Мистическое рождество, сандро боттичелли, 1501

Ренессанс

(Новый Завет)

Беккафули. Рождество

Немногословное описание Рождества и Поклонения пастухов обросло в течение веков многочисленными подробностями. Наиболее популярный вариант этой истории рассказан в Золотой Легенде; когда Марии пришло время рожать, Иосифу явился ангел и сообщил, что семья должна перебраться в Вифлеем.

Иосиф погрузил вещи на осла, взял с собой быка, чтобы заплатить пошлину, и отправился из Назарета в Вифлеем. В Вифлееме не оказалось ни одного свободного дома, и Марии с Иосифом пришлось заночевать около города, в заброшенном хлеву, где Мария и родила.

По другой версии, особенно популярной в византийской иконографии, рождение произошло в пещере.

Рождество сопровождалось всевозможными знамениями: появлением трех солнц, разрушением храма Мира, явлением божественного Младенца в небесах, которого показала Тибуртинская сивилла императору Августу, появлением фонтана масла посреди реки Тибр.

Эти символические подробности Рождества превратились в отдельные сюжеты. Золотая Легенда рассказывает, что роды у Марии принимали две повитухи. Впервые они появляются в византийской традиции, где их зовут Саломея и Майя.

Саломея-повитуха ничего общего не имеет с дочерью Иродиады, ставшей причиной гибели Иоанна Крестителя. Майя, вторая повитуха, сразу уверовала в чудесное рождение Иисуса, а Саломея сказала, что она поверит в девственность Марии, если сама это освидетельствует.

У повитухи тут же отсохла рука, и только когда она дотронулась до новорожденного Иисуса, ей было даровано чудесное излечение, после чего Саломея и уверовала в Непорочное Зачатие.

В православной иконописи около Марии часто возникают две женские фигуры, хлопочущие вокруг Младенца. Без знания легенды об «Иссохшей руке повитухи» их появление в пустынной местности возле пещеры, где произошло Рождество, непонятно.

Кампен. Рождество

В западноевропейской иконографии повитухи носят имена Зеломии и Саломии. Они гораздо реже встречаются в западных изображениях Рождества.

«Рождество» нидерландского художника Робера Кампена — один из редких примеров включения в сцену фигур верующей и неверующей повитух.

Женщины одеты в фантастические платья, и театральная причудливость нарядов напоминает мистерии — первые представления в христианской Европе.

Рождество произошло в полночь, и на картине Кампена странное впечатление производит сияющее солнце. Кроме многочисленных рассказов о Рождестве, вроде того, что был включен в Золотую Легенду, об этом событии повествовали многие святые, которым были видения.

Одним из самых популярных был рассказ святой Бригитты, описавшей, как она лицезрела Деву в снежно-белом платье, прекрасную и чистую; как в мгновение ока появился прелестный Младенец, от которого исходило сияние; как Дева, не чувствуя ни малейшей усталости, стала ухаживать за Младенцем и никто не мог бы догадаться, что Она только что перенесла роды. На тексте Откровения святой Бригитты и основывается Робер Кампен. В тексте Откровения св. Бригитта славит Марию: «Тебя, Мария, зовут утренней зарею, ибо ты — родительница истинного солнца, Христа». Сияние солнца в «Рождестве» Кампена — это не реальность, а символ Иисуса, воссиявшей новой Веры.

Боттичелли. Мифическое Рождество

Идее рождения Новой Эры — Новой Веры — Новой Церкви посвящено «Мистическое Рождество» Сандро Боттичелли. У тех, кто знает Боттичелли как автора «Рождения Венеры» и «Примаверы», эта картина, проникнутая экстатическим религиозным чувством, вызовет удивление.

Что обозначают эти неуклюжие пастухи, обнимающие ангелов, дьяволы в расщелинах скал, коленопреклоненные фигуры в венках из оливковых ветвей, хоровод двенадцати херувимов в золотых небесах с оливковыми ветвями, к которым привязаны короны?

В центре картины — Дева Мария. Ее фигура превосходит размерами все остальные так, как на египетских ассирийских рельефах фараоны и цари возвышаются над остальными смертными. Боттичелли нарушает перспективу специально для того, чтобы сосредоточить наше внимание на Деве Марии — она даже главнее Младенца Христа.

Надпись на греческом языке вверху картины дает ключ к разгадке «Мистического Рождества»: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце года 1500, во время бедствий Италии… во время исполнения одиннадцатой главы Откровения Иоанна, во время второго горя Апокалипсиса».

«Мистическое Рождество» написано вскоре после сожжения Савонаролы. В 11-й главе Откровения говорится о двух пророках, свидетелях Божиих: «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их.

И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят».

Смерть пророков означала начало «второго горя» — великого землетрясения. Боттичелли воспринимает гибель Савонаролы как знамение Апокалипсиса, но в это время «второго горя» он создает видение будущего блаженства.

Рождество связывается с 12-й главой Апокалипсиса, в которой изображена битва «жены, облеченной в солнца», и дракона, битва Девы Марии, символизирующей Церковь, и дьявола. Оливковые ветви — знак мира, наступившего после победы, когда дьявола победили кровью Агнца.

Двенадцать корон — это венец из двенадцати звезд на главе Жены из Апокалипсиса, и они же — символ двенадцати апостолов.

Боттичелли провозглашает рождение Новой Церкви, очищенной кровью Савонаролы, и радость обитате-лей небес на его картине вторит словам Апокалипсиса: «Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них».

Правда, серафическая радость не предвещает ничего хорошего Флоренции, так как: «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени!» «Мистическое Рождество» создано как раз в то время, когда свирепствовал дьявол.

Боттичелли в своей картине использует греческий текст. Он также близок к византийской иконографии — Рождество происходит в пещере, а не в сооружении, представляющем собой комбинацию руин античного храма и хлева, как у многих других итальянских художников.

Развалины символизируют крушение язы-чества, но в то же время античная культура вторгается в изображение Рождества На гравюре Джорджо Гизи пастухи похожи на полуобнаженных гладиаторов и сцена напоминает изображение на римских саркофагах.

Так, несмотря на то что все события были предписаны священными текстами, в каждом Рождестве проявляется собственное «я» художника.

Читайте также:  «дочери эдварда дарли бойта», джон сингер сарджент — описание картины

Джорджо Гизи. Поклонение пастухов

(Аркадий Ипполитов)

Источник: https://www.renesans.ru/anthology/04.shtml

Мистическое Рождество

Интересна одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли «Мистическое Рождество».

В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит: «Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.»

Сандро Боттичелли «Мистическое Рождество» (1501) 
Холст, масло. 108,5 × 75 см 
Национальная галерея, Лондон, Великобритания 

«Мистическое Рождество» — одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто, ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира. 

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли.

Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов, именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название.

В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея. В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит: 

Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине. 

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно.

Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро — производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года).

Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного. 

«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными кампаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено. 

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонароллы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника. 

О речах Савонароллы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет, напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели. 

На крыше хижины — три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонароллы.

В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей.

Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы — сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Misticheskoe_Rojdestvo/

Боттичелли Мистическое Рождество

«мистическое Рождество» (итал. Nativit mistica)— одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто, ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

«мистическое Рождество» — одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто, ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Картина Сандро Боттичелли Мистическое Рождество Христово: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

999 шедевров искусства, которые вы обязаны увидеть: рождественские

Себастьян», ок. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков.

1485, Нац. Полуобнаженный, как иего спутник сатир, бог сидит на бочке с вином, скрестив ноги. В «Мистическом Распятии» (Худож.

Хороший выбор для покупки – Мистическое рождество боттичелли

Столь же намеренно архаичен «готизирующий» стиль цикла его картин «Чудеса св. одухотворённостью. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. кризисе художника. Картина, написанная на мифологический сюжет. музеи, Берлин).

На картине «Мистическое рождество» внешний образ, то есть одежда теряют смысл. Первая из дошедших до нас многофигурных композиций Б. – «Поклонение волхвов» (1475–78, галерея Уффици, Флоренция)– отмечена строгим композиц.

Исследователи данной картины выяснили, что она была начата через несколько дней после известной обличительной проповеди Савонаролы, в 1499 году и является её иллюстрацией.

живописи (Рогира ван дер Вейдена). Триумф Вакха Пьяницы. Дерево, темпера. 1473–74, Гос. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.

  1. Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501
  2. Описание картины Сандро Боттичелли «Мистическое Рождество»
  3. Описание картины «Мистическое Рождество»
  4. Мистическое Рождество Сандро Боттичелли

Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. картин («Мадонна дель Магнификат», ок. Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает неподвижным его черты. 1492–97, Гос.

Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. По возвращении во Флоренцию Б. создаёт ряд религ.

1492, Старая пинакотека, Мюнхен и ок.

Вего иск-ве появляются ноты драматизма и религ. 1485, «Мадонна с гранатом», 1487, обе в форме тондо Уффици). 1470-хгг. 1483, обе– Уффици, Флоренция), «Венера и Марс» (ок. галерея, Лондон), «Рождение Венеры» (ок.

Одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто, ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Фигура Марии главная на этой картине.

Читайте также:  «встреча иконы», константин аполлонович савицкий — описание картины

музеи), женские портреты. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская национальная галерея. 1495, Музей Польди-Пеццоли, Милан) обнаруживается влияние нидерл. Учился у Фра Филиппо Липпи (1465–1467) испытал его влияние, также А. дель Поллайоло возможно, посещал мастерскую А. дель Верроккьо (1467–1468).

  • Мистическое Рождество – Сандро Боттичелли
  • Картина Мистическое Рождество Христово Сандро Боттичелли
  • Мистическое Рождество — Сандро Ботичелли
  • Другие картины Сандро Боттичелли
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Флоренция. Вихрь их одеяний обрисован пронзительно четкой линией. Его замысел смел и необычен. В некоторых работах (два варианта «Оплакивания»– ок. Фигуры отчетливо выступают на фоне голубизны и золота неба.

Зашифрованные аллегорич. Италия. живописца Апеллеса ок.

  • Джорджо Вазари – Рождество Христово (1546)
  • Дженни Нистрем – Рождественские открытки
  • Рогир ван дер Вейден – Поклонение волхвов (1458-1459)
  • Норман Роквелл – Очень хорошие мальчики и девочки (1939)
  • Сандро Боттичелли – Мистическое Рождество (1501)

БОТТИЧЕЛЛИ (Botticelli) Сандро (собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) (ок. художник и рисовальщик эпохи Раннего Возрождения. Картина художника Сандро Боттичелли «Мистическое Рождество». Картина написана или, во всяком случае, закончена Веласкесом в 1629 году.

1445, Флоренция– похоронен 17. 5. 1510, там же) итал. Над младенцем, который лежит на земле склоняется мадонна. С 1470-хгг. Ангелы в небе кружат в экстатическом хороводе. 1484–85, Уффици) образ Венеры у Б. трактован вдухе флорентийского неоплатонизма.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Мистическое откровение Боттичелли
  3. Картина Мистическое Рождество – Боттичелли Сандро
  4. Что еще покупают в интернет магазинах

Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах. Сблизившись с кругом флорентийских гуманистов, Б. с кон. экзальтации, резкость движений изломанность линий, напряжённая интенсивность цвета («Алтарь Сан-Барнаба», ок. галерея, Лондон) проникнута глубоким религ.

На лентах, обвивающих ветви, читаются надписи из молитвенных славословий: «На земле мир, в человецех благоволение» и другие. работал во Флоренции при дворе Лоренцо Медичи принадлежал к флорентийской школе. Галерея Уффици. В последние годы жизни мастер практически перестал работать. 203 x 314 см. Умер Боттичелли в безвестности.

В выполненных Б. в 1481–82 трёх настенных фресках в Сикстинской капелле в Ватикане («Искушение Христа», «Юность Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона») величественная гармония пейзажа и архитектуры сочетается с преувеличенной эмоциональностью движений и жестов.

Но это же не просто пьяная пирушка, в картине есть ощущение вакхической стихии.

Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро – производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года). 1478, Нац.

В этой картине Боттичелли изображает видение, где образ мира предстает без границ, где нет организации пространства перспективой, где небесное смешивается с земным. Поздняя картина Б. «Мистическое Рождество» (ок. 1501, Нац. В убогой хижине родился Христос.

Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов именно тогда Джон Рескин дал холсту его нынешнее название. галерея, Лондон).

Они не сверкают роскошью и подобными украшениями. 1473–1474, Уффици), портрет Джулиано Медичи (ок.

Одушевлённость ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность лёгких, трепетных линий, бестелесность холодных, прозрачных или эмалево-насыщенных красок сообщают его композициям оттенок изысканной декоративности, создают атмосферу мечтательности и светлой грусти. Рядом с ней, спиной к зрителю сидит Святой Иосиф. интонация («Св.

В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника. В рисунках к «Божественной комедии» Данте (ок. По заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи Б. создаёт свои самые известные картины: «Весна» (1477–78) с её сложной аллегорич. Так же ее голова расположена прямо по центру произведения. произносящая молитву. состояния модели: «Человек с медалью» (ок.

1495, галерея Паллавичини, Рим) уже свидетельствуют о глубоком внутр. программой, вдохновлённой, вероятно, поэзией А. Полициано «Паллада и кентавр» (ок. 1490, Уффици). Зиновия» (1500–05, Картинная галерея, Дрезден Метрополитен-музей, Нью-Йорк Нац.

https://www.youtube.com/watch?v=AUPr69i1Wko

Размер работы мастера 108, 5 x 75 см, холст, темпера. Художник находит такие формы характеристики, которые не разделяют возвышенное и низменное.

1495, Уффици) и «Покинутая» (ок. Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно. Возрождение. Его улыбка передана необычно живо и естественно.

чувством и посвящена памяти казнённого Савонаролы. композиции «Клевета» (по описанию Лукианом несохранившейся картины др. -греч. галерея, Вашингтон и др. Эту священную сцену явления в мир Спасителя художник трактует как религиозную мистерию излагая ее «простонародным» языком.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/bottichelli-misticheskoe-rozhdestvo/

Читать «Сандро Боттичелли»

Есть существа с таким надменным взглядом,

Что созерцают солнце напрямик;

Другие же от света прячут лик

И тянутся к вечеровым отрадам

И третьи есть, отравленные ядом

Любви к огню, и пыл их так велик,

Что платят жизнью за желанный миг.

Судьба дала мне место с ними рядом!

Петрарка (Пер. А. Эфроса)

Автопортрет Боттичелли. Фреска Сикстинской капеллы. Рим, 1481–1482.

В свете литературных, исторических, философских ассоциаций Сандро Боттичелли возникает то классиком, то романтиком, то эпикурейцем, то мистиком, то психологом, то формалистом. В нем находили мужество и женственность, сказочность и реальность. Так или иначе, Боттичелли не был художником, определяющим рубежи искусства своей эпохи — скорее, он был уклонением от ее основного пути.

Но именно всеми отмеченное непостоянство натуры живописца сделало его творчество для нас воплощением всего аромата, всей весенней свежести раннего итальянского Возрождения, обетованной землею которого по праву считают Флоренцию — город, где Сандро Боттичелли родился и умер, всецело прочувствовав и пережив тот период, когда Европа готовилась к обновлению своей культуры. Во Флоренции второй половины XV века острее, чем где бы то ни было, ощущалась напряженность тогдашней жизни. А Сандро Боттичелли как никто другой был плотью от плоти этого города, этой жизни.

Читайте также:  Музей костей - костехранилище, чехия, седлец

Судьба живописца сполна испытала воздействие бурь напряженной эпохи.

Его тонко-прозрачное искусство, то безмятежное, то смятенное, впитавшее в себя множество современных художнику противоречий, — причудливое, пронзительное, но внутренне чрезвычайно правдивое отражение самых глубинных ее веяний.

Правда, для времени биографий, сверх всякой меры наполненных приключениями, жизненная история Сандро Боттичелли выглядит весьма небогатой, прочерчиваясь на общем ярко событийном фоне Ренессанса как бы пунктиром, светит, скорее, чужим, отраженным светом, однако духовная ее насыщенность сполна заменяет недостаток житейских перипетий. История души художника является вместе с тем и историей его искусства. И это преобладание внутренней жизни над внешнею формой ее выражения — первое качество, которое делает наследие Боттичелли удивительно близким особенностям современного восприятия.

Эта книга — попытка рассказа о жизни и характере творца, необычайно насыщенных психологически, в неразрывной связи, в разнообразнейших сопряжениях его со многими историческими событиями и лицами, в их близости или чуждости ему.

История, поэзия и философия, сыгравшие немалую роль в становлении и развитии художнического облика Боттичелли, при подобном подходе служат уже не фоном, а живою действенной средой, в которой и герой — лицо живое, по-своему активное.

Среда, породившая необычайно острые социальные и духовные контрасты шедевров искусства и невероятных жестокостей, хищничества и подвига, святости и греха, утонченностей красоты и уродства. Эпоха гениальных артистов и великих авантюристов, зачастую сочетавших в одном лице то и другое, подобно Лоренцо Медичи.

В отличие от них Сандро Боттичелли был художником по преимуществу, но, не имея в себе авантюрной складки, тем не менее был способен понять натуры совершенно ему противоположные. Они занимали художника, как все вообще неповторимо особенное.

Этот интерес, это любопытство сделали Боттичелли одним из первых в Европе художников, дерзнувших вглядеться в душу отдельного человека и открывших в ней своего рода новый материк.

Такая постановка «проблемы Боттичелли» дает основание наметить вопрос, столь занимавший XIX, а за ним и XX столетия — «художник и общество» — в одной из самых ранних его стадий.

Это поможет выяснить истоки того особого места и той симпатии, которую произведения Сандро Боттичелли вызывают в наши дни, истоки того эстетически-психологического феномена, который делает художника нестареюще важным и необходимым для нас.

Я видел, как из моря вдалеке

Светило поднималось, озаряя

Морской простор от края и до края

И золотом сверкая на песке.

Я видел, как на утреннем цветке

Роса играла — россыпь золотая,

И роза, словно изнутри пылая,

Рождалась на колючем стебельке.

И видел я, с весенним встав рассветом,

Как склон травою первою порос

И как вокруг листва зазеленела.

И видел я красавицу с букетом

Едва успевших распуститься роз —

И все в то утро перед ней бледнело.

Маттео Боярдо (Пер. Е. Солоновича)

И кем ты вскормлен? — Юностью живою

И окруженной верными рабами:

Изяществом, тщеславьем, красотою.

А чем ты жив? — Прекрасными глазами.

Сильна ли смерть иль старость над тобою?

— Нет! В миге вновь рождаюсь дни за днями.

Серафино Аквилано (Пер. Ю. Верховского)

Золотой плащ

В 1475 году Боттичелли слегка приоткрыл неповторимое свое лицо в «Поклонении волхвов». Картина была заказана менялой Джованни ди Дзаноби дель Лама и в качестве алтарного образа предназначалась для церкви Санта Мария Новелла.

Композиция словно бы заключает в себе два разных мира — легенду поклонения евангельских волхвов новорожденному младенцу Христу и групповой портрет правящей верхушки города Флоренции.

Уже давно, а особенно с первой половины XV века, портреты современников — наиболее состоятельных или доблестных граждан, членов уважаемых буржуазно-патрицианских семей — довольно смело включались в традиционные религиозные сюжеты. Но те были маленькими одинокими островками в море церковной живописи, тогда как в картине Боттичелли портретные образы приобретают ведущее значение.

Благообразного облика старец — глава правящей фамилии, бережно целующий ножку младенца Иисуса, не столько переживает, сколько весьма импозантно разыгрывает религиозное рвение. Это Козимо Медичи, некогда мудро заметивший: «Достаточно одеть человека как следует, чтобы сделать из него уже порядочного гражданина».

И, словно бы следуя этому пожеланию, лукавому, но благому, художник облекает своих героев в полуфантастические-полусовременные нарядные одежды. Но даже это суетное пристрастие служит первой ступенькой великой цели — индивидуализации личности.

Во Флоренции XV века каждый горожанин, обладавший хоть сколько-нибудь сносными материальными возможностями и толикой фантазии, самоутверждается, сам для себя изобретая даже моду.

В сцене весьма куртуазного «Поклонения», где вымышленные персонажи искусно перемешаны с реальными, и реальным в различной степени приданы отдельные вымышленно-сказочные черты. Всем, кроме одного. Этот единственный — сам автор, согласно этикету тогдашних живописцев, занимающий в картине скромное место «живой подписи».

Он играет вполне определенную роль, сугубо необходимую во всех тогдашних театральных представлениях, — роль Пролога или Зазывалы. Он — представитель зрителей на сцене, комментатор и свидетель чуда.

Но, вопреки установленным обычаям, фигура Сандро — Пролога совсем лишена откровенности жеста и все же призывает к сопереживанию не менее настоятельно, чем самые настойчивые из указующих перстов. Художник один изо всех окутан золотистым плащом, который своею живою игрой усиливает тонкий блеск его рыжеватых кудрей.

Не напрасно он делает собственный облик средоточием разнообразных оттенков своего любимого золота, которое уделяет другим скупыми дозами только в отделке, в деталях одежды. Благодаря этому отодвинутый к самому краю картины автор не исчезает для зрителя. Он выглядит юношей, хотя ему здесь уже более тридцати лет.

Впрочем, первое впечатление юношеской легкости в художнике спорит со сложностью лица, очень зрелого по своему выражению. В нем доселе не частое в портретной живописи скопление противоречий, где строго замкнутая гордыня соседствует с невольной открытостью впечатлительной души.

Источник: http://litlife.club/br/?b=222690&p=68

Ссылка на основную публикацию