«конфуций справедливый», николай рерих — описание картины

Серия «знамена востока». картина конфуций справедливый

Николай константинович рерих (1874 — 1947)

Картина «Конфуций Справедливый». Конфуций (от кит. Кун-Фу-цзы – «Уважаемый учитель Кун», ок. 551-479 до н.э.) – древнекитайский философ, мыслитель, Учитель жизни. В своем всеобъемлющем учении он старательно воскрешал утраченные традиции и увязывал в единый строй бытия обычаи, мораль, политику, религию и другие стороны общественной жизни.

В традиции он видел здоровое начало, которое содержит в себе глубинный символический смысл всех достижений. В конфуцианстве высшей формой религии выступает культура — и как итог человеческих творений, и как воплощение великого Пути мироздания.

Для Конфуция истинное служение Небу выражается в служении людям. «Проповедник чистой жизни» вместе со своими учениками сформировал небывалую ранее общность людей, своего рода духовное братство, существующее согласно мирским законам и наставлениям Учителя.

«Конфуций должен был переезжать изгнанником с места на место. И его странственная колесница поставлена в храме вместе с его сочинениями и музыкальными инструментами. Не диво, ибо в основе учения Конфуция лежит та же община.

Вспомним его учение: «Если любовью будут воспламенены сердца смертных, то весь свет будет наподобие одного семейства. Все люди будут представлять в себе одного человека, и все вещи, по причине удивительного взаимного порядка и союза, покажутся одним и тем же существом.

Мы должны любить других, как самих себя, следовательно, должны желать им всего того, чего себе желаем».

Разочарованный социальным и политическим устройством своего времени, Конфуций путешествовал по различным китайским княжествам в надежде убедить правителей воспользоваться его учением для установления мира и социальной гармонии.

Конфуций провел в странствиях 14 лет и по возвращении домой посвятил свою жизнь просвещению простых людей.

И только спустя несколько веков после его смерти правители династии Хань приняли его теории в качестве принципов управления страной.

В картине Конфуций – не условный персонаж, а герой, наделенный узнаваемыми чертами и определенным психологическим состоянием. Рерих рисует его по воспоминаниям современников и в традиции написания китайского портрета.

У Учителя Куна лицо отличалось крупными чертами: большими глазами, мясистым носом с широкими ноздрями, вздернутой верхней губой, густыми свисающими бровями и длинной бородой.

В рериховском герое узнаются характерные особенности внешности Конфуция, но его образ, исполненный жертвенности и нравственного подвижничества, несет в себе трагические нотки.

Рерих с большим мастерством выполнил стилизованный в духе китайской живописи пейзаж. Он вносит нас в атмосферу древнего китайского царства, по дорогам которого странствовал великий мудрец.

Обращают на себя внимание два иероглифа, четко выведенные Рерихом на повозке Конфуция. Оба эти знака читаются как «шоу» и имеют значение благопожелания, то есть могут быть переведены как «долголетие». Эти иероглифы часто используются в Китае как орнамент при украшении архитектурных сооружений и декорировке тканей.

Конфуций Справедливый, 1925 Холст, темпера. 73,8 х 116,9 см Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, Москва, Россия

← Николай Рерих биография

Наверх

Источник: http://germany-art.com/painting/roerich/roerich_32.html

Рерих: Знамёна Востока

«Серия «Знамена Востока» сложилась, — записал художник в своем путевом дневнике в 1925 году. —
1. «Будда Победитель» перед источником жизни.
2. «Моисей Водитель» — на вершине, окруженный сиянием неба.
3. «Сергий Строитель» — самосильно работает.
4. «Дозор Гималаев», в ледниках.
5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании.
6.

«Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония).
7. «Миларепа Услышавший» — на восходе познавший голоса дэв.
8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой.
9. «Саракха — Благая Стрела», не медлящий в посылках.
10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание.
11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки Нагов.
12.

«Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверье Алтая. И те, что уже в Музее:
13. «Матерь Мира».
14. «Знаки Христа».
15. «Лао Цзе».
16. «Дзон-Капа».
17. «Падма Самбхава».
18. «Чаша Христа».
19. «Змий Древний»».

Как явствует из этой записи, сюжеты картин были почерпнуты из кладезя легенд и преданий, что позволило художнику показать Учителей высшего знания в те значительные моменты их деяний, которые оставили неизгладимый след в народном сознании.

Они изгоняют тьму, помогают в беде, неутомимо творят благо и жертвуют собой; они принимают на себя многие земные трудности, чтобы помочь великому Будущему. Рерих был глубоко убежден в том, что мир вскоре станет единым, а высшей нравственной ценностью утвердится труд во имя общего блага.

В прекрасных образах искусства он хотел напомнить человечеству о первых «общинниках» — Будде, Конфуции, Христе, Сергии Радонежском и других, ввести в русло современной жизни великие облики этих подлинных «законоположенников общего блага», воплощающих внутреннюю гармонию Универсума.

Художник проявил себя в «Знаменах Востока» как истинно русский человек, главной чертой которого, как отмечал еще Достоевский, является его «всемирная отзывчивость», открытость ко всем народам, стремление к всечеловеческому единству. Синтез красоты, истины и добра, воплощенный в серии «Знамена Востока», сближает художественные идеи мастера с философией Всеединства. Ее создатель, выдающийся философ Серебряного века В.С. Соловьев, мечтал о космической эволюции, осуществляемой во всеединстве природного, человеческого и божественного начал.

Объединительным фокусом, центральным полотном серии является картина «Матерь Мира». Великий женский образ предстает на фоне ночного неба. Над ее головой — яркая звезда, справа и слева — два созвездия: Семь Старцев (Большая Медведица) и Три Мага (Орион).

«Между ними, — поясняет художник, — неудержно сейчас несется к земле звезда утра — светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества».

В одном из вариантов картины «Матерь Мира» Рерих уподобляет звезды маленьким антропоморфным фигурам, напоминающим скульптурки Учителей в традиционной для Востока позе. Каждая звезда — это свое солнце, а сравнение Учителя с солнцем общепринято, по крайней мере, в Индии.

Все эти звезды-Учителя обращены в молении, предстоянии к великому и грандиозному по своим галактическим масштабам образу Матери Мира. С чувством благоговейной любви обратились к Ней земные люди, изображенные на переднем плане в западной и восточной одеждах, с книгой и ларцом в руках.

Во всем мире почитают Ее в разных обликах: как Царицу Небесную, Мадонну, Кали, Гуаньинь, Каннон, Преблагую Дуккар, Иштар, Мириам, Белую Тару, Радж-Раджесвари, Ниуку… Эти образы пришли из древних культов, где они представали как земля, как солнце, как огонь. Действительно, Матерь Мира словно соткана из чистейшей сияющей пряжи.

Вокруг нее мерцает аура в виде двух ослепительных колец. Сверкающие сферические волны, лучи — все словно живет, вибрирует, наполняя своим дыханием космическое пространство. Как вспышки звезд, разбегаются лучи и расходятся кольца света. Как бриллианты, переливаются сгущенные красочные образования.

Этот космический огонь выступает у Рериха физическим выразителем мирового всеединства. Его обычное состояние может быть охарактеризовано как Свет — то, что художник определял как творящий огонь, который помимо физического света вмещает в себя еще и Любовь, Красоту, Знание.

Идейная однородность образов 18 картин серии, их одинаковый горизонтальный формат и выделенная вертикаль центрального полотна «Матери Мира» заставляют предположить, что серия «Знамена Востока» представляет собой единый ансамбль, объединенный общей художественной идеей и задуманный как величественный иконостас миробъемлющего храма.

Сегодня, когда полотна серии рассеяны по разным коллекциям, можно только догадываться, как должен выглядеть этот ансамбль согласно авторскому замыслу. Очевидно, что структура ансамбля была симметричной, то есть с обеих сторон от центрального полотна находилось по 9 картин, каждая из которых занимала свое определенное место. Учитывая композиционное и динамическое тяготение каждого полотна (как и звезд-Учителей) к центру, общую ритмическую организацию, а также гармонию цветовых масс, можно предположить, что порядок картин в ансамбле согласно нумерации приведенного списка мог быть следующим: 8 — 10 — 5 — 1 — 6 — 12 — 7- 16 — 4 — 13 — 18 — 2 — 3 — 9 — 17 — 14 — 15 — 11 — 19.

Сегодня 21 сентября 2011, православие чтит Рождество Пресвятой Богородицы… а у меня выходит астеризм «Зеркало Венеры» в созвездии Орион: Зеркало Венеры. Астеризм Пояс Ориона, звезда — рукоять Меча и звезда η Ориона формируют ромбовидное зеркало, а сам астеризм Меч Ориона выполняет роль ручки зеркала. Таким образом, астеризм включает звёзды η, δ, ε, ζ, θ и ι Ориона.

Источником потока через Бетельгейзе из комментов 1,6 http://5june.ucoz.ru/news/vesak_2011/2011-05-04-43#comments является Зеркало Венеры, о которой ещё и здесь много рассказывается http://5june.ucoz.ru/publ/arkaim_quot_noch_muzeev_2010_quot/1-1-0-38#comments

Читайте также:  Аванпорт в гавре. набережная су-амгон. корабль, выходящий из порта - писсарро, 1903

16.10.2011.

испытываю «давление» поскольку хотела всё-таки более последовательно продвигаться по Пути, но вчерашние находки «требуют обнародования» 🙂 если это важно — пожалуйста!
источник

ЛИЧНОЕ, ЧАСТИЧНО ПРОВЕРЕННОЕ (по Египту, Галапагоссы в планах)

В источнике обозначены  точки:
1. на карте возле Галапагоссов, есть ДРОМ, куда в нужное время залетают кораблики, очень замечательной формы, не тарелочной. Нас там охраняли гигантские черепахи.
2. на картинке выше профессионалы-электронщики смогут увидеть что-то типа печатной платы с сокетами, дорожками и прочей электронной начинкой… 🙂 если ЭТО представляет для вас хоть какую-то ценность (год назад, пребывая в благословенном Египте,  конкретно в пирамиде Хефрена, произошло крупномасштабное вырубание электричества на всем плато Гиза… это так, для обчего сведения… актуальность данной композиции подтверждается ещё раз!)
Созвездие Ориона представляет собой схему выравнивания деятельности полушарий, будь ТО полушария планеты, полушария мозга и иные формы. Надеюсь, что вы не просто смотрите, но и видите! 🙂 что: 1. существует ось симметрии

2. есть две части, которым присуща хиральность «отсутствие симметрии относительно правой и левой стороны. Например, если отражение объекта в идеальном плоском зеркале отличается от самого объекта, то объекту присуща хиральность.»
3. внешняя форма — это лабрис, о его свойствах подробнее здесь

4. имеет значение ИСТОЧНИК энергий, в настоящий момент — это направление Зеркала Венеры.

12 февраля 2014. 135-летие со дня рождения Елены Ивановны Рерих.

Николай Рерих

ДЕТСКАЯ СКАЗКА

В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец.

У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать её. Среди этих женихов были и князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы, которые всегда толкаются в знатных домах и выискивают, чем бы услужить; были разные люди.

Царевна назначила день, когда могут придти к ней женихи и сказать громко при ней и при всех, что каждый надеется предоставить своей жене; царевна была мудрая.

Женихи очень ожидали этого дня, и каждый считал себя лучше всех других.

Один перед другим хвалились женихи, кто именитым родом за тридевять поколений, кто богатством, но один из них ничем не хвалился и никто не знал, откуда пришел он.

Он хорошо умел складывать песни. Песни его напоминали всем их молодые, лучшие годы, при этом он говорил красиво и его любили слушать, даже забывая спросить, кто этот певец.

И хотя он не был князем, но все женихи обращались с ним, как с равным.

В назначенный день все женихи оделись получше и собрались в палату, к царю. Согласно обычаю, женихи поклонились царю и царевне.

Никого не пустил вперед князь древнего рода, за ним слуги несли тяжелую красную книгу. Князь говорил:

– Царевна, мой род очень знатен. В этой книге вписано более ста поколений… И князь очень долго читал в своей книге, а под конец сказал: – И в эту книгу впишу жену мою! Будет она ходить по палатам моим, а кругом будут образы предков весьма знаменитых.

– Царевна, – говорил именитый воевода, окрест громко и страшно имя мое. Спокойна будет жизнь жене моей и поклонятся ей люди – им грозно имя моё.

– Царевна, – говорил залитый сокровищами заморский торговый гость, – жемчугом

засыплю жену мою; пойдёт она по изумрудному полю и в сладком покое уснет на золотом ложе.

Так говорили женихи, но певец молчал, и все посмотрели на него.

– Что же ты принесешь жене своей? – спросил певца царь.

– Веру в себя, – ответил певец.

Улыбнувшись, переглянулись женихи, изумленно вскинул глазами старый царь, а царевна спросила:

– Скажи, как понять твою веру в себя?

Певец отвечал:

– Царевна! Ты красива, и много я слышал об уме твоём, но где же дела твои? Нет их, ибо нет в тебе веры в себя.

Выходи, царевна, замуж за князя древнего рода и каждый день читай в его алой книге имя свое и верь в алую книгу! Выходи же, царевна, замуж за именитого гостя торгового, засыпь палаты свои сверкающим золотом и верь в это золото! В покое спи на золотом ложе и верь в этот покой! Покоем, золотом, алыми книгами закрывайся, царевна, от самой себя!

Моего имени нет в алой книге, не мог я засыпать эту палату золотом, и, куда иду я – там не читают алой книги и золото там не ценно. И не знаю, куда иду я, и не знаю, где путь мой, и не знаю, куда приду я, и нет мне границ, ибо я верю в себя!…

– Обожди, – прервал певца царь, – но имеешь ли ты право верить в себя?

Певец же ничего не ответил и запел веселую песню; улыбнулся ей царь, радостно слушала её царевна, и лица всех стали ясными.

Тогда певец запел грустную песнь; и примолкла палата, и на глазах царевны были слёзы.

Замолчал певец и сказал сказку; не о властном искусстве говорил он, а о том, как шли в жизнь разные люди и пришлось им возвращаться назад, и кому было легко, а кому тяжко. И молчали все, и царь голову опустил.

– Я верю в себя, – сказал певец, и никто не смеялся над ним.

– Я верю в себя, – продолжал он, – и эта вера ведет меня вперед; и ничто не лежит на пути моем. Будет ли у меня золото, впишут ли имя моё в алых книгах, но поверю я не золоту и не книге, а лишь самому себе, и с этою верой умру, и смерть мне будет легка.

– Но ты оторвешься от мира. Люди не простят тебе. Веря лишь в себя, одиноко пойдёшь ты и холодно будет идти тебе, ибо, кто не за нас – тот против нас, – сурово сказал царь.

Но певец не ответил и снова запел песню.

Пел он о ярком восходе; пел, как природа верит в себя, и как он любит природу и живет ею. И разгладились брови царя, и улыбнулась царевна, и сказал певец:

– Вижу я – не сочтут за врага меня люди и не оторвусь я от мира, ибо пою я, а песня живет в мире, и мир живет песней; без песни не будет мира. Меня сочли бы врагом, если бы я уничтожил что-либо, но на земле ничто не подлежит уничтожению, и я создаю и не трогаю оплотов людских.

Читайте также:  Картина астроном, ян вермеер дельфтский

Царь, человек, уместивший любовь ко всей природе, не найдет разве в себе любви – к человеку? Возлюбивший природу не отломит без нужды ветки куста, и человека ли сметет он с пути?

И кивнула головой царевна, а царь сказал:

– Не в себя веришь ты, а в песню свою.

Певец же ответил:

– Песня – лишь часть меня; если поверю я в песню мою больше, чем в самого себя, тем разрушу я силу мою, и не буду спокойно петь мои песни, и не будут, как теперь, слушать их люди, ибо тогда я буду петь для них, а не для себя.

Все я делаю лишь для себя, а живу для людей. Я пою для себя, и, пока буду петь для себя, дотоле будут слушать меня.

Я верю в себя в песне моей; в песне моей – все для меня, песню же я пою для всех! В песне люблю лишь себя одного, песней же я всех люблю! Весь для всех, все для меня – все в одной песне. И

я верю в себя и хочу смотреть на любовь. И как пою я лишь для себя, а песнью моею живлю всех – так пусть будет вовеки. Поведу жену в далекий путь. Пусть она верит в себя и верою этой дает счастье многим!

– Хочу веры в себя; хочу идти далеко; хочу с высокой горы смотреть на восход!.. – сказала царевна.

И дивились все.

И шумел за окном ветер и гнул деревья, и гнал на сухую землю дожденосные тучи – он верил в себя.

1893

Силовая операция в общественном музее им. Н.К. Рериха 7-8 марта 2017 года вызвала невыразимую боль и со-чувствие ко всем, кто Служит Живой Этике и живёт по её заповедям…

Проходя по любимым залам музея в день весеннего равноденствия, меня не покидало ощущение ХРУПКОСТИ ВСЕГО ЖИВОГО.

Живое искусство, живая душа человеческая, в нашем демократическом!?, гуманном!? обществе остаются обнажёнными перед напором грубости и хамства.

Не зря мудрейшие Рерихи оставили Учение Живой Этики, прекрасно понимая его насущную необходимость. 

Однако как и любая другая наука — Живая Этика многим даётся с большим трудом, и, порой, спец, овладевший премудростями современной высшей научной школы, в Живой Этике остался на уровне первоклассника…

Музей работает по обычному графику, даже в будний день и ранний час посетителей много.

Низкий поклон сотрудникам.

Мы долго беседовали со смотрителями, выражая поддержку, выясняя подробности, удивляясь молчанию официальных властей, наблюдающих за глумлением над национальным достоянием — живыми людьми, живыми произведениями искусства.

В это трудно поверить, но многих, любимых картин сейчас нет на привычных местах…

И этикеток о том, что экспонат на другой выставке, тоже нет…

Голая стена, со свисающими подвесными шнурами…

Осиротевшие без картин, стоящие на полу, стеклянные рамы…

Около 200 живописных полотен Николая и Святослава Рерихов, старинные тибетские тханки изъяты без достаточных юридических оснований и пребывают неизвестно где, в неизвестно каких условиях…

Официальной информации о месте нахождения нет!

Полный список изъятых произведений искусства не озвучивается, но я хочу рассказать о нескольких знаковых.

Зал Живой Этики — известный триптих «Вечная Матерь. Жанна д'Арк«, располагавшийся над витриной с камнем Чинтамани.

Вид Зала Живой Этики 22.03.2017

Источник: http://5june.ucoz.ru/publ/rerikh_znamjona_vostoka/1-1-0-40

Любовь Хоменок. Наследие Рерихов разворовывается! // Блог «Конт»

12.03.2018

Внимание! При гробовом молчании культурной и научной общественности, при полном попустительстве, а нередко и одобрении государственных чиновников началось бесконтрольное разграбление наследия Рерихов, переданное С.Н.Рерихом и другими дарителями Международному Центру Рерихов (МЦР). Мы уже не раз заявляли о том, что уничтожение общественного Музея имени Н.

К.Рериха, являющегося внутренним подразделением МЦР, не могло произойти только с подачи Министерства культуры России, поскольку ни налоговая инспекция, ни суды, ни МВД, ни Прокуратура, ни Юстиция этому ведомству не подчиняются. Тем не менее именно они явились инструментом, который позволил грабителям достичь своих целей.

Приблизительно то же произошло в 30-х годах ХХ века, когда был уничтожен первый Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Тогда мошенник Л.Хорш под покровительством высоких правительственных чинов выиграл все суды и распродал картины его основателя Н.К.Рериха. Так для мировой культуры была потеряна первая часть наследия Рерихов.

То же самое, только в еще больших масштабах, происходит сегодня в России с его последней частью.

Залы общественного Музея имени Н.К.Рерих после его разрушения

К сожалению, Министерство культуры в последнее время дало нам немало подтверждений того, что оно действует в интересах не народа, а бизнесменов и чиновников, которые являются по совместительству и крупными коллекционерами, играющими не последние роли как на отечественном, так и на мировом рынке культурных ценностей.

К слову сказать, незаконная торговля произведениями искусства занимает 3 место после сбыта наркотиков и продажи оружия [1]. За это время его дельцами выработано немало криминальных и полукриминальных схем, но, похоже, Минкульт решил изобрести свой способ.

Достаточно вспомнить вопиющие попытки изъятия из государственных музеев произведений искусства с целью передать их в частные руки (история с иконой «Ангел Златые власы») [2], назначения на должности директоров музеев бизнесменов и губернаторов [3], развал изнутри работы Реставрационного центра имени Грабаря [4], вывоз антиквариата за границу [5] и, наконец, внесенные недавно поправки в закон о Музейном фонде РФ [6]. Таким образом, в России ведомством Владимира Мединского созданы все условия для разграбления народного достояния.

В этой ситуации нельзя надеяться, что Министерство культуры защитит наследие Рерихов. Не секрет, что есть немало крупных коллекционеров, заинтересованных получить в свою собственность бесценные полотна Рерихов. Возможно, среди них есть и такие, которые принимали участие в разграблении квартиры Ю.Н.

Рериха и, соответственно, всячески не допускали расследования этих хищений. Имена некоторых и их должности известны, но, конечно, ни МВД, ни Прокуратура не решились проводить расследование.

Сотрудники правоохранительных органов и тогда и теперь сами находятся в подчинении у этих дельцов и вместо того, чтобы защищать закон и порядок в государстве, обслуживают их интересы.

И вот 12 февраля в день рождения Е.И.Рерих на территорию захваченной Усадьбы Лопухиных явились приставы налоговой инспекции и в счет надуманного штрафа за неуплату налога за использование в музейной деятельности подаренных МЦР картин изъяли 17 полотен Н.К.

Рериха из коллекции организации. Среди них такие знаковые работы, как «Йенно Гуйо Дья – друг путников», «Звезда Матери Мира», «Конфуций Справедливый», «Последние атланты» и др. Все это большие сюжетные картины мастера, относящиеся к периоду расцвета его творчества.

По предварительным подсчетам их общая стоимость намного превышает требуемую от организации сумму и составляет более 350 000 000 руб.

Иными словами, несколько изъятых картин даже с учетом неустойчивых цен арт-рынка могут вполне перекрыть долг МЦР, который составляет на сегодня 50 000 000 руб., но их арестовали более десятка.

Картина Н.К.Рериха «Йенно Гуйо Дья – друг путников»

Картина Н.К.Рериха «Конфуций Справедливый»

Для сравнения, другая известная картина Н.К.Рериха «Мадонна Лаборис» в ходе торгов аукционного дома Bonhams в 2013 году была продана за 7 880 000 фунтов, а это более 12 миллионов долларов [7]. Известно, что приобрел это произведение один богатый российский коллекционер, близкий к главе государства.

Читайте также:  Портрет яспера схаде ван веструма, франс халс, 1645

Он не стал дарить ее музеям, и теперь она находится в закрытой частной коллекции, недоступной рядовому зрителю. Картины же, приобретаемые меценатами для общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР, практически сразу попадали в его экспозицию и радовали сотни тысяч людей, пришедших посмотреть на возвращенные России шедевры.

Но теперь многие из этих работ ожидает та же участь, что и проданного произведения. Примечательно, что эти картины Минкульт под надуманным предлогом наотрез отказывался поставить в негосударственную часть Музейного фонда РФ, хотя МЦР длительное время на этом настаивал.

Видимо, чиновники рассчитывали, что беззащитные и неучтенные картины им для своих целей будут гораздо полезнее.

Картина Н.К.Рериха «Мадонна Лаборис»
на торгах аукционного дома Bonhams

Картина Н.К.Рериха «Последние атланты»

Налоговики уже заявили, что после оценки изъятые картины Н.К.Рериха выставят на торги. Ну а если сумма перекроет долг МЦР, то оставшиеся деньги организации вернут.

Цинизм стражей порядка поражает! Центру, как и многочисленным почитателям творчества Рерихов, нужны картины, а не деньги вместо них. С предложениями продать некоторые произведения Н.К.Рериха к МЦР уже обращались не раз, обещая спокойную безбедную жизнь, но для Л.В.

Шапошниковой, доверенного лица С.Н.Рериха, это было равносильно предательству. Невыносима сотрудникам Музея и эта потеря.

Причем, по свидетельствам очевидцев, с некоторыми картинами начали обращаться варварски, пытаясь завернуть темперную живопись в жесткий крафт.

При этом руководитель нового филиала ГМВ Тигран Мкртычев и его сотрудники, которые собственно и организовали саму процедуру, не выказали ни малейшего беспокойства по этому поводу. Только представители МЦР настояли, чтобы работы все-таки упаковали правильно.

С таким равнодушным отношением руководства ГМВ к творчеству Николая Рериха не трудно предугадать, как будут разворачиваться события. По комментариям опытных юристов, дальше начинает работать известная криминальная схема «откатов».

Приглашенные оценщики многократно занизят настоящую стоимость изъятых произведений, и они будут переданы своим новым хозяевам по рекордно низкой цене, как продаются у нас предприятия, недвижимость, земля, фирмы и т.д.

Кто-то получит за эту аферу хороший «откат», кто-то дивиденды поскромнее, российское государство опять понесет большие финансовые убытки, но простые россияне ощутят потери еще более значительные, поскольку духовные утраты никакими деньгами измерить нельзя – они хоть и менее заметны, зато оборачиваются неисчислимыми бедствиями морального разложения граждан.

Ранее, еще до описанных событий, налоговики по тому же поводу уже арестовали дорогостоящий рояль общественного Музея, оборудование депозитария и световую аппаратуру выставочных залов. Все это было передано на хранение ГМВ.

Для тех, кто хорошо знаком с ситуацией, ясно, что эти «скромные дивиденды» получены новодельным филиалом исключительно для своих собственных нужд и из боязни, что придется отдавать это оборудование сотрудникам МЦР, поскольку оно является частью имущества их организации.

Но все приведенные выше факты только «вершина айсберга» той трагедии, которая вот-вот произойдет.

Пустой депозитарий Музея имени Н.К.Рериха

Напомним, что 7–8 марта 2017 года следственным управлением было изъято около 200 произведений Рерихов, судьба их до сих пор неизвестна. Более того, установлено, что все наследие Рерихов, переданное МЦР С.Н.Рерихом и захваченное ГМВ 28–29 апреля 2017 года, также исчезло из Усадьбы Лопухиных.

Когда сотрудники МЦР вместе с приставами получили, наконец, доступ к депозитарию общественного Музея, где до захвата собственно и хранились рериховские фонды, то там оказалось пусто – их вывезли в неизвестном направлении.

Многократные обращения в Минкульт, в том числе и со стороны правозащитных организаций, с требованием представить доказательства наличия наследия Рерихов и его целостности не увенчались успехом. Высокопоставленные чиновники наотрез отказались информировать об этом общественность. Пропали не только картины Рерихов, но и архивные материалы.

Сотрудники МЦР обнаружили в разных помещениях следы варварского обращения с ценными документами. Так, в одном из кабинетов было обнаружено несколько бумаг из архива с квартиры Ю.Н.Рериха, причем все самые важные материалы пропали. От архива Л.В.Шапошниковой нашлись только картонные коробки, в которых он хранился.

В одном из подвальных помещений небрежно валялись остатки документации МЦР и пустые папки из отдела рукописей. Каким образом все это оказалось в различных помещениях, где наиболее ценное содержимое вышеназванных архивов и кто с ними работал? На эти вопросы Тигран Мкртычев предпочел не отвечать, а торопливо запер и опечатал двери, скрывшие следы еще одного преступления ГМВ.

Вообще такое поведение Тиграна Мкртычева весьма примечательно. Все его ответы на неудобные вопросы независимых корреспондентов или сотрудников МЦР сводятся к тому, что он знать ничего не знает и ни за что не отвечает.

Иными словами, новоиспеченный директор, по долгу службы обязанный нести глобальную ответственность за все, что происходит во вверенном ему учреждении, пытается всеми способами ее избежать. Поведение Мкртычева вполне понятно.

Он просто боится, понимая, что те, чью волю он сейчас выполняет, в случае чего, не задумываясь, пожертвуют им, обвинив в хищениях и растратах.

Таким образом, в результате беспрецедентной вопиющей несправедливости в отношении общественного Музея имени Н.К.Рериха на сегодняшний день мы имеем пустое здание с изуродованными серыми залами, отсутствие музейных фондов и директора Тиграна Мкртычева, который ни за что не отвечает. И все это Минкульт и ГМВ гордо именуют Государственным музеем семьи Рерихов.

Напомним, что захват усадьбы Лопухиных весной 2017 года Минкульт объяснил своими опасениями, что МЦР из-за огромного штрафа решит распродать картины Рерихов. Как выяснилось, все обвинения в адрес МЦР оказались ложью. А что происходит сейчас?

Данная ситуация в очередной раз демонстрирует, что чиновники Минкульта обманывают общественность и, заявляя, что они возвращают народу из якобы частного владения наследие Рерихов, на самом деле переправляют его из общего доступа в закрытые собрания состоятельных коллекционеров. На глазах у всех разыгрывается страшная трагедия, в результате которой российский народ может лишиться последней, оставшейся в общем доступе части драгоценного наследия Рерихов, с таким трудом привезенной на Родину Л.В.Шапошниковой.

Сотрудники МЦР практически в одиночку сражаются с чиновничьим произволом, за это и хотят уничтожить их организацию, но что же все остальные? Помнится, раньше, когда Советский Союз только открыл для себя удивительный мир Рерихов, на выставки картин мастера выстраивались огромные очереди.

Люди восхищались произведениями Николая и Святослава Рерихов, многие из них потом пришли в созданный С.Н.Рерихом общественный Музей. Среди тех, кто выступал на его торжественных мероприятиях, дарил ему подарки, писал восторженные отзывы, были представители научной и культурной элиты.

Но теперь большинство из них спокойно и равнодушно наблюдает, как исчезает из культурного поля огромная коллекция картин Рерихов.

«…Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? – спрашивал Николай Константинович Рерих и давал убедительный ответ. – Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».

Неужели русский народ ответит ему предательством? Очень хочется надеяться, что в сердцах думающих и творчески мыслящих людей все-таки проснется стыд, который академик Д.С.

Лихачев считал одной из основных черт настоящего интеллигента, и народ, по его же выражению, будет достоин русской Культуры.

20.02.2018 г.

Примечания

1. Юзов В.

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5771

Ссылка на основную публикацию