Биография густава климта, описание картин

Густав Климт: жизнь и творчество художника

Густав Климт(1862 — 1918) — австрийский художник. Густав Климт — один из самых ярких представителей стиля модерн.

Биография густава климта

Родился в предместье Вены в семье художника-гравера. Окончил венскую Школу декоративного искусства. Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для театров и были написаны в натуралистическом стиле.

В росписях с изображением аллегорических фигур, исполненных Климтом в 1890-1891 годах на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене, впервые появляются черты, ставшие основными в его творчестве — четкий силуэт и склонность к орнаментализму.

После 1898 года, работы Густава Климта, приобретают более декоративный, символический аспект.

Густав Климт являлся лидером Венского авангарда рубежа веков. Будучи по преимуществу художником-декоратором, Климт возглавил венское сообщество художников-новаторов «Сецессион» — движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения.

В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны — это жажда абсолютной свободы в изображении предметов что приводит к игре орнаментальных форм.

Эти картины живописца в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью.

С другой стороны — это сила восприятия натуры и природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах Густава Климта.

Творчество густава климта

Среди наиболее восхитительных работ художника — панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом частном особняке в Брюсселе. К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий изобразительных искусств.

Картина Густава Климта «Поцелуй». На цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд.

Эротический характер придают сцене чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит — символ роскоши и декадентства. Этот стиль часто называют стилем модерн.

Климт написал большое количество портретов, в основном женских, а также мифологические и аллегорические композиции.

Эскизы предметов прикладного искусства и мозаик Густава Климта пользовались огромным успехом, однако созданные художником настенные росписи для венского университета вызвали скандал и были сочтены художественными критиками начала двадцатого века «порнографическими». Скончался Густав Климт в 1918 году. 

Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio — отход, отделение), название объединений художников в Мюнхене, Вене, Берлине, отвергавших академические доктрины, выступивших провозвестниками стиля модерн. Венский Сецессион возник в 1897 и объединил художников австрийского модерна — «сецессионстиля» (Sezessionsstil) — вокруг журнала «Вер Сакрум» (Ver Sacrum), основанного в 1898 году.

Журнал одновременно был и органом австрийского литературного символизма (Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке). Руководил объединением живописец Густав Климт.

Характерными особенностями этого стиля для живописи были мозаичная многоцветность и изощренная орнаментальность, для графики — геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности, для архитектуры — ритмическая упорядоченность делений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.

Мастеров этого стиля (Йозеф Мария Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Карл Мозер и другие художники) отличало тяготение к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstill).

Интересные факты о творчестве климта

Сто тридцать пять миллионов долларов было заплачено на аукционе в 2006 года за «Портрет Адели Блох-Бауэр», написанный Густавом Климтом в 1907 году.

В открывающей и закрывающей композиции аниме — сериала Мамору Канбэ «Эльфийская песнь» главные герои сериала предстают перед зрителем в интерпретированном виде известнейших картин Густава Климта: «Поцелуй», «Объятия», «Три возраста женщины», «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Водяные змеи I», «Водяные змеи II», «Даная».

Три возраста женщиныВодяные змеиДаная

Некоторые исследователи считают, что на картине «Поцелуй»изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.

В парке «Ораниенбаум» в рамках выставки «Ораниенбаумский эксперимент. Paragone или Спор искусств» установлена скульптурная композиция по мотивам картины «Поцелуй». На Елагином острове в Санкт-Петербурге также есть такая скульптура.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Густав Климт,1862—1918 [Альбом]. Авт. текста Ж. Нере; Пер.с англ. Е.Калмыкова — Кёльн: Taschen, Арт-Родник, 2000
  • Густав Климт [Альбом]. Авт. текста М.Кини — Москва: Белый город, 1998
  • Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр.200-206
  • «Густав Климт», Серия: «Подарочные Издания. Шедевры графики в эксклюзивном оформлении» — Москва: Эксмо, 2012

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , smallbay.ru

Густав Климт: картины художника

Густав Климт — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Густав Климт: жизнь и творчество художника

2.5 (50%) 2 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/klimt-gustav.html

Густав Климт: картины, биография художника, фото работ

Густав Климт (нем. Gustav Klimt; 14 июля 1862, Баумгартен, Австро-Венгрия — 6 февраля 1918, Вена, Австро-Венгрия) — австрийский художник, один из основоположников европейского модерна. Сын гравера и ювелира, с детства выбрал художественную карьеру.

Он получил академическое образование в Вене и достаточно долго писал в соответствии с его канонами. За оформление венского театра и музея Климт в возрасте 26 лет получил императорскую награду.

Вскоре после этого Густав возглавил бунт молодых австрийских художников против рамок и ограничений академической живописи, основав объединение Венский сецессион. Несмотря на язвительные комментарии и насмешки критиков, Климт до самой смерти оставался любимцем публики, которая охотно раскупала его картины.

Особенности творчества художника Густава Климта: первые заметные произведения мастера были скорее оформительскими. При этом любимой его темой на протяжении всего творческого пути оставалась обнаженная женская натура.

Климту удавалось изобразить каждую женщину откровенно сексуальной и чувственной, но при этом избежать пошлости и вульгарности. В конце 90-х годов XIX века в его творчестве начинается так называемый «золотой» период. Произведения этого периода, написанные с использованием настоящего сусального золота, стали самыми знаменитыми и дорогими работами мастера.

Известные картины художника Густава Климта: «Поцелуй», «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Юдифь и Олоферн», «Афина Паллада», «Даная», «Обнаженная истина», «Три возраста женщины».

Можно с уверенностью сказать, что Густав Климт прожил счастливую жизнь. Он с детства занимался любимым делом и пережил стремительный взлет популярности еще до того, как ему исполнилось 20.

Он никогда не нуждался в деньгах, что позволяло ему быть разборчивым в выборе заказов. Наконец, художника всегда окружали восторженные поклонники, любимые женщины и боготворившие его молодые коллеги.

Наверняка этот баловень судьбы не удивился бы, узнав, что его картины сейчас считаются признанными шедеврами и продаются за астрономические суммы.

В 1898 году в столице Австрии состоялась первая выставка Венского сецессиона — независимого объединения художников, бросивших вызов традиционному искусству. Успех был грандиозным: выставку посетили более 60 тысяч зрителей, австрийцы наконец-то получили возможность увидеть работы французских импрессионистов и венских модернистов. Но многие полотна повергли консервативную публику в настоящий шок. В частности, работы президента Венского сецессиона Густава Климта. Критики и зрители недоумевали: какая муха его укусила? Неужели это тот самый Климт, который писал на заказ «правильные» классические портреты? Неужели это он всего лишь несколько лет назад в составе «Компании художников» оформлял зал Бургтеатра и расписывал стены Художественно-исторического музея? Некоторые особенно недовольные представители венского высшего общества даже предлагали посадить Климта в тюрьму или выслать из страны.

Но в то время подобные группы художников стали появляться по всей Европе, модернисты понемногу отвоевывали себе право быть увиденными и признанными.

И Климт, художественный стиль которого в этот период стал неумолимо трансформироваться, как и многие, мечтал избавиться от навязываемых ему правил и требований. На каждый злобный выпад художник Густав Климт реагировал еще более эпатажной картиной.

В 1899 году он представил публике «Обнаженную истину», пугающую своей откровенной наготой, прорисованной во всех анатомических подробностях. Густав Климт даже посвятил своим оппонентам отдельную картину, которую так и назвал — «Моим критикам» (1901−1902).

Внушительную часть холста занимает пышнотелая рыжеволосая красавица, повернувшаяся к зрителю «пятой точкой» и хитро поглядывающая на него через плечо. Позже мастер дал полотну название «Золотые рыбки».

После скандала с картинами для Венского университета Густав Климт перестал брать крупные государственные заказы. Художник успел накопить довольно приличную сумму денег и вполне мог позволить себе писать только то, что было ему интересно. А интересны ему были в первую очередь женские тела.

Несмотря на недвусмысленный эротизм многих полотен, публика принимала их более чем благосклонно, даже самые спорные картины Густава Климта моментально находили покупателей.

Именно работы «Золотого периода» («Поцелуй», «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Бехтовеновский фриз», «Древо жизни«) принесли художнику наибольшую известность, позволили ему выработать и отточить собственный неподражаемый стиль и сделали Климта национальным достоянием Австрии.

Еще одним любимым жанром Климта были пейзажи. Писал он их в основном летом во время отдыха на озере Аттерзе. Они позволяли художнику отрешиться от городской суеты и переключиться на нефигуративную живопись, и при этом сохраняли все черты узнаваемого стиля Климта.

Как и большинство своих картин, Густав Климт писал их на квадратных холстах, считая, что такая форма позволяет бесконечно расширять пространство во всех направлениях. В последние годы художник почти полностью переключился на пейзажи.

Первая мировая война повлияла на стиль Климта, сделав его полотна более мрачными и тревожными. В это время его больше интересует цвет и орнамент, нежели узнаваемые формы. Однако нового, возрожденного Климта публике увидеть было не суждено.

Художник скончался в возрасте 55 лет после перенесенного инсульта.

О сексуальных аппетитах и темпераменте Климта ходили легенды. Одна молодая художница утверждала, что он преследовал ее до самой Венеции, чтобы добиться взаимности. Ходят слухи, что он спал практически с каждой своей натурщицей. Благо, в них у художника недостатка не было. Знатные женщины буквально выстраивались в очередь в мастерскую Климта, чтобы заполучить портрет его работы. В остальное же время пользовался услугами проституток. Он не был особенно разборчив в связях. Но если присмотреться к картинам Густава Климта, можно проследить два непохожих друг на друга типажа, которые, судя по всему, особенно привлекали художника. Роскошные рыжеволосые русалки с пышными телами («Даная») сменяются на полотнах мастера утонченными брюнетками с узкими лицами и мальчишескими фигурами (Эмилия Флёге, Адель Блох-Бауэр).

Притчей во языцех стало не только сластолюбие художника, но и его поразительная плодовитость. По разным данным, Климт стал отцом от четырнадцати до сорока детей от разных женщин. Некоторых из отпрысков он даже признал официально.

Тем не менее, художник ни разу за всю жизнь не связал себя узами брака, хотя по слухам неоднократно собирался это сделать.

Несмотря на довольно скромную в целом жизнь, страсть к женщинам была единственной его вредной привычкой, в которой он не мог себе отказать.

Моральный аспект художника мало интересовал, впрочем, как и вопросы здоровья.

После нескольких лет общения с проститутками Климт вполне ожидаемо заболел сифилисом, одним из самых распространенных недугов в Европе конца XIX — начала XX века.

Этот факт из биографии художника был обыгран в фильме «Климт» 2006 года, где он (по всей видимости, под влиянием болезни) разговаривает с несуществующими людьми и страдает от таинственных видений.

Несмотря на множество романов и интрижек рядом с Густавом Климтом все же неизменно находились две женщины, к которым он был особенно привязан. Первой была мать художника — Анна Климт. Она мечтала профессионально заниматься музыкой и путешествовать по миру с концертами, но этому не суждено было сбыться. Неизвестно, что именно стало причиной: то ли недостаток таланта, то ли замужество и рождение семерых детей. Как бы там ни было, в конце концов, Анна решила полностью посвятить свою жизнь знаменитому сыну. Она не выходила вместе с ним в свет и не пыталась приписать себе часть заслуг Климта, а просто тихо и незаметно жила в доме сына, заботясь лишь о том, чтобы у него всегда был горячий обед и чистая одежда. Сам художник принимал это как должное, хотя никаких особенных капризов у него не было. Увлекаясь работой, он часто забывал поесть, а любой другой одежде предпочитал традиционную синюю блузу мастера.

Читайте также:  Перед венцом, ф. с. журавлев, 1874

Была в жизни Климта и еще одна женщина, привязанность к которой он пронес через всю свою жизнь. Именно к ней он неизменно возвращался после очередного любовного приключения, именно рядом с ней находил покой. Этой женщиной была Эмилия Флёге. Они познакомились в начале 1890-х, когда брат Климта Эрнст женился на сестре Эмилии Хелене.

Но уже в 1892 году Эрнст скончался (а незадолго до этого умер и отец художника), и на плечи Густава легла забота о семье, в том числе и вдове брата с маленькой дочерью. В этот период он и сблизился с Эмилией.

Каждое лето они проводили вместе на озере Аттерзе, изредка вместе путешествовали (художник вообще редко покидал Вену) и проводили вместе все свободное время.

Однако Климт написал всего только пару портретов Эмилии. Отдельного внимания заслуживает полотно 1902 года.

Отдавая дань любимому делу женщины (она была совладелицей модного дома «Сестры Флёге» и талантливым модельером), художник облачил ее в наряд со сложным орнаментальным узором в своем «фирменном» стиле.

Но важнее в этой картине Густава Климта то, с какой тщательностью прописаны лицо и руки Эмилии. Исследователи полагают, что такая тонкая детализация говорит о том, что он знал это лицо и руки досконально.

Биографы до сих пор не могут сойтись во мнениях относительно того, какие же отношения связывали Климта и Флёге. Одни утверждают, что она была его постоянной любовницей, на которой он так и не удосужился жениться.

Другие же уверены, что их связь была исключительно платонической, и именно поэтому Эмилия не родила мастеру ребенка.

Как бы там ни было, отношения Климта и Флёге продлились 27 лет, и, по свидетельствам очевидцев, последними словами художника после сразившего его инсульта была просьба послать за Эмилией.

Источник: https://artchive.ru/artists/1086~Gustav_Klimt

Густав Климт : краткая биография

Густав Климт (нем. Gustav Klimt; 14 июля 1862, Баумгартен, Австрийская империя — 6 февраля 1918, Вена, Австро-Венгрия) — широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.

Детство и образование

Густав Климт родился в венском предместье Баумгартен в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта, был вторым из семи детей — троих мальчиков и четырёх девочек.

Отец Климта был выходцем из Богемии и гравёром по золоту, мать, Анна Климт, урождённая Финстер, пыталась, но не смогла стать музыкантом.

Большую часть своего детства Климт провёл в бедности, так как экономическая ситуация в стране была тяжёлой, и его родители не имели постоянной работы. Все трое сыновей Эрнеста Климта стали художниками.

Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года — в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности (преподаватели Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер), в которое в 1877 году поступил и его брат Эрнст.

Густав Климт обучался там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Образцом для него в этот период был художник исторического жанра Ганс Макарт. В отличие от многих других молодых художников, Климт согласился с принципами консервативного академического образования.

С 1880 года Густав, его брат Эрнст и их друг художник Франц Мач работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах (городах австро-венгерской провинции). В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея.

В 1888 году Климт получил награду от императора Франца Иосифа — «Золотой крест» за заслуги в искусстве. Он стал также почётным членом Мюнхенского и Венского университетов.

В 1892 году отец и брат Эрнст умерли, и на Густава легла финансовая ответственность за семью. Кроме того, эти события наложили отпечаток на его художественные взгляды, и в скором времени он начал развивать глубоко индивидуальный стиль. В начале 1890-х годов художник встретил Эмилию Флёге, которая, несмотря на его отношения с другими женщинами, оставалась его спутницей до конца дней.

Венский сецессион

Голая правда (Nuda Veritas). Австрийская национальная библиотека

Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum» (Весна Священная), издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года.

Изначально целями Сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену, и популяризация работ членов группы путём издания журнала. У группы не было манифеста, и она не пыталась выработать единый стиль: в ней сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты.

Правительство поддержало их усилия и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного зала. Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства.

С начала 1890-х годов Климт ежегодно отдыхал вместе с семьёй Флёге на озере Аттерзе и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта.

По стилю пейзажи Климта похожи на его изображения фигур, они содержат те же элементы дизайна.

Пейзажи Аттерзее настолько удачно вложены в плоскость полотна, что иногда предполагают, что Климт рассматривал их в телескоп.

В 1894 году Климт получил заказ на создание трёх картин для украшения потолка большого актового зала главного здания Венского университета на Рингштрассе. Аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», известные как «факультетские», были закончены к 1900 году.

Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической». Климт преобразил традиционные аллегории и символы в новый язык, с большим ударением на эротику, и потому более раздражающий консервативных зрителей. Недовольство высказывали все круги — политические, эстетические и религиозные.

В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. После этого картины приобрёл меценат Август Ледерер. В 1930-е годы нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ Климта.

В конце войны эти работы перевезли во дворец Иммерхоф, но в 1945 году в эту местность вошли союзнические силы, и отступающие войска СС подожгли замок. Картины погибли. Все, что сегодня имеется, — это разрозненные предварительные наброски, черно-белые снимки трёх картин плохого качества и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины».

Её сверкающие золотые и красные краски дают представление о том, сколь мощно выглядели эти три утраченные произведения искусства.

Картиной «Обнажённая истина» (1899) Климт продолжил вызов общественности. Обнажённая рыжая женщина держит зеркало истины, над которым помещена цитата из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».

В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для 14-й выставки Сецессиона. Фриз представлял собой часть памятника композитору и содержал также монументальную раскрашенную скульптуру работы Макса Клингера. Фриз предназначался только для выставки и был выполнен непосредственно на стене нестойкими материалами. После выставки фриз был сохранён, хотя и не выставлялся больше до 1986 года.

«Золотой период»

Поцелуй (1907—1908)

«Золотой период» творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта.

Название периода происходит от позолоты, использованной во многих работах художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй» (1907—1908).

Золотой фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии. В это же время он увлёкся декоративным искусством в стиле ар-нуво.

В 1904 году он с группой художников получил заказ на отделку дворца Стокле, принадлежащего бельгийскому промышленнику и ставшему одним из известнейших памятников ар-нуво. Климту принадлежат детали украшений столовой, которые он сам относил к своим лучшим декоративным произведениям. Между 1907 и 1909 годами Климт выполнил пять портретов женщин, одетых в меха.

Копия картины Юдифь I, автор неизвестен

Климт вёл довольно простой образ жизни, работал в собственном доме, посвящал всё время живописи (в том числе движению Сецессиона) и семье, и не состоял в дружеских отношениях с другими художниками.

Он был достаточно знаменит для того, чтобы получать много частных заказов, и имел возможности выбирать из них то, что было ему интересно. Как и Роден, Климт использовал мифологию и аллегорию для маскировки своей глубоко эротической натуры, и его рисунки часто выдают чисто сексуальный интерес к женщинам.

Как правило, его модели соглашались позировать в любых сколь угодно эротических положениях; многие из них были проститутками.

Климт очень мало писал о своем ви́дении искусства или своих методах. Он не вёл дневника, и посылал Флёге открытки. В сочинении «Комментарий на несуществующий автопортрет» он утверждает: «Я никогда не писал автопортретов.

Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного.

Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины.».

Личная жизнь

Густав Климт никогда не был женат, но у него были многочисленные романы. Ему приписывают от трех до сорока внебрачных детей. Так, например, австрийский кинорежиссёр и кинооператор Густав Учицки утверждал, что он был сыном Климта.

В его наиболее длительных и близких отношениях с женщиной секс, возможно, вообще отсутствовал по мнению биографов.

Климт познакомился с Эмилией Флёге в начале 1890-х, когда её сестра Хелен вышла замуж за Эрнста, брата художника. После смерти Эрнста Хелен вернулась в родительский дом вместе с дочкой, опекуном которой был назначен Густав.

В 1904 году три сестры Флёге основали дом моды и стали ведущими венскими кутюрье. Адаптируя парижские моды к местным вкусам и создавая собственные модели, сёстры одевали самых элегантных и богатых женщин Австрии. Климт внес свой вклад в модели Флёге и помог декорировать зал для демонстраций.

Постепенно Эмилия и Густав стали неразлучны — по крайней мере, в делах. Многие биографы и эксперты сомневаются в том, что у них был роман. Эмилия гордилась своей современностью, в личной жизни никто ей был не указ, и Климт, вероятно, относился к ней как к равной ему личности.

Они были настолько близки, что последними словами сражённого инсультом Климта были: «Пошлите за Эмилией».

Последние годы

В 1911 году картина Климта «Жизнь и смерть» получила приз на Всемирной выставке в Риме. В 1915 году умерла его мать.

6 февраля 1918 Густав Климт умер в Вене от пневмонии, перенеся перед этим инсульт. Он был похоронен на Хитцингском кладбище в Вене. Множество картин остались незаконченными.

Стиль и критика

В качестве объектов изображения Климт предпочитал женщин. Если в его картине оказывался мужчина, то его лицо обычно скрыто или спрятано.

Так например, в «Поцелуе», самой прославленной работе художника, мужчина склонился над женщиной, и его лицо повернуто прочь от зрителя, когда он прижимается губами к её щеке. Женщина, наклонив голову под неестественно прямым углом, кажется, теряет сознание в его объятиях. Обе фигуры, одетые в золото, стоят на коленях средь цветов.

Многие современные критики, особенно искусствоведы-феминистки, критикуют манеру Климта изображать женщин как пассивный объект мужского желания; они отмечают, что мужчина в «Поцелуе» доминирует над женщиной, вынужденной жаться к нему в поисках опоры.

С 1910 года Климт начал отходить от перегруженного декоративностью стиля.

На втором портрете Адели Блох-Бауэр, написанном в 1912 году, экстравагантного золота уже нет; теперь Климту важнее цвет: облаченная в белое Адель изображена на фоне синих, зеленых и розовых цветовых пятен. Но Климту не хватило времени выработать новый стиль — разразилась Первая мировая война, а 6 февраля 1918 года он умер.

Читайте также:  Бокал лимонада, герард терборх

Память

В 2006 году состоялась премьера фильма «Климт» о жизни художника, режиссёр Рауль Руис, в главной роли Джон Малкович. Фильм получил приз Федерации киноклубов России как лучший фильм основной конкурсной программы XXVIII Московского международного кинофестиваля.

В 2009 году в Австрии состоялась премьера мюзикла «Густав Климт», в котором роль Климта исполнил Андре Бауер, а Эмилию Флёге сыграла Сабине Найберш. 1 сентября по 7 октября 2012 года состоялась венская премьера мюзикла.

Образ Климта представлен также в фильмах «Малер на кушетке» и«Невеста ветра».

«Женщина в золотом»- фильм 2015 года. История Марии Альтманн, которая пытается добиться справедливости — вернуть ценности, отобранные у её семьи нацистами несколько десятилетий назад. Среди культурного достояния женщины известная картина Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», которую иногда называют «Золотая Адель».

Прочие сведения

  • Сто тридцать пять миллионов долларов США заплатили на аукционе в 2006 году за «Портрет Адели Блох-Бауэр», написанный Густавом Климтом в 1907 году.
  • В открывающей и закрывающей композиции аниме — сериала Мамору Канбэ «Эльфийская песнь» главные герои сериала предстают перед зрителем в стилизованном виде картин Густава Климта «Поцелуй», «Объятия», «Три возраста женщины», «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Водяные змеи I», «Водяные змеи II», «Даная».

Галерея

Климт в голубоватой дымке, Эгон Шиле, 1913Поцелуй 1907–08, масло, холст, Галерея Бельведер, ВенаАдель Блох-Бауэр I, проданная за рекордные 135 млн. долларов в 2006, Neue Galerie, Нью-ЙоркАдель Блох-Бауэр II, 1912, собственность Марии Альтманн, Лос-АнджелесЧао, Адель.

Вена, февраль 2006Юдифь и голова Олоферна, 1901. Австрийская галерея, ВенаЮдифь II. 1901. Галерея современного искусства, ВенецияАфина Паллада. 1898. Исторический музей Вены, ВенаСекция фриза Бетховена, Дом сецессиона, ВенаЗолотые рыбки. 1901—1902. Частная коллекция, ШвейцарияНадежда I. 1903.

Национальная галерея Канады, ОттаваНадежда II (1907—08), Галерея современного искусства, Нью-ЙоркВодяные змеи I (1904—1907)Водяные змеи II (1904—1907)Три возраста женщины. 1905. Национальная галерея современного искусства. РимДаная. 1907—1908. Музей Леопольда. ВенаНевинность, 1913. Национальная галерея. ПрагаПодруги.

1916—1917 (Галерея Вельц, Зальцбург). Уничтожена пожаром в 1945Философия 1899–1907. Уничтожена в 1945Медицина 1899–1907. Уничтожена в 1945Юриспруденция 1899–1907. Уничтожена в 1945Адам и Ева. 1917. Австрийская галерея, ВенаПортрет Сони Книпс, 1898Портрет Гермины Галлии, 1904.

Национальная галерея, ЛондонMäda Gertrude Primavesi, 1912, (масло, холст, 150 × 110 см), Метрополитен-музей, Нью-ЙоркMäda Eugenia Primavesi (1913–14)Аллея в Шлосс Каммер Парке, 1912, Галерея Бельведер, ВенаБерезовая роща, 1903Яблоня I, 1912Дома в Унтерахе близ Аттерзее, 1916Мастурбирующая женщина (Мастурбация), 1916Панно в столовой дворца СтоклеПанно в столовой дворца Стокле. Ожидание, 1904—1910Панно в столовой дворца СтоклеПанно в столовой дворца Стокле

Литература

  • Густав Климт,1862—1918 [Альбом]. Авт. текста Ж. Нере; Пер.с англ. Е.Калмыкова — Кёльн: Taschen, Арт-Родник, 2000
  • Густав Климт [Альбом]. Авт. текста М.Кини — Москва: Белый город, 1998
  • Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, стр.200-206
  • «Густав Климт», Серия: «Подарочные Издания. Шедевры графики в эксклюзивном оформлении» — Москва: Эксмо, 2012
  • Гаральд Салфеллнер. Климт. Жизнь художника в текстах и иллюстрациях. Прага: Виталис, 2012.

Источник: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/gustav-klimt

Густав Климт (Gustav Klimt): картины, биография художника. Стиль модерн

Написал статью: Opanasenko

Галерея картин Густава Климта

Густав Климт (нем. Gustav Klimt, 14 июля 1862, Баумгартен — 6 февраля 1918, Вена) — австрийский художник. Густав Климт — один из самых ярких представителей стиля модерн.

Густав Климт писал символические композиции, портреты, пейзажи в стиле «модерн», подчиняя плоскостные изображения изощрённому орнаментальному ритму, дробному узору из мелких цветовых пятен. Климт – лидер Венского авангарда рубежа веков, активный участник сообщества художников-новаторов «Сецессион».

Лучшие работы Густава Климта — его более поздние портреты, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами.

В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны — это жажда абсолютной свободы в изображении предметов, что приводит к игре орнаментальных форм.

Эти работы в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью. С другой стороны — это сила восприятия природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в его картинах.

Внимание
Изображения в синей рамочке кликабельны. Огромная галерея — возможны задержки

Поцелуй

Музыка

Портрет пианиста Йозефа Пембауэра

Дама в шляпе и боа из перьев

Зрительный зал старого Бургтеатра в Вене

«Бетховенский фриз». Фрагмент

Любовь

Афина Паллада

Юдифь

Юдифь

Две девушки с олеандром

Музыка

Течение

Nuda Veritas

Три возраста женщины

Статья К. Богемской в книге «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1987 г.

Густав Климт — австрийский художник, один из тех, чье творчество определяло художественный климат Вены рубежа веков.

 Он был сыном гравера Эрнста Климта, в юности посещал школу прикладного искусства. В молодости на него оказал влияние помпезный стиль исторической живописи Ханса Макарта. Но самого Климта отличала прежде всего склонность к декоративности. Уже в ранних его работах заимствованная у Макарта яркая красочность сочетается с орнаментальностью. Интересуется он и портретом. В 1888 году

он сделал акварель «Внутренний вид старого театра со сцены», где поместил 131 маленькое портретное изображение. Климт писал театральные декорации, делал иллюстрации для книг, вместе со своим братом и другими художниками создал цикл росписей Художественно-исторического музея в Вене.

 Он уже достиг репутации известного художника, когда в начале 90-х годов его стиль изменился, приобрел ярко выраженную символистскую окраску. Распространение в Европе стиля модерн, или югендштиля, как его называли в Австрии, не просто коснулось Климта, но оказалось важнейшим фактором его развития как художника.

 Вкус к символизму, выражавшийся в Англии в творчестве поздних прерафаэлитов, в графике О. Бердслея, во Франции в творчестве Г. Морю, пришелся по душе Климту, работы которого во многом перекликаются с произведениями названных художников.

В 1897 году в Вене учреждается художественное общество «Сецессион», первым председателем которого, бессменным на долгие годы, становится Густав Климт.

Такого рода общества возникли тогда во многих европейских столицах, они способствовали обмену выставками между художниками разных стран, обновлению художественного языка.

Они противостояли официальной политике в области искусства и личным вкусам меценатов и в целом способствовали демократизации художественной культуры.

 Венский «Сецессион» устраивал по нескольку выставок в год, приглашая на них художников, представителей новых направлений искусства: в 1900 году здесь были показаны произведения шотландского архитектора Ч. Р.

Макинтоша и школы Глазго, в 1902 году — скульптура Бетховена работы Макса Клингера, для окружения которой Климт сделал специальный фриз, в том же году — искусство французских лмпрессионистов и постимпрессионистов, зыставлялись здесь также работы О. Бердслея, Д. Уистлера.

 Густав Климт создавал картины, которые по своей художественной концепции были близки предметам декоративно-прикладного искусства. Сами впечатления от реальности служили лишь поводом для картины, но не ее содержанием.

Фигуры и предметы подвергались стилизации в духе модерна. Фон у Климта всегда был плоскостный, затканный мелким узорочьем. Контрастом к этому фону были иллюзорно, объемно трактованные части изображения — обычно лицо.

Фигуры Климт изображал удлиненными, часто прибегая к островыразительному профильному силуэту. Постановка фигур у Климта сугубо условная, статуарная; если он изображает двух людей, то это чаще всего сюжет объятия, поцелуя, если в композиции присутствует несколько фигур, то все они сливаются в одну группу, а вокруг них расстилается тот же условный орнаментальный фон.

   Моделям, которых изображал Климт, всегда присуща повышенная эмоциональность: они нервозны, напряженны, чувственны, агрессивны. Это был его индивидуальный тонус восприятия действительности. Он раскрывался в подготовительных работах Климта — его рисунках.

Если при жизни художника рисунки его были малоизвестны и им не придавалось большого значения, то в последние годы графическое наследие Климта привлекает большое внимание публики и коллекционеров.

В Европе с успехом прошло несколько выставок, посвященных исключительно рисункам Климта.

 Если в картинах и стенных росписях Климта можно найти немало «цитат* из творчества других художников, бросается в глаза эклектичность истоков его стиля, напыщенная и чрезмерная стилизация художественного языка, то в рисунках, где художник бегло фиксировал впечатления о? натуры а замыслы будущих картин, проявляются его проницательность. умение показать сущность, характер модели,  лаконичными средствами создать экспрессивный художественный образ.

 Непосредственность и откровенность Климта как рисовальщика объясняют историку, почему он как художественная личность имел такое огромное влияние а Вене на рубеже зеков.

Климт был очень одаренным художником, но целью своего творчества он считал не раскрытие индивидуального взгляда на мир, а создание определенного стиля, общего для изобразительного и декоративного искусства.

Поэтому он заимствовал и сам создавал определенные «клише» изображения и орнамента, которые постоянно применял в сзожх работах и которые делают их так похожими друг на друга. Он пытался придать своим произведениям глубокий философский и психологический подтекст.

Смутность образов я ассоциаций, воплощавшаяся Климтом. как будто перекликается с психоаналитическими построениями его современника — венского врача Зигмунда Фрейда.

 Затуманенность символов, которые использовал художник, подчеркнутая неоднозначность прочтения всех его композиций служили тому, что они не поддавались одной, точно устанавливаемой расшифровке, а могли толковаться каждым в зависимости от его художественного опыта.

Так, многозначны могут быть варианты прочтения его композиции «Надежда», созданной в 1903 году и изображающей молодую обнаженную женщину с открытым чревом, внутри которого лежит дитя.

Позади ее скелет и какие-то монстры, напоминающие о том, что продолжение человеческой жизни проходит под знаком смерти.

 К числу наиболее известных работ Климта принадлежит выполненный им фриз в обеденном зале дворца Стоклет в Брюсселе, построенном Й. Хофманном. Сам дворец Стоклет по архитектуре — типичное произведение модерна, и фриз Климта соответствует стилю здания. На Климта большое впечатление произвели византийские мозаики, что особенно заметно в декорациях этого дворца.

Собственно, мозаич-ность была присуща и его живописному стилю — он составлял целые поверхности в своих картинах из отдельных кусочков цвета, всякого рода завитушек и орнаментальных фрагментов.

Во фризе дворца Стоклет он работает непосредственно в технике мозаики: пестрая композиция складывается из цветной эмали, стекла, керамики, металла, частично позолоченного, слоновой кости, перламутра.

Использование дорогих, экзотических материалов в этом фризе тоже вполне во вкусе модерна. По фону фриза расположены деревья со стилизованными в спирально закручивающиеся завитки ветвями, с листьями и птицами.

Присутствуют также во фризе и изображения человеческих фигур — «Ожидание» в виде женской фигуры, платье которой украшено орнаментом из завитков и треугольников с изображением глаза. Лицо изображено настолько похожим на японское, что можно подумать, что оно срисовано с гравюры популярного тогда Хироеиге.

Читайте также:  Терраса на берегу моря, с. ф. щедрин, 1828

Другие две фигуры слиты воедино в объятии, напоминая по композиции мотив, многократно повторяющийся в картинах Климта.

 Если фриз во дворце Стоклет был уместен и сочетался с архитектурой и вкусом заказчика, то выполненные Климтом декоративные панно для зала собраний Венского университета вызвали недовольство и так и не были помещены на место, для которого они предназначались. Темы панно — «Юриспруденция*, «Философия> л «Медицина».

В панно «Медицина» были изображены разные фазы человеческой жизни, здесь были и фигуры матери с ребенком, и беременной женщины, напоминающие о картине «Надежда», я старухи, срисованной с одной из скульптур Родена. Сочетание натурализма изображения со сложной умозрительной схемой обусловило господство сюжета и идеи над художественностью произведения.

Это стало причиной неудачи замысла Климта.

 Вообще в первые годы нашего столетия Климт неоднократно входит в конфликт с публикой, которая не принимает его произведений. В 1903 году «Сецессион» устраивает персональную выставку Климта, но после этого художник порывает с объединением, что свидетельствует о его разногласиях с коллегами.

 Тем не менее, хотя Климт не был ровным художником и не всегда был понят своими современниками, он оказал большое влияние на развитие австрийского искусства начала XX века.

Климт впервые внес в австрийскую живопись понятие большого стиля.

Присущая ему остро индивидуальная манера рисунка стала почвой для поисков более молодых художников, будущих представителей экспрессионизма — Оскара Кокошки и Эгона Шиле.

Справка:

Стиль модерн (от фр. moderne — современный, другое название:  ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем.

Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века.

Отличительными особенностями стиля модерн является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

 Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем.

Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

ВВЕРХ

Источник: https://www.artsphera.com/articles.php?id=615

Густав Климт: картины, творчество, биография. Что выделяет картины Густава Климта?

Искусство и развлечения 16 марта 2014

Одним из самых известных живописцев прошлого является Густав Климт, картины которого пользуются огромным спросом сегодня. К сожалению, его работ не так уж и много, и все они давно нашли свое место в лучших коллекциях мира. Но когда случается чудо, и на аукционы выставляются его полотна, то стоимость их баснословна.

Биография Густава Климта: начало начал

Человек, чье имя сегодня знакомо каждому интеллигенту, родился возле австрийской столицы, в городке Баумгартен. Густав, который появился на свет 14 июля 1862 года, был вторым по счету ребенком. Его отец был художником-гравером и ювелиром, поэтому всем своим многочисленным детям дал первые уроки мастерства.

Семья жила бедно, но в четырнадцатилетнем возрасте юное дарование поступает в художественно-ремесленное училище. Там Густав Климт, картины которого поражают всех без исключения, учился у таких светил, как Фердинанд Лауфбергер и Юлиус Виктор Бергер. Через несколько лет в то же заведение поступил и младший брат художника – Эрнст.

Вместе они писали портреты знатных горожан по фотографиям и продавали по шесть гульденов. Такой был их первый самостоятельный заработок.

Первые шаги в искусстве

В 1879 году художник Густав Климт, его брат и Франц фон Мач оформляют двор венского музея истории искусств, после чего они получают свой первый серьезный заказ.

С росписью потолков дворца Stureny («Четыре аллегории») и купальней в Карлсбаде вырисовывается особенный стиль, который будет отличать картины Густава Климта от произведений других живописцев.

Поэтому трио художников прекращает совместную работу, и они отправляются каждый в собственное плаванье по жизни.

Видео по теме

Поиск собственного стиля

Художник Климт практически сразу же получил признание требовательной публики. С рук императора Франца Иосифа он получает Золотой Крест за услуги в искусстве после завершения работ в Бургтеатре. Посему мастер отправляете в путешествие по Старому Свету, во время которого посещает Мюнхен и Венецию. Эта поездка подарила ему массу впечатлений и вдохновенье для дальнейшей работы.

Закончив роспись парадной лестницы столичного музея истории искусств, Густав отходит от академической манеры рисования. Его особенная манера исполнения уже обрела свой законченный вид.

В последующие годы художник Густав Климт, картины которого мечтает иметь у себя любой коллекционер, становится членом «Союза изобразительных искусств». Но в 1892 году его ждут тяжелые потери: сперва умирает отец, а потом брат Эрнст.

В 1894 году Климт вместе с давним партнером Францем Матчем декорируют Венский Университет, перед тем Густав работал над залами венгерского замка Эстерхази.

Признание при жизни

Работа над интерьерами помещений, в частности исполнение аллегорических изображений, трех факультетов «Философия», «Юриспруденция» и «Медицина» подтолкнули художника к рисованию полотен.

Он основывает в Вене «Сецессион» и становится его президентом, пишет свои первые пейзажи, увлекается экспрессионизмом. Картины Густава Климта того периода отличаются любовью к мозаике, орнаментальным изображением форм.

Это отличительная черта работ мастера и в дальнейшем.

Густав Климт, картины которого были отмечены золотой медалью на всемирной выставке в Париже (полотно «Философия»), создает Бетховенские фрески. Эта его работа, выполненная в 1902 году, живо обсуждалась публикой, ею восхищался Роден.

Мастер отправляется в путешествие по Италии, становится востребованным, к нему прислушиваются. В 1908 году художник организовал собственную выставку, где представил шестнадцать картин.

Две из них тут же были приобретены авторитетными заведениями – Галереей современного искусства в Риме и Австрийской государственной галереей.

В Париже, который Климт посетил в 1909 году, он знакомится с творчеством Тулуза Лотрека, Ван Гога, Гогена, Матисса, Мунка, Боннарта. Через год принимает участие в девятой по счету венецианской Биеннале, пишет картину «Смерть и жизнь», которая была высоко оценена на всемирной выставке 1911 года в Риме. После нее художник вновь отправляется в путешествие по Европе.

Последние годы жизни великого живописца

Несмотря на любовь публики, работы Густава Климта подвергались критике экспрессионистами. После смерти матери в 1915 году художник все чаще выбирает темные цвета палитры.

Он и дальше принимает участие в самых престижных выставках мира, становится почетным членом Академии искусств Мюнхена и Вены, пишет шедевральные картины.

Умирает художник от сердечного удара 6 февраля 1918 года, оставив большое количество незаконченных работ. После него уходят из жизни и другие великие живописцы того времени.

«Поцелуй» Густава Климта — самая известная картина художника

Эта работа по праву считается одной из самых лучших среди наследия мастера. Создана она была в 1907 году и сразу же после представления была куплена правительством Австро-Венгрии. Эмоциональный, ослепительно яркий «Поцелуй» Густава Климта признан наиболее выразительным образом в истории живописи двадцатого века. Что же в ней особенного?

На полотне встречаются разнотипные узоры: россыпи пестрых цветов, разбегающиеся завитки, шахматный мотив из черных, белых и зеленых прямоугольников, ленточные арабески, скручивающиеся спирали. Абстракция из фрагментов натуралистически трактованных фигур, причудливых орнаментов смотрится просто роскошно на золотистом фоне.

Пара, которая изображена по центру, обнялась и слилась в страстном поцелуе. Мозаичные одежды влюбленных только усиливают эффект накала страстей, созданный мастером с помощью декоративных деталей и их глубокого контраста с натуралистическими элементами. Очень реалистически написаны лицо девушки, руки и ноги.

Но части тела окружены, а местами и полностью покрыты, плоскостями с абстрактным мотивом, который соответствует цветам на земле и фактуре ткани.

Картина имеет любимый формат художника – квадратный. Густав игнорирует горизонт и глубину пространства, отодвигает на задний фон реальность и текущее время. Таким образом, поцелуй влюбленного юноши и девушки приобретает вселенский масштаб.

Символизм «Поцелуя»

Густав Климт, картины которого всегда имеют смысловую нагрузку, и в «Поцелуе» использовал символизм. Так, на первый взгляд прямоугольники, изображенные на одежде мужчины, имеют только декоративное значение.

Но это фаллические символы, которые олицетворяют мужское начало. Они сливаются воедино с женским началом, зашифрованным в мотиве на одеянии женщины. Это спирали, круги и овалы, которые можно считать художественными знаками женских гениталий.

Этот союз гармоничен и энергичен, порождает жизнь и продолжает ее.

Полотно «Поцелуй» – совершенно необыкновенное и эпатажное. Как и все предыдущие работы, оно имело своих поклонников и яростных противников.

Но все равно именно оно обозначает высшую точку так называемого золотого периода творчества художника.

Картина стала эмблемой венского Сецессиона, заворожив золотым сиянием, притушенным эротизмом (ведь открытыми взору предстали лишь руки, ступни и лица персонажей), очевидной целомудренностью.

Cherchez la femme, или Ищите женщину

Любимым мотивом Густава Климта были женщины и их тело. Он любил рисовать сцены из мифологии, библейских персонажей, олимпийских богинь, нимф и обыкновенных девушек, которые становились неземными.

Окруженные золотым светом (многие работы гения имели именно такой шикарный фон), они казались идеалом красоты, красивыми и соблазнительными одновременно.

Как истинный художник он боготворил прекрасный пол, его божественный трепет, чувственность, мистичность и женственность.

На своих полотнах он рисовал обнаженных женщин и лишь потом наряжал их тела в сказочные драгоценные одежды. Таинственное мерцание драгоценных камней, струящиеся волосы, свечение шелковистой кожи и тончайшая паутинка платья создавали соблазн, прикрывая полунагое тело.

Роковые дамы гения

Художник рубежа веков впитал в себя все противоречивые мнения той эпохи. Он искал идеальную и современную ему женщину и изображал на своих картинах. Он рисовал не только реальных людей, какой, например, была Соня Книпс, чей портрет одновременно выражает легкость, невинность, тревожность и задумчивость. Каждая изображенная Густавом дама – роковая.

В картине «Любовь» лицо героини замерло в сладком экстазе, но на заднем фоне сгущаются тени. Ведь юношу и девушку ожидают потом старость и смерть. Ярким примером таких красавиц являются следующие картины: «Русалка», «Золотая рыбка», оба варианта «Юдифи», «Водяные змеи».

Глубокой философией наполнена и работа «Три возраста женщины», на которой изображены маленькая девочка, женщина в расцвете сил и красоты, а также старуха.

Интересно то, что мастер женатым не был, хотя и имел многочисленные романы. Наверное, он так и не нашел своего идеала…

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/131770/

Ссылка на основную публикацию