Картина арка главного штаба (санкт-петербург), в. с. садовников, 1830

Садовников Василий акварелист и график

li_ga2014

«Давно стихами говорит Нева,

страницей Гоголя ложится Невский.

Весь Летний сад- Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский…»

«Арка Главного штаба». 1830

«Вид Мариинского дворца». Бумага, акварель. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

«Вид набережной и Мраморного дворца». Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

«Парад на Невском проспекте (возле дворца Белосельских-Белозерских)». 1859. Бумага, акварель. Государственный Русский музей

«Вид Невы и Петропавловской крепости». 1847. акварель

«Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства»

«Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге». Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

«Вид Казанского собора». 1847

«Вид северо-западного ризалита Зимнего дворца в ночное время». Акварель. Январь 1856 г.

«Вид Зимнего дворца с запада». Тонкий картон, акварель. 1850-е гг.

«Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе». 1852. Бумага, акварель. Гос.худ.-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»

«Фельдмаршальский зал». Государственный Русский музей

«Виды залов Зимнего дворца». Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

«Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге». Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

«Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула». 1851. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Садовников Василий Семенович

Родился  16 декабря 1800 года и был крепостным дворовым человеком княгини Н. П. Голицыной из ее деревни Местничи Мещевского уезда Калужской губернии.
В Петербург попал, по-видимому, в юности и рано проявил интерес к рисованию. Княгиня Наталья Петровна Голицына, послужившая Пушкину прообразом старой графини в «Пиковой даме», была, несомненно, примечательной фигурой своего времени.

Вероятно, именно благодаря особенностям характера своей владелицы В. С. Садовников, уже в начале 30-х годов известный художник, получил освобождение от крепостной зависимости только тридцати восьми лет от роду, после смерти старой княгини, от ее сына князя Д. В. Голицына, известного своим покровительством искусству и художникам.

В этом же 1838 году Садовников получает от Академии художеств звание «свободного неклассного художника».

Известно, что в конце XVIII и в первой половине XIX века помещики были заинтересованы в обучении своих художественно одаренных крепостных, работавших затем над украшением их домов или приносивших им немалый доход в виде оброкаО том, что Садовников задолго до освобождения являлся уже художником с известным именем, свидетельствует статья в «Литературной газете» за 1830 год, объявляющая подписчикам о предстоящем издании литографированной панорамы Невского проспекта. В этой статье говорится, что выполнение панорамы поручено двум молодым художникам — «гг. Садовникову и Иванову».

Наследие художника насчитывает несколько сотен листов.

СкончалсяВ.С. Садовников в 1879 году и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/395238.html

Репродукция картины В. С. Садовников — Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге

Основные свойства:

Тип Репродукция картины
Холст Натуральный немецкий хлопковый
Подрамник Сосновый цельный
Печать Латексная, HP Latex 3000 (первый в России)
Страна производитель Россия
Комплектация Готовая картина, крепления, упаковка
Производитель КартинуМне!
Сертификаты GREENGUARD, СЭС

Размеры:

— Первый размер высота, второй — ширина — Толщина подрамника — 2 см — Если пропорции картины не совпадают — размер пересчитывается без изменения цены

— Размер репродукции можно сделать любым под заказ (до 3 метров по меньшей стороне)

Цена:

— Цена зависит от размера картины — Указана цена за исполнение: печать на натуральном немецком холсте латексными чернилами

— Хотите купить репродукцию картины «В. С. Садовников — Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге» дешевле? Нажмите

Мы отправим вам письмо на Е-мейл,
когда цена станет ниже

Исполнение:

Все картины можно сделать в нескольких техниках: — стандартный — печать на холсте, картина на подрамнике с креплениями — текстурный гель (имитация мазков масла) +35% от стоимости — прорисовка маслом по печати +100% от стоимости — полная копия картины +150%

Подробнее об исполнении >>

Оставьте заявку в следующей вкладке «Как заказать» или позвоните нам, и мы расскажем все подробно

Оформление:

Для любой картины можно добавить оформление: — 5489 видов багета на выбор. Пластик и дерево — Паспарту с алюминиевой или пластиковой рамкой — Оформление репродукции под стекло

Вы выбираете изображение, мы предлагаем несколько вариантов оформления. Дизайнер делает макеты, где вы наглядно видите как, репродукция будет в итоге смотреться. Увидите, как подходит багет и прочее. Оставьте заявку справа «Как заказать» и мы расскажем подробнее о репродукции картины «В. С. Садовников — Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге»

Технология:

В стандартном исполнении холст натягивается на подрамник по технологии мультихолст. Европейский стиль оформления интерьеров. Таким картинам рамка не нужна. Изображение на холсте продолжается сбоку картины и уходит за нее. Сзади холст крепится скобами к подрамнику. Аккуратно и красиво. За счет такой конструкции экономятся значительные средства на багете.

Упаковка:

— Плотная пупырчатая пленка с уголками

Дополнительно:

— Размер, цвет можно сделать любым под заказ. Вы увидите макет до покупки — Если в каталоге нет нужной картины — мы найдем в музейных базах — более 6 млн. изображений — Картина вешается за крепление или подрамник, достаточно, что бы в стене был гвоздь

— Бесплатная примерка в Ваш интерьер

Заполните форму ниже мы Вам перезвоним и уточним детали заказа

Заполните поля и напишите Ваш вопрос, мы ответим в ближайшее время.

1. Москва и область Доставка курьером 1-2 дня, 400 руб. Самовывоз (9 адресов) — 250 руб. Доставка за МКАД — от 400 руб.

Оплата при получении.

2. Санкт-Петербург и область Доставка курьером 1-2 дня, 300 руб. Самовывоз (Лиговский 43, оф. 408) — 0 руб. Доставка за КАД — от 350 руб.

Оплата при получении.

3. Регионы России Доставка курьером 3-5 дней, от 400 руб. Самовывоз в городах от 250 руб. Оплата при получении.

Узнайте время и стоимость доставки: 8 (800) 775-45-91

4. Оплата: — Наличными при получении — Киви Кошелек — Яндекс.Деньги. — Перевод на карту Сбербанка или ВТБ

— Безналичный расчет для Юр. лиц

Мы подберем картины в ваш интерьер за вас. Просто оставьте ваши данные.

Источник: http://KartinyMne.ru/magazin/sankt-petersburg-v-kartinakh-khudozhnikov/v-s-sadovnikov-vid-dvortsovoj-ploshchadi-i-zdaniya-glavnogo-shtaba-v-sankt-peterburge.html

Садовников Василий Семенович — русский художник

Русский художник Садовников Василий Семенович . Автор картин: Арка Главного штаба; Отправление дилижанса с Исаакиевской площади; Панорама Невского проспекта; и многих других.

Садовников Василий Семенович (1800-1879)

Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга.

Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского.

Самая знаменитая работа художника, «Панорама Невского проспекта» (1830-е), известная в истории искусства как «Панорама Садовникова», первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) — П. Иванов в 1835 г.

Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал «самый похожий портрет… красавца Невского проспекта». В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества.

Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова — живой город, населенный множеством людей разных сословий.

Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом.

Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в «Пиковой даме», Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини.

В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н.

Воронихину, известному архитектору и академику перспективной живописи.

Читайте также:  Мужчина-модель (натуршик) - анри матисс, 1900

Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823-27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе.

Так, К. П. Беггров в 1830-х гг. литографировал многие оригиналы Садовникова, живописец М. Н. Воробьев, руководивший совместно с А. Г. Венециановым работами по раскрашиванию литографий в ОПХ, в 1837 г. возглавлял в АХ перспективный класс для вольноприходящих, — именно в это время Садовников готовил свою программную работу на звание художника.

Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: «Тамбов».

Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: «День был ясный, солнечный». На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась.

В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет — активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой.

Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.

Картины художника

Арка Главного штаба

Отправление дилижанса с Исаакиевской площади

Панорама Невского проспекта

Источник: https://wearts.ru/ruartist/198

Главный штаб Эрмитажа в Санкт-Петербурге, импрессионисты и другие, фото

Главный штаб Эрмитажа – это новый экспозиционный комплекс, входящий в состав музея Государственный Эрмитаж и является важной достопримечательностью Санкт Петербурга.

Главный штаб расположен в восточном крыле полукруглого здания на Дворцовой площади, протянувшегося от реки Мойки до Невского проспекта, в самом центре Петербурга.

Само здание Главного штаба является одним из ярких архитектурных произведений в стиле ампир, оно было возведено знаменитым архитектором Карлом Росси в начале ХIX века.

  • история Главного штаба в Санкт Петербурге
  • основные экспозиции Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге
  • как добраться до Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге
  • режим работы и билеты в Главном штабе Эрмитажа Санкт Петербург
  • другие филиалы Эрмитажа в Санкт Петербурге

Главный штаб стал символом Российской империи, в нём располагались высшие государственные учреждения и министерства. В восточной части размещалось Министерство иностранных дел.

После революции в помещениях здания размещались различные организации, комиссариат иностранных дел и даже отделение милиции.

Два центральных корпуса соединяет арка Главного штаба, построенная на завершающей стадии и ставшая главным украшением всей постройки. Обязательно необходимо сделать фото арки Главного штаба.

Арка Главного штаба

Как посвящение победе в Отечественной войне 1812 года вершину триумфальной арки венчает монумент летящей колесницы, с которой гордо взирает древняя богиня Слава с лавровым венком победителя в одной руке и штандартом с двуглавым орлом в другой.

Воины в доспехах сдерживают шестерку великолепных коней, рвущихся вперёд. Арочный свод украшают фигуры окрылённых богинь победы, горельефы воинских доспехов и оружия, статуи воителей-часовых и белоснежная колоннада.

С Дворцовой площади открывается вид на всю архитектурно-скульптурную композицию, арка Главного штаба особо выделяется на фоне строгого фасада здания.

Вид панорамы Главный штаб  Санкт Петербург фото со стороны Эрмитажа

Панорама Главного штаба В СПб хорошо смотрится не только днём, но и в вечернее время. Когда на город опускается темнота, то включается фасадная подсветка и Главный штаб выглядит великолепно.

Главный штаб вечером

Обязательно необходимо посетить Дворцовую площадь вечером. Тем более, что на Дворцовой площади очень часто проходят различные мероприятия, так что одни не будете.

Со стороны Большой Морской улицы через арку открывается прекрасный вид на панораму площади и на Эрмитаж, а Александрийская колонна оказывается точно на её середине. Арка Главного штаба в Санкт-Петербурге была оснащена первыми уличными электрическими часами, которые были установлены под её сводом для Министерства финансов в 1905 году.

Музей Эрмитаж получил в свое распоряжение только восточную часть здания, остальная часть принадлежит Западному военному округу.

С 2004 по 2014 год велась реконструкция внутренней части, целью которой стало превращение исторического здания в полноценный музейный комплекс.

Дворы-атриумы Главного штаба создают впечатление единого большого пространства с естественной системой светорассеивания.

Дворы-атриумы Главного штаба

Современные просторные экспозиционные залы соединяются стеклянными «мостами»,

Стеклянные мостки

посетителей встречает широкая парадная лестница из мрамора, авангардные решения изящно сочетаются с архитектурной классикой.

Парадная лестница Главного штаба

Основные экспозиции Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге

Музейный комплекс имеет четыре этажа. Знаменитые во всём мире полотна импрессионистов и постимпрессионистов представлены на четвёртом этаже комплекса в «Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых». Ранее зал французской живописи XIX века располагался в залах Зимнего дворца.

В первом зале импрессионизм представлен пейзажами Клода Моне, они наполнены воздухом и светом, одновременно яркие и невероятно нежные. В следующем зале — изображения прекрасных танцовщиц Эдгара Дега и знаменитый многофигурный портрет «Площадь согласия».

Далее посетителям предстаёт коллекция натюрмортов Анри Фантена-Латура, пейзажи Писсаро и Сислея.

Целых два зала занимают портреты Огюста Ренуара, восхищающие своей простой и выразительностью, живые и солнечные, воспевающие импрессионизм. Совсем другие, но не менее запоминающиеся лица смотрят с портретов Поля Сезанна. Среди его картин можно увидеть и знаменитые натюрморты с яблоками, и пейзажи с зелеными улочками.

История Психеи Морис Дени 1909г.

Продолжает постоянную экспозицию серия полотен Поля Гогена, не похожего в своей манере на остальных мастеров. Немного угловатые фигуры таитянок, островная дикая природа вдохновляли его на создание неповторимых шедевров. Необычной, страстной и экспрессивной манерой письма отличался и Винсент Ван Гог.

Арльские дамы Винсент Ван Гог 1888г.

Его картины имеют самую большую популярность у посетителей музея, творческий гений художника позволил ему вложить в картину невероятные эмоции и переживания. Картины Ван Гога словно живые, яркие краски и смелые мазки создают ощущение движения, волнения и радости.
В новый комплекс переехали и незабываемые полотна Анри Матисса, Пабло Пикассо и других художников начала XX века.

Танец Анри Матисс 1910г.

Молодая дама Пабло Пикассо 1909г.

Второй этаж отведён под экспозицию «Искусство эпохи модерна», где представлены предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные мастерами XIX- XX века.

Часть помещений рассказывает о работе МИДа Российской империи, который располагался в этой части здания.

На третьем этаже посетителям представлена живопись русских художников XIX – начала XX столетия: Карла Брюллова, Бориса Кустодиева, Петрова-Водкина и других известных мастеров.

Читайте также:  Скульптура 18 века в россии

На другой линии этажа расположились военные реликвии, оружие и форма времен русской гвардии XVIII века. Представлен настоящий мундир Петра 1 по форме офицера Лейб -Гвардии Преображенского полка.

Мундир Петра 1

Третий этаж интересен также выставкой, посвященной ювелирному делу и искусству резки камня. Эти залы созданы в память знаменитого мастера Карла Фаберже.
Посетить Главный штаб Эрмитажа в отличие от многочисленных «летних» дворцов и парков Петербурга, можно в любое время года.

Государственный Эрмитаж по праву считается одним из лучших музеев Европы, а обновлённое здание Главного штаба даёт возможность побывать в по-настоящему современном творческом пространстве, сочетающем шедевры мирового искусства с современными культурными новинками.

Здесь проводятся временные выставки различных направлений современного искусства, ежегодные международные биеннале, экспозиции современных художников со всего мира.

Увидеть великолепие Зимнего дворца, побывать в Эрмитаже, пройтись по Дворцовой и узнать, где находится арка Главного штаба в Санкт-Петербурге — это сохранить в своём сердце символы северной столицы и проникнуться её настроением. В Главном штабе Эрмитажа разрешает делать фото / фотографии, с небольшим ограничением без штативов и фотовспышек.

Как добраться до Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге

Добраться до Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге легко, так как Главный штаб расположен в центре города рядом с метро Адмиралтейская  в самом  начале Невского проспекта на Дворцовой площади.

Над станцией метро Адмиралтейская расположен торговый комплекс Адмирал и в нём на 6 этаже расположен исторический театр-макет «Петровская Акватория».

Главный штаб Эрмитажа расположен по адресу: Санкт Петербург Дворцовая площадь, д. 6-8, лит. А

Вход в музей Главный штаб в Санкт Петербурге находится не далеко от арки со стороны Дворцовой площади.

Вход в Главный штаб

Крупный план входа

Режим работы и билеты в Главном штабе Эрмитажа Санкт Петербург

Режим / время работы Главного штаба Эрмитажа Санкт Петербурге следующий:

  • вторник, четверг, суббота, воскресенье 10:30 — 18:00 (кассы работают до 17:00)
  • среда и пятница 10:30 — 21:00 (кассы работают до 20:00)
  • понедельник, 1 января и 9 мая — выходной день

График работы и цены на билеты  в Эрмитаж по состоянию на март 2017 г.

Стоимость входных билетов для граждан России и республики Беларусь

Для взрослых посетителей 400 рублей

это единый входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты (Главный музейный комплекс Эрмитаж, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I) и действует в течение дня.

Если Вы планируете в это день посетить только один из музеев (Эрмитаж или Главный Штаб или Зимний дворец Петра I), то стоимость билета составит 300 руб. При покупки данного билета необходимо предупреждать кассира иначе кассир продаст комплексный билет.

Первый четверг каждого месяца — день бесплатного посещения музея для всех категорий индивидуальных посетителей.

Бесплатно посещают: дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры — граждане России.

Обязательно имейте паспорт, если пенсионер обязательно пенсионное удостоверение, студенты студенческий билет, при отсутствии документов даже Россиянам придется покупать билет как иностранцам по 600 руб., но иногда удаётся убедить кассира, что мы свои.

Официальный сайт Главного штаба Эрмитажа : www.hermitagemuseum.org

Историческое здание внутри полностью отремонтировано и модернизировано. Были учтены ограниченные возможности инвалидов, в настоящее время на любую экспозицию на любой этаж можно добраться на коляске. Для это сделаны лифты и подъемники, которыми могут воспользоваться и мамочки с колясками.

Лифт из гардероба

Подъемник для колясок

В Главном штабе Санкт Петербург для комфортабельного отдыха имеется кафе на первом этаже.

Кафе в Главном штабе СПб

В декабре семнадцатого года в СПб открылся исторический парк.  Исторический парк это мультимедийный комплекс, представляющий всю историю нашей страны с древнейших времен до наших дней. Всем рекомендуем!

Источник: http://albinatour.ru/glavnyj-shtab-ermitazha.html

Санкт-Петербург в акварелях В. С. Садовникова. ч.1

Первая половина XIX века — время, когда окончательно сложился классический архитектурный облик Петербурга. «Строгий, стройный вид» города, «Невы державное теченье» были восторженно воспеты не только поэтами и писателями, им отдали дань поклонения и многие художники того времени.

В богатой изобразительной летописи города существенное место занимают акварели, исполненные Василием Семеновичем Садовниковым.

Поэтическое восприятие города, соединенное с верностью натуре, способность к обобщению виденного и в то же время внимание к мелочам — все это, наряду со свежестью колорита, изяществом и тонкостью рисунка, отличает лучшие акварели Садовникова.

Для созданных им многочисленных видов города характерно сочетание документальной точности изображения зданий с передачей непосредственно наблюденной жизни петербургской улицы.

Вид Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади, 1839.

В правой части листа, ближе к центру, — Александровская колонна, воздвигнутая в 1830–1834 годах по проекту архитектора О. Монферрана в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Справа видно здание Штаба гвардейского корпуса, построенное архитектором А. П. Брюлловым в 1837–1843 годах. Акварель датирована 1839 годом и, следовательно, сделана художником еще до завершения постройки здания Штаба.Архитектура передана с удивительной точностью, подробно и вместе с тем непринужденно прорисованы рельефные украшения наличников, капители сгруппированных в сложном ритме колонн, скульптуру Зимнего дворца, детали решетки, окружавшей Александровскую колонну.С той же точностью изображены находящиеся на переднем плане фигурки людей, которые свободно скомпонованы в естественно движущиеся и стоящие группы (например, слева — дама с зеленой шалью, в сопровождении офицера и мужчины в цилиндре, или справа, около экипажа, — два генерала, обменивающиеся рукопожатием).

Вид пристани около Зимнего дворца, 1840.

Другой вид Зимнего дворца интересен тем, что воссоздает облик ныне не существующей лодочной пристани, сооруженной инженером А. Н. Гетманом в начале 20-х годов. В 1832 году на ней установили вычеканенные из листовой меди фигуры двух львов и две порфировые вазы.

Особенно многолюдной пристань была до середины XIX века, когда существовало всего два наплавных моста через Неву (Исаакиевский и Троицкий), разводившихся в весеннее и осеннее половодье. В 1915 году в связи с постройкой Дворцового моста пристань перенесли несколько ниже по течению Невы, расположив против восточного павильона Адмиралтейства.

На акварели видна прибрежная часть Невы с несколькими яликами, заполненными горожанами, позади — ступенчатый спуск. На ступенях — многочисленные фигурки и группы людей. Здесь купцы, лодочники, разносчики, офицеры, дамы и дети.

Фигурки очень малы, но переданы так живо, а движения их настолько естественны (например, женщина, поднимающаяся по ступеням, слегка придерживает платье), что становится очевидным — все это сделано с натуры.

Вид Дворцовой площади со стороны Миллионной улицы.

Справа изображена угловая часть Зимнего дворца с прилегающим к ней зданием Малого Эрмитажа, построенным по проекту архитектора В. Деламота в 1764–1767 годах для императорской художественной коллекции, уже не помещавшейся во дворце.

Слева — угол здания Штаба гвардейского корпуса, в глубине — Дворцовая площадь и очертания Исаакиевского собора. На переднем плане в центре группа конногвардейцев со штандартами, справа и слева — фигурки жителей и военных, дворцового гренадера, придворного лакея, передающего конному курьеру письмо.

Вид Аничкова дворца со стороны Невского проспекта, 1839.

Дворец построен в 1750 году по проекту архитектора М. Г. Земцова в формах русского барокко; в 1778–1779 годах перестроен архитектором И. Е. Старовым в стиле раннего классицизма. Слева ворота, ведущие в парадный двор. Перед ними, на проезжей части проспекта, толпа, обращенная к экипажу императрицы.

Каждого человека в толпе интересно рассмотреть отдельно: здесь кормилица с ребенком, продавец птиц, пожилая дама в широкополой шляпе, держащая за плечи мальчика, простолюдин в длинной рубахе. В глубине виден угол Публичной библиотеки, построенной по проекту К. Росси в 1828–1832 годах.

Вид строящегося Исаакиевского собора и площади.

Строительство под руководством архитектора О. Монферрана продолжалось с 1818 по 1858 год, поэтому в течение многих лет современники видели здание в лесах. На фоне собора, окруженного служебными постройками, видна часть площади, которая кажется полной движения и шумов городского дня.

Мы как будто слышим цокот копыт по булыжной мостовой: то размеренно тяжелый — лошадей обоза, везущего камень для строительства, то рассыпающийся торопливой дробью — рысаков, запряженных в щегольскую коляску, мчащуюся наперерез обозу. Фигурки простолюдинов здесь редки и отодвинуты на задний план.

Вид Исаакиевской площади с малой Морской улицы, 1841.

Читайте также:  Семейный портрет, к. е. маковский, 1882

Исаакиевская площадь, одна из оживленных частей города, неоднократно привлекала внимание худож­ника. Рисунок особенно интересен бытовыми сценами. Обращают на себя внимание группы горожан в зим­ней одежде около двух готовых к отправке дилижансов.

Справа — сценка у винной лавки: на санях, крытых соломой, крестьянка и крестьянин продают масло стоящей рядом женщине. Правее беседуют сбитенщик и дворник.

Эти группы, несомненно, наблюдались на улицах и настолько увлекли художника, что, перенесенные на рисунок, они приобретают самостоятельное значение, отодвигая восприятие архитектуры на второй план.

Вид Аничкова моста.

Аничков мост в 1841 году был перестроен по проекту инженера А. Н. Готмана (рисунок перил выполнил архитектор А. П. Брюллов) и украшен знаменитыми конными группами работы П. К. Клодта.В середине XIX века, по свидетельству современника, «мосты были излюбленным местом петербургского простолюдина…

простой народ нередко целые дни проводил у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением барок под арками моста или просто облокотясь на перила… Мост для петербуржца был тогда то же, что форум для римлянина».

Рисунок опять-таки привлекает не только видом сооружения, но и фигурками людей: здесь и пожилой купец с красным носом, в цилиндре, и бородатый крестьянин, и молодая крестьянка босиком, и булочник, и разносчик с лотком. Слева от них направляется к мосту нарядно одетая пара. У фонаря сидит торговка с корзиной.

По мосту движется отряд кавалерии, проезжают экипажи.

Вид дворцовой площади с торжественной процессией.

На рисунке изображена торжественная процессия, связанная с бракосочетанием наследника, будущего императора Александра II.

В центре, направляясь к главным воротам дворца, мимо Александровской колонны проезжает парадный кортеж. Арка Главного штаба украшена декоративными щитами с вензелями жениха и невесты.

Городские жители заполняют не только площадь, но и крыши окружающих домов.

Парад лейб-гвардии Конного полка, 1840.

Рисунок отличается точной фиксацией построения войск и детальной передачей амуниции. Вдоль Ново-Исаакиевской улицы (ныне ул. Якубовича), на фоне Конногвардейского манежа, построенного архитектором Д.

Кваренги в начале XIX века, и Исаакиевского собора, представлен развернутый двухшеренговый пеший строй, на фланге которого стоит Николай I, окруженный свитой; правее — группа войск в конном строю. Около домов толпятся горожане, нарисованные несколько обобщенно, так как основное внимание уделено изображению военных.

Наиболее тщательно выписаны на первом плане жандармы в голубых мундирах (у левого нижнего края рисунка).

Парад гвардейских полков около Зимнего дворца.

В отличие от предыдущей акварели, здесь войска значительно отодвинуты в глубину, хотя и выделяются на фоне дворцового фасада, основное же внимание уделено городской толпе, любующейся зрелищем.

Немного биографии:

В. С. Садовников родился 16 декабря 1800 года и был крепостным княгини Н. П. Голицыной. Место рождения художника до настоящего времени не установлено. Но если Садовников и родился не в Петербурге, то жил в столице, очевидно, с юных лет и рано проявил интерес к рисованию.Документальных сведений о том, кто был первыми учителями В. С. Садовникова, пока найти не удалось.

Но можно с уверенностью сказать, что еще в детстве влияние на художника оказал его старший брат Петр Семенович Садовников (1796–1877), будущий академик архитектуры, которого еще мальчиком Голицына отдала в обучение к профессору А. Н. Воронихину, знаменитому русскому архитектору и академику перспективной живописи.

Особенно важным было участие Садовникова с 1823 по 1827 год в «иллюминовании» (раскрашивании) литографированных видов Петербурга, издаваемых Обществом поощрения художников — он смог познакомиться не только с создателями серии видов Петербурга — С. Ф. Галактионовым, А. П. Брюлловым, К. Сабатом, С. П. Шифляром, К. П.

Беггровым, но и с художниками, которые привлекались к раскрашиванию литографированных листов этого очень популярного в свое время издания. Среди них можно назвать братьев Чернецовых, Отто, Шуха, Осокина, Васильевского. Творческие связи Садовникова с некоторыми из них прослеживаются и в дальнейшем.С начала 1830-х годов творческая работа надолго связывает Садовникова с издателем А. М.

Прево, с которым он в течение многих лет сохраняет деловые и, возможно, дружеские связи. На протяжении тридцати лет, с начала 30-х до конца 50-х годов, Прево заказывает Садовникову оригиналы для задуманных им литографированных изданий. Художественное чутье помогает Прево отметить начинающего Садовникова-художника за много лет до официального признания его Академией.

Первые наиболее примечательные работы молодого талантливого крепостного видописца стали доступны современникам благодаря литографированным изданиям Прево.Княгиня Наталья Петровна Голицына, послужившая Пушкину прообразом старой графини в «Пиковой даме», была, несомненно, примечательной фигурой. По знатности, уму и богатству она занимала в Петербурге исключительное положение.

Как свидетельствует современник, к ней приезжали представляться все, «начиная с юнкера, впервые надевшего эполеты, и кончая посланником в золотом мундире». Чрезвычайно суровая и властная, она приводила в трепет всех окружающих. Ее сын, всесильный московский генерал-губернатор князь Д. В. Голицын, не позволял себе садиться в присутствии матери без предварительного разрешения.

Вероятно, именно особенностями ее характера можно объяснить, что В. С. Садовников, уже в начале 1830-х годов известный художник, был освобожден от крепостной зависимости только тридцати восьми лет от роду — после смерти старой княгини.

Рисунки Садовникова привлекают ювелирной тонкостью отделки и крошечным размером фигурок, которые, несмотря на свою «мелкость», отличаются конкретностью и живостью. Фигурки художник предварительно зарисовывал с натуры на отдельных листах. Эти листы, как правило, сделаны акварелью, иногда с перовым контуром по карандашному наброску.

Расцвет творчества Садовникова падает на середину 30-х — конец 40-х годов. Большинство работ этого времени выполнено на высоком профессиональном уровне рукой тонкого рисовальщика и колориста. Много работая для литографий, художник создает строго документальные архитектурные пейзажи, выказывая себя также блестящим мастером однотонного рисунка.В 40-е годы Садовников пишет свои лучшие акварели.

В соответствии с общим направлением русского искусства в творчестве Садовникова все заметнее становится интерес к воспроизведению городских типов и сцен городской жизни. Стремление соединить документальное изображение архитектуры с жизнью городской улицы приводит в акварелях этих лет к наиболее полному и живому воплощению образа современного ему Петербурга.

К концу 50-х годов манера Садовникова заметно меняется: теряется ювелирная отделанность, усиливается размашистость рисунка, но, несмотря на изменение творческого почерка, заметно растет профессиональное мастерство; художник добивается замечательной убедительности в передаче города при ночном освещении, широко и умело использует живописные возможности акварели, тон бумаги.

Однако нельзя не отметить изменений в колористическом строе законченных акварельных работ Садовникова. Если восхищают тонкой цветовой гармонией акварели 30–40-х годов, то выполненные в 50–60-х годах порой грешат пестротой и резкостью цвета. Именно поэтому их нередко приписывают другим мастерам или считают работами неизвестных художников.

В 1852 году Садовников подает в совет Академии художеств прошение о присвоении ему звания академика. Но несмотря на то, что к этому времени он уже известен и официально признан, в звании было отказано, а в документах последующих лет он продолжает именоваться «неклассным художником».С начала 60-х годов наступает последний период творчества Садовникова.

Многие работы этого периода характеризуются однообразием композиции, в некоторых можно отметить вялость рисунка или мрачный колорит. Однако упадок творчества не выглядел последовательным движением по нисходящей.Последние из известных нам рисунков датированы 1873 годом и имеют надпись «Тамбов».

Интересно, что, зарисовывая интерьер крестьянской избы, семидесятитрехлетний художник делает композиционно крепкий рисунок, снова находит свежие краски.Умер Садовников 26 февраля 1879 года и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.Серия рисунков, репродуцированная в настоящем альбоме, представляет лучшие образцы его творчества из собрания Государственного Эрмитажа, насчитывающего около восьмидесяти листов. Двадцать пять воспроизведенных акварелей, преимущественно датированных и подписанных, расположены в хронологическом порядке. Большинство из этих акварелей ценны и тем, что помимо живого облика Петербурга 30–50-х годов XIX века в них имеются точные зарисовки петербургской архитектуры.

Продолжение следует…

Использованы репродукции и текст изд-ва. «Аврора». Л. 1970

Источник: https://double-maggic.livejournal.com/26420.html

Ссылка на основную публикацию