Благословляющий христос, антонелло да мессина

Л. Пуликова — Королевский музей изящных искусств Антверпен

Ганс Мемлинг (1433/1440-1494) Музицирующие ангелы 1485/1490. Дерево, масло. 165×230

Работа «Музицирующие ангелы» является левой частью триптиха Ганса Мемлинга «Благословляющий Христос в окружении ангелов», также находящегося в музее.

Несмотря на внушительный размер, он — лишь фрагмент огромного алтаря, украшавшего церковь Санта-Мария-ла-Реаль в испанском городе Нахера — древней столице королевства Наварра.

Этот заказ был одним из самых важных и трудных, которые живописец когда-либо получал. К сожалению, другие части алтаря в настоящее время утрачены.

На золотом фоне, среди темных облаков, появляется Христос в окружении крылатых ангелов, облаченных в бархат и парчу, поющих и играющих гимны во славу Спасителя. Мастер дает хороший обзор музыкальных инструментов XV века: прекрасно различимы гусли, тромба марина — смычковый однострунный инструмент треугольной формы, лютня, тромбон и флейта.

Мемлинг провел большую часть жизни в Брюсселе и Брюгге, поэтому его стиль и техника близки голландской школе живописи XV столетия.

Антонелло да Мессина (1433/1440-1494) Распятие 1475. Дерево, масло. 52,5×42,5

В Королевском музее изящных искусств выделяется достаточно редкий даже для крупных собраний экспонат — картина «Распятие» Антонелло да Мессины, итальянского живописца эпохи Раннего Возрождения. Мастер был хорошо знаком с произведениями Петруса Кристуса, последователя Яна ван Эйка, и Гуго ван дер Гуса, охотно использовал в своем творчестве достижения техники масляной живописи фламандцев.

Работа датирована временем пребывания художника в Венеции. Фигуры казненных прорезают безмятежное небо. Спокойствие и тишина царят в природе, и надо всем словно парит Иисус, распятый на кресте. Голубой плащ Марии перекликается со спокойной ясной голубизной далекого моря.

Богоматерь сидит на земле, опустив глаза, восприняв свершившееся как предначертание свыше. Юный Иоанн благоговейно преклоняется перед спокойным мужеством погибшего. Благоразумный разбойник уже умер, а Безумный еще содрогается в предсмертных конвульсиях.

Изогнутые стволы деревьев будто вторят движению человеческих тел. Но, как ни странно, драматизм сцены отступает перед ощущением гармонии мира, снимающим остроту трагического накала и наполняющим душу покоем и восхищением.

Гуманистическое приятие земной красоты и ее ценности полновластно заявляет о себе в этом одном из наиболее лирических творений Антонелло да Мессины.

Неизвестный мастер антверпенской школы Святой Христофор. Часть триптиха XV век. Дерево, масло. 68×22

«Святой Христофор» — одна из боковых створок неизвестного пока алтаря. На ней мастер изобразил святого Христофора, переносящего через воды Младенца Христа. Действие легенды происходит на фоне условного пейзажа, природа не играет здесь активной роли.

Художника интересует изображение монументальной фигуры святого, его жесты, выражение лица, передача рефлексов света на тяжелых складках красного плаща. Младенец Иисус с длинными золотыми волосами восседает на мощных плечах Христофора.

Он напоминает одного из ангелов, которых часто изображали немецкие живописцы. В левой руке Иисуса — держава в форме сферы, увенчанная крестом, — древний символ господства над миром и власти, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте.

Греческая легенда о жизни и деяниях святого Христофора, считающегося покровителем путешественников, была весьма популярна в католическом и православном искусстве.

Лукас Кранах Старший. Ева. XVI век

Франс Флорис (Франс де Вриндт) (1519/1520-1570) Суд Соломона 1545–1550. Холст, масло. 123×208

Франс Флорис, фламандский художник эпохи Позднего Возрождения и маньеризма, происходил из семьи мастеров живописи и скульптуры. Путешествие в Рим и Венецию перевернуло его творческое мировосприятие. Флорис был очарован искусством итальянских творцов, особенно Микеланджело.

По возвращении в Антверпен он написал ряд больших картин для загородных домов и вилл испанских дворян и представителей знати.

Живопись художника связывают с поздним периодом романизма, когда образцом для нидерландских мастеров стали довольно усредненные нормы, почерпнутые в искусстве итальянских маньеристов.

«Суд Соломона» исполнен, вероятно, сразу после прибытия Флориса на родину. Влияние стиля Микеланджело, Джорджо Вазари, Джулио Романо явственно ощущается в построении мощных атлетических фигур персонажей библейского сказания, отмеченных бурной динамикой, резкими, даже вычурными ракурсами.

Художник на основе своих исследований и зарисовок в итальянских альбомах стремится максимально точно показать античную архитектуру и одежду. Немногие из его работ сохранились до нашего времени.

Большинство картин живописца было утрачено во время революционных волнений в Нидерландах во второй половине XVI столетия.

Лукас Кранах Старший (1472–1553) Милосердие (Забота) После 1537. Дерево, масло. 50×34

Лукас Кранах, один из наиболее ярких, известных и плодовитых мастеров немецкого Возрождения, родился в местечке Кронах в Верхней Франконии (отсюда и происходит его фамилия), молодым подмастерьем отправился искать работу вниз по Дунаю.

Став придворным художником саксонских курфюрстов — Фридриха Мудрого, Иоганна Постоянного и их наследников, Кранах выработал свой немного манерный стиль, который распространился по всей Германии благодаря многочисленным работам мастерской живописца.

В данной картине Кранах повторяет излюбленный им образ белокурой изящной женщины с узким разрезом глаз, изогнутым телом и несколько жеманными движениями.

Картина «Милосердие» представляет своеобразную аллегорию Заботы — молодую мать, чье нагое тело покрыто только прозрачной материей.

Она целиком отдалась заботе о своих детях — одного кормит грудью, другой ребенок обнимает ее за плечи, третий также требует внимания и теребит за ногу. Насчитывается порядка шести различных вариантов этой работы, отличающихся в основном числом детей.

Ян Брейгель I (1568–1625) Поклонение волхвов 1600. Медь, масло. 26,7×35,7

Старший сын Питера Брейгеля Старшего, Ян Брейгель, был прозван Бархатным за мягкий, наполненный теплым светом колорит своих работ и нежную красоту почти эмалевой живописи. Художник во многом известен цветочными натюрмортами, однако в его творчестве есть пейзажи, религиозные и мифологические композиции, жанровые сценки.

Исполненное нежного лиризма полотно «Поклонение волхвов» из антверпенского музея явилось бы украшением любой экспозиции. В полуразрушенном сарае, который опирается на такой же ветхий дом, сидит Мария с Младенцем на коленях. Позади нее расположился Иосиф, он сосредоточенно прижимает к груди шляпу.

Европеец, король Гаспар, на коленях предлагает Марии золото, Мельхиор, князь из Азии, привез ладан, а африканец Бальтазар — смирну. Вокруг неприметного на первый взгляд дома собралось множество людей. Неисчислимые толпы солдат и слуг из королевского окружения, любопытные граждане из Вифлеема, пастухи с собаками.

Читайте также:  Алтарь сан марко, сандро боттичелли

Спокойная повествовательность и теплая коричневатая гамма живописи составляют главное очарование этого произведения.

Несмотря на значительные различия в композиции, картина имеет общие черты с работами художников семьи Брейгель, хранящимися в Национальной галерее в Лондоне (1598), Музее истории искусства в Вене (1598) и Эрмитаже в Санкт-Петербурге (1598–1600).

Источник: https://profilib.org/chtenie/39826/l-pulikova-korolevskiy-muzey-izyaschnykh-iskusstv-antverpen-3.php

Шедевры Антонелло да Мессина показывают в Третьяковской галерее

В рамках Года Италии в России в Третьяковской галерее открылась выставка работ одного из ключевых мастеров итальянского возрождения XV века Антонелло да Мессина.

Она может показаться камерной — всего четыре небольшие работы из музеев Мессины (Областной музей «Мария Акашина») и Палермо (Областная галерея Палаццо Абателлис).

Но три из них впервые покинули пределы Италии, а если учесть, что всего на Апеннинах осталось только девять работ художника, то получается, что итальянцы привезли в Москву чуть меньше половины всех работ художника, которыми располагают.

Парадокс в том, что этот знаменитый итальянец вдохновлялся нидерландскими мастерами не в меньшей степени, чем живописью Пьеро делла Франчески. По крайней мере технике масляной живописи он учился именно на работах фламандцев. Кстати, Антонелло из Мессины (1430-1479) был одним из первых итальянских художников (если не самым первым), кто полюбил технику масляной живописи.

Дело в том, что в Неаполитанском королевстве, к которому относилась Сицилия, а значит, и Мессина, в XV веке в моде были нидерландские мастера. И король Альфонсо Арагонский собрал отличную коллекцию, в которой были, например, подлинники Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена.

На самом юге Италии в XV веке живописную манеру определяли мастера с севера! Звучит абсолютно фантастически.

Но только на первый взгляд. Мессина, откуда был родом художник, вовсе не была сицилийским захолустьем. Как уверяют сицилийцы, этот город соперничал с Венецией.

Прежде всего как крупнейший международный порт, в который на пути в Брюгге останавливались торговые суда, в том числе венецианских купцов. Он был к тому же любимым городом Арагонской династии, здесь был королевский дворец, великолепные соборы…

В общем, когда художник, приехав в Венецию в 1475 году, представлялся как Антонелло из Мессины, никому не надо было объяснять, что это за город и где он находится.

Не менее показательно, что художника знают: в Венеции он сразу получает крупные заказы на роспись алтаря в Сан Касиано и триптих в Сан Джулиано. Это знак не только известности самого мастера, но и обширных культурных связей его родной Мессины.

Итальянцы привезли в Москву чуть меньше половины всех работ художника

Впрочем, в Москву привезли работы до 1475 года — раннего Антонелло да Мессина. Три поясных изображения святых Августина, Иеронима, Григория считают частью верхнего ряда алтарной композиции, созданной между 1470 и 1473 годами.

Двухстороннюю работу: Мадонну с благословляющим младенцем и монахом-францисканцем, на обороте которой — лик страдающего Христа, — относят примерно к середине 1460-х.

Предполагается, что это из тех религиозных произведений, что писались для частных лиц и которые, как иконы, брались в путь или использовались для домашней молитвы. Камерность, теплота, психологизм живописи не отменяет ее драматизма и строгости.

А в случае с изображениями трех святых впору говорить о праздничной торжественности. У этих трех работ — золотой фон с искусной гравировкой, красные одежды святых вкупе с погруженностью в чтение книги создают впечатление сияния и тишины.

Смотреть фоторепортаж Виктории Виатрис

Заманчиво сравнить «Святого Иеронима», привезенного в Москву, со знаменитой работой в лондонской Национальной галерее «Св. Иероним в кабинете» (1475-1476).

Притом что перед нами образ одного и того же святого и притом что между произведениями пролегла всего пара лет, разница ошеломляет. В одном случае художник ориентировался на картины Яна ван Эйка.

В венецианской коллекции XVI века, откуда ведет происхождение лондонский шедевр, ее так и описывали — дескать, то ли Антонелло, то ли Ян ван Эйк или другой «старый мастер из Нидерландов».

Святой Иероним тут больше напоминает ученого, помещенного на возвышении в середине расчисленного, уходящего вглубь пространства то ли кабинета, то ли дворца. Оно связано с окружающим переходами арок, окон, лестниц. В другом случае — очевидна традиция византийской иконы.

Собственно, именно этот мотив — византийского влияния (помимо нидерландского и собственно итальянского) в живописи Антонелло да Месссины — видимо, и хотели подчеркнуть кураторы, привезя ранние шедевры сицилийца.

По крайней мере, в Мессине, как и в Венеции, язык византийского искусства не был чужим, а главный собор Мессины в XIV веке был украшен мозаиками «в греческом стиле». Опять же, Константинополь пал в 1453-м, можно сказать, в годы молодости художника — лава истории была еще горячей.

Появление произведений одного из самых загадочных художников итальянского Кватроченто в залах ГТГ на Лаврушинском выглядит удивительно органично. Это не встреча разных цивилизаций, скорее — дальних родственников.

Источник: https://rg.ru/2011/09/13/messin.html

Антонелло да Мессина. Как совершенствуется мастерство в живописи?

Он погружен в чтение рукописного фолианта. Его широкая красная одежда выделяется ярким красочным пятном в общей гамме сдержанных коричневато-зеленых тонов. Ощущается удивительная атмосфера сосредоточенности и душевного покоя.

Стоят на полках раскрытые книги и различные предметы утвари: кувшинчики, полотенце, ключ на гвозде. Животные (среди них ручной лев, кошка), птицы — все это передано с неповторимой свежестью.

Непосредственно и тщательно воспроизведена реальная действительность и особая «тихая жизнь» вещей.

Шедевр мал размером, всего 46×36,5 см, но по трехмерному пространству и сложной композиции равен большой картине. Его создатель — Антонелло да Мессина, один из самых интересных и выдающихся живописцев XV столетия. Как ясно из имени, происходил он из старинного города Мессины в северо-восточной части острова Сицилия.

Читайте также:  Музей молчащей музыки в барселоне

Лишь узкий Мессинский пролив отделяет Сицилию, омываемую тремя морями, от Италии в ее самой южной оконечности — Калабрии. Географическая близость к итальянскому континенту и постоянная связь с ним в значительной степени определили и художественный облик этого мастера.

Его глубоко индивидуальное творчество, в котором своеобразно сочетались стиль, приемы и техники двух разных живописных школ, привлекло к себе внимание многих искусствоведов.

Антонелло да Мессина учился в Неаполе у итальянского живописца Колантонио и там же мог широко ознакомиться с произведениями прославленных нидерландских мастеров XV века: Яна Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Петруса, Кристуса, Дирка Боутса и других.

Их картины находились в художественных собраниях неаполитанской знати и особенно в коллекции короля Альфонсо, большого любителя живописи. Таким образом, не выезжая за пределы королевства, Антонелло да Мессина имел возможность увидеть и познать новое живописное мастерство и поразительную по цвету и тонкости масляную технику лучших представителей иноземной школы.

Это и наложило глубокий отпечаток на его искусство, особенно раннего периода, до путешествия в северную Италию.

Тонкой наблюдательностью, но уже в передаче живой природы, проникнуто «Распятие», которое, несмотря на малый размер (42×25 см), включает в себя целый мир.

Далекий раскинувшийся пейзаж с голубеющим на горизонте морем, пологими желтоватыми холмами и рекой, отделяющей ближний план от дальнего. Фигура распятого Христа, высоко вознесенная на небо, выделяется на серовато-воздушном фоне.

Чувством одиночества проникнуты сидящие у подножия креста Мария и Иоанн. Это ощущается и в наклоне их голов, и в покорно сложенных на коленях руках богоматери, и в вопрошающем жесте апостола.

Фигуры разделены вертикалью креста — основной осью композиции, но они и неразрывно связаны между собой общим душевным состоянием. Ощущение тишины и единства человека с окружающей природой достигается с исчерпывающей полнотой и ясностью.

На втором этапе своего творческого пути Антонелло да Мессина достигает расцвета мастерства — изображения человеческой фигуры. К таким выдающимся картинам относится «Благовещение Марии».

На темном фоне четко выделяется полуфигура Марии, закутанная с головой в темно-голубой плащ, спускающийся на лоб.

По контрасту с этим интенсивным цветом, основным в картине, особенно выделяется ее лицо, исполненное в твердых и четко очерченных формах.

Рельефность не придает суровости выражения, так как именно лицо Марии — главный источник света.

Он смягчает и одухотворяет женский образ, написанный, несомненно, с натуры, настолько жизненны, реальны и благородны черты ее лица с безупречным овалом, миндалевидным разрезом глаз и строгой формой носа и рта.

Отсутствие какой бы то ни было идеализации, присущей изображениям итальянских мадонн XV в., придает образу высокую простоту и правдивость.

В 1475 г. Антонелло поселился в Венеции.

Проезжая через северную Италию, он познакомился с произведениями выдающихся художников того времени — Пьеро дела Франческа и Андреа Мантеньи, которые оказали на него большое влияние.

В Венеции он оказывается в среде крупнейших живописцев этой школы во главе с Джованни Беллини. Прежние нидерландские влияния уступили место новым впечатлениям, новым средствам художественного выражения.

Масштабы картин Антонелло укрупняются, в них господствуют монументальные объемы, изображение человеческой фигуры свободно размещается в гармонически построенном пространстве.

Пропорции и формы ренессансной архитектуры, рационально введенные в композицию, своим перспективным построением придают ей одновременно глубину и устойчивость.

Не остается бесследным и знакомство с памятниками античного искусства, хорошо известного венецианским мастерам эпохи кватроченто.

Самым поразительным и выдающимся примером нового живописного видения Антонелло да Мессина является картина «Святой Себастьян» (171×85,5 см), написанная в 1475—1476 гг. в Венеции.

Небольшой формат был обусловлен тем, что она представляла собой левую створку ныне исчезнувшего алтарного образа, в центре которого находилась статуя святого Рока, а на правой створке — изображение святого Христофора.

Эти трое святых почитались как покровители-защитники от чумы.

Посреди дворика с мраморным полом могучее дерево, вершиной уходящее в небеса и срезанное краем рамы. К этому-то дереву и привязан пронзенный стрелами святой Себастьян, чья атлетическая фигура безупречна. Объемность и монументальность фигуры, высота которой достигает высоты двухэтажного палаццо, расположенного слева, подчеркнута также массивным обломком колонны, лежащей у ее ног.

Особую область творчества Антонелло да Мессина составляют портреты. Они почти все имперсональны, т. е. мы не можем разгадать имен изображенных лиц. Портреты кисти Антонелло настолько энергичны по исполнению, в них выражена такая цельная и зоркая характеристика модели, что изображенные предстают перед зрителем как живые.

Главный акцент придается выражению характера, серьезного, волевого и целеустремленного, каким обладали деловые и энергичные люди Возрождения. И хотя его модели относились, вероятно, к знатным слоям общества, их сословные различия не отражены в портретах. На темных фонах выступают мужские фигуры в погрудном изображении, данные в трехчетвертном повороте.

Скромную, без украшения одежду черного или красного цветов оттеняет лишь узкий белый воротничок.

Таков «Портрет молодого человека в красной шапке». Его взгляд устремлен на зрителя, губы сжаты, выражение лица замкнуто и серьезно. Устанавливается какой-то личный контакт между ним и смотрящим на него человеком.

Настолько портретные образы, созданные Антонелло да Мессина, благородны, умны и реалистичны в своем бытии.

К превосходным его картинам относится также «Портрет Тривульцио», человека средних лет в ярко-красной одежде и черном головном уборе.

Портреты Антонелло да Мессина — подлинные шедевры в итальянском искусстве Возрождения. И имя мастера неразрывно связано с этой блестящей эпохой человеческой культуры.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/29405/

Антонелло да Мессина (ок. 1430–1479) | Европейская портретная живопись XV–XVI веков | Читать онлайн, без регистрации

Антонелло да Мессина (ок. 1430–1479)

В творчестве Антонелло да Мессины гуманистические идеи итальянского Раннего Возрождения соединились с традициями нидерландской школы живописи. Особенно заметны северные мотивы не только в его ранних, но и зрелых работах («Распятие», 1455, Музей искусств, Бухарест; «Се человек», ок. 1470, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Итальянский живописец Антонелло да Мессина родился на Сицилии в городе Мессине. Художественное образование он получил в Неаполе у мастера Колантинио (ок. 1475–1476). Большое влияние на молодого живописца оказал А. Пизанелло, который в это время работал в Неаполе, а также Пьеро делла Франческа (многие картины Антонелло да Мессины говорят о его знакомстве с творчеством этого мастера).

Читайте также:  Роскошь, покой и наслаждение, анри матисс, 1904

Все эти влияния, наряду с традициями нидерландского искусства, прослеживаются в произведениях Антонелло да Мессины («Христос Спаситель», 1465; «Св. Иероним в келье», ок. 1465, обе картины находятся в Национальной галерее, Лондон; «Благовещение», 1474, Национальный музей, Сиракузы; «Распятие», ок. 1475, Национальная галерея, Лондон; вариант, ок.

1475, Королевский музей изящных искусств, Антверпен).

Именно от нидерландцев идет иконография образов, интерес к передаче деталей и световая насыщенность изображения в работах Антонелло да Мессины. Эта увлеченность нидерландским искусством побудила художника перейти от традиционной в Италии темперы к технике масляной живописи.

В то же время в творчестве Антонелло да Мессины отразилось гуманистическое мировоззрение итальянского Возрождения с его стремлением к упорядоченности, пространственной ясности, обобщенности и монументальности. Человек в этих картинах представлен как личность значимая, обладающая высокой духовностью.

Персонажи на полотнах Антонелло да Мессины даны обычно крупным планом, что делает их величественнее и значительнее (три фрагмента монументального «Алтаря Сан-Кассиано», ок. 1475–1476, Музей истории искусства, Вена; «Мадонна Аннунциата», ок. 1475, Городской музей, Палермо; «Св. Себастьян», ок.

1475–1476, Картинная галерея, Дрезден).

Антонелло да Мессина прославился также как талантливый портретист. Особенно много портретов было создано мастером в 1470-е годы. К этому периоду относятся картины «Юноша» (ок.

1470, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Автопортрет» (ок. 1473, Национальная галерея, Лондон), «Мужской портрет» (ок. 1474–1475, галерея Боргезе, Рим), «Мужской портрет» (ок.

1475, Музей искусств, Филадельфия), «Кондотьер» (1475, Лувр, Париж).

В портретном творчестве Антонелло да Мессины также отразилось влияние нидерландской живописи, что особенно ярко проявилось в таких элементах, как трехчастный разворот фигуры, тщательность передачи лица модели, темный, глухой фон.

Но в портретах, равно как и в работах других жанров, ощущается стремление мастера донести до зрителя гуманистические представления искусства Возрождения о человеке как о свободной, активной личности. С этой целью художник использует звучные цветовые пятна, контрасты оттенков, резкие светотеневые переходы, подчеркивающие яркую индивидуальность моделей, их внутреннюю энергию.

Глядя на портреты Антонелло да Мессины, почти невозможно разгадать имен моделей, но от этого картины мастера не становятся менее значимыми. Главная их ценность для нас в том, что они являются подлинным свидетельством о людях, живших в то время. Художник настолько точно характеризует свои модели, что они кажутся живыми.

Антонелло да Мессина никогда не идеализировал свои модели. Главным для него было передать характер человека, его целеустремленность и внутреннюю энергию.

Хотя мастер писал в основном людей знатного происхождения, в его портретах ничто не указывает на сословные различия – ни одежда, ни аксессуары, ни обстановка.

Чаще всего портретируемые изображены в строгих черных или красных одеждах без всяких украшений.

Тщательная светотеневая моделировка лица, точные линии овала делают облик модели чеканным и строгим. Таков «Потрет молодого человека в красной шапке» (ок. 1475, Национальная галерея, Лондон).

Юноша внимательно смотрит на зрителя, его губы плотно сжаты, а выражение лица кажется серьезным и замкнутым.

Зритель явственно ощущает ту связь, которая появляется между ним и изображенным на портрете человеком.

Портретное творчество Антонелло да Мессины ставит художника в один ряд с самыми значительными мастерами итальянской живописи XV столетия.

Источник: http://velib.com/read_book/djatleva_galina_vitalevna/mastera_portreta/evropejjskaja_portretnaja_zhivopis_xv_xvi_vekov/antonello_da_messina_ok_1430_1479/

Антонелло да Мессина. Antonello da Messina

Антонелло да Мессина Творчество и биография Антонелло да МессинаХристос в терновом венке, 1476 Музей Лувр, ПарижПортрет мужчины, 1478 Государственный музей, БерлинСвятой Иероним в келье, 1474 Национальная галерея, Лондон На картине Антонелло да Мессина зритель видит святого Иеронима, погруженного в чтение в своей келье. Только лев справа замер, прислушиваясь к доносящимся снаружи звукам. Возможно, Антонелло да Мессина в некоторых отношениях испытал влияние нидерландской живописи: детали в роде предметов на полках, изразцового пола, птиц, устроившихся на подоконнике, а также характер света — все это напоминает яркий реализм картин Робера Кампена и Яна нан Эйка. Нет никаких свидетельств того, что Антонелло да Мессина когда-либо покидал Италию, но он, видимо, был знаком с техникой нидерландских мастеров. Согласно некоторым источникам, он обучался технике масляной живописи у самого мастера Ван Эйка, а затем принес секрет этого метода в Италию. Более вероятно, что Антонелло испытал влияние фламандских художников в Милане. В 1475-1476 годах Антонелло да Мессина был в Венеции, где его новаторская техника оказала большое влияние на Джованни Беллини и других современников. Антонелло да Мессина (Antonello da Messina) (около 1430–1479) Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.

Работал главным образом в Мессине на острове Сицилия. Около 1450 переехав в Неаполь, учился у Николо Колантонио — живописца, связанного с нидерландской традицией. В 1475–1476 работал в Венеции. Антонелло да Мессина был дружен со многими венецианскими художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику.

Антонелло да Мессина одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи.

Он заимствовал у нидерландских художников технику масляной живописи, что позволило ему сочетать свойственные северным живописцам тщательность письма, обилие деталей, глубину светонасыщенного цвета с монументальностью замысла, тонкой передачей пространства, света и воздуха, спокойствием и классической уравновешенностью образов («Распятие, Мария и Иоанн», 1475, Национальная галерея, Лондон; «Святой Себастьян», Картинная галерея, Дрезден).

Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Написанные им в Венеции картины считаются лучшими в его творчестве.

Антонелло да Мессина также внес значительный вклад в развитие ренессансного портрета (так называемый «Кондотьер», 1475, Музей Лувр, Париж). Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства.

От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

Источник: http://www.nitpa.org/antonello-da-messina-antonello-da-messina/

Ссылка на основную публикацию