Биография и картины тинторетто (якопо робусти)

Тинторетто

Картина Якопо Тинторетто «Похищение Елены» иллюстрирует древнегреческий миф о похищении прекрасной Елены. Тинторетто творил в эпоху позднего Ренессанса, поэтому мифы Античных времен были невероятно востребованы и пользовались большой популярностью. Однако мастер решил […]

На полотне Якопо Тинторетто изображен классический библейский сюжет. Художник приоткрывает для нас, зрителей, завесу тайны и позволяет увидеть момент создания мира. Главная роль на полотне отводится, разумеется, фигуре Бога. Художники довольно редко […]

«Битва архангела Михаила с сатаной» – картина, написанная Якопо Тинторетто на библейский сюжет. В Новом завете Библии говорится о великой битве между добром и злом. Дьявол в обличии дракона сражается с архангелом. […]

Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) родился в Венеции, в семье красильщика. Собственно, его прозвище и означает «маленький красильщик». Всю жизнь художник оставался верен среде ремесленников, из которой вышел, проживая довольно скромную жизнь. […]

Одной из первых работ живописца Якопо Тинторетто считается его «Венера, Вулкан и Марс». Картина изображена маслом на холсте, в 1550 годах. Размер полотна 135х198 см. В ней мы четко прослеживаем насколько сильно […]

Якопо Робусти (псевдоним Тинторетто, что в переводе обозначает «маленький красильщик») родился и вырос в Венеции. Прозвище свое получил из-за своего отца – красильщика шелка. Любовь к рисованию у маленького Якопо проявилась еще […]

Работа «Рай» является самым большим полотном в мире. Невозможно предположить, что такой масштабный замысел художника можно было воплотить в меньшем размере. Тинторетто изобразил на полотне реальных людей и ангелов. Передний план картины […]

Якопо Тинторетто написал картину «Распятие» по классическому библейскому сюжету. Стиль написания характерен для зрелого периода творческого пути художника. Работа отображает множество образов, над которыми живописец работал несколько лет. В центре композиции отображена […]

Перед нами грандиозный автопортрет, который художник написал в возрасте 70 лет. Творение действительно впечатляет до глубины души. Что касается цветов, то создается впечатление монохромности. Это неслучайно. Именно так художник воздействует на нас […]

Тинторетто – уроженец Венеции, представитель школы позднего Ренессанса, что, впрочем, весьма условно – для его работ характерен определенный стиль, созданный им за годы работы. Для него характерна мастерская работа со светом, мелкие […]

Источник: http://opisanie-kartin.com/tintoretto/

Якопо Тинторетто — картины

Якопо Тинторетто — мастер венецианской школы живописи эпохи Высокого Возрождения, который совершил удивительное открытие для своего зрителя в аспекте использования работ со светом для достижения необходимого эмоционально-образного эффекта в художественных произведениях. Его можно назвать предтечей художников стиля барокко по напряженности и динамике изображаемого. В 2018 году всеми почитателями творчества Тинторетто будет отмечаться круглая дата — 500 лет со дня рождения живописца.

Начало: художник эпохи Возрождения

Тинторетто — уроженец Венеции. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Сыну при рождении дал имя Якопо. Прозвище, под которым Якопо Робусти известен в истории искусства, дословно и означает «маленький красильщик».

Такое прозвище он получил, вероятно, в связи с тем, что с раннего возраста помогал малярам в их работе, а еще очень любил рисовать углем и папиными красками на стенах домов.

В качестве своих учителей называл своего первого реального учителя — Тициана, а также Леонардо да Винчи и Микеланджело, которых почитал за идеал художника.

Первые самостоятельные работы художник выполнил на мифологические темы. В 21 год Якопо стал хозяином художественной мастерской и на правах старшего получал наиболее выгодные заказы. Среди них — известное полотно Тинторетто «Тайная вечеря».

«Тайная вечеря»: описание первой версии

На этот популярный у художников сюжет Тинторетто создал два полотна в разные периоды развития своего мастерства: в начале пути и ближе к его концу. Между их написанием прошло 45 лет.

Есть и промежуточный вариант, датированный 1579-1581 годами, то есть через 34 года после первой и за 11 лет до последней.

Сравнение этих картин дает возможность увидеть процесс становления творческого почерка художника.

Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается.

С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. По центру небогатого помещения, пол которого вымощен квадратными каменными плитами, стоит прямоугольный недлинный стол, накрытый белоснежной скатертью.

Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Иисус повернут к зрителю лицом. Большинство апостолов — в профиль. Трое повернуты к нам затылком, причем один из них одет в черные одежды и отделен от прочих пустыми табуретами.

Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. С обеих сторон картины на переднем плане расположились молодые женщины, одетые в белоснежные одежды. Одна из них — в сопровождении пухленьких маленьких детей и черной собаки, спокойно сидящей на полу.

Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Иисус Христос еще не преломил хлеб, и даже не взял его — перед ним пока стоит полная тарелка. Он ведет беседу со своими учениками.

Вторая версия картины

Эта «Тайная вечеря» Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака.

Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря «открытой» композиции.

И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.

Место, в котором происходит трапеза, больше напоминает кабачок или таверну. Пол, как и в первой версии, выложен из квадратных плит двух цветов. Стол покрыт скатертью, но уже не белоснежной, а скорее сероватой.

Он низкий, и сидящие разместились на перевернутых боком табуретах. У торцевого конца стола на коленях в красноватого оттенка одеждах — Иисус Христос. Он, в отличие от предыдущего полотна, повернут полупрофилем.

По левой стороне стола третьим сидит человек в белой одежде, отмеченной в районе лопаток розоватыми пятнами, и спущенном черном плаще. Он — единственный, кто повернут к зрителю спиной. Видимо, это Иуда. Иисус в левой руке уже держит хлеб, но еще продолжает вести беседу.

Стол уже не делает акцент на центре картины, он располагается по диагонали от левого нижнего к центру правой стороны полотна. Он находится как бы немного сбоку, скромно и изолированно, образуя отдельный мир Иисуса и его учеников.

На дальнем плане картины Тинторетто мы видим ступени, ведущие на внутреннюю террасу таверны, где стены украшены цветными росписями, люди — нарядны. Они находятся по социальной лестнице выше, чем прочие. И лестницы между уровнями-планами могут рассматриваться как символ социального размежевания общества.

В отличие от первого варианта, в этом полотне больше живой обыденности, динамики и реалистической составляющей. А вот колорит гораздо более сдержан, многозначен и приглушен.

При этом Тинторетто продолжает совершенствовать работу по использованию света для создания эмоционального и смыслового акцента.

И освещенный дверной проем на дальнем плане можно трактовать как выход из грядущей ситуации. Но что будет, если в него выйти?..

Последняя версия

Последний вариант картины Тинторетто совсем далек от первого и гораздо более близок к барочной живописи. При всей монохромности колорита художник использует цветовые символы, и особое значение приобретают световые акценты, создавая контрасты и атмосферу мистического характера.

Событие показано автором как бытовая трапеза в таверне, где в активное действие включены все персонажи — и главные, и второстепенные. Особого напряжения и динамичности Тинторетто достигает через необычные для эпохи ракурсы и позы.

Стол, покрытый белой скатертью, служит разделительной чертой полотна на две зоны, отделяя суетную мирскую жизнь от мира Иисуса и апостолов. Светом выделяется та часть, где расположились главные библейские персонажи.

Иисус расположен не во главе стола, а среди своих учеников. Он уже разломил хлеб и раздает его апостолам. Ближе всех к зрителю, у самого края стола, располагается одетый в черный плащ Иуда.

С ним никто из апостолов не общается, зато простолюдин что-то нашептывает на ухо.

Сверху, под тяжелым плоским потолком, вьются персонажи с крыльями: то ли ангелы, то ли демоны. Но они четко разделены на две группы соответственно зонам. Одни более призрачны, другие изображены более материально. Все происходящее под потолком добавляет мрачной мистичности произведению.

Тинторетто-портретист

Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Мастер выбирает форму поколенного портрета. При этом атрибуты почти исключает — в качестве средства художественной выразительности они ему не нужны.

В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Все его персонажи словно статуи — недвижно застыли на полотне. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо.

Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Сами изображения просты и лаконичны, цветовая гамма скупа и не отвлекает от восприятия личности.

Есть в его коллекции и автопортрет, где из темного фона будто бы выплывает светлый овал испещренного морщинами лица глубокого и тонко чувствующего человека, много чего повидавшего в жизни.

Характеристика творчества

Ранним произведениям Тинторетто уже была свойственна классичность исполнительской манеры, но в дальнейшем художник нашел свой путь в живописи, совсем отличный от традиционного. Для его произведений характерны:

  • широкий мазок;
  • сложные ракурсы;
  • высокий горизонт;
  • богатый узор линий;
  • сдержанный колорит;
  • легкие и полупрозрачные образы на дальнем плане;
  • использование сети легких мазков для создания дальнего плана;
  • толстые, грубые линии;
  • световые акценты;
  • высокая динамика и энергетика;
  • использование впечатлений и образов бытовой стороны жизни.

«Чудо святого Марка»

Это полотно можно по праву назвать первым шедевром в творчестве Тинторетто. Суть истории не нова: раб-христианин повержен толпою язычников на землю и избиваем ею. Его ожидает страшная казнь.

Но вдруг с Неба спускается святой Марк и совершает чудо — тело христианина становится настолько прочным, что от него отскакивают все удары, а пакли и мечи разбиваются. Мы видим недоумение людей, узревших это чудо.

Постепенно толпа начинает бежать с площади.

Автор использует приемы, которые потом станут «визитной карточкой» его творчества: динамику поз и ракурсов.

За счет них направляются сюжетные потоки и внимание зрителей, разделение поля картины на зоны и выделение светом важных по смысловым акцентам моментов, персонажей, объектов.

Самая динамичная фигура в этой, еще не лишенной традиционности средств художественной выразительности Возрождения картине — святой Марк, покровитель Венеции.

При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе. Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах.

«Битва архангела Михаила с Сатаной»

Картины Тинторетто — это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Его работы — сплошной вихрь, водоворот, буйство! Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Особо интересно в этом плане полотно «Битва архангела Михаила с Сатаной».

Читайте также:  Музей пыток, гаага

Стремительно налетает небесное воинство, и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Падают с ними и поверженные ангелы.

И опять излюбленный прием деления полотна на зоны: стремительное копье, разящее сатанинское отродье, разделяет картину по диагонали: в одной части — Мадонна с младенцем Иисусом на руках взирает с небес на битву, опираясь ногою на перевернутый серп луны, а другою утопая в белоснежном облаке.

Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи, исходящие от дланей Бога-Отца. Он воспарил над всеми и на просто благословляет архангела Михаила на битву, но и сам деятельно помогает ее исходу. И снова Тинторетто объединяет в своей технике материальность образов и призрачность свечения.

«Грехопадение Адама и Евы»

Это одно из ранних произведений Тинторетто. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева).

Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения.

В ней использованы плавные струящиеся линии, почти отсутствует свойственная художнику динамика, но вот особое владение светом насыщает пастельный монотонный пейзаж мягким и теплым свечением, как будто бы разливающимся на все благодатью Божьей.

«Юдифь»

Для создания удивительного произведения «Юдифь» Тинторетто использовал сюжет, не менее популярный, чем «Тайная вечеря». Полное название картины соответствует названию библейской легенды — «Юдифь и Олоферн».

В этой истории рассказывается о военачальнике вавилонского царя Навуходоносора Олоферне, который был умерщвлен израильской вдовой по имени Юдифь. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ.

В вариации Тинторетто мы видим ту часть сюжета, в которой Юдифь и ее служанка собираются унести отсеченную голову Олоферна. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.

Очень материально выписана текстура тканей, использован насыщенный, сочный колорит. А фигура Юдифи, склоненная в сторону, является косой осью, делящей плоскость полотна на две части. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы.

Тело Олоферна расположено таким образом, что кажется, будто он мирно спит, запрокинув голову, а Юдифь укрывает спящего. Вторая часть картины динамична и напряженна: автор использует для создания необходимого эффекта затененность и много черных пятен.

Драматизма добавляет и сильно скрученная фигура служанки, прячущей голову Олоферна за спину в складки одежды.

Церковные заказы

Речь идет о картине «Поклонение Золотому тельцу», написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто.

Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки, и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне — Моисей. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить.

Условно картина делится на две части — большую нижнюю, выделенную затемнением, и верхнюю светлую. В нижней помещены все, кто погряз в грехах и ересях. В верхней — просветленный Моисей и те, кто пошел за ним.

Вертикальной осью, вдоль которой идет деление и размещение персонажей, выступает гора Синай. Горизонтальной — темные облака и тенты над головами грешников.

Картина вся пронизана активным движением и насыщена персонажами, что свойственно кисти живописца.

«Страшный суд»

Произведение из ряда библейских, продолжающее в его творчестве историю существования мира. Свой «Страшный суд» Тинторетто, как и упомянутую выше картину, писал для алтаря церкви Санта-Мариа-дель-Орто. Расположено произведение справа.

Многофигурное полотно, выполненное, как и предыдущее, в коричневато-охристой гамме с использованием цветовых пятен, помогает притягивать и перемещать взгляд зрителя в авторской логике. Явно в нем можно насчитать пять горизонтальных ярусов: снизу-вверх — от темного к светлому.

Наверху на облаке — Деисус: в центре Иисус Христос, справа от него Дева Мария, слева — Иоанн Креститель. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Немного схоже с дантовскими «кругами». Чуть ниже — ангельское войско, исполняющее вердикт.

«Даная»

Еще один шедевр из мифологического творчества мастера — полотно «Даная». Тинторетто в основу произведения положил миф о дочери царя Аргоса, сын которой, по предсказанию оракула, должен был убить своего деда. Царь не решился на убийство дочери, но замуровал подальше от людских глаз, чтобы у нее не могло быть детей.

Даная посвятила себя Зевсу. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его. Так сбылось предсказание оракула.

Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае.

«Происхождение Млечного пути»

Картина, которая считается одной из звездных работ мастера среди всех произведений мифологического содержания. Сюжет его связан с мифом о Зевсе, который хотел одарить своего сына от земной женщины, Геракла, бессмертием. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной.

Из капель, пролившихся на небо, и образовался Млечный путь. Композиция, созданная Тинторетто, очень нарядна и выполнена в сочных ярких и в то же время чистых и нежных красках. Кроме главных участников истории, на полотне мы видим большое количество второстепенных персонажей.

Но второстепенными они являются лишь с виду, а на самом деле все элементы и герои картины являются аллегорическими изображениями, раскрывающими скрытый смысл произведения.

В построении композиции мастер использует свойственное ему деление полотна на зоны — в данном случае, как и в «Юдифи и Олоферне», наклонной осью является фигура спящей на небесном ложе Геры.

Таким образом, творчество Тинторетто стало пограничным между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени в итальянской живописи.

Источник: https://www.syl.ru/article/333501/yakopo-tintoretto—kartinyi-taynaya-vecherya-strashnyiy-sud-yudif-poklonenie-zolotomu-teltsu-hudojnik-epohi-vozrojdeniya

Якопо Тинторетто: картины, биография

Творчество якопо тинторетто (1518-1594)

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Tintoretto; ) — один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Искусство Тинторетто — как бы эпилог Возрождения, страстное, патетическое, подчас с мистической экзальтацией и маньеристской изощренностью форм. «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана» — такой девиз мог прочесть каждый над дверями мастерской Тинторетто. Но время диктовало свои законы, и мятущийся дух трудно было воплотить в классической гармонии красок и линий.

Знаменитый живописец родился в Венеции, отец его был красильщиком шелка. Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторет­то, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой.

Во всяком случае в мастерской Тициана он пробыл считанные дни и почему-то разочаровал учителя. Но подготовка любой кар­тины Тинторетто была необычайно тщательной: много раз прикидывал он в рисунке композицию, изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, менял колорит.

И его законченные полотна отличал особый блеск совер­шенства.

О ранних работах художника достоверных сведений ма­ло. Известность ему принесла картина «Чудо святого Марка», где изображено, как спускается с неба святой, чтобы защи­тить от палачей раба-христианина. С тех пор недостатка в заказах не было, у художника. Венецианские церкви, Дво­рец дожей, цеховые организации и филантропические брат­ства становятся его главными заказчиками.

В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль худож­ника. Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты, изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или востор­га, — все это не только не страшило Тинторетто слож­ностью исполнения, а стало, так сказать, основной его спе­циализацией.

Больше всего удивляет эмоциональная глу­бина бурных, можно сказать, театральных композиций художника («Введение Марии во храм», ок. 1551 —1556 гг.; «Брак в Кане», 1561; «Похищение тела св. Марка», «Спа­сение сарацина», «Нахождение тела св. Марка», 1562—1566; «Тайная вечеря», 1566).

Усиливающиеся с годами драма­тизм и психологическая разработанность образов вызывают изменения в колорите, переход от чистых сияющих красок к глубоким контрастирующим напряженным тонам.

Неко­торые подлинные шедевры Тинторетто, как, например, «Спасение Арсинои»* (1555) по силе романтической взвол­нованности и колористической красоте не имеют себе равных среди картин современников.

В произведениях более позднего периода Тинторетто по-иному относится к пространству, пейзажу, как бы раство­ряющему в своей безграничности человека. Краски приглу­шаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью.

Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Эти новшества находят выражение прежде всего в капиталь­ном труде художника — десятках огромных панно для фи­лантропического братства — скуола ди Сан Рокко.

Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой.

К 90-м годам относится последний вариант «Тайной ве­чери» Тинторетто. Эта знаменитая картина поражает преж­де всего феерическими световыми эффектами. Свет выхва­тывает из темноты отдельные фигуры, лучится нимбом на голове Христа, преломляется в хрустале, играет яркими бликами.

Настроение беспокойства, напряженности в тре­вожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы.

Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанро­вые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов вопло­щения этого очень распространенного евангельского сю­жета.

В таком же остродраматическом духе решены баталь­ные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). В превосходных реалистических портре­тах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рем­брандта, проникновенно внимая душевным движениям сво­их моделей.

Заметный след оставило искусство Тинторетто в веках. Эль Греко, Рубенс, Веласкес, Делакруа, Суриков отдавали должное его непревзойденному дару в своих высказыва­ниях и живописных исканиях.

Галерея картин Тинторетто

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1106-tintoretto.html

Тинторетто ЯкопоКартины и биография

Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция – 31 мая 1594, там же), итальянский живописец; наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших художников, представителей венецианской школы.

Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Еще в детстве пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своих живописных опытов на стене дома.

Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров».

Из источников известно об участии молодого Якопо Тинторетто в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе.

Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства.

Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату – ежегодную ренту в 100 дукатов.

Читайте также:  Роскошь, покой и наслаждение, анри матисс, 1904

Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие.

Известно также, что Якопо Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-сценические инсценировки. В 1545-1546 Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции.

В 1550 Тинторетто женится на Фаустине деи Вескови, его дети от этого брака, рано умершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставили самостоятельные работы, младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассер, продолжившего традиции мастерской после смерти учителя. Имена учителей художника не подтверждены документально.

Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».

Пребывание художника в мастерской Тициана было, однако, кратковременным: через несколько дней после вступления Тинторетто в мастерскую, Тициан, увидев его рисунки, тотчас же предписал своему помощнику отпустить Тинторетто из мастерской. Что послужило причиной этого, как и последующей враждебности всего кружка Тициана, Пьетро Аретино и Якопо Сансовино, осталось неизвестным.

Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие.

Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что венецианский живописец в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи.

Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку. Тинторетто любил говорить, что «краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой». Известно также, что художник подробно изучал анатомию.

С ранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелось богатое собрание слепков.

Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи – отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе.

Однако манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера.

В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, – прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность.

В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). На картине изображен момент, когда святой Марк спускается с неба, чтобы спасти от пыток раба, ослушавшегося своего хозяина и пришедшего молиться на могилу святого.

«Чудо святого Марка» является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев, искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм.

Картина построена на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит – на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона.

Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело.

Картина «Чудо святого Марка» помогла Тинторетто обрести широкую популярность в Венеции: он получает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце Дожей, в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств, пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи, высшая знать Италии.

В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Они совершенно бездейственны, а в поздние годы – как бы бестелесны.

Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного; в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах, им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция; «Себастьяно Вениер», Музей истории искусства, Вена). Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто», Лувр) у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, потому что обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса.
Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров – «Введением во храм» – на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто. Отныне самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета.

Впечатляющая, захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх и вдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картин Тинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта Мария дель Орто – «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд».

Движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы – недосказанные, движения – затрудненные и порывистые.

В 1562 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия; «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (1566).

В 1566 Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио, Сансовино и Франческо Сальвиати был избран членом Флорентийской Академии рисунка.

В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III).

В 1560-е годы происходит сближение художника с Веронезе – отныне их будет связывать крепкая дружба. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» – картины на мифологические сюжеты («Млечный путь», Лондон).

Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»).

Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко – 56 картин. Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным.

В 1564 братство решает приступить к украшению своего дворца и плафона большого зала и организует конкурс на лучший проект среди наиболее прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро.

Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно.

С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства – «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.

В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона – «Медный змий».

В 1577 он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением – обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год.

В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578-1581 годах живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице.

На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода – «Моисей, источающий воду из скалы», хлеб насущный – «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, – «Медный змий». Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями – «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения».

В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587).

Тогда же, в 1588-1590 годах, мастер создает свой шедевр «Битву архангела Михаила с сатаной».
К последним годам жизни художника относится работа над картинами для церкви Санта Мария Маджоре. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594).

Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547; Сан Симионе, около 1560; Сан Тровазо, около 1565; Сан Поло, 1578 и др.).

Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.

2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Источник: http://smallbay.ru/tintoretto.html

Якопо Тинторетто

Якопо Тинторетто (Robusti). Сусанна и старцы. Лувр

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Tintoretto; ) — один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Тинторетто — живописец венецианской школы позднего Ренессанса (сентябрь-октябрь 1518 (1519) – 31 мая 1594).

Искусство Тинторетто — как бы эпилог Возрождения, страстное, патетическое, подчас с мистической экзальтацией и маньеристской изощренностью форм. «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана» — такой девиз мог прочесть каждый над дверями мастерской Тинторетто. Но время диктовало свои законы, и мятущийся дух трудно было воплотить в классической гармонии красок и линий.

Знаменитый живописец родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторет­то, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой.

Во всяком случае в мастерской Тициана он пробыл считанные дни и почему-то разочаровал учителя. Как гласит предание, Тициан не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника.

После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело.

Но подготовка любой кар­тины Тинторетто была необычайно тщательной: много раз прикидывал он в рисунке композицию, изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, менял колорит. И его законченные полотна отличал особый блеск совер­шенства.

О ранних работах художника достоверных сведений ма­ло. Известность ему принесла картина «Чудо святого Марка», где изображено, как спускается с неба святой, чтобы защи­тить от палачей раба-христианина. С тех пор недостатка в заказах не было, у художника. Венецианские церкви, Дво­рец дожей, цеховые организации и филантропические брат­ства становятся его главными заказчиками.

Чудо святого Марка

Читайте также:  Музей искусства и ремесел, париж, франция

В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль худож­ника. Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты, изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или востор­га, — все это не только не страшило Тинторетто слож­ностью исполнения, а стало, так сказать, основной его спе­циализацией.

Больше всего удивляет эмоциональная глу­бина бурных, можно сказать, театральных композиций художника.В некоторых своих аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.

Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Рох в госпитале». Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Это братство было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину «Св. Рох во славе».

В том же году художник становится членом братства.


«Св. Рох во славе»

В 1565 году он пишет новую картину для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7×22 метра).


«Распятие» 1565

«Брак в Кане», 1561


«Похищение тела св. Марка»


«Введение Марии во храм», ок. 1551 —1556 гг


«Нахождение тела св. Марка», 1562—1566

«Тайная вечеря», 1547)

Усиливающиеся с годами драма­тизм и психологическая разработанность образов вызывают изменения в колорите, переход от чистых сияющих красок к глубоким контрастирующим напряженным тонам. Неко­торые подлинные шедевры Тинторетто, как, например, «Спасение Арсинои» (1555) по силе романтической взвол­нованности и колористической красоте не имеют себе равных среди картин современников.

«Спасение Арсинои» (1555)

В произведениях более позднего периода Тинторетто по-иному относится к пространству, пейзажу, как бы раство­ряющему в своей безграничности человека. Краски приглу­шаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью.

Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Эти новшества находят выражение прежде всего в капиталь­ном труде художника — десятках огромных панно для фи­лантропического братства — скуола ди Сан Рокко.

Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой.

К 90-м годам относится последний вариант «Тайной ве­чери» Тинторетто. Эта знаменитая картина поражает преж­де всего феерическими световыми эффектами. Свет выхва­тывает из темноты отдельные фигуры, лучится нимбом на голове Христа, преломляется в хрустале, играет яркими бликами.

Настроение беспокойства, напряженности в тре­вожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы.

Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанро­вые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов вопло­щения этого очень распространенного евангельского сю­жета.

В таком же остродраматическом духе решены баталь­ные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). В превосходных реалистических портре­тах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рем­брандта, проникновенно внимая душевным движениям сво­их моделей.


«Тайная вечеря»,
1591 – 1594. Венеция. Церковь Сан-Джорджо Маджоре.

Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер».

Его проникновенные образы старых венецианских дожей, седых как лунь, но с огнем в старческих глазах, слабых плотью, но сильных и гордых духом, до сих пор потрясают зрителей. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом.

Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. В этом жанре он, как правило, использовал теплую цветовую гамму.

С темного тепло-коричневого фона, как бы растворяясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.

Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Одежда едва обозначена на коричневом фоне, лишь намеком указывая на меховой воротник и слегка опущенные плечи. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира  преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность.

«Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Полотно, созвучное со знаменитыми автопортретами Рембрандта, показывает, что в этом жанре художник намного опередил свое время.От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.

Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.

Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.

С помощью сетки эти рисунки переносились затем в увеличенном виде на холст и там фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке. Только после того как композиция подмалевка проверялась в своем воздействии на месте, мастер переходил к детальной моделировке фигур и к окончательной колористической разработке картины.Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто.

Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта-Мария дель Орто он занимал со своей семьей скромное жилище. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. В заказах, в которых у него не было недостатка, его привлекала не столько выгода, сколько самая работа, и работал он всегда с огромным увлечением, не заботясь о размерах гонорара.

Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан-Марко Джузеппе Царлино и другие.

Известно также, что Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-драматические инсценировки.Умер художник 31 мая 1594 года.

Вся жизнь Тинторетто – это  пример самозабвенного творчества, бескорыстной преданности искусству, христианской вере и любимому городу, на украшение которого не жалел сил его выдающийся гражданин. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Тинторетто делают его творчество грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.Заметный след оставило искусство Тинторетто в веках. Эль Греко, Рубенс, Веласкес, Делакруа, Суриков отдавали должное его непревзойденному дару в своих высказыва­ниях и живописных исканиях.

Источник

Источник

Источник: https://alex-kopein.livejournal.com/277608.html

Якопо Тинторетто

Итальянский живописец; наряду с Джорджоне, Тицианом и Веронезе один из величайших венецианских мастеров эпохи Возрождения. Его настоящее имя – Якопо Робусти (Jacopo Robusti).

Считается, что он учился у Тициана.

Успех пришел к Тинторетто в 1548, и с этого времени до самой смерти в 1594 он вел спокойную, но деятельную жизнь в Венеции, работая над украшением церквей и государственных зданий.

Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Св.

Марк спускается с неба, и молот чудесным образом ломается на глазах у изумленных палача и судьи. Фигура св. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света.

Светлые и темные пятна оживляют переднюю плоскость картины, контрастируя с бледными тонами дальнего плана. Легкость, с которой художник манипулирует цветом и светом, типична для живописцев венецианской школы.

Все это Тинторетто дополнил блестящим рисунком и использованием жестких скульптурных форм; эта черта его стиля близка манере тосканских мастеров, таких, как Мантенья и Микеланджело.

В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Первые из них еще напоминают по манере исполнения произведения Тициана; работы зрелого периода выполнены в более оригинальном стиле. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто.

В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. На полотне Обретение тела св. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св.

Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Цвет приг

лушен и подчинен мистическому свету, который едва касается краев предметов фосфоресцирующими отблесками. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Марка (1562, Венеция, галерея Академии).

Молния пронзает небо над головами людей, несущих тело через площадь, на которую обрушиваются дождевые потоки. И снова мы проникаем в глубину пространства там, где формы кажутся случайно вырванными из темноты игрой света. Композиция Св.

Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.

В 1564 проходил конкурс на украшение здания Скуола ди Сан Рокко, на который художники должны были представить предварительные наброски. Тинторетто выиграл конкурс, показав на нем законченную живописную композицию.

На полотне Распятие из цикла для Скуола ди Сан Рокко (1565) центральное место занимает образ Христа, торжествующего над неохватным миром.

Изображение распятого Христа оказывается изолированным и находится в центре большого овала, образованного фигурами палачей и скорбящих.

Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной после 1570, он использовал космогоническую легенду как повод для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд. Размещение персонажей по кругу – любимый прием мастера – использовано им и в картине Вакх и Ариадна (

1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей.

В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Картина Медный змий – сложная композиция, в которой изображены сильные мускулистые тела, написанные в стилистике Микеланджело.

В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. В композиции Благовещение чудесное событие совершается в момент драматического напряжения, в почти натуралистически переданной обстановке.

В картине Бегство в Египет действие происходит на фоне пышной растительности; Иосиф пригибает голову осла, чтобы Богоматерь могла сойти и отдохнуть.

В 1570 Тинторетто начал самое монументальное из своих произведений – Рай (Венеция, Дворец дожей). Работа над этой огромной композицией, где изображено около пятисот персонажей, заняла у Тинторетто и его учеников десять лет. Предварительный эскиз картины находится в Лувре; большинство исследователей считают, что он лучше законченного произведения, слишком правильного и сухого.

Картина Тайная вечеря (Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) была создана между 1592 и 1594. На первый взгляд кажется, что ощущение чуда затмевается видом пиршества; жанровые детали переданы весьма подробно. Комнату наполняет сверхъестественный свет, головы Христа и апостолов окружают сияющие ореолы. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто

Источник: http://facecollection.ru/people/yakopo-tintoretto

Ссылка на основную публикацию