Капелла барди, джотто ди бондоне — описание

Джотто ди Бондоне: биография и творчество, видео

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Джотто ди Бондоне: биография и творчество, видео» о жизни итальянского художника, архитектора, основоположника эпохи Проторенессанса. Годы жизни 1266 – 1337.

В течение многих столетий люди со всех континентов восторгаются картинами и фресками, великого художника, основоположника реализма Джотто ди Бондоне. У многих, вне зависимости от страны их проживания, после просмотра картин этого замечательного мастера в интернете, возникает непреодолимое желание посетить Италию.

В частности Флоренцию — родину художника, вдохнуть воздух, каким он дышал, пройтись по улицам, по которым ходил мастер, в поисках потерянного вдохновения.

Джотто ди Бондоне: краткая биография

Никто не мог себе представить, что мальчик по имени Джотто, крестьянский сын, пасший чужой скот, чтобы помочь семье свести концы с концами, в будущем станет известным художником. Выбиться в люди помог ему счастливый случай, встреча его со знаменитым художником того времени, Чимабуэ, в окрестностях Флоренции.

Случайных встреч не бывает

Чимабуэ встретил юношу, который увлечённо что-то рисовал невдалеке от пасущегося стада овец. Подойдя ближе к незнакомцу, про себя он отметил, что рисунок детально проработан.

Увидев незнакомого мужчину, юноша радушно поприветствовал его. Он заметил, что незнакомец с большим интересом изучает только что выполненный рисунок. Юноша поделился с незнакомцем тем, что он любит рисовать больше всего на свете.

Чимабуэ (слева) и Джотто (справа)

Незнакомец проникся к юноше симпатией, рассказал, что он на самом деле художник, предложив парню ходить к нему на занятия живописью.

Молодой человек был рад такому предложению. Но временно вынужден был отказаться от всего, что было связано с рисованием, из-за родительского решения отдать его в ткацкую школу для обучения ткацкому мастерству. Ремесло не пришлось ему по душе и он ушёл из школы спустя два года.

Флоренция

Школа ткачей была уже позади. И парень отправился во Флоренцию, чтобы воплотить свою мечту об уроках живописи у несравненного мастера в жизнь. Во Флоренции он быстро нашёл мастерскую Чимабуэ и поступил к нему в ученики.

Прошло совсем мало времени, когда Чимабуэ стал замечать, что его ученик во многом превзошёл своего учителя. Он ещё не преуспел в понимании человеческой анатомии и перспективы, но уже видел мир трёхмерным.

Никто из художников того времени мир не видел таким, каким его видел Джотто. Это было глотком свежего воздуха в мире живописи.

По всей видимости, первые серьезные работы молодого художника были тесно привязаны к религии. Самыми ранними его самостоятельными произведениями считаются фрески в церкви Ассизи.

Затем он написал несколько икон, в соответствии с Ветхим заветом. Эти иконы вызвали настоящий шок у священнослужителей — они очень сильно отличались по стилю написания от привычных фресок Византии.

Скульптура Джотто на фасаде галереи Уффици, Флоренция

Джотто был современником и близким другом поэта и мыслителя Данте (1265 — 1321). Вполне возможно, он был первым читателем его бессмертной «Божественной комедии». Как писали современники Джотто, он обладал острым умом, умел и любил шутить в кругу друзей, но никогда не вмешивался в какие-либо политические коллизии.

В отличие от многих художников, которых признали уже посмертно, слава нашла Джотто при жизни. Его рукой были расписаны дома знатных господ, храмы и дворцы. В 1334 году великий мастер был назначен главным архитектором Флоренции. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.

В этом видео интересная и дополнительная информация о жизни и творчестве Джотто ди Бондоне

Друзья, если вам понравилась статья «Джотто ди Бондоне: биография и творчество, видео», поделитесь с друзьями в социальных сетях.

МирТесен

Источник: https://damy-gospoda.ru/dzhotto-di-bondone/

Картины Джотто ди Бондоне (живопись), творчество и работы художника с названиями

Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, июль 1266, Веспиньяно — 8 января 1337, Флоренция) — итальянский художник и архитектор, основатель итальянской школы живописи, один из крупнейших реформаторов в истории европейского искусства.

Особенности творчества Джотто ди Бондоне: художник известен как мастер церковных фресковых циклов (базилика св.

Франциска в Ассизи, капелла Скровеньи в Падуе) — его «светские» картины, написанные в период пребывания при дворе Роберта Анжуйского в Неаполе, хотя и упоминаются у Вазари, по-видимому, не сохранились.

В новаторской фресковой живописи, кардинально отличающейся от византийской, Джотто в полной мере утверждает ценность реальной человеческой жизни. Его живые и наглядно трактованные образы противостоят по своему характеру абстрактно-символическому искусству Средневековья, вот почему Джотто может быть назван первым художником эпохи Возрождения.

Известные фрески Джотто ди Бондоне: «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа (сцены жития Христова)», «Сон Иоакима (сцены жития св. Иоакима»)», «Величание простого человека (Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Франциску»), «Мадонна из собора Оньиссанти», «Страшный суд».

Творчество итальянского живописца и архитектора XIII — XIV веков Джотто ди Бондоне — водораздел между средневековой готикой и искусством Возрождения, тот рубикон, перейдя который европейская живопись кардинально и навсегда изменит свой облик.

Миссия Джотто — преодоление византийской иконописной традиции.

Это Джотто первым начнёт изображать библейские события не на условном, а на вполне конкретном архитектурном или пейзажном фоне.

Это он «изобретёт» композицию — такой способ передавать события Священной истории, при котором главенствует не строго установленный канон, а его собственная точка зрения, его единственное в своем роде авторское видение. Это Джотто начнёт намечать перспективу и разрабатывать глубину пространства. Это он впустит в религиозную живопись живые эмоции.

И это Джотто преодолеет средневековую плоскостность, догадавшись, что если постепенно высветлять или затемнять локальный цвет, то получишь объемную и пластичную форму.

Начиная с работ Джотто ди Бондоне, европейская живопись изберёт своим ориентиром не умозрение, а реальность.

Он родился около 1267 года (дата предположительна) в деревне Веспиньяно, расположившейся в 14 милях на восток от Флоренции, в небогатой крестьянской семье. С детства Джотто отличала непоседливость, живой ум и задорный нрав. Его отец рано начнёт приобщать сына к семейному делу: доверит ему пасти овец.

Согласно распространённой легенде, за этим занятием подростка застал проезжавший мимо флорентийский художник Чимабуэ. Весёлый пастушок рисовал углём на камне барашка, благо натура всегда была под рукой. Чимабуэ убедил родителей Джотто, что нужно учиться, а для этого — поступить в его мастерскую. Так юный провинциал впервые попал в столицу Тосканы.

Флоренция рубежа XIII—XIV веков — великолепный и политически независимый город с населением в немыслимые для этого времени 100 тысяч. Она процветает благодаря торговле шерстью и банковскому делу. А следовательно, здесь всегда есть запрос на масштабное строительство и заказы для художников мастерской Чимабуэ.

Довольно быстро Джотто перешёл от этапа растирания красок и подготовки доски для Чимабуэ к самостоятельному написанию фонов и даже второстепенных фигур и получил первую известность.

А ещё во Флоренции он познакомился со своим современником и почти ровесником — Данте Алигьери, который станет его другом и увековечит художника на страницах «Божественной комедии».

Читайте также:  Крещение христа, андреа верроккьо и да винчи

Само это время, рубеж XIII — XIV веков, позднее будут называть «эпохой Данте и Джотто».

Данте — родоначальник итальянской литературы, впервые начавший писать не на латыни, а на родном тосканском диалекте. Джотто — реформатор живописи. Примерно за столетие до них жил в Италии и еще один человек, в корне преобразовавший свою сферу деятельности, — Франциск Ассизский.

Будущий святой Франциск бросил богатую и разгульную жизнь, выбрав путь нищенствования и покаяния. Он обличал развращенную церковь, излечивал прокажённых, обретал стигматы и проповедовал птицам, обозначив новую эпоху в истории католицизма.

Город Ассизи в Умбрии — родина Франциска. В конце XIV века в память о нём здесь был построен грандиозный храм. Джованни ди Муро делла Марка, возглавлявший в то время францисканский орден, пригласил для росписи церкви признанного мастера Чимабуэ, а несколько лет спустя — его талантливого ученика Джотто.

Именно в Ассизи произойдёт неизбежное: живопись Джотто затмит творчество его учителя. Ведутся споры, кто из них исполнил какую часть росписей.

Считается, что потолок трансепта расписал Чимабуэ, а большинство из 28 фресок, рассказывающих о жизни и подвигах Франциска, принадлежат Джотто, ведь и в дальнейшем в его творчестве будут использоваться ассизские находки: реалистические детали, написанные с натуры, и последовательное «покадровое» повествование, благодаря которому Джотто в шутку назовут хроникёром святого Франциска.

В конце 1280-х годов, еще будучи учеником Чимабуэ, Джотто женился на Чивутте ди Лаппо дель Пьелла, которая родит художнику восьмерых детей. Им не придётся бедствовать, так как Джотто обладал не только талантом, но и прекрасной деловой хваткой. Современники считали его успешным дельцом. Сохранились документы, что он мог позволить себе жить на широкую ногу. Со временем Джотто настолько разбогатеет, что решит скупить земли в Веспиньяно и его окрестностях, чтобы любимые с детства места стали собственностью его многочисленного семейства.
В самом начале XIV века Джотто получает интересный заказ — расписать небольшую часовню в Падуе. Сейчас она известна под двумя названиями. Первое — капелла Санта Мария дель Арена, потому что сооружалась на месте, где когда-то шумел и неистовствовал античный амфитеатр. А второе — капелла Скровеньи, по фамилии богатого семейства, на средства которого она возводилась.

Заказчика звали Энрико Скровеньи. Его покойный отец, которому принадлежала земля, где предполагалось возвести капеллу, вёл богатую и далеко не праведную жизнь. Так что часовня, которую приедет оформлять Джотто, была для семейства Скровеньи своего рода откупом, попыткой искупить перед Всевышним земные грехи: на неё не жалели средств.

Художник прибыл в Падую со своей «бригадой» — живописцами и подручными рабочими уже собственной мастерской, и работа закипела.

Именно капелла делла Скровенья не только сделает Джотто известным по всей Италии, но и прославит его имя в веках. Он разработает уникальный и очень зрелищный «проект» оформления часовни.

Все её стены и плафон будут покрыты несколькими параллельными рядами превосходных фресок числом не менее 38-ми.

Джотто решает рассказать евангельскую историю как серию последовательных эпизодов. Своей детальностью они напоминают иллюстрированную Библию для тех, кто не умел читать. Такой способ живописного изложения был весьма смелым.

К тому же в новаторском порыве художник откажется от характерного для византийских икон золотого фона, который продолжал использовать его учитель Чимабуэ.

Джотто первым в европейской живописи станет изображать события библейской истории на «естественном» фоне пейзажа или архитектурных строений.

Другое открытие Джотто, без преувеличения революционное, состоит в следующем: он начал подавать всем известные события не так, как это предписывал византийский иконописный канон, неизменный на протяжении столетий, но так, будто это он, Джотто, сам являлся свидетелем этих событий и теперь готов рассказать о них зрителю.

Посетитель капеллы видит у Джотто не лики, не условные фигуры — живых персонажей из плоти и крови: Дева Мария торжественно шествует к алтарю в сопровождении весёлого свадебного кортежа; Христос и Иуда напряжённо всматриватся друг в друга; Мария с выражением глубочайшей скорби склонилась к лицу мертвого Сына… Это уже не иконописные образы, а это полноценные живописные герои, переживающие настоящие человеческие эмоции и драмы. И именно поэтому принято считать: с Джотто начинается великая ренессансная живопись.

Новаторство художника касалось и чисто технической стороны дела.

Если Чимабуэ брался за работу, когда все стены были не только оштукатурены, но и окончательно просохли, то Джотто стал работать по сырой штукатурке, наносившейся фрагментами строго перед началом росписи.

Высыхала она быстро — это заставляло художника, во-первых, работать динамичнее, а во-вторых, использовать более насыщенные цветовые пигменты. Но зато и по сей день падуанские работы Джотто сохраняют свою праздничную яркость.

Фрески Джотто, которыми он наиболее знаменит, — «Встреча у Золотых ворот», «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа» — все они принадлежат капелле Скровеньи.

В течение последующих десятилетий Джотто много путешествовал по всему Апеннинскому полуострову, выполняя заказы для короля Неаполя, аретинских церквей, флорентийских банкиров, миланской знати и даже римского Папы. Со слов Вазари известна история о том, как Папа, до которого дошли слухи о великом мастерстве Джотто, направил к художнику своих посланцев с целью убедиться, что ему можно доверить работу в Вечном городе. Посланец потребовал от Джотто рисунки, подтверждающие его умения. На это художник ответил тем, что, обмакнув кисть в красную краску и прижав локоть к боку, без использования циркуля нарисовал идеально ровную окружность и добавил, что других подтверждений не последует. С тех пор в итальянском языке появилась пословица для описания простофиль: «Ты круглее, чем джоттовское О».

Побывав во Франции, Джотто приобрёл и международную репутацию.

Флоренция, куда Джотто неизменно возвращался, воздала ему должное. Бывший пастушок получил дворянство и был избран почетным гражданином города, да и само отношение к труду художника изменил именно Джотто: живопись больше не уравнивалась с простым ремесленничеством, её статус стал неизмеримо выше.

В 1334 году Джотто был назначен главным архитектором Флоренции и «интендантом всех укреплений города».

Он отвечает за все стройки, реконструкцию мостов и начинает работу над самым амбициозным проектом за всю историю Флоренции — возведением кафедрального собора (Дуомо).

Джотто работал над набросками и планами строительства, спроектировал колокольню (теперь она носит название кампанила Джотто), но так и не увидел окончания строительства. 8 января 1337 года в возрасте около 70 лет после продолжительной болезни Джотто скончался.

Еще один знаменитый тосканец и младший современник художника, автор «Декамерона» Джованни Боккаччо сказал: «Мы с полным правом можем назвать Джотто одним из флорентийских святых».

Источник: https://artchive.ru/artists/696~Dzhotto_di_Bondone

Джотто: жизнь и творчество художника

Джотто ди Бондоне или просто Джотто (итал. Giotto di Bondone) (ок. 1267—1337) — итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства.

Читайте также:  Открытое окно в коллиуре, матисс - описание картины

Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Содержание

Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году.

Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома.

По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом.

Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.

По сообщению Вазари, был учеником Чимабуэ, эту точку зрения подвергают сомнению современные исследователи. Рассказ о том, что Чимабуэ увидел юного пастушка Джотто, рисующим овцу, и восхитился его талантом, ныне считается литературной легендой.

По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.

В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.

Творчество Джотто

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.

Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности.

Lamentation (The Mourning of Christ)Joachim among the ShepherdsMadonna in Maest (Ognissanti Madonna)

К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06).

Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом.

В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти).

Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.

Интересные факты из жизни художника

Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни.

Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.

Прошло несколько лет, Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, которые должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного.

Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем.

Папа Бонифаций VIII знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени.

В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью.

Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.

Библиография

  • Previtali G. Giotto e la sua bottega. — Milano, 1967.
  • Беллози Л. Джотто. — М., 1996.
  • Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. — М.; Л., 1939.
  • Вольф Н. Джотто = Giotto (Norbert Wolf) / Пер. с англ. А. А. Моисеенковой. — М.: Taschen; АРТ-РОДНИК, 2007. — 96 с. — (Назад к истокам ви́дения). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0035-8.
  • Туртефири А. Джотто: Сокровищница мировых шедевров / Пер. с ит. Д. Кизиловой. — М.: БММ, 2011. — 160 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-88353-449-1.
  • Лазарев В. Н. т. 1 // Происхождение итальянского Возрождения. — М., 1956.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , museum-online.ru, art-drawing.ru, ru.wikipedia.

org

Джотто: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джотто: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: http://allpainters.ru/dzhotto.html

Джотто ди бондоне

/ Ориг.: Giotto di Bondone

Джотто ди бондоне (итал. Giotto di Bondone) — итальянский живописец, архитектор и скульптор, один из основоположников итальянской художественной школы.

Современники высоко оценивали творчество Джотто и его вклад в формирование национального языка изобразительного искусства, сравнивая его с новаторством Данте в области итальянского литературного языка. Влияние творчества Джотто заметно в искусстве готических мастеров Южной Франции, Испании, Швейцарии и Германии. По утверждению Ч.

Ченнини (XIV век), Джотто перевел «искусство живописи с греческого пути на латинский», придав ему современный характер, т.е. выработал новые принципы религиозного искусства, отличные от преобладавшего в XII-XIII веках греко-византийского стиля. В идейную основу творчества Джотто легло богословие истории блж.

Читайте также:  Левитан исаак ильич: картины, биография

Августина, согласно которому история есть проявление Божественного Промысла, а история Церкви и жизнь святых — воплощение Града Небесного на земле, а также религиозное обновление, связанное с деятельностью святого Франциска Ассизского и его последователей. Его искусство отразило новое отношение к личности, не как к вместилищу греха, а как к отражению Божественной мудрости.

Земной путь Христа и Девы Марии, жизнь подвижников веры, святых и мучеников, изображенные с «документальной» точностью, стали зримым воплощением праведной жизни, наставлением и нравственным примером. Искусство Джотто характеризуется эмпирическим реализмом, присущим готике, и интересом к опыту античных и раннехристианских мастеров.

Последний позволил ему достичь художественно убедительного синтеза историзма, реалистической достоверности и идеализации образов, позволявшего в равной степени выражать в божественном земное, а в земном — божественное.

Индивидуальный стиль Джотто сформировался под влиянием искусства Чимабуэ, у которого, согласно Л. Гиберти и Дж.

Вазари, он учился, а также в результате знакомства с произведениями римских мастеров конца XII века, главным образом Пьетро Каваллини, изучения античности, романской пластики и работ современных ему скульпторов Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио.

Заказчиками Джотто были папская курия и францисканский орден (работы в Ассизи, Римини, Падуе), купцы Барди и Перуцци, ростовщик Энрико Скровеньи, городские коммуны Флоренции и Падуи, неаполитанский король Роберт I Анжуйский.

Джотто возглавлял крупнейшую в Италии мастерскую, его ученики и помощники принимали участие в большинстве выходивших из нее заказов, что затрудняет атрибуцию многих произведений. Отсутствие документальных источников также оставляет много спорных вопросов, особенно в отношении раннего периода творчества Джотто. Ряд из них прояснила научная реставрация последних десятилетий.

Джотто работал в Ассизи с 1292 года, участвуя почти во всех настенных росписях Верхней церкви Сан-Франческо.

Он считается автором отдельных сцен из Ветхого Завета и Новог Завета в верхних ярусах стен, начатых по инициативе папы Николая IV между 1288 и 1292 годами, сочетающих выразительную драматургию Чимабуэ с композиционными и пространственными находками Каваллини, а также сцен из истории праотца Исаака и композиций из цикла земной жизни Христа («Снятие с креста», «Воскресение»). В 1296-1298 годах по заказу генерала ордена францисканцев Джованни ди Мурро Джотто и его мастерская написали в нижнем ярусе Верхней церкви Сан-Франческо 28 сцен из житийного цикла святого Франциска, разработав иконографию на основе текста «Legenda major de S. Francisci» (Большое житие святого Франциска) святого Бонавентуры. Уравновешенность масс, пространственная определенность, ясные, гармоничные формы позволили добиться цельности художественного решения, воплощенного силами обширной мастерской, доверительной интонации живого рассказа, ее искреннего и просветленного переживания («Святой Франциск проповедует птицам», «Изгнание бесов из Ареццо»), сочетающегося с героикой эпической драмы. С именем Джотто связывают также росписи в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (капелла святой Магдалины в северном крыле трансепта (1313-1314), своды над алтарем (около 1334)).

В 1299 году Джотто был призван папой Бонифацием VIII в Рим для росписи церкви Сан-Джованни ин Латерано, где он выполнил фреску «Бонифаций VIII объявляет Юбилей» (сохранена частично).

1300 годом датируют фрагментарно сохранившуюся мозаику «Христос, шествующий по водам» (Navicella) для атриума раннехристианского собора святого Петра (Рим, Ватиканские гроты), изображающую Христа и ладью со святыми — символ спасительной миссии Церкви. Ч.

Ньюди датирует мозаику более поздним временем — 1312-1313 годы (Gnudi).

Шедевром Джотто являются фрески Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе, выполненные между 1304 и 1310 годами по заказу Энрико Скровеньи,- уникальный по целостности художественный ансамбль, включающий более 70 сцен из цикла земной жизни Христа и Богоматери.

Помимо художественных достоинств (мастерства в передаче пространственной глубины за счет чередования планов, пластической определенности объемов, выразительности фигурных групп, тонкого колорита) фрески обладают чертами эпической драмы, созданной для возвышения, поучения и предостережения. Жизнь и Страдания Христа представлены в них как нравственный пример, а Христос — как идеальное воплощение всепобеждающей силы любви и добра. В Падуе Джотто участвовал в украшении церкви Сант-Антонио и расписывал Палаццо делла Раджоне (фрески не сохранились).

Около 1310 года он написал для церкви Оньиссанти (Всех святых) во Флоренции большой алтарный образ «Мадонна на троне» (Галерея Уффици, Флоренция), стилистически близкий к фрескам Капеллы дельи Скровеньи.

Распространению влияния искусства Джотто в поздний период способствовали многочисленные заказы из Флоренции, Римини, Милана, Неаполя.

Особое место среди произведений этого времени занимают фрески Капеллы Барди и Капеллы Перуцци во францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказавшие большое влияние на формирование местной художественной школы, в том числе на творчество Мазаччо и Микеланджело.

Росписи Капеллы Перуцци посвящены апостолу Иоанну Богослову и святому Иоанну Крестителю, более поздние фрески Капеллы Барди — истории святого Франциска.

Проработка архитектурных фонов позволяет выявить глубину пространства, акцентированная светотеневая моделировка форм и смягчение контуров придают убедительности фигурам, отмеченным естественностью поз и свободой движений, портретностью лиц. В сценах из Жития святого Франциска Джотто достиг искренности переживания и эмоциональной достоверности рассказа.

К позднему периоду относят созданные при участии мастерской полиптих Стефанески (Ватиканская пинакотека), полиптих Барончелли (музей церкви Санта-Кроче, Флоренция), полиптих (Национальная пинакотека, Болонья), отражающие усиление готических влияний в творчестве Джотто.

В 1334 году коммуна Флоренции назначила Джотто руководителем строительства собора Санта-Мария дель Фьоре и возведения крепостных стен. По его проекту была построена колокольня собора (архитектор Франческо Таленти, 1359) и выполнен ее рельефный декор (скульптор Андреа Пизано).

Джотто умер до окончания строительства и был похоронен в церкви Санта-Кроче.

Иллюстрации:

Воскрешение св. Лазаря. Роспись Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе. Между 1304 и 1310 гг. Архив ПЭ.

Мадонна на троне Икона. Около 1310 г. (Галерея Уффици, Флоренция) Архив ПЭ.

Литература

  • Salvini R. Giotto: Bibliogr. R., 1938, 1970-1973. 2 vol.
  • Алпатов М.В. Итал. искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939
  • Toesca P. Giotto. Torino, 1941
  • Gnudi C. Giotto. Mil., 1959
  • Battisti E. Giotto: Biogr. and Crit. Study. Gen.

    , 1960

  • Данилова И.Е. Джотто. М., 1970
  • Bandera Bistoletti S. Giotto: Cat. completo dei dipinti. Firenze, 1989
  • Беллози Л. Джотто: Пер. с итал. М., 1996
  • Джотто: Падуя. Капелла Скровеньи: Фрески после реставрации 2002 г.: Альбом / Предисл.: К. Беллинати.

    Падуя, [2004]

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/dzhotto_di_bondonie_ital_giotto_di_bondone

Ссылка на основную публикацию