Аллегория веры, ян вермеер, около 1670

Ян Вермеер в Лувре

Новость из мира искусства

Ян Вермеер (1632-1675). Дама, пишущая письмо, со своей служанкой, между 1670-1671. Национальная галерея Ирландии, Дублин

В парижском Лувре 22 февраля открылась долгожданная выставка «Вермеер и мастера жанровой живописи». Подготовка выставки заняла около пяти лет. Необычность ее заключается в том, что впервые за долгие годы в Париже выставлены 12 работ кисти знаменитого голландца, а всего его шедевров в разных музеям мира с подтверждённым авторством — 34! Экспозиция продлится до 22 мая 2017 года.

Выставка «Вермеер и мастера жанровой живописи» в Лувре стала крупнейшей ретроспективой нидерландского живописца во Франции.

Молочница, 1658. Рейксмюсеум, Амстердам

Выставка организована в партнерстве с Национальной галереей Ирландии в Дублине и Национальной галереей искусств в Вашингтоне (США), и, помимо картин самого Вермеера, представляет работы его современников, в том числе Герарда Доу, Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха.

В работах Вермеера огромную роль играют символы и знаки, часто ими он зашифровывает библейские аллегории, вопросы морали и нравственности, выбора и любви.

Так, например, весы в руках у героини картины «Женщина с весами» символизируют предстоящий в конце жизни — Божий Суд, на котором будут «взвешены» все помыслы и поступки.

Женщина, держащая весы, между 1662–1665. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Среди работ мастера — «Астроном», «Кружевница», «Женщина с жемчужным ожерельем». Как и у других голландских живописцев того времени, герои картин — обычные люди. В каждом сюжете большое внимание уделено деталям.

Астроном, 1668. Лувр, Париж

Кружевница, 1664. Лувр. Париж

>
Женщина с жемчужным ожерельем, 1662-1665. Берлинская картинная галерея, Берлин

«Девушка с жемчужной серёжкой» — одна из наиболее известных картин Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой. Первое название картины было «Девушка в тюрбане».

Девушка с жемчужной серёжкой, 1665. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

На выставке также представлены такие полотна Вермеера, как «Гитаристка», «Географ», «Девушка, сидящая за вирджиналем».

Гитаристка, 1600-е. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Географ, 1669. Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне

Девушка, сидящая за вирджиналем, 1670-1672. Лондонская национальная галерея

Работы других голландских художников, в частности Геррита Доу, Герарда Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха и Габриеля Метсю показывают место Вермеера среди мастеров жанровой живописи. Все они жили и творили в разных городах Республики Соединённых Провинций Нидерландов, но в их картинах заметно сходство стиля, тематики, композиции и техники.

Ян Вермеер. Женщина, держащая весы, 1664.                                                   Питер де Хох, Женщина, держащая весы, 1664

Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, 1670.                                                       Габриель Метсю. Женщина, читающая письмо, 1664-1666.

Ян Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналом, 1670-1672.                                 Франц ван Мирис. Дует, 1658

Загадочный Вермеер Делфтский

Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года, прожил всего 43 года и умер при странных обстоятельствах. Современники полагали, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью.

У Яна Вермеера и его жены Катарины было 15 детей, при этом беременностей у Катарины было ещё больше, иногда дети умирали новорождёнными. Катарину можно увидеть в работах Вермеера, хотя и не так часто, как, например, Саскию Рембрандта. Вермеер был его последователем и опосредованным, через Карела Фабрициуса, учеником.

Беременную Катарину мы видим на картине «Женщина с весами».
Тёща Вермеера — жёсткая и волевая Мария Болнес, дала согласие на брак дочери с художником только после того, как рождённый в протестантской семье Ян принял католичество. Мария настояла на том, чтобы семья дочери жила в её доме.

Всю жизнь Вермеер страдал от тяжёлого характера Марии, которая оказывала влияние на дочь и недолюбливала зятя за неумение зарабатывать деньги. Особое недовольство Марии вызывала медлительность зятя.

У сводницы, 1656. Дрезденская картинная галерея, Дрезден

Считается, что персонаж на картине «У сводницы», стоящий слева — автопортрет художника.
Вермеер умер на пороге нищеты. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин, их прекратили покупать.

Художники практически перестали получать заказы. Чтобы содержать семью, Ян вынужден был влезть в кредиты и продать почти все оставшиеся у него работы.

В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин скончался.

Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера, 1656

После смерти Марии вдова Вермеера Катарина вынуждена была отказаться от наследства и раздать долги кредиторам. Катарина напишет в дневниках, что «Ян умер, потому что стыдился разорения».

В сохранившейся описи предметов можно найти много вещей, использованных в произведениях Яна Вермеера. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины с оторочкой из горностая.

Это был праздничный жакет Катарины, который художник любил и просил для своих моделей.

Дама, пишущая письмо, 1665. Национальная галерея искусства, Вашингтон

До середины XIX века работы Вермеера считались третьесортными, пылились в запасниках и рядовых частных коллекциях. Художник был «открыт» искусствоведами Густавом Ваагеном и Теофилом Тор-Бюргером, которые упоминали о возможных 66 произведениях. Только во второй половине двадцатого века Ян Вермеер был признан величайшим художником «Золотого голландского века».

Урок музыки, 1662-1665

Вермеер был самым талантливым в «Гильдии Святого Луки» — самом крупном объединении художников Делфта. За всю жизнь он написал не более 40 — 45 работ ( часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц.

Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.

Всего на сегодняшний день известно о 34 работах художника, и существует ещё как минимум три, авторство которых приписывается Вермееру, среди них «Девушка с флейтой».

Девушка с флейтой, 1665–1670, предположительно, принадлежащая кисти Яна Вермеера

Картина Вермеера «Концерт» была украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. О её судьбе до сих пор ничего неизвестно.

Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для «коробочек» — популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.

Читайте также:  «молодой садовник», кипренский — описание картины

Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1661. Маурицхёйс, Гаага

Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тонкую передачу света и тени. Неизвестно, что именно позволяло художнику достигать таких результатов: талант, технические приспособления, специальные краски, которые он делал сам из очень дорогих пигментов, или уникальное сочетание всех этих факторов.

Маленькая улица, 1657. Государственный музей, Амстердам

Ян Вермеер был одним из первых художников, кто воспользовался камерой-обскурой в работе над картинами. Следы использования камеры можно заметить, например, в неестественном блеске металлических предметов и белизне некоторых деталей. Тщательное изучение полотен Вермеера показало, что почти две трети из них написаны в одном и том же помещении, вероятно, на чердаке его дома.

Женщина в красной шляпе, 1665-1666. Национальная галерея, Вашингтон

Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать.

Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них — безусловно талантливая «Христос в Эммаусе») не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном.

К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом «подлинность» произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.

Картина Хана ван Меегерена «Христос в Эммаусе», выдававшаяся за работу Яна Вермеера.

Ян Вермеер Дельфтский жил недолго, написал мало, был открыт поздно, зато сейчас очень популярен. Практически ни одну из его оставшихся работ нельзя гарантированно застать на месте. Они путешествуют из музея в музей, собирая тысячи зрителей.

Самая «гастролирующая» работа Вермеера — «Девушка с жемчужной серёжкой», принадлежит Гаагскому музею. Иногда её гастроли, например по Японии и Америке, затягиваются на годы.Больше всего картин Вермеера принадлежит музеям и частным коллекционерам в США. В России нет ни одного произведения этого голландского художника.

http://www.aif.ru/culture/person/1012671http://www.theartnewspaper.ru/posts/4116/

VOGUE RUSSIA

published on according to the materials

Запись взята с сайта .

Источник: https://mirputeshestvij.mediasole.ru/yan_vermeer_v_luvre

Ян Вермер Делфтский (1632—1675)

Выдающийся голландский живописец, (настоящее имя — Иоаннес Вермеер ван Делфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха. 
Старшина гильдии живописцев Св. Луки (1662-1671 гг.). 

Небольшой голландский городок Делфт. ХVII век.

Тихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здания, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.
Но это не спящий, заколдованный город. Здесь производится знаменитый делфтский фаянс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество. А для души горожане разводят певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех Св. Луки их создает множество. 
Размеренная бюргерская жизнь течет упорядочен но и спокойно. Никаких загадок … Хотя есть одна — «Делфтский сфинкс» Ян Вермер Делфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город.' 

Правда, оценили его искусство только в середине XIX в., когда французский критик Т.

Торе-Бюрже «застыл» в гаагском музее, ошеломленный мерцающим голубоватым светом, исходившим от небольшого пейзажа «Вид Делфта».

Покоренный картиной парижанин поставил перед собой непростую задачу — разыскать другие шедевры неизвестного мастера и увлек этой идеей таких ценителей искусства, как Т. Готье, братья Гонкур, М. Дюкан. 

Многолетние поиски принесли странный результат: картин оказалось всего тридцать пять. 

Шедеврами Вермера гордятся лучшие коллекции мировой живописи. А вот об их авторе, жившем в центре Европы, сведений до обидного мало. 

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом изАнтверпена, в 1611 г.

переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

Образование

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии.

Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них.

Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта.

Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Семья и работа

20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.

В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей.

Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа.

Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в.

любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.

Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г.

Читайте также:  Константин алексеевич коровин, картины с названиями и описанием, биография

находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства.

Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму Iза 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом.

В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.

В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.

Последние годы жизни

К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты.

В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью.

В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.

В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.

Художественный стиль

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городскихпейзажей. Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы.

По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы

Картины Яна Вермеера

«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет

«Девушка с жемчужной сережкой». 1665. 44,5 × 39 см. Холст, масло

«Молодая женщина с кувшином воды» 1662. 45,7 × 40,6 см. Холст, масло

«Молочница» 1658. 45,5 × 41 см. Холст, масло

«Аллегория Католической Веры». 1670/1672. 114,3 × 88,9 см. Холст, масло

«Аллегория живописи» 1665/1666. 120 × 100 см. Холст, масло

«Христос в доме Марфы и Марии» 1654/1656. 158,5 × 141,5 см. Холст, масло

«Концерт» 1663/1666. 72,5 × 64,7 см. Холст, масло

«Диана со спутницами» 1653/1654. 97,8 × 104,6 см. Холст, масло

«Прерванный урок музыки» 1658/1659. 39,37 × 44,45 см. Холст, масло

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» 1657/1659. 83 × 64,5 см. Холст, масло

«Женщина в красной шляпе» 1665/1666. 23,2 × 18,1 см. Холст, масло

«Девушка с бокалом вина» 1659/1660. 78 × 67 см. Холст, масло

«Гитаристка» 1670/1672. 53 × 46,3 см. Холст, масло

«Женщина с лютней» 1662/1663. 51,4 × 45,7 см. Холст, масло

«Уличка» 1658. 54,3 × 44 см. Холст, масло

«Женщина, держащая весы» 1664. 42,5 × 38 см. Холст, масло

«Спящая девушка» 1656/1657. 87,6 × 76,5 см. Холст, масло

«Дама, сидящая за вирджиналем» 1670/1672. 51,5 × 45,5 см. Холст, масло

«Вид Дельфта» 1660/1661. 96,5 × 115,7 см. Холст, масло

«Астроном» 1668. 55,1 × 45,5 см. Холст, масло

«Офицер и смеющаяся девушка» 1657
«Женщина, читающая письмо» 1662/1663
«Женщина с жемчужным ожерельем» 1662/1665
«Портрет молодой девушки» 1665/1667
«Хозяйка и служанка» 1666/1667

Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» 1670
«Дама, стоящая у вирджиналя» 1670/1672

«Святая Пракседа» 1655

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43529159745/next

Про Вермеера и упущенный шанс

Про Вермеера и упущенный шанс. [Mar. 27th, 2008|03:56 pm]Виктор
Ян Вермеер, Аллегория веры, около 1670Рембрандт, Франс Хальс и Ян Вермеер Дельфтский – три самых великих голландских живописца XVII столетия. И если первые два художника заметно представлены в российских музеях, то ни одной работы великого «малого голландца» Яна Вермеера Дельфтского в России нет. И ведь мало кто знает, что был и у Москвы лет сто назад шанс обзавестись своим Вермеером — единственным в России. Я сам узнал об этом недавно из одной интересной передачи по «Эху Москвы». Передача была посвящена Дмитрию Ивановичу Щукину, брату известного собирателя западной живописи Сергея Ивановича Щукина. Оказывается Дмитрий Иванович Щукин тоже был коллекционером живописи, но собирал только голландскую живопись, да и то не всю. Рембрандт, к примеру, его совсем не интересовал. Его интересовали только «малые голландцы» — Стен, Остаде, де Йонг, Терборх, де Хох, Вермеер.Однажды Дмитрий Иванович Щукин, не догадываясь о своем счастье, приобрел картину Вермеера Дельфтского «Аллегория веры». Картину он купил у своего родственника, художника и мецената Ильи Остроухова. Но ни Остроухов, ни Щукин не рассмотрели в этой работе стиль и кисть великого Вермеера. Как говорится — «и на старуху бывает проруха». Подписана картина была фальшивой подписью Терборха. По-видимому, Остроухов сам хотел избавиться от фальшивки и вот предложил ее купить Дмитрию. Но через некоторое время он стал убеждать Дмитрия Ивановича тоже избавиться от этой картины, считая, что фальшивка портит коллекцию Щукина. Остроухов считался авторитетным знатоком и экспертом живописи и к его мнению прислушивались все заметные собиратели. И вот Дмитрий Иванович, убежденный Остроуховым, решил продать эту работу. Вывез ее в Германию, и там продал ее голландцу Абрахаму Брэдиусу, директору королевского кабинета картин, за 700 немецких марок (на современные деньги это примерно 40 тыс. долларов). Брэдиус, будучи одним из самых проницательных знатоков своей национальной живописи, наверняка сразу понял что это. Он реставрирует картину, удаляет фальшивую подпись и под ней обнаруживает настоящую подпись — Ян Вермеер. Абрахам Брэдиус длительное время выставлял эту картину в Гаагском музее. Но потом, столкнувшись с какими-то серьезными материальными трудностями, он продал эту картину одному антиквару в Нью-Йорк. И сейчас картина «Аллегория веры» Яна Вермеера Дельфтского составляет одно из главных украшений Нью-йоркского музея Метрополитен.А могла бы быть украшением Эрмитажа, к примеру.
Читайте также:  Биография тициана вечеллио и его картины
Comments:
From: ex_phania_12008-03-27 01:13 pm (UTC) (Link)

спасибо огромное! :)я бы не продала…ни за что не продала бы картину, если бы она мне нравилась, а эксперт сказал бы что Терборх — это не комильфо…

🙂

From: stroganov2008-03-27 01:23 pm (UTC) (Link)

И я бы не продал:-)Я тут еще один материальчик любопытный надыбал про Вермеера и подделки.Скоро появиццо у меня.

From: irin_v2008-03-27 02:53 pm (UTC) (Link)

Спасибо.

From: irin_v2008-03-27 03:03 pm (UTC) (Link)

И за ссылку на phania_14 отдельное спасибо, дивные вещи.

From: kolobok19732008-03-27 07:01 pm (UTC) (Link)

Ух ты, здорово!

From: galik_1232017-02-26 03:37 pm (UTC) (Link)

Досадно получилось…
Спасибо за ссылку!

From: stroganov2017-02-26 03:39 pm (UTC) (Link)

))

From: the_na2017-02-26 03:54 pm (UTC) (Link)

Ну надо же! Дивная история. Эээх, жалость какая!

Источник: https://stroganov.livejournal.com/31256.html

Ян Вермеер.Аллегория живописи. | Волшебная сила искусства

           Вермеер «Аллегория живописи (Мастерская художника)»1673 г., холст, масло, 130 х 110 см Музей истории искусства, Вена     Картина «Аллегория живописи» имеет сразу несколько названий.

Полотно Вермеера также называют: «Мастерская художника», «Художник и модель», «Искусство живописи».         Вермеер особенно гордился этой работой. Даже после его смерти Катарина пыталась спасти её от кредиторов.

В 1676 году она передала права на картину своей матери, Марии Тинс, в уплату за долги. В начале 20 века оно оказалось в музее в Вене.

           Считается, что картина относится к одной из последних работ великого художника. «Аллегория живописи» является парой для картины «Аллегория Веры». Само название говорит о том, что Ян Вермеер, создавая эту картину, имел ввиду аллегорическое изображение живописи, её символический образ.

         Центральная фигура – сам художник, далее, в порядке убывания значимости для искусства живописи – модель,муза, затем – сюжет картины (карта, атрибуты «Славы» в руках девушки, маска и драпировка на столе), но действие происходит за занавесом, т.е. процесс творчества должен быть скрыт от зрителя, которому только позволено взглянуть, но не участвовать.

     Одетый в дублет с прорезями на спине и локтях и штаны-ренгравы, берет, который уже в те времена считался головным убором богемы (и крестьян), художник сидит пред мольбертом спиной к зрителю.

Необычный наряд кажется излишне праздничным, но для современников Вермеера он имел еще и другой смысл.

Подобная одежда вышла из моды еще до рождения художника, выглядело это приблизительно как если бы художник в 2000 году изобразил себя в послевоенном френче. Это подчеркивало «вневременность» живописца.

           Модель, с которой Вермеер пишет картину, также наделена атрибутами-символами: лавровый венок на голове, который является символом победы; труба — символ славы; в руках у девушки томик историка Фукидида, что говорит о том, что живопись ищет вдохновение в истории и исторических достижениях. Существует и предположение, что девушка-муза на этой картине (возможно, жену Вермеера, ей тогда было 35 лет).

            Пустой холст еще со времен Возрождения являлся символом художественной идеи, становящийся лишь в процессе работы художественным образом. Нанесены лишь контуры и художник начал прорисовывать лавровый венок на голове девушки. Видно, что это скорее будет портрет чем фигура в полный рост.

           Карта на стене, как и одежда художника, относят зрителя к более раннему времени. Необычная для современного зрителя ориентация не север-юг, а запад-восток тем не менее позволяет узнать очертания Нидерландов.

   Карта составлена Висхером около 1636 года изображает не область семи Соединенных провинций, но все 17 старых провинций Нидерландов, существовавших до перемирия 1609 года. Справа и слева от карты – виды городов, надпись вверху «OCEANUS GERMANICUS» и «GERMANIA INFERIOR» — старое латинское название Нидерландов.

         Люстра с габсбургским орлом также отсылает зрителя к временам «Гентского умиротворения». На столе перед Клио лежит маска, которая может символизировать конкретное историческое лицо, в данном контексте – скорее всего Вильгема I Оранского, объединившего в 1576 году все нидерландские провинции.

            Левую часть картины скрывает гобеленовый занавес, который придает картине некоторую таинственность, зрителю позволено только взглянуть на процесс создания картины из-за него, художник занят не хочет, чтобы его отрывали от работы. Темные складки занавеса, откинутого за спинку стула, контрастируют с ярко освещенным треугольником стены.

          Самая яркая точка картины является одновременно и центром схода перспективы. Вермеер, как и его современники, пользовался специфической техникой для построения перспективы. В центр схода (точку бесконечности) втыкалась булавка, от которой шел шнур, натертый углем. След, оставленный от шнура на холсте позволял построить перспективу любой сложности.

Небольшое отверстие от булавки находится между рукой Клио с трубой и набалдашником штанги карты.   ИСТОРИЯ КАРТИНЫ        Дальнейшая история картины остаётся неизвестной до 1813 года, когда её приобрёл в Вене за 50 флоринов богемский граф Чернин.       В XX веке семейство Черниных выставило картину вместе с работами Тициана и Дюрера в своём венском дворце.

С предложением о приобретении шедевра к владельцу обращался американский миллионер Эндрю Меллон, однако даже усилий шурина графа, Курта Шушнига, было недостаточно, чтобы получить разрешение на вывоз национального достояния из Австрии.

          После Аншлюса на «Аллегорию живописи» позарился известный ценитель живописи, Геринг, однако граф Чернин предпочёл продать её за меньшую сумму (1,65 млн марок) самому Гитлеру. 11 октября 1940 г. директор Музея истории искусств лично вручил полотно фюреру, а Чернин направил ему благодарственное письмо.

          После войны эта сделка была сочтена добровольной и, когда полотно было найдено в 1945 году спрятанным в соляной шахте близ Мюнхена, американское командование передало его австрийскому правительству.       Граф Чернин продолжал считать картину своей собственностью и уже после её передачи в Музей истории искусств пытался продать права на шедевр Вермера одному из музеев Америки.

Источник: http://maxpark.com/content/6066632

Ссылка на основную публикацию