Картина астроном, ян вермеер дельфтский

Ян Вермеер Дельфтский: какой была истинная Мастерская живописца?

Неизвестна точная дата его рождения, но сохранилась запись о крещении — 31 октября 1632 г. Отец Вермеера был производителем шелка для портьер и обивки мебели, владельцем таверны и торговцем картинами, а также членом делфтской гильдии св.

Луки, объединявшей художников. Ян Вермеер был известный и уважаемый в городе живописец, который некоторое время возглавлял эту гильдию, но коммерческого таланта от отца не унаследовал.

Денег от продажи собственных картин не хватало, чтобы прокормить большую семью из 11 детей.

К концу жизни, претерпевая финансовые неурядицы, Вермеер вынужден был продать дом — фамильное гнездо «Мехелен». После смерти художника в декабре 1675 г. вдова, Катерина Вольнес, часто погашала оставшиеся долги картинами покойного супруга.

При жизни картины мастера высоко ценились. Почитателями его дарования были такие выдающиеся представители общества, как книгопечатник Якоб Диссиус и Антони ван Левенгук, первым открывший существование микроорганизмов с помощью изобретенных им линз.

О симпатиях ученого к Вермееру свидетельствует тот факт, что в завещании художника Левенгук числится в качестве душеприказчика.

Но прошло несколько десятилетий, и имя делфтского живописца настолько изгладилось из памяти, что некоторые торговцы картинами порою сменяли подпись на его произведениях иным, более известным именем, желая обеспечить выгодный сбыт.

Так продолжалось до 2-й половины XIX в., пока французский критик Г. Торе-Бюрже, неутомимый пропагандист реалистического искусства, заново не открыл его творчество, восславив высочайшую художественную ценность наследия «делфтского сфинкса». Так Бюрже называл Вермеера, подчеркивая царящее в его полотнах настроение умиротворенной, таинственной тишины.

Знаменитые женские образы Вермеера полны задумчивого поэтического обаяния. Кисть художника ведет зрителя подобно тропинке в лесу.

Вглядываясь в предметы уютного, задушевного быта, мы открываем для себя мир возвышенный и удивительный, который, словно просвет в густой листве, позволяет видеть дальние горизонты жизни, любви, разума и духовного благородства. Вермеер как бы мыслит красками, воздействуя на зрение, сердце и ум зрителя.

У Вермеера есть и композиции иного рода. Они тоже принадлежат к лучшим образцам зрелого мастерства, но посвящены другой тематике. Это «Географ» (1669) и «Астроном» (1668). Обе картины позволяют отчетливо ощутить дух времени — века Великих географических открытий.

Персонажи обеих композиций так похожи, что кажется, будто моделью служил один и тот же натурщик. Родственен и духовный настрой картин.

Это светлая, задумчиво-созерцательная атмосфера научного поиска, царящая в скромном рабочем кабинете, озаренном, как всегда у Вермеера, ясным, неярким, бархатистым дневным светом.

Длинными, скользящими бликами ложась на металлические части приборов, свет тонет, угасает в складках одежд, тончайшей пеленой разливается по белой стене, вязнет в узорах ковра.

Кажется, будто ковровая ткань осыпана жемчугом, настолько осязаемы застывшие в ней частицы дневного сияния, слившиеся с самим орнаментом.

Безукоризненное мастерство поэтической светоживописи достигнуто художником благодаря многочисленным опытам с камерой-обскурой — предшественницей фотоаппарата. Это приспособление использовалось художниками XVII—XVIII вв.

, помогая точнее зафиксировать изображаемую натуру на плоскости, детальнее выявить ее светонасыщенность.

Вследствие обостренной, воспитанной длительными экспериментами чувствительности мастера к законам дневного освещения автор «Географа» и «Астронома» уподобляется своим персонажам.

Географ рассчитывает циркулем топографические дистанции, бросая задумчивый взгляд в окно, как бы прозревая огромные пространства, спроецированные на карте. Астроном, сверяясь с книгой, разглядывает т.н. «зодиакальный глобус», соотношение созвездий.

Знаменательно, что за его спиной, на стене — изображение библейского Моисея, осудившего, согласно легенде, астрологов-«звездочетов».

Новая, экспериментальная астрономия XVII в. тем самым противопоставляется в картине старым, псевдонаучным суевериям.

Живописец по-своему постигает тайны мироздания, обращая малый мир своей живописи, его пронизанную светом материю в зеркало бесконечной вселенной, незримой, но явственно ощутимой за окнами.

У этих картин, особенно у «Географа», много общего с созданной на 15 лет раньше гравюрой Рембрандта, известной под названием «Фауст», в которой романтика научного поиска тоже осуществляется в образе света, таинственно льющегося из окна.

Изображение географической карты, подобно той, что висит на стене в «Географе», — излюбленный мотив художника. Она символически расширяет пространство, распахивая его навстречу морским ветрам. В этом не только сказался дух времени, когда маленькая Голландия превратилась в одну из ведущих сил европейской экономики и торговли.

Голландские торговые суда неутомимо прокладывали новые океанские пути, добираясь до побережья Австралии. Уроженцы Нидерландов А. Ортелий и В. Снеллиус принадлежат к основоположникам новой картографии, а младший современник художника — Б. Варениус первым обосновал значение географии в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Вермееровские карты воплотили в себе и еще один смысл, тесно связанный с судьбами самого искусства.

В знаменитой «Мастерской живописца», славящей красоту творческого труда, большая карта нидерландских провинций на стене является важной деталью образа. Она подчеркивает родственную связь живописи и картографии в их едином стремлении к познанию законов природы и мироздания. Связь эта основана на прочной традиции, восходящей к искусству Возрождения.

Сохранились документальные сведения о том, что Я. Ван-Эйк, А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший, многие другие мастера Северного Ренессанса работали и как картографы.

Так, полностью отожествляя задачи художественного творчества и картографии, Дюрер писал в «Трактате о пропорциях»: «Благодаря живописи, стало понятным измерение земли, вод и звезд…» В эпоху Вермеера, сохраняя ренессансное представление о сходстве путей искусства и науки, постигающих тайны вселенной, живописец и поэт Адриан ван де Венне восславил любимое ремесло в знаменательных строках книги «Духовный соловей»:

Доступно краскам все — и мудрости заветы, И дни, и месяца, и звезды, и планеты, Пороки и добро, союзы и раздоры Творит поэта кисть, являя нашим взорам Ту внутреннюю суть, сокрытую для зренья,

Что издревле живет наш мир все творенья.

Здесь, как и в «Географе» и «Астрономе» Вермеера, живописное мастерство наглядно обретает космическую масштабность, соперничая с науками о земле и небе, и наделяется равными правами с литературой в своих способностях и показывать, и метафорически объяснять мир.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/29739/

Ян Вермеер

Ян Вермеер — талантливый нидерландский художник, жизнь которого, как и творчество, окружены домыслами и предположениями.

Дело в том, что при жизни Вермеера, а также некоторое время после его смерти, работы мастера не вызывали явного интереса, хотя и сразу раскупались. Многие полотна даже были утеряны.

Однако спустя некоторое время внимание искусствоведов привлекли творения позабытого гения, и сейчас имя Яна Вермеера стоит в одном ряду с именами гениев живописи Рембрандта ван Рейна, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля.

Детство и юность

Загадки появляются непосредственно с начала биографии Яна Вермеера Дельфтского. Последнее прозвище художник получил по названию места предполагаемого рождения — города Делфта.

Откуда точно родом Вермеер (а родился художник 31 октября 1632 года), доподлинно не известно, однако сохранилась информация, что в Делфте родители крестили маленького Яна. Мастер любил этот город, одна из его картин так и называется — «Вид Делфта».

На полотне художнику удалось передать красоту и умиротворенность этого места.

Предполагаемый портрет Яна Вермеера

Отец будущего художника владел собственным постоялым двором и трактиром, а также работал мастером ткачества по шелковым тканям. Кроме того, этот человек знал толк в произведениях искусства и даже перепродавал некоторые из них купцам и коллекционерам. Возможно поэтому Ян Вермеер в какой-то момент и увлекся живописью.

Известно, что в 1653 году молодого человека приняли в художественную гильдию Святого Луки. Однако, по условиям членства в этом обществе, до вступления в гильдию художник должен был в течение шести лет обучаться у опытного наставника. Кто стал таковым для Яна Вермеера, также не известно.

Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера

Версии разнятся: по одной из них, Вермеер «набивал руку» под руководством Леонарта Брамера, по другой же – учителем молодого человека являлся более известный живописец Герард Терборх. Как бы то ни было, Вермеер близко дружил с обоими мастерами.

Еще одно предположение, имеющее под собой веские основания, — это версия, что учителем и наставником Яна Вермеера стал Карел Фабрициус. Есть информация, что этот художник приехал в город Делфт как раз в то время, когда юный живописец предположительно проходил обучение. Также на стиль картин Вермеера (особенно ранних) оказало влияние творчество Питера де Хоха, чьи работы нравились Яну.

Живопись

Когда отец Яна умер, молодому человеку пришлось заняться делами трактира, оставшегося главным источником заработка семьи. Хотя Вермеер к тому времени уже занимал почетную должность в художественной гильдии Святого Луки (а по факту руководил ею), дохода это практически не приносило.

Картина Яна Вермеера «Вид Делфта»

В то же время картины художника полюбились знатокам искусства и быстро находили покупателей. Вскоре Вермеер обрел постоянных покровителей-меценатов: Хендрика ван Буйтена, местного пекаря, и Якоба Диссиуса, владельца печатной мастерской.

В коллекциях этих людей, по разной информации, хранилось больше двух десятков работ художника. Однако так и осталось невыясненным, писал ли Вермеер на заказанные темы, или же просто предоставил ван Буйтену и Диссиусу право первыми приобретать новые творения.

Картины Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» и «Офицер и смеющаяся девушка»

Примечательно, что Ян Вермеер славился не только как талантливый художник, но и как эксперт и знаток предметов искусства.

К нему обращались, чтобы выяснить или подтвердить подлинность тех или иных полотен. Однако собственный талант художник не передал никому — историки и искусствоведы сходятся на версии, что учеников у Вермеера никогда не было.

Отличительной чертой работ Яна Вермеера считаются тщательно прописанные интерьеры и детали городских пейзажей. А вот человеческие образы художник предпочитал прописывать только на портретах, если же фигура человека появлялась в пейзаже, то была, как правило, довольно незначительной.

Картины Яна Вермеера «Мастерская художника» и «Молочница»

Одним из ярких примеров «интерьерной» живописи принято считать картину «Мастерская художника», написанную мастером в 1666 году.

Это поздняя работа, на которой Вермееру удалось передать атмосферу рабочего места мастера. Считается, что образ художника Ян Вермеер писал с себя.

Также примером отлично переданной атмосферы интерьера считаются картины «Девушка, читающая письмо у окна» и «Молочница».

Кроме того, Вермеер был мастером так называемой «любовной» живописи. Это чувство стало основным мотивом многих картин художника. Простые бытовые сцены отлично передают умиротворенность и гармонию персонажей и обстановки. Часто моделью и музой для Яна Вермеера становилась его супруга, пример тому – картина «Офицер и смеющаяся девушка».

Картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» и «Портрет молодой девушки»

Рисовал художник и своих детей: предположительно картина «Девушка с жемчужной сережкой» — это портрет дочери художника.

Также работа под названием «Портрет молодой девушки» считается еще одним изображением дочери Вермеера.

Примечательно, что оба портрета (также исключительно по догадкам современных ученых) художник писал при помощи камеры-обскуры.

Личная жизнь

Семейная жизнь Яна Вермеера сложилась счастливо. В 1653-м художник женился на девушке по имени Катарина Болнес. Ситуацию осложняло только неприятие матерью невесты возлюбленного дочери. Дело в том, что семья Катарины придерживалась католичества, Вермеер же являлся протестантом.

Катарина Болнес на картине Яна Вермеера «Женщина с жемчужным ожерельем»

Но вскоре, видя отношение Яна Вермеера к дочери, женщина уступила и дала согласие на свадьбу. Тем не менее, до конца жизни Мария Болнес, теща Вермеера, так и не смирилась с выбором дочери, считая Яна слишком мягким и неделовым человеком. Катарина подарила супругу 15 детей. К сожалению, четверо умерли в младенчестве.

Смерть

Последние годы жизни Яна Вермеера омрачились нуждой. Художник, до того времени не знавший материальных проблем, столкнулся с необходимостью брать кредиты, просить взаймы и сводить концы с концами.

Это не замедлило сказаться и на моральном состоянии: мастер начал болеть, здоровье Вермеера сильно подкосилось.

Также есть версия о том, что немалую роль сыграл и разлад Яна Вермеера с любимой супругой, однако подтверждений этих предположений нет.

Могила Яна Вермеера

О причинах смерти художника до сих пор ведутся споры: точного диагноза или обстоятельств его ухода выяснить не удалось. Предположительно, Ян Вермеер ушел из жизни из-за сильного нервного истощения, окончательно подорвавшего здоровье живописца. Произошло это 15 декабря 1675-го. Художнику было только 43 года. Вермеер покоится в семейном склепе в родном Делфте.

Спустя 20 лет после смерти Яна Вермеера, в 1696-м, состоялся аукцион, на котором выставили 21 работу художника. Часть из них оказались утеряны с течением времени, и сейчас ученые и искусствоведы говорят о 16 признанных картинах Вермеера. Еще 5 полотен до сих пор остаются предметом споров и официально не признаны работами мастера.

Картины, приписываемые Яну Вермееру «Святая Пракседа» и «Девушка, сидящая за вирджиналем»

Подобной ситуацией с удовольствием пользовались фальсификаторы, имитировавшие творчество Яна Вермеера. Самым известным «подражателем» называют Хана ван Мегерена, заработавшего имя на подделках.

Работы Вермеера подарили вдохновение и другим талантливым людям.

Читайте также:  Биография и картины тинторетто (якопо робусти)

Так, его картинам посвящены ряд документальных и художественных фильмов, опера «Письма к Вермееру» композитора Луи Андриссена, а также роман «Девушка с жемчужной сережкой», впоследствии экранизированный режиссером Питером Веббером. В этой картине, рассказывающей о жизни Яна Вермеера, снялись Колин Ферт, Скарлетт Йоханссон, Том Уилкинсон, Киллиан Мерфи.

Картины

  • Около 1653-1654 — «Диана со спутницами»
  • Около 1654-1656 — «Христос в доме Марфы и Марии»
  • 1656 — «Сводница»
  • Около 1656-1657 — «Спящая девушка»
  • Около 1657-1659 — «Девушка, читающая письмо у окна»
  • Около 1657 — «Офицер и смеющаяся девушка»
  • Около 1660 — «Молочница»
  • Около 1663-1664 — «Женщина, держащая весы»
  • Около 1665-1667 — «Девушка с жемчужной сережкой»
  • 1668 — «Астроном»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/7383-ian-vermeer.html

Художник Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft)|Картины

Рубрика: картины и живописьОпубликовано 27.06.2018   ·   Комментарии: 2   ·   На чтение: 6 мин   ·   Просмотры:

Вид Дельфта

Его называют одним из выдающихся живописцев золотого века голландского искусства.

Автопортрет

Художник Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft), (Вермеер Дельфтский, Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский), был крещён 31 октября 1632 года в Дельфте. Дата рождения художника точно не известна. Будущий художник родился в семье голландского торговца-содержателя постоялого двора, был вторым ребёнком в семье и единственным сыном.

Достоверно известно, что в декабре 1653 года Jan Vermeer van Delft вступил в гильдию Святого Луки и порядка шести лет изучал основы живописи под руководством Герарда тер Борхома или Леонарда Брамера. Впрочем, это только предположение, поскольку достоверных сведений о этом этапе жизни художника практически нет – больше предположений.

Искусствоведы утверждают, что огромное влияние на творчество художника оказали Карел Фабрициус (ученик Рембрандта) и Питер де Хоох.

В апреле 1653 года Ян Вермеер вступил в брак с Катариной Болнес – деревенской девушкой, которая проживала с семьей в окрестностях Делфта. У художника родилось 15 детей, но четверо умерло ещё в детском возрасте.

Известно, что Вермеер писал в год не более 2 картин и живопись не была для него основным источником дохода – он помогал матери управлять трактиром и постоялым двором. В этом же трактире он выставлял свои работы. А ещё он был деканом гильдии Святого Луки.

За картины художника платили очень приличные деньги, тем более что практически все свои картины он писал на заказ. А ещё Вермеера частенько приглашали, как эксперта, для оценки отдельных картин и коллекций, которые выставлялись на продажу. И за этот труд художнику платили очень приличные деньги, что говорит о его огромном авторитете, как знатока искусства.

С годами материальное положение семьи художника ухудшилось и Ян Вермеер был вынужден брать кредиты.

В 1675 году Jan Vermeer van Delft заболел и через 15 дней умер, был похоронен в семейном склепе на кладбище Делфта. Вдова художника была вынуждена отказаться от наследства и всё имущество художника (включая картину) было продано за долги.

После художника осталось совсем не много картин и одна из самых знаменитых – это «Девушка с жемчужной сережкой».

Девушка с жемчужной серёжкой или Северная Мона Лиза

Изначально эта картина называлась «Девушка в тюрбане». Вскоре её начали называть северной или голландской Моной Лизой. Искусствоведы утверждают, что в этой картине мы видим гений художника в его максимальном проявлении.

Тут и бесконечный лиризм, и нежная женственность, и беззащитный, почти детский, взгляд. А ещё кокетливый разворот милой головки и лицо, которое искусно обрамлено жемчужно-голубой  косынкой.

А ещё мерцающая, как глаза девушки, жемчужина.

На картине, предположительно, изображена дочь художника Мария. Впрочем, это только предположение. Северная Мона Лиза – это такая же загадка, как и легендарная Мона Лиза. Кто был моделью художника и для кого писалась картина – это неизвестно.

Картины художника Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft)

Мастерская художника

Самым ярким примером «интерьерной живописи» Jan Vermeer van Delft принято считать полотно «Мастерская художника» — эта работа была написана в 1666 году. В этой поздней работе уже опытному мастеру передалось очень точно передать атмосферу рабочего места живописца. Предположительно, образ художника в этой картине Вермеер писал с  себя.

Спящая девушка

Офицер и смеющаяся девушка

Девушка, читающая письмо у открытого окна

Маленькая улица

Молочница

Бокал вина

После смерти отца Яна Вермеера, молодому художнику пришлось продолжить семейный бизнес и содержать трактир, поскольку это был единственный стабильный и гарантированный способ получать деньги для существования всей семьи Вермееров. Хотя Jan Vermeer van Delft к моменту смерти уже был членом художественной гильдии Святого Луки и даже фактически руководил гильдией, доходов эта должность и живопись практически не приносили.

Молодая женщина с кувшином воды

Кружевница

Астроном

Любовное письмо

Дама, стоящая у вёрджинела

Прерванный урок музыки

Однако, очень скоро картины молодого художника нашли своих почитателей и покупателей, в том числе и постоянных покровителей-меценатов: местного пекаря Хендрика ван Буйтена и владельца печатной мастерской Якоба Диссиуса.

Эти два постоянных покупателя приобрели более двух десятков работ Jan Vermeer van Delft.

До настоящего момента не известно, писал ли Ян Вермеер картины по заказам своих меценатов или же, как постоянные покупатели и покровители, эти господа имели право первыми увидеть и выкупить новые работы живописца.

Хозяйка и служанка

Дама с бокалом вина

Сводница

Концерт

Женщина, держащая весы

Диана с нимфами

Известно, что со временем Ян Вермеер приобрёл славу не только талантливого художника, но и квалифицированного эксперта, который мог определить подлинность полотен, и их истинную стоимость. Эта деятельность так же приносила художнику существенный доход.

Святая Пракседа

Урок музыки

Будучи талантливым художником, Ян Вермеер не имел учеников. Искусствоведы отмечают, что в своих работах художник тщательно прописывал детали интерьеров и городских улиц, а вот человеческие образы тщательно прописывались только в портретах, а в пейзажах фигуры людей художник никогда не прописывал, и люди были только частью, при этом не главной частью, сюжета.

А кроме того, художник считается одним из выдающихся мастеров «любовной живописи» своего времени. Любовь является основным мотивом многих работ Вермеера.

Девушка в красной шляпке

Гитаристка

Семейная жизнь художника была счастливой. В 1653 году Ян Вермеер женился на любимой девушки по имени Катарина Болнес. Молодые были очень счастливы, но семейную жизнь молодожёнов отравляли сложные взаимоотношения зятя и тёщи – мать супруги с неприязнью относилась к выбору своей дочери. Всё дело было в вере: Вермеер был протестантом, а жену себе взял из семьи ревностных католиков.

Со временем тёща, видя, как Jan Vermeer van Delft любит свою супругу и детей (детей было 15, четверо умерли в младенчестве), несколько смягчилась, но до конца так и не смирилась, считая, что дочь могла бы найти себе более выгодную партию.

Все картины художника Яна Вермеера

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-yan-vermeer-1632-1675.html

Вермеер Ян Делфтский (1632 — 1675)

Середина 17-го столетия — это новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы.

Творчество некоторых художников бытового жанра достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода.

Особенно этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера.

Вермеер — одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства 17-го столетия. Этот художник при жизни был известным мастером, но совершенно забытым уже на рубеже 18-го века. Его называли при жизни «Делфтским сфинксом», и он был очень популярен. Вермеер признан великим живописцем, его имя стали упоминать наравне с Рембрандтом и Хальсом.

Тем не менее знаем мы об этом художнике очень мало. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. В 1653 году он вступил в живописную гильдию св.Луки, где его несколько раз выбирали деканом. По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь его одна поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступил в роли эксперта при покупке итальянских картин.

Судя по всему, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался «для себя». Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).

О личности самого художника больше всего сведений, пожалуй, можно подчерпнуть непосредственно из его картин. Ранние произведения Вермеера имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения.

Но он старается глубже вникнуть в суть итальянского искусства, обращает внимание на психологическую сторону сюжета в картине. Творческой зрелости достигает он рано.

Уже после своего двадцатипятилетия художник окончательно предпочитает бытовой жанр в живописи.

Художник углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Образы в его произведениях часто очень похожи и как бы переходят из картины в картину. Их образы обладают особой самопогруженностью, внутренней независимостью.

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделял особым светом, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, — бытовые сцены с двумя-тремя фигурами.

При этом он добивается ощущения гармонии. уравновешенности. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

К сожалению, Вермеер создал всего два пейзажа, изобразив свой родной Дельфт, родные улочки.

И все же Вермеер — это признанный мастер бытового жанра. В его интимных сюжетах действие всегда происходит в комнате, куда через окно падает мягкий свет, заставляя сверкать нитку жемчуга, светлый локон или шляпку гвоздя в спинке стула. Излюбленные цвета Вермеера — небесно-голубой, лимонно-желтый и белый.

Источник: http://cvetamira.ru/vermeer-yan-delftskiy-1632-1675

Картины Яна Вермеера Дельфтского с названиями, творчество (живопись) голландского художника

Ян Вермеер Дельфтский (Jan Vermeer van Delft или Johannes Vermeer van Delft; 31 октября 1632, Дельфт — 15 декабря 1675, Дельфт) — культовый нидерландский художник-жанрист и портретист. Один из величайших мастеров живописи Золотого века Голландии.

Особенности творчества Яна Вермеера.

Репутация «сфинкса из Дельфта» опирается на относительно небольшое количество картин.

Темы для большинства своих работ он брал из повседневной жизни: молодая женщина, поглощённая чтением письма в освещённой солнцем комнате; девушка в красной шляпе с выражением ожидания на лице; черепичные крыши и церковные шпили Дельфта под бескрайним небом.

Во всём этом художник обнаруживал вечные ценности и эмоции, трансформируя реальность и размышляя о вечных аспектах состояния человека. В некоторых его произведениях есть символические элементы с явными аллегорическими коннотациями. Тщательно выстроенные и наполненные смыслом, картины Вермеера интригуют и очаровывают зрителей на протяжении веков.

Известные картины Яна Вермеера: «Девушка с жемчужной серёжкой», «Молочница», «Женщина, держащая весы», «Урок музыки», «Мастерская художника (Аллегория живописи)», «Вид Дельфта«

Загадочный Янис

О культурной, социальной и политической ситуации в Дельфте XVII века известно много, а вот письменных свидетельств об одном из самых знаменитых художников города почти не сохранилось. Нет документов о его воспитании и ученичестве или деталей заказов, которые он получал. Большинство известных нам записей, где фигурирует Вермеер, относятся к его семье.

Своего второго ребёнка и первого сына Яна (Яниса) супруги Рейнир Янс и Дигна Балтенс крестили в Новой церкви (Ньиве керк) на главной площади Дельфта 31 октября 1632 года. Ткач Рейнир, изготовлявший тонкую атласную ткань под названием «caffa», был также членом городской Гильдии святого Луки как торговец произведениями искусства. Этим он занимался, по-видимому, на арендуемом постоялом дворе.

К 1641 году отец Вермеера стал достаточно преуспевающим, чтобы приобрести большой дом с постоялым двором «Мехелен» на Рыночной площади, где продолжил и куплю-продажу картин.

Всё дело Ян унаследовал после смерти родителя в 1652 году.

К тому времени 20-летний юноша уже избрал карьеру живописца, поскольку лишь год спустя, 29 декабря 1653-го, был зарегистрирован в Гильдии святого Луки в качестве мастера-художника.

Но имена учителей Вермеера, период ученичества (который должен был начаться в конце 1640 года), а также город или города, где оно проходило, остаются тайной.

Никакие письменные источники не указывают, выезжал ли он за пределы Нидерландов — в Италию, Францию или Фландрию, — чтобы познакомиться с разными художественными традициями.

Вероятность путешествий не исключена, но документы об этом, как и о многом другом, отсутствуют.

Тёща моя…

Особого упоминания заслуживает тёща живописца Мария Тинс. Традиционное представление о том, что она сопротивлялась браку своей дочери Катарины Болнес с Вермеером в апреле 1653 года, кажутся не совсем верными. Судя по всему, с художником у неё были близкие отношения. До брака он обратился в католичество, почти наверняка следуя пожеланиям будущей родственницы.

Мария Тинс владела скромной коллекцией картин утрехтской школы, которую унаследовала от своих родителей.

Одна из этих работ, «Сводня» Дирка ван Бабюрена, есть на заднем плане как минимум двух полотен Вермеера — «Концерт» и «Дама, сидящая за вирджиналем».

Другая, «Милосердие римлянки» (или «Отцелюбие римлянки»), видна в правой части «Урока музыки». Что хотел сказать художник, включив их в контекст своих произведений, можно лишь предполагать.

Читайте также:  Портрет историка ключевского в.о., леонид осипович пастернак

Собрание Марии Тинс может объяснить характер ранних произведений Вермеера (1, 2, 3), которые далеки от стилистических традиций Дельфта.

Видимо, в период становления живописца мало интересовало не особо динамичное художественное сообщество города.

Помимо работ из коллекции тёщи он мог вдохновляться произведениями коллег из Амстердама, а также Италии и Фландрии. Возможно, Вермеер видел их во время ученических поездок или в галерее отца.

Мало информации и о взаимоотношениях мастера с другими художниками. Мы знаем, что главным свидетелем на свадьбе Вермеера был Леонард Брамер, а вторую подпись на брачном договоре поставил Герард Терборх. Но их последующие контакты не подтверждены. Затем Арнольд Бон назвал Вермеера преемником Карела Фабрициуса в живописи, но ничего не известно о точках соприкосновения между ними.

Нет и документов, связывающих Вермеера с Яном Стеном и Питером де Хохом, которые работали в Делфте в 1650-х. Наконец, никакие записи не указывают на то, что Вермеер когда-либо встречался с живописцами из других городов, например, Николасом Масом из Дордрехта, Францем ван Мирисом Старшим и Габриелем Метсю из Лейдена и Амстердама.

Богатство и банкротство

К 1660-м годам Вермеер завоевал репутацию серьёзного и новаторского художника. В 1662 — 1663 годах его избрали одним из руководителей Гильдии святого Луки. Тогда же французский путешественник Бальтазар де Монконис отметил, что его картины чрезмерно дороги. В 1664 году картины Вермеера упоминаются в Гааге — важный признак того, что интерес к его творчеству переместился за пределы родного города. В 1671 — 1672 годах художник снова был избран главой Гильдии святого Луки в Дельфте, а в мае 1672-го приглашён в Гаагу как эксперт по итальянским картинам. Последний факт, пожалуй, самый примечательный и наводящий на размышления из известных искусствоведам.

Несмотря на своё уважаемое положение в художественных кругах Дельфта, Вермеер стал жертвой экономической катастрофы после вторжения Франции в Нидерланды в 1672 году.

Живописец умер три года спустя, оставив жену и десять несовершеннолетних детей с огромными долгами.

Через пару лет его вдова жаловалась в ходатайстве: «…во время разрушительной и затяжной войны [Вермеер] не только не смог продать ни одно из своих произведений, но и в ущерб себе не расстался с картинами других мастеров, с которыми имел дело».

Самой Катарине Болнес пришлось отдать две работы мужа пекарю в счёт уплаты огромного долга в 600 гульденов. Судя по описаниям, сейчас эти полотна известны нам под названиями «Гитаристка» и «Дама, пишущая письмо, и её служанка».

Но, вместе с тем, вдова и её мать отчаянно боролись против продажи «Аллегории живописи» на открытом аукционе в Гильдии святого Луки. К сожалению, их усилия не увенчались успехом. Примерно 130 лет спустя автором этой картины считали Питера де Хоха.

Взаимоотношения Вермеера с этим художником стоит рассмотреть отдельно.

Вермеер — де Хох

Несмотря на отсутствие документов о связи Яна Вермеера и Питера де Хоха, нет сомнений, что оба художника знали друг друга. Параллели между их работами конца 1650-х годов очевидны. Мало того, у них одновременно произошли изменения в стиле. Вермеер отказался от библейских и мифологических сцен в пользу жанра и городских пейзажей. А де Хох, который в родном Роттердаме специализировался на взаимоотношениях персонажей в казармах или тавернах, в Дельфте стал интересоваться интерьерами и внутренними дворами. Главными в его картинах стали солнечный свет и перспектива, а также изображение текстур.

Каждый художник по-своему продемонстрировал, насколько эффективно элементы архитектуры и фигуры из повседневной жизни могут соединяться для создания нового видения реальности.

Ни одна картина Вермеера того периода не датирована, а потому нельзя точно сказать, был ли «ведущий» и «ведомый» в паре Вермеер — де Хох или они пришли к своим стилям одновременно. После смерти обоих слава «сфинкса из Дельфта» угасла, и многие его работы приписывались де Хоху, который ценился выше.

И хотя теперь Вермеер кажется нам более новаторским, стоит признать, что на протяжении всей своей карьеры он черпал вдохновение в работах коллег.

Его собственная гениальность заключалась в способности превзойти эти источники, благодаря особому чувству композиции и умению придать особое настроение как историческим, так и жанровым полотнам.

Формула настроения

С самого начала карьеры Вермеер предпочитал передавать спокойные, задумчивые моменты, которые подчёркивают медитативную сторону жизни. Его техника в ранних религиозных и мифологических работах относительно свободна и смела. И хотя он усовершенствовал и усложнил её в более поздних жанровых сценах и городских пейзажах, навсегда сохранил способность внушить зрителю настроение, а не просто описывать форму и текстуру. Его «формула» включала три компонента: перспективу, цвет и свет.

Начав изображать сцены повседневной жизни, Вермеер использовал перспективу в качестве основного композиционного инструмента построения реалистичной обстановки. Например, в «Спящей девушке» перспектива создаёт иллюзию уходящего в глубину пространства. В то же время линия горизонта расположена довольно высоко, что вызывает у зрителя чувство меланхолии.

Художник прибегал и другим средствам для передачи подобия трёхмерной реальности. Например, часто размещал на переднем плане своих картин стул или стол, создавая барьер между персонажами и зрителем. В «Женщине с лютней» такой приём не только даёт ощущение глубины, но и усиливает атмосферу уединения, которая пронизывает сцену.

Поражает способность Вермеера передавать свет, проникающий сквозь виражное окно, как в «Молодой женщине с кувшином воды», а также изображать широкий спектр текстур — от полупрозрачного жемчуга до грубых черепиц на крышах Дельфта.

Не менее примечательна его тонкая чувствительность к цвету.

Вермеер не только использовал лучшие доступные пигменты, придающие картинам светимость (например, натуральный ультрамарин и тот, что сейчас называется «жёлтый старых мастеров»). Он также понимал оптические характеристики цвета.

Например, в «Женщине, держащей весы», художник тонко наложил синий слой на красновато-коричневый, тем самым добавив внутреннюю теплоту обычно холодному голубому тону.

Однако Вермеер не копировал реальность один в один. Он часто менял масштаб и форму объектов в угоду композиции. Так, огромная картина «Обретение Моисея» позади дамы, пишущей письмо, появляется и в «Астрономе», но в гораздо меньших масштабах. Меняет размер и настенная карта на полотнах «Дама в голубом, читающая письмо» и «Молодая женщина с кувшином воды».

Для достижения композиционного баланса художник даже искажал объекты. Так, в работе «Женщина, держащая весы» нижняя часть рамы «Страшного суда» заметно выше с левой стороны, чем за спиной героини.

Вермеер манипулировал и светом, чтобы продлить момент, минимизируя переходные эффекты теней.

В «Уроке музыки» и «Женщине, читающей письмо» он заливает светом стены, которые на деле должны частично находиться в тени.

Вермеер и камера-обскура

В камере-обскуре сфокусированные лучи света, проходя сквозь маленькое отверстие, создают перевёрнутое изображение на экране. Многие устройства представляли собой буквально затемнённые комнаты с единственным просветом. К середине XVIII века портативные приборы с линзами и фокусирующими трубками позволяли получать более или менее чёткие изображения объектов с разных расстояний.

Многим художникам камера-обскура открыла новые выразительные возможности. В период создания телескопа и микроскопа это оптическое устройство стало «привычно всем». Оно давало не только прекрасное изображение, но и понимание основных законов природы.

Интерес Вермеера к камере-обскуре и её роль в его рабочем процессе — чрезвычайно сложная тема.

Устройство не оставляет физических следов, и доказать, что живописец использовал его можно лишь путём сопоставления оптических характеристик в работах.

Наиболее очевидные из них — «Вид Дельфта», «Девушка в красной шляпе», «Кружевница» и та же «Аллегория живописи». Вероятно, он применял её для создания и других композиций.

Однако Вермеер постоянно модифицировал оптические эффекты в своих картинах, и это говорит о том, что он не слепо следовал камере. А, значит, остаются без ответа несколько интригующих вопросов.

Например, закреплял ли художник с помощью обскуры свои стилистические находки или же эффекты оптического устройства поощряли его искать новые направления? Как Вермеер реагировал на обскуру на разных этапах своей карьеры? Похоже, для мастера, с одной стороны, это был инструмент для выявления оптических эффектов света и цвета в дополнение к законам перспективы. А, с другой, давал возможность выразить фундаментальные концепции, присущие его искусству.

Аллегория славы

24 февраля 1676 года вдова Вермеера Катарина Болнес передала своей матери Марии Тинс права на «шедевр покойного мужа, изображавший «Аллегорию живописи»», чтобы работа не досталась кредиторам. Однако год спустя этот персональный манифест художника всё же был выставлен на торги. Невозможно выяснить, что происходило с полотном, пока в 1813 году оно не появилось в коллекции Иоганна Рудольфа, графа Чернина. Он купил картину за символическую сумму у изготовителя сёдел в Вене, не подозревая, что приобретает самую известную работу великого мастера из Дельфта. Аристократ думал, что это картина Питера де Хоха, чьи произведения тогда стоили намного больше. Лишь осенью 1860 года директор Берлинского музея Густав Вааген признал «Аллегорию живописи» подлинником Вермеера.

История этой картины отражает репутацию её автора: после смерти он короткое время был известен в XVII веке, находился на грани забвения в XVIII столетии и был вновь открыт в XIX.

В XX веке Вермеер получил статус суперзвезды. Тем не менее, говорить о художнике, как о «недопонятом гении» в корне неверно.

Его творчество ценилось постоянно, просто доказательства этого приходится собирать по крупицам.

Источник: https://artchive.ru/artists/11658~Jan_Vermeer

Ян Вермеер. Гений или умелый пользователь камеры-обскуры?

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665 г. Маурицхейс, Гаага

В 2003 году на экраны вышел чудесный фильм “Девушка с жемчужной серёжкой”. Это трогательная история любви служанки (Скарлетт Йоханссон) и голландского художника Яна Вермеера (Кёлин Фёрт).

Сценарист смело добавляет в сюжет события, эмоции, не придерживаясь автобиографических сведений. Почему?

Да потому, что их просто нет!

Яна Вермеера называют «делфтским сфинксом». Так как историю его жизни мы досконально никогда не узнаем. И лишь картины позволяют почерпнуть хоть какие-то сведения.

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми, содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для 17 века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4-6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.

Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце 19 века его знаменитая “Девушка с жемчужной серёжкой” была куплена за 2,5 гульдена (в наше время – это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более, чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в 20 веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом, Гойей, Веласкесом. Почему же?

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры – зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр. В этом жанре работало немало художников в Голландии 17 века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Вот например, “Женщина с весами” Вермеера.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

А это “Женщина с весами” другого голландского художника Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.

Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664 г. Старая национальная галерея, Берлин

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно. Из небольшого окна у потолка. Расставляя тонкие акценты. Насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать “бытовым” жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.

Герард Терборх. Письмо. 1660-1662 гг. Королевская коллекция, Лондон

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения “Девушка с письмом” Вермеера.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний. И в отражении оконного стекла перед нами уже не молодая девица, а серая старуха.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно. Разбиваясь на мелкие мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Возможно, он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применяя чистейший ультрамарин и краплак. Став примером в смелости цветовых решений для многих художников 19-20 веков.

Взять хотя бы его знаменитую “Молочницу”.

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660 гг. Государственный музей, Амстердам

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

Читайте также:  «мадонна с младенцем», джотто ди бондоне — описание картины

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Девушка с жемчужной серёжкой

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665 г. Маурицхейс, Гаага

Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера. “Девушке с жемчужной серёжкой”.

Вермеер написал обыкновенную для тех времён “трони”. Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.

Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665 г. Художественно-исторический музей в Женеве

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника. Который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера – это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того, чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества 17 века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии. Которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая – непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер очевидно девочку любил. Не приукрасив ее, но и написав с особой нежностью. Подчеркнув озорство в ее глазах.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине “Девушка, пишущая письмо”. Ее лицо как будто покрыто дымкой. Скорее всего, оно просто не попало в фокус.

Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665 г. Национальная галерея Вашингтона

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь камерой-обскурой, теми же зеркалами и красками, что и Вермеер, он создал копию картины мастера, “Урок музыки”.

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.

Тим Дженисон. Урок музыки. 2007 г.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95%, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое – тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А саму картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.

Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665 гг. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон

На мой взгляд, удалось. Но это не умоляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие художники. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника из 15 века Яна Ван Эйка.

Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434 г. Лондонская национальная галерея

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной его картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/yan-vermeer/

Художник Ян Вермеер (Jan Vermeer) : биография, картины

Дама у вирджинала и кавалер

Вермеер (Вермер), Ян (Vermeer, Jan) (1632–1675), – выдающийся нидерландский живописец , мастер бытовой живописи и жанрового портрета, символически олицетворяющих Голландию «золотого» 17 в. Вермеер — крупнейший представитель дельфтской школы. Родился художник в семье торговца шелком и картинами. Искусствоведами считается, что сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса.

О творчестве Яна Вермеера

Середина XVII столетия — новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы.

Творчество некоторых жанристов поднимается над занимательным изображением быта и достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода.

Особенно ярко этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера, одного из представителей так называемой «дельфтской школы».

Вермеер — одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства XVII столетия. Этот художник, будучи при жизни известным и ценимым мастером, оказался совершенно забытым уже на рубеже XVIII века.

Возрождением к новой жизни Вермеер «обязан» французскому критику Торе-Бюрже, который не только извлек из забвения имя мастера, но и дал основные характеристики его творчества. Уже к концу XIX века популярность «Дельфтского сфинкса», как называл Вермеера Торе-Бюрже, достигла необычайной высоты.

Вермеер был признан великим живописцем. Его имя стало упоминаться наравне с Рембрандтом и Хальсом.

Тем не менее, знаем мы об этом художнике не очень много. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. Следующий факт жизни художника, подтвержденный документально, — его женитьба в 1653 году.

При этом Вермеер, видимо, перешел из лютеранской церкви в католическую. В этом же году он вступил в живописную гильдию св. Луки, где его несколько раз выбирали деканом.

По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь одна его поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступал в роли эксперта при покупке итальянских картин.

Судя по некоторым финансовым документам, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался, выражаясь современным языком, «для себя». Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).

Уже современники ценили его картины. Есть свидетельство одного французского путешественника, который, побывав в Дельфте, записал, что видел одну картину Вермеера ценой в 600 гульденов (цена для того времени огромная). Тем удивительнее, что Вермеер был так быстро забыт.

Видимо, он совершенно не гнался за славой и был хорошо известен лишь в кругах знатоков искусства.

О личности самого мастера больше всего сведений, пожалуй, можно почерпнуть непосредственно из его картин. Хотя и тут есть непреодолимые сложности: Вермеер почти никогда не датировал свои произведения. Поэтому определить его стилевую эволюцию трудно.

Ранние произведения художника имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения.

Точнее будет сказать, что он воспринял многие принципы художественной системы Ренессанса через предшествующие и современные ему живописные направления—романизм и караваджизм.

Но мастер проник в суть итальянского искусства глубже, чем это смогли сделать многие его предшественники. Стремление к высшей упорядоченности всех элементов композиции, классическая построенность стали для Вермеера основными художественными приемами.

Одной из первых вещей подобного рода — дрезденской картине «У сводни» — далеко, однако, до строгости. Ее фривольный сюжет живо напоминает живопись утрехтских караваджистов. Но есть и существенные отличия. У Вермеера нет ни малейшего следа вульгарности или гротеска.

Художник сознательно облагораживает образы. Психологическая ситуация, возникающая в картине, захватывает зрителя, активно привлекает его внимание.

Поэтому полотно «У сводни» можно назвать самой «караваджистской» из всех вещей Вермеера, самой чувственной и самой патетической.

Творческой зрелости Вермеер достигает очень рано. Уже во второй половине 50-х годов XVII века, то есть после своего двадцатипятилетия, художник окончательно определяется в своих интересах, отдав предпочтение бытовому жанру. Его излюбленным мотивом становятся тихие строгие интерьеры с несколькими фигурами беседующих персонажей.

Ряд произведений этого времени можно объединить по формальным признакам в одну группу. Это, прежде всего «Девушка с письмом» из Дрездена, амстердамская «Служанка с кувшином молока», а также несколько женских образов.

Кажется, что эти интерьеры написаны с натуры в одном и том же доме. Похожи окна с цветными витражами или узорными металлическими переплетами, столы, накрытые коврами, географические карты на стенах.

Напоминают друг друга даже изображенные художником женщины — госпожа и служанка. Они переходят из картины в картину, как бы перемещаясь из одной комнаты в другую в процессе своих каждодневных дел.

Их образы обладают особой, вермееровской самопогруженностью, внутренней независимостью, отгороженностью от зрительского мира (совершенно противоположное желание завлечь зрителя свойственно картине «У сводни»).

Одна из главных причин столь значительной переориентации Вермеера — во все возрастающем влиянии другого дельфтского живописца, ученика Рембрандта — Кареля Фабрициуса и,4 в связи с этим, все большее приобщение художника к местным живописным традициям.

Вермеер все дальше уходит от внешней экспрессии, от всего показного и поверхностного. Он углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Он стремится выявить и подчеркнуть ее обыденность, простоту.

Именно этим путем Вермеер приходит к высочайшим обобщениям.

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделяет особой светоносностью, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности.

С поистине гениальным мастерством Вермеер моделирует форму одним лишь светом, передавая материальную и сверхматериальную сущность вещей. Тот же свет является для него главным средством создания эмоциональной атмосферы в картине.

Живопись Вермеера, в которой перемежаются чистые локальные цвета и световые точки, напоминает россыпи драгоценных камней. Ей трудно найти аналогии в мировом искусстве.

Другой тип интерьеров, созданных Вермеером, — бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. В них художник расширяет видимое пространство, «дает волю перспективе».

С математической точностью он выстраивает устремляющиеся в глубину силуэты предметов, плоскости стен, четкий геометрический орнамент пола.

Со смелостью подлинного художника он нарушает этот строгий ритм вольно спадающими со стола складками ковра («Дама и кавалер у клавесина») или движением открывающейся гардины («Мастерская художника»). Этим Вермеер добивается ощущения гармонии, уравновешенности.

Ему импонирует радостное и спокойное человеческое бытие. Чтобы передать его ощущение, Вермеер сознательно упрощает сюжет, сводит до минимума рассказ, рассаживает своих героев в спокойных задумчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

В те же годы, когда дух безмятежности и покоя царит в картинах и душе художника, появляются на свет единственные в его творческом наследии два пейзажа (существование третьего подтверждается некоторыми документами, но он нам неизвестен).

Художник изображает свой родной Дельфт. Как показывают исследования, в «Уличке» он запечатлел вид из окна своего собственного дома. Что касается панорамы Дельфта, то и здесь известно место, откуда художник писал свой пейзаж. Подобная работа над пейзажем с натуры была довольно редким явлением для того времени.

«Уличка» — типичный уголок старого голландского города. Мощеные мостовые, выходящие на улицу фасады домов, открытые ворота двориков — все это можно видеть уже на нидерландских картинах XV столетия.

Но теперь пейзаж предстает во всей своей полноте, открывая еще одну грань тихой городской жизни.

Кажется, что стоит только открыть ставни и заглянуть в окна, как мы увидим тех же дам, кавалеров и служанок, что мы видели в жанровых сценах Вермеера.

По отношению к пейзажам Вермеера принято говорить о пленэре. И здесь тоже художник остается, верен традициям старонидерландской живописи, в начале XV века делавшей попытки изображения воздушной перспективы и солнечного света.

Однако сколь далеки эти попытки от того, что с таким блеском удается Вермееру! В панораме Дельфта солнечный свет предстает во всем своем природном разнообразии: в лучах, пробивающихся сквозь облака, в отражениях на воде, в бликующей поверхности мокрых от дождя зданий.

В этом сиянии город не теряет своей реалистичности и остается обителью тех мыслей и чувств, которые выражал своим искусством Ян Вермеер.

Источник: «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1982 г.

Картины Вермеера

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/689-jan-vermeer.html

Ссылка на основную публикацию