Константин алексеевич коровин, картины с названиями и описанием, биография

Константин Коровин, художник: биография, творчество, картины и интересные факты :

Он знаменитый художник, любимец публики, весельчак, балагур или человек с непростой судьбой, переживший предательство, обманы, трагический уход близких, жестокие разочарования, острую нужду, вынужденную эмиграцию? И то и другое, но как бы не было скверно и больно, художник Коровин всегда писал картины, наполненные светом, нежностью и любовью. Его называют Моцартом в живописи и первым российским импрессионистом.

Будущий русский художник Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 году в Москве в доме своего деда, купца первой гильдии Михаила Емельяновича.

Дед происходил из семьи крестьян старообрядцев, был напорист, трудолюбив, занимался доходным в те времена извозом, обслуживая почтовый путь из Москвы в Новгород.

Технический прогресс спутал планы и разорил семью: с появлением железной дороги в России дело, начатое ещё прадедом художника, стало ненужным.

Художник Коровин. Биография. Семья. Родители

В своей книге воспоминаний уже пожилой Коровин напишет об этом дивном доме в центре Москвы с прекрасным большим садом, потайной деревянной калиткой, затерявшейся в глубине двора.

Дар предпринимательства – удел немногих. Алексей Михайлович Коровин, отец живописца, им не обладал. По профессии юрист, человек интеллигентный, образованный, любящий и ценящий искусство, не смог удержать и закрепить унаследованное богатство, быстро разорился. Лишения, чёрные дни беспросветной бедности угнетали, в конце концов, дух его был сломлен, и он покончил с собой.

Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из дворян. Она рисовала акварели, играла на арфе, охотно занималась детьми, прививала им любовь к линии и образам.

Первые учителя

В 14 лет Константин принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там учится его брат, Сергей Коровин, художник. Впоследствии оба будут преподавать в этом училище. Старший, Сергей, рисовал, следуя традициям передвижников. Младший – станет новатором.

А пока он влюблён в преподавателя, великого Саврасова, автора известной работы «Грачи прилетели», человека кроткого, вдумчивого, мягкого. Саврасов считал: пейзаж нужно оживить духом романтики, настроения, чтобы картина «дышала» природой. «Ранняя весна» (1870 г.

) Коровина написана под влиянием учителя, простой русский пейзаж выписан со щемящим ощущением тайной мистической сути родной природы.

Поленов: наставник, друг, единомышленник

Саврасова сменил Поленов, человек другого склада и мироощущения. Коровин и его друг Левитан внимательно прислушиваются к учителю, знакомятся с его палестинскими работами. Пейзаж в то время воспринимался как явление второстепенное, «жанристы» с пренебрежением относились к «пейзажистам», отдавая предпочтения полотнам «с оттенком мировой скорби».

«Я не знаю, что такое импрессионизм»

Именно Поленов первым назвал Коровина импрессионистом. Молодой живописец был удивлён. Сказал, что ничего об импрессионизме не знает. Поленов ввёл ученика в общество мецената Саввы Мамонтова. В усадьбе Мамонтова, Абрамцево, собирался цвет русской культуры того времени.

Лето 1888 года Коровин (художник еще только начинающий) проводит в имении наставника Жуковка, где пишет работы «Настурция», «За чайным столом», «В лодке», наполненные воздухом и ощущением счастья.

В них – отражение спокойствия и размеренности дачной жизни, где книги, чаепития, неспешные интеллектуальные беседы.

«Портрет хористки» (1887 год)

Полотно под тривиальным названием вызвало шквал неодобрения. Не красавица, на лице девушки печать болезни, рассеянный взгляд. Но лёгкость сочетания голубого и жёлтого цветов, полное слияние натуры с бликами, растениями фона, поражает. Позже работу назовут предвестником российского импрессионизма.

На обороте картины пространная уточняющая надпись, сделанная рукойавтора: написана в Харькове, на балконе здания городского сада. Поленов рекомендовал её не выставлять. Она точно никому не понравится. Дата создания ставится неверно, поэтому в литературе о портрете встречаются два варианта года создания: 1883 и 1887.

Исследователи считают правильным второй.

Савва Мамонтов, меценат, умеющий предвидеть

Коровин — художник, который немыслим без участия Мамонтова. Именно он разглядел, поверил и поручил ему оформление спектаклей своего Русского частного театра, раскрыл театрально-декорационный, монументально-оформительский талант живописца. За несколько лет блестяще оформлено десятки спектаклей.

Успех настолько велик, что Дирекция Императорских Театров предлагает живописцу возглавить декорационную мастерскую. Это признание. Сцена приносит основной доход, обеспечивает семью.

К картинам публика относится настороженно, слишком необычны они на фоне бытующей социальной и религиозной тематики в живописи.

Начало века и фортуна

В 1890 году очередная творческая победа. За оформление русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже Коровин — художник, который удостоен 2 золотых, 7 серебряных медалей и ордена Почётного легиона Франции.

Уже через год он и Серов принимают предложение преподавать в художественном училище, одном из лучших учебных заведений России. Выдающийся российский портретист, («Девочка с персиками») напишет портрет художника Коровина.

Любимые друзья. «Коров и Серовин»

В кружке Мамонтова их шутливо называли «Коров и Серовин». Они были неразлучны и совершенно не похожи друг на друга. Серов – аккуратный и подтянутый, последовательный в убеждениях, угрюмый с виду.

Коровин – небрежный, шутник, весельчак, панически боится конфликтов.

Он метался между членами официального Союза художников и представителями «Мира искусства», но никогда, ни те ни другие на него не обижались.

Серов долгое время жил в мастерской друга, к компании присоединяется Врубель. Это было время молодого веселья, споров об искусстве, пирушек, вечного безденежья. Они все покинут этот мир раньше.

В 1911 году Константин Коровин (художник тяжело переживал потерю друзей) напишет, что со смертью Серова ушла единственная оставшаяся надежда духовной поддержки.

Сначала Врубель, Левитан, а теперь и последний друг молодых лет.

Савва Мамонтов и путешествие на Север

Семья Саввы Мамонтова занималась строительством железных дорог в России и принялась за освоение Севера, прокладывая железную магистраль от Вологды до Архангельска. Он предлагает друзьям путешествие по Белому морю, Кольскому полуострову, затем отправиться в Швецию и Норвегию.

На основе впечатлений Коровин (художник с удовольствием принял приглашение) будет оформлять Нижегородскую Всероссийскую промышленную выставку. Предложение пришлось кстати. Живописец недавно вернулся из Франции, растерян, в новых поисках себя. Летом 1894 года Коровин и Серов едут на два месяца знакомиться с русским Севером.

В лаконизме северной природы Коровин (художник был очень рад путешествию) вновь обретает уверенность.

Картины северного цикла

Рождается северный цикл великолепных работ. Весь маршрут, радость соприкосновения с холодной торжественной красотой, наблюдение быта северян воплощены в них.Интересны сами названия работ, отражающие легенды, местную топонимику и смену времён года: «Сентябрь в Печенеге», «Ручей св. Трифона», «Зима в Лапландии», «Гавань в Норвегии».

Драмы и радости личной жизни

Он знакомится с Анной Яковлевной Финдлер у Мамонтова, в Русской частной опере. Он молод, она хористка из Харькова, жили тайно, обвенчались, когда родился сын Алексей. Многие полагают: брак случайный. Первый ребёнок умер ещё младенцем, сказалась острая нехватка денег на лекарства, пропитание. Он чувствовал вину, не бросал жену.

В это время приобретается участок у реки Нерль в Охотино, строится дом. Рядом живёт Фёдор Шаляпин, с которым связано более 40 лет дружбы. 1900 – покупка дачи в Гурзуфе. Теперь жизнь протекает между Москвой, Петербургом, Крымом, Европой и деревней.

В 1908 году умирает брат Сергей. Сильное потрясение заканчивается нервным расстройством.

Сын Алексей подростком попал под трамвай, остался без ног, страдал манией преследования. На чужбине жили все вместе. Случалось, поднимал руку на отца, обвинял в малых заработках. Русский художник Константин Алексеевич Коровин, кавалер французского почитаемого ордена, заброшен и никому не нужен на чужбине.

Коровин и Шаляпин

Они познакомились в Нижнем Новгороде на промышленной выставке. Русский художник Коровин и легендарный оперный исполнитель с первых минут почувствуют симпатию друг к другу. Скрепили дружбы общие вкусы, охота, рыболовство, дачный досуг. Они делали общее дело. Декорации художника создавали особый эмоциональный настрой, импонировавший артисту.

Обсуждали костюмы, грим образов. Когда в 1918 опечатали мастерскую художника в Охотино, с красками, мольбертом, холстами, Коровин просит друга обратиться к Луначарскому и помочь. Певец вступается за приятеля. В Париже они часто встречаются. Шаляпин устраивает друга художником в русскую оперу, но постепенно они отдаляются. Это и понятно.

Шаляпин – всемирно признанный оперный певец, Коровин – художник в изгнании. Вдали от родины они уже не такие, как прежде: Шаляпин растерял свою могучую радость, привлекавшую современников, Коровин – утратил оптимизм. К тому же терзают унижения бедности, боязнь, что друг заподозрит его в желании взять взаймы.

И только многочисленные портреты, звонкие, радостные — память об их долгой 40-летней дружбе.

Париж

В столицу Франции он впервые приехал 26-летним и был поражён. Всё, за что его ругали дома, давно расцвело здесь яркими красками. И он понял: прав, прав, тысячу раз прав. Никто его больше с пути не собьёт. Он пишет Париж в каждый приезд. Вот бы запечатлеть его звук и цвет мгновенно, в одном аккорде.

Он пишет город в ранних сумерках, утренней дымке, где зыбкость очертаний, переменчивость расходящихся пятен не задерживается на мазке, спешит запечатлеть эмоцию. И в этой убегающей незавершённости пронзительная сила колориста Коровина. Его работы пахнут, излучают свет и радость бытия.

Он не знает, что в этот город приедет умирать, хочет вернуться домой, в Россию, где печален пейзаж, медленно струится свет, как бы проникая сквозь предметы.

Советская власть и живописец

Поначалу пробует перетерпеть и приспособиться: служит в комиссии, занимающейся охраной памятников искусства и старины, оформляет спектакли в театрах. Лучше не становилось, их «уплотнили», имение в Охотино отобрали, началась травля в прессе.

В 1922 году живописец принёс работы в Третьяковскую галерею. Ему сказали, что для пролетарского государства они ценности не представляют. Нарком просвещения А. Луначарский советует эмигрировать.

Художник Константин Коровин, картины которого теперь не нужны, покидает Россию.

Последнее парижское путешествие

Семья сливается с безликим потоком бежавших из революционной России людей. В Париже их было много: голодных, бездомных, потерявших состояние, без почвы под ногами. На родинеживописец оставил на хранение работы. Человек навсегда исчез с деньгами.

Обещанное место художника-декоратора в престижном французском театре его не ждало, обдирали и жуликоватые агенты. Он работал много и усердно, но не отступал. Стал слепнуть, взялся за перо писать. Коровин — художник, биография которого будет интересна следующим поколениям.

Надо написать о людях, которые были духом эпохи.

Константин Коровин — художник, который оставил потомкам мастерски написанные воспоминания и рассказы. В 1939 году во время первых бомбёжек Парижа он случайно оказался на улице. Сердце не выдержало, упал и тотчас умер. Хоронили его, словно бездомного.

Эпилог. Коровин (художник) — картины с названиями

Драматическая судьба – не повод считать мастера несчастным. Он был разносторонне одарён, жизнь свела его с гениями, жившими на стыке веков, он видел мир, бесконечно работал. Разве это не есть счастье жизни?

Читайте также:  Картина "водяные лилии", клод моне - описание

Его считали легкомысленным, картины грубыми и недописанными, но именно в незавершённости, отрывистости, некой фрагментарности секрет их лёгкости, прозрачности. Современники больше воспринимали его оформительский дар. Это не так.

Творчество Коровина-художника многогранно и разнообразно. Только список названий его самых известных картин занял бы страницы. Среди них «Парижский бульвар ночью», «Старый монастырь», «В лодке», «У балкона» и много, много других.

Источник: https://www.syl.ru/article/291336/konstantin-korovin-hudojnik-biografiya-tvorchestvo-kartinyi-i-interesnyie-faktyi

Константин Коровин. Биография и картины

Константин Алексеевич Коровин 1861-1939 г. Талантливый русский художник, импрессионист. Биография и картины.

Родился 23 ноября 1861 года в Москве. Его семья принадлежала к купцам-старообрядцам. Отец Константина был предприимчивым человеком, который смог добиться успеха. При этом он очень любил искусство. С самого детства Константин воспитывался в атмосфере патриархальной благочинности.

Коровин получил отличное художественное образование, обучаясь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были В.Д. Поленов и А.К. Саврасов. В.Д.

Поленов оказал огромное влияние на формирование творческого мировоззрения художника. С 1879 года Константин участвует в выставках ученических работ, которые организуют в училище.

На первой выставке Коровин представил полотно «Весна», в котором наметился присущий начинающему художнику лирический настрой.

Чтобы завершить образование, Константин отправляется в Санкт-Петербург и поступает в Академию художеств. Однако методы преподавания, которые там использовались, разочаровали начинающего художника, и он покинул Академию. При этом в Петербурге Коровин знакомится с К. Коро, Ш. Добиньи.

Оставив Академию, Коровин возвращается в родное училище. Художника награждают за работы «Петрушка», «Беседа Христа с Никодимом», «Братья продают Иосифа», «Смерть цыгана». Из училища Коровин выходит со званием неклассного художника.

Важную роль в творческом развитии художника сыграл мамонтовский кружок. Полотно «Северная идиллия» отражает любовь членов этого кружка к искусству. Упомянутая работа показывает, что художник обладает незаурядным чувством цвета, создающим некоторую музыкальную гармонию.

В середине 80-х годов Коровин становится главным декоратором Русской частной оперы в Москве. К этому моменту он уже успел поработать над декорациями к самым разным операм. С 1888 года он принимает активное участие в деятельности Общества искусства и литературы.

1888 год становится плодотворным периодом для художника. В это время появляются полотна «Улица во Флоренции», «В лодке», «За чайным столом», «У балкона. Испанки».

Эти работы отличаются особыми, новыми сюжетами и выявлением в натуре переживаний, совпадающих с чувствами людей.

В 1894 году вместе с В. Серовым Коровин отправляется на Север. Результатом этой поездки стали картины «Мурманский берег», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Гавань в Норвегии».

Значительное влияние на художника оказывают поездки в Париж. Они приносят вдохновение для новых пейзажей, знакомят художника с символизмом. С 1901 года Коровин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1923 году он уезжает на постоянное место жительство во Францию.

Художник умер 11 сентября 1939 года в Париже.

Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/korovin.htm

Константин Алексеевич Коровин (Konstantin Korovin)

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) родился в старообрядческой купеческой семье.
В 1875 г.

поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а через год переходит в пейзажный класс отделения живописи, где его педагогами были Алексей Кондратьевич Саврасов и Василий Дмитриевич Поленов.В 1884 г. Константину Алексеевичу Коровину было присвоено звание «неклассного» художника.

В конце 80-х и начале 90-х годов Коровин начал выставляться у передвижников. К этому периоду принадлежат его картины: В лодке, «За чайным столом», «Хозяйка», хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее.

В 1900-е художник активно работает в театре над оформлением спектаклей знаменитых театров: Большого, Мариинского, Ла Скала.

На протяжении десятилетий Константин Алексеевич Коровин участвует в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников.

С 1901 Константин Алексеевич Коровин вместе с Валентином Александровичем Серовым преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

После Октябрьской революции Коровин активно занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжает сотрудничать с театром.В 1923 г.

художник выехал за границу и поселился во Франции.Константин Алексеевич Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 г.

Значительное место в творчестве живописца занимали городские пейзажи Парижа, созданные под влиянием французских импрессионистов. («Париж.

Утро», «Кафе де ла Пэ», «Арка Сен-Дени»).

Картины Константина Алексеевича Коровина экспонируются во многих Российских музеях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. Пушкина, Тверской областной картинной галерее, Ярославском художественном музее, Нижегородском государственном художественном музее, Архангельском музее изобразительных искусств, Саратовском государственном художественном музее, Калужском музее изобразительных искусств. В двух разделах коллекции представлено 133 картины Константина Алексеевича Коровина. В том числе 70 работ, проданных на Sotheby's и Christie's.

Раздел 1. 63 произведения живописи, созданные с 1875 г. по 1922 г.

Раздел 2. 70 произведений живописи, проданных на Sotheby's и Christie's с 2004 г. по 2017 г

63 картины Константина Алексеевича Коровина

Источник: http://gallart.by/Korovin.html

Биография художника Коровин Константин Алексеевич

Живописец, график, сценограф, архитектор, художник декоративно-прикладного искусства.

Родился и вырос в семье купцов-старообрядцев; дед по отцовской линии был владельцем ямщицкого извоза, дед по материнской линии — чаеторговцем. Родители увлекались искусством, в доме Коровиных часто бывали живописцы И. М. Прянишников и Л. Л. Каменев.

В 1875 Константин Коровин поступил в МУЖВиЗ, где уже учился его старший брат Сергей, также впоследствии ставший известным художником. Сначала занимался на архитектурном отделении, в 1876 перешел на живописное. Учился у Е. С. Сорокина, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова.

В 1881 поступил в ИАХ в Петербурге, но годом позже, разочарованный устаревшими методами преподавания, возвратился в Москву и продолжил обучение в МУЖВиЗ в мастерской В. Д. Поленова. В 1883 за живописный этюд был награжден малой серебряной медалью, в 1883–1884 за рисунок — стипендией В. А. Долгорукого.

В 1886 окончил училище со званием неклассного художника.

В 1880-х посещал поленовские рисовальные вечера. Через В. Д. Поленова Коровин познакомился с С. И. Мамонтовым, вошел в Абрамцевский художественный кружок. С 1884 регулярно бывал в подмосковном имении Мамонтова, работал в гончарной и столярной мастерских.

Создавал эскизы мебели, выполнил изразцовые фризы «Лодки», «Лебеди», каминные вставки «Садко», «Русалки» и другие. С 1885 оформлял многие постановки в Русской частной опере Мамонтова в Москве, в частности «Аида» Д. Верди, «Лакме» Л. Делиба, «Кармен» Ж. Бизе (все — 1885), «Князь Игорь» А. П.

 Бородина, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (1896), «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1897), «Юдифь» А. Н. Серова и многие другие. Принимал также участие в домашних постановках абрамцевского кружка в качестве актера и оформителя спектаклей.

С середины 1880-х по 1890 возглавлял живописную мастерскую Строгановского художественно-промышленного училища.

В 1888–1889 путешествовал с С. И. Мамонтовым по Испании и Франции. В 1889 побывал в Тифлисе, Мариуполе, Костроме. С 1888 экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств, с 1889 — выставках ТПХВ. В 1892–1894 жил в Париже.

В 1894 по инициативе С. И. Мамонтова вместе с В. А. Серовым совершил поездку на Север: в Ярославль, Вологду, Архангельск, по рекам Северная Двина, Сухона, Белому и Норвежскому морям.

По этюдам, выполненным во время путешествия, написал живописные панно для павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896.

Выступил также в качестве автора архитектурного проекта павильона.

В 1898 создал обложку первого номера журнала «Мир искусства». В том же году экспонировал свои работы в Венском Сецессионе. С 1899 участвовал в выставках «Мира искусства», с 1900 — член объединения. В 1899 побывал в Средней Азии и на Севере.

В 1898–1900 был привлечен к работам по устройству Русского отдела на Всемирной выставке в Париже в 1900. Возглавлял художественную часть Русского отдела. Выполнил проект Кустарного павильона, вместе с А. Я. Головиным, Е. Д. Поленовой, М. Ф.

 Якунчиковой оформил его интерьеры, а также внутреннее пространство павильона «Окраины России». Его работы (в живописи и прикладном искусстве) были отмечены двумя золотыми и девятью малыми серебряными медалями.

За заслуги в устройстве выставки был удостоен Ордена Почетного легиона и ордена святого Станислава III степени.

В конце 1890-х — 1910-х часто работал на собственных дачах в Охтино Владимирской губернии и Гурзуфе в Крыму. В 1900-х — 1910-х почти ежегодно ездил во Францию.

С 1900 работал для Императорских театров Москвы и Петербурга, в 1903 был назначен художником и библиотекарем Московской конторы Императорских театров, в 1909–1910 исполнял обязанности главного декоратора и художника-консультанта Императорских театров в Москве. Оформил свыше ста постановок, в том числе оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского, (1900), «Демон» А. Г.

 Рубинштейна (1902), «Алеко» С. В. Рахманинова (1903), «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1904), «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1906–1909), «Гибель богов» Р. Вагнера (1911); балеты «Дон Кихот» М. Ф. Минкуса (1901), «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (1903), «Саламбо» А. Арндса (1910) и многие другие.

В 1901 по предложению Серова возглавил жанрово-портретный класс МУЖВЗ. В 1903 стал одним из членов-учредителей Союза русских художников, принимал участие во всех выставках Союза вплоть до 1923.

В 1905 работы Коровина экспонировались на портретной выставке в Таврическом дворце в Петербурге, в 1906–1907 — выставке русского искусства в Париже и Берлине, организованной С. П. Дягилевым.

В 1905 был избран академиком.

После революционных событий 1917 продолжал активно участвовать в общественной и художественной жизни.

Входил в Особое совещание по делам искусств, президиум Совета организации художников Москвы, Коллегию художников театра, Отдел пластических искусств Наркомпроса.

Принимал участие в реорганизации МУЖВиЗ и Строгановского художественно-промышленного училища в Свободные художественные мастерские. Преподавал во Вторых Государственных свободных художественных мастерских.

В 1919 в Париже прошла первая персональная выставка Коровина. В 1920 — 1921 жил в Удомле Тверской губернии. В 1921 и 1922 Главполитпросвет организовал персональные выставки художника в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В том же году Коровин вместе с женой и сыном через Берлин уехал во Францию, поселился в Париже. В 1922 работы Коровина экспонировались на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине.

В 1922 в галерее Ван Димена и 1923 в галерее Карла Николаи состоялись ретроспективные выставки произведений Коровина. В 1925 и 1929 персональные выставки Коровина прошли в парижских галереях Бернхейма и Кольбера.

В эмиграции много работал для театров, сотрудничал с Русской оперой М. Н. Кузнецовой в Париже. Оформил балет «Дон Кихот» для гастролей труппы Анны Павловой в лондонском театре Ковент Гарден (1925), оперы «Золотой петушок» Н. А.

 Римского-Корсакова для Оперного театра в Турине (1925), «Севильский цирюльник» В.-А. Моцарта для гастролей Ф. И. Шаляпина в Англии и США (1926). Писал пейзажи вечернего Парижа и натюрморты, реже создавал фантазии на русские темы.

Читайте также:  «пряхи», диего веласкес — описание картины

Однако станковая живопись Коровина не получила признания во Франции, из-за чего последние годы жизни он был крайне беден.

В 1930-х написал мемуары «Моя жизнь», «Воспоминания о современниках», «Очерки о путешествиях» (опубликованы в книгах «Константин Коровин: Жизнь. Творчество. Письма. Документы. Воспоминания» М., 1963 и «Константин Коровин вспоминает…» М., 1971 и 1990 (переиздание)).

Похоронен на кладбище Бийанкур.

Ретроспективные выставки художника прошли в 1961 в Москве, Ленинграде и Киеве в выставочных залах Академии художеств СССР (приурочены к столетию со дня рождения), в 1986–1987 — в Государственном Русском музее в Ленинграде.

Коровин — выдающийся русский художник рубежа XIX–XX столетий, проявивший себя во многих видах искусства: архитектуре, театре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.

Его немногочисленные проекты выставочных павильонов оказали заметное влияние на развитие стиля модерн в русской архитектуре. Он был одним из лучших сценографов своего времени.

Однако наиболее весом его вклад в историю отечественной живописи.

Уже в ранних работах начала 1880-х (например, в «Портрете хористки») Коровин выработал собственный стиль, отличающийся свободной живописной импровизационной манерой с динамически-подвижной, чувственной игрой мазков, яркостью, сочностью цветов, вниманием к эффектам освещения, свежестью колористического решения. Он первым среди всех русских мастеров пришел к открытиям импрессионистов. Так, «Портрет хористки» был выполнен на пять лет раньше «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем» В. А. Серова.

В живописи Коровина французского периода появились резкие контрастные сочетания цветов, не свойственные его искусству более раннего времени.

При рассмотрении позднего творчества мастера немаловажен также тот факт, что Коровин нередко подписывал картины своего сына Алексея, желая помочь в становлении его карьеры, из-за чего существенной становится проблема подлинности работ художника 1920-х — 1930-х.

Произведения Коровина находятся во многих российских музеях в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, а также в частных коллекциях.

Источник: https://artinvestment.ru/auctions/1550/biography.html

Коровин Константин Алексеевич

(1861-1939) русский живописец, график

Свое творчество Константин Алексеевич Коровин начинал во многом под влиянием передвижников. Он родился в довольно зажиточной старообрядческой семье.

Один из его дедов владел ямщицким извозом, а другой был крупным чаеторговцем. Родители же будущего художника получили хорошее воспитание, увлекались музыкой и живописью.

В их доме бывали многие известные деятели искусств, художники Л. Каменев и И. Прянишников.

Возможно, под влиянием семейной атмосферы вслед за старшим братом Сергеем Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вначале он учился на архитектурном отделении, потом перешел на живописное, где его учителями были В. Поленов и А. Саврасов. Позже сам Коровин тоже преподавал в родных пенатах.

Творчество братьев со временем стало диаметрально противоположным. Сергей остался в рамках реалистической школы, а Константин начал осваивать новые формы искусства. Уже в одной из его первых картин — «Хористка» (1883) — традиционная форма портрета превратилась в подобие этюда, где автор не стремится к точности соответствия, а передает свой взгляд, собственное впечатление о модели.

В том же 1883 году Константин Коровин в течение нескольких месяцев проходит нечто вроде стажировки в Петербургской Академии художеств, после чего возвращается в Москву и в 1886 году завершает обучение в Училище.

За время учебы он неоднократно получал награды и поощрения: в 1883 году удостоился малой серебряной медали за живописные этюды и стипендии князя Долгорукова за рисунки, а в 1884 получи звание классного художника.

После окончания училища, Константин Коровин начинает активно участвовать в выставках. До 1896 года его картины появляются на выставках Московского общества любителей художеств, в последующие три года он выставляется вместе с художниками из Товарищества передвижных выставок, а с 1899 по 1903 год — на выставках «Мира искусства».

Реалистический характер творчества Коровина ярче всего проявился в работах, посвященных Северу. Вместе с художником Серовым он предпринимает путешествие к Белому морю. Свои впечатления от этой поездки художник отразил в картинах «Гаммерфест. Северное сияние» (1894—1895) и «Зимой». В них доминируют серые и синие тона.

В те годы в его творчестве еще не наступило время буйных красок. Но вместе с тем очевидного сюжета тоже нет, настроение художника передано скорее через переходы цветов.

По сравнению с другим своим современником — пейзажистом Исааком Левитаном — Коровин не стремится к обобщению, не вводите свои картины фигурки людей и животных, не прописывает до мельчайших деталей то, что видит.

Переход в стан сторонников нового искусства, был для Константина Алексеевича Коровина осознанным и, можно даже сказать, естественным. В 1885 году он знакомится с известным меценатом С. Мамонтовым и входит в Абрамцевский кружок, став вместе с М. Врубелем и В.

Серовым предтечей искусства XX века. В это же время он увлекается театром и сценографией — оформляет многие спектакли, поставленные на сцене частной оперы Мамонтова, и среди них — «Снегурочку», «Псковитянку», «Хованщину», «Кармен», совместно с М. Врубелем и С.

Малютиным занимается оформлением оперы «Садко».

Начиная с 1888 года Константин Коровин часто бывал за границей, преимущественно в Испании, Италии, Франции. Он много путешествует и по России.

Постоянные разъезды во многом были связаны с оформлением выставочных павильонов, в частности в Нижнем Новгороде и на Всемирной выставке в Париже.

Для Кустарного раздела Русского павильона Коровин исполнил тридцать панно на темы Сибири, Средней Азии «Севера. Они не только пользовались успехом у посетителей, но и были отмечены несколькими медалями и даже Гран-при.

Нетрадиционность творческой манеры Константина Коровина получит название «декоративного импрессионизма».

В этом стиле работали и другие художники, создавая своеобразную «серию цветов», основу которой составляла фиксация зрелой и увядающей красоты природы. Приверженцами подобной манеры в будущем станут также Врубель и Сапунов.

Сам же Коровин создаст картину «Лето» (1895), где равнозначными окажутся и голова женщины, и пышный куст сирени.

В дальнейшем живописец будет постепенно отходить от реалистической предметности в своих картинах. Как отмечает художник и теоретик искусства А. Бенуа, Константин Коровин становится лидером в передаче «живописных красочных впечатлений».

При этом он соединяет русскую и европейскую традиции, игру цветом Архипа Куинджи и импрессионистичность Клода Моне. К тому времени, Коровину уже не было нужды доказывать свое право работать в излюбленной манере, поэтому он мог свободно экспериментировать.

Для него главным становится цветное пятно, как это видно на его картинах «Бумажные фонари» (1898) и «Сарай» (1900).

Одним из первых русских художников, Константин Алексеевич Коровин начинает писать картины «на пленэре» в свободной импрессионистической манере. Эти картины привлекают буйством красок, свободной игрой цвета, непосредственностью переживаний и яркой экспрессией.

Появление новой манеры письма художника, несомненно, связано с его поездкой в Париж.

Многие картины того периода выполнены в эскизном стиле, построенном на как бы мерцающей цветовой гамме: так, например, написана картина «Парижское кафе» (1899—1900).

В рамках серии «Огни Парижа» Коровин создает целый ряд интересных работ: «Париж. Бульвар Капуцинов» (1906), «Париж. Кафе де ла Пэ» (1906), «Париж ночью. Итальянский бульвар» (1908).

Примечательно, что художник изображает преимущественно вечерний и ночной город. Он рисует в основном бульвары, наполненные яркой толпой, огнями и вспышками рекламы. Хотя Константина Коровина вполне обоснованно сравнивают с К. Моне и К. Писсарро, он все же во многом индивидуален. Он вовсе не стремится к фактической точности, изображая свое видение и восприятие города-праздника.

С 1901 до 1918 года Коровин преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были такие известные в будущем художники, как А. Герасимов, Б. Иогансон, К. Юон. Много работал Коровин и как театральный художник.

Известно, что только на сцене императорских театров он оформил более ста постановок. Коровин создал новый тип красочных, зрелищных декораций, тесно связанных с настроением музыкального спектакля.

Это прежде всего постановки оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова.

За всеми этими делами, Константин Коровин не оставляет занятий живописью: в десятые годы он углубляет свойственный ему декоративизм изображения в серии натюрмортов — «Натюрморт» (1912), «Рыбы, вино и фрукты» (1916), продолжает рисовать цветы — «Розы и фиалки».

В то время в живописи начинают постепенно доминировать авангардистские течения, в частности кубизм, но Коровин не воспринимает этих новшеств. Он выступает своего рода консерватором, сохраняя страсть импрессионистов к изображению световоздушной среды. Коровин похож на романтиков, сохранявших идеалы красоты и возвышенных чувств практически на протяжении всего XIX века.

С 1923 года Константин Алексеевич Коровин постоянно жил в Париже. Он отправился туда с разрешения Анатолия Васильевича Луначарского для устройства выставки и лечения жены и сына.

В первые годы пребывания за границей художник часто выставлял свои картины, в самых престижных галереях проходили его персональные выставки.

Одна из них состоялась в 1925 году в галерее Бернхейма, другая — в 1929 году в галерее Кольбера.

Однако период экономического упадка коснулся и Константина Коровина. Все чаще и чаще ему приходится отвлекаться от живописи и заниматься другими делами. Он оформляет спектакли многих театров и театральных трупп, с этой целью бывает в разных странах.

Так, для гастролей труппы А. Павловой в Лондоне он работал над оформлением балета «Дон-Кихот», занимался оформлением оперы «Севильский цирюльник» для гастролей Ф. Шаляпина в США, оформлял «Снегурочку» и «Князя Игоря» для «Русской оперы» М.

Кузнецовой в Париже.

С 1929 года Коровин Константин Алексеевич становится профессиональным литератором. Еще до революции было опубликовано около 60 интервью, бесед, воспоминаний, записанных с его слов. Теперь же, тоскуя по Родине, он пишет воспоминания о тех людях, которых знал когда-то и был с ними дружен.

Вскоре были опубликованы воспоминания Коровина о Антоне Чехове, М. Врубеле, А. Головине, И. Левитане, Серове. Темы многих его произведений связаны с искусством и Россией.

В рассказах «Человек со змеей» и «Ветер весны» он пишет об охоте и рыбалке, произведения «Московская канитель» и «Московские чудаки» посвящены Москве — городу, с которым у художника были связаны самые светлые воспоминания.

За десять лет Константин Алексеевич Коровин опубликовал свыше 360 очерков и рассказов. По заказу коллекционера С. Дорожинского он написал мемуары «Моя жизнь». В них и в книге «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь» он раскрыл свой внутренний мир, душевные переживания, и сделал это столь талантливо, что обе книги считаются лучшими в его эпистолярном наследстве.

Читайте также:  «девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», кипренский — описание картины

Сын Коровина Алексей тоже стал живописцем, но судьба его оказалась несчастливой: не дожив до пятидесяти лет, он покончил жизнь самоубийством.

Источник: http://biografiivsem.ru/korovin-konstantin-alekseevich

Коровин Константин Алексеевич

В.А Серов. Портрет художника К.А. Коровина.

Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 года (1861- 1939)в состоятельной купеческой семье.

Четырнадцати лет он поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где уже учится живописи его старший брат Сергей, впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья разорилась.

«Мне пришлось сильно нуждаться, — вспоминал Константин Коровин о годах учебы, — уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб».

После двух лет обучения, представив написанные во время каникул пейзажи, Коровин переходит на отделение живописи. Его преподавателем стал А. К. Саврасов, уделявший большое внимание этюдам с натуры и учивший своих воспитанников видеть красоту русской природы. Позднее Коровин вспоминал наставления Саврасова: «Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте…»

Под влиянием Саврасова рано сказалось тяготение Константина Коровина к пейзажу. Уже в училище он, стараясь сохранить свежесть впечатления, заканчивает свои работы непосредственно на натуре.

В картинах «Село» (1878, Харьковский гос.

музей изобразительного искусства), «Ранняя весна» (1870-е, ГТГ), «Мостик» (1880-е, ГТГ) внимательное наблюдение природы сочетается с непосредственным ее восприятием.

Чтобы завершить образование, Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочарованный устаревшими методами преподавания.

Константин Коровин возвращается в Москву. В последние годы пребывания в училище он занимается у В. Д. Поленова, который придавал серьезное значение вопросам художественной формы.

Известность молодому художнику принес «Портрет хористки» (1883 ГТГ), написанный на плейере. Лицо женщины, ее платье, шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы, падающие от зелени деревьев.

Широкая, свободная живопись, сияющие краски — все это сделало портрет большим достижением русской живописи. Вспомним, что он написан на пять лет раньше «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем» В. А.

Серова.

Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг известного московского мецената С. И. Мамонтова. В кружок входили братья А. М. и В. М. Васнецовы, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. М. Антокольский, И. С.

Остроухов и другие. Характерное для Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в творчестве Коровина картиной «Северная идиллия» (1886, ГТГ). Фольклорное начало и плавная ритмика композиции этой картины заставляют вспомнить работы В. М.

Васнецова, творчество которого Коровин высоко ценил.

В 1885 году С. И. Мамонтов создает частную оперу, и Константин Коровин оформляет «Аиду» Дж. Верди, а в следующем сезоне — «Лакме» Л. Делиба и «Кармен» Ж. Визе. В. С. Мамонтов вспоминал о постановке «Аиды»: «Декорации Коровин написал превосходно, особенно хороши были „лунная ночь на берегу Нила» и преддверие храма», в котором происходило судилище над Радамесом».

На деньги, заработанные в театре, Коровин едет во Францию и в Испанию. Испанские впечатления отразились в лучшей из ранних жанровых картин Коровина «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1889, ГТГ). Национальный мотив выбран и трактован художником с большим вкусом и чувством местного колорита.

В лучших портретных работах Коровина показано слияние человека с природой, когда привлекательность человека и красота природы дополняют друг друга. В замечательном портрете Т. С. Любатович (ок.

1886, ГРМ) живописными средствами раскрывается поэтичная натура известной певицы. Художник здесь решил сложную живописную задачу. Женщина с книгой в руках, в белом платье, сидит спиной к окну на фоне сочной зелени. Она держится просто и естественно.

Скользящие фиолетовые и розовые блики солнечного света на платье придают фигуре необычную легкость.

Большую роль в дальнейшем творчестве художника сыграли поездки на Север. Во время путешествия 1888 года его пленили виды суровых северных побережий, так появились картины «Берега Норвегии», «Северное море» (частное собрание, Ленинград).

Вторая поездка вместе с В. А. Серовым на Север в 1894 году была связана с постройкой Северной железной дороги.

Красоту северных мест запечатлел Коровин в большом количестве замечательных по колориту пейзажей: «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенеге», «Гаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег» (все в ГТГ) и др.

Многие из них построены на тончайшей разработке оттенков серого цвета. В этих произведениях заметно стремление к картине-этюду, характерное для творчества художника в 90-е годы.

По материалам поездки Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. На огромных панно художник создал широкие, обобщенные образы природы и жизни Севера.

Павильон привлек всеобщее внимание своим убранством, и Коровин был назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

Грандиозность поставленной задачи позволила ему в полной мере раскрыть свое дарование. Он пишет несколько больших декоративных по цвету панно. За эту работу Константин Коровин был награжден золотой медалью выставки.

К художнику приходят мировое признание и слава, его произведения экспонируются во многих городах Европы.

С начала XX века все больше внимания уделяет Коровин театру. Переход из частной оперы Мамонтова на казенную сцену в Мариинский театр в Петербурге способствовал претворению замыслов художника в более широких масштабах.

Его оформление спектаклей произвело переворот в театрально-декорационном искусстве.

Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, Коровин создает «декорации настроения», которые передают общий эмоциональный настрой спектакля.

Константин Коровин делал декорации к драматическим постановкам К. Станиславского, но наибольшим успехом пользовались его работы по оформлению опер и балетов. Особенно проявилось мастерство художника в оформлении спектаклей «Фауст» (1899), «Конек-горбунок» (1901), «Садко» (1906). Красочные костюмы, декорации Коровина усиливали художественную выразительность спектаклей.

Колорист по природе, Коровин в театральных работах, как и в станковой живописи, главным выразительным средством делает цвет. «Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты…, — писал Коровин.

— Краски, могут быть праздником глаза… Глаза говорят Вашей душе — радость, наслаждение… Краски, аккорды цветов, форм — вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы».

Одна из любимых тем художника — Париж. В парижских городских пейзажах «Парижское кафе» (1890-е, ГТГ) «Кафе де ля Пэ» (1905, ГТГ), «Париж. Площадь Бастилии» (1906, частное собрание, Москва) и других подчеркнуто как бы случайное построение композиции, стремление к усиленному звучанию цвета свободная манера живописи.

В 1900-х годах у Константина Коровина проявляется большой интерес к ночным и вечерним пейзажам Парижа со сверкающими огнями реклам и мелькающими экипажами: «Париж ночью. Итальянский бульвар» (1908, ГТГ), «Ночной карнавал» (1901, Гос. художественный музей Латвийской GGP), «Париж вечером» (1907, частное собрание) и другие.

Коровин хорошо знал западную живопись, высоко ценил достижения импрессионистов. Это сказалось на творчестве художника: его парижские работы наиболее импрессионистичны. К. А. Коровин мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города.

В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров.

Однако в лучших произведениях Коровина, наряду с передачей эмоционального состояния, велико значение и материальности, ощутимой вещественности предметов.

Увлечение работой для театра сказалось в станковой живописи. С 1910-х годов усиливается красочность полотен Коровина, появляются размашистость, свобода живописной манеры. Артистизм художника достигает вершины.

Это хорошо видно в картинах «Пристань в Гурзуфе» (1914, ГРМ) и «Базар» (1916, ГРМ). Тогда же он пишет много натюрмортов. «Розы и фиалки» (1912, ГТГ) исполнены в сочной, мажорной цветовой гамме.

Натюрморт «Рыбы» (1916, ГРМ) замечателен осязаемостью, конкретностью предметов, не растворяющихся в виртуозной широте письма.

«Необычайно эмоциональный, — пишет о Константине Коровине его ученик Б.

Иогансон, — нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор — весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, осветленные солнцем, на фоне синего моря, провинциальная улочка захолустного города, Венеция или/ Ташкент, Архангельск…

или ночные огни Парижа… Во всем он находил поэзию правды живописи… Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника».

На протяжении всего творческого пути Коровин выставлялся на выставках передвижников, «Мира искусства» «Союза 36», Союза русских художников (в этом объединении Коровин играл ведущую роль). С 1901 года Константин Коровин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были многие советские художники. .

Во время первой мировой войны К. Коровин — консультант по маскировке в штабе одной из русских армий. Несмотря на тяжелое состояние здоровья (давнее нервное заболевание, болезнь сердца), бывает на передовых позициях.

После революции он принимает активное участие в художественной жизни: занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных. Художник продолжает работать и в театре, оформляет ряд постановок: «Валькирия» и «Зигфрид» Р. Вагнера, балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1918-1920).

По совету А. В. Луначарского, шестидесятилетний Коровин, неизлечимо больной и имеющий на попечении сына-инвалида, улучшить здоровье которого могли только в парижских клиниках, переезжает в Париж. Здесь же должна была состояться выставка его работ. Но картины похитили и художник остался без средств. Он вынужден был соглашаться на любую работу.

При таких обстоятельствах заключаются кабальные договоры, в короткий срок за незначительную плату Коровин пишет сорок картин, изготовляет «сувениры» — бесчисленные «русские зимы», «бульвары Парижа». В эти годы в его станковой живописи звучный цвет и широта письма, присущие творчеству художника и ранее, иногда становятся чрезмерными.

Как проявление интереса к русской музыке, к родной национальной культуре воспринимается оформление им оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова для Туринского оперного театра. В последние годы жизни он плодотворно работает в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и Австралии. Умер Константин Коровин в 1939 году.

О его творчестве прекрасно сказал К. Ф. Юон: «».

Использованы материалы статьи Федоровой Н.А. из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Вернуться на главную страницу Коровин К.А

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/korovin_fdrv.php

Ссылка на основную публикацию