Картина густава климта «смерть и жизнь», описание

Женщины капитана Климта // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

Вряд ли кто-то считал, скольким людям на планете нравятся картины Густава Климта. Но цифра должна быть впечатляющей.

Его картины, особенно «Золотой поцелуй», копируют везде: календари, чашки, платья, ювелирные украшения, – в этом смысле он обогнал всех самых известных художников.

Золото, блеск, роскошь, красота – Климт идеально отвечает вкусам и начинающих, и более опытных любителей прекрасного.

Разностороннее дарование Климта, а он как художник умел почти всё, объясняет его воспитание и образование. Он родился в 1862 году в пригороде Вены в семье гравера, с детства помогал отцу, а в 14 лет поступил вместе с братом в Художественно-промышленную школу в Вене.

Там изучил самые различные техники – от живописи до мозаики. Для него вообще не было границ: рисунок, живопись, фрески, роспись ткани – все это он умел делать уже к 18 годам.

Он оказался настолько способным учеником, что стал получать коммерческие заказы, еще будучи студентом.

Первые работы Климта вполне академичны – он в совершенстве владел классическим стилем, которого от него и ждали заказчики. Что было бы, если бы он продолжал придерживаться академического направления? Возможно, мы знали бы другого великого Климта.

Он начал с декоративной росписи павильона минеральной воды в Карлсбаде, потом в компании своего брата Эрнста и их друга Франца Матча расписал четыре театра и один музей. Тогда же получил от императора орден «За заслуги».

Но уже в росписи Бургтеатра Климт отличился от товарищей – изобразил зрительный зал, каким он виден со сцены, и зрителей, в головах которых разыгрывается настоящая драма. Так начался отход от театрально-исторического стиля, популярного в австрийской живописи того времени.

Уход от канонов классики ускорил и конфликт с Министерством культуры, религии и образования. В 1894 году ведомство заказало Климту три панно для актового зала Венского университета, по одной на каждый факультет: медицинский, юридический и философский. Общей идеей должно было стать «торжество света над тьмой».

Полотна «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» были глубоко метафоричны и абсолютно не понравились университету – ни своей «чрезмерной эротичностью», ни «глубокой символичностью». Многие сотрудники университета критиковали их за невразумительность, а тела на картинах называли безобразными.

Художник был настолько оскорблен, он выкупил панно и никогда больше не брался за государственные заказы.

Материальную независимость ему принесли портреты из так называемой «галереи жен». Его женские портреты сочетали фотографическую точность и непривычную мерцающую красоту и нежность – это быстро сделало Климта самым востребованным венским художником.

Заказчиками были еврейские семейства венской буржуазии: сталелитейщик Карл Витгенштейн, текстильный магнат Фриц Вэрндорфер, семьи Книпс и Ледерер. Одной из самых знаменитых картин стала «Дама в золотом», портрет Адели Блох-Бауэр.

Скандал, окруживший эту картину, громкое судебное дело о возвращении ее из галереи наследникам, дальнейшая покупка картины за баснословную сумму Рональдом Лаудером – все это привлекает ничуть не меньше, чем красота и чувственность изображенной модели. Портрет светской дамы и покровительницы искусств стал своего рода светской иконой.

Именно в нем Климт отошел от традиционного трехмерного пространства и стал рисовать двухмерные фигуры, щедро украшенные самыми затейливыми орнаментами. По мнению искусствоведов, это «возвестило начало модерна, молодой культуры, готовой выработать совершенно новые принципы».

Но бесконечно рисуя красавиц-богачек с безмятежными лицами, Климт все больше интересуется совсем другим типом женщин – опасных и завлекательных. Был ли Климт первооткрывателем новой эротики? «Любое искусство эротично», – скажет как-то современник Климта, архитектор Адольф Лоос.

Скорее всего, открытие эротики витало в воздухе, ведь Зигмунд Фрейд разрабатывал свою теорию бессознательного в это же самое время. В своих рисунках Климт изучает границы женской сексуальности и изображает само наслаждение. Женщины на его картинах погружены в мир собственных фантазий подобно пациенткам Фрейда.

Художник понимал женскую сексуальность, что помогало ему изображать не только эротичность обнаженного тела, но и чувства самой натуры. Искусствовед Альберт Элсен пишет: «Его натурщица не позирует… Она выглядит сознающей, что она наедине с мужчиной, глубоко увлеченным ею не как поэтическим образом, а как женщиной».

В Венском обществе откровенные рисунки Климта вызывали бурные дискуссии, да и современным блюстителям нравственности не очень нравятся его рисунки с изображением мастурбации.

Самому Климту приписывают множество романов как с натурщицами, так и с женами его заказчиков. Он, безусловно, был любителем и любимцем женщин и чувствовал их лучше, чем многие его современники.

Слухи о вольных нравах, царивших в его мастерской, подкрепились после его смерти – в суд обратились 14 женщин, утверждавших, что он был отцом их детей.

Сам художник жил всю жизнь с матерью и незамужними сестрами, одна из которых описывала заведенный порядок: «Каждый вечер он ужинал с нами, едва обмолвившись словом, и рано отправлялся в постель. Мы относились с пониманием к его поведению, мы знали, как необходим был ему покой после всех тех волнений и битв, которые окружали его».

В 1887 году Климт объединил вокруг себя группу из 19 художников, решивших порвать с академическим искусством и образовавших движение Венского сецессиона. «Каждому времени – свое искусство, каждому искусству – свою свободу» – вот что было написано над входом в здание Сецессиона, построенное в 1898 году в качестве выставочного зала.

Самую громкую из постоянно проводившихся здесь выставок посвятили в 1902 году Бетховену. Она совмещала все виды искусства: Климт написал фриз на стенах зала, в котором стояла статуя Бетховена, изваянная Максом Клингером, а Густав Малер продирижировал Девятой симфонией Бетховена.

На фризе было изображено стремление человека к счастью и любви, которые достигались соединением искусств. «Ода радости», переложенная на язык живописи и скульптуры, стала одним из выдающихся произведений венского югендстидя – так назывался модерн в Австрии.

Был ли Климт лидером Сецессиона? Был, но лишь какое-то время – он был слишком индивидуален, чтобы состоять в любой организации, и покинул группу в 1905 году.

В это же время уже начался его знаменитый «золотой период». Многие считают, что впервые художник узнал, как использовать золото, когда в детстве наблюдал за работой отца. Работать же с золотом он стал после посещения итальянской Равенны, впечатленный византийскими мозаиками с их позолоченным фоном.

Вершиной «золотого периода» стала картина «Поцелуй», которую знают, видели или любят миллионы людей. Эта «народная любовь» привела к чрезмерной коммерческой эксплуатации образов, созданных Климтом, – они постепенно превратились в коммерческий бренд.

Парадокс, но картины «золотого периода», в которых Климт, скорее всего, даже не пытался вникнуть в глубины подсознания, окружены мистическим ореолом. Возможно, людей просто притягивает золото?

Единственная женщина в жизни Климта, с которой он не расставался, – Эмилия Флеге, художница и модельер. Про их роман ходили слухи и были написаны сотни страниц, но никто так и не знает, была ли их связь физической. Если вспомнить чрезвычайную любвеобильность Климта, поверить в его платонические отношения с женщиной почти невозможно. На озере Аттерзее на вилле Паулик, где Климт с семьей и Эмилией проводили каждое лето, теперь гостиница, и постояльцы всегда просят дать им комнату, где жила знаменитая пара, – никто не верит, что они не были любовниками. Но фактическим результатом совместного летнего отдыха стал все-таки не роман, а почти 50 пейзажей, которые Климт писал исключительно для себя. Необычного квадратного размера, они иногда выглядят образцами великолепных тканей. И действительно, тогда же Климт придумывал эскизы для платьев своей подруги-модельера.

После смерти брата и отца Климт много размышляет не только о любви, но и о смерти. Смерть кутается в темные одежды на знаменитой картине «Смерть и жизнь», обнаженная беременная не замечает смерти на картине «Надежда».

Боялся ли Климт смерти или он видел в ней непременное условие самой жизни? После его кончины в 1918 году в мастерской осталось несколько тысяч рисунков – он всегда делал много набросков, стараясь найти что-то, что удивит и его самого, и других.

Историк искусств Эрнст Гомбрих писал о достижениях венского модерна: «Искусство – область, к которой мы обращаемся, когда хотим испытать потрясение или удивление. Эта потребность возникает у нас потому, что мы чувствуем, как полезно нам время от времени получать подобную здоровую встряску.

Без этого нас поглотила бы рутина, и мы разучились бы приспосабливаться к новым потребностям, которые то и дело возникают у нас в жизни».

Климт оставил после себя только свои работы. Ни дневников, ни воспоминаний, ни писем. Единственный написанный Густавом Климтом текст – это «Комментарий к несуществующему автопортрету»: «Я скорее интересуюсь другими людьми, особенно женщинами, и даже еще больше другими явлениями. Я убежден, что как человек я не очень-то интересен.

Во мне нет ничего особенного, чтобы смотреть на меня. Я художник. Художник, который пишет каждый день с утра до вечера. Фигуры, пейзажи, время от времени – портреты.

Читайте также:  «святая касильда», франсиско де сурбаран — описание картины

Я недостаточно хорошо владею словом, чтобы взяться за рассказ о своей работе… Если вам действительно хочется больше узнать обо мне – как о художнике, разумеется, – посмотрите внимательнее на мои картины, которые расскажут вам обо мне намного лучше, чем я сам».

Источник: https://jewish.ru/ru/stories/reviews/184242/

Густав Климт (1862–1918)

Климт получил образование в Венской школе прикладного искусства. В начале 90-х гг. мастер начал серьезно изучать современное искусство,особенно те явления,которые были противоположны официальному академическому вкусу.

Климта привлекала поэзия, философия и история искусства. Древнегреческая скульптура периода архаики и крито-микенская вазопись произвели на него огромное впечатление и заставили по-другому взглянуть на любимые им античные образы.

Любовь (1895г.)

Прекрасная молодая пара, написанная почти с фотографической точностью, показана в условном пространстве, напоминающем клубящиеся облака. В таинственном тумане проступает несколько женских лиц — девушка, зрелая женщина и безобразная старуха. Эти лица символы страданий и смерти, неизбежно сопутствующие любви. Дерзкое сочетание натурализма и аллегории придаёт ему особую изысканность.

Музыка

На картине изображена аллегория Музыки и статуи сфинкса и силена (олицетворения сил природы, покоренных волшебствоим искусства). Они размещены так, что, несмотря на плоский фон, у зрителя возникает ощущение объемности пространства.

В 1987 г. Климт стал лидером нового союза — венского Сецессиона (от лат *отделение*). Название говорило о нежелании молодых мастеров сотрудничать с академическими организациями. Климт превращается в одного из самых смелых экспериментаторов. Стиль времён расцвета Сецессиона продемонстрирован в полотне *Юдифь* ( 1901).

Согласно ветхозаветной традиции, иудейка Юдифь, обезглавив ассирийского полководца Олоферна, спасла родной город от неприятеля. Климт же придал ей черты *роковой* соблазнительницы.

Этот образ связан с символическим персонажем, названным Климтом *обнаженная истина* — обнаженная женская фигура, олицетворяющая чувственные инстинкты, несущие человеку зло.

Обнаженная истина

Эта истинная женщина, двухметрового роста, выразительная и провокационная в своей наготе, смущала и дразнила венскую публику. Только волос на ее лобке было достаточно, чтобы объявить войну класическому идеалу красоты.

В 1902 г. Климт выполнил грандиозное панно *бетховенский фриз*, посвященной Девятой симфонии Людвига ван Бетховена в интерпретации Рихарда Вагнера. Композиции живописца должны были занять три стены и дать зрительное представление об основных образах симфонии: это страдания человечества, силы зла и символический хор, исполняющий радостный финал.

Тоска по счастью (Деталь) – Молящаяся девочка за страдания слабого человечества,1902

Водяные змеи (1904- 1907)

Три возраста женщины (1905г)

Исполнение, 1905-1909

Гигея ( 1900-1907)

Маковое поле (1907)

Поцелуй ( 1907-1908)

За стилизацию живописи под технику мозаики Климта прозвали *чужестранцем из Византии*. На фоне, напоминающем старинное потемневшее золото, одежды героев и цветы у них под ногами выглядят россыпью драгоценных камней. Фигуры юноши и девушки, написанные в предельно обобщенной манере, словно слиты в единое целое.

Смерть и жизнь (1908-1916)

Позднее творчество Климта отличает напряженность,доходящая до трагизма. В этом полотне отразились потрясение послевоенных лет. Аллегории жизни (клубок переплетеных тел) и смерти (скелет в узорчатом плаще) противостоят друг другу.

Девы (1913)

Источник: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/67726-gustav-klimt-1862-1918

Список картин Густава Климта и их описания с названиями

Густав Климт (1862 – 1918) считался одним из самых противоречивых, но также популярнейших и одаренных художников рубежа XIX – XX веков.

В его творчестве главной темой почти всегда были женские фигуры, которые нередко символизировали человеческие чувства и состояния, такие как надежда, любовь, смерть и другие.

Картины Густава Климта продолжают завораживать и наших современников неоднозначным содержанием и эротической харизмой созданных им женских образов. Сегодня работы этого основоположника австрийского модернизма относятся к категории самой дорогой живописи в мире.

Отражая основные этапы жизни художника, статья ознакомит с особенностями, историей картин Густава Климта и покажет, как его классическая манера постепенно преобразовывалась в совершенно индивидуальный стиль, ставший одним из главных источников последующих современных направлений.

Семья, образование раннее творчество

Он родился в Баумгартене, венском пригороде, в семье гравера Эрнста Климта. Его мать, несостоявшаяся пианистка, родила семерых детей, из которых Густав был вторым. Два его младших брата Эрнст и Георг также стали художниками. Многодетная семья всегда нуждалась в деньгах.

И когда в 1876 году Густав поступил в Kunstgewerbeschule, венскую школу прикладных искусств и ремесел, то предполагалось, что он изучит лишь профессию отца. Но юноша получил стипендию, что позволило ему выбрать специальность «архитектурная живопись» и продолжить обучение до 1883 года.

Его брат Эрнст поступил в ту же школу на год позже Густава, но изучал лишь специальность гравера.

Климт получил качественное консервативное образование, и его ранние работы соответствуют идеалам академизма. Среди картин 1879 – 1880 года сохранились его творческие исследования в стиле историзма. По технике и сюжетным мотивам эти работы демонстрируют тонкую детализацию и сходство с работами его соученика и коллеги Франца Матча.

К 1880 году Франц Матч, Густав и его брат Эрнст зарегистрировали сообщество художников Künstler-Compagnie с рабочей студией на Йозефштедтер-штрассе в Леманне. Компания начала получать заказы на оформление общественных зданий. Среди прочего группа разрабатывала занавесы и потолочные картины для театров в Райхенберге, Гермесвилле, Карлсбаде и Фиуме в 1885 году.

В новом здании венского «Бургтеатра» в 1886-1888 гг. друзья создали потолочные фрески и междуколонные картины, мозаичное панно. В 1891 – 1892 годах оформляли фресками Художественно-исторический музей Вены, и также замок Пелеш в Румынии.

После того как младший брат художника Георг Климт в 1888 году достиг совершеннолетия, Густав на год отправляется в творческое путешествие в Краков, Триест, Венецию и Мюнхен.

В 1888 году Климт императором Австрии награжден «Золотым орденом за заслуги». Так были отмечены фрески, написанные художником для венского «Бургтеатра». После этого Климт стал почетным членом Мюнхенского и Венского университетов.

Авторский стиль 1880 – 1990 годов

Монументальные работы Климта 1886 – 1891 годов для «Бургтеатра» и венского Художественно-исторического музея отражают присущее художнику на этом этапе античное направление и академический стиль.

В работах прослеживается аналогия с творчеством британского художника Лоуренса Алма-Тадема. «Аллегории и эмблемы» — одна из успешных фресковых серий Густава Климта, разработанная в тот период.

Все фрески, как и живопись того периода, тщательно детализирована и прорисована.

Из картин Густава Климта масляный холст «Сапфо» (1888-1890 гг.; 39 см × 31,6 см) можно привести как типичный пример сюжетов и техники раннего творческого этапа художника.

Изображение древнегреческой поэтессы на фоне природы и античной архитектуры отражает влияние прерафаэлитов и мечтательную литературную символику Моро.

Подобная композиция у Климта, построенная по консервативно-классическим канонам, присутствует в его монументальной живописи для «Бургтеатра».

Работы 1880 – 1990 годов

В этот период Климт больше занимался по своей непосредственной специальности, архитектурной живописи. Однако если компания Künstler-Compagnie была зарегистрирована по улице Йозефштадте 8, то Климт на той же улице снимал напротив театра садовый павильон для собственной студии, где написал немало работ. Из наиболее известных произведений произведений этого периода следует назвать:

  1. Потолочные картины для Венского университета.
  2. Мозаику Palais Stoclet в Брюсселе.
  3. Fable (1883).
  4. «Идиллии» (1884).
  5. Фрески в «Бургтеатре» Вены (1886 – 1888).
  6. «Аллегорию скульптуры» (1889).
  7. Портрет Джозефа Пембауэра, пианиста и учителя (1890).
  8. «Древняя Греция II» («Девочка из Танагры») (1890 – 1891).

1891 – 1900 годы, Венский Сецессион

В 1891 году Климт стал членом кооператива венских художников при Künstlerhaus, выставочном здании в центре Вены. В 1892 году в июле умер его отец, а через полгода в декабре погиб и брат Эрнст, после чего Густав принял на себя содержание матери и финансовую помощь семье брата.

24 мая 1897 года Климт ушел из Кюнстлерхауса и стал одним из основателей группы Венского Сецессиона, председателем которого был с 1897 по 1899 годы.

Группа состояла из венской молодежи, представляющей разные направления искусства. Объединение не декларировало свой манифест.

Его целью, в противоположность консерватизму Кюнстлерхауса, было создание выставок для молодых прогрессивных художников новых стилей.

Правительство поддержало усилия группы и предоставило аренду на общественных землях для возведения выставочного зала «Сецессиона». Его в 1897 – 1898 годах строил один из членов группы архитектор Йозеф Ольбрич. В 1898 году Сецессион организовал свою первую выставку.

Читайте также:  Скульптура эпохи возрождения: описание и фото

Климт проектировал для здания металлические двери, а для периодического издания группы «Святая Весна» (Ver Sacrum) с 1898 по 1903 годы поставлял множество иллюстраций и шаблонов.

Группа стала основой, на базе которой развился вариант немецкого модерна югендштиля, названного в Австрии венским Сецессионом. Символом группы была Афина Паллада — греческая богиня справедливости, мудрости, искусства.

Радикальную версию ее образа можно увидеть в картинах Густава Климта, написанных в 1898 году. Художник оставался членом Сецессиона до 1908 года.

Творчество 1891 – 1900 годов

С этого периода появляется серия женских портретов: «Молодая женщина в кресле», «Женский портрет», «Девушка у камина», «Девушка в кресле», «Портрет Сони Книпс» и другие. Одни из них прорисованы с фотографической тщательностью, другие больше напоминают манеру импрессионистов. В это же время у художника вырабатывается свой характерный стиль.

Золотой фон присутствовать в нескольких картинах художника. Густав Климт начинает впервые использовать его с середины 1890-х годов.

Мастер был увлечен японским изобразительным искусством, и его работы напоминают творчество Огата Корина, живописца XVII века.

С того времени применение тонкого покрытия драгоценным металлом становится характерным для произведений Климта, особенно в его «Золотой период».

Начало работы «Венского сецессиона» представляет время модерна и, вероятно, является поворотной фазой в творчестве Климта. На его работы тех лет явно повлияли такие признанные художники, как Франц фон Штук и Ян Тороп.

Например, изображение в картинах Густава Климта женских волос напоминает живопись Торопа. «Джудит I», написанная Климтом в 1901 году, кажется, вдохновлена «Грехом» Франца фон Штука.

Положение двух тел в «Водных змеях» Климта соответствует примерно тому, что было у Эдварда Берн-Джонса в 1887 году на картине «Глубины моря».

В конце XIX века появляется, ставший в итоге характерным для творчества Климта, образ женщины, символизирующей «обнаженную истину» (Nuda Veritas). Первое изображение Nuda Veritas Климта было иллюстрацией к мартовскому номеру журнала Ver sacrum. И прототипом для нее, вероятно, послужила собственная «Изида» художника из «Египетских изображений» (Zwickelbild Egypt) 1891 года.

Климт всегда чрезвычайно много работал, постоянно пропадая в мастерской, и его творчество считается одним из самых продуктивных. Вот некоторые наиболее известные картины по номерам Густава Климта написанные в течение десятилетия:

  1. 1895 — 1896 год: «Портрет леди» , «Музыка I», «Любовь», «Скульптура».
  2. 1897 – 1898 год: «Трагедия», «Музыка II», «Афина Паллада», «Текущая вода», «Портрет Сони Книпс», «Кровь рыб».
  3. 1899 год: «Шуберт у фортепиано»; «После дождя», «Нимфы. Серебряные рыбы», «Русалки», «Nuda Veritas», «Портрет Серены Ледерер».
  4. 1899 – 1907 год: «Философия».

В 1894 году австрийское министерство образования Климту поручило исполнить три крупномасштабных полотна для украшения потолка в зале факультета живописи Венского университета. До 1990 года не все картины были готовы.

Первую же работу — «Философия» — университетские профессора подвергли беспощадной критике. При этом «Философия», выставленная Климтом на парижской выставке 1990 года, удостоилась золотой медали.

Художник изобразил обнаженную женскую натуру в аллегорической форме, однако все его работы подобного плана обладают невероятной силой эротизма.

После скандала австрийская общественность еще в меньшей степени была готова к компромиссному восприятию написанных в 1991 году картин Густава Климта с названиями «Медицина» и «Юриспруденция». Признанные порнографическими изображениями, эти работы были жестоко отвергнуты университетскими, политическими, религиозными и культурными кругами.

Все три полотна художник выставлял в «Сецессионе», и относительно их содержания у Климта с Францем Матчем произошли серьезные разногласия. «Теология» Матча была принята преподавательской комиссией и все еще находится в Венском университете.

Журналист Карл Краус в журнале The Torch, защищая университетский отказ от «Философии» Климта, пренебрежительно отметил, что Париж, который импортирует искусство в стиле «goût Juif» (еврейский вкус), безусловно, одобрил бы полотна для храма науки, такого как университет.

После скандала Климт больше не принимал государственные заказы, посвятив себя портретной и пейзажной живописи.

«Медицина»

Все полотна приобрел за 30 000 крон австрийский промышленник Август Ледерер, коллекционер и меценат. Однако работы сгорели в 1945 году во время отступления немецких войск в Нижней Австрии. От проекта осталось несколько отдельных набросков и плохого качества черно-белые снимки.

Фото картины Густава Климта «Медицина» отражает лишь часть монументальной работы. На нем изображена Гигея, которая находилась в нижней центральной части полотна.

Изображение сохранилось благодаря тому, что входило в подборку работ 300 экземпляров художественных альбомов, изданных в 1914 году под личным контролем Климта. Для издания были сфотографированы лучшие произведения художника за период 1893 – 1913 годов.

В тридцати первых экземплярах самые важные литографии вышли цветными. Среди этих изображений сохранился и фрагмент «Медицины», который дает представление о красочной яркости всего произведения.

Творческая фаза, принесшая художнику славу, достаток и наибольшее количество частных заказов, продлилась до начала 1910 годов.

Используя сусальное золото для фона еще с середины 1890 годов, Климт увлекся удивительными возможностями этого материала.

Никакие репродукции картин Густава Климта не передадут все великолепие золотых волос его «Водяных змей», сверкающих украшений и прозрачных складок одежд I и II «Юдифи», драгоценного дождя «Данаи».

Тончайший золотой лист, в отличие от грунта, лака и краски, устойчив к истиранию. Такая подложка создает особый эффект, просвечивая сквозь легкий слой краски. Покрыв золотой фон прозрачным или слегка подцвеченным лаком, можно различными способами получить впечатление многообразных фактур.

Краску, нанесенную по золоту, можно процарапать, стереть, уже высохшей или сырой, частично убрать растворителем, получив при этом интереснейшие эффекты. Нанося драгоценный металл на красочный слой, можно достичь совершенно иных визуальных результатов.

Художник надолго увлекся декоративными свойствами золота (иногда листового серебра) и создал множество захватывающих произведений. Невозможно перечислить созданные за этот период все работы по номерам Густава Климта.

Картина «Поцелуй», «Адель Блох-Бауэр», «Золотые рыбки», оба полотна «Юдифь», «Даная», «Водяные змеи» считаются самыми впечатляющими.

Эта картина 1907 – 1908 годов является не только самой знаменитой, но также знаковой для творчества Климта в такой же степени, что и «Джоконда» для да Винчи. Вся композиция, цветовое и техническое решение создают впечатление, что это полотно — икона пламенной и нежной любви.

Картину «Поцелуй» Густав Климт изобразил на идеальном квадрате холста размером 180 на 180 см. Сплетенные в объятиях мужчина и женина нарисованы у края обрыва, покрытого пестрыми цветами.

Их тела почти полностью покрыты одеждами и заключены в подобие золотого ореола, что еще больше напоминает об иконах. Лицо мужской фигуры скрыто, но возникает соблазн увидеть «Поцелуй» как автобиографическое произведение, в котором художник изобразил себя.

Кто мог оказаться в таком случае прототипом женской фигуры? Эту загадку решают искусствоведы много лет. Оставив недосказанность и некую двусмысленность в изображенных личностях, художник тем самым повышает привлекательность произведения.

В картине «Поцелуй» Густав Климт воплощает не просто субъективное или ситуационное значение, а универсальное, вневременное видение романтической любви.

Произведение было представлено художником на венской выставке Кунстшау в 1908 году. Его сразу приобрело Министерство культуры и образования Австрии. Хранится полотно в галерее Бельведер на родине художника.

«Золотой период» Климта отмечен наибольшим количеством выставок художника по всей Европе, что свидетельствует о его значимости на арт-сцене того времени.

  1. В 1905 году Климт выставил пятнадцать работ в недавно открывшемся берлинском Сецессионе на ежегодной выставке Deutscher Künstlerbund и получил премию Villa Romana.
  2. В 1906 году художник отправился в Бельгию и Англию, а к концу года был назначен почетным членом Королевской баварской академии изящных искусств в Мюнхене.
  3. В 1908 году он выставлялся во Флоренции, затем в Праге и Дрездене.
  4. В 1909 году отправился в Мюнхен, Париж, Мадрид и Толедо.
  5. В 1910 году на IX Венецианском биеннале его работы были приняты с небывалым энтузиазмом.
  6. 1911 год — выставка в Риме (первая премия за картину «Смерть и жизнь»)
  7. 1912 год — снова Дрезден.
  8. 1913 год — Будапешт, Мюнхен и Мангейм
  9. В 1914 году Климт выставляется с австрийской ассоциацией художников в Риме и посещает Брюссель.
  10. В 1916 году совместно с Шиле и Кокошкой участвует в Федеральной выставке Берлина.
  11. В 1912 году Климт стал президентом Федерации австрийских художников.

С 1900 по 1916 год Климт пребывал в основном на вилле летнего курорта на озере Аттерзее в Верхней Австрии. Здесь написано большинство его многочисленных пейзажей. Часть из них, чтобы охватить больший ракурс, написана с очень дальнего расстояния.

Читайте также:  Описание картины «утро в сосновом лесу», шишкин, 1889

И Климт в этих случаях пользовался своим телескопом, разглядывая нюансы цвета и теней среди выбранных деталей ландшафта. Его пейзажи очень объемные, великолепно создают впечатление пространства и воздушной среды. В начале 1910 годов совсем исчезает золото и орнаментальные мотивы в его работах.

Цвет становится главным инструментом художника для передачи идей и чувств.

Картины сегодня

Климт всегда, на каждом творческом этапе, был востребованным художником и никогда не знал недостатка в состоятельных заказчиках. Многие его работы были куплены для музеев, но большинство приобреталось для частных коллекций.

В 2006 году пять картин, принадлежащих наследникам Бернхарда Альтмана, были выставлены в Нью-Йорке на аукционе Christie's и проданы по ошеломляющей стоимости:

  1. Первый портрет Адели Блох-Бауэр , известный как «Золотая Адель», или картина «Женщина в золотом», Густавом Климтом написана в 1907 году. Полотно приобретено за 135 миллионов долларов Рональдом Лаудером для нью-йоркской Новой галереи. В то время это была наиболее высокая цена за картину, сейчас в списке самой дорогой живописи произведение занимает восьмой пункт.
  2. Второй портрет Adele Bloch-Bauer, написанный в 1912, куплен участником торгов за 87,936 млн долларов. На тот момент это была пятая по размеру стоимость за картину в мире.
  3. Bauerngarten (Blumengarten) 1903 года, ушла с аукциона за 33 056 млн. долларов.
  4. Apfelbaum I (1912) продана за 40,336 млн долларов.
  5. Пейзаж «Дома в Унтерах-ам-Аттерзее», написанный около 1916 года, куплен за 31,376 млн долларов.

Климт является одним из важнейших художников периода Арт Нуво в Австрии, а также занимает лидирующие позиции в международном масштабе.

Тем не менее его работы были частично проигнорированы немецкоязычной художественной критикой первой половины XX века или приняты как чистая декоративная живопись. Только позже его статическая символика и орнаментальная абстракция стали признанной тенденцией в развитии современной живописи.

Кроме того, Климт продвигал молодых художников, таких как Эгон Шиле или Оскар Кокошка, таким образом внося еще один важный вклад в прогресс современного искусства.

Источник: https://www.nastroy.net/post/spisok-kartin-gustava-klimta-i-ih-opisaniya-s-nazvaniyami

Климт и Шиле: 10 фактов из жизни двух художников

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит масштабная выставка графических работ австрийских художников Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертина (Вена).

Основоположник венского модерна, поклонник женщин Густав Климт и его ученик, проповедник австрийского экспрессионизма, любитель подростков Эгон Шиле — оба художника исследовали человеческое тело, его природу и красоту. Консервативные современники обвиняли Климта в излишнем эротизме, а Шилле — в распространении порнографии.

Учитель и ученик умерли в один год — в 1918-м, когда Климту было 55 лет, а Шиле — 28. Выставка в ГМИИ продлится до 14 января. «Газета.Ru» рассказывает о художниках, их привычках, жизни и смерти.

Густав Климт. Смерть и жизнь

Климт был совсем не похож на художника: высокий рост, мощная фигура, сильные руки, мешковатая одежда — весь его грубоватый облик напоминал крестьянина. Уроженец венского предместья Баумгартен, Густав был вторым из семи детей в небогатой семье художника-гравера, ювелира Эрнеста Климта и несостоявшегося музыканта Анны Климт.

Учился в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности, писал фрески для театров в Райхенберге, Риеке, Карловых Варах; работал над оформлением здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея.

Почетный член Мюнхенского и Венского университетов, основатель и президент Венского сецессиона.

Климт любил женщин и никогда не был женат. Ему приписывают от 3 до 40 детей — после смерти художника о правах на наследство заявили 14 человек.

Женское тело стало не только объектом страсти художника, но и главной темой его работ. Климт отлично чувствовал женскую природу и с помощью нарядов превращал любую женщину в красавицу.

Его фасоны стали открытием на Венецианской выставке 1910 года.

Современники, со своей стороны, обвиняли художника в провокациях и пренебрежении нормами морали: по их мнению, Климт изображал женщин слишком эротично и откровенно.

На протяжении 27 лет главной музой художника оставалась модельер Эмилия Флеге — он придумывал орнаменты для ее платьев, а она, несмотря на отношения Климта с другими женщинами, была с ним до последних дней.

Густав Климт. Золотая Адель

Портрет любовницы Климта

Портрет жены Фердинанда Блоха, с которой у Климта был роман, художник писал 4 года. За это время он сделал более 100 набросков. Картина «Золотая Адель», известная также как «Австрийская Мона Лиза», стала шедевром, а роман, между тем, угас.

В 2006 году картину приобрел Рональд Лаудер, американский предприниматель и основатель Новой галереи в Нью-Йорке. Цена лота составила рекордную для произведения живописи сумму — 135 млн долларов.

В 2015 году об этой работе был снят фильм «Женщина в золоте».

Густав Климт. Картины для университета

Аллегории Климта

В 1884 году Климт начал большую работу над картинами для потолка актового зала главного здания Венского университета.

Через 6 лет, в 1900 году, он предъявил миру аллегорические «факультетские» полотна: «Философию», «Медицину» и «Юриспруденцию».

Зрители в ответ раскритиковали художника за «порнографическую тематику» — работы так и не появились в университете, оказавшись после всех перипетий в частном собрании. В 1945 году картины погибли в огне пожара во дворце Иммерхоф.

Густав Климт. Обнаженная истина

Истина Климта

Картина «Обнаженная истина» стала вызовом для общества конца XIX века.

Изображенная в полный рост обнаженная рыжеволосая женщина держит в руках зеркало истины, предлагая зрителям, по задумке художника, посмотреть внутрь себя.

Над зеркалом — цитата немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».

Густав Климт. Поцелуй

Гитлер Климта

Адольф Гитлер, увлекавшийся живописью, однажды показал Климту свои работы. Художник отнесся к творчеству будущего фюрера благосклонно, и впоследствии эта встреча спасла картины «еврейского художника» от уничтожения.

Эгон Шиле. Автопортрет в обнаженном виде, гримаса. 1910

Климт и Шиле

Шиле познакомился с Климтом в 17 лет, когда учился в Академии изобразительного искусства. Климт опекал ученика, которого считал «слишком талантливым»: делился своими натурщицами, покупал и обменивал его рисунки. Эгон боготворил учителя и поначалу подражал ему.

Но если работы Климта ругали за излишнюю эротичность, то Шиле напрямую упрекали в распространении детской порнографии.

Художник вызывающе откровенно и детально рисовал неблагополучных подростков, в том числе — девочек, подолгу живших у него в мастерской, а также свою младшую сестру Герту, к которой он испытывал сильные чувства в 16-летнем возрасте.

Первая выставка Шиле прошла в 1908 году в Клостернойбурге (не без участия Климта), в 1909-ом работы художника выставлялись вместе с картинами Мунка, Ван Гога и Матисса в венской Художественной галерее.

Кроме детей Шиле, увлеченный идеями фрейдизма и исследованием природы человека, любил рисовать себя. Известны его многочисленные карикатурные гротескные автопортреты.

Особенное внимание художник уделял кистям рук и жестикуляции — зачастую резкой, нервной и утонченной.

Эгон Шиле. Умирающая мать

Мать Шиле

Сын железнодорожного служащего, Эгон Шиле всю жизнь страдал от потери отца, умершего когда юноше было 15 лет. С матерью у будущего художника отношения не сложились — она отдала сына в семью дяди-опекуна.

Тема смерти присутствовала в творчестве Шиле на протяжении всей жизни, в том числе, в работе «Умирающая мать», которую Эгон написал в 1910 году, когда его мать была жива и здорова. На картине изображена бледная женщина с костлявой рукой и розовощекий ребенок, который отделен от матери черным коконом.

«Портрет Валли» (1912)

Тюрьма Шиле

В 1911 году подругой и моделью художника стала 17-летняя натурщица, бывшая модель Климта Валли Нойциль, а в 1912 году Шиле провел несколько месяцев в тюрьме по обвинению в растлении несовершеннолетней. Там же он создал серию из 13 акварелей и рисунков. К своему заключению художник относился философски и говорил, что чувствует «не вину, а лишь очищение».

Портреты Валли стали самыми заметными работами художника.

Эгон Шиле. Семья

Смерть Шиле

В 1915 году художник расстался с Валери и женился на юной школьнице, дочери слесаря Эдит Хармс, несмотря на протесты семьи девушки. Через три года Эдит умерла от испанки, будучи беременной. В своей последней работе — «Семья» — Шиле изобразил самого себя, жену и их неродившегося ребенка. Через 3 дня художник скончался от того же заболевания. Ему было 28 лет.

gazeta.ru

Источник: http://russiantourism.ru/culture/culture_23582.html

Ссылка на основную публикацию