Коптский музей, каир, египет

Коптский музей в Каире

Коптский музей – один из самых известных музеев Египта, который включают в экскурсионную программу туристы из разных стран. Он находится в Каире, в одном из его старых районов, на площади Миср-аль-Куадима. В этом районе традиционно проживали копты.

Коптами называли представителей христианского меньшинства, живших в Египте. В коптской культуре удивительным образом переплелись христианские, греческие и египетские традиции. На сегодняшний день коптская община составляет около 10% населения Египта.

Посетителям Коптского музея предоставляется уникальная возможность увидеть богатейшую в мире коллекцию коптского христианского искусства.

Коптский музей существует уже более 100 лет, с 1910 года. Основал музей копт Маркус Симайка, владелец первых экспонатов музея. Он же стал его первым директором.

Скульптуру основателя Коптского музея – работу русского скульптора, жившего в Египте, Б.О. Фредман-Клюзеля, можно увидеть перед входом в него. Фасад музея выполнен по образцу каирской мечети аль-Акмар, построенной в 1125 году.

Таким образом, подчёркивается единство египетской культуры в целом.

Значительную часть экспонатов Коптскому музею пожертвовала церковь и монастыри. Коллекцию коптских памятников передал сюда в 1939 году Египетский музей. Фонд Коптского музея пополняли и многочисленные археологические находки.

В музее представлены предметы коптской культуры и быта. Всего в Коптском музее 29 залов, расположенных в двух флигелях, – старом и новом. Примерное количество экспонатов – 1200, все они относятся к периоду становления христианства.

Интересны элементы интерьера старого флигеля: росписи на потолках, резные панели из дерева на окнах, цветные витражи, а также фонтанчики во дворе здания.

Среди экспонатов музея – фрески и лепнина, коллекция икон, старинные папирусы и манускрипты, панно из дерева, декорированные слоновой костью и перламутром, оружие, ткани и вышивка, золотые монеты, посуда, каменные, металлические, глиняные, стеклянные изделия, великолепные гобелены, церковная утварь и многое другое. Здание Коптского музея интересно не меньше, чем собранные внутри экспонаты, и являет собой образец коптского искусства – его двери, решётки на окнах, балкон, оконные и дверные запоры некогда украшали древние коптские церкви и дома.

Самыми значительными экспонатами Коптского музея принято считать коптский псалтырь (древнейшая сохранившаяся рукопись в мире), коллекцию рукописных шрифтов, фреску 5-6 века с изображением несущих Христа ангелов, каменную стелу, посвящённую воскрешению Христа (самый древний экспонат музей, относящийся к 2 веку).

Долгое время в Коптском музее велась реконструкция, а с 2006 года он вновь принимает многочисленных посетителей. В этом же году в коллекции музея появился новый яркий экспонат – 13 листов папируса с текстом Евангелия от Иуды.

Попасть в Коптский музей можно в любой день с 9 до 16 часов. По пятницам график работы другой: с 9 до 11 ч. и с 13 до 16 ч.

Источник: http://www.intergid.ru/excursion/29/888/

Старый Каир

Обновлено: 29 августа 2017

Рейтинг:  5 / 5

Старый Каир

Старый Каир — христианский и один из древнейших районов Каира

Старый Каир — это название, которое дано протяженному району южного Каира, который тянется от южной границы Гарден Сити вниз, к месту, обычно называемому Коптский Каир.

Старый Каир — это та древняя часть города, где расположены остатки городов, бывших столицами до того, как в 969 году (при Фатимидах) столицей стал Аль-Кахира, таких как Фустат, Аль Аскар и Аль Катаи.

Старый Каир — это дом коптской христианской общины города. Коптская ортодоксальная церковь ведет свою историю от Апостола Марка (42 г. н. э.) и вероятно, что именно она является старейшей христианской церковью в мире.

В то время как большинство египтян были обращены в Ислам в 12 веке, коптская церковь выжила после столетий преследований, не только со стороны враждебно настроенных мусульманских правителей, таких как Фатимиды, но также со стороны Крестоносцев, которые считали коптов еретиками. Сегодня в Египте проживает около 12 млн.

христиан-коптов, однако узкие улочки Старого Каира до сих пор вызывают ощущение острова, изолированного от остальной части города.

Коптские церкви открыты для посещения, в том числе и во время службы. Служба проходит в основном на арабском языке. Копты используют Юлианский календарь, по которому Рождество приходится на 7 января.

Как добраться до Старого Каира из центра

Наиболее быстрый способ добраться сюда из центра — на метро. От станции метро Садат (السادات) на площади Тахрир нужно доехать до станции метро Mar Girgis (مار جرجس). Это всего четыре остановки. مار جرجس — в переводе с арабского — Святой Георгий. 

Осмотр Старого Каира можно закончить, дойдя до следующей в направлении центра станции метро El-Malek El-Saleh (الملك الصالح).

Что посмотреть в Старом Каире

Карта Старого Каира

  • Мечеть Амр Ибн Аль Ас (Amr Ibn El Aas Mosque, مسجد عمرو بن العاص). Добраться сюда просто — от станции метро Мар Гиргис по улице Мари Гиргис (ماري جرجس) можно дойти пешком до мечети.Для немусульман мечеть открыта, за исключением времени молитвы. Это первая мечеть в Каире. Построена она в 642 году, во время завоевания Египта арабами. в 673 году мечеть была перестроена Муавией (основателем и первым халифом династии Омейядов). В 1179 году она была опять перестроена Саладином после изгнания Крестоносцев.Это одна из самых больших мечетей в городе. С фасада мечеть многократно перестраивалась, но старую кладку можно увидеть если обойти ее с тыльной стороны.

Мечеть Амр Ибн Аль Ас (Amr Ibn El Aas Mosque, مسجد عمرو بن العاص)

Внутренний двор мечети

Коптский Каир

Карта Коптского Каира

1. Вавилонский форт
2. Висячая церковь
3. Коптский музей
4. Церковь Абу Сарга
5. Церковь Св. Варвары
6. Синагога Бен Эзра
7. Монастырь Св. Георгия
8.

Греческая православная церковь Св. Георгия
9. Св. Георгия
10. Зал Девы Марии
11. Кладбище греческих мелькитов (мелькиты — группа католиков-униатов)
12. Коптское православное кладбище
13.

Греческое православное кладбище

  • Синагога Бен Эзра (Ben Ezra Synagogue). Старейшая из выживших синагог Египта, датируется девятым веком и размещается в бывшей церкви, построенной в четвертом столетии. Синагога была основана в 1115 году в здании, которое до того было коптской церковью, когда копты были принуждены продать его для сбора средств для уплаты налогов Ибн Тулуну (835—884, основатель династии Тулунидов, правившей в государстве с центром в Египте). Знаменитые документы из Каирской генизы (крупнейший архив средневекового еврейства), найденные в фундаменте синагоги, представляют большой интерес для современных исследователей средневекового периода в Египте.

Синагога Бен Эзра (Ben Ezra Synagogue)

Внутри синагоги Бен Эзра

  • Монастырь и церковь Св. Георгия (Church and Monastery of St George, دير مار جرجس) находится на улице Мари Гиргис (ماري جرجس).Церковь открыта для посещения с 9 до 17 часов, однако монастырь для публики закрыт. Церковь Св. Георгия датируется десятым столетием, а возможно была построена и ранее. Однако, сооружение, которое сейчас находится на этом месте было построено в начале 20-го столетия, когда церковь восстанавливали после пожара 1904 года.Надо заметить, что это Греческая православная церковь Св. Георгия (Agios Georgios), а не коптская церковь, как часто неправильно считают. Надпись на греческом языке около главного входа свидетельствует об этом.Церковь расположена на том же участке земли, что и Александрийский Греческий православный патриархат и Греческое православное кладбище.Одним из объяснений, почему основание церкви имеет необычную круглую планировку, является то, что церковь возможно была построена на древнем римском круглом бастионе.На подземных уровнях церкви находятся останки греческих православных партриархов. На кладбище расположена другая Греческая православная церковь Успения Богородицы.

Церковь Св. Георгия

Церковь Св. Георгия с другой стороны

Внутреннее убранство Церкви Св. Георгия

  • Церковь Св. Сергия (St. Sergius, Abu Serga, كنيسة أبو سرجه). Церковь открыта с 9 до 16:30. Это одна из старейших церквей в Каире. С четвертого века, когда она была построена, церковь разрушалась и восстанавливалась много раз.
  • Церковь Св. Варвары (St. Barbara Church). Это один из известных коптских православных приходов. Здание церкви — одно из старейших в Каире, датируется пятым или шестым веками. Однако, как и многие другие здания коптской архитектуры, оно перестраивалось несколько раз, наиболее значительно в конце 11-го столетия.
  • Висячая церковь или Подвешенная церковь (Hanging Church, الكنيسة المعلقة). Находится также на улице Мари Гиргис. Построена в 690 году. Церковь называется так потому, что она построена на южных воротах римского форта. Бревна из пальмовых стволов и слои камней были уложены поверх развалин римского форма, чтобы служить фундаментом церкви. Висячая церковь — уникальное строение, деревянная крыша которого имеет форму Ноева Ковчега. С 7-го до 13-го века церковь служила резиденцией Коптского Патриарха. Здесь проводились важные выборы и религиозные церемонии.В Висячей церкви хранится всего 110 икон, древнейшая из которых носит название «Коптская Мона Лиза» и датируется 8 веком н. э. На ней изображены Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель. Многочисленные иконы алтаря датируются 18-м веком.

Панорамный вид на Висячую церковь

  • Коптский музей (Coptic Museum, ذي كوبتيك). Один из основных художественных музеев Каира, наряду с Египетским и Исламского искусства. Открыт ежедневно с 9 до 17 часов. Основанный в 1908 году и недавно реконструированный, Коптский музей является хранилищем коптского искусства и артефактов поздней античности, со времен поздней Римской империи до Исламского периода и позднее. Везде имеются подписи на английском, французском и арабском языках, а также продуманное освещение экспонатов. Экспозиция главным образом каменных архитектурных фрагментов на первом этаже музея показывает в слияние христианской и египетской символики. Экспонаты также демонстрируют, что ранние христиане обрабатывали камень гораздо грубее, чем их предки при фараонах. Также здесь можно полюбоваться на несколько фресок из ранних монастырей. Гобелены и вышивки на втором этаже иллюстрируют более домашнее, но и более развитое искусство. Само здание музея, с его искусно сделанными деревянными ставнями под названием «машрабийя» на окнах и витиевато украшенными резными деревянными потолками, достойно восхищения.
Где расположен Как добраться Цена билета* Часы работы Note
На улице Мари Гиргис(ماري جرجس) От площади Тахрир (ст. метро Садат (السادات) доехать до ст. метро Mar Girgis (مار جرجس) 16 ф. — для иностранцев8 ф. — для студентов

9-17 без выходных

9-15 во время Рамадана

Коптский музей

  • Вавилонский форт (Babylon Fortress, حصن بابليون). Это древний город-крепость или замок в Дельте Египта. Он располагался в Гелиополисе Нома, на восточном берегу Нила в начале Канала Фараона (также называемого Каналом Птолемея или Каналом Траяна), соединяющего Нил с Красным морем. Крепость располагалась на границе Нижнего и Среднего Египта, там, где речные суда уплачивали пошлины по пути вверх или вниз по Нилу.Диодор приписывает возведение первого форта мятежным пленным Ассирийцам во время правления Сесостриса, а Ктесий датирует его временем Семирамиса, но Иосиф Флавий с наибольшим правдоподобием относит сооружение форта к 525 году до н. э. Форт якобы построили вавилонские последователи персидского царя Камбиза (529-523 гг. до н. э.). Потом уже римляне построили новую крепость с типично римской ленточной кладкой рядом с Нилом.
Читайте также:  Святой стефан проповедующий, витторе карпаччо

Так выглядит Вавилонский форт с высоты

Вавилонский форт с внутренней стороны

Карта Старого Каира со всеми достопримечательностями

Границы Старого Каира на карте

На той стороне улицы Мари Гиргис, где расположен Коптский Каир, очень мало заведений, где можно перекусить.

А вот если от станции метро Мар Гиргис выйти не на левую сторону к Коптскому Каиру (как ехать из центра), а на правую сторону улицы, и пройти в южном направлении (вниз по карте) по улице Мари Гиргис 5-7 мин.

, то кафешек здесь будет много, в том числе (как говорит путеводитель А. Кротова) можно попробовать жареную на гриле рыбу во вполне приличных народных заведениях.

Меня зовут Буренина Наталья. Путешествую самостоятельно. Развиваю свой проект для себя и таких же любителей самостоятельных исследований мира.

Любимые направления — Ближний Восток и Северная Африка.
Сейчас я: в Москве.
Посетила: 13 стран, некоторые по несколько раз.
В ближайших планах: Египет.


Хочу:
в Ливан, Иран, Тунис.

Источник: http://www.travel2change.ru/kair/staryj-kair

Коптский музей в Каире

Коптский музей, уютно устроившийся между Висячей церковью и римскими башнями Вавилона, является одной из главных достопримечательностей Каира (ежедневно 9:00-17:00, в Рамадан ежедневно 9:00-15:00; вход 30 фунтов, для студентов – 15 фунтов).

Имейте в виду, что расположение и состав экспонатов в каждом зале может отличаться от указанных в данной статье. Уникальная коллекция коптских артефактов дополняется прекрасными резными потолками, балками и куполами из витражного стекла в боковых крыльях, украшенных машрабия и окружённых тихими садиками.

Через ворота можно пройти во двор Висячей церкви.

Музей, основанный в 1908 году при поддержке патриарха Кирилла V и хедива Камиля, был изначально предназначен для спасения христианских древностей от разграбления и небрежного обращения со стороны иностранных коллекционеров, но вскоре его коллекция стала пополняться и экспонатами светского характера.

На артефактах из Старого Каира, Верхнего Египта и пустынных монастырей прослежена эволюция коптского искусства от эллинистической до исламской эпохи (300-1000 годы нашей эры).

Несмотря на то, что коптское искусство многим обязано древнеегипетской и греко-римской культуре, в его произведениях нет никакой монументальности.

Стенли Стюарт назвал его «реалистичным, иногда юмористическим», отметив, что оно отражает «вкусы бедноты и сельских жителей».

Произведения коптского искусства часто кажутся грубоватыми по сравнению с изделиями древнеегипетских ремесленников и исламских мастеров; весьма примечательно, что своих подлинных высот оно достигло в произведениях ткачей.

Хотя коллекция занимает три этажа, за пару часов её можно осмотреть детально, а за полчаса – бегло ознакомиться с основными экспонатами.

Новое крыло Коптского музея (первый этаж)

Если вы входите на территорию музея со стороны улицы Мари Гиргис, то Новое крыло, построенное в 1937 году, оказывается прямо перед вами.

Экспозиция первого этажа организована в хронологическом порядке, осматривать её следует, двигаясь против часовой стрелки из зала № 1. Второй выход из этого зала ведёт в сад, где находятся надгробия и похоронные стелы.

Отсюда вы можете попасть на лестницу, ведущую к Водным воротам под Висячей церковью и наверх, в старое крыло.

Зал № 1, в центре которого стоит фонтан одного из старых домов квартала, демонстрирует языческие рельефы и статуи персонажей классической мифологии.

Неправильные пропорции тела и слишком большие головы придают Афродите, Дафне, Пану и Леде скорее африканский, чем греко-римский вид.

Плоские рельефы с двухъярусной композицией и разорванный фронтон с раковиной характерны для памятников протокоптского искусства.

Экспонаты в зале № 2 отражают сдвиг в сторону христианского символизма, имевший место с третьего века. Древнеегипетский знак-анх трансформируется в крест с петлёй, а изображения настоящих крестов появляются на фронтонах и сосуществуют с ястребами Хора на капителях с плетёным орнаментом.

Коптское искусство достигло расцвета в VI-IX веках, примером чему служат каменная резьба и фрески из монастыря Бавит около Асьюта. По центру правой стены зала № 3, в роскошной апсиде изображён Христос на троне, окружённый существами из Апокалипсиса, изображениями луны и солнца; ниже – Богоматерь с младенцем с апостолами, похожими на простых современных египтян.

В зале № 4 (этот раздел экспозиции обозначен как «Разное») обратите внимание на фигуру орла справа – это раннехристианский символ воскресения, как и павлин.

Зал № 5 также заполнен самыми разнообразными объектами, самым привлекательным из которых является резная раскрашенная капитель с изгибающимся орнаментом из листьев: этот мотив был позаимствован у греков и римлян, но, по-видимому, для коптов был лишён какого-либо символического смысла.

В зале № 6, посвящённом памятникам из монастыря Святого Иеремия в Северной Саккаре, вы пройдёте перед рядом капителей с декором из листьев аканта и виноградных лоз, которые переплетаются с древнеегипетскими мотивами пальмовых листьев и лотосов. В конце зала стоит самый ранний из известных нам каменных амвонов, возможно, выполненного под влиянием тронов для празднества хебсед из похоронного комплекса Джосера.

На фреске справа от него, как и в апсиде из Бавита, можно уловить едва ощутимое сходство Девы Марии и Исиды. Другие примеры преемственности в иконографии можно увидеть в углу зала № 7: фриз с изображением сбора винограда (излюбленная тема изображений в гробницах древнеегипетских вельмож), небольшая фигура льва, похожая на сфинкса, между двумя стилизованными изображениями того же животного.

Зал № 8 переходит к библейским сценам (Авраам и Исаак, Христос и ангелы) и фризам с изображениями животных в обрамлении растений – этот мотив был впоследствии воспринят фатимидскими резчиками по дереву.

Войдя в зал № 9 вы увидите справа панно X века из Умм аль-Биргат (в Файюме), на которой изображены Адам и Ева до и после грехопадения: во второй сцене Адам обвиняет Еву, а змей в это время наслаждается подобной развязкой.

В центре зала стоит изящная капитель, украшенная переплетением стеблей папируса и лотоса: полая изнутри, эта капитель служила купелью для крещения.

Поднявшись по лестнице на второй этаж, вы пройдёте к стендам с остраконами (надписанными черепками и обломками камня, костей и дерева) и рукописями из монастырских скрипториев, среди которых несколько листов папируса с текстами из гностических Евангелий из Наг-Хаммади.

1200 страниц этой рукописи проливают свет на историю раннего христианства и его мистической традиции.

Евангелия (переведённые с греческого на коптский) были, по-видимому, спрятаны во время преследований гностиков в IV и V веках; крестьяне откопали запечатанный кувшин в 1945 году.

Пройдя по часовой стрелке из зала № 10 в зал 11, вы увидите у входа полотенце, возраст которого – 1600 лет, и древнейшую книгу с сохранившейся обложкой. Дальше начинается коллекция текстильных изделий.

Начиная с III-IV веков коптские ткачи (в основном женщины) использовали различные техники и достигли высокого уровня мастерства. Узоры гобеленов и ворсовых тканей представляют собой смесь антропоморфных форм с фигурами птиц и растительными мотивами. Туники украшались поясами и пряжками.

В зале № 12 выставлено роскошное шёлковое платье, расшитое сценами из «Деяний апостолов», датируемое XVIII веком.

В зале № 13 представлены изделия из слоновой кости в александрийском стиле и более примитивные предметы из Верхнего Египта, а также подборка икон из Старого Каира, Асуана и оазиса Харга.

Некоторые учёные считают, что переход от настенных изображений к иконам произошёл из-за необходимости скрывать культовые ценности от преследователей.

В следующих трёх залах стоят витрины с металлическими изделиями – от крестов и курильниц до музыкальных инструментов и орудий труда.

В зале № 15 представлены короны патриархов, лампа, украшенная и христианским крестом и исламским полумесяцем, и фигура орла из крепости Вавилон.

Верхний этаж завершается выставкой произведений нубийской живописи в зале № 17, собранных в 1950-1960-х годах в деревнях, которые должны были быть затоплены озером Насер.

Как культ Исиды в древности, христианство в течение нескольких веков оставалось преобладающей религией в Нубии даже тогда, когда в самом Египте оно переживало упадок. Человеческие фигуры на этих произведениях более тёмные, с большими по размеру глазами и более круглыми головами, чем у коптов.

Старое крыло Коптского музея в Каире

Старое крыло, куда можно попасть из сада со скульптурами, может похвастаться ещё более красивыми потолками и решётками-машрабия.

Слева от входа в зал № 22 находится подлинный алтарь XIV века и купол фатимидской эпохи из церкви Святого Сергия.

В другом направлении находятся два зала, заполненные нубийской настенной живописью, плюс два тимпана из монастыря Бавит (зал № 23). За углом в разделе деревянных изделий выставлена подлинная ширма из церкви Святой Варвары.

Фрагменты в следующей нише демонстрируют такую же смесь эллинской мифологии, древнеегипетского символизма и коптского натурализма, как и резьба по камню, выставленная в другом крыле, а на более поздних экспонатах можно увидеть сцены различных работ. Центральным экспонатом зала № 25 является панель с изображением въезда Христа в Иерусалим, происходящая из Висячей церкви.

В зале № 26 вместе с коптскими игрушками и домашней утварью представлены несколько портретных изображений – это более поздняя версия знаменитых файюмских портретов римской эпохи, выставленных в Египетском музее Каира. В дальнем правом углу находится замечательное раннекоптское распятие (одно из немногих сохранившихся), на котором одновременно изображены безбородый Христос, ястреб Хора и солнечный диск.

Византийское и Сасанидское (персидское) влияние заметно в фризах с охотничьими сценами и мифическими существами – мотивы, которые сохранялись и в исламские времена до реставрации суннизма. Кафедры епископов, выставленные в боковом помещении зала № 27 похожи на парадные троны богатых эмиров.

В последней секции Старого крыла выставлена керамика, сгруппированная по формам сосудов, а не по эпохам. Широко используются древние мотивы: рыбы, утки и растения.

В конце зала № 29 выставлены фляги пилигримов с изображениями Святого Манаса между двух верблюдов.

Среди более поздних предметов в зале № 30 находятся изделия из майолики, похожие на работы мусульманских горшёчников из Фустата, но с изображениями рыбы или креста. В заднем помещении выставлена небольшая коллекция стеклянных изделий.

Источник: https://turizm.world/koptskij-muzej-v-kaire.html

Египет: Каир (коптский, еврейский город, египетский музей, даунтаун)

Фаюм – Каир – Александрия – Луксор – АсуанКопты, загадочные христиане, сохранившие свою веру и самоопределение во враждебном окружении практически без изменений с начала нашей эры, составляют сейчас добрые десять процентов населения Египта, и львиная их доля живет в Каире (в Александрии остались единицы).

Большая часть города, что не в даунтауне и которая не занята кладбищем или саморазрушающимися новостройками (да, привет берлинцам), относится к «старому Каиру», где и располагаются районы, традиционно ассоциируемые с коптами.

Читайте также:  Петров-водкин кузьма сергеевич: картины и биография » музеи мира и картины известных художников

Понять, насколько Каир разнообразный, можно только побывав в современном центре, в Гизе, исламском городе, и, конечно, в коптском Каире, где что ни здание, то церковь, будь то греческая, коптская или католическая. Все под армейской охраной, ведь с полицией Египет никак не разберется после революции, с пуленепробиваемыми жилетами и щитами.

Но внутри все цивилизованно и безопасно.

Я вообще против каких-либо сравнений на религиозной основе, собственная крыша над головой не зависит от вероисповедания, поклоняйся ты хоть Пану или Сварогу, да и принципиальных отличий христианство и мусульманство для меня не несет, но так уж случилось, что за образец цивилизации в данный момент моей жизни (да, все может не раз измениться) принимается Европа. И тут очевидно, что именно эта часть Каира пропитана европейским духом и является европейской по своей сути. Там не валяется мусор на дорогах, там извиняются, когда случайно тебя заденут, там… Европа.

Копты в Египте – как отдельная нация, к которой принадлежали Наруз, Нессим и Лейла в «Александрийском Квартете» Даррелла и были «умнее и честнее всех прочих» (в современном арабском контексте с этим сложно не согласиться).

«Знаешь, как называют нас мусульмане? — Голова его снова качнулась. — Я скажу тебе. Гинс Фаруни. Да, мы genus Pharaonicus* [Народ фараона (лат.).

] — истинные потомки древних, суть и соль Египта. Мы называем себя гюпт — как древние египтяне. Но мы и христиане тоже, как ты, только порода наша древней и чище. И все это время мы были мозгом Египта, даже при хедивах. Несмотря на все репрессии, мы занимали здесь почетное место, и нашу веру уважали всегда.

Да-да, те самые мусульмане, которые на дух не переносили еврея ли, грека, признавали в копте истинного наследника древнеегипетского племени. Когда Мохаммед Али овладел Египтом, он отдал все финансы в руки коптов. Куда бы ты ни кинул взгляд, Египтом, в сущности, правили мы, поганые копты, потому что мы были умнее и честнее всех прочих.

Когда Мохаммед Али прибыл сюда в первый раз – кого он застал у руля, кто держал под контролем все государственные дела? Копт. И он сделал этого копта Великим Визирем».

Ну а самый главный артефакт коптов – «висящая церковь», построенная на старых крепостных башнях (самого Каира как города еще не существовало) во времена первых христиан задолго до первых церковных соборов. Внутри – диковинные иконы и фрески, а где-то внизу, под стеклом – пустые разрезы в основании церкви, которая на них как будто «висит» в воздухе.

Там же рядом и музей коптов (фотоаппараты отбирают на входе и поэтому все с телефона) с характерными образами, книгами на давно вышедшем из употребления коптском языке, представлявшем собой древнеегипетский на основе древнегреческого письма.

Для симметрии, чтобы не отдавать преимущество какой-либо из монотеистических религий, зашли в синагогу Бен Эзра (стриктли но фото инсайд), внутри напоминающую то ли коптскую церковь с алтарем, то ли мечеть с михрабом, но без четкой ориентации на Мекку.

Именно там, после прохода проверки через придирчивый металлоискатель, можно узнать про жизнь евреев в столице Египта, давшего сей нации приют тысячелетия назад.  

Мусульмане, копты и евреи, все со своими «заморочками» в одном кипящем котле. Дурдом, скажете вы. Нет – это Каир!

В висящей церкви, всей такой резной и даже немного исламской на вкус.За воротами — коптский музей, куда наш водитель «не советовал» соваться (чего там смотреть), но мы все-таки сбежали туда.В сувенирных лавочках там не принято дергать зашедших за руки и предлагать им грошовую фигню.

Коты, как и все в Египте, мелки, необщительны и деловиты.ГреческаяИ висящая церковь….С тех пор, когда вышел из употребления коптский язык (сейчас на нем если только избранные богослужения — как иврит сто лет назад), копты адаптировали арабский.Странный все-таки это экспириенс, пребывание в этой церкви.

Сравнимо, наверное, с храмом Гроба Господня в Иерусалиме.Одна из колонн — в форме папируса, традиционная для древних египетских храмов.Иконы коптов.Часть с занавесками напоминает синагогуА внизу — улица.Странная вещь, не так ли?Тут хранятся мощи святых…

Вспоминается Дарреловский педофил-гомосексуалист Скоби и его инкарнация в святого Эль-Скоби…

«Это удивительная история. А раскопал ее, кстати, Бальтазар. Скоби именуется теперь официально Эль Якуб. По крайней мере, под этим именем рака зарегистрирована в коптских церковных книгах.

Но, как ты сам только что слышал, в действительности он — Эль Скоб! Ты же знаешь, как эти макам забываются со временем, на них перестают обращать внимание. Они умирают, и люди постепенно забывают даже имя того святого, в честь которого они, собственно, и были изначально построены; а то их и вовсе занесет песком — и все.

Но бывает и так, что они вдруг воскресают к жизни. В один прекрасный день излечится у раки какой нибудь эпилептик или объявится кликуша и что нибудь этакое предскажет — и ать два! святой проснулся, святой воскрес»

Коптские церковники со всеми президентами Египта. Религия как способ обособиться от окружающего и не слиться с ним.И коптский музей в бывшей коптской церкви, как удалось понять
Немного напомнило романески в музее искусств Каталонии в Барселоне…Если бы михраб разрисовали святыми…Древнекоптские книгиКлючи от храмовРазная утварь
Роскошь — деревянный балкон. Сразу вспомнилась аргентинская Сальта.И синагога Бен Эзра, такая невзрачная снаружи и изысканная внутри…Найденная в инете фотография внутренностейУлицы коптского Каира. Внизу справа — вход в неприметную коптскую церковь, на месте которой когда-то, говорят, укрывались от «резни младенцев» Мария и Иосиф с младенцем.ВнутриОбширное кладбище за стенами старого КаираИ в новый Каир. На Тахрир опять готовят революцию.Но мы к этому уже успели привыкнуть.И египетский музей, одна из главных достопримечательностей Каира. В это посещение мы пробежались кратко по главным моментам, оставив вдумчивый визит на после, так что рассказ про него — потом.Нет, лицо фараону откололи не при революции….И еще немного Каира.. Старое французское здание, построенное еще при Наполеоне.И в наш хостель

Источник: https://moonwalker004.livejournal.com/232125.html

Отели рядом с Коптский музей в Каире — гостиницы около Coptic Museum in Cairo

1115 Corniche El Nile, Каир

550 м от Коптского музея

Неплохо, 6,8 из 10 — 1 отзыв

33 A,Ramsis St. Marouf Tower.Downtown, Каир

742 м от Коптского музея

Отлично, 8,5 из 10

11 Ramsis St., Abdel Monem Riyad Square, Каир

747 м от Коптского музея

Хорошо, 7,7 из 10

11 Ramses Street, Каир

806 м от Коптского музея

Неплохо, 6 из 10

33b Ramses St, Maarof Tower — Downtown, Каир

815 м от Коптского музея

Отлично, 8,2 из 10

6 Dr. Abdel Hamid Said St. Off Talaat Harb St. Downtown, Beside Odeon Cinema, Каир

837 м от Коптского музея

Ниже среднего, 4 из 10

12, 26 JULY ST., Каир

861 м от Коптского музея

49, SYRIA ST., EL MOHANDESSEEN, CAIRO, Каир

862 м от Коптского музея

10 Mohamed Helmy Ibrahim St., Каир

923 м от Коптского музея

Отлично, 8 из 10

13 Merit Basha St,4th Floor, Каир

944 м от Коптского музея

Отлично, 8,2 из 10

Abd El-Khalik Tharwat, 38, Каир

1 км от Коптского музея

8 Champollion Road, Tahreer Square, Каир

1 км от Коптского музея

2 Champollion Rd, Каир

1 км от Коптского музея

9 Aziz osman st., Каир

1 км от Коптского музея

Неплохо, 6,8 из 10

21 Aziz Abaza St., El Maahad El Swesry St. Previously Sedqy Sq., Zamalek, Каир

1 км от Коптского музея

Средне, 5 из 10

21 26Th Of July Street, Каир

1 км от Коптского музея

Неплохо, 6,7 из 10

34 Tallat Harb street, 2nd floor, Каир

1 км от Коптского музея

Хорошо, 7,2 из 10

19 26Th Of July Street, Каир

1 км от Коптского музея

Хорошо, 7,6 из 10

Tallat Harb St.Alabd Sweet (3 floor), Каир

1 км от Коптского музея

Средне, 5,5 из 10

Alwy St Form Qaser El Nile Street, 4, Каир

1 км от Коптского музея

Al Borsa Al Kademaa 18 ١٨ شارع البورصة, Каир

1 км от Коптского музея

27 Talat Harb Street, Каир

1 км от Коптского музея

Хорошо, 7,5 из 10

27,Talaat Harb Street, Каир

1 км от Коптского музея

Хорошо, 7,8 из 10

Talaat Harb Street 34 Cairo, Каир

1 км от Коптского музея

4 Souk El Tawfikeyya Street, 5th Floor, Downtown, Каир

1 км от Коптского музея

Неплохо, 6,8 из 10

4 Souk Eltawfikiya St., 4th floor, Каир

1 км от Коптского музея

Хорошо, 7,8 из 10

26 Mhmoud Bassuni, Каир

1 км от Коптского музея

Неплохо, 6,5 из 10

7 elfadl st,Tallat Harb st, Каир

1 км от Коптского музея

Хорошо, 7,8 из 10

37 Talaat Harb Street, Каир

1 км от Коптского музея

Средне, 5,3 из 10

6 Talaat Harb Square, Каир

1 км от Коптского музея

Неплохо, 6,8 из 10

2 Al Bustan street, Downtown, Каир

1 км от Коптского музея

Источник: https://ostrovok.ru/hotel/egypt/cairo/ryadom-s/cairo_coptic_museum_interest/

Коптский музей в Каире

О красоте и своеобразии культурных памятников Египта͵ которыми он славился еще в глубокой древности, написано немало.

Но, кроме поражающих воображение пирамид, статуй и храмов, в долинœе Нила есть много сооружений, которые, должна быть, кажутся более скромными.

Их строителями были копты — египтяне, исповедовавшие христианство. Слово ʼʼкоптʼʼ происходит от слова ʼʼАйгюптосʼʼ — греческого названия Египта.

Копты — христиане особые. Первым христианским монахом-отшельником был Антоний, который жил сначала в пещере неподалеку от Бени-Суэйфа, на берегу Нила. Двадцать лет провел он в полном одиночестве, лишь дважды в год отшельнику приносили съестные припасы.

Со временем о нем пошла молва, и к его пещере стали стекаться люди. Тогда Антоний перебрался на другой берег Нила, подальше от человеческого жилья. Но и здесь от гостей не было отбоя.

Отшельник-анахорет был не только искусным проповедником, но и занимался врачеванием народ из ближайших селœений шел к нему за исцелœением духовным и физическим. Некоторые из пришедших захотели посœелиться рядом с ним Антоний не возражал.

Так, к началу IV века сложилась первая христианская монашеская община.

Среди арабской части населœения копты представляли не очень влиятельную группу. Члены ее жили замкнутым обществом и часто подвергались всœевозможным ограничениям. Коптские монахи обязаны были носить особый знак (черные шапочки с четырьмя желтыми крестами), их одежда как вообще вся одежда коптов) должна была отличаться от мусульманской, ездить верхом им разрешалось только на ослах и мулах.

Христианские храмы коптов разрушались, а сами они зачастую насильственно обращались в мусульманство.

Это неизбежно порождало вражду, которая длилась столетиями, превращаясь иногда в кровавые и оскорбительные для обеих сторон столкновения.

Читайте также:  Биография тициана вечеллио и его картины

Постоянная опасность репрессий со стороны арабов заставила коптов строить свои монастыри и храмы в отдаленных и неприступных местностях. Используя инженерные знания своих предков, они придавали им вид угрюмых крепостей.

Когда мир начал интересоваться античностью, возник интерес и к наследию коптов, но сначала к нему обратились лингвисты.

Язык коптов — наследник древнеегипетского, на нем говорили жители долины Нила в первые века христианства.

В 1636 году иезуит Атанасий Кирхер опубликовал исследование о коптском языке, на котором в то время говорили еще в некоторых деревнях Верхнего Египта͵ а в 1644 году он издал коптско-арабский словарь.

О самобытной архитектуре коптов заговорили значительно позднее, почти до конца XIX века археологи и египтологи не занимались христианским Египтом. Никто даже не помышлял о том, чтобы собрать и сохранить памятники коптского искусства.

Даже знаменитый Шампольон, расшифровавший египетские иероглифы, во время раскопок в Луксоре, обнаружив великолепную коптскую церковь, не обратил на нее никакого внимания.

Он даже не посчитал нужным упомянуть о ней в своем докладе Департаменту древностей.

Но в 1881 году директором Департамента древностей становится Гастон Масперо, и именно ему человечество обязано тем, что хоть часть коптского искусства дошла до нас. Гастон Масперо принял решение включить в программу археологических исследований и наследие коптов. И уже к 1893 году было собрано немало надгробных памятников, положивших начало Коптскому музею в Каире.

Под руководством Г. Масперо были организованы широкие археологические раскопки, и вскоре ученые обнаружили монастыри святого Иеремии в Саккара и Апа-Аполло (Верхний Египет).

Самые старые коптские сооружения проектировались и возводились без участия архитекторов: просто священник рисовал на песке эскиз, а потом расставлял строителœей по местам. Полная свобода предоставлялась мастерам, которые занимались отделочными работами.

В меру своего вкуса и умения они переносили (по памяти) на стены христианских храмов ʼʼязыческиеʼʼ росписи Александрии.

Только одно правило соблюдалось неизменно: церковь должна была иметь неф (или удлинœенный зал), который заканчивался бы нишей, образующей апсиду.

В главной и старейшей церкви монастыря святого Антония расчищенные фрески сияют яркими красками. Написаны они в традиционной коптской манере — плоские, несколько схематичные, с пренебрежением к деталям, а подчас и с нарушением пропорций.

Но такова многовековая традиция, сложившаяся не без влияния искусства времен фараонов: Вообще фрески в коптских церквах — явление довольно редкое. Чаще всœего их белœеные стены украшены иконами, а в соборе святого Марка они и вовсœе голые.

Коптский музей в Каире был основан в 1908 году Марком Симаин-пашой как музей коптской патриархии. Сюда были собраны памятники из коптских монастырей и церквей, а в 1939 году для Музея было выстроено новое здание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ впоследствии было расширено.

В Коптском музее сейчас выставлен фрагмент деревянного портала из церкви в Старом Каире, на котором изображен ʼʼВъезд Христа в Иерусалимʼʼ. Здесь же находится и фрагмент многокрасочного занавеса с изображением эфиопа, играющего на свирели.

Следует отметить, что в коптских монастырях процветали различные ремесла, особенно было развито ткачество. На стене одного из монастырей археологи нашли инструкцию, в которой указаны размеры различных видов одежды. Туники, которые носили копты (и некоторые из которых находятся в экспозиции Музея), украшались орнаментом и вставками с вытканными на них сценами из Библии и античной мифологии.

Коптский художник обычно сам не создавал оригинальных композиций, а использовал в своем творчестве старые сюжеты из древних росписей, картин и мозаик, которые тогда еще сохранялись во многих районах Египта.

По этой причине на примере коптских тканей (созданных еще до арабского завоевания и образцы которых тоже представлены в Музее) можно лучше всœего проследить, как даже после победы христианства в прикладном искусстве продолжают применяться достижения египтян и эллинов.

Особенно четко это наблюдается в ранних тканях (VI–V века до н. э.).

Близок к александрийскому искусству фрагмент ткани с изображением нереиды — морской нимфы. Здесь на темно-голубом фоне помещена обнаженная фигура с плоским сосудом в левой руке. Волосы ее украшены желтой резьбой, в центре которой прикреплен драгоценный камень. На шее нимфы висит цепь с амулетом.

На этой ткани есть очень интересный мотив широко распространенного в античном искусстве рога изобилия, который со времен первых Птолемеев встречается в работах египетских художников. Фрагмент этой ткани мог бы стать жемчужиной Коптского музея, но он был вывезен из Египта и теперь находится в Кливлендском художественном музее.

Особый интерес представляет ткань с изображением всадника, убивающего копьем дракона. У коптов было несколько ʼʼконныхʼʼ святых — Фиваммон, Сисинний, Феодор, Георгий Победоносœец и архангел Михаил.

Сюжет борьбы конного воина с чудовищем (ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ иногда принимает облик крокодила) встречается и на ранних коптских стелах.

На всœемирно известной стелœе можно видеть такого всадника, облеченного в одежду римского легионера, но с головой египетского бога Гора, который уже во времена Древнего царства изображался в виде сокола.

В древнеегипетской мифологии рассказывается о поединке Гора с гиппопотамом (или крокодилом), и именно данный сюжет был превращен христианским искусством в распространенный мотив борьбы святого Георгия со сказочным чудовищем. К сожалению, эта стела тоже украшает не Коптский музей, а парижский Лувр.

На многих коптских тканях помещалось изображение Богоматери с младенцем Христом. Фигура женщины, держащей ребенка на руках, была широко распространена в искусстве Древнего Египта.

Изображения матери с сыном имели культовые значения. Как правило, это были статуэтки с изображением богини Исиды с сыном Гором.

Христианство смогло покончить с культом Исиды, только передав ее функции Марии, в облике которой был воплощен идеал Великой матери божественного сына.

На примере коптского искусства, образцы которого (несмотря на то, что многое было вывезено в другие страны) сосредоточены в Коптском музее в Каире, можно наглядно проследить, как в творчестве коптов проявилась удивительная сила и стойкость древних традиций, как в их скромных, но не лишенных своеобразного изящества тканях живут старые образы, красоту которых не могло уничтожить беспощадное к памятникам искусства время.

Для пополнения своих коллекций Музей проводит постоянные археологические экспедиции, Сегодня его в отделах выставлено несколько тысяч экспонатов, найденных в различных районах страны.

Большой раздел Музея отведен каменным скульптурам — прекрасным капителям колонн, украшенным листьями аканфа и виноградными лозами.

Здесь же выставлены капители в виде плетеной корзины, а также резные алтари, надгробные плиты и рельефы.

Копты были необыкновенно искусны в резьбе по дереву. Всемирной известностью пользуется выставленная в Музее дверь, перенесенная из церкви святой Варвары, на которой вырезаны Иисус Христос и апостолы.

Гордостью Музея является и собрание произведений коптской письменности — молитвенники, жития святых, древнейшие списки Библии и Евангелий. Однажды в районе Верхнего Египта из земли были извлечены папирусы, завернутые в кожаную обложку.

В них находилось пять древних гностических произведений — частично известных по фрагментам или цитатам христианских авторов, а частично встреченных впервые.

Οʜᴎ попали в Коптский музей, но ученые сразу же задались вопросом: всœе ли находки попали в Музей целиком? Из истории известно, что многие из них делятся на части и потом распродаются.

Стали справляться у местного антиквара, который продал рукописи Музею, но он всячески хотел запутать поиск, толкал ученых на ложный след, сообщал заведомо ложные сведения. По одной версии, ему самому папирусы попали от крестьян, которые часть их использовали как топливо, а другую продали торговцам в Каир.

Вот тогда-то и возникла опасность, что из Каира рукописи уплывут за границу, что впоследствии и случилось: один кодекс был продан в Швейцарию — в Цюрихский институт Юнга. Двенадцать других кодексов — книги из древней библиотеки гностиков, которые создавали их еще во II веке, — стали собственностью Коптского музея.

Вопросы, которые разрабатывали гностики в своей философии и которые нашли отражение в их произведениях, были следующие: Каково происхождение Вселœенной, мира и всœего, что есть в мире? В каком отношении друг к другу стоят дух и материя? В чем причина и корень зла, господствующего в мире?

Наряду с религиозными трактатами, находка содержала евангелия, послания, апокалипсисы — всœе то, что мы находим и в Новом завете.

Но это были запрещенные церковью ʼʼеретическиеʼʼ произведения: Евангелие Фомы, Евангелие Филиппа, Евангелие Истины, Послание Евгноста и другие. Некоторые из них были известны и ранее, но лишь по названиям или небольшим отрывкам.

Теперь ученые имеют возможность конкретно изучать процесс формирования многих неканонических христианских произведений.

Источник: http://referatwork.ru/category/iskusstvo/view/69836_koptskiy_muzey_v_kaire

Коптский музей в городе Каир

Коптский музей — каирский музей, где собрана самая богатая в мире коллекция произведений коптского искусства.

Музей находится в одном из районов старого Каира, известном в древности как Вавилон Египетский, издавна жили христиане (копты). Расположен в двухэтажном здании между «Подвешенной церковью» и реконструированным римским бастионом.

The Virgin Mary — khowaga1 @ Flickr

Основан в 1908 году на базе собрания предметов искусства и культуры, принадлежавших копту Маркусу Симайке, с благословения патриарха Кирилла V.

Музей открылся для посещения в 1910 году и поначалу развивался под эгидой коптской патриархии. В 1939 году для музея было выстроено новое здание, которое было впоследствии расширено.

В настоящее время площадь территории музея составляет более 8 тыс. м.кв.

Entry to the Hanging Church — khowaga1 @ Flickr

?кспонатом коптского искусства служит уже само его здание: двери, балкон, оконные решетки, дверные и оконные запоры взяты из старых коптских домов и церквей.

God and love — khowaga1 @ Flickr

В 29 залах музея представлены экспонаты, относящиеся к эпохе расцвета коптской церкви — период приблизительно с III по XI век.

В первых залах музея находятся раскрашенные капители и деревянные панели с библейскими сценами. Один из самых редких экспонатов — показательное сочетание языческой и христианской традиций, капитель, на которой вырезаны кресты и присутствует декоративная перевязка «в шашечку», а в углах — резные изображения бога Гора.

В коллекции музея представлены манускрипты, имеются папирусные свитки с текстами гностических евангелий Наг-Хаммади.

В других залах музея выставлены шпалеры, датируемые III веком и позже; такие шпалеры ткали в основном женщины, на них изображены люди и животные, сплетающиеся в затейливые узоры.

В старом крыле музея демонстрируется одно из древнейших египетских изображений распятия.

Список музеев Египта

| class=»metadata plainlinks navigation-box ruwikiWikimediaNavigation» style=»margin:0 0 1em 1em; clear:right; border:solid #aaa 1px; background:#f9f9f9; padding:1ex; font-size:90%; float:right; » |- |- |- |- |- |- |- |- |- ! | Коптский музей на Викискладе? |- |- |- |- |- |}

  • http://www.coptic-cairo.com/index.html

Alessandro Raffa @ FoursquareAbdullah S ALhodaif @ FoursquareMichael Altner @ Foursquarekelsey karson @ FoursquareMarc Bornstein @ FoursquareAbdullah S ALhodaif @ FoursquareAbdullah S ALhodaif @ Foursquare

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Koptskiy-muzey-8326

Ссылка на основную публикацию