Архитектонический «анжелюс» милле, сальвадор дали, 1933

Не «Анжелюсом» единым: 5 знаменитых шедевров Жана-Франсуа Милле

Детство будущего живописца прошло в маленькой деревушке Грюши на берегу пролива Ла-Манш. Художественные способности Милле проявились ещё в детстве, чему несказанно обрадовалась его семья. В возрасте 22 лет он отправился в Париж, где поступил на обучение к живописцу Полю Деларашоа. В 1940 году его работы уже выставлялись в Салоне.

Главной темой художника стала жизнь простых работящих людей. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе. В 1948 он написал картину «Веяльщик», а год спустя поселился в Барбизоне, став одним из родоначальников так называемой барбизонской школы.

 «Сеятель» (1850) пользовался большим успехом, однако по настоящему художник заявил о себе лишь в 1857 году, закончив работу над «Сборщицами колосьев». Следующая картина, «Анжелюс» (1859), показала способность Милле передавать тонкие эмоциональные переживания.

В этом же году он представил на суд публики мрачную картину «Смерть и дровосек», в которой ощущалось сильное влияние Босха и Брейгеля.

В конце жизни художник под влиянием увлёкся пейзажем — последней его работой стала «Весна» (1873), полная жизни и любви к природе. 20 января 1875 года художник скончался.

Милле никогда не писал с натуры, предпочитая гулять в лесу и делать маленькие зарисовки, после по памяти воспроизводя понравившийся мотив.

Подбирая цвета для картин, художник стремился не только достоверно воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита.

Живописное мастерство Милле поставило его в один ряд с художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX века.

«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку знаменитых картин мастера.

«Сеятель» (1850), Бостонский музей изящных искусств

Лицо широко шагающего человека в красной рубахе наполовину скрыто, его черты грубы из-за постоянного физического напряжения.

Справа от него еле видна управляемая другим крестьянином упряжка из двух волов, выглядящая почти монолитом — Милле сделал всё для того, чтобы взгляд фокусировался на главной фигуре, олицетворяющей собой сам труд.

«Сеятель» был отмечен в Салоне, но приобрели картину не французы, а американцы. В 1881 году Винсент Ван Гог сделал карандашный рисунок «Сеятель подражание Милле)», ныне хранящийся в Государственном музее Нидерландов.

«Сборщицы колосьев» (1857), Лувр

Три женщины склонились на поле в низком поклоне — только так им удастся собрать оставшиеся после жатвы колосья. Солнечная, наполненная воздухом картина, наглядно изображала тяжёлые будни крестьян — нищих, но смиренных.

Композиция картины строго продумана и ясна, цвет не яркий, но чистый, колорит строится на гармонии светло-голубых, палевых, розовых оттенков, золотистый свет объединяет пространственные планы.

Работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта.

«Анжелюс» (1857-1859), Лувр

Ни одно произведение французского художника не было столько раз тиражировано, как эта сентиментальная работа. Простота и пафос благочестия настолько заворажили зрителей, что вскоре репродукция картины появилась почти в каждом французском доме.

В сюжете отражена одна из патриархальных традиций французов – дважды в день по сигналу церковных колоколов крестьяне прекращали работу и замирали в благостной позе, произнося про себя слова старинной молитвы «Анжелюс», предполагающей поминовение умерших.

Исследование картины рентгеновскими лучами показало закрашенный прямоугольник между двумя фигурами — гробик с телом их умершего ребёнка.

Заказчиком «Анжелюса» стал американский художник Томас Эпплтон, очарованный «Сборщицами колосьев». По неизвестным причинам он отказался от покупки, и она в течение десяти лет переходила из рук в руки, время от времени появляясь на выставках.

В 1889 году, когда картину вновь предложили к продаже, за нее яростно боролись Лувр и консорциум американских торговых агентов. Американцы победили, отдав за полотно рекордную по тем временам сумму (580 000 франков).

В 1909 году она была перекуплена неким богатым французом и подарена Лувру.

Среди ярых поклонников картины был знаменитый сюрреалист Сальвадор Дали, учившийся в школе, стену которой украшала репродукция «Анжелюса».

Фигуры картины вдохновили его на собственные копии и интерпретации образов полотна, коих насчитывается по меньшей мере пять: «Архитектонический Анжелюс Милле» (1933), «Гала и Анжелюс Милле перед скорым прибытием конической анаморфозы» (1933), «Атавизм сумерек» (1934), «Архелогическая реминисценция Анжелюса Милле» (1935) и «Портрет Галы» (1935).

В своем эссе «Трагический миф Анжелюса Милле» (1938) Дали писал, что эта работа казалась ему «самой поразительной, загадочной и многозначной картиной, самой богатой подсознательными идеями из всех, что были когда-либо написаны».

«Смерть и дровосек» (1859), Глиптотека Новый Карлсберг, Копенгаген

Сюжет картины заимствован из басни Жана де Лафонтена. Старый дровосек, уставший от непосильной работы, просит Смерть избавить его от страданий. Однако, когда костлявая является ему, мужчина ужасается и начинает судорожно цепляться за жизнь.

В левой руке Смерть держит изогнутые песочные часы, символизирующие быстротечность времени. На её плече коса, которой она срезает жизнь человека подобно жнецу, срезающему созревший колос.

Дровосек в ужасе отворачивает голову, но Смерть уже крепко сжимает его горло своей ледяной рукой.

«Весна» (1868-1873), Лувр

Солнце пробивается сквозь относимые прочь грозовые облака, заставляя молодую листву играть всеми оттенками изумрудного цвета.

Живое освещение, простота и непринужденность композиции создают волнующую атмосферу свежести, присущую всякой весенней поре.

Цветущие фруктовые деревья блестят на солнце и словно перекликаются с деревьями Ван Гога, которые будут написаны им в 1888 году. Живой фон картины будто движется и меняется каждую секунду.

Источник: https://vm.ru/news/2013/10/03/ne-anzhelyusom-edinim-5-znamenitih-shedevrov-zhana-fransua-mille-216691.html

Читать «Сальвадор Дали»

Я заметил, что у всех людей, достигших вершины, есть искра в глазах. Они сияют.

Энди Уорхол

Дали без наносного. Дали, которого многое роднит с Уорхолом[1] и Дюшаном[2], — именно такого Дали мы хотим показать в этой книге. Мы далеки от того, чтобы рассматривать его как символ сюрреализма, ведь сюрреалистом как таковым пробыл он не так уж и много времени: всего-то с 1929 по 1939 год.

Перед вами Дали, веривший в квантовую физику и теорию катастроф столь же истово, сколь истово он верил в безграничную силу сна и бессознательного.

Дали, больше обязанный Лорке[3], чем Гале[4]. Даже в любви.

Дали, написавший автобиографию, роман и ряд поэм, создававший декорации, писавший сценарии, занимавшийся рекламой, Дали, у которого поза очень скоро отодвинула на задний план форму.

Дали-модернист, попробовавший себя в концептуальном искусстве, ставший предвестником гиперреализма, осмелившийся быть в своей живописи литератором. Обожатель Русселя[5]. Изобретатель «предмета».

Дали в гармонии со своим временем, тот Дали, который нуждается в переосмыслении.

Дали, каким его впервые показали в начале 2004 года в Барселоне на выставке под названием «Массовая культура», — мы собираемся последовать тем же путем.

Должен признаться: я «переоткрыл» для себя Дали, когда работал над биографией Уорхола. Именно тогда я принял решение написать эту книгу. Я наталкивался на Дали на каждом повороте жизненного пути звезды поп-арта.

Тот сделал себе лицо, столь же узнаваемое среди тысяч других, — как в свое время Дали; жил в окружении красивых женщин и трансвеститов, — как в свое время Дали; писал салонные портреты столь смело, как ни один художник, дороживший этим званием, никогда бы не осмелился, — как в свое время Дали; прятал свою болезненную застенчивость за разного рода авантюрами, в то время как другие пытались скрывать свои изъяны, выставлял их напоказ, — как в свое время Дали, сам продавал свои работы и посещал светские мероприятия, чтобы отыскивать коллекционеров, — как в свое время Дали; и т. д. и т. п. Короче, стоило только чуть изменить угол зрения, и можно было увидеть совсем другого Дали. Похожего, очень похожего на Уорхола. Такую же звезду, как Уорхол, и столь же страстную натуру.

Стоило лишь чуть внимательнее присмотреться, взглянуть по-другому, поразмыслить и сойти с привычных рельсов.

Ядром искусства Дали является двойственный образ. Это некая картина, которая то «включается», то «выключается», открывая взору другую, мешающую взгляду сосредоточиться, приводящую зрителей в изумление, сбивающую их с толку, вызывающую восхищение. В Дали явно есть что-то от волшебного сказочника.

Всё его искусство — это вечное балансирование на грани дозволенного, приправленное изрядной долей юмора, это откровения и игра в прятки, это срывание покровов и тщательная маскировка.

Пытаться определить его художественное направление? Напрасный труд! Он не был ни сюрреалистом, ни салонным художником, а был творцом, в первую очередь заботившимся о том, чтобы его произведения жили и вызывали к себе интерес не только сразу после их создания, но и долгое время спустя, невзирая ни на какие препятствия и перипетии.

Его отец? Раймон Руссель с его бесконечными загадками и непостижимым смыслом, Руссель, который своим эссе «Как я написал некоторые из моих книг», якобы дающим ключ к их пониманию, только отравил всякое чтение, но точки над «i» окончательно так и не расставил. Work in progress[6] — это относится не только к автору, но и к читателю тоже.

Брат Дюшан — полная его противоположность.

Давайте не будем больше повторять: он писал прекрасные картины в начале 30-х годов, а затем растратил себя в дешевых провокациях и на пресс-конференциях. Да, после 1940 года Дали практически забросил живопись, равно как и Дюшан. Его поза — это своеобразная художественная форма, придуманная им для себя.

Читайте также:  Картина «лаокоон», эль греко — описание

Но в противоположность Дюшану, ведшему в строгом уединении аскетический образ жизни и писавшему свои «Записки» на обрывках бумаги, Дали живет с шиком, ведет бурную жизнь, кидается в крайности, фонтанирует идеями. Хотя, по сути, оба они занимались одним и тем же: создавали художественные произведения, но не в жанре живописи, а совсем в иных жанрах.

Ведь занимались же Гилберт и Джордж[7] тем, что выставляли себя на всеобщее обозрение в виде «живых скульптур», не так ли?

Автобиография? Шедевр правдивой лжи. Прекрасный пример того, как собственную жизнь можно превратить в произведение искусства, смешав в одну кучу «истинные» воспоминания и «ложные». Up and down[8]. Обрекая читателя на муки сомнений, он делает его активным участником действа.

То же самое можно сказать и о театре-музее в Фигерасе, его музее, созданию которого он посвятил последние годы своей жизни. Это полная противоположность любому музейному сонному царству безжизненных экспонатов, расставленных и развешанных по порядку, с аккуратными пояснительными надписями.

В Фигерасе же настоящее произведение искусства, вобравшее в себя другие произведения искусства и массу совершенно необычных предметов, помещенных туда, чтобы будоражить воображение и не допустить погружения в сонное царство. Не допустить воцарения хорошего вкуса.

Того самого хорошего вкуса, о котором Дали говорил: «Бесплоден именно хороший вкус — для художника нет ничего вреднее хорошего вкуса. Возьмите французов — из-за хорошего вкуса они совершенно разленились».

Пекин, 6 марта 2004 года: по телевидению идет репортаж, посвященный столетнему юбилею Дали. Усы. Глаза навыкате.

Фотографии мэтра в компании знаменитостей — английского короля Георга V, испанского короля Хуана Карлоса с королевой Софией, Ингрид Бергман, Хичкока, Гарпо Маркса[9], Уорхола. Торги на аукционе «Кристи» и суммы в долларах с внушительным количеством нолей — естественно.

Фотографии работы Халсмана[10]. Фото, сделанное Маном Рэем[11] для первой полосы «Тайм мэгэзин». Одна «Венера Мил осекая с ящиками», две «Венеры Милосских с ящиками», три «Венеры Милосских с ящиками». И еще несколько картин.

Без клише конечно же не обошлось, куда же без них. Даже в Китае. Операторы или те, кто ими руководил, не поскупились на спецэффекты и разные трюки. Ведь Дали — это сама экстравагантность, не так ли?

К сожалению, экстравагантность ради экстравагантности выглядела довольно жалко. Не хватало сумасбродства, одержимости, не было даже клоунского мастерства или, если угодно, фиглярства. Не тот уровень.

Для этого нужен талант, возможно, даже гениальность.

На это нужно положить всю жизнь.  

Я пребываю в состоянии непрерывной интеллектуальной эрекции.

Дали. Дневник одного гения

Размах.

Размах во всем.

Высоченные потолки. Широченные коридоры. Необъятные холлы, повсюду роскошь, головокружительная роскошь. Монументальные лестницы в красно-охряных тонах залиты золотистым светом.

И среди всего этого царит торжественная тишина.

Мы в отеле «Мёрис» 27 апреля 1975 года. В конце длинного, устланного коврами, поглощающими все звуки, коридора. Номер люкс 106—108. Такой же огромный, как и всё здесь, он окнами выходит в сад Тюильри. В номере этом проживает суперзвезда по имени Сальвадор Дали.

Источник: http://litlife.club/br/?b=173235&p=100

Картины Сальвадора Дали

Картины Сальвадора Дали в некоторых случаях демонстрируют влияние на художника мастеров прошлых веков.

Сальвадор Дали «Череп Сурбарана» 1956 г.

Работы испанских художников Вермеера, Веласкеса, Сурбарана вдохновляли Дали на протяжении многих лет.

Большое число картин Сальвадора Дали построено, как и приведенная выше, на эффекте обмана зрения и на стимулировании воображения зрителя. В таких случаях Дали дает подсказку, содержащуюся в названии картины.

Показательна в этом плане картина «Лебеди, отраженные в слонах», где отражения лебедей в озере при внимательном рассмотрении, действительно, оказываются  слонами.

Сальвадор Дали «Лебеди, отраженные в слонах» 1937 г.

Следующая картина 1945 года с характерным для Дали длинным названием написана им в период, когда он уже отошел от сюрреализма как такового и вступил в активный диалог с классический живописью, подтверждением чему может служить гипсовая голова слева.

Сальвадор Дали «Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой» 1945 г.

Тело Галы, находящееся вдалеке, некоторым образом напоминает беседку с известной картины Босха «Сад земных наслаждений». По мнению самого Дали, картина «Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело…» ему удалась. Он использовал ее  в качестве иллюстрации в своей книге «Пятьдесят секретов магического ремесла».

Но одна, особенная для Сальвадора Дали картина была источником его вдохновения на протяжении  всей его жизни. Это «Анжелюс» Жана Франсуа Милле. Этому произведению Дали посвятил эссе 1933 года и книгу, написанную им через 30 лет. В 30-е годы им было создано несколько картин, считающихся пародийными откликами на картину Милле.

Сальвадор Дали «Гала и Анжелюс Милле перед скорым прибытием конической анаморфозы» 1933 г.

Сальвадор Дали «Атавизм сумерек» 1933-34 г. Дерево, масло

Взгляд Сальвадора Дали на оригинал коренным образом отличался от взгляда самого Милле. Религиозный сюжет картины Дали интерпретировал как чисто эротический.

По его мнению, только эрекция могла заставить мужчину так прикрываться своей шляпой.

В женщине же он видел чувственную девственницу, склонную к эксгибиционизму, застывшую в позе жука-богомола, который охотится и одновременно ждет акта насилия.

Сальвадор Дали «Археологическая реминисценция «Анжелюса» Милле» 1935 г.

Сальвадор Дали «Ретроспективный бюст женщины» 1933 г. Раскрашенный фарфор

Сальвадор Дали «Архитектонический «Анжелюс» Милле» 1933 г.

К теме «Анжелюса» Дали возвращался и позднее, например, в 1978 году.

Сальвадор Дали «Глаз Анжелюса» (стереоскопическая работа, левая часть; неокончена) 1978 г.

В годы, когда Дали только примкнул к течению сюрреализма, он находил вдохновение и в сюрреалистической литературе. В частности, его картина 1928 года «Раненая птица» навеяна стихами Андре Бретона, основой для которых стал сон поэта, где подстреленная им птица падает в море.

Сальвадор Дали «Раненая птица» 1928 г.

Одной из самых известных картин Дали того периода является «Мрачная игра», обязанная своим названием Полю Элюару. Многие навязчивые страхи и идеи воплощены автором на этом полотне. Центральная часть картины состоит из множества элементов, в частности, из автопортрета Дали. А всё в целом очертаниями напоминает голову осла.

Сальвадор Дали «Мрачная игра» 1929 г.

В 1933 году немалое возмущение в рядах сюрреалистов вызвала картина Сальвадора Дали «Загадка Вильгельма Телля».

Сальвадор Дали «Загадка Вильгельма Телля» 1933 г.

Они обвиняли художника в чрезмерной интеллектуальности и в том, что он изменил принципу спонтанности, основополагающему принципу сюрреализма. Дали же говорил, что в образе Ленина он написал своего отца, желающего съесть собственного сына. В маленьком орешке рядом с сандалией изображенного персонажа находится колыбелька Галы.

Сальвадор Дали «Анжелюс» Гала» 1935 г. Дерево, масло

Одним из самых известных портретов Галы является портрет, написанный Дали в 1935 году. Здесь мы вновь встречаемся в темой «Анжелюса».

Похожее

Источник: http://aquarells.ru/kartinyi-masterov/kartiny-salvadora-dali

Барбизон

Деревня Барбизон в лесу Фонтенбло под Парижем

1830-е — 1860-е

Ян Хендрик Вайссенбрук Дом художника Милле в Барбизоне 1900

Обитатели:

Теодор Руссо,Жан-Франсуа МиллеШарль-Франсуа Добиньи,Нарсис ДиазЖюль Дюпре,Констан ТруайонКамиль Коро

Гюстав Курбе

Теодор Руссо Пейзаж с пахарем

Все началось с любви. Теодор Руссо влюбился в Огюстину, приемную дочь Жорж Санд. Писательница симпатиюодобряет и даже обещает приданое в 100 тысяч франков — дело идет к свадьбе! Но у Жорж Санд есть ещеродная дочь Соланж.

И она не хочет, чтобы такая сумма уплыла из семьи. Соланж пускает слух, будтоОгюстина на самом деле влюблена в другого. Сердце Руссо разбито. Он уезжает в глушь — в Барбизон,

где уже бывал не раз на пленэрах.

И с 1847 года поселяется там навсегда.

Жан-Франсуа Милле Стога: осень 1874,

Вскоре к Руссо присоединяется Милле со своей большой семьей и другие единомышленники, для которыхреалистический пейзаж и сцены из крестьянской жизни становятся главными мотивами в творчестве.Художники селятся в отдельных домах или на постоялом дворе «Белая лошадь».

Хозяину приходится дажесделать пристройку для художественных мастерских: конечно, барбизонцы делают наброски на открытомвоздухе, но завершают свои картины в студии.

Папаша Ганн всегда требует у своих постояльцев предоплату:

он быстро сообразил, что у большинства хлынувших сюда художников дела идут не слишком хорошо.

Жан-Франсуа Милле Сборщицы колосьев 1857

Милле встает пораньше, чтобы сначала поработать в поле, а уж потом браться за кисти. Он очень гордитсятем, что он — обычный крестьянин. В Барбизон художники едут за простотой: они не приукрашивают накартинах бедность и тяжелый труд крестьян,а по вечерам, закончив с живописью, ужинают незатейливой

похлебкой за столом без свежей скатерти и серебра.

Нарсис Виржилио Диаз де ла Пёнья Старая мельница возле Барбизона

Слава Барбизона пришлась на 1850-е, но и после художники наведывались туда за вдохновением.

Впрочем,не только за ним: в это время пейзажи как раз начинают пользоваться спросом у коллекционеров —писать их пробуют все. В Фонтенбло едут со всей Европы и даже из Америки.

В 1872 году в Барбизоне

всего 300 жителей, 100 из них — художники, а крестьян, за сценами с участием которых они охотятся, — 147.

Жан-Франсуа Милле Анжелюс (Вечерняя молитва) 1850-е

Бывали в лесу Фонтенбло и импрессионисты (1, 2), но не задерживались там надолго:
их интересовал свет,  а в лесу было все же темновато.

Клод Моне Дуб Бодмера, лес Фонтенбло 1865,

Читайте также:  Андромаха, оплакивающая гектора, жак луи давид, 1783

Поль Сезанн Скалистый лес в Фонтенбло 1898

Вспоминал барбизонцев Ренуар, который в годы безденежья ходил в Фонтенбло из Парижа пешком:

«Меня просто поразили Руссо и Добиньи. Я сразу понял, что Коро замечательный человек, он не занимаетсяотделкой своих картин, и слава его будет жить вечно. Как Вермер Делфтский, он вне моды.

Милле я терпетьне мог, его сентиментальные крестьяне чем-то напоминали переодетых актеров. Всей душой я тянулся к Диазу.

Он был доступен моему пониманию… Картины Диаза пахнут грибами, прелой листвой и мхом».

Барбизонцев назовут предтечами импрессионизма. Образы Милле позже будут препарировать

Ван Гог

Винсент Ван Гог Полуденный отдых Январь 1890

Винсент Ван Гог Утро. Отправление на работу (Подражание Милле) Январь 1890,

Винсент Ван Гог Крестьянка, вяжущая снопы (по мотивам Милле) 1889

и Дали

Сальвадор Дали Археологический отголосок «Анжелюса» Милле 1935

Сальвадор Дали Гала и Ангел Милле, перед скорым прибытием конического анаморфоза 1933

Сальвадор Дали Архитектонический «Анжелюс» Милле 1933

Источник — artchive.ru

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/2036978.html

тележка о прекрасном

jar_of_jamкупила, в общем, мама коника себе игрушку на новый год. вот такую:
на деле игрушка оказалась пустоватой и плоскоступой, но ничего: тот, кто хочет узнать — узнает все про Вселенную, сидя под деревом, глядя в свой пуп.

больше всех все знать хотела, конечно же, Соня, поэтому игрушка в тот же день перекочевала к ней. мы играли в нее все новогодние каникулы (теперь я ненавижу ИХ ВСЕХ и весь их постимпрессионизм, и всего Раушенберга, всех). Соня заметно обогатилась, знает теперь Гойю, например.

только произвносит, как ей нравится, с ударением на я — ГойЯ. также в наборе есть Винстон Ван Гог, ДЕга и прочие.

лично я заторчала на вот этой картине:

Жан-Франсуа Милле, «Анжелюс», 1857-1859что-то в ней есть. попыталась узнать, что именно.в скудной сопроводительной книжечке было написано типа того, что Милле рос на пашне среди крестьян, любил это все, поэтому и рисовал пашню и крестьян во всех видах. меня не устроило и я пошла копать дальше.так вот. «работа получила название по первым словам молитвы «Angelus Domini», что означает «Ангел Господень». такая молитва читается католиками три раза в день. молитва предполагает поминовение умерших»

то есть, вот они копали картошку, тут зазвонили колокола церкви, «которую видно на заднем плане» (поверим на слово, я там никакой церкви не вижу, если честно), они все бросили и давай молиться. потом дальше стали копать.

картина, как говорят источники, стала самой тиражируемой, висела в каждом себя уважающем французском доме как образец благочестия и того, к чему должны все стремиться.

но и это не ответ. оказалось, картина зазомбировала не только меня и не только я ищу ответ, почему.

«среди ярых поклонников картины был испанский художник Сальвадор Дали. он учился в школе, стену которой украшала репродукция картины Милле. фигуры картины вдохновили его на собственные копии и интерпретации образов полотна.

заинтересовала Дали и чрезвычайная печаль пары во время молитвы. он обратился к администрации Лувра с просьбой сделать и прислать ему рентгенограммы полотна.

рентгенограммы сделали, и выяснили, что первоначально это была не молитва за урожай картофеля, а похороны младенца молодой пары. отсюда и такая печаль в фигурах крестьян».

хо-хо. но почему в поле??? а вдруг кто-нибудь весной откопает?

«Археологический отголосок «Анжелюса» Милле», 1935

ДОПУСТИМ, археологический отголосок.

«Гала и Анжелюс Милле перед скорым прибытием конической анаморфозы», 1933

КОНИЧЕСКАЯ АНАМОРФОЗА! до сих пор вы не знали ничего о скрытых смыслах!

«Анжелюс. Гала», 1935«картина демонстрирует эмоциональные страхи, которые пробуждала в Дали работа французского живописца. в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник писал, что он видел в «Анжелюсе», для большинства людей являющейся работой религиозной тематики, на которой изображены простые молящиеся люди, пример скрытого сексуального подавления».

скрытого сексуального подавления!

«две фигуры в комнате — очевидно, это Гала с лица и со спины, — сопоставлены примерно в тех же позах, что и крестьяне на картине Милле.

однако сама картина безжалостно искажена рукой Дали: он сажает обоих крестьян в тачку (по-видимому, символ эротической близости) и изменяет позу женщины, усиливая сходство с атакующим богомолом, которое художник усматривал в оригинале; она собирается сойтись с мужчиной и затем поглотить его.

по контрасту, образ Галы спокоен и безмятежен, что, вероятно, отражает убеждение Дали в ее спасительной роли в борьбе с преследовавшими его сексуальными неудачами и безумием».

по другой версии извращений на тему «что хотел сказать автор», «Гала здесь выглядит необычно непривлекательно: ее губы плотно сжаты, глаза очень зло  уставились на своего двойника.

на репродукции над ее головой, мы видим покорно склонившихся  мужчину и женщину. женщина агрессивна, словно богомол, готовый уничтожить своего партнера после того как получит от него желаемое внимание.

это объясняет почему Гала так уставилась на своего двойника, который является мужским прототипом к ее женскому «Анжелюсу».

больше всего в этих опусах меня радуют слова типа «очевидно» или «это объясняет».

Атавизм сумерек

картошка выкопана, картошки больше нет. возможно, автор имел в виду нашествие колорадского жука.

который доминировал, доминировал да и выдоминировал и воткнул женщине в спину копье, символизирующее победу добра над агрессивным богомолом, которого интересует одна лишь беспощадная ебля на лоне природы. мужчина мертв.

по-видимому, богомол  все-таки успел уничтожить своего партнера после того, как последний картофельный клубень упал в тачку и тачка отправилась прямиком к церкви, которая на заднем плане. богомол предсмертным хрипом читает Анжелюс Домини. колорадский жук торжествует. НУ А ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?

Архитектонический «Анжелюс» Милле, 1933

«здесь художник еще больше воплощает свои жутковатые фантазии на тему хищного образа женщины – в упомянутом выше эссе он пишет о сексуальной агрессивности женской фигуры.

здесь женщина показана монстром, тычащим в мужчину гипертрофированным жалом. женская фигура на этой картине связалась в его восприятии с сексуальной агрессивностью, а ее поза — с позой самки богомола, готовящейся пожрать самца после копуляции.

хотя мужская фигура (слева) крупнее, она обреченно ждет, когда ее шеи коснется длинное жало, вероятно, трансформированное из вил, имеющихся на оригинале Милле».

милая французская пастораль? НЕТ! секс и богомолы. гипертрофированное жало. доминирование и каллиграфия.

коническая анаморфоза. все это и многое другое в картине мастера барбизонской школы.

имеющий глаза да увидит. а кто не видит, тот не гениален.

короче, я думаю, мне просто понравилось, что они грустные. никого они не хоронят и не подавляют. когда Мартынов говорит, что засадит 13 соток картошкой, я тоже превращаюсь в богомола в грустную крестьянку с тачкой.

в следующий раз мы, может быть, рассмотрим картины Дали

«Воспоминания о Ленине» и «Маструбирующий Гитлер». говорят, и такие есть. любите ли вы Дали так, как люблю его я?

Источник: https://jar-of-jam.livejournal.com/274534.html

Нюридсани Мишель — Сальвадор Дали

Но, как говорил Кокто, «критики всегда все сравнивают; а то, что не поддается сравнению, выше их понимания». Как реагировал Дали? В манере Уорхола с тридцатилетним опережением он не стремился ломать штампы.

Нет, штампы он укреплял, тем самым разрушая их. «Среди художников, — говорил он, — я больше кого-либо другого был подвержен чужому влиянию. В моем творчестве можно найти всего понемножку.

И Кирико, конечно, а почему нет? И в огромном количестве Пикассо».

Дали, естественно, не называет Танги…

После «Мяса праздничной курицы», после «Меда слаще крови» в 1927—1928 годах следует одно за другим целый ряд произведений несколько анекдотического содержания, поднявших слишком много шумихи: это фигуративные или абстрактные полотна с плавающими пробками, веревочками, губками, камнями, песком, гравием, ракушками и разными другими предметами, найденными на пляже; все эти работы недотягивали по уровню и до тех, что уже были названы выше, и до других, в каллиграфическом стиле — таких как «Рыбаки под солнцем», — сюжет которых, возможно, был обязан милой сердцу Дали версии об арабском происхождении его фамилии. И действительно, фамилия Дали для Испании не просто необычная, а чрезвычайно редкая.

Единственное, что вызывало интерес к этим картинам, если вообще вызывало, так это их названия: «Антропоморфический пляж», «Спектральная корова».

Название «Мясо праздничной курицы» появилось позже самой картины. Поначалу она называлась «Сюрреалистическая композиция». Что весьма банально, но свидетельствует о причастности.

Давайте поговорим теперь о названиях.

Первоначально картина «Мед слаще крови» называлась «Лес аппаратов». Тут, по всеобщему мнению, чувствовалось влияние Лорки. Окончательное же название родилось после одной из бесед с Лидией Ногер, умевшей давать гениальные названия самым разным вещам. Первым названием «Мелких останков» было «Рождение Венеры», которое затем превратилось в «Бесплодные усилия».

Так что название картины, даже если оно и производило впечатление импровизации, остроумной мысли, внезапно осенившей художника, не возникло само по себе, а было плодом определенных усилий. У него есть очень важная задача: «закоротить» произведение искусства для зрителя.

У сюрреалистов название их творений имело первостепенное значение. В начале двадцатых годов XX века Макс Эрнст, виртуоз в этом деле, подавал пример остальным.

Он как никто другой умел устанавливать новые связи между абсолютно разными вещами и выбивать искру при их соприкосновении друг с другом.

«Как никто другой» до того момента, пока Дали не продемонстрировал свою гениальность — во всяком случае в этой области, — с лихвой перекрывшую гениальность Эрнста.

Начиная с 1921 года названия, данные Максом Эрнстом, часто длинные, если не сказать — очень длинные, позволят Бретону, не слишком жаловавшему в то время живопись, потихоньку к ней приобщиться.

Они также натолкнут его на мысль о возможности установить связь между поэзией и живописью, отнюдь не очевидную для человека, в судьбе которого поэзия была всем, а живопись почти ничем.

Читайте также:  Картина "абсент", эдгар дега, 1876

Если названия заставляют изображение приобретать другое значение, не является ли такое применение на практике метода свободных ассоциаций сюрреализмом?

Вот несколько названий работ Макса Эрнста: «Не совсем здоровая лошадь с мохнатой ногой…», «Гидрометрическая демонстрация того, как надо убивать с помощью температуры», «И бабочки когда-то начинают петь», «Зооморфическая пара в период вынашивания беременности»…

Вспомните Магритта: «Это не трубка».

И Танги, коли уж речь зашла о нем: «Я пришел, как обещал», «Прощай», «Распространение бесполезных огней», «Мама, папу ранили»; даже Миро, чьи простые названия контрастировали с живописным изображением, навеянным снами, расщедрился на «Жар солнца, заставляющий биться в истерике цветок пустыни».

В этой связи хочется процитировать Пикабиа, сказавшего по поводу своей картины «Иисус Христос Растакуэр» [307] : «Существуют лишь слова, а того, что не имеет названия, не существует».

Некоторые исследователи сделали из этого весьма поспешный вывод: «Уберите название, и картина исчезнет».

Да, но название-то вот оно.

А вместе с ним и свободные ассоциации, берущие начало у Фрейда. Вспомним, что сказано прямым текстом в работе Фрейда «К истории психоаналитического движения». Он там утверждает, что катарсический метод Брейера [308] стал предтечей его психоанализа: «Он (психоанализ) явился на свет тогда, когда, отказавшись от гипноза, я применил метод свободной ассоциации».

Следует ли напоминать здесь, что Дали читал Фрейда еще в студенческой Резиденции, будучи совсем юным? Но, как пишет Руфь Амосси в своей книге «Дали, или Золотая жила паранойи», «в отличие от Фрейда, которого он не перестает превозносить, Сальвадор Дали старается так говорить о безумии, что его слова сами по себе близки к безумию и практически ничем от него не отличаются. Он мечтает также найти такие слова о паранойе, которые станут словами самой паранойи. По сути, теория должна слиться с потоком бреда; и если она слегка дистанцируется от него, то лишь для того, чтобы можно было получше разглядеть его. Безумие нужно описывать, а не объяснять. Держать под контролем, а не ограничивать».

Она добавляет: «Находясь на полпути между безумием и наукой, Дали не хочет быть ни параноиком, позволив себе ввергнуться в пучину бреда, потеряв над собой контроль, ни аналитиком, изучающим паранойю извне, как некий объект.

Паранойя-критический метод, объединив в себе эти две позиции, пытается переиграть их обеих. Следует пользоваться преимуществами бредовых фантазий, одновременно не теряя контроля над ситуацией, что позволяет спекулировать ими».

Руфь Амосси точно указывает цель. Ее достижение сопряжено с некоторым риском. Дали, обычно проявлявший необычайную сдержанность и контролировавший себя самым удивительным образом, все чаще и чаще стал испытывать приступы безумного смеха. Словно тот контроль, которому он подвергал сам себя и подвергал свою в высшей степени чувствительную душу, был ему одновременно и необходим, и невыносим.

Источник: https://fanread.ru/book/7944336/?page=80

Сальвадор Дали: личная жизнь, творчество и краткая биография

Вы здесь

Оглавление:

Сальвадор Дали появился на свет 11.05.1904. Его родиной стал небольшой городок Фирегас, который располагается в северной части Каталонии. За три года до рождения Дали в его семье появился малыш, который рано умер. Его звали Сальвадор. В честь умершего брата Сальвадор Дали и был назван. С этой минуты на его жизненном пути будет всегда присутствовать след уже несуществующего брата. 

В основном юность Сальвадора прошла в небольшом доме на морском берегу в городе Кадакес. Именно в этом месте мальчик Дали вбирал в себя частицы мифологии и суеверий своего народа. В основном эти истории он черпал из рассказов рыбаков и рабочих.

Некоторые искусствоведы утверждают, что этот факт и повлиял на появление мистических сюжетов в его творчестве. 
В 1908 году в семье нотариуса Дали рождается девочка по имени Анна Мария, которая становится для юноши самым близким другом.

Именно ее он изображает на большом количестве своих работ.

Родители одаренного мальчика тесно общались с семьей Пичет, которые, рассмотрев талант Сальвадора, порекомендовали его обучать технике рисунка. Но в 1921 году мать юноши внезапно умирает, что сказалось для него огромным эмоциональным потрясением. Через 3 года он постепенно оправляется от этого тяжелого удара и отправляется в Сан-Фернандо.

Сальвадор Дали: творчество в искусстве – досюреалистический период

В период с 1924 по 1926 год Дали обучается искусству в Сан-Фернандо в Мадридской академии. В это время он активно погружается в идеологию анархизма, изучает работы символистов, фовистов, кубистов и футуристов. В основном его интересовали произведения Х. Гриса, П. Пикассо, Ж. Брака, К. Кара, Ф. Пикабия. Сальвадор начинает стараться копировать их манеру письма. 

В это время он, подружившись с режиссером Л. Бюнюэлем, поставил с ним 2 фильма сюрреалистического жанра. Так в 1928 году выпускается картина «Андалузский пес», а в 1930 – «Золотой век».

В конце 1920х годов творец знакомится с трудами З. Фрейда, а также в Париже встречается с сюрреалистами, которые находились в поиске выражения «высочайшей реальности» подсознания человека. Через некоторое время он входит в число самых известных представителей этого общества. Личность сюрреалиста приобретает противоречивый характер из-за яркой театральности и технической виртуозностью. 

«Сюрреализм – это я»

В 30х годах художник создает новейший способ изучения сюжетов в живописи – параноидально-критический. Этот метод необходим для получения иррационального знания, а также его пояснения.

По убеждениям для освобождения глубоких мыслей и переживаний необходим лишь сумасшедший разум, который неограничен рамками рационального мышления. Творец уверял своих зрителей в том, что он не подвержен сумасшествию, а его паранойя стала следствием способностью к критическому мышлению.

Именно это утверждение становится основой творческого пути, и придает творческим работам двусмысленность. 

Во время II Мировой Войны Дали с Галой проживают в Штатах, активно наживая семейное состояние. Критики говорят, что в это время художник меняет свою экстравагантную репутацию на кривляния с целью привлечения новых зрителей. 

В 1941 году Сальвадор отходит от сюрреалистического жанра для создания универсального стиля в искусстве – «классического». Теперь его интерес перемещается от личных переживаний в теме Вселенной. В работах он пытался совместить свои взгляды в будущее и взгляды на творчество художников эпохи Возрождения. 

С 1970 года творец беспокоится о темах смерти и бессмертия, в это время следует пути сохранения тела, для того, чтобы снова переродиться. Особо важную роль он уделял сохранению собственных работ, для чего он основал проект театр-музей Сальвадора Дали, над которым он трудился в течение 10 лет. 

В этом видео можно ознакомиться с самыми лучшими картинами художника по мнению мировых критиков. 

Сальвадор Дали: самые известные картины

Каждая картина художника несет в себе идею, сформированную под воздействием конкретного периода жизни на его сознание. Поэтому выделить самые значимые из них практически невозможно, а самые известные можно перечислить списком:

  1. «Незримый человек», написанная в 1929 году; 
  2. «Пространство памяти», выполненная в 1931 году;
  3. «Архитектонический Анжелюс Милле», выполненная в 1933 году;
  4. «Лицо войны», написанная в 1941 году;
  5. «Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека», созданная в 1943 году;
  6. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за минуту до пробуждения», законченная в 1944 году;
  7. «Распятие, или Гиперкубическое тело», созданная в 1954 году;
  8. «Живой натюрморт», изображенный в 1956 году;
  9. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», написанная в 1983 году.

Личная жизнь художника

В 1929 году художник знакомится с Еленой Дьяконовой – Галой. При встрече Дали признает в ее образе знакомое далекое видение, которого ожидал с самого детства. Под воздействием этих переживаний он влюбляется в нее, и вскоре женится. 

Это событие рождает в душе Сальвадора новую волну фантазии и энергии, что послужило началом творческого плодотворного периода. В этот период творец обрывает все связи с обществом сюрреалистов, так как его личные ощущения сюрреализма начали сильно преобладать над разработанными установками и нормами группы. После этого В его сознании родилось утверждение: «Сюрреализм – это я».

Сальвадор постоянно признавал важнейшую роль Галлы в его жизни через ее изображение в своих работах. Она была для него музой и натурщицей. В качестве благодарности за прожитые вместе годы он в 1960х годах дарит ей замок в Пубол, который располагается недалеко от Фигераса. Стены замка украшали картины художника.

В 1982 году жена Дали умирает, после чего здоровье художника ухудшается. Дали прекращает появляться в обществе, полностью погружается в творчество.

Это время он проводит в полном одиночестве в стенах замка, где в 1984 году при пожаре получил сильнейшие ожоги.

В 1989 году художник умирает от остановки сердца, по завещанию его тело помещают в склеп театра-музея Дали, который располагается в Фигерасе.

В этом видео можно узнать больше о тайне роковой любви художника к Гала. Обязательно оставляйте свои вопросы и пожелания в комментариях к статье!

Источник: https://www.rutvet.ru/salvador-dali-lichnaya-zhizn-tvorchestvo-i-kratkaya-biografiya-9055.html

Ссылка на основную публикацию