Кафе «амбассадор»: аристид брюан, тулуз-лотрек, 1892

Аристид Брюан: певец парижских улиц

Он пел песни о нищих ткачах, которым нечего надеть, — и заработал на этих песнях состояние. Сам он выходил на сцену в одном бессменном образе: черный вельветовый костюм, брюки заправлены в высокие сапоги, красная рубашка, широкополая шляпа, трость и длинный красный шарф.

Первый в истории стендап-комик, он ругал посетителей своего кабаре последними словами, а те смеялись и забивали зал кабаре до отказа.Аристид Брюан — из тех исполнителей, которых помнят благодаря живописи. Анри де Тулуз-Лотрек создал несколько афиш для его концертов в 1892−93 годах и продлил славу певца на несколько столетий.

Брюан выступал с песнями собственного сочинения: крыл почем свет стоит буржуазные привычки, жалел дев с рыжими волосами, которые родились в трущобах, мрачно и жестко шутил, рассказывал о приключениях сутенеров и бандитов из опасных парижских районов, играл на чувствах слушателей, распевая отчаянные баллады о любви, предательстве и мести.

Тулуз-Лотрек, аристократ, променявший роскошный родительский особняк на притоны Монмартра, и Брюан, без раздумий бросивший теплое и доходное место клерка ради сомнительных кафешантанов, были близкими друзьями. Если были на Монмартре герои, ведущие хрестоматийный богемный образ жизни, бездомные, эксцентричные, голодные, вечно пьяные, вызывающе талантливые, то эти двое лучший тому пример.

Аристид Брюан родился в деревне Куртене в 1851 году в семье небедного землевладельца и был обеспечен, беззаботен и счастлив. Когда ему было всего 12, положение семьи резко ухудшилось. По одной из версий, причиной стала смерть отца, по другой — его неразумное обращение с деньгами и полное разорение.

Как бы то ни было, способный ученик, собиравший высшие балы и награды по латыни, греческому, истории и вокалу, Брюан вынужден бросить школу, отправиться в Париж и зарабатывать самостоятельно.

Он переезжает из одного рабочего квартала в другой, кочует из одной мастерской в другую, становится то подмастерьем, то помощником какого-нибудь ремесленника, а в остальное время путается с плохими парнями, бунтовщиками, бродягами, рабочими. В вечерних разговорах с новыми друзьями Аристид учится говорить на их языке — и сленг французских рабочих кварталов его очаровывает.

Он подхватывает и с наслаждением вворачивает в собственную речь хлесткие остроты, жестокие словечки, циничные замечания. Не получивший толком образования, Брюан пытлив и основателен — в изучении просторечия он не довольствуется пьяными перепалками между сутенерами, а идет в библиотеки. Здесь он штудирует словари сленга и поэтические сборники эпохи Франсуа Вийона. Как в детстве Брюан блестяще осваивал латынь и греческий, так же сейчас он осваивает язык своих будущих песен, язык, на котором раньше никто не пел, язык, который сделает его знаменитым.

Изучение диалекта, на котором говорит парижское отребье, придется прервать на время Франко-прусской войны — двадцатилетний Аристид отслужит снайпером ее всю, от начала до конца.

А по возвращении получит престижное и выгодное место в Северной железнодорожной компании, но выдержит эту скучную службу всего 4 года.

Когда 20 лет спустя Брюан решит делать политическую карьеру, Леон де Берси прочтет предвыборную лекцию о нем, конечно романтизированную и белетризированную, как любая предвыборная речь. О периоде работы в железнодорожной конторе Берси скажет:

«…Брюан присоединился к железнодорожной компании. Но он любит театр, и малоподвижный чиновничий образ жизни его тяготит: он мечтает о самореализации, и по ночам, после рабочей смены, он выступает в гогеттах. У него есть идеи, опыт, уверенность в себе, его смелость и честность служат ему хорошую службу — он вдохновлен.

Именно тогда он написал свои первые песни о герое, который еще не оформился, но определенно кажется чем-то новым, оригинальным. Этот герой говорит на колоритном языке улиц, языке простых людей.

Постепенно Брюан избавляется от банальных оборотов, и обладая безупречным слухом и чутьем, он позаимствовал у народа его способ самовыражения, а через время вернул сполна. Его путь был найден!»

Источник: https://artchive.ru/publications/3482~Aristid_Brjuan_pevets_parizhskikh_ulits

Постимпрессионизм Ван Гог Кипарисы 1889 Гоген

Постимпрессионизм

Ван Гог. Кипарисы. 1889

Гоген. Что! Ты ревнуешь? 1892

Сезанн. Натюрморт. 1905

Сера. Эйфелева башня. 1889

Тулуз-Лотрек. Амбассадор. Аристид Брюан 1892

Винсент Ван Гог 1853 -1890

Библиография Альбомы, монографии и другие источники: Н. А. Дмитриева. Винсент Ван Гог: Человек и художник. М. , 1980. Я. Тугендхольд. Винсент Ван Гог. М. , 1919. Электронные ресурсы: http: //www 3. vangoghmuseum. nl/vgm/index. jsp? lang=nl http: //www. vangoghgallery. com/ http: //www. vggallery. com/ http: //www. webexhibits. org/vangogh/ (письма)

Женщины, несущие на себе уголь 1882

Крестьянин, сжигающий сорняки. 1883

Едоки картофеля. 1885

Агостина Сегатори в кафе Тамбурин. 1887

Портрет Папаши Танги. 1887 -1888

Мастерская в Арле. 1888

Мастерская в Арле. 1888

Портрет доктора Феликса Рея. 1889

Портрет почтальона Жозефа-Этиена Рулана. 1888

Арлезианка. Портрет мадам Жину. 1890

Автопортрет с кистями. 1887 -1888

Автопортрет в фетровой шляпе 1887 -1888

Автопортрет в соломенной шляпе. 1887

Автопортрет, посвященный Гогену. 1888

Автопортрет с отрезанным ухом. 1889.

Пара ботинок. 1886

Пара ботинок. 1882

Пара ботинок. 1889

Подсолнух. 1887

Подсолнухов в вазе. 1888

Красные виноградники в Арле 1888

Сеятель. 1888

Арльское кафе ночью. Вид с улицы. 1888

Ночное кафе. 1888

Звездная ночь 1889

Прогулка заключенных. 1890

Доре. Ньюгейт. 1872

Ирисы 1889

Ирисы. 1890

Дорога в Овере после дождя 1890

Портрет доктора Гаше. 1890

Пшеничное поле. Вороны. 1890

Церковь в Овере 1890

Поль Гоген 1848 -1903

Библиография Альбомы, монографии и другие источники: Поль Гоген. Взгляд из России. Альбом-каталог. М. , Л. , 1989 -1990. О. Кочик. Мир Гогена. М. , 1991. П. Гоген. Письма. Ноа-Ноа. Л. , 1972. А. С. Кантор-Гуковская. Поль Гоген. Жизнь и творчество. Л. -М. , 1965. Электронные источники: http: //www. paul-gauguin. net/ http: //www. museumsyndicate. com/artist. php? artist=496

Битва Якова с ангелом. 1888

Танцующие бретонские девочки. Понт-Авен 1888

Натюрморт с тремя щенками 1888

Осенний пейзаж. 1888

Арлезианка. Мадам Жену. 1888

Ван Гог пишет подсолнухи. 1888

Автопортрет. 1894

Автопортрет 1894

Таитянские пасторали 1893

Две таитянки 1899

Аве Мария 1891

Королева (Жена короля) 1896

Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? 1897

Белая лошадь 1898

Натюрморт с попугаями. 1902

Тулуз-Лотрек 1864 -1901

Библиография Альбомы, монографии и другие источники: Н. И. Воркунова. Тулуз-Лотрек. М. , 1972. Э. Жюльен. Тулуз-Лотрек. Жизнь и творчество. М. , 1995. Электронные источники: http: //www. toulouse-lautrec-foundation. org/ http: //bibliothequenumerique. inha. fr/show_souscategorie. cfm? cfid=129515&cfto ken=80693172&cat=887 http: //www. toulouselautrec. free. fr/

Ж. Шере. Бал в Мулен-Руж 1892

Амбассадор. Аристид Брюан. 1892

Аристид Брюан в своем кабаре. 1893

Японский диван. 189293

Жан Авриль. 1893

Жан Авриль. 1893

Иветт Гильбер. 1890 -е

Ля Гулю и Валентин Бескостный. 1891

В Мулен-Руж. 1892

В Мулен де ла Галетт. 1889

Ренуар. Мулен де ла Галетт. 1876

Пикассо. Мулен де ла Галетт. 1900

Похмелье 1889

Поль Сезанн 1839 -1906

Библиография Альбомы, монографии и другие источники: Поль Сезанн. Альбом. Сост. А. Барская. Л. , 1975 Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. М. , 1972. С. П. Батракова. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо. М.

, 1996. Поль Сезанн и русский авангард начала XX века. СПб. , 1998. Электронные источники: http: //www. nga. gov/exhibitions/2006/cezanne/index. shtm http: //www. atelier-cezanne. com/aix-en-provence. html http: //www. paul-cezanne.

Читайте также:  Художник лукас кранах старший, картины и биография

org/

Портрет отца 1866

Натюрморт с черепом и подсвечником 1866

Натюрморт с черными часами. Черные часы. 1870

Пир. 1867

Убийство. 1870

Девушка за пианино. Увертюра к Тангейзеру. 1869 -1870

Портрет художника Ашиля Эмперера. 1868

Дерен. Человек с газетой. 1914

Современная Олимпия. 1873 -1874

Этюд. Пейзаж в Овере. 1872

Дом повешенного. 1873

Портрет Виктора Шоке. 1876 -1877

Портрет Виктора Шоке. 1877

Портрет Гортензии. 1878

Гора Святой Виктории 1885 -1886

Гора святой Виктории 1885 -1887

Залив в Эстаке. 1886

Дом с трещиной в стене. 1892 -1894

Гора Святой Виктории. 1897 -98

Автопортрет 18781880

Автопортрет. 1879 -1882

Игра в карты

Сидящий крестьянин 1892 -1897

Натюрморт с вазой для фруктов. 1879 -1880

Натюрморт с купидоном. 1895

Натюрморт с луковицей и бутылкой. 1895 -1900

Яблоки и апельсины. 1899

Купальщицы. 1899 -1906

Источник: http://present5.com/postimpressionizm-van-gog-kiparisy-1889-gogen/

Анри де Тулуз-Лотрек. Жизнь и творчество

Биография и знаковые работы модерниста.

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)

Парижская жизнь

Тулуз-Лотрек происходил из богатой аристократической семьи, он с детства страдал врожденной болезнью костей, которая сделала его в конце концов калекой. В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж. Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование.

Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником. Близкое знакомство с членами группы «Наби» — Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche».

Несмотря на то, что Тулуз-Лотрек был состоятельным человеком, он поселился в студии на Монмартре, бедном и небезопасном, зато дешевом парижском районе, где жили или снимали мастерские многие художники.

Жизнь на Монмартре стала для художника неисчерпаемым источником сюжетов, связанных с посетителями кафе и публичных домов невысокого пошиба, с той странной ночной жизнью, которой здесь жили многие. Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям.

Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями. Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет.

«Мулен Руж»

Творчество Тулуз-Лотрека чрезвычайно индивидуально, хотя следует отметить определенное влияние, которое оказали на него работы Шере и Боннара. В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu — обжора) и Валентина Дезоссе.

Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре стало известным ночным клубом. Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. Вероятно, люди приходили посмотреть и на Ла Гулю, получивших свое прозвище по причине чудовищного аппетита.

Лотрек испытывал отвращение к лицемерию и неискренности буржуазного общества, компанию людей из рабочего класса он ценил гораздо больше. Из-за своей внешности — неряшливо одетого человека маленького роста, часто пьяного, Тулуз-Лотрек походил на представителя низшего класса.

Подобно тем девушкам из кабаре, с образами которых этот художник ассоциируется в пашем представлении, он никогда не избегал любопытных взглядов и на публике становился весьма бойким и развязным.

Рекламный плакат для кабаре

Афиша Аристид Брюан в кабаре

Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» — ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году.

Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре — «Эльдорадо» и «Амбассадор». Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу, и вскоре они стали друзьями. Ко времени создания афиши для Брюана Тулуз-Лотрек достиг известности благодаря своей деятельности в сфере печатной графики.

Хотя он был человеком состоятельным, художник гордился тем, что получает деньги за свое искусство и даже имеет отдельный банковский счет для гонораров. Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon & Cie». Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку.

Более широко творчество Тулуз-Лотрека было показано в 1898 году на выставке его печатной графики и станковых произведений в Лондоне, которую устроила и профинансировала фирма, связанная с галереей Гупиль.

Жанна Авриль

Вероятно, самым известным из всех персонажей Тулуз-Лотрека была танцовщица Жанна Авриль. Впервые она появилась на его афише кабаре «Японский диван». Здесь Авриль наблюдала за ночным представлением.

Затем Тулуз-Лотрек изобразил её танцующей в «Мулен Руже». Грациозная фигура Жанны Авриль с осиной талией вполне соответствовала стилю модерн и составляла заметный контраст с Ла Гулю.

Большую часть рекламных плакатов танцовщица заказывала сама.

Нередко рекламные плакаты воспроизводились как литографии, отпечатанные ограниченным тиражом на высококачественной бархатистой либо на японской бумаге, и продавались как дорогие коллекционные вещи. Такая практика была обычной для арт-дилеров эпохи, которые спешили воспользоваться высоким спросом на искусство подобного рода.

Жанне Авриль, как и другим близким людям Тулуз-Лотрека, было хорошо известно о его пристрастии к алкоголю, к тому же художник заразился сифилисом. Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение. Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе.

Хотя алкоголизм сократил его жизнь, он успел создать почти тысячу живописных полотен и акварелей, а также около 300 эскизов рекламных плакатов и другой печатной продукции.

Источник: https://artrue.ru/style/modern/anri-de-tuluz-lotrek-zhizn-i-tvorchestvo.html

Читать

Эта книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства.

Новичок сможет ознакомиться здесь с общим планом этой местности, не путаясь в обилии деталей, то есть уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы.

При работе над книгой я думал в первую очередь о читателях подросткового и юношеского возраста, которые только что открыли для себя мир искусства. Но, на мой взгляд, книги для юношества должны писаться так же, как и для взрослых, с учетом, правда, особой критичности тинейджеров, нетерпимых к фальши и претенциозному жаргону.

По своему опыту знаю, что именно эти грехи иногда на всю жизнь отвращают людей от литературы по искусству. Поэтому, чтобы обойти западню, я старался писать обычным, общепонятным языком, не стесняясь непрофессиональных выражений.

С другой стороны, я стремился не упрощать ход мысли и надеюсь, что читатели не припишут сокращение до минимума искусствоведческих терминов высокомерной снисходительности. Разве высокомерен не тот, кто вещает с заоблачных высот, красуясь перед читателем ученым языком и забыв о целях его просвещения?

Читайте также:  Свобода на баррикадах (свобода, ведущая народ), делакруа, 1830

Помимо решения ограничить специальную терминологию, я подчинил себя и некоторым другим требованиям, осложняющим работу автора и облегчающим жизнь читателя. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях.

Мне не хотелось сводить текст к перечислению имен — тем, кто не знает произведений, такой текст ничего не говорит, а для тех, кто знает, он будет поверхностным. Поэтому при выборе художников и их работ пришлось исходить из приемлемого для книги числа иллюстраций, что, в свою очередь, потребовало удвоенной строгости в отборе материала.

Отсюда вытекает второе принятое мною правило — ограничиться только произведениями несомненной художественной ценности, отсечь все, что может представлять интерес лишь как образчик вкуса времени или моды. При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля.

Критические замечания всегда эффектнее одобрительных, и включение в книгу толики безобразного придало бы ровному изложению приятное разнообразие. Но тогда читатель был бы в праве спросить, на каком основании в книгу, посвященную искусству, вошли не имеющие к нему отношения поделки, потеснив к тому же подлинные шедевры.

Хотя и не все представленные здесь произведения соответствуют наивысшим критериям художественного качества, каждое из них обладает своими особыми достоинствами.

Третье правило также потребовало некоторого самоотречения. Я поклялся себе не поддаваться соблазну оригинальности персонального выбора, за исключением тех случаев, когда общепризнанные шедевры входят в круг моих личных предпочтений.

Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края, и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута.

Кроме того, самые знаменитые произведения чаще всего и являются величайшими, и если книга поможет читателю увидеть их заново, это будет куда полезнее знакомства с малоизвестными творениями.

Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать. Приходится сознаться, что просто не нашлось места для искусства Индии и этрусков, для таких мастеров, как Кверча, Синьорелли и Карпаччо, как Петер Фишер, Браувер, Терборх, Каналетто, Коро и многих других, глубоко интересующих меня, художников.

Включить их значило бы удвоить или утроить объем книги и, стало быть, уменьшить ее ценность как вводного руководства. И еще одному правилу я следовал в этом душу изматывающем процессе отбора: всякий раз, когда возникали сомнения, я отдавал предпочтение той вещи, которую знал в оригинале, а не только по репродукциям.

Хотелось бы сделать это правило неукоснительным, но нельзя же карать читателя за срывы планов своих поездок — напасть, постоянно преследующая любителя искусств. Кроме того, главное мое правило — вообще не иметь твердых правил, и, нарушая вышеперечисленные, хочу доставить читателю удовольствие уличить меня в этом.

Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой.

История искусств, излагавшаяся ранее многократно, но на сей раз пересказанная простым языком, должна подвести читателя к уяснению исторических связей и пониманию художественных произведений, причем не столько путем восторженных описаний, сколько путем разъяснения намерений художника.

Таким методом можно устранить наиболее типичные препятствия к восприятию искусства и упредить критику, основанную на ложных посылках. Кроме того, в книге ставится и несколько более сложная задача: рассматривать произведения в определенном историческом контексте, из которого вытекают цели и устремления мастера.

Каждое поколение в какой-то мере восстает против отеческих установлений, и каждое произведение искусства обращается к своим современникам не только тем, что в нем есть, но и тем, что осталось за его пределами.

Когда молодой Моцарт приехал в Париж, он обратил внимание — о чем написал отцу, — что все модные симфонии здесь имеют финал в быстром темпе, и решил поразить своих слушателей медленной интродукцией к завершающей части сочинения. Пусть этот пример тривиален, но он показывает, в каком направлении следует двигаться, чтобы прийти к пониманию исторических изменений в искусстве.

Желание отличиться, наверное, не самый высокий и не самый глубокий из побудительных мотивов художника, но отсутствует он крайне редко. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого.

Постоянное перемещение художественных ориентиров является путеводной нитью книги, в которой я стремился показать, как каждое произведение соотносится с предшествующими — через подражание им или противодействие. С риском наскучить читателю я все же настойчиво отсылаю его к более ранним образцам, дабы в сравнении обозначилась дистанция, отделяющая данного художника от его предшественников.

В плавании по этому маршруту есть подводный камень, который, надеюсь, мне удалось обойти, но о котором, тем не менее, стоит упомянуть. Речь идет о наивном представлении, будто перемены в искусстве означают непрерывный прогресс. Конечно, каждый художник ощущает свое превосходство над предшественниками и, с его точки зрения, он продвигается вперед по отношению ко всему, что было прежде. Нельзя по достоинству оценить произведение, не приобщившись к тому победному чувству завоеванной свободы, которое испытывал художник при его создании. Но надобно понимать, что каждый выигрыш в одном отношении оборачивается проигрышем в другом и субъективное ощущение прогресса не означает объективного возрастания художественных качеств. В отвлеченной формулировке это положение выглядит несколько запутанным, но надеюсь, что текст книги прояснит его.

Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. Возможен упрек, что живописи уделяется слишком много внимания, в ущерб скульптуре и архитектуре.

Оправданием может послужить то, что произведения живописи меньше теряют в репродукциях, чем объемная скульптура и тем более монументальные сооружения архитектуры. К тому же у меня не было намерения состязаться с имеющимися на сей день блистательными изложениями истории архитектурных стилей.

Но, с другой стороны, данная книга, как она замышлялась, не могла бы состояться без соотнесения изобразительных искусств с архитектурой.

Ограничившись для каждого временного отрезка примерами одного-двух сооружений, я стремился восстановить баланс в пользу архитектуры, отведя ей почетное место в начале каждой главы. Это поможет читателю скоординировать сведения о конкретном периоде и представить его себе в целостности.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=167304&p=89

В воронеже выставили литографии тулуз-лотрека

Литографии знаменитого французского художника Анри де Тулуз-Лотрека — портреты танцовщиц кабаре и проституток, новаторские афиши к спектаклям — можно увидеть в областном художественном музее имени И.

Читайте также:  Биография тициана вечеллио и его картины

Н. Крамского в течение ближайшего месяца. Выставка «Paris, Paris…» включает сорок работ мастера из частных европейских собраний, отразивших как блеск, так и изнанку парижской La Belle Epoque конца XIX века.

Из-за детских травм и наследственного заболевания Анри, отпрыск древнего рода аристократов, выглядел смешно и жалко: непропорционально короткие ноги, крупная голова, полтора метра росту. Он получил хорошее образование, но вести жизнь, подобавшую своему высокому общественному статусу, не мог.

На светских раутах или скачках его попросту извели бы косыми взглядами. Жениться шансов не было. Поэтому Тулуз-Лотрек занялся искусством, к которому имел тягу с малолетства. Благо фамильное состояние позволяло.

Он снимал мастерскую на богемном Монмартре и предавался обильным возлияниям, проводя почти все время в компании представителей «социального дна».

Москвичи впервые увидели бортовой журнал Валерия Чкалова

Рисовал по преимуществу их же. С юмором, иронией, желчью… но и с искренним любопытством. Совершенно не смущаясь тем, что звезды «Мулен Руж» и кафешантанов выходили у него карикатурно.

Актриса и певица Иветт Гильбер, в которую он был безнадежно влюблен, увидев свой портрет, воскликнула: «Да вы гений уродства!» На выставке можно сличить то самое изображение с фотографией.

«Недомерок» Лотрек видит музу с высоты собственного роста: гордо задранный подбородок, стать, тянущиеся через весь рисунок черные перчатки на длинных руках. И в мастерстве рисовальщика ему не откажешь.

— Художника интересовали не столько лица, сколько настроение и движение. На многих работах не прописаны детали, портреты даны как бы наброском — сказывается восхищение, которое Лотрек питал к импрессионистам. А ведь их тогда все ругали! — рассказала старший научный сотрудник музея имени И. Н.

Крамского Валерия Меремьянина. — Он подмечал главную черту характера — надменность, кокетство, самоуверенность… Его композиции очень динамичны: канкан, кадриль, шпагаты, выразительные жесты. Во многом он научился «косому», экспрессивному построению работ у Дега, с которым приятельствовал.

Тот даже обижался на Лотрека за подражание.

— Представлены здесь и цветные литографии из самой известной серии художника — «Они». Первоначальное название — «Проститутки» — отражало тематику большинства работ, но потом автор заменил его на более общее.

Собственно, он и не делал различия между «обычными» и публичными женщинами, не осуждал последних и изображал, какие они в быту, — отметила Валерия Меремьянина. — Он влюблялся, пожалуй, во всех встреченных женщин, но особой взаимности не добивался.

Заметно, что его интересовали не столько молодые нимфы, сколько дамы уже «потрепанные жизнью». И, будучи сам не слишком привлекательным, он не стремился приукрасить и своих персонажей.

Его любимой моделью была неистовая танцовщица «Мулен Руж» Ля Гулю, дружил он с ее сценическим партнером Валентином Бескостным, который был необычайно гибок благодаря генетическому заболеванию суставов (это видно и по портретам — вывороченные стопы, особое положение рук).

В Москву привезли 55 шедевров фламандской живописи

Много рисовал Лотрек также лошадей (чему учился у глухонемого художника-анималиста Рене Пренсто) и циркачей.

Одна из самых узнаваемых его литографий есть и на воронежской выставке — портрет клоунессы Ша-Ю-Као в трико и пачке, устало сидящей расставив ноги.

Художник уважал эту женщину за смелость — она не скрывала своих нетрадиционных взглядов, выбрала мужскую профессию, что тогда расценивалось как вызов. Ни жалости, ни сострадания в рисунке нет. Впрочем, ждала ли их сама героиня?

Особую славу ему принесли афиши. Тулуз-Лотрек успел создать всего 30, но они во многом сформировали привычную для нас стилистику рекламного плаката. Широкую известность имеет афиша к выступлению куплетиста Аристида Брюана в кафе «Амбассадор» (которая в свое время очень понравилась самому певцу и вызвала возмущение владельца заведения).

— Смелые линии, броские и скупо обозначенные детали, комизм, динамика — тогда всего этого в рекламе не было, — пояснила Валерия Меремьянина. — Лотрек вообще обожал ломать устоявшиеся представления.

Делая рисунки для литографий, мог использовать не только специальный карандаш или кисть, но и размазывать жирную тушь, например, зубной щеткой, делать набрызги. Его интересовал способ получения оттисков, и он всегда контролировал процесс, не доверяя граверам.

В литографиях использовал до шести цветов — это сложно, так как для каждого цвета создается отдельный рисунок, потом они совмещаются при оттиске.

В Малом Манеже проходит выставка художника-индивидуалиста Ивана Акимова

Поздние работы Тулуз-Лотрека более мрачные, и немудрено: он подхватил сифилис, все чаще уходил в запои, попал с белой горячкой в психиатрическую лечебницу и умел, не дожив до 37 лет.

Единственным человеком, который его по-настоящему любил до конца дней, осталась мать. Она передала большинство живописных работ художника в город Альби, где он родился.

А графика еще при жизни Лотрека разошлась по коллекциям, хотя и не пользовалась тогда такой популярностью, какая пришла к нему посмертно.

В музеях России его работ практически нет (за исключением главных столичных собраний), в Воронеже творчество Тулуз-Лотрека представлено впервые. Узнать больше о его судьбе и творчестве посетители смогут благодаря информационным стендам и фильму, который транслируется в зале.

Выставка цветных литографий Анри де Тулуз-Лотрека «Paris, Paris…» будет работать до 17 августа 2014 года. Стоимость билета: 200 рублей для взрослых, 150 — для студентов, школьников и пенсионеров, 100 — для групп от десяти человек.

Адрес областного художественного музея имени И. Н. Крамского: Воронеж, проспект Революции, 18. График: ср — вс с 10 до 18 часов, пт с 11 до 18, последний четверг месяца — с 12 до 20. Касса прекращает работу за 45 минут до закрытия музея. Телефон для справок: (473) 255-38-67.

Источник: https://rg.ru/2014/07/17/reg-cfo/lotrek.html

Ссылка на основную публикацию