Картина «больная девочка», эдвард мунк, 1886

Отчаяние художника Эдварда Мунка приводит к картине «Больная девочка»

Если вы думаете, что самым несчастным художником на свете был Винсент Ван Гог, значит, вы не слыхали об Эдварде Мунке. По сравнению с Мунком, жизнь Ван Гога выглядит сплошным весельем. По крайней мере у Ван Гога было счастливое детство.

Что касается Мунка, странно, как он вообще выжил и, более того, нашел в себе силы трансформировать свои страдания в экспрессивное искусство. Самым известным выражением его горестной тоски стали картина и литография «Крик», вопль, вырвав­шийся из глубин Вселенной.

В конце концов мальчик, не надеявшийся дожить до зрелого возраста, умер восьмидесятилетним стариком, обеспеченным и почитаемым.

Он так и не сумел прогнать своих демонов, но выдавил их, как краску, на холст, оста­вив нам в наследство искусство, пронзительно выражаю­щее человеческую боль.

Эдвард Мунк был сыном Кристиана Мунка, армейского врача, который познакомился и сочетался браком с Лорой- Катериной Бьолстад, когда его полк в 1860-е годы квар­тировал в маленьком норвежском городке Лётене. Там родились первые двое детей: Софи в 1862 году и Эдвард в 1863 году. Через год семья переехала в Христианию (ныне Осло), где на свет появились еще трое детей — Ан- дреас, Лора и Ингер.

Лора-Катерина, вероятно, заболела туберкулезом еще до замужества, и Мунк на всю жизнь запомнил, как она кашляла кровью в платок. Она умерла в 1868 году на гла­зах у Софи и Эдварда. Утрата жены усугубила свойствен­ный Кристиану кальвинистский фатализм, которым он ще­дро делился с детьми.

Мунк так боялся смерти и вечного проклятия, что просыпался ночью в ужасе, думая, что он уже умер, и спрашивал себя: «Я в аду?» Бронхиты и про­студы каждую зиму только добавляли страхов; в тринад­цать лет он начал кашлять кровью.

Он одолел болезнь, но его сестре повезло куда меньше — год спустя Софи умерла от туберкулеза.

 От горестной атмосферы в семье, где постоянные утраты сочетались с суровой бедностью, Мунк спасался, как мог, хотя возможности у него были ограничены. Он находил ра­дость в рисовании; рисовал углем, забравшись на печь.

Но Кристиан, считавший художников развратниками и без­божниками, отправил сына учиться на инженера. Проучив­шись год, Мунк сказал отцу, что хочет стать художником. Несмотря на яростное сопротивление Кристиана, Мунк поступил в Норвежский институт искусств.

Он быстро до­казал свою состоятельность как художник, и, возможно, отец смягчился бы, работай Мунк в традиционной мане­ре, получая стипендии, продавая картины и не нуждаясь в деньгах. Но Мунк связал себя с наиболее радикальным искусством.

Он также подружился с богемной компанией, в которой читали Ницше и оправдывали самоубийство. В 1885 году Мунк уже не мог избавиться от похмелья без утренней дозы алкоголя, и у него был роман с замужней женщиной.

Тогда же он начал работу над своим первым шедевром «Больная девочка», на котором он изобразил свою сестру Софи на смертном одре.

Когда он работал над картиной «больная девочка», слезы текли у него по лицу; под влиянием нахлынувших чувст он взял бутылку с растворителем и плеснул его на холст — на кар­тине образовались потеки краски.

Мунк выставил картину в октябре 1886 года в надежде, что публика оценит ее эмо­циональную глубину. Но его лишь высмеяли.

Больная девочка

Удрученному Мунку негде было искать утешения. Дома недовольный отец молился о спасении его души, а сестра Лора погрузилась в мир фантазий и иллюзий (первые при­знаки шизофрении).

Правда, однажды удача улыбнулась ему: Мунка награ­дили стипендией для поездки в Париж с целью совершен­ствования мастерства, но даже «город света» не утишил его боль. В ноябре 1889 года умер его отец, и Мунк впал в отчаяние. Он записал в своем дневнике: «Я живу с мерт­вецами».

Из книги «Тайная жизнь великих художников». Э. Линди.

Картины Эдварда Мунка

Comments:

Источник: http://www.pavelin.ru/lichnosti/103-munk.html

Эдвард Мунк

С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:

Детство и юность

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.

Эдвард Мунк и его сестра Ингер

Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.

Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм.

Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал.

Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.

Эдвард Мунк

В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере.

В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь.

Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».

Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.

Автопортрет Эдварда Мунка

Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика.

Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми.

Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.

В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

Картина Эдварда Мунка «Больная девочка»

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

Картина Эдварда Мунка «Весна»

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел».

Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Личная жизнь

Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.

В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.

Станислав и Дагни Пшибышевские

В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.

Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк

Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.

До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.

Смерть

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.

Эдвард Мунк на смертном одре

Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

Читайте также:  Портрет княгини е. а. лобановой-ростовской, и. п. аргунов, 1754

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.

Музей Эдварда Мунка

Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.

Картины

  • 1886 — «Больная девушка»
  • 1892 — «Отчаяние»
  • 1893 — «Крик»
  • 1893 — «Смерть в комнате больного»
  • 1894 — «Мадонна»
  • 1894 — «Пепел»
  • 1895 — «Вампир»
  • 1895 — «Ревность»
  • 1896 — «Голос» («Летняя ночь»)
  • 1897 — «Поцелуй»
  • 1900 — «Танец жизни»
  • 1902 — «Четыре возраста в жизни»
  • 1908 — «Автопортрет на фоне голубого неба»
  • 1915 — «У смертного одра» («Лихорадка»)
  • 1919 — «Автопортрет после испанского гриппа»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/65826-edvard-munk.html

Картины Эдварда Мунка

Август Стриндберг — Эдвард МункАвтопортрет — Эдвард МункАвтопортрет I — Эдвард МункАвтопортрет в аду — Эдвард МункАвтопортрет в Бергене — Эдвард МункАвтопортрет в больнице профессора Якобсона — Эдвард МункАвтопортрет под женской маской — Эдвард МункАвтопортрет после испанского гриппа — Эдвард МункАвтопортрет с бутылкой вина — Эдвард МункАвтопортрет с зажженной сигаретой — Эдвард МункАвтопортрет с кистями — Эдвард МункАвтопортрет. Ночной странник — Эдвард МункАдам и Ева — Эдвард МункАльберт Кольман — Эдвард МункАмур и Психея — Эдвард МункБелая ночь — Эдвард МункБерлинскаядевушка — Эдвард МункБольной ребенок — Эдвард МункБольной ребенок II — Эдвард МункВ сторону леса II — Эдвард МункВампир — Эдвард МункВампир II — Эдвард МункВесенний день на улице Карла Йогана — Эдвард МункВесна — Эдвард МункВечер на улице Карла Иоанна — Эдвард МункВид с лодкой в Сен-Клу — Эдвард МункГолгофа — Эдвард МункГолова собаки — Эдвард МункГолос — Эдвард МункГолос (Летняя ночь) — Эдвард МункГраф Гарри Кеслер — Эдвард МункДани Жюель-Пшебышевская — Эдвард МункДевушка и смерть — Эдвард МункДевушка на берегу — Эдвард МункДевушка причесывает волосы — Эдвард МункДевушка разжигает плиту — Эдвард МункДеревья на берегу — Эдвард МункДым поезда — Эдвард МункЖелтое бревно — Эдвард МункЖенщины — Эдвард МункЗа журнальным столиком — Эдвард МункЗа рулеткой — Эдвард МункЗима, Крагеро — Эдвард МункКомната умирающего — Эдвард МункКрасный плющ — Эдвард МункКрик — Эдвард МункКупающиеся мужчины — Эдвард МункКупающийся мужчина — Эдвард МункЛетняя ночь (Ингер не берегу) — Эдвард МункЛунный свет — Эдвард МункЛунный свет на берегу — Эдвард МункМадонна — Эдвард МункМужчина и женщина I — Эдвард МункНочь — Эдвард МункОбнаженная — Эдвард МункОбнаженная I — Эдвард МункПара на побережье — Эдвард МункПарижская обнаженная — Эдвард МункПейзаж. Маридален близ Осло — Эдвард МункПепел — Эдвард МункПепел II — Эдвард МункПисатель Ганс Йегер — Эдвард МункПоловая зрелость — Эдвард МункПортрет Ингер Мунк — Эдвард МункПортрет художника Йенсена Хьелла — Эдвард МункПоцелуй — Эдвард МункПоцелуй IV — Эдвард МункПубличный дом. Для милой Мадель — Эдвард МункРабочие на пути домой — Эдвард МункРабочие на пути домой I — Эдвард МункРевность — Эдвард МункРуки — Эдвард МункСельская улица — Эдвард МункСестра Ингер — Эдвард МункСмерть в комнате больного — Эдвард МункСмерть Марата I — Эдвард МункСнег в переулке — Эдвард МункСолнце — Эдвард МункСтаниславПшебышевский — Эдвард МункСтарая церковь в Акере — Эдвард МункСтроительство зимней студии. Экли — Эдвард МункТаверна в Сен-Клу — Эдвард МункТайна летней ночи — Эдвард МункТанец жизни — Эдвард МункТетя Карен в кресле-качалке — Эдвард МункТревога — Эдвард МункТри стадии женщины (Сфинкс) — Эдвард МункТюрингенский Лес — Эдвард МункУ смертного одра (Лихорадка) — Эдвард МункУбийца — Эдвард МункУлица Лафайет — Эдвард МункУтро — Эдвард МункФридрих Ницше — Эдвард МункХудожник Якоб Братланд — Эдвард МункЦветок боли — Эдвард МункЧетыре возраста в жизни — Эдвард МункЧетыре сына доктора Линда — Эдвард МункЮноша и проститутка — Эдвард МункЮриспруденция — Эдвард Мунк

В 1863 году, в семье Кристиана Мунка, норвежского военного врача, появился на свет известный живописец, теоретик искусства Эдвард Мунк. Когда мальчику было 5 лет, его мать скончалась от туберкулеза. Спустя несколько лет ушла из жизни и его пятнадцатилетняя сестра, охваченная той же болезнью. Эти события наложили отпечаток на дальнейшее творчество художника и его жизнь в целом.

В возрасте 16 лет Эдвард принят в Высшую школу с техническим направлением, однако вскоре он решил сменить техническое обучение на творческое и перевелся в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.

Первым преподавателем в искусстве был скульптор, а немного позже, он стал учеником ныне так же известного живописца Кристиана Крога.

В возрасте 23-х лет Мунку выпадает шанс побывать на восьмой выставке импрессионистов в Париже, которая являлась последней. В этот же период, Мунк создает одну из своих известнейших картин «Больная девочка». Данное произведение явно отражало всю боль перенесенную им в детском возрасте.

Признание его творчества и слава начала постигать Эдварда Мунка в возрасте 70 лет.

Более подробно о таком художнике как Эдвард Мунк можно узнать на странице http://allpainters.ru/munk-jedvard.html

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Картины Эдварда Мунка

Проголосуйте

Источник: http://allpainters.ru/munk-jedvard-01.html

Как смотреть картины Эдварда Мунка

30 июля 2018Искусство

Автор знаменитого «Крика» Эдвард Мунк был человеком нервным: он боялся природы, всю жизнь его самого и его близких преследовала смерть и болезни, а отношения с женщинами приводили художника к депрессии. И, конечно, все это не могло не отражаться в его картинах

Автор Елена Якимович

Мунк и природа

Эдвард Мунк. Крик. 1893 год Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Мунк воспринимал природу как нечто драматичное и опасное: природные явления вызывали у него сильнейшие переживания.

На знаменитой картине «Крик» (на берлинской персональной выставке 1893 года картина носила название «Крик природы») чудовищное существо олицетворяет кричащий закат.

Кроваво-красный заход солнца вызывал у художника ужас и отчаяние, о которых он пишет в знаменитой дневниковой заметке от 22 января 1892 года:

Никакой благодатности Мунк в природе не видел и воспринимал ее как мощную губительную силу.

Что касается людей, то, по словам одного из биографов Мунка, Рольфа Стенерсена, художник считал их не хозяевами природы, но «вол­­­нами духа и материи», способными дематериализо­ваться, приняв другую форму.

Мунк верил в призраков и интересовался спиритизмом, и телесная оболочка была для него условностью: не случайно вокруг фигур на его картинах нередко можно увидеть волнообразные линии, как от камней на воде.

Мунк и смерть

1 / 2

Эдвард Мунк. Смерть в комнате больного. 1893 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

2 / 2

Эдвард Мунк. Больная девочка. 1885–1886 годыNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Семью Мунка преследовали беды: когда ему было пять лет, от туберкулеза умерла его мать, а через десять лет он потерял любимую сестру. Позже другая сестра оказалась в клинике для душевнобольных (1894), а его брат умер в воз­расте 30 лет (1895).

Эти события потрясли Мунка, и в своих работах (начиная с «Больной девочки», написанной в 1885–1886 годах) художник постоянно воз­вращался к темам болезни и потерь.

В его мастерской всегда находился тот же стул, что фигурировал на этой картине (там виден край сиденья), и, по свиде­тель­ству друга Мунка Йенса Тииса, Мунк говорил, что на нем «мы все сидели, болели и умирали», связывая предмет с травматическими событиями.

Кресло с высокой спинкой и гнутыми ручками, изображенное на картине «Смерть в ком­нате больного» (1893), встречается на нескольких картинах мастера (самая известная из них — автопортрет «Больной испанкой» 1919–1920 годов). При этом несчастья были и источником вдохновения: «Без страха и болез­ней моя жизнь была бы лодкой без руля» Цит. по: У. Бишофф. Мунк. М., 2003..

Более оптимистичными его картины стали после лечения в психиатрической клинике Даниэля Якобсона в Копенгагене в 1908–1909 годах, однако прежних напряжения и мощи в них уже не было.

Мунк и женщины

1 / 4

Эдвард Мунк. Вампир (Любовь и боль). 1893 годMunchmuseet

2 / 4

Эдвард Мунк. Ревность. 1895 годBergen Kunstmuseum

3 / 4

Эдвард Мунк. Пепел. 1894 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

4 / 4

Эдвард Мунк. Саломея, или Автопортрет с Евой Мудоччи. 1903 годChristie's

Эдвард Мунк пользовался успехом у женщин, но постоянно ввязывался в ужа­саю­щие любовные истории.

Одна из его муз, Дагни Юль, была настоящей роко­вой женщиной 1890-х годов: творческая непредсказуемая личность, сводив­шая многих с ума (среди ее поклонников был также драматург Август Стриндберг).

Другая — Тулла Ларсен — требовала свадьбы и, как считал Мунк, преследовала художника. Во время одной из ссор, случившейся в 1902 году, он был ранен из пистолета в левую руку — один из пальцев навсегда остался искалеченным.

Этот неудачный роман был одним из факторов, приведших к депрессии, сопровождавшейся параноидальными идеями и алкоголизмом. Во время восьмимесячного лечения в клинике Якобсона Мунк написал очень страшную сказку об Альфе и Омеге.

Омега изменяет Альфе с животными, порождая от них детей, и он убивает ее, после чего гибнет от мести диких зверей.

Такие женщины-губитель­ницы — частые героини его картин («Вампир» из Музея Мунка в Осло, «Ревность» из коллекции Расмуса Мейера в Бергене, «Пепел» из Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло), гравюр («Саломея, или Автопортрет с Евой Мудоччи») и дневниковых записей.

Мунк и его картины

1 / 2

Эдвард Мунк. Расставание. 1894 годMunchmuseet

2 / 2

Эдвард Мунк. Ножная ванна. 1912–1913 годыMunchmuseet

Стенерсен пишет, что свои произведения художник воспринимал как собст­венных детей: рассердившись, он их наказывал.

Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудав­шееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Из-за этого многие работы — например, «Расставание» (1894) — плохо сохранились и нуждаются в реставрации.

По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей мато­вой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Слу­чайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины — как в «Ножной ванне» (1912–1913).

Мунк был неутомимым экспе­римента­тором: он сильно разбавлял масляные краски, добавлял туда мел, использовал яичную темперу, пробовал в качестве связующих веществ казеин и костный клей.

Мунк и луна

1 / 2

Эдвард Мунк. Лунный свет. 1895 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

2 / 2

Эдвард Мунк. Танец жизни. 1899 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лун­ный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. И всегда это изображение только полной луны: художник был убежден, что луна бывает только круглой, и отказывался признавать, что месяц — тоже луна.

На его картинах сияние лунной дорожки на воде напоминает колонну, увенчанную золотым шаром. Некоторые исследователи У. Бишофф. Мунк. М., 2007. не без влияния фрейдизма считают, что это сек­суальный символ: вертикальная лунная полоса — мужчина, а вода и извилистая береговая линия — женщина.

Вполне вероятно, что это так: сцены с любовно-сексуальным подтекстом на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странной колонны-луны.

Источники

  • Бишофф У. Эдвард Мунк. 1863–1944. Картины о жизни и смерти.М., 2003.
  • Нэсс А. Эдвард Мунк. Биография художника.М., 2007.
  • Сельц Ж. Эдвард Мунк.М., 1995.
  • Стенерсен Р. Эдвард Мунк.М., 1972. 
  • Prideaux S. Edvard Munch: Behind the Scream.New Haven; London, 2012.
  • Lathe C. Edvard Munch’s Dramatic Images 1892–1909.Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 46. 1983. 
  • Stein M. Edvard Munch and the Kill-or-Cure Remedy. Analysis of the Ekeley Collection at the Munch Museum.Zeitschrift für Kunsttechnologie und Konservierung. ZKK 28. 2014.
  • Steinberg S., Weiss J. The Art of Edvard Munch and Its Function in His Mental Life.The Psychoanalytic Quarterly. 23 (3). 1954.
  • Wylie Jr., H. W., Wylie M. L. Edvard Munch.American Imago. Vol. 37, No 4. 1980. 

Источник: https://arzamas.academy/mag/570-munk

ТОП-5 картин Эдварда Мунка, о которых знают не все

Содержание:

Норвежский художник Эдвард Мунк известен своим уникальным видением и отображением человеческих эмоций на холсте. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования.

Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире.

Однако в творчестве этого художника есть еще множество не менее символичных и достойных внимания произведений.

«Больная девочка» (1886)

Эта картина стала одной из самых значащих для Мунка, однако на выставке в 1886 году художественные критики разнесли ее в пух и прах. Они обвиняли художника в том, что он насмехается над зрителями, представив на их суд совершенно незаконченную работу. Нужно было ждать половину столетия, чтобы картине наконец-то воздали должное.

На холсте изображена женщина пожилого возраста; она склонилась над постелью, в которой лежит девочка. Женщина держит ее за руку, опустив голову. Девочка смотрит на нее смиренным взглядом, словно предчувствуя свою неизбежную кончину.

Спиной она опирается на белую подушку, которая окружает ее ореолом света. Кожа девочки болезненная, бледная, что хорошо заметно на контрасте с ее ярко-рыжими волосами.

Но даже несмотря на это цветовое пятно, общее впечатление от картины Мунка мрачное.

Художник Эдвард Мунк писал «Больную девочку» с одиннадцатилетней Бетси Нильсен, но основой картины стало трагическое воспоминание из детства художника: смерть его пятнадцатилетней сестры Софи, страдавшей от туберкулеза. Это событие сильно потрясло юного Мунка, который был лишь на год младше сестры. Впоследствии он напишет еще несколько картин с этой девочкой.

«Меланхолия» (1892)

Эта работа является одной из ключевых картин цикла «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

Читайте также:  Утро, клод лоррен, 1666

Здесь Эдвард Мунк изобразил полосу побережья, которая рисует на картине черную диагональ и ведет нас к причалу на заднем плане. На нем стоят три фигуры: двое мужчин в черных одеждах, один из которых держит весла, и женский силуэт в белом платье. У причала их ждет лодка, готовая к тому, чтобы отчалить в любой момент.

На переднем плане изображен еще один мужчина, он повернут к причалу спиной. Его темная голова и опущенные плечи контрастируют с бледным каменистым пляжем, напоминая своими очертаниями лежащие вокруг валуны.

Он подпирает голову ладонью, его брови задумчиво сдвинуты.

Прототипом для этого персонажа послужил друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, у которого была несчастливая любовная связь с женой художника Кристиана Крога.

Пейзаж отражает спокойное, задумчивое настроение этой картины Мунка. Среди цветов, использованных при написании «Меланхолии», преобладают оттенки синего, смягченные вечерним светом пейзажа. Мы наблюдаем здесь символистскую тенденцию к упрощению и стилизации форм и цвета.

«Расставание» (1896)

Говорят, будто Эдвард Мунк написал эту работу, основываясь на собственном опыте неудачной любовной привязанности. Он как бы делит содержание картины надвое: на прошлое и настоящее, на внешний и внутренний мир, на природу и человеческое сознание.

На переднем плане мы видим мужчину с бледным лицом и мрачной мимикой, а в правой части картины – девушку в светлом платье.

Ее лицо не обладает никакими конкретными чертами – оно безлико, словно главный герой не хочет ее вспоминать, а наоборот, желает стереть из своей памяти как можно скорее.

Чтобы пережить болезненное расставание, мужчина в своем сознании пытается превратить возлюбленную в некую часть пейзажа, растворяя в нем прошлые воспоминания.

Правой рукой мужчина держится за грудь: красный цвет, которым выполнены контуры, символизирует кровоточащее, разбитое сердце. А прямо перед ним находится такое же кроваво-красное нечто, похожее на двуглавое существо или растение, олицетворяющее собой двух расстающихся возлюбленных – изображенная субстанция еще выглядит цельной, но неумолимо разрывается на части.

В данной работе Эдвард Мунк применяет три стиля живописи. В стиле модерн, или ар-нуво, изображен потерянный объект любви, для передачи образа главного героя и его страданий используется символизм, а сюрреализм – для изображения самой любовной пары, находящейся в процессе разрыва отношений и боли от расставания.

«Танец жизни» (1900)

На картине изображен летний вечер у моря в Осгордстранде, городке возле Осло. Все побережье заполнено танцующими парами, но особенно выделяются среди них три женщины.

Слева Эдвард Мунк изобразил девушку в белом платье с желтыми узорами, желтым поясом на тонкой талии и такими же золотистыми, пушистыми волосами, собранными в простую девичью прическу. Девушка тянется левой рукой к высокому цветущему растению.

В центре мы видим женщину с распущенными волосами, в длинном красном платье, ниспадающем на траву. Она не одна – танцует с мужчиной. Пара обнимает друг друга, а по выражениям их лиц можно утверждать, что они готовы к поцелую.

Справа на холсте изображена женщина в строгом черном платье. Ее волосы подобраны вверх, руки скрещены внизу, она несколько завистливым взглядом смотрит на танцующую пару в центре. Черты ее лица говорят нам, что она уже немолода.

В этой работе Эдвард Мунк изображает три этапа жизни женщины – не зря ее ключевые фигуры выполнены в таких символических цветах, как белый, красный и черный.

Девушка в белом олицетворяет собой юность, чистоту и непорочность. Она еще не знает любви, но открыта к неизведанному. Женщина в красном – это молодость и зрелость, любовь, страсть и красота.

Женщина же в черном символизирует собой увядание, напрасные надежды и одиночество.

Существует и версия о том, что эта картина, как центральная в цикле «Фриз жизни», изображает жизнь (девушка в белом, тянущаяся к цветку), любовь (женщина в красном, танцующая с любимым) и смерть (мрачная и одинокая женщина в черном).

«Девушки на мосту» (1901)

В сюжете этой работы воплощается любимая тема автора, сочетание жажды жизни и страха смерти.

Мы видим на картине простой провинциальный пейзаж: невысокие дома, окруженные зеленью деревьев, сухую землю местных дорог, спокойную речную гладь, чистое голубое небо.

На мосту, повернувшись спиной к зрителям, стоят три девушки в длинных ярких платьях. Они смотрят на воду под собой, склонив головы, и нам тоже передается их грусть по поводу окончания ясного выходного дня.

Присмотревшись к отражению пейзажа в воде, понимаем, что он изображен не совсем достоверно. Большое дерево сочного зеленого цвета потеряло абсолютно все свои краски, а закатного солнца в отражении и вовсе не стало.

Все это символизирует умирающий городок и его скучную жизнь.

Одна из девушек даже одета в вызывающего цвета платье — красное, другая стоит в таком же красном платке – так они словно бросают вызов спокойствию и умиротворению провинции.

Наброски к этой работе Эдвард Мунк выполнил в одну из своих ежегодных летних поездок в Осгордстранд – там ему согласились немного попозировать местные девочки-школьницы, которых он встретил на мосту.

Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками…»: точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге.

Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов.

Если же по какой-то причине вы с «Криком» Эдварда Мунка не знакомы, рекомендуем срочно исправлять ситуацию и смотреть познавательное видео с описанием этой картины и историей ее создания:

Источник: http://megapoisk.com/edvard-munk-5-kartin-hudozhnika-krome-krika

Картины Эдварда Мунка

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура XX векаОпубликовано 24.11.2017 11:05Просмотров: 503

«В своём искусстве я попытался объяснить себе жизнь и её смысл. Я также попытался помочь другим разъяснить свою жизнь» (Эдвард Мунк).

Эдвард Мунк был одним из первых представителей экспрессионизма. Его творчество оказало значительное влияние на современное искусство. Главные мотивы его произведений – смерть, одиночество, но при этом и жажда жизни.

Объяснение этих противоречий мы находим в словах самого художника: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулёзу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия…

С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?» 

Из биографии художника Э. Мунка (1863-1944)

Эдвард Мунк в своей студииНорвежский художник Эдвард Мунк родился в 1863 г. Его отец был военным врачом. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но бо́льшую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру.

Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Но он поступил в технический колледж, где проявил способности к физике, химии и математике. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.

Творчество

Картины Мунка постепенно стали выставлять. Но не все они принимались художественным сообществом. Например, картина «Больная девочка», на которой он изобразил свою умирающую сестру Софи Мунк, была раскритикована за незавершённость, небрежность и плохую технику.

Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Холст, масло. 119,5 × 118,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом.

Она полулежит, откинувшись на поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье – это тётка Софи и Эдварда, которая взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти матери детей – Лауры.

В комнате полумрак, но лицо девушки ярко освещено или само излучает свет.

Мунк продолжал совершенствовать своё мастерство, бывал в Париже, посещал выставки и музеи, экспериментировал с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.

В декабре 1889 г. умер после инсульта его отец. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны. Он впал в депрессию, замкнулся в себе, перестал посещать уроки живописи, порвал связи с друзьями и заново переосмысли свою жизнь. В дневнике он написал: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…». В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу».

Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Холст, масло. 64,5 × 54 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда, и его недавно умершего отца, и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену.

Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия».

Эдвард Мунк «Меланхолия» (1892). Холст, масло. 64 × 96 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Молодой человек, полный печали, сидит на побережье, подперев голову рукой. Влияние импрессионизма, так ощутимое в картине «Ночь в Сен-Клу», уже отсутствует.

Вдали, на мостках, виднеется фигура девушки в белом платье. Возможно, это и есть источник меланхолического состояния юноши. Герой картины – близкий друг Мунка Яппе Нильсен.
Вернувшись в Норвегию после недолгого пребывания во Франции, он начинает работу над циклом картин «Фриз жизни».

«Фриз жизни»

«Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» – цикл работ Эдварда Мунка, задуманный им с целью отобразить все основные аспекты человеческого бытия. Цикл состоял из 4 разделов:

«Рождение любви»

• «Голос» (1893)• «Красное и белое» (1894)• «Глаза в глаза» (или «Влечение», ок. 1895)• «Танец на берегу» (ок. 1900)• «Поцелуй» (ок. 1892)

• «Мадонна» (1894)

«Расцвет и закат любви»

• «Пепел» (1894)• «Вампир» (1893)• «Танец жизни» (1899-1900)• «Ревность» (1895)• «Сфинкс (Три возраста женщины)» (1893-1895)

• «Меланхолия» (1894-1895)

«Страх жизни»

• «Тревога» (1894)• «Вечер на улице Карла Юхана» (1894)• «Красный плющ» (1898-1900)• «Голгофа» (ок. 1900)

• «Крик» (1893)

«Смерть»

• «У смертного ложа» (Агония) (1895)• «Смерть в комнате больного» (1893)• «Катафалк на Потсдамской площади» (1902)• «Обмен веществ» (1898)

• «Девочка у постели умершей матери» (1893-1899)

Рассмотрим некоторые картины из разных разделов цикла.

Эдвард Мунк «Мадонна» (1894). Холст, масло. Музей Мунка (Осло, Норвегия)Всего Мунк создал пять вариантов картины.

Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Нимб вокруг головы подчёркивает, что это Мадонна. Натурщицей для одной из версий картины была Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка.

Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Холст, масло. 120,5 × 141 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. На его фоне изображены мужчина и женщина. Почти в самом центре картины женщина с распущенными волосами в полурасстёгнутом платье стоит, схватившись за голову.

Фигура мужчины – в самом углу картины. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Его поза выражает подавленность или отчаяние.

В низу полотна тёмная полоса, похожая на поваленное бревно; но в нижнем левом углу эта полоса переходит в более светлую вертикальную полосу, похожую на столб дыма.Картина наполнена мрачным настроением. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Н. И.

Крымова описывает героиню картины так: «В отчаянии вцепилась она руками в свои распущенные волосы… Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему».

Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Она входит в раздел «Страх жизни».

Эдвард Мунк «Крик» (1893). Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина? женщина?) кричит в отчаянии на фоне кроваво-красного неба.

Эта картина является эмблемой экспрессионизма. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Художник этой картиной не даёт никакой надежды на изменение к лучшему.

По поводу источника идеи этой картины сам Мунк в своём дневнике писал так: «Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.

Читайте также:  Страшный суд, фра анджелико

Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура.

Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы.Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г.

Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.

Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г.

Мунк создал 4 версии «Крика», используя различные техники, в том числе маслом.

Эдвард Мунк «Смерть в комнате больного» (1893). Холст, масло. 134,5 x 160 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)Смерть наполнила комнату своим присутствием, хотя зрительно она не изображена. Смерть – в скорбящих людях, в сгорбленных от горя фигурах, во всех деталях интерьера, в тревожных оттенках красного и трауре тёмно-синего…

Стиль этой картины близок к символизму. Как и в этой вот картине, совершенно не требующей никаких пояснений, т.к. смысл её заложен в самом названии.

Эдвард Мунк «Четыре возраста в жизни» (1902). Холст, масло. 130,4×110,4 см

Позднее творчество

«Мунк не бежит от жизни, он обретает внутреннее освобождение, изображая свое собственное заточение, свой ад, которого он не покидает» (Энциклопедия символизма).В 1908 г. Мунк с душевным расстройством попадает в психиатрическую клинику в Копенгагене.

Его стиль постепенно изменяется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами.

Эдвард Мунк «Одинокие» (1935). Холст, масло. 100×130 см
Сюжеты становятся более мирными и обыденными, новые картины изображают рабочих, крестьян, жизнь на природе.

Эдвард Мунк «Жёлтое бревно» (1912). Холст, масло. 29 x 160,5 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)

Одной из самых крупных работ этого периода становится цикл монументальных полотен, украшающих концертный зал Университета Осло.

Картины Мунка в концертном зале Университета ОслоВ 1916 г. художник приобрёл виллу Экелю недалеко от Осло, где прожил всю оставшуюся жизнь. Здесь он занимался сельским хозяйством.В 1940 г.

Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но поздне́е назвали представителем «дегенеративного искусства».Эдвард Мунк умер в 1944 г.

в возрасте 80 лет.

Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания Музея Мунка, открывшегося в 1963 г.

В Музее Мунка

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-xx-veka/754-kartiny-edvarda-munka

Семён Талейсник: Истоки «фриза жизни» Эдварда Мунка

Как и у каждого гения, считают, что грань между нормой и патологией весьма зыбкая и неустойчивая. Как врач, я с этим положением согласен… Создавая картины на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев.

Семён Талейсник

Это небольшая часть описания моего знакомства с характером и манерой изображения больных людей на холстах художников.

Из почти полусотни найденных в Интернете репродукций картин различных живописцев многих странах, с изображёнными на них больными людьми, я столкнулся с несколько обособленным миром раскрытия этой темы у двух норвежских художников — Эдварда Мунка и Кристиана Крога.

Их взгляды оказались схожими в изображениях интересующих меня персонажей. Я их даже отнёс бы к одной школе по теме трагической и грустной.

Всемирную известность норвежскому художнику Эдварду Мунку, принесла, написанная им в 1893 году картина «Крик» («Отчаяние»).

Это был период его жизни, полный сомнений и разочарований, с наплывом неодолимых горестных воспоминаний и переживаний после случившихся в детстве смертей близких.

Да ещё усугубленный несостоявшейся, кстати, и нежеланной им свадьбы, и обескураживающим розыгрышем его друзей в сговоре с невестой, сообщивших ему, якобы, о её смерти. После ряда ссор и потасовок с виновниками, он попал в психиатрическую клинику на полгода.

Картина «Крик», впоследствии проданная за наибольшую цену (аукцион Sotheby’s — 120 млн долларов, 2 мая 1912 года), потраченных покупателями на всех аукционах, и по сей день, вызывает разноречивые суждения и отголоски. Но это история более поздняя, чем тема рисунков Мунка, которая меня заинтересовала.

Рис 1. «КРИК» 1893, Эвард Мунк. Национальная галерея, Осло

Это полотно, по словам художника, входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти»… Вот, что он сказал о непосредственном поводе к созданию картины:

«Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы — солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет — и меня охватило чувство меланхолии.

Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».

Как и у каждого гения, считают, что грань между нормой и патологией весьма зыбкая и неустойчивая. Как врач, я с этим положением согласен… Создавая картины на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев.

В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти, в результате коих он периодически становился пациентом психиатрических отделений.

Однажды он познакомился с незаурядным психиатром доктором Линде, который отнёсся к пациенту с огромным вниманием. Он создал своему пациенту все условия для рисования и фотографирования в клинике. Художник любил снимать себя и создал серию автопортретов.

Дружба между врачом и пациентом, благотворно сказалась на здоровье Мунка и легла в основу лечебного направления — арт-терапии, исцеления искусством.

Но первой картиной Эдварда Мунка была картина «Больная девочка», нарисованная им ещё в 1886 году. Поводом для её создания были три пережитые им смерти самых близких ему людей, оставившие глубокий трагический след в душе художника.

Это была смерть от туберкулёза матери, а позднее — его старшей сестры Софии от быстротечной чахотки и вскоре старшего брата Андреаса. Вторая сестра заболела шизофренией. Смерть матери поразила душу ребёнка на пятом году его жизни, а вторая в 14 лет.

Не удивительны душевные и творческие последствия перенесенных смертей. Да и сам художник не отличался богатырским здоровьем.

«Болезнь, безумие и смерть были ангелами у моей колыбели и с тех пор сопровождали меня всю жизнь» — написал впоследствии художник. Возвращаясь к теме смерти, он писал картины или эскизы к ним о больной девочке в 6 или 8 вариантах (по разным источникам).

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Христиана Мунка, который был бессилен в оказании помощи и предотвращения смерти своих жены и детей.

И это бессилие, и отчаяние шагающего из угла в угол, бессмысленно молившегося, врача также зафиксировалось в памяти ребёнка, ставшего живописцем, и изменившим своё отношение к религии.

Он пишет картины, отличающиеся большой жизненной правдой и человечностью, выражающие его трагическое ощущение жизни. Всё чётче и реальнее показывая состояние и отдельные признаки (симптомы) больного человека.

Рис 2. «БОЛЬНАЯ ДЕВОЧКА» (Det syke barn), 1886, Эдвард Мунк (1863 — 1944), Национальная галерея Осло

На, поистине, трагической по сюжету картине, показана тяжело больная рыжеволосая (какой была и сестра Мунка Софи) девушка с изможденным лицом, лежащая в постели с высоко поднятым головным концом её, возможно, из-за затруднённого дыхания.

Более светлое лицо, как бы нарочито освещённое, нежели видимый сумрак комнаты. Выражение бледного лица спокойное, глаза прикрыты или закрыты, что чётко не прорисовано, как и пальцы на безжизненно согнутых кистях рук.

Подле постели видна согбенная фигура матери, опустившей в отчаянии помочь голову, возможно в рыданиях, чтоб не видела дочь…

В череде беспощадной критики и неприятия картины «Больная девочка» из-за отмеченной выше её незавершённости, по мнению многих художников и критиков, некоторые всё же подчёркивали «своеобразие» и «трогательность» работы. Но в то же время отмечали небрежность автора и нежелание совершенствовать технику рисунка.

«Он видит только то, что существенно», говорил его старший коллега и единственный его учитель живописи Кристиан Крог. Вот почему картины Мунка кажутся „незавершенными“. В этом чувствуется влияние экспрессионизма.

Мунк отвергал необходимость подчёркивания деталей.

В портретах он неохотно рисовал пальцы, уши, не чётко показывал женскую грудь, и никогда не показывал ногти, презрительно отзываясь о художниках, «выписывающих ноготки».

Но, как дальше настаивал Крог: «Они завершены, именно завершены — это его (Мунка) оригинальные завершённые работы. Произведение искусства завершено тогда, когда автор откровенно выразил все, что у него на душе…»

Рис 3. «ВЕСНА» (1889 г.) Эдвард Мунк

Даже позднее, уже в 1889 году в картине «Весна» он снова возвращается к этой болезненной для него теме и рисует порыв весеннего ветра в окне комнаты, где как паруса надуваются занавески и пробиваются лучи солнечного света, как провозвестники возможного выздоровления.

Но фигура и измученное болезнью лицо сидящей на кресле больной девушки, опирающейся на высокую его спинку, столь трагичны, что оптимизма в сюжете, говорящем скорее об угасании жизни, заметить невозможно. Всё плохо и безнадёжно выражает обречённый взгляд больной в никуда.

Об этом свидетельствуют и беспомощная поза, и беспокойное выражение лица матери, сидящей подле, не знающей к чему приложить руки, чтобы помочь и облегчить страдания дочери.

Следующая картина предшественника, в какой-то мере, учителя, и, уж точно, единомышленника, Эдварда Мунка, норвежского живописца Кристиана Крога, можно считать катализатором картин Мунка о боли, горести и безнадёжности.

При рассматривании нижеследующего, поистине реалистического полотно, Крога, признаки болезни сразу бросаются в глаза зрителю.

Эту картину явно больной девочки, нарисованную в необычном ракурсе с близкого расстоянии, сидящей в кресле-каталке, я нашёл совершенно случайно и неожиданно для себя, знакомясь с обстоятельствами написания картины Мунка того же названия.

Ибо было уже выше сказано, что эта картина Кристиана Крога, была предтечей темы, ставшей личной и для Мунка.

Норвежский живописец, и писатель, будучи главой группы художников-реалистов, позже ставший директором Академии художеств в Осло и председателем Союза норвежских художников, Кристиан Крог, призывал собратьев по кисти сосредоточивать своё внимание и фиксировать взгляд на жизни отдельного человека. Крог был автором многих жанровых картин с тщательно выписанными портретами на них. Что можно увидеть на этом холсте.

Рис 4. «БОЛЬНАЯ ДЕВОЧКА», Кристиан Крог, (1852 — 1925)

Ни у кого из зрителей не возникает даже тени сомнения, что на холсте нарисована тяжело больная девочка. Бросается в глаза резкая (мёртвенная) бледность лица, синюшность век, и особенно кистей рук с землистым оттенком покрывающей их кожи, с плотно и тревожно сомкнутыми ладошками.

Об этом свидетельствует также весь облик как бы обиженной судьбой, огорчённой, если не страдающей от недуга, девочки. Она едва сдерживает слёзы. Покрытое тёплым одеялом тело почти до груди, подложенная под спину подушка свидетельствуют о возможной малоподвижности немощной больной.

Кристиан Крог не мог не заразить Эдварда Мунка больничной темой, тем более, что ряд смертей в семье последнего преследовали его память и сознание постоянно. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без руля» — писал впоследствии Мунк.

К сожалению, в Интернете не представлены репродукции (либо я не смог их найти) картин Мунка «У смертного ложа/Агония», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», которые косвенно могли быть оценены глазами врача в данном исследовании.

После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был изъят, как образец «дегенеративного искусства», и пущен с молотка. Сейчас он находится в «Галерее Тейт» в Лондоне. Однако, сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом».

Так выглядят или мне показались интересными для просмотра глазами врача представленные картины норвежских художников о больных людях.

Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=10508

Ссылка на основную публикацию