Знаменитая скульптура «девушка с веслом»: автор и фото

Памятник «Девушка с веслом» в ЦПКО

В этом году в Петербурге, на безымянном острове реки Крестовки появилась девушка с веслом. Это копия знаменитой скульптуры «Девушка с веслом» Ивана Шадра, которая  стояла  в московском парке ЦПКО.

Скульптура знаменитая, но не она послужила причиной появления в советских парках множества других «девушек с веслами». Таких девушек создавали и другие скульпторы. Девушки Шадра знамениты потому, что он не побоялся  их «раздеть»…

По официальным данным, моделью первой «девушки с веслом» стала Вера Волошина (в будущем студентка Московского Института физкультуры). В 1934 году ей было всего 15 лет и она училась в школе г.Кемерово.

  Есть сведения, что во время Великой Отечественной войны Вера повторила подвиг Зои Космедемьянской. В 1994 году, Указом Президента РФ, она  посмертно удостоена звания Героя Российской Федерации.

  Имя Веры Волошиной присвоено одному из судов Азовского морского пароходства и малой планете.

Судя по фото Веры Волошиной, сильного внешнего сходства ее лица со скульптурой я не заметил. Высота скульптуры была около 4 метров, а вместе с бронзовым постаментом 12 метров. Девушка стояла обнаженной, во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты, лоб и затылок полностью открыты. 

Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Ее особенность в том, что девушка была полностью обнажена.

Скульптуру сразу раскритиковали и в том же году переместили в парк отдыха города Луганска.  Там скульптура стояла с фонтаном, но была явно крупновата для него. Вскоре ее переместили в грот.

Дальнейшая судьба скульптуры теряется в тумане истории… нет даже ее фото.

В 1936 году Шадр создал еще одну скульптуру девушки с веслом из тонированного бетона. Моделью для второй скульптуры стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева).  Девушка сама была архитектором и работала в мастерской Каро Алабяна.

Есть сведения, что позже она участвовала в проектировании гостиниц «Пекин» и «Россия», а также делала проект Дома правительства РСФСР (Белый дом).  Критики отметили, что скульптура стала более женственной, а фигура – менее атлетичной.

«Новый вариант «Девушки с веслом» Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы» (С) 

Новую «Девушку с веслом»  установили на месте старой в ЦПКО им. Горького. Судьба второй скульптуры более трагична. Ее разрушило взрывом во время войны в 1941 году  (существует версия, что ее просто увезли в неизвестное ныне место, что бы укрыть от бомбежек).

…читать дальше (1190 символов) >>

Адрес: Безымянный остров реки Крестовки.

Как проехать: М. «Черная речка», пешком 20 минут.

Источник: http://www.etovidel.net/sights/city/saint-petersburg/id/devushka_s_veslom

Ах, эта девушка с веслом

    «Де́вушка с весло́м» общее название скульптур, выполненных в разное время скульпторами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко, ставшее нарицательным для обозначения подобных им гипсовых статуй (гипсового соцреализма), которые в советское время украшали парки культуры и отдыха. 

 Работы И. Д. Шадра 

   В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве.

По легенде основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского Института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке.

Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты.

   Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году.

Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее.

В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу.

   К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева).

Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, сама фигура девушки стала тоньше и романтичнее.

В статье о выставке 1937 года один из рецензентов отмечал: Показанный новый вариант «Девушки с веслом» Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы 

   Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке. Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького.

Работы Р. Р. Иодко 

   Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р.

Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадринской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

   Годом ранее, в 1935 году Ромуальд Иодко выполнил скульптуру «Женщина с веслом» для фонтана. Первоначально её установили на московском стадионе «Электрик» в Черкизово.

Фигура женщины опирается на левую ногу, её правая нога поставлена на кубическую подставку, колено сильно выдвинуто вперёд.

Правой рукой женщина опирается на весло, её левая рука опущена и касается бедра; на женщине надеты трусы и футболка. Эта скульптура также послужила прототипом для тиражирования.

Современность

   В апреле 2011 года копия скульптуры была выставлена в Третьяковской галерее на Крымском валу. Тогда же директор парка Горького Сергей Капков заявил, что скульптура будет восстановлена в парке.

3 сентября 2011 года воссозданая скульптура была установлена в ЦПКиО (в рамках проведения международной регаты «Золотая ладья»), открытие состоялось в 12:30.

Событие приурочено к ежегодному Дня города. 

Девушка с веслом на питерской крыше

Девушка с веслом из Дублина

Я девушка с душой,

Я девушка с глазами,

Я так хочу, чтоб мне

Всегда во всём везло,

А мир такой большой

И залит он слезами…

И в истины вине

Опорой мне весло.

О, мальчик милый мой,

С копьём ты или с диском,

Метать снаряд такой

Я чувствую — облом.

Ты как и я изгой

И от меня так близко…

Ко мне, мой дорогой,

Я поделюсь веслом.

С тобой мы поплывём

По океану страсти —

Весло пока сушить

Нам рано на молу.

Безбрежный окоём

Не поделить на части…

Он нам принадлежит

Благодаря веслу.

Судьба предрешена —

Альтернативы нету:

Дочурку я рожу

И буду весела…

И подрастёт она

И примет эстафету,

К ногам её сложу

Суть своего весла.

Я девушка с душой,

Я девушка с глазами,

Я так хочу, чтоб мне

Всегда во всём везло,

А мир такой большой

И залит он слезами…

И в истины вине

Опорой мне весло.

© Copyright: Девушка С Веслом, 2003

Свидетельство о публикации №1308081182

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://sekretwomen.mirtesen.ru/blog/43105253009

Девушка с веслом — Скульптура и физкультура!

Девушка с веслом!

Все началось со скульптуры «Девушка с веслом», которую в 1934 году создал Иван Дмитриевич Шадр (1887—1941).

В свое время эту работу посчитали слишком развратной и отправили из Москвы в Луганск, «в культурную ссылку».

Зато ее копия благодаря Ассоциации любителей гребного спорта России сейчас есть в Санкт-Петербурге. Обращали внимание? Она того стоит 🙂 Крупным планом – только на КаноэСпорт.

«Для художника, достойного этого имени, все прекрасно в природе; его глаз, смело воспринимая реальную правду, читает в ней, как в открытой книге,

всю внутреннюю правду… Но только уметь видеть»

Огюст Роден

На острове реки Крестовки в ЦКПиО, около тренировочной базы Петербурга по гребным видам спорта с 10 июня 2011 года стоит скульптура «Девушка с веслом». Нет, нет, не та, в купальнике, которая растиражирована по всем городам страны как символ «гипсового соцреализма». Речь о девушке с веслом, которая оказалась слишком сексуальной для Иосифа Сталина.

С фотоаппаратом по Питеру: «Девушка с веслом»

История вопроса

12 июня 2011 года в северной столице состоялась ежегодная международная регата «Золотые весла Санкт-Петербурга». Это уникальное соревнование по академической гребле мирового уровня, которое проводится с 1968 года. Символом культурно-спортивного проекта была выбрана скульптура Ивана Шадра «Девушка с веслом».

Талантливый скульптор вылепил ее в 1934 году по гос. заказу для центрального фонтана ЦПКиО им. Горького в г. Москва. Натурщицей стала Вера Волошина – однополчанка Зои Космодемьянской. О трагической судьбе натурщицы – чуть позже.

Итак, в те годы массовая установка скульптур на спортивные темы во многих советских парках культуры и отдыха была одной из мер привлечения граждан к физкультуре. Получившаяся скульптура обнаженной девушки-гребца была названа аморальной и отправлена в Луганск (тогда Ворошиловград).

Статуя стоила 23 000 руб., была выполнена из железобетона и имела высоту 4,6 м – согласно Прейскуранту 1937 года. Чересчур чувственная, слишком вульгарная, по мнению советской общественности.

Получить представление об оригинале скульптуры можно по единственному сохранившемуся снимку, который вы видите слева. Его автор, Александр Гринберг, сфотографировал скульптора за работой в его мастерской.

На фото – первая «Девушка», и именно ее копия сейчас стоит в парке Санкт-Петербурга.

Немногим позже Иван Шадр вылепил свою вторую статую, сделав ее более целомудренной, но так и не прикрыв наготу своей второй натурщицы – Зои Бердинской. Эта скульптура была принята обществом благосклоннее, хотя криминальный для того времени эротический ореол вокруг статуи остался.

Учитывая размеры (12 м – сравнимо с 3-этажным домом) и публичность (парк Горького, центральная аллея), работа Ивана Шадра звучала, как сексуальный вызов обществу. Вторая скульптура не смогла избежать драматической судьбы: в 41-ом «Девушку с веслом» уничтожили во время бомбежки фашисты.

Параллельно с Шадром тему женской гребли в искусстве развивал другой скульптор: Ромуальд Ромуальдович Иодко. На фото вы видите его гипсовую скульптуру высотой 2,5 м, выполненную в 1936 году для парка водного стадиона «Динамо». Примечательно, что девушка одета в купальник. Именно работы Иодко ассоциируются с «парковыми девицами», установленными по всему Советскому Союзу.

Краткая справка:

Ромуальд Ромуальдович Иодко (1894-1974):

— мастер монументально-декоративной скульптуры;

— заслуженный скульптор РСФСР;

— активный и талантливый педагог;

— профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское)

Крупным планом: скульптор Иван Шадр

В биографии скульптора, который сумел своим творением взволновать советскую общественность, много любопытных фактов. Вы можете сами убедиться в этом, кликнув на ссылку:

Краткая датированная биография Ивана Шадра.

Заметим для возбуждения вашего интереса, что в возрасте 23 лет Иван после многочисленных приключений отправился в Париж, на стажировку к великому скульптору Огюсту Родену.

За это стоит благодарить его друзей и Николая Рериха, по ходатайству которых удалось заставить городскую управу города Шадринска финансово поддержать молодого скульптора.

Город согласился выделить деньги для его заграничного художественного образования. Позже Шадру довелось учиться и в Риме, в Институте изящных искусств.

Словом, это был один из образованнейших людей своего времени. Вернувшись в СССР, он создал немало талантливых работ, среди которых и наша «Девушка с веслом». Так что же эта за красотка, которая оказалась так хороша, что кружила головы советских мужчин в течение целого века?

Крупным планом: натурщица и разведчица Вера Волошина

Читайте также:  Картина "тихая обитель", исаак левитан, 1890

Знакомьтесь: Вера Волошина – «спортсменка, комсомолка и просто красавица», как сказал бы герой советской кинокомедии и был бы абсолютно прав. Кстати, история жизни натурщицы наполнена не иронией, а трагедией и настоящими подвигами.

Сделав из произведения искусства символ регаты, спортсмены попытались восстановить историческую справедливость и воздать память Вере Волошиной.«Хороший скульптурный портрет, – говорил Роден, учитель Ивана Шадра, – равносилен целой биографии… Эпоха… индивидуальный характер – все в нем указано».

Краткая справка:

Вера Даниловна Волошина (1919-1941)

— советская разведчица, Герой Российской Федерации (1994);

— будучи семиклассницей, стала чемпионкой г. Кемерово по прыжкам в высоту;

— после 10-го класса уехала в столицу, с первого раза поступила в Центральный институт физкультуры ордена Ленина. В Москве параллельно с институтом посещала аэроклуб, где прыгала с парашютом и освоила пилотирование самолёта И-153 «Чайка».

— в 17 лет изъявила желание участвовать в гражданской войне в Испании, но ей было отказано;

— в начале Великой Отечественной войны рыла противотанковые рвы и окопы на подступах к Москве;

— 7 раз в качестве разведчицы успешно выполняла задания в тылу врага, сражалась в одном полку с Зоей Космодемьянской, погибла в те же дни, что и Зоя, через повешение.

Крупным планом: спортсмен и скульптор Юрий Тюкалов

«Девушку с веслом», которая установлена в Санкт-Петербурге, создавала творческая группа под руководством Юрия Сергеевича Тюкалова – скульптора, двукратного олимпийского чемпиона по академической гребле.

На хельсинкских Олимпийских играх 1952 года успех Тюкалова в гонках одиночек стал сенсацией. Вместе с золотой медалью чемпиона он получил и высшую награду гребного клуба Финляндии. Подробную биографию этого удивительного человека можно прочитать по этой ссылке:

Статья о Ю. Тюкалове на сайте Международного Объединенного Биографического Центра

Краткая справка:

Юрий Сергеевич Тюкалов (4 июля 1930, Ленинград)

— первый советский Олимпийский чемпион, к тому же двукратный;

— 13-кратный чемпион СССР;

— почетный гражданин города Санкт-Петербурга;

— заслуженный мастер спорта (1952;

— заслуженный тренер по академической гребле;

— художник, архитектор, скульптор.

Именно благодаря этому человеку и его команде в парке Санкт-Петербурга мы видим белоснежную скульптуру, о которой сам Юрий Сергеевич отзывается так:

«Островок этот – жемчужина. Красивее места в городе нет. Сама природа фон создает этой барышне. Она очень изящная. Я предупредил, что рядом с ней полицейского нужно ставить».

А ниже – комментарий Натальи Муромцевой, скульптора:

«Оригинал работы был очень экспрессивным. Еще в процессе изучения шедевра я поняла, что Иван Шадр был очень впечатлен моделью Верой Волошиной, его переполняли чувства, он работал на одном дыхании. Наш вариант суше. У нас получился более академический вариант «Девушки». Более сухой и спокойный».

О старте культурно-спортивного проекта, символом которого стала знаменитая скульптура «Девушка с веслом», было объявлено в статье на сайте Государственной третьяковской галереи. При желании вы можете перейти на сайт галереи и прочитать эту статью.

Особое мнение

Вот что думает обо всем этом Людмила Марц, заведующая отделом скульптуры XX — XXI вв.. Третьяковской галереи:

«Нельзя путать уникальную работу Шадра с растиражированными по паркам всего Союза «Девушками с веслами». Они были скопированы с работы другого скульптора – Ромуальда Иодко, никак не связанной с творчеством Шадра.

«Девушка с веслом» – вовсе не секс-символ эпохи. В СССР, как известно, секса не было (смеется). Скорее, наша героиня воплощает энергичную, смелую, уравненную в правах с мужчиной представительницу эпохи.

Ее прототипом была студентка Вера Волошина, героически погибшая на войне».
Источник

Итак, у жителей Питера перед глазами – копия работы Шадра, той, которую в 1936 году раскритиковали за излишнюю сексапильность. Изящный комплимент комсоргу Зои Космодемьянской, не правда ли?

А любопытнее всего было бы узнать, что стало с той самой первой скульптурой Шадра, которая украшала Луганск? Канула ли она в Лету или радует горожан до сих пор?

КаноэСпорт выражает признательность всем участникам истории «Девушка с веслом» за вклад в культурно-спортивную жизнь страны 🙂

Специально для КаноэСпорт. Нужно взяться за весло! 🙂

Источник: http://www.CanoeSport.ru/stati/416-devushka.html

Девушка-гребец с эрегированными сосками… К 80-летию произведения Ивана Шадра

?Александр Аникин (msalexandr17) wrote,
2016-05-18 22:48:00Александр Аникин
msalexandr17
2016-05-18 22:48:00Довольно неожиданный поворот получило мое желание рассказать о творчестве Ивана Шадра (https://ru.wikipedia.

org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%B4%D1%80,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87) после посещения Шадринского краеведческого музея ( Уральская житница. Или духовные скрепы земли уральской…, Хранители истории: от Ефима Шадрина и Ивана Шадра до Алексея Кокорина.).

С Шадринском связанна биография советского монументалиста, его творческий псевдоним, в музее довольно большая экспозиция его работ. Именно Иван Шадр является автором знаковой «Девушки с веслом», которая вдохновила советских скульпторов на создание целой серии известных парковых скульптур с аналогичным названием.Вернемся к Шадру.

Вот что рассказывает Михаил Золотоносов о «Девушке с веслом» в книге «Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени». — СПб.: ООО ИНАПРЕСС, 1999, с. 20-29:«Доминирующей скульптурой ЦПКиО им. М.

Горького являлась «Девушка с веслом», созданная Иваном Дмитриевичем Шадром (1887 — 1941) и установленная как украшение центрального фонтана. Как «массовая продукция», «Девушка» выполнялась из «тоталитарного» железобетона, имела высоту 4,6 м, была установлена на плинте 1,35х1,3 м высотой 0,75 м, стоила 23 000 руб. (Прейскурант 1937).

На Ленинской площади ЦПКиО, в центре фонтана (арх. А.В.Власов), скульптура была установлена в 1937 году (фото см.: Вечерняя Москва. 1937. 10 июня; проект центрального фонтана ЦПКиО см. Власов 1936: 37). До этого стояла в центре водоема.В том, что Шадр, ученик А.Майоля.

обратился к обнаженной натуре, нет ничего удивительного (особенно с учетом соответствующего социального заказа). Закономерно и обращение к «водному мифу», в сталинской культуре очень важному и по традиции связанному с женщиной. Удивительнее другое: использование вульгарной эротической образности.

Весло в скульптуре теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает либо к уключине, в которую вставляется весло (ср.

«ключ» и «замок»), либо к тирсу Диониса, являвшемуся метафорой фаллоса; наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками (эрегированные соски и массивный бюст были и у статуи «Освобожденный Восток» работы И. Д.

Шадра) стала украшением фонтана, который является символом «вечной жизни» (Лихачев 1982: 42), но также моделирует водометанием извержение спермы. Впрочем, и Б.Л.Пастернак не был слишком изыскан, когда дал своей героине «вагинальную» фамилию «Люверс»: люверс — это отверстие в парусе для продевания снасти.Особого рассмотрения заслуживает история создания скульптуры.

Сама железобетонная статуя не сохранилась, обстоятельства ее сноса нам не известны, существует только бронзовая отливка 117х79х34, по поводу которой накопились противоречивые мнения. По одной версии, это этюд для скульптуры, выполненный самим Шадром (Колпинский 1964. илл. 53 — 54).

По другой версии, «гипсовая «Девушка» в конце 50-х годов стараниями жены Шадра вместе с другими его работами была переведена в бронзу . Отливку делал известный мастер Владимир Лукьянов» (Мартыненко 1995).Однако при сопоставлении сохранившихся фотографий «парковой девицы» с бронзовой становится очевидным их существенное анатомическое и эстетическое различие.

В бронзе девушка приземистее, у нее гораздо шире таз и бедра, она полнее, мясистее, у нее короче и толще ноги. Для ЦПКиО же была сделана более стройная, более длинноногая и узкобедрая, с ногами и фигурой куда более романтичными и возбуждающими, но при этом с сильными мускулистыми руками.

Поэтому, скорее всего, бронза является не уменьшенной копией парковой статуи, а самостоятельным этюдом, в котором гораздо сильнее подчеркнуто женское «земное» начало, находящееся в русле традиции А.Майоля.Отвергнув эту традицию, Шадр в 1934 — 1935 гг.

создал «первый парковый вариант» (название дано нами условно): самое раннее его упоминание обнаружено в газете «Советское искусство», 1935, 17 июля, № 33. На фото А.А.Гринберга работа Шадра была изображена в мастерской скульптора, а в подписи к фотографии говорилось:»Скульптор А.(!) Д.

Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров».Фото А.А.Гринберга., первый вариант «Девущки с веслом»К слову сказать, статуя Афины Парфенос работы Фидия имела высоту тоже 12 метров.Однако «первый парковый вариант» был отвергнут, о чем общественности сообщила директор парка Бетти Глан в интервью «Вечерней Москве» 10 мая 1936 г.:«Этим летом парк украсят новые скульптуры наших советских мастеров. У парашютной вышки устанавливается фигура «Парашютистка» работы скульптора Шварца. Скульптор Янсон-Манизер закончила свое новое произведение «Балерина» У берега большого пруда водружается скульптура «Юность» Фильдса. Он же работает сейчас над двумя большими скульптурными группами на тему о физкультуре. В соответствии с критикой и замечаниями посетителей парка скульптор Шадр переделал фигуру «Девушка с веслом», которая отливается сейчас из бронзы.

По вечерам на темнозеленой стене Нескучного сада будут пылать слова великого вождя народов тов. Сталина: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее», выписанные гигантскими неоновыми буквами» (Глан 1936; подчеркнуто нами. — М. 3.).

Возможно, Шадр «переборщил», создав в «первом парковом варианте» не столько женщину в ее привычном для сталинского социализма облике детородного орудия, сколько модель фаллической женщины, прежде всего испугавшей длиной ног, объемом мышц плечевого пояса и вытянутостью пропорций.

Кроме того, как показывает сравнительное изучение фотографий первого и второго парковых вариантов, первый отличала сексапильная прическа: волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты, форма головы четко обрисована.

Кстати, такую идеально обтянутую головку пловчихи — для придания блеска и сохранения прически в воде — еще покрывали желатином, окончательно превращавшим волосы в подобно резиновой купальной шапочки.

К лету 1936 г. появился «второй парковый вариант», видимо, более устроивший общественность. Изменилась не только прическа, которая стала более вольной и менее сексуальной.

Исчезли мужские мускулы рук. Девушка стала тоньше и романтичнее. Один из рецензентов отмечал в статье о выставке 1937 года: «Показанный новый вариант «Девушки с веслом» Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы» (.Маслов 1937).

Можно предположить, что в подтексте такого недовольства содержалось осуждение отказа от майолевского физиологизма и женственности: в идеале женщина не должна быть самодостаточной, она предназначена для продолжения рода, о чем должны недвусмысленно свидетельствовать широкие бедра и большая грудь, которых не вылепил скульптор.



Фото второго варианта «Девушки с веслом», установленного в ЦПКиО им. М.Горького

Различным вариантам «Девушки» соответствовали две натурщицы, о которых точно известно, что они позировали Шадру: Вера Волошина и Зоя Бедринская. Вероятнее всего, что с Волошиной были сделаны тяжелоногие «майолевские» этюды или «первый парковый вариант» (не менее вероятно, что «майолевские» этюды вылеплены вообще без натурщицы, как «цитата»), а второй Шадр лепил с романтически прелестной Бедринской. Во всяком случае имеющиеся в наличии варианты «Девушки» раскрывают смысловой диапазон поисков скульптора: между «женщиной» и «девушкой», между сексуальностью зрелого тела со слишком выпуклыми формами, готовыми плодоносить, и воплощением мужской мечты о «фаллической» длинноногой, мускулистой, самовлюбленной, холодной диве с вытянутыми сосками, к которым никто не подпущен, пугающей и эротически раздражающей недосягаемостью и совершенством. Шадр как будто вспомнил афоризм Шопенгауэра: «Только отуманенный половым влечением рассудок мужчины мог назвать прекрасным низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол» (цит. по Вересаев 1985. 358).В результате дива оказалась стройна, «физиологический» живот отсутствует, никакого намека на атлетизм, на смесь Венеры и Дискобола первого паркового варианта не осталось. Особенно же разжигают мужскую чувственность атараксия и поза, не оправданная никаким духовным состоянием (что было обязательным у А.Майоля, О.Родена или А.Т. Матвеева), но продиктованная откровенным желанием гетеры, чтобы телом любовались,чтобы тело было «окутано взглядом других» и ничто не мешало видеть все подробности. В окончательном варианте скульптуры хорошо видно то, что Умберто Эко проницательно назвал «лукавой фригидностью», понимая под этим «вкус к тому, чтобы разжигать желание, не страдая от чрезмерности своего» (Эко 1995. 256).Как заметила Т.Чередниченко, «»Девушка с веслом» далека от наивности. Многое в холоде гипса 30-х — от разгоряченных 20-х» (Чередниченко 1994: 34). Точнее сказать — от 1890-1900-х, от «секретных альбомов» и «секретных карточек», модели которых были лишены психологии и бесстрастно демонстрировали скрытое. Тело окончательного паркового варианта «Девушки с веслом» напоминает именно эти открытки,стилистика которых, к слову сказать, сильно повлияла на визуальный ряд«нэповского модерна» середины 1920-х гг.Современники генезис «Девушки» из «секретных карточек» ощущали достаточно остро, откуда и постоянные намеки на криминальный в середине тридцатых годов эротизм: «Эта ленивая статичность особенно раздражает в огромной скульптуре Шадра «Девушка с веслом». Преувеличенно вытянутая, со слабыми изнеженными формами, девушка стоит в «изящной» позе,опираясь на весло. Но весло «не работает»: видно, что девушке не приходилось грести им. Если бы не фантазия художника, она могла бы опереться о дерево, о плечо спутника (! — М. 3.) и меньше всего на весло или копье.Гораздо удачнее «проблема весла» разрешена в другой скульптуре (Иодко)» (.Самойлов 1937). Забавно, что рецензент хотел видеть тот вариант«Девушки», который ранее уже стоял в ЦПКиО и который подвергся критике — вероятно, за излишнюю маскулинность, в сочетании с прочими параметрами статуи воспринятую как гиперэротизм. У Р.Р.Иодко (см. II, III, IV) действительно эротизм отсутствовал, чего не скажешь о работе Шадра.Не менее примечательно сходство позы «Девушки с веслом» с позой модели 1930-х годов — артистки Славской: Шадр стремился тело осмыслить эстетически, и отсюда различные культурные коды (в том числе неофициальный код «карточек»), которые скульптор одновременно использовал. Славская на фотографии 1930-х гг. демонстрируют специфически советский способ консервации эротизма:

Читайте также:  «воскресение», эль греко — описание картины

«низ» (опорная нога прямая, другая немного согнута в колене) выполнен «античным» языком; левая, согнутая в колене, нога является частью S-образной линии, интерпретируемой как эротический знак;

«верх»: правая рука, поднятая за голову и демонстрирующая подмышку, напоминает о дореволюционном «мягком порно» (язык «карточек»); является частью S-образной линии; остроугольная левая рука, опирающаяся на бедро, отсылает к «спортивному» языку;

спортивный переход от «верха» к «низу»: слишком узки бедра, в результате очень слабо намечена S-образная линия от правой руки через живот левое бедро, обязательная в языке «карточек». Наконец, нет и томного наклона головки, продолжающего S-образную линию, голова посажена по-спортивному прямо.

Симптоматично, что этой же схемой описывается и второй парковый вариант работы Шадра (только здесь согнута в колене не левая, а правая нога): S-образная, существовавшая в одном из этюдов (восходившем А.Майолю) заметно выпрямлена, что, однако, не лишило статую следов языка «карточек». С этой точки зрения интересна упомянутая в примеч.

58 скульптура Шадра «Освобожденный Восток» (1928) с исключительно сексапильным «закрученным» телом (пространственная S-образная) дополнительным акцентом в виде складки на обнаженной спине, рисовавшей все ту же S-образную.

Кстати, у женского тела, вылепленного Шадром, втянут живот и выгнута диафрагма, что объединяет «Девушку с веслом» с артисткой Славской, но отличает от Венеры Таврической, у которой на зрителя смотрит спокойный круглый живот, а диафрагма вогнута.

За этим стоит отход от прежнего эротического канона и переход к новому, еще не в полной мере утвердившемуся. Новый канон ориентирован не на умиротворенную Венеру, а на исступленную, экстатическую вакханку.

Поза «Девушки» — с учетом генезиса — указывает на то, что перед зрителями стоит в прямом смысле общее тело, принадлежащее коммуне и доступное для воображаемого эротического использования каждым: вряд ли Александру Матвееву, создавшему в 1932 и 1937 гг.

ряд шедевров в жанре «ню» (мелкая пластика), пришло бы в голову делать обнаженную женщину высотой с трехэтажный дом. Терялись интимность, душевность; возникали сексуальный вызов, публичность, порнография.О «коммунальном теле» писал М. М.

Бахтин, анализируя человека на греческой площади: «Человек был весь вовне, притом в буквальном смысле это слова. Быть вовне — быть для других, для коллектива, для своего народа» (Бахтин 1975: 284, 285).

В сталинском скульптурном мифе «овнешнение» превращалось в раздевание и становилось идеологической акцией, что делало раздевание монументальным потому еще более неприличным: стриптиз оказывался государственным делом. Неудивительно, что Зоя Бедринская созналась, что позировала, лишь спустя 60 лет после того, как стояла обнаженной перед 37-летним скульптором».

Источник: https://msalexandr17.livejournal.com/883335.html

Квадрига Аполлона, Девушка с веслом и другие «неприличные» скульптуры Москвы, которые не пощадила цензура

 Даже памятники попадают под влияние цензуры.

В советское время практически все сферы культуры цензурировались. Не стали исключением и скульптурные композиции в Москве.

Даже самые известные памятники смущали чиновников своим внешним видом. Скульпторов заставляли их переделывать в соответствии с представлениями чиновников о советском реализме.

Удивительно, но один из символов Москвы подвергся преображению уже в XXI веке.

 «Дом под юбкой», снимок 1955 — 1957 годов.

Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.

Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.

 Ольга Лепешинская в партии Сванильды.

Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.

В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.

 Так мог бы выглядеть дом 17 по Тверской сегодня.

Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.

Девушка с веслом

 «Девушка с веслом» Ивана Шадра.

Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко.

Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.

 «Женщина с веслом» Ромуальда Иодко.

Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.

 Первоначальная версия скульптуры выглядела непривычно сексуально.

На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.

 Прототипом самой первой «Девушки с веслом» стала Вера Волошина, простая советская девушка, повешенная фашистами во время войны. Она входила в состав группы Зои Космодемьянской.

Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.

https://www.youtube.com/watch?v=pwGs6VVpKJI

К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.

«Рабочий и колхозница»

 «Рабочий и колхозница», скульптор Вера Мухина.

Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.

Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.

 «Рабочий и колхозница», скульптор Вера Мухина.

Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.

Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре

 Квадрига Аполлона на Большом театре после реставрации.

Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.

 Квадрига Аполлона на Большом театре до реставрации.

Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.

Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.

источник

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Источник: http://magspace.ru/blog/culture/323840.html

Фамилия автора скульптуры «Девушка с веслом»?

Фамилия автора скульптуры «Девушка с веслом»?

  • Это Иван Дмитриевич Шадр.И если честно, то его ФИО я только совсем недавно узнал. Так бывает, что скульптуру знают многие, а вот про авторов забывают. Настоящая фамилия Шадра Иванов, но он взял себе псевдоним.
  • Отец девушки с веслом, точнее скульптор, который е создал- Иван Дмитриевич Шадр (Иванов). В 1934 году родилась эта девушка и позже е можно было встретить почти в любом городском парке страны, полюбил е народ!)
  • Иван Шадр. Только это не настоящая фамилия скульптора. Настоящая Иванов, но сам Шадр в шутку отвечал, когда его спрашивали quot;чем фамилия Иванов не понравилась?quot;..говорил что Ивановых много, хотелось бы как-то отличаться от остальных Ивановых.
  • Девушка с веслом, возможно одна из самых популярных скульптур в советские времена. Но не каждый задумывался о скульпторе, который первым решил увековечить советских спортсменок. Настоящие имя и фамилия скульптора, создавшего Девушку с веслом — Иван Иванов. Но в возрасте совершеннолетия (в 21 год) он поменял свою распространнную фамилию на псевдоним Шард в честь своего родного города Шадринска, и с тех пор звался Иван Шадр.
Читайте также:  Музей игрушек, германия, мюнхен
  • quot;Девушку с весломquot; создал советский скульптор-монументалист ИВАН ШАДР (Иван Иванов), который родился в Шадринске (сегодня это Курганская область). Более подробно об истории появления этой знаменитой скульптуры можно почитать вот здесь.

  • Это скульптор Иван Шадр. Думаю, что эта скульптура была одной из самых популярных в советские времена. Так и вижу е мысленно где-нибудь в парке среди аллей и дорожек, а мимо проходят настоящие советские работяги.

  • Да раньше в любом провинциальном парке культуры и отдыха можно обнаружить девушку и с мячом, и с ракеткой и с веслом тоже. Ну а первым эту композицию задумал и воплотил в жизнь художник и скульптор ШАДР ИВАН.

  • Фамилия автора скульптуры, которую все привычно называют quot;Девушка с весломquot; — скульптор Иван Шадр. Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) — известный советский художник, скульптор монументалист, автор многих скульптур, но его девушка с веслом стала настоящим символом советской эпохи.

  • Девушка с веслом — символ всего советского скульптурного творчества.

    Она даже вошла в народный фольклор и в многие анекдоты:)

    Копии е были многочисленны и стояли почти во всех крупных городах Советского Союза.

    Автор этого шедевра скульптор под псевдонимом Иван Шадр.

  • quot;Девушка с весломquot; — это обобщенное название скульптур, созданных в двумя скульпторами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко.

    Иван Шадр создал две скульптуры по заказу Парка имени Горького в Москве.

    В 1934 году — эта скульптура не понравилась, но именно она хранится в Третьяковке.

    В 1937 году — другую, которая и стояла в парке до 1941 года (погибла при бомбежке).

    Ромуальд Иодко создал скульптуру, которую и тиражировали по всей стране. Первоначально она должна была украшать только московский стадион Электрик. Существуют также два варианта: 1935 года и 1936.

  • Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-kultura/familiya-avtora-skulpturi-quotdevushka-s-veslomquot/

    Девушка с веслом

    ?

    В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского Института физкультуры.

    Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров.

    Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее.

    В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу.

    Вера Волошина родилась в 1919 в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы. С первых классов школы занималась спортом: гимнастикой и лёгкой атлетикой. В старших классах выиграла чемпионат города по прыжкам в высоту. Её одноклассником и близким другом был Юрий Двужильный.

    Переехав в Москву по окончании десяти классов, поступила в Московский институт физической культуры и спорта. Параллельно с институтом она записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолётом И-153 «Чайка» и занялась прыжками с парашютом.

    Кроме этого, она всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией.

    Сразу после начала Великой отечественной войны она была мобилизована на рытье окопов и противотанковых рвов на подступах к Москве. В октябре добровольно вступила в ряды Красной Армии и была зачислена в войсковую часть № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово.

    После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.

    В ноябре 1941 года в войсковую часть № 9903 поступило пополнение. Среди прибывших была вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская. Зоя поначалу держалась в коллективе несколько обособлено, но Вера вскоре смогла найти к ней подход, и девушки подружились. На свое последнее задание они уходили вместе.

    21 ноября 1941 в тыл немецких войск уходили две группы разведчиков. Первой руководил Борис Крайнов. Командиром второй был назначен Павел Проворов, комсоргом — Волошина. Зоя Космодемьянская входила в состав второй группы. После перехода фронта группы должны были разделиться и начать действовать самостоятельно. Однако случилось непредвиденное: объединенный отряд попал под огонь неприятеля и распался на две случайные по составу группы. Так разошлись пути Зои и Веры. Группа Космодемьянской отправилась в сторону деревни Петрищево Продолжила выполнение задания и Вера с товарищами. Но между деревнями Якшино и Головково группа диверсантов снова попала под обстрел. Вера была тяжело ранена, но её не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Утром двое из группы попытались найти Веру или её труп, но не смогли.Долгое время Волошина числилась в списках без вести пропавших. Только в 1957 благодаря поисковому труду писателя и журналиста Г. Н. Фролова удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти её могилу.Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково. Вот как описывала гибель разведчицы свидетельница казни:

    Так сейчас выглядит ива, на которой в 1941 году немцы повесили Веру Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула.

    Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита — висела как плеть. А потом она начала говорить.

    Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом, стала по-нашему.- Я, — говорит, — не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.- «Интернационал»?

    — Да, эту самую песню. А немцы стоят и молча слушают.

    Офицер, который командовал казнью, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины. Офицер подбежал к шофёру и дал команду трогать с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык ещё людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шофёру по-своему. Видимо, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места.

    Девушка ещё успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: «Прощайте, товарищи!» Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит.

    Только после отступления врага в середине декабря жители Головково сняли тело Веры с придорожной ивы и с почестями похоронили здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.В тот же день, когда немцы казнили Веру, в десяти километрах от Головково, в центре деревни Петрищево была повешена Зоя Космодемьянская. Не пережил войну и любимый человек Веры — Герой Советского Союза Юрий Двужильный, погибший в бою в ходе Могилёвской операции.Указом Президента РФ от 6 мая 1994 года № 894 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» бывшей разведчице штаба Западного фронта Волошиной Вере Даниловне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.Награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.А статуя Шадра «Девушка с веслом» была уничтожена при бомбежке Москвы осенью 1941 года. Они ушли в рай вместе….

    2leep.com

    Источник: https://picturehistory.livejournal.com/214850.html

    Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото

    Сейчас словосочетание «девушка с веслом» стало нарицательным. Обычно его применяют когда хотят в двух словах описать девушку спортивного, крепкого телосложения.
    А если говорить серьёзно, то она стала символом «Гипсового» соцреализма, эта скульптура пережила сотни перерождений и перевоплощений.

    Воспетая поэтами советской эпохи, украшающая сотни парков СССР, самая первая скульптура была создана скульптором Иваном Шадром еще в далеком 1935 году. Первая «версия» была высотой 12 метров и предполагалась для украшения парка Горького. Критика отнеслась к произведению с большим предубеждением.

    Поэтому, простояв в столичном парке меньше полугода, за «холодное отношение к форме и содержанию» ее отправили в ссылку. Теперь она украшала Луганский городской парк.

    Интересна история модели, позировавшей скульптору. Вера Волошина была достаточно известной спортсменкой и весьма скромной девушкой. Стесняясь позировать обнаженной, она настояла на том, чтобы во время работы в мастерской присутствовала жена мастера. Известно также, что Вера мужественно сражалась во время войны в партизанском отряде и погибла, выполняя очередное боевое задание в тылу.

    Шадр создал второй вариант скульптуры. На этот раз она была на четыре метра ниже, поза ее стала свободнее, критика приняла новую версию достаточно нейтрально, статуя осталась в столице.

    Коллега Шадра — Ромуальд Иодко — также был вдохновлен идеей создания образцовой скульптуры для украшения парка. Работа Иодко была менее монументальной и более «живой». Девушка изображена в спортивных трусах и купальном бюстгальтере.

    Изменена и поза девушки: опирается модель только на одну ногу, вторая немного согнута в колене, отведена в сторону. Таким образом автору удалось сделать скульптуру более «спортивной».
    Оба автора пытались соединить в своих произведениях идею женственности и здоровья, активной жизненной позиции и мягкости.

    С несомненным талантом и Шадр, и Иодко создали очень непохожие, но объединенные одной идеей работы, по-настоящему украшавшие парки и стадионы СССР. Идеальные женские фигуры подчеркивались точными линиями весла (в античной скульптуре этому служило изображение копья в руках богов или богинь).

    В работе Шадра так и вовсе можно усмотреть прямое заимствование постановки фигуры в искусстве античной скульптуры.

    В дальнейшем скульпторы всей необъятной страны получали заказы на копии и свои версии «скульптуры молодой физкультурницы». Большинство копий и версий, увы, не выдерживают критики. Созданные образы отличаются тяжеловесностью и отсутствием женственности.

    Идея Шадра и Иодко была уничтожена в новых воплощениях. Со временем «Девушка с веслом» становится символом безвкусицы и пошлости.

    Утрированно спортивная фигура, отсутствующее выражение лица, формальный подход к внутреннему содержанию работы — все это превратило реплики работ талантливых скульпторов в откровенную нехудожественную халтуру.

    В настоящее время бронзовую копию «Девушки» можно увидеть в Третьяковской галерее. Оригинал, стоявший в парке Горького, был полностью уничтожен прямым попаданием бомбы во время Великой Отечественной войны.

    На фото Иван Шадр работает над скульптурой в своей мастерской

    Источник: https://humaninside.ru/gde-kultura/6142-skulptura-devushka-s-veslom-avtoryi-istoriya-skulpturyi-foto.html

    Ссылка на основную публикацию