Куинджи архип иванович: картины, биография

Архип Куинджи: биография и личная жизнь художника, разбор картин

Слава пришла к Архипу Куинджи не сразу: Айвазовский не брал его в ученики, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели.

Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.

В Москве проходит выставка Куинджи — в Третьяковской галерее можно посмотреть пейзажи одного из самых ярких отечественных художников XIX века. Читайте биографию живописца и готовьтесь к походу в музей.

Непризнанный художник Куинджи

Архип Куинджи родился в 1841 году в Мариуполе в семье сапожника. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом.

Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому. Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето.

Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика — поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского — Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером — сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы — в Таганроге.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

Куинджи — передвижник

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками.

Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал.

В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро».

В эту историю вмешались и другие художники — одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год — полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками — поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии.

Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества.

Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

Затворничество на пике славы

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.

Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.

Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре.

В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».

В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.

Архип Куинджи ушел из жизни в июле 1910 года. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников.

На его могиле на Смоленском православном кладбище установили бронзовый бюст и надгробие по проекту архитектора Алексея Щусева.

В 1952 году прах художника и надгробие перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8240/arkhip-kuindzhi

Архип Ивановчи Куинджи, картины с названиями и биография

Архип Иванович Куинджи (15 (27) января 1841, местечко Карасу (Карасёвка), сейчас — Мариуполь, Украина — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург) — выдающийся русский художник, мастер пейзажа. Известен также благодаря своей благотворительной и преподавательской деятельности.

Учитель Николая Рериха. Создал прецедент, устроив в 1880 году выставку одной картины («Лунная ночь на Днепре») — первую в истории российской живописи.

Особенности творчества художника Архипа Куинджи: Пейзажи Куинджи нередко строились на контрасте света и тени, в первую очередь он считался гениальным колористом.

Известные картины Архипа Куинджи: «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Ночное».

Если бы Архип Куинджи жил в наши времена, его, наверняка, приглашали бы вести мотивационные семинары и читать лекции на тему «Как сделать себя самому». Рано осиротевший сын сапожника, он приехал в Петербург с пустыми карманами и стал к 40 годам миллионером.

Провинциал-самоучка, над чьей техникой рисования потешались столичные снобы, довольно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста. У Куинджи была железная хватка. Если он видел цель, то не останавливался, пока не добивался своего: по выражению Репина, «буравил землю насквозь». Пожалуй, за всю свою жизнь он проиграл лишь одно сражение — с мироустройством.

Безнадежный идеалист Куинджи верил, что мир можно сделать лучше. И не жалел ради этой утопической задачи ни денег, ни времени, ни здоровья.

В последние годы, уже тяжко больной, Куинджи заметно охладел к тому, что принято называть человеческой цивилизацией. Он часто бывал мрачен, впадал в раздражение по пустякам. Этот, некогда несгибаемый человек, уходил разочарованным. Куинджи казалось, что изменить мир ему так и не удалось. А оставлять дела неоконченными он не любил, да и не умел.

Архип Куинджи родился в поселке близ Мариуполя в семье сапожника и хлебопашца Ивана Христофоровича. Его родители умерли, когда Архипу было пять — приглядывали за мальчиком тетка и старший брат. Он рос крепким пареньком. Обыкновенно улыбчивый и добродушный, он делался страшен, если кто-нибудь при нем обижал кошку, щенка или, упаси господь, птицу. В такие моменты коренастого, не по годам мускулистого мальца боялись даже подростки. Позднее Куинджи скажет: «С детства привык, что я сильнее и помогать должен». И всю свою жизнь проживет, не отступая от этого правила.

Пока же Архип учится — сначала в «вольной школе» (где «преподает» малограмотный грек из местных), затем в городской. Юный Куинджи был равнодушен к наукам, зато рисовал, как одержимый.

Первая персональная выставка Куинджи состоялась, когда ему исполнилось 11. Архип работал на строительстве церкви и некоторое время жил на кухне своего нанимателя. Само собой, стены кухни были сплошь расписаны углем. Хозяева не возражали и даже приглашали «на вернисаж» соседей.

Публике также были представлены гроссбухи и книжки по приемке кирпича, изрисованные юным дарованием вдоль и поперек. Особым успехом пользовался портрет местного церковного старосты.

С тех пор все жители поселка (кроме, разумеется, церковного старосты) раскланивались с парнишкой, как со знаменитостью.

В 15 лет Куинджи устроился прислуживать в дом зажиточного хлеботорговца, и тот, заметив его страсть к рисованию, посоветовал ехать в Феодосию к самому Айвазовскому.

Слухи об отзывчивости мэтра оказались преувеличенными: учить Куинджи он отказался. Впрочем, Айвазовский доверил ему покрасить свой забор.

С таким резюме, не сомневался Куинджи, ему одна дорога — в Петербургскую Академию художеств.

Академия не сразу распахнула Архипу Куинджи объятия. Его несколько раз отвергали, однажды — единственного из 30 экзаменовавшихся. В конце концов, за картину «Татарская сакля» ему присвоили звание «неклассного художника», от которого Куинджи отказался, попросив взамен разрешения быть вольнослушателем. Так в 1868 году 28-летний художник, наконец, был зачислен в Академию.

Куинджи бросил учебу, дойдя до натурного класса.

Дело было не во влиянии передвижников, которые в те годы были отчетливой оппозицией «академикам» (к слову, из общества передвижников Куинджи также вышел, продержавшись там пять лет).

И даже не в том, что упрямого свободолюбивого самоучку стесняли какие-либо рамки, будь то замшелая академическая программа или новаторский остросоциальный курс передвижников.

Просто Куинджи рано понял, что творчество — это дорога, в которой ему ни с кем не по пути. Он не был отшельником. Он мог часами ожесточенно спорить с Репиным, Крамским или Васнецовым о задачах искусства, природе гения и прочих туманных материях. Но когда рассеивался табачный и пороховой дым, Куинджи оставался один на один с холстом.

В такие моменты его не интересовали ни советы менторов, ни мнение товарищей, ни реакция публики. Это сознательно выбранное творческое одиночество многие проводили по ведомству причуд, а иногда и принимали за слабость.

Впервые (Куинджи еще был тогда студентом) он исчез «с радаров» примерно на год: не появлялся в Академии, не выставлял своих работ, не принимал участия в дружеских пирушках и дебатах. Однокашники считали, что Архип, не справившись с бедностью, опустил руки, уехал домой. Пока Федор Буров не встретил Куинджи в одном из петербургских фотоателье, где тот подрабатывал ретушером.

Виктор Васнецов тотчас отправился к Куинджи, чтобы уговорить его вернуться, не бросать живопись. Напрасный труд — Куинджи ни на день не прекращал писать. Напротив, вдали от дискуссий и «компетентных мнений» ему работалось наиболее плодотворно.

По-настоящему грандиозный успех пришел к нему в 1880-м: картина «Лунная ночь на Днепре» стала настоящей сенсацией. Беспрецедентную выставку одной картины, устроенную в Обществе поощрения художеств, сопровождал невиданный ажиотаж.

Публика толкалась в километровых очередях, критики захлебывались от восторга. Отныне даже недоброжелателям стало ясно, что как бы наивно ни было рисование Куинджи, как колористу ему нет равных.

Он сделался знаменит в Европе и укрепился в звании главного русского пейзажиста.

А в 1882-м он «исчез» снова — на этот раз, на добрые двадцать лет. На пике славы и формы Архип Куинджи отстранился от светской и общественной жизни, довольствуясь обществом жены и самых близких друзей. И не выставлял своих новых работ до начала XX века.
К 1890-м Куинджи разбогател. Причем основным источником богатства стали не картины (они продавались и продавались неплохо), а довольно рискованные операции с недвижимостью. Архип Куинджи купил, а затем выгодно перепродал несколько доходных домов на Васильевском острове. Кроме того, за 30 тысяч он приобрел в Крыму участок земли, который уже в начале XX века оценивался в миллион.

Обстановка в его жилище осталась столь же скромной, как в студенческие годы. В доме не было прислуги, на обед подавали самую простую и не слишком обильную пищу. Зато с детства усвоенное правило «я сильнее и помогать должен», приобрело новые масштабы. Куинджи буквально раздавал свои деньги направо и налево.

Читайте также:  Натюрморт с музыкальными инструментами, питер клас, 1623

«Ведь вы знаете, что делается? Кругом такая нищета, что не знаешь, кто сыт, кто нет… Идут отовсюду, всем нужно помочь…» — оправдывал он свою «расточительность». Сотнями тысяч он жертвовал на благотворительность, на премии для начинающих художников и устройство вернисажей. Куинджи не был тщеславен и ничего не требовал взамен.

Случалось, услышав в разговоре, что кому-то приходится туго, он смущенно передавал деньги через знакомых со словами: «Я с ним незнаком, мне неловко, так вы… Вы это передайте ему». Впрочем, помогал Куинджи не только бедствующим коллегам — отказа не знали ни окрестные бродяги, ни начинающие изобретатели, ни обычные проходимцы.

Слава о щедрости Архипа Ивановича неслась по всему Петербургу, и очереди из страждущих не было конца. Доходило до того, что жене Куинджи — Вере Леонтьевне — приходилось вести «канцелярию по принятию прошений».

Особой благосклонностью Куинджи пользовались его любимые птицы. Его любовь к ним даже становилась предметом карикатур в прессе, а за Куинджи прочно закрепилось прозвище «птичий доктор».

Он мешками закупал для птиц зерно, часами просиживал на крыше, «разговаривая» с голубями и очень гордился тем, что однажды собственноручно сделал трахеотомию задыхавшейся вороне, которая после операции еще долго и счастливо жила в его доме.

В 1894 году Архип Куинджи вышел из тени в новом амплуа. Вице-президент Академии граф Толстой приглашает его возглавить пейзажную мастерскую. Для Куинджи вернуться в Академию в звании профессора — возможность сломать все те образовательные стереотипы и штампы, против которых он бунтовал еще в передвижнический период. Педагогические методы Куинджи были не новаторскими, а, скорее, революционными. Он опекал своих студентов ревностней, чем голубей и галок. Куинджи-профессор был всегда готов прийти на помощь не только как наставник, но и как друг или даже отец. Его ученик Николай Рерих вспоминал: «Как и в старинной мастерской, где учили действительно жизненному искусству, ученики в мастерской Куинджи знали только своего учителя, знали, что ради искусства он отстоит их на всех путях, знали, что учитель — их ближайший друг, и сами хотели быть его друзьями. Канцелярская сторона не существовала для мастерской. Что было нужно, то и делалось…».

Куинджи возил своих питомцев в музеи Вены, Дрездена, Парижа. Карабкался впереди всех по крымским горам. Если в поездке во время обеда кто-то заказывал дорогое блюдо, Куинджи настаивал на том, чтобы такое же подали каждому (счет он, разумеется, оплачивал из своего кармана). Нужно ли говорить, что в мастерской он был таким же утопистом и демократом?

Студенты боготворили Куинджи, академические результаты его мастерской были завидными.

А в 1897-м посеянные Куинджи ростки свободомыслия привели к закономерному результату: студенческой забастовке и отставке профессора.

Куинджи остался в Совете Академии.

Еще несколько лет он пытался вводить реформы, занимался благотворительностью, учредил Общество художников, которое надеялся превратить в «новую Академию».

Но инцидент 97-го надломил этого железного человека — он все чаще предпочитал компаниям общество птиц, жаловался на боли в сердце. Летом 1910-го Архип Куинджи умер в Петербурге.

По рассказам близких, перед смертью он с несвойственным ему пессимизмом говорил о религии, политических доктринах, «моральном прогрессе человечества». Куинджи казалось, что ему не удалось изменить к лучшему ни искусство, ни Академию, ни, тем более, мир.

В день похорон к многочисленной процессии присоединилось немало нищих, бродяг, оборванцев — тех, кому Куинджи не раз помогал не умереть от голода. Они, наверняка, могли бы поспорить.

Источник: https://artchive.ru/artists/271~Arkhip_Ivanovich_Kuindzhi

Куинджи Архип ИвановичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Куинджи Архип Иванович (Kuinji Arkhip Ivanovich) – известный русский живописец. Родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе.

Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище. С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги.

Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.

На Валааме, 1872
Осенняя распутица, 1872
Ладожское озеро, 1873

Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.

В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге – «Ладожское озеро».

В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году – две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 – знаменитую «Украинскую ночь».

На острове Валааме, 1873
Украинская ночь, 1876
Осень, 1876-1890

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.

В 1878 году Куинджи выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 году Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников.

В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев. В том же году картина была выставлена в Париже.

В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре».

После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

Березовая роща, 1879
Север, 1879
Ночь на Днепре, 1880

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению. «Украинская ночь» знаменует перелом в творчестве Куинджи.

Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство.

Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.

Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.

Вид на Москворецкий мост, Кремль

и храм Василия Блаженного, 1882

Вид на Кремль

со стороны Замоскворечья, 1882

Крым.

Вид на берег и море с гор, 1880-е

Несмотря на то, что с 1882 года Архип Иванович Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.

Крым. Яйла,

1885-1890, Русский музей

Кипарисы на берегу моря,

1887, Русский музей

Эльбрус. Лунная ночь,

1890-1895, Третьяковская галерея

Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью.

Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот.

Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.

Кавказ. Снежные вершины,

1890-1895, Русский музей

Дарьяльское ущелье,

1890-1895, Третьяковская галерея

Зима. Пятна света

на крышах хат, 1890-1895 годы

Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи.

«Ночь на Днепре» находится у великого князя Константина Константиновича , «Березовая роща» и «Степь» – в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Степь», «Чумацкий тракт», «Украинская ночь», «Север», «Березовая роща», «После грозы», «Днепр утром» и «Закат в лесу»; в музее императора Александра III в Петрограде – «Вечер в Малороссии», «Туман на море», «Радуга» и эскизы.

Полдень. Стадо в степи, 1890-1895
Волга, 1890-е
Лесное озеро. Облако, 1891

Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.

В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи; 11 июля 1910 года Архип Иванович Куинджи скончался.
По материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Ночь, 1880-1890, Музей-квартира

Архипа Куинджи, Санкт-Петербург

Туман в горах,

1898-1908, Русский музей

Море. Крым,

1898-1908, Русский музей

Источник: http://smallbay.ru/kuingi.html

Художник Архип Куинджи: биография, творчество, благотворительность :

Обрусевший грек, сын сапожника, который провалился при поступлении в Академию искусств в Петербурге.

Наверно, ему было суждено стать величайшим мастером пейзажной живописи, сквозь полотна которого мы и сегодня восхищенно смотрим на украинскую действительность конца девятнадцатого века и горные пейзажи Кавказа. А.

Куинджи стал очень состоятельным человеком, но продолжал жить скромно, активно поддерживая молодых и бедных художников.

Биография Куинджи – история жизни человека, для которого творчество всегда оставалось на первом месте. В юности он учился у Ивана Айвазовского и даже ненадолго стал отшельником, чтобы полностью отдаваться любимому делу.

Архип Куинджи совершенно по-новому раскрыл возможности пейзажа, открыл множество новых цветовых решений и добился необычайной интенсивности красок. Он стал прекрасным преподавателем и оберегал своих учеников от подражания признанным мастерам.

Куинджи завещал всю свое состояние Обществу художников, которое после смерти основателя стало носить его имя.

Тайна происхождения и рождения Куинджи

Принято считать, что художник родился 27 января (15-го по старому стилю) 1841 года. Но эта дата рождения является очень приблизительной, так как в архивах хранится три паспорта Архипа Куинджи. Согласно одному документу, художник появился на свет в 1841-м, другому – в 1842-м, а в третьем паспорте указан 1843 год рождения.

Неоднозначно все и с фамилией мастера пейзажной живописи. Он был сыном Ивана Еменджи и происходил из семьи обрусевших греков, коих на берегах Азовского моря достаточно. Правда, мальчику, судя по всему, досталась фамилия деда – известного в тех краях ювелира – Кумюджи. Позже фамилию записали в неправильной транскрипции, и сейчас весь мир знает Архипа Куинджи.

Сиротское детство и бедность

Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. Мальчик жил в полнейшей бедности и остался без отца в четыре года, через некоторое время умерла и мать. Архип стал сиротой. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование.

Где-то до десяти лет он посещал греческую школу недалеко от дома, но продолжить учебу не мог – Архипу нужно было работать, чтобы прокормить себя. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству.

Читайте также:  Богоматерь с младенцем, виктор михайлович васнецов

В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. Затем Архип служил богатому зерноторговцу.

Знакомство с Айвазовским и юность

Во время службы хлеботорговцу мальчик начал интересоваться живописью. Он постоянно рисовал: на обрывках бумаги, на земле и заборах, стенах зданий. Зерноторговец (а по другой версии – друг работодателя Архипа) заметил склонность мальчика к живописи и посоветовал ему отправиться в Феодосию, чтобы учиться у Ивана Айвазовского. Подросток послушался совета.

В четырнадцать лет Архип Куинджи отправился в Феодосию из Мариуполя. Он все-таки добрался до места, где жил Айвазовский, однако художник не оценил таланта подростка, доверив ему красить забор и толочь краски.

Небольшую помощь в освоении мастерства оказал Архипу только молодой родственник Айвазовского, который пока только копировал картины известного художника. Архип Куинджи пробыл в Феодосии пару месяцев и отправился домой.

Он был очень расстроен.

Куинджи, биография которого только начиналась, удалось устроиться ретушером у одного из местных фотографов в Мариуполе. Позже он отправился в Одессу и Таганрог. Занимался Архип Куинджи все тем же – ретушировал фотографии. Он подумывал открыть собственное фотоателье, но не смог собрать необходимую сумму.

Провал при поступлении и звание свободного художника

В 23 года юноша решил во что бы то ни стало поступить в Императорскую академию художеств в Петербурге. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения.

Тогда он написал и выставил на академической выставке картину, которая, к сожалению, не дошла до наших дней. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников.

После выставки Совет решил, что Архип Куинджи может стать свободным слушателем Императорской академии искусств, и удостоил юношу звания свободного художника. Позже ему разрешили сдать экзамены по специальным предметам, чтобы претендовать на получение диплома.

Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи.

Увлечение идеями передвижников

В академии художник Куинджи познакомился со многими передвижниками (представителями Товарищества передвижных художников), которые значительно повлияли на его мировоззрение. Он стал общаться с Иванов Репиным и Иваном Крамским, что положило начало более реалистичному восприятию им действительности.

Передвижниками называют объединение мастеров кисти, возникшее в последней трети девятнадцатого века. Такие художники активно противопоставляли себя академической живописи и вдохновлялись идеями народничества – «сближения» интеллигенции с простым народом. Передвижники организовывали передвижные выставки и вели активную просветительскую деятельность.

Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Позже «Чумацкий тракт…» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей.

Картины были написаны в темных тонах, хотя последняя выделялась более яркой цветовой гаммой, что немного снимало ощущение тяжести и уныния. При написании этих полотен художник стремился выразить свои гражданские чувства, был движим социальной идеей.

Полотна имели успех, и Куинджи, поверив в свои силы, вскоре перестал посещать занятия в Императорской академии.

Расцвет творчества Архипа Куинджи

В семидесятые годы художник уже отошел от идей передвижников и начал писать в собственном неповторимом стиле. Своеобразным прорывом в пейзажной живописи стали две его картины.

Куинджи написал «На острове Валааме» и «Ладожское озеро» в 1973 году. Полотна выделялись очень реалистичной передачей природы с нотками романтизма, изящности.

Работа «На острове Валааме» выставлялась в Вене, затем ее приобрел для своей коллекции знаменитый московский меценат П. Третьяков.

А вот со второй картиной Куинджи, которая стала символом расцвета его творчества, все не так однозначно. Художник использовал эффект каменистого дна озера, просвечивающегося через прозрачную воду. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский.

И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Куинджи обвинил друга в плагиате, а петербургские художники разделились на два лагеря – одни поддерживали Судаковского, другие встали на сторону Куинджи.

В итоге победа осталась за последним.

Женитьба и череда творческих успехов

В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Мастер живописи готовился связать себя узами брака с девушкой, которую полюбил еще в подростковом возрасте. Из Франции Куинджи отправился в Мариуполь, где женился на дочери богатого купца – Вере Кетчерджи-Шаповаловой.

Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Он ввел в творчество яркие цвета, начал пользоваться приемом уплощения предметов, чтобы усилить глубину пространства картин, создал оригинальную декоративную систему.

Архип Куинджи стал наслаждаться жизнью и отражать это в своих полотнах, он уже не стремился истолковать все с точки зрения передвижников и отказался от их идей.

Моновыставки и затворничество

После «Украинской ночи» были еще трилогия «Березовая роща», «Север», «После дождя» и «Вечер на Украине», над которой художник трудился практически четверть века.

А вот «Лунную ночь на Днепре» Куинджи удостоил моновыставки. Он задрапировал окна плотной тканью и направил луч света на полотно. Моновыставка вызвала настоящий ажиотаж.

«Лунная ночь на Днепре» для Куинджи стала пиком творческой карьеры.

Правда, краски, которые использовались при создании картины, были очень специфичны. Они начинали разлагаться и темнеть при воздействии солнечного света и воздуха. Впоследствии это сыграло злую шутку.

Картину мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал ее князю Константину. Тот взял полотно в кругосветное путешествие.

Под влиянием морского воздуха и солнечного света краски потемнели, и полотно утратило былое великолепие.

После моновыставки художник «замолчал» на долгие двадцать лет. Архип Куинджи, биография которого недавно сделала резкий поворот, решил уединиться в мастерской и не показывать никому свои шедевры. Скорее всего, он просто устал. Критики считали, что живописец исчерпал себя, но это было не так. Художник продолжал создавать картины, которые потом стали известными.

В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни.

Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников.

В шестьдесят лет живописец Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». О художнике снова заговорили.

Работа профессором-руководителем мастерской

Архип Куинджи работал профессором всего три года, но за это время он успел научить основам живописи многих молодых студентов и даже стал наставником нескольких известных сегодня художников.

Он был великолепным преподавателем. Куинджи ревностно оберегал молодых дарований от подражательства.

Он стремился развить в каждом из студентов самобытность и собственное видение действительности, учил их не оглядываться на идеи других.

На памятной табличке, которая находится при входе в поместье Куинджи в Алупке, даже есть запись о том, что его называли «учителем жизни». Архип Куинджи «воспитал» Н. Рериха – непревзойденного мастера, А. Рылова – певца русской природы, К. Богаевского – певца Крыма и других.

Благотворительность

Куинджи не только писал, но и активно продавал свои полотна коллекционерам и «сильным мира сего». На своем творчестве живописец заработал целое состояние, но продолжал жить скромно, делал значительные пожертвования.

При церкви, в которой когда-то крестили маленького Архипа, во взрослом возрасте он открыл школу.

Куинджи пожертвовал сто тысяч рублей Академии искусств в Петербурге, организовал кассу взаимопомощи для студентов и проспонсировал Общество поощрения художников.

Картины живописца продавались по немыслимо огромным ценам. Один из знаменитых художников, П. Чистяков, даже позволил себе однажды язвительно высказаться на эту тему. Он сказал, что Куинджи – это деньги. Вполне возможно, что коллега «по цеху» был бы не так циничен, если бы знал, куда эти средства расходуются.

Тяжелая болезнь и смерть художника

Почти в семьдесят лет Куинджи заболел воспалением легких. Художник находился в Крыму, затем жена перевезла его в Санкт-Петербург. Но на состоянии здоровья живописца сказалось и больное сердце. Надежда на выздоровление с каждым днем была все меньше и меньше. Архип Куинджи умер 11 (24) июля 1910 года. Похоронен художник на Смоленском православном кладбище.

Память

В память о выдающемся художнике было открыты несколько музеев: Музей Куинджи в Санкт-Петербурге, Мариупольский музей имени А. Куинджи, музей-квартира в Алупке. В честь него называли улицы и проспекты во многих российских городах, устанавливали памятные доски, бюсты. Общество художников, основанное живописцем, до сих пор носит его имя. Живописью Куинджи восхищаются современники.

Источник: https://www.syl.ru/article/341788/hudojnik-arhip-kuindji-biografiya-tvorchestvo-blagotvoritelnost

Художник Куинджи А.И

Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1842 года в Мариуполе. Его отец был бедным сапожником. Родители Куинджи умерли рано, поэтому мальчику приходилось постоянно бороться с бедностью. Он пас гусей, работал у подрядчика, занимавшегося постройкой церкви, у хлеботорговца. Знания приходилось получать урывками. Куинджи брал уроки у учителя-грека, ходил в городское училище.

В 60-е годы Куинджи пытается поступить в Академию художеств в Петербурге. Но первые две попытки оказались неудачными. Только в 1868 году ему удается стать вольнослушателем.

Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Куинджи пытался даже устроиться к известному художнику в ученики.

Впоследствии картины Куинджи приобретали все больше черт реалистической живописи. Важную роль в таких переменах сыграло обучение в Академии, знакомство с И.Е. Репиным, И.Н. Крамским. Примером такой работы стала картина «Осенняя распутица». Однако и эта манера работы позже изменилась. Картина «Украинская ночь» мастерски передает чувственное восприятие летней ночи на юге.

При этом романтической экзотики в картине нет, полотно пронизано жизнерадостным настроением. Эта картина стала первой работой, в которой художник использовал новые выразительные средства: особые ракурсы, цветовые и световые эффекты. Впоследствии эти приемы найдут отражение в работах «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре».

Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща».

Обычный среднерусский пейзаж художнику удается сделать небудничным с помощью оригинальных художественных решений. Картина пронизана ощущением летнего праздника благодаря четкой симметрии, обобщенности форм и ритмическому чередованию темных и светлых зон.

В период 1894-1897 годов Куинджи руководил высшим художественным училищем при Академии Художеств. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.

Постоянные скандалы вокруг полотен Куинджи вынудили его отказаться от выставочной деятельности. Почти тридцать лет художник творил в одиночестве. В 1909 году по инициативе Куинджи было организовано Общество Художников. Этой организации художник завещал свои земли, деньги и картины.

Куинджи умер 11 июля 1910 года в Санкт-Петербурге.

Лучшие картины Куинджи А.И.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/kuindzhi-a-i/

Художник Куинджи Архип Иванович

Художник Архип Иванович Куинджи биография. Художник родился в Украине, в городе Мариуполе в 1842 году, выходец из бедной семьи, отец грек по национальности работал сапожником. В раннем детстве отец скоропостижно умирает, оставив семью в большой бедности и нужде.

Читайте также:  Описание картины "степан разин", суриков, 1906

Чтобы заработать на жизнь пас гусей, подручным помогал при постройке храма, нанимался на работу к хлебную лавку, в свободное время познавал греческую грамоту у местного учителя Грека, в последствии его взяли на обучение в Мариупольское училище.

Тем не менее с мальчика неведомо тянуло к рисованию, приходилось рисовать на разных старых клочках бумаги, как озорник обрисовывал стены и заборы, наподобие современных мальчишек рисующих граффити.

Помогает местным фотографам ретушировать фотографии, этим же он впоследствии подрабатывает и в Одессе и в Санкт Петербурге, несколько лет работает на этом поприще в г. Таганроге.

Самое наверное обидное для для начинающего художника, в Феодосии ему отказывают в приеме в ученики к маринисту Ивану Айвазовскому, тем не менее его берут толочь краски для живописи и на покраску заборов.

Стремление к живописи юного художника, замечает молодой художник А. Феселер, помогая Куинджи в первоосновах живописной грамоты.

Феселер являлся близким родственником Айвазовского, и часто копировал картины у своего знаменитого родственника.

В Феодосии Куинджи пробыл не долго, он снова приезжает в Таганрог. В его голове зарождается план поступления в академию художеств.

Приехав в Петербург с великой надеждой он создает картину (Татарская сакля в Крыму 1868 г.) выставив ее в академической выставке, в результате его принимают в академию художеств, правда с 3-й попытки.

Во время учебы в академии он много познает полезного для себя, развивая в себе живописца.

В 1872 году он пишет картину назвав ее Осенняя распутица, за это произведение ему присваивают звание классного художника.

Окрыленный таким успехом к 1873 году он создает несколько работ: (Ладожское озеро), за границей на выставке в Вене, демонстрируется его картина (На острове Валааме), картину (Снег), полотно демонстрируется в обществе поощрения художеств и получает положительные отзывы.Эту же картину Куинджи также выставляет в Лондоне на международной выставке, где его заслуженно награждают бронзовой медалью.

В 1874 году Архип Куинджи написал очередное живописное произведение и назвал ее (Забытая деревня), в картине раскрывает зрителю печальное зрелище, котором художник описал бедность и убогость русской деревни, работа выставляется на передвижной выставке.

Далее в 1875 и 1876 годах он создает несколько работ: (Чумацкий тракт в Мариуполе), картину (Степи) и свою знаменитую работу Украинская ночь.

Наконец Архип Куинджи решается официально вступить в ряды художников передвижников, и став полноправным членом данной организации в 1878 году написал 2 картины (Вечер на Украине) и (Лес).

В 1879 художник по разным причинам оставляет членство передвижников и создает еще 3 полотна знаменитую (Березовую рощу), картины (Север) и (После дождя).

В 1880 году он с успехом демонстрирует в обществе поощрения художников очередную свою первоклассную работу (Лунная ночь на Днепре) В 1881 году с огромным успехом демонстрируется его картина (Березовая роща) В 1882 году Художник Куинджи устраивает свою последнюю выставку с тремя работами (Березовая роща, Днепр утром, и картина Ночью на Днепре)

В последствии биографии Архипа Куинджи он преподавал в художественном училище и имел звание профессора 1894-97 годы

В 1910 году . 24 июля художник Куинджи умер, но художник оставил для своих потомков великое наследие неподражаемые картины-пейзажи

Источник: http://www.art-portrets.ru/hudozhnik_kuindzhi.html

Куинджи Архип Иванович

(1842-1910) русский художник

Архип Куинджи был истинным самородком. Его биография бедна внешними событиями, но удивительна и необычна, как его картины. Родился он в 1842 году на окраине Мариуполя в семье бедного сапожника-грека. Фамилию «Куинджи» Архип Иванович получил по прозвищу деда. По-татарски это слово означало «золотых дел мастер».

Будущий художник рано осиротел. Жил он у родственников, помогал им по хозяйству. Начальную грамоту Архип узнал от учителя-грека, а затем немного поучился в городской школе — вот и все образование, которое он получил в детстве. А дальше — работа у чужих людей: он служил у подрядчика по приемке кирпича, был домашним слугой у мариупольского хлеботорговца, работал ретушером у фотографа.

Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Но одна привязанность оставалась у него неизменной, целиком овладевшей им, — это страсть к рисованию.

Он много рисовал, когда учился в городской школе, рисовал в приходных книгах у подрядчика, рисовал на чем придется — на обрывках бумаги, на стенах — карандашом, печным углем, мелом — всем чем попало, лишь бы рисовать.

И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Родные, знакомые, хозяева, у которых он работал, знали об этом увлечении и хвалили рисунки мальчика.

Страсть к рисованию привела Куинджи в Феодосию, к Айвазовскому. У знаменитого художника-мариниста он пробыл несколько месяцев.

Мечтающий поступить в Академию художеств и приобщиться к большому искусству юноша отправился наконец в Петербург. Он прибыл туда в начале 60-х годов.

В столице молодой Куинджи с головой окунулся в атмосферу художественной жизни. Его интересовало все, что касалось Академии. Все в этом городе говорило об искусстве.

В 1868 году он показал на академической выставке картину «Татарская сакля» и получил за нее звание неклассного художника. В этом же году Академия приняла его вольнослушателем. Молодой живописец переступил порог храма искусства. Это было его первое завоевание.

Вслед за первой картиной последовали и другие, в которых чувствуется влияние Айвазовского. Начинающему художнику трудно было преодолеть свое восхищение знаменитым пейзажистом.

Он еще не нашел себя, хотя уже в его первых картинах начинает пробиваться индивидуальность.

Игра лунного света, феерия солнечного заката, яркие, необычные состояния природы, появившись в его пейзажах на пороге самостоятельного творчества, станут любимыми мотивами художника.

В Академии Куинджи подружился с И.Репиным, В.Васнецовым и вошел в их кружок. Через них он познакомился с Крамским, идеологом передовых русских художников. Молодежь любила Крамского, прислушивалась к нему. Куинджи был привязан к своим академическим друзьям и тоже искренне уважал Крамского.

В 1872 году на академической выставке появилась картина Куинджи «Осенняя распутица». Это правдивая, из жизни выхваченная картина.

Художник заставляет зрителя задуматься и почувствовать под кажущимися на первый взгляд обыденными явлениями глубокий жизненный смысл. Скупыми композиционными и живописными средствами он достигает большой образной выразительности.

Об этой картине писали в прессе, что она самобытна и что художник хорошо почувствовал северную природу.

Куинджи много и упорно работает. Его учителем становится природа. Все лето 1872 года он проводит на Ладожском озере, на острове Валааме, внимательно наблюдает, изучает, штудирует натуру, увлеченно пишет этюды. Два последующих значительных полотна — «Ладожское озеро» и «На острове Валааме» — были результатом напряженной летней работы на острове.

В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.

Вступление это было вполне закономерным: оно отвечало взглядам художника на задачи искусства. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила…

» Куинджи переживает творческий подъем. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Как художник-реалист, он ищет в природе такие мотивы и образы, которые наиболее полно выразили бы его замысел, не теряя своей жизненной правды.

И неслучайно, что П.Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи.

Постепенно Куинджи становится вполне сложившимся художником, с твердо установившимися взглядами, хорошо знающим искусство не только своей страны, но и европейских государств.

Не имея систематического образования, он стремился пополнить свои знания самостоятельно: два раза побывал за границей, где жадно знакомился с искусством Англии, Франции, Бельгии, Германии.

За рубежом Куинджи держался независимо, высказывал свои взгляды на современное ему французское искусство прямо, резко и открыто.

Зрители ждали новых работ художника, искали их в выставочных залах, подолгу простаивали перед ними. В начале 1880 года в Петербурге открылась необычная выставка — выставка одной-единственной картины.

Удивительным было и стечение публики у здания Общества поощрения художеств, где экспонировалась картина. Публика толпилась у дверей, плотно заполняла лестницу, ведущую в выставочный зал.

Еще задолго до открытия выставки в газетах появились восторженные отклики о картине Куинджи «Ночь на Днепре».

Петербург жил открытием выставки. Поэт Я. Полонский писал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками, выносили такое невероятное впечатление…

Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь?» По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины.

Вторая самостоятельная выставка Куинджи в 1882 году была последней. Больше художник своих картин не выставлял. Он умолк и расстался с публикой. Наступили годы молчания. Куинджи прекратил выставляться в расцвете творческих сил, когда ему было сорок лет. Интенсивный творческий период у него продолжался всего десять лет — от картины «На острове Валааме» и до «Днепра утром».

Безусловно, Куинджи, картины которого приобрели широкую популярность, придавал значение состоянию «своего голоса». Писать хуже он не хотел. Он сознавал свою ответственность как художника перед обществом. Кроме того, став состоятельным человеком, он стал независимым и мог подолгу работать над картинами.

В начале 1900-х годов художник был почти готов к тому, чтобы снова показать некоторые свои новые картины широкой публике. По сравнению с десятилетием активного участия в выставках за тридцать лет молчания Куинджи создал сравнительно немного. Не все из его работ были равнозначны и по своим художественным качествам. В конце концов художник и не выставил свои картины.

В то же время Архип Иванович Куинджи активно преподавал в Академии, передавая свой богатый опыт молодым художникам.

Его замечания и советы ученикам, когда они работали над самостоятельными композициями, всегда были кстати.

Они как бы облегчали рождение того, что уже было в сознании молодого художника, но не находило правильного решения. Большое значение Куинджи придавал своим беседам с учениками после занятий.

Живописец решил употребить свой значительный капитал на благо русского общества, на помощь художникам. В феврале 1910 года состоялось открытие Общества имени А.И.Куинджи. По составленному художником завещанию все картины, находившиеся в мастерской, и все его денежные сбережения становились собственностью Общества. Ему же он передал и поместье в Крыму.

11 июля 1910 года Архип Иванович Куинджи умер. Проводить в последний путь знаменитого художника пришли его коллеги и многие из тех, кому он когда-либо помог. Заветы Куинджи, первого русского импрессиониста, поэтический дух его творчества продолжают жить в работах его учеников. Незримыми нитями они протянулись и в творчество современных художников.

Источник: http://biografiivsem.ru/kuindzhi-arhip-ivanovich

Ссылка на основную публикацию