Бокал лимонада, герард терборх

Герард Терборх: жизнь и творчество художника

Герард Терборх (нидерл. Gerard ter Borch; конец декабря 1617, Зволле — 8 декабря 1681, Девентер) — нидерландский живописец.

СОДЕРЖАНИЕ

Герард Терборх считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи. К 1632 году относятся упоминания о пребывании Герарда Терборха в Амстердаме. В 1633 году Герард Терборх отправился учиться в Харлем к пейзажисту Питеру де Молину. Двумя годами позже он получил должность мастера и соответственно право подписи собственных работ.

Первая картина мастера Терборха датируется 1635 годом. Летом того же года Терборх уехал в Лондон к своему дяде, Роберту Ван Версту, успешному гравёру по меди. Здесь он познакомился с Антонисом Ван Дейком.

Приблизительно в 1636 году Терборх вернулся на некоторое время в Зволле. Откуда он ездил учиться в Италию и Испанию. В Мадриде он написал портрет испанского короля Филиппа IV, который не сохранился. С 1640 по 1645 год он проживал в Голландии, преимущественно в Амстердаме.

В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. Он стал популярным портретистом благодаря своей поездке в Мюнстер на мирные переговоры между Голландией и Испанией в 1646 году по приглашению голландского посла Адриана Поу.

В Мюнстере Терборх написал портреты присутствовавших на переговорах дипломатов, чем привлёк внимание испанского посла графа Пеньеранда. Граф принял Терборха на службу, и Герард Терборх присутствовал при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией 15 мая 1648 года.

Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне.

В том же году Герард Тербох вернулся в Голландию и работал в разных городах страны. Он жил поочерёдно в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Кампене и Зволле. За короткое время он достиг настоящего мастерства в жанровой живописи и стал наиболее значительным представителем жанра.

После женитьбы 14 февраля 1654 года остался в Девентере до самой смерти. С 1660 года он всё больше тяготел к портретной живописи, в это время Терборхом было создано лишь несколько жанровых картин.

ТВОРЧЕСТВО

Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Дуйстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур.

Люди на картинах Терборха освещены обычно с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях.

Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием.

Герард Терборх по-новому решил задачу расположения фигур и стал примером для подражания молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера.

Его светские  портреты таких аристократических  семей   Амстердама,   как Панкрас, Вик (1670, Амстердам, Гос.музей;  Гамбург, Кунстхалле), Графф (ок. 1674; портреты Якоба де Граффа- Амстердам,  Гос.

музей; Корнелиса де Граффа — Гаага,  Маурицхёйс),  а также жанровые картины свидетельствуют  о  прекрасном  знании  моды и голландского общества того времени.

Его  манера изменяется лишь в деталях костюмов,  в некотором усложнении аксессуаров, в тонкости валёров и светотеневых  «переходов».  Среди произведений  этого  периода  можно назвать  также  картины  «Галантный офицер»   (ок.

   1662-1663,  Париж, Лувр),  «Игра в карты»  (Лос-Анджелес,   Музей   искусства   графства Лос-Анджелес),  «Дуэт»  (ок.  1670, Лондон,  Нац.  гал.;  Париж, Лувр), «Виолончелистка»  (ок.

  1675,  Берлин-Далем,  музей), которая по композиции близка работам Вермеера.

«Игра в карты»«Дуэт»«Офицер, пишущий письмо»

На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха сформировался к началу 1640-х годов и почти не менялся. Люди на портретах Герарда Терборха обычно одеты в чёрное и расположены на нейтрально сером фоне.

«БОКАЛ ЛИМОНАДА»

самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха.

Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни», имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме.

Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой.

Однако приготовление напитка — лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы. Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.

Интересные факты из жизни художника

Свои первые шаги в искусстве он сделал под руководством своего отца, Герарда Терборха Старшего. Первые картины младшего Герарда, датированные 1625 годом, бережно хранил отец, они сохранились и до нашего времени. Это жанровые сцены, преимущественно ландшафты в окрестностях города Зволле.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640–1670). М., 1962

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , bibliotekar.ru, muzei-mira.com

Герард Терборх: картины художника

Герард Терборх — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Герард Терборх: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: http://allpainters.ru/terborh-gerard.html

Терборх Герард (1617 — 1681)

Терборх Герард

Натюрморт в голландской живописи занимает важное место, однако, главной темой «малых голландцев» является все-таки бюргерский быт. В картинах этого жанра как-будто ничего не происходит.

Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют. Или же они только что познакомились и между ними рождается первое чувство, но это лишь намечено, зрителю представлено право самому строить догадки.

Занимательными расказчиками в картинах такого рода были Ян Стэн, Габриэль Метсю.

Еще большего мастерства достиг в этом Герард Терборх. Его называли поэтом благополучных будней. Со спокойным достоинством, симпатией и любованием писал он богатых бюргеров, одетых в шелк, тончайшее сукно.

С редкостным изяществом он изображал бытовые сценки в окружении интерьера. И эти небольшие картины изумляют тонкостью колорита, богатством светотени, изысканностью композиций.

Терборху удавалось мастерски выписывать переливы шелка и атласа, золотое шитье в отделке платьев, что способствовало его популярности у зажиточных бюргеров.

Визит жениха (1658)

Бокал лимонада (1678)

Один из шедевров Терборха, находится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.

…Юный кавалер передает молодой даме в атласном платье бокал лимонада. Он еще не очень ловок, его жесты неуверенны. Женщина благосклонно принимает напиток, ее движения медлительны, спокойны. Поклонник неопытен, но очень старается казаться изящным и галантным. Его настойчивый взгляд по-юношески простодушен. Напротив, в выражении ее лица чувствуется скрытое кокетство.

Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом. Несколько иронически изображает Терборх кавалера, его нарядный костюм с прувеличенно широкими, пышными панталонами, шелковыми лентами и туфлями по последнему капризу моды.

Художник великолепно передает разнообразную фактуру вещей: плотный, с матовым отливом, атлас, полированное дерево, гладкое стекло, ворсистое сукно, пушистый мех. В картине использованы тонкие переливы серебристо-охристых красок.

Концерт (1657)

Любопытство (1660)

Получение письма (1681)

Доение коровы (1652)

Портрет Катарины ван Лейник

Галантный солдат

Танцевальная пара (1660)

Чтение письма (1660)

Отправка (1658)

Урок музыки (1668)

Женщина,моющая руки (1655)

Девушка, играющая на лютне (1652)

Портрет молодого человека

Вестфальский мир (1648)

Художник написал групповой портрет участников Вестфальского мира. В 1648 году Вестфальским миром завершилась Тридцатилетняя война в Священной Римской империи. К Вестфальскому миру относят также и мирный договор между Испанией и Соединенными провинциями Нидерландов, завершивший Восьмидесятилетнюю войну и подписанный в том же 1648 г.

Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса (собрания). Он положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета.

Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице Священных князей Священной Римской империи.

Переговоры о мире велась на территории исторической области Вестфалия. На конгресс съехались 135 дипломатов, представлявших интересы всех стран, прямо или косвенно вовлеченных в войну.

Туалет дамы (1660)

Источник: http://cvetamira.ru/terborh-gerard-1617-1681

Пост 59. Герард Терборх. Любовные страсти. Серия первая. Траурная

«Девушка читает письмо». Нежарко, хотя и солнечно. Девушка в золотистой жакетке с белой отделкой по полам, рукавам и лифу, из-под жакетки видно красноватую кофту.  Гладкая прическа с завитыми локонами и подвитыми прядками на лбу, в волосах – черный бант.

Герард Терборх, Девушка читает письмо, 1662, 45x33 см, WallaceCollection, Лондон, Англия

Сидит она на точеном стуле за раздвижным столом с массивными точеными ножками. Покрывало на столе (ковер?) откинуто. На заднем плане – ширма, за которой просматривается балдахин.

Слева от женщины – корзина с бельем.  Кто эта девушка? Явно не из крестьян и не из уборщиц. Скорее всего, горничная у состоятельной хозяйки (обстановка и одежда не дешевые).

Кто ей написал письмо? Да еще такое длинное? Мама? Подруга? Скорее всего – влюбленный, влюбленный «до потери пульса». Поэтому и письмо такое длинное.

В письме – «грусть и радость пополам», это видно по ее лицу. Грусть – она пока недоступна, радость – что она недалеко и есть надежда на взаимность.

Герард Терборх, Девушка читает письмо, 1662, фрагмент

 «Девушка пишет письмо». Девушка сидит за столом, покрывало сдвинуто. Перед ней – лист бумаги, чернильница, в правой руке – перо.

Письмо обещает быть длинным, пока написано полстраницы. Она сосредоточена. Видимо, ей тоже есть о чем поведать своему корреспонденту.

Герард Терборх, Девушка пишет письмо,  39 × 29 см, RoyalPictureGalleryMauritshuis,  Гаага, Нидерланды

Герард Терборх, Девушка пишет письмо,  фрагмент

Герард Терборх, Девушка пишет письмо,  фрагмент

«Девушка за туалетом». Та же девушка в несколько другой обстановке. Кровать под балдахином, стол, накрытый ковром, позолоченный подсвечник с двумя свечами, одна наполовину сгорела. На нем стоит зеркало в золоченой раме, в котором отражается сама девушка.

Герард Терборх, Девушка за туалетом, 1660, Instituteofarts, Детройт, Мичиган, США

Перед  девушкой – мальчик с длинными рыжеватыми волосами в туфельках, в панталонах с бантиками под коленями, нечто вроде  юбочки с оборками, полосатая курточка, из под которой видно белую рубашку.  

Герард Терборх, Девушка за туалетом, фрагмент

Служанка приводит в порядок что-то сзади на платьи. Платье с большим воротником, лиф из голубой ткани, подол – из блестящей желтоватой. Подол оторочен широкой золотой лентой. На плечах – золотистый шарф. Сама девушка слегка небрежно, не глядя, поправляет кольцо на мизинце.  Прическа – вьющиеся локоны и подвитые пряди на лбу.

Собачка передними ногами опирается на стул и внимательно смотрит, что делает  служанка.

Мальчик явно чем-то недоволен. В  его взгляде как бы читается вопрос: «Что, опять?»

Читайте также:  Мадонна с младенцем, витторе карпаччо

Девушка явно готовится к свиданию. На лице – сомнение: правильно ли она поступает? Но – «я понимала мало, я была как во сне»…

 «Лютнистка играет для  гостя». Свидание состоялось! Девушка держит лютню, перебирает струны, перед ней – раскрытая нотная тетрадь, но, кажется, ей не до нот. Она слегка иронично и недоверчиво глядит на своего гостя, который чувствует себя совсем своим, даже сел на стол.

Молодой человек слегка наклонился вперед, смотрит на ее пальцы.  

Часы на столе – видимо, у них не очень много времени. То ли ему на службу, то ли ей к хозяйке.

Герард Терборх, Девушка с лютней и кавалер, 37х32 см, 1658, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США

Герард Терборх, Девушка с лютней и кавалер, фрагмент

Герард Терборх, Девушка с лютней и кавалер, фрагмент «Ноты»

«Посыльный, известный как «Неприятные известия»». Молодой человек добился взаимности. Он – офицер, служит.

Она приехала к нему в городок, в котором расквартирована его команда (скажем так, потому что точное название этого войска неизвестно).

Он – только что вернулся из казармы, в полном боевом облачении: кираса, ботфорты (разве что шляпа не очень вяжется с кирасой). Она лежит у его ног.

Герард Терборх, Посыльный (известный как «Неприятное известие»), 67х60 см, RoyalPictureGalleryMauritshuis, Гаага, Нидерланды

И тут, звеня шпорами, появляется посыльный – полковой трубач (труба подвешена за спиной) и, сняв шляпу, передает приказ выступать, может  быть, немедленно.

Приятного мало (как намек на приятное – на заднем плане стоит кровать под балдахином, на столе – бокал и бутыль с вином). Он растерян, она побледнела. Неужели она приехала зря? Неужели им надо расстаться немедленно, сей же час? Но – приказ есть приказ…

Герард Терборх, Посыльный (известный как «Неприятное известие»), фрагмент

Герард Терборх, Посыльный (известный как «Неприятное известие»), фрагмент «Посыльный»

 «Офицер пишет письмо». Обстановка – странная, как будто в хорошем доме все стоящее уже вынесли, а принесли какую-то рухлядь – грубо сколоченный столик. Перед столиком стоит бравый полковой трубач – труба за спиной. Он ждет, когда письмо будет готово.

Длинноволосый молодой человек в совершенно невоенном одеянии старательно выводит строчки. Он пишет что-то интересное, на его губах под небольшими усиками  — улыбка. Может быть, он пишет ей о своих чувствах, о том, как он ждет встречи, как…

Герард Терборх, Офицер пишет письмо,51x38 см, Gemaldgalerie, Дрезден, Германия

 «Девушка с письмом». Посланец (по виду – крестьянин, с посохом и  шляпой в руке) принес девушке письмо. Он ждет, он должен дождаться ответа. Она читает, прочла только половину первой страницы (и на второй есть текст). На лице – скрытая радость, не очень удобно перед посыльным обнажать свои чувства.

Герард Терборх, Девушка с письмом, MuseedesBeauxArts, Лион, Франция

«Бокал лимонада». Девушка держит в руке бокал лимонада. Черный платок,  страдающие, припухшие от слез глаза. Рядом – пожилая женщина (родственница?), положила ей руку на плечо, как бы успокаивая.

Напротив  – юноша, смотрит на девушку с состраданием (брат? воздыхатель?).

Накануне она получила  траурное известие. Сейчас она рассказала своим гостям о неприятностях, которые ее настигли, и снова расплакалась.

Что она переживает? Конец счастливым дням, конец надеждам на будущее? Может ли бокал лимонада ее успокоить?

Герард Терборх, Стакан лимонада,1655, 67x54 см, Эрмитаж, Петербург, Россия

«Девушка пьет вино». Черный платок и черная накидка. В правой руке – кувшин с вином, в левой – бокал, почти опустошенный.

Перед ней – открытое письмо. Она смотрит на строчки, перечитывает их снова и снова.  Лицо застыло, оно – как маска.  

Может быть, возлюбленный погиб? Может быть, он заболел  и скончался? А она пытается забыться, снять нервное напряжение вином?

 Герард Терборх, Девушка пьет вино, 1656, 37x28 см,  Kunstinstitut, Франкфурт, Германия

Невеселый конец любовной истории…

Источник: https://noseenprob.blogspot.com/2015/07/55.html

1939 год. Старинная репродукция картины Бокал Лимонада, Герард Тербох

Старинная Советская репродукция,

отпечатанная в 1939 году специально

для Всемирной выставки в Нью-Йорке

Всемирная выставка в Нью-Йорке (1939 New York World's Fair)

была  открыта  30 апреля 1939 года  и  длилась  до  27 октября 1940

года. Выставочный ареал располагался в парке Флашинг-Медоус–Корона

и занимал площадь 4,9 км², что является пока не побитым рекордом.

Выставку посетило около 44 миллионов человек. Выставка была

разделена на зоны по темам (транспорт, коммуникация,

продовольствие,  управление  и  т.д.).  На  Всемирной

выставке  1939 года  в Нью-Йорке  экспонировались

памятники Ленину и Сталину, выполненные в 1938

году  из розового гранита скульптором Меркуровым

и представлявшие собой уменьшенные копии его же

памятников,  установленных  в  1937  году  в  Дубне на

канале имени Москвы. Впоследствии памятник Ленину

был   установлен   в   Киеве   на  Бессарабской  площади.

Памятник Сталину сначала был в Москве в Измайловском

парке   (тогда   ПКиО   им.  Сталина),   во   времена  «культа

личности»  его  убрали,  а  затем,  по решению Московского

Городского Совета народных депутатов от 24 октября 1991

года был перенесён в Парк Искусств.

Серия «Государственный Эрмитаж»

Искусство, Москва — Ленинград

1939 год

Посмотреть все лоты этой серии

A Glass of Lemonade

Terborch (Gerard)

Бокал лимонада

Герард Терборх (нидерл. Gerard ter Borch;

конец декабря 1617, Зволле — 8 декабря 1681

Девентер) — нидерландский живописец.

«Бокал лимонада» — не только одна из наиболее

блестящих  картин  Терборха,  но  и  произведение,

воплощающее лучшие традиции голландской жанровой

живописи. Написанная на незатейливый сюжет, картина

лишена   какого-либо   драматического  действия,  в  ней

отсутствует внешнее движение и внимание привлечено

к взаимоотношениям двух молодых людей. Галантный

кавалер,  предлагающий  напиток  молодой  даме —

обычный сюжет голландской жанровой живописи,

но  никогда  еще  с  такой  убедительностью не

передавались   нежные   взгляды  и  легкие

прикосновения рук, выражающие полное

взаимопонимание изображенных.

Размер листа ~ 35,5 х 27 см

Лист малого формата с изображением

наклеен на лист полукартонной бумаги

большого формата с тиснением,

чистая обратная сторона. Лист

с картиной сопровождает

лист с описанием.

ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО

Фото листа с описанием, сопровождающего лист с картиной:

Фото титульного листа альбома

(в стоимость не входит):

.

Источник: http://oldgravura.ru/prod/1939-god—i6654/

Бокал лимонада, Герард Терборх

ХАЛС, ФРАНС

Всего лет на десять моложе, нежели Морельсе, и лет на десять старше, нежели Элиас, был один из величайших художников Голландии — Франс Халс. Однако его искусство, известное нам с 1616 года, обозначает сразу шаг к абсолютной зрелости.

Это тем более удивительно, что все сверстники Халса, и даже младший его брат, несравненно архаичнее и скорее примыкают к художникам XVI века вроде Винкбоонса или Ганса Боля.

Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по абсолютному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его). Как тот, так и другой представляются скорее людьми XIX века, так мало в них условностей эпохи, такая в них чувствуется полнота свободы.

Откровенность Веласкеса кажется непонятной при чопорном этикетном дворе Филиппа IV; и так же — “гениальная бесцеремонность” Халса необъяснима в среде чинных голландских бюргеров.

Откуда взялся этот стиль и это мастерство Халса — остается тайной. Он родился в Антверпене, в семье голландских переселенцев, но еще юношей вернулся в Гарлем.

Франс Халс. Портрет молодого человека с перчаткой в руке. 1649/51. Холст, масло. 80х66,5. Инв. 982. Из собр. И. Э. Горцовского, Берлин, 1764

Рубенс едва ли успел оказать на него влияние. Быть может, он обязан чем-либо учителю Рубенса, ван Ноорту, но о последнем мы не можем судить по отсутствию достоверных произведений.

Скорее и в Халсе можно найти следы натурализма Караваджо, с которым он мог познакомиться по картинам его нидерландских последователей. Это особенно заметно в его “дуленстюках”, т. е.

картинах, изображающих клубы стрелков, и в его фигурках музицирующих мальчишек.

Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам.

Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей; первая его жена умерла вскоре после побоев; на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены; жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение). Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки. Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза. Каждое из изображенных им лиц имеет вид, что оно написано в один присест, и это впечатление, вероятно, близко к истине.

Как теперь, так и тогда, этот кажущийся легкий способ работы должен был прельщать молодежь. Однако или благоразумные голландцы воздерживались от искушения перенять манеру, которая едва ли была во вкусе нации [116], или же сам Халс удерживал их от подражания.

Наконец, скорее всего, подражателей у него не имелось потому, что тогда была яснее неподражаемость живописи Халса при всей ее соблазнительной и кажущейся легкости. Ныне масса дилетантов и недоучек “пишут сплеча”, с “шиком à la Hals” свои ничтожные картины, и это производство приносит иным славу и деньги.

Но в тесной близости с мастером “чудесная” сторона его техники была более очевидной, и кто в себе не чувствовал той же магической силы, тот и не пытался угнаться за ней.

Эрмитаж обладает четырьмя портретами мастера. Ни один из них не датирован (они снабжены, впрочем, монограммами), но портрет веселого офицера, принадлежит, судя по костюму, к 1630-м годам, а три других к 1650-м годам и даже 1660-м, когда Халсу было за 70 лет.

Франс Халс. Портрет члена Гарлемской гражданской гвардии (Портрет офицера). Около 1636/1638. Холст, масло. 85,7х68,6. Продан из Эрмитажа в 1931 году Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон

Читайте также:  «конфуций справедливый», николай рерих — описание картины

Годы, впрочем, отнюдь не сказались ни в манере, по-прежнему энергичной, письма, ни в поражающих живостью характеристиках.

Единственно, чем поздние картины отличаются от более ранних — это некоторой мрачностью и монохромностью колорита (что мы уже видели у Тициана и увидим у Рембрандта).

Так, на портрете, изображающем, быть может, сына Халса — Франса-младшего, нет других тонов, кроме черного, белого и телесного;

Франс Халс. Портрет молодого мужчины. 1646/1648. Холст, масло. 68,Зх55,6. Продан из Эрмитажа в 1931 году Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон

и, однако, этот портрет по своей красочной прелести не только не уступает более пестрому “портрету офицера”, но даже превосходит его — великая тайна подлинно гениальных живописцев. [117]

ФРАНС ХАЛЬС

Ок. 1580-1666

Мужской портрет

Ок. 1650 г. Холст, масло. 84,5×67 см.

Справа: монограмма F. Н.

Голландский художник Франс Хальс вошел в историю мирового искусства как выдающийся мастер реалистического портрета.

Одно из лучших произведений Хальса — эрмитажный «Мужской портрет»—относится к позднему периоду творчества живописца. Изображен мужчина средних лет, закутанный в широкий черный плащ.

Он сидит, лихо подбоченясь, и смотрит свысока, и даже несколько презрительно. На губах его играет скептическая улыбка, глаза слегка прищурены.

Зритель отчетливо сознает, что перед ним человек, мировосприятие которого окрашено скепсисом и пессимизмом.

В поздних портретах Хальса, мастера смеха и улыбки, исчезают веселый задор и жизнерадостность. Очевидно, изменения, происшедшие в творчестве художника, отражают реальные перемены в социальной жизни современного ему общества.

Живописная манера Хальса в начале 1650-х годов (время создания эрмитажного произведения) обретает невиданную силу и широту. Мазок становится смелым и энергичным, а характеристика образа — предельно острой и выразительной. «Мужской портрет» — блестящее подтверждение этих качеств. Приходится лишь сожалеть, что в своем настоящем виде он не раскрывает до конца замысел Хальса.

По-видимому, в угоду вкусам XVIII века, чужой рукой была записана надетая набекрень шляпа с помпоном, которая придавала образу портретируемого почти гротескный характер. Контуры шляпы легко прослеживаются под записью. Кроме того, в Англии, в Британском музее, хранится копия с портрета, сделанная до его искажения, а возможно, именно в связи с этим.

На ней мужчина изображен в сдвинутом набок головном уборе.

«Мужской портрет» поступил в собрание Эрмитажа в конце XVIII века.

ГЕРАРД ТЕРБОРХ

1617-1681

Бокал лимонада

1663—1664 гг. Холст, масло, переведена с дерева. 67 X 54 см.

«Бокал лимонада» — не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи.

Написанная на незатейливый сюжет, картина лишена какого-либо драматического действия, в ней отсутствует внешнее движение и внимание привлечено к взаимоотношениям двух молодых людей.

Галантный кавалер, предлагающий напиток молодой даме,— обычный сюжет голландской жанровой живописи, но никогда еще с такой убедительностью не передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, выражающие полное взаимопонимание изображенных.

Терборх раскрывал внутренний мир своих персонажей, как никто другой из голландских жанристов. Но техническое совершенство его живописи, особенно непревзойденное мастерство в передаче разнообразных материалов, так велико, что порой заслоняет от зрителя тонко подмеченные душевные движения героев картин.

Происходит диалог. Соприкасаются взгляды и руки молодых людей. С простодушно-приветливым лукавством смотрит молодая дама и робко-настойчиво — франтоватый молодой кавалер. Сцена ухаживания и заботы. Молодая женщина, возможно, недомогает.

Потому так заботливо склонилась над ней пожилая — нянька, служанка, родственница. С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом, и атласное платье. Атлас переливается многими цветами, серебристо-охристые переливы создают впечатление богатства и нарядности ткани.

И кавалер модно одет, художник даже намекает, что он злоупотребляет модой: излишне широки штаны, сверхобилие шелковых лент на рукавах… Кавалер, очевидно, лишь недавно переступил черту взрослого мужества.

Коричневая шляпа на нем сидит воинственно, рыжие волосы обрамляют юное, румянощекое лицо. Он готовит даме, которая ему приятна и интересна, лимонад.

Александр Бенуа писал: «Анекдот самый обыкновенный. Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки». Голландский художник XVII века

Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов. Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс.

Терборх много путешествовал и был хорошо знаком с произведениями таких крупных мастеров, как ван Дейк и Веласкес. По-видимому, у последнего он и заимствовал утонченную красочную гамму серых, белых и черных тонов. Но в основных принципах живописец оставался верен традициям голландского искусства.

Герард Терборх любил писать самые обычные сцены бюргерской жизни. Он принадлежал к так называемым «малым голландцам», которые создали удивительную изобразительную панораму быта.

И была в том большая поэзия, ибо, казалось бы, второстепенная, сугубо личная жизнь приобретала неповторимое значение. Необходимой частью уюта становились предметы. Мебель: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей.

Графин темного стекла и бокал. Фрукты.

Гармония уюта и возвышенность обычного действа, не теряющего, впрочем, своей тривиальности.

Терборх начинал как бытописатель жизни простых людей: «Мальчик с собакой», «Точильщик», «Женщина, чистящая яблоко» показывают его интерес к жизни малоимущих сограждан. Впоследствии их сменили дамы из общества. Создан Терборхом и групповой портрет дипломатов — «Мюнстерский мир».

Моделью для молодой женщины в картине «Бокал лимонада» была сестра художника — Гезина, которая также Занималась живописью и часто копировала произведения знаменитого брата. Прототипом юноши послужил младший брат Терборха — Мозес.

История картины довольно любопытна.

В XVIII столетии ее надставили с двух сторон: на левой приставке было изображено окно и сидящая на стуле собака; на правой — маленькая обезьянка, с прикованным цепью к ноге небольшим ядром.

В таком виде картина была и гравирована. Через некоторое время приставки сняли. Но на полотне остался след былых изменений: в правом нижнем углу видно ядро и кусочек цепи.

Картина побывала во многих собраниях Западной Европы. В Эрмитаж она попала в 1815 году в составе коллекции французской императрицы Жозефины.

Бокал лимонада, Герард Терборх

Источник: https://arhivinfo.ru/2-111632.html

Герард Терборх Бокал Лимонада

Сперва учился у отца, затем (1633–1635) в Харлеме у пейзажиста П. де Молейна. В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. Особое внимание художника привлекли полотна Веласкеса и фламандца Ван Дейка. После этого он получил звание мастера живописи, что давало ему возможность подписывать свои работы, так как они уже имели определённую ценность. Портрет оказался удачным.

Демократические симпатии живописца ярко проявились в картине Семья точильщика (Берлин, Государственные музеи), где он создал необычный и редкий для голландской живописи образ нищенской жизни ремесленников в одном из городских закоулков. К этому же позднему периоду принадлежит и «Получение письма» (Между 1617-1681). Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. Мастерство Терборха и здесь исключительно высоко.

Соприкасаются взгляды и руки молодых людей. «Бокал лимонада» из коллекции Государственного Эрмитажа — один из шедевров, самая известная картина художника в Российских музеях. Руки молодых людей почти соприкасаются в стремлении удержать бокал лимонада.

В отличие от многих собратьев по искусству Терборх пережил долгую пору странствий.

Это прежде всего жест правой руки «почтенной маменьки», которым она умело обнажает скрытые прелести молодой дамы и некоторая двойственность в поведении парочки, выдающая в кавалере новичка, а у дамы, наоборот, заставляющая предполагать известный опыт.

ГЕРАРД ТЕРБОРХ – Бокал лимонада

Именно этот предмет художник делает центром композиции — и геометрическим и смысловым.

Кисть художника точно передает разнообразные фактуры вещей плотный, матово отливающий атлас, полированное дерево, стекло, ворсистое сукно, пушистый мех. Старик-посыльный, сняв шапку, остановился у открытой двери.

Коричневая шляпа на нем сидит воинственно, рыжие волосы обрамляют юное, румянощекое лицо. Но, он старается выглядеть изящным и галантным.

Художник создает устойчивую позу мужчины, показывая его ногу, его опору на колено. Герард Терборх был знаком с Антонисом ван Дейком. Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание.

Описание картины «Бокал лимонада»

В Девентере в 1660-е годы возникают лучшие произведения мастера и среди них – один из шедевров голландской живописи XVII столетия «Бокал лимонада». Художник в своих картинах не стремится к психологическому анализу героев. Но в его позе нет и тени подобострастия, унижающего человеческое достоинство.

Отдал дань «низкому» жанру, создав один из самых совершенных его образцов (Семья точильщика, начало 1650-х годов, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин), написал немало живописных сцен военного быта (Солдаты играющие в карты, ок.

Некоторые ошибки в перспективе «Получения письма» следует объяснить возможным участием учеников мастера при завершении этого произведения.

1640, там же Заснувший солдат, 1650-е годы, музей Валльраф-Рихарц-Людвиг, Кёльн). С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом и атласное платье. Что же изображает эта самая знаменитая картина мастера. Вернувшись на родину, обосновался в 1654 в Девентере (Оверэйссел).

Терборх Герард (Бокал лимонада)

Особой тонкости выполнения Терборх достиг в произведениях 1660 — 1670-х годов, к которым и принадлежит и «Бокал лимонада».

Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.

В знак, благоволения Терборх был посвящен в рыцари и получил в подарок золотую цепь с медальоном короля. Он готовит даме, которая ему приятна и интересна, лимонад.

1665, Мюнхен, Старая пинакотека). В середине 1650-х годов был написан «Деревенский почтарь», принадлежащий уже к типичным произведениям мастера, в творчестве которого буйная жизнерадостность предшественников уступила место тихой задумчивости.

Картина художника «Бокал лимонада»также примечательна безошибочным рисунком и мастерским владением цветом. Она решена в серебристо-охристых тональных переливах. Затем он, возможно, поехал в Италию и Францию, а в 1648 году находился в Мюнстере (Вестфалия).

Читайте также:  Собирание цветов, пьер огюст ренуар, 1875

Он нередко изображал быт и нравы простых людей.

В картине «Возвращение блудного сына» психологический талант Рембрандта раскрылся в полной мере, ведь в нее он вложил весь свой творческий опыт. Ранние картины свидетельствуют о его демократических симпатиях.

Копия картины Герарда Терборха «Бокал лимонада»

Контуры шляпы легко прослеживаются под записью. Питер де Хох — один из ярких представителей делфтской школы живописи, традиционной темой изображения которой был интерьер. Становление театрально-декорационного искусства» (1978), «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983), «Горизонты сценографии» (2006).

Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей первая его жена умерла вскоре после побоев на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Он доставил письмо и терпеливо ожидает ответ. Одной из вершин творчества великого нидерландского художника считается картина «Возвращение блудного сына». Первые уроки рисования и живописи получил от своего отца Герарда Терборха Старшего. Женщина благосклонно принимает напиток.

Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены.

Никто из голландских художников этого времени не мог бы столь одухотворенно и выразительно показать фигуру со спины (образ молодой девушки восходит к подобному образу из знаменитого так называемого «Отеческого увещевания», созданного художником на двадцать лет раньше). До этого Рембрандт неоднократно обращался к сюжету «блудного сына» в своих графических работах.

Вероятно, «Бокал лимонада» — это самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха. Николай Громов — профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства.

Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения. Приготовление напитка является лишь предлогом для их близости.

По-видимому, эта деликатность и ввела в заблуждение Александра Бенуа, как, в свое время, она же послужила причиной ошибки Гёте, описавшего одну из картин Терборха как «Отеческое увещевание», тогда как в действительности она изображала нечто противоположное.

Старые каталоги и путеводители но Эрмитажу указывали на этом основании, что картина Терборха (на которой нет этих деталей) дошла до нас обрезанной со всех сторон и, таким образом, авторский замысел был якобы искажен.

Он побывал в Англии, Испании. На ней мужчина изображен в сдвинутом набок головном уборе. Она была написана в последнее десятилетие жизни мастера, когда он был уже немощным, старым и нищенствовал, ведя полуголодное существование.

Италии, Франции, Германии.

Хозяйка находится тут же, она в скромном костюме, на ее трудолюбие намекает рукоделие, лежащее на коленях. В отличие от других голландских художников, которые, как правило, были домоседами, Терборх побывал в Англии (там он познакомился с произведениями А.

ван Дейка), посетил Италию, Францию, Германию и, наконец, Испанию, где большое впечатление произвел на него Веласкес. Воля девушки немного скована жестом и взглядом старухи, которая подталкивает ее к мужчине. Но разве изображались когда-либо более «говорящие» взгляды, разве были недомолвки столь красноречивы, а затаенные желания – так очевидны.

Изображение действительно можно принять за галантную сцену в благородном семействе.

Терборх, Герард – Бокал лимонада

Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время вНациональной галереев Лондоне. «Бокал лимонада» — не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи.

Но несомненно, что ранние из них относятся к периоду 1630 — начала 1650-х годов. В образе улыбчивого добродушного гуляки Стен изобразил себя. Позже обучался у известного пейзажиста Питера де Молина (1595-1661).

Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни» имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме.

Исключительное мастерство передачи фактур тканей (в особенности атласа) и бытовых предметов, тонкие колористические эффекты (решенные в мягком и переливчатом, «перламутровом» красочном регистре) придают этим картинам поэтическое обаяние, а остроумные эмблематические подтексты – таинственную двусмысленность. Молодая женщина, возможно, недомогает.

Его считают бытописателем светского общества. «Хозяйка и служанка» — образец голландского жанра, в котором сконцентрированы все достоинства делфтской школы. Однако его искусство известное нам с 1616 года, обозначает сразу шаг к совершенной зрелости.

Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни» имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме.

  1. Герард Терборх -лучший мастер элегантного жанра
  2. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  3. Нидерландский художник Герард Терборх (1617-1681)
  4. Герард Терборх: жизнь и творчество художника
  5. Путешествия по миру и необычные законы
  6. Недорогие подарки в интернет — магазине
  7. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

После женитьбы на богатой патрицианке города Девентера, куда переселился Терборх, он получил возможность ближе познакомиться с жизнью светского общества. «Деревенский почтарь» – одно из таких счастливых исключений.

К узкому семейному кругу Терборхов принадлежит, по-видимому и «почтенная маменька» – этот персонаж встречается, кроме того и в рисунках Мозеса (младший брат Герарда, как и его сестра, были также художниками).

С течением времени интересы художника изменились.

Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом. «Анекдот ее самый обыденный, »-отвечает Александр Бенуа. — Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, ее поклонник готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки».

Родился в 1617 году в городе Зволле, Нидерланды. Пространства лишены окон, дверей, мебели. При известной любви голландцев к вещам, признакам собственного достатка именно такие «скромные» портреты были по душе клиентам Герарда – регентам, аристократам.

Граф принял Терборха на службу и Герард Терборх присутствовал при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией15 мая1648 года. В действительности же, наоборот, в конце XVIII века были удалены поздние, не терборховские приставки и тем самым восстановлен первоначальный облик (и формат) картины.

Другое недоразумение граничит с историей картины.

Судя по сохранившимся детским рисункам (1625–1626), его художественное дарование проявилось весьма рано.

На гравюре с «Бокала лимонада», сделанной в XVIII веке, в знакомой нам сцене были изображены собачка, сидевшая около открытого окна на стуле (слева на переднем плане), обезьянка, прикованная цепью к металлическому шару (в правой стороне картины) и бронзовая люстра вверху под потолком. «Мужской портрет» — блестящее подтверждение этих качеств. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по совершенному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его). У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение).

Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой. Жил в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Камене, Зволле. Подобные сцены у сводни не новы в голландском искусстве. Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны.

Посетил Италию, Францию, Фландрию, Испанию в 1646–1648 жил в Мюнстере, где стал свидетелем заключения Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну и запечатлел этот акт в одной из лучших своих картин, многофигурной Торжественной клятве при ратификации Мюнстерского договора (1648, Национальная галерея, Лондон). С ним художник отправился в Мадрид, где напишет множество портретов придворных, а также портрет самого короля Филиппа IV (он, к сожалению, не сохранился). Так, композиция, которая долгие годы считалась благонравным Отеческим внушением (ок. Происходит диалог.

Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни» имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме.

Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки.

Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза.

  1. Герард Терборх (Зволле, 1617-1681, Девентер)
  2. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  3. Книга Как избавиться от синдрома —
  4. Блог — – Синдром постоянного сексуального возбуждения
  5. Словари и энциклопедии на Академике

Терборху удается раскрыть внутренний мир своих героев. Мастер редко датировал свои картины. Живописная манера Хальса в начале 1650-х годов (время создания эрмитажного произведения) обретает невиданную силу и широту. Чувства персонажей открыто не представлены в работе.

В «Бокале лимонада» безошибочное мастерство рисовальщика сочетается со вкусом блестящего колориста и, подобно тому как Терборх – рисовальщик избегает резких движений и линий, Терборх – художник строит свой колорит на мягких, гармоничных сочетаниях серебристо-серых и палевых тонов. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945 — 1949.

С годами, в русле общей «аристократизации» нидерландского искусства второй половины 17 в., обратился исключительно к «светским» жанрам, живописующим галантные нравы, модные наряды и интерьеры.

Добился невероятных успехов в живописи, был признанным мастером жанровой сцены. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам.

Ян Стен — один из ярких мастеров голландской бытовой живописи XVII века.

Потому так заботливо склонилась над ней пожилая — нянька, служанка, родственница. Кавалер, очевидно, лишь недавно переступил черту взрослого мужества.

Вероятно, «Бокал лимонада» – это самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха. В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство.

Композиция строится на расположении в пространстве рук, ног и лиц героев.

В 1635–1636 работал у дяди, гравера Р. ван Фёрста, в его лондонской мастерской.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/gerard-terborh-bokal-limonada/

Ссылка на основную публикацию