Музей гугун (запретный город), пекин, китай

Запретный город в Пекине (Гугун) — дворец императоров Поднебесной

Главная страница » Китай » Пекин » Запретный город в Пекине (Гугун) — дворец императоров Поднебесной

Запретный город в Пекине — самый большой в мире дворцовый комплекс, площадь которого составляет 720 тысяч кв.м. В плане он представляет собой чуть вытянутый квадрат (длина северных и южных стен — 753 метра, западных и восточных — 961 метр), почти правильно ориентированный по сторонам света.

Знакомимся с Пекином:

Площадь перед залом Тайхэдянь (Зал Высшей Гармонии), ворота Тайхэмэнь, за ними — ворота Умэнь

Полное название дворца — Пурпурный запретный город, 紫禁城, цзыцзиньчэн. В настоящее время он называется Гугун 故宫 — «Бывший дворец».

История Запретного города

Запретный город строился с 1406 по 1420 год, когда Поднебесной правил третий император династии Мин (1368-1644) Чжу Ди (朱棣, 1360-1424, на престоле с 1403 года; девиз правления — Юн-лэ 永乐, «Вечное счастье»). Именно Чжу Ди превратил Пекин в столицу Китая. Все постройки выполнены из дерева. Поэтому неудивительно, что Запретный город неоднократно горел и перестраивался.

По легенде, в Запретном городе насчитывается 9999,5 комнаты. Рассказывают, что император пожелал иметь 10000 комнат («десять тысяч», 万 вань, — значимое число в китайской культуре).

Однако ему явился разгневанный Нефритовый владыка и заявил, что у него на Небе во дворце всего-то десять тысяч комнат, так что земному императору, пусть и Сыну Неба (天子 тяньцзы, титул китайских императоров), не подобает иметь столько же комнат.

Поэтому сделали чуть меньше — 9999 и еще половину комнаты. В действительности же комнат — 8707.

Запретный город построен в строгом соответствии с правилами китайской геомантии — фэншуй.

Император был не только правителем великой страны, но и наделялся сакральным статусом и жреческими функциями, осуществляя посредничество между Небом и Землей, поэтому каждая деталь в Гугуне имеет определенное значение. Слово «Пурпурный» в названии подразумевает Полярную звезду (кит.

北极星 бэйцзисин), которая считалась обителью Нефритового владыки. Подобно тому, как все звезды на небосводе совершают свой ход вокруг неподвижной Полярной звезды, так и император в Запретном городе пребывает в недеянии и правит Поднебесной.

В Запретный город вход простым смертным был ограничен. Иностранцы сюда практически не допускались. Поэтому, естественно, слагались самые фантастические легенды о том, что находится за высокими стенами дворца.

В строительстве Запретного города принимало участие свыше миллиона рабочих и около 100 тысяч различных мастеров. Правители династии Цин (1644-1911) проводили в Гугуне меньше времени, чем их предшественники, живя большую часть года в Летнем дворце (Ихэюань) или в Юаньминъюань.

Всего из-за стен Запретного города на протяжении почти 500 лет Поднебесной правили 24 императора — 14 императоров династии Мин и 10 императоров династии Цин.

После своего отречения от престола в 1912 году, до 1924 года здесь жил последний китайский император Пу И (溥仪, 1906-1967, китайский император в 1908-1912 году, сохранял титул до 1924 года).

Гугун в Пекине и Гугун в Тайбэе

Первый музей в Запретном городе появился еще в 1914 году — в Зале Боевой Славы (武英殿, Уиндянь). В 1924 году вся территория перешла в руки Китайской республики (1911-1949).

10 октября 1925 года здесь был создан музей, который назвали 故宫博物院 Гугун боуюань — Музей «Бывший императорский дворец». По описи, проведенной в том же году, в нем было около 1,17 млн. единиц хранения.

В последующие годы коллекция Гугуна значительно расширилась.

В 1933 году, во время японского вторжения в Китай, часть коллекции была эвакуирована в юго-западные провинции страны — Сычуань и Гуйчжоу. Удалось сохранить и ту часть коллекции, которая осталась в Пекине.

Однако в феврале 1948 года 2972 ящика были вывезены гоминьдановским правительством на Тайвань. Долгое время бесценная коллекция хранилась на железнодорожных складах и на сахарном заводе, затем в тайваньских музеях и в государственной библиотеке.

Наконец, 12 ноября 1965 года в Тайбэе был открыт Национальный музей «Бывший императорский дворец» 國立故宮博物院 Голи Гугун боуюань.

В настоящее время здесь находится 696112 единиц хранения — бронзовая скульптура, живопись, каллиграфия, керамика, изделия из нефрита и других полудрагоценных камней, фарфор, исторические документы, редкие книги, одежда, украшения, фурнитура, старинные монеты и др.

Запретный город — смысловой центр не только Пекина, но и всего Китая. Вместе с городскими воротами, лежащими по линии юг-север, он образует иероглиф «середина» (中 чжун), одну из основных категорий китайской философии и культуры, в центре которого находился трон правителя. Весь Гугун — это сложная система знаков и символов, и если их знаешь, начинает вскрываться его глубинный смысл.

Достопримечательности Гугуна

Для того, чтобы попасть собственно в Запретный город, нужно пройти несколько ворот. Если мы с вами пойдем от площади Тяньаньмэнь (с юга), то первыми на нашем пути будут ворота Тяньаньмэнь 天安门 (Ворота Небесного Спокойствия).

Ворота Тяньаньмэнь. Над входом висит портрет Мао Цзэдуна

Пройдя через них, мы окажемся на широкой дороге, ведущей к Гугуну. По левую сторону (на западе) будет бывший Алтарь Земли и Злаков, а ныне парк Сунь Ятсена (中山公园 Чжуншань гунюань).

Справа — бывший храм поминовения императорских предков Таймяо (太庙 Таймяо), ныне Дворец культуры трудящихся (劳动人民文化宫 лаодун жэньминь вэньхуа гун).

Далее на нашем пути будут ворота Дуаньмэнь 端门 (Почетные ворота, или Ворота Правильного Поведения).

Ворота Дуаньмэнь

Пройдя через них, мы окажемся перед стенами собственно Гугуна. Здесь всегда многолюдно.

Ворота Умэнь, за которыми начинается Запретный город

Запретный город со всех сторон окружен рвом с водой (护城河), над которым поднимаются неприступные стены высотой 10,4 метра.

Одна из сторожевых башен Запретного города

Запретный город окружен высокими стенами и рвом с водой

Ниже, на схеме можно увидеть основные постройки Гугуна:

Схема строений Гугуна

Красный пунктир на схеме делит дворец на две части: внешнюю (外朝) и внутреннюю (内朝).

A. Ворота Умэнь 午門, «Полуденные ворота». Б. Ворота Шэньумэнь 神武门, «Ворота военной доблести». В. Ворота Сихуамэнь 西华门, «Западные ворота». Г. Ворота Дунхуамэнь 东华门, «Восточные ворота».

Д. Сторожевые башни 角落 цзяолоу.

Е. Ворота Тайхэмэнь 太和门 «Ворота Высшей Гармонии». Ж. Павильон Тайхэдянь 太和殿 «Зал/дворец Высшей Гармонии». З. Павильон Чжунхэдянь 中和殿 «Зал/дворец Срединной (или Полной) Гармонии». И. Павильон Баохэдянь 保和殿 «Зал/дворец Сохранения Гармонии». К. Флигель Уиндянь 武英殿 «Флигель военачальника». Л. Флигель Вэньхуадянь 文华殿 «Китайский зал/дворец». М.

Сад Цынин 慈宁花园 «Сад Доброты и Спокойствия». Н. Наньсаньсо 南三所 «Три Южных Обители». О. Дворец Цяньцингун 乾清宫 «Зал Небесной Чистоты». П. Дворец Цзяотайдянь 交泰殿 «Зал Объединения и Мира». Р. Дворец Куньнингун 坤宁宫 «Зал Земного Спокойствия». С. Сад Юйхуаюань 御花园 «Императорский сад». Т. Павильон Янсиньдянь 养心殿 «Зал Воспитания Сердца».

У.

Дворец Ниншоугун 宁寿宫 «Дворец Спокойного Долголетия».

Пройдя через ворота Умэнь, войдем в Гугун. Перед нами открывается огромная площадь. Впереди — ворота Тайхэмэнь (Высшей Гармонии), а перед ними — Золотая Вода (金水 цзиньшуй), через которую переброшены пять мостиков (пять — священное число в Китае).

В Гугуне на площади перед воротами Великой Гармонии (Тайхэмэнь) всегда многолюдно

Мостики через Золотую Воду

Ворота Умэнь, вид со стороны ворот Тайхэмэнь

Площадь вся замощена, лишь местами пробиваются зеленые травинки. Со всех сторон она окружена красными (вернее, пурпурными) с золотом постройками. На фотографиях еще старое мощение, вскоре его заменили на новое.

Площадь между воротами Умэнь и Тайхэмэнь вся вымощена

Пурпурные стены Гугуна

Пройдя через ворота Тайхэмэнь, мы оказываемся на огромной площади. Ее масштабы подавляют. Впереди высится величественное здание Зала Высшей Гармонии (Тайхэдянь). На площади перед ним в прошлом проводились построения.

Зал Высшей Гармонии (Тайхэдянь)

На площади установлены огромные котлы, в которых в прежние времена разводили огонь.

Котел

В помещениях Гугуна устроены различные музеи.

Экспозиция музея Гугуна

Экспозиция музея Гугуна

Экспозицию Гугуна, как и многих других музеев подобного масштаба, невозможно осмотреть за один раз.

Ворота Тайхэмэнь (вид со стороны площади перед залом Тайхэдянь)

Гугун построен в соответствии с традициями строительства китайского жилища. Жилые строения и галереи, соединяющие их, стоят по периметру, в середине — квадратный или прямоугольный двор.

По мере расширения дома к нему достраивались все новые и новые «квадраты». Однако в Гугуне все здания настолько огромные, что чувствуешь себя песчинкой.

И если в классическом китайском доме во дворе обычно разбивали сад, то в Гугуне во многих подобных «дворах» зелени практически нет.

Отсутствие зелени в той части, которая предназначалась для проживания императора и членов его семьи имеет объяснение. В китайском языке есть иероглиф 困 кунь, который состоит из графем «дерево» внутри и опоясывающей его квадратной «ограды». Он означает «бедный», «нищий», «безвыходность», «осажденное положение».

Прямоугольная форма Гугуна напоминает ключ «ограда», и потому деревья, посаженные внутри этой «ограды», несли бы плохое предзнаменование императору Поднебесной, сыну Неба. Чтобы избежать воплощения в реальности данного иероглифа, создатели дворца предпочли не сажать на его территории деревья и заложить все камнем, чтобы деревья не выросли сами.

А для отдыха и культурных развлечений императора в северной части был построен сад Юйхуаюань.

Строения Гугуна

Балюстрада

За Залом Высшей Гармонии (Тайхэдянь) следуют Зал Срединной Гармонии (Чжунхэдянь) и Зал Сохранения Гармонии (Баохэдянь). Отсюда Сыны Неба вершили свою власть. Слово «гармония» в названии дворцов неслучайно. «Гармония» (和 хэ) — одна из основных категорий китайской культуры, она — «причина превращения всех вещей» (Ли цзи, «Записи о ритуале»).

Зал Срединной Гармонии, Чжунхэдянь

Над троном императора в Зале Сохранения Гармонии находится надпись из четырех иероглифов: 皇建有极 Хуан цзянь ю цзи.

Иероглиф цзи («предел», сравни с 太极 Тайцзи — «Великий предел») означает также срединность (中 чжун), срединный путь (中道 чжундао), Путь (道 дао).

 Таким образом, смысл фразы заключается в том, что император, управляя государством, должен придерживаться принципов срединности, беспристрастности, умеренности. И, с другой стороны, установления императора имеют предел.

Тронный зал в Зале Сохранения Гармонии

Бронзовый котел

Постройки в Гугуне

Постройки Гугуна

Пройдя через несколько дворов, мы увидели парк Цзиншань 景山. Он расположен на рукотворных холмах, которые были насыпаны из земли, вынутой при выкапывании рвов вокруг Запретного города.

Постройки Гугуна и парк Цзиншань

Левее, или, как принято говорить в Китае, западнее, расположен другой парк — Бэйхай 北海, за крышами Гугуна виднеется его Белая дагоба.

Крыши Гугуна и парк Бэйхай

Постройки становятся ниже и интимнее — начинается жилая часть дворца.

Ворота Цяньцинмэнь (Небесной Чистоты)

Ворота в жилую часть Гугуна

Позади Зала Сохранения Гармонии (Баохэдянь) находится одно из чудес Китая — мраморная резная плита. Ее длина составляет 16,75 метра, ширина — 3,07 метра, толщина — 1,7 метров. Вес в настоящее время — 250 тонн, а до обработки, по расчету специалистов, превышал 300 тонн.

Ее обнаружили в 70 километрах от Пекина и чтобы доставить в столицу, зимой дорогу покрыли льдом. Существующий ныне резной узор был выполнен в 1761 году, взамен сбитого старого.

На фоне рельефного изображения гор, морей и облаков танцуют девять драконов (символ императорской власти), каждый из которых держит в пасти огромный жемчужный шар (символ мудрости). Напротив, у ворот Цяньцинмэнь — плита поменьше.

Мраморная резная плита перед Залом Сохранения Гармонии

Драконы на мраморной резной плите

Ворота Цяньцинмэнь охраняют бронзовый лев и львица. Распознать их легко: под лапой у льва — шар, а у львицы — львенок.

Бронзовый лев

Бронзовая львица

Бронзовые лев и львица перед воротами Цяньцинмэнь

Медные курильницы

Один из залов Гугуна

Черепаха — символ долголетия

Журавль — символ супружеской верности

Солнечные часы

Один из залов Гугуна

За «официальной», «внешней» частью Запретного города следует «внутренняя», где жили члены императорской семьи, наложницы, евнухи. Здесь есть свои «улицы» и «дворы», окруженные высокими стенами. Сейчас в многочисленных помещениях расположены различные экспозиции по истории и культуре Китая.

Одна из «улиц» в жилой части Гугуна

«Улица» в северной части Запретного города, вдали на холме виднеются павильоны парка Цзиншань

Читайте также:  Картина "дети, бегущие от грозы", константин егорович маковский - описание

«Улица» в северной части Запретного города

Наконец, мы оказываемся в одном из садов Запретного города — Императорском (Юйхуаюань). На небольшой площади сосредоточены и растения, и причудливые камни, и вода, и павильоны. Здесь всегда многолюдно.

Императорский сад в Гугуне

Павильоны в Императорском саду

Беседка на скале

Дальше наш путь лежит в восточную часть Гугуна. Здесь также много своих «улочек» и «дворов».

Бывшие жилые постройки в Запретном городе

В Запретном городе

В одном дворике сохранилась постройка в европейском стиле — «Зал воды» (水殿 шуйдянь).  Его начали строить в 1909 году, но не успели завершить — грянула Синьхайская революция (1911-1912). Если в XVIII веке в Европе был в моде «китайский стиль» (шинуазри, например, см. статью «Постройки в китайском стиле в Царском Селе»), то в Китае, наоборот, «экзотикой» был европейский стиль.

Дворец Шуйдянь (Зал воды) так и не был завершен

Одна из построек в Гугуне

Приходит время поворачивать назад.

В Гугуне

Мраморный лев — хуабяо

Мои впечатления от Гугуна

Изучая Китай, я, конечно же, стремилась попасть в Гугун. В моем воображении Запретный город рисовался фантастическим местом.

Но, так получилось, что сюда я приехала уже после посещения роскошных садов Цзяннани (исторические территории к югу от Янцзы) и Пекина. И в результате — огромное разочарование вначале.

Вместо райских кущ и уютных павильонов — огромные площади, напоминающие плац, строения, подавляющие своими размерами, достаточно скупая, хоть и яркая цветовая гамма — пурпурный, золотой и серый.

Знаю, что и многие мои знакомые некитаисты тоже были несколько разочарованы Гугуном. Вернее, они ожидали увидеть нечто иное. Несколько портит впечатление и огромное число людей: сюда приезжают из самых удаленных уголков Китая, много иностранцев.

Тем не менее, узнав историю Гугуна, познакомившись с его основными достопримечательностями и музейными коллекциями, мое отношение изменилось. Этот дворец обязателен к посещению. Именно здесь можно по-настоящему прочувствовать мощь китайской империи, величие ее правителей, носивших титул Сын Неба.

Как проехать до Гугуна

Гугун находится в самом центре Пекина. На карте он выглядит как огромный квадрат.

На метро: станция «Тяньаньмэнь си чжан» 天安门西站 (Tian’anmen West Station), «Тяньаньмэнь дун чжан» 天安门东站 (Tian’anmen East Station), линия 1.

Автобусы: 1路, 2路, 10路, 52路, 52路区间, 52路区间2, 59路, 82路, 90路, 99路 и др.

Гугун на карте

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

Источник: https://anashina.com/gugong/

Запретный город (Музей Гугун)

Музей Гугун, как известно, — это бывший императорский дворец. Здесь на протяжении 500 с лишним лет жили 24 императора минской и цинской династий, среди которых 14 минских и 10 цинских императоров.

Гугун называли еще Цзыцзиньчэн (Пурпурный запретный городок). Почему императорский дворец носит такое название? Дело в том, что, по преданию, небесный бог живет в пурпурном дворце. Император, который.

Считает себя «сыном неба», следуя примеру небожителей, естественно, должен жить в пурпурном дворце. А название «запретный дворец» возникло потому, что сюда запрещалось приближаться простому народу.

Раньше за самовольное проникновение на территорию Запретного города грозила смертная казнь.

Строительство Гугуна началось еще при минской династии, в 1406 году. Строился он 14 лет. Строительство дворца было закончено в 1420 году. В 1421 году сюда переехал из Нанкина третий (но первый, кто жил во дворце Гугуне) минский император Чжу Ди. В течение Почти 500 лет этот дворец считался центром императорского правления.

В октябре 1911 года под руководством Сунь Ятсена была свергнута последняя в истории Китая династия Цин. Последнему императору Пуи с семьей было разрешено прожить еще 13 лет во внутренней части дворца. В 1924 году Пуи был изгнан из дворца. Через год, т. е.

в 1925 году, императорский дворец стал музеем и стал местом экскурсии для всех посетителей.

Гугун находится в центре Пекина. Дворцовый ансамбль его протянулся с востока на запад на 750 метров, с юга на север на 960 метров. Общая площадь — 720 тысяч квадратных метров. Говорят, в нем 9999 с половиной помещений.

В Китае 9 — число магическое, символ императорской власти. Согласно легенде, Небесный бог жил во дворце, насчитывающем 10 тысяч покоев. Так что его наместник на земле, сын неба, позволил себе чуть меньше.

Ему ни в коем случае нельзя превышать цифру 10000.

Дворец Гугун обнесен крепостной стеной высотой 10 метров и рвом шириной 52 метра. На четырех углах стены помещается четыре угловые башни для охраны императорского дворца. Поэтому Гугун еще называется городком в городе.

Запретный город в Пекине, видео:

Музей Гугун является самым большим архитектурно-художественным музеем Китая. Весь комплекс дворца состоит из двух главных частей: Внешнего двора и Внутренних покоев. Внешний двор включает в себя три больших центральных павильона и два боковых павильона. Здесь императоры устраивали торжественные церемонии, занимались государственными делами.

Внутренние покои включают в себя три главных павильона на центральной оси, по обеим сторонам которой шесть восточных и шесть западных дворцов. Во Внутренней части дворца императоры занимались повседневными делами, здесь жили и веселились их наложницы и дети. Сооружения в Гугуне деревянные и кирпичные.

Хотя дворец существует уже более 500 лет и его несколько раз реконструировали, но он сохранился в основном таким же, каким был 500 лет назад.

Наверно, вам интересно узнать, сколько же человек служило императору и всей его семье в таком огромном дворце. По записям в древних источниках известно, при минской династии во дворце служило 9000 придворных служанок и 10000 евнухов. По одним этим данным нетрудно представить себе роскошную и развратную жизнь в императорском дворце.

Вернуться в оглавление «Что? Где? Когда?»

Источник: http://www.bambooclub.ru/countries/china/excursions/document6718.htm

Запретный город Гугун

Содержание:

Запретный город – это древняя резиденция китайских императоров, сегодня превратившаяся в огромный музей. В настоящее время город называется просто Гугун или Бывший дворец. Это самый большой дворцовый комплекс на свете.

Он находится немного севернее площади Тяньаньмэнь и считается главной культурной и исторической достопримечательностью Пекина и всего Китая. Сюда ежегодно приходят и приезжают туристы со всех концов света.

История

Главный дворец Запретного города стал резиденцией императора с момента постройки, т.е. с начала XV столетия. В те времена в Пекине царствовала династия Мин. А прекратил ею быть в 1912 году, когда свергли последнего императора династии Цин.

Строился дворец около 15 лет. В его возведении участвовали лучшие архитекторы, зодчие, мастера каменных дел, художники и миллионы простых безвестных строителей. Строительство осуществлялось из драгоценных пород деревьев и дорогих материалов.

В Запретном городе жил император с семьей и слугами. Никто иной под страхом смертной казни сюда не допускался. Дворцовый комплекс обнесён мощными стенами и широким рвом, наполненным водой.

Всего за все время империи в этом городе жили 24 императора династии Мин и Цин. Здесь проводились все значимые церемонии, это был политический центр Великой Минской империи и Империи Цин.

В 1912 году последний император из Цинской династии по имени Пу И был свергнут, но ему разрешили продолжать жить во Внутреннем дворце. А во Внешнем дворце был организован музей. Несколько лет спустя, Пу И был изгнан из своего дворца.

В 30-е годы прошлого столетия, когда Япония напала на Китай и захватила Пекин, драгоценности дворца пришлось спешно вывозить. Значительная их часть была захвачена японцами, но из уважения к бывшему императору сохранена.

Больше всего ущерба этому объекту принесла Культурная революция. В 50-60 годы XX века здесь были разрушены некоторые артефакты. Однако вандализм был прекращен, около Гугуна были выставлены армейские батальоны для защиты культурного наследия.

За весь период своего существования до того, как в 1925 году стать музеем, Запретный город претерпел множество изменений. Он постоянно расстраивался и укреплялся, в него вкладывались огромные деньги.

Весь комплекс дворцов – это образец китайской традиционной дворцовой архитектуры. В конце 80-х прошлого века он первым в Китае вошел в известный список ЮНЕСКО, как самое большое древнее деревянное строение.

Запретный город сегодня

Запретный город – центр древнего Пекина, который называется Имперский город. Сам Гугун разделен на несколько частей, окружен стеной длиной в 3,4 км и высотой почти 8 м и рвом, ширина которого составляет более 50 м.

С трёх его сторон произрастают великолепные императорские сады и знаменитые парки. Южнее от Гугуна расположено Святилище, где все без исключения императоры Китая поклонялись духу нации и своим предкам.

Также на юг находятся Ворота Небесного Спокойствия с портретом отца народа – Мао Цзэдуна. Эти ворота – связующее звено между древним Гугуном и современной площадью Тяньаньмэнь.

Весь дизайн этого прекрасного архитектурного шедевра наполнен символами китайской религии и философии, а также подчеркивает величие императорской власти и ее прямую связь с небесами. Планировка соответствует старинным традициям.

Этот дворцовый комплекс – настоящее чудо света, о котором рассказано в книгах и фильмах. В 1918 году о нем рассказывалось в одном из первых китайских художественных фильмов, в биографическом фильме о последнем императоре Пу И, сериале про Марко Поло и пр.

Современность

В настоящее время Запретный город посещают не менее 7 млн. туристов в год, особенно много их летом. Это наиболее известная китайская достопримечательность. Недавно Си Цзиньпин принимал Дональда Трампа во Внутреннем дворце.

Этот памятник истории и культуры находится под охраной государства. Все обязанности, связанные с реставрационными работами, полностью возложены на Дворцовый музей, существует государственный план реставрации.

Как добраться?

Адрес Гугуна: Пекин, ул. Цзиншаньцянь, 4. Доехать до места можно на метро (станция пл. Тяньаньмэнь), городским общественным транспортом или на такси. Любой пекинец легко покажет Вам дорогу.

Сколько стоят билеты?

Гугун работает:

— летом с 08-30 до 17-00, стоимость билета: 60 юаней или $9;

— зимой с 08-30 до 16-30, стоимость билета: 40 юаней или $6.

Источник: http://veryclose.ru/zapretny-gorod/

Пурпурный запретный город в Пекине — резиденция сына Неба

Адрес: Китай, Пекин
Основные достопримечательности: Врата Небесного Спокойствия, Полуденные ворота, Зал Верховной гармонии, Зал Сохранения Гармонии, Зал Центральной гармонии, Дворец Небесной чистоты
Координаты: 39°54'57.0″N 116°23'26.9″E

В центре Пекина, к северу от самой большой площади мира — Тяньаньмэнь — находится Пурпурный запретный город, также известный под названием Гугун. Это действительно настоящий город внутри города, обнесённый мощными стенами.

Запретный город с высоты птичьего полёта

В течение почти 500 лет Гугун служил резиденцией 24 императоров династий Мин и Цин. Строительство дворца началось в начале XV века, когда император Юнлэ перенёс столицу из Нанкина в Пекин. Миллион строителей и 100 тыс.

мастеров — живописцев, резчиков по камню и дереву — в поте лица трудились над возведением Запретного города. Через 15 лет грандиозная стройка завершилась, и дворец предстал перед императором во всём своём великолепии.

По легенде, во дворце было 9 999 комнат, то есть на одну меньше, чем в резиденции Небесного владыки.

Врата Небесного Спокойствия

Император, считавшийся сыном Неба, не мог превзойти это число (10 тысяч). Сегодня в Гугуне насчитывается 980 дворцовых зданий и 8707 комнат.

Запретный город — «тайна за семью печатями»

Запретным город назвали потому, что вход в него был закрыт для простых смертных. Доступ для титулованных особ открывался по торжественным случаям и только до Зала Высшей Гармонии («Тайхэдянь»), где император устраивал официальные церемонии и вёл переговоры с дипломатами.

Полуденные ворота

По богатству украшений Тайхэдянь не имел себе равных во всём Китае. Зал поддерживают 72 колонны. Повсюду: на колоннах, на полу и в орнаментах — присутствуют изображения драконов.

В северной части зала установлен императорский трон, вырезанный из сандалового дерева. Над троном под потолком разместился самый знаменитый дракон, который держит в своей пасти жемчужину.

Китайцы верили, что дракон охраняет власть императора — если на престол взойдёт самозванец, то жемчужина упадёт ему на голову.

Зал Верховной гармонии

Читайте также:  Автопортрет в возрасте 58 лет, антон граф, 1794

Запретный город вытянут по оси с севера на юг и в плане представляет собой прямоугольник, с каждой стороны которого находятся ворота. По периметру дворцовый ансамбль окружён стеной длиной 3400 м и рвом с водой. По углам стены стоят сторожевые башни. Предание гласит, что архитектор долго ломал голову над проектом этих башен.

Но однажды, сидя в чайной, он встретил торговца, продающего сверчков в тростниковых коробочках. Коробка с вогнутой крышей и перекрытиями навеяла архитектору очертания бастионов, в которых стражники, подобно сверчку, никогда не должны спать.

Зал Сохранения Гармонии

Как видно, в Гугун невозможно было проникнуть без приглашения. Огромное количество комнат служило надёжной защитой от наёмных убийц: никто, кроме доверенных слуг, не знал, в какой комнате император будет ночевать.

Символика Запретного города

Планировка Гугуна подчинена теории «у-син», согласно которой в мире есть пять первоэлементов, порождающих все остальные вещи и явления природы: дерево, огонь, земля, металл и вода. Фасады главных зданий дворца обращены на юг: поскольку югу принадлежит огонь, а огонь порождает энергию, заключающую в себе мужское активное начало, или Янь (Солнце), то отсюда нужно управлять империей.

Зал Центральной гармонии

Север, символизирующий воду, порождает «Инь» (женскую сущность, Луну), поэтому жилые покои находятся в северной части.

Жёлтый цвет — это цвет земли, центра мироздания; он олицетворяет могущество императора, поэтому крыши в Запретном городе покрыты позолоченной черепицей.

Стены и столбы дворца выкрашены в красный цвет, отождествляемый с торжественностью, богатством и почётом.

Вода представлена искусственным каналом — «Золотой рекой», через которую перекинуто 5 мраморных мостов, символизирующих 5 добродетелей: мудрость, человеколюбие, верность, правдивость и уважение традиций.

Трон в Зале Центральной гармонии

В самой северной части Запретного города разбит императорский сад. В нём много водоёмов, беседок, бамбуковых зарослей, цветущих клумб и причудливых камней. Императоры здесь отдыхали и упражнялись в сочинении стихов, а жёны-императрицы устраивали смотрины кандидаткам в наложницы.

Музей Гугун

После Синьхайской революции 1911 года, свергнувшей с престола последнего императора Китая, Пурпурный запретный город переименовали в «Гугун», что означает «Дворец старых (бывших) правителей».

Трон во Дворце Небесной чистоты

В 1925 году Гугун был объявлен общедоступным музеем, а коллекция предметов искусства, собранная императорами, признана национальным достоянием. Музейный фонд императорского дворца насчитывает 1 млн. 807 тыс.

экспонатов, причём 1,7 миллиона из них считаются реликвиями государственной важности, а остальные — просто культурные ценности и даже осколки императорской керамики, которые также представляют интерес для искусствоведов.

Дворец Небесной чистоты

Среди изобилия сокровищ Гугуна выделяются следующие произведения: мебельный гарнитур из сандалового дерева, некогда украшавший резиденцию князя Гунна, каллиграфические шедевры кисти Чэнь Бо, ритуальные статуи воинов и коней времён императора Цинь Шихуанди, изделия из нефрита, бронзы и слоновой кости.

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/83-zapretniy-gorod-v-pekine

Запретный город (Музей Гугун)

Запретный город в Пекине (Гугун, Gugong, 故宫) – самый масштабный и наиболее хорошо сохранившийся до наших дней дворцовый памятник феодального Китая. Здесь на протяжении почти 500 лет жили и работали 24 императора династий Мин и Цин. Уникальный дворцовый комплекс воплотил в себе лучшие достижения китайского зодчества и является прекрасным образцом дворцовой архитектуры Китая.

Подготовительные работы по строительству Запретного города начались в 1406 году, за 15 лет до официального переноса столицы из Нанкина в Пекин, по приказу императора Чжу Ди. В целом только на то, чтобы приготовить и доставить необходимый строительный материал к месту работ, ушло 10 лет.

В будущий дворец привозили бесценный «золотой» кирпич, производством которого занимались в Сучжоу. Кирпич изготавливался из лучшей в Китае глины. После формирования плит, кирпич проходил три стадии температурной обработки, каждая из которых длилась 30-40 дней, для обжига использовались лучшие породы деревьев.

После 130 дней обжига кирпич покрывали ядовитым тунговым маслом, придающим плиткам золотистый оттенок и мерцающий блеск.

Особого труда рабочим стоило доставить огромные глыбы камней, из которых потом создавались скульптуры. Вес одного такого камня, установленного перед северным входом павильона Баохэдянь, составляет 260 тонн.

Транспортировка таких цельных каменных массивов могла осуществляться только зимой: рабочие заливали дорогу водой, а камень укладывали на специальные сани, в которые впрягались люди.

Ценные породы дерева из южных провинций Китая доставляли по реке Янцзы и Великому каналу.

Само строительство началось в 1417 году. На работы было мобилизовано 100 000 ремесленников и сотни рабочих. Спустя три года весь дворцовый комплекс, занимающий территорию в 720 000 кв.м и насчитывающий более 1000 строений, был готов.

Самые важные сооружения ансамбля в соответствии с традициями китайского зодчества находятся на центральной оси симметрии.

Попасть в Запретный город со стороны площади Тяньаньмэнь можно через Полуденные ворота (Умэнь). Это самое высокое сооружение Запретного города, представляющее собой терем, стоящий на постаменте высотой 10 м.

По обеим сторонам от терема высятся башенки, от которых вглубь комплекса уходят боковые помещения.

Всего в воротном ансамбле Умэнь – пять ворот. В центральные ворота имел право въезжать только император, и один раз в жизни в качестве новобрачной – императрица. На площади, следующий за воротами, устраивались церемонии по случаю окончания войн, зачитывались приказы императора.

Следующие ворота – ворота Тайхэмэнь, служившие входом в переднюю, официальную часть Запретного города. Когда-то между Полуденными воротами и Тайхэмэнь был вырыт канал с красивым названием «Золотая речка». Искусственный водоем, согласно фен-шую, должен был гармонизировать среду Запретного города, а также служил местом для стока дождевых вод.

Пять каменных мостиков, переброшенных через канал, сохранились до наших дней. Ворота Тайхэмэнь, как и Умэнь, увенчаны теремом, перед входом в который установлены каменные изваяния львов.

С древних времен в Китае перед воротами было принято устанавливать львиную пару: слева – льва, справа – львицу со львенком. Считалось, что эти животные защищают вход, а также свидетельствуют о могуществе хозяина.

В тереме Тайхэмэнь император принимал просителей, здесь же зачитывались императорские указы.

Следующий за воротами Тайхэмэнь павильон Тайхэдянь (тронный зал Высшей гармонии) – главное сооружение Запретного города и самое крупное деревянное сооружение в Китае. Здесь устраивались самые пышные дворцовые приемы, проводились церемонии коронации, венчание и дни рождения императоров.

Павильон Высшей гармонии достигает в ширину 33 м, в длину – 60 м и в высоту – 35 м. Это величественное сооружение стоит на высоком постаменте, в лишний раз подчеркивающем престиж здания. Крышу с желтой черепицей украшают 9 традиционных фигурок животных, а также одна фигурка человека.

Отступив от традиции, строители лишний раз хотели обратить внимание на уникальность и важность этого павильона. В оформлении зала преобладают орнаменты с изображением дракона – символа власти императора. Таким же орнаментом украшены шесть золотых колонн, поддерживающих крышу.

Центральное место помещения отведено под императорский трон – «Драконье кресло», позади которого установлена ширма, также украшенная драконьим орнаментом.

Исследователи подсчитали, что в общей сложности в павильоне Вечной гармонии фигурирует 12600 изображений драконов. Пол зала устлан «золотыми» кирпичами, которые даже после 600 лет эксплуатации практически не утратили своего первоначального блеска. Перед входом в павильон можно увидеть бронзовые скульптуры черепахи и аиста – символов долголетия и благоденствия.

Внутри изваяний предусмотрены отверстия, в которые в праздничные дни помещали благовония, дым от которых окутывал площадь.

В целом вся величественная архитектурная композиция вместе с золотой черепицей изогнутых крыш, красными колоннами и стенами, белоснежным цоколем и балюстрадой, сине-зелеными узорами на стрехах вызывало чувство трепета перед абсолютной властью живущих здесь императоров.

За залом Высшей гармонии следует небольшой павильон Чжунхэдянь – зал Срединной гармонии. Здесь император готовился к торжественным приемам в Тайхэдянь, а также отдыхал после утомительных церемоний.

В следующим за ним павильоне Баохэдянь – зале Сохранения гармонии – проводились императорские экзамены, а также ежегодно устраивались торжественные приемы в честь князей Монголии и Синьцзяна.

Перед Баохэдянь установлен уже упоминавшейся огромный камень весом в 260 тонн. В каменном монолите вырезаны девять драконов, летающих в облаках и играющих с жемчужинами.

Напомним, что 9 – наивысшее из доступных человеку чисел издревле считалось императорским числом.

За двором, прилегающим к павильону Баохэдянь, начинается жилая часть Запретного города, попасть в которую можно через ворота Цяньцингун – ворота Небесной чистоты.

С двух сторон от ворот стоят каменные ширмы с изящным вырезанным орнаментом, защищающие императорские покои от посторонних глаз.

Жилой комплекс за воротами включает в себя два дворца – дворец Земного спокойствия и дворец Небесной чистоты, и павильон Цзяотайдянь – зал Объединения и мира.

Дворец Земного спокойствия некогда был резиденцией императрицы, но в середине XVII века его перестроили в маньчжурском стиле, разделив на две части: брачную опочивальню императора и кумирню для жертвоприношений.

В брачной опочивальне можно увидеть два традиционных китайских ложа, покрытых покрывалами с изображением двойного иероглифа «счастья» и играющими детьми, символизирующих пожелание богатого потомства.

В этой комнате новобрачные, как правило, проводили первые две ночи совместной жизни, после чего разъезжались по разным дворцам.

Во дворце Небесной чистоты находились личные покои императора, где он жил и работал.

Из жилых покоев через ворота Земного спокойствия дорога ведет в живописный императорский сад с множеством прудов, извилистых тропинок, искусственных горок, изящных беседок, галерей и других традиционных элементов садово-парковых ансамблей.

В отличие от помпезной официальной части Запретного города, сад отличается миниатюрностью и уютной домашней атмосферой. Из сада в город можно выйти через ворота Шэньумэнь (ворота Военной доблести).

Источник: http://www.chinatrips.ru/beijing/attraction/the-forbidden-city.html

Китай: Запретный город — Императорский дворец Гугун в Пекине (видео) | COGITO PLANET

Запретный город (Императорский дворец Гугун в Пекине) — самый обширный дворцовый комплекс в мире. Задуманный еще в 1406 году, он на протяжении веков был закрытым для простых смертных (отсюда происходит и название дворца). С этого места Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.

Но даже сегодня, спустя 75 лет после того, как дворец покинул последний китайский император, он все еще остается запретным, половина города по-прежнему закрыта для любопытствующих туристов и окружена ореолом таинственности.

Этот Дворец был первым из китайских объектов занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества (в 1987 г.).

Императорский дворец Гугун был построен в 1406—1420. Его общая площадь — 720 тыс. кв. м; дворцовый комплекс насчитывает 9999 комнат.

Окружен стеной длиной 3400 м и рвом с водой, который называется «Золотая вода».

В его возведении принимали участие миллион строителей и 100 тысяч других специалистов — мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д. Ведут в него Врата Небесного Спокойствия.

Запретный город строился по указанию императора Юнлэ из династии Мин, который готовился перенести столицу в Пекин. В то же самое время император строил другой запретный город — на вершине горы Уданшань, который так и не посетил после завершения строительства.

В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цин, восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты.

К XVIII веку запретный город приблизился к зениту своего великолепия.

Территория Запретного города в плане представляет собой квадрат. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10,4 метра. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады.

Императорский дворец — это сочетание просторных площадей и великолепных дворцов с лабиринтами узких переулков. Даже самые мелкие детали имеют потайной смысл и значение. Впрочем, как и все в Китае.

Еще в начале XX века на площадь перед Императорским дворцом могли ступить лишь немногие высокопоставленные чиновники, причем только в парадном одеянии, и иностранные подданные. Стоять они должны были молча, затаив дыхание, дабы не нарушить священную тишину. Простому же народу — лаобайсин — было строго-настрого запрещено даже приближаться к дворцу.

Читайте также:  Картина астроном, ян вермеер дельфтский

Но и те счастливцы, которые были допущены ко двору, не могли беспрепятственно передвигаться по резиденции: внутри Запретного города существовали абсолютно недоступные территории — комнаты, где жила венценосная семья. Входить туда мог только сам император да евнухи.

Если смотреть на Запретный город с высоты Угольной горки — любимого парка императора, то увидишь желтые крыши и красные стены. Желтый и красный — главные цвета Императорского дворца. В древнем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почтение.

Дворцы, выкрашенные в красный, возводились здесь уже 2000 лет назад. Второй, самый важный китайский цвет — желтый, цвет черепицы Запретного города. Китайцы верили, что Вселенная состоит из пяти элементов: дерева, огня, земли, металла и воды. Самым важным из всех считалась земля, которая обозначала центр.

Желтый — самый чистый из всех известных цветов, это цвет земли — центра мироздания. Он символизирует высокое положение и ритуал.

Если какой-либо чиновник или члены его семьи одевались в желтое или использовали этот цвет иным образом — например, в оформлении интерьера или покрывали свои дома желтой черепицей, их ждала суровая кара, вплоть до смертной казни вместе со всеми чадами и домочадцами.

Фасады всех главных зданий дворца обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным ветрам из Сибири. Главный вход тоже находится на южной стороне. Он называется Вумен (полуденные ворота), здесь император инспектировал свои войска.

За воротами — внутренний двор, который пересекает небольшая Золотая речка. Через нее перекинуты пять мраморных мостиков, символизирующих пять добродетелей и ведущих к Воротам высшей гармонии. За ними — еще один большой внутренний двор. Он так велик, что там могут поместиться 20 000 человек.

На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, возвышается самое значительное здание Запретного города — Дворец высшей гармонии. В этом дворце по особо торжественным для государства дням восседал на троне император. Под перезвон колоколов его окружали волнами фимиама управляющие, сановники и вельможи.

Далее расположены два других помещения для церемоний: Зал полной гармонии и Зал сохранения гармонии. Еще дальше к северу — частные покои императоров, их семей и придворных.

Сегодня во многих из этих комнат выставлены собранные императорами сокровища, среди которых особо примечательна коллекция часов и марионеток. Но эти богатства лишь в малой степени создают впечатление былого величия. // asian.com.ua

Китай на форуме

Источник: http://cogitoplanet.com/2011/06/kitaj-zapretnyj-gorod-imperatorskij-dvorec-gugun-v-pekine-video/

Гугун (Запретный город) Пекин

Гугун (Запретный город)

Пекин

Гугун – «дворец старых (бывших) правителей». Так пос ле падения монархии в Китае в 1911 году стали называть главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по начало XX века. Находится в центре Пекина. 10 октября 1925 года в бывшем императорском дворце был создан соответственно названный музей.

Самый обширный дворцовый комплекс в мире, занимает 720 тыс. кв. м. Территория Запретного города в плане представляет собой квадрат. Окружен стеной длиной 3400 м и рвом с водой, который называется «Золотая вода». Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.

Императорский комплекс был отрезан от остальной территории Пекина рвами и пурпурно-красными стенами. Именно поэтому иногда его называют Пурпурным городом.

Только император и его приближенные имели право здесь находиться, а для простых смертных эта часть Пекина была недоступна.

Императорский двор, насчитывавший несколько тысяч чиновников, охранников, наложниц и рабынь, а также евнухов, представлял собой маленькое государство в государстве – с особенной иерархией, законами, судом и финансами.

Запретный город был выстроен в 1420 году, когда император Чжу Ди из династии Мин перенес столицу страны из Нанкина в Пекин. После этого был возведен дворцовый ансамбль, соответствовавший величию имперской власти.

В 1644 году династия Мин была свергнута маньчжурами, и город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цин, восстановили его в прежнем виде.

В Цинскую эпоху многие императоры наведывались в Запретный город только для формальных приёмов, проводя большую часть времени за городом, в Летнем дворце или дворце Юаньминъюань.

Комплекс окружен широкими рвами и стенами высотой 10 м. Они так широки, что там свободно могут разъехаться две повозки. Мощь этих стен подчеркивается изяществом четырех угловых башен, имеющих замысловатую форму. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады.

Старинные китайские здания отличались рядом специфических архитектурных черт: они были приземистыми, с массивными стенами и огромными многоярусными крышами, с рельефно выраженными, загнутыми карнизами.

Крыши и ворота, покрытые цветной глазурованной черепицей и барельефами, а также многими надписями, придавали зданиям праздничный и парадный вид.

В таком же стиле был выстроен и дворцовый ансамбль Гугун, напоминавший небольшой город.

Дворцовый комплекс насчитывает 8707 комнат, в которых жили император и его женщины (мать, жены и наложницы), также бесчисленные слуги и множество евнухов. Легенда такова.

Первоначально планировали построить дворец с 10 тысячами комнат. Но только в самом дворце богов насчитывается 10 тысяч комнат.

Тогда было решено построить 9999 с половиной комнат и таким образом сохранить в неприкосновенности авторитет и Неба, и императора.

Внутрь комплекса Запретный город можно попасть через одни из четырёх ворот: на севере – Ворота военной доблести (Шэньумэнь); на юге – Полуденные ворота (Умынь); на западе – Западные цветочные ворота (Сихуамэнь); на востоке – Восточные цветочные ворота (Дунхуамэнь). Комплекс разделен на Внутренний дворец и Внешний дворец.

Ворота Тяньаньмэнь, или Ворота Небесного Спокойствия – основной вход в императорскую резиденцию с главной площади современного Пекина Тяньаньмэнь, на которой еще в начале XX столетия разрешалось находиться лишь немногим высокопоставленным чиновникам (обязательно в парадном одеянии) и иностранным дипломатам.

Ворота имеют величественную надвратную башню с двухкарнизной крышей, покрытой глазурованной черепицей. Перед воротами Тяньаньмэнь возвышаются две монументальные триумфальные колонны (хуабяо), высеченные из белого камня.

Основания колонн имеют форму восьмиугольника, сами колонны украшены искусной резьбой, изображающей летящих драконов, облака и каких-то мифических животных. Эти ворота ведут к воротам Умынь.

Полуденные ворота (Умынь) – ворота собственно Гугуна. Они являются символом солнца и высшей императорской власти. Построены в 1420 году.

Эти ворота славились своим пышным убранством и красотой. Их венчает величественная башня, возведенная на высоком десятиметровом цоколе, под двухъярусной крышей.

За воротами Умынь открывается вид на большую площадь, окаймленную дворцовыми зданиями.

Внутренняя река Золотой воды – канал «Яшмовый поясок», который расположен в центре площади за воротами Умынь. Берега канала облицованы белым мрамором. Через него перекинуты пять красивых мостиков с низкой каменной балюстрадой.

Через средний мостик прямая, выложенная белыми плитами дорога ведет к следующим воротам Тайхэмень, которые охраняет пара оскалившихся бронзовых львов. Львы, стерегущие входы во дворцы, выполняли символическую роль. Чем выше положение хозяина, тем свирепее вид зверей.

Львы Запретного города были самыми грозными в Поднебесной империи.

Тронные палаты – три тронные палаты, являющиеся главными сооружениями Гугуна. Они расположены на общей для них трехъярусной террасе высотой 7 м. Она облицована белым мрамором и обведена мраморными резными балюстрадами со стилизованными изображениями драконов, фениксов и плывущих облаков. Они являлись классическим образцом китайского национального стиля.

Эти покои призваны олицетворять непревзойденный авторитет императора, они же служили местом императорских аудиенций. Примечательно и неслучайно, что в названиях всех трех павильонов имеется иероглиф «хэ» – «мир», «гармония».

Тронная палата Высшей Гармонии – один огромный павильон, где проходили торжественные церемонии, отмечали праздники и дни рождения императора. Он восседал в глубине зала на высоком троне с эмблемой дракона. Тронная палата Высшей Гармонии является самым грандиозным сооружением в Запретном городе. Ее высота 35 м, а площадь 2300 кв. м.

Разделенная на 11 звеньев и поддерживаемая красными колоннами, эта палата протянулась с запада на восток на 63 м. Крышу палаты поддерживают 84 колонны диаметром в 1 м. Перед Тронной палатой Высшей Гармонии застыли в бронзе черепаха (символ долголетия) и журавль (символ мудрости), а рядом стоят большие медные треножники (символ императорского трона).

Перед палатой Высшей Гармонии Тайхэдянь находится совершенно пустой двор. Площадь этого двора более 30000 кв. м. Всякий раз во время дворцовых церемоний в этом дворе выстраивались в строгом порядке ряды вооруженных стражников, в порядке субординации стояли на коленях лицом к северу гражданские и военные сановники.

Из многочисленных треножников и курильниц поднимались дым благовоний, усиливая и без того таинственную атмосферу, окружавшую императора.

Тронная палата Полной Гармонии – зал, где император просматривал молитвы для жертвоприношений, обозревал зерно и земледельческие орудия, предназначенные для его церемониального землепашества.

Палата Сохранения Гармонии – зал для проведения государственных экзаменов на высшую ученую степень.

Гигантская каменная плита, покрытая барельефами – самое крупное и высокохудожественное произведение барельефного искусства в Запретном городе. Служит препятствием для проникновения злых духов. Стена была сооружена в 1417 году. Ее длина 27 м, толщина – 1,2 м, а высота – 5 м.

Вся стена выложена глазурованной плиткой и отличается высоким мастерством композиции и тонким подбором красок. Дракон – исключительно императорский символ власти. Узор составлен из 9 извивающихся драконов, каждый из которых держит в пасти большой жемчужный шар.

Фоном танцующим драконам служат рельефные изображения гор, морей и облаков. Вес каменной плиты до ее обработки превышал 300 тонн. Камень был доставлен еще до окончания застройки императорской резиденции, так как иначе такой камень невозможно было бы перенести через многочисленные ворота дворца.

Он насчитывает более 570 лет.

Императорский сад – сад невелик (130 м на 90 м), но очень живописен. Он засажен деревьями (вековыми кипарисами и соснами), декоративными кустарниками и яркими цветами, украшен статуями, каменными садами и живописными искусственными горками, прудами и водопадами, а также вольерами для содержания различных птиц и животных.

Внутренние (семейные) дворы – проникновение во внутренние покои строго запрещалось любому, даже князьям императорской крови, пройти могли лишь дежурный чиновник и лица, призванные к императорской аудиенции. На общей мраморной платформе стоят дворец Небесной чистоты, павильон Соединения и процветания и дворец Земного спокойствия.

Красные фонари в переулке Юнган – фонари в покоях императрицы и наложниц. При Минах перед входом в покои каждой из жен и наложниц вывешивались фонари из красного шелка. Отсутствие фонаря говорило о том, что именно в покоях этой жены проводит ночь богдыхан.

Евнух, совершавший ночной обход переулка Юнган, заметив по отсутствию фонаря, что выбор императором уже сделан, оповещал остальных наложниц о том, что они могут отправляться ко сну.

При Цинах уже во время вечерней трапезы император решал, с какой женой или в одиночестве проведет ночь.

С самого начала, после постройки, во дворцах была устроена система отопления, проведённая под полом жилых построек. Источники тепла находились за пределами построек, к которым были проведены подземные трубы, по которым и поступало тепло. Также обитатели Запретного города для обогрева использовали особые жаровни с древесным углем, при горении не имевшем дыма и запаха.

В Запретном городе для хранения продуктов и напитков применяли холодильники, охлаждаемые природным льдом, заготовленным с зимы.

Лед заготовляли на реке в самый холодный период зимы, его хранили в подземных погребах и по мере надобности доставляли в дворцовые помещения. Еще в качестве холодильников использовали специальные деревянные лари с крышкой.

В них хорошо сохранялись продукты, а холодный воздух через отверстия в крышке можно было использовать для охлаждения воздуха в помещении.

В 1933 году, во время японского вторжения в Китай, значительная часть коллекции музея (111 549 единиц хранения, включая императорские троны), была эвакуирована на юго-запад страны. Часть материалов, эвакуированных из Пекина во время войны (2972 ящика из 13427), была вывезена гоминьдановским правительством на Тайвань.

Следующая глава

Источник: https://culture.wikireading.ru/53799

Ссылка на основную публикацию