но финны перед уходом тоже взорвали механизм», — рассказывает Буров.

Среди уличных экспонатов выделяется боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), не имеющий аналогов в мире и снятый с вооружения только в 2005 году. За сутки по железнодорожным путям БЖРК мог преодолеть тысячу километров, а со спутника такой вагон было не отличить от обычного рефрижератора.

Это наш «анатомический театр» — паровоз в разрезе. С помощью 3D-бинокуляров можно увидеть движение воды от колодца до его превращения в пар

Николай Буров

директор Музея Российских железных дорог

На базе действовавшего паровоза Эр-791-81 создали первый в истории России разрезной макет. «Это наш «анатомический театр» — паровоз в разрезе.

С помощью 3D-бинокуляров можно увидеть движение воды от колодца до его превращения в пар. Такое детальное воплощение выполнено впервые», — говорит Николай Буров.

Еще один вариант демонстрации внутренних деталей и узлов — сканирование экраном локомотива и выделение цветом всех мельчайших подробностей.

Санитарный поезд времен Великой Отечественной войны

В музее есть вагон-ледник для поставок сибирского масла в Европу, почтовый вагон, «революционный» сормовский паровоз и его потомок «Серго Орджоникидзе», санитарный поезд времен Великой Отечественной войны и пригородный вагон третьего класса. Директор музея вспомнил, как сам ездил в детском вагоне с картинками Чарушина — это был единственный в поезде вагон для некурящих, который в народе назывался «подкидышем».

Здесь есть финский паровоз с искрогасящей трубой для безопасного движения по лесу, знаменитая «Красная стрела» — неотъемлемая часть жизни командировочных и людей культурной сферы, а также скоростной поезд разработки КБ «Рубин», который так и остался проектом и не был реализован в серии.

Завершает исторический экскурс тренажер-симулятор локомотива ТЭП-70БС, который позволяет почувствовать себя машинистом. «Думаю, здесь будет очередь из мальчишек, которые захотят попробовать повести локомотив», — говорит Николай Буров.

Неподалеку расположилась зона будущего, где можно узнать о цифровой железной дороге. «Внутри будет великое множество виртуальной реальности, робототехника, 3D-моделирование», — рассказывает глава музея.

Некоторые экспонаты можно будет посмотреть изнутри, а также потрогать и подвигать. Благодаря дорожке на втором ярусе, куда есть возможность добраться на лифте, всю экспозицию можно увидеть сверху. Вся территория музея оборудована для людей, передвигающихся на колясках.

Люди с именем и судьбой

Многие поезда на железных дорогах России носят имена или инициалы людей, которые создали эту систему путей сообщения. Например, последние буквы у ТЭП-70БС — это инициалы начальника Октябрьской железной дороги времен Великой Отечественной войны Бориса Саламбекова. Или паровоз Черепановых.

«Ведь конкретный человек придумал использовать пар и заставил двигаться колесо и так далее. Поэтому музей — это попытка сохранить память о людях.

Неслучайно при входе в музей на восьми экранах представлены люди главных профессий на железной дороге — это совершенно конкретные люди с именем и своей судьбой», — говорит Николай Буров.

На железной дороге часто работали целыми семьями, и династии тут — очень распространенное явление. Недаром в музей приносят семейные реликвии: фонарики, грамоты, значки и другие предметы.

В экспозиции есть символические человеческие фигуры — дежурная по переезду, пожилой пассажир в вагоне четвертого класса, телеграфистка на станции или рабочий в ремонтной зоне, которому уже дали имя Геннадий. «Из шутки родились их семейные связи. Я уверен, что все они родственники между собой, потому что на железной дороге именно так и было», — говорит Буров.

В истории железных дорог было немало особых людей. «Сделали рабочий кабинет министра путей сообщений — вроде бы собирательный образ, но в основе предполагаем князя Хилкова Михаила Ивановича. Совершенно уникальная личность!» — рассказывает Буров, сам увлекшийся биографией этого человека.

Хилков изучал железнодорожное дело в США и Англии. За время его работы министром путей сообщения железные дороги в России прирастали рекордными темпами, и к 1903 году их основная часть была построена.

Однажды рельсы пришлось проложить по замерзшему Байкалу, но никто из машинистов не решался вести по ним состав, и Хилков сделал это сам. Во время революционных волнений князь в силу своих либеральных взглядов не мог жестко воздействовать на работников дороги и покинул пост.

Спустя много лет представители РЖД нашли разграбленную могилу князя в Сонково Тверской области, перезахоронили и поставили бюст на станции.

Звучание и эмоции

Главное — наполнить музей звучанием, эмоциями и общением, считает Николай Буров. В музее можно послушать звучание паровозов в специальных дудках, их хватит на целый класс школьников.

Посетители смогут примерить роль телеграфистки и получить перфокарту, отправить открытку близким через почтовый вагон, скачать на электронное устройство максимально полную информацию об экспонатах, исторических фактах.

Подкрепиться посетители смогут в «станционном буфете», а на выходе будет возможность купить сувениры.

Музей имеет возрастную маркировку 3+, для детей в нем созданы две игровые зоны: внутри и на открытом воздухе. В интерактивной зоне под крышей планируют проводить уроки безопасности на рельсовом транспорте, в которых могут быть задействованы выпускники Малых (детских) железных дорог.

Это общедоступный, хотя научно-популярный музей. Здесь ведутся изыскательские и реставрационные работы. Но мы хотим наполнить его эмоциями, чтоб почувствовать себя как на вокзале, когда есть волнение перед поездкой и радость при прибытии на место

Николай Буров

директор Музея Российских железных дорог

Глава музея планирует проводить здесь лекции, семинары, конференции и концерты. В новом корпусе у поворотного круга, который может стать оркестровой ямой, с учетом двух ярусов можно разместить от 600 до двух тысяч зрителей. Еще Буров приветствует проведение киносъемок и появление моды на свадебные фотосессии у старинных паровозов.

Откроется музей 1 ноября, и до конца года вход будет свободным. Такое решение приняли РЖД в честь 180-летия железных дорог России.

Наталья Королева

Источник: https://tass.ru/kultura/4678631

Ссылка на основную публикацию