Андромаха, оплакивающая гектора, жак луи давид, 1783

Жизнь и творчество Давида Жака Луи

Давид Жак Луи

(1746—1825)

Жизнь и творчество Давида Жака Луи

Ж. Давид , «Автопортрет» (1794) Лувр

.

Давид Жак Луи (1746—1825) «Амур и Психея» . 1817 Холст, масло. 184,2 x 241,6 Музей искусств, Кливленд.

Психея — олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота (в римской мифологии — Амура) — распространенный сюжет в литературе и изобразительном искусстве.

Давид Жак Луи (1746—1825) «Андромаха, оплакивающая Гектора» . 1783 Холст, масло. 275 х 203 Лувр, Париж. Неоклассицизм

Сюжет картины заимствован из «Илиады» Гомера: Гектор, доблестный предводитель троянцев, был сражен в поединке Ахиллом и оплакан верной женой Андромахой.

Картина имеет совершенно прозрачный общественно-политический смысл. Андромаха театральным жестом указывает на тело героя, отдавшего жизнь за родной город.

Во французском обществе предреволюционной поры идея служения отчизне противопоставлялась идее служения королевской власти.  

Давид Жак Луи (1746—1825) «Клятва Горациев» . 1784. Неоклассицизм Холст, масло. 330 x 425 Лувр, Париж

В 1776 г. во Франции была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства». Давиду был предложен героический сюжет из ранней римской истории — подвиг трёх братьев из знатного патрицианского рода Горациев. Во время войны римлян с городом Альба-Лонга (VII в. до н. э.

) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. Двое Горациев погибли в бою. В этой драматической истории художник нашёл миг возвышенной доблести — сцену, где братья клянутся отцу не отступать в битве. Для работы над картиной Давид уехал в Рим.

Когда полотно было закончено и художник выставил его для публики, началось настоящее паломничество римлян и иностранцев в его мастерскую. Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки.

На втором плане — трёхпролётная аркада; в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. В середине стоит отец семейства, слева от него — готовые к сражению сыновья, справа — оцепеневшие от горя и страха женщины с детьми. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов.

В основе всей композиции число три: три арки, три группы персонажей, три меча, три руки, с готовностью протянутые к оружию. Эти троекратные повторения наполняют всю сцену настроением бодрой собранности: любое движение сразу обретает утроенную силу.

Давид Жак Луи (1746—1825) «Смерть Сократа» . 1787 Холст, масло. 129,5 x 196,2 Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Неоклассицизм

Сократ (470/69—399 до н. э.) — древнегреческий философ, один из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки вопросов и методического нахождения ответов на них.

Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе.

Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.

В этике основной тезис Сократа гласил, что добродетель есть знание, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра.

Сократа необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления — монархию, тиранию, аристократию, плутократию, демократию, если они нарушают справедливость. В последующие эпохи образ Сократа часто выступал как идеальное воплощение мудреца.

Давид Жак Луи (1746—1825)«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» . 1789 Холст, масло. 323 x 422 Париж.Неоклассицизм

Луций Юний Брут — согласно древнеримскому преданию, патриций, возглавивший в 509 г. до н. э. восстание римлян против этрусского правителя Тарквиния Гордого и основавший в Риме республиканский строй. Брут приговорил к смерти двоих своих сыновей за участие в монархическом заговоре.

В густой тени колоннады с суровым и беспристрастным видом сидит Брут. Ликторы (служители, сопровождавшие и охранявшие высших должностных лиц государства) несут на носилках тела сыновей Брута. В правой части картины женщины бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. Картина, выставленная в Салоне 1789 г.

вскоре после штурма Бастилии, снискала Давиду славу живописца, «чей гений предвосхитил революцию».  

Давид Жак Луи (1746—1825) «Смерть Марата» . 1793 Холст, масло. 165 x 128,3 Музей современного искусства, Брюссель. Неоклассицизм

Марат Жан Поль (1743—93) — деятель Великой французской революции, учёный, публицист, практикующий врач. С началом революции Марат оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу. Издавал газету «Друг народа». В 1792 г. был избран в Конвент. В апреле 1793 г.

Марат был арестован и предан суду Революционного трибунала; однако был оправдан и с триумфом возвращен в Конвент. Вместе с Робеспьером руководил подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 г., свергнувшего власть Жиронды. Тяжёлая болезнь помешала Марату активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры.

13 июля 1793 г., спустя полтора месяца после якобинского переворота, Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде. Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента.

Давид, посетивший Марата накануне его смерти, , а затем назначенный распорядителем похорон, хорошо знал обстоятельства убийства. В момент гибели Марат сидел в ванне — из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик, заменявший стол.

Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою. Простота обстановки придает зрелищу особую трагическую торжественность.

Ванна напоминает саркофаг; ящик, на котором начертано посвящение «Марату — Давид», — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей; пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает павший герой.

Первый план картины залит идущим сверху светом; тело Марата и предметы вокруг, написанные плотными мазками неярких, но предельно насыщенных красок, почти осязаемы. Нейтральный фон исполнен в более легкой и зыбкой манере, в его темной глубине тускло светятся искорки мазков.

Все детали несут определенный смысл: нож на полу — орудие мученичества Марата; зажатое в руке окровавленное письмо Корде — ее притворная просьба о помощи; лежащая рядом с чернильницей ассигнация — видимо, последние деньги, которые Марат собирался отдать просительнице. Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса. Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом.

Давид Жак Луи (1746—1825) «Наполеон при переходе через Сен-Бернар» . 1800 Холст, масло. 260 x 221 Национальный музей Версаля и Трианонов

В 1799 г. в результате очередного государственного переворота к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию.

Неподвижная, как монумент, фигура полководца на вздыбленном коне возвышается на фоне безжизненных линий горных хребтов: кажется, что весь мир замер, послушный властному жесту победителя.

Камни под ногами коня — своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих завоевателей, прошедших этой дорогой, — Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона.

Давид Жак Луи (1746—1825) «Велизарий, просящий подаяние» . 1781 Холст, масло. 288 x 312 Музей изящных искусств, Лилль

Велизарий (ок. 505—65) — знаменитый полководец византийского императора Юстиниана. Вершиной его военной карьеры было освобождение большой территории Италии от готов. Впоследствии был обвинен в заговоре против императора, лишен всех наград и заточен в тюрьму. Позднее его невиновность была доказана.

Существует легенда о том, что в наказание за измену он был лишен зрения, и в старости, больной и беспомощный, был вынужден скитаться по улицам Константинополя, выпрашивая подаяние. На картине изображен с мальчиком-поводырем, протягивающим прохожим нищенскую суму.

Проходящий мимо солдат с удивлением узнает в жалком нищем знаменитого полководца Велизария.

Давид Жак Луи «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.» . 1805—1807 Холст, масло. 621 x 979 Лувр, Париж

Провозглашенный в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида своим «первым живописцем». Он безошибочно выбрал талантливейшего мастера своего времени и одного из лучших в истории художников-пропагандистов.

В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.

» Давид создал очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни в картине «Смерть Марата».  

Давид Жак Луи (1746—1825) «Портрет Наполеона» . 1812 Холст, масло. 203,9 x 125,1 Национальная галерея искусства, Вашингтон

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/zhizn-i-tvorchestvo-davida-zhaka-lui.html

Гектор и Андромаха (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Среда, 20 Апрель 2011 18:04

Гектор — в древнегреческой мифологии старший сын Приама и Гекубы, главный троянский герой в «Илиаде». Гектор пользовался особым покровительством бога Аполлона, из чего некоторые античные авторы делают вывод, что Гектор был сыном Аполлона.Когда Ахилл демонстративно отстранился от участия в войне после ссоры с Агамемноном, доспехи Ахилла одел его лучший друг — Патрокл.

Принимаемый всеми за Ахилла, Патрокл сокрушил много троянцев и дошел до самых стен Трои, где его убил Гектор и забрал доспехи Ахилла. Когда Фетида (мать Ахилла) на следующее утро принесла сыну новые доспехи, скованные богом Гефестом, Ахилл бросил вызов Гектору и убил его:..

у Пелида сверкало копье изощренное, коимВ правой руке потрясал он, на Гектора жизнь умышляя,Места на теле прекрасном ища для верных ударов.Но у героя все тело доспех покрывал медноковный,Пышный, который похитил он, мощь одолевши Патрокла.

Там лишь, где выю ключи с раменами связуют, гортаниЧасть обнажалася, место, где гибель душе неизбежна:Там, налетевши, копьем Ахиллес поразил Приамида;Прямо сквозь белую выю прошло смертоносное жало;Только гортани ему не рассек сокрушительный ясеньВовсе, чтоб мог, умирающий, несколько слов он промолвить;Грянулся в прах он,- и громко вскричал Ахиллес, торжествуя:»Гектор, Патрокла убил ты — и думал живым оставаться!Ты и меня не страшился, когда я от битв удалялся,Враг безрассудный! Но мститель его, несравненно сильнейший,Нежели ты, за судами ахейскими я оставался,Я, и колена тебе сокрушивший! Тебя для позораПтицы и псы разорвут, а его погребут аргивяне».(Гомер, «Илиада», песнь 22-я)

 После победы Ахилл привязал тело убитого Гектора к колеснице и протащил вокруг Трои.

Джон Флаксман — Триумф Ахилла

Джон Флаксман — Вестница богов Ирида сообщает Приаму о смерти Гектора

Тело мертвого Гектора оберегал Аполлон, поэтому его не касались ни хищные звери, ни тлен. На совете богов Аполлон первым поднял голос в защиту того, чтобы отдать тело Гектора Приаму, в итоге Зевс приказал Ахиллу вернуть тело Гектора в Трою.

 Christopher Logue — Оплакивание Гектора

Гектор был женат на Андромахе. В «Илиаде» Гомера она изображена верной и любящей супругой, предчувствующей близкую смерть мужа.

Перед одной из битв Андромаха при прощании говорит Гектору:Муж удивительный, губит тебя твоя храбрость! ни сынаТы не жалеешь, младенца, ни бедной матери; скороБуду вдовой я, несчастная! скоро тебя аргивяне,Вместе напавши, убьют! а тобою покинутой, Гектор,Лучше мне в землю сойти: никакой мне не будет отрады,Если, постигнутый роком, меня ты оставишь: удел мой -Горести! Нет у меня ни отца, ни матери нежной! (…)Гектор, ты все мне теперь — и отец, и любезная матерь,Ты и брат мой единственный, ты и супруг мой прекрасный!

(Гомер «Илиада», песнь 6-я)

 Гектор и Андромаха с сыном

 Сергей Постников — Прощание Гектора с Андромахой

Джон Флаксман — Андромаха узнает о смерти Гектора

Читайте также:  Музей ауди в ингольштадте, германия

Jacques-Louis David — Андромаха скорбит над телом Гектора

После взятия Трои сын Гектора и Андромахи был убит ахейцами, Андромаха стала наложницей сына Ахилла — Неоптолема. После смерти Неоптолема Андромаха становится женой Елена, брата-близнеца Кассандры. Андромаха и Елен царствовали в Эпире, где их застал во время своих странствий бывший соратник Гектора Эней.

Wenceslas Hollar — Прощание Энея и Андромахи

Источник: http://top-antropos.com/mythology/greek/item/76-hektor-andromacha

Андромаха

Андромаха (Ανδρομάχη), в греческой мифологии супруга Гектора. Отцом Андромахи был Ээтион, царь мисийского города Фивы Плакийские. Во время Троянской войны Фивы были взяты и разорены Ахиллом, который убил Ээтиона и семерых братьев Андромахи (Гомер, Илиада, VI 413-428).

Прощание Гектора с Андромахой у стен Трои, Сергей Постников, 1863

Андромаха и Гектор
Жак Луи Давид, 1783 год

В «Илиаде» Андромаха представлена верной и любящей женой Гектора, предчувствующей грозящую ему опасность (в сцене прощания Гектора с Андромахой, VI 370-502) и горько оплакивающей мужа после его смерти. После взятия Трои ахейцами Андромаха лишается своего единственного сына Астианакта и как пленница сына Ахилла Неоптолема (Пирра) следует за ним в Грецию.

Андромаха в плену, 1888, Художественная галерея,

Манчестер, автор картины Фредерик Лейтон

В трагедии Еврипида «Андромаха» изображена её горькая доля и притеснения со стороны жены Неоптолема Гермионы. После гибели Неоптолема в Дельфах Андромаха переселяется в Эпир вместе с Eленом, чьей женой она становится. В Эпире Андромаху застает во время своих странствий Эней (Вергилий, Энеида, III 294, следующие песни).

От Неоптолема Андромаха имела трех сыновей, в том числе Молосса (героя-эпонима царства молоссов в Эпире) и Пергама; вместе с Пергамом Андромаха после смерти Елена вернулась в свою родную землю Мисию, где Пергам основал город, названный его именем.

В историческое время здесь существовало святилище, посвященное Андромахе (Павсаний, I 11, 2).

Сцена прощания Гектора с Андромахой воплощалась в античном изобразительном искусстве, с 15 века — в европейском искусстве (вначале в книжной миниатюре, затем в живописи: Г. Лересс, А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и другие художники; в России в 18 веке — А. П. Лосенко «Прощание Гектора и Андромахи»); в 17-18 столетиях получил распространение сюжет «скорбящая Андромаха» (Ж. Л.

Давид, Э. Вехтер и др.).
В европейской драматургии 17-18 веков созданы трагедии: «Андромаха» Расина, Дзено (послужила либретто для ряда итальянских опер) и др., в 20 веке «Андромаха» Э. Поссарта, «Пирр и Андромаха» Ф. Брукнера и др. В 18 — начале 19 столетия: свыше 20 опер — «Андромаха» Н. Порпоры, А. Саккини, А. М. Гретри, Дж. Паизиелло, «Астианакт» Дж. Б. Бонончини и др.

Историческая справка.
Пергам (Pergamon, Pergamus) и Пергамское государство. Пергам — древний город в Мизии (Малая Азия) на реках Селинос и Кетейос, притоках Каика. Жители считали себя выходцами из Аркадии. Полководец Александра Великого, Лизимах хранил в Пергаме свою казну (9000 талантов).

После смерти Лизимаха и Селевка Никатора казначей первого, Филетер, при помощи доставшейся ему казны Лизимаха овладел Пергамом и основал в 282 году до нашей эры самостоятельное Пергамское государство.

Пергамские цари много заботились об украшении своей столицы, особенно Аттал I и Евмен II (147—159), обогативший знаменитую Пергамскую библиотеку, которая еще во времена Клеопатры содержала до 200 тысяч томов.

После превращения Пергамского государства в римскую провинцию (130 год до нашей эры) Пергам долго еще оставался цветущим городом; лишь в византийскую эпоху он пришел в упадок.

Источник: http://godsbay.ru/hellas/andromaha.html

Начало истории

Начало истории, отраженной в живописных полотнах, связано с мифами. В античности и античных мифах часто лежит начало истории, воплощенной в картинах французских мастеров.

Жак Луи Давид «Андромаха, оплакивающая Гектора» 1783 г. Законченный эскиз с картине

Французская школа живописи по причинам, связанным с развитием абсолютизма, не могла позволить себе свободы воплощения исторических сюжетов, какую мы находим у Веласкеса. Но такие художники, как Пуссен в царствование Людовика XIII и Давид в царствование Людовика XVI, вполне осознавали опасность страшной безжизненности, скуки, появляющейся в работах при слишком частом обращении к аллегориям.

Жак Луи Давид «Сабинянки, останавливающие битву римлян с сабинами» 1799 г.

По природе своей аллегория не свойственна языку истории, поскольку она отрицает понятие развития, изменения, т.е. отрицает самый нерв исторического процесса.

Абсолютная монархия не могла принять представления о возможной эволюции мирового порядка.

Художники-новаторы, попав в эту хитрую западню, находили прибежище в античности, это был умный выход – говорить об истории, не подвергая сомнению авторитет абсолютной монархии.

Никола Пуссен «Похищение сабинянок»

Как говорят биографы, Пуссен великолепно разбирался в античности, и длительное пребывание в Риме послужило только усилению оригинальности его подхода к ней.

Но для него история, словно желая вернуться к циклическому времени, начиналась с мифа.

Эпизод римской истории, связанный с похищением сабинянок, вызывает в памяти и завязку – собственно похищение, и развязку, а именно примирение римлян и сабинян.

Никола Пуссен «Ринальдо и Армида» 1620-е гг.

Не отвергая всех потенциалов, заключенных в событии, Пуссен стремится и начать, и завершить его в рамках единой картины. Событие может развиваться, но художник должен очертить его, обозначить его пределы.

Так вся история сводится к противостоянию человека своему року, судьбе, и именно это столкновение мы называем событием. Если человек выходит победителем, время пребывает циклическим (не неизменным, но предсказуемым).

Если же он вовсе перестает быть хозяином положения, то все становится возможным, и лучшее, и худшее.

Никола Пуссен «Битва израильтян с аммореями». Около 1624-1625 гг.

Таким образом, и поиски блаженной вечности, и погружение в историю, трагическая природа которой несомненна, зависят от положения героя и от его отношения к миру. То, что происходит в мифическом событии, — это, несомненно, рождение истории, переживаемой как «страсть».

Это слово здесь надо понимать не в современном смысле, а собрав воедино все аспекты, все отношения при столкновении человека с событиями. Нерв, сердцевина искусства такого художника, как Пуссен, заключается в этом.

Конфликт уже переживается не только в пределах человеческой судьбы, он становится жестокой оппозицией между природой, вечной, плодоносной, бесконечно счастливой, и быстротечным, бесплодным роком человека.

Никола Пуссен «Великодушие Сципиона» 1640 г.

Таким образом, творчество Пуссена обнаруживает постоянное сопротивление истории, понимаемой как неизбежный фатум: сопротивление, но не отрицание ее. История провозглашает, что она становится мифом, подобно тому, как в увертюре создается абрис основной темы оперы.

Клод Виньон Старший «Смерть Клеопатры» XVII в.

«До самого конца Виньон продолжал оставаться таким же, каким он предстал в своих первых картинах, которые показывали, что у него есть воображение, бесконечная простота, очень мало порядка и никакой композиции», — писал о художнике Жак Тюильер во «Французской живописи».

Похожее

Источник: http://aquarells.ru/syuzhety-i-temy/nachalo-istorii

Давид Жак Луи (1748 — 1825)

Накануне суровых событий Французской революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается.

Новые требования жизни вызвали потребности в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного,создающего образы, достойные подражания.

Классицизм проявил себя во всех областях изобразительного искусства — в архитектуре, живописи, скульптуре.

Наиболее ярко влияние классицизма оказало на живопись.

Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познинии прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в себе чуство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, целенаправленный характер.

В преддверии Великой Французской революции в живописи Франции появляется очень яркий, талантливый художник — Жак Луи Давид. В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре — «революционный классицизм».

Давид был сыном парижского негоцианта (оптовый купец, коммерсант), окончил Королевскую академию. В своих ранних работах он близок традициям позднего барокко и даже некоторым элементам рококо.

Получив «римскую премию» как лучший ученик Академии, он попадает в Италию в 1775 году. Там знакомится с памятниками античности, изучает труды итальянских художников.

После этого Давид начинает использовать в своих работах то, что привлекало его в античности, однако, стараясь не подражать, а искать свой путь.

Надо сказать, что накануне революции идеалом французского буржуаазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия.

В театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга , который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма.

Так складывался новый стиль, и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем («Клятва Горациев»).

С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей.

Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь «Верховного существа» или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом.

Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского.

В 1793 году в Лувре открыт Национальный музей, который отныне стал и центром художественной культуры, и художественной школой. Туда и поныне приходят художники для копирования, для изучения шедевров мирового изобразительного искусства.

В 1790 году Давид приступает к большой картине по заказу якобинцев «Клятва в зале для игры в мяч», в которой задумал создать образ народа в едином революционном порыве. К сожалению, картина не была написана, кроме зарисовок, эскизов. Когда был убит «друг народа» Марат, художник пишет по поручению Конвента свою знаменитую картину «Смерть Марата».

С 1793 года Давид входит в Комитет общественной безопасности — и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. Но после падения якобинской диктатуры политическая карьера художника обрывается, а его самого ненадолго арестовывают.

Его последующий путь — это путь от первого художника республики до придворного живописца империи. Во время Директории он пишет «Сабинянок». Начинает проявлять интерес к образу Наполеона. И в период империи Наполеона он становится первым живописцем императора. По его заказу пишет огромные картины «Наполеон на перевале Сен-Бернар», «Коронация» и пр.

Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции. Отныне он живет в Брюсселе, где и умирает.

Помимо исторических полотен Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. Строгим изяществом своего письма Давид предопределил характерные черты того классицизма начала 19-го века, который получил название ампир.

Источник: http://cvetamira.ru/david-zhak-lui-1748-1825

Давид

Давид Жак Луи (1746— 1825) Ж. Давид, «Автопортрет» (1794) Лувр © Сахарова Тамара Сергеевна, 2012 г.

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Амур и Психея» . 1817 Холст, масло. 184, 2 x 241, 6 Музей искусств, Кливленд. Психея — олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота (в римской мифологии — Амура) — распространенный сюжет в литературе и изобразительном

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Андромаха, оплакивающая Гектора» . 1783 Холст, масло. 275 х 203 Лувр, Париж. Неоклассицизм Сюжет картины заимствован из «Илиады» Гомера: Гектор, доблестный предводитель троянцев, был сражен в поединке Ахиллом и оплакан верной женой Андромахой.

Картина имеет совершенно прозрачный общественно-политический смысл. Андромаха театральным жестом указывает на тело героя, отдавшего жизнь за родной город. Во французском обществе предреволюционной поры идея служения отчизне противопоставлялась идее служения королевской власти.

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Клятва Горациев» . 1784. Неоклассицизм Холст, масло. 330 x 425 Лувр, Париж

В 1776 г. во Франции была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства» . Давиду был предложен героический сюжет из ранней римской истории — подвиг трёх братьев из знатного патрицианского рода Горациев. Во время войны римлян с городом Альба-Лонга (VII в. до н. э.

Читайте также:  Картина «лаокоон», эль греко — описание

) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. Двое Горациев погибли в бою. В этой драматической истории художник нашёл миг возвышенной доблести — сцену, где братья клянутся отцу не отступать в битве. Для работы над картиной Давид уехал в Рим.

Когда полотно было закончено и художник выставил его для публики, началось настоящее паломничество римлян и иностранцев в его мастерскую. Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково -серые сумерки.

На втором плане — трёхпролётная аркада; в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. В середине стоит отец семейства, слева от него — готовые к сражению сыновья, справа — оцепеневшие от горя и страха женщины с детьми. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов.

В основе всей композиции число три: три арки, три группы персонажей, три меча, три руки, с готовностью протянутые к оружию. Эти троекратные повторения наполняют всю сцену настроением бодрой собранности: любое движение сразу обретает утроенную силу.

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Смерть Сократа» . 1787 Холст, масло. 129, 5 x 196, 2 Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Неоклассицизм

Сократ (470/69— 399 до н. э. ) — древнегреческий философ, один из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки вопросов и методического нахождения ответов на них.

Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе.

Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.

В этике основной тезис Сократа гласил, что добродетель есть знание, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра.

Сократа необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления — монархию, тиранию, аристократию, плутократию, демократию, если они нарушают справедливость. В последующие эпохи образ Сократа часто выступал как идеальное воплощение мудреца.

Портрет Марии- Антуанетты, которую везут на гильотину (1793)

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» . 1789 Холст, масло. 323 x 422 Париж. Неоклассицизм

Луций Юний Брут — согласно древнеримскому преданию, патриций, возглавивший в 509 г. до н. э. восстание римлян против этрусского правителя Тарквиния Гордого и основавший в Риме республиканский строй. Брут приговорил к смерти двоих сыновей за участие в монархическом заговоре.

В густой тени колоннады с суровым и беспристрастным видом сидит Брут. Ликторы (служители, сопровождавшие и охранявшие высших должностных лиц государства) несут на носилках тела сыновей Брута. В правой части картины женщины бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. Картина, выставленная в Салоне 1789 г.

вскоре после штурма Бастилии, снискала Давиду славу живописца, «чей гений предвосхитил революцию» .

Клятва в зале для игры в мяч 29 июня 1789 года

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Смерть Марата» . 1793 Холст, масло. 165 x 128, 3 Музей современного искусства, Брюссель. Неоклассицизм

Марат Жан Поль (1743— 93) — деятель Великой французской революции, учёный, публицист, практикующий врач. С началом революции Марат оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу. Издавал газету «Друг народа» . В 1792 г. был избран в Конвент. В апреле 1793 г.

Марат был арестован и предан суду Революционного трибунала; однако был оправдан и с триумфом возвращен в Конвент. Вместе с Робеспьером руководил подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 г. , свергнувшего власть Жиронды.

Тяжёлая болезнь помешала Марату активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры.

Шарлота Корде

Шарлотта Корде. Картина художника Бодри (1868)

Исполненный пером с натуры рисунок хранится в музее Версаля. На листе бумаги, которому придана форма восьмиугольника (четыре угл отсечены прямыми линиями, и в каждом из них написано по одному слову: «Марату — другу —народа— Давид» ),

Надпись на деревянной тумбе: À MARAT DAVID l’an deux — «Марату Давид, второй год» (имеется в виду 1793 год — второй год после установления во Франции республики). Подобные эпитафии часто встречаются на античных надгробиях.

Деловые бумаги, лежащие под левой рукой Марата, — документальная подробность, одновременно символизирующая незавершенность деятельности революционера.

Письмо в левой руке убитого: « 13 июля 1793 года. Мария Анна Шарлотта Корде. Гражданину Марату. Я очень несчастна и уже потому вправе рассчитывать на Ваше великодушие» . Марат широко занимался благотворительностью, но Корде пришла к нему не с прошением, а с сообщением о некоем мифическом заговоре. Однако подлый донос явно не вписывается в общий героическомонументальный строй картины.

Записка, лежащая на тумбе: «Отдайте этот ассигнат той матери шестерых детей, чей муж умер за родину» . На ней — сам ассигнат достоинством 5 ливров (по покупательной способности это примерно 15 евро). Вполне возможно, что это были последние средства Марата.

Заплатки на простыне и щербины на деревянной тумбе должны подчеркнуть аскетический образ жизни Марата.

Рана на груди революцион ера напоминает рану Христа, которому Лонгин Сотник нанес копьем «удар милости» в левую сторону груди.

Сумрачное пространство на заднем фоне — образ вечности, в которой должен остаться образ Марата.

Нож, брошенный Шарлоттой Корде. Нож, в отличие от кинжала, считался символом подлого убийства.

Перо в руке убитого революционера- публициста — орудие его борьбы. И если нож ассоциировался с бесчестным преступлением, то перо в христианской иконографии было символом веры, надежды и любви — качествами, которыми в глазах современников Марат, бесспорно, обладал

Полотенце на голове Марата — явная аллюзия на терновый венец Христа. С другой стороны, здесь прочитывается и намек на тюрбан восточного мудреца.

13 июля 1793 г. , спустя полтора месяца после якобинского переворота, Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде. Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента.

Давид, посетивший Марата накануне его смерти, , а затем назначенный распорядителем похорон, хорошо знал обстоятельства убийства. В момент гибели Марат сидел в ванне — из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик, заменявший стол.

Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою. Простота обстановки придает зрелищу особую трагическую торжественность.

Ванна напоминает саркофаг; ящик, на котором начертано посвящение «Марату — Давид» , — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей; пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает павший герой.

Первый план картины залит идущим сверху светом; тело Марата и предметы вокруг, написанные плотными мазками неярких, но предельно насыщенных красок, почти осязаемы. Нейтральный фон исполнен в более легкой и зыбкой манере, в его темной глубине тускло светятся искорки мазков.

Все детали несут определенный смысл: нож на полу — орудие мученичества Марата; зажатое в руке окровавленное письмо Корде — ее притворная просьба о помощи; лежащая рядом с чернильницей ассигнация — видимо, последние деньги, которые Марат собирался отдать просительнице. Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса. Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами

Некогда похищенные у безоружных сабинян девушки, ставшие женами римлян, на поле боя пытаются остановить и примирить своих враждующих мужей и братьев. 'Слепая ярость, внезапно укрощенная сердечным порывом', — так выразил идею картины один из друзей Давида.

Напомним, на дворе 1799 год, выставка открывается через месяц после того, как вернувшийся из военного похода в Египет генерал Бонапарт разогнал законодательную власть и стал первым консулом. Франция, и без того залитая кровью, стоит на пороге войны со всей Европой. . .

и в это время Давид показывает полотно, отрицающее воинскую романтику, прославление героизма, противопоставляя им любовь матери к ребенку, сестры к брату, жены к мужу.

Следующим логически закономерным поступком Давида, который пришелся уже на первый месяц первого года нового XIX века, стал его отказ от назначения специальным декретом Бонапарта на почетный пост 'художника правительства'.

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Наполеон при переходе через Сен-Бернар» . 1800 Холст, масло. 260 x 221 Национальный музей Версаля и Трианонов

В 1799 г. в результате очередного государственного переворота к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию.

Неподвижная, как монумент, фигура полководца на вздыбленном коне возвышается на фоне безжизненных линий горных хребтов: кажется, что весь мир замер, послушный властному жесту победителя.

Камни под ногами коня — своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих завоевателей, прошедших этой дорогой, — Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона.

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Велизарий, просящий подаяние» . 1781 Холст, масло. 288 x 312 Музей изящных искусств, Лилль

Велизарий (ок. 505— 65) — знаменитый полководец византийского императора Юстиниана. Вершиной его военной карьеры было освобождение большой территории Италии от готов. Впоследствии был обвинен в заговоре против императора, лишен всех наград и заточен в тюрьму. Позднее его невиновность была доказана.

Существует легенда о том, что в наказание за измену он был лишен зрения, и в старости, больной и беспомощный, был вынужден скитаться по улицам Константинополя, выпрашивая подаяние. На картине изображен с мальчиком-поводырем, протягивающим прохожим нищенскую суму.

Проходящий мимо солдат с удивлением узнает в жалком нищем знаменитого полководца Велизария.

Давид Жак Луи «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г. » . 1805 — 1807 Холст, масло. 621 x 979 Лувр, Париж

Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

1. Наполеон I 2. Жозефина Богарне, первая жена Наполеона 3. Летиция Рамолино — мать Наполеона, не присутствовавшая на коронации 4. Луи Бонапарт, брат Наполеона, впоследствии — король Голландии Людовик I 5. Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона, впоследствии — сначала король Неаполя, затем король Испании Иосиф I 6.

Наполеон-Шарль, старший сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне, племянник Наполеона и его наследник 7. Сёстры Наполеона 8. Шарль-Франсуа Лебрен, третий консул Франции 9. Жан-Жак де Камбасерес, второй консул Франции, автор Гражданского кодекса Наполеона 10. маршал Александр Бертье, начальник штаба Наполеона и его военный министр 11.

Шарль де Талейран-Перигор, министр иностранных дел и великий камергер 12. маршал Иоахим Мюрат, муж сестры Наполеона Каролины 13. папа Пий VII 14. художник Жак-Луи Давид 15. Мехмет-Халет Эфенди, посол Османской империиво Франции 16. египтянин Рафаэль де Монахис, личный переводчик Наполеона во время Египетского похода 17.

Элизабет-Элен-Пьер де Монморанси- Лаваль, придворная дама Жозефины

по отношению к папе и религиозной стороне сцены: роскошные драпировки, помпа, предполагаемая композицией, не создают атмосферы благоговения, но являются полной профанацией возвышенности. Это главная непочтительность картины.

Давид — революционер: он превращает Нотр-Дам более в театр профанов, нежели дом Бога. — по отношению к Наполеону, который видит законченную картину, Давид зашел еще дальше: Император заставил художника изменить сцену, в которой папа держит обе руки на коленях, совершенно пассивно относясь к происходящему.

Он восклицает: «Я не заставлял его приехать из такой дали, чтобы ничего не делать!»

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus» .

Читайте также:  «мадонна с младенцем», джотто ди бондоне — описание картины

В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…» , Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого» , потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!

Мари-Этьен Нито – известный парижский ювелир, основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году. Он изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару — усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) ко 2 декабря 1804 года.

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Портрет Наполеона» . 1812 Холст, масло. 203, 9 x 125, 1 Национальная галерея искусства, Вашингтон

Считается, что данное изображение Наполеона самое правдивое и точное. Французский полководец предстает зрителю в своем личном кабинете. Его интерьер соответствует натуре хозяина.

Наполеон уделил особое внимание тому, что должно быть изображено на его портрете. На его груди расположены награды. Данная работа Давида была не единственной, где он изображал императора Франции. Но она явилась завершающей.

Здесь наполеон уже не молодой, слегка располневший мужчина, уставший от былых сражений.

Также мы можем видеть свернутые бумаги, с которыми император работал перед тем, как к нему пришел Давид.

Догорает свеча, повествуя нам о том, что ночь была длинной, и Наполеон трудился при ее свете. Безусловно, по изображению полководца в его кабинете можно убедиться в гениальности художника.

Вокруг все уставлено роскошной, дорогой мебелью с выразительными элементами отделки, присутствуют перо и чернильница, а также том Плутарха. Диван, кресло и ампирный стол очень массивные, соответствующие личности, для которой они были созданы.

Старинные часы, которые знают, сколько Наполеон проводит жизненного времени, работая в стенах этого кабинета. Император изображен, как гостеприимный хозяин, который с удовольствием принял художника. Он выглядит торжественно, за счет белой одежды.

Источник: http://present5.com/david/

Давид жак луи

Давид жак луи — французский живописец.

 Учил­ся в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры (1766-1774 годы) у Ж.М. Вье­на. В ран­них ра­бо­тах Давида ощу­ти­мо влия­ние ро­кай­ль­ной ма­не­ры Ф. Бу­ше, при­хот­ли­во-не­ус­той­чи­вой, ди­на­мич­ной рит­ми­ки его чув­ст­вен­ных об­ра­зов («Бой Мар­са и Ми­нер­вы», 1771, Лувр, Па­риж).

По­сле пре­бы­ва­ния в Ри­ме (1775-1780 годы), где Давид изу­чал па­мят­ни­ки ан­тич­но­сти и искусство итальянского Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко, он вы­сту­пил с ис­то­рическими кар­ти­на­ми «Ве­ли­за­рий, про­ся­щий по­дая­ние» (1781, Му­зей изо­бра­зительных ис­кусств, Лилль) и «Ан­дро­ма­ха, оп­ла­ки­ваю­щая Гек­то­ра» (1783, Лувр). Их чёт­кая, ри­то­ри­че­ски вы­ра­зительная пла­сти­ка слу­жит за­да­чам нравственного на­зи­да­ния, вдох­нов­лён­но­го ан­тич­но­стью, но об­ра­щён­но­го к гражданским чув­ст­вам со­вре­мен­ни­ков. Кар­ти­на «Клят­ва Го­ра­ци­ев» (1784, Лувр), на­пи­сан­ная на те­му тра­ге­дии П. Кор­не­ля, вос­при­ни­ма­ет­ся как ре­во­люционный при­зыв; по­ли­тические на­строе­ния и чая­ния, во­пло­щён­ные в ан­тич­ном ан­ту­ра­же, про­из­ве­ли чрез­вы­чай­но силь­ное впе­чат­ле­ние на со­вре­мен­ни­ков. Ав­то­ри­тет Давида как круп­ней­ше­го мас­те­ра французского клас­си­циз­ма XVIII века за­кре­п­ля­ет­ся кар­ти­на­ми «Смерть Со­кра­та» (1787, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), «Лик­то­ры при­но­сят Бру­ту те­ла его сы­но­вей» (1789, Лувр), «Са­би­нян­ки, ос­та­нав­ли­ваю­щие сра­же­ние ме­ж­ду рим­ля­на­ми и са­би­ня­на­ми» (1799, там же). Гра­ци­оз­но-жен­ст­вен­ное на­ча­ло пре­об­ла­да­ет в же­ман­но-эро­тич­ном по­лот­не «Па­рис и Еле­на» (1788, Лувр).

Вы­ра­зив ху­дожественные идеа­лы французского об­ще­ст­ва на­ка­ну­не, во вре­мя и по­сле Великой французской ре­во­лю­ции, Давид вы­сту­пил как один из ос­но­во­по­лож­ни­ков но­во­го искусства XIX века, ста­вя­ще­го сво­ей за­да­чей ак­тив­ное втор­же­ние в жизнь, слож­но и дра­ма­тич­но взаи­мо­дей­ст­вую­ще­го с со­ци­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­стью сво­его вре­ме­ни.

В этот же пе­ри­од ут­вер­жда­ет­ся и вы­даю­щий­ся та­лант Давида-порт­ре­ти­ста. Его порт­ре­ты, как ре­пре­зен­та­тив­но-па­рад­ные, так и ка­мер­ные (пар­ные — че­ты Пе­куль, 1784, Лувр; «Хи­мик А.

Ла­ву­а­зье с суп­ру­гой», 1788, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей), со­еди­ня­ют в се­бе ро­кай­ль­ное и клас­си­ци­стические на­ча­ла, они про­ник­ну­ты чут­ким вни­ма­ни­ем к внутренней жиз­ни ду­ши.

С 1789 года Давид вклю­ча­ет­ся в по­ли­тическую дея­тель­ность: ру­ко­во­дит уст­рой­ст­вом мас­со­вых празд­неств но­во­го ти­па, про­па­ган­ди­рую­щих идеи сво­бо­ды, ра­вен­ст­ва и брат­ст­ва, раз­ра­ба­ты­ва­ет но­вые фор­мы кос­тю­ма, вы­сту­па­ет с ини­циа­ти­ва­ми ре­фор­мы Лув­ра (пре­вра­щён­но­го в го­ды ре­во­лю­ции в национальный му­зей) и де­мо­кра­ти­за­ции АХ. В 1792-1794 годах Давид был чле­ном Кон­вен­та. В 1791 году он при­сту­пил к ра­бо­те над ог­ром­ным по­лот­ном «Клят­ва в за­ле для иг­ры в мяч», где пред­по­ла­гал уве­ко­ве­чить ис­то­рическое со­б­ра­ние Ге­не­раль­ных шта­тов 20.6.1789 года, от­крыв­шее путь к окон­чательному свер­же­нию мо­нар­хии. Впер­вые в искусстве об­раз не­дав­не­го по­ли­тического со­бы­тия об­ре­та­ет по­доб­ную мас­штаб­ность; од­на­ко кар­ти­на ос­та­лась не­за­кон­чен­ной, о её за­мыс­ле мож­но су­дить по ри­сун­ку пе­ром (Лувр) и круп­но­му фраг­мен­ту (Национальный му­зей Вер­са­ля и Триа­но­нов). Уве­ко­ве­чи­вая па­мять од­но­го из главных ге­ро­ев ре­во­лю­ции, Давид пи­шет кар­ти­ну «Смерть Ма­ра­та» (1793, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Брюс­сель); по­лот­но по­ра­жа­ет сво­ей су­ро­вой про­сто­той, на­по­ми­ная над­гроб­ный па­мят­ник, вы­се­чен­ный из кам­ня.

В 1794 году, по­сле Тер­ми­до­ри­ан­ско­го пе­ре­во­ро­та, Давид был аре­сто­ван и несколько ме­ся­цев про­вёл в тюрь­ме, од­на­ко в пе­ри­од Ди­рек­то­рии и им­пе­рии На­по­ле­о­на I вновь за­нял ве­ду­щее по­ло­же­ние в ху­дожественной жиз­ни Фран­ции, с 1804 года стал «пер­вым ху­дож­ни­ком» им­пе­ра­то­ра.

Один из главных твор­цов сти­ля ам­пир, Давид соз­да­ёт по­лу­чив­шие ши­ро­чай­шую из­вест­ность жи­во­пис­ные сим­во­лы эпо­хи: про­ник­ну­тая ге­рои­ко-ро­ман­тическим по­ры­вом ком­по­зи­ция «Бо­на­парт на Сен-Бер­нар­ском пе­ре­ва­ле» (1800, Национальный му­зей Вер­са­ля и Триа­но­нов), ги­гант­ский холст «Ко­ро­но­ва­ние им­пе­ра­то­ра На­по­ле­о­на I и им­пе­рат­ри­цы Жо­зе­фи­ны в со­бо­ре Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри 2 де­каб­ря 1804 го­да» (1805-1807 годы, Лувр) — тор­же­ст­вен­ное мно­го­фи­гур­ное дей­ст­во, сияю­щее празд­нич­ным, зо­ло­ти­стым ко­ло­ри­том; ал­ле­го­рическое по­лот­но «Ле­о­нид при Фер­мо­пи­лах» (1800-1814 годы, там же), ряд порт­ре­тов («Ав­то­порт­рет с па­лит­рой», 1794; пар­ные изо­бра­же­ния суп­ру­гов Се­ри­зиа, 1795; все — Лувр; «На­по­ле­он в сво­ём ра­бо­чем ка­би­не­те», 1812, Национальная га­ле­рея искусства, Ва­шинг­тон, и др.). Не­по­сред­ст­вен­ность, тё­п­лая за­ду­шев­ность по­рой сме­ня­ют­ся ат­мосферой хо­лод­ной эле­гант­но­сти, дос­ти­гаю­щей апо­гея в об­ра­зе ма­дам Ж.А. Ре­ка­мье (1800, там же).

По­сле рес­тав­ра­ции Бур­бо­нов Давид, го­ло­со­вав­ший в Кон­вен­те за казнь Лю­до­ви­ка XVI, вы­ну­ж­ден был в 1816 году эмиг­ри­ро­вать в Брюс­сель. Здесь он соз­дал ряд ост­ро­вы­ра­зи­тель­ных порт­ре­тов (Э.Ж.

Сий­е­са, 1817, Му­зей Фогг, Кем­бридж, штат Мас­са­чу­сетс), а так­же ми­фо­ло­гические по­лот­на, от­вле­чён­но-идеа­ли­зи­ро­ван­ные и гри­ву­аз­но-чув­ст­вен­ные од­но­вре­мен­но («Марс, обез­о­ру­жи­вае­мый Ве­не­рой и Гра­ция­ми», 1821-1824 годы, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Брюс­сель). Давид ос­та­вил боль­шое ко­ли­че­ст­во ри­сун­ков; не­ко­то­рые из них от­ме­че­ны ост­рым, бес­по­щад­ным до­ку­мен­та­лиз­мом («Ко­ро­ле­ва Ма­рия Ан­туа­нет­та по до­ро­ге на эша­фот», 1793, Лувр). Про­явил се­бя и как вы­со­ко­ода­рён­ный пе­да­гог (из его мас­тер­ской вы­шли А.Ж. Гро, Ф. Же­рар, Ж.О.Д. Энгр, П.П. Прю­дон, П.Ж. Да­вид д’Ан­же).

Иллюстрации:

Архив БРЭ.

Сочинения:

Ре­чи и пись­ма… М.; Л., 1933.

Литература

  • Эм­бер А.Л. Да­вид. М., 1939
  • Куз­не­цо­ва И.А.Л. Да­вид. М., 1965
  • Wildenstein G. L. David: Documents complémentaires au ca­talogue. P., 1973
  • Шнап­пер А. Да­вид. М., 1984
  • J.-L. David. (Cat.). P., 1989

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/david_zhak_lui

Конца XVIII — начала XIX века

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями классицизма во французском искусстве конца XVIII — начала XIX в.

2. Запомнить наиболее знаменитые из них.

Скульптура:

Жан Антуан Гудон(1741–1828):

Диана (1780 г. Лиссабон. Музей).

Портрет Вольтера (около 1781 г. Эрмитаж).

Статуя Жоржа Вашингтона (1786–1795 гг. Ричмонд (штат Вирджиния). Капитолий).

Живопись:

Жак Луи Давид(1748–1825):

Портрет графа Потоцкого (1781 г. Варшава, Национальный музей).

Андромаха, оплакивающая Гектора (1783 г. Эрмитаж).

Велизарий (1781 г. Лилль. Дворец искусств).

Клятва Горациев (около 1784 г. Париж. Лувр).

Смерть Сократа (1787 г. Нью-Йорк. Метрополитен).

Брут (1789 г. Париж, Лувр).

Клятва в зале для игры в мяч (1791 г. Париж, Лувр).

Убитый Лепелетье (1793 г. Париж. Национальная библиотека).

Смерть Марата (1793 г. Брюссель. Музей).

Сабинянки (1799 г. Париж, Лувр).

Портрет мадам Рекамье (1800 г. Париж. Лувр).

Коронация Наполеона (1805–1807 гг. Париж. Лувр).

Сафо и Фаон (1809 г. Эрмитаж).

Амур и Психея (1817 г. Кливленд (США) Музей).

Франсуа Жерар (1770–1873): портреты.

Пьер Нарцис Герен:Эней и Дидона (Москва. ГМИИ).

Жан Огюст Доменик Энгр (1780–1867):

Ахиллес перед Агамемноном (1801 г. Париж. Музей искусств).

Портрет Наполеона – консула (1804 г. Льеж. Музей искусств).

Наполеон на троне (1806 г. Париж. Отель инвалидов).

Портрет Филибера Ривьер (1805 г. Париж. Лувр).

Портрет мадам Ривьер (1805 г. Париж. Лувр).

Портрет мадмуазель Ривьер (1805 г. Париж. Лувр).

Большая Купальщица (Купальщица Вальпенсона. 1808 г. Париж. Лувр).

Малые купальщицы (1828 г. Париж. Лувр).

Большая одалистика (1814 г. Париж. Лувр).

Портрет мадам Саноне (около 1814 г. Нант. Музей искусств).

Рафаэль и Форнарина (около 1814 г. Париж. Лувр).

Портрет графа Н.Д. Гурьева (1821 г. ГЭ).

Папа Пий VII в Сикстинской капелле (1819–1820 гг. Париж. Лувр).

Апофеоз Гомера (1827 г. Париж. Лувр).

Эдип, разгадывающий загадки Сфинкса (1827 г. Париж. Лувр).

Смерть Леонардо да Винчи (Париж. Музей Пти-Пале).

Одалистка (1842 г. Балтимор. Галерея искусств Валтерс).

Юпитер и Антиопа (1851 г. Париж. Лувр).

Венера Андиомена (1848 г. Шантильи. Музей Конде).

Источник (1856 г. Париж. Лувр).

Турецкие бани (1863 г. Париж. Лувр).

Золотой век (1862 г. Кембридж. Музей искусств Фогг).

Рисунки.

Требование: анализ произведений классицизма французского искусства конца XVIII — начала XIX в.

Рекомендации:

1. Необходимо иметь в виду огромное влияние идей Просвещения на формирование стиля. В этом следует обратить внимание на деятельность вождя и теоретика неоклассического искусства Иоганна Винкельмана, автора «Мыслей о подражании греческим произведениям живописи и скульптуры» (1755 г.), «Истории искусства древности» (1764 г.

), «Древности Геркуланума» (1757–1792 гг.). Главная идея Винкельмана в том, что подражание античным образцам ведет к познанию совершенной красоты. Кроме того, в античном обществе видели наиболее гармоническое воплощение добродетели, свойственной человеку, живущему в свободном античном обществе.

Это означало призыв вернуться к здравому смыслу, природе, морали. Античность должна была побудить зрителей к патриотизму, возвышенным идеям. В античности художники хотели увидеть прообраз будущего «золотого века» человеческого общества.

После открытия Геркуланума и Помпей художники по-новому взглянули на прошлое античности, что побудило их вновь обратиться к античным подлинникам архитектуры и скульптуры.

2. При анализе архитектуры и скульптуры нужно учесть характерные особенности произведений неоклассицизма, отвергавшего любые декоративные излишества, помпезность и театральный дух барокко и рококо. Взамен этого классицизм предлагал «благородную простоту» и «спокойное величие» античных памятников, воплощавших идею прекрасного идеала, найденного раз и навсегда.

3. В архитектуре можно учесть влияние творчества итальянского зодчего XVI в. Андреа Палладио («палладианство» в архитектуре).

4. При анализе живописи неоклассицизма следует различать официальное академическое искусство и так называемый «революционный классицизм» (ярким представителем которого был Давид), а также необходимо определить период классицизма (ранний, зрелый, поздний), когда было создано исследуемое произведение.

Для раннего периода (1750–1770-е гг.) и в выборе сюжета, и для художественной манеры характерны черты сохраняющихся рококо, барокко, или академизма; для зрелого (1770–1790-е гг.

) — обращение к героической тематике и ясность художественного языка, когда строгий «спартанский» язык античных образцов считался единственно возможным для передачи новых гражданственных идеалов.

Это проявилось в строгой композиции, исключающей лишние детали, в построении пространства планами, как в античном барельефе, строгому отношению к цвету. Для позднего периода (1800–1820-е гг.) – проявление сентиментализма, измельчание тем, склонность с салонной красивости художественной формы.

5. При анализе живописи следует обратить внимание на выбор сюжета картины. Классицизм склонен к героическим сюжетам из истории Древней Греции и Рима, а не к мифологическим.

6. Нужно иметь в виду, что классическая тема иногда соединялась с романтическими тенденциями, проявившимися в распространенном типе «пейзажа с античными руинами».

7. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Франция XVIII — начала XIX в.»), а также видеофильму «Париж», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

ИСКУССТВО XIX ВЕКА

Источник: https://studopedya.ru/2-80554.html

Ссылка на основную публикацию