Мадонна с младенцем и святыми (алтарь колонна), рафаэль

Мадонны Рафаэля (42 картины)

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском» (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Солли» (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Пасадина» (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения — городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.

«Мадонна с младенцем на троне и святые» (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

«Мадонна Диоталлеви» (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу — Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. «Мадонна Диоталлеви» датирована 1504 годом.

На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения.

В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино — учителя Рафаэля.

«Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас «Мадонна Конестабиле» находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). «Мадонна Конестабиле» считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

«Мадонна Грандука» (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

«Малая Мадонна Коупера» (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Терранува» (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев — итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Ансидей» (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

 Мадонна Ансидей. Деталь

«Орлеанская Мадонна» (Madonna d'Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.

Картина Рафаэля «Святое семейство с безбородым святым Иосифом» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

«Мадонна в зелени» (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

«Мадонна с щеглёнком» (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.

«Мадонна с гвоздиками» (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. «Мадонна с гвоздиками», как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Прекрасная садовница» (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.

Картина Рафаэля «Святое семейство с агнцем» (Sacra Famiglia con l'agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.

Картина «Святое семейство Каниджиани» (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Картина Рафаэля «Мадонна Бриджуотер» (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

«Мадонна Колонна» (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Эстерхаци» (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).

«Большая Мадонна Коупера» (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и «Малая Мадонна Коупера», картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Темпи» (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.

«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна Альдобрандини» (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна в голубой диадеме» (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).

«Мадонна Альба» (Madonna d'Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы — герцогини Альба. «Мадонна Альба» долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

«Мадонна с вуалью» (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.

«Мадонна из Фолиньо» (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке.

Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами.

Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

«Сикстинская Мадонна» (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа — святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

«Мадонна дель Импанната» (Madonna dell'Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

«Мадонна в кресле» (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

 «Мадонна в шатре» (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).

«Мадонна с рыбой» (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.

«Прогулка Мадонны» (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).

Картина Рафаэля «Святое семейство Франциска I» (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца — короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном — Иоанном Крестителем. Позади — фигуры двух ангелов.

Картина Рафаэля «Святое семейство под дубом» (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

«Мадонна с розой» (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

Картина «Малое святое семейство» (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).

Источник: http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/134%D0%BFny-rafajelja

Мадонна с младенцем на троне и святые и алтарь Колонна

Рафаэль. «Мадонна с младенцем на троне и святые».1503-1505 гг. Масло, дерево. 171,5 x 234 см.Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

(Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. 

На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

Главная панель, общий размер 172,4 х 172,4 см, окрашенная поверхность 169,5 х 168,9 см; люнет, в целом  74,9 х 180 см, окрашенная поверхность 64,8 х 171,5 см.

Читайте также:  Картина "дорога из версаля в лувесьенн", 1870, писсарро

Этот ранний алтарь Рафаэля был написан для маленького францисканского женского монастыря Сант Антонио в Перудже.

По словам Вазари, он был заказан монахинями, которые попросили Рафаэль изобразить Младенца Христа и младенца святого Иоанна Крестителя полностью одетыми.

Их покровительство может также объяснить консервативный стиль картины и повышеное внимания к золотым украшением. Рафаэль, возможно, начал алтарь в Перудже в 1504 году, а завершил его после поездки во Флоренцию, где он изучал работы Фра Бартоломео.

Люнет сохраняет чистоту раннего, Рафаэля, пишущего в стиле Перуджино, в то время как смело написанные фигуры святых мужчин соответствуют его флорентийскому периоду творчества.

Алтарь сохранился в монастыре до 1663 года.

В трудные времена, монахини С. Антонио продали пределл, состоящий из пяти маленьких картин агенту королевы Швеции —  Кристины.

Причиной была страдавшая репутация монастыря и самих монахинь задолжавших 300 экю мяснику за мясо и 200 экю за зерно, вино и масло. 

 Это было согласовано с епископом Перуджи, который предусматривал, что будут созданы копии и в пределле они заменят оригинальные картины.

Копии, в настоящее время находяться в галерее Умбрия, Перуджа, изображающие «Моление о чаше», «Шествие на Голгофу» и «Пьета» на одной доске.

Несколько лет спустя, монахини вновь оказались в финансовые трудности.

На этот раз епископу Перуджи одобрил продажу основной панели, а люнеты. Новый владелец  Граф Антонио Bigazzini приобрел основную панель и люнету в 1678 году за 2,000 эскудо.

Они также были заменены копией, которая была украдена вскоре после того, как монастырь был закрыт в 1810 году.

  Bigazzini, возможно, действовал только в качестве агента для следующего владельца, 'Colonna', одной из самых знатных семей Рима, в честь которого и назван теперь алтарь. Картина в палаццо Колонна оставался до тех пор пока все картины семьи были проданы в 1798 году. 

 В том же году помост попал на рынок в Лондоне как и часть Орлеанского алтаря и тогда же отдельные панели нашли разных покупателей. 

Основной алтарь и обрамление, а также одна часть пределла в настоящее время находятся в Нью-Йорке (музей Метрополитен). Другие части пределла находяться в Бостоне (Isabella Stewart Gardner Museum) и Лондоне (Dulwich картинная галерея).  Выставка в музее Метрополитен в 2006 году воссоединила семь панелей Алтаря семьи  Колонн Рафаэля в первый раз с момента их разделения в 17 веке. 

Источник: http://gallery-allart.do.am/publ/khudozhniki/rafaehl/madonna_s_mladencem_na_trone_i_svjatye_i_altar_kolonna/8-1-0-99

«Небесный» Рафаэль: путешествие из Урбино в Рим |

В рамках проекта «Итальянская осень» и в честь открытия выставки «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей» в ГМИИ им. Пушкина мы подготовили маршрут по городам, где жил и работал великий мастер Ренессанса.

Урбино

  

Рафаэль родился 3 марта 1483 года в городе Урбино, в то время — одном из важных центров эпохи Возрождения. Отец Рафаэля, Джованни Санти, был известным живописцем, располагавшим собственной мастерской. Заказы для Санти поступали от самого герцога Урбино Федериго да Монтефельтро и его наследника Гвидобальдо.

В раннем детстве Рафаэль вполне предсказуемо увлекся живописью. Первые пробы пера были сделаны благодаря отцу и его подмастерьям. У юного Рафаэля была возможность изучать произведения признанных мастеров Возрождения — Пьеро делла Франческа, Мелоццо да Форли и других художников.

На протяжении всего творческого пути Рафаэль не раз будет покидать родной город и вновь возвращаться туда. Так, после окончания своей работы в Перудже, Читта-ди-Кастелло и Флоренции Рафаэль вернётся в Урбино, чтобы поработать над  заказами для герцогского двора.

Главное место, связанное с Рафаэлем в Урбино, – дом-музей, где художник появился на свет. Здесь находится первое известное живописное произведение мастера – «Мадонна с младенцем», написанная Рафаэлем в 1498 году на стене одной из комнат.

 

Дом-музей Рафаэля — www.accademiaraffaello.it

В Урбино также можно увидеть картину с условным названием «Немая». Этот женский портрет, выполненный в 1507 году, выставляется в Национальной галерее области Марке.

На полотне, скорее всего, изображена покровительница Рафаэля Джованна Фельтрия, сестра Гвидобальдо да Монтефельтро.

Именно она в 1504 году написала рекомендательное письмо гонфалоньеру Пьеро Содерини, прося оказать художнику из Урбино тёплый прием во Флоренции.

Национальной Галерее Марке — www.gallerianazionalemarche.it

Перуджа

 

Первое упоминание о Рафаэле в Перудже датируется 1490 годом – будучи еще мальчиком, он посещал мастерскую Перуджино. Доподлинно это неизвестно, но возможно, именно Рафаэль в 1497 году выполнил отдельные элементы полиптиха в церкви Санта-Мария-Нуова в городе Фано, а также принял участие в создании фрески в здании Гильдии Менял в Перудже.

В 1503 году по заказу Магдалины Одди Рафаэль начал писать картину «Коронование Девы Марии» (сейчас она в Ватиканской картинной галерее), предназначенную для церкви Сан-Франческо-аль-Прато. Картина осталась незаконченной, а после смерти Рафаэля ее дописал Джулио Романо.

Капелла Сан-Северо, Рафаэль и Перуджино, около 1505-1508 и 1521

Ещё один заказ Рафаэль выполнил для церкви Сант’Агостино – «Алтарь Колонна» (Метрополитен музей, Нью-Йорк).

Также в Перудже Рафаэль создаёт «Алтарь Ансидеи» (Национальная галерея, Лондон). Он выполнил эту работу по заказу Бернардино Ансидеи для его фамильной часовни в одной из церквей Перуджи. Часовня была посвящена святому Николаю из Бари (Николаю Чудотворцу).

В 1505 году Рафаэль работает над фреской в церкви Сан-Северо, которую после смерти мастера закончил Перуджино. Говорят, пожилой живописец был чрезвычайно опечален смертью Рафаэля и завершил работу из уважения к его безграничному таланту.

Капелла Сан-Северо — www.perugiacittamuseo.it

Читта-ди-Кастелло

Источник: https://latuaitalia.ru/art/nebesnyj-rafael-puteshestvie-iz-urbino-v-rim/

Мадонна с Младенцем в живописи

Лукас Кранах Старший.
«Мадонна с Младенцем под яблоней».
Около 1530.

Мазолино и Мазаччо.
«Мадонна с Младенцем, святой Анной и ангелами».
1424.
Галерея Уффици, Флоренция.

Мариотто Альбертинелли.
«Мадонна с Младенцем и со святыми Иеронимом и Зиновием».
1506.

Мариотто Альбертинелли.
«Мадонна с Младенцем».

Мастер Апофеоза Девы Марии.
«Мадонна с Младенцем и со святыми Анной, Петром, Георгием и Христофором».
Около 1480.

Мастер Букингемской мадонны.
«Мадонна с Младенцем на троне».
Между 1460 и 1465.

Мастер женских полуфигур. Работал в Антверпене в первой половине XV века.
«Мадонна с Младенцем».

Мастер легенды о святой Екатерине.
Триптих «Мадонна с Младенцем». Центральная панель.
Около 1470-1500.

Мастер Рождества Кастелла.
«Мадонна с Младенцем в окружении четырёх ангелов».

Мастер Святого рода.
Триптих «Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной и Варварой» (открыт).

Мастер цеха шерстянщиков. Работал в конце XIV — начале XV века во Флоренции.
«Мадонна с Младенцем, четырьмя святыми и четырьмя ангелами».

Мастерская Андреа дель Верроккьо.
«Мадонна с Младенцем».
Вторая половина XV века.

Пальма Старший (Якопо Негретти).
«Мадонна с Младенцем».
1515-1516.

Пальма Старший (Якопо Негретти).
«Мадонна с Младенцем и заказчиками».
Около 1505.

Паоло Веронезе.
«Мадонна с Младенцем, со святыми Юстином и Георгием и бенедиктинским монахом».

Перуджино.
«Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, святой Розы и святой Екатерины».

Понтормо (Якопо Карруччи)
«Мадонна с Младенцем, со святыми Иосифом и Иоанном Крестителем».
1520-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Рафаэль Санти, прозванный Рафаэлем.
«Прекрасная садовница (Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем в пейзаже)».

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Мадонна с младенцем на облаке».
1641.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Мадонна с Младенцем, кошкой и змеёй».
1654.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Один из трёх королей поклонения Мадонне с Младенцем».
1635.
Государственный музей, Амстердам.

Сандро Ботичелли.
«Мадонна «Magnificat». Мария с Младенцем Христом и пятью ангелами».

Филиппо Липпи.
«Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори).

Фра Анджелико (Гвидо ди Пьетро).
«Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Франча Франческо (Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини).
«Мадонна с Младенцем, святыми Лаврентием и Иеронимом и музицирующими ангелами».
1500.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Франческо Мармитта.
«Мадонна с Младенцем, со святыми Бенедиктом и Квентином и двумя ангелами».

Якопо Беллини.
«Мадонна с Младенцем и с донатором Лионелло д'Эсте».

Ян Госсарт (копия XVI века).
«Мадонна с Младенцем».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ян Провост.
«Мадонна с Младенцем».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1 …

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Источник: http://aria-art.ru/0/M/Madonna%20s%20mladencem/2.html

Рафаэль Санти – биография и картины художника в жанре Высокое Возрождение – Art Challenge

Рафаэль Санти (28 марта[2] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело.

«…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела?нджело Буонарро?ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).

Читайте также:  Свобода на баррикадах (свобода, ведущая народ), делакруа, 1830

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура.

Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Правосудие» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов.

«Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же — бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»[4]

«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески.

«На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками.

https://www.youtube.com/watch?v=mvADl6F1Lr4

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513—1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.

Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску.

Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, — такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»

Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/95.html

М. Гордеева(редактор) — Лувр

Филиппо Липпи (1406–1469) Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори) 1437. Дерево, темпера. 208×244

Филиппо Липпи, художник эпохи Раннего Возрождения, получив монастырское воспитание, принял монашеский обет и создавал религиозные композиции.

Это алтарный образ, заказанный живописцу для капеллы, посвященной Святому Фредиано, в церкви Санто-Спирито во Флоренции. Художник — истинный певец прекрасного.

В изображении Мадонны с Младенцем и ангелами небесными он создает прелестные образы, поражающие возвышенной красотой.

Ангелы удивительны в своей непосредственности: они задумчиво глядят по сторонам, кто-то из них смотрит на Мадонну, которая, держа на руках божественного Младенца и опустив глаза, подходит к двум коленопреклоненным святым — Фредиано и Августину.

До 1810 алтарь оставался в церкви. В ходе наполеоновских завоеваний он был отправлен во Францию и на родину уже не возвращен. В 1814 работа попала в Лувр.

Симоне Мартини (около 1284–1344) Несение креста 1333. Дерево, темпера. 30×20,5

«Несение креста» — фрагмент алтаря, известного как «Полиптих Орсини». Он посвящен страстям Христа и состоит из шести частей, ныне хранящихся в разных европейских музейных собраниях.

Эту работу мастера сиенской школы Симоне Мартини отличают драматизм и эмоциональный накал, которые художник привнес в традиционный сюжет.

На лицах персонажей ясно читаются чувства, обуревающие ими, что было бы немыслимым для византийской манеры письма.

Жесты и мимика героев патетичны и немного театральны, однако в этом находит выражение личное отношение художника к изображаемому им событию Священной истории, его сопереживание.

Козимо Тура (около 1430–1495) Пьета со святыми. Алтарь Святого Георгия в Ферраре 1474. Дерево, темпера. 132×267

Живописец Раннего Возрождения, Козимо Тура был придворным художником дома д'Эсте, герцегов Феррары.

Композиция «Пиета со святыми» является частью алтаря Святого Георгия в Ферраре. Пиета — это оплакивание Христа, умершего на кресте. Непременным участником таких композиций является Богоматерь.

На ее коленях распростерто бездыханное тело Сына, рядом изображены фигуры избранных святых, сопереживающих Ее горю. Здесь нет места красоте: лица всех присутствующих искажены скорбью и страданием, на лике Христа также лежит печать крестных мук.

Для передачи эмоционального состояния героев художник использует язык мимики и жестов, красноречиво говорящий об их переживаниях.

Андреа Мантенья (около 1431–1506) Святой Себастьян Около 1480. Холст, темпера. 257×142

Святой Себастьян — популярный образ в изобразительном искусстве, к которому обращались многие художники, живописуя жестокий эпизод его мученичества — страдание от пущенных в него стрел. Святой Себастьян в III–IV веках тайно исповедовал христианство.

Узнав об этом, император Диоклетиан приговорил его к смерти. Однако раны, нанесенные святому, не стали смертельными. Жена втайне выходила его, и он, не желая бежать из Рима, предстал перед Диоклетианом чудесно спасенным.

Император же вновь повелел казнить святого.

На луврской картине «Святой Себастьян» Андреа Мантеньи, живописца и гравера Раннего Возрождения, святой привязан к обломку античной колонны, нижняя часть его тела усеяна стрелами.

Колонна как часть разрушенного античного храма символизирует медленно уходящий в небытие мир язычества, за который так крепко держался император и жертвой которого пал святой Себастьян.

Рядом с ногами несчастного молодого мужчины сохранился мраморный фрагмент разбившейся статуи, когда-то стоявшей на этом месте и прославлявшей греко-римских богов.

Антонио Пизанелло (1395–1455) Портрет Джиневры д'Эсте 1435–1449. Дерево, темпера. 43×30

«Портрет Джиневры д'Эсте» («Портрет принцессы») — произведение итальянского живописца раннего Кватроченто Антонио Пизанелло. Профиль принцессы напоминает чеканные образы, создававшиеся на памятных медалях.

Некоторыми исследователями выдвигалось предположение, что изображенная является не Джиневрой д'Эсте, а другой представительницей этого дома, урожденной Гонзаго. Однако в настоящее время считается, что портрет принадлежит все же Джиневре.

Девушка запечатлена на фоне цветов. Для современного зрителя они значат не больше, чем просто живописный «природный» фон, однако современникам художника они могли бы о многом рассказать. Каждый цветок имеет свое символическое значение и обозначает определенное явление.

Читайте также:  «ужин в эммаусе», якопо бассано — описание картины

Включенные живописцем в «контекст» произведения, эти цветы несут тайный смысл, раскрывая историю жизни принцессы. Джиневра д'Эсте была убита своим мужем за то, что не могла иметь детей. Цветы гвоздики и колокольчики водосбора символизируют супружество и плодовитость, однако у водосбора (аквилегии) есть и иное значение — смерть.

О смерти говорит также и приколотая к рукаву платья веточка можжевельника.

Доменико Гирландайо (1449–1494) Портрет старика с внуком 1488. Дерево, темпера. 62×46

В «Портрете старика с внуком», личности которых остались неизвестными, Доменико Гирландайо, живописец Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы, стремился к реалистично-правдивому изображению своих моделей.

Трогателен образ маленького мальчика с выбивающимися из-под красной шапочки золотистыми кудрями, прильнувшего к деду в надежде найти то ли защиту, то ли ответ на какой-то мучающий его вопрос. Старику-деду художник не польстил.

Он изобразил его некрасивое лицо без прикрас, однако обращенный к ребенку взгляд, полный любви и нежности, придает его облику одухотворенность.

В открытом окне виднеется «идеальный пейзаж», характерный для живописи Ренессанса: долина с лентой реки, возвышающиеся вдали холмы и скалы. Отношения героев столь же прекрасны и гармоничны, сколь прекрасна и умиротворенна природа.

«Портрет старика с внуком» поступил в Лувр в 1886.

Пьетро Перуджино (1448–1523) Аполлон и Марсий 1495. Дерево, темпера. 39×29

Картина Пьетро Перуджино, живописца эпохи Возрождения, представителя умбрийской школы, посвящена греческому мифу о музыкальном состязании сатира Марсия и бога искусств Аполлона.

Сатир научился искусно играть на флейте, брошенной богиней Афиной, и, возгордившись своим совершенным исполнением, сделал вызов Аполлону. Аполлон, высочайший музыкант, не мог простить дерзкой выходки сатира, осмелившегося поспорить с ним.

Играя на лире, он выиграл музыкальный поединок, а в наказание за дерзость сорвал с Марсия кожу.

Жестокое окончание этой истории не вошло в сюжет картины. Перуджино написал состязание двух музыкантов, точнее игру на флейте Марсия. Он весь погружен в музыку и не замечает своего олимпийского противника.

Прекрасный Аполлон холодно взирает на сидящую фигуру сатира; его лира, стоящая у ног, ожидает момента, когда сиятельный бог извлечет из нее пленительные звуки, с которыми не в силах соперничать музыка смертных.

Рафаэль Санти (1483–1520) Прекрасная садовница 1507. Дерево, масло. 122×80

Рафаэль, великий итальянский живописец, график и архитектор, прожил недолгую жизнь. «Прекрасная садовница» («Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа») написана уже сложившимся мастером. Прелестный образ Девы Марии дышит спокойствием и умиротворением.

Фигуры юной Богоматери, Ее прекрасного Младенца и маленького Иоанна Крестителя очень органичны и словно растворяются в пейзаже.

Детали ландшафта, с любовью выписанные мастером — и растения, и дальние горы, и городские стены, — притягивают внимание зрителя.

Духовная и физическая красота находят воплощение в облике Богоматери, дивный лик которой светится бесконечной любовью к Сыну. В Его чистых глазах читается глубокое взаимное чувство, слитое с детской преданностью Матери.

Источник: https://profilib.org/chtenie/67116/m-gordeeva-redaktor-luvr-3.php

Рафаэль (рафаэло санти) (1483—1520) — «мадонна на троне с предстоящими святыми»

Художник РАФАЭЛЬ (РАФАЭЛО САНТИ) (1483—1520). Итальянская школа. «Мадонна на троне с предстоящими святыми» (Алтарь Колонна). Дерево, темпера. 169,2Х /69,2. Нью-Йорк. Музей Метрополитен

Гениальный итальянский живописец и архитектор, величайший мастер эпохи Возрождения, Рафаэль родился в Урбино.

Его отец, живописец Джованни Санти, рано обнаружил у сына художественное дарование и после первоначального обучения дома уговорил Пьетро Перуджино, который, как сообщает Вазари, был в то время первым среди художников, принять юного Рафаэля в свою мастерскую.

Перуджино воспитал в своем талантливом ученике чувство музыкальности линии, гармонии и благородства композиции, мягкой лиричности образов. «Мадонна на троне» была написана в 1504 году, еще в мастерской Перуджино.

Однако талант великого художника, создавшего впоследствии многочисленные алтарные образы мадонны, прославлявшие возвышенно прекрасный и глубоко жизненный идеал женской красоты, воплощенной в материнстве, проявился в шедевре из Музея Метрополитен в полной мере.

Картина была заказана монахинями монастыря св. Антония Падуанского. По обе стороны Богоматери художник изобразил святых Петра и Павла, Цецилию и Екатерину. Образ мадонны близок к образам Перуджино и несет в себе духовную чистоту и материнскую нежность. Облик святых дев отличается изысканностью черт и благородной плавностью линий.

Фигуры Петра и Павла, полные торжественного величия, предвещают следующий этап творчества живописца, когда Рафаэль будет работать во Флоренции и здесь сложится его зрелый стиль, столь полно выразивший гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты и гармонии, сложившиеся в эпоху Возрождения

Картина является ранней работой Рафаэля, чье творчество представляет собой одну из вершин итальянского Возрождения, и изначально находилась в монастыре святого Антония Падуанского в Перудже. Изображение Мадонны с Младенцем и предстоящими святыми было центральной частью алтаря, который в 1 б78 попал в собрание герцогов Колонна в Риме. Отсюда второе название произведения — «Алтарь Колонна». 

Алтарь создан, вероятно, в то время, когда Рафаэль еще пребывал в мастерской своего учителя Перуджино.

Влияние этого художника и живописи предшествующего столетия, Кватроченто, сказалось и в иконографии Мадонны, сидящей на троне под балдахином, и в сложной многофигурной композиции «святого собеседования», которое объединяет вокруг Богоматери с Младенцем святых Петра, Павла, Екатерину, Лючию (или Цецилию) и маленького Иоанна Крестителя. Но в произведении уже заметно стремление придать фигурам величественность и в то же время наделить их общим гармоничным настроением, наполнить лица, жесты и позы неземным спокойствием. Все это, доведенное до совершенства, станет особенностью живописи Рафаэля и шире — Высокого Возрождения. А Мадонна с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем — одной из любимых тем художника.

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/08/14831520.html

Базилика Святого Августина в Риме — Караваджо и Мадонна ди Лорето

Если вы остановились неподалеку от живописной барочной площади Навона в Риме, значит — у вас хороший вкус.

Если вы к тому же обожаете полотна великого художника-реалиста Караваджо, это одна из возможных причин подыскать отель неподалеку.

Если вы верите в исцеление и в глубине души почитаете Бога, у вас есть все основания посетить церковь святых Трифона и Августина на площади Сант'Агостино (см. на карте) в Вечном городе.

Одна из экскурсий наших гидов по Риму включает в маршрут посещение площади. Если у вас другие планы, включите в качестве дополнения самостоятельное знакомство с этой базилики. Пусть вас не смущает скромный возрожденческий фасад церкви: не все то золото, что блестит. Золото находится внутри. Хотите узнать подробнее?

История базилики

Церковь была построена в 1481 году архитекторами Джакомо ди Пьетрасанта и Себастьяно ди Фиренце. Можно смело сказать — это одна из первых римских церквей эпохи Ренессанса. Ее посвятили первоначально святому Трифону — христианскому мученику, казненному в эпоху Деция Траяна (250 г.).

Скоро церковь стала приходской и пришлось ее расширять. Новое здание церкви было завершено в 1483 году, а с 1587 года оно было передано кардинальскому титулу Святого Августина. Св. Августин считается одним из отцов римско-католической церкви, его почитают так же, как православные христиане чтят Иоанна Златоуста.

В базилике покоятся мощи  матери Св. Августина — святой Моники.

Фасад церкви и интерьер

Фасад базилики облицован плитами из травертина. В эпоху языческого Рима эти плиты украшали могучий Колизей. Однако Рим христианский охотно использовал материалы из древних цирков, форумов и базилик для того чтобы преобразиться. Это одна из загадок Города на семи холмах, но будьте готовы к другим сюрпризам.

Поднявшись по ступенькам, вы попадаете в необычный храм. Так сложилось, что его особенно почитали жрицы любви. Причем не простые девушки с улицы, а элитные куртизанки Рима.

Самые известные — Фьяметта (любовница кардинала Чезаре Борджия), чей прах покоится в церкви, Джулия Кампана из Феррары, ее дочь —  поэтесса, куртизанка и философ Туллия Арагонская и сестра Туллии —  Пенелопа.

Знатным конкубинам были приписаны сидячие места в первом ряду церковных скамеек — таком образом любопытная толпа могла созерцать во время церковной службы только затылки куртизанок и меньше отвлекалась от мыслей о Всевышнем.

Другая история связана с художником Караваджо. Как известно, этот гениальный живописец вел не совсем светский образ жизни. Помните слова Есенина Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист? Они прекрасно описывают самого Караваджо.

Согласно архивным источникам, Караваджо однажды в приступе гнева убил отца своей возлюбленной средь бела дня на площади Навона, после чего скрылся от преследования и суда в церковном приходе Св. Августина.

В благодарность он впоследствии написал знаменитую и не менее скандальную картину Мадонна ди Лорето (Матерь паломников, первая капелла слева). Вы можете насладиться ею, добавим лишь, что высокой публике и многим служителям Церкви не понравились две вещи в картине — глубокое декольте Богоматери и тот факт, что натурщицей стала куртизанка.

Не говоря уже о потрескавшихся грязных пятках паломников, что считалось в академической среде признаком дурного вкуса. Однако реализм победил: он сыграл роковую роль в бурной судьбе художника, а после его смерти стал примером для подражания.

Узнайте: все работы Караваджо в Риме — где они находятся

Еще один шедевр церкви — Статуя Мадонны с младенцем, названная Мадонна дель парто (Мадонна родов). По традиции многие считают, что статуя является редакцией античной статуи Агриппины и будущего императора Нерона.

На самом деле эта изящная скульптурная группа была создана скульптором Якопо Сансовино (1486 — 1570 гг.). Эта чудотворная Богоматерь считается самой почитаемой из многих, расположенных в римских церквях.

Впрочем, не менее восхитительна Мадонна с младенцем и Святой Анной (1512 г.) Сансовино.

И вне всякого сомнения, вас восхитит фреска великого Рафаэля Пророк Исаия в центральном нефе и большой алтарь с византийской иконой — творение гения Бернини.

Базилика открыта для посетителей с 7,30 до 12,00 и с 16,00 до 19,00. Помните о дресс коде и запрете на использование вспышек.

Источник: http://www.rivitalia.com/content/bazilika-svyatogo-avgustina-v-rime-karavad

Ссылка на основную публикацию