Картина «моей жене», марк шагал — описание

Книга Марк Шагал. Страница 37

Живопись Шагала последних лет его жизни, как правило, радостная и оптимистичная (хотя бывали исключения). Выделывают трюки циркачи, парят в воздухе любовники.

Не чувствуется горечи оттого, что меркнет свет, но время от времени трагическое прошлое напоминает о себе и бросает тень на его холсты.

В таких случаях, как в изображении ада на картине «Война» (1964–1966), прошлое всегда принимает одни и те же очертания: горящего штетла.

На замечательной картине «Падение Икара» (1975), которую Шагал закончил в возрасте восьмидесяти восьми лет, крылатый юноша падает с высоты над густонаселенным еврейским местечком. Контраст между этой картиной и знаменитым «Падением Икара» (1558) Питера Брейгеля разителен.

У Брейгеля Икар падает в море где-то на заднем плане, а обычные люди в это время живут своей жизнью, не замечая великой трагедии. В связи с этой картиной У. X. Оден заметил, что старые мастера верно понимали страдание. У Шагала мир реагирует на случившееся еще более странно — и страшно.

Толпа слева в ужасе следит за происходящим, люди справа, похоже, больше волнуются из-за обнаженной женщины на крыше, некоторые, задрав головы, смотрят на кувыркающегося в небе безумца, указывают на него друг другу и смеются.

По композиции все это чем-то напоминает полотно «Революция» (1937), где красноармейцев отделяет от еврейского местечка заснеженное поле, на котором выделывает акробатические трюки Ленин.

В «Падении Икара» разделяющее поле красного цвета, две группы обывателей, как можно догадаться, это мирные евреи и их противники, и если так, то обнаженная женщина на крыше наверняка жертва насилия. Шагаловская трактовка, куда более мрачная, чем у Брейгеля или у Одена, навеяна недавними событиями истории: одни молча следят за собственной трагедией, а другие, напротив, радуются.

Велик соблазн увидеть в таком разделении на полотнах Шагала внутреннее раздвоение — его собственное «распятие», как он это любил представлять. Он сам занимал место между двумя враждебными мирами, которые соединялись лишь на его холстах.

В картинах Шагала прошлое и настоящее, мечта и реальность, раввин и клоун, мирское и духовное, революционер и художник, Иисус и Илья Пророк, человек и зверь, Витебск и Париж — все перемешано и образует мир, где не только история и география, но даже законы природы ставятся под сомнение.

И вероятно, в этом смысле для Шагала важнее всего было столкновение, которое он изображал: между происходящим в мире и происходящим на его холстах.

В потрясающей поздней работе «Перед картиной» (1968–1971) художник с ослиной головой рисует распятого на кресте человека, кудрями и гладко выбритым лицом более напоминающего древнегреческого бога Аполлона, нежели Христа. Одной, свободной, рукой он прикрывает сердце. Его лицо безмятежно, кажется, он не испытывает боли.

На него смотрят два местечковых еврея, мужчина и женщина, вполне может быть, что это его родители. Еще одна женщина держит подсвечник. Верхняя выступающая часть мольберта служит как бы продолжением нарисованного креста.

На заднем плане с одной стороны — домики и церкви с куполами, судя по всему, это еврейское местечко в глубинке России, с другой стороны — французская деревня. Летящий ангел изображен так, словно он влетает в картину из реального мира. С краю за мольбертом стоит молодая женщина, ее взгляд устремлен на зрителя.

Мир картины с распятием — прошлое — мрачен, в нем преобладают черный и темно-синий цвета. Мир внешний изображен в бледно-голубой и зеленой гамме, он лиричен и причудлив, как счастливый сон. На кресте надпись на иврите: «шин», «алеф», «гимель», «алеф», «ламед», все вместе читается: «Шагал».

Осень жизни припасла для художника богатый урожай: в декабре 1969 года в парижском Гран-Пале открылась большая ретроспективная выставка Шагала — всего на ней было представлено 474 работы мастера. После этого, уже в следующем десятилетии, было еще несколько выставок и наград в самых престижных музеях и галереях мира.

В девяностолетний юбилей Шагала, 7 июля 1977 года, Папа Римский Павел VI лично из Ватикана прислал художнику поздравления, и весь художественный мир Франции бурно отмечал этот праздник выставками. Первого января 1977 года Шагал получил высшую награду Франции — орден Почетного легиона.

Значит, теперь он наконец стал в этой стране «своим»?

Израиль тоже не забывал о художнике. В последний раз Шагал совершил поездку в Иерусалим в октябре 1977 года, где мэр Тедди Коллек объявил его почетным гражданином города. Институт Вейцмана, очень серьезное исследовательское учреждение, присудил Шагалу степень почетного доктора наук.

Так Шагал стал одновременно почетным гражданином и во Франции, и в Иерусалиме — может, это и было его самой заветной мечтой с того самого летнего дня 1910 года, когда он, в клубах паровозного дыма, сошел на перрон парижского Северного вокзала.

С другой стороны, как говорил средневековый поэт и философ Иегуда Галеви[61], «мое сердце на Востоке, а я на Западе». Так и Шагал в девяносто три года писал Суцкеверу: «Мне дорого все, что приходит с нашей Святой земли. Одно только печалит — что я туда больше не смогу приехать».

Но он же говорил в беседе с Карлтоном Лейком: «Моей жене [Ваве] не хочется, чтобы я слишком сосредоточивался мыслями на Палестине [sic]. Ни у нее, ни у меня нет националистических чувств по отношению к Израилю. Но я люблю Библию и люблю народ, создавший Библию».

Подросли внуки: Пит, Белла и Мерет — дети Иды и Франца Мейера. А еще был Дилан, сын Давида и его жены Лесли Бен Саид, у которой мать была еврейка из Марокко, а отец — бельгиец. Давид стал французским поп-певцом, его песни исполняли, в числе прочих, Ив Монтан, Жюльен Клерк.

Были у него и собственные альбомы, и в 1970-е, будучи по студийным делам в Вудстоке в штате Нью-Йорк, он съездил в Хай-Фоллз, надеясь отыскать бывший родительский дом — правда, безрезультатно.

И хотя это кажется почти невероятным, в какой-то момент Шагал даже похвастал успехами своего сына перед Биллом Уайманом, гитаристом «Роллинг стоунз», когда поэт Андре Верде привозил рок-звезду к великому мастеру.

В августе 1969 года, выступая на церемонии торжественного открытия своих гобеленов и мозаик в израильском Кнессете, Шагал вспоминал Библию и выражал надежду, что на этой земле воцарится библейский мир, а еще — что ему жаль врагов Израиля (которые «скорее враги самим себе» и «ломятся в незапертые двери») и что «без любви не бывает ни искусства, ни творчества, ни жизни».

Шагал, которому тогда исполнилось восемьдесят два года, обладал мудростью человека, стоящего над схваткой. Как мистер Штейн в конце романа Конрада «Лорд Джим» грустно указывает рукой на своих бабочек и «готовится оставить все это…», Шагал видел слишком много насилия и теперь хладнокровно взирал на трагедию человеческого конфликта.

«С возрастом я с некоторой грустью стал смотреть на всех — на друзей, на врагов».

В преклонные годы редко кому удается сказать миру что-то заметное, яркое. Примечательно, что в двадцатом веке великая живопись и долгожительство часто идут рука об руку, как будто увлеченность творчеством дарит мастеру дополнительное время.

Шагал, Пикассо, Хуан Миро (о его работах Шагал отзывался довольно язвительно) — все они плодотворно работали до глубокой старости. Матисс умер в восемьдесят пять лет. Один беспощадный критик как-то сказал о поздних произведениях Пикассо, что это «несвязные каракули, накарябанные безумным старцем в преддверии смерти».

Рука Шагала оставалась по-прежнему тверда, разве что чувства немного смягчились.

За день до смерти Шагал закончил свою последнюю работу — литографию под названием «Ясны друг другу» (1985). На ней изображен молодой художник, очень напоминающий Шагала в юности, за спиной у него крылья, как будто вот-вот взлетит. Художник пишет картину.

С небес к нему спускается ангел, протягивая руки, словно готовится подхватить и унести с собой. На холсте перед художником две условные фигуры, мужчина несет на себе женщину — это как инверсия «Двойного портрета с бокалом» (1917–1918).

Написанный семьюдесятью годами ранее, «Двойной портрет» пронизан радостным чувством, там тоже есть ангел, благословляющий счастливую пару. Нарисованный мужчина протягивает букет цветов — из мира изображенного в мир реальный. И художник принимает у него эти цветы. Шагал дарит сам себе букет цветов.

Всю свою жизнь он посвятил живописи, и теперь, в самом конце, живопись дарит ему что-то взамен. Фигуры на литографии — Шагал, рисующий Шагала и Беллу, — в бледной голубовато-зеленой размывке: художник уже в руках у ангела.

Источник: https://www.booklot.ru/genre/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuaryi/book/mark-shagal/read/37/

Шагал Марк Захарович

Русский живописец и график, гротескный художник, так же многие его считают французским художником, авангардистом. Писал иллюстрации в стиле экспрессионизма к театральным постановкам. Ирреальные произведения художника колоритны и выразительны.

Марк Шагал выходец из бедной еврейской семьи. Отец работал складским грузчиком. С самого детства мальчик обладал неуёмной фантазией и в возрасте 15 лет твёрдо решил стать живописцем, что не приветствовали родители. Будучи глубоко верующими, они следовали законам иудаизма, в котором изобразительное искусство считается грехом и неподобающим ремеслом.

В 1900 году Марк Шагал зачисляется в Витебское училище, рассчитанное на четыре года обучения. В 1906 году учится в витебской художественной школе Ю.М. Пэна. Юный художник вознамерился продолжить учёбу в Петербурге, куда и отправляется с приятелем. Отец был против, но дал ему на художественное образование 27 рублей.

В Петербурге Марк Шагал обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, поступив без экзаменов он попал в третий класс. Школу возглавлял Н.К. Рерих. Приятель Виктор Меклер и Тая Брахман, дочь витебского врача помогли Шагалу войти в круг молодой интеллигенции. С 1909 по 1911 год русский художник учился в частной художественной школе Е.Н. Званцевой, под руководством Л.С. Бакста.

Осенью 1909 года, когда Марк Шагал посещал Витебск, Тая познакомила его с будущей женой Беллой Розенфельд, учившейся в лучшем учебном заведении для девушек – Школе Герье в Москве. Об этой встрече художник пишет позднее в своей книге «Моя жизнь».

Читайте также:  Ева, первая пандора - жан кузен старший » музеи мира и картины известных художников

В 1911 году Марк Шагал поехал в Париж, который полюбил сразу. В Париже художник продолжает учёбу и также находит много друзей из мира искусства.

В 1914 году молодой художник возвращается на Родину, к близким и родным людям. Начало Первой Мировой войны препятствовало возвращению Шагала в Европу. В 1915 году Марк Шагал жениться на Белле.

Год спустя у них родилась дочь Ида, посвятившая в дальнейшем свою жизнь исследованию творчества отца.

В 1915 году Шагал в Петрограде поступает на службу в военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал становится членом Еврейского общества поощрения художеств. Когда революция окончилась русский художник со своей семьёй едет в Витебск, где его учредили уполномоченным комиссаром по делам искусств.

С 1920 года, по протекции А.М. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. А в 1921 году преподаёт в еврейской трудовой школе-колонии, которая была организована для беспризорников. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию.

И, наконец, в 1923 году семья Марка Шагала была приглашена в Париж, здесь художник провёл всю оставшуюся жизнь во французской Ривьере, 60 лет.

Причина отъезда русского художника за границу заключается в его не принятии беспредметного искусства в послереволюционный период истории России, в годы бунтарства и новаторства.

После смерти Беллы Резенфельд Марк Шагал женился на Валентине Бротской. Этот брак также послужил взлёту в искусстве.

В это время художник получил всемирное признание, высокие награды, множество выставок работ: картин, графики, витражей, скульптур, керамики и мозаики… По масштабности с Марком Шагалом не может сравниться не один художник 20 века. Марк Шагал расписывает Гранд Оперу, витражи средневековых соборов.

Известные произведения Марка Шагала

Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Вдоль забора расположены маленькие деревянные домики и сарайчики, утопающие в лёгкой дымке. Над городом в небе летят мужчина и женщина.

Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите.

Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.

kulturologia.ru/news/5024/

Источник: http://rus-artist.ru/shagal-mz.html

Шагал в Польшу. Из Украины вывезли работу известного авангардиста

Польские пограничники задержали на границе с Украиной картину, возможно, принадлежащую кисти Марка Шагала (1887-1985).

Перехватить произведение искусства полякам посчастливилось в деревне Гребенно.

Полотно офицеры люблинской Палаты казначейства обнаружили под курткой на заднем сиденье автомобиля Škoda, за рулем которой находился 51-летний гражданин Украины, направлявшийся в Польшу.

Он назвал себя владельцем картины (подарок отца) и представил документы. Тем не менее, закон он нарушил, так как не сообщил о произведении искусства, как должен был сделать. РосСМИ сообщают, что о данном инциденте рассказала пресс-секретарь таможенной администрации Польши в Люблине Марта Шпаковская.

На картине размером 59 x 29 см изображен человек на цветном фоне, держащий в руках воздушного змея в форме лица на цветном фоне. В правом нижнем углу полотна есть подпись: Marc Chagall. Для установления подлинности полотно отправили на экспертизу.

Марк Шагал — российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения, один из известнейших представителей художественного авангарда XX века.

Обладал ярко выраженным уникальным стилем, «замешанном» на примитивизме, кубизме и экспрессионизме — предметы на картинах «сдвигаются» со своих мест, она как бы «течет».

Своеобразную «сказочную» обстановку Шагал создавал сочетанием приемов гиперболы, французского кубизма и народного лубка.

Марк Шагал I am in a flat — «В квартире» 1910Марк Шагал I am and the village — «Я и деревня» 1911Марк Шагал It’s at a kitchen- «На кухне» 1915Марк Шагал Paris is in the window — «Париж из окна» 1913Марк Шагал It’s the birth -«Роды» 1910Марк Шагал man is at a table -«Пьяный» 1911Марк Шагал «Сон»Марк Шагал It’s above a town — «Над городом» 1917Марк Шагал It’s a walk -«Прогулка» 1918Марк Шагал There are Angels — «Ангелы»Марк Шагал Сow with parasol — «Корова с зонтиком»Марк Шагал Wheanfild is on the sun — «Кровавое солнце»Марк Шагал «Воздушный змей» 1926 годМарк Шагал «Синий дом» 1917Марк Шагал Autoportret -«Автопортрет с семью пальцами» 1913Марк Шагал They are David and Virsafia -«Давид и Вирсафия»Марк Шагал It’s a Cat -«Кот»Марк Шагал «Автопортрет» 1914Марк Шагал «Дача» 1917Марк Шагал «Голгофа»Марк Шагал «Белое распятие»Марк Шагал «Моей жене» 1933-1944Марк Шагал «Зеленые любовники» 1916-1917Марк Шагал «День Рождения» 1915Марк Шагал «Над Витебском» 1914Марк Шагал «Невеста» 1950Марк Шагал «Зеленый скрипач» 1923-1924

Источник: http://antiques-consulting.com/shagal-v-polshu-iz-ukrainy-vyvezli-rabotu-izvestnogo-avangardista.html

Лев Мадорский: «Если бы я не был евреем, то был бы совсем другим художником»

Будущий великий авангардист видел мир не так как все, а новаторов современники понимают редко… Шагал постоянно поддерживал связи со многим деятелями еврейской культуры. Критики признают, что на искусство художника оказало большое влияние национальное, еврейское самоощущение.

(K 130-летию со дня рождения Марка Шагала)

Лев Мадорский

Писать очерк к юбилейной дате великого художника Марка Захаровича (Моисей (Мовша) Хацкелевич) Шагала приятно и радостно. Потому что ему в жизни невероятно везло. Моисей родился и провёл юность в дореволюционной России, но учился живописи в Петербурге, где евреям, за небольшими исключениями, жить запрещалось.

После Октября художнику удалось (1921) вырваться из страны Гулага и плановой экономики. Выдающийся основатель современного авангарда поселился сначала в Берлине, а потом (1923) Париже. Когда нацисты оккупировали Францию, Шагалу опять улыбнулась судьба и Моисей Хацкелевич избежал концлагеря, переехав по приглашению музея современного искусства в Нью-Йорк.

В результате Марк Захарович прожил 98 лет, окружённый до последних дней всемирной славой и всеобщим уважением.

M. Шагал

Детство, юность

Моисей Шагал родился 7 июля (24 июня) 1887 года в Витебске.

Он был старшим ребёнком в еврейской, многодетной (7 детей), небогатой семье приказчика (что-то вроде современного менеджера) в купеческой лавке.

Хотя в российской энциклопедии семью Шагала называют буржуазной, но, на самом деле, они жили довольно бедно и, как напишет впоследствии сам художник: «…каждая копейка доставалась тяжким трудом».

Шагалу в жизни, повторяю, невероятно везло и он постоянно преодолевал, казалось бы, непреодолимые препятствия.

Уже в день рождения мальчика в части Витебска, где стоял дом, начался сильный пожар и кровать с роженицей и только что появившимся на свет ребёнком в последнюю минуту чудом удалось перенести в безопасное место. Позже в своей книге «Моя жизнь» Шагал напишет: «Но главное, я родился мертвым. Не хотел жить.

Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить. Как будто насмотрелся картин Шагала. Его кололи булавками, окунали в ведро с водой. И, наконец, он слабо мяукнул. В общем, я мертворожденный».

Маленький Моисей учился в хедере, а с 11 лет в ремесленном училище без особого интереса и больше всего любил рисовать. Однако, родители считали, что художник это не профессия, и что рисованием на жизнь не заработаешь.

В 1906 году, когда юный Шагал попросил дать ему денег на обучение в витебской школе живописи Юделя Моисеевича Пэна, раздражённый отец хотя и дал нужную сумму, но не в руки, а выбросил в окно, и юноша должен быть, страдая от унижения, собирать деньги с земли на глазах у соседей.

Юдель Пэн был хорошим художником, но оценить рисунки юного Шагала не смог. Это не удивительно. Будущий великий авангардист видел мир не так как все, а новаторов современники понимают редко. Также, например, долго не понимали другого уроженца России и другого разрушителя стереотипов, но уже не в живописи, а в музыке — Игоря Стравинского.

Пэн его манеру рисовать не оценил, но это не повлияло на желание Моисея рисовать так, как он хотел. Поэтому, проучившись в школе всего два месяца, 18-летний молодой человек понял, что эта школа не для него.

Он снова попросил у отца денег, чтобы учиться живописи в Петербурге, и снова повторилась безобразная сцена: отец кинул деньги под стол, а сын ползал и подбирал.

Скрипач на крыше

Машина везения продолжает работать и в Петербурге, благодаря помощи отца, который хотя и не одобрял увлечение сына, но любил его, Моисей получает временное право на проживание в северной столице, а, главное, встречает людей, которые смогли оценить талант начинающего гениального худож ника и поддержали его.

Портрет Шагала — работа Юделя Пэна

Петербург, первое признание, Париж, возвращение в Россию (1906-1921 г.г.)

Два года (1906-1908г.г.) Шагал учится в рисовальной школе Р.Рериха и два года (1909-1911г.г.) в школе Л.Бакста. Талант юного художника был замечен и в обеих школах он получает стипендию.

В 1909 году Моисей встречается с девушкой, которая стала его судьбой, Бертой (Беллой) Розенфельд. Впоследствии Шагал напишет: «И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза.

Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа».

Читайте также:  Осада сан-лео, джорджо вазари

С 1911 по 1914 год на специальную стипендию для одарённых студентов Шагал едет в Париж, где учится, много рисует, принимает участие в выставках, а также знакомится с художниками и поэтами-авангардистами.

Его главные работы первого парижского периода: «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Молящийся еврей» получили высокую оценку критики и, фактически, сделали его основателем зарождающегося экспрессионизма и сюрреализма.

То, что Пэн в картинах юного художника не сумел оценить и понять, критики отметили как достоинства: своеобразное видение мира, необычная ритмическая организация рисунка, условные цвета, геометрическая деформация и, как следствие, исключительно напряжённый эмоциональный настрой. В картинах Марка Захаровича тесно переплетаются прошлое и будущее, реальность и мистика, быт и фантасмагория.

Далее жизнь Марка (в Париже Шагал выбирает это имя) развивается в трудном, напряжённом, но, в целом, удачном для него направлении. Самым счастливым событием стало то, что, когда художник 1914 году возвращается в Витебск, он встречает там Беллу и она соглашается стать его женой. 25 июля 1915 года состоялась свадьба. В 1916 году у них родилась дочь Ида.

Семья

Началась война и вернуться в Париж не представляется возможным. Теперь у Шагала семья и необходимы деньги на жизнь. Картины, тем более написанные в необычной манере, продать в военное и послереволюционное время довольно сложно и Марк вынужден устроиться на работу далёкую от живописи.

Он переезжает в Петроград и работает в ВПК (Военно-промышленном комитете). Комитет занимался получением от правительства заказов на военное производство и размещение их на промышленных предприятиях. После революции (1917-20 г.г.) Шагал работает комиссаром по делам искусств в Витебской губернии.

Открывает в Витебске художественное училище. В 1920 г. переезжает с семьёй в Москву, где устроился по рекомендации А.Эфроса художником-оформителем в Московский еврейский камерный театр. В 1921 году театр открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в его оформлении.

Позже Марк Шагал некоторое время работал учителем рисования в еврейской трудовой школе в подмосковной Малаховке.

Трудно сказать, смог бы гений великого художника-авангардиста проявить себя, если бы он остался жить в советской России. Скорее всего, нет. Скорее всего, если бы к нему не позвонили ночью в дверь и он дожил бы до времён Хрущёва-Брежнева, то стал бы диссидентом.

Возможно, тогда о нём Никита Сергеевич сказал бы что-то вроде того, что он кричал, размахивая кулаками в 1962 году на выставке художников-авангардистов в Манеже: «Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и тот лучше рисует. Вы что, мужики или педерасты проклятые».

Не исключено, что позже Шагала обвинили бы в формализме и абстракционизме и даже положили бы в психиатрическую лечебницу.

Снова Париж, приход нацистов (1922-41 г.г.)

К счастью, все эти ужасы относятся к сослагательному наклонению. В 1922 году художник переезжает в Берлин, а в 1924-ом в Париж.Во втором парижском периоде жизни Марк Шагал получает признание в Европе.

Его картины продаются и он может себе позволить целиком посвятить себя живописи. Художник много ездит по стране, много рисует. Среди его новых друзей Пабло Пикассо, Анри Матисс, поэт Поль Элюар, другие деятель искусства.

В 1923 году выходит в свет книга Шагала «Моя жизнь».

Среди главных работ того времени иллюстрации к книге «Мёртвые души» Гоголя (1923), басням Лафонтена (1927-30) и к Библии. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-39) и продолженные в США (39 офортов в 1952-56) стали огромным циклом, получившем название «Библейское послание».

В 1933 году, в самом начале нацистской вакханалии случилось страшное, воистину, варварское событие.

По личному приказу делающего первые шаги министра пропаганды Пауля Геббельса, в городе Мангейме многие произведения Шагала были публично сожжены.

У великого мастера появляется предчувствие надвигающегося Холокоста и картины военного времени пронизаны зловещими, апокалептическими тонами: «Белое распятие», «Распятый художник» (1938 ), «Мученик (1940), «Жёлтый Христос» (1941).

В 1940 году немцы оккупировали Францию и над Марком Шагалом нависла смертельная опасность.

Переезд в США, смерть жены, возвращение во Францию, мировое признание

Но машина чудес продолжает работу и в это страшное время художник получает от Нью-Йоркского музея современного искусства приглашение переехать в США. Американский период жизни связан, в основном, с работой в театре. Марк Захарович оформил два балета: «Алеко» (1942) по поэме Пушкина «Цыганы» и «Жар-птица» (1945) Стравинского.

Шагалу удалось избежать газовой камеры, но в 1944 году на него обрушивается трагическое событие — умирает Белла.

Художник глубоко переживает смерть жены и пишет картины-композиции: «Моей жене посвящается» и «Вокруг неё». В 1948 году он вернулся во Францию и поселился около Ниццы.

В этом же году Шагал получает гран-при за иллюстрации к «Мёртвым душам» Гоголя на самом престижном художественном фестивале «Биеннале» в Венеции.

Другое важное событие — женитьба на Валентине (Ваве) Бродской (1952), владелице магазинов в Лондоне. Марк Захарович шутил: «Что я? Я скромный еврейский художник. Вот Валентина Георгиевна — она дочь фабриканта Бродского, сахарозаводчика. Знали бы мои родители, на ком я женился. Они бы порадовались».

Шутка Шагала оказалась пророческой. Марк и Валентина счастливо прожили вместе 33 года.

Картины последнего периода Шагала яркие, светлые и жизнерадостные. Начиная с 1960 года он, в основном, переходит на монументальные виды искусства — мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекается скульптурой и керамикой.

В 1962 году по заказу правительства Израиля Шагал создает мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме.

После этого успеха он становится своеобразным Андреем Рублевым своего времени и получает множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

Последний период жизни великого художника был счастливым и связан с расцветом его славы и всеобщего признания. В 1973 году Шагал посещает Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее.

В 1977 году Марк Захарович был удостоен высшей награды Франции — Большого креста почетного легиона. В 1977-1978 г.г. была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника.

Впервые в Лувре были выставлены работы еще живущего автора.

Еврейская тема в жизни и творчестве

Еврей и Тора

Моисей вырос в традиционной, хасидской семье, учился в хедере и до конца жизни ощущал себя евреем. Шагал постоянно поддерживал связи со многим деятелями еврейской культуры.

Критики признают, что на искусство художника оказало большое влияние национальное, еврейское самоощущение. «Если бы я не был евреем, -писал Шагал,- я был бы совсем другим художником».

Многие художественные образы Марка Захаровича (скрипач на крыше, летающие в небе люди, зелёные коровы и др.) созданы под влиянием еврейского фольклора.

В течение всей жизни Шагал писал стихи, в том числе, на идиш. Его стихотворное творчество, как и художественное, пронизано еврейскими мотивами. Яркий пример — поэма «Памяти еврейских художников — жертв Катастрофы». Поэтому в заключение я могу сказать без преувеличения, что Шагал не просто великий художник. Это великий еврейский художник.

Умер Марк Шагал 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе во Франции.

Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=30111

Шагал Марк Захарович

Родился Шагал Марк Захарович 7.07.1887 году в Витебске. В его семье кроме него было десять детей, и Шагал был старшим из них. Его мать владела мелкой лавочкой, а отец, работал у купца. В 1905 году, Шагал закончил четыре класса городского ремесленного училища. Первым учителем Шагала стал Пэн Ю.М.

В 1907 году, Шагал Марк Захарович поступает на двухлетнее обучение в Рисовальную школу в Петербурге. Биография Шагала как художника начинается в 1908 году, картиной « Смерть».

  В 1910 году, Марк уезжает в Париж, чтобы продолжить образование.

В 1911-1913 году были написаны ранние картины Марка Шагала: « Адам и Ева», « Автопортрет с семью пальцами», « Голгофа» и другие.

В 1912 году, на Осеннем салоне в Петербурге, Марк впервые показал свои творения. В следующем году, открылась персональная выставка Шагала в Берлине. Вскоре началась война, и Марк не смог вернуться в Берлин с родного города, в который он приехал на время отпуска.  В 1915 году, он женится на Берте Розенфельд и уже через год, у них рождается дочь Ида.

В этом же году, семья переезжает в Петербург. В этот период, Шагал Марк Захарович, все так же плодотворно работает. Он создает такие картины: « Зеленый еврей», «Красный еврей», «Зеленые любовники», « Зеркало» и другие. Написанная в 1917 году картина Марка Шагала – « Видение», служит своего рода эпиграфом к символическому строю.

В 1922 году, ему удается поехать в Берлин, его интересует судьба картин, которые он там оставил. Ему удалось вернуть немного, менее десяти картин. В 1933 году, Геббельс приказал публично уничтожить произведения Шагала. Гонения евреев окрасили полотна Марка Шагала в апокалиптические тона, в это время он пишет: « Мученик», « Желтый Христос», « Распятый художник» и другие.

В 1944 году, умирает жена Марка. В память любимой жене он пишет картину « Моей жене посвящается», « Свадебные свечи». В 1948 году, Шагал возвращается во Францию.

В 1952 году, он снова женится на Бродской Валентине Григорьевне. В 1963 году, Марку Шагалу предлагают расписать потолок парижской оперы.

Несмотря на свой возраст – 76 лет, он принимает предложение и более года с упоением трудится над работой.

28.03.1985 года, Марка Шагала не стало. Его похоронили на кладбище Сень-Поль-де-Ван.

Вы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас

  • понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
  • суббота-воскресенье — выходной
Читайте также:  Картина мазок, рой лихтенштейн - описание

или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.

Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:

  • Муха Альфонс Мария (Alfons Maria Mucha)
  • Голд Кэролайн (Caroline Gold)
  • Test

Источник: http://www.reprodukciikartin.ru/shagal-m-z/

Шагал Марк живописец и график (стр. 1 из 2)

ШАГАЛ (Chagall) Марк (1887-1985), живописец и график. Выходец из России, с 1922 за рубежом. Ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. («Над городом», 1914-18; витражи, иллюстрации).

* * *

ШАГАЛ (Chagall) Марк Захарович [24 июня (6 июля) 1887, Витебск — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция], живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России .

Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. В 1900-1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище. Начальными шагами будущего художника руководил витебский живописец Ю. М. Пэн.

В 1907 Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907-1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были М. В. Добужинский и Л. С. Бакст.

Свою художническую биографию Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж); в 1909 были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики.

Первый парижский период

В августе 1910 уехал в Париж. В 1911 поселился в артистической колонии Ля Рюш («Улей»). В первый парижский период сблизился с поэтами и литераторами Г. Аполлинером, Б. Сандраром, М. Жакобом, А. Сальмоном и другими. Аполлинер в одном из эссе употребил по отношению к искусству Шагала термин «сверхнатурализм» («сюрнатурализм»).

В 1912 художник впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на московские выставки «Мир искусства» (1912), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913).

До конца своих дней Шагал называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля, и произведения безымянных вывесочников, и живопись крайне левых.

Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин.

Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность.

Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.

Центральными работами первого парижского периода стали: «Я и моя деревня», 1911 (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др. Тогда же были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки; они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистическому движению.

Последние русские годы

Летом 1914 Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало первой мировой войны. В 1914-15 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).

Летом 1915 состоялось бракосочетание Шагала и Беллы Розенфельд (1892?-1944), в 1916 родилась их дочь Ида (1916-1994). С осени 1915 и по ноябрь 1917 Шагал с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств.

В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916, и др.

), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и др.).

В Витебск художник возвратился после Октябрьской революции. Получив в августе 1918 мандат «уполномоченного по делам искусств г.

Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище, куда привлек в качестве преподавателей М. В. Добужинского, И. А. Пуни, Л. М. Лисицкого, Пэна и других.

Под руководством Шагала и с его участием в 1918-20 гг. проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска.

В последний период на родине художником были написаны полотна «Над городом», 1914-1918 (Третьяковская галерея), «Венчание», 1918 (Третьяковская галерея), «Прогулка», 1918 (Русский музей) и ряд других, расцениваемых ныне как вершинные его достижения.

Конфликтная ситуация, сложившаяся в результате деятельности К. С. Малевича в витебской школе, вынудила Шагала уйти из школы и уехать в Москву (июнь 1920).

Здесь он исполнил монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, а также оформил спектакль по Шолом-Алейхему.

В летние месяцы работал учителем в колонии для малолетних беспризорников в Малаховке.

В последний русский период Шагал выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 прошла его персональная выставка в Еврейском Камерном театре, в 1922 — совместная с Н. И. Альтманом и Д. П. Штеренбергом (Культур-лига, Москва).

Снова за границей

В начале лета 1922 через Каунас художник направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ.

В Берлине обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; в 1922 награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его книге «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923; книга в переводе на французский язык с ранними рисунками в качестве иллюстраций увидела свет в Париже в 1931).

По приглашению парижского галерейщика А. Воллара переехал в 1923 в Париж для создания цикла иллюстраций к роману Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1923-1927).

Затем по заказу Воллара исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (1927-1930).

В 1927 возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее карнавализованными образами клоунов, арлекинов, акробатов, сквозными для всего шагаловского творчества.

В 1920-е гг. дружеские контакты связали Шагала с П. Пикассо, А. Матиссом, Ж. Руо, П. Боннаром, П. Элюаром и многими другими деятелями искусств. В 1920-30-е гг.

художник много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937).

В 1931 совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара.

Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала.

В 1933 произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса.

Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938, Чикагский институт искусства, США, «Распятый художник», 1938-1940, «Мученик», 1940, «Желтый Христос», 1941, и др.).

Американский период

В мае 1941 по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в Америку. В 1943 году встретился в Нью-Йорке с другом молодости С. Михоэлсом, собиравшем деньги для СССР.

В американский период Шагал в основном работал для театра: в 1942 оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, в 1945 балет И. Стравинского «Жар-птица». В сентябре 1944 внезапно скончалась Белла Шагал; ее память была увековечена в композициях «Моей жене посвящается» (193З/1944) и «Вокруг нее» (1945, обе Национальный музей современного искусства, Париж).

Возвращение во Францию

Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948. Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя (1948) принесли автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIУ Биеннале в Венеции.

В конце 1940-х гг. Шагал поселился на юге Франции, близ Ниццы.

В 1952 году художник вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской; путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дала толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой. С начала 1950-х гг.

Шагал приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (1960-1962).

На юге Франции начался последний этап жизни Шагала. Живописец-станковист, он постепенно все больше и больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х гг.

создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х гг.

им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.

Источник: http://MirZnanii.com/a/130068/shagal-mark-zhivopisets-i-grafik

Ссылка на основную публикацию