Картина «вирсавия», карл брюллов, 1832

Всадница, Вирсавия и Карл Брюллов

В очередной раз обращаясь к картине Карла Брюллова “Всадница”, мы ставим несколько иные задачи, чем наши предшественники. Во многих источниках о картине рассказывается очень подробно, весьма интересно и познавательно, приведены подробности личной жизни и девочек изображённых на полотне – Джованнины и Амацилии Паччини, и их опекунши – Юлии Павловны Самойловой.

Целью настоящего повествования будет лишь краткий рассказ о картине, небольшая подтема обзорной экскурсии по Государственной Третьяковской галерее. Так же важно кратко познакомить слушателей с самим Карлом Брюлловым,  связать рассказ о его картинах с предыдущей подтемой (Кипренский) и сделать логический переход к продолжению экскурсии.

Портретная линия в русском искусстве, блестяще представленная Орестом Кипренским, продолжается в искусстве Карла Павловича Брюллова. К.Брюллов и А.Иванов – это два имени, которые составили славу русской художественной школы в Европе. Брюллов – очень успешный художник. Редко кому из живописцев при жизни выпадала слава и признание (это касается не только русской, но и европейской школы).

“Блестящий Карл…, Карл великолепный… “- так публика называла мастера. Эти эпитеты, которые очень часто сопровождали имя Брюллова.  Основную славу художнику как в отечестве, так и за рубежом, принесло огромное полотно “Последний день Помпеи”. В ГТГ выставляются только несколько эскизов, само же произведение хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Но в Москве находится замечательная коллекция портретов художника. Эти работы Брюллова – явление очень интересное, явно выходящее за рамки жанровой специфики, за пределы портретного жанра. В этих композициях присутствует некая интересная сцена, чаще всего сочинённая, прекрасное зрелище с участием нескольких персонажей.

То есть картины Брюллова – это нечто среднее между жанром и подлинно портретом. Специалисты назвали это явление ПОРТРЕТ-КАРТИНА.

К этому жанру относится и знаменитая “Всадница”, где художник по просьбе графини Ю.П.Самойловой изобразил её воспитанниц – сестёр Джованнину и Амацилию Паччини. Самойлова была хорошей знакомой художника. Действие происходит на даче княгини в Милане.

 Типологически Брюллов продолжает тему портретов-прогулок, которые были очень распространены и в Европе, и в России. Для русского искусства характерен императорский конный портрет.

Но для XIX века в целом конный портрет был обозначением аристократического круга, образа жизни, ментальности человека, почему этот жанр пользовался спросом у заказчиков. В творчестве Брюллова портрет – это, в первую очередь, красивое зрелище, сочинённая сцена, иногда даже с несколькими персонажами.

Если не знать название картины “Всадница”, то мы не сразу поймём, кого в первую очередь хотел изобразить художник. Это портрет всадницы, или её сестры, то ли это повод написать красивых животных, а, может быть, это просто предгрозовой пейзаж.

Но на самом деле это юная амазонка только что проскакала по парку и у террасы дома резко останавливает коня. Ещё развивается изумрудный шарф на шляпе, воспоминанием о стремительной скачке вертится вокруг коня запыхавшийся пёс, но движение всадницы уже остановлено.

Её маленькая сестрёнка с восхищением смотрит на старшую девушку и  даже протягивает свою руку, чтобы дотронуться до неё и приоткрывает ротик от восторга. В свою очередь на маленькую девочку смотрит собачка-левретка. Пёсик чудный, с бубенчиками на красном ошейнике, розовым носиком и стройными лапками, и, даже, можно представить, что бубенчики ещё позвякивают от бега. (Милая и смешная подробность: на ошейнике  спаниеля написано имя “заказчицы” – “Samoylo”.)

Всё на картине очень восторженно, красиво и даже парковый пейзаж и предгрозовая погода вторит общему восторгу, триумфу красоты в мире людей.

Николай Васильевич Гоголь точно определил суть портретов Брюллова: “Человек только для того появляется в его портретах, чтобы показать всё верховное изящество своё, всю изысканность своей натуры”.

Все предметы на картинах Брюллова связаны своей изысканностью и в это втягивается и зритель.

Действительно, у Карла Брюллова человек – это всегда гимн красоте, гимн молодости, великолепию мира, жизни  природы.

 Важное уточнение читателя Александра, (его комментарий найдёте ниже) “Кстати, у спаниеля надпись полная читается как Samoyloff – это русский спаниель, охотничья собака, на ошейнике фамилия хозяина – первого мужа Самойловой.

Его собачка! Но это только версия….

Зато какая! Откуда там спаниель взялся и чей он? А может сам хозяин стоит рядом с нами – за пределами картины, отчего и Джованнина так себя ведет перед незнакомым русским генералом? Красуется, однако!”

 На этом рассказ о творчестве Карла Брюллова может быть окончен, как обязательный показ лучше остановиться на “Всаднице”. Если позволяет время, то можно показать и другие работы мастера, например,  “Вирсавию”.

 Вирсавия – жена израильского полководца Урии. Во время купания её увидел царь Давид, влюбился в красавицу немедленно и послал её мужа на верную смерть. Сам же женился на Вирсавии. Среди прочих детей, родившихся от этого брака был царь Соломон.

 Но исторический сюжет интересует Брюллова в последнюю очередь. Эпоха романтизма в искусстве, это время, когда мастера расширили границы сюжетов и поняли, что мир не ограничивается одной Европой. Появился интерес к экзотическим сюжетам, восточным мотивам. Для художника полотно – возможность эффектно представить обнажённую натуру и показать пряность Востока.

 На картине не очень видно маленькую деталь – над поднятыми руками Вирсавии изображена стрекоза (dragon-fly). За то, как Брюллов изобразил это насекомое и передал прозрачность её крыльев, его считали виртуозным мастером.

И ещё Брюллова ценили за способность дать силуэт модели плавной, непрерывной линией. Ради этого художник даже не делает поправки на преломление предметов при изображении их в воде.

(Голень Вирсавии и колени черной рабыни находятся в бассейне;  если смотреть на них сквозь воду, то должен возникать эффект преломления (refract, refraction) предметов в воде, здесь этого нет).

 Идеально белое тело героини современники связывали с благоухающий лилией. Обратите внимание на контраст белой кожи Вирсавии, и темно-коричневой, почти черной,кожей служанки. Изображение на картине черной девушки в контрасте с холеным белым телом царицы создаёт эффект восточной экзотики.

 Продолжить рассказ о наследии Карла Брюллова можно показом картин “Осада Пскова”, “Автопортрет”, “Портрет Микельанджело Ланчи”.

Переход к творчеству Александра Иванова можно сделать, упомянув о том, что Брюллов и Иванов – это плоть от плоти Петербургской Академии Художеств.

Оба они были детьми профессоров Академии,  знали её систему, жизнь  изнутри. Но оба вступили на путь реформаторства этой системы.

 Материал написан на основе лекций методистов ГТГ.

Источник: https://kraeved1147.ru/k-bryullov-vsadnitsa-virsaviya/

Самые известные полотна брюллова, за которые его прозвали «карлом великим»

Наверняка картины Карла Павловича Брюллова известны каждому со школьной скамьи. «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень» и другие полотна пронизаны настоящими эмоциями, чувствами, экспрессией.

Слева: «Итальянское утро», справа: «Итальянский полдень».

В отличие от многих других художников Брюллов выбирал для себя натурщиц не среди хрупких изнеженных моделей.

Его героинями становились девушки из реальной жизни со всеми их достоинствами и недостатками.

Не все современники сразу соглашались с подобным новаторством автора, но со временем Брюллов получил всемирное признание, а его самого стали называть «Карлом Великим».

Автопортрет. К. Брюллов, 1834 год.

Карл Брюллов родился в 1799 году. В детстве он был очень болезненным мальчиком и несколько лет не вставал с постели.

Но этот факт совершенно не останавливал его отца, Павла Брюлло, решившего обучать сына живописи. Каждый день ребенку давались задания: рисовать животных, людей или природные мотивы.

И пока Карл не справлялся с заданием, он не получал завтрак.

В 10-летнем возрасте Карл Брюлло был зачислен в Петербургскую академию художеств, где он проучился 12 лет.

Мальчик блестяще справлялся с любой поставленной перед ним задачей и за это в 1822 году он получил пенсионерскую стипендию на четыре года, которая предполагала обучение в Италии.

Перед отъездом Карл получил разрешение у императора добавить к своей фамилии букву «в», чтобы всем было понятно, откуда художник родом.

Итальянский полдень. К. Брюллов, 1827 год.

Италия покорила молодого художника. В 1827 году художник написал картину «Итальянский полдень», моделью для которой стала симпатичная плотная итальянка.

В России эту картину приняли очень холодно, т. к. она не соответствовала модным веяниям того времени.

Критики назвали модель «несоразмерной», а Брюллов со скандалом вышел из Императорского общества поощрения художеств.

Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини. К. Брюллов, 1842 г.

В 1827 году в Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой.

Художника покорила невероятная средиземноморская красота, ум и грация этой женщины. Графиня часто становилась моделью для полотен Брюллова. На картине «Портрет графини Ю. П.

Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини» невероятные краски, пышность нарядов только подчеркнули красоту его музы.

В 1830 году Карл Брюллов вместе с графиней Самойловой отправился на развалины Помпеи и Геркуланума. За два года до этого произошло очередное извержение Везувия, поэтому интересоваться архитектурой тогда было модно.

Последний день Помпеи. К. Брюллов, 1830-1833 гг.

Читайте также:  Описание картины "степан разин", суриков, 1906

Работу над картиной, сделавшей его всемирно знаменитым, Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова. Перед тем, как приступить к написанию полотна, художник изучил немало исторических документов о Помпеях и сделал немало эскизов с места события.

Последний день Помпеи. Фрагмент.

Людей на картине Карл Брюллов рисовал максимально эмоционально. Он запечатлел там себя в качестве художника, бегущего с рисовальными принадлежностями. Юлию Самойлову также можно отыскать на полотне. Она представлена там в трех образах: женщины с кувшином на голове, матери, пытающейся защитить своих дочерей и умирающей на мостовой.

Последний день Помпеи. Фрагмент.

В Риме «Последний день Помпеи» получил самую лестную критику, после чего картину отправили в парижский Лувр. В 1834 картина достигла Петербурга, где создала настоящий ажиотаж. Сам император Николай I пожелал увидеть полотно, после чего удостоил награды Карла Брюллова.

Вирсавия. К. Брюллов, 1832 год.

Не менее знаковой картиной живописца стала «Вирсавия». До Брюллова российские художники практически не обращались к обнаженной натуре. Брюллов же, вдохновленный успехом «Последнего дня Помпеи», решил написать картину в новом жанре. За основу он взял библейский сюжет о Вирсавии, которую купавшейся увидел царь Давид.

Несколько лет мастер трудился над картиной. Критики назвали ее «сладострастной и блестящей по краскам». Художник понял, что он не смог донести задуманное зрителям, и даже однажды швырнул в картину сапогом. Брюллов не стал заканчивать картину, остались непрописанными кисти красавицы. Именно в таком виде «Вирсавию» приобрел меценат и отправил ее в Третьяковскую галерею.

Всадница. К. Брюллов, 1832 год.

mirtesen.ru

Источник: https://www.colors.life/post/1129815/

Брюллов Карл Павлович (Karl Pavlovich Bryullov), 1799-1852. Россия

Автопортрет_1848_64,1 x 54_х.,м._Москва, Третьяковская галерея.

Карл Па́вловичБрюлло́в (12 (23) декабря1799, Санкт-Петербург — 11 (23) июня1852, Манциана, Италия) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма.

Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

Брат Александра Брюллова, архитектора, представителя стиля романтизм.

Нарцисс, смотрящий в воду_1819_162 x 209,5_х.,м._Санкт-Петербург, Русский музей

Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833) и его супруги Марии Ивановны Шредер (Schroeder), имевшей немецкие корни.

С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа «Нарцисс».

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя_1827_Санкт-Петербург, Русский музей

Итальянский полдень_1827_х.,м._Санкт-Петербург, Русский музей

В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в Риме. Жанровые картины: «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827).

После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи» (1827—33), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым.

Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпеях и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.

Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой_1832_291.5 х 206_х.,м._Москва, Третьяковская галерея
Вирсавия_1832_88 x 62_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

К этому времени относится его знакомство с Юлией Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, т. е. родственников Екатерины I. Портреты: «Ю. Самойловой, с воспитанницей и арапчонком», «Всадница» (1832), а также картина «Вирсавия» (1832) связаны с этим этапом жизни Брюллова.

Последний день Помпеи_1830-1833_456,5 х 651_х.,м._Санкт-Петербург, Русский музей

В 1836 году, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию — через Одессу в Москву и через несколько месяцев — в Петербург. В Москве он знакомится с А. С. Пушкиным; пишет портреты поэта и драматурга А. К. Толстого и А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского).

В Петербурге его ожидает торжественный приём в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи»; картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой: это была (уже!) эпоха Делакруа и французского романтизма.

Картина подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств; в настоящее время она находится в Русском музее.

            И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем!

Е.А.Баратынский

Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году_1843_482 х 675_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

До 1849 года Брюллов живёт и работает в Петербурге. Он — профессор Академии художеств, модный портретист; расписывает лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор (1843—47), пишет большую картину «Осада Пскова» (1839—43; не окончена).

Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника_1836_117 x 81,7_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

Многочисленные портреты: Нестора Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837—38), И. А. Крылова (1839); Ю. П. Самойловой с воспитанницей (1839); «Автопортрет», (1848).

Портрет археолога Македанджело Ланчи_1851_61,8 x 49,5_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

В Петербурге здоровье Брюллова сильно пошатнулось. В 1849 году он покидает Россию и едет лечиться на остров Мадейру. Художник совершает поездку по Испании.

В 1850 году Брюллов возвращается в Италию. Наиболее важные работы этого периода — портреты членов семьи Титтони и «Портрет Микеланджело Ланчи».

Брюллов скончался 11 июня (23 июня по новому стилю) 1852 года в местечке Манциана под Римом. Похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо.

Бахчисарайский фонтан_1849_85.5 х 76_х.,м._Санкт-Петербург, Музей А.С. Пушкина

Всадники (Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар)_1849_63.9 х 51.2_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

Гений искусства_1820

Исповедь итальянки_1827-1830_26.2 x 18.7_х.,м._Санкт-Петербург, Русский музей

Мария Аркадьевна Бек, урождённая Столыпина, во втором браке — Вяземская, с дочерью_1839_247 х 194_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией_1830_651 х 465.5_х.,м._Санкт-Петербург, Русский музей

Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского_1837_247,2 x 155,2_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского_1836_х.,м._Санкт-Петербург, Русский музей

Портрет графа К. А. Поццо ди Борго_1833-1835_71 x 63_х.,м._Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной_1834_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини_1842_249 х 176_х.,м._Санкт-Петербург, Русский музей

Портрет детей Волконских с арапом_1843_х.,м.

Портрет И. А. Бека (1807-1842)_ок.1839_67 х 58_х.,м._Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

Портрет князя Михаила Андреевича Оболенского_1840-1846_123,7 x 196,7_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

Портрет М. А. Бек_1840_87 х 70_х.,м._Ереван, Национальная галерея Армении

Портрет М.С. Воейковой

Портрет Н. А. Охотникова_1827_75 х 60.5_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

Портрет писателя Александра Николаевича Струговщикова_1840_80 x 66,4_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности_1836_134 х 104_х.,м._Санкт-Петербург, Русский музей

Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой_1841_х.,м._Санкт-Петербург, Русский музей

Портрет сестёр Шишмарёвых_1839_281 x 213_х.,м._Санкт-Петербург, Русский музей

Портрет Софьи Андреевны Бобринской, урожденной Шуваловой. Жена графа Александра Алексеевича Бобринского_1849_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

Портрет У. М. Смирновой_1837-1840_90 х 71.5_х.,м._Санкт-Петербург, Русский музей

Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини Сомнамбула_1834

Прогулка в коляске_1845-1846_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

Турчанка_1837-1838_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

Источник: http://vechnost7.blogspot.com/2014/10/karl-pavlovich-bryullov-1799-1852.html?_escaped_fragment_

Брюллов Карл ПавловичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Брюллов Карл Павлович (Bryullov Karl Pavlovich), русский художник, представитель классицизма. Родился в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799 года.

В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет.

В 1823–1835 годах художник работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства.

Нарцисс, смотрящий в воду, 1819, Русский музейИтальянское утро, 1823,

Кунстхалле, Киль, Германия

Вечерня, 1825,

частное собрание

Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью («Итальянский полдень», 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Живописец Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты («Всадница» или конный портрет Джованины и Амацилии Паччини, 1832, Третьяковская галерея).

Итальянский полдень, 1827, Государственный Русский музей
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827, ГРМ
Великая княгиня Елена Павловна с дочерью Марией, 1830, Русский музей

Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной «Последний день Помпеи». Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».

Картина художника «Последний день Помпеи» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.И.

Читайте также:  Картина левитана "весна. большая вода", 1897

Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы.

Вирсавия, 1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Всадница. Джованина и Амацилия Пачини, воспитанницы графини Самойловой, 1832, ГТГ
Императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, 1832, Эрмитаж

На родину в 1835 году художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья.

Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, он пишет «Осаду Пскова Стефаном Баторием» (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра.

По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора.

Последний день Помпеи, 1830-1833, Государственный Русский музей
Сон девушки перед рассветом, 1830–1833, ГМИИ имени А.С. Пушкина
Гибель Инессы де Кастро, 1834 год, частное собрание

Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах.

Даже в заказных вещах (вроде портрета «Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини», около 1842, Русский музей; портрета «Графини Орловой-Давыдовой Ольги Ивановны, урожденная Барятинской, с дочерью Наталией Владимировной», 1834, Государственная Третьяковская галерея) феерическая пышность колорита и мизансцен произведений художника выглядит в первую очередь как триумф искусства.

Сестры Шишмаревы, Александра и Ольга, на прогулке, 1839 год, Государственный Русский музей
Всадники. Портрет супругов Мюссар, 1849 год, Третьяковская галерея
Княгиня Ферзен Ольга Павловна, урожденная Строганова, верхом на ослике, 1835, Русский музей

Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (писателя Нестора Васильевича Кукольника, 1836; скульптора Ивана Петровича Витали, 1851; писателя графа Алексея Константиновича Толстого, 1836; баснописца Ивана Андреевича Крылова, 1839; поэта, переводчика и критика Александра Николаевича Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее; графа Перовского Алексея Алексеевича, писателя известного под псевдонимом Антоний Погорельский, 1836, Русский музей), в 1848 году Карл Брюллов написал известный меланхолический автопортрет. Все более слабея от болезни, с 1849 года художник живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.

Граф Перовский Алексей Алексеевич, 1836, Русский музей
Граф Толстой Алексей Константинович, 1836, Русский музей
Госпожа Воейкова М. С., 1836 год, Самарский художественный музей
Писатель Кукольник Нестор Васильевич, 1836, Третьяковская галерея
Турчанка, 1837-1839, Государственная Третьяковская галерея
Скульптор Витали Иван Петрович, 1837, Третьяковская галерея
Княгиня Демидова Аврора Карловна, 1837, Константиновский дворец, Стрельна
Осада города Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году, 1836-1843, Третьяковская галерея
Певица Фанни Персиани-Токинарди в роли Амины в опере Беллини Сомнамбула, 1834, музей РАХ
Княжна Смирнова У. М., 1837-1840, Русский музей, Санкт-Петербург
Княгиня Бек Мария Аркадьевна, 1840, Национальная галерея Армении, Ереван
Князь Оболенский Михаил Андреевич, 1840-1846, Третьяковская галерея
Княгиня Салтыкова Елизавета Павловна, урожденная Строганова, 1841, ГРМ, Санкт-Петербург
Графиня Юлия Самойлова с приемной дочерью Амацилией Паччини, 1842, Русский музей
Бахчисарайский фонтан, 1849, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Графиня Орлова-Давыдова Ольга Ивановна, урожденная Барятинская, с дочерью Наталией, 1834, ГТГМонахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа, 1849,

Третьяковская галерея

Археолог Ланчи Микеланджело, 1851, Государственная Третьяковская галерея

Источник: http://smallbay.ru/brullov.html

Всадница, Вирсавия и Карл Брюллов

К. Брюллов. «Всадница». Всадница» — картина русского художника Карла Брюллова, написанная в 1832 году по просьбе графини Юлии Самойловой. Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в настоящую величину, изображающий девушку на лошади и девочку, которая на нее смотрит.

О российском художнике К. Брюллове сказано уже достаточно много. Он был автором выдающихся картин, и сегодня занимающих достойное место в списке мировых шедевров и экспозициях музеев.

Брюллов же трактует данный композиционный прием совершенно необычно – он вводит в картину образ ребенка.

Причем, последнее наполнено довольно смелыми цветовыми решениями, которые не то что на первый взгляд несовместимы, а и нехарактерны для Брюллова.

В этой работе Брюллов окончательно соединяет парадный портрет и бытовую сцену. Он сам назвал работу «Жованин на лошади», но для всех это «Всадница».

Брюллов писал картину с чувством полноты и радости бытия, любуясь красотой и живописностью мира, с тем чувством, которое жило в нем и которое он нашел в этих девочках, Джованине и Амацилии.

В последние годы первого пребывания в Италии, в 1832г К.Брюллов написал знаменитую «Всадницу», грациозно сидящую на великолепном скакуне.

В большом полотне Брюллов сумел органически увязать декоративность решения с правдивостью непосредственного наблюдения. Упущение» Брюллова, замеченное современниками, находило отчасти объяснение в тех задачах, которые он ставил в этот период перед искусством большого портрета-картины.

К началу 1830-х годов Брюллов занял одно из ведущих мест в русском и западноевропейском искусстве.

Позже искусствоведы доказали, что это та самая картина, которую художник в списке своих работ назвал «Жованин на лошади», и что на ней изображены две воспитанницы Самойловой — Джованнина и Амацилия.

Всадница» была написана в 1832 году, когда Карл Павлович Брюллов жил в Милане, на севере Италии. Того самого Пачини, чья опера «Последний день Помпеи» натолкнула Брюллова на тему знаменитой в будущем картины. В центре картины на горячем скакуне изображена Джованина Пачини. Картина была выставлена в Милане, а затем ее могли видеть среди других произведений искусства гости Ю. П. Самойловой.

Сегодня, глядя на это произведение, понимаешь, как был прав итальянский ценитель искусства, назвавший молодого Карла Брюллова гениальным художником только за один этот портрет.

Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма свежую струю романтизма. Далее полотно находилось у самой графини до ее разорения в 1972 году, когда картину продали.

Художник назвал свою картину «Джованин на лошади».

Наметившееся в картине бурное движение, свойственное романтическому произведению, Брюллов, воспитанный на классических образцах, останавливает и уравновешивает. В картине царит гармония между жизненной правдой и идеальной, недостижимой красотой, и это балансирование между романтизмом и классицизмом будут свойственны многим произведениям художника.

Кроме молодой дамы на картине изображена маленькая девочка, которая встречает всадницу, стоя на балконе. Художнику Брюллову удалось изобразить лошадь в движении с большим мастерством.

Кроме этих героинь на картине художник изобразил и лохматую собачку, которая взволнована и ожесточено лает на скакуна. Картина Карла Брюллова «Всадница» — это романтическая баллада об упоительных шалостях юности.

Карл Брюллов – автор многих замечательных портретов. Среди самых известных портретных полотен – полотно «Всадница», написанное Брюлловым в Италии в 1832 году.

В этом произведении художник соединил бытовую сцену и парадный конный портрет. Брюллов с большим мастерством рисует лошадь в движении – она пытается подняться на дыбы, косит глазом, горячась и фыркая.

Очень красивая картина. То, как Брюллов изобразил коня потрясающе.

Я эту картину увиделв впервые в пять лет. Восхищаюсь грациозностью всадницы. Увидела эту картину в первый раз еще будучи школьницей и не могла поверить, что это — картина.

В очередной раз обращаясь к картине Карла Брюллова «Всадница», мы ставим несколько иные задачи, чем наши предшественники.

Так же важно кратко познакомить слушателей с самим Карлом Брюлловым, связать рассказ о его картинах с предыдущей подтемой (Кипренский) и сделать логический переход к продолжению экскурсии.

К.Брюллов и А.Иванов — это два имени, которые составили славу русской художественной школы в Европе. Брюллов — очень успешный художник. Эти эпитеты, которые очень часто сопровождали имя Брюллова. Специалисты назвали это явление ПОРТРЕТ-КАРТИНА.

Типологически Брюллов продолжает тему портретов-прогулок, которые были очень распространены и в Европе, и в России. В творчестве Брюллова портрет — это, в первую очередь, красивое зрелище, сочинённая сцена, иногда даже с несколькими персонажами.

На этом рассказ о творчестве Карла Брюллова может быть окончен, как обязательный показ лучше остановиться на «Всаднице». Но исторический сюжет интересует Брюллова в последнюю очередь.

На ошейнике собаки, изображённой на этом портрете, художник написал фамилию Samoylova. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой. Если присмотреться к очертанию силуэта коня и сидящей на нем Джованины, то он напоминает треугольник. Амацилия в трогательном платье, как и все дети ее возраста, живая и шустрая.

Всадница» просто дышит жизнью, она становится вестником всех земных радостей – настолько непосредственна картина.

На холсте довольно рискованно сочетается розовый, почти пудровый, цвет платья Амацилии, черный, даже бархатистый окрас лошади и воздушно-белое, с легкой голубизной, платье всадницы.

В этом особенность брюлловской манеры письма – использование не сближенных, а контрастных цветовых решений, наиболее сложных в мастерстве художника.

Перед нами картина известно художника Карла Брюллова «Всадница». То есть картины Брюллова — это нечто среднее между жанром и подлинно портретом. Ценность этой картины не только в новаторском подходе к изображению людей, но и в том, что Брюллов модернизировал парадный портрет. Все предметы на картинах Брюллова связаны своей изысканностью и в это втягивается и зритель.

Читайте также:  Сусанна и старцы, питер пауль рубенс, 1607-1608

Источник: http://amanfertul.ru/vsadnica-virsaviya-i-karl-bryullov/

Истории самых известных картин Карла Брюллова

Картину Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» знают даже те, кто бесконечно далек от искусства, а иметь в своих фондах хотя бы один его рисунок – честь для любого музея. Все картины Брюллова – это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. Мы вспоминаем, как создавались полотна, снискавшие художнику мировую славу…

Так получилось, что попав двадцатилетним юношей в страну, которую по праву называют «колыбелью современной цивилизации», Карл Павлович Брюллов настолько привязался к Италии, что и свой последний покой он обрел на одном из кладбищ Рима.

Многие полотна известного живописца являются отражением итальянских мотивов. Достаточно вспомнить «Девушку, собирающую виноград в окрестностях Неаполя» (1827 г.) или «Итальянский полдень» (1827 г.).

«Итальянский полдень»

(Государственный Русский музей)

Будущий живописец рос в творческой семье – его отец Павел Брюлло был академиком орнаментальной скульптуры, и все семеро детей в семье так или иначе занимались искусством. Но именно слабому и болезненному Карлу выпала самая счастливая судьба. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств, в стенах которой он провел 12 лет.

В 1822 году он заслужил пенсионерскую стипендию на четыре года для себя и брата Александра. Перед отъездом в Италию они добавили к родовой фамилии букву «В» и стали Брюлловыми.

Италия пленила молодого художника, он увлекся жанровыми сценами из быта местных жителей. В 1827 году он попросил невысокую плотную молодую итальянку быть его моделью для небольшого этюда.

Из него впоследствии родилась картина «Итальянский полдень», ставшая парной написанному четырьмя годами ранее «Итальянскому утру». Тогда же были написаны сходные по колориту «Праздник сбора винограда» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

«Полдень» стал причиной разрыва Брюллова с Императорским обществом поощрения художеств – на выставке в Петербурге картина вызвала скандал, а критики назвали модель несоразмерной.

«Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй», — отвечал критикам автор.

«Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини»

(Государственный Русский музей)

Графиню Юлию Павловну Самойлову Брюллов повстречал в 1827 году на званом вечере. Дочь генерала Палена и Марии Скавронской, она в тот год разошлась с мужем, флигель-адъютантом императора графом Николаем Самойловым, с которым прожила вместе всего два года.

После разрыва Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане вошла в местное высшее общество, окружила себя художниками и покровительствовала искусствам.

Брюллов был покорен ее средиземноморской красотой, грацией, умом и независимостью. Долгие годы она оставалась для него художественным идеалом, близким другом и дамой сердца.

За несколько десятилетий он написал не один ее портрет. На полотне 1842 года ее красота предстает во всем великолепии на фоне пышных карнавальных интерьеров. А ее пестрый наряд словно напоминает о милой сердцу художника Италии, откуда родом, кстати, были дальние предки графини.

«Последний день Помпеи»

(Государственный Русский музей)

Очарованный Самойловой, Брюллов в 1830 году предложил ей отправиться вместе осматривать развалины Помпеи и Геркуланума. Археология была тогда в моде, потому что в 1828 году произошло очередное извержение Везувия.

Работу над новой картиной Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова и даже не подозревал, что картина станет пиком его карьеры. Создание шедевра заняло три года. За это время Брюллов изучил массу литературы о древней катастрофе и побывал на раскопках, где сделал ряд эскизов пейзажа.

Известно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую художник писал стоя спиной к городским воротам. Остались десятки, если не сотни эскизов с фигурами людей, которых он старался изобразить максимально эмоционально. В левом углу он написал себя – художника, спасающего рисовальные принадлежности.

Также на картине трижды «упоминается» графиня Юлия Самойлова: женщина с кувшином на голове в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина на мостовой в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу.

Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, после чего было переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом.

В 1834 году картина «Последний день Помпеи» получила золотую медаль в Париже и была отправлена в Петербург. Александр Тургенев говорил, что она составила славу России и Италии. А Александр Пушкин написал строки «Кумиры падают! Народ, гонимый страхом…».

Николай I удостоил художника личной аудиенции и наградил Карла лавровым венком , после этого его называли «Карл Великий». После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда.

«Всадница»

(Третьяковская галерея)

В 1832 году графиня Юлия Самойлова попросила своего сердечного друга написать портрет ее воспитанницы Джованины Пачини. В качестве сюжета художник выбрал конную прогулку: Джованина подъезжает на коне к дому приемной матери, у подъезда которого ее восторженно встречает одетая в розовое платье и зеленые туфельки ее младшая сестра Амалиция.

Известно, что Амалицию Самойлова взяла на воспитание от ее отца итальянского композитора Джованни Пачини. Джованина, кажется, не была ее родной сестрой – четкой версии ее происхождения нет.

Художник назвал свою работу «Джованина на лошади». В углу справа, изображена мохнатая собака, на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы полотна — «Samoylova».

Надпись надписью, но так или иначе искусствоведы доказали, что прекрасная всадница вовсе не Юлия Павловна. Более поздние произведения Карла Павловича «Портрет графини Ю.П.

Самойловой удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией», а также «Портрет Ю.П.

Самойловой с воспитанницей Джованиной и арапчонком» являются прямым доказательством того, что графиня имеет лишь косвенное отношение к девушке и девочке, изображенным на картине.

Прекрасные создания — это  ее воспитанницы Джованина и Амацилия Пачини.  Известно, что Амацилия  — маленькая девочка, с восторгом наблюдающая за старшей подругой, была дочерью итальянского композитора, который являлся другом Юлии Павловны.

О главной героине шедевра известно мало.

Одна из версий звучит следующим образом:  настоящее имя Джованины – Кармине Бертолотти и она являлась дочерью Клементины Перри, которая в свой черед была сестрой второго мужа Самойловой.

Известно также, что в Италии существуют гравюры с этой картины, считающиеся портретом знаменитой певицы Малибаран, сестры Полины Виардо. Такая вот получилась «Санта – Барбара».

Кем бы ни была прекрасная “Всадница” – Джованиной, Кармине или родственницей Полины Виардо – на картине прекрасная, юная и смелая девушка. Благородство лица и гордость осанки говорит о том, что не суть важно какой титул она носила при жизни, но в ее жилах точно текла «голубая» кровь.

В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера, после чего оставалась в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.  В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова.

«Вирсавия»

(Третьяковская галерея)

«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина», — написано в Библии.

До Брюллова русские живописцы почти не обращались к обнаженной натуре, а женские модели даже не ставились в стенах Академии искусств. Испытать новый жанр его вдохновили помпеянские росписи, увиденные им во время поездок по Италии.

«Вирсавия» посвящена библейской истории, в которой царь Давид отправил мужа красавицы на гибель, чтобы завладеть ею.

Александр Бенуа назвал «Вирсавию», написанную в 1832 году, «сладострастной и блестящей по краскам». Брюллов работал над ней несколько лет и едва не отчаялся, поняв, что библейская история не получилась – однажды он даже запустил  в картину сапогом…

В незавершенном виде картину купил меценат, который позже передал ее в Третьяковскую галерею. Так она и осталась с непрописанными полупрозрачными кистями рук.

В 1835 году Карл Брюллов вернулся в Россию, чтобы занять должность профессора в Академии художеств. Его ждали несчастливый и короткий брак с ученицей Шопена Эмилией Тимм, новая встреча с графиней Самойловой и новые полотна.

В 1847 году он пережил тяжелую простуду и слег, а в 1849 по настоянию врачей уехал на остров Мадейра. Лечение не помогло, и в 1852 году художник скончался в небольшом городе недалеко от Рима. Он похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов.

Источник: http://storyfiles.blogspot.com/2015/05/blog-post_1.html

Ссылка на основную публикацию