Богоматерь с младенцем, виктор михайлович васнецов

Виктор Михайлович Васнецов

«Богоматерь с младенцем на троне».

Представленная на декабрьских торгах Аукционного Дома КабинетЪ работа является великолепным образцом религиозного творчества В.М. Васнецова, ее отличает особый «васнецовский» колорит, который так дорог был современникам художника.

По словам А.Н. Бенуа «главная прелесть декоративных работ Васнецова в их красочном эффекте.

Он сам так непосредственно и просто увлекался чисто русскими сочетаниями и оттенками сочных, полных и непременно спокойных красок, в которых исполнены старорусские декоративные работы, что в своих произведениях он, человек конца XIX в.

, совершенно естественно, без малейшей натяжки сумел передать эти сочетания и оттенки, излюбленные людьми, жившими за 200 лет назад и имевшими так мало общего с нашей культурой».

Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на троне»

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926)

Богоматерь с младенцем на троне. Конец XIX – начало ХХ вв.

Холст, дерево, сусальное золото, масло. 49 х 18 см

Оформлена в старинную деревянную резную раму.

Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова от 08.07.2014 г.

15 000 000 – 18 000 000 руб.

Виктор Михайлович Васнецов – один из самых ярких представителей «русского стиля», искавшего вдохновение в народном искусстве и допетровском быте.

Поиск «национальных основ», народной сути стал основополагающим направлением художественных исканий деятелей русской культуры последней трети XIX в.

На волне общего интереса к этнографии и национальным культурам в начале 1870-х гг. народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI–XVII вв.

Правительство заказывало деревянные павильоны в стиле русских теремов для Всемирных выставок, аристократы коллекционировали изделия народных промыслов, публика восторженно встречала произведения «в народном духе».

Одним из вдохновителей идеи «русского стиля» был известный меценат С.И. Мамонтов, происходивший из семьи старообрядцев, хранивших допетровский уклад. В 1870–1900 гг. в его усадьбе Абрамцево над картинами в русском стиле работали В.М.Васнецов, И.Е. Репин, М.В. Нестеров.

Архитектор И.Ропет возвел в Абрамцеве Терем – одну из знаковых построек русского стиля. Там же были организованы мастерские народной резьбы.

Деятели искусства изучали истоки – народную музыку, поэзию, костюм, художественную роспись и, разумеется, русскую икону. Крупнейшие историки и искусствоведы создали фундаментальные труды по русскому церковному зодчеству и иконам.

Одним из таких исследователей был А.В. Прахов. Ему император Александр III поручил руководство работами по внутренней отделке Владимирского собора в Киеве.

По мысли Адриана Прахова собор должен был стать «идеалом, одушевляющим поколение». М.В. Нестеров в воспоминаниях писал о работе над росписями храма: «Там мечта живет, мечта о «русском ренессансе», о возрождении давно забытого дивного искусства «Дионисиев», «Андреев Рублевых».

Именно поэтому Прахов предложил расписать главный неф, создать иконы и осуществлять общее руководство живописными работами в соборе Виктору Михайловичу Васнецову – художнику, уже зарекомендовавшему себя «знатоком русского духа».

Не ограничиваясь эпическими полотнами «богатырского цикла» и сюжетами по мотивам «Слова о полку Игореве», в 1881–1882 гг. Васнецов спроектировал в Абрамцево церковь во имя Спаса Нерукотворного и написал для нее ряд икон.

Стремясь объединить все достижения живописцев прошлых эпох с духом нового времени, при подготовке к работе художник изучал старые русские иконы, мозаики константинопольской Святой Софии, раннесредневековых соборов Равенны и собора Святого Марка в Венеции.

В письме В.В. Стасову от 30 сентября 1898 г. Васнецов писал: «Перед Владимирским собором в 1885 г. был в Италии и проездил только месяц – был в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе. В Равенне смотрел Св. Виталия, обоих Аполлинариев, Галиа Планида, Баптистерию и проч. Пробыл – увы! – только день, кой-что тоже зарисовал …».

Алтарная часть Владимирского собора в КиевеВиктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на троне». Дом-музей В.М. ВаснецоваВиктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на престоле (иконостас). Эскиз-вариант». ГТГ

Работа В.М.

Васнецова над росписью Владимирского собора произвела огромное впечатление на современников. Так, историк и архитектор С. П.

Бартенев писал: «В Киеве, я съездил во Владимирский собор, еще неоконченный, чтобы посмотреть картины Васнецова.

Я испытал здесь нечто такое, что заставило меня забыть красоты античного мира… тут, в картинах Васнецова – духовный мир встает с невыразимой силой. Становится понятна история Духа».

Не только мастерская разработка сюжетов, отражающих основную идею храма, но и сама техника письма вызывали восхищение.

Сергей Маковский отмечал: «Главным участником в художественной отделке собора, так сказать душой всего дела был профессор В.М.Васнецов.

Его кисти принадлежат, бесспорно, лучшие иконы с окружающими их орнаментами. В Третьяковской галерее в Москве находятся акварельные эскизы этого художника, по которым видно, с какою добросовестностью, вдумчивостью он относился не только к своим большим образам, но и к мельчайшим деталям стенных украшений.

Образа Васнецова – не случайные картины на религиозную тему, но высшее выражение мысли, проникающей целое.

Всмотримся в характер письма Васнецова. Он пишет сухо, ясно обрисованными пятнами, накладывая одну краску рядом с другой, подобно мозаике, но при этом без резких переходов, заботясь о гармонии цветов, так что его картины точно застланы сероватым туманом. Несмотря на богатство и самые разнообразные подборы тонов, в них мало света.

Такая живопись спокойна, немного на старинный лад, что очень идет к церковной обстановке. Смелый и нервный рисунок Васнецова, часто условный, по требованию византизма, а часто просто неправильный, вырезывает фигуры, как бы наклеивая их одну на другую».

Признание было полным и безоговорочным. Восторженные отклики критики сопровождались официальными наградами. В 1896 г. за роспись Владимирского собора художник был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени. В 1904 г. Императорская Академия художеств предложила художнику стать профессором-руководителем мастерской религиозной живописи в ИАХ.

13 июня 1912 г. за росписи Варшавского собора Святого Александра Невского Васнецов был возведен в потомственное дворянство, а 31 декабря 1913 г. император Николай II пожаловал художнику чин действительного статского советника вне порядка службы.

*****

Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем» 1901. ГРМВиктор Васнецов «Богоматерь с Младенцем на троне» Мозаика храма Воскресения Христова. Санкт-Петербург.Виктор Васнецов «Богоматерь Одигитрия». 1901.

Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте.

ГРМ

Образы Владимирского собора стали источником вдохновения для многочисленных более или менее удачных повторений в церквях по всей России.

Безусловной удачей Васнецова стали образы Богородицы. Современники называли его «создателем русской Мадонны».

О работе над образом художник писал Л.М. Лихачеву: «состязаться со святыми иконописцами я не рискую, но искать у них вдохновения считаю обязательным. «О Тебе радуется» – Богоматерь с младенцем будет на этот раз сидящая, и по мотивам ее изображения беру «Умиление», которое меня трогает до глубины души».

Сюжет «Богоматерь на троне» в дальнейшем художник использовал при создании алтарного образа для русской церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте (1901 г.) и мозаики в Варшавском православном соборе Святого Александра Невского, а также для работы, предназначенной для экспонирования на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Варианты «Богородицы на троне» представлены в Доме-музее В.М. Васнецова и частной коллекции. Один из вариантов этого образа представлен на аукционе.

В отличие от иконы из Владимирского собора в этой работе свиток с текстом намотан на три деревянных стержня, а не на два, и отсутствуют канонические надписи на золотом фоне над нимбами: «Матерь Божия». Аналогичные детали встречаются в работе «Богоматерь с младенцем» из собрания дома-музея В. Васнецова, а также в работе 1899 г., предназначенной для Всемирной выставки в Париже.

Читайте также:  Женщина, взвешивающая жемчуг, ян вермеер

Возможно, представленная на аукцион картина и работа из Дома-музея В.Васнецова являются подготовительными для образа, предназначенного для Всемирной выставки в Париже.

Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на троне (фрагмент)»

*****

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) – живописец, рисовальщик. Автор историко-эпических картин на фольклорные темы, монументальных церковных росписей, занимался литографией и гелиогравюрой.

В 1867–1868 гг. занимался в Рисовальной школе ОПХ в Санкт-Петербурге у П.П. Чистякова, В.П.Верещагина, И.Н. Крамского и др. В 1868–1874 гг. учился в ИАХ у В.П.Верещагина и др.

С 1878 г. член ТПХВ. Член объединения «Изограф», МОЛХ, Общества возрождения художественной Руси. Участник выставок ИАХ, ТПХВ, объединения «Мир искусства». Действительный член ИАХ.

С 1885 г. работал в Киеве над росписями во Владимирском соборе. Принимал активное участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Создал проект фасада Третьяковской галереи (1900–1901). В 1892 г. Получил звание профессора. В 1910 г. был инициатором создания в Вятке Художественно-исторического музея.

*****

Всю информацию по участию в аукционе и о представленных произведениях вы можете получить в Аукционном доме «КабинетЪ» – справки по телефонам (499) 238-29-30, (499) 238-14-69.

Источник: http://cultobzor.ru/2014/12/viktor-vasnetsov-bogomater-na-trone/

Правнучатая племянница Виктора Васнецова: «Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи..

90 лет назад перестало биться сердце знаменитого художника

Миллионам ценителей прекрасного известны картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Эти работы сегодня хранятся в Москве в Третьяковской галерее.

Шедевры же иконописной живописи Васнецова можно увидеть в санкт-петербургском храме Спаса-на-Крови, в киевском Владимирском соборе, церквях Германии, Польши и Болгарии. В Киеве Виктор Михайлович работал более десяти лет — с 1885-го по 1896 год.

Расписывая Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси, на освящении которого, кстати, присутствовали Николай II и его супруга, создал 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост.

Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения князя Владимира, княгини Ольги, Александра Невского, Нестора Летописца…

О судьбе знаменитого прадеда рассказала живущая в Москве правнучатая племянница художника Ольга Васнецова, доктор химических наук, профессор, почетный председатель Фонда Васнецовых (на фото).

— Ольга Алексеевна, на Введенском кладбище в Москве Виктору Васнецову установлен весьма необычный памятник…

— Да, это так. На могиле три больших камня, каждый из них повторяет камень на картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Под самым большим камнем покоится прах Виктора Михайловича, под двумя другими — членов его семьи: жены и детей. Автор этого памятника — внук Виктора Михайловича Андрей Васнецов. К слову, Андрей Владимирович был последним председателем Союза художников СССР.

Картину «Витязь на распутье» Виктор Васнецов написал в родной Вятке в 1870 году, когда умер его отец. Шестеро братьев (Николай, Виктор, Петр, Аполлинарий, Аркадий и Александр) остались сиротами, ведь за четыре года до этого не стало и их мамы. В момент написания картины Виктору было 22 года. Он думал, как жить дальше. Выбрав стезю художника, не ошибся.

— Что касается памятника, думаю, Виктор Васнецов создал его себе уже при жизни — своими работами. Одна из них — роспись Владимирского собора.

— Знаете, каждый раз, когда бываю в Киеве, обязательно иду в этот храм. Когда в 1970 году зашла во Владимирский собор впервые, на глазах выступили слезы. Это неописуемое чувство, когда святые на васнецовских произведениях смотрят на тебя глазами твоих родных. В нашем роду ведь насчитывается тринадцать поколений священников.

Расписать Владимирский собор Виктору Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович был с ним давно знаком.

Но на предложение согласился не сразу, так как считал дело чрезвычайно ответственным и не был уверен, что готов взяться за это.

Считал: трудно сказать что-то свое в этой области — слишком уж большая конкуренция, и «чуть что, критики сразу укажут на сходство с Рафаэлем или Мурильо».

Первый раз Прахову не удалось уговорить прадеда. Разговор происходил в подмосковном Абрамцево, где летом жила семья Васнецова. Но, поразмыслив, Виктор Михайлович отправил Прахову телеграмму.

Писал: в случае, если Суриков, которому Прахов сделал такое же предложение, откажется, пусть Адриан оставит работу за ним, за Васнецовым. Ответ последовал незамедлительно: «Приезжайте».

В результате прадед едет в Киев, где раньше никогда не был, вместе с Праховым осматривает здание Владимирского собора, знакомится с фресками Софийского собора и Кирилловской церкви.

А потом на месяц поехал в Италию. Посетил Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим, Неаполь и Палермо. В заграничное путешествие отправился поездом Москва — Варшава. Добирался через Вену… О своих приключениях писал родным: как намучился в пути из-за незнания иностранных языков — однажды даже сел не в тот поезд.

В письме жене рассказывал, что впечатление от Венеции ни с чем не сравнимо. Одна церковь святого Марка чего стоит! В Равенне его потрясли огромные мозаики в базилике святого Аполлинария, во Флоренции — шедевры Микеланджело, а в Ватикане — Рафаэля.

Вернувшись из путешествия, начинает писать эскизы к росписи Владимирского собора.

— Существует предание, что прообразом Богоматери с младенцем стали жена Виктора Михайловича Александра Владимировна и сын Михаил…

— Первый эскиз Богоматери с младенцем Виктор Михайлович написал еще в 1870 году, когда не был женат. Чаще всего Богородицу на иконах изображают так, что она прижимает к себе младенца. Виктор Михайлович же изобразил маленького Иисуса протягивающим миру ручонки. До него так никто не писал.

А когда Васнецов работал над эскизом к Владимирскому собору, жена вышла на крыльцо с новорожденным сынишкой Михаилом (который, к слову, потом стал священником), и Виктор Михайлович снова увидел это движение ручонок, запечатлел его и выражение лица своей супруги.

Хотя портретного сходства в работе нет.

*Васнецовская Богоматерь с младенцем имеет удивительную историю создания

— Ваш троюродный брат Михаил Васнецов, живущий в Киеве, рассказывал мне о чуде. В 1885 году Адриан Прахов и вице-губернатор Баумгартен, возглавлявший комиссию по сооружению Владимирского собора, вместе посетили храм.

Неожиданно на только что оштукатуренной стене увидели проступивший чудесный лик Богородицы с младенцем на руках. Впоследствии Прахов даже сделал набросок видения. Когда же Васнецов показал ему свои эскизы образа Богоматери, Адриан Викторович протянул свою зарисовку.

Васнецов был поражен сходством образов.

— «Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи Владимирского собора в Киеве. Так вспоминал Прахов.

К слову, происходил Виктор Михайлович из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии.

Господь его хранил, когда однажды, расписывая Владимирский собор, Виктор Васнецов чуть не разбился, упав с лесов. Увлеченный работой, оступился, но чудом зацепился за металлический крюк холщовой курткой, в которой работал. «Меня сохранил Господь!» — сказал тогда.

— Одна из самых потрясающих работ в храме — «Христос-Вседержитель». Кажется, смотреть на нее можно целую вечность.

— Удивительно, как васнецовский Христос-Вседержитель похож на моего брата Мишу в молодые годы. Он стал профессором, доктором физико-математических наук. Когда же прадед писал образ Христа, разумеется, Миши еще и в «проекте» не было…

— Читала, что свою работу по росписи Владимирского собора Васнецов называл «путь к свету»…

— Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим. Как мне рассказывала его дочь Татьяна Викторовна, он в церковные праздники никогда не писал на светские темы. Только на религиозные.

*Виктор Васнецов был человеком глубоко верующим

— Как Васнецовы праздновали Рождество и Пасху?

— На Рождество дети (их было пятеро: Татьяна, Борис, Алексей, Михаил и Владимир) ставили спектакли. Часто сами писали пьесы. Особенно любил это делать сын Виктора Васнецова Владимир, родившийся в Киеве в период росписи Владимирского собора.

Девочки и мальчики шили костюмы, рисовали декорации. Все это было интересно. А на Пасху расписывали кисточкой яйца, пекли куличи. Готовили по известной книге Елены Молоховец. До сих пор в нашей семье печем «васнецовские» пироги с капустой.

И знаете, что интересно: эти пироги с поджаристой корочкой нарезались крупно и подавались горячими. И обязательно с маслом и красной икрой!

— По нынешним временам весьма недешево.

— А в то время, когда жил Виктор Михайлович, красная икра стоила не так дорого. В книге рецептов Елены Молоховец писалось, что черная паюсная (прессованная. — Ред.) икра… для прислуги.

Вообще же Виктор Васнецов в быту был очень скромным, аскетичным человеком. Любил дом. Его не тянуло в путешествия. Кроме поездки в Италию накануне росписи Владимирского собора, он побывал лишь в Париже — полгода там учился после окончания Академии художеств.

Читайте также:  Картина «меншиков в берёзове», василий иванович суриков — описание

— Со своей женой Виктор Михайлович прожил всю жизнь. Как они познакомились?

— Александра Владимировна была первой в Вятке женщиной, получившей высшее медицинское образование. Познакомились они, когда плыли на пароходе из Петербурга, где учились, в родной город.

— Правда, что живопись Виктора Михайловича очень нравилась царской семье?

— Это так. Николай II и члены его семьи не раз покупали картины Васнецова. Правда, известный меценат и коллекционер Третьяков всегда старался опередить царскую семью, приобретая полотна для выставок. К слову, фасад Третьяковской галереи был создан по эскизам Виктора Михайловича.

— Читала, что Виктор Васнецов был приглашен на торжества, связанные с коронацией Николая II…

— Да, так и было. Васнецов писал иконы для царской семьи. Но парадных портретов ее членов никогда не создавал. К слову, царь собирался посетить дом Виктора Васнецова в Москве, где сейчас находится музей художника. Дом особенный.

По проекту Виктора Васнецова он сделан в виде терема. И вся мебель в нем создана по его эскизам. Она словно сказочная. В этом доме находится и эскиз росписи Владимирского собора «Богоматерь с младенцем».

Терем в Москве Виктор Михайлович построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора — работу оплатили очень хорошо.

Более того, совершенно неожиданным образом Васнецов получил деньги за сами эскизы. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, которые укладывали вещи на сани, свертки взяли с собой в Москву, где Виктор Васнецов показал работы Третьякову, с которым дружил, и тот приобрел их. За вырученные средства художник купил имение Ваньково под Москвой.

— Какая из картин Виктора Михайловича у вас любимая?

— Прадед был многогранным художником. Мне очень нравятся портреты его детей. А из известных полотен любимое — пожалуй, «Витязь на распутье».

— От чего умер Виктор Васнецов?

— 23 июля 1926 года в доме были гости, пили чай. Когда Виктор Михайлович пошел их провожать, неожиданно ему стало плохо с сердцем. Упал и умер. Ему было 78 лет.

Источник: https://fakty.ua/219935-pravnuchataya-plemyannica-viktora-vasnecova-eto-zakaz-bozhij-skazal-praded-pristupiv-k-rospisi-vladimirskogo-sobora

Васнецов Виктор Михайлович — русский художник

Русский художник Васнецов Виктор Михайлович . Автор картин: Автопортрет. 1873г; Аленушка (этюд); Алёнушка; Алёнушкин пруд ( Пруд в Ахтырке ).; Балаганы в окрестностях Парижа.; и многих других.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

Выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования.

Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо.

Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.

Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, насыщая его внутренний мир, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.

Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования.

В августе 1867 года Васнецов отправился в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Через несколько месяцев после приезда молодой человек знакомится с Крамским, который преподавал в Школе поощрения художников. Крамской, пропагандировавший среди своих учеников призыв Н. Г.

Чернышевского к отражению в искусстве проблем современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном, и в художественном смыслах. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с Репиным, с которым был впоследствии очень дружен.

Васнецов был членом Товарищества передвижников

С 1868 года художник увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его “Книжный лавочник (Провинциальный букинист. Купец с книгой )” и “Мальчик с бутылью водки” получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.

Опыт работы художника в графике послужил успеху его последующих картин, написанных маслом: “Нищие певцы”, “Чаепитие в трактире”, в которых отразился его опыт изучения характеров людей и социальных явлений. Последующие жанровые композиции художника характерны для аналитического направления передвижников, склонных к лиризму, к проникновению в думы своих героев.

В Академии художник обучался по программе живописца-станковиста, но он был первым художником, который объединил роспись, оформление спектакля, архитектурное и прикладное творчество в одну художественную идею. В Академии Васнецов пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали (за композицию “Христос и Пилат перед народом”, 1870 г.).

Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И.

Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло.

В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.

Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года.

В это же время им были написаны эскизы к картине “Кабак”, реально отражающие состояние человека во время безудержного веселья. Художник вновь обратился к фольклору и написал эскиз к картине “Витязь на распутье” (1878), первый вариант которой был показан наVI выставке ТПХВ.

Но это еще не было еще окончательным обращением художника к фольклору. Васнецов создает очередной жанровый сюжет: “Преферанс” (1879), отразивший социальное явление с точки зрения этического реализма передвижников. Этой картиной восхищался Крамской. Работы 1877 — 1879 гг.

завершают десятилетний период, посвященный жанровой живописи.

В 1878 году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву, которая стала для художника источником национальной духовности.

С годами Васнецова все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, которые привели к рождению внутри общеевропейского символизма и модерна особого “русского стиля”.

В 1880 — 1890-е годы Васнецов снова обращается к “фантазиям, отвлеченностям и выдумкам”, не одобряемым Чернышевским, но несмотря на это, историко-фольклорное направление его творчества не расходится с концепцией шестидесятников, которые во главе с Чернышевским призывали к преобразованию жизни и ее просвещению.

В душе художника всегда жили образы народного эпоса.

Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).

Васнецова привлекает сюжет “Слова о полку Игореве” и находясь под впечатлением этой гениальной поэмы он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880), написанный с огромной патриотической силой. Эскиз был создан художником в год русско-турецкой войны.

Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир.

Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты.

Читайте также:  Мадонна палафреньери (мадонна со змеей), микеланджело караваджо

Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы, типичной для модерна.

Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году художник создает картину “Аленушка”, в которой отразил духовную связь человека и природы и обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова.

Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника.

Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве.

При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883), в которой проявился дух народного творчества.

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского.

В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”.

В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью.

Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве.

Осмысление росписи как особого вида искусства живописи Васнецов начал с фриза “Каменный век” (1882 — 1885), который был с восхищением принят современниками.

В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет.

Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным монументально-декоративным свершением.

При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистичесой тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”.

По возвращении в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник создал станковое полотно “Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры.

Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения. В портретах 1883, 1884 гг. прослеживается лирико-поэтическая тенденция (портреты Н. А. и Т. А. Мамонтовых).

В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.

Своим гражданским долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году.

И до и после “Богатырей” Васнецов находился в поиске пластических решений для синтеза “нового стиля” и языка народного творчества. К 100-летию А. С.

Пушкина он оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению.

Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”.

В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.

В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов.

Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е.

Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903).

Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.

В 1910 году художник написал полотно “Баян”, вернувшись к мотиву песнопения, отраженному еще в “Нищих певцах”. Эта же тема прослеживается и в полотнах “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” и “Гамаюн птица вещая”.

В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).

Умер В. М. Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.

Васнецов стал первопроходцем, возглавив в русском искусстве эпоху “искания Руси” (Грабарь), принеся новые начинания, идеи и веяния коренным образом изменившие русское искусство конца XIX — начала XX вв.

Картины художника

Автопортрет. 1873г

Аленушка (этюд)

Алёнушка

Алёнушкин пруд ( Пруд в Ахтырке ).

Балаганы в окрестностях Парижа.

Баян

Бог Саваоф

Богатыри

Богатырский скок

Богатырь

Богоматерь с младенцем

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем

Бой скифов со славянами

Бродячие музыканты

Букет. Абрамцево

В костюме скомороха

В парке

Витязь на распутье

Витязь

Военная телеграмма

Воины Апокалипсиса

Гамаюн

Голова крестьянина

Дубовая роща в Абрамцево

Единоборство Пересвета с Челубеем (Поединок Пересвета с Чебубеем на Куликовом поле в 1380 году).

Единородный сын Слово Божие

Затишье

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии

Иван-Царевич на Сером Волке

Интерьер Владимирского собора в Киеве

Книжная лавка

Князь Андрей Боголюбский

Ковер-самолет

Крещение Руси. Эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве

Крещение князя Владимира

Несмеяна-царевна

Нестор летописец

Носильщики

Опушка елового леса

Палаты царя Берендея

Пейзаж под Абрамцевым

Плащаница

Портрет Бориса Васнецова, сына художника

Портрет В.Н.Гошкевича. основателя Историко-археологического музея в Херсоне.

Портрет Веры Саввишны Мамонтовой

Портрет Елены Адриановны Праховой

Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой

Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой

Портрет Т.В.Васнецовой. Дочери художника

Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой

Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского

Портрет художника А.И.Куинджи

После побоища Игоря Святославича с половцами

Преферанс

Призвание варягов

Пруд в Ахтырке

Радость праведных о Господе -Преддверие рая

Радость праведных о Господе. Триптих (левая часть).

Радость праведных о Господе. Триптих (правая часть)

Распятие.

Распятый Иисус Христос

Рисунок для хоругви

С квартиры на квартиру

Сборщик на храм

Серафины. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали

Снегурочка

Сошествие во ад

Страшный суд

Три царевны подземного царства

Христос-Вседержитель

Царевна-лягушка

Царь Иван Васильевич Грозный

Источник: https://wearts.ru/ruartist/45

Ссылка на основную публикацию