Крещение христа, пьеро делла франческа

Пьеро делла Франческа. Известные работы

Пьеро делла Франческа (около 1420, Борго Сан-Сеполькро, недалеко от Ареццо — 1492, Борго Сан-Сеполькро), собственно Пьеро ди Бенедетто дей Франчески, — один из наиболее значительных художников раннего Возрождения и новатор перспективного построения.

С 1439 по 1442 живет во Флоренции, где работает с Доменико Венециано. Опираясь на его творчество, а также на перспективные и колористические новшества флорентийских мастеров, в особенности Андреа дель Кастаньи, Пьеро делла Франческа приходит к своему серьезному индивидуальному стилю.

Пластично смоделированные фигуры и математически точно сконструированное глубокое пространство характерны для его композиций. Художник создает глазурную технику, которая стала определяющей для его стиля, и с ее помощью выразительно передает атмосферу изображаемого.

Пьеро делла Франческа работает преимущественно в своем родном городе, но выполняет заказы и в Ферраре, Ареццо, Риме и Урбино.

Мадонна со святыми и герцогом Федериго да Монтефельтро, около 1473 года. Дерево, масло, 248*170, Пинакотека Брера, Милан.
На алтарной картине, выполненной по заказу Федериго да Монтефельтро (1444—1484) для Сан Бернардино в Урбино, изображен коленопреклоненный заказчик картины в блестящих доспехах. Вокруг Мадонны полукругом стоят святые. Художнику удается создать иллюзию глубины изображаемого пространства, так что группа святых оказывается не в апсиде, а за ней. Свисающее с потолка яйцо является символом рождения Христа и одновременно эмблемой Монтефельтро. Воскресение Христа, около 1460 года. Фреска, 225*220 см. Городская пинакотека, Сан-Сеполькро.
Эту величественную сцену художник создает для ратуши Сан Сеполькро («Святая могила»). Тематически фреска связана с гербом города. Кроме того, она содержит в себе мистическую символику. Так, ландшафт предстает в момент воскресения двояко: слева от Христа он унылый и бесплодный, а справа, наоборот, — оживлен растениями и домами, свидетельствующими о жизни и деятельности людей. Портрет Сиджизмондо Пандольфа Малатеста, 1451—1460 годы. Дерево, смешанная техника, 44*34 см. Лувр, Париж.
На впечатляющем портрете — тиранический правитель города Римини, для которого, как говорят, в политике не существовало никакой морали. Ярко освещенная полуфигура выступает на темном фоне. Такой сильный контраст, отсутствие каких бы то ни было украшающих дополнений и скульптурный эффект придают изображению монументальный характер бюста. Мадонна, укрывающая верующих ризами своими, 1444–1464 годы. Дерево, смешанная техника, 134*91 см. Городская пинакотека, Сан-Сеполькро.
Произведение является центральной частью полиптиха братства милосердия Сан-Сеполькро с изображением Мадонны. Сюжет картины трактует средневековое право защиты плащом: благородные дамы могли выступать заступницами преследуемых, предоставляя защиту под своим плащом или покрывалом. Возможно, что среди верующих слева, рядом с фигурой в капюшоне, художник изобразил и себя. Мадонна с младенцем, 1465–1475 годы.Дерево, масло, 61*53,5 см. Палаццо Дукале, Урбино.
Хотя эта работа имеет много общего с Палой Монтефельтро, она оказывает иное, более интимное воздействие, что достигается за счет выразительных цельных фигур, которые зритель воспринимает очень близко. Аналогичное впечатление производит и виднеющаяся на дальнем плане спальня Девы Марии, напоминающая о Благовещении. Следует отметить и тонкую передачу фактуры различных тканей. Крещение Христа, около 1440–1450. Дерево, темпера, 167*116 см. Национальная галерея, Лондон.
Эта алтарная картина отличается гармоничной композицией и имеет большое значение для живописи той эпохи. Хотя в композиции господствуют фигуры и предметы первого плана — Христос, голубь как символ Святого Духа, сосуд, крона дерева — извивающийся Иордан и отражения в нем соединяют передний и задний планы картины.

Бичевание Христа, около 1470 года. Дерево, смешанная техника, 58,4*81,5 см. Палаццо Дукале, Урбино.Здесь изображены две сцены. На переднем плане справа на освещенной солнцем площадке стоят три элегантных господина.

На заднем плане слева в дальнем помещении перед Пилатом и неким наблюдателем происходит Бичевание Христа. Особенностью стиля является свет, с помощью которого художник виртуозно отображает фигуры и архитектуру.

Он использует свет так же рационально, как и перспективную концепцию, которая является определяющей для общего впечатления от картины.

Портреты Баттисты Сфорца и Федериго да Монтефельтро, 1465–1472 годы.Дерево, масло, 47*33 см каждая. Уффици, Флоренция.
Эти строгие геометрические профили — портреты герцогской четы.

Такой способ изображения еще близок к итальянскому раннему Возрождению, однако тонкая проработка всех деталей, ландшафт на дальнем плане (видны княжеские угодья), а также нарочито приподнятое положение портретируемых — свидетельство фламандского влияния.

На оборотной стороне диптиха в античной манере изображено триумфальное шествие властителей.

Поклонение царицы Савской дереву и ее встреча с Соломоном, около 1452–1466 годов. Фреска, 336*747 см. Сан Франческо, Ареццо.
Эта фреска с хоров церкви принадлежит к циклу изображений о Святом Кресте и объединяет два эпизода легенды.

В левой части царица смиренно преклоняет колени перед мостом, полная веры в то, что он изготовлен из священного дерева. В правой части убедительно изображено, как она рассказывает Соломону о своем видении. Ясное, строгое построение композиции излучает теплоту и ни с чем не сравнимую выразительность.

Фрески Пьеро делла Франчески на хорах капеллы Ареццо являются шедеврами раннего Возрождения.

Полиптих Сан Антонио, 1460–1470 годы. Дерево, смешанная техника, 338*230 см. Умбрийская национальная галерея, Перуджа.

В этом алтарном произведении, состоящем еще традиционно из нескольких частей, художник впечатляюще связывает старое и новое понимание искусства.

Так, в сцене Благовещения перспективное построение изображаемой архитектуры смягчает средневековый золотой фон.

Примечательно также изображение стигматизации святого Франциска на средней части пределлы — это одна из редких ночных сцен раннего Возрождения.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/pero-della-francheska-izvestnye-raboty.html

Пьеро делла ФранческаКартины и биография

Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420–1492)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции; испытал влияние Мазаччо, Филиппо Брунеллески, мастеров нидерландской живописи. С 1442 работал преимущественно в Сан-Сеполькро и Урбино, а также в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо.

Уже в произведениях 1450–х годов (“Крещение Христа, 1450–1455, Национальная галерея, Лондон; Мадонна делла Мизерикордия, около 1450–1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро; “Бичевание Христа, около 1455–1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства.

Крещение Христа, 1450–1455,

Национальная галерея, Лондон

Портреты герцога УрбинскогоФедериго да Монтефельтро и егосупруги Баттисты Сфорца, 1466,

Галерея Уффици, Флоренция

Картина “Крещение Христа”. Христос принимает крещение от Иоанна Предтечи в реке Иордан.

Три ангела с чудесными многоцветными крыльями, в хитонах и с венками на голове свидетельствуют о том, что в этой атмосфере застывшей тишины происходит сошествие святого Духа, который представлен в виде голубя.

В глубине за этой сценой изображен человек, снимающий свою тунику, чтобы тоже приобщиться к таинству. Впечатление спокойствия и ясности достигается в композиции системой вертикалей, образуемых стоящими фигурами и стволами деревьев, а также легкими изгибами реки.

плавно текущей вдаль. Увлечение Пьеро делла Франческа линейной перспективой – предметом страстного интереса раннеренессансных художников, проявляется в трактовке им на заднем плане картины фигур и деревьев, размеры которых сокращаются пропорционально их удалению в глубь пространства.

Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок “История животворящего Креста” в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452–1466), исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов.

Обобщая объёмы фигур и развёртывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьетро делла Франческа добивается в этих росписях впечатления просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мироздания.

Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске “Воскресение Христа” (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро).

Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны. Федериго да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца изображены в профиль, но трактовка их лиц сильно отличается от плоскостных портретных изображений Доменико Венециано. Округлыми контурами, мягкой светотенью художник достигает пластической объемности лиц, словно вылепив их светом и красками. Лишенный всякой идеализации властный профиль герцога Урбинского, изображенного в красной одежде и того же цвета шапке, четко выделяется на фоне бледного неба и далекого голубовато-серого пейзажа, насыщенного светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает монументальность его фигуры, господствующей над окружающей природой.

На обороте картины изображен триумф герцогов Урбинских, по величайшей тщательности письма приближающийся к нидерландской живописной технике.

В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите “Поклонение волхвов” (Лондон, Национальная галерея). В поздних работах Пьетро делла Франческа (“Рождество”, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.

В конце жизни мастер оставил занятие живописью и полностью отдался сочинению научных трактатов о перспективе и геометрии.

Пьетро делла Франческа принадлежат два научных трактата: “О перспективе в живописи”, в котором под влиянием Леона Баттиста Альберти художник дает математическую разработку приемов перспективы, и “Книжица о пяти правильных телах”, посвященный практическому решению некоторых проблем стереометрии.

Читайте также:  Площадь согласия (виконт лепик с дочерьми, переходящий площадь согласия)

Творчество Пьетро делла Франческа заложило основы искусства Возрождения в живописи Средней и Северной Италии, оказало значительное воздействие на развитие венецианской и флорентийской школ. Пьеро делла Франческа по праву занимает почетное место в ряду самых известных художников 15 века.

Источник: http://smallbay.ru/artitaly/pierofra.html

Пьеро делла Франческа «О животворящем древе Креста»

Пьеро делла Франческа, «О животворящем древе Креста», Ок. 1453-1464, Ареццо, базилика ди Сан-Франческо, главная капелла, фрески.

В 1452—66 гг.

Пьеро делла Франческа создает самую знаменитую свою работу — цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо.

Фрески посвящены истории креста, на котором был распят Христос, рассказанной в популярной в то время «Золотой легенде» Якопо де Вораджине (Иосифа Ворагинского), итальянского монаха XIII в.

Обобщая объёмы фигур, развёртывая строгие, пронизанные величавым ритмом композиции параллельно плоскости стены на фоне гармонически ясной, словно утренней природы, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветлённой торжественности.

Адам, будучи на смертном одре, посылает своего сына Сифа к Архангелу Михаилу, и тот дает Сифу семена дерева первородного греха с тем, чтобы семена положили в рот Адама в момент смерти («Смерть Адама»).

Смерть Адама. 1452—66. Фрагмент. Фреска. 390 x 747 см

Дерево, которое выросло на могиле Адама, было срублено Соломоном и переброшено в качестве мостика через водный поток. Царица Савская на своем пути к царю Соломону чудесным образом узнает, что на лежащем поперек реки дереве будет распят Спаситель. В священном поклонении царица преклоняет перед деревом колена («Поклонение священному дереву и встреча царя Соломона и царицы Савской»).

Поклонение священному древу и встреча царя Соломона и царицы Савской. 1452—66. Левая часть
Поклонение священному древу и встреча царя Соломона и царицы Савской. 1452—66. Правая часть
Фреска. 336 х 747 см
Когда царь Соломон узнает о чудесном послании, полученном царицей, он приказывает зарыть в землю дерево, которое приведет к концу царствования иудеев. Однако дерево находят и, после второго божественного послания, дерево становится инструментом страстей господних. Три столетия спустя, как раз перед сражением против императора Максенция, византийскому императору Константину во сне было откровение, что он победит врага, если будет сражаться во имя Креста Господня («Сновидение Константина»).
Сновидение Константина. 1452—66. Фреска. 329 x 190 смОжесточенная борьба за власть двух императоров — Константина и Максенция — закончилась в 312 г. Известны драматические подробности сражения, проигранного Максенцием, — он утонул в Тибре во время бегства с поля боя через обрушившийся Мульвиев мост.
Победа Константина над Максенцием. 1452—66. Фреска. 329 x 747 см. Церковь Сан-Франческо, Ареццо

В сияющем свете дня конница императора Константина замерла на берегу Тибра: белые кони перемежаются с темными, к голубому весеннему небу поднимаются копья и разноцветные древки знамен, реет императорское желто-оранжевое знамя с вышитым на нем черным орлом, развеваются плюмажи на причудливых шлемах, поблескивают серебристо-серые латы. Константин изображен в профиль, он восседает на белом коне впереди своего войска. Император держит в руке священную реликвию — легкий белый крест. Правая часть фрески сильно повреждена, но все же видно, как Максенций верхом на коне тонет в реке. В сравнении с «Битвой при Сан-Романо» Паоло Уччелло, написанной двадцатью годами ранее, полотно Пьеро делла Франческа представляет скорее великолепный парад, нежели изображение военных действий между враждующими сторонами. Застывшие с поднятыми копытами лошади, всадники, знамена, облака, пейзажный фон — композиция целиком и полностью построена в соответствии с законами линейной перспективы. Благодаря мастерскому владению колоритом художнику удалось в мельчайших деталях отразить живую реальность, подчас ускользающую и эфемерную, — начиная от отраженного света на доспехах воинов и кончая тенью, отбрасываемой копытом лошади.

После победы Константина («Победа Константина над Максенцием») он и его мать Елена принимают христианство; Елена едет в Иерусалим, чтобы найти чудесное древо креста. Однако о его местонахождении не знает никто, кроме иудея Иуды. Иуду пытают в колодце и тот признается, что знает храм, в котором спрятаны три креста Голгофы.

По приказу Елены храм разрушают и кресты находят; животворящий крест определяют по тому, что он чудесным образом воскрешает умершего юношу («Обретение и испытание животворящего креста»).
Обретение и испытание животворящего креста. 1452—66. Фреска. 356 x 747 смВ 615 г.

персидский царь Хосрой крадет крест и устанавливает его для священного поклонения. Император Ираклий развязывает против персидского царя войну и, разбив персов, возвращает крест в Иерусалим. Ираклий входит в Иерусалим без всякой торжественности и помпы, напротив, несет крест, на манер Христа, с кротостью и смирением.

Битва между Ираклием и Хосроем. 1452—66. Фреска. 329 x 747 смФрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов и свидетельствуют об исключительном колористическом даровании художника.

Обобщая объемы фигур и развертывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мира.

Источник

Пье́ро Де́лла Франче́ска (Piero Della Francesca) (ок. 1420, Борго Сан-Сеполькро, близ Флоренции – 1492, там же), итальянский живописец и теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Родился в семье ремесленника. В кон. 1430-х гг.

работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции.Испытал влияние Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства.

Работал преимущественно в родном городе, где неизменно пользовался почётом и занимал важные государственные должности, а также в Ферраре (ок. 1448—50 гг.), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466 г.).

Автор двух научных трактатов («О перспективе в живописи», до 1482 г., в котором впервые дано математическое обоснование перспективы; «Книга о пяти правильных телах», ок. 1490 г., – исследование о совершенных пропорциях).

Источник: https://alex-kopein.livejournal.com/279157.html

Кристина Ляхова — Мастера иконописи и фрески

В живописи Пьеро делла Франчески разлит свет, который, как писал М. Фичино, «пробуждает спящее, озаряет мрак, оживляет умершее, формирует неоформившееся и наделяет совершенством несовершенное».

Итальянец Пьеро делла Франческа был талантливым живописцем, одним из мастеров тосканской школы и теоретиком искусства. Он родился в небольшом тосканском городке Борго Сан-Сеполькро, который в наши дни называется просто Сансеполькро.

Согласно имеющимся сведениям, он начал творческий путь довольно поздно, в двадцать три года. Именно в таком возрасте он приехал во Флоренцию и поступил в ученики к уже известному в то время художнику Доменико Венециано. Под его руководством юноша овладел приемами флорентийской школы, которые навсегда вошли в живопись Пьеро делла Франчески.

Например, большинству его персонажей присущ так называемый патриархальный облик: они выглядят величавыми и степенными. Заметно стремление художника к крупным, монолитным формам, которые он намечал возможно меньшим числом линий. Влияние флорентийских мастеров чувствуется и в изображении одеяний мужчин и женщин, которые Пьеро делла Франческа изображал прямыми, спадающими складками.

В то время художники Флоренции уделяли большое внимание цветовым сочетаниям и изображению света. Пьеро делла Франческа не был исключением: он внимательно изучил принципы трактовки цвета и света в произведениях Венециано и пошел дальше.

Его работы написаны такими ясными, идеально чистыми тонами, которых до него не мог добиться никто. Как правило, он использовал белые, холодные льдисто-голубые, бирюзовые, сиреневые и зеленые тона, которые давали великолепные сочетания с золотисто-желтыми, кирпично-красными, сизо-коричневыми и вишневыми оттенками. Современник художника, математик Лука Пачоли, назвал его «королем живописи».

П. делла Франческа. «Крещение Христа», 1450–1455 годы, Национальная галерея, Лондон

К сожалению, искусство этого выдающегося мастера в дальнейшем стало считаться только одним из этапов развития живописи, предшествующим истинному классическому искусству эпохи Возрождения.

Вероятно, именно поэтому впоследствии папа предложил Рафаэлю украсить стены Ватикана своими росписями, невзирая на то, что они уже были покрыты фресками Пьеро делла Франчески, а Рафаэль согласился исполнить эту работу.

Однако сегодня, сравнивая произведения Пьеро делла Франчески с шедеврами более известных мастеров, можно смело утверждать, что этот тосканский живописец «принадлежит к числу мастеров, главное значение которых не в том, что они были предшественниками, а в том, что они сами были великими художниками».

Пьеро делла Франческа был всесторонне развитым человеком. Он знал латынь и много времени проводил за изучением теоретических трактатов по искусству. Кроме того, известно, что он обладал серьезными научными знаниями в области математики.

Он был знаком с принципами линейной перспективы, изложенной в теоретическом трактате Альберти.

Всесторонние интересы привели к тому, что творчество Пьеро делла Франчески неповторимо и совершенно не похоже на произведения других художников того периода.

Среди ранних самостоятельных работ художника необходимо отметить алтарную картину «Мадонна делла Мизерикордия» (около 1448, пинакотека, Сансеполькро).

Затем последовали работы «Крещение Христа» (1450–1455, Национальная галерея, Лондон), «Бичевание Христа» (около 1455, Национальная галерея области Марке, Урбино), полиптих «Сант'Антонио» (около 1460–1465, Национальная пинакотека Умбрии, Перуджа), «Мадонна со святыми» (около 1472–1474, Брера, Милан).

П. делла Франческа. «Нахождение креста». Фрагмент, 1452–1460 годы, церковь Сан-Франческо, Ареццо

Лучшими фресковыми алтарными композициями художника считаются «Мадонна дель Парто» (около 1460, капелла кладбища, Монтерки), «Вознесение Христа» (1463–1465, пинакотека, Сансеполькро) и др.

Читайте также:  Скульптура классицизма: описание, история

Этим произведениям присуще гармоничное композиционное построение.

Причем все элементы прекрасно сочетаются не только друг с другом, но и с самим помещением, благодаря чему фрески дополняют архитектурное обрамление и ритмически перекликаются с очертаниями колонн и арок.

Архитектура была одним из увлечений Пьеро делла Франчески. Его восхищали гармоничные, упорядоченные сооружения зодчих эпохи раннего Возрождения. Он даже написал полотно под названием «Идеальный город» (около 1470, Национальная галерея Марке), в котором воплотил свои размышления об облике идеального города.

П. делла Франческа. «Посещение царя Соломона царицей Савской». Фрагмент, церковь Сан-Франческо, Ареццо

С 1452 по 1460 год Пьеро делла Франческа трудился над большим фресковым циклом «История святого креста» в церкви Сан-Франческо в Ареццо. Эти фрески были исполнены в самый расцвет его творчества. Он проявил себя в этих работах как мастер перспективы и композиции, талантливый колорист и выдающийся живописец. «История святого креста» считается шедевром художника.

Пьеро делла Франческа писал не только фрески и алтарные композиции. До наших дней сохранилось несколько его произведений на светские сюжеты, в основном портреты.

Среди них самыми удачными считаются парные портреты урбинского герцога Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца (около 1465, Уффици, Флоренция).

В конце 1470-х годов художник прекратил писать, т. к. у него почти полностью пропало зрение. В последующие годы он работал над теоретическими трактатами по искусству. В начале 1480-х годов он окончил сочинение «О перспективе и живописи», «Книгу о пяти правильных телах».

Творчество Пьеро делла Франчески оказало большое влияние на художников Мелоццо да Форли и Синьорелли, его учеников. Кроме того, его произведения сыграли значительную роль при формировании живописной манеры многих мастеров, живших в последующие годы.

Одним из первых заказов Кастаньо стала роспись Палаццо дель Подеста. Повинуясь приказу Медичи, правителя Флоренции, художник изобразил на стене его врагов, членов семьи Альбицци, повешенными.

Андреа дель Кастаньо — итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Его настоящее имя Андреа ди Бартоломео ди Симоне да Баржиэла, свое прозвище дель Кастаньо он получил от названия города, в котором родился, — Кастаньо.

Сведений о годах ученичества Кастаньо не имеется. Полагают, что на формирование его живописной манеры оказало влияние творчество Мазаччо, Д. Венециано, а также скульптурные произведения Донателло. Первое упоминание о нем относится к 1440 году.

Именно тогда он исполнил один из первых крупных заказов: расписал стену Палаццо дель Подеста. Он пошел навстречу заказчику и написал то, что тот ожидал. Но произведение искусства просуществовало недолго.

Сегодня нет сведений о том, по чьему приказу — Медичи или Альбицци — фреска была уничтожена.

В 1442 году Кастаньо работал в Венеции. Именно здесь он создал первую дошедшую до нас роспись свода капеллы Сан-Таразио (1442, церковь Сан-Дзаккария, Венеция).

Мастер исполнил сложную композицию, включающую фигуры Творца и шести святых. В этой работе проявляются характерные черты его творчества 1440-х годов: персонажи, даже ангелы, имеют облик простых людей.

Заметно стремление мастера к обобщенности форм, выразительность которым он придает при помощи эффекта света и тени. Художник использовал яркие, сочные оттенки, среди которых преобладали зеленые, льдисто-голубые, сиреневые и охристо-желтые.

По окончании работы над заказом Кастаньо вернулся во Флоренцию, а в 1444 году был принят в цех живописцев. С этого времени и до конца жизни художник, если верить документам, жил и работал во Флоренции.

Источник: https://profilib.org/chtenie/155836/kristina-lyakhova-mastera-ikonopisi-i-freski-15.php

Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (1406/1420–1492), итальянский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – северо-восточная часть Тосканы).

Отсутствие каких-либо сведений о его художественной деятельности с 1439 по 1444 не дает возможности проследить первые шаги Пьеро делла Франческа в искусстве. До конца 1430-х – начала 1440-х годов ренессансные веяния не ощущались в Ареццо – одном из крупнейших городов Умбрии.

Однако с 1439 благодаря контактам с искусством Флоренции Пьеро ознакомился с системой линейной перспективы, изобретенной Брунеллески и разработанной Альберти; скульптурой Донателло, Микелоццо и Луки делла Роббиа и созданным ими новым стилем; с искусством Мазаччо, который сочетал законы линейной перспективы с античными традициями для создания обладающих драматической мощью форм, смелые ракурсы и моделировку карнации при помощи резких темных теней. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро делла Франческа, например в алтарном образе Мадонна делла Мизерикордиа, заказанном в 1445 Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государственный музей).

Художник из маленького городка, до 16 в. не попавшего в сферу культурного влияния Флоренции, Пьеро с готовностью учился у мастеров из других городов.

У Доменико Венециано, на формирование которого, в свою очередь, оказал влияние стиль интернациональной готики, представленный в Венето творчеством Джентиле да Фабриано и Пизанелло, Пьеро делла Франческа научился натуралистической передаче освещения и светотени; этот прием лег в основу мощного поэтического реализма его произведений.

Импрессионистические мотивы в трактовке листвы, заимствованные художником, возможно, у Доменико Венециано, в более поздних его работах, написанных под влиянием фламандской живописи, стали одной из самых ранних в западноевропейском искусстве попыток изображения предметов с учетом освещения.

Несмотря на то, что Пьеро всегда сохранял тесную связь со своей семьей и родным городом, примерно с 1446 по 1454 он много работал при дворах правителей Пезаро, Феррары и Римини, в Болонье, Анконе и Лорето.

Этим периодом датируется одна из его прекраснейших картин – Бичевание Христа (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигуры и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, все геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). В других картинах, созданных в этот период, например Св. Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св. Иероним с донатором (ок. 1452, Венеция, галерея Академии), впервые появляется пейзаж. В нем заметны возникшие во флорентийской живописи под влиянием северного искусства тенденции к большему реализму в построении композиции и передаче деталей, использованию воздушной перспективы и панорамных видов. В Ферраре художник написал не сохранившиеся до наших дней фрески по заказу братьев Леонелло и Барсо д'Эсте. В коллекции Леонелло были картины Рогира ван дер Вейдена, которые несомненно возбудили у Пьеро интерес к фламандской технике масляной живописи, к способам передачи света и импрессионистической трактовке золотых вышивок и кружев, столь виртуозно изображавшихся художниками 15 в. на богатых одеждах персонажей их картин. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в Портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451, Лувр).

В период с 1446 по 1454 Пьеро создал стиль, который в основных чертах сохранился и в произведениях, относящихся уже к периоду его творческой зрелости. Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица.

Высокие фигуры построены по классическому канону пропорций Витрувия, но женские образы имеют удлиненные, слегка изогнутые шеи и высокие лбы – элементы позднеготического идеала красоты.

В моделировке карнации Пьеро делла Франческа отдает предпочтение мягким тонам, плавным переходам в противоположность резким и темным теням, к которым прибегал в своих работах Мазаччо. В Бичевании Христа Пьеро демонстрирует явное нежелание изображать быстрые, резкие или часто повторяющиеся движения.

Это в первую очередь объясняется его темпераментом, однако здесь также сыграло свою роль изучение античной скульптуры. Главное действие, собственно бичевание Христа, изображено слева на заднем плане, тогда как на переднем справа стоят в застывших позах спиной к происходящему три персонажа.

Мучители Христа кажутся бесстрастными, остановившимися в своем движении, словно участники «живой картины». В картинах со строго канонической иконографией Пьеро делла Франческа предложил оригинальные колористические решения, отдавая предпочтение использованию холодных тонов и особенно большого количества оттенков синего.

При дворах правителей-гуманистов в Ферраре, Пезаро и Римини Пьеро делла Франческа познакомился с культурой, главным устремлением которой было возрождение античности и использование ее достижений во всех сферах человеческой деятельности, от письма и почерков до изобразительных искусств.

Под влиянием этого увлечения античностью Пьеро стал использовать в своих картинах классические формы, прежде всего в архитектурных фонах.

Несмотря на многочисленные попытки понять методы построения архитектурных и пейзажных фонов у Пьеро делла Франческа, в его картинах не удалось обнаружить последовательного применения геометрического модуля или системы перспективных построений.

Напротив, можно доказать, что Пьеро использовал композиционный принцип, доминировавший во флорентийской живописи середины 1430-х годов: последовательное уменьшение размеров фигур от переднего к дальнему плану; фигуры первого плана определяют также размер колонн изображенных построек.

Античная архитектура у Пьеро совмещает в себе массивность, ясность и благородство форм с изящной легкостью орнамента. Постройки нередко оказываются незаконченными в пределах картинной плоскости, части их как будто отсечены в результате обрамления холста рамой.

На формирование стиля Пьеро делла Франческа зрелого периода оказала влияние классическая скульптура, которую он видел в Риме.

Читайте также:  Описание картины репина "не ждали", 1884

Его единственная засвидетельствованная документами поездка в Рим произошла в сентябре 1458–1459, когда по заказу папы Пия II он расписал фресками две залы в Ватиканском дворце.

Как сообщает Вазари, Пьеро делла Франческа работал и для папы Николая V (1447–1454); должно быть, именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, церковь Сан Франческо). На картине Крещение, написанной, вероятно, ок. 1453, Христос изображен стоящим в синих водах реки, в которых отражаются люди на берегу, – явное подражание фламандским мастерам. Во фреске Битва Константина с Максенцием из церкви Сан Франческо в Ареццо Пьеро делла Франческа повторяет мотив отражения. И здесь, и в Крещении пейзаж образует широкую панораму и построен строго по законам перспективы, формы несколько расплывчаты, как у Мазаччо и Мазолино, и показаны с учетом воздушной перспективы, знание которой он почерпнул из живописи фламандцев.

В 1453 или 1454 Пьеро делла Франческа получил заказ на фрески для церкви Сан Франческо в Ареццо. Это самое знаменитое произведение мастера. Сюжет фресок – история обретения животворящего древа Креста, на котором был распят Христос. Стены расчленены на три регистра. На задней стене изображены два пророка.

В люнете правой стены представлена смерть Адама, над могилой которого вырастает святое дерево. Далее – Царица Савская, пришедшая к Соломону, поклоняется Древу, из которого сделан порог, провидя в нем образ будущего Креста. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием.

Во втором ярусе левой и задней стены представлено обретение Креста императрицей Еленой: ей указывают место, где закопаны кресты, на которых были казнены Христос и два разбойника, и она чудесным образом узнает, на каком из трех крестов был распят Христос.

Сцены этого знаменитого фрескового цикла не составляют строгой хронологической последовательности, а согласуются между собой по смыслу, устанавливая соответствия между различными эпизодами в истории обретения Креста.

Пьеро делла Франческа строит большие композиции, подчеркивая положения и действия персонажей при помощи пространственных интервалов, световых и цветовых акцентов. Пластические формы и пустоты искусно противопоставлены во фресках, расположенных на противоположных стенах.

Контраст иного рода достигается в результате сопоставления двух битв: конной атаки Константина и рукопашной схватки войск Ираклия и Хосрова. В сцене Видение Креста Константину использован эффект ночного освещения.

Возможно, еще до отъезда в Рим в 1458 Пьеро делла Франческа выполнил фреску Воскресение в ратуше Борго-Сан Сеполькро, находящуюся сейчас в городском музее.

В 1469 Пьеро делла Франческа закончил работу над алтарем, созданным им по заказу братства св. Августина в Борго. Алтарь был разделен на части в 17 в., и до настоящего времени сохранились только четыре доски с изображениями святых: св. Августин в Лиссабонском Национальном музее; св.

Михаил в Лондонской Национальной галерее; св. Иоанн Евангелист в Собрании Фрик в Нью-Йорке и св. Николай Толентинский в музее Польди-Пеццоли в Милане. Фигуры объединены клссическим парапетом и пейзажным фоном.

Около 1469 Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). Алтарь имеет готическое обрамление, однако размещение четырех святых вокруг Мадонны на троне более свободное, чем в других композициях этого типа.

По тонкости замысла и красоте колорита это – одно из наиболее удачных произведений художника.

Примерно с середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа работал при дворе Федериго да Монтефельтро – графа, а с 1474 герцога Урбино. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици).

Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). В аллегорических композициях на оборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа.

Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472. Кроме того, Федериго да Монтефельтро заказал Пьеро делла Франческа алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью.

Богоматерь сопровождают святые, столь спокойные и неподвижные, что их фигуры кажутся частью величественных стен, поднимающихся за их спинами.

Последние по времени из сохранившихся работ Пьеро делла Франческа – Мадонна ди Сенигаллиа (1478–1490, Урбино, Национальная галерея), написанная для дочери и зятя Федериго, и плохо сохранившаяся картина Рождество (Лондон, Национальная галерея), написанная мастером, очевидно, ок. 1484 для своей семьи. В последней заметно влияние фламандского искусства, в частности Алтаря Портинари Гуго ван дер Гуса (Флоренция, галерея Уффици), привезенного во Флоренцию в 1483.

В старости Пьеро делла Франческа оставил живопись, по-видимому, из-за ухудшения зрения, и обратился к математике. Наиболее значительный из его математических трактатов, предназначенный для художников и ученых, – О перспективе в живописи (De prospectiva pingendi). Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492.

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».

Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

Литература:

Лазарев В.Н. Пьеро делла Франческа. М., 1966

Анджелини А. Пьеро делла Франческа [Альбом]. М., 1997

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/piero_della.php

Пьеро делла Франческа

Навигация:
Библиотека DJVU
Photogallery
БСЭ

Статистика: Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (р. около 1420, Сан-Сеполькро, Тоскана, — похоронен 12.10.1492, там же), итальянский живописец. В 1439 работал в мастерской Доменико

Пьеро делла Франческа. «Победа Константина над Максенцием». Фрагмент. Фреска из цикла «История животворящего креста», 1452-66, Церковь Сан-Франческо, Ассизи.

Венециано. Испытал влияния Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре (около 1448-50), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466), но преимущественно в Сан-Сеполькро и Урбино. Основные черты искусства Пьеро делла Франческа — величие образов, объёмность форм, прозрачность колорита, последовательно перспективное построение пространства, выступают уже в произведениях 1550-х гг. («Крещение Христа», 1450-55, Национальная галерея, Лондон; «Мадонна делла Мизерикордия», около 1450-62, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро; «Бичевание Христа», около 1455-60). В 1452-66 Пьеро делла Франческа создаёт цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо на тему легенды о «животворящем древе креста». Эти фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов; обобщая объёмы фигур и развёртывая строго ритмизованные композиции параллельно плоскости стены и на фоне гармонически ясных ландшафтов, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветленной торжественности происходящих событий. Присущий этим произведениям дух невозмутимого внутреннего благородства обретает особую возвышенность во фреске «Воскресение Христа» (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). около 1465 Пьеро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой характеристик портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Галерея Уффици, Флоренция): огромную роль в этих произведениях играют насыщенные светом и воздухом панорамные пейзажные фоны. В поздних работах Пьеро делла Франческа («Мадонна со святыми и Федериго да Монтефельтро», около 1472-75, галерея Брера, Милан; «Рождество», около 1475, Национальная галерея, Лондон) светотень становится мягче, всё большее значение в структуре произведений приобретает рассеянный серебристый свет. В последние годы жизни Пьеро делла Франческа написал два научных трактата: «О перспективе в живописи» (последнее изд. — Firenze, 1974) и «Книжицу о пяти правильных телах» (последнее изд. — B «Atti della Realc Accademia dei Lincei. Memoric della classe di scienze morali, storiche e filologiche», serie V, Roma, 1915, v. 14). Первый из них, созданный под влиянием Л. Б. Альберти, даёт математическую детализацию приёмов перспективы; второй содержит указания о практическом решении некоторых проблем стереометрии. Искусство Пьеро делла Франческа заложило основы Возрождения в живописи Средней и Северной Италии (его учеником был Л. Синьорелли, а последователями — Мелоццо да Форли и Ф. Косса), оказало влияние на венецианскую и флорентийскую школы.  

  Лит.: Лазарев В. Н., Пьеро делла Франческа, М., [1966]; LonghiR., Piero della Francesca, 3 ed., Firenze, 1963; Hendy P., Piero della Francesca and the early Renaissance, L., 1968; Clark К., Piero della Francesca, 2 ed., L., 1969.

Пьеро делла Франческа. «Победа Константина над Максенцием». Фрагмент. Фреска из цикла «История животворящего креста», 1452-66, Церковь Сан-Франческо, Ассизи.

Пьеро делла Франческа. «Рождество». Около 1475. Национальная галлерея. Лондон.

Пьеро делла Франческа. «Приезд царицы Савской». Фреска церкви Сан-Франческо в Ареццо. 1452-66. Деталь.

Пьеро делла Франческа. «Мадонна милосердия». Центральная часть полиптиха. 1450-62. Коммунальная пинакотека. Сан-Сеполькро.

Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. 1450-55. Национальная галерея. Лондон.

Пьеро делла Франческа. «Смерть Адама». Фрагмент. Фреска из цикла «История животворящего креста», 1452-66, Церковь Сан-Франческо, Ассизи.

Пьеро делла Франческа. «Бичевание Христа». Около 1455-60.

Пьерло Юбер | Буква «П» | В начало | Буквосочетание «ПЫ» | Пьеро ди Козимо

Статья про слово «Пьеро делла Франческа» в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 2864 раз

Источник: http://bse.sci-lib.com/article094522.html

Ссылка на основную публикацию