Аллегория регентства анны австрийской, лоран де ла гир, 1648

Французская живопись с XVI по XVIII вв.VIII — Французские классики XVII века

Л. де-Лагир. Мелеагр и Атланта. Гравюра Шово

Лоран де ла Гир не побывал в Италии, и одно это обстоятельство доказывает, насколько во Франции было подвинуто художественное образование в духе итальянского академизма101. Действительно, нет ничего легче, как принять церковные картины л а Гира за работы ка­кого-либо римлянина или болонца102.

Но у ла Гира имеются и свои отличительные черты как в композиционном строе, так и в пропор­циях удлиненных сухощавых фигур и особенно в его умении обда­вать свои сцены, разыгрывающиеся обыкновенно среди красивой ар­хитектуры, золотистыми вечерними лучами. Рядом с Вуэ он представ­ляется менее жизненным, но и более изысканным103.

Больше поэзии 

Филипп де Шампэнь. Св. Симеон Богоприимец. Брюссельский музей

содержится в его лесистых пейзажах, занимающих среднее положе­ние между работами Пуссена и фламандцев круга 

Рубенса. Жак Бланшар занимает, благодаря своему увлечению венецианца­ми, особенное место среди французских живописцев первой полови­ны XVII в.104 Быть может, в свое время это вредило художнику, ибо «истинный» вкус ставил венецианскую живопись несравненно ниже римской и болонской.

Зато в последующий период, когда заго­релся спор «пуссени-стов» и «рубенистов», Бланшара, удостоив­шегося прозвища «французского Тициа­на» и считавшегося величайшим колорис­том Франции, пере­довые элементы ста­вили в пример, дос­тойный подражания.

На самом деле Блан-шару до Тициана — как до неба, и нам даже непонятно, как могли сравнивать это­го характерного «ка-раччиста» с главой жизненного искусства Венеции105.

Примечания

101 Кроме ла Гира, не был в Италии и целый ряд других выдающихся француз­ских мастеров XVII в.: Лесюер, Жувене, Риго, Ларжильер, де Труа-отец, Клод Од-ран, Сантерр, Н. Н. Куапель, Каз.

102 Laurent de la Hire (Нуге) родился в Париже 27 февраля 1606 г. Ученик своего отца, Lallemand и, по некоторым сведениям, Vouet. В перспективе его наставником был Defargues. В 1648 г. он избран одним из членов-основателей Академии. Умер мастер в Париже 28 декабря 1656 г.

Шедевром ла Гира считается «Снятие со Крес­та», исполненное для парижских капуцинов и ныне находящееся в музее Руана. От­личные примеры творчества художника мы находим в Лувре («Нахождение тела св. Франциска» и «Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Лаван, ищущий идолов, спрятанных Рахилью» 1625 г. и др.

), в музеях Гренобля («Эммаус» и «Явле­ние Христа святым женам»), Дижона, Нанта, Руана, Валансьена («Пейзаж»), Мон-пелье («Пейзаж»). Ряд картонов для шпалер находится в «Музее Гобеленов». Эрми­таж обладает характерной по световому эффекту картиной «Меркурий передает Ба­хуса нимфам» 1638 г.

, и, кроме того, мастеру приписывают интересную «Сцену из истории Авраама», не обнаруживающую однако отличительных черт его манеры. Двумя значительными картинами мастер представлен и в галерее кн. Юсупова. См. Guillet de St. Georges «Мёт. in.».

103 К сожалению, до нас не дошла его большая картина в парижской ратуше, изображавшая группу городских чинов.

104 Jacques Blanchard родился 1 октября 1600 г. в Париже; ученик своего дяди, Никола Боллери, а в бытность в Лионе, куда Б. попал на пути в Италию, — Ораса Леблана. Рима художник достигает в 1624 г.

и здесь живет два года; столько же вре­мени он проводит в Венеции, а на возвратном пути во Францию останавливается в Турине, где исполняет для савойского короля серию в восемь картин, изображаю­щих «Любовь Венеры и Адониса». В Париже Б.

быстро завоевывает себе извест­ность: «его манеру любили, и он имел особый дар писать поколенные изображения Богородицы и нагих женщин, которым, кроме красивого колорита, он придавал много выражения».

«Колорит был его главной областью; он лучше кого-либо знал смесь красок —то, что Плиний называет commixtatus et transitus colorum». Кроме станковых картин, Б. исполнил и ряд декоративных работ (м. п., роспись галереи в Hotel de Bullion). Умер мастер в полном расцвете сил в 1638 г. Он был членом Ака­демии св. Луки.

Картины редкого мастера хранятся в Лувре (два «Св. Семейства», «Милосердие», «Св. Павел в раздумье», — последняя приписывается также его бра­ту Жану-Батисту Б.), в музеях Тулузы, Руана («Церера»), Ренна, Байе, Нанта, Шер­бура. Гравировали с Бланшара — N. Regnesson, Gamier, С. Bloemart, J. Couvay, Rousselet, Poily.

105 Судя по одной эрмитажной картине, ближе к Веронезе стоит Роллан Лефевр, которого не следует смешивать с фламандским гравёром Валентином Лефевром, вос­произведшим многие картины Веронезе и Дзелотти в мастерских гравюрах. За точ­ность атрибуции эрмитажной картины «Эсфирь перед Артаксерксом» мастеру гово­рит ее происхождение из собрания Кроза.

Вообще же сведения, имеющиеся у нас о художнике, крайне скудны. Известно только, что Roland Lefevre, прозванный «de Venise», родился в Анжу в 1608 г.; долгое время жил в Венеции; избран в члены Па­рижской Академии в 1663 г. за миниатюру, изображающую «Истину, являющуюся Академии», и уже в 1665 г.

исключен за оскорбление, нанесенное собранию, не по­желавшему зачислить Лефевра в разряд исторических живописцев. В свое время Р. Л. славился главным образом своими портретами. Умер Р. Л. в Лондоне в 1677-м или 1675 г.

Сомнение в достоверности последней даты вызывает то, что и превосходный портретист Клод Лефебер — автор портрета «Юноша со своим наставником» (в Лувре), согласно старинным биографам, также был в Англии и также умер в 1675 г. Гравёр Valentin Lefevre или Lefebure был родом из Брюсселя и умер в Венеции (1652—1700).

Источник: http://www.benua-history.ru/3104-Blanshar-gir.html

Каталог ЖИВОПИСЬ Старых мастеров Западной Европы XVI-XVIII вв. — page 27

М

еждународный институт антиквариата

27

Живопись

Старых мастеров Западной Европы XVI — XVIII вв.

ФРАНЦия

Другие работы автора:

Лоран де ла Гир

Аллегория Знания

Национальная галерея, Лондон

Лоран де ла Гир

Аллегория Арифметики

Художественный музей Уолтерса, Балтимор

М

иньяр, Пьер,

круг

Mignard, Pierre

Портрет дамы

Франция, ок. 1690 г.

Холст, масло, 69×51 см

Инв. № 01-0835

Описание, иконография:

О том, что данное полотно стили-

стически близко к работам Пьера Миньяра, говорит и поясной

формат изображения молодой женщины в повороте влево, и ее

одежда с робой красного бархата с застежкой впереди, и синий

атлас рукавов платья с разрезами. Свойственен Миньяру и те-

плый, темный фон. Взгляд портретируемой обращен на зрителя,

что также характерно художнику. Однако, в отличие от других

персонажей портретиста, смотрящих с полотен едва ли не с вызо-

вом, в модели этой картины ощущаются, скорее, робость и испуг,

чем самоуверенность.

Работы Пьера Миньяра из Государственного Эрмитажа

(Санкт-Петербург): «Великодушие Александра Македонского»

(1670 г.), «Обручение св. Екатерины» (1669 г.).

В ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва) находятся две картины

Пьера Миньяра: «Портрет неизвестной в образе Флоры», 1769-

е гг. (Ж-1021) и «Портрет дамы в виде Флоры», 1765 г. (Ж-1022).

Провенанс:

Работа приобретена во Франции на аукционе J.J.

Mathias, 23.06.2010.

Экспертное заключение:

Cabinet Turquin, Peris.

Сведения об авторе:

Миньяр, Пьер (Mignard, Pierre, 17 ноя-

бря 1612, Труа – 13 мая 1695, Париж). Работал в историческом и

портретном жанрах. Занимался миниатюрой и настенной живо-

писью. Имел прозвище «Римский». Учился уЖана Буше в Бурже,

скульптора Франсуа Жанти и Симона Вуэ. Работал в Фонтенб-

ло. С 1657 г. – придворный живописец Людовика XIV. В 1687 г.

король пожаловал ему дворянское достоинство, а в 1690 г. стал

директором Королевских художественных музеев и мануфактур,

членом и профессором Парижской Академии живописи и скуль-

птуры, а затем ее ректором и канцлером [1, с. 614 – 615].

Ссылки:

1.E. Benezit. vol. 9, p. 614 – 615.

Л

а Гир, Лоран де

Hyre, Laurent de la

Нарцисс и Эхо

Франция, XVII в.

Холст, масло, 100×90,5 см

Инв. № 04-1558

Описание, иконография:

Нарцисс и Эхо – герои «Метамор-

фоз» Овидия (3:339 – 510). История красивого юноши и ним-

фы, влюбленной в него, но любовь которой осталась безответной.

Эхо была осуждена богинейЮноной повторять лишь последнее

слово того, что ей говорилось; Нарцисс в наказание за прене-

брежение Эхо был осужден любить лишь свое собственное от-

ражение и томился, глядя на себя в воду. После смерти своей он

превратился в цветок, носящий его имя, а Эхо в скорби улетела,

и с тех пор от нее не осталось ничего, кроме ее голоса. Нарцисс

изображен склоненным над краем озера. Бледная Эхо, на заднем

плане, горюет над ним [1, с. 384 – 385].

В Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) хранится

картина Лорана де ла Гира «Меркурий передает Вакха нимфам на

воспитание» (1638 г.). Полотно Лорана де ла Гира из ГМИИ им.

А.С. Пушкина (Москва) – «Введение во храм», 1636 г. (Ж-976).

Провенанс:

Работа приобретена во Франции на аукционе

Tajan, 13.12.2010.

Экспертное заключение:

Cabinet Turquin, Paris

Сведения об авторе:

Ла Гир, Лоран де (Hyre, Laurent de la, 27

февраля 1606, Париж – 28 декабря 1656). Работал в историче-

ском, мифологическом, религиозном и портретном жанрах. Ис-

пытал влияние итальянских живописцев, работавших во Фран-

ции, в частности Франческо Приматиччо. Один из основателей

Королевской Академии живописи и скульптуры. Создавал карто-

ны для мануфактуры Гобеленов [2].

35

36

Реставрация:

15.10.2011 МИА ASGСульдин А.В.

Ссылки:

1. Словарь сюжетов и символов, с. 384 – 385.

2.

www.wikipedia.org

XVII

в.

М

П

р

SEO Version

Источник: http://int-ant.ru/docs/catalog_painting/files/assets/basic-html/page27.html

Лоран де ла Ла Ир — Биография художника, известные произведения, выставки

Первые уроки живописи Ла Ир получил у своего отца, Этьена де Ла Ира. Свое образование он завершил в мастерской Жоржа Лаллемана. Он внимательно изучал росписи в замке Фонтенбло, о чем свидетельствует его ранняя картина «Черепица» (Париж, частное собрание).

Несомненно, он пользовался советами Кантена Варена, друга его семьи и первого учителя Пуссена. Его первый большой заказ «Паломничество папы Николая V к гробнице св.

Франциска» для капеллы Сен-Франсуа-де-Капусен в Марэ, сочетает в себе маньеристические черты с уже стройной и классической чувствительностью. Два произведения для собора Парижской Богоматери, «Св. Петр, исцеляющий больных» (1635) и «Обращение Сама» (1637, там же) упрочили его известность.

Барочный характер картины «Обращение Савла», драматическое освещение которой напоминает искусство Вуэ и Бланшара, знаменует окончание первого периода творчества Ла Ира.

С 1640 он декорирует отели Таллеман и Монторон, делает эскизы к гобеленам (серия «Жизнь св. Стефана» для ц. Сент-Этьен-дю-Мон в Париже, рисунки — Париж, Лувр) и исполняет заказы многочисленных любителей «кабинетных» картин, а по заказу религиозных орденов пишет алтарные картины для вновь построенных церквей.

В 1648 он становится одним из двенадцати членов-основателей Кор. Академии живописи и скульптуры. Эта разнообразная деятельность отражает многочисленные увлечения разносторонне образованного человека — художника, меломана, математика и археолога.

Характерный представитель парижской школы того времени, он, в ответ на неистовство живописи Вуэ, вводит в свои композиции ясное стремление к изяществу и спокойствию («Мадонна с младенцем», 1642, Париж, Лувр).

Все более значительное место в его работах занимает пейзаж, в который вписаны какие-либо архитектурные, археологически достоверные мотивы, что проявляется уже в ранней картине «Меркурий передает Вакха нимфам на воспитание» (1630, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) или в одном из шедевров зрелого периода «Даван, ищущий

своих идолов» (1647, Париж, Лувр), где

действие разворачивается на фоне спокойного и прозрачного пейзажа. Светлый колорит, близкий Джентилески, подкрепляет драматизм картин «Смерть детей в Вефиле» (1653, Аррас, Музей изящных искусств) или «Нахождение Моисея» (Детройт, Институт искусств).

В «Пейзаже с флейтистами» (1647, Монпелье, музей Фабра) или в «Пейзаже с купальщицами» (1653, Париж, Лувр) персонажи обволакиваются дымкой, чтобы выделить пейзаж, который становится, по сути, главным сюжетом этих картин. Прозрачность мазка и тонкость наблюдателя свидетельствуют о влиянии фламандского пейзажиста Фукьера, жившего в то время в Париже.

Тем не менее до конца своей жизни Ла Ир писал картины на мифологические или античные сюжеты («Корнелия», Будапешт, Музей изобразительных искусств; «Аллегория Мира и Справедливости», 1654, Кливленд, музей), большие и выразительные композиции на религиозные сюжеты («Явление Христа трем Мариям», Париж, Лувр; «Снятие с креста», 1655, Руан, Музей изящных искусств; «Явление Христа Марии Магдалине» и «Христос в Эммаусе», 1656, Гренобль, Музей изящных искусств).

Сохранились только немногие произведения, свидетельствующие о деятельности Ла Ира как декоратора. Одним из них является «Аллегория Музыки» (1648, Нью-Йорк, музей Метрополитен). К тому же ансамблю (возможно, в отеле Таллеман) принадлежали также «Грамматика» (1650, Лондон, Нац. гал.

) и два «путти» (Дижон, музей Маньен), а также, может быть, «Геометрия» (1649, Толедо, Огайо, Музей искусства) и «Астрономия» (1649, Орлеан, Музей изящных искусств). В Нац. библиотеке в Париже хранятся четыре десятка изящных гравюр Ла Ира, подготовительные рисунки к которым находятся в Лувре («Св.

Иоанн», сангина) и музее Фабра в Монпелье («Три грации»).

Ла Ир — один из крупнейших представителей парижского «аттического» стиля, величайший пейзажист XVII в. Большая выставка его работ состоялась в 1989 (Гренобль, Ренн, Бордо).

Источник: https://artchive.ru/artists/524~Loran_de_la_La_Ir

Подборка портретов «Королева Анна Австрийская «

?eva_k2 (eva_k2) wrote,
2015-05-15 08:51:00eva_k2
eva_k2
2015-05-15 08:51:00

Кто из нас не в курсе истории с подвесками-)) О красоте Анны Австрийской и безумствах ради нее очень ярко писал Александр Дюма. Тем не менее, красива ли она была? или поражала личностью? Трудно сказать, но хоть о внешности можем получить впечатление благодаря ее портретам

Анну Австрийскую начали рисовать с самого раннего детства. Вот два ее портрета в возрасте 1 годика-)) 

Обе картины кисти Pantoja de la Cruz

Хуан Пантоха де ла Крус. Портрет инфанты Анны Австрийской в возрасте 3 лет. 

Автор заметки особое внимание уделял изменению костюмов, в которых она изображена.

Я решила оставить эти комментарии  и добавить портреты
В начале 17 века еще держалась мода на «испанский костюм» в Европе, особенно, безусловно, если мы с вами говорим об Испании.

К началу века изменилась только форма рукавов, и воротник все рос и рос в своих размерах, особенно после изобретения крахмала в 16 веке.

Вот совершенно чудесный портрет Анны Австрийской в возрасте 6 лет кисти все того же Пантохи де ла Круса 1607 год

А вот Анна в возрасте 9 лет со своим братом, будущим королем Испании Филиппом

Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, avec son frère Philippe IV, roi d'Espagne, vers 1610, par Bartholom Gonzalès

еще один их совместный портрет того же автора

В 14 лет Анна Австрийская вышла замуж за юного короля Франции Людовика. 

художник Jean Chalette

Во Франции того времени носили несколько измененный «испанский костюм», который выглядел примерно вот так

Портрет Анна Австрийской, королевы Франции, сразу после свадьбы. Франц Поурбус. 

Philippe de Champaigne

princesses Elisabeth de France et Anne d'Autriche sur la Bidassoa, 

Hendaye, par Rubens

А мог костюм выглядеть и вот так: здесь мы видим влияние Нидерландов

Портрет Анны австрийской, королевы Франции, в трауре по своему отцу, королю Испании Филиппу III. Поурбус.

В костюме на вот этом, наверно самом известном портрете Анны Австрийской кисти Рубенса, еще можно найти испанское влияние, хотя уже видны перемены, а вот дальше костюм меняется очень резко – подчеркнутая испанская выверенность каждой детали костюма, власть символических значений и игра в зашифрованные знаки уходит навсегда. Костюм становится таким же легкомысленным как локоны новой прически, вот таким, например:

Anne d'Autriche, infante d'spagne, reine de France. Mignard.

И еще хочу показать два довольно редких портрета – оди был сделан для испанского двора:

Портрет Анны Австрийской. Бартоломео Гонзалес.

Обратите внимание на роскошное золотое шитье, алую подкладку на рукавах и в разрезах на юбке и золотые королевские лилии.

А вот следующий портрет вообще уникален для 17 века – здесь Анна Австрийская на 8 месяце беременности и скоро на свет появится Людовик . Такие портреты были модны в 16 веке, но к моменту написания этого портрета мода на них давно прошла.

Читайте также:  Скульптура архаики: коры и куросы, описание

Anne d'Autriche, reine de France, enceinte de 8 mois du futur Louis XIV, en 1638, par Charles Beaubrun

К тому же этот портрет был парным к портрету короля ЛюдовикаLouis XIII, roi de France, en 1638, par Charles Beaubrun

Ну и просто несколько ее портретов:

Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, enfantAnne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, par Elle l'Ancien
Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, vers 1650
Две картины с ее сыновьями
Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, avec ses deux fils Louis XIV, roi de France, et Philippe, duc d'Anjou puis d'Orleans, vers 1645Anne d'Autriche et ses deux fils offrant la couronne de France  la Vierge, vers 1645, par Philippe de Champaigne
Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, en 1616, par Pourbus

Короли и королевы часто изображались в костюмах героев и богов. 

Художник Jean de Saint-Igny
 
в образе Minerve, художник Simon VouetВ костюме святой Елены

Сохранилось много ее портретов в траурной одежде.

Портрет Анны Австрийской во вдовьем одеянии, Charles Beaubrun или Henri Beaubrun, музей Прадо, Мадрид, ИспанияРубенс. Портрет Анны Австрийской.

nne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France,
 en deuil, peinte en tant que 'grand-maetre' et 'surintendant' de la Navigation de France, par Steuben

Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, en deuil ordinaire, atelier de Beaubrun

Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, en petit deuil, vers 1645, par Beaubrun

Анна де Габсбург или Анна Австрийская (22.9.1601, Вальядолид — 20.1.1666, Париж), испанская инфанта, дочь короля Филиппа III-го, сестра короля Филиппа IV-го (эпитет «Австрийская» означает только принадлежность к династии Габсбургов). В 1615-ом году вышла замуж за французского короля Людовика XIII-го.

Однако брак этот был весьма несчастливым. Несмотря на то, что Анне были предоставлены апартаменты в Лувре и свита, соответствующие ее положению королевы, ее попросту игнорировали, а фактической королевой Франции оставалась королева-мать Мария Медичи.

Муж Анны, король Людовик XIII-ый, робкий и скромный юноша, тоже не особо интересовался своей женой.

После того, как четыре года спустя заключения брака усилиями герцога де Люина король наконец стал посещать спальню своей жены, отношения Анны с мужем наконец стали налаживаться, однако после того как у Анны случился второй выкидыш, король вновь охладел к своей жене.

Под пагубным влиянием герцогини де Шеврез Анна была втянута в несколько заговоров против короля и его первого министра кардинала Ришелье, которые все как один были разоблачены, и каждый раз после подобных случаев отношение короля к жене лишь ухудшалось, порой же положение ее было критическим.

Однако несмотря на столь плохие отношения с супругом, Анна сумела в этом браке родить двух сыновей — Людовика, будущего короля Людовика XIV-го в 1638-ом году и Филиппа, герцога Орлеанского, в 1640-ом. Однако некоторые историки считают, что отцом Людовика (а возможно, и Филиппа) был вовсе не король Людовик XIII-ый. Называют несколько имен возможных отцов Людовика, а в качестве отца Филиппа называют последующего любовника Анны Австрийской (и даже, возможно, ее тайного мужа) кардинала Джулио Мазарини.

После смерти Людовика XIII-го в 1643-ем году Анна стала регентшей при своем малолетнем сыне короле Людовике XIV-ом, а своим первым министром сделала кардинала Мазарини. С его поддержкой она преодолела несколько восстаний аристократов, именуемых Фрондой, в конце 1640-ых годов.

Официально ее регентство закончилось в 1651-ом году, когда королю исполнилось 14 лет (в то время это был возраст совершеннолетия королей), однако она сохраняла свое влияние на сына вплоть до смерти Мазарини в 1661-ом году.

Однако после смерти Мазарини, который был ей очень дорог, Анна удалилась на покой в монастырь Валь-де-Грас, где и умерла 20 января 1666 года от рака груди.

http://blog.i.ua/community/1952/1238565/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://eva-k2.livejournal.com/1727500.html

Идеализм и реализм французов : Мир искусства

Февраль 24, 2013

Коллекция французского искусства в Эрмитаже по количеству и качеству экспонатов – вторая в мире после Лувра (Париж) и размещается на самой большой в отделе истории западноевропейского искусства выставке, занимающей залы 272–297 на II этаже и залы 314–332, 343–350 – на III этаже. С началом Возрождения во Франции в XV веке централизация страны и укрепление королевской власти способствовали росту новых тенденций и распространению светской культуры. Однако в искусстве еще долго сохраняются также старые религиозные средневековые представления и образы.

«Аллегорический портрет Анны Австрийской» Вуэ

В XVII веке, в период наивысшего подъема французского абсолютизма, формируется стиль придворного искусства. Главой «аристократического» направления был «первый живописец короля» Симон Вуэ (1590–1649).

Основное назначение созданного Вуэ парадного портрета французской королевы Анны Австрийской (зал 275) – прославление власти.

Изображение портретируемой в виде римской богини Минервы, язык аллегорий (символ мудрости – сова; славы и власти – венок на голове, жезл в руке, амуры, поддерживающие гирлянды), торжественная декорация архитектурного фона, интенсивные локальные краски – все подчеркивает официальный характер произведения.

Реалистические тенденции во французском искусстве этого времени особенно ярко проявились в творчестве художников демократического направления – братьев Ленен: Антуана (1588–1648), Луи (1593–1648) и Матье (1607–1677).

Братья Ленен работали в одной мастерской и часто одинаково подписывали картины, помечая лишь фамилию.

Луи Ленен превосходил братьев не только силой и глубиной таланта, но и более последовательным демократизмом своего искусства.

«Семейство молочницы» Луи Ленена

С глубокой симпатией, правдиво, без всякой идеализации художник запечатлел в одной из лучших работ (зал 276) крестьянскую семью, умело подчеркнув тесную связь героев с природой. Крестьяне полны чувства собственного достоинства, благородства, своеобразного величия. Проникновенно, с большой поэтичностью и мастерством, в эскизной манере, полутонами пишет Ленен далекий пейзаж.

Картина выдержана в едином колорите – разнообразие красочных оттенков подчинено общему серовато-серебристому тону. Сочетание мужественности и поэтичности характерно для настроения, которым проникнуто произведение.

Скромные картины братьев Ленен, правдиво рисующие конкретные сцены из жизни крестьян, явились важным завоеванием прогрессивного демократического направления во французской живописи.

Семейство молочницы

В «обетованной стране искусств», Италии, много лет провел французский живописец-классицист Клод Желле (1600–1682), специализировавшийся на пейзажах с тонко разработанными световыми эффектами, с передачей воздушного пространства, с четкой перспективой. Выходец из Лотарингии, художник больше известен под именем Лоррена (что означает «лотарингец»).

Пейзажи Лоррена

Находящиеся в зале 280 картины «Утро» (1666), «Полдень» (1651), «Вечер» (1663) и «Ночь» (1672) составляют цикл «Четыре времени суток», виртуозно исполненный Лорреном. Каждое из этих полотен своеобразно, но есть в них и нечто общее. Это идеализированные «героические пейзажи», в которых отразилась мечта мастера-классициста о гармоническом и прекрасно устроенном мире.

Утро

Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм

Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

Гмии им. пушкина. итальянцы xiii—xv

«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

Гмии им. пушкина. египет и византия

Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса

Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей

Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея

Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж

Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека

Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея

Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже

Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе

Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Источник: http://ourarts.ru/?p=1126

Путеводитель в мире живописи

Книги и учебники → Книги по рисованию и изобразительному искусству

СкачатьЕще скачатьСмотретьКупить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Название: Путеводитель в мире живописи — Сара Карр-Гомм — Средние века — Возрождение — Барокко — Неоклассицизм — XIX и XX века.2003.

Эта книга задумана как введение в тайный язык живописи. Большинство упомянутых здесь работ относятся к периоду конца Средних веков — начала XX в.

, когда преобладало фигуративное искусство, в котором именно через реальные предметы действительности, фигуры людей доносилась основная идея живописного или скульптурного произведения: например, образы и эпизоды из жизни святых заказывались художникам потому, что их замечательные подвиги во имя веры считались поучительны.

Поэтому большинство статей в этой книге посвящены выдающимся личностям — религиозным и историческим деятелям, мифологическим персонажам, литературным героям и их авторам. В ней также рассмотрены темы, имеющие историко-художественное значение, символы, атрибуты и персонификации.

Книга призвана помочь читателю, проявляющему интерес к миру живописи, раскрыть истинный смысл используемых сюжетов, понять значение персонажей и символов в каждой конкретной работе.Эта книга задумана как введение в тайный язык живописи. Большинство упомянутых здесь работ относятся к периоду конца Средних веков — началаXX в.

, когда преобладало фигуративное искусство, в котором именно через реальные предметы действительности, фигуры людей доносилась основнаяидея живописного или скульптурного произведения: например, образы и эпизоды из жизни святых заказывались художникам потому, что их замечательные подвиги во имя веры считались поучительными.

Поэтому большинство статей в этой книге посвящены выдающимся личностям — религиозным и историческим деятелям, мифологическим персонажам, литературным героям и их авторам. В ней также рассмотрены темы, имеющие историко-художественное значение, символы, атрибуты и персонификации.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 6

ГЛАВА 1. КЛАССИЧЕСКИЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ 8

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯБОТТИЧЕЛЛИ Венера и Марс 10БУШЕ Венера, просящая у Вулкана доспехи для Энея 12КАРАВАДЖО Вакх 14КАРЛОНЕ Юнона и Марс 16РЕДОН Колесница Аполлона 18БОТТИЧЕЛЛИ Весна 20ГВЕРЧИНО Зала Авроры 22МАНТЕНЬЯ Парнас 24ПЬЕРО ДИ КОЗИМО Смерть Прокриды 26БОТТИЧЕЛЛИ Афина и Кентавр 28ПИКАССО Минотавр с мертвой лошадью перед пещерой 30ПЬЕРО ДИ КОЗИМО Освобождение Андромеды 32УОТЕРХАУЗ Гилас и нимфы 34ЭНГР Юпитер и Фетида 36РУБЕНС Суд Париса 38КЛИМТ Дания 40МОРО Юпитер и Семела 42ПЕРУЦЦИ Нимфа Каллисто на колеснице Юпитера 44РАФАЭЛЬ Триумф Галатеи 46ДЖАКОПО ДЕЛЬ СЕЛЛАЙО История Купидона и Психеи 48ТИЦИАН Венера и Адонис 50ДЕ ВОС Похищение Европы 52ДАВИД Сабинянки 54ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬБоги и богини 56Нимфы, сатиры и второстепенные боги 62Герои и чудовища 64Подвиги Геркулеса 68Троянская война 69Любовь, земная и божественная 72Мифы о превращениях 76Подземное царство 78Преступления и грехи 79

ГЛАВА 2 БИБЛИЯ И ЖИЗНЬ ХРИСТА 80

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯHEИ3ВЕСТНЫЙ МАCTEP Уилтонский диптих 82БРЕЙГЕЛЬ Падение ангелов 84ВАН ЭИК Поклонение агнцу 86ВАН ДЕР ГУС Грехопадение 88РАФАЭЛЬ Видение Иезекииля 90ФРА АНДЖЕЛИКО Страшный суд 92ГОГЕН Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом) 94ФРА АНДЖЕЛИКО Благовещение 96БЕЛЛИНИ Мадонна с Младенцем и святыми 98ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Мадонна с Младенцем и святой Анной 100КАРТОН Коронование Девы Марии 102ВАН ДЕР ГУС Поклонение пастухов 104НИТХАРДТ Изенхеймский алтарь 106МИЛЛЕЙС Христос в родительском доме 108ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА Крещение Христа 110СПЕНСЕР Воскрешение дочери Иаира 112ВЕЛАСКЕС Христос в доме Марфы и Марии 114ВАН ДЕР ВЕЙДЕН Положение во гроб 116ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬНачало 118Ад и Апокалипсис 120Моисей и Исход 121Жития патриархов 122Цари, царицы, пророки 124Герои и героини Израиля 128Дева Мария (Мадонна) 130Жизнь Христа 132

ГЛАВА 3. СВЯТЫЕ И ИХ ЧУДЕСА 138

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯКАРАВАДЖО Мученичество апостола Матфея 140КАПРАЧЧО Святой Стефан проповедующий 142ДУЧЧО Маэста 144МАЗАЧЧО И ЛИППИ Воскрешение сына Теофила 146РАФАЭЛЬ Чудесный улов 148КАРПАЧЧО Святой Иероним приводит в монастырь льва 150ЭЛЬ ГРЕКО Святая Вероника 152БЕЛЛИНИ Священная аллегория 154БОТТИЧЕЛЛИ Алтарь Сан Марко 156МЕМЛИНГ Святой Христофор 158СПИНЕЛЛО АРЕТИНО Тяжелый камень 160УЧЧЕЛЛО Святой Георгий и дракон 162ДИ БЕНВЕНУТО Святая Екатерина Сиенская просит Христа освободить Палъмертину 164ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬАпостолы, ученики и евангелисты 166Отцы Церкви 170Женщины-святые ранней Церкви 171Мужчины-святые ранней Церкви 174Поздние святые и мученики 178

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ 181

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛЬТДОРФЕР Битва при Иссе, или Битва Александра с персами 182ДЕЛАКРУА Смерть Сарданапала 184ЭНГР Наполеон I 186ДАВИД Клятва Горациев 188БЛЕЙК Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг ада 190ЛОРРЕН Пейзаж с Энеем на Делосе 192ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА Утешение философское 194ХОЛЬБЕЙН Послы 197РЕМБРАНДТ Урок анатомии 198ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬЦари, царицы и императоры 200Победа и добродетель в Древнем Риме 202Персонажи мировой литературы 204Архитектура, театр и музыка 206Мир учености 208

ГЛАВА 5. СИМВОЛЫ И АЛЛЕГОРИИ 210

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯВАН ЭЙК Портрет четы Арнольфини 212ДЕ ЛА ГИР Аллегория регентства Анны Австрийской 214АРЧИМБОЛЬДО Лето 216ВАТТО Паломничество на остров Киферу 218Б Р О Н З И Н О Аллегория с Венерой и Купидоном 220ШАГАЛ Моей жене 222КУЗЕН Ева, первая Пандора 224ПИКАССО Герника 226РУБЕНС Четыре части света 228МАССЕЙС Меняла с женой 230МАНТЕНЬЯ Паллада, изгоняющая пороки из сада добродетелей 232СТЕН В мире наизнанку 234

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Животный мир 236Плоды земли 240Пейзаж и стихии 242Тело и душа 244Предметы, развлечения и эмблемы 246Христианство 248Добродетели и пороки 250УКАЗАТЕЛЬ ХУДОЖНИКОВ 252УКАЗАТЕЛЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 255
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Путеводитель в мире живописи — Сара Карр-Гомм — Средние века — Возрождение — Барокко — Неоклассицизм — XIX и XX века — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать — Книгу — Путеводитель в мире живописи — Сара Карр-Гомм — Средние века — Возрождение — Барокко — Неоклассицизм — XIX и XX века — depositfiles.com

Скачать — Книгу — Путеводитель в мире живописи — Сара Карр-Гомм — Средние века — Возрождение — Барокко — Неоклассицизм — XIX и XX века — letitbit.net

Источник: https://nashol.com/2011071357383/putevoditel-v-mire-jivopisi-sara-karr-gomm-srednie-veka-vozrojdenie-barokko-neoklassicizm-xix-i-xx-veka.html

Читать

Если читатель соблаговолит последовать за нами с тем доверием, какое, как мы льстим себя надеждой, внушили ему за двадцать лет, что мы ведем его по извилистым ходам исторического лабиринта, сооружению которого посвятили себя, словно современный Дедал, то приглашаем его в сад Пале-Рояля утром 24 августа 1788 года.

Но прежде чем углубиться под сень редких деревьев, которые пощадил топор спекулянтов недвижимостью, расскажем немного о Пале-Рояле.

Пале-Рояль в ту эпоху, когда мы поднимаем занавес над нашей первой революционной драмой, благодаря его новому владельцу — герцогу Шартрскому, ставшему после 18 ноября 1785 года герцогом Орлеанским, подвергся значительной перестройке; из-за важности сцен, что будут разыгрываться в стенах дворца, он заслуживает того, чтобы мы рассказали о разных периодах в его истории.

В 1629 году Жак Лемерсье, архитектор его преосвященства кардинала-герцога, начал строить на месте особняков Арманьяк и Рамбуйе дом, который сначала скромно именовался особняком Ришелье; потом, поскольку власти кардинала, что росла изо дня в день, требовался достойный приют, люди увидели, как постепенно этот человек, кому судьбой было предначертано пробивать бреши во всех стенах, снес старую крепостную стену, возведенную Карлом V; ее обломки засыпали ров, и льстецы получили возможность без затруднений входить в Кардинальский дворец.

Если верить герцогским архивам, только участок земли, где поднялся шедевр Жака Лемерсье, был приобретен за восемьсот шестнадцать тысяч шестьсот восемнадцать ливров — громадная по тем временам сумма, хотя она все-таки выглядела совсем ничтожной в сравнении с деньгами, потраченными на само это величественное сооружение; размер этой суммы скрывали так же тщательно, как позднее Людовик XIV скрывал, во что ему обошелся Версаль; во всяком случае, она представлялась такой огромной, что автор «Сила», живший на чердаке, восклицал при виде дворца автора трагедии «Мирам»:

Читайте также:  Скульптура германии: фото, описание, история

И толпы праздные дивятся без конца Великолепию и пышности дворца. Да! Целый город вдруг, сверкая чудесами, Как остров сказочный возник перед глазами; И, глядя на него, невольно говоришь: «Обителью богов становится Париж»! note 1

Этот дворец с театральным залом, где могли разместиться три тысячи зрителей; с салоном, где разыгрывались пьесы, обычно представляемые комедиантами на театре Маре-дю-Тампль; со сводчатым потолком, украшенным Филиппом де Шампенем мозаикой по золотому фону; с собранием портретов великих людей кисти Вуэ, Юстуса ван Эгмонта и Поэрсона — собранием, в котором кардинал, наперсник будущего, заранее уготовил место и для себя; с античными статуями, доставленными из Рима и Флоренции; с латинскими двустишиями, сочиненными Бурдоном, и эмблемами, придуманными выразителем королевской воли Гизом, — был действительно столь роскошен, что кардинал-герцог, хотя и принадлежал, как всем известно, к людям небоязливым, испугался за это великолепие и, чтобы без опасений прожить во дворце до своей смерти, еще при жизни принес его в дар королю Людовику XIII.

Вот почему 4 декабря 1642 года, в день, когда кардинал-герцог умирал, моля Бога покарать его, если в своей жизни он совершил хоть один поступок, не послуживший благу государства, дворец, где он скончался, получил название Пале-Рояль; это название у него отнимали революции 1793 и 1848 годов, переименовав сначала в Пале-Эгалите, а затем в Пале-Насьональ.

Но мы принадлежим к тем, кто, невзирая на декреты, сохраняет за людьми их титулы и, невзирая на революции, называет памятники их именами, и Пале-Рояль, если наши читатели соблаговолят разрешить нам это, будет и для них, и для нас по-прежнему оставаться Пале-Роялем.

Итак, Людовик XIII унаследовал этот пышный дворец; но он был всего лишь тенью, пережившей труп, и, подобно призраку отца Гамлета, призрак кардинала подал Людовику XIII знак идти за ним; с каким бы упорством король ни держался за жизнь, он, дрожащий и бледный, последовал за кардиналом, увлекаемый неумолимой дланью смерти.

Наследовал этот прекрасный дворец юный король Людовик XIV; оттуда однажды утром его прогнали господа фрондеры; это обстоятельство породило у короля столь сильную ненависть к дворцу, что он, вернувшись 21 октября 1652 года из Сен-Жермена в Париж, поселился не в Пале-Рояле, а в Лувре, и это здание, приводившее в такой восторг великого Корнеля, стало прибежищем королевы Генриетты, которую эшафот на Уайтхолле сделал вдовой; Франция оказала ей такое же гостеприимство, каким спустя два века Англия отплатила Карлу X: так всегда было принято между Стюартами и Бурбонами.

В 1692 году Пале-Рояль составил приданое Франсуазы Марии де Блуа, этой слабой и вялой дочери Людовика XIV и г-жи де Монтеспан (весьма любопытный ее портрет оставила нам пфальцская принцесса, жена Месье).

Именно господин герцог Шартрский, позднее регент Франции, со щекой, еще горевшей от пощечины, что дала ему мать, узнав о его предстоящей женитьбе на внебрачной дочери короля, приобщил на правах увеличения апанажа Пале-Рояль к владениям Орлеанского дома.

Этот дар, сделанный Месье и его сыновьям, рожденным в законном браке, был зарегистрирован Парламентом 13 марта 1693 года.

Уж не соединение ли этих двух цифр 1 и 3 дважды принесло несчастье двум потомкам этого прославленного рода?

За период между бегством короля и дарением Пале-Рояля Месье во дворце произошли большие изменения: во время своего регентства Анна Австрийская построила там ванную комнату, молельню, галерею, а также знаменитый потайной ход, о котором упоминает пфальцская принцесса; по нему королева-регентша приходила к г-ну де Мазарини, а г-н де Мазарини приходил к ней, ибо, как прибавляет нескромная немка, «всем известно, что г-н де Мазарини, который не был священником, женился на вдове короля Людовика XIII».

Этот факт, наверное, еще не был известен всем, как утверждала пфальцская принцесса, но благодаря ей он странным образом распространился в обществе.

Непонятный каприз женщины и королевы, устоявшей перед герцогом Бекингемским, но уступившей Мазарини!

Впрочем, новые сооружения Анны Австрийской не испортили великолепное творение кардинала-герцога.

Ванная комната была расписана цветами, пейзажами и вензелями по золотому фону: цветы рисовал Луи, пейзажи — Белен.

Дворцовую часовню украшали картины, в которых Филипп де Шампень, Вуэ, Бурдон, Стелла, Лаир, Дориньи и Поэрсон изобразили сцены из жизни Богоматери и ее символы.

Наконец, галерея, расположенная в самом укромном месте дворца, была замечательна и своим золоченым потолком (его исполнил Вуэ), и полом маркетри (его сделал Масе).

Именно в этой галерее королева-регентша в 1650 году приказала Гито, командиру своих телохранителей, арестовать господ де Конде, де Конти и де Лонгвиля.

Тогда в парке были аллея для прогулок, манеж и два водоема, больший из которых назывался «Водяной круг»; в парке оставили небольшую рощу, достаточно густую и пустынную, чтобы король Людовик XIII, последний из французских сокольников, мог бы охотиться в ней на сорок.

Кроме того, к дворцу пристроили жилые покои для герцога Анжуйского, а для этого снесли левое крыло дворца, то есть просторную галерею, которую Филипп де Шампень создал во славу кардинала.

Месье умер от апоплексического удара 1 июня 1701 года.

Этого человека Людовик XIV любил больше всех на свете, что, однако, как повествует Сен-Симон, не помешало ему, когда спустя два часа после смерти Месье г-жа де Ментенон вошла в спальню своего августейшего супруга (ведь она тоже была замужем), напевать арию из оперы, восхвалявшей его самого.

С этого времени Пале-Рояль перешел в собственность человека, которому через четырнадцать лет суждено было стать регентом Франции.

Мы все — чуть больше или чуть меньше, чуть лучше или чуть хуже — знаем, что происходило в строгом жилище кардинала с 1 сентября 1715 года по 25 декабря 1723 года, и, может быть, с тех пор распространилась у нас пословица: «Стены имеют глаза и уши».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=7773&p=129

Конде великий

Всегда стремился в военной славе. Первое боевое отличие выпало на долю девятнадцатилетнего принца в годы Тридцатилетней войны при взятии французами Арраса. В 1642 г.

Конде участвовал в Руссильонском походе и успел снискать себе известность и общее уважение за распорядительность и мужество настолько, что в 1643 г.

Людовик XIII вручил Конде, которому в это время был 21 год, оборону северных границ Франции.

Командуя армией (17 тыс. пехоты и 7 тыс. конницы), Конде открыл кампанию в Нидерландах против армии испанского генерала де Мелоса (18 тыс. пехоты и 8 тыс. конницы).

15 мая 1643 г. вице-король испанских Нидерландов дон Франциско де Мелос, намереваясь вторгнуться в Шампань, избрал для этого небольшой город Рокруа, в нескольких километрах от тогдашней испанской границы, на запад от реки Маас. Атакованный, город Рокруа храбро защищался, хотя там было всего 400 человек гарнизона.

Герцог Энгиенский находился в окрестностях Вербена, когда узнал об осаде Рокруа. На военном совете 17 мая он при поддержке Жана Гассиона (ученика Густава II Адольфа) настоял на том, чтобы было дано генеральное сражение.

У французов в центре находилось 15 батальонов пехоты, впереди стояла артиллерия, на обеих флангах — конница.19 мая 1643 г. началось сражение.

Вначале левое крыло французов было прорвано эльзаской кавалерией, но герцог Энгиенский во главе кавалерии бросился на левое крыло противника, смял его и пронесся вихрем в противоположный конец поля сражения, опрокидывая все на своем пути.

После прибытия резерва испанская пехота была окружена, и битва закончилась полной победой французов. Испанские войска потеряли 8 тысяч убитыми, 6 тысяч пленных, 24 пушки и около 200 знамен.

Победа при Рокруа избавила Францию от опасности вражеского нашествия, открыла французам путь в испанские Нидерланды, укрепила регентство Анны Австрийской и принесла 22-летнему принцу великую славу.

Закончив кампанию покорением важной пограничной крепости Тионвиль, Конде вернулся в Париж.

В 1644 г. принц принял командование над Рейнской армией (6 тыс. пехоты и 3 тыс. конницы) против баварского генерала Мерси, который овладел крепостью Фрейбург после успеха, одержанного над малочисленным корпусом Тюренна.

2 августа Конде соединился с Тюренном и 3 августа атаковал Мерси близ Фрейбурга с фронта, в то время как Тюренн обошел левый фланг противника. После жестокого двухдневного боя Мерси занял новую позицию, примкнув правым флангом к Фрейбургу.

5 августа здесь произошло сражение, которое по плану действий Конде, должно было окончиться полным поражением Мерси, но вследствие неразумного, не соответствовавшего обстановке, проявления инициативы генерала д’Эспенантон, повлекло за собой лишь излишние потери и не дало решительных результатов.

Мерси отступил, слабо преследуемый французами, которые заняли имевшие огромное значение крепости Филипсбург и Майнц.

Кампания 1645 г. застала Конде в Лотарингии, откуда он должен был поспешить на выручку Тюренну. Приняв главное командование над армией, Конде вынудил Мерси принять бой при Аллергейме, где нанес баварцам полное поражение. Главнокомандующий баварцев генерал Мерси был убит.

После отбытия из армии во Фландрию герцога Орлеанского Конде вступил в командование ею и 11 октября 1646 г. овладел Дюнкирхеном, преодолев величайшие затруднения, в виду испанской армии, которой Конде успел нанести поражение.

Затем он в окружении противника сумел провести продовольственный транспорт в крепость Куртре.

В 1647 г. Конде перешел из Фландрии в Каталонию, где он намеревался исполнить главную цель кампании — овладеть крепостью Леридой. Однако глава французского правительства Мазарини, сводя личные счеты с Конде, не позаботился о снабжении его армии продовольствием и нарушил все расчеты полководца. Лерида так и осталась в руках испанцев.

В следующем году Конде вновь действовал во Фландрии против имперских войск эрцгерцога Леопольда. 19 мая он взял Иперн, а 20 августа нанес поражение противнику при Лансе. Этой победой закончилось участие Франции и самого Конде в Тридцатилетней войне 1618—1648 гг.

Но уже в том же году началась междоусобная война Фронды с правительством кардинала Мазарини.

Горячо отозвавшийся на призыв участников Фронды, Конде поспешил во Францию, блокировал Париж, где достиг решительного успеха, и потребовал возвращения Тюренна, отправленного правительством в изгнание.

Однако успехи Фронды быстро сменились неудачами. Мазарини удалось захватить Конде и заточить его в Венсенский замок.

Получив свободу, Конде направился в Нидерланды и, присоединясь к испанцам, поднял оружие против своего отечества.

В 1651 г. Конде быстро подчинил себе Южную Францию, где с наскоро сформированной армией выступил против королевских войск.

Пока противниками его были граф Гаркур и маршал Гогенкур, Конде одерживал победы, но у Блено произошла его встреча с Тюренном, и принц должен был отступить.

Взяв Сен-Дени, Конде направился к Шарантону, но Тюренн, благодаря превосходству своих сил, настиг его и, энергично атаковав, вогнал в Сен-Антуанское предместье Парижа. Здесь Конде ждала неминуемая гибель, но парижане пропустили его через город в предместье Св.

Якова, где он на левом берегу Сены смог соединиться с испанским отрядом. Не рассчитывая на дальнейший успех, Конде удалился в Нидерланды.

Лишь в 1653 г. принц вновь решился на предприятие против французского правительства, однако действия обеих сторон не отличались решительностью.

В 1654 г. отряд Конде осадил Аррас, но Тюренн неожиданным нападением заставил его снять осаду. При отступлении отряд под командованием Конде прикрыл отход главных сил союзников.

В 1656 г. Конде отомстил Тюренну за Аррас внезапным нападением у Валансьенна, что заставило Тюренна снять осаду этой крепости и отступить.

В 1657 г.

Конде удалось освободить от осады Камбре, но он был вынужден отказаться от намерения внезапным нападением овладеть Кале.

С этого времени Конде, терзаемый тяжелой болезнью, бездействует до самого заключения Пиренейского мира 1659 г.

Прибыв во Францию после восьмилетнего отсутствия, Конде убедил Людовика XIV в необходимости завоевать Франш-Конте и в течение двух недель исполнил свой план кампании.

При начале 1-й Нидерландской войны 1672—1678 гг. Конде и Тюренн стали действительными организаторами блестящих побед.

С 1673 по 1675 г. Конде командовал Рейнской армией, однако действия всей кампании велись недостаточно решительно.

Лишь 11 августа 1674 г. Конде дал знаменитое сражение при Сенеффе союзному войску под командованием принца Вильгельма Оранского. Сражение кончилось отступлением обеих сторон, каждая из которых приписывала себе победу.

После этого Конде, снова терзаемый болезнью, вернулся во Францию и прибыл в армию в 1875 г. после гибели Тюренна. Искусным маневрированием он расстроил план Монтекукули и блестяще завершил войну.

Последние годы жизни Конде провел в обществе Корнеля, Расина, Буало и Боссюэ.

Конде посвятил войне большую часть жизни, однако его военный гений никогда не мог раскрыться в полной мере, поскольку правительство, руководившее его действиями, нередко ставило ему препятствия на пути к достижению боевого успеха.

Свое природное дарование полководца Конде развил серьезной теоретической подготовкой, даже в походе не расставаясь с книгами. Сочетая расчет с решительностью на войне, Конде всегда проявлял выдающуюся отвагу и беззаветную храбрость.

Источник: http://all-generals.ru/index.php?id=485

Основатели Королевской Академии живописи

ОСНОВАТЕЛИ КОРОЛЕВСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

Аннотация: статья посвящена истории создания Королевской Академии живописи во Франции, а также творчеству ее основателей, чьи произведения хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG: Шарль Лебрен (1619 — 1690), Филипп де Шампень (1б02 — 1674), Луи Буллонь (ок.

1609 — 1674), Юстус ван Эгмонт (1601 — 1674), Лоран де ла Гир (1606 — 1656). В статье расстраиваются работы, созданные не только этими выдающимися живописцами, но и картины, написанные их учениками и художниками из их окружения.

Ключевые слова: Королевская Академия живописи, основатель, покровитель, творчество, ученик, манера.

Abstract: The article is devoted to the history of the Royal Academy of Painting in France, as well as the creativity of its founders, whose works are stored in the large collection of Fine Arts, the ASG: Charles Le Brun (1619 — 1690), Philippe de Shampen (1602 — 1674), Louis Bullaun (approx. 1609 — 1674), Justus van Egmont (1601 — 1674), Laurent de la Hire (1606 — 1656). The article upset created not only these outstanding artists, but also paintings, written by their students and artists from their surroundings.

Keywords: Royal Academy of Painting, founder, patron, work, student, style.

Читайте также:  Художник лукас кранах старший, картины и биография

В западноевропейскую историю искусств XVII столетие вошло и как время становления первых Академий живописи, которые с самого начала своего возникновения функционировали исключительно при покровительстве правителей и меценатов, жертвовавших на их содержание крупные суммы.

Каждый европейский суверен стремился продвинуть искусство своей страны и взрастить у себя художников, прославляющих величие родной земли.

Первые артели или ассоциации художников возникли в Италии и Франции еще в XIV веке, и прошло несколько столетий, прежде чем они обратили на себя внимание монархов.

Первая Академия живописи была создана в 1600 году в Болонье, а затем и в Милане. У истоков этой Академии, открывшей путь академизму в живописи, стояли братья Карраччи.

А вот во Франции Академия живописи и скульптуры, именовавшаяся королевской (фр. Académie royale de peinture et de sculpture), была учреждена спустя почти пятьдесят лет после итальянской — в 1648 году.

При этом именно Академия живописи стала первой в череде французских учебных заведений, учрежденных позднее

главой правительства Жаном-Батистом Кольбером (1619 — 1683): Академия надписей и литературы

— 1663 год, Королевская академия наук — 1666 год, Королевская академия музыки — 1669 год и Королевская академия архитектуры

— 1671 год (последняя позднее сольется с Академией живописи).

До появления во Франции Академии живописи художники объединялись в гильдии святого Луки (по имени апостола Луки, который считался покровителем живописцев и по преданию первым изобразил Деву Марию). В каждом европейском городе были такие гильдии, и принимали туда только даровитых мастеров.

Членство в гильдии святого Луки обеспечивало мастеров многими привилегиями: доступ к высоким и доходным должностям в обществе, финансовая уверенность, возможность иметь мастерскую и учеников, продажа своих произведений на арт-рын-ке, помощь семьям живописцев и др.

Остальные ремесленные художники, не вошедшие в гильдии и соответственно не имевшие этих преимуществ, преследовали и притесняли ее челнов, не давая полноценно работать. В 1648 году во главе парижской гильдии святого

Луки стоял выдающийся мастер Шарль Лебрен (1619 — 1690), который обратился к королеве Анне Австрийской с просьбой о защите от посягательств ремесленников.

И в этом же году (20 января) при поддержке первого министра Франции Джулио Мазарини и канцлера Пьера Сегье был издан указ, запрещавший под страхом штрафа в 2000 ливров вмешиваться в художественные занятия общества художников, получившего название Королевской Академии живописи и скульптуры.

Вступить в Академию мог любой желающий, если старейшины (фр. anciens) сочтут претендента достойным и достаточно сильным в искусстве живописи. В это же время при Академии было открыто публичное обучение изобразительным искусствам.

Во всех этих положительных сподвижках в художественной жизни Франции нельзя умалить роли Шарля Лебрена и его покровителя Пьера Сегье, при материальной поддержке которого художник получил возможность изучать искусство в Риме (1642 — 1645). Сегье поддерживал Лебрена до 1662 года, когда тот стал придворным живописцем короля Людовика XIV. А в 1660 году Лебрен отблагодарил

№1 (13) 2016

7VF аЕстшкмэадунаррдного шстигла «hihkbwviwa

(Чир искусств

Шарль Лебрен Портрет канцлера Сегье Лувр, Париж

канцлера, создав его превосходный портрет, ныне хранящийся в Лувре.

Фактически Шарля Лебрена можно считать первым главой Королевской Академии живописи, а если еще шире, то и ведущим мастером всей французской школы эпохи Людовика XIV.

Лебрен был «всеяден» и работал в историческом, мифологическом, религиозном и портретном жанрах, а также был великолепным гравером и рисовальщиком.

Художник родился в Париже и уже в одиннадцать лет поступил учеником в мастерскую к Симону Вуэ (1590 — 1649), а в пятнадцать получил заказ от самого кардинала Ришелье.

Вскоре талант Лебрена был замечен Никола Пуссеном (1594 — 1665), под началом которого живописец проработал в Риме четыре года. Вернувшись в Париж, Лебрен исполняет портрет королевы матери Анны Австрийской и приобретает нового влиятельного покровителя — Кольбера, возглавлявшего многочисленные художественные учреждения и фабрики Франции.

Став директором Академии живописи, Лебрен фактически «встал у руля» всей художественной жизни Франции. Под влиянием его стиля, вкуса и мировоззрения сформировалось целое поколение

французских живописцев. Мастер монопольно контролировал практически все придворные заказы, лично расписывал залы Аполлоно-вой галереи Лувра, интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля, стоял во главе Королевской мануфактуры гобеленов и мебели (с 1663 года), а создав серию полотен из истории Александра Македонского, Лебрен получил от короля дворянский титул и пожизненную пенсию.

В Большом собрании изящных искусств ASG нет произведений, написанных лично этим именитым мастером. Однако есть работа, созданная художником из окружения мастера, — «Богоматерь молящаяся», а также картина, написанная в духе Лебрена — «Кающаяся Мария Магдалина».

Никола де Ларжильер Портрет Шарля Лебрена Лувр, Париж

От живописи самого Лебрена в данной работе, изображающей Деву Марию со сложенными в молитве руками, ощущается присутствие благородного колорита и внимание к тщательной проработке складок одежды на синем плаще и ярко-красном одеянии Мадонны.

Кроме того, в собрании ASG хранятся картины учеников Лебре-на — Франсуа Перрье (1590 — 1650, «Амуры), круга Мишеля Корнеля

Шарль Лебрен, круг Богоматерь молящаяся (Madre Pia) Франция, XVII в. Холст, масло, Овал 40*31,5 см

БСИИ ASG, инв. № 04-1673

Пир ыекуеетБ

13) 2016

Старшего (1642 — 1708, «Поцелуй Иуды»), Шарля де Лафосса (1636 -1716, «Христос на кресте»), а также тех, кто стоял у истоков Академии живописи вместе с ним. Среди прочих ярким талантом портретиста выделялся Филипп де Шампень (1602 -1674), полотно круга которого под названием «Портрет неизвестного в облачении римского императора» находится в собрании ASG.

Филипп де Шампень родился в Брюсселе, а с 1621 года работал в Париже. Его учителем был Жак Фукьер.

Он так же как, и Лебрен, сотрудничал с Пуссеном, специализировался на религиозной и портретной живописи и, в конце концов, стал придворным мастером Людовика XIII.

Более того, Шампень пытался конкурировать с Ле-бреном и довольно успешно, ведь покровителем художника был кардинал Ришелье, высоко ценивший

его изящную, сдержанную и сухую манеру.

На портрете Большого собрания изящных искусств ASG круга Филиппа де Шампеня изображен уже

Филипп де Шампень, круг Портрет неизвестного в облачении римского императора Фландрия, XVII в. Холст, масло, 97*8! см БСИИ ASG, инв. № 02-0480

не молодой мужчина, явно принадлежащий высшему обществу. Свиток в его руках и патрицианское облачение — не только дань портретной моде XVII столетия. Они призваны подчеркнуть знатность происхождения модели и интеллектуальный характер ведомой им деятельности.

Портретируемый уже не молод, и художник не скрывает этого, изображая седые поредевшие волосы.

Особое внимание уделено изображению ярко-красного плаща, который в сочетании с золотистыми одеждами и капелированной колонной на заднем плане создают ощущение парадности и строгости изображения.

Примечательно, что в собрании ASG хранится работа племянника и ученика Филиппа де Шампеня -Жана-Батиста (1631 — 1681), который стал членом Академии живописи 21 апреля 1663 года благодаря картине «Коронование Геракла за преодоление его пороков и страстей». Жана-Батиста де Шампеня, как и его дядю, часто упоминают в числе выдающихся и наиболее активных деятелей Академии живописи.

Жан-Батист де Шампень Портрет Филиппа де Шампеня Лувр, Париж

Николя де Платтмонтань Портрет Жана-Батиста де Шампеня 1654 г.

Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам

Картина «Перенесение мощей святого Арнульфа» Жана-Батиста де Шампеня из Большого собрания изящных искусств ASG была написана по заказу гильдии пивоваров Гента в 1670 — 1675 годах для зала

заседаний в Монастыре четырех сестер города Гента. В 1794 году, во время Французской революции и захвата французами Фландрии, работа была украдена. Вновь она появляется в Галерее Хейма в Париже только в 1985 году. После смены нескольких владельцев она была приобретена для собрания ASG в 2010 году, став одной из бесспорных доминант.

Несмотря на то что Жан-Батист де Шампень почти всю жизнь прожил во Франции, данная работа стилистически весьма близка фламандской школе, с ее плотной, многофигурной композицией, любовью к диагональным построениям и тематикой, подчеркивающей не столько скорбь происходящего, сколько любовь к простым проявлениям жизни и тягу к удовольствиям.

Святой Арнульф — персонаж раннего Средневековья, епископ города Мец и предок Карла Великого. Канонизированный католической церковью, он является покровителем пивоваров. Однажды летом, во время похорон, все очень хотели пить и оставалась только одна

кружка пива. Арнульф совершил чудо: когда кружку брал в руки каждый жаждущий, она оказывалась полной.

Жан-Батист был сильно привязан к своему дяде, которого воспринимал как отца, ведь после смерти в результате несчастного случая сына Филиппа де Шампеня — Клода раздавленный горем отец обратился с просьбой к брату, чтобы тот прислал к нему одного из своих сыновей на воспитание. В результате Жан-Батист стал одним из самых верных и талантливых учеников своего дяди.

И такие случаи династической преемственности не единичны. Неординарным для XVII века можно считать творчество женщины-художницы Мадлен Буллонь (1648 -1711), отец которой Луи Буллонь (ок. 1609 — 1674) Старший также принимал участие в создании Академии.

Известно, что еще в XVI веке великий Тициан обучал свою любимую дочь Лавинию живописи. Но случаи, чтобы женщина до событий Великой французской революции являлась членом Академии, — еди-

Жан-Батист де Шампень Перенесение мощей святого Арнульфа Франция, 1670 — 1675 гг. Холст, масло, 214×277 см БСИИ ASG, инв. № 04-0820

Пир ыекуеетБ

№1 (13) 2016

Гравюра Луи Сюрюга Портрет Луи Буллоня Частная коллекция

ничны. А Мадлен Буллонь вступила в Академию живописи уже 7 декабря 1669 года.

В Большом собрании изящных искусств ASG нет работ Луи Бул-лоня, но есть картина его дочери Мадлен, изображающая военные трофеи. Известно, что художница была очень религиозна и вела закрытый образ жизни, хотя имела учеников.

В основном она работала в натюрмортном жанре, изображая военную атрибутику и музыкальные инструменты, глядя на которые сложно поверить, что написаны они женщиной, настолько тематика и манера их исполнения строга и скупа на эмоции.

Есть в собрании ASG произведения (написанные лично и художниками из окружения) еще двух основателей Королевской Академии живописи, причем оба они создавали картоны для мануфактуры Гобеленов. Один из них — фламандец Юстус ван Эгмонт (1601 — 1674).

Творчество этого ученика Питера Пауля Рубенса пришлось на период Золотого века фламандской школы, хотя основной успех пришел к нему во Франции. Здесь художника именовали Жюст д'Эгмон. Первым учителем Эгмонта был Яспер Ван ден Гук (ок.

1585 — после 1648) и только затем Рубенс, которому он после поездки в Италию в 1618 году помогал при создании серии полотен по заказу Марии Медичи. Сотрудничал он и с Симоном Вуэ, создавая картоны для Гобеленов.

В 1628 году мастер вступил в гильдию святого Луки и сразу же стал придворным живописцем Людовика XIII и его молодого наследника. После Восьмидесятилетней войны (борьба за независимость от Испанской Империи) Эгмонт участвовал в создании Академии.

В этом деле для него идеалом служила Академия святого Луки в Риме. Однако деятельность его во французской Академии была не долгосрочной. Уже в 1649 году он перебирается в Брюссель, где продолжает создавать картоны для шпалер, а с 1660 года работает в Антверпене.

Большое собрание изящных искусств ASG обладает овальным портретом неизвестного, созданным кругом Юстуса ван Эгмонта.

На темном фоне изображен молодой мужчина с усами и в длинном темном парике. Он одет в военные доспехи с белым отложным воротником. На груди мы видим перевязь, которая свидетельствует о том, что перед нами человек, состоящий на государственной службе. Кроме того, слева в верхней части изображен родовой герб портретируемого.

Данное полотно написано художником из окружения Эгмонта, и оно уступает живописи самого мастера по части блеска красок и сочности кисти.

И все же работа эта привлекает тем, с каким вниманием живописец передает черты лица своего героя, в которых читаются ум и благородство.

Благодаря обстоятельности автора мы с удовольствием разглядываем детали его костюма вплоть до жесткого белоснежного воротника и золотой бахромы на перевязи.

А вот второй мастер — Лоран де ла Гир (1606 — 1656), чьи картины из собрания ASG уже становились объектами наших публикаций. На раннем этапе художник испытал влияние итальянской школы, в особенности Франческо Прима-тиччо (1504 — 1570), хотя сам никогда в Италии не бывал и обучал-

Мадлен Буллонь Военные трофеи Франция, XVII в. Холст, масло 49*147 см БСИИ ASG, инв. № 04-4974

ся искусству у Жоржа Лаллемана (1575 — 1636).

В целом биографические данные о ла Гире довольно скудны. Его картины можно встретить в Лувре, а также в художественных галереях Страсбурга, Руана и Ле-Мана.

Есть произведения живописца и в круп -ных российских музеях: в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится картина «Меркурий передает Вакха нимфам на воспитание» (1638 г.), а в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть «Введение во храм» (1636 г.).

В Большом собрании изящных искусств ASG ла Гир представлен двумя полотнами на мифологические сюжеты — одно из них принадлежит кругу мастера — «Жертвоприношение Ифиге-нии», а другое — «Нарцисс и Эхо» -написано самим живописцем.

Безусловно, список основателей Королевской Академии живописи во Франции не исчерпывается теми мастерами, работы которых из Большого собрания изящных искусств ASG мы рассмотрели в статье.

Среди ее активных основателей следует упомянуть Себастьяна Бурдона (1616 — 1671), скульптора из Брюсселя Герарда ван Опстала (1594 — 1668), парижского художника, прозванного «французским Рафаэлем», Эсташа Лёсюёра (1616 — 1655), скульптора Жака Саррацина (1592 — 1660) и гравёра Абрахама Босса (1604 -1676). Работ этих мастеров или же их последователей нет в собрании ASG, но, учитывая темпы его пополнения, не исключено, что они в нем появятся и мы еще вернемся к творчеству основателей Академии. Ведь деятельность именно этих художников заложила основы для формирования будущих поколений живописцев не только во Франции, но и по всей Европе, а проект со-

Ссылки:

1. https://гu.wikipedia.

о^^И/Академия_живопи-си_и_скульптуры

зданной ими Академии был взят на вооружение многими странами. По образцу парижской были созданы Академии в Берлине (1699 г.) и в Вене (1704 г.).

А в России первая Императорская Академия художеств была основана более чем через сто лет после французской — в 1757 году — по инициативе русского государственного деятеля Ивана Шувалова (1 727 -1797) и архитектора Александра Кокоринова (1726 — 1772).

Но примечательно, что обе они прекратят свое существование после революционных событий, повлекших за собой полную смену политического устройства: французская Академия в 1793 году, русская — в 1918 году.

Лоран де ла Гир Нарцисс и Эхо Франция, XVII в. Холст, масло 100×90,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-1558

Юстус ван Эгмонт, круг Портрет мужчины в доспехах Фландрия, XVII в. Холст, масло, Овал 61×50 см

БСИИ ASG, инв. № 02-3532

Пир искусств

13) 2016

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovateli-korolevskoy-akademii-zhivopisi

Ссылка на основную публикацию