Картина «лаокоон», эль греко — описание

Лаокоон (Лаокоонт), жрец Аполлона, убитый богами, чтобы не раскрыл секрет троянского коня

8 января 2014 • 4 573 смотр.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Лаокоон (Лаокоонт), греч. — жрец Аполлона в Трое, трагический герой последнего дня троянской войны.

Не сумев овладеть Троей за девять лет силой оружия, ахейцы решили взять ее хитростью.

По предложению Одиссея они построили огромного деревянного коня, спрятали в нем лучших воинов, сожгли свой лагерь и сделали вид, что уплыли на родину.

Однако в открытом море они развернули свои корабли и укрылись за островом Тенедос. Троянцы обнаружили коня и очень ему удивлялись. Пока они спорили, что с ним делать, в кустах был найден связанный грек Синон.

Сцена из фильма «Елена Троянская» (США, 2003 год)

Поверив утверждениям Синона, будто присутствие гигантского коня в Трое сделает город навеки неприступным, троянцы начали дружно ломать стену, так как конь не прошел бы даже в огромные Скейские ворота.

Один только Лаокоон не утратил бдительности. Он утверждал, что врагам нельзя верить, даже когда они приносят дары, и пытался в одиночку разрушить коня своим копьем.

Однако судьба предназначила, что Троя должна пасть, — и боги заставили Лаокоон замолчать.

Место на раскопках Трои, где были убиты Лаокоон и его сыновья (судя по описанию в мифах)

Из безмятежного моря вынырнули две змеи, направились к обоим сыновьям Лаокоона и начали их душить. Лаокоон бросился на помощь детям, но змеи обвились и вокруг него.

Отчаянно напрягая силы, он пытался разомкнуть их смертельное объятие, но змеи были сильнее, они рвали Лаокоон ядовитыми зубами и убили его вместе с сыновьями, а затем скрылись в храме Афины.

Сопоставив увиденное со лживым рассказом Синона, напуганные троянцы могли дать единственное объяснение смерти Лаокоона: богиня Афина отомстила Лаокоону за кощунственное посягательство на священного коня. Они поспешили втащить коня в город и этим обрекли Трою на погибель.

Ночью Синон выпустил спрятанных воинов и обозначил факелом пролом в городской стене, через который ахейское войско вторглось в город и за одну ночь превратило его в груду дымящихся развалин.

Картина по сюжету мифа о Лаокооне (Франческо Хайес, 1812 год)

История Лаокоона относится к числу наиболее известных сюжетов из античной мифологии.

В этом заслуга не Гомера, который в «Одиссее» говорит о «троянском коне» очень кратко, а имя Лаокоона вообще не упоминает и не Софокла, чья трагедия «Лаокоон» вообще не дошла до нас, и, пожалуй, даже не Вергилия, который посвящает ей значительную часть второй книги «Энеиды».

Скорее всего, Лаокоон известен всем благодаря скульптурной группе «Лаокоон», одному из шедевров эллинистической пластики, а еще больше благодаря скоплению загадок вокруг нее. Эта скульптурная группа была обнаружена в 1506 г., когда на холме Эсквилин в Риме начали копать котлован под фундамент здания.

Поскольку скульптура была сильно повреждена, а некоторые части ее вообще отсутствовали, папа Юлий II предложил Микеланджело дополнить ее. Тот отказался, заявив, что «для этого его дарования недостаточно».

Тем не менее кто-то другой решил, что его собственных дарований для этого вполне достаточно; кто это был, мы точно не знаем, но это не так уж важно, поскольку управление Ватиканских музеев давно уже распорядилось убрать эти дополнения. По вопросу о том, кто, где и когда создал эту скульптуру, возникла целая литература.

Сегодня преобладает мнение, что скорее всего ее создали в 1 в. до н. э. родосские скульпторы Агесандр, Афинодор и Полидор, которых упоминает Плиний Старший (имена их были обнаружены также в 1957 г. на обломках статуи «Лаокоон» в Сперлонго, которая примерно в два раза больше ватиканского «Лаокоона»). В Рим она попала, очевидно, в 1 в. н. э., когда родосский сенат подарил ее императору Тиберию в знак своей покорности Риму: этот дар должен был символизировать тщетность сопротивления судьбе.

Сцена из фильма «Одиссей» (Италия, 1997 год)

«Лаокооновская литература», вдохновленная этой статуей, насчитывает сегодня сотни книг, статей и ученых работ. Правда, в большинстве случаев она находится лишь в отдаленной связи с этим мифом, но можно напомнить, что в ее перечень входит, скажем, «Лаокоон» Лессинга, а в списке авторов — такие имена, как Монфокон, Винкельман, Гёте, Шопенгауэр.

Из антики, кроме ватиканского «Лаокоона», которого ежегодно видит более миллиона человек, заслуживает внимания помпейская фреска «Смерть Лаокоона», обнаруженная в 1930 г. в «доме Менандра».

Из произведений европейского искусства назовем картину Эль Греко «Лаокоон» (1610—1614) и одноименную картину Неймегена (2-я пол. 18 в.

), которая находится в Праге, в Национальной галерее: из пластики — «Лаокоон и его сыновья» Де Фриза (1623, в настоящее время в копии в Вальдштейнском саду в Праге) и конечно же замечательную скульптуру Мештровича «Лаокоон наших дней» (1905, Дом-музей в Загребе).

Кирилл Хрусталев «Лаокоон и сыновья», 2010 год

Копия древней скульптурной композиции в питерском Эрмитаже

Картина по сюжету мифа (Эль Греко, 1604-1614 годы)

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник: https://drevniebogi.ru/laokoon-laokoont-zhrets-apollona-ubityiy-bogami-chtobyi-ne-raskryil-sekret-troyanskogo-konya/

Эль Греко. Часть 2

Испанский художник, который учился в Италии, будучи родом из Греции – подобное замысловатое описание свойственно творческому пути только Доменико Теотокопули, известного всем как Эль Греко (что означает просто «грек»).

Эти «кочевания» сформировали абсолютно неповторимую манеру письма и сделали работы Эль Греко легко узнаваемы – только у него можно увидеть эти мистически одухотворенные фигуры, озаренные светом лица, сияющие изнутри краски, смелые линии, композиции, поражающие своей стройностью и живостью, постоянным движением внутри полотна, сравнимое с ураганом.

Эль Греко поступало множество заказов от местной знати и духовенства Толедо. Одним из таких заказов, стал заказ Андреса Нуньеса, священника-настоятеля церкви Сан Томе, прихожанином которой был Эль Греко – алтарный образ «Погребение графа Оргаса» (1586–1588).

В основу сюжета положена легенда: кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас был покровителем церкви Сан Томе, он многое ей пожертвовал и выразил желание быть погребенным именно здесь. В 1312 году, во время похорон свершилось чудо явления двух святых – св.

Августина и св. Стефана, которые спустились чтобы лично предать погребению тело благочестивого графа.

Эта картина принесла громкую славу художнику и размещена в церкви так, что все могли ее видеть – это был особый образ, свет которого озарял и завораживал прихожан, и автором его был Эль Греко.

Художник снова обращается к традиционной ярусной композиции, показывает земной и небесный миры.

В данном случае, Эль Греко проводит параллель с Вознесением (композиции «Вознесения Девы Марии» или «Вознесение Христа» фото) – мертвое тело графа Оргаса находится в нижней, материальной части картины, в то время как душу его, несомую ангелом, уже встречают святые на небесах.

Очень схоже с иконографией «Успения Богородицы», когда Богоматерь покоится на ложе, но ее дух уже оберегает Христос. В этом проявляется связь художника с византийскими художественными корнями.

Композиция выстроена по свойственным художнику итальянским принципам правильной геометричности, все фигуры и формы уравновешены между собой, что несет в себе отголоски рационалистической итальянской живописи.

В нижней части помещается сама церемония погребения, на которой присутствуют святые, священнослужители, выдающиеся представители дворянства Толедо. Важно заметить, что граф Оргас жил в XIV веке, а Эль Греко изображает своих современников, лучших представителей интеллигенции города Толедо.

Дело в том, что это напрямую было связано с заказом настоятеля церкви, который пожелал увидеть собрание достопочтенных людей на картине, почитающих память заслуг графа.

Нужно отметить, что по замыслу художника, происходящую мистерию видят только двое земных персонажей – священник, с удивлением смотрящий вверх, и маленький мальчик, который смотрит на зрителя и совершенно спокойно указывает на погребение, будто обращая на него наше внимание.

Эти две души – искренне верующая и наивно детская – абсолютно чисты, и именно они видят событие, именно они могут подняться к духовному и узреть чудо. К тому же эти персонажи являются некими «связующими» – мальчик вводит зрителя, объединяет внешний мир и картинный, а священник –связывает земную и небесные сферы.

Подобный прием был широко распространен в эпоху Ренессанса в Италии.

Два мира на картине Эль Греко находятся в единении, и особую роль в выражении этой целостности играет свет – он не имеет определенного источника, он не выражает искусственный свет факелов или естественный солнечный.

Это нечто метафизическое, что покрывает персонажей, словно вуаль. Логично сказать, что свет идет от Христа, однако его фигура самая приглушенная.

Таким образом Эль Греко создает метафорическое выражение того божественного света, проистекающего из горнего мира.

«Похороны графа Оргаса» были триумфом, несомненно произвели фурор, казалось, это апогей творчества художника, он сказал все что мог, однако для Эль Греко картина еще не являлась абсолютным воплощением его исканий. Недостаточно полно выражена индивидуальная сила духа, идея человека как Божьего создания еще не была полностью высказана.

В 80-е годы в Испании распространяется мистическая литература, в частности тексты Св. Терезы Авильской и Св. Хуана де ла Круса. Заказчикам очень важно показать свою религиозность, причастность к духовному миру, именно поэтому спиритуализм и маньеристические черты в живописи Эль Греко становятся востребованными как в религиозных сюжетах, образах, так и в светских портретах.

С середины 90-х годов наступает момент, когда Эль Греко с полной силой начинает выражать внутреннее состояние персонажей и полностью одухотворяет материю.

В «Воскресении» 1595 года фигуры парят, словно духи, они лишены веса, это воплощение именно внутреннего состояния.

Эль Греко вновь обращается к излюбленному ярусному делению: в нижней части потрясенные свидетели – стражники, кто-то отпрянул, пал ниц от яркого света и неожиданности, кто-то уже тянется к Христу, который занимает верхнюю половину формата.

Однако если раньше членение было построено более рационально, а связь земного с небесным была более тонкой, передавалась деталями, то теперь два мира откровенно сливаются воедино – земные фигуры заходят в небесную сферу. Одухотворенность уверовавших подчеркивается излишней вытянутостью тел, говорящей о стремлении к Богу.

Тело Христа, как и стражников, атлетичное, пластически вылепленное (итальянская школа всегда остается в основе его духовных изысканий), однако вытянутое, кажется утонченным и хрупким, несмотря на сильные мышцы. Общему движению вверх вторит и сам вертикальный формат, и единственное, что может приостановить этот порыв – полукруглые очертания мандорлы вокруг Христа.

Меняется и палитра художника – от живых, ясных, насыщенных цветов он уходит к холодным приглушенным оттенкам.

Так в «Воскресении» господствуют голубые и серебристые тона, обозначающие иррациональное пространство фона, и голубые, которые образуются в сочетании с ослепительным сиянием фигуры Христа.

Стоит отметить, что усиливаются контрасты, свет и тень будто в постоянной борьбе, как и в душе человека.

Насыщенность динамикой, вытянутые фигуры, неземные оттенки голубого и мистический свет – все это является неотъемлемой частью неповторимого стиля Эль Греко, который он продолжает развивать, усиливая найденные приемы.

Художник с помощью них добивается абсолютной одухотворенности, полностью растворяет материю в трансцендентности.

Однако, нельзя сказать, что он смог бы добиться этого без классической выучки в Италии: чтобы играть анатомией нужно отлично ей владеть, чтобы выразить чувства жестами и движениями нужно научиться их подмечать в натуре, к тому же это итальянские мастера научили Эль Греко глубоко передавать чувства – как радость, так и скорбь. Несомненно, что именно классика в основе, глубокая духовность и желание отобразить ирреальность в полной мере являются двумя составляющими творчества мастера.

Равно как Эль Греко вспоминает классическую школу, так он углубляется в спиритуализм и духовность.

Реальный мир оказывается так же ему подвластным, он может чувствовать и раскрывать его суть не искажая форм, не разрушая материальность, однако внешнее для него никогда не главенствует – для художника важнее взгляд в глубину, поиск характерных черт персонажа, индивидуальных характеристик. Соответственно, поиски художника связаны именно с духовностью – реальной и экстатической.

Читайте также:  «200 однодолларовых купюр», энди уорхол — описание картины

К финалу жизненного и творческого пути Эль Греко продолжает писать и на религиозные сюжеты, и образы святых, и портреты светских заказчиков, но в каждом мазке чувствуется нотка трагичности, печали и одиночества, не покидающие Эль Греко в последние годы. Его персонажи обретают совершенно иррациональные черты, они показаны страдающими, как например в картине 1610–1614 года «Лаокоон» – единственный пример обращения Эль Греко к античному мифологическому сюжету.

Их тела чрезмерно вытянуты, силуэты очерчены вибрирующей волнистой линией, позы неестественные, а лица искажены болью и страданием. Их мучениям соответствует и бушующее небо, которое застилают темные тучи.

Схожее эмоциональное содержание несет работа «Снятие пятой печати» (1610–1614): те же длинные бесплотные фигуры, та же яркая контрастность, все погружено во мрак, среди темноты выявляются яркие желтые, зеленые, красные пятна, все наполнено бесконечным иррациональным движением. На переднем плане фигура Св.

Иоанна Богослова – его пропорции не реалистичны, его фигура чрезмерно вытянута, при том, что он стоит на коленях; пульсирующие острые складки одеяний абсолютно разрушают человеческий силуэт. Эль Греко пишет видение Св.

Иоанна – Апокалипсис, состояние экстаза, показывает святого в молитвенной позе, его руки обращены к небу, в лице выражена скорбь и покаяние за грехи человечества.

Таким образом, можно заключить, что до последних лет творчество Эль Греко всегда имело в основе итальянскую реалистическую школу: это всегда отличное знание анатомии, перспективы и умение показать пространство; он владел приемами композиции и рисунка, его моделировки объемные, он использовал итальянские иконографии, хотел показать человека, таким какой он есть, интерес к его внутреннему миру. С другой стороны, на художника сильное влияние оказывала культура Испании: своеобразное сочетание свободолюбивого темперамента, острое чувство собственного достоинства, и вместе с тем чрезмерная строгость светской и религиозной власти, страх перед Святой Инквизицией. Особое значение имело воздействие философских идей двух страх: если от Италии Эль Греко заимствовал идеи античных философов о гуманизме, увлекался неоплатонизмом, то в Испании это сильнейшее развитие религиозности с обостренной мистичностью: всевозможные видения и экстазы в описаниях святых, где человек не является господином вселенной, но его жизнь всецело подчинена Богу. Именно в сочетании двух течений – итальянская основа в оболочке мистической Испании – позволило Эль Греко создавать свои неповторимые сияющие и мистичные полотна.

Источник: http://beatricemagazine.com/el_greco/

Лаокоон

ПодробностиКатегория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектурыОпубликовано 02.04.2016 14:57Просмотров: 2134

Более правильное название этой знаменитой скульптурной группы – «Лаокоон и его сыновья». 

Эта скульптурная группа находится в ватиканском музее Пио-Клементино. 

Внутренний двор Бельведера
Музей Пио-Клементино – один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан в XVIII в. по поручению папы Климента XIV и Пия VI с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

Скульптурная группа изображает смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Авторы скульптуры – греческие ваятели с Родоса: Агесандр, Полидор и Афинодор. Эта скульптура была найдена в Риме в 1506 г. Она является мраморной копией второй половины I в. до н. э. с бронзового оригинала 200 года до н. э. в Пергаме, который не сохранился. 

Сюжет

Согласно греческой мифологии, Лаокоон (Лаокоонт) был жрецом бога Аполлона в городе Трое.Жрец – служитель. Жрецы занимались изучением природных явлений, совершали культовые обряды. Жрецы очень уважались в обществе, т.к. считалось, что они были посредниками в общении людей с миром богов и духов.

По своему значению жрецы были предшественниками учёных, юристов, врачей, философов и т. д. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жречества стало духовенство. Жречество сохранилось у некоторых первобытных народов Африки, Южной Америки и Океании.Влияние жречества на общества древних цивилизаций было огромно.

Жрецы даже соперничали с официальными властями в своём влиянии на людей.

Троя (или Илион), как мы знаем, – древний город у побережья Эгейского моря. Трою воспел Гомер в своей поэме «Илиада».

Руины ТроиКогда грекам во время троянской войны не удалось взять Трою, они прибегают к хитрости.

По совету Афины, Эпей (сын Панопея) строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, чтобы стать на якоре по ту сторону острова Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи.

Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать.

Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия и что попытка уничтожить коня принесёт Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей.

Жрец Лаокоон предостерегал сограждан не вводить Троянского коня в город. Тогда Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. Но существует и другой миф: богиня Афина помогала врагам Трои. Поэтому она разгневалась за предостережение, которое сделал Лаокоон, и наслала змей, чтобы они задушили Лаокоона и его сыновей. Именно эта драматическая сцена была запечатлена в 50–30 до н.э. на одной из помпейских фресок, а также в мраморной скульптурной группе родосских ваятелей.

Судьба Лаокоона, советовавшего разрушить коня, убедила троянцев в правде слов Синона: так как городские ворота оказались узкими, троянцы делают в стене пролом и, поместив коня в акрополь, посвящают его Афине. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты внутри коня. Они выходят из засады и сигнальными огнями дают знак греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана.

Описание скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья»

Лаокоон изображён уже обречённым на гибель, он фактически уже не борется, т.к. находится под влиянием боли от змеиного укуса. Лаокоон изображён нагим, одежда его свалилась на ступеньки (возможно, это жертвенник).

По обе стороны от него – два его сына, различного возраста (хотя некоторые утверждают, что у Лаокоона были сыновья-близнецы), они тоже почти совсем нагие.

Все три фигуры обвиты в основном по ногам и рукам двумя громадными змеями, из которых одна кусает Лаокоона в левое бедро, а другая впилась в правую часть груди младшего сына, стоявшего вправо от отца на ступеньках возвышения, но приподнятого кольцом змеи, змея привязала его правую ногу к правой ноге отца. Лицо Лаокоона искажено страданием, рот полуоткрыт, но не в крике, а в желании набрать воздух для дальнейшей борьбы.
Лицо младшего сына выражает ужас; правой рукой он как бы ищет схватиться за что-либо в воздухе, а левой сжимает голову змеи, укусившей его. Старший сын находится в плену у змеи, которая образовала узел вокруг его левой ноги. Левой рукой он старается освободиться от этого узла, а правой, также опутанной змеиным кольцом, возможно, зовет к себе на помощь. Лицо его выражает сострадание к отцу и брату.

История скульптурной группы

Предполагают, что авторы скульпторы (Агесандр, Полидор и Афинодор) жили в начале I в. до н.э. Сама скульптурная группа была найдена в 1506 г. в винограднике гражданина Ф. де'Фредди на Эсквилине в Риме (раньше считалось, что её нашли в термах Тита). В этом же году скульптурную группу передали папе.

Он установил её в ватиканском Бельведере в специальной нише.
В 1798 г. ватиканского «Лаокоона» перевезли в Париж по условиям Тордесильясского договора между Наполеоном и папой римским в качестве контрибуции. Скульптуру была помещена в Музее Наполеона (Лувр) и в 1800 г. открыта для посетителей музея. В 1816 г.

, после падения Наполеона, англичане вернули скульптуру в Ватикан.

«Лаокоон и его сыновья»: отражение в других видах искусства

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» вдохновила немало художников и ваятелей. Конечно, все они творчески переосмысливали известный миф, применяя его к современности.Афинский драматург Софокл (496-406 до н.э.) создал трагедию «Лаокоонт».

Немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы Г.

Э Лессинг написал эстетический трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором он сравнивает два вида искусства: живопись и поэзию на примере скульптуры Лаокоона (под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще).

Художник Эль Греко (1541-1614) написал несколько картин, изображавших жреца и его сыновей. Вот одна из них.

Эль Греко «Лаокоон»Крепость Толедо на картине служит образом легендарной Трои. На фоне Толедо изображены обнаженные человеческие фигуры.

Жрец Лаокоон и один из его сыновей уже повержены на камни, но отец, в отличие от сына, даже в такой ситуации продолжает бороться со змеей. Но битва почти проиграна…

Второй юноша еще стоит на ногах, но змея кусает его бок. Он откинулся назад в бессильном отчаянии.

Справа расположены фигуры свидетелей трагедии. Раньше зрители могли видеть лишь две фигуры, но время реставрации 1955-1956 гг. была обнаружена и третья. Неизвестно, по какой причине была закрашена эта фигура. Считается, что картина не была закончена – помешала смерть художника.

В XIX в. в Одессе появилась копия скульптурной группы. Одесский «Лаокоон» выполнен из каррарского мрамора и в настоящее время установлен перед зданием Одесского археологического музея. В одесском варианте у фигур имеются руки, которых нет у оригинальной скульптуры.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/shedevry-drevnego-i-srednevekovogo-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury/573-laokoon

Живопись Испании 17 века Эль Греко. Эль Греко (1541-1614) Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. — презентация

1 Живопись Испании 17 века Эль Греко<\p>

2 Эль Греко ( ) Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Уроженец с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовное толкование. Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства. Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных бликов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Для Эль Греко характерно напряженное стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство этого художника с маньеризмом.<\p>

3 Погребение графа Оргаса, Церковь Сан Томе, Толедо Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины «Погребение графа Оргаса» на сюжет старинной легенды. В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном. Торжественно- скорбная сцена погребальной церемонии помещена в нижней зоне картины. В колористическом звучании картины, написанной в великолепной торжественно-траурной гамме с акцентами бело-серебристых, желтых, темно-синих и красных тонов, слиты различные живописные решения. Условному нереальному колориту небесной сферы, где прозрачные облака озарены внутренним светом, противостоят более весомые, темные, серо-черные тона нижней зоны в одеждах дворян, монашеских рясах, в сверкающих холодным блеском металлических латах Оргаса. Своеобразным объединением этих противоположных тенденций являются фигуры святых Августина и Стефана. Сохраняя меру реальности, яркие на темном фоне пятна их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов.<\p>

Читайте также:  Мальчик, ведущий лошадь - пабло пикассо, 1906

4 Мистическое чудо составляет основное содержание картины. Однако ее образное решение отличается гораздо большей сложностью и глубиной, чем в других произведениях мастера. В этом полотне слиты в гармоническом единстве как бы три плана представления художника о мире. В верхней, небесной сфере мы видим Иисуса, к которому обращаются Богоматерь и Иоанн Креститель. За Богоматерью – апостол Петр с ключами от рая. За Иоанном предтечей – другие апостолы. Все наполнено движением. В нижней части небесной сферы – ангел. Принимающий душу графа Оргаса. Погребение графа Оргаса, Церковь Сан Томе, Толедо<\p>

5 Вместе с тем изображение участников погребальной мессы монахов, духовенства и особенно дворянства г. Толедо, в образах которых Эль Греко создал превосходные портреты своих современников, вносит в картину ощущение реальности. Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду. Их духовные переживания с удивительной утонченностью воплощены в тонких бледных лицах, в сдержанных жестах хрупких рук. Святые Августин и Стефан (на переднем плане), спустившиеся с небес, бережно поддерживают тело усопшего. Обращение живописца Эль Греко к теме жизни и смерти, к непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеальному преображению придает картине исключительную содержательность и многозвучность. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Так, парчовая риза Св.Стефана украшена изображениями эпизодов из его жития побиения святого камнями. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью. И в то же время образы святых само воплощение высшей духовной красоты. Погребение графа Оргаса, Церковь Сан Томе, Толедо<\p>

6 Апостолы Петр и Павел, Эрмитаж, Санкт-Петербург Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность в повышенно одухотворенном преломлении особенно проявилось в его изображениях учеников Христа. В эрмитажном полотне «Апостолы Петр и Павел» художника интересовало сопоставление двух внутренне различных типов характера: кроткого созерцательного Петра и убежденного, страстного проповедника Павла. Смугло- бледные удлиненные аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, оттененные цветами плащей оливково-золотистого у Петра и темно-красного, отливающего розово-оранжевым у Павла. Интересно сопоставление рук обоих апостолов — твердой сильной руки Павла и мягкой, просительной — Петра. Подобная трактовка образов евангелистов была находкой Эль Греко, она значительно отступала от норм существовавшей церковной традиции в Испании. Руки апостолов образуют своеобразный узор, и, хотя жесты их не связаны между собой, так же как и разобщены их взгляды, оба апостола объединены общим внутренним переживанием. Многих евангельских персонажей у Эль Греко сближает не только единство настроения, но также и большое внешнее сходство при многообразии эмоционально- психологических оттенков. Что касается портретов апостолов эрмитажной картины, то в них художником Эль Греко тонко подчеркнуты черты глубокой душевной красоты.<\p>

7 Святой Иоанн Евангелист, Музей Прадо, Мадрид Иоанна Богослова называли «апостолом любви», неоднократно в Новом Завете он упоминается, как любимый ученик Иисуса. Согласно преданию, Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, в частности в Ефесе, потом был привезен для суда в Рим, был приговорен к смерти, но чудесным образом спасся – ему не повредил чаша яда, который он выпил, и не погиб в котле с кипящим маслом. Традиционно Иоанна Богослова изображают в образе миловидного юноши с длинными волнистыми волосами. Эль Греко изобразил его с одним из традиционных атрибутов — чашей, в которой находится змея (символ чудесного спасения от яда).<\p>

8 Рыцарь с рукой на груди, Музей Прадо, Мадрид Этот известный портрет Эль Греко представляет собой образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро воплощает характерное для испанской аристократии sociego, то есть выражение во внешнем облике невозмутимости, сдержанности, достоинства. Эфес толедской шпаги красноречивая деталь его строгого облика, черного костюма, украшенного высоким воротником и манжетами из белоснежных кружев. На темном фоне выделяются лицо и кисть руки. Особенную хрупкость приобретает драгоценная красота тонких мерцающих кружев, эфеса шпаги, словно висящей в воздухе.<\p>

9 Дама в мехах, Музей г. Глазго Созданные Эль Греко портреты толедских современников аристократов, писателей, врачей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, наполнили живопись Испании психологическим богатством. Будучи чужестранцем, художник остро почувствовал и сам тип этих людей, и их манеру держаться. Среди немногочисленных женских портретов художника Эль Греко безусловно выделяется полный сложной внутренней жизни образ хрупкой большеглазой Иеронимы Куэвас, жены Эль Греко. Роскошные меха, облаком обволакивающе юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазкам, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.<\p>

10 Вид Толедо, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Картина Эль Греко «Вид Толедо» относится к немногочисленным пейзажам испанского художника. Художник запечатлел достаточно точно некоторые архитектурные памятники древнего города. На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака, и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков. Люди в драме не участвуют, да их и невозможно представить в этом ландшафте: здесь сталкиваются стихии, идет сражение, в котором человеку нет места. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Глубоким трагизмом овеян этот волновавший Эль Греко образ в его великолепном пейзаже «Вид Толедо». Безжизненный, как бы оцепеневший, озаренный зловещим зеленоватым светом вспыхивающих зарниц, город, как призрачное видение, возникает на сине- свинцовом в клубящихся облаках небе.<\p>

11 Лаокоон, Национальная галерея, Вашингтон Приблизительно в 1610 г. Эль Греко написал картину «Лаокоон». На ней изображены герои мифа о Троянской войне, согласно которому жрец Лаокоон, пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам, и не затаскивать деревянного коня в крепость. За это боги разгневались и наказали бдительного жреца: змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. «Лаокоон» единственная картина художника Эль Греко на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения. В картине «Лаокоон» все неузнаваемо преображено Эль Греко. Боги те же призрачные существа, что и в других картинах мастера; Лаокоон и его сыновья христианские мученики, с покорным смирением принимающие божественную кару. Их тела совершенно нереального пепельно-сиреневого оттенка лишены силы, у них нет точек опоры, жесты вялы, бессознательны, и лишь неукротимый огонь веры освещает обращенные к небу лица. Олицетворение гибнущей Трои это образ Толедо, изображение которого нередко составляло фон многих картин художника Эль Греко.<\p>

12 Портрет мужчины, Музей Метрополитен, Нью-Йорк<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/935940/

10 известных картин Эль Греко

Подборка знаковых работ художника.

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру под именем Эль Греко, был художником греческого происхождения и являлся одним из ведущих деятелей испанского Возрождения 15-го и 16-го веков.

Эль Греко одинаково превосходен в изображении религиозных сюжетов, портретов и пейзажей. Его работы оказали влияние на развитие экспрессионизма и кубизма. Узнайте о десяти самых известных картинах мастера.

#10 Святая Троица

Год создания: 1577

Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.

#9 Христос исцеляет слепого

Год создания: около 1570

Эль Греко создает это произведение искусства в начале своей карьеры (еще до переезда в Испанию). Окрашенный в стиле венецианского Возрождения этот шедевр иллюстрирует сюжет Евангелие, в котором Христос исцеляет слепого, касаясь его глаз. Тема была популярна в то время и появлялась на полотнах различных именитых живописцев.

#8 Поклонение пастухов

Год создания: 1612–1614

Это полотно изображает пастуха и ангелов, прославляющих чудо рождения Иисуса. Греко использует причудливые позы и фиксирует ритмичные танцы. Вместе с диссонирующими цветами работа вызывает удивление и восторг зрителя. В последних работах Эль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур.

#7 Успение Богородицы

Год создания: 1577–1579

Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию Греко.

Написана в венецианском стиле, в ней используются интенсивные цвета и световые контрасты, которые стали отличительной чертой труда.

«Успение Пресвятой Богородицы» предзнаменовала новый период в жизни художника, который раскрыл его гений в полной мере.

#6 Лаокоон

Год создания: 1610–1614

Эта картина изображает смерть мифического персонажа Лаокоона, двух его сыновей и троянского священника Посейдона.

Согласно мифу, Лаокоон предупредил своих соотечественников об опасности троянского коня, затем он и его сыновья, были задушены гигантскими морскими змеями, посланными в качестве наказания.

Эта работа из всех произведений автора оказала самое глубокое влияние на современную живопись и имеет важное значение для экспрессионизма.

#5 Портрет пожилого дворянина

Год создания: около 1580

Это, пожалуй, самый известный портрет, как из серии изображающей неизвестных господ, так и во всем портретном творчестве художника. На нем изображен слегка наклонившийся влево, на меч, рыцарь.

#4 Снятие одежд с Христа

Год создания: 1577–1579

Необыкновенно оригинальная картина изображает обнажение Христа перед распятием. В работе использованы различные методы, получившие распространение в маньеризме и других стилях, а так же применен прием, в котором головы людей в толпе накладываются друг на друга, визуально расширяя её.

#3 Открытие пятой печати

Год создания: 1608–1614

Также известная как «Видение святого Иоанна», эта картина является одной из наиболее известных картин мастера поздних лет.

На ней изображен сюжет из книги «Откровения» (Новый Завет), где после вскрытия пятой печати души убиенных за слово Божие взывают к справедливости, облачившись в белые одежды.

Многие художественные критики считают, что данная работа оказала влияние на картину «Авиньонские девицы» кисти Пабло Пикассо, что вызывает дискуссии и споры, добавляя известности шедевру.

#2 Вид Толедо

Год создания: 1596–1600

Пейзажи были редким явлением в испанском искусстве. Изображение Толедо является одним из трех сохранившихся произведений в этом стиле.

Картина славится своей загадочной символикой и, как и в других работах художника, в ней применен сильный световой контраст между темным небом и сочной зеленью.

Наряду со «Звездной ночью» Винсента Ван Гога, этот пейзаж остается одним из самых известных изображений неба в западном искусстве.

#1 Погребение графа Оргаса

Годы создания: 1586–1588

Полотно иллюстрирует популярную легенду. В ней святые Августин и Стефан сходят с небес, чтобы помочь в захоронении Дона Руиса, известного как граф Оргас. Он при жизни славился филантропией и благочестием.

Нижняя часть работы посвящена именно этому действию, в то время как выше изображены небеса, ожидающие Оргаса. Это не только самая знаменитая картина Эль Греко, но и одна из величайших шедевров ренессанса.

Больше картин можно найти в специальном списке работ Эль Греко.

10 известных картин Эль Греко обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

Подборки

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/elgreco/10-izvestnyx-kartin-el-greko.html

Лаокоон

Несчастный жрец Лаокоон, который рубил правду-матку, гневно предупреждая сограждан не бросаться на халяву, оставленную врагами, и за это удушенный змеями: оно ведь с критиками такое постоянно случается — приобрел извечность в веках, благодаря тому что попал сначала в чеканные гекзаметры Гомера, а затем просодии Вергилия. Еще более его славу упрочила знаменитая скульптура.

Эту скульптуру создали древнегреческие художники (Ag?sandros, Polydoros et Ath?nodoros), а обнаружена она была при очередном строительстве (в Риме что ни строй, обязательно напорешься на древность) в 1506 году и несколько отреставрированная скульптором Монтразоли сразу же вызвала восторги тогдашней интеллигенции. Тем более она была без труда опознана благодаря известному описанию у Плиния Старшего. Сразу же она была оценена и художниками. Известна прославленная картина Эль Греко, явно навеянная античным образцом, но переосмысленная в духе барокко: «Боги не более чем призрачные существа; Лаокоон и его сыновья — христианские мученики, с покорным смирением принимающие божественную кару. Их тела совершенно нереального пепельно-сиреневого оттенка лишены силы, у них нет точек опоры, жесты вялы, бессознательны, и лишь неукротимый огонь веры освещает обращенные к небу лица» — как комментирует эту картину современный искусствовед.

Римские папы, которые в наглую завладели скульптурой, время от времени допускали до ее обзора праздношатающуюся публику (особенно начиная с XVIII века, когда наслаждаться искусством втихушку в своих дворцах уже стало как-то неудобно), и таким образом «Лаокоон» стал будить воображение не только художников и представителей знати, но и разных философов, эстетиков, писателей. Особенно плодотворными оказались размышления немца Винкельмана, по своему значению далеко перешагнувшими только истолкование данной структурной группы. «Замечательная черта греческих шедевров — благородная простота и спокойная величавость, как и позах, так и в выражении. Подобно тому, как море на глубине во всякое время пребывает спокойным, как бы не бушевало на поверхности, точно так же в фигурах греков видны великая и уравновешенная душа при всех страстях».

Причем, это правило Винкельман переносил на все греческое искусство и даже образ жизни греков.

Можно сказать, именно благодаря Винкельману, в западной культуре утвердилась традиция понимать античное — воплощенный идеал прекрасного — как величавое, спокойное, незамутненное, в отличие от современного (в этом смысле XVIII и XX века как бы располагаются на одной временной полке) турбулентного, психованного, экзальтированного и искаженного.

Эту точку зрения несколько подторпедировал младший современник Винкельмана по фамилии Лессинг.

В своей работе, которая так и называется «Лаокоон» он уточнял, что греки были такими же как и мы, и когда им было больно, они орали не хуже нас, и при этом не представляли собой никакой образец ни величавости, ни достоинства.

Просто художники отразили в скульптуре ту стадию борьбы, когда она еще только начинается, и ни дикая боль, ни искажающий до безобразия черты лица ужас еще не успели сказаться на фигурах и позах.

И делает вывод: художник, чтобы создавать прекрасное, должен выбирать такой момент, когда безобразное еще не успело вырваться наружу. Переводя на современный язык: показывай смерть и страдания, но не нужно, чтобы зритель видел, как кишки наматываются на коленвал или черепа трескаются под танковыми гусеницами.

То есть в основном пункте: искусство не совместимо с показом отвратительного — оба немецких писателя впали в единодушие.

Влияние их оказалось столь велико, что теперь споры о «Лаокооне» (как и об античном искусстве вообще), ведутся не столько вокруг самой скульптуры, сколько вокруг высказанных по ее поводу мыслей.

Гете даже обозвал Винкельмана Колумбом «который не только открыл Новый Свет, но и внес в чувства удовлетворение. Когда его читаешь, но не учишься чему-то, а чем-то становишься».

«Лаокоон» по версии Эль-Греко

Между тем и для Гете «Лаокоон» послужил источником собственных мыслей. Издавна «Лаокоон» рассматривался как воплощение трагического в искусстве. Так оно и есть, соглашается, Гете.

Лаокоон — это трагедия, но только если мы рассматриваем миф целиком: трагедия возвещения правды и кары за это (заметим, что в несохранившейся трагедии Софокла Лаокоон наказан богами за то, что он женился, презрев жреческий долг безбрачия).

Но в скульптуре ничего этого нет: то что предстает перед зрителем — это старец и два молодых человека, борющихся со змеей.

Не зная сюжета, можно вполне предположить, что змеи, «отнюдь не богомпосланные, а исключительно натуральные, достаточно мощные, чтобы побороть человека» напали на спящих людей, безотносительно к родственным связям этих людей и их деятельности. То есть в скульптуре мы видим не трагедию, а несчастный случай. С этим, скорее всего, можно согласиться, а вот о выводах господина тайного советника, что де вообще изобразительное искусство не способно схватить трагическое, которое остается прерогативой поэзии и театра, стоит поразмыслить.

Кстати, в 1905 году были найдены новые фрагменты скульптуры, в частности согнутая правая рука отца, что однако никакого пересмотра в высказанные великими немцами мысли поправок не внесло.

Содержание

Источник: http://sokolwlad.narod.ru/sujets/y62.html

Описание Картины Лаокоон Эль Греко

Картина Эль Греко Лаокоон: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Они вышли из города. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции.

На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Змеи передвигались по воде изгибаясь огромными кольцами.

Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Любопытно, но конь символически связан с рождением и смертью.

Его «Естественная история» в 37 книгах стала в античности своего рода энциклопедией. Предполагают, что авторы скульпторы (Агесандр, Полидор и Афинодор) жили в начале I в. до н. э.

Для него злой рок всегда живой. Именно в «Естественной истории», в которой содержались сведения и по истории искусств, быту и экономике, Плиний упомянул о «Лаокооне», «находящемся во дворце императора Тита». Однако битва почти проиграна и гибели не избежать, можно лишь немного отсрочить.

15 картин Эль Греко с названиями

Неужто снята осада. Вначале высвободилась из земляного плена рука. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.

) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что «Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины.

Пожилой, но крепкий отец, напрягая все силы яростно борется с змеей. Уходит в бездну смутный, неузнаваемо преображенный Толедо. Моденский триптих (ок. На скельному узвищщ точиться боротьба старого Лаокоона з змю. Долгое время зрители могли видеть лишь две фигуры.

  1. Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) – Лаокоон
  2. Описание скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья»
  3. «Лаокоон и его сыновья»: отражение в других видах искусства
  4. Лаокоон (Лаокоонт), жрец Аполлона, убитый богами, чтобы не раскрыл секрет троянского коня
  5. Исаак и Авраам: две интерпретации
  6. Скульптурные портреты Растрелли

Не менее сильный и загадочный смысл несет образ троянского коня. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.

), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

Трою воспел Гомер в своей поэме «Илиада». Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Новость мгновенно распространилась по Риму.

Цикл картин, предназначенных для мадридской коллегии августинцев, основанной придворной дамой Марией де Арагон, с течением времени оказался разрозненным, многие из полотен попали не только в разные собрания, но и разные страны.

Выбравшись на сушу, они накинулись на сыновей жреца, а когда отец бросился на помощь юношам, схватили и его, опутав могучее тело петлями.

В 1816 г., после падения Наполеона, англичане вернули скульптуру в Ватикан. На деле же они спрятались за островком Тенедосом.

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). По какой причине была закрашена эта фигура, до сих пор неизвестно. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи.

Плиний Старший (он жил в 23-79 годах) был не только писателем, но и ученым. Скульптуру была помещена в Музее Наполеона (Лувр) и в 1800 г. открыта для посетителей музея. Филипп Меллер был псевдоним великого Гете. Но битва почти проиграна. Противник и в самом деле исчез за горизонтом. Он откинулся назад в бессильном отчаянии. Справа расположены фигуры свидетелей трагедии.

Помимо мужчины — еще и два мальчика, один постарше, другой помоложе. Эль Греко «Лаокоон» (1610 – 1614) Холст, масло. Сейчас ее начнут раскапывать». Второй юноша еще стоит на ногах, но и его гибель уже предрешена – змея кусает его бок. Долгое время зрители могли видеть лишь две фигуры.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201805/opisanie-kartiny-laokoon-el-greko/

Аудиогид НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ — Лаокоон Эль Греко (RU) | MyWoWo Travel APP

На картине изображена смерть Лаокóона и двух его сыновей. Согласно греческой мифологии, богиня Афи́на вызвала из моря морских змей, чтобы они задушили Лаокóона с сыновьями за то, что он пытался предостеречь троянцев от обмана и не заносить в город деревянного Троянского коня, придуманного Одиссе́ем.

Художник Эль Греко, настоящее имя которого Доме́никос Теотоко́пулос, родился на Крите в 1541 году, но проживал в Испании, где и скончался в 1614 году. Он предлагает иную интерпретацию мифа, которая отличается от классической.

Лаокóон лежит на земле с выражением страдания и муки на лице. Один из его сыновей, находящийся слева от него, уже мертв, а второй, справа, еще борется за жизнь. Две обнаженные фигуры, которые не были закончены, — это греки, безучастно наблюдающие за трагедией.

Небо на картине темное, а тучи — угрожающие. В глубине виднеется город Толе́до, где Эль Греко жил начиная с 26 лет, и который он считал своей второй родиной.

Стиль Эль Греко весьма оригинален: обнаженные тела изображены скорее в стиле наброска, чем в реалистичной манере, характерной для ранее живших художников. Неестественные цвета, композиция без перспективы и отчетливые мазки подчеркивают драматизм ситуации, в то время как предшественники живописца постарались бы сделать эту сцену как можно более достоверной.

Живопись Эль Греко опередила свое время и оказала значительное влияние на искусство двадцатого века и особенно на Па́бло Пика́ссо.

Она стала одним из высших проявлений испанского маньери́зма семнадцатого века.

Этот стиль отдавал предпочтение выразительному и стилистическому решению в произведении, вместо того, чтобы пытаться запечатлеть природу рационально, как это было свойственно эпохе Возрождения.

Картина несет в себе скрытый смысл: полагают, что Эль Греко сделал местом действия Толе́до, чтобы предупредить горожан о том, что нельзя предавать дух Контрреформации и Дух Божий.

Эль Греко был убежденным католиком и неизменно писал картины на религиозные сюжеты — достаточно взглянуть на другие его творения, размещенные в этом же музее. Эта картина — единственное его произведение на мифологический сюжет. Считается, что на ее создание художника вдохновила римская статуя Лаокóона, которую он увидел в Риме.

Любопытный факт: до сих пор не установлено, сколько именно произведений создал Эль Греко, который также был скульптором. Некоторые полагают, что около 800, другие — что 285, а третьи сокращают это число всего лишь до 137.

Источник: https://mywowo.net/ru/ssha/vashington/nacionalnaya-galereya/laokoon-el-greko

Ссылка на основную публикацию