Кустодиев: картины, биография. работы бориса михайловича кустодиева

Художник Борис Кустодиев: биография, творчество. Борис Михайлович Кустодиев :

Борис Михайлович Кустодиев за свою жизнь написал огромное множество картин. Многие из них полны ярких красок, солнца, веселья.

А ведь не многие знают, что большую часть своей жизни он провел в инвалидном кресле. Несмотря на все тяготы и невзгоды, которые ему довелось пережить, его творчество поражает своей жизнерадостностью.

Биография великого художника, а также интересные факты предлагаются вашему вниманию.

Талантливый ученик

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается одним из известных художников прошлого столетия. Он был учеником великого Ильи Ефимовича Репина.

Борис Михайлович не только унаследовал стиль своего учителя, но и внес в него нечто особенное. Задатки творческой натуры были заложены в нем еще в раннем детстве.

Давайте поближе познакомимся с судьбой этого удивительно талантливого и мужественного человека.

Борис Кустодиев: биография

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.

Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.

Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии.

Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.

Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова — талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств.

Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию.

Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.

Плодотворное время

Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Вместе с семьей отправляется в Париж. К этому времени у них уже родился сын.

Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.

В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.

Интересные факты

Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:

  1. Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
  2. Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
  3. Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
  4. Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
  5. Он был прекрасным фотографом.
  6. Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
  7. Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
  8. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.

Борис Кустодиев: творчество

Его самыми первыми картинами были портреты. Именно с них он начал свой творческий путь. Но особенность данного художника в том, что он не просто рисовал лица окружающих людей. Он раскрывал индивидуальность человеческой души через окружающий мир. Так были созданы самые яркие портреты: Шаляпина, Рериха и другие.

Позже творчество художника переключается на изображение жизни народа и быта русского купечества. Каждая деталь — на своем месте и несет определенную смысловую нагрузку. Его картины всегда полны жизни и красок. Кустодиеву нравилось воплощать в своих творениях окружающий его мир.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

«Лошади во время грозы»

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы — гроза — запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

«Русская Венера»

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем.

Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы.

Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

Семейное счастье

Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой.

Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом.

Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.

В браке у них родилось трое детей. Самого первого — Кирилла — можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.

Страшная болезнь

В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания — опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль.

Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног.

Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки.

Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа.

Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью.

Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.

Последние годы жизни

Несмотря на болезнь и дикую боль, которую он постоянно испытывал, художник до конца своей жизни писал картины. Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. Он не изменил своему стилю написания, и даже последние его работы пронизаны светом, добром и счастьем.

Отзывы поклонников

Все любители творчества Бориса Кустодиева отмечают в его картинах не только сильное жизнелюбие и энергию, но и трепетную любовь к русскому народу и его быту. Творения художника отличаются особой выразительностью, яркостью, насыщенностью красок. Важное место занимают портреты, которые до сих пор считаются одними из самых гениальных произведений Бориса Кустодиева.

Он прожил короткую, но удивительно яркую жизнь, в которой было много любви и света. Замечательно, что остались его картины, которые можно рассматривать целыми часами, любуясь талантом великого мастера.

Источник: https://www.syl.ru/article/328171/hudojnik-boris-kustodiev-biografiya-tvorchestvo-boris-mihaylovich-kustodiev

Борис Кустодиев: биография, картины, разбор картин, личная жизнь художника

Борису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель, и начал искать собственное творческое направление.

На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний — от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни.

Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины.

Детство в Астрахани

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.

Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно.

Мать нашла деньги, чтобы Борис смог брать уроки у известного в Астрахани художника Петра Власова. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни.

Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

В письме сестре Борис писал:

Подающий надежды студент

Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Тогда Кустодиев поехал в Петербург, где подал документы в Высшее художественное училище при Академии художеств.

В училище Кустодиев много работал, писал с натуры, особенно увлекался портретами. Илья Репин, учитель Бориса, которым тот восхищался с детства, писал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…»

В 1901 году Репин привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна.

Летом 1900 года Кустодиев отправился в Костромскую губернию на этюды. Во время поездки художник познакомился с Юлией Прошенской, с которой обвенчался спустя три года. А в ноябре 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился вместе с женой и трехмесячной дочерью в пенсионерскую поездку: сначала во Францию, потом в Испанию.

Поиск собственного пути

Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте.

Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые.

За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют».

В 1904 году Кустодиев стал учредителем Нового общества художников. В 1905-м — начал увлекаться графикой, работал карикатуристом в журналах «Жупел», «Адская почта», «Искры». Проиллюстрировал «Шинель» Николая Гоголя, изданную в 1905 году. В это же время Кустодиев начал работать в Мариинском театре помощником декоратора Головина.

Читайте также:  Новая выставка художников послевоенного времени в русском музее » музеи мира и картины известных художников

В 1909 году Кустодиев получил звание Академика живописи. Его кандидатуру на Собрании Академии художеств представили Илья Репин, Архип Куинджи и Василий Матэ. В этот период Кустодиев активно работал над картинами, посвященными русской провинциальной жизни, — написал серию «Ярмарки», картину «Деревенский праздник».

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

В том же, 1911 году у Кустодиева случился острый приступ боли в руке: она долгое время беспокоила художника, но врачи были бессильны. Когда приступы стали невыносимыми, он отправился на лечение в Швейцарию, где провел год в клинике доктора Ролье. А после операции у немецкого профессора Германа Оппенгейма Кустодиевы вернулись в Россию.

Художник много работал — писал портреты, жанровые зарисовки деревенской жизни. «Купчихи», «Красавица», «Купчиха», «Девушка на Волге» — эксперименты Кустодиева, его попытка создать новый стиль в живописи в Петербурге отклика не нашли. Газеты писали:

Зато в театре Кустодиева ценили — у него было множество заказов. В 1914 году он создал уже не только декорации, но и эскизы костюмов для «Смерти Пазухина» в МХТ.

Оформил пьесы Островского — «Свои люди — сочтемся», «Волки и овцы», «Гроза». Декорации давались Кустодиеву легко, и работал он быстро.

Художник был хорошо знаком с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, написал много портретов актеров МХТ — Николая Александрова, Ивана Москвина и других.

Операция и революция

В 1916 году боли в руке вернулись, но в Германию к профессору Оппенгейму было уже не попасть: шла Первая мировая война. Кустодиеву предстояла тяжелейшая операция в Петербурге: врачи пришли к выводу, что нужно делать выбор — бороться за сохранность подвижности или только рук, или только ног. Тяжелейшее решение пришлось принять жене художника.

Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».

В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи абсолютно здоровым. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина.

Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».

Он по-прежнему занимался оформлением книг, начал рисовать плакаты, календари. Иллюстрировал и «Сказки Пушкина», и сборники в духе «Ленин и юные ленинцы». Рисовал эскизы для оформления революционных праздников и манифестаций.

Продолжал сотрудничать с театрами: в 1918–1920 годах Кустодиев создал декорации к операм «Царская невеста» для Большого оперного театра Народного дома, «Снегурочка» для Большого театра, «Вражья сила» для Мариинского театра и др.

В 1925 году во МХАТе поставили «Блоху» Евгения Замятина, декорации к которой рисовал Кустодиев. Режиссер Алексей Дикий вспоминал:

Русская Венера

За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Врачи разрешали ему работать всего несколько часов, так что на «Венеру» у художника ушел почти год.

В феврале 1927 года Кустодиев обратился в Народный комитет просвещения с просьбой дать ему разрешение на выезд в Германию на лечение.

В марте разрешение было получено, как и государственная субсидия на поездку. Но уехать Кустодиев не успел: загранпаспорт был готов через 10 дней после его смерти.

Художник умер 26 мая 1927 года в Ленинграде и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8241/boris-kustodiev

Художник Борис Кустодиев. Биография, картины Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев [23.2(7.3).1878, Астрахань, — 26.5.1927, Ленинград], — известный русский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896—1903) у Ильи Репина.

Борис Кустодиев — член Союза русских художников (с 1907года ), «Мира искусства» (с 1911года ), АХРР (с 1923 года).

С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Ярмарки», «Масленицы», «Балаганы», «Деревенские праздники» ); для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой «модерна» линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, Кустодиев превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей — в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически («Купчихи», темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; «Красавица», 1915, Третьяковская галерея; «Купчиха за чаем», 1918, Русский музей).

С начала 1900-х гг. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем.

Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада («Утро», 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба — Русский музей). Много работая для театра, Кустодиев переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения.

Биография Кустодиева

Яркое и самобытное творчество Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков.

Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С.

Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903). В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем.

Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.).

Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922).

В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами.

Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды.

Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917).

Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий. В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве».

Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы».

В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом». Большой интерес вызывают и графические работы Бориса Кустодиева. Свою деятельность в качестве художника-иллюстратора Кустодиев начал еще в ранний период творчества.

В 1905 году он успешно выступал на страницах сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта» (шаржи на графа Игнатьева, Горемыкина, Победоносцева). Рисунки, помещенные в этих журналах, а также лист «Демонстрация. 1905 год» говорят о том, на чьей стороне были симпатии художника. После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923). В последние годы жизни Кустодиев иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным». Борис Кустодиев создал также ряд великолепных декораций к пьесам А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, к операм русских композиторов. Но наибольшего успеха достиг он в декорациях к пьесе Е. Замятина «Блоха». Красочность, метко найденные детали, сочный юмор, соответствующий содержанию пьесы, связь с народным лубком — характерные черты этих декораций.

https://www.youtube.com/watch?v=J3sJpP8Nb3g

Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.

Картины Кустодиева

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/893-kustodiev.html

Кустодиев Борис Михайлович (1878 — 1927)

Этого художника высоко ценили современники — Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, — широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.

Он родился и вырос в Астрахани, городе, расположенном между Европой и Азией. Пестрый мир так и ломился в его глаза всем своим разнообразием и богатством.

Зазывали к себе вывески лавок, манил гостиный двор; привлекали волжские ярмарки, шумные базары, городские сады и тихие улочки; красочные церкви, яркая, сверкающая разноцветием церковная утварь; народные обычаи и праздники — все это навсегда оставило свой отпечаток в его эмоциональной, восприимчивой душе.

Художник любил Россию — и спокойную, и яркую, и ленивую, и неугомонную, и все свое творчество, всю свою жизнь посвятил ей, России.

Родился Борис в семье преподавателя. Несмотря на то, что Кустодиевым не раз приходилось «круто в финансовом отношении», обстановка дома была полна уюта, и даже некоторого изящества. Часто звучала музыка. Мать играла на рояле, а вместе с няней любила петь. Часто пели русские народные песни. Любовь ко всему народному воспитывалась у Кустодиева с детства.

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.

Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Власов многому научил будущего художника, и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.

Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства.

К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой, и сиделкой).

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

Читайте также:  Портрет молодого человека, альбрехт дюрер, 1521

Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).

Летом 1904 года Кустодиевы вернулись в Россию, поселились в Костромской губернии, где купили клочок земли и построили свой дом, который назвали «Терем».

Как человек Кустодиев был привлекателен, но сложен, загадочен и противоречив. Он воссоединил в искусстве общее и частное, вечное и мгновенное; он мастер психологического портрета и автор монументальных, символических полотен. Его влекло уходящее прошлое, и вместе с тем он живо откликался на события сегодняшнего дня: мировая война, народные волнения, две революции…

Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.

Кустодиев — верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения.

Он любил изображать колоритные сцены из жизни купечества, мещанства, из народной жизни. С большой любовью писал купчих, народные праздники, гулянья, русскую природу.

За «лубочность» его картин многие на выставках ругали художника, а потом долго не могли отойти от его полотен, тихо восхищаясь.

Кустодиев принимал активное участие в объединении «Мир искусства», выставлял свои картины в выставках объединения.

На 33-м году жизни на Кустодиева обрушилась тяжелая болезнь, она сковала его, лишила возможность ходить. Перенеся две операции, художник до конца жизни был прикован к коляске. Очень болели руки. Но Кустодиев был человеком высокого духа и болезнь не заставила отказаться от любимого дела. Кустодиев продолжал писать. Более того, это был период наивысшего расцвета его творчества.

В начале мая 1927 года ветреным днем Кустодиев простудился и заболел воспалением легких. А 26 мая он тихо угас. Жена его пережила на 15 лет и умерла в Ленинграде, в блокаду.

Источник: http://cvetamira.ru/kustodiev-boris-mihaylovich-1878-1927

Борис Михайлович Кустодиев: картины, биография художника, фото

Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — художник, запечатлевший на своих ярких и жизнерадостных полотнах сцены русских будней и праздников.

Особенности творчества художника Бориса Кустодиева: любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж, интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену; не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности; с большой симпатией писал жизнь провинции.

Известные картины Бориса Кустодиева: «Масленица», «Купчиха за чаем», «Русская Венера», «Вербный торг у Спасских ворот», «Портрет Фёдора Шаляпина».

Судьба не была излишне благосклонна к художнику Борису Кустодиеву. Он пережил по-настоящему голодные смутные дни — две революции, гражданскую войну. Ему довелось хоронить годовалого сына.

Сам Кустодиев долго и тяжело болел, в последние годы он практически утратил способность ходить.

Его не всегда понимали и не всегда принимали, случалось, критики называли картины Бориса Кустодиева «малограмотными лубками».

Но даже в самые беспросветные времена полотна Кустодиева лучились здоровьем, радостью и любовью к жизни. Сахарные сугробы и плавящиеся под солнцем купола. Полыхающие арбузы и красавицы, не уступающие арбузам ни интенсивностью румянца, ни гладкой округлостью форм. Все то, что историк искусства Александр Бенуа назвал однажды «варварской дракой красок», — этот праздник был с ним всегда.

Когда Борису Кустодиеву было одиннадцать, старшая сестра — Катерина — взяла его на выставку передвижников. Картины Васнецова, Серова, Поленова и Шишкина оглушили юношу — ничего подобного ему прежде видеть не приходилось. Именно тогда Кустодиев твердо решил, что станет художником.

Впрочем, для начала ему пришлось окончить духовное училище, а затем поступить в Астраханскую духовную семинарию — мать Екатерина Прохоровна рассчитывала, что Борис продолжит семейную династию и станет священником вслед за покойным отцом и многочисленными дядьями.

Первым учителем Кустодиева был выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Павел Власов.

Этот громогласный, героических пропорций человек, организовал в Астрахани Кружок любителей живописи и рисования, где Кустодиев учился азам ремесла. Власов оказался проницательным педагогом.

Именно он помог Кустодиеву поверить в свои силы и (что, пожалуй, важнее) убедил его мать в том, что юноше необходимо продолжить учиться в столице.

В Московское училище живописи Борис Кустодиев не прошел по возрасту — ему к тому времени уже исполнилось 18. Впрочем, его приняли в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он учился в мастерской самого Репина.

В те годы в преподавании в Академии наметился определенный застой. Борис Кустодиев вспоминал, что менторы нередко ограничивались рекомендациями вроде «тут надобно позолотистее», а один из них пользовался определением «чемоданисто!» — студентам так и не удалось понять, было это похвалой или претензией.

Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать!». И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Под его началом Борис Кустодиев быстро растет — в первую очередь, как портретист.

Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» — эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей.

Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами».

В 1901-м портрет Ивана Билибина кисти Бориса Михайловича Кустодиева удостаивается малой золотой медали на Международной выставке в Мюнхене.

Илья Репин, получивший заказ на эпическое полотно «Торжественное заседание Государственного совета», привлекает к работе двух своих лучших учеников — Кустодиева и Ивана Куликова.

Позднее в письме Корнею Чуковскому Репин напишет: «Куликов и Кустодиев — выросли на этой картине — сразу — в больших мастеров».

Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней.

Он так же по-прежнему холоден, неприветлив, у него все такая же вылизанная физиономия чиновника, та же манера держаться по-солдатски, по швам.

Сегодня пошел было погулять на острова, подальше за окраины… и раскаялся: фабрики, трубы, черные заборы, трактиры, и все покрыто снегом, все мертво, деревья какой-то черной стеной стоят, скучные, голые: просто одурь взяла…».

Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Во время одного из таких «побегов» — в поместье Высоково в Костромской губернии — он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.

Здесь, в усадьбе, которую в семье Кустодиевых называли «теремом», художник чувствует, что он дома. Впрочем, дома ему удается побыть нечасто: Кустодиев, безоглядно преданный российской глубинке, тем не менее, хочет посмотреть мир и показать миру себя.

В 1902 году Борис Михайлович Кустодиев написал картину «Базар в деревне» (она не сохранилась), за которую получил золотую медаль Академии с правом годичной «пенсионерской» поездки за границу, и некоторое время спустя отправился с семьей во Францию.

Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3,5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг.

Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Искусствоведы отмечают, что в парижский период палитра картин художника Кустодиева заметно светлеет. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства.

С одной стороны Прадо: Веласкес, Гойя, Мурильо, чьи полотна произвели на Кустодиева неизгладимое впечатление.

С другой — бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью — ужасно и безжалостно!») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности!»).

По возвращению домой, Борис Михайлович плодотворно работает в «тереме», упиваясь красотой родных мест. Дела идут хорошо: картины художника Кустодиева охотно покупают музеи, о нем благожелательно пишут в иностранной прессе. Над Петербургом, тем временем, сгущаются тучи: страну охватывает революционная лихорадка.

Из-за волнений в студенческой среде Академия художеств была закрыта — занятия в ней возобновились только в 1906-м году. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения.

Но антиправительственным настроениям, завладевшим рабочими, студенчеством и радикально настроенной интеллигенцией, он определенно сочувствовал. Когда старый приятель — Иван Билибин — предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом.

Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован.

Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». «Адскую почту» постигла участь «Жупела»: тираж был конфискован, а журнал закрыт.

Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости»: слишком уж очевиден и ценен был его талант. В том же 1906-м Борис Михайлович получил госзаказ: к 100-летию Финляндского полка художнику было поручено написать портреты его основателя Александра I, а также Николая II.

И, кроме того, картину, изображающую сцену первого представления полку их шефа, цесаревича Алексея. Художник сомневался недолго: речь шла о славе русского оружия, к тому же тот, кто пишет государя и членов царской семьи, всегда востребован именитыми заказчиками.

Так, начав год с провокационных карикатур, Кустодиев окончил его в статусе придворного портретиста.

Разумеется, Борису Михайловичу Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с восхищением критиков и признанием публики. Как водится, одни критиковали его ровно за то, за что другие превозносили. Но ни яростная критика, ни геополитические катаклизмы, ни тяжелый недуг не могли умерить творческой жажды Кустодиева.

Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует.

С тех пор, как врачи диагностировали у Кустодиева опухоль в спинномозговом канале, операции следовали одна за другой, но приносили лишь временное облегчение. В ходе одной из них стало ясно, что придется перерезать нервы и выбирать, что сохранить — подвижность ног или рук.

Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки! Художник — без рук! Он жить не сможет».

Борис Михайлович не сдался и будучи прикованным к инвалидному креслу. Более того, в этот период он создал едва ли не самые свои светлые и жизнеутверждающие картины (1, 2, 3).

Он до последнего сохранял мужество, любовь к жизни, чувство юмора. Когда навещавшие его друзья тактично намекали, что ему пора отдохнуть, он уговаривал их не расходиться так рано.

А когда те все же везли его в кресле в спальню, шутил: «Не расшибите, я же стеклянный!».

В 1927 году советское правительство выделило деньги на лечение художника в Германии, но Кустодиев не дожил до поездки считанных дней. По словам его дочери Ирины, перед смертью этот наотрез отказывавшийся стареть человек читал «Портрет Дориана Грея».

Источник: https://artchive.ru/artists/1059~Boris_Mikhajlovich_Kustodiev

Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris Mikhailovich), русский художник, выдающийся мастер жанровых сцен русского быта. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. В возрасте пятнадцати лет он стал брать уроки живописи у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.

Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев отправился в Петербург и поступил в Академию художеств.

Художник Иван Яковлевич Билибин, 1901, Русский музей, Санкт-Петербург
Юлия Евстафьевна Кустодиева, урожденная Прошинская, жена художника, 1903, Русский музей
Утро (Юлия Кустодиева с сыном Кириллом), 1904, Русский музей

Занимаясь в мастерской Ильи Ефимовича Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).

Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (Портрет Ивана Билибина был отмечен золотой медалью II класса на международной выставке в Мюнхене в 1901 году).

Ярмарка, 1906,

Третьяковская галерея

На террасе, 1906,

Нижегородский художественный музей

Земская школа

на Московской Руси, 1907

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»).

Гулянье на Волге, 1909,

Костромской художественный музей

Ренэ Ивановна Нотгафт,

1914, Русский Музей

Красавица (актриса МХТ Фаина Шевченко), 1915, Третьяковская галерея

Эти серии и близкие им полотна (портрет Федора Ивановича Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В 1909 году у Бориса Кустодиева появились первые признаки тяжелой болезни.

Читайте также:  Портрет актрисы жанны самари, ренуар, 1877

Несколько операций, проведенных с целью излечить заболевание спинного мозга, принесли лишь временные облечения.

В 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, однако Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.

Лежащая натурщица,

1915, Музей-квартира Бродского

Крестный ход, 1915,

Чувашский художественный музей

Масленица,

1916, Русский музей

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И.

Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.

Прах художника покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Сенокос, 1917,

Третьяковская галерея

Вербный торг у Спасских ворот, 1917, Нижегородский художественный музейБалаганы, 1917,

Государственный Русский музей

Графиня Грабовская,

1917, частное собрание

Купчиха за чаем (Галина Адеркас),

1918, Русский Музей

Купчиха с зеркалом,

1919, Русский музей

Зима Масленичное катание,

1919, Музей-квартира Бродского

Лыжники, 1919,

частное собрание

Провинция, 1919,

Музей искусств Республики Казахстан

Зима. Масленица,

1920, Фонд-коллеция АН РФ

Троицын день, 1920,

Саратовский художественный музей

Купчиха с покупками,

1920, Национальный музей Беларуси

Голубой домик,

1920, Музей-заповедник «Петергоф»

Весна, 1921

частное собрание

Федор Шаляпин,

1922, Русский музей

Купанье,

1921, частное собрание

Купальщица,

1921, Русский музей

На Волге,

1922, Фонд-коллеция АН РФ

Актриса Татьяна Чижова,

1924, Ивановское объединение музеев

Крещенское водосвятие,

1921, частное собрание

Русская Венера, 1925-1926,

Нижегородский художественный музей

Источник: http://smallbay.ru/kustodiev.html

Кустодиев Борис

Кустодиев не случайно выбрал темой для своего произведения один из самых значимых для народа ритуалов. Неповторимый замысел художника состоял в том, чтобы показать притягательные для него стороны общенародного уклада жизни, частью которого […]

Кустодиев, сумевший сочетать в своей работе классические традиции с национальным идеалом народного искусства, не отказывался и от новшеств, созданных модерном и импрессионизмом. Полотно наполнено яркими световыми контрастами и изысканностью декоративной стилизации внешней […]

Картина «Троицын день» воссоздала широкий дух народных гуляний. Всем известна глубокая вера и уважение традиций со стороны русского народа, а Троица – один из главных христианских торжеств. В своей работе Кустодиев любовно […]

Живописное полотно «Купальщицы» Бориса Кустодиева, хранящееся ныне в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь, написано в 1917 году. К этому времени художник страдал от неизлечимой болезни — опухоли спинного мозга, — […]

Борис Михайлович Кустодиев появился на свет в 1878 году в семье астраханского гимназического преподавателя. В возрасте пятнадцати лет художник начал активно осваивать таинство рисунка у русского живописца Павла Власова. Затем Борис поступил […]

В последнюю неделю февраля на Руси традиционно отмечают Масленицу. В масленичных гуляниях принимают участие все от мала до велика. Широкая Масленица – праздник народный, отмечают его красочно и разгульно с песнями, хороводами, […]

Природа и культура России были идейными вдохновителями для множества творцов. В их числе и знаменитый художник Борис Кустодиев. Мастер восторгался суровой зимой и праздничными обрядами простого люда. Один из солнечных дней он […]

1915 год – то время, когда Борис Михайловч Кустоиедиев активно пребывал в Москве, изучая весь ее колорит и закулисье парадной жизни. Там же художник познакомился с таким особым, пропитанным духом Москвы местом, […]

Картина, созданная Борисом Михайловичем Кустодеевым в 1920, на сегодняшний день хранится в Национальном художественном музее республики Беларусь. «Купчиха с покупками» – яркое живописное полотно, иллюстрирующее народный быт, его сказочную сторону. Рослая, пышная […]

Борис Кустодиев – русский Рубенс своего времени. В своих работах художник воспевал женскую красоту во всех её проявлениях. Изображения Б. Кустодиев запечатлели пышнотелых купчих, обнаженных русских красавиц. Многие критиковали его произведения, тем […]

Источник: http://opisanie-kartin.com/kustodiev-boris/

Борис Михайлович Кустодиев: проивзедения и картины, биография

Яркая плеяда русских художников потеряла бы многие свои оттенки, если бы в нее не вошли произведения Бориса Михайловича Кустодиева. Его видение мира (как в царские времена, так и в период становления Советского Союза) поражает.

Биография Бориса Кустодиева

23.02.1878 года родился Борис Кустодиев. Михаил Лукич, отец Бориса, преподавал логику в семинарии, обладал множеством знаний по философии, литературной истории, но передать знания, опыт не смог из-за смерти в 1880 году.

Борис Кустодиев

Будущий художник получил стандартное образование в школе церковно-приходского типа, гимназии. С 1893-го посещал Власова, дающего уроки живописи.

Обучение в Петербургской Академии художеств началось в 18 лет. Первым наставником стал непосредственно В. Е. Савинский, позже – И. Е. Репин.

Бориса ценили как портретиста, но его жанровые полотна попросту поражали точностью, живым сюжетом. Поехав за новой натурой по Костромской губернии, юноша встретил свою любовь, Юлию Прошинскую, ставшую женой художника.

Полотна, запечатлевшие образ любимой женщины, написанные на протяжении жизни, удивляют чистотой, живописностью.

Еще обучаясь, художник стал участником выставок международного класса. 31.10.1903 года окончил обучение и получил поощрение – золотую медаль, разрешение совершить поездку по территории Родины и другим странам термином на один год. Декабрь провел с семьей в Париже. Дальнейшее путешествие прошло по землям прославленных художников прилегающих стран.

Путешествие длилось полгода. Вернувшись, мастер приступил к жанровым сериям полотен. «Ярмарки» и «Деревенские праздники», созданные в Костромской губернии, поражают воображение.

Картины Бориса Кустодиева обладали особыми, присущими лишь ему чертами. В студенчестве он занимался разработкой новой портретной техники, связывающей воедино стандартный портрет и жанровую картину.

Модель связывалась с окружающим миром, вписывалась в интерьер или пейзаж гармонично.

Черты характера вырисовывались на лице и дополнялись динамичной связью с окружающей действительностью, полно раскрывая неповторимость, индивидуальность личности.

1904-й удивил высший свет созданием «Нового общества художников», где художник Борис Кустодиев был учредителем. 1905-1907-е – занял место карикатуриста печатных изданий, публикуя работы в следующих журналах:

  • «Жупел», (до закрытия);
  • «Искра»;
  • «Адская почта» (параллельно).

1907-го получил приглашение на членство «Союз русских художников». С приходом 1909-го художник становится членом Академии художеств. 1910-й ознаменовался членством в «Мире искусства».

Здоровье мастера кисти подвело в самом расцвете лет. Позвоночник поразила опухоль, проявившись 1909-го. Мастер живописи переносил операции стойко, но облегчение было недолгим. Долгих 15 лет живописец провел парализованным ниже пояса. Создание работ требовало огромных усилий. Мастер творил лежа.

Боль, душевные терзания выливались жизнерадостными, яркими красками. Отгородившись от негатива, мастер кисти занялся преподаванием в Новой художественной мастерской Санкт-Петербурга.

Несмотря на телесные страдания, Кустодиев работал постоянно. Картины, иллюстрации – часть искусства мастера.

Театральные подмостки образовали дополнительную палитру, предоставляющую возможность художнику раскрыть линию сюжета, обогатить игру героев, раскрасить пьесу.

Техника изготовления декорации нравилась не всем: яркие краски, приближенные к жанровым картинам мастера живописи, иногда не соответствовали представлениям режиссеров.

Главной опорой тяжелого времени для Бориса Кустодиева стала семья. Жена Юлия поддерживала мужа, дети, Кирилл и Ирина, наполняли дом смехом, радостью. Горечь утраты супруги пережили при смерти в младенчестве третьего ребенка, сына Игоря.

Читая книги, художник тонко чувствовал сюжет. К мастеру обращались современники-литераторы для создания иллюстраций. Художник создал визуальные изображения и для творений Лескова. Литография, техника гравюры на поверхности линолеума стали базовыми для многих работ мастера, помогая создавать шедевры для понравившихся произведений.

Смерть нашла художника в доходном доме Е.П. Михайлова 26.05.1927-го. Жена до 1942-го оплакивала потерю, а после – ушла за ним.

Наиболее известные картины Бориса Кустодиева

Красавица

Любой портрет Кустодиева Бориса Михайловича выполнен в специфической, присущей только ему манере. Полотно «Красавица» запечатлело истинные ценности женской красоты: уют, гармонию, плодородность. Проснувшись, красавица-купчиха находится в состоянии неопределенности, неги.

Картина воплотила основы изысканий стиля мастера, оформившегося до конца 1915-го, т. е. на пике развития недуга.

Лежащая натурщица

Изображение прекрасного женского тела – яркий образец разностороннего восприятия живописцем женской красоты. Пышные тела большинства картин прекрасны, но фигура на картине «Лежащая натурщица» отличается от них кардинально.

Работая карандашами, углем и сангиной, художник воплотил естественную нежность, хрупкость, изящество. Нежная кожа, плавные линии тела, четко очерченные линии лица – все притягивает взгляды. Спокойный образ спящей девушки отдает теплотой, нежностью.

Восхищение вызывает сама техника, естественность картины, искусство творца. Создавая шедевр, мастер уже не поднимался с постели самостоятельно.

Русская Венера

Картина «Русская Венера», созданная 1926-го, поразила искусствоведов. Древние понятия о небожителях тут резко меняются.

Небольшие детали быта, прописанные аккуратными мазками, создали отдельный солнечный мир, наполненный иллюзиями радужной круговерти, заключенной бытовой статичностью. Как древнее божество, восставшее из пены, героиня картины создает эту мыльную, воздушную массу в клубах пара.

Мастер кисти уверен, что против целомудренной наготы русской Венеры в натопленной бане мифическое божество в морских украшениях выглядит более развратно.

Купчиха и домовой

Образы из русской глубинки – главные мотивы живописи Кустодиева. Провинциальные характеры, показанные образами, обладают яркостью, самобытностью. Мажорный эффект картины наполнен ироническими театральными нотками.

Спящая купчиха, герой старинных русских сказок создают некоторое ощущение нереальности происходящего, отдавая ностальгией по порушенному укладу, печалью.

«Купчиха и домовой» — полотно, переплетающее реальность и сказку, создавая единое целое.

Ночная темнота разгоняется светом открытой печи, потрескивающим от огненных искр. Загадочные тени вызывают тревожные ощущения, расстеленный перед печкой ковер подвергается угрозе возникновения пожара.

Спящая женщина забыла закрыть горнило, засыпая на сундуке с перинами. Беззащитная молодка находится во власти хозяина дома, домового, оберегающего от несчастья.

Закрыть печь, устранить угрозу, спасти жизнь беспечной бабе или уйти – решать ему.

Купчиха за чаем

Картина «Купчиха за чаем» — великолепный пример портретно-жанрового стиля художника. Кустодиеву позировала баронесса Галина Адеркас, наследница одного из астраханских дворянских домов. Борис Михайлович утверждал, что худые женщины не могут вдохновлять на творчество, фигура баронессы – подтверждение его вкусов.

Картина, созданная 1918-го, визуально возрождает из пепла уничтоженный революцией купеческий строй. Живописец скучал по старой России, создавая свой, особый мир красок, русского мещанства, мажорного взгляда на жизнь.

Масленица

Пасха, церковь и вера в творчестве Бориса Кустодиева занимает основное место. Большинство жанровых картин показывают церковные праздники, народные гуляния. Полотно «Масленица» показывает зрителям отличный праздник дореволюционной России.

Яркие краски, церкви, веселые песни, смех, конные сани, прогулки по зимним околицам воплощали прощание с зимними месяцами, подготовку к пасхальному посту, встречу весенней капели.

Такие ярмарки, гулянья – основной элемент народного творчества, проявляющегося в работах мастера.

Утро

Сохранить прекрасные моменты, запечатлеть их на бумаге стало просто с появлением фотоаппаратов. Кустодиев увековечивал их в таких своих работах, как «Утро». Любимая жена, купающая первенца, – нежнейший образ, достойный воспевания. Картина пышет любовью, лаской. Руки Юлии осторожно совершают омовение маленького Кирюши. Полотно, сжимающее сердце зрителя.

Купальщица

Обнаженная натура работ Кустодиева не выглядит пошло или чересчур эротично. Вся эротика заключена непосредственно в сюжете. «Купальщица», например, рассказывает историю.

Девушку неожиданно застали врасплох, но зритель для нее – приятный человек. Никаких вскриков, метаний. Естественное движение рук, прижимающих толстую косу к телу, стыдливый румяный оттенок кожи скажут все.

Гармоничная, нежная, естественная, женщина кажется нимфой соседней рощи, пришедшей на омовение.

Сирень

Нежный образ жены побуждал творчество мастера расти, фиксировать реальные моменты жизни. Полотно «Сирень» показывает место жительства живописца при рождении второго ребенка. Жена с дочерью на прогулке у сирени вызывают нежность, притягивают взгляд.

Портрет Ф. И. Шаляпина

Портрет Ф. И. Шаляпина стал вызовом мастеру. Парализованный, он с 1920 по 1922 годы писал двухметровое полотно частями.

Ярмарка

Картина «Ярмарка» создана в путешествии русскими городами в поисках натуры 1906-го.

Большевик

Противоречивое полотно «Большевик» включило в себя осмысление художником причин революции. Сейчас каждый увидит в ней свое: величие коммунизма, гибель устоев, вознесение к новым идеалам.

Источник: http://surzhyk.org/boris-mihajlovich-kustodiev/

Ссылка на основную публикацию