«мадонна с младенцем», джотто ди бондоне — описание картины

Самые известные картины Джотто :

Среди великих мастеров эпохи Возрождения особое место отводится гению Джотто ди Бондоне. Оставленное им миру гениальное художественное наследие до сих пор привлекает и восхищает знатоков живописи из всех уголков мира в музеи, где хранятся эти сокровища. В этой статье мы представим лишь некоторые картины Джотто с названиями.

Джотто — один из..

Джотто — представитель флорентийской живописной школы, шедший к этому статусу издалека, через Милан и Рим, Неаполь и Падую.

Еще до поступления во флорентийское цеховое живописное братство он успел не только выучиться художественному ремеслу, но и обзавестись учениками. Вместе с ними он поступает на обучение к Чимабуэ во Флоренции. Вместе с учителем участвует в создании его самых известных полотен, дописывая по традиции того времени наименее значимые элементы.

Интересна бытующая легенда о начале его обучения у мастера: считается, что Чимабуэ заметил его и позвал в ученики, благодаря рисунку на скале, оставленному юным пастушком Джотто.

Постепенно в процессе обучения он овладевает уникальным мастерством универсалиста, его живописные работы становятся новаторскими, а их автор — реформатором живописи того времени, переломившим устойчивые средневековые традиции. Кроме живописи осваивает он и мастерство архитектора, которое с успехом применит в руководстве строительством флорентийского Дуомо и его колокольни.

Особенности творческого наследия

Основным направлением творчества Джотто ди Бондоне становятся фресковые росписи церквей Ассизи, Падуи и Флоренции на библейские и евангелийские сюжеты. Его новаторской кисти принадлежит идея восстановления традиции написания образов с натуры.

Активное использование аллегорий позволило живописцу говорить на такие вечные темы, как добросердечие, терпение, терпимость, взаимопонимание, коварство, предательство, любовь, преданность, смирение, кротость.

Картины художника Джотто по сравнению с полотнами современников выделялись особым драматическим накалом и психологичностью.

Новаторство Джотто

Впервые, благодаря Джотто, в культовой живописи появляется объемное изображение, пришедшее на смену плоскостному или обратной перспективе. Интересен и прием, с помощью которого мастером достигался нужный эффект — использование поэтапного обесцвечивания основного цвета.

Еще одна находка живописца — концентрация внимания зрителя на тщательности прорисовки персонажей, их колоритности за счет условности изображения фона, заднего плана картины: Джотто ди Бондоне заменяет пейзажи неким подобием холмов или архитектурных элементов.

Сюжет, начиная с произведений Джотто, перестает быть статичным, появляется повествовательность, развитие.

Кроме монументального культового наследия «отец итальянского Возрождения» создавал значимые произведения в жанре «дереянных досок», писал станковые картины. Скульптурность и пластичность персонажей Джотто гармонично дополняется архитектурностью решения композиции и пространства. И здесь важную роль играет несомненный архитектурный талант мастера.

Санта-Мария дель Фьоре

Доминантой исторического центра Флоренции стала знаменитая колокольня главного флорентийского собора — базилики Санта-Мария дель Фьоре, расположенной на центральной площади города. Ее автором и стал маэстро Джотто, который работал над колокольней вместе с Андрео Пизано.

И хотя проект строительства кампаниллы принадлежал Арнольфо ди Кампио, сооружение получило название по имени Джотто, отвечавшего за возвдение первого яруса.

После смерти ди Камбио Джотто усовершенствовал проект, но весь свой талант направил в основном на решение оформления внутреннего пространства базилики.

Что касается фасадов кампаниллы, Джотто выполнил их в стиле всего собора, декорировав панелями из мрамора раличных цветов и красными плитами с белым контрастным рисунком.

Сюжет и описание картины Джотто ди Бондоне «Поклонение волхвов»

Это — одна из знаменитых фресок Джотто ди Бондоне. Ее сюжет взят из Евангелия, в котором сказано, что двигающиеся с Востока с торговым караваном волхвы-предсказатели увидели в небе яркую звезду и поняли: родился Мессия. Они отправились вслед за звездой.

Та привела путников в иудейский город Вифлеем и указала им путь к младенцу. Новорожденный Иисус лежал в яслях в сарайчике на окраине Вифлеема. Рядом была его мать — Мария. Волхвы принесли младенцу богатые дары.

И именно эта история была рассказана Джотто на стене капеллы Скровеньи (по другому — капеллы дель Арена) в Падуе, Италия.

Интересно, что в произведении художника каждый персонаж проработан тщательно, будто бы является единственным или главным. Даже два ослика написаны так, что являются активными действующими лицами происходящих событий.

Одна из самых известных картин Джотто ди Бондоне построена на цветовых контрастах. Особенно ярко выделяются синее небо, находящаяся в нем комета Галлея и белоснежные одежды ангела.

«Поцелуй Иуды»

Это еще одно знаменитое произведение работы Джотто. Фреска также написана для капеллы Падуи. Именно в них живописец впервые стал использовать свтотень, уйдя от средневекового цветосвечения. Фигуры его произведений приобретают объемность, а пространство — глубину.

Интересно, что свои фрески Джотто впервые стал располагать ярусами в членениях, на которые были разделены стены собора. Как и картины, их обрамляют рамы. Именно благодаря такому решению зародился в творчестве мастера новый вид живописи — монументальное панно.

https://www.youtube.com/watch?v=-YRlsRhIAsE

В панно «Поцелуй Иуды» Джотто вновь обращается к тексту Евангелия и рассказывает историю страшного предательства одного из учеников Христа — Иуды Искариота, который выдал его страже, поцеловав в полумраке. Об этом предательстве Иисус знал заранее и дал возможность Иуде отказаться от намерения предать, сообщив о грядущем в беседе с апостолами. Но Иуда не воспользовался шансом.

Молчаливый диалог между Учителем и одним из его учеников и изображает Джотто во всей его психологической напряженности. Он противоставляет образ чистого и прекрасного ликом Иисуса предателю Иуде, почти что уроду с точки зрения изображенной внешности. По сути, живописец представляет здесь извечное противостояние в мире Добра и Зла.

Среди прочих картин этого цикла картина Джотто «Поцелуй Иуды» занимает особое место и поднимает проблемы, волнующие людей всех эпох и народов.

Джотто ди Бондоне: «Распятие»

Для капеллы дель Арена было создано и живописное панно «Распятие». Оно выполнено в технике нанесения краски на влажную оштукатуренную поверхность, что дает крепкое сцепление красителей с поверхностью стены и делает произведение более прочным и долговечным.

На плоскости в самом центре и почти во всю ее высоту изображен крест, на котором распят Иисус Христос. Мы почти не видим следов крови на его ладонях и стопах. Голову уже осеняет нимб святости.

Он как бы отделяет фигуру от крестовой основы, и кажется, будто тело Христово вот-вот — и вознесется на Небо, где парят ангелы с лампадками в руках, будто бы освещая Иисусу путь. Вместе с тем, свет от лампад освещает и земных персонажей.

Все они тяжело переживают смерть Мессии, их лица полны скорби и надежды.

К сюжету распятия Иисуа Христа Джотто ди Бондоне за весь творческий путь обращался неоднократно. Менялись персонажи и композиция, цветовая гамма и особенности светотени, но то важное, что объединяло произведения — психологизм происходящего, чувства и переживания героев.

Знаменитые картины Джотто: «Мадонна во славе»

Другое название этой картины, написанной на дереве и хранящейся сейчас во Флоренции в галерее Уфицци — «Мадонна Оньисанти». Оно связано с церковью, для которой создавался этот алтарный образ. Датируют картину началом XIV века.

Джотто в своей работе композиционно не стал отходить от византийских канонов. Но его новаторство проявилось в светотеневой проработке фигур, делающих их более скульптурными и выпуклыми, а также в цветовой гамме.

Живописец отошел от традиционного использования одежды культовых персонажей, в его картине они больше похоже на обычных людей. Прежде всего это достигается глубоким психологизмом персонажей. При этом сохраняется их величие.

В частности, за счет традиционного приема иерархии фигур.

Мадонна для Санта-Кроче

Одной из самых известных картин Джотто считается «Коронование Марии Христом со святыми и ангелами».

Она написана в стиле полиптиха темперой на деревянной основе. Вытянутый по горизонтали прямоугольник условно разделен на пять частей, выполненных в форме стрельчатых готических арок, причем центральная часть самая крупная, а размеры прочих к краям уменьшаются.

В «арках» изображены ангелы, присутствующие на короновании Христом Марии, поющие и играющие на музыкальных инструментах. Над ними вверх уходят ряды святых, разделяющих торжество. Главные персонажи располагаются в центре средней «арки» и явно выделяются размерами.

Сверху между панелями, выполненными Джотто, располагаются фигурки «красных херувимов», авторство в изображении которых приписывают другому мастеру. Резное обрамление панно также было создано гораздо позже и другим мастером.

Франциск Ассизский в творчестве Джотто

Особое место в творчестве Джотто ди Бондоне занимает образ Франциска Ассизского — основателя монашеского ордена францисканцев. История этого святого и человека настолько впечатлила Джотто, что он создал целый цикл фресковых росписей, ему посвященных.

Франциск (в миру Франческо) родился в Италии в области Умбрия в семье купца. Имея много странностей, был причислен к сумасшедшим. Отец от него отказался.

После юношеских лет, полных веселья и мотовства, юноша вдруг в корне изменил принципы своей жизни. Он стал спать на голой земле, отказался не только от роскоши, но и от элементарных вещей, делающих быт человека устроенным.

Он одевался в нищенское платье и много путешествовал. Жил милостыней и подаяниями.

В своих странствованиях он не только проповедовал христианское учение как его понимал, но и смог обзавестись подражателями и сподвижниками. Франциск создал нищенскую общину из присоединившихся к нему, с разрешения папы Иннокентия III создал монашеский орден и разработал его устав.

Во время крестовых походов отправлялся в миссионерские поездки и поддерживал миссионерское движение среди братьев ордена. Судьба не даровала ему возможности принять мученический венец от мусульман. В Иерусалиме Франциск основал еще один монастырь своего ордена, целью которого была охрана Гроба Господня.

Он читал не очень логичные, но заразительные в своей страстности и преданности вероучению проповеди, оплакивал человеческие грехи, в результате чего ослеп и со временем умер от общего истощения.

Этот трагический момент кончины и последовавшего за ней вознесения стал одним из сюжетов цикла картин Джотто для церкви Святого Франческо в Ассизи. В прочих фресках изображены сцены из жизни святого.

Наследие Джотто и формирование живописных школ

В статье невозможно перечислить все картины Джотто ди Бондоне с названиями, так как закончивший творческий и жизненный путь в 1337 году во Флоренции, художник оставил своим последователям богатое творческое наследие.

Мастера, работавшие в последствии во Флоренции, Сиене и Падуе, опирались в своем творчестве на принципы живописи, разработанные мастером, и постепенно в этих центрах искусства итальянского Возрождения сформировались крупные живописные школы.

Читайте также:  Картина васнецова "иван-царевич и серый волк", 1889

На основе его разработок творили такие мастера Ренессанса как Микеланджело, Рафаэль, Мазаччо и даже сам Леонардо.

Источник: https://www.syl.ru/article/360128/samyie-izvestnyie-kartinyi-djotto

Джотто ди Бондоне – биография и картины художника в жанре Проторенессанс – Art Challenge

Итальянский живописец, основоположник проторенессанса. Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане.

Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. В начале 14 века Джотто посетил Рим.

С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.

Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308).

Фрески Джотто, посвященные жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами, отличаются драматизмом и жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства, почти скульптурной лепкой пластического объема, простотой и в то же время выразительностью жестов и ракурсов, светлым, праздничным колоритом.

Искусство Джотто отличалось огромной изобразительной силой и драматической выразительностью своих образов.

Воздействие его на зрителя было тем сильнее, чем естественнее и реалистичнее были художественные приемы Джотто, поставившего перед собой задачу изображения реального трехмерного пространства, построенного на перспективно-линейном основании.

Не обладая знанием научной перспективы, примитивными, казалось бы, средствами Джотто достиг небывалого для искусства своего времени эффекта, одним из первых введя в живопись изображение интерьера.

Одновременно с этим вторым завоеванием Джотто было создание пластической, округлой человеческой фигуры, причем каждая из изображенных им фигур обладала и чисто материальной весомостью и в силу этого глубокой жизненной, реалистической убедительностью.

Собственно, росписи капеллы дель Арена в Падуе в творческом наследии Джотто занимают центральное место.

Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки.

В 1310-х годах Джотто работает во Флоренции. К этому времени относится созданная им «Мадонна Оньиссанти», украшавшая главный алтарь францисканской церкви Оньиссанти (ныне хранится в Галерее Уффици). По стилю она непосредственно связана с фресками капеллы Дель Арена, поэтому может быть отнесена к 1306-1310 годам.

Францисканская базилика Санта Кроче, капеллы Перуцци и Барди во Флоренции хранят основные произведения позднего периода творчества Джотто.

Роспись капеллы Перуцци, представляющая сцены из жизни Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, выполнена почти исключительно в технике альсекко, поэтому плохо сохранилась, но, несмотря на это, она и сегодня еще демонстрирует расцвет творческих сил художника. Пространство этих картин глубже и просторнее, в них словно больше воздуха.

Пропорции фигур и архитектуры более реалистичны, движение фигур свободнее. На некоторых картинах представлено по две сцены, как, например, рождество и наречение Иоанна Крестителя. Все достигается сильным укорачиванием перспективы.

Сдержанность, экспрессивная драматическая выразительность образов знаменуют собой дальнейшее развитие художественных тенденций фресок капеллы Дель Арена. Цвета здесь более глубоких тонов и более мягкие, чем на падуанских фресках. В капелле Барди в сценах жития св.

Франциска архитектурные формы стройнее, скульптурность контуров несколько смягчается. В изображениях в большей мере ощущается готический стиль, чем в капелле Перуцци, где наследие античности играет более заметную роль. Свет в обеих капеллах падает на изображения со стороны окна, источника естественного света. Укорачивание перспективы ориентировано на зрителя, стоящего у входа в капеллу

В алтарных образах Джотто, сохраняя во многом традиционную композиционную схему, по-новому строил пространственные отношения фигур, стремился к внутренней значительности образов («Мадонна во славе» или «Мадонна Оньиссанти», 1310–е, Уффици).

В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320–1325) в церкви Санта-Кроче во Флоренции мастер достиг органической связи живописи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, благородной сдержанности колорита

В 1328-1332 годах Джотто работал в Неаполе придворным живописцем у короля Роберта Анжуйского. Цикл «Знаменитые мужи» из большого зала замка Кастель Нуово и фрески дворцовой капеллы, созданные там художником, также утрачены.

В 1334 году Джотто вновь работает во Флоренции, где руководит строительством собора. По его проекту было начато возведение знаменитой флорентийской звонницы, Кампанилы, и сегодня являющейся символом и гордостью Флоренции.

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.

Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н.

античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры.

Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.

Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора.

Состоящее из пяти ярусов, это стройное и легкое сооружение, украшенное рядом рельефов, над некоторыми из которых Джотто работал совместно с Андреа Пизано, является одним из лучших украшений архитектурного ансамбля Флоренции. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции.

Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14 века, прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших в Сиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело.

Художественные реформы Джотто были глубоки и значительны, и его историческое значение было осознано не только в последующие века, но и его современниками.

В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное», и следовал в своих изображениях природе. Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — великие мастера Возрождения — обращались к искусству Джотто как к живительному и вечно свежему источнику глубоко этических, человечных образов.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/41.html

Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения.

Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Картина названа по фамилии своего прежнего владельца — герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо.

Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна.

Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени.

В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной.

У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным.

Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным.

Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.

Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств.

В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.

Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать.

Читайте также:  Музей пыток, гаага

Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке.

Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений.

Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа.

Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа».

Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

Источник: http://5sec.info/kartiny/kartina-madonna-s-mladencem-madonna-litta/

Джотто ди Бондоне. Работу выполнила ученица 8 «А» класса лицея и 7 Ерофеева Ксения. — презентация

1 Джотто ди Бондоне. Работу выполнила ученица 8 «А» класса лицея и 7 Ерофеева Ксения<\p>

2 Биография.<\p>

3 Ранние годы. Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьюо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле де Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте восьмидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно сокращение от Анджиолотто, либо Амброджотто.<\p>

4 Шедевры. К раннему периоду в творчестве мастера исследователи относят большой расписной крест, Мадонну с младенцем и из церкви Мадонна с младенцем. Сан Джорджо алла Коста (Флоренция), алтарный образ «Стигматизация Святого Франциска (Лувр, Париж) и Полиптих из флорентийской церкви Бадиа.Мадонна с младенцем. «Расписной крест» Расписной Крест. около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами, и вскоре стал образцом для подражания (в 1301 году Деодато Орланди уже скопировал его в «Распятии» для церкви Сан Миньято аль Тедеско). Тяжело свисающее тело Христа наделено в нём настолько земной природой, что некоторыми даже воспринималось как недостойное Джотто — замечательного автора фресок капеллы Скровеньи. Джотто ди Бондоне написал это Распятие в соответствии с установившимся каноном – на окончании правого и левого лучей креста изображены скорбящие Мария и Иоанн Богослов. Стилистически они близки к изображениям Исава и Иакова в истории Исаака, написанной Джотто в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи. Произведение не имеет подписи автора, однако известно, что Распятие из ц. Санта Мария Новелла упоминается как работа Джотто итальянским историком искусства XV века Лоренцо Гиберти, и что в 1312 году засвидетельствовано присутствие некоего Распятия Джотто в этой церкви. Исследователи видят также тесную близость фигур Марии и Иоанна к двум погрудным изображениям ангелов на остатках самого прославленного произведения Джотто – мозаики Навичелла на фасаде собора Св. Петра в Риме, впоследствии полностью переделанной при реконструкции базилики, затеянной папой Юлием II.Расписной Крест.<\p>

5 Мадонна с младенцем. «Мадонна с младенцем» из ц. Сан Джорджо алла Коста дошла до нас в обрезанном виде. Особенно пострадали правый и левый край. Из того, что осталось, можно мысленно реконструировать, что Мадонна восседает на троне светлого мрамора с розоватым обрамлением и мозаичными бордюрами в стиле «космати», которые оканчиваются резным готическим украшением в виде голов животных.<\p>

6 Мадонна с младенцем.<\p>

7 Расписной Крест.<\p>

8 Характерные для ранних работ Джотто яркий свет и тщательная проработка деталей тесно связаны между собой. В самом деле, хотя на полотне или на фреске перед нами присутствует иллюзия реальности, её изображение, однако и в реальности чем ярче освещение, тем лучше видны детали. Появление чувства пространства, композиционное мастерство Джотто, искусное смещение оптической перспективы, чтобы направить взгляд зрителя, необычно светлые тона фресок, умение достигать живописных эффектов не за счёт количества цветов, а за счёт градации их оттенков — все эти черты проявились в творчестве Джотто достаточно рано, и стали характерными приметами его неповторимого стиля.<\p>

9 Работы Джотто. Поклонение волхвов.Поклонение волхвов.Поклонение волхвов. Положение Во гроб.Положение во гроб.Положение во гроб. Поцелуй иуды.Поцелуй иуды.Поцелуй иуды. Бегство в Египет.Бегство в Египет.Бегство в Египет.<\p>

10 Поклонение волхвов.<\p>

11 Поцелуй иуды.<\p>

12 Положение во гроб.<\p>

13 Бегство в Египет.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/677643/

Искусство Джотто ди Бондоне

«Мадонна с младенцем и двумя  ангелами» из ц. Сан-Джорджо-алла-Коста дошла до нас в обрезанном виде. Особенно пострадали правый и левый край.

Из того, что осталось, можно мысленно реконструировать, что Мадонна восседает на троне светлого мрамора с розоватым обрамлением и мозаичными бордюрами в стиле «космати», которые оканчиваются резным готическим украшением в виде голов животных — именно так она обычно изображалась в то время.

Произведению присущ такой же яркий свет и тщательно выписанные детали, как на ранних фресках Джотто. В нём видно стремление к передаче убедительной весомости и человеческой значительности центрального образа, которое впоследствии особенно проявится в его «Мадонне Оньисанти» из Галереи Уффици.

«Стигматизация Святого Франциска» представляет собой большую алтарную икону размером 3,14×1,62 м. Произведение было создано около 1300 года для церкви Сан-Франческо в Пизе. На нижней части оригинальной рамы сохранилась подпись «OPUS IOCTI FIORENTINI». Однако, несмотря на подпись, в течение длительного времени авторство Джотто оспаривалось многими исследователями. Справа и слева есть изображения гербов, которые одни исследователи интерпретируют как принадлежащие семейству Уги, другие — как принадлежащие семейству Чинквини. Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа. Джотто изобразил один самых важных моментов в жизни Святого Франциска — обретение стигматов от Христа во время молитвы на горе Альверно. Иисуса художник написал в виде серафима. Картина имеет пределлу, на которой изображены три сцены из жизни святого Франциска: «Сон Иннокентия III», «Утверждение устава францисканского ордена» и «Проповедь птицам». По сути, все сюжеты алтарного образа являются вариациями на тему тех же сцен, написанных в ассизском фресковом цикле. Обычно подчёркивают их иконографическое сходство, реже — стилистическую близость, которая столь же наглядна. Итальянский искусствовед Лучано Беллози отмечает хрупкую готическую элегантность пределлы, выразившуюся, в частности, в утончении фигур, и считает, что эта особенность стала объектом подражания для некоторых флорентийских мастеров, например, для Мастера Святой Цецилии. Однако другая часть экспертов считает, что пределла со сценами из жизни Св. Франциска написана не самим Джотто, а кем-то из его ассистентов. Приблизительно тем же временем (ок. 1300 года) датируется «Полиптих» (91×340 см.), который Джотто написал для флорентийской церкви Бадия. На произведении есть подпись художника. Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. Николая, Иоанна Богослова, Св. Петра и Св. Бенедикта. Все исследователи отмечают стилистическую близость этого полиптиха к Распятию, написанному художником в Темпио-Малатестиано в Римини, которое было создано несколько позднее, в 1310-х годах. Несмотря на достаточно плохую сохранность, отчётливо видна глубокая серьёзность и значительность, которыми Джотто наделил святых. Величавый ритм, с которым торжественное предстояние поясных фигур святых повторяется в пяти частях полиптиха, размеренный бег лент с их именами на золотом фоне возле голов склоняют к выводу, что это одно из лучших произведений художника. Округлая фигура Мадонны весьма напоминает аналогичную, расположенную в тондо над входной дверью Верхней церкви в Ассизи. Этот полиптих упоминал в своём труде Лоренцо Гиберти. Он был обнаружен в монастыре Санта-Кроче, Флоренция, и ныне хранится в галерее Уффици

Вероятно, ещё до приезда в Падую, где он расписал знаменитую Капеллу  Скровеньи, Джотто побывал в Римини. Расцвет риминийской школы XIV века, несомненно, связан с поездкой Джотто в этот город. Прямым свидетельством пребывания там Джото является «Распятие» из Темпио-Малатестиано (церковь Сан-Франческо в Римини), дошедшее до нас с обрезанными краями — отсутствуют фигуры Марии и Иоанна Богослова на правом и левом лучах креста; навершие креста с благословляющим Богом-отцом обнаружено в частной коллекции в Англии. Однако в остальном этот крест сохранился лучше, чем большое Распятие из церкви Санта-Мария-Новелла, его считают более благородной версией большого флорентийского креста, близкой к зрелым вариантам этого сюжета, созданным Джотто позднее. Тем не менее, исследователи отмечают, что пластика тела и физиогномические особенности Христа лежат ближе к более архаическим работам мастера, таким как полиптих из Бадии и картина «Стигматизация Св. Франциска» из Лувра

Средний период в творчестве мастера  стал пиком его художественного  развития. В это время он создал фрески в капелле Скровеньи в Падуе.

Эти росписи считаются концентрированным выражением сути всего творчества Джотто.

К этому же периоду принадлежат и лучшие станковые произведения, в которых со всей полнотой выразилось стремление мастера к реалистическому отображению. В его более поздних работах видно усиливающееся влияние готики.

«Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто. Этот большой алтарный образ, размером 3,25×2,04 метра, художник написал для Умилиатского братства церкви Оньисанти во Флоренции. Стилистическая близость к падуанским фрескам позволяет отнести его создание к первому десятилетию XIV века.

По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из ц. Санта-Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»).

Однако, за одно или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти», изменилось многое.

Иератические и возвышенные образы иного мира, воплощённые в Мадоннах эпохи дученто, уступили место человечной матери семейства со светлым и открытым лицом и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ, позволяющей увидеть белизну зубов, в то время как Мадонны дученто всегда были отчуждены и печальны.

Земная природа Марии заявляет о себе весомостью её тела, ещё более очевидной из-за контраста с хрупкими архитектурными деталями трона. Приземлённое упрощение образа по сравнению с великими художниками XIII века не означает его обеднения.

Ткани широкого шерстяного плаща и прозрачной туники Мадонны в картине Джотто ещё более рафинированны и драгоценны. Равным образом и в изображении трона, ставшего роскошным, но вместе с тем более правдивым и убедительным, видно хроматическое богатство. Группы ангелов и святых здесь наполняют реально существующее пространство и похожи на торжественных и любезных персонажей королевского двора.

Хранящееся в Художественной галерее  Берлина «Успение Марии» (75×178см) обнаруживает тесную связь с «Мадонной Оньисанти», поскольку происходит из той же церкви. Если бы её остроконечная форма не была изначальной, можно было бы подумать, что это пределла картины из Уффици. Близость между ними необычайно тесна: ангел, стоящий позади двух персонажей со свечами в руках в правой части картины, рисунком своего профиля почти идентичен коленопреклонённому ангелу в правой части «Мадонны Оньисанти». Композиционное построение слегка асимметрично из-за того, что кортеж ангелов и патриархов справа расположен по восходящей линии, поднимающейся к плечам Христа, а группа апостолов слева, напротив, по линии нисходящей, которая заканчивается фигурой молодого апостола (Иоанн?), склонившегося, прижимая руки к груди. Джотто изобразил саркофаг простой формы, который украшен орнаментом в стиле «космати», расположив его слегка асимметрично, как будто он виден слева. Сцена изображает момент, когда умершую Марию опускают в гробницу. Ангелы поддерживают край плащаницы, а апостол, поддерживающий её тело, склонился над саркофагом. Над всем возвышается Христос, который принимает в свои руки, как дитя в пеленах, душу Марии. Композиция выдержана в торжественном и суровом тоне, но в то же время смягчённом и нежном, напоминающем падуанские фрески мастера

«Расписной крест», выполненный  Джотто для Капеллы-дель-Арена, ныне хранящийся в городском музее Падуи, обнаруживает сильную близость к композиции Распятия в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи. Художник повторил здесь старую иконографическую схему, слегка модифицировав изображение тела Христа. Особенностью этого креста являются и более характерные для XIV века резные детали окончания его лучей. Произведение датируют приблизительно 1310—1317 годами

К 1310—1315 годам исследователи относят  создание алтаря перуцци. по всей вероятности, он был создан для той же капеллы, которую джотто расписал несколькими годами позднее. из этого следует, что заказчиком алтаря было всё то же семейство флорентийских банкиров перуцци. алтарь состоит из пяти панелей, каждая размером 62,3×43 см, за исключением центральной части с изображением благословляющего христа (66,7×49см). слева направо на полиптихе изображены иоанн богослов, богоматерь, христос, иоанн креститель и св. франциск. художник исполнил это алтарь совместно с ассистентами из своей мастерской

Приблизительно в 1315 году из мастерской Джотто вышел ещё один расписной крест (ныне Лувр, Париж).

Часть исследователей (включая Лючано Беллози) считает этот крест произведением самого Джотто, основываясь на близости его стиля к фрескам Джотто в правом трансепте Нижней церкви в Ассизи; другая часть специалистов полагает, что он создан кем-то из его учеников или ассистентов.

Оригинальной особенностью этого креста является изображение пеликана, кормящего своей кровью птенцов, в верхней части креста, то есть там, где обычно располагается либо благословляющий Христос, либо Бог-отец.

Пеликан был в Средневековье символом жертвенности, поскольку считалось, что ради своих голодных птенцов он способен расклевать себе грудь, чтобы накормить их собственной кровью. Во всём остальном крест соответствует сложившимся канонам — на правом и левом окончаниях изображены скорбящие Иоанн Богослов и Богоматерь.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/iskusstvo-i-kultura/iskusstvo-dzhotto-di-bondone/236675/222123/page2.html

Мадонна с Младенцем в живописи

Лукас Кранах Старший.
«Мадонна с Младенцем под яблоней».
Около 1530.

Мазолино и Мазаччо.
«Мадонна с Младенцем, святой Анной и ангелами».
1424.
Галерея Уффици, Флоренция.

Мариотто Альбертинелли.
«Мадонна с Младенцем и со святыми Иеронимом и Зиновием».
1506.

Мариотто Альбертинелли.
«Мадонна с Младенцем».

Мастер Апофеоза Девы Марии.
«Мадонна с Младенцем и со святыми Анной, Петром, Георгием и Христофором».
Около 1480.

Мастер Букингемской мадонны.
«Мадонна с Младенцем на троне».
Между 1460 и 1465.

Мастер женских полуфигур. Работал в Антверпене в первой половине XV века.
«Мадонна с Младенцем».

Мастер легенды о святой Екатерине.
Триптих «Мадонна с Младенцем». Центральная панель.
Около 1470-1500.

Мастер Рождества Кастелла.
«Мадонна с Младенцем в окружении четырёх ангелов».

Мастер Святого рода.
Триптих «Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной и Варварой» (открыт).

Мастер цеха шерстянщиков. Работал в конце XIV — начале XV века во Флоренции.
«Мадонна с Младенцем, четырьмя святыми и четырьмя ангелами».

Мастерская Андреа дель Верроккьо.
«Мадонна с Младенцем».
Вторая половина XV века.

Пальма Старший (Якопо Негретти).
«Мадонна с Младенцем».
1515-1516.

Пальма Старший (Якопо Негретти).
«Мадонна с Младенцем и заказчиками».
Около 1505.

Паоло Веронезе.
«Мадонна с Младенцем, со святыми Юстином и Георгием и бенедиктинским монахом».

Перуджино.
«Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, святой Розы и святой Екатерины».

Понтормо (Якопо Карруччи)
«Мадонна с Младенцем, со святыми Иосифом и Иоанном Крестителем».
1520-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Рафаэль Санти, прозванный Рафаэлем.
«Прекрасная садовница (Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем в пейзаже)».

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Мадонна с младенцем на облаке».
1641.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Мадонна с Младенцем, кошкой и змеёй».
1654.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Один из трёх королей поклонения Мадонне с Младенцем».
1635.
Государственный музей, Амстердам.

Сандро Ботичелли.
«Мадонна «Magnificat». Мария с Младенцем Христом и пятью ангелами».

Филиппо Липпи.
«Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори).

Фра Анджелико (Гвидо ди Пьетро).
«Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Франча Франческо (Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини).
«Мадонна с Младенцем, святыми Лаврентием и Иеронимом и музицирующими ангелами».
1500.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Франческо Мармитта.
«Мадонна с Младенцем, со святыми Бенедиктом и Квентином и двумя ангелами».

Якопо Беллини.
«Мадонна с Младенцем и с донатором Лионелло д'Эсте».

Ян Госсарт (копия XVI века).
«Мадонна с Младенцем».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ян Провост.
«Мадонна с Младенцем».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1 …

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Источник: http://aria-art.ru/0/M/Madonna%20s%20mladencem/2.html

Мадонна с младенцем и двумя ангелами — Джотто. Галерея Уффици. Флоренция

Естественно, о Джотто Ди Бондони я знаю достаточно давно, с тех пор, как еще в школьные годы стала интересоваться итальянскими художниками.

И так же естественно, приехав во Флоренцию и попав в знаменитую Галерею Уффици, я некоторое время любовалась одной из самых известных работ Джотто Ди Бондони «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Эта работа находится буквально в первых залах Галереи и не отпускает… Она не дает себя забыть.

Ее невозможно забыть. Возде этой работы всегда стоит толпа туристов. Среди них и художники, и искусствоведы, и студенты, и такие же, как и я, любители искусства.

Джотто Ди Бондони. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» или «Мадонна Оньисанти»

Примерно 1310 год

Галерея Уффици, Флоренция

Знаменитое изображение Мадонны, сидящей на троне, было написано во Флоренции искусным живописцем Джотто Ди Бондони. Как установили историки, работа над фреской была завершена примерно в 1310 году. Художник изготовил ее специально для францисканской церкви.

Создавая «Мадонну Оньисанти» автор придерживался традиционных иконописных канонов в создании ее образа. Облик и поза младенца также были схожи с подобными изображениями. Но единственное отступление от иконографии тех времен все же было.

Святые люди и ангелы, расположившиеся вокруг трона, изображены с лицами, повернутыми в профиль. Благодаря такому приему композиция больше не напоминала моленное изображение. В нее добавилась действенность и драматичность.

На фреске Святая богородица изображена сидящей к зрителю в пол оборота. Величественную фигуру подчеркивают глубокие складки ее одеяния. Ее образ наполнен весомостью и реалистичностью. Он говорит о том, что Мадонна – это, в первую очередь, земная женщина из плоти и крови, а не обитательн6ица поднебесья.

На левом колене у нее находится младенец Иисус – будущий Спаситель человечества. Мать и дитя восседают на золотом троне, символизирующем божественное царство.

Этот трон окружен множеством второстепенных персонажей. Среди них небесные ангелы и святые. По плотности и масштабам их фигуры значительно уступают Богородице. Одежды их более легкие и светлые, чем у нее. Героев, окружающих Мадонну, объединяет одно. Их лица преисполнены благоговейными чувствами. Они с надеждой обратили свои взоры на деву Марию и ее дитя.

Фреска «Мадонна Оньисанти» является одной из самых красивых и величественных работ автора. Он смог совместить в ней тонкую божественную энергию с плотностью мира материального. Каждый изображенный герой здесь имеет объем и энергию, что является редкостью для иконографии тех времен.

Информация частично взята на сайте opisanie-kartin.com

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone)

(Виккьо, июль 1266 — Флоренция 8 января 1337) — итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

Джотто родился в июле 1266 года в городке Веспигниано, ныне Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции в семье кузнеца Бондоне.

Ещё по одной версии, Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как «del popolo di Santa Maria Novella». Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто, но также возможно, что это самостоятельное имя художника

Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

  • Путешествие
  • Европа
  • Впечатления
  • Факты

Источник: https://cont.ws/post/631019

Ссылка на основную публикацию