«мост славы», николай константинович рерих — описание картины

Мосты в живописи

Александр Витальевич Оболенский.
Висячие мосты.
2005.

Мост:

1. Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь и т. п.

Мост через реку. Железнодорожный мост. Понтонный мост. Разводить мосты.

2. Помост, настил из досок и брёвен.

3. Обл. Холодные сени между передней и задней избой.

Они долго и тщательно закрывали дверь в сени, которые в северных деревнях называют мостом. (Л. Фролов. Глухая изба.)

4. Спорт. Приём в борьбе, при котором тело изогнуто грудью вверх с упором на затылок и пятки.

5. Тех. Часть шасси автомобиля, трактора, в которой расположена передача от дифференциала к паре колёс.

Передний мост. Задний мост.

6. Спец. Планка, на которой укрепляется ряд искусственных зубов.

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1982.

* * *

Б. Патерсен.
Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте.
Начало XIX века.

Самый широкий мост в мире сооружен в порту Сиднея (Австралия). При ширине 51,8 м по нему проходят 2 железнодорожные линии, 8 транспортных магистралей для автомобилей, велосипедов и пешеходов.

Самый, самая, самые. «Техника – молодёжи» №12 1983.

* * *

Василий Васильевич Верещагин.
На мосту.

С древности китайцы уделяли особенное внимание мостам. Строительство мостов считалось богоугодным делом, и многие монастыри и богатые люди в империи жертвовали на него немалые средства.

Вот почему при почти полном отсутствии в старом Китае хороших дорог в нём всюду можно встретить превосходные каменные мосты.
Крупнейшие каменные мосты, состоящие из нескольких секций, находятся в провинции Фуцзянь.

Один из них, что в городке Аньпин, тянется на 2,5 км и является самым длинным каменным мостом в мире.

Владимир Малявин. Китайская цивилизация. Москва, «АСТ». 2001.

* * *

Василий Семёнович Садовников.
Казанский мост через Екатерининский канал на Невском проспекте. Справа — дом В. В. Энгельгардта. Фрагмент панорамы Невского проспекта.
1830-е.

Самый удивительный мост. Его спроектировал Иван Кулибин в 1776 году. Пролет этого арочного моста составлял 298 метров и мог перекрыть Неву. Чтобы доказать, что такой мост реален, гениальный самоучка сделал модель 1:10, нагрузил камнем и сам встал под аркой.

Модель не развалилась, но в реальность проекта все равно не поверили, а мост не был построен.
Самый длинный мост. Соединяет Швецию и Данию. Его длина – 14 км.
Самый высокий мост в Европе. Так и называется – «Европа». Он пересекает реку Зилль южнее Инсбрука.

Высота моста – 190 м, то есть под ним легко поместилась бы хорошая колокольня.
Больше всего мостов. Не в Венеции, не в Амстердаме, и не в Петербурге, а в Гамбурге, где на сегодня их более 2500. Зато наш город – абсолютный чемпион по количеству разводных мостов.
Самый широкий мост в России.

Это Синий мост через Мойку в Питере. Его ширина – 99 метров.

Мосты-рекордсмены. «Петербург-экспресс» №29 2001 год.

* * *

Василий Семёнович Садовников.
Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте. Слева — дворец Строгановых, справа — дом Косиковского. Фрагмент панорамы Невского проспекта.
1830-е.

Кое-что о мостах

Первый металлический мост в России начали строить в 1804 году в Петербурге. Это был чугунный арочный мост через Мойку, известный вначале как Зеленый – по цвету окраски, а позже как Полицейский: он находился невдалеке от Управления столичного полицмейстера. Длина моста 21,3 м. после него в столице построили еще несколько небольших одноарочных чугунных мостов.

В Москве в 1835 году был построен самый большой в то время чугунный одноарочный мост с длиною пролета в 40 м. но он оказался самым неудачным из всех 15 металлических мостов, сооруженных к тому времени в России. Спроектировали его с ездою понизу, но из-за того, что арочные своды разместили слишком низко, высокие экипажи проезжали по нему с большими затруднениями.

Случалось, погребальные колесницы-катафалки с высоким балдахином застревали на этом мосту, надолго тормозили всякое по нему движение. Поэтому, будучи еще вполне исправным, он в 1888 году подвергся переделке. Первым висячим железным проезжим мостом в России стал Пантелеймоновский, через Фонтанку, построенный в 1824 году. Это был одноарочный мост с длиной пролета в 16 м.

строился он по особому разрешению главноуправляющего путями сообщения, так как в его практичность мало верили. 130 лет назад был построен самый большой тогда мост в России. Это был восьмипролетный Николаевский, ныне имени лейтенанта Шмидта, мост с пролетами длиною от 30 до 47 м, сооруженный по проекту известного инженера-путейца Кербедза.

Он считался в то время восьмым в мире по величине и был первым разводным мостом в России. Первое предложение перекрыть Неву постоянным мостом возникло в 1776 году, когда Кулибин предложил проект деревянного одноарочного моста длиною почти в 300 м.

через пять лет свой проект семиарочного каменного моста предложил Перроне, а в конце того же столетия Герард составил свой проект тринадцатиарочного моста на каменных устоях.

Но все эти проекты были отклонены, так как строительство многоарочных мостов через быструю Неву, с установкой в русле большого количества каменных широких опор могло бы повести к сужению реки, усилению ее течения и к подмыву самих этих опор. Поэтому во второй четверти прошлого века было разработано еще три проекта постоянных мостов через Неву.

Но после рассмотрения всех их они были отклонены и решено было строить чугунный мост по проекту Кербедза. Все остальные мосты в Петербурге построены позже. В Москве первый арочный мост – Каменный — существовал с 1887 года. Его возвели во времена правления царевны Софии заморские каменщики. В 1858 его заменили железным, хотя название Каменный за ним сохранилось до наших дней.

Железобетонные мосты впервые появились в России в 1892 году, при сооружении частной железной дороги на линии Рязань – Казань. Причем изготовлены они были в форме большого сечения трубы, положенной своей осью поперек дороги.

Но официально их разрешили строить только с 1898 года, так как до этого времени в них не верили! После этого железобетон прочно вошел в практику русского мостостроения и завоевал себе признание как на железных дорогах, так и на обычных, шоссейных проезжих дорогах.

В отдельных случаях бетон, ввиду своей практичности, надежности и дешивизны, начал вытеснять камень даже при сооружении опор для мостов, которые, кстати сказать, впервые появились в русском мостостроении только в 1821 году. Сталь в мостостроении впервые была употреблена в 1874 году в США. В России только в 1910 году был спроектирован стальной мост, который должен был стоять на железнодорожной линии Люберцы – Арзамас. Но в Министерстве путей сообщения сразу утвердить его отказались: специалистов министерства насторожило то, что по проекту он был на 30% легче железного, хотя автор проекта и гарантировал сохранение прежней прочности при уменьшении веса материала. До революции в Петербурге было 63 больших моста, а в Москве – 21. Это составляло 2/3 всех больших мостов, сооруженных тогда в государстве.

Через год исполнится 865 лет со дня сооружения первого русского моста, наплавного, деревянного, на плотах, построенного в 1115 году Владимиром Мономахом в Киеве. Первый постоянный свайный мост построил Пётр I в 1715 году, через 600 лет после Мономаха.

Н. Супрунов. Кое-что о мостах. «Техника – молодёжи» №12 1979 год.

* * *

Василий Семёнович Садовников.
Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте. Слева — дом, где помещалась кондитерская Вольфа и Беранже. Фрагмент панорамы Невского проспекта.
1830-е.

Первые мосты на больших реках возникли приблизительно в 600 году до нашей эры. В Вавилоне при Навуходоносоре II (604-552 г. до н. э.) был воздвигнут мост на Евфрате, стоявший на 7 могучих столбах из камня и обожженного кирпича. При постройке моста был вырыт отводной канал. Мост разводился, что позволяло проходить судам. Примерно в это же время был построен деревянный мост на Тибре в Риме.

«Наука и жизнь».

* * *

Вид на Исаакиевский наплавной мост и Английскую набережную.
Литография. 1820-е.

Вид на Исаакиевский наплавной мост и набережные. Слева, на набережной Васильевского острова, здания Академии наук и Кунсткамера.
Гравюра по рисунку М.-Ф. Дамам-Демартре.
1810-е.

Вид на Исаакиевский наплавной мост и Петровскую (Сенатскую) площадь.
Литография.
1830-е.

Джованни Пиранези.
Мост Салерно. Из серии «Виды Рима».

…первые металлические мосты были построены в горных районах Китая. Мосты сооружались из толстых железных цепей, на которые укладывали деревянный настил. Цепи закрепляли к скалам крюками.

«Техника – молодёжи».

* * *

Ж. Жакотте и Регамей.
Аничков мост.
Раскрашенная литография с оригинала И. И. Шарлеманя.
1850-е.

Иван Иванович Шишкин.
Дрезден. Мост Августа.
1862.

Иван Иванович Шишкин.
Мост через ручей.
1870-е.

Иван Иванович Шишкин.
Мостик в лесу.
1895.

Иван Иванович Шишкин.
Мостик.
1873.

Иван Иванович Шишкин.
Мостик.
1873-1892.

Иван Иванович Шишкин.
Пейзаж с мостиком.

Илья Ефимович Репин.
Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве).
1879.

Ирина Павловна Бобоева.
Горбатый мостик.
2006.

Исаак Ильич Левитан.
Мостик. Саввинская слобода.
1884.

К. Гампельн.
Закладка нового металлического моста.
1838.

Карл Павлович Брюллов.
Замок и мост Святого Ангела.

Карл Петрович Беггров.
Обуховский мост через Фонтанку. Фрагмент.
1823.

Карл Петрович Беггров.
Троицкий наплавной мост.
1820-е.

Карл Петрович Беггров.
Цепной Пантелеймоновский мост через Фонтанку.
Литография по рисунку Г. Треттера.
1820-е.

Неизвестный художник.
У Красного моста через Мойку. Фрагмент.
1830-е.

Неизвестный художник.
Старый Лондонсикй мост (вид до пожара 1666 года).
XVII век.

Окумура Масанобу.
Наслаждение прохладой вечера на мосту Рюгоку.
Около 1745.

Окумура Масанобу.
Наслаждение прохладой вечера на мосту Рюгоку.
Около 1745.

Николай Константинович Рерих.
Мост славы.

Ольга Александровна Крестовская.
Венеция. Мостик.
1997.

Ольга Борисовна Тихонова.
В усадьбе Пушкина. Мостик.
2005.

Ольга Борисовна Тихонова.
Горбатый мостик в Михайловском.
2006.

Постройка берегового устоя для нового Исаакиевского моста. [Петербург].
Литография по рисунку Г. Треттера.
1820-е.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Мостик Сикса.
1645.

Семён Фёдорович Щедрин.
Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной.

Сергей Светославский.
Москворецкий мост.

Сергей Кузьмич Фролов.
Михайловское. Мостик через Сороть.
1963.

Степан Филиппович Галактионов.
Въезд на мост со стороны Каменного острова.
1822.

Ф.-В. Перро.
Площадь у Калинкина моста.
Около 1840.

Фёдор Яковлевич Алексеев.
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста.

Франц Рубо.
Живой мост.
1897.

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ

Источник: http://aria-art.ru/0/M/Most/1.html

Картины, описание картин — Мост Славы 1923 г. — Музей Арт-Рисунок

О картине

Рерих Н.К. Свет / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

СВЕТ

Как увидеть Твой лик? Всепроникающий Лик, глубже чувств и ума. Неощутимый, неслышный, незримый. Призываю: сердце, мудрость и труд.

Кто узнал то, что не знает ни формы, ни звука, ни вкуса, не имеет конца и начала? В темноте, когда остановится все, жажда пустыни и соль океана! Буду ждать сиянье Твое. Перед Ликом Твоим не сияет солнце. Не сияет луна. Ни звезды, ни пламя, ни молнии.

Не сияет радуга, не играет сияние севера. Там сияет Твой Лик. Все сияет светом его. В темноте сверкают крупицы Твоего сиянья. И в моих закрытых глазах брезжит чудесный твой свет.

Читайте также:  Скульптура архаики: коры и куросы, описание

1918

Рерих Н.К. «Одеяние духа» / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

Но как же перейти от ступени нашего современного слабого глаза к ощущению космической правды? Может быть, мы навсегда или надолго утеряли пути правды и света? Может быть, лишь при совершенно исключительных условиях жизни мы можем прозреть? Или надо сменить жизнь для того, чтобы очиститься? Так каждый из нас в тишине ночи мучительно спрашивает себя.

Закрыты ли нам врата света и правды?И в то же время наш дух подсказывает нам, что ничего запрещенного нет. Тайный голос властно нам шепчет: «Все близко, все должно быть жизненно и практично».

И самообновление всей нашей жизни должно быть просто: должно быть начато здесь, среди нас, ибо дух человеческий — этот мост ко всему светлому и руководящему — никогда нас не покидает.

Chicago, 1921.

Рерих Н.К. Правда / Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО «Агни», 1996.

Без преувеличения можем утверждать значимость Прекрасного. Мы должны предчувствовать , что Великий Учитель придёт не только в окружении Любви и Истины, но и в сиянии Красоты. Лишь Красота объединяет разных по духу.Только в ритмах Красоты струны земли достигают Небес. И с Высот указ был дан об утверждении Красоты насущной. Мост Красоты высок и славен. Проходя сводами его, вбираешь в себя чудодейственные силы. Но пройти по нему может только освободившийся от предрассудков.

1922 г.

Рерих Н.К. Критерий Красоты / Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО «Агни», 1996.

Из всех испытаний испытание мощью красоты, как ничто больше, возвышает наши обычные способности. Многократно мы повторяли, что лишь через мост Красоты сможем достичь прекрасных огней противоположног о берега, уже предуказанных для нас. Пытались мы убеждать малодушных преодолевать обычаи тёмного средневековья и снова в повседневную жизнь энергично вводить красоту.Теперь нам предстоит определить, что же мы берём за основу в суждении о красоте. Множество канонов и образцов красоты дошло до нас от давних времен. Мы могли бы отметить бесспорные типы красоты, но как только новый тип утверждался, человечество поспешно устремлялось к поискам другого. Так оно и должно быть. Потому что ни поверхностными уставами, ни вычислениями не может быть найдено чувство гармонии. Мы знаем, что для восхождения недостаточно быть только одарённым и добродетельным, также нужна духовность. Лишь через созидательную духовность можно осознать ритм гармонии. Лишь через это качество можно ощутить реальную творческую мощь.Общеизвестно, что интуиция уже входит в пределы духовности. Поэтому для суждения о красоте мы можем взять формулу: «Через интуицию, на основе большого личного опыта, без всяких условностей и предрассудков».

1923 г.

Рерих Н.К. Культура / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

Но культура, по сущности своей, не знает разрушения как такового. Она безудержно, беспрестанно создает, она постоянно покрывает новым, высшим куполом несовершенство вчерашнего дня.

Но где же тот камень, который не пригодился бы мудрому строителю, берегущему каждую возможность? Истинно, в разных частях света сейчас возникает напряжение строительной энергии.

Ряды молодых работников вопиют: «Мы изнемогли от разрушения, мы отяжелели от бессмысленной механизации, мы хотим творить, мы хотим делать ту полезную работу, которая соединила бы нас с светлым будущим». В старых учениях всегда указывался мост, соединяющий старый и новый мир.

И нигде не говорилось ни о разрушении, ни о насилии.Если мыслить о духовности будущего, то ведь эта духовность не будет отвлеченной, но снова она вернется в зримость, в ощутимость, в непреложность. И снова Благодать станет вещественною, как вещественна и весома даже мысль.

Если кто облагораживает жизнь свою, если кто вместо сорительного злоречия старается вернуться к творчеству светлому, разве это смешно? Ведь хихикать будут только невежды, для которых само Знание уже является отвлеченностью, а сама Красота ненужною роскошью, и сама Благодать младенческою сказкою.

Но самые серьезные ученые уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков.

Те же ученые показали нам, что Культура и достижение государств строились Красотою. Уберите памятники Красоты, и весь аспект истории нарушится. Живучесть Красоты, вековая жизнеспособност ь культуры говорит нам об истинном претворении отвлеченности в явленную жизнь.

Вот и мы, вовсе не мечтатели, но работники жизни, и апостолат наш прежде всего в том, что мы стремимся сказать народу: «Помни о Красоте, не изгоняй ее облик из жизни и зови действенно и других к этой трапезе радости! А если увидишь союзников, не отгони их, но найди всю меру благого вмещения, чтобы позвать нас на то же мирное необъятное поле труда и созидания. В Красоте и в духе укрепятся силы твои, и взглянешь ты ввысь и прострешь крылья свои, как завоеватель сужденного Света…» В дни особых смятений и содроганий мы будем твердить о том же созидании, о том же благодатном Свете. И нет такого условия, которое бы могло отвратить вступившего на путь созидания.Не убоимся во имя Прекрасного и будем помнить, что насмешка невежества лишь толчок для подвига.Отрешаясь от эгоизма, если будем не только сами стремиться по пути Прекрасного, но и будем всемерно открывать его близким, мы уже будем выполнять ближайшую задачу осветления Культуры — восхождения духа.

1930 г.

Рерих Н.К. Чары Финляндии (Финляндскому Обществу имени Рериха) / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

Сердечно вспоминаю я, как в Америке я имел радость приветствовать великого строителя Финляндии Сааринена, создавшего незабываемый стиль в строительстве.

Я сказал ему: «Где же тот мост, который делает наши встречи такими дружественными? Где же тот ключ, который открывает наши сердца? И где же те крылья, которые через все препятствия несут нас во имя самого благородного и самого творческого? Прекрасное ведет нас через все мосты.

Прекрасное открывает наиболее тяжкие затворы. Прекрасное ткет светоносные крылья и объединяет души человеческие в их стремлении к единому Свету».

Гималаи. 1930 г.


Рерих Н.К. Зов о Культуре (Обращение на учредительном собрании Комитета

Общества Друзей Культуры) / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.Как радостно соединить драгоценное понятие Друг с понятием Культуры. Среди всех, часто необоримых, сложностей современной жизни понятие Культуры высится, как несокрушимая Башня, как тот великий Мост, по которому мы достигнем берег прекрасный.В разных частях света, в разных состояниях и в разных устремлениях мы находим то же зовущее, обобщающее понятие Культуры. Если нечто должно быть забыто — оно легко может быть забыто во имя Культуры. Если нечто должно быть созидаемо — оно легче всего может быть созидаемо во имя того же понятия света. Этот свет не отвлеченный, но свет реальности, как само Солнце согревает сердце человеческое и от прошедшего обращает нас лишь к будущему.

1930 г.

Рерих Н.К. Живая Мудрость (Ассоциации Спинозы при Обществе имени Рериха) / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего.

Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света. Вы знаете, какое глубокое значение в священных Учениях соединяется с символом Моста.

Через этот Мост придет Вышний во Славе!

Гималаи. 26 января 1931 г.


Рерих Н.К. Майтрейя / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.
Разве случайно пришествие Мессии должно произойти через мост? Какой же символ ближе всего мысли об единении, о воссоединении? Уже не по-восточному сидит Майтрейя, но по-западному, со спущенными ногами, готовый к пришествию. «Время сокращено есть». «Воистину не было еще времени, сокращеннее нашего!» «Сгущенно время». «Коротко время», «Узко время», на разных языках восклицают народы, трепеща от предчувствия, собирая вокруг чаяния своего лучшие символы. Без слов скажут, глазами укажут, как устремляется дух их к Тому Великому, которое предчувствовано всеми страданиями, всеми кострами, всем шепотом непонятого сердца. В чем и сознаться даже себе страшно, к мечте прекраснейшей открыт дух народный. И нет затемнения такого, которое бы пересекло путь в будущее, где исправится молитва, настанет мир и возвеселится дух радостью, не теперешнею, ликованием светлого завтра.

Кейланг.
24 августа 1931 г.

Рерих Н.К. Маха Бодхи / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

«Архат отдыхает ли? Уже знаете, что отдых есть перемена труда, но истинный отдых Архата есть мысль о Прекрасном. Среди трудов многообразных мысль о Прекрасном есть и мост, и мощь, и поток дружелюбия. Взвесим мысль злобы и мысль блага и убедимся, что мысль прекрасная мощнее. Разложим органически различные мысли и увидим, что мысль прекрасная — сокровищница здоровья. В мышлении прекрасном узрит Архат лестницу восхождения. В этом действенном мышлении есть отдых Архата».

Гималаи.


Рерих Н.К. 24 марта, 1940 / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Существует заблуждение, что во время войн и смятений Культура должна быть отставлена и даже как бы забыта. Но ведь именно мировые напряжения требуют особого внимания к росту Культуры. Возрождение и расцвет человечества происходили во времена высокой Культуры. Не забудем, что эти эпохи не явились неожиданно — но углубленно подготовлялись лучшими мыслителями. Потому и во время войн будем готовить истинный мир, во всей его просветленной деятельности. Пусть красота самоотверженног о, неустанного труда будет щитом верным.Будьте строителями прекрасных мостов! Повсюду найдите Слова ободрения и призыва к напряженному строительству. Не отгоните, не закройте дверей стучащимся. Там, где незнание, там знание может быть насаждено. Не огорчайтесь незнанием, но смотрите на него, как на лучшую пашню. Незнание часто лучше кичливого малого знания; от незнания, минуя среднее знание, могут построиться мосты к Высшему.

Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009.

97. «Мост Славы» — великий русский духовный подвижник, Сергий Радонежский, идет навстречу Будущему, поднимаясь в гору, над ним сверкает, переливаясь красками, мощное северное сияние, предвещая духовный мост между настоящим и Грядущим, озаренным всеми возможностями эволюции.

Хатунцев Н. Свет / Держава Рериха. Сост. Д.Н. Попов. М.: Изобразительное искусство, 1994.

СВЕТ

Должны признать на склоне лет И худшие умы, Что ясный день, что белый свет Всегда сильнее тьмы. Весь мир расколот пополам, Враждует сам с собой, Куда ни глянь — и здесь, и там Кипит жестокий бой.

Бесчисленных трагедий нет, А есть всегда одна — Там, где граничат тьма и свет, Рождается она. Но если тысячи личин Имеет липкий мрак, То свет — единствен и един — Царит во всех мирах. Мне скажут: «Свет и тьма равны». Отвечу: «До поры. Поверьте, не навек даны Нам правила игры».

Ты можешь самый чистый свет Создать из тьмы глухой, Когда материала нет Иного под рукой. Переплавляя в сердце тьму, Рождая пламя строк, Назло холодному уму Творить добро, как бог. Чтоб вдохновенье снизошло, И прямо на глазах Добро перетянуло зло На мировых весах.

Читайте также:  Национальная галерея, лондон, англия

Чтоб до скончанья наших лет Не усомнились мы, Что ясный день, что белый свет

Всегда сильнее тьмы.

Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/715-roerich-nicholas/detail/23742-nicholas-roerich-182

Космические мотивы в живописи Н.К. Рериха Подготовили: студенты факультета кибернетики Петухов Андрей и Орехов Иван (ККС-2-11) МГТУ МИРЭА В презентации. — презентация

1<\p>

2 Космические мотивы в живописи Н.К. Рериха Подготовили: студенты факультета кибернетики Петухов Андрей и Орехов Иван (ККС-2-11) МГТУ МИРЭА В презентации содержатся интерактивные элементы.<\p>

3 «С одной стороны, Рерих действительно был великим и очень интересным человеком как художник и мыслитель. Но с другой стороны, он пытался построить собственную антропософию как некое полурелигиозное и эзотерическое учение, и именно эту, парарелигиозную сторону его наследия я считаю не очень здоровой. Хотя его деятельность вписывается в общую тенденцию начала XX века, когда рождалось много новых религий». Кувакин В.А., российский философ, член Комиссия по борьбе с лженаукой<\p>

4 Музей имени Н. К. Рериха Презентация подготовлена по материалам Музея Рериха<\p>

5 Музей Н.К. Рериха расположен в центре Москвы, на территории старинной городской усадьбы Лопухиных. Открыт в 1993 г.<\p>

6 119019, Москва, Знаменский М. пер., 3/5 Яндекс.Карты Вернуться к просмотру<\p>

7 Н.К. Рерих ( ) Музей имени Н.К. Рериха посвящен жизни и творчеству Николая Константиновича Рериха русского художника, писателя и поэта, путешественника и археолога, общественного деятеля и педагога. Н.К. Рерих автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов. «Знамя Мира»<\p>

8 Знамя Мира Данный знак был предложен Н.К. Рерихом для международного Пакта по охране культурных ценностей. По его мнению: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой- либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах». Зал Знамени Мира Вернуться к просмотру<\p>

9 Н.К. Рерих как художник Серебряный век – период начала творческого пути Н.К. Рериха – эпоха духовного подъёма, оказавшего значительное влияние на формирование личности художника. Выдающиеся мыслители, такие как Н. Бердяев, И. Ильин, С. Франк, Г. Шпет вносили в русскую культуру глубинную философскую мысль, насыщали её напряжёнными исканиями смысла жизни и нравственных идеалов. В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н.К. Рерих, изучал русскую философию, философию Востока.<\p>

10 Славянские мотивы Восточные мотивы Сказочные сюжеты Религиозная тематика Космические мотивы Исторические сюжеты Северные мотивы Н.К. Рерих как художник<\p>

11 Картины художника своеобразны и притягательны. Их отличает глубокая духовность и символизм, поэтичность и гармония. Особое место в живописи Н.К. Рериха занимает космическая живопись. Космос пронизан Красотой, формы проявления которой беспредельно многообразны. Это прежде всего те ее проявления, которые человек открывает для себя как на земле, так и в мирах иных состояний материи. Космическая живопись Н.К. Рериха «Гималаи, Картина из серии Гималаи»<\p>

12 В поисках источников света Рерих обращает взор в космическое пространство. Издавна люди говорили, Что все они рабы земли И что они, созданья пыли, Родились и умрут в пыли. Но ваша светлая беспечность Зажглась безумным пеньем лир, Невестой вашей будет Вечность, А храмом мир. Николай Гумилев. «Людям будущего». Гималаи (Базго. Ладакх) Гималаи (Базго. Ладакх). 1940<\p>

13 «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко- оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха», записал 12 апреля 1961 года в бортовом журнале первый космонавт Юрий Гагарин.<\p>

14 В картинах Николая Рериха все насыщено пламенеющими огнями или бархатным мерцанием, в безбрежную лазурь уходят серебристые вершины гор, а облики людей излучают духовный свет. «И не убоимся»<\p>

15 Космическая эволюция человечества, ее особенности – одна из основных тем живописных полотен Н.К. Рериха. Таинственные глубины космоса, далекие миры и… человек как микрокосм, включенный в беспредельность макрокосма. Таков Моисей, протянувший руки вверх и почти касающийся льющихся из Космоса потоков света. Лучи полярного сияния –как раскрытая книга скрижалей, как проявление космического огня, логосу которого внимает Моисей. Космический огонь – духовно-материальная субстанция, способная соединить высшее и земное, Бога и человека.<\p>

16 Моисей Водитель, 1925<\p>

17 Мост как символ соединяет прошлое с будущим, настоящее с будущим, Учителей с учениками, земное с надземным, это связь частей света, и т.д. … «Обостренное внимание к экзистенциально-аксиологическим аспектам гармонизации Макрокосма Вселенной и микрокосма человека характерно и для многогранного наследия Николая Константиновича Рериха. Раскрывая специфику того типа созидательно-преобразовательной деятельности, который он отождествлял с космическим творчеством, художник-мыслитель имел в виду и особого рода субъекта». «Обостренное внимание к экзистенциально-аксиологическим аспектам гармонизации Макрокосма Вселенной и микрокосма человека характерно и для многогранного наследия Николая Константиновича Рериха. Раскрывая специфику того типа созидательно-преобразовательной деятельности, который он отождествлял с космическим творчеством, художник-мыслитель имел в виду и особого рода субъекта». М.М. Шибаева, философ Мост славы. 1923<\p>

18 Художник сумел передать на холсте мощь природы, стихии, разрушения… Богатая и цветущая Атлантида, располагавшаяся на огромном, острове в Атлантическом океане примерно 12 тысяч лет назад. Атлантида погибла и погрузилась в морские воды в результате сильного землетрясения, сопровождавшегося к тому же и извержениями вулканов. Гибель Атлантиды, 1929.<\p>

19 3 асыпай, У меня на руках засыпай, Засыпай Под пенье дождя… Далеко, там, где неба кончается край, Ты найдешь Потерянный рай. 3 асыпай, У меня на руках засыпай, Засыпай Под пенье дождя… Далеко, там, где неба кончается край, Ты найдешь Потерянный рай. Ария. Потерянный рай От края до края Небо в огне сгорает, И в нем исчезают Все надежды и мечты. Но ты засыпаешь, И ангел к тебе слетает, Смахнет твои слезы, Чтоб во сне смеялась ты!<\p>

20 Космическое мироощущение, присущее творчеству Н.К. Рериха, нашло выражение в идее об объединительном начале всех народов и культур. Культура — синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. «Н.К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования». Д.С. Лихачев, академик РАН «Н.К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования». Д.С. Лихачев, академик РАН<\p>

21 Космическая живопись Н.К. Рериха Перекресток путей Христа и Будды «Я не умаляю ни Запад, ни Юг, ни Север, ни Восток – потому что на практике разделения не существует, и весь мир разделен только в нашем сознании» … Все ступени Культуры ведут … за пределы национальных границ».<\p>

22 Заключение Художественное наследие Н.К. Рериха – ключ к пониманию мира и человека, его духовности и созидательного начала. Сегодня его картины, эскизы декораций, рисунки представлены во многих музеях и частных коллекциях мира. В России За рубежом Третьяковская галерея (Москва) Музея искусства народов Востока (Москва) Государственный Русский музей (Санкт- Петербург) Нижегородский художественный музей Новосибирская картинная галерея и др. Государственный художественный музей Латвии (Рига) Музей Виктории и Альберта (Лондон) Музей Н.К. Рериха (Нью-Йорк) Дом-музей Рерихов в Улан-Баторе Частные коллекции<\p>

23 Нью-Йорк Одесса Москва Санкт-Петербург, Извара Новосибирск Улан-Батор Алтай Индия, Наггар Здесь указаны музеи, посвященные семье Рерихов. На карте отмечено примерное местоположение. Нажав на можно ознакомиться с каждым музеем подробнее. Здесь указаны музеи, посвященные семье Рерихов. На карте отмечено примерное местоположение. Нажав на можно ознакомиться с каждым музеем подробнее.<\p>

24 «Судьба определила нам быть здесь, и это очень важно, потому что наш музей это звено, именно звено культурное, между Советским Союзом и Америкой». З.Г. Фосдик Сайт музея Вернуться к спискуО музее в журнале «Восход»<\p>

25 Фундамент суждённого будущего заложен давно, и ныне ступени к нему утверждаются на земле руками людей. Грани Агни Йоги Вернуться к спискуО музее в журнале «Восход»<\p>

26 «Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово, в сорока верстах от Гатчины.» Из статьи Н.К. Рериха «Самое первое» Вернуться к списку<\p>

27 «Наша деятельность сосредоточена на изучении наследия семьи Рерихов, но именно принципы организации и работы музея, заложенные самим Н.К. Рерихом при создании первого Музея Н. Рериха в Нью-Йорке, делают нас открытыми для самого широкого сотрудничества со всеми культурными людьми всего человечества» Е.Г. Петренко Вернуться к спискуО музее в журнале «Восход»<\p>

28 Музей Н.К. Рериха в Новосибирске активно действующий культурный центр. В нём размещены экспозиции, посвящённые Рерихам, их ученикам и последователям. В музее проходят различные выставки, концерты и встречи, демонстрируются фильмы. Работают музыкальный лекторий и педагогическая секция; совместно с учёными СО РАН проводятся научно- общественные конференции «Рериховские чтения». Ежемесячные «круглые столы», посвящённые изучению наследия семьи Рерихов, собирают людей со всей страны. Работают библиотека, видеостудия, книжный салон, издательский центр. Вернуться к списку<\p>

29 В Индии, где помнят членов семьи Рерихов, созданы и работают посвящённые им музеи. В бывшей усадьбе Рерихов в городке Наггар в долине Кулу, где семья прожила 18 лет, в настоящее время организован музей семьи Рерихов, который находится под патронажем Международного Мемориального треста Рерихов, как и оба здания Института «Урусвати» и место кремации Н.К. Рериха. Музейный комплекс в Кулу является местом паломничества множества людей из разных стран мира. Можно без преувеличения сказать, что сюда стремятся все, кому дорого имя и дело Рерихов. Вернуться к списку<\p>

30 В центре Москвы, в старинном особняке Лопухиных разместился Музей имени Н.К. Рериха при Международном Центре Рерихов, со­зданный по инициативе и при участии Святослава Николаевича Рериха. Полотна великого художника, бесценные рукописи, библиотека, архив, личные вещи и семейные реликвии, переданные С.Н. Рерихом, являются его главным сокровищем. Вернуться к списку<\p>

31 Более десяти лет действует Мемориальный Дом-музей Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон Усть-Коксинского района Республики Алтай. Музей располагается в бывшем доме старовера В.С. Атаманова, где в 1926 году останавливались Рерихи во время Центрально- Азиатской экспедиции. Музей Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон включён в список особо ценных памятников культуры Алтая. Вернуться к списку<\p>

32 Список использованных источников: Информационные стенды музея им. Н.К. Рериха Сайт музея им. Н.К. Рериха Шибаева М.М. Русский Космизм и духовное наследие Н.К. Рериха: мотивы созвучия Wikipedia. Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия Каталог картин Николая и Святослава Рерихов html Сайт «Сибирское Рериховское Общество»<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/905440/

Николай Константинович Рерих (Nicholas Roerich), 1874-1947. Россия-Индия. Картины 1901-1923 гг

Святослав Рерих, 1904-1993_Портрет Николая Рериха в тибетской одежде_1933_152.4 x 124.

5_холст, темпера_Частное собрание

Никола́й Константи́нович Ре́рих (27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947, Кулу, Химачал-Прадеш, Индия) — культурный деятель России XX века: автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Русский художник (создатель около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира), писатель (около 30 литературных трудов), путешественник (руководитель двух экспедиций в период 1923—1935). Общественный деятель, философ, мистик, учёный, археолог, масон, поэт, педагог. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России.

Представители рода Рерихов со времён Петра Первого занимали видные военные и административные посты в России. Его отец — Константин Фёдорович — был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать — Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров, М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие.

1901_Серия Начало Руси. Славяне_Заморские гости_85 x 112,5_х.,м._Москва, Третьяковская галерея

В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи.

В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени — В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. С 1892 г. Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества.

Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях, преподает в Петербургском археологическом институте (с 1897 по 1903 г.). Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос).

С 1905 г. Рерих начинает собирать коллекцию древностей каменного века. Она была представлена на Французском Доисторическом конгрессе в Перигё (1905), где получила высокую оценку. К 1910 г. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России, Германии, Италии, и Франции. Летом 1910 г. Рерих совместно с Н. Е.

Макаренко провели первые археологические раскопки в Новгороде.

 

1903_Нижний Новгород (Nizhny Novgorod). Сторожевая башня_41 х 31.4_д.,м._Москва, Международный центр-музей Н.К. Рериха

В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.

В 1899 году он знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года состоялась их свадьба.

Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга.

В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий художник и общественный деятель.

В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры.

Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

 

1911_Избушка в горах. Эскиз декораций к драме Ибсена Пер Гюнт

Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др.

Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерих в этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как искусствовед.

Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

1909_Небесный бой_50 x 74_картон, темпера и пастель_Частное собрание

Облачные построения являются любимым объектом внимания Рериха с самого начала его творчества. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы чего только не было в этих бесконечно богатых неисчерпаемых картинах небесных.

«Небесный бой» является одним из первых произведений, где художник решился сделать небесное облачное действо в один из самых грандиозных и драматичных его моментов основным объектом рассмотрения, занимающим четыре пятых поля картины.

Здесь Рерих мастерски соединяет сразу три волнующие его творческое воображение темы: выразительный мир облаков и туч, его состояния и трансформации; архаический пейзаж Северной Руси и её древние и средневековые обитатели; «небесные», «надземные» катаклизмы и их отражение на земле.

Издатели «Общины святой Евгении» (сестёр милосердия Красного Креста) выбрали эту картину наряду с двумя другими произведениями Рериха для начала популярной серии художественных открыток. Благодаря этому массовому воспроизведению в отличном качестве картина быстро стала чрезвычайно известной. 

1910 (ок)_Подношения_51.5 x 74.8_картон, темпера_Частное собрание

1910_Готовы к походу (Варяжское море)_138 х 315__Москва, Международный центр-музей Н.К. Рериха

1910_Эскиз декорации для балета И.Ф.Стравинского ''Весна священная''_52.9 х 74.5_холст, темпера_Москва, Международный центр-музей Н.К. Рериха

1912_Ангел последний (The Last Angel)_52.5 х 73.8_картон, темпера_Нью-Йорк, музей Н.К. Рериха

С 1906 по 1918 год Николай Рерих является директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой.

С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон.

Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.

Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В России и Европе за период с 1907 по 1918 год было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Леонид Андреев образно назвал творимый художником мир — «Державой Рериха».

1912_Дворец царя Берендея, эскиз декораций для сказки А.Островского Снегурочка_55.5 х 71_картон, темпера_Частное собрание

1914_Град обреченный_51 х 75.5_картон, темпера_Частное собрание

В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом Реймской Академии во Франции.

С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев,А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др.

«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К.

Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие», «Град обреченный» и др.

В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через все творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры.

1916_Пантелеимон Целитель_Москва, Третьяковская галерея

1917-1918_Серия Ладога_Скалы и утесы_32.5 х 40_д.,м._Частное собрание

В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.

1917-1918_Сигнальные дымы мира_100 x 155_холст, масло и темпера_Частное собрание

1917_Озеро Hympola_30 х 40.6_дерево, темпера и пастель_Частное собрание

1917_Покаяние_62.8 х 80.5_холст, масло и темпера_Нью-Йорк, Музей Н.К. Рериха

1917_Серия Героика_Захороненные сокровища (Hidden Treasure)_48.3 х 76.3_холст, темпера_Нью-Йорк, музей Н.К. Рериха

1917_Серия Героика_Приказ (The Command)_48.8 х 76.8_х.,м._Нью-Йорк, музей Н.К. Рериха

1918_Молитва столпника (Экстаз)_154.3 x 129.4_холст, масло и темпера_Частное собрание

1918_Повелитель ночи_72.8 х 79_холст, масло и темпера_Нью-Йорк, Музей Н.К. Рериха

1918_Приговор_49.5 х 73_холст, масло и темпера_Частное собрание

1918_Серия Вечные всадники (Equus aeternus)_Рыцарь ночи_32.5 х 41_дерево, темпера_Частное собрание

1918_Серия Вечные всадники (Equus aeternus)_Рыцарь утра_44 x 72,4_д.,м._Частное собрание

1919_Святой Меркурий Смоленский_91.5 х 91.5_Частное собрание

1919_Сокровище (The Treasure)_101 х 151_холст, масло и темпера_Частное собрание

1920_Секреты стен_51 х 76_Частное собрание

1920_Серия Мечты мудрости_Песнь потока_декоративное панно_235.2 х 122_холст, темпера_Нью-Йорк, Музей Н.К. Рериха

1920_Серия Мечты мудрости_Песнь утра_декоративное панно_235.2 х 122_холст, темпера_Нью-Йорк, Музей Н.К. Рериха

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии. В том же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. Вместе с женой вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское общество. Осенью того же года по приглашению С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского иА. П. Бородина.

В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США.

В числе 115 полотен художника экспонировались: «Сокровище ангелов» (1905), «Ангел последний» (1912), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Экстаз» (1917), серии «Героика» и «Сны Востока» и др. Выставки имели большой успех.

В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и др.

 

1921_Таос-Пуэбло, Нью-Мексико (Taos Pueblo, New Mexico)_49.5 х 76_холст, темпера_Частное собрание

1922_Монхеган, Мэн_Надежда (Monhegan, Maine. Hope)_55.5 х 84_холст, темпера_Частное собрание

1922_Монхеган. Мэн (серия Океан)_58.5 х 86.5_Частное собрание

1922_Монхеган. Мэн_56 х 85_холст, темпера

1922_Монхеган. Неопределённость

1922_Серия Санкта (Sancta)_И мы продолжаем лов_71.5 х 101.5_холст, темпера_Частное собрание

1922_Серия Санкта_И мы видим (И узрим)_71.1 х 101.5_холст, темпера_Москва, Международный центр-музей Н.К. Рериха

1922_Серия Санкта_И мы не боимся (И не убоимся)_72.5 х 102_холст, темпера_Москва, Международный центр-музей Н.К. Рериха

1922_Серия Санкта_И мы несём свет_71.1 х 101.5_холст, темпера_Москва, Международный центр-музей Н.К. Рериха

1922_Серия Санкта_И мы открываем врата (И открываем)_70.3 х 100.4_холст, темпера_Москва, Международный центр-музей Н.К. Рериха

1922_Серия Санкта_И мы трудимся (И труждаемся)_71.1 х 101.5_холст, темпера_Москва, Международный центр-музей Н.К. Рериха

1922_Старый Псков. Эскиз декорации к опере Римского-Корсакого Псковитянка_51 х 76_холст, масло и темпера_Нью-Йорк, Музей Н.К. Рериха

1922_Стражи снега_51.5 х 76_холст, темпера_Нью-Йорк, Музей Н.К. Рериха

В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. 

Определяя задачи Института, Рерих писал:

«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника.

Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это.

Дайте искусство народу, куда оно принадлежит».

Рерих Н. К. Об искусстве

Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года открылся нью-йоркский музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин художника.

1923_Мост славы_81.8 х 163.2_холст, темпера_Нью-Йорк, Музей Н.К. Рериха

Источник: http://vechnost7.blogspot.com/2014/11/nicholas-roerich-1874-1947-1901-1923.html?_escaped_fragment_

Ссылка на основную публикацию