Аллегория зрения, ян брейгель старший, 1617

Ян Брейгель Старший

studiaprizОригинал взят у about_artart в Ян Брейгель СтаршийЯн Брейгель Старший (Jan Bruegel ) (1568-1625) великолепный неповторимый художник вошел в историю живописи под прозвищем «Бархатный» или «Цветочный».

Считается, что прозвище оно из-за пристрастия художника к ношению роскошной дорогой одежды, а также из-за особенного теплого колорита и «бархатистости» живописной фактуры его картин.

Ян был вторым сыном Питера Брейгеля Старшего (получившего прозвище «Мужицкий»), братом Питера Брейгеля Младшего (получившего прозвище «Адский») и отцом Яна Брейгеля Младшего.Известный фламандский художник. Родился в Брюсселе. Происходил из великой династии фламандских живописцев Брейгелей; его отцом был Питер Брейгель Старший.

Работал в Риме, в Антверпене, в Праге, в Брюсселе. К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, на библейские и аллегорические сюжеты.

Ян Брейгель Старший знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, Музей Прадо, Мадрид; вместе со своим другом Питером Паулем Рубенсом).

Экзотические и обычные животные перемешаны в этом райском саду, щедро засаженном пышными растениями и цветами. Главной задачей художника было создание таинственного воображаемого пейзажа, поэтому он лишил Адама и Еву их роли в сюжете, чтобы подчеркнуть их окружение.

Ограниченный выбор флоры и фауны может на современный взгляд казаться забавным, но Брейгель сумел вдохнуть сказочный дух в лесную поляну. Свойственные художнику глубина чувств и восприимчивость к природному окружению помогли развитию великой традиции голландской пейзажной живописи 17 века. Его в высшей степени завершенная, отточенная манера писать цветочные натюрморты, пейзажи и картины с изображением Рая заслужила ему прозвище Бархатный.

Картина Яна Брейгеля «Рай»

Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий.

Ян Брейгель Старший знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков, поэтому он и получил прозвище Бархатный, или Цветочный.Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения.

Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение.Его связывала тесная дружба с Рубенсом, который даже считал Яна Брейгеля своим старшим братом. Они даже вместе работали над картинами.

«Рай» 1616.

Будапешт»Воздух»»Земля» 1611″Земля (Первозданный рай)» 1607-1608″Эдемский сад»»Вступление животных в Ноев ковчег»»Адам и Ева в райском саду»»Букет»»Поклонение волхвов»»Христос в бурю на море Галилейском» 1596″Видение святого Губерта»»Vase with Flowers Panel»»На пути к рынку» 1603″Деревня на берегу реки» 1604″Береговой пейзаж с лодками и паромами» ок. 1605″Лесной пейзаж»»Крестьяне в пути, с мельницей на заднем плане»»Зимний пейзаж»»Изучение Собаки» — студийные зарисовки»Пейзаж с мельницей» Старая Пинакотека, Мюнхен»Опушка леса»»Проселочная дорога»»Свадебный банкет»»Натюрморт с цветами в стеклянной вазе» 1610, Амстердам»Bouquet of Flowers» Прага»Bouquet of Flowers» (detail)»Цветы в голубой вазе» 1608″Эней и Сивилла в преисподней»»Орфей с арфой. Играя для Плутон и Персефона в подземном царстве» 1594, Палаццио Питти, Флоренция»Свидание нимфы Калипсо и Одиссея» 1616″Мадонна и дитя в окружении цветов и фруктов»»Святое семейство»»Св. Дева и ребенок в гирлянде из цветов и фруктов»»Св. Дева и ребенок в гирлянде из цветов и фруктов»»Bouquet of Flowers» 1609-1615″Церара и четыре элемента» 1604, Вена»Аллегория огня» Музей искусств, Леон»Аллегория Зрения и Обоняния»»Зрение», деталь, 1618″Чувства слуха, осязания и вкуса» 1618″Слух»Rubens, Pedro Pablo, Brueghel el Viejo, Jan El Tacto «Аллегория осязания» 1618Rubens, Pedro Pablo, Brueghel el Viejo, Jan El Olfato — «Обоняние» 1618″Натюрморт с гирляндой из цветов» 1618

«Семья Яна Брейгеля» портрет работы Питера Пауля Рубенса, друга и соавтора Яна Брейгеля 1613-1615

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://to-priz.livejournal.com/62074.html

Ян Брейгель «Бархатный»: картины, биография

Ян Брейгель Старший , по прозванию «Бархатный», (Brueghel de Fluwelen, Jan) (1568-1625), ­ — выдающийся фламандский художник, выходец из великой династии фламандских живописцев Брейгелей; его отцом был Питер Брейгель Старший.

 Династия Брейгелей, фламандских живописцев: Pieter the Elder Bruegel (Питер Брейгель Старший) (1525 — 1569) его сыновья:

1.Pieter the Younger Brueghel (Питер Брейгель Младший,»Адский») (1564 — 1638)

2.Jan the elder Brueghel (Ян Брейгель Старший,»Бархатный») (1568 — 1625) дети Яна Брейгеля Старшего: 1.Jan Bruegel the Younger (Ян Брейгель Младший)(1601-1678) 2.Ambrosius Brueghel (Амбросий Брейгель)(1617 — 1675) дети Яна Брейгеля Младшего:

Abraham Brueghel (Абрахам Брейгель) (1631-1697)

 На рубеже XVI и XVII веков и в нидерландскую живо­пись официального, аристократического направления под влиянием роста демократических идей, стала постепенно проникать крестьянская, «плебейская» тематика. Эти тен­денции характеризуют и творчество Яна Брейгеля , по прозванию «Бархатный».

  К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков.

Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617-1618, вместе с Рубенсом). Великий Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом.

Биография Яна Брейгеля

Ян Брейгель родился в Брюсселе. Отец его — Питер Брейгель Старший — был знаменитым нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером, которого по праву считали одним из основоположников реалистического гол­ландского и фламандского искусства.

Ян не помнил отца: тот умер через год после его рождения. Учиться Яну дове­лось у художника Гоэткиндта в Антверпене. Затем он от­правился в Италию.

Будучи в 1593 году в Риме, познако­мился с архиепископом Фредериго Боромео, который стал покровительствовать молодому художнику и взял его в Милан.

В 1596 году, вернувшись в Антверпен, Ян Брейгель был принят в гильдию св. Луки и стал работать с большим рвением. Вскоре к нему пришла известность. Получив ти­тул придворного художника эрцгерцога Альбрехта, он не­однократно выполнял различные поручения эрцгерцога и самого императора так называемой Священной Римской им­перии Рудольфа II.

В первый период творчества Ян Брейгель писал глав­ным образом пейзажи и цветы. Однако свои разнообраз­нейшие реальные впечатления художник старался вместить в старые традиционные схемы.

Мотивируя обращение к пейзажному жанру религиозной темой, он, как правило, оживлял пейзажи множеством персонажей из священного писания, мифологии («Пейзаж с прощанием Товия», «Лес­ной пейзаж с бегством в Египет» и другие).

В «оживлении» пейзажей Яну Брейгелю нередко помогал великий Рубенс, с которым он был связан узами теснейшей дружбы. Из­вестна, например, совместная картина Яна Брейгеля и Ру­бенса «Рай». В этой картине первый написал ландшафт, а второй Адама и Еву.

Цветы Ян Брейгель изображал мастерски. Он умел в высшей степени убедительно передать всю прелесть их формы, яркость, сочетание красок. Написанные им живот­ные тоже говорили о нем, как о человеке, глубоко изуча­ющем природу.

Около 1600 года в живописи Яна Брейгеля, наряду с его излюбленной тематикой сложных аллегорий, фантастиче­ских пожаров, «райских» пейзажей и заколдованных лесов появляются простые, типичные для его родины виды — деревенские улицы с гуляками у трактиров, оживленные проселочные дороги с повозками, всадниками и пешехода­ми, бескрайние равнины с ветряными мельницами, каналы с лесистыми берегами. Эти нарядные и пестрые карти­ны с живо и верно наблюденными бытовыми сценами на переднем плане, тщательно выполняются художником в миниатюрной технике, с гладкой как бы эмалевой поверх­ностью. Подобные же сценки Ян Брейгель вписывает в эти годы в пейзажи художника Иоса де Момнера.

Ян Брейгель чрезвычайно много работал. Его картины имеются почти во всех крупных художественных музеях. Со­хранилось также большое число его рисунков.

Картины Яна Брейгеля

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1120-brueghe.html

Тот, на ком природа гения отдохнула: Ян Брейгель Младший

Алиса Агранат, 13 сентября 2016, 00:05 — REGNUM  

Ян Брейгель Младший — представитель династии фламандских художников, сделавших свою фамилию брендом, узнаваемым с первого взгляда. Его картины — будь то библейские сюжеты, или изображение вазы с цветами — кинематографичны до мельчайших деталей, а соавторы — не менее гениальны, чем он сам.

«Сорока на виселице»

Ян Брейгель Младший родился 13 сентября 1601 года в Антверпене в семье фламандского художника Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) (1568−1625), — сына основателя династии — Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). Его дядя — талантливый живописец — Питер Брейгель Младший (Адский).

Все потомки этой семьи настолько связаны между собой, что стоит рассказать о династии, начиная с ее основателя.

Доминик Лампсоний. Портрет Питера Брейгеля Старшего. 1572

Питер Брейгель Старший родился примерно в 1525 (1530?) году. По одной версии — в городе Бреда в округе Кемпен, по другой — в ближайшей к городку деревушке Брёгел (или Брейгель) в Нидерландах. Так что фамилия Брейгелей происходит именно от места рождения.

О родителях Питера Брейгеля Старшего известно мало. Предполагают, что он был — то ли из семьи крестьян, то ли — не слишком зажиточных горожан. В юности Питер Брейгель переехал в портовый город Антверпен, где начал обучаться графике и живописи в мастерской у известного поклонника итальянской живописи Питера Кука (Кукке) ван Альста, экс-придворного художника короля Карла V.

По окончании обучения Питер Брейгель был принят в Антверпенскую Гильдию художников св. Луки. В 1550 г. Кук ван Альста умер, но Питер Брейгель продолжал общаться с его семьей.

Питер Брейгель Старший. Художник и знаток. Около 1565

В 1551 Брейгель поступил на работу в мастерскую к предприимчивому издателю Иерониму Кокку, печатавшему и продававшему гравюры.

Там он увидел множество эстампов с картин Иеронима Босха, и по заданию Кокка начал делать с них очень точные копии, а затем, и собственные вариации с его картин. Брейгель виртуоз, но освоил стиль и технику великого маэстро, чем охотно пользовался оборотистый Кук.

Например, гравюра «Большие рыбы поедают малых» однажды была продана за огромные деньги за подписью «Иеронима Босха». Вскоре авторство опротестовали, и разразился скандал.

В 1561 году художник переехал в Брюссель. В 1563 — женился на юной дочери своего учителя Питера Кука — Майкен (Марии). В этом браке у него родились двое сыновей и дочь Мария: в 1564 году — Питер Брейгель Младший и в 1568 — Ян Брейгель Старший.

Читайте также:  Биография тициана вечеллио и его картины

Питер Брейгель Старший до поры до времени считался художником — «юмористом», так как часто и с юмором, или с иронией изображал изобилующие точными деталями картины быта простых крестьян.

Например, «Крестьянскую свадьбу», «Игры детей», «Охотники на снегу», «Битва Масленицы и Поста».

Известно, что он и сам частенько изучал натуру, заявившись на крестьянскую свадьбу со своим приятелем-купцом под видом родственников жениха или невесты, и поднося щедрые дары.

Однако позже за мрачноватым юмором Питера Брейгеля Старшего разглядели сарказм и даже экзистенциальный кризис, отражавший исторические реалии современности эпохи перемен, перекроившей в 16−17 веках границы Европы.

Нидерланды, находившиеся под протекторатом Испании, изнывали от завышенных налогов и религиозных войн. Это было во время правления Филиппа II — наследника Габсбургов.

Его советник — герцог Альба, прозванный «Кровавым», жестоко подавлял любые протесты населения, сжигал проповедников-протестантов, открыл охоту на «ведьм», соревнующуюся по жестокости с «достижениями» Великой инквизиции в самой Испании, расправлялся с людьми по анонимному доносу.

Питер Брейгель Старший никогда не вел дневников, не писал статей об искусстве и даже перед смертью сжег ряд своих набросков, чтоб ничто не намекало на его недовольство режимом и не причинило неприятностей его жене.

Питер Пауль Рубенс. Портрет семьи Яна Брейгеля Старшего. 1613 — 1615

Скорее всего маэстро Брейгель использовал эзопов язык и в «крестьянских», и в библейских сюжетах, которые писались, как сцены из жизни Нидерландов.

Например, «Избиение младенцев», «Перепись населения в Вифлееме» (снежный среднеевропейский пейзаж на картине ни чем не напоминает север Израиля), «Торжество правды», «Сорока на виселице».

Самой знаменитой его картиной стала «Вавилонская башня».

Источник: https://regnum.ru/news/2177686.html

Ян Брейгель и Рубенс, «Зрение». Как они это показали?

Картины относительно невелики: 64×110 см, то есть они не создавались для украшения дома богатого заказчика (хотя не исключено, что заказ от кого-то всё-таки был). Можно предположить, что эти очень насыщенные предметами картины должны были помочь родителям (имеются в виду сами художники) в образовании собственных детей.

Стоит ли описывать картины? Безусловно! Это срез истории, это художественное свидетельство прошлого предметов, с которыми мы знакомы, это изображение тех вещей, которые вышли из обихода. Поэтому читатель будет сегодня пяти-шестилетним ребёнком, которого вводят в «мир чувственных вещей» (по выражению Яна Амоса Коменского).

В центре полотна «Зрение» — Венера и Купидон. Правой рукой он держит картину, как бы показывая её Венере, а Венера как бы объясняет ему, что на этой картине изображено исцеление слепого в Вифсаиде. (Евангелие от Марка, гл. 8, ст. 22−26: «Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему».)

На столе перед Венерой и Купидоном — медальоны, цепочки, увеличительное стекло. На полу стоит телескоп, рядом лежит кошелёк, из которого вывалились серебряные и золотые монеты. Здесь же — циркуль.

Под стульчиком Венеры — нечто, похожее на секстант, ещё какой-то прибор с петлёй для подвески. Здесь же — гравюры и книги. Левее — книги опираются на свёрнутые и сложенные стопкой ковры.

На столике слева — приборы скульптора и архитектора: пантограф, сложный угломер, кронциркуль, часы с двумя крышками. На столе позади Венеры горкой лежат украшения, баночки для каких-то мелочей или снадобий, стоят богато украшенные чаши, коробочка с драгоценностями. Здесь же стоит парный портрет эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы — правителей Нидерландов (покровителей Рубенса).

Слева повыше — полки с богато отделанными кубками. За портретом виден шкаф с расписанными дверцами и ящичками. На шкафу — объёмная модель земного шара со спутниками.

Фон на заднем плане — пейзаж с замком, фонтаном, павлином, прудами, гуляющими людьми.

Правее — своеобразная выставка картин Рубенса. Слева — конный портрет, напоминающий работу Рубенса «Портрет Джованни Карло Дориа». Правее — «Вакханалия» Рубенса. Сзади ещё какие-то картины и большой глобус.

Задний план картины — галерея бюстов. Над ней — полотно Рубенса «Охота на тигров». Перед картиной на полке — копии известных скульптур. Лежащие слева и справа фигурки — копии с работ Микеланджело Буонарроти «День» и «Утро» с надгробий Медичи в Риме. Под потолком — великолепная позолоченная люстра с двуглавым орлом в навершии.

«Мадонна в цветах» — пожалуй, самое яркое и впечатляющее произведение двух художников. Под картиной — ваза с разнообразными раковинами. И правее — ещё одна картина, очень своеобразный «рыбно-фруктовый» натюрморт.

Почему в центре картины Венера и её шаловливый сын? Наверное, потому, что нет ничего прекраснее, чем видеть любимое существо…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/76451/

Зрение аллегория «зрение» ян брейгель (1568 -1625)

ЗРЕНИЕ

АЛЛЕГОРИЯ «ЗРЕНИЕ» Ян БРЕЙГЕЛЬ (1568 -1625) «Аллегория пяти чувств»

СТРОЕНИЕ ГЛАЗА Наружная – фиброзная оболочка (склера и роговица) Средняя – сосудистая оболочка (к ней относится также ресничное тело и радужка) Внутренняя оболочка – сетчатка. Роговица Хрусталик Стекловидное тело Жидкость передней (и задней) камеры ОБОЛОЧКИ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКАПРЕЛОМЛЯЮЩИЕ СРЕДЫ ГЛАЗА Общая преломляющая сила = 59 диоптрий (из них ХРУСТАЛИК – 20 дптр)

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА СЕТЧАТКЕ Углы, под которыми видны объекты (альфа меньше, чем бета) Величина изображения на сетчатке зависит от угла зрения (важно для оценки глубины пространства)Крупный объект вдали Мелкий объект вблизи Изображение уменьшенное, перевернутое

АККОМОДАЦИЯ – приспособление к ближнему и дальнему видению ВДАЛЬ ВБЛИЗЬ Ресничная мышца расслаблена Связка хрусталика натянута Хрусталик плоский Преломление световых лучей слабое Преломление световых лучей сильное Хрусталик выпуклый Связка хрусталика расслаблена Ресничная мышца сокращена

ОСТРОТА ЗРЕНИЯ Фоторецептор Две точки воспринимаются раздельно, если между двумя возбужденными КОЛБОЧКАМИ есть одна невозбужденная. Угол зрения 1 угловая минута соответствует нормальной остроте зрения человека. 1 ` Острота зрения определяется минимальным углом зрения, при котором две точки воспринимаются раздельно

НАРУШЕНИЯ РЕФРАКЦИИ ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (дошкольный возраст) Причина: шаровидное глазное яблоко, укороченная оптическая ось. НОРМА Изображение фокусируется на сетчатке. ПРЕСБИОПИЯ (старческая дальнозоркость) Причина: снижение преломляющей силы хрусталика за счёт уменьшения его эластичности. КОРРЕКЦИЯ Двояковыпуклые (собирающие) линзы

БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) Удлинение глазного яблока. Удлинение оптической оси глаза. Изображение фокусируется перед сетчаткой. ПРИЧИНА: увеличение внутриглазного давления (больше 20 -22 мм рт. ст.

) Усиление преломляющей способности глаза. Спазм аккомодации. ПРИЧИНА: спазм гладких мышц цилиарного тела.

КОРРЕКЦИЯ Двояковогнутые или выпукло-вогнутые (рассеивающие) линзы для фокусировки изображения на сетчатке.

СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ СВЕТ • Волокна зрительного нерва • Слой ганглиозных клеток • Слой амакриновых клеток • Биполярные клетки • Горизонтальные клетки • Палочки • Колбочки • Пигментный эпителий СВЕТ

ФОТОРЕЦЕПТОРЫ СЕТЧАТКИ Митохондрии ядро Синаптическое окончание. Наружный сегмент Внутренний сегмент Двойные мембранные диски Складки мембраны. ПАЛОЧКА КОЛБОЧКА Наружный сегмент Внутренний сегмент

Фотон активирует родопсин до метародопсин II Активирует трансдуцин (белок клеточных мембран и дисков) Активирует фосфодиэстеразу Расщепляет ц.

ГМФ Закрываются Na – каналы Прекращается Na – ток Происходит гиперполяризация фоторецептора (затем родопсинкиназа инактивирует метародопсин – и всё возвращается к состоянию покоя)ФОТОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Зрительный цикл родопсина Активация фоторецептора

АКТИВАЦИЯ ФОТОРЕЦЕПТОРА ТЕМНОТА СВЕТ Деполяризация (- 40 м. В ) Сильное выделение медиатора Гиперполяризация (- 80 м. В ) Слабое выделение медиатора Na. Na -К — насос. В темноте высокая проницаемость наружного сегмента для натрия.

Клетка деполяризована, ВЫДЕЛЯЕТ МЕДИАТОР На свету натрий в клетку не поступает, а насос продолжает работать. Развивается гиперполяри- зация. Медиатор не выделяется.

Медиатором является ГЛЮТАМАТ, который через ионотропные рецепторы вызывает возбуждение, а через метаботропные – торможение.

ТИПИЧНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ФОТО-РЕЦЕПТОРАМИ И НЕЙРОНАМИ СЕТЧАТКИ Горизонтальная клетка (осуществляет латеральное торможение для усиления зрительного контраста)Палочки Биполярный (безымпульсный) нейрон Ганглиозный Нейрон генерация ПД ++ ++

РЕЦЕПТИВНЫЕ ПОЛЯ ГАНГЛИОЗНЫХ НЕЙРОНОВ • Высокая острота зрения в центральной ямке достигается соотношением «рецептор – ганглиозный нейрон» 1: 1 • Степень конвергенции сигналов к одному ганглиозному нейрону увеличивается.

На периферии сетчатки соотношение «рецептор – ганглиозный нейрон» достигает 100 : 1 и больше. Острота зрения низкая, но за счёт пространственной суммации чувствительность к слабому раздражителю увеличивается.

Центральная часть сетчатки Периферическая часть сетчатки

Центральная часть сетчатки Периферическая часть сетчатки ПАЛОЧКОВОЕ ЗРЕНИЕ Эволюционно старое Периферическое Чёрно-белое Не острое Сумеречное. КОЛБОЧКОВОЕ ЗРЕНИЕ Эволюционно новое Центральное Цветное Острое Дневное Слепое пятно. ФУНКЦИИ КОЛБОЧЕК ФУНКЦИИ ПАЛОЧЕК

ТРИ ТИПА КОЛБОЧЕК 400 500 600 700 нм 100% палочки

Полихроматические таблицы для исследования цветового зрения

НАРУШЕНИЕ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ Здоровый человек Человек с нарушением цветового зрения: красный и зелёный цвета заменяются жёлто-коричневыми

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ПУТИ: КОРКОВЫЕ ПРОЕКЦИИ ПОЛОВИН СЕТЧАТКИ И ПОЛЕЙ ЗРЕНИЯ Левый глаз Поле зрения левого глаза Поле зрения правого глаза Правый глаз Зона бинокулярного зрения. ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ Получает информацию от левых половин сетчатки (от правых частей поля зрения) ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ Получает информацию От правых половин сетчатки (от левых частей поля зрения) Л Л Л П П ПЛЛ П П

СТВОЛОВЫЕ ЦЕНТРЫ УПРАВЛЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ГЛАЗА Претектальные ядра. Глазодвигательное ядро Вестфаля-Эдингера. Цилиарный ганглий Сфинктер зрачка. Ресничная мышца Спинной мозг С 8 -Т 1 Шейный симпати- ческий ганглий. Дилататор зрачка ЗРИТЕЛЬНАЯ КОРАПАРА- СИМПАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (стресс, боль)

КОРКОВЫЙ КОНТРОЛЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ГЛАЗА ПАРА- СИМПАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Латеральные коленчатые тела Ресничная мышца (аккомодация) Цилиарный ганглий Глазодвигательное ядро Вестфаля-Эдингера Претектальные ядра ЗРИТЕЛЬНАЯ КОРА

Конец

Читайте также:  Картина "моей жене", марк шагал - описание

Источник: http://present5.com/zrenie-allegoriya-zrenie-yan-brejgel-1568-1625/

Ян Брейгель Младший. Из собрания К. Мауергауза

Представленные на выставке полотна Яна Брейгеля Младшего сильно контрастируют по тематике и живописному стилю с работами его дядюшки, Питера Брейгеля Младшего. Пойдя по стопам отца, Ян отдал предпочтение мифологическим и библейским сюжетам, пейзажам и аллегориям.

Ян Брейгель Младший (1601 – 1678). Аллегория вкуса

Медь, масло

Происхождение: аукцион Dorotheum, Вена, 18 апреля 2012 года, лот 585; частная коллекция К. Мауергауза.

«Аллегория вкуса» – это роскошное пиршество для глаз.

Всё, о чем только можно помыслить из области гастрономии: любые напитки и блюда, дичь и рыба, раки, омары и устрицы, всевозможные фрукты – всё на этом изысканном полотне запечатлено с потрясающей, скрупулёзной точностью, мастерски прорисованы мельчайшие детали. Вы только взгляните на этот виноград! Крупные спелые ягоды буквально светятся, напоённые сладким соком. Здесь всё говорит о роскоши и достатке, но только ли об этом?

Как это принято у Брейгелей, любой персонаж, любая деталь полны определенного смысла, который нам, «жителям двадцать первого столетья», если перефразировать А. Вознесенского, трудно уловить без определенных знаний о нравах и представлениях тех, кто жил в Европе в Средневековье.

Во времена Яна Брейгеля Младшего обезьянка была атрибутом вкуса в столь модных аллегориях пяти чувств. Сидящая на полу и пьющая из бокала вино, она, с одной стороны, намекает на достаток дома, где происходит действие картины, а с другой – является символом дьявольского начала, похоти, сладострастия.

Персики в христианской символике, как и яблоко, означают грехопадение, а фиговые плоды – похоть и плодовитость.

Раскрытые устричные раковины – а ведь именно устрицами и лакомится героиня этой картины! – являются деликатесом, стимулирующим сексуальность; в средневековой символике они несли мощный эротический подтекст и одновременно обозначали душу, готовую покинуть земную оболочку.

А между тем уже упомянутый выше виноград, символ святого причастия и непорочной крови христовой, пролитой на кресте, стоит нетронутым. Гастрономические предпочтения пирующих весьма красноречиво свидетельствуют о греховности происходящего. В правом нижнем углу картины среди прочей дичи лежит убитый павлин, символизируя собой попранное бессмертие. Уж не продала ли дьяволу свою бессмертную душу эта прекрасная дама в погоне за сиюминутным наслаждением, предавшись греху чревоугодия в компании соблазняющего ее сатира?

Ян Брейгель Младший (1601 – 1678). Абрахам Виллемсен (ок. 1610 – 1672). Аллегория воды

Холст, масло

Происхождение: аукцион Dorotheum, Вена, 25 апреля 2015 года, лот 65; частная коллекция К. Мауергауза.

«Аллегория воды» – еще одно погружение в пучину символики, на сей раз – мифологической, в мир образов, так или иначе связанных с водой.

Здесь и водопад, и море, здесь всевозможные рыбы, у одной из которых совершенно человеческое лицо, а пара других свободно парит в воздухе, здесь моллюски в диковинных раковинах и жемчужина – символ тайного знания, сияющая в раскрывшейся раковине.

Крабы – обитатели морских глубин и пресноводный рак, птицы, живущие вблизи водоемов, заросли камышей – всё это более или менее реальные образы.

Но вдалеке, по поверхности моря несется колесница с запряженными в нее водяными лошадьми – гиппокампусами, на спине одной из них стоит грозный бог морей и всех водных стихий Посейдон с трезубцем в руке, изначальный покровитель коневодства – первый, кто укротил коня и изобрел верховую езду. Нереиды, морские божества, исполненные покоя и неги, водят свои хороводы в такт движению морских волн.

Ключевая фигура на полотне – полунагая женщина, в правой руке она держит – рискну предположить – некий драгоценный головной убор, украшенный кораллами и жемчугом.

В левой руке ее – огромная раковина, из которой льётся на землю вода – символ плодородия, жизненного начала.

Быть может, это сама Амфитрита, супруга Посейдона? Или художник изобразил наяду Евбею в тот момент, когда за ней мчится влюбленный Посейдон? И кто эти очаровательные карапузы, играющие с черепахой и крабом?

На морском берегу у камышей сидит еще более загадочная мужская фигура с сосудом, из которого льётся вода. Так принято было изображать Водолея – самого таинственного из мифологических существ.

Происхождение этого зодиакального персонажа до сих пор не выяснено.

Его мистическое начало дополнительно усиливается появлением из воды некой безобразной и еще более загадочной сущности, крадущейся из-за камышового куста…

Аллегории Брейгелей, помимо высочайшего мастерства художников, неизменно восхищают зрителя обилием загадок и символов; созерцание их полотен превращается в увлекательный квест, будит воображение и побуждает к поискам тайного смысла, зашифрованного в конкретных зрительных образах, объединенных некоей общей идеей. Быть может, у вас есть свое толкование «Аллегории воды»? Не забудьте поделиться своей точкой зрения в комментариях!

Несколько слов о соавторе Яна Брейгеля Младшего Абрахаме Виллемсене. О нем мало что известно.

Настоящим открытием этого художника стали 1990-е годы, когда были обнаружены картины с его полной подписью, ибо он не был единственным из современных ему художников, кто подписывал свои работы монограммой AW.

Виллемсен одно время жил в Париже, занимался копированием работ Рубенса, на которые был огромный спрос. Занимался продажей картин, в частности, в Испанию. В своем творчестве отдавал предпочтение историческим сюжетам и жанровым сценам.

Йоос де Момпер (1564 – 1635). Ян Брейгель Младший (1601 – 1678). Путешествующие торговцы и отдыхающие крестьяне на фоне речного пейзажа

Холст, масло

Происхождение: аукцион Piasa, Париж, 15 ноября 2013 г., лот 75; частное собрание, Европа; аукцион Dorotheum, Вена, 10 апреля 2014 г., лот 562; частная коллекция К. Мауергауза.

Эта картина – классическая жанровая сценка, которыми так увлекались художники Нидерландов.

Ян Брейгель Младший, возглавлявший в Антверпене Гильдию Святого Луки – своеобразный средневековый профсоюз тех, кто так или иначе имел отношение к изобразительному искусству, пригласил в качестве соавтора фламандского мастера пейзажа, представителя позднего маньеризма, одного из членов гильдии Йооса де Момпера.

Сам де Момпер был поклонником и отчасти последователем Питера Брейгеля Старшего. Вообще, складывается впечатление, что великий прародитель знаменитой династии духовно объединил фламандских художников в некий то ли творческий, то ли ремесленный союз, способствовавший расцвету и популяризации живописи не только в Нидерландах, но и во всей Европе.

Ян Брейгель Младший (1601 – 1678). Франс Ваутерс (1612 – 1659). Сцена грехопадения в райском саду

Дерево, масло

Происхождение: собрание семейства Nicholson of Balrath, Balrath Bury House (Графство Мит, Ирландия), собрание Gilbert de Poulton Nicholson of Balrath (1835-1899), Кобург; собрание его сына Gilbert Rohde, Берлин; 1938-43 гг. на хранении у Elisabeth Berbig, Дрезден; собрание Elisabeth Berbig, Берлин; аукцион Grisebach, Берлин, 3 июля 2015 г., лот 3033; частная коллекция К. Мауергауза.

Сцена грехопадения – классический библейский сюжет.

Думаю, нет смысла описывать ту идиллию, в которой пребывали Адам и Ева среди райских кущ, в окружении живущих в полной гармонии друг с другом животных и птиц, покуда не отведали по наущению змия-искусителя тех самых плодов с древа познания.

Тяга к знаниям в этом библейском мифе преподносится как тяжкий грех, свершенный нашими прародителями, за который человечество и расплачивается на протяжении всей своей истории. Предлагаю оставить сюжет в покое, тем более, что написана картина была скорее всего на заказ.

Куда интереснее, что создана она Яном Брейгелем Младшим в соавторстве с Франсом Ваутерсом, учеником самого Питера Пауля Рубенса. Художник этот очень мало знаком российским поклонникам живописи, поэтому позволю себе немного биографических сведений.

Живописная манера Ваутерса формировалась под влиянием позднего маньеризма Йооса де Момпера, а затем Рубенса, в частности, его пейзажей. В 1634 году Ваутерс стал мастером Гильдии Святого Луки. Служил придворным художником Фердинанда II и принца Уэльского, будущего короля Англии Карла II.

Выгодный брак с дочерью казначея Антверпена (1644) принес ему высокое положение и солидное состояние, а в 1648 году он становится деканом Гильдии Святого Луки.

Примерно в это же время Ваутерс начал работать на Леопольда Вильгельма Австрийского, тогдашнего губернатора Южных Нидерландов, заядлого мецената и коллекционера, занимался продажей картин и целых коллекций произведений искусства.

Живописный стиль и тематика полотен Ваутерса отражают вкус его многочисленных аристократических клиентов, которые предпочитали небольшие картины, декоративные пейзажи и мифологические сюжеты. Изначально следуя монументальному барокко великого Рубенса, позднее Ваутерс попадает под влияние Антониса ван Дейка, человеческие фигуры на его картинах приобретают большую выразительность.

Трудно сказать, что именно на картине «Сцена грехопадения в райском саду» принадлежит кисти Яна Брейгеля Младшего, а что – Франса Ваутерса. На этот вопрос могут ответить лишь европейские искусствоведы, знатоки фламандской живописи. Это великолепное полотно притягивает к себе взоры сочным колоритом и целостностью композиции в сочетании со скрупулезной проработкой мельчайших деталей.

Ян Брейгель Младший (1601 – 1678). Ян ван Бален (1611 – 1654). Спящая Диана и нимфы и подсматривающие за ними сатиры

Дерево, масло

Происхождение: частная коллекция, Баден-Баден; аукцион Dorotheum, Вена, 17 октября 2012 г., лот 587; частная коллекция К. Мауергауза.

«– Это мужик, с коровьими ногами – сатир… Вы, Ольга, напрасно косоротитесь: у него – лист фиговый, – так всегда пишут. Купидон хочет колоть ее стрелой… Она, несчастная, плачет, – свет не мил. Сердечный друг сделал ей амур и уплыл – видите – парус… Называется – «Ариадна брошенная»… Надо бы вам это все заучить.

Читайте также:  Бокал лимонада, герард терборх

Кавалеры постоянно теперь стали спрашивать про греческих-то богов…», – так наставляла боярыня Александра Волкова сестер Буйносовых в знаменитом романе Алексея Толстого «Петр Первый». Увы, всё возвращается на круги своя! Мало кто из наших соотечественников сегодня может похвастать знанием античной мифологии.

А вот просвещенные фламандцы постоянно использовали мифологические сюжеты в своих живописных работах.

Картина «Спящая Диана и нимфы и подсматривающие за ними сатиры» была написана Яном Брейгелем Младшим в соавторстве с Яном ван Баленом и представляет собой не что иное, как повтор более ранней работы, которую Ян Брейгель Младший создал с отцом Яна ван Балена – Хендриком. Ян ван Бален учился у своего отца и получил известность благодаря картинам в стиле барокко на исторические и аллегорические сюжеты, а также пейзажам и жанровым сценам.

В те времена совместное творчество было весьма распространенным явлением и даже породило особый вид живописи.

Так Хендрик ван Бален начал украшать цветочными гирляндами картины Яна Брейгеля Старшего, на которых изображалась Дева Мария; их сыновья переняли эстафету отцов – младший Брейгель писал основное овальное полотно на религиозный сюжет, а младший ван Бален декорировал его вокруг цветочной гирляндой. Получалась картина-медальон – очень востребованный жанр.

Богиня охоты Диана – римский аналог греческой Артемиды, девы-богини, персонификации Целомудрия.

Сатиры, подсматривающие за спящей Дианой и ее спутницами нимфами, утомленными охотой, – воплощение распутства, чрезмерной сексуальной активности.

Нетрудно понять смысл этой картины! Порок, чувственная распущенность предстают на этом полотне как уродливая антитеза и вечный спутник целомудрия, воплощенного в образах непорочных дев, не подозревающих о нависшей над ними угрозе.

Татьяна Шепелева. Октябрь 2016 года

Нравится

Источник: http://book-hall.ru/proekt-goda/nizhegorodskii-khronotop-god-2014/nizhnii-novgorod-i-nizhegorodtsy/k-120-letiyu-nghm/m-3

Музыка в живописи. Ян Брейгель Старший

?barucaba (barucaba) wrote,
2014-01-10 12:49:00barucaba
barucaba
2014-01-10 12:49:00

Одним из самых интригующих аспектов большой темы “музыка и живопись” является “музыка в живописи”. Всегда бывает интересно узнать, что именно записано в нотах, по которым играет или которые демонстрирует персонаж, изображенный на картине.

Конечно, этот вопрос уместно задавать в тех случаях, когда ноты выписаны достаточно отчетливо и поддаются прочтению. Таких примеров в живописном наследии старых мастеров на удивление много – десятки, а может быть, и сотни.Нидерланды ХVI–ХVII веков.

Исключительный интерес представляет картина нидерландского художника ХVII века Яна Брейгеля Старшего “Слух”, хранящаяся в музее Прадо в Мадриде.

Аллегорические изображения пяти чувств известны в западноевропейской живописи еще с ХV века. Но особое развитие этот сюжет получил в искусстве фламандских художников, чьи произведения на эту тему оказали значительное влияние на живописцев других национальных школ.

Ян Брейгель Старший создал два варианта трактовки сюжета – малый, где аллегорические фигуры объединены в группы (два холста), и большой, где каждому чувству посвящена отдельная картина. Этот цикл создавался в 1617–1618 годах.

Картины всего цикла тщательно продуманы как с точки зрения сюжетно-символической, так и композиционной: пространство картины заполнено невероятным количеством предметов, каждый из которых скрупулезно выписан, проработаны мельчайшие детали, в чем мы сможем убедиться на примере “Слуха”.

Вполне естественно, что, для того чтобы символизировать одну из человеческих способностей – способность слышать, художник выбрал музыку. И музыка разлита здесь, если можно так выразиться, буквально повсюду. На картине изображено такое количество ее атрибутов, что шедевр этот с полным правом можно назвать музыкальным инвентарием раннего барокко.

На заднем плане в дальнем левом углу роскошно убранной комнаты мы видим музицирующее общество: три женщины поют по раскрытой нотной книге, рядом ребенок; его присутствие символизирует старую нидерландскую пословицу: “Что поют взрослые, то напевают и дети”. Дамам аккомпанирует на инструментах мужской квартет.

Из инструментов здесь представлены две лютни, басовая виола и так называемая поперечная флейта.

На картинах, украшающих левый простенок и правую от галереи стену, легко различимы два античных сюжета, также связанных с музыкой, – “Аполлон с музами” (вероятно, “Парнас”) и “Орфей, укрощающий своей игрой зверей”.

Совершенно очевидно, что сюжеты этих “картин в картине” выбраны не случайно: и Аполлон, и Орфей были, согласно античной мифологии, величайшими музыкантами и, следовательно, обладали тончайшим слухом.

Раскрытый триптих, изображенный в простенке под сценой с Аполлоном, демонстрирует сюжет “Благовещение”, выбор которого отнюдь не случаен: благая весть, принесенная архангелом Гавриилом Деве Марии – “Ave gratia plena Dominus tecum” (“Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!”), – воспринята ею именно посредством слуха.

Но наибольший интерес представляет передний план картины. В самом центре аллегорическое изображение Музыки – сюжетный мотив, заимствованный у античности. Судя по величине грифа, инструмент, на котором она играет, – басовая лютня.

Все пространство на полу вокруг Музыки также занято самыми различными музыкальными инструментами и нотами.

Их список весьма внушителен : орган-позитив, клавесин, тромбон, большой барабан, виолоне, ребек, сопрановая лютня, басовая виола, набор поперечных флейт в футляре, теноровая виола, скрипка, корнет, шалмей, лира да браччо, ручной колокол, еще одна теноровая виола, блок-флейта, прямой корнет, колокол, арфа, маленькие колокольчики и всевозможные охотничьи рожки, французский рожок, другие шумовые инструменты.

О некоторых изображенных инструментах, в частности о клавесине, необходимо сказать подробнее. Это большой двухмануальный инструмент, украшенный в стиле мастеров знаменитой антверпенской династии Рюккерсов.

Доказательством принадлежности инструмента мастерской этой династии может служить латинский девиз, последние буквы которого – BANT – написаны на откинутой торцовой крышке. Полностью он читается, по-видимому, так: “acta virum probant”, что значит: “о человеке судят по его делам”. Этот девиз часто встречался на клавесинах этого мастера.

Сбоку на корпусе инструмента хорошо различимы четыре переключателя регистров. На инструментах более позднего времени количеству переключателей соответствует такое же число комплектов струн. Однако трудно себе представить, что данный инструмент был столь большим по звуковым и красочным ресурсам.

Сопоставляя некоторые исторические сведения, можно прийти к выводу, что из всех членов династии Рюккерсов этот инструмент скорее всего мог сделать Ханс Рюккерс Младший (1578–1643). Главная особенность двухмануальных клавесинов Рюккерсов, состоит в том, что для обеих клавиатур использовались одни и те же струны и их было всего два комплекта.

Но спрашивается, зачем нужны две клавиатуры, если по тембру они не различаются? Оказывается, это был так называемый транспонирующий клавесин. Благодаря тому что струны для обоих мануалов были одни и те же, а сами клавиатуры как бы сдвинуты относительно друг друга, пьеса, исполнявшаяся на верхнем мануале, могла прозвучать квартой ниже на нижнем.

Конечно, одновременно использовать обе клавиатуры было невозможно, и фактически это были два инструмента в одном корпусе. Трудно сказать, для каких художественных целей был необходим такой инструмент. Есть свидетельства современников о неудобствах игры на нем.

Единственно, для чего он был нужен, это дать возможность клавесину аккомпанировать другим инструментам, звучащим в разных строях.Нет ничего удивительного в том, что Ян Брейгель в качестве образца использовал инструмент своего соотечественника, – художник почти наверняка был лично знаком с семьей Рюккерсов. Ян Брейгель был деканом гильдии св.

Луки, в которую входили и клавесинные мастера.

К тому же и он, и Ханс Рюккерс Младший, и Питер Пауль Рубенс (вступивший в гильдию в период деканства Брейгеля, написавший совместно с ним ряд картин и тоже связанный с Рюккерсами, поскольку украшал своей живописью их инструменты) – все они были одновременно, в 1623 году, в знак признания их заслуг освобождены от воинской повинности.

Кроме инструментов, большой интерес представляет и музыка, записанная в нотах, расставленных на пюпитрах и разбросанных на полу. Не представляет труда прочитать открытый титульный лист на переднем пюпитре: “Шестиголосные мадригалы Пьетро Филиппи, английского органиста Его Светлости эрцгерцога Альберта и Изабеллы, герцогини Австрийской”.

Если в случае с клавесином вполне понятно, что выбор пал на инструмент, сделанный соотечественником художника, то здесь возникает вопрос: почему Брейгель использовал произведения иностранного композитора, и именно Петера Филипса? Не могли бы и они быть знакомы? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к биографии композитора. П.

Филипс (около 1560 – около 1633) провел большую часть жизни вне Англии. У себя на родине он был меньше известен, чем на континенте, хотя и считался одним из лучших композиторов.

Генри Пичем в своем знаменитом трактате “Совершенный джентльмен” (1622) писал: “Следует также упомянуть нашего соотечественника Петера Филипса, брюссельского органиста, в настоящее время – одного из крупнейших музыкантов Европы. Он подарил нам много превосходных песен, мотетов, мадригалов, написанных преимущественно в итальянском стиле”.

(Вот почему титульный лист, воспроизведенный Брейгелем, дает итальянизированную форму имени композитора.) В 1597 году эрцгерцог Альберт взял П.Филипса к себе на службу в качестве органиста, а уже в следующем году композитор посвящает ему первое собрание своих мадригалов.

Их публикует издательский дом Фалезе, принадлежавший династии нидерландских нотоиздателей, снискавших известность в XVI–XVII веках. Издание, использованное Брейгелем, однако, посвящено не только Альберту, но и его супруге Изабелле. В брак они вступили в 1599 году, и свой второй сборник, на сей раз шестиголосных мадригалов, вышедший в 1603 году, Петер Филипс посвящает уже им обоим.

С тех пор светской музыки композитор больше не пишет. А значит, на пюпитры Брейгель “поставил” партии второго собрания мадригалов П.Филипса. Можно предположить, что, избрав для этого титульного листа как раз точку пересечения горизонтального и вертикального золотого сечения картины, художник тем самым как бы поставил и свою подпись под посвящением Альберту и Изабелле, придворным художником которых он сам был.

Источник: https://barucaba.livejournal.com/45920.html

Ссылка на основную публикацию