«корнардский лес», томас гейнсборо — описание картины

Томас Гейнсборо – крупнейший английский живописец XVIII в

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII вековОпубликовано 03.04.2017 18:19Просмотров: 907

Он работал в жанре портрета и пейзажа. Занимался также графикой.

Гейнсборо жил в то время, когда Англия переживала период бурного экономического и политического подъёма. В такие периоды в обществе обыкновенно наблюдается расцвет искусства.

Томас Гейнсборо. Автопортрет (ок. 1759)

Родился будущий художник в 1727 г. в семье суконщика в местечке Садбери в восточной Англии. Он был младшим, девятым ребёнком в семье, и с детства проявил способности к рисованию. В возрасте 13 лет его отправили в Лондон на учёбу.

Его учителями рисования и живописи были француз Юбер Гравело, работавший в Лондоне; портретист и декоратор Фрэнсиса Хаймена в художественной школе, которой руководил Хогарт.
Через 6 лет он возвращается в Садбери и начинает самостоятельное творчество (пишет портреты и пейзажи).

Портреты кисти Гейнсборо этого времени уже отмечены его собственным стилем: непринуждённостью и реалистичностью. 

Раннее творчество

Томас Гейнсборо. Автопортрет (1754). Частное собрание (Хогтон)

Ранние пейзажи Гейнсборо ещё носят влияние реалистических голландских пейзажей XVII в., отличаются тщательной проработкой деталей, что постепенно изменится в более поздних работах: романтичные пейзажи художника станут отличаться свободой живописи, изменчивой игрой света и тени.

Т. Гейнсборо «Корнардский лес» (1748). Национальная галерея (Лондон)

Картина была создана художником в его родном городе Садбери, куда он прибыл в 1748 г. в связи со смертью отца.
Характерной чертой пейзажной живописи Гейнсборо являлось то, что он всегда сочинял композицию у себя в мастерской.

Поэтому данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Уровень водоема в правой части картины выше уровня дороги в левой части, в таком случае вода должна затопить дорогу. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе.

Пейзаж создан в стиле классической натуралистической голландской школы живописи, а Энтони ван Дейк на раннем этапе творчества Гейнсборо был главным его вдохновителем.

На картине всё приведено в движение: солнце освещает поля и крыши деревни вдали картины и скоро дойдет до разбитой лесной дороги; вдали по дороге скачет рыцарь. Ближе к переднему плану усталый путник плетётся с мешком за плечами, а понурый пес шагает за хозяином. Слева от дороги юноша копает гравий или песок.

Хорошенькая девушка пришла его проведать. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Справа от дороги стоят два осла. Картина насыщена персонажами, действиями и движением, но в то же время очень лаконична.

Гейнсборо чувствовал себя более пейзажистом, чем портретистом. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Тогда художник соединяет портрет и пейзаж – это впервые случилось в 1749 г.

Т. Гейнсборо «Портрет четы Эндрюс». Национальная галерея (Лондон)

Более 200 лет картина находилась в собственности семейства Эндрюс и была скрыта от глаз широкого зрителя. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей.

Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный).

Изображённое на заднем плане картины поместье Обри с пасущимися на нём овцами принадлежало Картерам и, по всей видимости, было частью приданого миссис Фрэнсис. Портрет четы Эндрюс может рассматриваться как своеобразный документ, фиксирующий факт заключения брака, а заодно и деловой сделки.Миссис Эндрюс сидит на изящной рокайльной скамейке.

На ней простое, но элегантное бледно-голубое шёлковое платье на модных продолговатых фижмах. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Поза женщины соответствует нормам этикета: прямая осанка, скрещённые ноги, свободно опущенные на колени руки.

В позе супруга также виден канон, утверждённый в Англии ван Дейком: он стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок; ноги скрещены. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи.

Голову венчает треуголка, которая считалась последним писком моды в 1746 г.За спинами супругов Эндрюс изображен дуб, символизируя процветание будущей династии.Особое внимание следует обратить на изображённое Гейнсборо поместье. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Сжатый урожай своим богатством обязан, скорее всего, использованию хлебной сеялки – об этом свидетельствуют борозды на земле.

Овцы – особой породы. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота.

Портреты дочерей

В 1748 г. у художника родилась старшая дочь Мери. Приблизительно в 1750 г. Гейнсборо переезжает в расположенный недалеко город-порт Ипсуич, где и родилась в 1752 г. его вторая дочь Маргарет.

Томас Гейнсборо «Мери и Маргарет Гейнсборо, дочери художника» (1756)

Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Дочери Гейнсборо учились в престижной закрытой школе в Челси.
Известно 6 двойных портретов дочерей Гейнсборо.

Большинство из них остались незаконченными. Заказной портрет нельзя было не закончить, а здесь, создав образ и вдохнув в него душу, Гейнсборо остывал к работе. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т.к.

не было необходимости оглядываться на пожелания клиента.

Т. Гейнсборо «Портрет дочерей, преследующих бабочку» (1756)

Старшая Мери (справа) крепко держит за руку младшую Маргарет. Но именно Маргарет больше всего увлечена бабочкой и тянет Мери. В портретах девочек художник тонко передал психологию детства, наивность, увлечение сиюминутным, детскую грацию.
Судьба любимых дочерей великого отца сложилась несчастливо.

Томас Гейнсборо «Портрет Мери, дочери художника» (1777)

Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами.

Отказ от пейзажа позволил сосредоточиться на характере девушки, подчеркнуть ее индивидуальные черты: ум, уверенность в себе, сдержанность.Вскоре после того, как работа была закончена, Мери вышла замуж за немецкого композитора и музыканта Йохана Кристиана Фишера.

Однако вскоре брак распался, и Мери, к тому времени страдавшая от тяжелого психического заболевания, прожила остаток жизни вместе с младшей сестрой Маргарет.

Портреты Гейнсборо часто сравнивают с работами его современника Джошуа Рейнольдса. Портреты Гейнсборо отличаются особым тонким лиризмом и психологизмом в отличие от блестящих, но несколько холодных портретов Рейнольдса. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.

Переезды

В 1759 г. Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. Там он получал огромное количество заказов на создание портретов и даже заболел от переутомления. Меняется стиль его работ: раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, теперь пейзаж становится второстепенным.

Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения изображаемого.В ноябре 1768 г. Рейнольдс пригласил Гейнсборо стать одним из 36 членов-основателей Королевской Академии.

Но это сотрудничество прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом.

Здесь же, в Бате, Гейнсборо пробовал создавать офорты. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон.

Т. Гейнсборо «Дама в голубом». Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Эта картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стиле Ван Дейка. Художник передаёт утончённую красоту и аристократическую элегантность дамы, грациозность движения руки, поддерживающей шаль.

Предположительно, на погрудном портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет. Герцогиня де Бофор в белом платье и светлой шляпе со страусовыми перьями и голубыми лентами на взбитых в высокую прическу напудренных волосах. Она повернулась слегка влево.

На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик. Правой рукой с браслетом, украшенным камеей, она придерживает на груди голубой шарф.

Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.

Последние годы жизни

В 1784 г. у Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской Академией. В результате художник забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, устраивая выставки у себя дома.
В 1785 г. Гейнсборо пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс – это был своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии.

Т. Гейнсборо «Портрет Сары Сиддонс» (1785)

Читайте также:  Сожжение протопопа аввакума, мясоедов, 1897

Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Сара Сиддон, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени.

Ее портреты писали и другие художники, но только Гейнсборо удалось создать настоящий уникальный волевой облик этой великой актрисы, сумевшей прийти через все тернии к славе.Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм. У неё изящный профиль.

Голову венчает черная шляпа с перьями. Желтый шарф сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей на коленях.

На картине изображена женщина, которая всего смогла добиться только собственным трудом и талантом. И она знает это.

Гейнсборо часто обращался к парным портретам. Одним из лучших таких работ является «Утренняя прогулка», изображающую молодую чету Хэллет.

Т. Гейнсборо «Утренняя прогулка» (1785). Национальная галерея (Лондон)

Томас Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 г. в расцвете творческих сил.

Значение творчества художника

Гейнсборо считается самым блестящим художником английской школы XVIII в. Его рисунки полны тонкой выразительности, они легки, свободны, отличаются особой одухотворённостью.

Гейнсборо также прекрасно изображал животных, написал серию картин из крестьянской жизни. Причём крестьян он изображал так же поэтично, как и представителей высшего света.

В то время такое отношение к людям низшего сословия было прогрессивным, а в искусстве являлось проявлением сентиментализма.

Т. Гейнсборо «Деревенские дети» (собиратели хвороста). Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Гейнсборо умело передаёт характерный для Англии рассеянный свет, несколько туманную атмосферу, смягчающую очертания предметов. Мазки его кисти точные и динамичные, он растворяет один цвет в другом при помощи отдельных мазков.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-kontsa-xvi-xviii-vekov/690-tomas-gejnsboro-krupnejshij-anglijskij-zhivopisets-xviii-v

Английский художник Томас Гейнсборо. Биография художника. Картина Корнардский лес

ГЕЙНСБОРО Томас Gainsborough,  Thomas

(1727, Садбери,  Суффолк  —   1788, Лондон)

Английский художник

Сын торговца    сукном,   Гейнсборо

 очень рано  проявил  талант  рисо-

 вальщика и склонность к картинам

голландских пейзажистов,    которые

он,  вероятно, видел в Суффолке и в

Лондоне.  Он впервые приехал в Лон-

дон  в  1740,  где учился сначала в

мастерских художников,  а не в офи-

циальных институтах. Возможно,

 он получал уроки у Юбера  Гравело,

профессора   рисунка   в   Академии

Сен-Мартинз-Лейн,  он испытал влия-

ние Гравело,  Фрэнсиса Хэймана, ко-

торый преподавал живопись в той  же

Академии.  Ранние  работы Гейнсборо

можно разделить на две части: с од-

ной  стороны — пейзажи,  написанные

под влиянием голландцев,  в особен-

ности Якоба ван Рёйсдала и Вейнант-

са,  и дополненные собственными на-

турными наблюдениями, с другой сто-

роны — группы  персонажей,  главным

образом, пары, обрамленные пейзажем

и  напоминающие  английские    и французское роко-

ко,  известное художнику по работам

Гравело и Хэймана. Эти произведения

наполнены большим очарованием, хотя

и  не  без некоторой напряженности,

связанной с еще   та-

лантом  мастера.  Среди этих картин

можно назвать (ок. 1746, Па-

риж,   Лувр),  <\p>

(1748, Лондон, Нац. гал.). (ок. 1748, там

же), на дальнем плане которых изоб-

ражен пейзаж, по своему натурализму

не превзойденный в Англии вплоть до

живописи Констебля.

В 1746  Гейнсборо женился на Марга-

рет Барр,  которая родила ему  двух

дочерей;   их   три  очаровательных

портрета в  детстве,  написанных  в

эскизной  манере,  исполнены  около

1750 (Лондон,  Нац.  гал.  и  музей

Виктории  и  Альберта).  Около 1748

Гейнсборо возвращается в Садбери, а

позже переезжает в соседний Ипсвич,

где он жил до отъезда в Бат. В 1755

он выполняет свой первый важный за-

каз для герцога Бедфорда — два пей-

зажа для украшения камина: , и   (Аббатство

Воберн). Эти сельские идиллии напо-

минают Буше, вместе с тем, они пол-

ны острой наблюдательности и  чувс-

твенности.  В эти же годы Гейнсборо

выполняет поясные  портреты  важных

особ Суффолка,  в натуральную вели-

чину, которые свидетельствуют о его

возрастающем таланте.

В Бате (1759),  он вошел в аристок-

ратические круги и с этого  времени

полностью  посвятил  себя  созданию

портретов в рост, в натуральную ве-

личину,  которые  отныне составляют

основной источник его  доходов.  Он

рисует   пейзажи  лишь  для  своего

собственного удовольствия. Гейнсбо-

ро  составляет  свои  композиции по

воображению,  хотя и рисует с нату-

ры,  используя  в  качестве моделей

скалы,  мох,  куски стекла и ветки,

принесенные в мастерскую.  Эти пей-

зажи отражают,  скорее, деревенскую

жизнь  эпохи,  нежели  классическую

поэзию,  и  оживлены  живописным  и

сельским дыханием,  их стиль и фак-

тура   отмечены   влиянием   рококо

(, ок. 1769, Энглфилд Грин, Сур-

рей.  Кор. колледж Холлоуэй). Порт-

реты этого времени исполнены в эле-

гантном и уверенном стиле,  переня-

том из полотен Ван  Дейка,  которые

он  мог видеть во многих усадьбах в

округе  Бата.  Больше,  чем  другие

английские художники, Гейнсборо лю-

бил располагать свои модели в  пей-

заже. В отличие от своего соперника

Рейнолдса, он предпочитал современ-

ные  костюмы  классическим одеждам,

не терпел  аллегорию  и.  казалось,

никогда не прибегал к помощи учени-

ков для выполнения драпировок. Кос-

тюм, по его мнению, должен сливать-

ся  с  сюжетом,  который  он  умел.

кстати, передавать   с  редкой  доброт-

ностью.  Эти портреты,  на  которых

персонажи  изображены  в  свободных

позах,  написаны  в  непринужденной

манере,  с игрой света на драпиров-

ках,  они очень изысканны и рафини-

рованны по стилю и кажутся ирреаль-

ными,  они отражают  общество  того

времени  с его культом элегантности

и манер,  общество, которое, тем не

менее,  было слегка шокировано нес-

колько вольной интерпретацией Гейн-

сборо  (портреты  леди Олстон,  ок.

1765,  Париж,  Лувр, герцогини Хоу,

ок.  1765, Лондон, Кенвуд, Айви Бе-

куэст; герцога и герцогини Монтагю,

1768,  собрание герцога Беклю; зна-

менитый   (портрет

Джона Баттола),  1770,  Сан Марине,

Калифорния, гал. X. Э. Хантингтон).

С 1761  Гейнсборо  выставляется   в

лондонском  Обществе художников.  В

1768,  единственный из  художников,

живущих в провинции,  он становится

членом-учредителем Кор.  Академии и

тогда  же  посылает  два портрета и

пейзаж на первую академическую выс-

тавку (1769).  В 1774 Гейнсборо пе-

реезжает в Лондон и  снимает  часть

Шомберг  Хауса,  Палл Малл,  где он

прожил до своей смерти.  Стиль  его

лондонского  периода продолжает ма-

неру  предшествующих  лет,   однако

приобретает более широкий,  гранди-

озный,  а иногда и более темный ха-

рактер (портреты миссис Грэм, 1777.

Эдинбург,  Нац.  гал.  Шотландии, и

Джона Фишера,  мужа дочери художни-

ка. 1780, Лондон. Бэкингемский дво-

рец).  Появляется  влияние Рубенса.

особенно,  в  пейзажах  (,

1777,  Лондон, Нац. гал.). Позже он

начинает свои опыты с искусственным

освещением и создает,  под влиянием

П.  Д. де Лугербурга, серию неболь-

ших пейзажей на стекле (ок.  1783).

которые должны были  вставляться  в

коробку  и освещаться сзади свечой.

С 1781 ему покровительствуют  Георг

III и королева Шарлотта (их потрте-

ты, как и портреты членов королевс-

кой семьи,  находятся в Виндзорском

замке),  он заменяет Э. Рэмзи в ка-

честве  придворного портретиста.  С

1777 в прессе его поддерживает Хен-

ри  Бейт  (впоследствии  сэр  Хенри

Бейт-Дабли).  Но в целом  пресса  и

публика  были смущены незавершенным

характером  портретов  Гейнсборо  и

оставались  безучастными к его пей-

зажам вплоть до позднего периода. В

1784  он  окончательно  порывает  с

Кор.  Академией, которая не оценила

блестящего исполнения его работ.  С

этих пор  он  устраивает  ежегодные

выставки  своих произведений в Шом-

берг Хаусе.  Среди  работ  позднего

периода   можно   назвать  портреты

Робинсон (Лондон,  собра-

ние Уоллес),  Сары Сиддонс (Лондон,

Нац.  гал.),  миссис Шеридан (1783.

Вашингтон.  Нац. гал.) и У. Хэллета

с женой (, 1785.

Лондон, Нац. гал.).

В конце жизни Гейнсборо обратился к

новому  жанру <\p>

() — портреты одно-

го  или  нескольких  персонажей   в

сельском пейзаже,  с названиями та-

кими, как (1782,

замок   Ховард,  Йоркшир,  собрание

Джорджа Ховарда) или (1787,

Нью-Йорк,  музей Метрополитен). Эти

красочные сельские сцены  пользова-

лись  особой  популярностью  даже у

последующего поколения. Одновремен-

но  Гейнсборо  начал  работать  и в

жанре марин.  Он  испытывает  новые

влияния, в частности, Муриьло, Ват-

то,  горных пейзажей  Гаспара  Дюге

Снейдерса.  С 1772 племянник худож-

ника.  Гейнсборо  Дюпон,  был   его

единственным  учеником  и продолжал

писать портреты в манере своего дя-

дюшки и учителя. После смерти Гейн-

сборо его портреты  практически  не

имели никакого влияния,  его пейза-

жи,  напротив,   получили   широкое

признание.

Гейнсборо, обладая  веселым  и  им-

пульсивным характером,  был и прек-

расным писателем,  что видно из его

Читайте также:  Скульптуры богов: фото и описание

писем.  Он любил музыку и предпочи-

тал  компанию  актеров и музыкантов

общению с литераторами.  Он был  по

натуре  артистом и полагался больше

на непосредственную реакцию, чем на

исследование  или размышление.  Его

вдохновляла,  скорее,  французская,

фламандская и голландская культура,

нежели классическая  древность  или

Италия.  В эпоху, когда путешествие

в Италию  считайтесь  настоятельной

необходимостью для любого европейс-

кого художника, привязанность Гейн-

сборо  к  Англии  была откровением.

Английский художник,  он  близок  к

французскому идеалу.

Наивысшим  знаком  почтения   перед

Гейнсборо     была    четырнадцатая

,  произнесенная  после   его

смерти Рейнолдсом, его соперником.

Источник: http://biblo-ok.ru/biblio-ok/slovar-impr/229-page.php

Томас Гейнсборо

Родился в 1727 году в Садбери (Суффолк). В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне.

Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века.

Например, в картине «Корнардский лес» (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам.

В 1748 году, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 году он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными.

Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие.

Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо.

В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка.

Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата.

В конце 1760-х — начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных — «Телега с урожаем» (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера).

Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств.

В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт.

Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый удачный из них — портрет молодой супружеской пары, получивший название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).

Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, «сочиненным» композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий е го эпохе вкус к «возвышенному», а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами — его сентиментальное отношение к сельской жизни.

Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал «волшебный фонарь», в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи.

В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога.

Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями.

Умер Гейнсборо 2 августа 1788 года.

Источник: http://biozvezd.ru/tomas-gejnsboro

ГЕЙНСБОРО, ТОМАС

ГЕЙНСБОРО, ТОМАС (Gainsborough, Thomas) (1727–1788) – английский живописец, крупнейший мастер 18 в., работавший в жанре портрета и пейзажа.

Гейнсборо жил в годы бурного развития Англии, подъема ее экономического и политического могущества, что дало мощный всплеск расцвета искусства. Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию, и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон.

Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне. Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе, известной под названием академия св. Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764). В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи.

Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. 1750-х).

Поздние пейзажи художника написаны свободнее, красочный слой стал прозрачным и невесомым, передавая изменчивую игру света и тени, что дает возможность считать Гейнсборо одним из зачинателей романтизма в пейзаже.

В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы. Такая форма портрета встречалась тогда у многих художников, но именно Гейнсборо смог достичь удачного равновесия фигур и пейзажа, дать точное изображение английской природы.

Со временем в его работах природа, будучи фоном для портрета, становится идеальной средой, созвучной с настроением портретируемого. Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок. 1748–1749, Лондон, Национальная галерея).

Фигуры на ней сдвинуты влево, давая место скромному, непритязательному пейзажу, одному из лучших в творчестве Гейнсборо.

Перебравшись в 1759 в модный курортный город Бат, Гейнсборо приобретает широкую известность и успех. Меняется стиль его работ. Если раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, то теперь фигура получает первенствующее значение, пейзаж отступает на второй план.

Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост, в натуральную величину. Композиционное решение у Гейнсборо простое — он располагает фигуру посередине холста. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого.

Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С.-Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью. Картина Голубой мальчик (ок.

1770, Калифорния, галерея Хантингтон) интересна тем, что в это время Гейнсборо, обращаясь к творчеству Ван Дейка, пишет ряд мужских портретов, изображающих модель в костюме 17 в. Колорит портретов покоряет гармонией, благородством, тончайшими переливами.

Гейнсборо передает характерный для Англии рассеянный свет, несколько туманную атмосферу, смягчающую очертания предметов. Мазки кисти точные и динамичные, он растворяет один цвет в другом при помощи отдельных мазков иного тона.

С 1761 Гейнсборо посылает свои работы в Лондон на выставки Общества художников. В 1768 он стал членом-учредителем только что организованной академии художеств, с 1769 регулярно участвует во всех выставках.

Его пейзажи этого периода пронизаны поэтическим настроением, где человеческая фигура включается в эмоциональную игру природы. Легкость мазка, тонкость красочной гаммы дополняет настрой пейзажей.

Одним из главных приемов Гейнсборо в пейзажах – изображение солнечного света, соединяющего фигуры с окружающей средой и дающего картине изменчивую трепетность жизни: Водопой (1777, Лондон, Национальная галерея), Возвращение с жатвы (ок.

1767, Бирмингем, Институт Барбера), Повозка, едущая на ярмарку (1786, Лондон, галерея Тейт).

В 1774 Гейнсборо переезжает в Лондон, в 1777 среди его работ, высланных на выставку академии, фигурируют портреты членов королевской семьи.

В начале 80-х меняется палитра художника: краски становятся светлее, мазок легче, прозрачный, создающий иллюзию того, что фигуры словно купаются в воздухе, еще больше сливаясь с окружающей средой. Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника.

Лицо с тонко выписанными чертами, платье, пейзаж, собака рядом с моделью – все, построенное на тонких переливах, поражает смелостью письма, предвосхищающей технику импрессионистов.

1780-е, последний период творчества Гейнсборо, время его наибольшей художественной активности. Живя в Лондоне, он пишет портреты. Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера.

На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. Ее мечты, тишина вечера, лучи заходящего солнца передают мягкую прелесть картины, поэтичность образа.

Читайте также:  Сельский крестный ход на пасхе, перов, 1861

Картина удивительно музыкальна, что является дополнительным штрихом к показу внутреннего мира женщины, которая была известной музыкантшей.

Гейнсборо часто обращался к парным портретам. Одним из лучших таких работ является Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея), изображающую молодую чету Хэллет.

Гейнсборо считается самым блестящим рисовальщиком английской школы 18 в. Его рисунки легкие, свободные, полные тонкой выразительности. Это видно в его рисованных пейзажах, выполненных пером с размывкой, или в смешанной технике угля, белил, цветных мелков, иногда с использованием акварели.

В 1784 Гейнсборо разрывает отношения с академией художеств и выставляет свои картины на персональных выставках у себя дома. О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве. Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок.

1784–1785, Англия, Букингэмский дворец). Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом.

С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей).

Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров. Подавая крестьян носителями поэтического идеала, естественности и красоты, Гейнсборо выступает как выдающаяся фигура английского сентиментализма, представлявшего в тот период прогрессивное направление.

Он умер в расцвете творческих сил 2 августа 1788.

Нина Байор

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/GENSBORO_TOMAS.html

Художник Томас Гейнсборо

Художник Томас Гейнсборо. 

ru_newtime

bolivar_s

Томас Гейнсборо(Thomas Gainsborough) (1727-1788), английский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в 1727 году в Садбери (Суффолк). В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне.Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Например, в картине «Корнардский лес» (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам.В 1748 году, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 году он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо.В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата. В конце 1760-х — начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных — «Телега с урожаем» (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств.В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый удачный из них — портрет молодой супружеской пары, получивший название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, «сочиненным» композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к «возвышенному», а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами — его сентиментальное отношение к сельской жизни. Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал «волшебный фонарь», в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи. В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога.Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями.Умер Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года.

Lady Georgiana Cavendish

Conversation in a Park
Landscape
Wooded Landscape with Cattle by a Pool and a Cottage
The Cottage Door

The market cart

Cottage Girl with dog and Pitcher
The Harvest Wagon
woodcutter courting a milkmaid

Evening Landscape-Peasants and Mounted Figures
River landscape

The Watering Place
Landscape with Cattle
Charity relieving Distress
Fen Bridge Lane
The Woodcutters Return  Художник почти не использовал натурные наблюдения в своих пейзажах: приступая к работе, он строил на столе небольшую модель из камешков, веток, песка, кусочков мха, а затем воспроизводил её на холсте. В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило расцвет английского романтического пейзажа в первой половине XIX в.
Open Landscape with Mounted Peasants
The Mall
John Plampin
Portrait Of Colonel John Bullock
Elizabeth Wrottesley
King George III
John and Henry Trueman Villebois
Artists daughters with a cat

The Blue Boy (Jonathan Buttall).Герой портрета, друг художника Джонатан Баттл, юноша далеко не знатного происхождения, блестяще «вошёл в образ» утончённого молодого аристократа.
Shepherd Boys with Dogs Fighting
Master John Heathcote
John, Fourth Duke of Argyll
Mrs Sheridan.В 80х гг. Гейнсборо создал портреты музыканта и писательницы Элизабет Линли Шеридан (1783 г.) и выдающейся трагической актрисы Сары Сиддонс (1785 г.). Облик Элизабет Шеридан излучает нежность и обаяние. Фигура героини связана с пейзажем: темно-коричневые краски вечернего леса великолепно оттеняют тёплое золотистое сияние её платья, можно заметить, что линия причёски повторяется в очертаниях кроны дерева. Пейзаж воспринимается как отражение душевного со стояния женщины.
Mrs Siddons.Портрет Сары Сиддонс совсем иной. Многое в нём рассчитано на внешнее впечатление — элегантный костюм, бархатная драпировка занавес, написанные с большим мастерством. В облике актрисы чувствуется огромная сила характера, но её внутренний мир недоступен. Сиддонс актриса скрывает от зрителя Сиддонс женщину.
pomeranian bitch and puppy

Mrs Graham

George, Lord Vernon
The Linley Sisters
Mrs Graham

Ann Ford (Mrs Philip Thicknesse)
Queen Charlotte
Mary, Countess Howe
The Morning Walk
The Honourable Charles Wolfran Cornwall
William Wollaston
The Marsham children

Portrait of a lady in blue

James Christie

Portrait of Louisa, Lady Clarges (1760 — 1809).

Gainsborough`s Daughter Mary (1777)

«Если бы наша нация произвела до статочно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы».

Эти слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его знаменитой речи памяти Томаса Гейнсборо, произнесённой в Королевской академии искусств. Из всех мастеров английской живописи XVIII в.

Гейнсборо уже при жизни был признан самым выдающимся.

http://www.2uk.ru/culture/kulture16
http://gallerix.ru/storeroom/1638714093/
http://www.artcyclopedia.com/artists/gainsborough_thomas.html
Цитата сообщения ВЕнеРИН_БАШМАЧОКПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Thomas Gainsborough (Томас Гейнсборо) (1727—1788).

This page was loaded Oct 25th 2018, 8:30 pm GMT.

Источник: https://ru-newtime.livejournal.com/109340.html

Ссылка на основную публикацию