«капли жизни», николай константинович рерих — описание картины

Николай Рерих: картины и биография художника

Изображенный на картине пейзаж был тревожен, таинствен. На погруженном в ночную тень высоком холмистом берегу виднелись постройки древнего селения, забор из кольев, с надетыми на них черепами, тускло светящийся огонек. В зеленоватом небе ярко выступал из-за холма серп месяца. По реке в самодельном челне плыли два старца. Чувствовалось, что спешат они с недобрыми вестями.

Картина называлась «Гонец. Восстал род на род». Когда она появилась на выставке, то сразу же привлекла к себе всеобщее внимание. Третьяков приобрел ее для своей галереи.

Автором картины был молодой художник, воспитанник петербургской Академии художеств, Николай Константинович Рерих.

Эта картина явилась его дипломной работой и первым произведением в задуманной сюите «Славяне.

Начало Руси», из которой кроме «Гонца», написанного в 1897 году, он выполнил «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899), «Зловещие» (1901), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902).

Заморские гости

В Академии художеств непосредственным наставником Рериха был замечательный пейзажист А. Куинджи. Большую роль в развитии и формировании дарования Рериха сыграли И. Репин и В. Стасов. Темы исторического прошлого Родины привлекли Рериха с первых же лет пребывания в Академии. Именно тогда им была задумана серия «Славяне. Начало Руси».

Рерих страстно изучал все, что имело отношение к излюбленной им старине. Он даже сам принимал участие в раскопках курганов.

Однако в своих картинах избегал акцентировать внимание на конкретных археологических деталях. Археология являлась лишь подспорьем для его поэтической фантазии.

Полотна Рериха отличались подчеркнутой декоративностью. В некоторых из них явно проступали черты стилизации, символики, иррационализма.

В 1900—1901 годах Рерих, живя в Париже, занимался в студии Ф. Кормона. Вернувшись в Россию, он примкнул к мирискусникам, стал активно работать в Обществе поощрения художеств, исполняя должность секретаря Общества, а затем директора его Рисовальной школы.

Рерих много путешествовал.

Увлекаясь народными преданиями, песнями, древнерусским зодчеством, художник в 1903—1904 годах совершил ряд поездок по областям и городам России, прославленным своими памятниками древнерусского искусства и изделиями народных мастеров. Из этих поездок он привез около девяноста картин, изображающих Углич, Ростов Великий, Смоленск, Псков, Москву и другие города России. Интересовала Рериха и готика Риги и скандинавский эпос.

Особенно полно своеобразие живописной манеры художника проявилось в картинах «Бой» (1906), «Песнь о викинге» (1907), «Триумф викинга» (1909), «Варяжское море» (1910), «Три радости» (1906). Острота социальных конфликтов предреволюционных лет отразилась в цикле символических картин Рериха: «Меч мужества» (1912), «Крик Змея» (1913), «Град обреченный» (1914).

Замечательным явлением творчества Рериха были его театральные работы. Как художник-декоратор он впервые показал себя в 1907 году, оформив мистерию «Три волхва» в петербургском Старинном театре.

Увлечение древнерусской стариной, монументальными формами русской архитектуры проявились у Рериха в красочных эскизах декорации к опере Бородина «Князь Игорь» для «Русского сезона» в Париже.

Особенное впечатление производила оформленная им сцена «Половецкие пляски», где жарко полыхали оранжево-красные и огненные тона К числу лучших работ Рериха следует также отнести оформление «Снегурочки» А. Островского (1912, Русский театр, Петербург), «Пер Гюнта» Г.

Ибсена (1912, МХТ) и особенно балета «Весна священная» И. Стравинского (1913, антреприза С. Дягилева, Париж). Известны его декорации к «Валькириям», и музыкальной драме «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка).

 Октябрьская  революция застала Рериха в Финляндии. Началась его жизнь вне родины. В 1920 году художник совершил выставочное турне по США и поселился там на некоторое время. В 1923 году Рерих осуществляет свою давнишнюю мечту: организует экспедицию в Индию и Центральную Азию. В его искусство входят совершенно новые темы и образы: природа Гималаев, Тибета, местные предания и легенды.

Здесь, в Индии, в долине Клу, он работает над живописными полотнами. Так же, как и в картинах на темы из истории Древней Руси, Рерих стремится раскрыть характер страны, в которой живет.

Его композиции и пейзажи овеяны поэзией древних мифов и сказаний, их одушевляют философские представления мудрецов Востока, в которых, по глубокому убеждению Рериха, воплотились этические представления народа, его мудрость, его мечты («Майтрея-Победитель», 1925; «Приказ Ригден Джапо», 1926).

Никогда не оставлял художник тем и образов родной страны. Свидетельство тому — картины «Александр Невский» (1941), «Поход Игоря» (1942), «Настасья Микулична» (1943).

Рерих был инициатором международного движения в защиту памятников культуры. Еще в годы первой мировой войны он поднял свой голос против уничтожения художественных ценностей, напоминая об этом в символически-архаических формах таких картин, как «Зарево», «Дела человеческие».

В 1947 году Рерих решил покинуть Индию и стал готовиться к возвращению на Родину. Но болезнь помешала осуществлению этого замысла. Умирая, художник завещал свои произведения советскому народу.

Картины Рериха

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1647-rerih.html

Николай Рерих — путь длиною в жизнь

Родился Николай Рерих 27 сентября (9 октября) 1874 года в семье петербургского нотариуса Константина Федоровича Рериха и купеческой дочери Марии Васильевны Калашниковой. С детства маленького Колю окружал мир увлеченных и творческих людей.

Друзьями семьи Рерихов были ученый Дмитрий  Менделеев, историк Николай Костомаров, художник и скульптор Михаил Микешин, археолог Лев Ивановский. Классическое образование Рерих получил в гимназии Карла Мая.

Окончив ее в 1893 году, он поступил одновременно на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую академию художеств. С 1895 года он занимается в студии знаменитого художника Архипа Куинджи.

Русская старина стала темой первых художественных полотен Рериха. С блеском он окончил академию. Его дипломную работу «Гонец» приобрел знаменитый коллекционер Павел Третьяков.

   дипломная работа Николая Рериха «Гонец»      Николай Рерих остался бы в русском искусстве уже со своими ранними работами в историческом жанре: «Плач Ярославны, «Начало Руси. Славяне», «Заморские гости».

Художественные критики подчеркивали, что картины Рериха построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени на насыщены философским содержанием. Это не случайно — в 1903-1904 годах Николай Рерих вместе с женой Еленой Ивановной — верной спутницей во всех его путешествиях, посетил более 40 старинных городов России.

В итоге появилась большая серия картин (около 90 этюдов) и статьи, в которых был поднят вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

  Фреска на храме Святого Духа в Талашкине Талант Рериха ярко проявился в области станковой, монументальной (фрески, мозаики) и театрально-декорационной живописи. Известны его 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы по Киевом, эскизы мозаик для Троицкого собора Почаевской лавры и других церквей.

И в наши дни можно видеть его фреску с образом Иисуса Христа в церкви Святого Духа в Талашкине на Смоленщине. Весом его вклад в знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже.

В его оформлении поставлены «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского -Корсакова, Балета «Весна священная» на музыку Стравинского.

  Эскиз декорации к опере Римского-Корсакова «Псковитянка»        Наряду с творчеством, Николай Рерих увлекся философией. Помимо изучения трудов русских философов Е. Трубецкого, В. Розанова, П. Флоренского, С. Булгакова, Н.

Бердяева, он изучал философию Востока, труды индийских мыслителей — Рамакришны и Вивекананды, Рабиндраната Тагора. В 1906 году Николай Константинович становится директором Школы императорского общества поощрения художеств.

Он постоянно участвует в зарубежных выставках: в Париже, Венеции, Берлине, Риме, Брюсселе, Вене, Лондоне. Его картины приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.

В 1909 году Рерих был избран академиком Российской академии художеств и членом Реймской академии во Франции. С 1910 года возглавил художественное объединение «Мир искусства».

Заграничный период  

         Заграничный период жизни и творчества Рериха начался в 1916 году, когда он по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию. В  1919 году Рерих проехал с выставками по странам Скандинавии, побывал в Лондоне, рассчитывая затем направиться в Индию.

Вместе с женой он вступает в основанное Блаватской Теософское общество. Осенью того же года по приглашению Сергея Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку Мусоргского и Бородина.

А в следующем году с успехом проходят выставки художника в 30 городах США, на которых выставляются 116 его полотен.

Читайте также:  Антонис ван дейк, биография и картины

         В 1922 году Николай Константинович познакомился с преуспевающим нью-йоркским брокером Луисом Хоршем, который вместе с женой Нетти стали горячими поклонниками и щедрыми спонсорами начинаний Рериха.

Уже в ноябре 1923 года в Нью-Йорке открылся музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин художника.

Позже стараниями Хорша был построен 29-этажный небоскреб Мастер-Билдинг, на первых двух этажах которого расположился музей и Институт объединенных искусств, а на верхних — отель.

         После Октябрьской революции Рерих не принял советскую власть, выступал с обличительными статьями в эмигрантской прессе. Но в 1924 году его взгляды меняются.

Осенью он отправился из Америки в Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встретившись с полпредом Крестинским.

Известно также что в 1926 году Рерих лично вручил наркому Чичерину знаменитое письмо Махатм для передачи советскому правительству и ларец с гималайской землей на могилу «Махатмы Ленина».

   Конфуций Справедливый. Серия «Знамена Востока». 1925 год        2 декабря 1923 года Николай Рерих со своей семьей прибыл из США в Индию. Уже тогда была задумана Центрально-азиатская экспедиция, маршрут которой должен был пройти через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай, Сибирь, Алтай, Монголию и даже был запланирован заезд в Москву.

Экспедиция продолжалась с 1924 по 1928 год. Она потребовала большого мужества, трудолюбия и дипломатического такта. Ее результаты — археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найденные редкие манускрипты, лингвистические материалы, произведения фольклора, описания местных обычаев.

И около пятисот картин серии «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока», начатой серии «Гималаи».

 Капли жизни. Серия «Сиккимский путь» О главной цели той экспедиции Рериха  бытует немало версий. Вроде бы бесспорны ее художественные и этнографические цели. Но существует версия о том, что Рерих был агентом Коминтерна и ОГПУ, которые намеревались свергнуть Далай-ламу XIII. Есть версия и о попытке Рериха осуществить утопию о Единой Азии с объединением буддийской и коммунистической идеологии.

Наконец, вечная идея о поиске Шамбалы. Не секрет, что такими поисками занимались разведки различных стран. Но важно, что систематизацией и обработкой обширного научного материала, собранного в ходе экспедиции, занялись Институт гималайских исследований в Нью-Йорке, а в Западных Гималаях — Институт «Урусвати», директором которого становится старший сын художника, ученый-востоковед  Юрий Рерих.

         В 30-х годах Рерих провел  еще одну крупную — Маньчжурскую экспедицию (1934-35 гг.). Она была организована на деньги Сельскохозяйственного департамента правительства США. Ее официальная цель — сбор семян засухоустойчивых растений.

Но она сопровождалась рядом скандалов и неудач. Самое грустное — начались серьезные расхождения между Рерихом и Хоршем, которые привели даже к судебным процессам. В итоге Музей Рериха и Институт гималайских исследований к 1938 году были закрыты.

  Держатель чаши. Монголия. 1937 год       Важно отметить, что еще одна цель Маньчжурской экспедиции касалась идеологии.  Николай Рерих увлекся идеями евразийской роли России и панмонголизма.

Он надеялся, что в середине 1930-х годов начнется процесс «единения Азии» с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири.

Во время экспедиции Рерих и его сын Юрий сотрудничали с рядом эмигрантских организаций, в том числе Военно-монархическим союзом, Военно-казачьим союзом, оказывали финансовую помощь Сибирскому казачьему войску.

И даже была куплена газета «Русское слово» для Российского общевоинского союза. Но такой его  активностью были недовольны и американцы, и японцы, и даже белогвардейская контрразведка, когда стало известно, что Рерих посетил Москву. Экспедиция была досрочно прекращена в Шанхае 21 сентября 1935 года.

         Николай Константинович много сил отдал развитию новой концепции Культуры, основанной на идеях Живой Этики. Он считал, что культура тесно связана с проблемами космической эволюции человечества.

По его мнению, культура — это синтез лучших достижений человеческого духа в области не только науки, искусства, образования, но и религиозного опыта. В 1929 году Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей.

Текст проекта с сопроводительным обращением Николая Константиновича к правительствам и народам всех стран был опубликован в прессе и разослан во многие правительственные, научные, художественные и образовательные учреждения по всему миру.

Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом доме в Вашингтоне. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей.

   Александр Невский. 1942 год      Вторую мировую войну Николай Константинович встретил, находясь в Индии. С первых же дней войны он использовал все возможности, чтобы помочь России. Вновь в его творчестве ожили картины, посвященные родной истории: «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись». Он пророческие предрекал победу русского народа над фашизмом.

В последние годы жизни художник работал в Индии над серией картин «Гималаи», в которую вошли более 2 тысяч полотен. Завет учителя. 1947 годСразу же после окончания войны Николай Рерих запросил визу на въезд в СССР. Но 13 декабря 1947 он умер, так и не узнав, что в визе ему было отказано.

И напоследок приведем важное изречение Николая Рериха:

«Любите Родину. Любите  народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество… Полюбите Родину всеми силами, и она вас полюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский!»

Источник: http://www.put-nick.ru/geobaza/nikolay-rerih-put-dlinoyu-v-zhizn/

Авторский список художественных произведений (картин) Н.К.Рериха за 1917–1924 гг

В архиве Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) хранится список художественных произведений Н.К.Рериха за 1917–1924 гг., составленный самим мастером и выполненный его рукой. История этого документа вкратце такова.

Сводный список произведений 1917–1924 гг. предназначался для большой монографии, посвящённой творчеству художника, которую готовил к выпуску Музей Рериха в издательстве “Brentano”.

Переведённый на английский язык, этот документ, с небольшими изменениями, был опубликован в 1926 году в монографии “Roerich. Himalaya” ([2]), с таким же распределением по годам и, в целом, с сохранением порядка следования картин.

Сам же авторский список остался в Музее, затерявшись в конце 1930-х гг. среди бумаг, которые удалось сохранить, и был снова обнаружен только в середине 1990-х годов.

Когда в начале 1970-х годов в Советском Союзе стали возможны публикации о жизни и творчестве художника, названия большинства его произведений 1917–1924 гг. устанавливались по единственно доступным в то время материалам, т.е. по англоязычным источникам. Для многочисленных исследователей творчества Н.К.

Рериха, пишущих на русском языке, незаменимым справочником по названиям его художественных произведений стал (и зачастую остаётся до сих пор) вышедший в 1974 году хронологический перечень В.В.Соколовского (1906–1987) ([4]), существенно доработанный в издании 1978 г. ([5]).

Труд, безусловно, выдающийся — особенно принимая во внимание те условия, в которых пришлось работать составителю (см., например, недавнюю статью о нём ([9]), с привлечением малоизвестных биографических материалов).

Ничего близкого в этой области не было создано на протяжении следующих двадцати лет, вплоть до появления электронного каталога К.Рупперта в 1996 г. с названиями произведений Н.К.Рериха параллельно на английском и русском языках.

Однако в силу обстоятельств, о которых упоминалось выше, названия многих произведений Н.К.Рериха за период 1917–1924 гг. в перечне В.В.Соколовского представляют собой обратный перевод с английского — по монографии “Roerich. Himalaya”.

Хотя при этом всякий раз даётся ссылка и на вышедшую в Нью-Йорке несколько лет спустя книгу А.В.Яременко (1886–1984) ([3]), которой В.В.

Читайте также:  Картина марокканка, анри матисс, 1912

Соколовский, собственно, и пользовался, но помещённые там списки картин самостоятельной ценности не имеют, так как заимствованы (без упоминания об этом и, увы, с обычными для такой процедуры описками-опечатками) из других источников — прежде всего, из этой монографии.

В монографии список кончается работами 1925 года. В книге А.В.Яременко строчка «1925» почему-то выпала — и таким образом все они «переехали» в 1924 г. В.В.Соколовский последовал за А.В.

Яременко, поэтому под 1924 годом у него ошибочно значатся многие произведения следующего года, среди которых большинство картин из серии «Знамёна Востока», а также работы, написанные с марта по август 1925 года, когда художник находился в Кашмире и Ладакхе. В первой версии труда В.В.

Соколовского порядок перечисления этих произведений тот же, что в монографии, и восстановить истину несложно: произведения 1925 года начинаются с «Моисей Вождь» ([4], с.84).

В доработанном перечне ([5]) порядок уже алфавитный, и, чтобы установить верную дату создания — 1924 или 1925,— в каждом случае следует свериться с публикуемым авторским списком (либо с [2]; можно и с [4], следуя вышесказанному).

Весь авторский список мы сочли полезным представить в форме таблицы, с параллельными данными из перечня В.В.Соколовского, а также сопутствующими сведениями из монографии “Roerich.

Himalaya” (без исправления опечаток), на которые он фактически опирался.

Так что отныне каждый читатель сможет судить сам, насколько обратные переводы с английского на русский близки к подлинным авторским названиям.

В качестве наглядного примера, весьма убедительно демонстрирующего проблемы, связанные с двойным переводом, обратимся к названиям картин серии “Sancta” (по-латински «Священная») (1922):

Авторское название ([1])Перечень В.В.Соколовского ([5])“Roerich. Himalaya” ([2])
И открываем И мы открываем врата And We Open the Gates
И труждаемся И мы трудимся And We Labor
И не убоимся И мы не боимся And We Do Not Fear
И продолжаем лов И мы ловим рыбу And We Continue the Fishing
И несём свет И мы приносим свет And We Are Bringing the Light
И узрим И мы видим And We See

Превращение философски ёмкого понятия «лов» в обиходное «ловим рыбу» — случай, скорее, исключительный.

Однако в целом можно определённо говорить о том, что двойной перевод иногда и близко не передаёт богатство и глубину смысла, заключённого в авторских названиях.

Особенно это относится к тем полотнам, названия которых служат зрителю своеобразной отправной точкой для полноценного восприятия образов и идей, запечатлённых художником.

Несомненно, авторский список должен быть изучен самым внимательным образом. Но уже сейчас, помимо серии “Sancta”, можно выделить ещё ряд произведений, авторские названия которых следовало бы «восстановить в правах»:

Авторское название ([1])Перечень В.В.Соколовского ([5])“Roerich. Himalaya” ([2])Год
Столпник Экстаз Ecstasy 1917
Ждут Ждущие They Are Waiting 1917
Птицы утра Утренние птицы The Birds of the Morning 1917
Cor ardens Горящее сердце Cor Ardens 1917
Ещё не уехали Еще не ушли Not Yet Gone 1917
Град умерший Мертвый город The Dead City 1918
Всадник дня Рыцарь дня The Knight of the Day 1918
Царевна со стрелами Принцесса со стрелами Princess with Arrows 1918
Всадник заката Рыцарь вечера Knight of the Evening 1918
Ведун Колдун Wizard 1918
Всадник утра Рыцарь утра The Knight of the Morning 1918
Всадник ночи Рыцарь ночи Knight of the Night 1918
Ярилины зовы Призыв солнца Call of the Sun 1919
Сыны неба Сыновья неба Sons of Heaven 1919
Погост Белый монастырь White Monastery 1919
Горница Комната Садко Chamber 1920
Святые ушли — Глеба хранителем поставили Святой Глеб-хранитель St. Gleb the Guardian 1920
Песнь потока Песнь водопада Song of the Waterfall 1920
Птичий язык Язык птиц Language of the Birds 1920
Лунная песнь Песнь месяца Song of the Moon 1920
Восхождение Вознесение Ascension 1921
Ведун Колдун A Wizard 1921
Звериная речь Язык леса The Language of the Forest 1922
Слова заклятия Заклинание Invocation 1922
Книга Голубиная Голубиная книга Book of Doves 1922
Превыше гор Выше чем горы Higher Than the Mountains 1924
Белый и Горний Белый и небесный White and Heavenly 1924
Матерь Турфана Матерь из Турфана Mother of Tourfan 1924
Святое Приношение Священный дар The Sacred Gift 1924
Святыни Пещеры The Holies 1924
Новый месяц Новолуние New Moon 1924
Предгория Перед горами Before the Mountains 1924
Весь хребет Горная цепь The Range 1924
Туман до солнца Туман перед закатом Mist Before Dawn 1924
Перевал Перекресток The Crossing 1924
Свежий вечер Прохладный вечер Cool Evening 1924
Вид от Непала Вид из Непала View from Nepal 1924
Снежный подъём Крутой снежный склон The Snowy Ascent 1924

Что же, собственно, представляет собой сам авторский список Н.К.Рериха?

В него входят 644 поименованных произведения (включённых в основную таблицу), которые сгруппированы по годам создания и под каждым годом пронумерованы отдельно*.

Номера в списке соответствуют авторским номерам на оборотах или подрамниках картин — в тех случаях, когда их удаётся там обнаружить (с произведениями данного периода, насколько нам довелось наблюдать, такое происходит намного реже, чем с картинами последующих лет).

За порядковым номером в авторском списке следует название произведения (как правило, по-русски), техника исполнения, нередко указано имя его владельца, местонахождение, некоторые другие подробности.

Исключительная ценность данного списка, как уже отмечалось,— в том, что в нём рукой самого художника зафиксированы авторские русские названия, которые до самого последнего времени оставались для исследователей неизвестными.

Существовали ли работы под пропущенными в списке номерами, вопрос непростой. Автограф списка свидетельствует, что первый из них — №60 под 1918 г.— сначала следовал в списке за №59, но был исправлен рукой Н.К.Рериха на №61 (см. Л.5).

По-видимому, недостающие номера не были связаны ни с какими произведениями, случайно выпав в разрозненных годовых списках, которые теперь сводились вместе. Любой номер в них обозначал какую-то работу, и художник постоянно пользовался этими списками, следя за судьбой своих творений.

Точное воспроизведение этой нумерации по сути гарантировало от пропуска названий при переписывании и очень облегчало дальнейшую сверку, а в публикации ([2]) сами номера были опущены (без сомнения, по указанию автора).

Вместе с тем обнаружилось, что отдельные произведения данного периода по каким-то причинам в список не попали. Можно отметить, что здесь достоверно нет трёх картин, находившихся в 1923–35 гг.

в Музее Рериха,— это написанная в Лондоне «Святой Николай» (1920) и две американского периода, «Приказ» и «Последний король», показанные публике осенью 1921 г. Наряду с «Белым облаком» (1922), подаренным М.М.Лихтману ([2], 199), не отразилась в списке и работа «Швейцария.

Санкт-Мориц» (1923), подаренная В.А.Шибаеву и известная как «Альпы» ([8]).

Необходимо принимать во внимание, что на персональных выставках этого периода (Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Лондон, США) ряд работ Н.К.Рериха 1917–21 гг.

экспонировался под другими названиями, нежели в авторском списке, причём у отдельных произведений названия могли видоизменяться при переездах из Скандинавии в Англию и оттуда за океан.

К примеру, северный пейзаж мог выступать и под звучным топонимом, и под его переводом, и как карельский эскиз (см., напр., [6]).

Всё это отражалось в соответствующих каталогах — и именно с теми названиями картины переходили к новым владельцам в случаях дарения и продажи, а также поступали в музеи. Произведения, уходившие прямо из мастерской художника в другие руки, минуя выставки и, как правило, без обозначения авторского названия, тоже могли затем именоваться иначе.

Так что отсутствие в авторском списке того названия, под которым до нас дошла та или иная работа данного периода, ещё никоим образом не означает, что само это произведение осталось вне списка и не было известно исследователям.

К 2006 г. (когда впервые вышла эта статья) существовали два систематических описания художественного наследия Н.К.Рериха, где русские названия произведений периода 1917–24 гг. были даны с учётом публикуемого авторского cписка. Это, во-первых, электронный каталог «Nicholas Roerich.

Catalogue Raisonné», составленный К.Руппертом (последняя редакция 2000 г.). И во-вторых — сводный каталог художественного наследия Н.К.Рериха, постоянно обновляемый и выполненный в виде базы данных (на её основании составлены таблицы в этой статье); с 2004 г.

Читайте также:  Музей-мемориал «тюрьма на лонцкого», львов, украина

он частично размещается на сайте Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) (www.roerich.org).

Каждый из этих каталогов, базируясь на том, что было сделано до него, включает в себя не только уточнённые или ранее отсутствовавшие данные, но и сведения о вновь обнаруженных произведениях.

Надо признать, что оба каталога, по различным причинам, среди которых и та, что они не представлены в виде печатных изданий,— практически не использовались российскими исследователями творчества художника. Однако за последние несколько лет в этом отношении произошли большие изменения, что нельзя не приветствовать.

В заключение — несколько слов о подходе, который положен в основу сводного каталога художественного наследия Н.К.Рериха.

Разумеется, публикуемый авторский список служит одним из главных источников при атрибуции любого из произведений 1917–24 гг. и при определении названия, наиболее близко отвечающего замыслу самого художника. Однако источник этот далеко не единственный.

Это в равной мере относится к произведениям и других периодов творчества мастера.

Совершенно необходим учёт и сопоставительный анализ всех имеющихся вариантов названия в прижизненных каталогах, перечнях и списках.

Для всесторонне взвешенного и обоснованного решения очень желателен осмотр подрамника и оборотной стороны самой картины (когда такое возможно) с целью обнаружения любых авторских помет, будь то название произведения, дата, номер и проч.

Существенное значение могут иметь упоминания о картинах в литературном и эпистолярном наследии художника. И, конечно же, в работе над каталогом невозможно обойтись без знакомства с общими принципами, которыми руководствовался Н.К.Рерих, давая названия своим произведениям в разные периоды своего творчества.

Некоторые наблюдения, связанные с авторским списком произведений 1917–1924 гг., отражены в другой нашей статье ([7]).

——————

* 1917 г. — 95 работ (имеется №36а), 1918 г. — поименовано 117 работ (имеется №17а; не значится №60; имеется №53B, но без данных), 1919 г. — 135 работ, 1920 г. — поименовано 54 работы (не значится №41), 1921 г. — 92 работы, 1922 г. — 55 работ, 1923 г. — 14 работ, 1924 г. — 82 работы.

1. Cписок художественных произведений (картин) Н.К.Рериха за 1917–1924 гг. Автограф. Архив Музея Николая Рериха (Нью-Йорк).

2. Paintings by Nicholas Roerich: Complete List of the Works of Nicholas Roerich, arranged in chronological order, with the names of owners // Roerich. Himalaya. A monograph / Articles by F.Grant, M.Siegrist, G.Grebenstchikoff, I.Narodny, and “Banners of the East” by Nicholas Roerich.— New York: Brentano’s Publishers, [1926].— P. 185–200.

3. Yaremenko A.V. Nicholai Konstantinovich Roerich: His Life and Creations during the past forty years: 1889–1929.— New York: Central Book Trading Company, 1931.

4. Соколовский В.В. Каталог художественных произведений Н. К.Рериха.— Новосибирск, 1974.

5. Соколовский В.В. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 годы) // «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество»: Сборник статей.— М.: Изобразительное искусство, 1978.— С.259–304.

6. Сойни Е.Г. Северный лик Николая Рериха.– Самара, 2001.

7. Трепша Г., Борисов Ю. Об авторских названиях художественных произведений (картин) Н.К.Рериха 1917–1924 гг. (2007; обновл. 2011) // http://www.roerich.org/materials/list1917-1924_about.html

8. Борисов Ю. Трепша Г. [Аннотация к работе Н.К.Рериха «Альпы» (1923)] // «Рериховский век». Каталог выставки. Живопись и графика.— СПб.: «Золотой век», 2009.— С.111–112.

9. Ревякин Д.Ю. «Нужная и большая работа». Об авторе первого каталога произведений Н.К.Рериха В.В.Соколовском // Культура и время.— М.: МЦР, 2010.– № 2.— С.209–217.

  • В начало публикации
  • К началу таблицы
  • К автографу

Источник: http://www.roerich.org/materials/list1917-1924.html

15 апреля — Всемирный День Культуры под Знаменем

15 апреля — Всемирный День Культуры под Знаменем Мира!

15 апреля – Международный День Культуры.

Эта дата связана с принятием Международного Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, который был инициирован всемирно известным художником-гуманистом Н. К. Рерихом.

15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, в резиденции Президента США Рузвельта руководители 21 -й страны мира подписали этот исторический документ и назвали его по имени создателя – Пакт Рериха

В 1929 году Рерих Николай Константинович разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Его начинание было поддержано в самых широких кругах мировой общественности.

Первый и второй параграфы Пакта гласили: “Образовательные, художественные и научные учреждения, научные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и как таковые будут подлежать покровительству и уважаемы воюющими.

Покровительство и уважение в отношении названных учреждений и миссий во всех местах будет подчинено верховной власти договаривающихся стран без различия от государственной принадлежности какого-либо отдельного учреждения или миссии.

Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран”.

«Наш Пакт Мира, обнародованный в 1929 году, устанавливает особое знамя для защиты всех культурных сокровищ… Воздвигая Знамя Мира, мы этим самым уничтожаем физическое поле войны». Символом Пакта Рериха стало Мира -Знамя Культуры.

… «Истинно, будет и должен быть памятным сегодняшний день 15 апреля. Выявился еще один маяк, который будет сближать друзей дальностранных, заокеанских, загорных, раскинутых по многим весям земли. Попросим их еще раз высказаться обо всем полезном и неотложном. Во многих странах хотя бы один сегодняшний день уже научит многому.

Если соберем все эти испытанные нахождения, то уже получится целое хранилище полезных и неотложных советов. Итак, посоветуем другу, сообщим все наши накопления и наблюдения. Ведь даже в обычные дни, когда, казалось бы, ничего особенного не происходило, и то появлялись самые неотложные соображения.

Но теперь, когда действительно произошло важное и знаменательное, сколько же новых устремлений должно возникнуть! Если в обычные дни постоянно возникали знаки бедствия и требовалась неотложная помощь, то срок знаменательный должен сообщить всем сотрудникам Пакта еще большую зоркость и прозорливость. Именно прозорливость необходима в деле хранения Культуры.

» … ЗНАМЯ. 15 АПРЕЛЯ 1935 Г. , ЦАГАН КУРЕ. Н. К. РЕРИХ. НЕРУШИМОЕ. РИГА: УГУНС, 1936 Г

Н. К. Рерих рассматривал Культуру как устой Космической эволюции. Он писал: «…Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце» .

Никола й Константи нович Ре рих (РЁРИХ) Рерих Николай Константинович (1874 -1947), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Автограф Рериха (1904)

Никола й Константи нович Ре рих (РЁРИХ) Кавалер российских орденов • Императорский и Царский Орден Святого Станислава • Орден Святой Анны Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира

Награды : Орден Святого Саввы (Югославия) Орден почетного Легиона Франции Орден полярной звезды (Швеция)

Картины Никола я Константи новича Ре риха «Заморские гости» . 1901 «Гонец (Восстал род на род)» . 1897

На всех картинах Рериха небо. . Фрагмент книги «Описание 100 картин» . Начало Руси Капли жизни. 1924

Моисей-Водитель » Его страна» / Сикким. Гималаи.

Музей Рериха (1929— 1938), 310 Riverside Drive, New York Этот памятник Рериху — единственный в мире, изготовленный из мрамора

Завет Николая Рериха Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС: 1. http: //ru. wikipedia. org/wiki/Рерих, _Николай_ 2. http: //images. yandex. ru 3. http: //roerih. ru/

Источник: http://present5.com/15-aprelya-vsemirnyj-den-kultury-pod-znamenem/

Ссылка на основную публикацию