Диего веласкес — картины и биография

Диего Веласкес: картины с названиями, творчество, биография художника

Диего Веласкес (полное имя — Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес, исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский живописец, придворный художник и близкий друг короля Филиппа IV.

Особенности творчества художника Диего Веласкеса: использование приемов живописи барокко (яркие контрастные цвета, резкие светотени, выразительные позы); точность (в том числе психологическая), реалистичность и естественность портретов; в произведениях художника находили источник вдохновения представители романтизма, импрессионизма, а также такие живописцы-новаторы, как Пикассо и Дали.

Известные картины Диего Веласкеса: «Менины», «Пряхи», «Венера перед зеркалом», «Портрет инфанты Маргариты», «Завтрак».

В наши дни говорят: «Филипп IV? Габсбург? Это же тот самый, которого писал Веласкес! Ну, помните — долговязый, рыжий и с выпяченной нижней губой?..» Но век семнадцатый выстраивал ассоциативную цепочку строго наоборот: «Веласкес? Ах, это же постельничий и главный интендант короля. Ну, тот, который еще пишет его портреты с чадами и домочадцами для Алькасара и Буэн Ретиро!»

Кто прав? И те, и другие! Не будь Веласкеса, к ХХI столетию Филиппа IV помнили бы историки да пиринейские патриоты, ностальгирующие по временам, когда Испания владела половиной мира. Но верно и обратное: не приведи фортуна Веласкеса ко двору Филиппа IV, продвинутой испанской версии «короля-солнце», правившего 44 года и 170 дней именно в эту блестящую эпоху, — так и Веласкес, возможно, остался бы лишь автором бытовых и религиозных сцен. Талантливым, но одним из многих.

Однако случилось то, что случилось: эти двое встретились в Мадриде. Так политический «золотой век» стал «золотым веком» испанской живописи. И второй оказался долговечнее первого.

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) появился на свет в городе богатом и славном, но не Мадриде, а столице Андалусии Севилье. Происходил из небогатой еврейской семьи переселенцев из Португалии. Его отца звали Хуан Родригес де Сильва, а мать — Херонима Веласкес. Официально Диего имел двойную фамилию, но в истории искусства остался под родовым именем матери.
Первое, что начал писать Веласкес, — бодегоны. Бытовые сценки, которые разворачиваются в таверне или харчевне, в погребке или на кухне. Здесь весело распивают вино. Спорят. Побренькивают на гитаре. И снова сближают кружки. Здесь старая кухарка жарит яичницу, а молодая толчет в ступке специи и чеснок. Кто-то однажды заметил: в бодегонах для Веласкеса натюрморты важнее портретов. Люди у него — прекрасные, но как будто застывшие. А вот вещи, все эти глиняные кувшины, обливные чашки, латунные ступки, селёдки и луковицы — точно живые.

В то время влияние Караваджо распространялось по Европе, как лесной пожар: оно было столь же стремительным и так же оставляло после себя зрелище, в котором преобладали черный и коричневый, а ярких красок не оставалось совсем. Испания оказалась в «зоне поражения».

Творчество Веласкеса севильского периода находится под безусловным воздействием Караваджо — и по мрачности колорита с резкими контрастами света и тени, и по склонности выбирать для изображения сцены не просто будничные, а и подчеркнуто приземлённые.

Шокирующие грубостью и простотой.

Не все готовы были принять такое искусство. Веласкеса упрекали за недостаточно возвышенный строй мыслей. Он возражал: «Предпочитаю быть первым в грубом жанре, чем вторым в изящном». Его убеждённость в собственной правоте подкупала.

Франсиско Пачеко, учитель Веласкеса, после 6-ти лет учебы составил своему выпускнику характеристику: «Благовоспитанный, образованный и элегантный, он обладает множеством моральных достоинств, сильным характером и оригинальным способом мышления». Этот панегирик, похоже, больше всего загипнотизировал самого почтенного Пачеко, потому что следом он сосватал за 19-летнего Веласкеса свою дочку Хуану Миранду, которой не минуло и 16-ти.

Через год в семье Диего Веласкеса родилась дочь Франсиска. Еще через два — Игнасия, которая не проживет и трёх лет. А вот Франсиска лет 20 спустя отзеркалит судьбу своей матери: её мужем станет ученик Веласкеса — художник Хуан Батиста дель Масо.

В том же 1618 году, когда Диего и Хуана Миранда обвенчались, интеллектуала и добряка Пачеко позвали в Мадрид, цензурировать живопись от имени Священной Инквизиции.

А он, конечно же, постарался перевезти в столицу и своего перспективного зятя.

Это оказалось непросто и удалось лишь к 1623 году, когда в дело пошли старые связи: Пачеко встретился при дворе со своим земляком и другом юности, который теперь являлся вторым человеком в государстве после короля — графом Оливаресом.

Фаворит и первый министр Филиппа IV, Гаспар де Гусман Оливарес слыл выдающимся реформатором. Он, например, почти истребил проституцию и коррупцию. Он же «сосватал» Веласкеса во дворец.

В Мадриде Веласкес начинает сразу с портретов «топов»: он пишет королевского капеллана Хуана де Фонсеку, знаменитого поэта Луиса де Гонгору и своего патрона Оливареса. Пишет настолько здорово, что это впечатляет короля. Первый же «пробный» портрет Филиппа IV (не сохранившийся) приносит Веласкесу звание pintor de camera — придворного художника, наделённого единоличным и исключительным правом писать монарха (1, 2, 3). Без промедлений, забрав жену и дочек, Веласкес перебирается жить во дворец.

Здесь тянет пофилософствовать: что это было? Как смог 24-летний художник без видимых усилий и напряжения, вот так вот запросто, с первой попытки стать личным художником короля? Филипп IV был человеком утонченным и образованным, он был восприимчив к искусству, а Веласкес — почти сверхъестественно талантлив. Всё это так. Но даже это не выглядит достаточной причиной.

Мастерская Веласкеса располагалась прямо в королевских апартаментах. Ключи от неё имелись у двух людей — художника и короля. Внутри стояло особое королевское кресло.

Монарх, управлявший половиной мира, по нескольку часов безропотно стоял «по стойке смирно», когда художнику хотелось запечатлеть какую-то особо торжественную позу.

В отсутствие Веласкеса Филипп отпирал своим ключом мастерскую, усаживался в кресло, смотрел на незавершённые портреты и погружался в приятную задумчивость. Похоже, он нашёл себе друга. Того, кому можно доверять без остатка и кто превратит твои слабые стороны — в силу.

Испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет заметит, что всё наследие Веласкеса, за не особо многочисленными исключениями, — это портреты самого короля и его ближайшего окружения: его жён (Филипп был дважды женат) и детей, министров и фрейлин, шутов и карликов, лошадей и собак.

Веласкес недолго оставался придворным художником. Ведь что такое художник? Да просто ремесленник! Но очень скоро Филипп даровал ему более высокие должности.

Сначала камергера, потом — ответственного за все работы в королевских покоях, еще позже — главного интенданта, высшей ступени в придворной иерархии. Под конец жизни Веласкес получит еще и чин обер-гофмаршала.

Пожалуй, более головокружительной придворной карьеры из художников за всю историю не сделал никто.

В конце 1620-х годов в Мадрид из Антверпена приезжает Рубенс — главная величина в художественном мире своего времени. Он собирается писать испанских королевских особ, но всё же главная его миссия — дипломатическая. Ему представляют молодого Веласкеса, и Рубенс склоняет его к мысли, что для расширения собственного кругозора и пополнения королевской коллекции необходимо ехать в Италию.

В 1629-м году в сопровождении испанского главнокомандующего королевский камергер Веласкес посещает Геную и Милан, Венецию и Рим. Конечно, итальянцы видят в нём не художника, а чиновника.

Посланник Тосканы науськивает своих подчинённых: «С испанцем нельзя быть ни слишком любезным, ни непочтительным: и то, и другое оскорбительно для него».

Атмосфера подозрительности и взаимного недоверия преследует Веласкеса по всей Италии, кое-где его даже принимают за испанского шпиона.

Из-за всего этого первое итальянское путешествие Веласкеса сложно назвать приятным. Единственная удача — знакомство с работами титанов Ренессанса. Из всех Веласкес отдаёт предпочтение Тициану. Тициановские изображения Карла V он берёт себе за образец монархического портрета.

После Италии значительно меняется его колорит: Веласкес отходит, наконец, от традиционного андалузского тенебросо и на его картинах чуть ли не впервые появляются светлые и звучные цвета: ослепительный желтый, ярко-голубой. «Я рекрут армии Тициана», — скажет о себе Веласкес.

Возвратившись в Мадрид, Веласкес с волнением и радостью узнает, что за период его отсутствия Филипп IV не позволял писать себя никому другому. С удвоенным энтузиазмом Веласкес берётся за дело.

Тем более, у короля родился долгожданный наследник — Балтазар Карлос, будущий любимчик Веласкеса, и значит, не пройдёт и десяти лет, как по всем европейским столицам нужно будет разослать его портреты, с прицелом на перспективные династические союзы.

Первая жена Филиппа Изабелла Бурбонская терпеть не может Веласкеса — ведь он ставленник ненавистного ей Оливареса, фактически узурпировавшего в стране политическую власть, поэтому Изабеллу Веласкес почти и не пишет. Зато очень много пишет своего друга — короля.

Только Веласкес может сделать это изуродованное имбридингом (многократными близкородственными связями) лицо с шишковатым лбом, глубоко посаженными глазами и родовой отметиной всех Габсбургов — выдающейся нижней губой — благородным и утонченно-прекрасным.

Исследователи подсчитали, что из почти 40 портретов монарха все, за исключением трёх или четырёх, написаны в трёхчетвертном развороте, — максимально выгодном для «сложного лица» короля.

В 1649 году Веласкес снова едет в Италию, чтобы привезти для королевского дворца работы Веронезе и Тинторетто. Ему почти 50, из них, как минумум, 20 лет он — первый художник у себя на родине. Но Италии, мнящей себя колыбелью искусства, да и всей цивилизации, на это плевать: Веласкес здесь мало кому известен. И тут в нём неожиданно взыграли амбиции, почти атрофировавшиеся за долгие годы испанского «премьерства». Всего за неделю Веласкес пишет портрет сопровождавшего его слуги — Хуана де Парехи — и отправляет модель вместе с портретом кочевать по резиденциям знатных римлян. Такое креативное «промо» не остаётся без внимания: итальянцы заносчивы, но великое искусство (пусть даже и испанское!) всегда найдёт отклик в их чувствительном сердце. Слава Веласкеса докатывается до Рима. Его приглашают писать самого Папу. Портрет Иннокентия Х с его алой пелериной и легендарно тяжелым взглядом станет одной из самых знаменитых работ испанского мастера.

Меж тем, обеспокоенный длительным отсутствием любимого художника, Филипп IV шлёт в Италию одну депешу за другой: где же его Веласкес, что же он медлит? И Веласкес, оставив наметившуюся перспективу покорить Рим окончательно и бесповоротно, возвращается в Мадрид.

Сравнительно недавно нашлись документы, пролившие свет на причину его задержки: любовная связь. Уже после отъезда Веласкеса на родину в Италии у него родится сын Антонио.

Единственная явно эротическая картина Веласкеса «Венера перед зеркалом» тоже написана в Риме: в Испании таких вольностей попросту не допустила бы инквизиция.

Вся жизнь и творчество Веласкеса были теснейшим образом связаны с испанском монархической семьёй. Не только Филипп IV, но и его старшие дети Бальтазар Карлос и Мария Тересия (будущая королева Франции), его вторая жена Марианна Австрийская и их дети Маргарита и Филипп Просперо — все считали художника за своего. Он был их хронографом, летописцем их семейной и государственной истории, и он же был распорядителем многих важнейших дел — совершенно незаменимым человеком. Так что Веласкес имел основание (хотя, конечно, дерзость этого была беспрецедентной) в «Менинах» вписать в семейных круг королевских особ и собственную персону.

Здоровье 61-летнего художника подорвала подготовка к грандиозному династическому браку: дочь Филиппа IV обручалась с королём Франции Людовиком XIV. От испанской стороны всем сложнейшим процессом подготовки руководил главный королевский интендант и обер-гофмаршал Веласкес.

Внезапно он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был возвратиться в Мадрид. Смертельное переутомление выглядело не слишком убедительным объяснением болезни. 6 августа 1660 года после недельной агонии Веласкеса не стало. Он умер в присутствии короля.

Филипп IV не смог допустить, чтобы его фаворит отправился в вечность без королевского и дружеского благословения.

Источник: https://artchive.ru/artists/1324~Diego_Velaskes

Диего Веласкес. Жизнь и творчество

Величайший испанский живописец XVII века Диего де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez) отразил в своем искусстве гуманистические идеалы эпохи. В своем творчество он всесторонне показал жизнь своей страны, что обеспечило бессмертие художественным образам его лучших полотен.

Творческий диапазон Веласкеса необычайно широк. Он с одинаковым увлечением писал портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи. Но люди интересовали его больше всего.

И больше всего поражают нас портреты современников художника, изображенных всегда правдиво с какой-то особой прямотой и силой характеристик.

https://www.youtube.com/watch?v=L815rkvzfBM

Веласкес родился в Севилье, в семье небогатого дворянина. Первым учителем его был художник Франсиско Эррера — старший. Позднее молодой живописец постигал мастерство в доме своего тестя Франсиско Пачеко, где он сблизился с передовыми людьми своего времени и быстро развивался в благодатной художественной атмосфере.

Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Картины «Завтрак» (ок. 1617), «Продавец воды» (ок. 1620 ), «Старая кухарка» (ок. 1620) привлекают значительностью и монументальностью изображенного при подчерконутой простоте обстановки.

Правда, лица персонажей выражают весьма несложные чувства, действия мало, движения скованы. Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным.

Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. 1620).

В 1623 году Веласкес переезжает в Мадрид и вскоре становится придворным живописцем короля Филиппа IV.

Испанский двор был очень чопорным и строгим, говорили, что сам король улыбнулся лишь три раза в жизни, но художник и в этих условиях сумел сохранить верность идеалам своей юности. В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх», или «Пьяницы».

Мифологический сюжет не помешал ему взять в качестве героев группу просто одетых крестьян, а, может быть, бродяг, с грубыми лицами, простодушно состязающихся между собой, выпивая вино в честь юного Вакха.

Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. Он не сразу преодолел каноны этого жанра.

Первые изображения короля, инфанта Фердинанда и графа Оливареса во многом еще традиционные Деревья в виде кулис и торжественно стоящая между ними неподвижная фигура в черном создают неизменную парадную композицию.

Читайте также:  «менины», диего веласкес — описание картины

Но уже в конных портретах того же Оливареса, всесильного первого министра, и инфанта Валтасара Карлоса виден умный и тонкий мастер-психолог. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок. 1638 г.).

Целая серия портретных изображений Веласкеса запечатлела самых униженных и несчастных обитателей королевского дворца — карликов, шутов и уродцев. Эти портреты, написанные с глубоким сочувствием к жалким моделям, Говорят о подлинном гуманизме их автора.

Художник не довольствовался придворными заказами, он находил свои модели и писал их прочувствованно и смело. Таков портрет скульптора Мартинеса Монтаньеса (ок. 1637 г.), портрет «Дамы с веером» (ок. 1648 г.), портрет слуги (1650).

Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды», или «Копья» была закончена им в 1636 году. На картине изображен момент передачи ключей города Бреды испанскому военачальнику Спиноле предводителем побежденной голландской армии принцем Нассау.

Сам по себе торжественный эпизод, венчающий одну из немногих побед испанцев в XVII веке, художник передал со всей правдивостью и значительностью. Справа за спиной испанского полководца, учтивым жестом встречающего своего противника, высится гордый ряд поднятых вверх копий. Слева в беспорядке толпятся голландцы.

На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости.

Полотно отличается колористическим совершенством, тонкой живописной связью фигур и пейзажа. Кроме того, оно открывает собой жанр реалистической, подлинно исторической картины.

В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Ве­ласкеса золотой цепью. Портрет исключительно хорош в живописном отношении.

Контрасты белого и интенсивно красного цветов, взятых в солнечном освещении, игра рефлексов на лице с рыжеватой бородкой, повышают выразительность этого образа. «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. Она изображала сцену придворного быта.

Художник, в нем легко узнать самого Веласкеса, пишет с натуры портрет королевской четы, рядом с ним стоит инфанта Маргарита, окруженная придворными. Полотно оригинально во всех своих качествах. На первом плане зри­тель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы. Король и королева не показаны совсем, их отражения только видны в зеркале.

Маленькая инфанта с распущенными золотыми волосами в пышном, странном для ребенка, платье с кринолином находится в центре композиции. Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Картину невозможно смотреть вблизи. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н.

Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами».

Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. Изображена внутренность мастерской шпалер. На переднем плане группа ткачих за работой. Вот они- то и являются главными персонажами полотна.

Красота этих женщин из народа, грация и достоинство, проявляющиеся в их движениях, особая светозарность полотна, в освещенной глубине которого представлена еще одна сцена с женщинами, рассматривающими ковер, снискали этому произведению Веласкеса мировую славу. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного.

Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах».

Картины Веласкеса

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43632543941

Диего Веласкес: биография и творчество, видео

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин.

https://www.youtube.com/watch?v=TJsBa4g6ACM

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. Среди его учеников — Эстебан Мурильо и Хуан де Пареха.

Диего Веласкес: биография, творчество

Диего Веласкес появился на свет летом 1599 г. в испанской Севилье, в семье эмигрантов из Португалии. Диего был первенцем в семье, после него родилось еще семеро ребятишек.

Талант мальчика был заметен родителями с детства. Когда ему исполнилось 10 лет, его отдали на обучение к художнику Франсиско Эррере. Однако Диего пробыл там менее года. Затем отец определил подростка к Франсиско Пачеко на целых 6 лет.

Пачеко был образованным человеком и преклонялся перед талантом великих итальянских мастеров эпохи Возрождения. Кроме того, он был цензором по живописи при городском отделении инквизиции. Здесь Диего усвоил технику рисунка и обрел хороших друзей в лице живописца Алонсо Кано и художника Франсиско де Сурбарана.

В 1618 году 19-летний Диего вступает в брак с 15-летней дочерью своего учителя — Хуаной Мирандой.

Первые картины

Первые работы Веласкеса исполнены в жанре бодегонес, они изображали бытовые сценки. На этом этапе творчества молодого мастера чувствуется явное влияние караваджизма — подчеркнутый реализм в изображении и контрастное освещение первого плана.

Стоит отметить, что своего рода аллегорией является и сюжет, изображенный на известной картине мастера «Продавец воды из Севильи». Пожилой водонос подает молодому человеку стакан с водой. На дне стакана можно заметить инжир, который часто служит символом эротики.

«Продавец воды из Севильи» 1619-1622. Музей Веллингтона, Лондон

Художник отправился в Мадрид, чтобы познакомиться с шедеврами живописи в одном из королевских дворцов, Эскориале. Это была поистине богатейшая коллекция, где были представлены полотна Тициана, Веронезе…

Посещение этой галереи оказало огромное влияние на молодого живописца. В своих последующих произведениях он перемещает акцент к ярким тонам.

Придворный художник

Через два месяца, после возвращения на родину, Веласкес получает известие о кончине придворного художника Родриго де Вильяндрандо. Он вновь едет в столицу.

Когда принцу было представлено несколько работ Веласкеса, он заказывает ему свой портрет. Однако Филипп IV уже ознакомился с изображением поэта Луиса де Гонгора и принял решение позировать первым.

«Портрет Филиппа IV с прошением» (около 1623—1628). Прадо, Мадрид

Первая картина, созданная мастером в качестве кандидата на место придворного живописца, «Портрет Филиппа IV с прошением», была встречена с огромным восторгом. Король был еще очень молод и всего на 6 лет младше Веласкеса. Он увлекался искусством и литературой и даже брал уроки живописи у Х. Б. Майно.

Весной 1627 года Диего получил должность придворного художника. В качестве придворного живописца Веласкес несколько раз писал портреты Филиппа IV. Известны два портрета властителя: конный (1634-35 гг.) и полотно, созданное в 1655 г., представляющее уже зрелого, пятидесятилетнего короля.

Среди творений великого мастера, который смог отразить на своих картинах тончайшие цветовые тона. Не было недостатка и в изображениях женщин великой династии.

Портреты второй жены Филиппа IV Марианны Австрийской, а также инфанты Маргариты Терезии представляют собой удачное сочетание тонкой колористики с композицией, полной размаха.

На полотнах придворного художника не могло не быть и королевских детей. Инфант Бальтазар Карлос гордо галопировал на коне или красовался с ружьем в руках в образе молодого охотника.

«Портрет инфанты Маргариты в белом платье», 1656. Музей истории искусств, Вена

Инфант Фелипе Просперо позировал, опершись о кресло, в компании маленькой собачки. Инфанта Маргарита с серьезным личиком в возрасте трех лет, другой портрет когда она была восьмилетним ребенком.

Италия

Летом 1629 г. художник отправился в Италию, чтобы «совершенствовать мастерство» и сделать зарисовки итальянского пейзажа.

В 1631 г. Диего Веласкесу поручено оформление внутренних интерьеров в недавно возведенном величественном дворце в Буэн Ретиро. Мастер также пишет несколько полотен о победах Филиппа IV («Сдача Бреды»). В 1642 — 44 гг. он сопровождает монарха в военном походе на Арагон.

В декабре 1648 г. художник посетил Ватикан. Иннокентий X заказал ему свой портрет.

«Портрет папы Иннокентия Х» 1650. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Веласкес писал это произведение около трех месяцев, а когда оно было представлено на обозрение, то буквально ошеломило всех. Папа, увидев его, не сдержавшись, воскликнул «Слишком правдиво!» и наградил автора медалью, подарив ему массивную цепь из золота.

Веласкес пишет необычное для Испании тех лет произведение «Венера c зеркалом». На картине перед нами предстает красивая, но простая земная женщина. Искусствоведы выдвигают гипотезу, что мастеру позировала Фламиния Тривио.

Существует также мнение, что между двумя художниками был роман. Но Веласкес уехал на родину, а Фламиния родила сына.

«Венера с зеркалом» (1647—1651). Лондонская Национальная галерея

Последние годы жизни

В мае 1651 г. Диего возвращается в Мадрид. Он создает картины, которые считаются вершиной его творчества — «Менины» и «Пряхи». За четыре года до смерти Веласкес написал знаменитое полотно «Менины». Это произведение и сегодня восхищает и порождает различные интерпретации сюжета у начинающих живописцев.

«Менины»  1656. Прадо, Мадрид

На картине мы видим пятилетнюю инфанту Маргариту-Терезу, дочь Филиппа IV и его супруги Марианны, в окружении дворян. По левую сторону, с палитрой и кистью в руке, стоит сам Веласкес.

В подобных портретных произведениях персоны, находящиеся на картине, обычно рассматриваются с точки зрения художника. Тут же мастер сам оказался на полотне и смотрит на королевскую пару. Ее отражение видно в зеркале, висящем в задней части комнаты.

В 1659 г. Веласкес произведен в рыцари Ордена Сантьяго. Мастер пожизненно исполнял обязанности придворного художника Филиппа IV.

Художник принял участие в бракосочетании Людовика XIV и дочери Филиппа IV Марии Терезы. Торжество проводилось на живописнейшем островке, расположенном посередине реки Бидасоа летом 1660 г.

Когда он возвратился домой, то почувствовал лихорадку. 6 августа 1660 г. Диего Веласкес отошел в мир иной. С рыцарскими почестями он был упокоен в церкви Иоанна Крестителя. Его верная жена, пережила своего обожаемого супруга всего на 8 дней и была похоронена рядом со своим знаменитым мужем.

В 1811 году церковь полностью уничтожили солдаты армии Наполеона. За пятидесятилетнюю карьеру живописца, Диего Веласкес создал около 170 картин.

В данном видео дополнительная информация «Диего Веласкес: биография»

Совет:

К сожалению, в этой небольшой статье нет возможности показать все картины великого мастера живописи. Но есть прекрасный выход! Наберите в интернете запрос «Список картин Диего Веласкеса». Перед Вами откроются все работы художника в хронологии плюс информация по теме «Диего Веласкес: биография и творчество»

Дорогие читатели, если вам понравилась статья «Диего Веласкес: биография и творчество, видео», поделитесь с друзьями в соц.сетях.

МирТесен

Источник: https://damy-gospoda.ru/diego-velaskes-biografiya/

Краткая биография Веласкеса

>> Все биографии >> Художники из Испании

Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес) Диего (1599—1660), испанский живописец.

Родился 4 или 5 июня 1599 г. в городе Севилья. Происходил из знатной, но пришедшей в упадок семьи, потому с юности был движим желанием вернуть себе достойное аристократической родословной положение. Это побуждение сочеталось с рано проявившимся призванием художника. Веласкес учился у крупных севильских мастеров — Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (на дочери которого женился).

Читайте также:  Отдых в риме в ноябре: фото, погода, туры

Первые работы Веласкеса — сценки из народного быта («Завтрак», около 1617г.; «Водонос», около 1620 г.). Даже в картине на религиозный сюжет («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622 г.) его интересует прежде всего жизнь в своей достоверности.

В 1623 г. Веласкес отправился в Мадрид попытать счастья при дворе. И ему удалось написать портрет Филиппа IV, приведший короля в восхищение. Так молодой художник оказался вознесён на самую вершину общественной пирамиды. До конца дней он прожил во дворце как личный живописец короля, а кроме того, занимал почётные должности, вплоть до гофмейстера.

Веласкес был прекрасным знатоком живописи и её истории. Дважды (в 1629—1631 и 1649—1650 гг.) он совершил поездки по Италии, в том числе чтобы пополнить богатейшие дворцовые собрания картин. Веласкес сдержан в выборе средств, он редко рисует аксессуары, жесты, движения.

Король (а Веласкес сделал более 30 парадных портретов Филиппа IV), члены его семьи, придворные, жившие во дворце карлики и шуты предстают под кистью мастера в состоянии глубокого покоя и значительной серьёзности.

Папа Иннокентий X, чей портрет Веласкес написал во время второй поездки по Италии (1650 г.), признавал, что вещь «слишком правдива». Психологическое богатство присуще картине «Сдача Бреды» (1634 г.), где запечатлен момент из истории испано-нидерландской войны, причём и победители, и побеждённые хранят суровое достоинство.

Веласкес, как правило, не делал эскизов и писал сразу набело. Между тем по виртуозности и выверенности композиции его последние работы — «Менины» («Фрейлины», 1656 г.) и «Пряхи» (около 1657 г.) порой сравнивают с постановочными фотографиями.

Рама заключает здесь, кажется, не одну, а несколько картин, тема двоится, множится, развивается в разных пространствах. Так, в «Менинах» на переднем плане изображена маленькая инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, немного позади девочки двое придворных, а слева сам художник, стоящий за мольбертом.

Скончался в Мадриде 6 августа 1660 г.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-velaskesa

Веласкес Диего биография

Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Семья его была не богата, по происхождению были португальские евреи, которые потом приняли христианство.

Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко.

Благодаря этому, талант Диего Веласкеса быстро развивался, и будучи еще совсем молодым, он уже стал достаточно известным мастером в городе. Звание мастера он получил в 1617 году. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана.

Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. bodegon — трактир, харчевня). В этом угадывается и влияние творчества Караваджо: реалистичность образов, затемненный фон и освщенные передние фигуры.

В 1618 году Диего Веласкес женится на дочери Ф.Пачеко Хуане Миранде.

В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. При Диего удалось поработать с Рубенсом в течение нескольких месяцев, пока тот находился в Мадриде. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего.

Отсюда появилось большое количество завистников. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. В это период появляются такие работы как «Шут Калаба-Сильяс», «Граф Оливарес», «Вакх», «Кузница Вулкана». В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Картины пропитаны большим психологическим смыслом.

После отъезда Рубенса Веласкес попросил разрешения у короля посетить Италию. В 1629 году он отправился в путешествие, которе закончиось в январе 1931 года. После возвращения появляется очень сильная работа «Сдача Бреды». Потом он пишет пейзажи виллы Медичи и Прадо, причем работает он в стиле плэнер, пишет портреты семьи короля.

Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Картины наполнены какой-то воздушностью и бархатистостью.
1630-1640-е года отмечены как плодотворный портретный период художника изображением шутов, карликов. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих.

Картины отмечены даже некой тенью трагизма, так как отображает характер шутов, образ жизни и внутренний мир переживаний. Примеры работ: «Эль Примо», «Менипп», «Барбаросса». Картина «Венера с зеркалом» стала одним из величайших произведениий испанской живописи.
В 1649 году состоялась вторая поездка Веласкеса в Италию. Она была очень успешна.

Там его избрали членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. В Риме он создает шедевр — портрет римского папы Иннокентия X. Даже сам папа с удивлением отметил его реалистичность.
1650-е годы можно считать самым плодотворным периодом творчества Веласкеса. Рисует он опять же портреты.

Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская, инфанта Маргарита, инфант Филипп Просперо). Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV.

В 1657 году появляются одни из самых главных творений Веласкеса — картины «Менины» и «Пряхи». В «Мениных» отображен эпизод придворной жизни. Это достаточно многоплановая по смысловому значению работа. Обе картины написаны без эскизов, Веласкес работал сразу непоседственно на холсте. Богатство изображено во всех проявлениях.

В 1652 году произошло назначение Веласкеса королевским обер-гофмаршалом. Работа была достаточно трудозатратной: приходилось организовывать все празднования при дворце. Во время одного из таких праздников (бракосочетание инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV) Веласкес тяжело заболел. А 6 августа 1660 года, вернувшись в Мадрид, Диего Веласкес скончался.

Веласкес считался представителем барочной живописи. Он внес огромный вклад не только в ипанскую, но и в мировую историю живописи.

Источник: https://art-on-web.ru/velaskes/biography

Картины и биография Диего Веласкеса. Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский живописец. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес.. Веласкес. — презентация

1 Картины и биография Диего Веласкеса<\p>

2 Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский живописец. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес.. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский живописец. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес.. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство.<\p>

3 Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Франсиско де Эррера Старший Франсиско Пачеко Франсиско де Эррера Старший Франсиско Пачеко<\p>

4 Рано обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни бодегонес (от испанского bodegon – харчевня) создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов (Завтрак, около 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург; Водонос, около 1622, Музей Уэллингтона, Лондон ) Рано обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни бодегонес (от испанского bodegon – харчевня) создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов (Завтрак, около 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург; Водонос, около 1622, Музей Уэллингтона, Лондон ) Трое мужчин за столомТрое мужчин за столом, 1618 Эрмитаж, Санкт-Петербург Трое мужчин за столом ВодоносВодонос, 1622 Музей Уэллингтона, Лондон Водонос<\p>

5 В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.Веласкес Петер Пауль Рубенс. Петер Пауль Рубенс.<\p>

6 В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630; обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630; обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Триумф ВакхаТриумф Вакха, 1629 Кузница Вулкана, 1630 Кузница Вулкана Триумф ВакхаКузница Вулкана Музей Прадо, Мадрид Музей Прадо, Мадрид Музей Прадо, Мадрид Музей Прадо, Мадрид<\p>

7 В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо- коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден; графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург; Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон; серия портретов инфант, Лувр, Прадо). В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо- коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден; графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург; Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон; серия портретов инфант, Лувр, Прадо).<\p>

8 Портрет дамы с веером Портрет граф-герцога Портрет дамы с веером Портрет граф-герцога 1640 год Оливерса, год Оливерса, 1635 Инфанта Мария Анна, королева Венгерская<\p>

9 Венера перед зеркалом около 1650 Венера перед зеркалом около 1650<\p>

10 Менины 1657 Менины 1657<\p>

11 Пряхи 1656 Пряхи 1656<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/598083/

Диего Веласкес — придворный живописец

Будущий живописец появился на свет 6 июня 1599 года в испанской Севилье, куда его родители переехали за несколько лет до рождения старшего сына. Кроме Диего у Хуана Родригеса де Сильвы и Иеронимы Веласкес было ещё семеро детей, причём один из братьев — Хуан — также выбрал карьеру художника.

В Андалусии в ту эпоху была традиция старшим детям брать фамилию матери. И Диего, и Хуан последовали этой традиции и стали использовать для подписи своих полотен фамилию «Веласкес».

Сведений о детских годах Веласкеса не так уж и много. Достоверно известно только то, что его склонность к живописи проявилась достаточно рано и его практически сразу отдали на учёбу к одному из севильских мастеров, входивших в гильдию живописцев.

Обучение мастерству

В 1610 году, когда Диего Веласкесу исполнилось 10 лет, началось его ученичество в мастерской довольно известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Увы, отношения с наставником не заладились: Эррера Старший отличался скверным характером, а маленький Диего не пожелал с этим мириться, проявив замечательную стойкость.

В итоге обучение в мастерской Эрреры закончилось меньше чем через год. А уже в октябре 1611 года родители Веласкеса отдали его на обучение в школу живописи к Франсиско Пачеко.

На новом месте конфликтов не возникало и именно в этой школе Диего Веласкес прозанимался шесть лет и получил первую техническую подготовку и эстетические навыки в сфере живописи.

14 марта 1617 года Веласкес успешно выдержал выпускные испытания и был принят в гильдию севильских живописцев, заручившись поручительством Пачеко.

Сюжеты ранних картин Веласкеса — бытовые зарисовки из жизни простых севильцев. Самые известные из этих полотен — «Пряхи», «Завтрак» и «Воднос» (или «Водонос из Севильи»). Также Веласкес написал и некоторое число натюрмортов.

Всего за годы жизни в Севилье художником было написано 20 работ, из которых сохранилось только девять. Надо отметить, что Веласкесу начали подражать многие современники, писали копии с его картин и даже пытались делать имитации.

Карьера при испанском дворе

В 1622 году Веласкес отправился в Мадрид. Главным предлогом поездки стало желание посмотреть коллекцию живописи, собранную испанскими монархами в Эскориале. Кроме этого, Веласкес рассчитывал быть представленным ко двору, так как пользовался поддержкой весьма влиятельного в то время графа Оливареса.

Несмотря на то, что предстать перед монархом не удалось, Веласкес получил возможность посетить галерею Эскориала и был очень вдохновлён полотнами итальянских мастеров: Тициана, Веронезе и других. Эта поездка в значительной мере повлияла на формирование индивидуального стиля Веласкеса.

Вернулся художник в Севилью несколько расстроенным, но буквально через два месяца из Мадрида пришло извести об открывшейся вакансии придворного живописца. Не раздумывая, художник отправился в столицу. Там он какое-то время прожил в доме поэта Луиса де Гонгоры, весьма близкого ко двору человека, и написал его портрет. Эта работа стала ещё одним подтверждением несомненного таланта Веласкеса.

Одним из тех, кто немедленно заказал Веласкесу свой портрет стал испанский король Филипп IV. Оценив по достоинству таланты живописца, монарх приказал ему перебраться на постоянное жительство в столицу. С конца 1623 года Диего Веласкес получил должность придворного художника и переселился в Мадрид.

Столь головокружительная карьера не могла не вызвать зависть и недовольство потенциальных претендентов на эту должность.

Несколько художников даже решили устроить конкурсное испытание, чтобы выявить лучшего.

Это состязание состоялось в 1627 году, победитель получал право создать полотно в Большом зале Мадридского дворца на тему изгнания мавров из Испании. Победителем был, конечно же, признан Диего Веласкес.

Через некоторое время после начала службы в Мадриде художник получил право писать портреты членов королевской семьи.

Помимо этого, в его обязанности входило написание картин для украшения интерьеров дворца, что давало ему определённую свободу в выборе тем.

Мог принимать и частные заказы, но исключительно от высокопоставленных персон. Впрочем, подобная ограниченность не мешала талантливому художнику реализовать себя.

Путешествия

Уже будучи знаменитым и успешным, Диего Веласкес отправляется путешествовать. Он дважды посещает Италию:

  • в 1629 году его маршрут пролегал через Геную, Милан, и Венецию. Конечным пунктом стал Рим.
  • в конце 1648 года Веласкес совершил второе путешествие в Италию, в ходе которого также посетил Рим и написал одно из самых известных своих полотен — портрет папы Иннокентия Х. Принимали живописца в Италии очень хорошо и даже приняли в Римскую академию.

Полотна Веласкеса

Все картины, созданные художником за весьма долгую по тем временам жизнь (он прожил 61 год), можно разделить на две группы. Первая — полотна на исторические, религиозные и мифологические сюжеты. Практически все эти картины выставлены в мадридском музее Прадо. Вторая группа — портреты, они выставлены в разных музеях по всему миру.

Самыми известными его полотнами являются:

  • «Трое мужчина за столом»
  • «Водонос»
  • «Сдача Бреды»
  • «Портрет графа-герцога Оливареса»
  • «Вышивальщица»
  • «Портрет папы Иннокентия Х»
  • «Менины»

В собрании Санкт-петербургского Эрмитажа есть несколько полотен Веласкеса: «Трое мужчин за столом», «Завтрак», «Портрет графа Оливареса», «Мальчик с собакой».

К сожалению, многие полотна не сохранились до наших дней: Эскориал, в котором хранилась большая часть работ Веласкеса, несколько раз горел и картины погибли при пожаре.

Список рекомендуемой литературы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Каптерева Т.П. Веласкес и испанский портрет 17 века.
  • Кеменов В.С. Картины Веласкеса.
  • Веласкес. Русский сайт о художнике

Источник: http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/kultura/diego_velaskes_pridvornyj_zhivopisec/3-1-0-280

Жизнь и творчество Диего Веласкеса . Испания по-русски — все о жизни в Испании

XVI–XVII века – время исторического величия Испании и расцвета всех областей культуры. Говоря об этом этапе развития Испании, в литературе используют термин «золотой век».

В общеевропейском масштабе период называют эпохой барокко. Это было время нового взгляда на человека, постепенной секуляризации сознания и культуры.

Испания была самой традиционной из всех европейских монархий, хранительницей «старого порядка» и апологетом католического богословия.

В XVI–XVII веках жили и творили такие выдающиеся деятели испанской литературы и театра, как Мигель де Сервантес и Лопе де Вега. Однако чаще всего термин «золотой век» применяют по отношению к художественной культуре, в частности, живописи тех времен.

Если спросить образованного человека в любой стране мира, кого из испанских художников он знает, то, вероятно, прозвучит имя Диего Веласкеса, придворного живописца короля Филиппа IV.

Основные вехи жизни и творчества Диего Веласкеса

Время и место рождения величайшего живописца уже говорят о многом. Он появился на свет в 1599 году, в последний год переломного XVI века.

6 июня – день, когда новорожденный малыш Диего принял крещение, считается официальной датой его рождения, но существует мнение, что родился великий испанский художник днем раньше.

Семья Веласкеса принадлежала к мелким дворянам, в Испании их называли «идальго». Среди выдающихся испанцев эпохи немало выходцев из этого сословия.

Севилья – родина Веласкеса, один из главных испанских городов времен раннего Нового времени, важный торговый порт и культурный центр. Облик города хранил культурное наследие различных эпох, демонстрируя синтез культур.

Город имел большое значение как для короны, так и для развития испанской культуры. Именно этот город выбирали местом действия своих произведений многие испанские драматурги.

Севилья стала родиной Дон Жуана – главного соблазнителя в мировой культуре.

В эпоху расцвета испанской живописи в Севилье сложилась своя живописная школа, яркими представителями которой были Франсиско Эррера и Франсиско Пачеко. Они стали учителями Веласкеса, оказав огромное влияние на формирование художественного стиля. Мальчик, проявляющий незаурядные художественные способности, попал в мастерскую Эрреры в 10-летнем возрасте.

Главную роль в становлении Веласкеса как художника сыграл Пачеко. Великий ученик превзойдет в известности своего учителя, однако свои первые шаги в карьере Диего Веласкес сделал именно благодаря Франсиско Пачеко, ставшему не только наставником, но и впоследствии тестем живописца, когда тот женился на его дочери.

С помощью Пачеко, который водил дружбу с королевским капелланом, Веласкес был замечен при дворе недавно вступившего на трон Филиппа IV. При новом короле все больший вес набирает граф Оливарес, всесильный временщик, ставший покровителем Веласкеса и одним из главных героев его живописи. Веласкес становится придворным живописцем и пребывает на этой должности до конца своих дней.

Являясь придворным живописцем, Диего Веласкес создает самые главные свои работы. Он известен как гениальный портретист, написавший множество портретов короля Филиппа IV и его приближенных.

Веласкес мастерски передавал фигуры и характеры людей, и многие его картины отличаются сложной композицией. Ярким примером служит одно из самых известных полотен «Менины», где в числе прочих героев художник изобразил  и самого себя.

При дворе он также создает серию батальных картин, отражающих значимые победы эпохи Филиппа IV. Самая известная из них – картина «Взятие Бреды».

Отношение к Веласкесу как к придворному живописцу было противоречивым. Он был художником и зарабатывал этим на жизнь.

Однако при дворе, где царили официоз и «засилье стереотипов», считалось, что любой труд – недостойное дело для дворянина, даже если этот труд – творчество.

В то же время художественное сообщество видело в Веласкесе «государственного служащего», любимчика графа Оливареса и потому также относилось к нему неоднозначно.

Лишь за год до смерти Диего Веласкес был посвящен в кавалеры ордена Сантьяго. Испанский художник умер в 1660 году после болезни, сильно обострившейся во время подготовки свадьбы наследника испанского престола с дочерью самого знаменитого французского монарха «короля-солнца» Людовика XIV. Это было последнее мероприятие испанского двора, в котором художник принимал активное участие.

Особенности творчества

XVII век в испанском искусстве – век больших дискуссий, борьбы с академизмом. Диего Веласкес стал выразителем нового стиля.

В Испании тех времен самым консервативным институтом был двор испанского монарха. Двор и инквизиция являлись двумя главными инструментами политического влияния и пресечения вольнодумства.

В этом отношении жизнь Веласкеса очень показательна. Казалось бы, сложно найти менее подходящую фигуру для придворного живописца, чем Веласкес, однако знаменитый мастер стал тем, кто соединил в творчестве красоту и уродство, официальную и непарадную Испанию. Напыщенность и официоз двора он приправил естественностью простой испанской жизни.

Одним из первых живописцев, вводивших «народные черты» в религиозные и парадные полотна, стал Микеланджело Караваджо. Веласкес был знаком с работами Караваджо и в какой-то степени стал продолжателем этой традиции. Но прямую связь между живописцами искусствоведы не считают очевидной.

С детства художник проявлял большой интерес к изображению обычной, бытовой жизни. В своих ранних работах он часто изображал людей во время трапезы.

Такие сюжеты были достаточно распространены в испанской живописи, а потому их выделяют в самостоятельный жанр «богетон», название происходит от испанского слова «трактир».

Один из наиболее известных богетонов Веласкеса – «Старуха, жарящая яйца» (другое название – «Старая кухарка»).

Веласкес отображал на своих полотнах реальную жизнь, и со стороны могло показаться, что ему безразлично, кто является героем его произведений: члены королевской семьи или обычные испанцы.

Так, последней его работой, написанной в один период с шедевром «Менины», стало полотно «Пряхи», созданное в 1658 году.

От будних дней королевской инфанты художник перешел к повседневности простых испанских женщин, соединив в своем творчестве две разные Испании.

Картины Диего Веласкеса в музеях Европы

С творчеством художника можно познакомиться в музеях многих стран мира. Картины Веласкеса хранятся в галереях Лондона, Нью-Йорка, Мюнхена, Будапешта, Сан-Паулу и других городов. Несколько работ есть в музеях России и стран бывшего СССР, а большинство картин мастера хранится, конечно, на его родине в Испании.

Испания

Самой большой коллекцией работ художника обладает музей Прадо, здесь хранятся 50 самых известных картин Веласкеса. «Менины» в коллекции музея играют роль «местной Джоконды». Некоторые работы художника хранятся также в Королевском дворце в Мадриде. Например, картина «Белый конь» и эскиз «Мужская рука».

Картины Веласкеса можно увидеть в его родном городе. В Музее Искусств Севильи в числе других хранится «Портрет Дона Кристобаля Суареса и Риберы». Работы Веласкеса выставлены в «Музее Искусства Каталонии» в Барселоне, в частности, картина «Святой Павел».

Россия

Счастливым обладателем нескольких работ кисти Диего Веласкеса является Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Здесь находится одна из его ранних работ-богетонов «Завтрак».

Веласкес создал два «Завтрака», немного отличающихся друг от друга. Вторая картина хранится в Будапеште. Помимо живописного полотна Эрмитаж владеет несколькими набросками к нему и этюдом «Голова юноши в профиль».

Также в Петербурге хранится один из портретов графа Оливареса.

Украина

В Национальном музее Богдана и Варвары Ханенко в Киеве есть портрет инфанты Маргариты в серебристо-розовом платье. По предположениям, это один из этюдов к портрету, хранящемуся в музее Прадо.

Статья оказалась полезной?

Да

(0) (0)

Источник: https://espanarusa.com/ru/pedia/article/609035

Ссылка на основную публикацию