Автопортрет в возрасте 58 лет, антон граф, 1794

Художник антон граф (1736 — 1813)



Антон Граф (1736 — 1813)Автопортрет в 58 лет 1794-1795холст, масло168 х 105 см

Картинная галерея, Дрезден

Антон Граф (нем. Anton Graff, 18 ноября 1736, Винтертур — 22 июня 1813, Дрезден) — немецкий художник швейцарского происхождения, выдающийся портретист своего времени.Графа можно отнести к известнейшим незнакомцам в истории немецкого искусства. Знатоки ценят его за психологическую утончённость и техническую виртуозность, однако по-настоящему популярным он никогда не был. Это объясняется тем, что Граф ограничился одним жанром: портретом. Последняя выставка его работ состоялась в 1963 году в Восточном Берлине и в Дрездене. Однако некоторые из работ Графа, составляющие впечатляющую панораму гениев своего времени, давно уже стали «иконами». Представление и том, как выглядели Шиллер, Геллерт, Принц Генрих, Ходовецкий или Генриета Герц, мы имеем лишь потому, что когда-то Граф нарисовал их портреты. А портрет Фридриха II был использован Энди Уорхолом для его композиций «поп-арт».Родился Антон Граф в семье ремесленника из Винтертура (Швейцария), обучался живописи на родине и в Аугсбурге; специализировался на портретной живописи. С 1766 – придворный художник в Дрездене. С 1789 – профессор дрезденской Академии художеств. Член берлинской, венской, мюнхенской академий художеств.Граф был любимым портретистом немецкого, русского, польского и балтийского дворянства. Самые важные его клиенты – Екатерина Великая России и Фридрих Великий Прусский. По заказу царицы Екатерины II художник в 1796 году копирует ряд картин из Дрезденской галереи для Эрмитажа.

16 октября 1771 года Антон Граф женился на Элизабет Софи Сульзер. У них было пятеро детей. Умер художник от брюшного тифа 22 июня 1813 года в Дрездене, где и был похоронен, но его могила не сохранилась. В Винтертуре и Дрездене именем Антона Графа названы улицы.


Граф Антон (1736 — 1813)Автопортрет

Graff, Anton (1736-1813)


Графф, Антон (1736-1813)АвтопортретGraff, Anton (1736-1813)Граф, Антон (1736 — 1813)Автопортрет с козырьком

Старая и Новая Национальные Галереи (Берлин)

Автопортрет с козырьком, был написан художником в июне 1813 году, незадолго до смерти.

Это свидетельство гордости и уверенности в себе. Художнику 76 лет, он создал более 2000 портретов самых знаменитых, богатых и могущественных людей своего времени и почитаем всей Европой. Но по-прежнему стоит у мольберта.

Чуть сгорбившись, в руках кисть и палитра, он бросает нам прощальный взгляд, в котором смешаны решимость и меланхолия.

На лбу художника маленький матерчатый козырёк, защищающий глаза от света, который напоминает современные «очки для сна».

«Обращается на себя внимание то, что глаза художника стали стары и потускнели, но при этом вцелом ещё ощущается, сколько в нём силы и юношеского огня», отметил по поводу картины Карл Графф, сын живописца.

Граф, Антон (1736 — 1813)Автопортрет 1765Граф, Антон (1736 — 1813)Автопортрет 1783Граф, Антон (1736 — 1813)Автопортрет 1809Graff, Anton (1736-1813)Self-portrait, Anton Graff and his family (1785)This painting is in the Museum Oskar Reinhart in WinterthurЕлизавета София Августа — Густе, жена художника 1772Auguste Graff, Ehefrau von Anton Graff 1772Museum Briner und Kern WinterthurArtist's Son, Georg, Aged 6 Years, Playing With Soap Bubbles 1783Граф, Антон (1736-1813)Портрет Генриха XIII, графа Ройсского 1775холст, масло112,6 х 84 смНовая пинакотека, МюнхенГраф, Антон (1736-1813)Принц Генрих IV РейсскийГраф, Антон (1736-1813)Портрет А. И. Дивовахолст маслоСерпуховской историко-художественный музейАдриан Иванович Дивов (1749-1814), сын московского генерал-полицмейстера; сенатор, тайный советник. Был женат на графине Елизавете Ивановне Бутурлиной (1762-1813). 1794Граф, Антон (1736-1813)Портрет Елизаветы Петровны Дивовой, урожденной графини Бутурлиной. 1794Portrait of Elizabeth P. Divova (1762-1813) 1794Pushkin MuseumГраф, Антон (1736-1813)Мужской портрет 1798холст, масло132 х 99,5 смГосударственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургГраф, Антон (1736-1813)Портрет графини Екатерины Сергеевны Самойловой 1790-ехолст, масло103,5 х 83,5 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургГраф, Антон (1736-1813)Портрет Констанции Жевусскойхолст маслоЛьвовская картинная галереяГраф, Антон (1736-1813)Портрет Георга Леопольда Гогеля 1796Холст, масло130 X 95 смГосударственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургГраф, Антон (1736-1813)Портрет эрцгерцогини Марии КристиныГраф, Антон (1736-1813)Графиня Софи де ВиттСтарая и Новая Национальные Галереи (Берлин)Граф, Антон (1736-1813)Даниэль ХодовецкиГраф, Антон (1736-1813)Кристиан Вильгельм ДитрихГраф, Антон (1736-1813)

Доротея Фридерика Шлегель (1764 — 1839)

Граф, Антон (1736-1813)Кристиан Фюрхтегот Геллерт (1715 — 1769) немецкий поэт и философ-моралист эпохи ПросвещенияГраф, Антон (1736-1813)Элиза фон Реке (1754-1833)Portrait of Elisa von der Recke (1754-1833) 1797Граф, Антон (1736-1813)Портрет актера Конрада ЭкхофаГраф, Антон (1736-1813)Портрет бургомистра Боцена Готлоба Августа ХерингаГраф, Антон (1736-1813)

Генриетта Юлия Герц (1764 — 1847)

Граф, Антон (1736-1813)Мужской портрет 1810холст масло68.5 × 53.5 cmГраф, Антон (1736-1813)Портрет И. Г. Гердера, 1785Portrait of Johann Gottfried Herder 1785oil on canvas52.2 × 42.5 cmGleimhausГраф, Антон (1736-1813)Портрет Готхольда Эфраима Лессинга (нем. Gotthold Ephraim Lessing (1729 — 1781) — немецкий поэтAnton Graff (1736–1813)Gotthold Ephraim Lessing 1771Kunstsammlung der Universität LeipzigГраф, Антон (1736-1813)Пробст Иоганн Иоахим Шпалдинг в домашнем халатеAnton Graff (1736–1813)Bildnis der Henriette HerzAnton Graff (1736–1813)Bildnis der jungen GräfinAnton Graff (1736–1813)Carolina Maria Teresa di BorboneGalleria Nazionale — Parma, Emilia-Romagna, ItalyAnton Graff (1736–1813)Bildnis einer Dame als VestalinAnton Graff (1736–1813)Portrait of Elisabeth Sulzer, née Reinhart (1765-66) from 1765 until 1766oil on canvas100.5 × 82.5 cmPrivate collectionAnton Graff (1736–1813)Esther Charlotte Brandes (1742–1786) als AriadneAnton Graff (1736–1813)Frederick II the Great of Prussia, 1764oil on canvasAnton Graff (1736–1813)Portrait of Friedrich II, King of Prussia, aged 68 178162 cm х 51 cmCharlottenburg PalaceПортрет Фридриха ВеликогоAnton Graff (1736–1813)Portrait of Juliane Wilhelmine Bause 1785oilAlte NationalgalerieЮлиана Вильгельмина Баузе (художница, рисовальщица и гравер), 1785Anton Graff (1736–1813)Portrait of Juliane Wilhelmine Sophie von SiversAnton Graff (1736–1813)Portrait of Moses Mendelssohn (1729-1786) 1771

Моисей Мендельсон (1729 — 1786)


Anton Graff (1736–1813)Portrait of Sophie Friederike Seyler, formerly Hensel (1738–1789), German actress 1775Anton Graff (1736–1813)Portrait of Stanislaw Kostka Potocki (1755-1821)Anton Graff (1736–1813)Portrait of the daughters of Johann Julius von Vieth und Golssenau (1713–1784) and his wife Johanna Juliane, née Krieg von Bellicken (painted around 1775)Anton Graff (1736–1813)Portrait 'Tina' Gräfin of Brühl. (1796) Johanna Margarete Christine Gräfin von Brühl Dresden, GemäldegalerieAnton Graff (1736–1813)Porträt des Johann Georg Sulzer (1720-1779), schweizer Theologe, Philosoph, Übersetzer und PublizistGleimhaus HalberstadtAnton Graff (1736–1813)Adrian Zingg, 1796-99Öl auf Leinwand160 × 98Anton Graff (1736–1813)Anna Marie Jacobine Körner, gen. Minna, geb. Stock. Ehefrau von Christian Gottfried Körner 1785Anton Graff (1736–1813)Johann Jacob EngelЙоганн Якоб Энгель (1741—1802)Anton Graff (1736–1813)Sophie Gabain, um 1795-96Öl auf Leinwand70,3 x 56 cmMuseum der bildenden Künste LeipzigAnton Graff (1736–1813)Betender alter Mann (Schuster Johann Gottlob Reinhardt), 1802Öl auf Leinwand70,6 x 56,2 cmAnton Graff (1736–1813)Ferdinand Heinrich von Helldorff, 1803Фердинанд Генрих фон ГелльдорффÖl auf Leinwand135 x 98 cmPrivatsammlung DüsseldorfAnton Graff (1736–1813)Heinrich von KleistГенрих фон Клейст (1777-1811) 1808Anton Graff (1736–1813)Hertug Frederik Christian II 1790oilAnton Graff (1736–1813)1787 Portrait of Elisa von der ReckeAnton Graff (1736–1813)Friedrich Anton von HeynitzAnton Graff (1736–1813)Friedrich August IAnton Graff (1736–1813)Karl Wilhelm Ferdinand von FunckAnton Graff (1736–1813)Königin Elisabeth Christine in WitwentrachtAnton Graff (1736–1813)Portrait of Adam Friedrich OeserAnton Graff (1736–1813)Portrait of Friedrich August von SiversAnton Graff (1736–1813)Portrait of Graf von MedemBrustbild im OvalAnton Graff (1736–1813)Portrait of Judith Gessner, wife of Solomon GessnerAnton Graff (1736–1813)Porträt des Salomon Gessner (1730-1788) 1765 bis 1766Öl auf Leinwand64 × 53Соломон Гесснер — швейцарский поэт, художник и график. Один из крупнейших мастеров европейского рококо.Anton Graff (1736–1813)Portrait of Wilhelmine von Lichtenau 1787-8856 x 73 cmBerlin, Berlin MuseumAnton Graff (1736–1813)Porträt des sächsischen Kurfürsten Friedrich August III und später als polnischer König FriedrichAnton Graff (1736–1813)Schriftstellerin Julie ClodiusAnton Graff (1736–1813)August Wilhelm Iffland som Pygmalion 1800Anton Graff (1736–1813)Johann Caspar Füssli 1765Anton Graff (1736–1813)Porträt des Frederick William II of Prussia 1792Anton Graff (1736–1813)Porträt des Johann Friedrich Bause (1738-1814) 1807Anton Graff (1736–1813)Heinrich von Preußen (1726–1802)Генрих Прусский (1726—1802)Anton Graff (1736–1813)1803 Friederike von Helldorflocation unknown to gogmФридерике фон Гелльсдорфф, урождённая фон Гогенталь 1803Anton Graff (1736–1813)Die Söhne des Künstlers beim Seifenblasenspiel, 1778Автопортрет 1756-1758холст маслоSelbstbildnis in hohem Alter Graff, Anton (1736-1813) 1805-06Anton Graff (1736–1813)Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (1759-1805)Portrait Friedrich Schilleroil on canvas71 × 57 cm

Städtische Galerie Dresden — Kunstsammlung, Museen der Stadt Dresden                    

p-w-w.org

wikimedia http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post386358738/

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/3114079.html

Новости

  • Большое собрание изящных искусств ASG располагает картинами французского художника Филиппа Мерсье, объединенных аллегорическим изображением человеческих чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность для человека, способная увлечь его на путь греха. В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.
  • В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение «Христос на кресте», автор которого Шарль де Лафосс был очень заметной фигурой в художественной жизни Франции второй половины XVII – начала XVIII веков. Этому способствовали не только одаренность художника и его официальная должность ректора Королевской академии, но и дружба с сильными мира сего: кредитором короля и меценатом Пьером Кроза, Шарлем Лебреном, Жан-Жаком Руссо, Антуаном Ватто и др. Самыми известными учениками Лафосса были баталист Шарль Парросель и его двоюродный племянник Антуан Пэн, со дня рождения которого исполнилось 335 лет.
  • Формальная сфера в изобразительном искусстве – объект научного и творческого интереса художника Рустема Мирхасанова, автора учебника «Живопись с основами цветоведения». Анализ формы произведения – линий, колорита, композиции и т.д. – осуществлен на примере картины крупнейшего флорентийского мастера Микеле Тозини «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» из БСИИ ASG. Подобный подход особенно продуктивен в отношении творчества старых мастеров, где сюжет, в силу его повторяемости, всегда менее интересен авторской манеры его изображения.
  • Помпео Джироламо Батони – итальянский художник, со дня рождения которого исполнилось 310 лет, интересен как родоначальник парадного портрета в стилистике классицизма, а также автор многочисленных аллегорических и мифологических картин. Оригинальный стиль зрелого Батони включал элементы античного искусства, французского рококо, итальянского классицизма, напоминал манеру таких гениев, как Никола Пуссен, Клод Лоррен и особенно Рафаэль. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа мастерской Помпео Батони «Портрет курфюрста Карла Теодора Баварского», в котором заметно то же изящество живописи, совершенной по форме и гармоничной по цветовому решению.
  • Освоение морского пространства является важнейшей вехой в истории человечества. Эволюция способов мореплавания, строительство кораблей, маяков – важная часть истории материальной культуры, а воспроизведение моря в различных видах искусства, его интерпретация вызвали к жизни особый жанр литературы и изобразительного искусства – маринистику. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется несколько марин, отражающих различие подходов к интерпретации моря у голландских, французских и итальянских художников XVII века – времени становления их как самостоятельного жанра. В их числе произведение Жана-Анри д'Арля, прозванного за подражание мэтру маринистики «Обезьяной Верне».
  • В МИА атрибутирована картина на сюжет передачи Девой Марией Младенца Иисуса Франциску Ассизскому. В Большое собрание изящных искусств ASG произведение поступило как работа ломбардской школы XVII века. В ходе искусствоведческого анализа установлен ее автор – Джованни Баттиста Креспи, итальянский художник, скульптор, гравер и архитектор, более известный по прозвищу Иль Серано, связанному с местом рождения.
  • В июле 2018 года гостем редакции журнала «Мир искусств» стал художник, выпускник Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, участник множества российских и зарубежных выставочных проектов, преподаватель Рустем МИРХАСАНОВ. Темой беседы стали тайны «творческой кухни» старых мастеров, обеспечивающие высочайший художественный результат минимальными средствами. Сегодня знание технологий старых мастеров необходимо и для понимания замысла художника, и, особенно, при  реставрации картины.
  • В XVII веке путь женщины в изобразительное искусство был непрост: для этого нужно было не только иметь талант, но и родиться в семье художника, что подтверждают судьбы Мариэтты Тинторетто, Лавинии Фонтана, Артемизии Джентилески, мадам Виже-Лебрен и Анжелики Кауфман. Не была исключением и Элизабет-Софи Шерон, со дня рождения которой исполняется 370 лет.
  • Агостино Тасси, со дня рождения которого исполняется 440 лет, отличался такой бурной биографией, что на ее фоне меркнут жизнеописания его знаменитых соотечественников – Караваджо и Себастьяно Риччи. Жестокий, авантюрный, циничный Тасси воспринимается сегодня в первую очередь в связи с историей Артемизии Джентилески. Между тем он был талантливым художником, виртуозом-декоратором дворцов римской знати, доверенным лицом дома Медичи. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение художника, подтверждающее его талант пейзажиста и мариниста.
  • В Большом собрании изящных искусств ASG хранится портрет, атрибутированный французскими экспертами как работа Жана де Труа «Портрет дамы с золотой диадемой». Жан де Труа был сыном и учеником художника Антуана де Труа и отцом и первым учителем своего более знаменитого сына – Жана-Франсуа. Авторство произведений младших де Труа не всегда четко разделялось, что делает предположение о том, что портрет из БСИИ принадлежит кисти Жана-Франсуа, более основательным.
  • Ювелирные изделия – продукт одного из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Определяемые культурой повседневности (например, конструктивными особенностями костюма), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих вкус, уровень достатка, знатность и социальный статус их владельца. Большое собрание изящных искусств ASG позволяет проследить стилевое развитие этого вида декоративно-прикладного творчества, основываясь на произведениях станковой масляной живописи старых мастеров.
  • Сенокос и именинный обед, скотный двор и зеркальная зала, кавалькада в роще, купание в пруду и варка варенья на террасе – весь уклад усадебной жизни будет не только продемонстрирован во время фестиваля «Тайны усадьбы», но и на два дня станет реальностью для его участников. Фестиваль пройдет на территории усадьбы Скорняково-Архангельское (Липецкая область) 7-8 июля.
  • 6 июня в день рождения А.С. Пушкина на территории Лядского сада прошел V городской книжный фестиваль «Книга-фест-2018». Разнообразную культурно-просветительскую программу мероприятия объединил Лев Толстой, в честь 190-летия которого 2018 год указом Президента РТ Рустама Минниханова объявлен Годом Толстого. На фестивале был представлен научный проект – Путеводитель по историческому центру г. Казани: экскурсионный маршрут «Душа Толстого до сих пор гостит в Казани…», разработанный ученицей 2А класса гимназии №3 Вахитовского района Амалией Хайруллиной.
  • Многие французские художники, чьи работы хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG, являются обладателями Большой Римской премии – специальной стипендии, позволявшей в течение трех-пяти лет изучать античное искусство, живя в Риме за счет королевской казны. Премия была вожделенной наградой для каждого студента академии, известно, что Жак-Луи Давид, не выиграв премию три года подряд, подумывал о самоубийстве. История, как обычно, расставила все по своим местам: многие обладатели Большой Римской премии сегодня забыты, а их неудачливые соперники навсегда вошли в историю искусства.
  • В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение Луи-Жозефа Ватто, племянника Антуана Ватто, «Военный лагерь». Все художники по фамилии Ватто, а их было по меньшей мере еще трое, находятся в тени своего великого родственника, мастера галантных сцен, создателя стиля рококо. Между тем Луи-Жозеф Ватто, со дня смерти которого исполняется 220 лет, заслуживает собственной страницы в истории искусства как художник, педагог-новатор и создатель одного из крупнейших музеев Франции за пределами ее столицы.
  • Французский художник Пьер Дюлен, со дня смерти которого исполнилось 270 лет, является ярким представителем классицистического стиля. Родился в семье архитектора, и ему было предназначено продолжить дело отца. Дюлен настолько быстро осваивал искусство архитектуры, что попутно отец решил отдать его в обучение живописи, чтобы он мог изящнее оформлять проекты фигурами, орнаментами и т.д. Живопись сразу же стала страстью Дюлена, и вопреки воле семьи он становится художником. Творческое наследие Дюлена разнообразно: картины на мифологические и религиозные темы, портреты, картоны для шпалер. Для российских музеев это имя является малоизвестным, тем значимее его произведение «Вертумн и Помона» из Большого собрания изящных искусств ASG.
  • 25 апреля Международный институт антиквариата был приглашен в Центр «Эрмитаж-Казань» на семинар-презентацию «Музей будущего». Основным содержанием его стало представление инновационных музейных технологий. Главный хранитель МИА Елена Власова обсудила с организатором мероприятия Максимом Махмутовым (г. Екатеринбург) проблемы и перспективы сосуществования традиционных и инновационных технологий в музейном пространстве.
  • Ломберный (то есть карточный) стол стал популярен в России при Екатерине II, поскольку еще при Елизавете Петровне играть в другие азартные карточные игры запретили. Ломбер придумали в Европе, Александр Дюма в своем романе «Габриель Ламбер» дает пояснение, что предшественником ломбера был буйот – азартная карточная игра, разновидность популярного в XVII–XVIII вв. брелана, запрещенного при Людовике XIV. Разрешение играть в ломбер на небольшие суммы сделало этот предмет мебели практически обязательным в каждом дворянском доме. В реставрационных мастерских Международного института антиквариата завершена реставрация двух ломберных столов, о которой рассказали Валерий Ильин, Мударис Мутыгуллин и главный хранитель МИА Елена Власова.
  • В XVII-XVIII веках итальянская пейзажная живопись подразделялась на два основных поджанра – «пейзаж с руинами» и «городской пейзаж». Изображению празднеств и толпы, заполняющей величественные площади, а также «живописи руин» отдавали дань многие художники. В Италии, переживавшей в этот период политический и экономический кризис, это воспринималось как своеобразная дань уважения прошлому величию страны. Становится популярным жанр пейзажной живописи, получивший наименование каприччио (от итал. Capriccio – «каприз»). На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Для оживления пейзажа нередко использовался стаффаж – фигурки людей и животных, не несущие смысловой нагрузки. Дженаро Греко и отец и сын Кодацци, работы которых представлены в Большом собрании изящных искусств ASG, являются яркими представителями обоих поджанров.
  • История шпалер – это эволюция продуктов ковроткачества, создаваемых для утилитарных целей, в предмет символического потребления, а затем – объект коллекционирования элиты. На протяжении нескольких столетий шпалеры подчеркивали богатство и особый общественный вес их обладателей. Дошедшие до сегодняшнего дня шпалеры требуют неустанной заботы и больших средств не только для реставрации, но и простого поддержания сохранности, поэтому появление их на аукционах случается значительно реже, нежели других предметов прикладного искусства.
Читайте также:  Портрет капитана томаса корама, уильям хогарт — описание

Источник: http://int-ant.ru/news/art_k/the-main-portrait-painter-of-german-poets/

Малевич: 7 автопортретов от символизма до псевдо-Веласкеса

?
23 февраля исполняется 137 лет со дня рождения Казимира Малевича — прославленного создателя супрематизма. Однако, помимо этого направления, художник, как и многие другие мастера ХХ века, успел поработать и в других стилях. Взглянем на историю его творчества с помощью семи автопортретов художника разных лет.

БЕСПЛОТНО И СИМВОЛИЧНО

Эскиз фресковой живописи (Автопортрет). 1907. Государственный Русский музей

В начале века молодой художник только ищет свой стиль. В 1907 году он написал цикл картин, объединенных названием «Эскиз фресковой живописи» на евангельские сюжеты Вознесения Христова («Торжество Неба»), Положения во гроб, Моления о чаше («Молитва»). На автопортрете из того же цикла он изобразил себя на фоне одной из подобных картин, в окружении бестелесных нагих фигур, то есть душ святых с нимбами. В стиле полотна есть что-то напоминающее иконы благодаря использованной автором плоскостной технике. Себя Малевич нарядил при этом в традиционный костюм художника — богемный наряд с большим бантом-галстуком.

«ДИКО» И ДОРОГО

Автопортрет. 1909–1910. Sotheby’s

Этот автопортрет Малевича написан уже после знакомства с французскими фовистами (буквально — «дикарями», от фр. fauve — «дикий»), постимпрессионистами, которые позволяли себе совершенно эпатажное сочетание цветов, например без смущения используя для человеческой кожи изумрудную краску. Цвета здесь бурлят, также как и расплывчатые фигуры на заднем фоне.

Работа — хороший пример нынешнего места Малевича на арт-рынке: она происходит из той части коллекции Костаки, которую ему разрешили вывезти из СССР.

Эта небольшая гуашь в 2015 году ушла с молотка в Sotheby’s за 5,75 миллиона фунтов при начальной заявке 1–1,5 миллиона фунтов.

При предыдущей продаже в 2004 году она стоила всего 163 тысячи фунтов, то есть за десять лет она подорожала в несколько десятков раз. Не зря Малевич — один из самых дорогостоящих русских художников.

ЖЕЛТО И ЗАДУМЧИВО

Автопортрет. 1908 или 1910–1911. Государственный Русский музей

Акварель из собрания Русского музея — пример дальнейших экспериментов Малевича с постимпрессионизмом, его дикими цветами и энергичной лепкой формы. Малевич, оглядываясь на Матисса, пристально анализирует разложение цвета — оттого на его лице появляются яркие пятна неожиданных цветов. Типичный пример автопортретов ХХ века, написанных не ради самолюбования, а ради поисков новых методов изображения человека. Впрочем, все еще довольно «ученически», если только не предугадывать грядущий «Черный квадрат» в неожиданном для этого калейдоскопа цветов черно-белом контрасте рубашки и галстука.

НАГЛО И ПРИСТАЛЬНО

Автопортрет. Около 1910. Государственная Третьяковская галерея

Самый знаменитый из автопортретов молодого Малевича. Еще одна картина из коллекции Костаки, на сей раз оставшаяся в России. Художник явно использует тут все, чему научился у фовизма с его неожиданными цветами и контурами. Однако уже предугадывается его грядущий абстракционизм, с превращением человеческого тела в геометрические фигуры. По сравнению с предыдущими автопортретами автор явно преисполнен уверенности в себе. На заднем плане уже не бесплотные святые с нимбами, а ядрено-красные обнаженные бабы-купальщицы с расплывающимися очертаниями. Прямой взгляд глаза в глаза зрителю довершает демоническое впечатление.

ГЕОМЕТРИЧНО И ГОРДО

Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях. 1915. Стеделик-музей (Амстердам)

Наконец, свершилось! Малевич изобрел супрематизм — художественное направление, в котором что угодно можно было выразить с помощью геометрических фигур. В данном автопортрете он выразил с их помощью себя. Характерно, что «Черный квадрат» (написанный в том же, 1915 году) является важной частью этого автопортрета, чуть ли не «головой».

В голландском музее Стеделик, между прочим, очень неплохая коллекция Малевича, работы которого попали туда сложным путем. В 1927 году художник, планируя выставку, привез в Берлин почти сотню работ.

Ему пришлось вернуться на родину до окончания выставки, и позаботиться об оставшихся в Германии полотнах он поручил архитектору Хуго Херингу.

Тот сумел их спасти от уничтожения как «дегенеративное искусство» в годы фашизма и в 1958 году, уже после смерти автора, продал в Амстердам. Имел ли право? Вот и наследники Малевича возмутились.

В начале XXI века их фонду (почти 40 человек) удалось получить от музея пять из тех картин. Именно так шедевры и уплывают из общедоступных музеев в частные коллекции: в 2008 году одна из них, «Супрематическая композиция», ушла с молотка за 60 миллионов долларов. Деньги поделили наследники и адвокаты.

НАДМЕННО И РЕНЕССАНСНО

Автопортрет. 1933. Государственный Русский музей

Второй из хрестоматийных автопортретов мастера. Изображает его уже в поздний период.

Картина с узнаваемыми чертами лица неожиданно реалистична. Она отсылает к итальянским портретам эпохи Возрождения как костюмом (Малевич оделся как венецианский дож), так и гордой позой и полным достоинства выражением лица. Кстати, и тут Малевич следует духу времени: как раз в ту эпоху многие живописцы стали писать в стиле неоклассицизма.

Однако не забывает он и о своем супрематическом прошлом: в правом нижнем углу полотна, на нейтральном фоне у опущенной руки, можно найти подпись Малевича — вместо автографа написан крохотный черный квадрат.

Читайте также:  «конфуций справедливый», николай рерих — описание картины

При прощании с Малевичем после его смерти этот портрет висел в изголовье его супрематического саркофага — рядом, разумеется, с «Черным квадратом».

ПРОЩАЛЬНО И ПАСМУРНО

Автопортрет. 1934. Московский музей современного искусства

Автопортрет, написанный в последний год жизни художника, — самый мрачный из всех.

Это абсолютно реалистичная картина в духе старых мастеров, где кожа именно того цвета, как задумано природой, мазки энергично лепят форму головы в правильном направлении, а бородка вообще напоминает веласкесовых благородных донов. Как будто и не Малевич писал! Зримый манифест его отхода от беспредметности, ну и общих художественных тенденций эпохи, когда всюду довлел социалистический реализм

Картина происходит из коллекции разорившегося Инкомбанка, который в 1994 году купил ее и «Портрет жены» всего за 10 миллионов рублей у каких-то самарских родственников Малевича.

В 2002 году собрание ушло с молотка на аукционе «Гелос», и обе картины приобрел Московский музей современного искусства — «Автопортрет» обошелся ему в 600 тысяч долларов.

На западных аукционах наверняка бы вышло дороже, но вывозить Малевича за рубеж, к счастью, запрещает закон.

Софья Багдасарова для культура.рф (оригинал)

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/823553.html

Портреты Вероны 18 века

Портретная живопись в XVIII веке развивается в двух направлениях – реализм изображения и идеализация персонажей. Оставить свой портрет потомкам, показать современникам себя в период достижения высокого общественного положения или расцвета богатства – понятные нам причины, по которым заказывали художникам портреты многие веронцы.

До 40-х годов XVIII века важнейшие художники Антонио Баслестра и Людовико Дориньи ориентировались на моду в Венеции. Среди их заказчиков – венецианские дожи и патриции в моменты назначений на престижные должности, а также веронская знать и представители богатой торговой буржуазии. Конечно, нельзя рассматривать веронские портреты только в свете влияния венецианской живописи.

Король Польши Август 3, Пьетро Ротари

Художники путешествовали, изучали разные стили и новшества, работали за рубежом. Антонио Балестра и Пьетро Ротари изучали античность Рима, ориентировались на грациозные творения Рафаэля и выразительную силу произведений Караччи. Археологические находки в Неаполе, о которых в то время рассказывал эрудит Шипионе Маффей в Вероне, также привлекали внимание художников.

Живопись Болоньи (Академия Клементина) — важная составляющая в творчестве веронцев Джанбеттино Чиньяроли, Франческо Лоренци, Феличе Торелли и Джорджио Ансельми. В Королевской Академии Пармы формировался живописный стиль Чиньяроли, а маркиз Микеле Энрико Саграмозо из Вероны познакомился с Тьеполо.

Через Саграмозо Каносса позвали Тьеполо для росписи фресками своего Дворца в Вероне.

Принцесса Польши Кунигонда, Пьетро Ротари

Автопортреты художников выражали состояние души и настроения, Чиньяроли изобразил себя в зрелом возрасте, 50-летним на пике известности.

Не случайно на его портрете изображены символы живописи и поэзии — палитра с кистями и лира.

Художник Джузеппе Чиньяроли- в монашестве Фра Феличе, свой портрет представляет нам в возрасте 35 лет, в одеждах монаха-францисканца,где подчёркнут выразительный и глубокий внутренний мир и духовность.

Веронские портреты XVIII века – лица и души разных людей, но круг их остается замкнутым. Аристократы, коллекционеры, члены Академий, богатая прослойка общества, элита того времени – вот кого мы видим на портретах в Вероне. Самым модным художником второй половины века в Вероне стал Саверио Делла Роза (1745-1825).

Дамы и семейные портреты

Мария Жозефа — жена Короля Августа 3, Пьетро Ротари

Европейское влияние в веронские портреты внесли работы Пьетро Ротари – придворного художника Вены, Дрездена и России. Первым написанным Портретом, который открыл дорогу Ротари к заказам принцев и императоров, был его собственный Автопортрет.

После этой работы последовал заказ от Императора Австрии на десяток портретов членов императорской семьи. Цикл портретов включает Портрет сына Августа 3 — Короля Польши, Портрет наследного принца Федерико Кристиана, жены Марии Антонии из Баварии и изящные Портреты её сестер — Элизабетты и Кунегонды.

В России Пьетро Ротари работает сначала при дворе Елизаветы, и её портрет «наиболее ярко выражал характер и психологию императрицы». Ротари открыл частную Академию живописи в Санкт Петербурге, и многие его ученики стали известными русскими портретистами.

Пьетро Ротари – автор многочисленных «женских портретов», это не столько реальные изображения, сколько характерные лица с разными настроениями, страстями и душевными переживаниями.

Портрет Терезы Маласпина с сыном Карло, 1790 год, Агостино Уголини

В Вероне художник Саверио делла Роза – настоящий свидетель жизни веронской знати, его портреты повествуют нам не только о положении семьи, но и разных брачных союзах среди знатных семей. 

Символом таких портретов можно признать Портрет Марии Клаудии Каносса Бури и её матери Изотты Бури Спольверини, который только недавно «вернули» кисти Саверио делла Роза, когда изучили расходные книги семьи и датировали портрет 1786 годом (в частной коллекции).

Два портрета семьи Джусти в коллекции веронского Музея Минискальки Эрицци написал художник Агостино Уголини. Портрет Терезы Маласпина с сыном Карло 1790 года и Портрет Гомберто Джусти с сыном Карло 1796 года.

Граф Гомберто Джусти с сыном Карло, 1796 год, Агостино Уголини

Муж и жена с наследником Карло – традиции веронского портрета (наследник рода, собака на переднем плане) здесь совместились с новизной французской живописи (подчеркивается культура заказчика с ноткой меланхонии).

Картины подарены Музею Минискальки графом Веттор Джусти дель Джардино в 1996 году.

По предположениям некоторых критиков два портрета, мужа и жены, написанные отдельно друг от друга с сыном-наследником, могут свидетельствовать о фактическом разводе семьи и отдельном проживании.

Кисти Уголини принадлежит прекрасный портрет 1788 года семьи Дионизи.

Семейный портрет на фоне Виллы в Череа создан по заказу маркиза Габриэле Дионизи (1719-1808) для украшения своего Дворца на улице Леончино в Вероне.

Семейный портрет маркиза Дионизио в «старой манере» прославлял важный момент в истории семьи – предстоящую свадьбу, которая связала их род со знатным, богатым и влиятельным домом Саграмозо.

Портрет семьи графа Тозио, 1793 год, Саверио Делла Роза

В 80-е годы XVIII века Саверио делла Роза написал портреты для семьи Саграмозо – Анны Саргамозо (1786), Бианки (1789), Марии (1791), девочки Маргериты с головой, украшенной цветами и книгой в руках (1789). Портрет жены Алессандро Карлотти Пульхерии д Арко датируют 90-ми годами века.

В 1792-93гг. Делла Роза пишет семейный портрет для графа Оттавиано Тозио из Брешии. На портрете прославляются традиции рода, в центре картины 96-летняя мать графа.

Портрет Изотты Спольверини даль Верме с сыновьями Орти Манара, 1794 год, Саверио Далла Роза

В 1794 году Саверио делла Роза пишет портреты для семьи Орти Манара – на одном Агостино Орти Манара с дочерьми Витторией и Терезой, на втором – его жена Изотта Спольверини Даль Верме с сыновьями Джованбаттиста и Джанджироламо Орти Манара.

На картинах подчеркивается культурный уровень семьи, среди цветов на фоне библиотеки с книжными полками нам демонстрируют увлечения сленов семьи – театр, музыка, живопись, английская поэзия. На всех картинах художника делла Роза есть изображение розы – это своеобразная «подпись» художника с фамилией Делла Роза.

Пара картин с изображением трех членов семьи на каждом из них получилась в 1794 году, уже в конце этого года дочь Тереза вышла замуж за Джироламо Музелли, и это были её последние месяцы в доме отца.

На момент написания и на второй картине было только двое мужчин, сын Джанбаттиста учился в колледже в Модене и его пришлось написать позднее на уже готовую картину с отцом и братом.

Портрет графа Орти Манара с дочерьми, 1794 год, Саверио Делла Роза

Видимо, работы Делла Роза нравились всем членам семьи Орти Манара, потому что они неоднократно заказывали ему портреты.

В 1789 году Делла Роза написал Портрет 15-летнего Джанбаттисты Орти Манара, в 1797 году два портрета для молодоженов — Виттории Орти Манара и Луиджи Верита Поэта, в 1797 портреты в честь свадьбы Джанбаттисты и Терезы Де Бетта, в 1798 миниатюру с изображением Джанджироламо Орти Манара для его жены Розы Каносса, в 1799 году портреты для Виттории Орти Манара, в 1814 году снова работы для её сестры Терезы с дочерью Терезой Музелли (все они в частных коллекциях).

Коллективные портреты, конечно, писали и другие веронские художники. Картина — символ написана для Веронского общества любителей музыки художником Винченцо Ротари (родственником более известного Пьетро Ротари).

Это настоящая театральная сцена, написанная на заседании в доме Даль Поццо с подписями всех присутствующих членов общества.

Среди нах городская культурная элита того времени из семей даль Поццо, Маффей, Ротари, Джулиари, Каносса, Минискальки, Гвериери, Монтанари, композиторы дон Луиджи Бельтраме и дон Бартоломео Джакометти.

Портрет Моцарта в Вероне, 1770 год, Саверио делла Роза

Знаменитый Портрет молодого Моцарта, посетившего Верону с концертами в 1770 году (с частной коллекции в Париже), считают работой Саверио делла Роза. 

Как и везде, в Вероне военные события, связанные с французами и Наполеоном, нашли своё отражение в живописи и портретах.

Комендант французской армии в Вероне Пьер Франсуа Шарль Аугро в 1796 году заказывает художнику Саверио делла Роза свой портрет-миниатюру для парижских родственников.

За ним следует череда заказов от военных, более 70 заказов в 1799 и в 1800 годах. Некоторые заказы сделаны в рекордные сроки, известно, что для Севуриера Де Клера портрет был полностью закончен за 10 часов.

Деталь Портрета Моцарта

Во «французской» Вероне не обошлось без прославления Наполеона. Саверио делла Роза было поручен Портрет Наполеона 1 в полный рост, с которого Франческо Беллемо сделал гравюру в честь коронации на Короля Италии и приезда в Верону в 1805 году.

Театральная поза, накидка с соболиным мехом, ларовый венок, корона и Крест Почётного легиона – всё на портрете соответствует официальному торжественному изображению.

Также известны тридцать миниатюр, посвящённые Наполеону, на пергаменте и слоновой кости, где делла Роза применяет три иконографии – Наполеон – Император, Наполеон – Король Италии и Наполеон в военном мундире. О веронце Саверио делла Роза читайте статью Художник спас картины.

Портрет Луиджи 18 — Короля Франции, подаренный им веронцу графу Гаццола

В 1820 году официальный художник королевского двора Франции Роберт Лефевр написал Портрет Короля Луиджи XVIII.

Король подарил веронцу – графу Джан Баттиста Гаццола в благодарность за оказанное гостеприимство в Вероне.

Наследник королевского престола скрывался от французской революции в Вероне несколько лет с 1794 года и в Вероне в изгнании был провозглашён Королём Франции в 1795 году.

Мраморный бюст веронца-якобинца Польфранчески Пьетро хранится в запасниках Музея Вероны. С 1796 года он вступил во французскую армию, был одним из организаторов Национальной Гвардии.

После падения режима Наполеона на территории Италии Польфранчески уехал в Гренобль.

Там скульптор Джованни Баттиста Комоли сделал Бюст Пьетро Польфранчески, изобразив его во французском стиле, с выразительным лицом и обнаженным правым плечом. Продолжение в Статье Портреты 18 века — религия и аристократы.

Читайте также:  Музей альфонса мухи, прага, чехия

Читайте

Портрет больного или Свадьбы не будет?

Загадочный Рубенс

Портрет работы Леонардо?

 Портреты семьи Саграмозо

Семейные портреты — маркиз Дионизи  

 Портретная живопись Вероны в 17 веке

Источник: http://www.veronavisita.it/?p=10672

«Автопортрет и портрет художника. XVIII — XXI вв.»

В Парадных залах Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17) открыта выставка «Автопортрет и портрет художника. XVIII — XXI вв.».

Экспозиция посвящена образу Творца в изобразительном искусстве. Каким видит себя художник и каким он хочет, чтобы его видели окружающие? Каким он хочет остаться для потомков? Как художники изображали собратьев по цеху? На эти вопросы пытается ответить выставка, ядром которой является замечательное собрание портретов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.

В Рафаэлевском зале сосредоточены живописные работы начала XIX — начала XX века, карандашные и скульптурные портреты русских художников. Среди них немного автопортретов, но каждый из них по-своему уникален. В отличие от хорошо известного «Автопортрета с братом» (1814) П. В.

 Басина, выполненного во время обучения, «Автопортрет, освещенный сзади» (1816) А. Г. Варника (Варнека), а также автопортреты С. С. Пименова (1830-е), В. И. Штернберга (конец 1830-х), И. К. Макарова (конец 1830-х — начало 1840-х), Ф. М. Гувениуса (1837), М. Н. Чивилева (1858) известны мало.

Как правило, все они, за исключением автопортретов Варнека и скульптора С. С. Пименова, выполнены молодыми людьми в начале их творческого пути.

Особенно прочно с Академией художеств был связан А. Г. Варнек (1782–1843), довольно полно представленный в собрании музея, где хранится шесть портретов его работы. Сын краснодеревщика из Данцига, молодой живописец, учившийся в Академии у С. С. Щукина, после возвращения из Италии в 1810 году начал сам преподавать в alma mater.

Возглавив вначале класс миниатюрной живописи, он с 1828 года становится руководителем портретного класса. Академия художеств часто привлекала Варнека для консультаций как эксперта, когда вставал вопрос о приобретениях произведений для академического собрания или Императорского Эрмитажа.

В дополнение к преподаванию, Александр Григорьевич с 1824 года был хранителем рисунка и эстампов Эрмитажа, а с 1832 — заведовал Кабинетом эстампов в Академии художеств.

Варнек неоднократно обращался к жанру автопортрета: известны его написанный в Риме «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» (1805–1806, ГТГ), два «Автопортрета в бархатном берете с рейсфедером в руках» (один из них в ГРМ, другой в ГТГ), в Третьяковской галерее находятся еще два автопортрета мастера.

На выставке показан «Автопортрет, освещенный сзади» из собрания музея. Именно у Варнека учился Ф. М. Говениус (Гувениус) — живописец, о котором почти ничего не известно, за исключением того, что в 1832 году он получил звание свободного художника.

На подрамнике есть надпись, сделанная заботливыми родственниками для того, чтобы память о предке-художнике в семье сохранилась. Помимо фамилии и имени молодого живописца, указано название работы, год создания и даже число и месяц рождения автора, чей автопортрет был приобретен в музей в 1935 году у внучки художника.

Особого внимания заслуживает портрет архитектора А. М. Горностаева, выполненный неизвестным русским живописцем между 1834 и 1838 годами, когда Горностаев находился в Италии. Алексей Максимович Горностаев считался «истинным возродителем национального стиля в новейшем русском зодчестве».

Поступив в 1829 году в Царскосельское дворцовое управление помощником архитектора к профессору А. П. Брюллову, он в 1831 году принял участие в строительстве Михайловского театра в Санкт-Петербурге. По возвращении из Италии Горностаев вновь работает под руководством А. П. Брюллова в строительной комиссии по возобновлению Зимнего дворца.

Из построек Горностаева наиболее известны дача графа Орлова-Денисова в Коломягах; римско-католический коллегиум в Санкт-Петербурге, перестроенный из усадьбы Державина; Успенский собор в Хельсинки.

С конца 1840-х начинается новый этап в его творчестве, связанный с работой над проектом церквей и монастырских зданий на острове Валааме и в Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В них он отошел от господствовавших тогда ренессансных и псевдовизантийских форм.

Его поиски были направлены на творческое переосмысление древнерусской архитектуры и романского зодчества. По чертежам Горностаева были возведены две постройки в центре столицы — часовня Христа Спасителя Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря на Невском проспекте, № 33а, у Гостиного двора, снесенная в 1929 году, и дом подворья Троицко-Сергиевской лавры (набережная р. Фонтанки, 44).

И. К. Макаров, модный портретист второй половины XIX столетия, представлен своим юношеским автопортретом, выполненным в конце 1830-х — начале 1840-х, еще до поступления в Академию художеств, когда он учился у отца в школе живописи в Саранске. Слабое здоровье не позволило развиться таланту двух даровитых художников — В. И. Штернберга и М. Н.

 Чивилева, чьи автопортреты можно видеть в экспозиции. Василий Иванович Штернберг (1818–1845) учился в Академии художеств у М. Н. Воробьева. Его автопортрет ориентировочно датируется временем завершения академического курса. В 1838 году он получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для усовершенствования.

27-летний художник скончался за границей. Из всех его работ сохранились лишь итальянские этюды, которые охотно покупали русские коллекционеры Ф. И. Прянишников, П. М. Третьяков. Еще меньше — 24 года жизни — было отпущено М. Н. Чивилеву (1837–1861). Исторический живописец, он учился у Ф. А.

 Бруни и успел получить только малую золотую медаль за картину «Сцена из Олимпийских игр. Бег», на которой изобразил себя в образе глашатая. Отправленный для лечения от чахотки за границу, Чивилев умер в Дрездене и не успел завершить «Автопортрет» (1858).

Живописные достоинства работы и талант юного художника очаровали устроителей большой выставки портретов, проходившей в 1905 году в Таврическом дворце, и они включили произведение в ее состав.

На выставке экспонируются портреты известных живописцев, скульпторов, граверов и архитекторов, написанные собратьями по профессии. Некоторые подчеркнуто репрезентативны — это, как правило, программы, за которые присуждались звания академика. Среди них выделяются портреты живописцев А. Е.

 Егорова, которого современники называли «Русским Рафаэлем», работы А. А. Васильева; А. И. Иванова, И. С. Бугаевского-Благодарного; пейзажиста М. Н. Воробьева кисти С. С. Ершова. Все они изображены с «околичностями» — атрибутами профессии (книгами, гравюрами, кистями, папками с рисунками, мольбертами). Несколько особняком стоит «Портрет графа Ф. П.

 Толстого» работы П. Н. Михайлова (1815), принесший автору звание академика. Произведение отличается поэтической трактовкой образа. Ф. П. Толстой занимался живописью, скульптурой, иллюстрировал литературные произведения; сочинял оперы и балеты. Широкую известность и признание ему принесла серия медальонов на темы Отечественной войны 1812 года.

Живописец-баталист А. И. Зауервейд, закончивший Дрезденскую Академию художеств, прибыл в Петербург в 1817 году по приглашению великого князя Николая Павловича уже известным художником. Зауервейд стал первым живописцем императора Николая I, и в 1831 году он был назначен руководителем батального класса Академии художеств.

Изображение профессора выполнено в начале 1840-х его учеником Г. (Б.) П. Виллевальде, возглавившим батальный класс после кончины Зауервейда. В 1845 году Виллевальде удостоен звания академика «по известным трудам по части батальной живописи» и за портрет А. И.

 Зауервейда, попавший, вопреки традиции, в семью изображенного, а не в академическое собрание. В 1867 году картина была приобретена Академией у вдовы сына художника, Л. А. Зауервейд.

Из портретов художников-педагогов выбраны изображения мастеров, сумевших оказать влияние на развитие русского искусства — не только через собственное творчество, но и через своих учеников. Это А. И. Иванов, А. Е. Егоров, К. П. Брюллов и П. П. Чистяков.

Именно у первых двух профессоров учился К. П. Брюллов, живописец, удостоившийся триумфа за границей и получивший признание на родине. Копия знаменитого брюлловского автопортрета 1848 года, выполненная его учеником А. О.

 Корицким, прекрасно передает достоинства оригинала.

Большая коллективная работа «Постановка натуры в мастерской И. Е. Репина в Академии художеств» создавалась учениками Ильи Ефимовича с 1899 по 1903 год по эскизу Б. М. Кустодиева, изображенного спиной к зрителю на первом плане. На полотне мы видим И. Е. Репина, Ф. А. Малявина (в центре), И. Я.

 Билибина, И. С. Куликова, А. А. Мурашко, Д. Ф. Богословского, А. П. Остроумову. Интерьер мастерской до сих пор сохранился, сейчас это мастерская профессора Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина В. В. Соколова (а до него — В. В. Пименова).

В те годы, когда Всероссийская Академия художеств находилась в Ленинграде и ее возглавлял ученик И. Е. Репина И. И. Бродский, он вел занятия в мастерской, в которой некогда учился сам. Картина А. П. Зарубина «Профессор И. И.

 Бродский в мастерской со своими учениками» 1938 года продолжает экспозицию в Тициановском зале.

Рисунок русских художников представлен работами В. Е. Савинского, И. Е. Репина, Б. М. Кустодиева, К. А. Сомова, И. Б. Стреблова, В. С.Щербакова, выполненными в начале XX столетия. Открытием станут рисунки Ивана Богдановича Стреблова (1875–1951) — портреты Г. Р. Залемана (1915) и В. В. Матэ, только что прошедшие сложную реставрацию. Особый интерес представляет рисунок П. В.

 Митурича «Художник Н. С. Самокиш за работой в прифронтовой полосе» (1915). Произведения А. И. Лактионова, О. А. Еремеева, Ю. М Непринцева, А. А. Мыльникова также характеризуют развитие жанра портрета в XX веке, но уже в более поздний период — в 1930–90-е годы. Портрет Е. Е. Моисеенко выполнен В. С. Михайловым в 1998 году, в годовщину смерти учителя, и подарен автором музею.

Автопортреты и портреты художников XX — XXI веков, размещенные в Тициановском зале, наглядно показывают эволюцию жанра. Автопортреты А. П. Мочалова (1918) и Н. А. Павлова, А. П. Шепелюка (1935) и В. И. Суворова (1952); «Портрет скульптора В. В. Лишева» (1953) А. И. Васильева, портреты В. Л.

 Рыбалко работы Е. Е. Моисеенко, «Портрет А. Д. Зайцева» (1971) А. И. Пархоменко, «Портрет скульптора М. А. Керзина» (1976) В. М. Орешникова, картины Ю. М. Непринцева, Н. Н.

 Репина дают возможность практически по десятилетию представить себе развитие портретного творчества классического направления.

Живописные автопортреты художников XX столетия, хранящиеся в собрании музея, почти монохромны, отличаются чрезвычайным лаконизмом исполнения и скупостью изобразительных средств.

В отличие от них, в обоих автопортретах Г. П.

 Егошина, одного из сильнейших современных представителей петербургской школы, решаются прежде всего проблемы создания образа и живописные задачи (так же, как и в «Портрете скульптора Л. Лазарева» А. В. Хачатряна).

Русская гравюра представлена именами С. Владимирова, Н. И. Уткина, Ф. И. Иордана, Ф. И. Веревкина, В. В. Матэ, В. И. Маковского, М. В. Рундальцева, А. Н. Прошкина, Ю. М. Непринцева.

На выставке значительное место уделено изображению мастерской: «Постановка натуры в мастерской И. Е. Репина в Академии художеств», «Профессор И. И. Бродский в мастерской со своими учениками» А. П. Зарубина, «Мастерская» Е. Е. Моисеенко, «В мастерской» С. Л. Шаталова.

На последних двух картинах изображена бывшая батальная мастерская Академии художеств, находящаяся в небольшом строении академического сада. В 1957–1988 годах ее руководителем был Е. Е. Моисеенко, посвятивший изображению мастерской одно из своих произведений, два варианта которого находятся в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств. В. С.

 Михайлов, ученик Евсея Евсеевича, помимо карандашного портрета учителя, представлен картиной «Мои однокурсники».

Скульптурный раздел включает произведения известных русских ваятелей — И. П. Витали («Портрет К. П. Брюллова») и его ученика Ф. Ф. Каменского («Портрет Ф. А. Бруни»), М. А. Чижова и В. А. Беклемишева. В произведениях Н. А. Андреева и Э. Хименеса отражены образы двух выдающихся педагогов — И. Е. Репина и Г. Р. Залемана. «Портрет Л. Н.

 Бенуа» (1926) — успешного архитектора эпохи историзма — образец творчества М. Г. Манизера. А. Т. Матвеев, ученик П. П. Трубецкого, с 1918 года преподававший в Академии художеств, а в 1932–1934 годах директор Института живописи, скульптуры и архитектуры, остался в истории искусства как автор не только монументальной, но и мелкой пластики.

Экспонируется его прекрасный автопортрет 1939 года. К 1960-м годам относятся автопортреты И. В. Крестовского и М. А. Керзина. В 1970 году архитектором Я. Н. Лукиным по случаю 25-летия Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им. В. И.

 Мухиной была выполнена плакетка с изображением автора скульптурной группы «Рабочий и колхозница».

В экспозицию включены живописные работы современных петербургских живописцев Г. П. Егошина, А. В. Хачатряна, Т. С. Фёдоровой, позволяющие шире представить круг поисков и достижений петербургской школы XX — XXI веков.

Выставка открыта до 29 ноября 2009 года.

Источник:

Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091105_avtoportret_and_portret.html

Ссылка на основную публикацию